Домой Связной Проект бюджетной политики на год. Создание условий для развития малого бизнеса

Проект бюджетной политики на год. Создание условий для развития малого бизнеса

Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам одобрила проект заморозки накопительной части пенсии на 2017–2019 годы, сообщил журналистам глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов.

«Бюджетная комиссия сегодня согласилась с параметрами федерального бюджета и нашего бюджета (бюджета ПФР. - RNS), в котором накопительная заморожена», - сказал журналистам Дроздов.

Минфин уже направил проект закона о заморозке накопительной части пенсии в Минтруд.

«Мы получили позавчера или вчера от Минфина проект з...

18:58

Минфин не планирует вводить крупные налоговые сборы с самозанятых граждан

Минфин проработает вопрос налогообложения самозанятых граждан по итогам предлагаемых трехлетних налоговых каникул, однако ведомство нацелено не на фискальные сборы, а на официальную регистрацию самозанятых для легализации данного сектора, сообщил журналистам замминистра финансов Илья Трунин.

«Мы хотим, чтобы самозанятые были в условиях не хуже, чем иностранные работники, которые могут сейчас платить патент 1 тыс. руб. в месяц и в пределах определенной суммы не сдавать декларации, (для них. - RNS) учет нужен только миграц...

18:19

Документы, которые вносятся в Госдуму вместе с бюджетом на трехлетку, будут рассматриваться на заседании правительства не только 13 октября, но и 20 и, возможно, 27 октября, сообщил на заседании трехсторонней комиссии в пятницу глава Минтруда Максим Топилин.

Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что до 28 октября весь бюджетный пакет должен поступить в Госдуму.

«Пройдем некоторые оставшиеся развилки, поработаем с теми документами, которые ложатся в основу идеологии бюджета и традиционно вносятся вместе...

16:35

Минфин ожидает стабилизации цен на нефть в долгосрочной перспективе на уровне $40–50

Министерство финансов России считает наиболее вероятным сценарием развития событий на нефтяном рынке стабилизацию цен на уровне $40–50 за баррель.

«Стабилизация нефтяных цен в долгосрочной перспективе на уровне $40–50 за баррель в постоянных ценах (2016 года) представляется наиболее вероятным сценарием», - говорится в проекте Основных направлений бюджетной политики (ОНБП) на 2017–2019 годы, опубликованной на сайте комитета Госдумы по бюджету и налогам.

Развитие технологий добычи нефти привело к изменению механизм...

16:30

Минфин: консолидация и снижение дефицита бюджета обеспечат равновесие экономики

Дефицит федерального бюджета в течение переходного периода должен соответствовать целевой траектории консолидации - сокращению дефицита на 1 п. п. ВВП в год - при стабильных ценах на нефть на уровне $40 за баррель. Об этом говорится в подготовленном Минфином проекте основных направлений бюджетной политики на 2017–2019 годы, опубликованном комитетом Госдумы по бюджету и налогам.

В соответствии с проектом документа, в 2017 году дефицит федерального бюджета составит 3% ВВП, 2% ВВП в 2018 году и 1% ВВП в 2019 году.

16:28

Минфин назвал относительно скромными потери ВВП в 2015 году

Итоги 2015–2016 годов продемонстрировали высокую способность российской экономики к адаптации, следует из проекта «Основных направлений бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Документ направлен Минфином в Госдуму.

«Несмотря на присущие отечественной экономике "жесткости", итоги 2015–2016 годов наглядно продемонстрировали ее высокую способность к адаптации при относительно скромных трансформационных потерях выпуска: ВВП в 2015 году сократился на 3,7% по сравнению с падением на 7,8% в 2009 ...

16:17

Минфин сообщил о необходимости обеспечения макроэкономического равновесия

Экономическая политика России должна обеспечивать макроэкономическое равновесие, которое подразумевает низкую зависимость от внешних факторов, следует из проекта Основных направлений бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, направленных Минфином в Госдуму.

В документе отмечается, что на первый план экономической политики выходит обеспечение сбалансированного развития страны и расширение потенциала отечественной экономики в непростых условиях повышенной подвижности внешней конъюнктуры.

<...>

15:57

Минфин запланировал снижение доли расходов на оборону до 2,9% ВВП в 2019 году

В 2017 году доля расходов на оборону снизится до 3,3% ВВП, следует из проекта Основных направлений бюджетной политики на 2017–2019 годы. Документ опубликован комитетом Госдумы по бюджету и налогам.

«В структуре расходов бюджетов бюджетной системы по разделам функциональной классификации в 2017 году основную долю расходов составляют расходы на социальную политику (13,5% ВВП), национальную оборону (3,3% ВВП), национальную экономику (4,4% ВВП), образование (3,6% ВВП), национальную безопасность и правоохранительную деятельно...

15:54

Минфин: решение о заморозке пенсионных накоплений на три года принято

Мораторий на перечисление накопительной части пенсии будет продлен на трехлетку 2017–2019 годов, следует из проекта Основных направлений бюджетной политики на 2017-2019 годы. Документ опубликован комитетом Госдумы по бюджету и налогам.

«Трансферт на обязательное пенсионное страхование устанавливается с учетом принятия решения о продлении на 2017–2019 годы моратория на взносы в накопительную составляющую системы обязательного пенсионного страхования», - говорится в документе.

Ранее о планируемом продлении заморозк...

14:07

Медведев поручил внести проект бюджета в Госдуму до 28 октября

Пакет законопроектов о федеральном бюджете на 2017 и плановый период 2018–2019 годов должен поступить в Госдуму до 28 октября, сообщил на совещании в пятницу премьер-министр Дмитрий Медведев.

В этом году в связи с выборами в Госдуму срок внесения бюджета в нижнюю палату парламента был перенесен на месяц позже - до 1 ноября 2016 года.

«Пройдем некоторые оставшиеся развилки, поработаем с теми документами, которые ложатся в основу идеологии бюджета и традиционно вносятся вместе с ним в Госдуму. Это Прогноз социально...

14:05

Правительство составило бюджет на 2017–2019 годы с учетом сохранения санкций

Проект федерального бюджета на 2017 и плановый период 2018–2019 годов сверстан с учетом сохранения антироссийских санкций в течение всего периода. Об этом на совещании в пятницу сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев.

«При формировании проекта мы исходим из осторожной оценки экономической ситуации на мировых рынках, из консервативной оценки. В частности, из достаточно низкой траектории цен на нефть в пределах $40 за баррель нефти марки Urals в течение всех трех лет и из возможного сохранения санкций до конца прогнозног...

Правительство и Министерство финансов, проанализировав опыт предыдущих периодов, решили вернуться к трехлетнему планированию бюджета, на что указывает принятый законопроект «Основные направления бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Но, несмотря на все преимущества такого подхода, сложно спрогнозировать, удастся ли следовать изначально заложенным в проект параметрам и будет ли такая политика воспринята частным бизнесом в качестве сигнала, который свидетельствует о стабилизации ситуации в экономике страны и безопасности инвестирования.

Доходы

Бюджетной политикой РФ на 2017-2019 годы предусмотрен дефицит поступлений, что будет обусловлено сокращением спроса на российский экспорт, снижением стоимости нефти и целым рядом других внешних факторов. Чтобы покрыть дефицит, правительство планирует наполнить бюджет путем мобилизации дополнительных доходов, предприняв такие меры:

  • завершение так называемого «налогового маневра», что повлечет за собой планомерный рост ставок по НДПИ на нефтепродукты, а также отмену экспортных пошлин. В рамках пилотного проекта будет внедрен налог на добавленный доход, что в среднесрочной перспективе поможет сбалансировать налоговую нагрузку в газовой и нефтяной отраслях;
  • увеличение с 25 до 50% минимального норматива дивидендов, начисляемых по акциям государственных компаний, что позволит нарастить объем поступлений по этим направлениям;
  • внедрение унифицированной базы для создания единой системы администрирования поступлений в бюджет. За счет этого можно будет снизить административную нагрузку и увеличить объем бюджетных доходов.

Расходы и бюджетные правила

Расходы будут формироваться в рамках бюджетной политики на 2017-2019 годы и правил, призванных снизить чувствительность системы к волатильности цен на мировых нефтяных рынках. В полную силу бюджетные правила заработают в 2020 году, в то время как период 2017-2019 гг. признан правительством как переходный, чтобы избежать шока от резкого сокращения государственных расходов.

В соответствии с предложением Минфина, к 2020 году расходы будут формироваться из трех компонентов:

  • базовый объем нефтегазовых доходов, который будет рассчитан при базовой цене нефти на уровне 40 долл./барр.;
  • объем нефтегазовых доходов, расчет которого будет производиться с учетом среднесрочного прогноза Министерства экономического развития РФ;
  • расходы по обслуживанию задолженности. Для коррекции показателей в случае снижения прогнозного объема Резервного фонда до уровня 5% ВВП, предельный объем использования не будет превышать 1% ВВП.

Исходя из такой конструкции, можно сделать вывод, что бюджетная политика на 2017-2019 гг. призвана не только решить задачу денежно-кредитного регулирования, но и сократить долю прямого участия государства в экономике для чего запланирована поэтапная стабилизация налоговой нагрузки и масштабная приватизация.

Последние несколько лет росли расходы по трем основным направлениям (непроизводственным), что только способствовало «проеданию» бюджета: социальная политика (в первую очередь это пенсионные выплаты), национальная оборона и обслуживание долга. Новый подход предполагает сжатие объема расходов с повышением их эффективности для более рационального использования поступивших средств.

Предпосылки для изменения политики

В зависимости от ситуации на рынке, внешних факторов и показателей роста российской экономики, правительство и Минфин могут пересмотреть основные направления бюджетной политики на 2017-2019 гг., что может быть обусловлено такими факторами:

  • длительное время бюджет наполнялся преимущественно за счет сырьевых поступлений, что сдерживало или даже тормозило процесс перестройки экономики. Отсутствие устойчивого спроса и гарантированные рентные доходы только дестимулировали меры, призванные изменить структуру российской экономики. Но с 2015 года, когда объем перераспределяемой нефтяной ренты стал сокращаться, ситуация изменилась, что может создать предпосылки для изменения приоритетов при планировании бюджетных расходов;
  • основная цель бюджетной политики – это сокращение дефицита. Но при наличии резервов суверенных фондов можно было игнорировать такую проблему, несмотря на постепенное накопление негативных явлений (рост теневого сектора экономики, старение населения, нерациональная структура расходов, когда большая часть поступлений тратится на поддержку силового блока и социальные нужды и т. д.). Согласно прогнозам, в краткосрочной перспективе Резервный фонд может полностью исчерпать свой ресурс, что тоже должно подтолкнуть к пересмотру основных тезисов бюджетной политики;
  • проблема сбалансированности бюджетов субъектов РФ может быть перенесена на федеральный уровень, где нет резервов для поддержания устойчивости системы в целом. Текущая политика способствует наращиванию фискального разрыва, что в долгосрочной перспективе может вылиться в серьезные проблемы. Разработанные меры не решают, а только оттягивают проявление кризисных явлений, которые накапливаются по мере появления новых задач. Это прямой путь к увеличению разрыва между доходами и расходами, в то время как у государства все меньше источников финансирования для покрытия дефицита бюджета.

Главные задачи

Основные задачи бюджетной политики на 2019 год, которые нужно решить:

  • Преобразование налоговой системы путем фиксации налоговых условий;
  • Создание ресурса в экономике страны для финансирования новых проектов путем повышения НДС с 18 до 20% (в год в бюджет должно поступить более 600 млрд руб);
  • Отмена налога на движимое имущество;
  • Снижение административной нагрузки на предпринимателей путем отмены контроля трансфертного ценообразования;
  • Введение налога на профессиональные доходы путем вовлечения самозанятых предпринимателей в легальную деятельность;
  • Настроить инвестиционный вычет налога на прибыль путем снятия ограничения на его использование участниками КГН (Консолидированной группы налогоплательщиков).

При этом в 2019 году было отвергнуто правительством внедрение налога с продаж, отмена льготных ставок с НДС и др.

Председатель счетной палаты жестко критикует бюджет РФ 2017-2019 видео:

Владимир Викторович КЛИМАНОВ, директор Института реформирования общественных финансов, заведующий кафедрой РАНХиГС, доктор экономических наук

Начало нового финансового года всегда вызывает желание критически оценить год уходящий. 2017-й и для федерального, и для региональных бюджетов выдался непростым, но все же более позитивным, чем мог бы быть.

Возвращение к трехлетнему бюджету

Помню, что федеральный бюджет на 2017 год принимался буквально с колес. Мы, члены Общественного совета при Минфине России, тогда отметили в качестве пожелания-замечания, что вносить почти одновременно на рассмотрение проекты Основных направлений бюджетной и налоговой политики на следующую трехлетку и самого федерального бюджета неверно.

Во многом сложности с выработкой новых направлений бюджетной политики были тогда связаны с тем, что важнее других представлялось само возвращение к трехлетнему бюджетному планированию, что должно было способствовать снижению уровня неопределенности и обеспечить большую прогнозируемость макроэкономических условий и условий ведения бизнеса. Ведь федеральный бюджет на 2016 год, так же как и бюджеты 67 субъектов Федерации, из-за экономического кризиса был принят в однолетнем формате, но в 2017-м все регионы (за исключением Крыма и Севастополя) вернулись к планированию на трехлетний период.

Представляя проект федерального бюджета на 2017 год, Правительство РФ декларировало, что в условиях цены на нефть в 40 долларов за баррель дефицит не превысит 3%, а в 2018 и 2019 годах составит всего 2 и 1% ВВП соответственно. Цель бюджетной политики на 2017 год определялась как обеспечение сбалансированного развития страны и расширение потенциала отечественной экономики. Это должно было бы произойти, если бы достигалось целевое макроэкономическое равновесие, в том числе за счет низкой восприимчивости бюджета к колебаниям цен на нефть и низкой инфляции, а на микроуровне были бы устранены структурные дисбалансы и препятствия для развития, связанные с демографическими вызовами, конкурентоспособностью и эффективностью распределения ресурсов.

Федеральный бюджет принимался сложным, но реалистичным. Поэтому и поправки в него вносились лишь дважды, в июле и ноябре. Скорректированные объемы доходов федерального бюджета должны в итоге составить около 14,7 триллиона рублей, или 16% ВВП страны, а расходы - 16,7 триллиона рублей, или 18,2% ВВП. То есть даже в текущих непростых обстоятельствах удалось удержать дефицит федерального бюджета в размере 2,2% ВВП (меньше планируемого).

Внедрение госпрограмм и проектного подхода

Решать различные бюджетные задачи предстояло, как и ранее, через инструмент государственных программ, связывающий стратегическое планирование с бюджетным. После того как в 2016 году федеральный бюджет был впервые сформирован не только в разрезе государственных программ, но и подпрограмм и основных мероприятий, появилось ожидание, что в 2017 году бюджет будет полностью программным. Но нет, в программном разрезе было утверждено менее 60% расходов, поскольку и огромный (почти в 3,5 триллиона рублей) межбюджетный трансферт в Пенсионный фонд, и расходы на оборону, планировавшиеся в качестве отдельных госпрограмм, остались в непрограммной части. Поэтому задача, поставленная ранее в качестве целевого индикатора для Минфина России, о доведении доли программных расходов до 70% осталась невыполненной и не будет достигнута даже в 2018 году.

В то же время при увязке бюджета с программно-целевыми инструментами государственной политики в 2017 году возникла совершенно другая задача. Активное внедрение в систему государственного управления проектного подхода вызвало необходимость представления бюджета не только в программном, но и в проектном разрезе. Такую оперативную задачу в феврале 2017 года премьер-министр поставил перед Минэкономразвития России и Минфином России на Сочинском инвестиционном форуме. Да, распределение бюджетных ассигнований на утверждаемые правительством приоритетные программы и проекты также стало осуществляться, но и здесь процесс оказался пока незавершенным.

Законодательные изменения и новации

В целом в 2017 году бюджетное законодательство по-прежнему оставалось весьма изменчивым. Только в Бюджетный кодекс изменения и дополнения вносились восемь раз. Они касались и формирования нового бюджетного правила, связанного с изменением макроэкономических условий и исчерпанием средств Резервного фонда (в итоге он был объединен с Фондом национального благосостояния), и появления в бюджетном законодательстве публично-правовых компаний, и усиления в некоторых вопросах позиций Счетной палаты, и чисто технических корректировок, определяющих исполнение бюджетных обязательств в течение финансового года.

Пожалуй, самые крупные изменения касались межбюджетных отношений. Одной из наиболее значимых новаций 2017 года в этом вопросе стало подписание соглашений между Федерацией и регионами при предоставлении не только межбюджетных субсидий, но и дотаций (ранее такие соглашения заключались только с высокодотационными регионами). Даже само понятие дотаций в статье 6 Бюджетного кодекса пришлось корректировать, уточнив, что эти неокрашенные трансферты могут иметь «условия их предоставления». В итоге введенная только в 2017 году процедура уже неоднократно менялась. Но многое остается неопределенным до сих пор. Прежде всего, как и насколько можно и нужно применять достаточно жесткие меры бюджетного принуждения к не выполнившим условия данных соглашений регионам. В конце ноября вместе с принятием бюджета на 2018 год были приняты очередные изменения, в том числе связанные с приостановкой ряда положений, касающихся распределения дотаций регионам, включая и то, что распределение дотаций в федеральном бюджете на очередную трехлетку закрепляется только на один год.

Весьма важным оказалось и ужесточение процедуры распределения субсидий, которая формально стала осуществляться в начале финансового года, без затяжек этого процесса, и законодательное закрепление ряда требований к расчету самих субсидий. Например, появилось обязательство учета в методике распределения субсидий уровня расчетной бюджетной обеспеченности регионов. Позднее были сделаны уточнения, что именно не должно быть распределено между регионами до начала февраля текущего года. Но важнее, наверное, другое - эксперты, да и представители органов власти последние годы неоднократно заявляли о необходимости консолидации различных мелких субсидий в более крупные. В 2017 году это частично произошло, но в незначительных объемах. По-прежнему сохраняется множество видов субсидий и иных межбюджетных трансфертов, администрирование которых иногда «съедает» все выгоды их целевой значимости для региона.

Наконец, звучной новостью 2017 года для многих регионов стала информация с президиума Госсовета, состоявшегося в Ульяновске, где Президентом РФ была анонсирована программа реструктуризации государственного долга регионов. Правила проведения реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов РФ перед Федерацией по бюджетным кредитам были утверждены в конце сентября. Фактически федеральный центр, признав, что многие регионы не смогут самостоятельно справиться с погашением имеющегося у них государственного долга, предложил им многолетнюю программу действий, подразумевающую и оздоровление системы государственных финансов, и совместные действия по оптимизации расходных обязательств. В результате жестких, иногда даже болезненных мер госдолг субъектов РФ в 2017 году не увеличивался, а даже немного сокращался. К началу декабря он составлял чуть более 2,1 триллиона рублей, долг муниципальных образований - 340 миллиардов рублей.

Новые направления трехлетки

Что касается бюджетной политики в целом, то еще весной 2017 года законодательно было установлено, что основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики впредь будут представлены одним документом, это было реализовано уже осенью. Новые основные направления в этой связи стали похожи на огромный аналитический документ со множеством терминов и принципов, как мне кажется, ранее вообще не применявшихся в лексике финансовых органов. Целый раздел основных направлений на 2018–2020 годы посвящен, например, «обеспечению межрегиональной инклюзивности». Мы узнали, что у бюджетных правил появляется «новая конструкция», а при работе с компаниями с государственным участием возникает «вмененная субсидия», ранее нигде и никогда не учитываемая. Собственно, цель бюджетной и налоговой политики на очередную трехлетку вновь заключается в обеспечении сбалансированного развития страны и расширении потенциала отечественной экономики.

Сам федеральный бюджет на 2018 год принят с дефицитом 1,3% ВВП. Ожидается, что его доходы составят 15,3 триллиона, а расходы - 16,5 триллиона рублей. Сложнее будет ситуация с бюджетами в большинстве регионов, но и обновленные правила распределения межбюджетных трансфертов, и запуск программы реструктуризации регионального долга, и собственно ожидаемый полноценный выход из экономического кризиса дают надежду, что 2018 финансовый год будет успешнее предыдущего.

Новое на сайте

>

Самое популярное