Домой Связной Основные школы в истории экономики. Тесты по экономике

Основные школы в истории экономики. Тесты по экономике

    Адвалорный – 3

    Специфический – 2

    Комбинированный - 4

    Альтернативный - 1

Определение:

    Применяется по решению таможенных органов

    Ставка таможенной пользы снимается с единицы веса, объёма, длинны.

    Пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости товара.

    Одновременно взимаемы адвалорные и специфические ставки.

    Позитивная экономика занимается :

    Выявлением содержательных процессов и явлений.

    Поиском путей выхода из кризиса

    Использованием экономических законов при решении экономических задач

    Определением имеющихся ресурсов.

    Установить соответствия между правами собственниками и субъектами ОАО:

      1. Право пользования

        Право распоряжения

        Право владения

        Право на запрещение вредного использования

    1. Субъекты:

      1. Совет директоров – iii;

        Государство - iv

        Акционер - ii

        Общее собрание акционеров – i

    Каждому из определений дать соответствующее понятие:

    1. Анализ – мышление, направленное на выявление специальных свойств и явлений для заключения специальных свойств и явлений.

      Индукция – метод умозаключения, основанный на распространении тории по обобщению фактов

      Синтез – мышление, которое ориентировано на выявление того общего, что связывает отдельные явления.

      Дедукция – метод перехода от общего к частному

    Установить между названиями работ и их авторами.

      1. Исследование о природе и причинах богатства народов – (iiиз авторов).

        Общая теория занятости процента и денег – (ivиз авторов).

      1. Фридман Мильтон

        Маршалл Альфред

        Смит Адам

        Кейнс Джон Мейнод

  1. Учение меркантилистов в России разделяют:

    1. Мардвинов

      Посошков

      Ордин-Нащёкин

  2. Установить соответствия между теориями и фамилиями авторов этих теорий:

      1. Теория социального и рыночного хозяйства - (iiiиз авторов).

        Неоклассический синтез – (iиз атворов).

      1. Самоэльсон

    Установить хронологический порядок возникновения экономических школ:

    1. Классическая школа - 3 .

      Меркантилизм – 1 .

      Марксизм - 4 .

      Физиократия – 2 .

    Установить соответствия между теориями и распространителями/авторами

      1. Политическая английская экономика – (iиз распространителей/авторов)

        Институцианализм – (iiiиз распространителей/авторов)

      1. Риккардо

        Плеханов

      2. Бён-Баверк

    Доходы потребителей выросли от 6000 до 15000. При этом спрос на товар Х вырос от 50000 до 100000. Это позволяет охарактеризовать товар Х, как :

    1. Предмет роскоши

      Предмет первой необходимости

      Товар-заменитель

Расчёт коэффициента эластичности:

    Пример по расчёту эластичности :

E- ЭЛЛАСТИЧНОСТЬ

Самый высокий товар будет при коэффициенте эластичности 1.

    Более сложный пример по ра c чёту эластичности:

Найти коэффициент эластичности спроса (идёт с минусом).

Издержки.

    Таблица :

При сколько надо нанять рабочих, чтобы количество вырабатываемой продукции на одного рабочего было оптимально.

    Какое выражение представляет собой предельные издержки?

    1. TVC/∆Q

    Произведено 500 единиц продукции. Средние переменные издержи AVCравны 2. Средние постоянные издержкиAFC равны 0,5. Чем равны общие издержки. 2*500+0,5*500 = 1250.

    Объём выпуска фирмы в неделю – 30 штук. Затраты составляют: сырьё 200 у.е., аренда помещения – 100 у.е., зарплата рабочих – 900, амортизация – 100 (обозначают А). Оклад управляющего – 500. Чему равны средние общие издержки? (200+100+900+100+500)/30 = 60.

    Общие издержки представлены функцией: TC= 0.1*Q^3-4*Q^2+50*Q+100. Найти функцию средних переменных издержекf(AVC) =VC/Q= (TC-FC)/Q. ЗдесьFC= 100 (постоянна функцииTC). Тогдаf(AVC) = 0.1*Q^2-4*Q+50.

    Какая из данных кривых не принимает U-образной формы???

    1. MC – предельные издержки (в виде горизонтальное прямой)

Греческое слово "экономика" в буквальном переводе означает "искусство ведения хозяйства". Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя "новой" науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и в пределах крупного региона, страны, всего мира. Сегодня существуют самые разные экономические школы, которые представляют собой системы теоретических изысканий и взглядов, обосновывающих концепцию и законы данной науки. О самых интересных из них стоит рассказать.

Меркантилизм

Первые экономические школы представляю особый интерес. Меркантилизм как раз таковым и является. Он формировался в период XV-XII вв., а сам термин был введён в научным оборот французским экономистом Антуаном Монкретьеном, который также известен как драматург.

Меркантилизм отображал политику государства, поскольку сторонники данного учения представляли интерес торгового капитала. Главной их целью было удержание в стране драгоценных металлов. Что достигалось различными методами. На импортируемые товары устанавливались высокие цены, экспорт серебра и золота из страны сурово карался. А удержания в государстве денег удавалось добиться запретами на их вывод за границу. Даже если импортёрам удалось выручить прибыль с продажи их продукта, они были обязаны потратить средства на приобретение местных товаров.

Исходя из этого, можно заявить, что во главе меркантилизма стояла теория денежного баланса. Однако это был ранний этап данной школы экономического развития, длившийся до начала XVI вв. Затем наступил поздний меркантилизм. И основные положения изменились. Жесткие ограничения, касающиеся вывоза денег и импорта товаров, перестали существовать, появилась идея торгового баланса, начались активные закупки дешёвого товара в одних странах и его последующая реализация в других за бóльшие деньги.

Сейчас считается, что меркантилизм в плане школы экономической мысли является очень примитивным. Потому что он соответствовал лишь одной эпохе - той, когда основной идеей было накопление капитала. Но всё же именно это направление дало толчок к развитию учения, касающегося финансов. Так что к нему относятся с уважением - как к предыстории экономической науки.

Физиократия

Нельзя не отметить вниманием и это французское учение XVIII века, рассказывая про экономические школы. Его основателем является Франсуа Кенэ.

Физиократы испытывали враждебное отношение к сословному строю общества, а также к сеньориальным правам и дворянским привилегиям. Народолюбие было одной из главных их идей. Также физиократы считали, что богатство создаётся в сельском хозяйстве, а не в торговле. Потому что ремесленники и работники других сфер промышленности не создают ничего нового, приносящего прибыль. Они лишь перерабатывают всё произведённое в сельском хозяйстве. Торговля занимается перераспределением богатства, в то время как сельское хозяйство является его стабильным источником. Поэтому одним из важнейших вопросов физиократии была проблема сбалансированности рынка.

Интересно, что физиократия имеет место быть и в наше время. На сегодняшний день её развитием занимается американский экономист и политический активист Линдон Ларуш. Вообще, учение физиократов сложно переоценить. Ведь это была первая социально-экономическая школа, которая открыла научный этап развития данной науки. Именно она затронула ряд принципиально новых вопросов и частично решила некоторые проблемы. Появились идеи о разделении труда, происхождении и использовании денег, о заработной плате и факторах, которые на неё влияют. Они до сих пор представляют собой интерес и не теряют актуальности.

Классическая политическая экономия

Это направление, возникшее в период XVIII-XIX вв., заслуживает особого внимания. Ведь оно является первым из всех современных экономических учений. Которое, кстати, берёт начало из физиократии.

Первой возникла идея либерализма. Основным принципом её было соблюдение невмешательства государственной власти в экономические процессы, что давало предпринимателям неограниченную свободу в плане конкуренции. Меркантилизм и физиократия утратили свою актуальность. Перестал осуществляться и прямой государственный контроль экономической деятельности. Это привело к возникновению свободного частного предпринимательства. И воцарилась так называемая laissez faire - политика невмешательства.

Кстати, именно в рамках данного направления возник термин «невидимой руки», известный каждому образованному человеку. Впервые о системе саморегулирования заговорил шотландский экономист и философ-этик Адам Смит. И сегодня действие рыночного механизма, координирующего решения продавцов и покупателей, можно наблюдать на практике. Принцип прост: производителю важно извлечь выгоду, однако его путь к ней прокладывается через удовлетворение потребностей покупателя. Поэтому он, преследуя собственную цель, реализует интересы общества.

Почему же классическая экономическая школа считается таковой? Потому что большинство её методологический положений и теорий, которые лежат в основе данного направления, имеют подлинно научный характер. И это очень важно. Ведь именно благодаря людям, представлявшим данное течение, экономическая теория получила статус научной дисциплины.

Неоклассицизм

О нём также необходимо рассказать, перечисляя школы экономической мысли. Неоклассицизм - это особенное учение. Поскольку оно включает в себя целый ряд направлений и школ, объединённых общим принципом, который подразумевает признание влияния издержек производства и полезности благ на формирование цены. Неоклассицизм - это однозначно высшая экономическая школа. Поскольку его направление до сих пор является лидирующим в современной науке.

А основоположником идеи является Альфред Маршалл. Именно он во второй половине XIX века разработал теорию цены, заработной платы и несколько других интересных идей.

Маршалл, как и последователи неоклассицизма, опирался на концепцию спроса и предложения, исходя из которой и вытекает идея цены. Стоимость блага определяется соотношением спроса и предложения, а также окупаемости. Производитель никогда не будет реализовывать свой товар по той цене, которая не даст ему прибыли, способной покрыть затраты. Идея Альфреда Маршалла представляет решение вопроса ценообразования не только с позиции производителя (как классическая экономическая теория). Она затрагивает и потребительскую сторону.

Кстати, именно в период формирования неоклассицизма появилось понятие эластичности спроса. Сегодня, ориентируясь на него, удается измерить степень реакции потребителя на изменение цен, что влияет на прибыль и доход производителя.

Социализм

Все основные экономические школы, известные науке, имеют в основе определённую мысль, принцип. И в случае с социализмом главной идеей является утопия. Поскольку в роли центральной мысли данного направления выступает справедливость, равенство, свобода и свержение капитализма.

Социализм в экономике подразумевает сохранение товарного производства, обращения товаров и денег. Идея этого течения направлена на максимальное удовлетворение культурных и материальных потребностей общества, а ещё на всестороннее обеспечение развития его членов, которое достигается вследствие непрерывного совершенствования производства. Эта высшая экономическая школа отводит в своём учении важнейшую роль заработной плате. Поскольку именно она влияет на подъём благосостояния народа и формирование социалистического образа жизни.

Сегодня социализм проявляется повсеместно. Ярким примером можно считать процесс оказания мировой экономической системой поддержки народам слаборазвитых стран.

Кейнсианство

Основная идея данного направления экономических школ выражается в теории об оказании влияния агрегированного показателя спроса на производство в краткосрочных перспективах. Её основателем является Джон Мейнард Кейнс. Он считал, что наука о финансах должна быть интуитивной, и выступал против излишней математизации.

Также Кейнса всегда волновали конечные цели экономической деятельности. У него было своё видение тяги к богатству. Он считал любовь к деньгам оправданной, ведь она даёт возможность жить хорошо. Кейнс также верил, что главной целью экономической активности людей является их стремление к нравственному совершенствованию нашего мира. У Джона Мейнарда были довольно интересные мысли касательно данной темы, ведь он был не только экономистом, а ещё и философом.

Рассказывая о специфике кейнсианской школы экономической науки, нельзя не отметить, что представители данного направления выступают за активное участие государства в данной сфере. Последователи этого течения называют решения частного сектора причиной неэффективности в народном, национальном хозяйстве. И решением является лишь фискальная и монетарная политика со стороны правительства и Центрального Банка.

Долгое время кейнсианство было стандартной экономической моделью большинства развитых стран. Ей следовали во времена Великой депрессии, Второй мировой войны, и даже в течение 30 лет после неё. Однако в середине 70-х кейнсианств перестало занимать доминирующее положение по причине стагфляции и энергетических кризисов. Сейчас же интерес к этому направлению снова растёт. Всё потому, что современные экономические школы и рыночные модели не могут справиться с последствиями финансового кризиса, случившегося в 2007-2008 гг.

Институционализм

Данное течение тоже нельзя обойти вниманием, перечисляя основные экономические школы. Ведь оно представляет собой очень интересную современную теорию, которая рассматривает влияние (традиций, морали, права, государства) на принятие экономических решений. Её основателем является Торстейн Бунде Веблен - американский публицист, социолог и футуролог.

Современный институционализм не игнорирует категории, считающиеся привычными для неоклассицизма. Цена, спрос и прибыль просто рассматриваются с учётом актуального спектра интересов и рыночных отношений.

Ещё приверженцы идей институционализма рассматривают экономику как часть социальной системы, а не в чистом её виде. Также данное течение считает общественные интересы главными. В этом прослеживается сходство с социализмом. Ещё умеренное государственное вмешательство в экономику приветствуется, так как считается целесообразным и полезным. И кстати, приверженцы институционализма считают, что не только цены влияют на экономическую ситуацию в стране. Они принимают во внимание также безработицу, кризисы, политическую нестабильность и инфляцию.

И если говорить о том, какая экономическая школа является наиболее простой для понимания, то это явно будет институционализм. Никаких сложных формул и графиков - только статистика и опыт. В центре внимания находится не анализ предложения, спроса и цен, а экономические проблемы, связанные с социальными, правовыми, этическими и политическими аспектами.

Монетаризм

Все экономические школы имеют свою центральную идею. Монетаризм рассматривает изменение цен, зависящее от объёма денежной массы. И эта мысль, кстати, пришла в экономическую теорию ещё во времена античности. Однако становление монетаризма пришлось на середину ХХ века.

Данная теория утверждает, что деньги - это финансовая основа и важнейший стимулятор экономического развития. Средства определяют движение и последующее развитие производства. Сторонники монетаризма считают, что испытываемую людьми потребность в деньгах определяет их высокая ликвидность. Спрос на средства постоянно растёт, и это обусловлено склонностью к сбережению и накопительству.

Кстати, рыночная экономика, по мнению монетаристов, отличается устойчивостью и стремлением к стабильности. Цены, в свою очередь, играют роль основного регулятора. Государственное вмешательство категорически не приветствуется.

Ещё отмечается приоритетность денежных факторов. Приверженцы монетаризма считают, что регулирование должно опираться на долговременные задачи, а не на текущие.

Также Милтон Фридман, являющийся основателем данной теории, уверял: инфляцию необходимо подавлять любыми способами. Даже если придётся сокращать социальные программы. Из-за этого, собственно говоря, к монетаризму сложилось противоречивое отношение.

Марксизм

Выше были перечислены все известные экономические школы. Однако о марксизме необходимо рассказать отдельно, несмотря на то, что данная теория имеет отношение к классическому течению.

Её основателем был экономист-социолог Карл Маркс и его близкий друг - философ Фридрих Энгельс. Специалисты придали идее классиков политической экономии научный характер, а также доказали необходимость использовать классовый подход по отношению к исследованию закономерностей общественного развития.

Именно Маркс доказал, что обмен - это обязательное условие для превращения какого-либо продукта труда в полноценный товар. К тому же он определил понятие средней рыночной стоимости. И доказал важность изучения не только закона распределения изготовленного продукта, но и самого производственного процесса, а также последующего обмена и потребления.

О марксистской теории обычно отзываются в положительном ключе, однако она не была лишена недостатков. Один из них проявлялся в неоцененности роли частной трудовой собственности в процессе реализации человеческих ресурсов. А вот влияние крупного производства, напротив, переоценили. Впрочем, как бы то ни было, это и наблюдается сейчас в современном обществе. Мелкое производство вытесняется крупным или же поглощается им. Также сторонники марксизма игнорировали деятельность предпринимателей, поскольку они считали источником дохода только труд наёмных работников. Но главным недостатком была необоснованная абсолютизация роли государственной собственности в создании нового строя.

Консерватизм

Это течение тоже стоит затронуть, рассказывая про экономические школы. Экономика является «взрослой» наукой. А консерватизм является движением, поддерживающим идею о сохранении ранее устоявшихся традиций. Он отрицает революции, большие реформы, нововведения. И выступает за идеализацию прошлого и возрождение старых порядков.

В экономике консерватизм защищает понятия частной собственности, рыночного механизма и личностной свободы. Это направление получило «второе дыхание» примерно 30-40 лет тому назад. Тогда даже появился термин «консервативный сдвиг». Им обозначали возрождение либеральной философии, появление теории рациональных ожиданий и идеи общественного выбора.

Сегодня идеология консерватизма активно развивается, воздействуя на социализм и либерализм. Вообще, в XXI веке все ранее сформированные экономические школы переосмысливаются и получают новые проявления, выражаются в других идеях. Иначе говоря, их «примеряют» на современные ситуации. Особое значение приобрела идея права собственности, трансакционная теория организаций. Ещё активно продвигается мысль о том, что человек является основным экономическим ресурсом постиндустриального общества. И проблемы, являющиеся актуальными, решаются как традиционными методами, так и экспериментальными.

Можно ещё долго рассказывать о концепциях современных и ранее существовавших теорий. Экономика - это наука и система производства, которая на сегодняшний день стремительно развивается. Она тесно связана с социологией, психологией, политикой. Мировая экономика строится по определённым законам и стремится к глобализации. В этом процессе не обойтись без применения некогда разработанных теорий и положений, без обращения к опыту наших предшественников. Экономика динамична. Но принципы её во многом неизменны, что доказывает сохранившаяся актуальность учений вышеперечисленных экономических школ.


1. Определите, какие виды деятельности Аристотель относил

А - к экономике: Б - к хрематистике:

1. крупная торговля - Б

2. спекуляции - Б

3. земледелие - А

4. мелкая торговля - А

5. ростовщичество - Б

6. ремесло - А

2. Расположите в правильной хронологической последовательности:

1. появление трудовой теории стоимости - 3

2. появление количественной теории денег - 2

3. появление предельного анализа - 4

4. возникновение неоклассической теории - 5

5. возникновение теории и практики антициклического регулирования экономики - 6

6. выделение двух сторон товара - 1

3. Определите, что характерно для методологии экономической мысли в средневековой Западной Европе:

1. оценка экономических явлений с позиций христианской морали - +

2. схоластический метод - +

3. нормативный метод - +

4. институциональный метод

5. статистические методы

4. Расположите экономические течения и школы в порядке их возникновения:

1. неоклассическая школа - 4

2. физиократия - 1

3. марксизм - 2

4. неоклассический синтез - 6

5. кейнсианство - 5

6. маржинализм - 3

5. Определите, что характерно для: А - раннего меркантилизма; Б - позднего меркантилизма

1. политика активного торгового баланса - Б

3. политика активного денежного баланса - А

4. законы об истрачивании - А

5. преобладание экономических (косвенных) методов воздействия на экономику - Б

6. покровительство развитию отечественной промышленности - Б

6. Определите, что из перечисленного относится к меркантилизму:

1. исследование вопроса об экономических кризисах

2. макроэкономический подход - +

3. использование метода логической абстракции

4. преимущественное исследование сферы производства

5. исследование сферы обращения - +

6. микроэкономический подход

7. эмпирический метод исследования - +

7. Расположите в правильной хронологической последовательности:

1. обоснование антикризисного регулирования экономики - 5

2. разработка основных положений экономического либерализма - 2

3. формулирование законов рационального потребления ограниченного количества благ - 4

4. появление идеи специфического развития разных стран - 3

5. разработка основных положений политики протекционизма - 1

8. Установите, что характерно для: А - меркантилизма, Б - классической школы

1. в основном исследуется сфера обращения - А

2. . богатство создается во всех сферах производства - Б

3. активное вмешательство государства в экономику - А

4. богатство - запасы драгоценных металлов - А

5. фритредерство - Б

6. каузальный метод исследования - Б

7. протекционизм - А

8. основная сфера экономики, способствующая увеличению богатства страны - внешняя торговля - А

9. Определите, что из перечисленного относится к классической школе в целом:

1. изучение несовершенной конкуренции

2. универсальность экономических законов - +

3. основное условие рыночного равновесия - равенство сбережений и инвестиций

4. равенство договаривающихся сторон - +

5. высокая подвижность уровня зарплаты - +

6. экономика каждой страны развивается по собственным законам

7. концепция общественно-экономических формаций

8. полная информированность всех участников рынка - +

9. поиски оптимального экономического поведения

10. Расположите в правильной хронологической последовательности:

1. превращение экономики в самостоятельную отрасль исследования - 2

2. появление макроэкономики как раздела экономической науки - 5

3. появление микроэкономики как раздела экономической науки - 4

4. попытка соединения микро- и макроэкономики в одной теории - 6

5. формирование экономической теории как науки - 3

6. первые попытки осмысления хозяйственной деятельности - 1

11. Расположите экономические течения и школы в порядке их возникновения:

1. неолиберализм - 5

2. историческая школа - 3

3. меркантилизм - 1

4. классическая школа - 2

5. неокейнсианство - 6

6. монетаризм - 7

7. институционализм - 4

12. Определите, что в целом характерно для маржинализма:

1. поиски оптимального экономического поведения - +

2. изучение средних величин

3. использование предельного анализа - +

4. обоснование необходимости государственного регулирования экономики

5. микроэкономический подход - +

6. активное использование математических методов - +

7. исследование статики - +

13 . Определите, что характерно для исходных позиций: А - классической школы, Б - неоклассической школы

1. главная движущая сила экономического развития - накопление капитала - А

2. основная проблематика - эффективность экономики - Б

3. изучение предельных величин - Б

4. экономический либерализм - Б

5. установление жесткого контроля над выпуском денежной массы - А

6. затратный принцип определения стоимости - Б

7. активное использование методов точных наук - Б

8. концепция автоматической самонастройки рыночного механизма - А

9. приоритетное значение частной собственности и свободной конкуренции - Б

14. Определите, что в целом характерно для институционального течения экономической мысли:

1. междисциплинарный подход к исследованию экономики - +

2. критика экономического либерализма - +

3. государство не влияет и не должно влиять на экономическое развитие

4. все институты (устойчивые структуры в обществе) влияют на экономическое развитие - +

5. на экономическое развитие оказывают влияние только экономические институты

6. критика теории рационального человека

7. эволюционный подход к исследованию экономики - +

8. необходимость государственного регулирования экономики

15. Определите, что характерно для исходных позиций: А - неоклассики, Б - кейнсианства

1. наибольшее внимание уделяется факторам спроса - Б

2. изучение микроэкономических показателей - А

3. необходимость государственного регулирования экономики - Б

4. автоматическая саморегуляция рынка - А

5. перераспределение доходов в пользу групп с основательно низкими доходами - Б

6. изучение макроэкономических показателей - Б

7. изучается статика - А

8. оправдание и поощрение неравенства в доходах - А

9. признается существование вынужденной безработицы - Б

10. особое отношение к земле как фактору производства - А

11. абсолютная гибкость цен - А

16. Определите, что характерно для антикризисных программ: А - кейнсианства, Б - монетаризма

1. активное регулирование экономики государством - А

2. финансирование частных предприятий из средств государственного бюджета - А

3. борьба с бюджетным дефицитом, уменьшение государственных расходов - Б

4. государство должно только создавать необходимые условия для свободного развития рыночного механизма - Б

5. жесткая долгосрочная денежная политика - Б

6. главная проблема, с которой нужно бороться в экономике - инфляция - Б

7. главная проблема, с которой нужно бороться в экономике - безработица - А

8. широкие государственные расходы, бюджетный дефицит не страшен - А

9. увеличение налогов - А

10. гибкая краткосрочная денежная политика - А

17. Определите, какие из указанных мероприятий государственной экономической политики рекомендовались Дж.М.Кейнсом (А), Л.Эрхардом (Б):

1. защита мелкого бизнеса - Б

2. сильная антимонопольная политика - Б

3. широкие государственные расходы для улучшения экономической конъюнктуры - А

4. перераспределение национального дохода в пользу групп с основательно низкими доходами - Б

5. политика стабильной денежной единицы - Б

6. политика “дешевых денег” - А

18. Установите соответствие:

1. Дж.М.Кейнс - 3. в задачи государства должно входить регулирование товарных рынков

2. М.Фридмен - 2. главная задача государства - установить равновесие денежного рынка; равновесие товарных рынков установится автоматически

3. Ф.Хайек - 1. государство не может и не должно влиять ни на денежный, ни на товарный рынки

19. Определите правильность высказывания (да/нет):

1. Легисты делили общество на «низших» и «высших» - нет

2. С точки зрения П.Прудона и С.Сисмонди, необходимо развивать мелкое производство - да

3. Представители экономической мысли в античных государствах особое внимание уделяли вопросам организации частного хозяйства - да

4. . По мнению Д.Рикардо и К.Маркса, норма прибыли имеет тенденцию к снижению - да

5. По мнению представителей исторической школы Германии, национальные особенности не оказывают воздействие на характер экономической системы - нет

6.. Основоположниками классической школы считаются У.Петти и П.Буагильбер - да

7.. Представители греческой экономической мысли считали, что основной целью производства должно быть получение прибыли - нет

8. Акселератор показывает воздействие инвестиций на рост дохода - да

9. М.Фридмен считал, что государство должно стремиться свести темпы инфляции к контролируемой величине - да

20. Установите соответствие между экономическими направлениями, экономистами и их теориями:

1. концепция «измерения без теории» - 7

1. Ф.Хайек

2. теория праздного класса - 3

2. Э.Хансен

3. теория современного монетаризма - 4

3. Т.Веблен

4. теория социального рыночного- 8 хозяйства

4. М.Фридмен

5. теория спонтанного порядка - 1

5. В.Ойкен

6. инвестиционная теория цикла - 2

6. Дж.М.Кейнс

7. У.Митчелл

8. Л.Эрхард

21. Установите соответствие между основными течениями западной экономической мысли и их идеями:

1. институционализм - 2

1. необходимость государственного регулирования экономики

2. неоклассика - 4,6

2. на экономическое развитие оказывают влияние не только экономические, но и политические, социальные, правовые, культурные, психологические факторы

3. кейнсианство - 3,1,5

3. неспособность рынка к саморегуляции

4. автоматическая саморегуляция рынка

5. важнейший фактор, влияющий на экономическое развитие - фактор спроса

6. экономический либерализм

22. Установите соответствие между экономическими направлениями (школами) и разработанными ими понятиями (теориями):

1. институционализм - 9

1. органическое строение капитала

2. классическая школа - 5

2. мультипликатор инвестиций

3. меркантилизм - 4,8

3. теория предельной производительности

4. маржинализм - 3,6

4. протекционизм

5. кейнсианство - 2

5. «экономический человек»

6. марксизм - 1,7

6. теория предельной полезности

7. трудовая теория стоимости

8. политика активного торгового баланса

9. престижное (показное) потребление

23. Определите правильность высказывания (да/нет):

1. Фома Аквинский впервые в истории экономической мысли начал понимать прибыль как вознаграждение за труд и риск - да

2. Основоположником неоклассической школы считают А.Маршалла - да

3. С точки зрения Дж.С.Милля, законы распределения, как и законы производства, являются объективными и не могут быть изменены - нет

4. По мнению П.Буагильбера, богатство создается во всех сферах производства - нет

5. С точки зрения легистов, одной из важнейших задач государства в экономике является «уравновешивание хозяйства» - да

6. В соответствии с законом рынков Сэя, общие кризисы перепроизводства невозможны - да

7. Дж.М.Кейнс считал, что в условиях массовой безработицы можно не опасаться инфляции - да

8. Впервые в истории экономической мысли вопрос о стоимости товара был поставлен Платоном - да

24. Установите соответствие между экономическими школами, экономистами и их теориями:

1. теория трех факторов производства - 9

1. Т.Мальтус

2. теория национальной экономии - 7

2. Дж.Робинсон

3. теория народонаселения - 1

3. Й.Шумпетер

4. . теория несовершенной конкуренции - 2

4. Дж.Б.Кларк

5. теория эффективной конкуренции - 3

5. Э.Чемберлин

6. теория «невидимой руки» - 6

7. теория предельной производительности - 4

8. модель равновесной цены - 8

8. А.Маршалл

9. теория монополистической конкуренции - 5

25. Установите соответствие между экономическими течениями и разработанными ими понятиями:

1. меркантилизм - 2 1. эффективный спрос

2. классическая школа - 6,5,4 2. активный денежный баланс

3. маржинализм - 8,3 3. промышленное воспитание нации

4. кейнсианство - 1,7 4. закон рынков Сэя

5. фритредерство

6. экономический либерализм

7. основной психологический закон

8. законы Госсена

26. Установите соответствие:

1. теория прибавочной стоимости - 8

1. Н.Д.Кондратьев

2. теория экономики предложения - 5

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Как наука Экономическая теориявозникла в XVI-XVII вв . В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.

История экономической теории насчитывает 8 экономических школ .

Экономические школы

Период развития

Представители

Меркантилизм

Томас Мани Антуан де Монкретьен

Физиократы

Франсуа Кенэ и Анн Робер Тюрго

Классическая политическая экономика

конец 18 - 1-я пол.19 вв.

Адам Смит (1723-1790)

Марксизм

2-я пол. 19 - 20 вв.

Карл Маркс (1818-1883)

Неоклассическая экономическая теория

конец 19 - начало 21 вв.

Альфред Маршал (1842-1924)

Кейнсианство

20 - начало 21 вв.

Джон Кейнс (1883-1946)

Институционализм

20 - начало 21 вв.

Джон Гелбрейт (1908-2006)

Монетаризм

20 - начало 21 вв.

Милтон Фридмен (1912-2006)

Меркантелизм

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Различают ранний и поздний меркантилизм.

В основе раннего меркантилизма - увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, чторешение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности .

Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать .

Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждениенациональной экономикиотконкуренциисо стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

Наиболее известные представители меркантилизма:

Томас Мен (1571-1641)

Антуа де Монкретьен (1575-1621)

Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия .

С выходом в свет его книги "Трактат по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия .

Появление данного термина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капиталаи внешней торговле.

Физиократы

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали, чтоисточником богатства является труд только в земледелии (производство в с/х, а не обращение). Промышленность они считали бесплодной сферой перерабатывающей продукты земледелия и природы. Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства (с/х).

Физиократы называли себя экономистами, а свое учение политической экономией. Физиократы были предшественниками классической политэкономии.

Основными представителями школы являлись:

Франсуа Кенэ (1694-1774)

Анн Робер Тюрго (1727-1781)

Классическая школа полит. Экономики

Дальнейшее развитие эк. наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен .

Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил теорию А. Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление . Прибыльесть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Хронология становления школ экономической теории представлена на рис.1.

Рассмотрим характеристику отдельных экономических течений:

Меркантилизм (от итал.mercante – торговец) – одна из наиболее ранних экономических теорий, относящаяся к XV-XVII вв., то есть периоду раннего капитализма. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли играет сфера обращения (торговля), а богатство нации заключается в деньгах (в виде золота и серебра). Главной заботой меркантилистов явилось нахождение способов, с помощью которых государство могло бы добыть себе золото и серебро, считавшиеся главными из богатств. Наиболее известными из них стали запрещение вывоза драгоценных металлов из страны и импорта товаров.

Физиократы – французские философы и экономисты XVIII в., отвергали учение меркантилистов, считая единственным источником дохода землю, а продуктивным видом деятельности – сельскохозяйственный труд. Доказывали, что источником богатства является превышение продукта произведенного «над» потребленным в сельском хозяйстве. Представители физиократов выступали за свободу торговли и конкуренции. Основателем школы был придворный медик Франсуа Кенэ (1694-1774), который в своей работе «Экономические таблицы» сделал попытку анализа общественного воспроизводства.

«Переходным мостиком» от меркантилистов и физиократов к классической политэкономии стали работы Вильяма Петти (1623-1686).


Рис.1. Хронология становления школ экономической теории


Широкую известность получило его изречение «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля - его мать».

Классическая английская школа – считает, что главным стимулом хозяйственной деятельности является частный интерес, но каждый человек реализует его только во взаимодействии с другими людьми. Поэтому при реализации частного интереса реализуются и общественные интересы. Адам Смит и Давид Рикардо вошли в историю как основоположники классической политической экономии. Он полагал, что частный интерес можно реализовать в процессе разделения труда, поэтому свободная конкуренция, свободное продвижение капиталов, товаров, денег и людей необходимы для процветания общества. Минимальное государственное вмешательство в экономику, рыночное саморегулирование на основе свободной конкуренции А. Смит называл «невидимой рукой». Классики политэкономии заложили основы трудовой теории стоимости и учения о доходах, постарались раскрыть экономические законы развития современного им общества.



Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки.

Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К. Маркс и Ф. Энгельс в середине XIX в. создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм . Их идеи, рассматривающие законы развития капитализма и концепцию социализма, оказывали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1980-х гг.

Марксизм – теория основана на положениях о классовой борьбе – К.Маркс доказал, что общество разделено на два класса (капиталистов и эксплуатируемых ими пролетариата), что наемный рабочий часть своего рабочего времени трудится бесплатно. Марксом была разработана теория прибавочной стоимости, доказывающая эксплуататорскую сущность капитализма. Считал, что ценность экономических благ определяется трудовыми затратами, потраченными на производство данных благ.

Параллельно с марксизмом была сформулирована теория маржинализма (от английского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли.

Маржинализм (австрийская школа) – экономическое течение, теория, объясняющая экономические процессы и явления, исходя из предельных, приростных величин. Считали, что ценность экономических благ определяется не трудовыми затратами, не стоимостью продуктов, а их редкостью и той пользой, которую принесет последний экземпляр определенного блага. Маржинализм в отличие от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914). Работы ученых основываются на том, что движущим мотивом общественного развития является не сфера производства, а сфера потребления. Ввели такие величины как: предельная производительность, предельные издержки, предельная полезность.



В рамках неоклассического этапа выделяются и современные экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX- начале XX вв. Их главными направлениями являются неоклассическое, кейнсианское и институционально-социологическое.

Неоклассическое направление стало связываться с оформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попытку синтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представлено современными теориями монетаризма (М.Фридмен (род. 1912)) и неолиберализма (Ф. Хайек (1899-1992)). Монетаризм – экономическая теория и концепция экономического управления государством, согласно которой решающую роль в экономических процессах играет количество денег в обращении. По их мнению, главными способами воздействия на экономику являются: регулирование эмиссии, валютный курс национальной денежной единицы, кредитный процент, налоговые ставки, таможенные тарифы.

Кейсианство – разрабатывает теорию регулируемого государством капитализма. Основателемявляется Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). В его работах было дано теоретическое обоснование государственного регулирования экономики путем проведения финансовой и денежно-кредитной политики. Исходил из того, что рыночный механизм без государственного регулирования не справляется с многочисленными проблемами на макроуровне: безработицей, инфляцией и т.д.; что государство должно планировать общенациональную экономику, регулировать норму процента, разрабатывать политику государственного инвестирования, формировать эффективный совокупный спрос.

Родоначальником институционально-социологического направления является Торстейн Веблен (1857-1929). Название концепции происходит от латинского «институтиум»- учреждение, организация, установление. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, включающую совокупность экономических и внеэкономических факторов и отношений.

Новое на сайте

>

Самое популярное