Домой Связной Продразвёрстка и продуктовые карточки в Российской империи (4 фото). Продовольственные карточки в России: причины и цели введения

Продразвёрстка и продуктовые карточки в Российской империи (4 фото). Продовольственные карточки в России: причины и цели введения

1 декабря 1990 года, впервые после Великой Отечественной войны, в Ленинграде ввели талоны. Что такое продовольственные карточки, для чего была введена данная мера и грозит ли России вновь пережить талонную систему, - в нашем материале.

1. Что такое карточная система

Карточная система (талоны) — способ обеспечения населения товарами в условиях дефицита. При данной системе для приобретения товара нужно не только заплатить за него деньги, но и предъявить талон, дающий право на его приобретение. Кроме того, талоны устанавливают определенные нормы потребления товаров на человека в месяц.

Впервые в России продовольственные карточки были введены в 1916 году для преодоления продовольственного кризиса, вызванного Первой мировой войной. Карточная система была распространена в странах социалистического лагеря. Применялась она для борьбы с товарным дефицитом. При этом в странах капиталистического лагеря талоны служили формой поддержки социально незащищенных групп граждан.

2. Для чего она нужна

Карточная система широко применялась для борьбы с товарным дефицитом. Такие карточки, они же талоны, определяли норму потребления товаров на человека в месяц. Именно поэтому такая система также называлась нормированным распределением. Помимо продуктов, по талонам начали продавать также непродовольственные продукты, однако люди всё равно приобретали преимущественно продовольствие.

Как правило, талоны вручались по месту прописки в ЖЭК или в общежитии для студентов, по месту работы или в профкоме. Характерно, что изначально талоны вводились как элемент системы мотивации: отличившемуся сотруднику выдавали талон на покупку дефицитного товара - например, телевизора или женских сапог, - который редко появлялся на прилавках магазинов.


3. Когда в последний раз вводилась

1 декабря 1990 года - впервые после Великой Отечественной войны в Ленинграде - ввели талоны. Причиной возникновения карточной системы был дефицит товаров широкого потребления. Без талона купить данные товары было практически невозможно, так как в магазинах он появлялся крайне редко. Однако некоторые товары, производимые государством в избытке, продавались, как правило, без талонов, несмотря на то, что карточки на них выдавались. Примером тому может послужить продажа соли.

Всё закончилось в 1992 году в связи с "отпуском" цен, сократившим платёжеспособный спрос, и распространением свободной торговли, пришедшей после падения "железного занавеса".


4. В каких странах существует в наши дни

Для рыночной экономики, давно существующей в США, талоны имеют несколько другое значение. Как правило, это карточки на товары первой необходимости для социально незащищённых слоёв населения. Подобного рода товары выдаются либо совершенно бесплатно, либо по сниженным ценам.

Такой инструмент социальной поддержки уже давно существует для неимущих американских граждан. Вместе с тем, продуктовый талон в Штатах имеет современный вид: малоимущий гражданин получает пластиковую электронную карточку, которая ежемесячно пополняется из средств государства. Сумма ежемесячного платежа по данной социальной поддержке составляет в среднем 115 долларов на человека, а для семьи - 255 долларов.


5. Повторится ли в России сегодня

С вопросом, может ли карточная система вернуться в наши дни, мы обратились к советнику института современного развития, экономисту и политологу Никите Ивановичу Масленникову . И вот какой ответ получили:

"В одну воду дважды не входят. С учетом ошибок 1980-х - 1990-х годов, возвращение к данной практике не состоится. Тем не менее, нужно иметь в виду, что во многих станах мира такие инструменты существуют и успешно работают. Они, как правило, являются одной из форм поддержки уязвимых слоев населения. В США имеются уже несколько десятилетий так называемые продуктовые талоны.

У нас тоже существует проект внедрения такого инструмента. Он прописан достаточно подробно в стратегии развития сельского хозяйства до 2020 года. Были предприняты некоторые пилотные проекты в ряде регионов России, но пока как массовое явление, подобного рода вещи, как талоны, отсутствуют. Тем не менее, не исключаю, что их введение возможно.

Такого рода инструмент может представлять из себя пластиковую карточку, по которой можно будет в магазине получить дисконтно тот или иной продукт, который будет соответствовать законодательно установленному перечню. Но данные проекты не получили развития из-за нехватки средств в бюджете регионов. Для осуществления подобной программы потребуется политическое решение на уровне федеральных властей.

На сегодняшний день можно констатировать, что это, во-первых, не повторение опыта 1980-х-1990-х годов, а совершенно другая история. Это форма целевой поддержки социально-уязвимых групп. Во-вторых, уже наработаны нормальные технологии применения. В-третьих, имеются бюджетные ограничения, так как потребуются компенсации ритейлерам. В-четвертых, для применения такого инструмента в общероссийском масштабе необходимо волевое решение".

Подводя итог, эксперт ещё раз уточнил: в общем и целом, такая же ситуация, как и в "перестроечный" период, повториться вряд ли сможет. А вот система, уже давно и прочно существующая в США, вполне может претвориться в жизнь и в России.

Сегодня многих россиян волнует вопрос о том, введут ли продовольственные карточки в 2018 году в России, потому что разговоры о том, чтоб улучшить уровень жизни малоимущих граждан, ведутся уже давно. Предварительные сроки запуска данного проекта были запланированы на 2017 год, но государственный бюджет не позволил провести данное мероприятие. 2018 год может стать»пилотным» для данного законопроекта, а вывод о том, как ситуация с малоимущими слоями населения и продовольственными карточками будет развиваться дальше, можно будет немного позже.

Продовольственные карточки и их особенности

Согласно задумки Минпромторга, продовольственные карточки могут получить около 16 миллионов россиян, которые живут «за чертой бедности» (их уровень заработных плат и социальных пособий не дотягивает до ). Люди получать специальные банковские карточки, на которые ежемесячно будет поступать сумма, равная примерно 1200 рублям. Примерно так и будут выглядеть продовольственные карточки 2018, а последние новости говорят о том, что потратить полученные деньги можно будет на продовольственные продукты, которые быстро портятся (молоко, мясные продукты, фрукты, овощи). Полученные финансы нельзя будет снять со счета и тратить на консервы, бытовую химию, алкогольные напитки или сигареты.

Нужно сказать, что в случае неполной траты денежных средств с карточки они будут списаны, после чего человек сможет рассчитывать на новое поступление. Представители власти считают, что внедрение данной системы позволит решить проблемы огромного количества россиян, нужно только правильно определить то, кто получит продовольственные карточки в 2018 году, потому что сегодня многие россияне получают заработную плату «в конвертах», а система помощи с помощью продовольственных карточек направлена именно на улучшение качества жизни именно малоимущих слоев населения.

Последние новости правительства

Власти сегодня очень много говорят о том, что с 2018 года вводятся продовольственные карточки, но если называть более конкретные даты, то нужно сказать, что карточки будут вводиться не ранее середины года, а в полностью государственная программа заработает не ранее 2019 года (такое заявление сделал Денис Мантуров на последнем заседании с журналистами). Минфин уже дал свое официальное согласие на реализацию данной программы, но источники ее финансирования все еще прорабатываются властями, поэтому слабые стороны у программы есть.

Распространять карточки будут органы социальной защиты, и главной особенностью станет то, что помощь будет предоставляться адресно, то есть рассчитывать на нее стоит только те россиянам, которые действительно в этом нуждаются. Согласно последним данным правительства, продовольственные карточки для малоимущих с 2018 года будут выдаваться платежной системой «Мир», и именно на них и буду ежедневно перечисляться средства на приобретение продуктов питания. Приобрести продукты можно будет только у тех торговых предприятий, которые станут участниками программы, а администрировать их будет одна из крупнейших организаций в Российской Федерации.

В завершение стоит сказать о том, что американские власти уже давно используют подобную систему поддержки малоимущих слое населения. Однако американцы получают карточки не с 20 долларами в месяц (1200 рублей), а со 130 долларами, и при этом рассчитывать на получение помощи могут те люди, доход которых не превышает 1,5 тысяч долларов в месяц. Верить обещаниям властей или нет? Этот вопрос не имеет однозначного ответа, потому что в бюджете страны есть проблемы, но пока сомневаться в том, что продовольственные карточки все-таки будут введены в обиход россиян с 2018 года, не приходится.

Андрей Сергеевич Дёгтев - эксперт Центра научной политической мысли и идеологи

На прошлой неделе на уровне правительства начался очередной этап обсуждения возможности введения продуктовых карточек в России. На этот раз перспектива этого мероприятия уже не столь туманна как ранее.

Если в прошлом году информацию о возможном введении продуктовых талонов центральные СМИ старательно замалчивали, то теперь - после официального заявления замглавы Минпромторга Виктора Евтухова и комментария премьера Медведева - вероятность того, что механизм будет реализован, резко возросла. На данный момент концепция продовольственных карточек для малоимущих находится на рассмотрении в правительстве. Как в народе говорят - «дожились». Нищета в стране уже требует продовольственных карточек. Может, бог даст, когда-нибудь о самой нищете, как порождении либеральной модели задумаются? Но пока не о болезни, пока о симптомах и каплях в нос, пока о карточках.

ЧТО ПЛАНИРУЮТ ВВЕСТИ

Идея заключается в том, что малоимущие граждане получат возможность расплачиваться в магазинах за продукты с помощью пластиковой карточки, на которую государством будут начисляться специальные баллы, эквивалентные сумме в несколько тысяч рублей. На эти баллы нельзя будет приобрести алкоголь или табак и их нельзя будет передать или продать другому человеку. Накопить баллы также не получится, так как спустя месяц они будут сгорать. Система рассматривается одновременно и как средство стимулирования отечественных сельхозпроизводителей, так как программа не будет распространяться на импортное продовольствие.

Предполагается, что карточки получат 15–16 миллионов человек, а общий размер государственных расходов на их содержание составит около 240 млрд руб. (Напомним, зимняя Олимпиада в Сочи стоила стране 1, 5 триллиона рублей). В программе смогут участвовать не все магазины, а только те, которые подключены к процессинговой системе. Продуктовые карты могут быть введены уже в следующем году, а в 2018 году могут появиться и бесплатные обеды для малоимущих.

ИЗ ИСТОРИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ КАРТОЧЕК

История продовольственных карточек начинается ещё в древнем мире. В разное время они вводились в Голландии, Испании, Франции, в континентальной части Африки и в других странах. Однако у современного россиянина продовольственные талоны ассоциируются в первую очередь с историей товарного дефицита в нашей стране - Российской империи во время Первой мировой, СССР после Гражданской и Великой Отечественной войн, а также в перестроечной и постперестроечной России. Кстати, карточки не были особенностью только лишь советского социально-экономического уклада. Во время второй мировой войны они существовали в широком ряде стран: все европейские страны, США, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Япония, Индия, Турция, Алжир, Тунис и др. После войны в СССР карточки были достаточно быстро отменены - в 1948 году. Для сравнения, во Франции продуктовые карточки были отменены в 1949 году, а в Великобритании в 1954 году.

В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ

Отличие предлагаемых Минпромторгом карт от продуктовых талонов 30-40-х годов заключается в том, что они нацелены не на распределение товаров в условиях дефицита, а на обеспечение адресной социальной помощи. Кроме того, такие карточки могут способствовать улучшению структуры питания социально незащищённых групп. Ввиду дороговизны качественных и свежих продуктов гражданам с низкими доходами, как правило, приходится заменять их более дешёвыми аналогами. Включение полезных продуктов в систему госдотаций помогло бы решить эту проблему. В ряде современных стран существуют аналогичные системы продуктовых карт. Наиболее известный пример - США, где в такую систему вовлечены более 40 миллионов человек, то есть почти 15% населения. Малоимущие американцы получают на карты 114 долларов на человека и 255 долларов на домохозяйство.

Конечно, у системы продуктовых пластиковых карт есть и свои недостатки. Несмотря на адресный характер, она не застрахована от мошенничества. Об этом свидетельствует также опыт США, где карточки стали предметом купли-продажи на чёрном рынке. Покупая карточные баллы у их держателей за пол стоимости, недобросовестные магазины обменивают их затем на государственные денежные дотации, а держатели таким образом обналичивают свои карты.

ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ

Причины, побудившие правительство вводить подобные инструменты, ясны. В условиях резкого падения бюджетных доходов правительство старается экономить на всём, а значит, ему необходимо переходить к более точечным механизмам социальной политики. Речь больше не идёт о ежегодном повышении уровня жизни большинства - это уже попросту невозможно. Приоритетной становится задача не допустить падения доходов значительной части населения ниже уровня бедности. Если в условиях роста цен на нефть можно было увеличивать социальные расходы скопом, повышая доходы широких категорий граждан в целом (бюджетников, пенсионеров и т. д.), то теперь борьба с бедностью требует денежных переливаний в пользу именно малоимущей части населения. Ведь, например, среди тех же пенсионеров не все относятся к категории бедных, а значит, по-разному нуждаются в материальной поддержке. Продуктовые пластиковые карты как раз позволяют сфокусировать бюджетные субсидии именно на бедных группах населения. Тем более, питание является важной статьёй расходов наименее обеспеченных слоёв российского населения. Практически у трети населения расходы на питание составляют около 40% семейного бюджета (рис. 1).


Рис. 1. Размер расходов на продукты питания по 10-ти процентным группам по доходности населения, %

То, с чем столкнулось правительство в результате падения цен на энергоносители, во многом является прямым следствием отказа от инвестирования бюджетного профицита, получаемого на протяжении «тучных лет». С 2000-го года в общей сложности в виде ЗВР и бюджетных резервов за рубеж было выведено 34 трлн руб. в пересчёте в ценах 2014 года. Если бы данные средства были инвестированы, то современный ВВП был бы на 10% больше, а доходы федерального бюджета на 1,5 трлн руб. выше, что наполовину бы решило проблему текущего бюджетного дефицита. Однако средства не были вложены в фабрики, заводы и инфраструктуру. Предполагалось, что в случае кризиса резервы смогут выполнить функцию подушки безопасности. Однако, подушка безопасности актуальна в случае непродолжительного кризиса.

Если же шторм затягивается, любая резервная кубышка рано или поздно заканчивается (что мы сейчас и наблюдаем) и возникает дыра в бюджете. Средства на её затыкание можно получить только из суверенной налогооблагаемой базы, представленной производственными предприятиями. Такая база не может иссякнуть - она приносит доходы до тех пор, пока работают предприятия. Однако должные попытки к расширению производственного потенциала за счёт внутреннего инвестирования бюджетных излишков предприняты не были.

ВЫВОД

Как инструмент социальной помощи продуктовые карты могут быть достаточно эффективны. Они позволяют адресно направлять средства на поддержку малообеспеченной категории граждан. Однако механизмы определения нуждающихся не являются стопроцентно прозрачными и здесь возможны махинации. Но самое главное, введение продуктовых карт наносит удар по имиджу государства и может быть использовано оппозиционной пропагандой для стимулирования социального протеста, так как продуктовые карты прочно ассоциируются в глазах населения с дефицитом и неспособностью государства обеспечить насущные потребности населения. Впрочем, такая интерпретация вполне соответствует реальности.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Российская империя в период своего распада породила немало административных приемов, использованных впоследствии большевиками.

Это - продразвёрстка, экспроприации, продуктовые карточки, паспортизация городского населения, всеобщая воинская обязанность и круговая порука с целью пресечения посягательств на политическое руководство. Первенство в применении этих способов мобилизации приписывают Советской России, но все они были созданы чиновниками царских ведомств, и практиковались в Российской империи еще до прихода к власти социалистов в 1917 году.

Как царь, так и Временное правительство посылали в деревню карательные отряды для подавления крестьянских бунтов и изъятия хлеба, проводили конфискацию крестьянской собственности для ведения войны, де-факто использовали административно-разрешительную систему для распределения продовольствия и товаров первой необходимости.
Для подавления народных выступлений широко применялась практика взятия заложников. Идеологами ее были царские генералы: В.А.Золотарев, А.Макшеев и Н.Н.Обручев. Еще до войны ими были разработаны меры по взятию в заложники неблагонадежного населения Российской империи из числа фабрично-заводских рабочих, поляков, кавказцев и евреев. Под эту доктрину формировались специальные карательные войсковые соединения.

Мало кто знает, но практика продразверстки была введена не большевиками, а царскими чиновниками. Впервые идею изъятия хлеба официально сформулировал министр земледелия Российской империи Александр Риттих. Немец по национальности, он 29 ноября 1916 года подписал постановление «О развёрстке зерновых хлебов и фуража, приобретаемых для потребностей, связанных с обороной», которое было опубликовано 2 декабря 1916 года.

Продразверстка предполагала обязанность русских крестьян продавать зерно по установленной государственной цене. Часто взамен зерна выдавались не деньги, а расписки или бумажные марки.
Обязательная продажа зерна шла плохо. Были случаи неповиновения крестьян. Были случаи насильственной экспроприации зерна. За два месяца - с момента выхода указа до свержения царизма - было зафиксировано до ста случаев насильственного изъятия зерна у крестьян.

Но разве воевала царская администрация с крестьянами после Первой русской революции 1905 года? Чтобы ответить на этот вопрос следует обратиться не к «официальной» бело-эмигрантской истории, которую выдают сейчас за историю России, а ознакомиться с фактами из русской жизни 1914 - 1917 годов.

Провоцируемое законами капиталистического развития, на селе продолжалось вооруженное противостояние государственной администрации и крестьян. Например, в мае 1914 г. крестьяне села Травное Барнаульского уезда Томской губернии в ответ на отрезку 49 огородов во время землеустройства, вооружившись ружьями и кольями, разгромили контору лесничества и убили четырех стражников. Буквально через месяц в Новочихинской и Касмалинской волостях того же уезда, при заготовке сена, развернулось сражение, в ходе которого было убито девять крестьян и восемь полицейских. С 31 мая по 1 июля 1911г. тянулся конфликт в селе Павловском Павловской волости, Барнаульского уезда, в котором участвовало до тысячи крестьян. Он сопровождался разгромом государственной конторы, домов объездчиков, управляющего, урядника. Только с прибытием роты солдат конфликт был погашен, общее число арестованных достигло 110 человек(1).
С началом войны положение на селе только ухудшилось. Например в Белоруссии, в 1915г. в связи с ростом реквизиций (отъема продовольствия, фуража и лошадей), произошло 99 крестьянских выступлений(2).

Реквизиции происходили не только в прифронтовых областях, но и по всей России. В уже упомянутой Томской губернии сопротивление реквизициям продовольствия и скота для армии в январе-феврале 1917 г. привели к крупным волнениям в селениях: с.Хайрюзовское, Ложкинское, Верх-Шубенское, Усть-Гавриловка, Марушенское, Тайнинское.
Только в названных селениях было арестовано 32 чел.

На Кубани против реквизиций и принудительных работ было 89 выступлений, из них 8 случаев сопровождались введением стражников и воинских команд(3).

Касательно, реквизиций следует отметить, что насильственный (против воли крестьян) отъем продуктов питания был оправдан военным положением.
Что в большей степени оправдывает и политику большевиков, ведь в городе также была всеобщая трудовая повинность, а рабочих и армию следовало кормить. Люди работали на Россию, на свою армию, а, как известно, - кормить свою армию нужно, чтобы не кормить чужую.

Кто же больше преуспел в продразверстке - царское правительство, эсеры-социалисты или большевики?

Царское правительство, хоть и придумало всю эту схему, преуспело в деле продразверстки мало. Ему не хватило времени (буржуи и генералы спихнули царя). В абсолютном выражении больше всего хлеба взяли большевики. Но по интенсивности ограбления крестьян лидировало Временное правительство.

Существует статистика сбора зерна по продразверстке в 1917 - 1921гг.(4)

Период Сбор зерна Сбор зерна
(млн. цент.) в среднем за месяц
(млн. цент.)
Конституционные демократы
и социалисты,
март - декабрь 1917 г. 47,2 4,72
Большевики,
январь - октябрь 1918 г. 5 0,55
Большевики,
ноябрь 1918 - октябрь 1919 гг. 18 1,5
Большевики,
ноябрь 1919 - октябрь 1920 гг. 35 2,91
Большевики,
ноябрь 1920 - октябрь 1921 гг. 46,7 3,89

Из приведённых выше данных видно, что наибольшего успеха в продразверстке добилось Временное правительство и его представители на местах, умудрившиеся конфисковать 280 млн. пудов хлеба (1 пуд = 16,85 кг.). Кстати они планировали забрать у крестьян в три раза больше. Вот такие вот были эсеры - «радетели за счастье крестьянства»!

Комиссары Временного правительства считали, что хлеба по государственным заготовкам и продразвёрстке поступает мало, и 25 марта 1917 года Временное правительство ввело хлебную монополию, предполагавшую передачу всего объёма произведённого хлеба за вычетом установленных норм потребления на личные и хозяйственные нужды.

Характерно, что чиновники занимавшиеся продразвёрсткой до Октябрьской революции не бойкотировали власть и продолжали своё дело и после октября 1917 года.

Однако что с ними делать новая власть решила лишь весной 1918 года. Тогда Совет народных комиссаров подтвердил «Хлебную монополию» своим декретом от 9 мая 1918 года. Участие Советских органов в продразвёрстке наблюдается лишь с января 1919 года, когда голод и нехватка продовольствия для армии потребовали самых решительных действий.

Продразверстка продовольствия сопровождалась ростом цен на промышленные товары по всей России, что также вызывало недовольство. Но все это происходило и при царе. Например, летом 1916 г. жители села Лосева Воронежской губернии подняли бунт в связи с повышением цен на товары. В выступлении участвовали женщины-солдатки, которые разгромили лавку торговца, оказали сопротивление стражникам. Волнение было подавлено вооруженной силой, несколько десятков человек (в том числе много женщин) арестовали, всех участников подвергли избиениям(5).

21 марта 1914 года по всей России было объявлено о реквизиции всего сукна защитного цвета, а также байки и другой теплой материи. Все наличные запасы этих материалов были запрещены к продаже.

С ноября 1914 г. начались проблемы с поставкой продуктов питания. В Сибири были реквизированы все запасы коровьего масла. История «масляного голода» примечательна тем, что после частичного запрета на торговлю маслом, большая его часть стала вывозиться через Швецию в Германию, которая воевала с Россией.

Ну что тут скажешь…
Капиталист найдет выгоду и в продаже своей Родины.

В 1916 году были введены первые карточки на продукты питания - это были карточки на сахар.

10 октября 1916 г. на Особом совещании по продовольственному вопросу был выдвинут проект введения карточной системы по всей стране. Он не был принят, но к этому времени в некоторых городах России уже существовали свои карточки и продажа продуктов по ним осуществлялась в небольших размерах.

Подробная хронология введения карточной системы распределения продуктов в России во время Первой мировой войны описана в 1923г. С.Г.Струмилиным (в то время заведующий отделом статистики Наркомтруда и ВЦПС и профессор МГУ): «В Москве начали распределять по карточкам сахар - с 16 августа 1916 г., но лишь с момента революции, с марта 1917 г. начались выдачи хлеба по карточной системе. С июня 1917 г. карточки распространились на крупы, в июле - на мясо, в августе - на коровье масло, в сентябре - для яиц, в октябре - на растительные масла, в ноябре и декабре 1917 г. - на кондитерские изделия и на чай. Аналогичную картину наблюдаем мы в Петрограде и в других городах».

По более полным данным, относящимся к тому же времени, по ответам уполномоченных на запрос Управления делами Особого совещания по продовольствию от 13 июля 1916г. существование карточной системы можно констатировать в 99 случаях - районах, из них 8 случаев относятся к целым… губерниям(!), 59 случаев к отдельным городам и 32 к уездным городам вместе с уездами или просто к уездам. На вопрос о том, на какие продукты существует карточная система, имеется 87 ответов. Из них все отмечают существование карточной системы на сахар и 12 - на пшеничную муку и крупу(6).

Вот отдельные «сообщения» с мест: «В 1916 г. в Оренбурге, Орске, Челябинске, Троицке и рабочих поселках были введены карточки на сахар, соль, муку и другие продукты питания…». «В 1916 г. во всех городах Уфимской губернии были введены карточки на сахар, соль, муку и другие продукты». Приметами военного времени в Ярославской губернии «становились нехватка продуктов и товаров, рост цен, спекуляция. Не решило проблемы введение в 1916 г. „продовольственных билетов“, т. е. карточек на муку, сахар и масло. Они отоваривались нерегулярно, и население вынуждено было пользоваться услугами „черного рынка“. В 1916г. резко сократился подвоз хлеба, а губерния никогда не производила его в достаточном количестве. Отчаявшиеся местные жители останавливали баржи с хлебом, идущие по Волге и забирали хлеб себе».

Современные историки признают факт введения карточной системы в Российской империи во время Первой мировой войны. Например, вот что пишет историк Голубинов Я.А. в своей работе «Городские думы Самарской губернии и продовольственное обеспечение населения в годы Первой мировой войны»:
«С середины 1915 г. во многих городах России, как продолжение мер по регулированию снабжения населения, были введены продовольственные карточки, служившие разрешением купить определенное количество продукта по твердой цене. Карточная система, действовавшая в странах Западной Европы, была до того момента для многих общественных деятелей лишь „немецкой выдумкой, непригодной для урегулирования продовольственного кризиса в русских условиях, чуждых выдержки и дисциплины“. Однако острая необходимость равномерного распределения продуктов, закупленных городскими управлениями, среди населения заставила ввести ее.
В Самаре дума признала своевременным введение в мае 1916г. только карточек на сахар. Большинство остальных города при введении карточной системы также ограничились лишь этим продуктом. Некоторые, как например Ставрополь, посчитали распределение по карточкам нецелесообразным ввиду наличия отлаженной системы кооперативных лавок.
Введение началось с переписи населения и тщательного подсчета норм выдачи продуктов.

В Самаре все население города было переписано в июне за четыре дня силами 15 инструкторов, вставших во главе районов, на которые был разбит город, с подчиненными им 150 регистраторами. В уездных городах перепись была произведена за один день. Везде она была произведена городскими управлениями, лишь в Балаково эту работу произвел местный контрольный комитет как отделение Николаевского уездного продовольственного совещания. Нормы выдачи сахара были установлены в 1 фунт на человека в месяц, карточка выписывалась на главу семьи и в ней учитывались все ее члены, соответственно числу которых и продавалось определенное количество сахара. Кроме сахара по карточкам могли распределяться и другие продукты, так в Балаково с ноября 1916г. по ним выдавалась мука и масло. Использовать карточки горожане могли в городских, частных и кооперативных лавках. А в первых месяцах 1917г. в Самаре и других городах губернии были введены продовольственные книжки, учитывавшие уже не только приобретение определенного количества сахара, но также и муки»(7).
Самарский историк поведал нам историю ввода продовольственных карточек в России еще до февральской буржуазной революции. А были еще и принудительные работы, марки которые выдавали вместо денег, вооруженное изъятие хлеба, запрет частной доставки продовольствия, введение норм личного и хозяйственного потребления и т. д.

До чего довели Россию буржуи, придя к власти в 1917 году, мы хорошо помним.

Продуктовые карточки нужны вовсе не потому, что в стране нехватка продуктов. Эти карты - один из инструментов поддерж-ки потребительского спроса в рамках программы, которую разработал Минпромторг. Она поможет российскому производству развиваться, а малоимущим - наладить здоровое питание.

Кому дадут карточки?

В Минпромторге «АиФ» пояснили, что в программе примут участие домохозяйства с низким среднедушевым доходом и имущест-венным положением. Точные критерии определят региональные власти на основании федеральных рекомендаций.

Сколько денег на карте?

О конкретных суммах пока говорить рано. Эти и другие детали дорабатываются. По словам Д. Мантурова, главы Минпром-торга , перечисленные на карту деньги нельзя будет обналичить или копить - если их не используют на покупку продуктов в течение месяца, они «сгорят».

Как это будет работать?

Для начисления помощи планируется использовать карты «Мир». (Это карта одноимённой российской многонациональной платёжной системы. А та в свою очередь создана, чтобы обеспечить финансовую безопасность нашей страны в случае угрозы отключения от международных платёжных систем, таких как «Visa» и «Mastercard».) Получивший право на госпомощь сможет использовать уже имеющуюся карту или написать заявку в банк о выпуске новой. На ту же карту можно направлять зарплату, пособия, стипендию.

Что можно купить?

Только разрешённые товары. Иначе система автоматического контроля не пропустит покупку. В Минпромторге рассказали, что перечень допущенных продуктов питания разработан с учётом рекомендаций Минздрава. На госпомощь можно будет купить хлебные продукты, в том числе муку, крупы, макаронные изделия и т. д., картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие и сухофрукты, сахар, соль, питьевую воду, яйца, масло растительное, мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молокопродукты. Плюс, что особенно актуально для сельского населения, саженцы, семена и корма для сельскохозяйственных животных. Всё вышеперечисленное должно быть отечественного производства. В чёрном списке - алкоголь, сигареты и вредные продукты (например, чипсы и газировка).

Где купить?

Карты можно будет использовать во всех магазинах, готовых работать в данной системе. Создания отдельной торговой сети не требуется. Возможность расчёта в столовых и кафе в дальнейшем будет рассмотрена.

Сколько стоит программа?

По словам Владимира Волика, директора департамента регулирования рынков агропрома Минсельхоза , программа может обойтись в 100 млрд руб.

Что она принесёт?

Экономический эффект программы огромен, объяснили в Минпромторге. На каждый вложенный рубль можно получить два рубля прироста ВВП. Так, если бы в 2015 г. программа работала на полную проектную мощность и на неё было бы направлено около 300 млрд рублей, то это увеличило бы ВВП на 0,8%.

Есть ли такие карты за рубежом?

Подобная программа есть в США. Она действует там на постоянной основе с 1961 г. Первоначально бедные американцы получали продовольственные талоны. Теперь финансовая помощь от государства на покупку продуктов поступает на специальные пластиковые карты. В 2016 г. её получали 44 млн человек, средний размер - 126 долларов. Величина помощи зависит от доходов и размеров домохозяйства. Например, на участие в программе может претендовать одинокий американец с чистым доходом ниже 990 долл. Если в семье 4 человека, то их суммарный доход должен быть ниже 2025 долл. Делать покупки по «продуктовой карте» можно не только в магазинах, но и на фермерских рынках.

Новое на сайте

>

Самое популярное