Домой Связной Резервный и иные фонды. Формируем и используем резервный фонд

Резервный и иные фонды. Формируем и используем резервный фонд

С началом 2018 года закончил существование Резервный фонд РФ, в котором аккумулировалась значительная часть нефтегазовых доходов. Означает ли это истощение резервов страны, каковы причины и последствия опустошения и ликвидации мультимиллиардной «кубышки»? Сколько денег поступило в фонд за десять лет и куда они делись?

Формирование Резервного фонда

Его история началась в феврале 2008 года, когда действующий с 2004 года Стабилизационный фонд РФ был разделен на два новых: Резервный фонд и , или Фонд национального благосостояния.


Средства Резервного фонда представляли собой ту часть поступлений в казну от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и конденсата, которая превышает цифру утвержденного нефтегазового трансферта на новый финансовый год (сейчас определяется как 3,7% прогнозируемого властями объема ВВП РФ). При превышении нормативной величины Резервного фонда остальные доходы зачислялись в другой национальный фонд - ФНБ. Нормативная (максимальная) величина первоначально определялась как 10% объема ВВП РФ, прогнозируемого на очередной финансовый год. Еще одним источником средств помимо нефтегазовых поступлений являлись доходы от управления резервами фонда.

Планка отчисления средств повышалась по мере роста цены нефти: с 2004 до 2006 в еще единый Стабфонд перечислялись доходы при цене барреля выше 20 долларов, с 2006 года — свыше 27 долларов за баррель. По замыслу властей существование Резервного фонда способствовало выполнению расходных обязательств государства и стабилизации экономики (покрытие дефицита бюджета), снижая ее зависимость от колебаний нефтегазовых поступлений. ФНБ же планировался в первую очередь для сбалансирования Пенсионного фонда РФ.

Согласно принятым 30.09.2010 г. поправкам в Бюджетный кодекс (закон № 245-ФЗ) с 1 января 2010 до 1 января 2015 года максимальная величина Резервного фонда не устанавливалась, а нефтегазовые доходы направлялись в федеральный бюджет на обеспечение расходов. Пополнение фонда после 3-х летнего перерыва случилось лишь в 2012 году. Также с 1 января 2010 Резервный фонд РФ перестал пополняться доходами от управления его средствами - до февраля 2016 и эти доходы направлялись в федеральную казну.

Управление средствами Резервного фонда

Управление средствами Резервного фонда РФ возлагалось на Минфин, но часть этих полномочий позволялось делегировать Центробанку. Согласно правительственному постановлению от 29.12.2007 г. № 955 управление средствами надлежало осуществлять в целях:

  1. обеспечения их сохранности;

  2. извлечения в долгосрочной перспективе стабильного дохода от размещения резервов.

В краткосрочной перспективе допускалось получение в процессе управления средствами отрицательных финансовых результатов. Установленный правительством порядок обязывал размещать средства:

  • в иностранной валюте;

  • в номинированных в инвалюте активах с рейтингом долгосрочной кредитоспособности не ниже «Аа3» по классификации Moody’s;

  • в номинированных в инвалюте активах с не ниже «АА-» по Fitch-Ratings и Standard & Poor’s.

Средства Резервного фонда являлись частью золотовалютных резервов России, которой распоряжался Минфин, а не Центробанк. Приказом министерства была утверждена валютная структура запасов:

евро - 45%;

доллар США - 45%;

фунт стерлингов - 10%.

Инвалюта зачислялась на счета в Банке России, который уплачивал проценты, эквивалентные доходности упомянутых активов. Из-за высокой консервативности вложений (возможно, вызванной сильным кризисом 2008 года, который случился всего через несколько месяцев после начала самостоятельного существования Резервного фонда) доходность от инвестиций оказалась примерно на уровне валютной инфляции. Сбалансированный портфель из акций и облигаций позволил бы получить в разы больший доход.

Ликвидация Резервного фонда РФ

1 февраля 2018 Резервный фонд РФ перестал существовать, слившись с упомянутым ФНБ (закон от 29.07.2017 г. № 262-ФЗ). Таким образом, Резервный фонд просуществовал ровно 10 лет с точностью до дня.

1 декабря 2017 доходы от нахождения средств фонда в ЦБ РФ за истекший год в сумме 652 миллиона рублей были перечислены в казну, остатки инвалюты со счетов в Центробанке - $7,62 млрд, €6,71 млрд и £1,10 млрд - обменены на 1,042 триллиона рублей и использованы на покрытие дефицита бюджета. Посмотрим на график:


На нем видна заметная корреляция объема резервного фонда с курсом нефти. Когда в период мирового кризиса 2008-09 годов нефть резко пошла вниз, это с небольшим опозданием отразилось и на Резервном фонде. Однако если с начала 2009 года нефть начала восстанавливать прежние позиции, то фонд продолжал активно уменьшаться и к 2011 году сократился более чем в 6 раз до 20 млрд. долларов. И если бы не высокая цена на нефть в то время, то его история могла бы быть заметно короче. Но благодаря ценам на уровне 115 долларов за баррель фонд еще смог вырасти в 4 раза, перешагнув за 80 млрд. Вторая волна падения нефти с 2014 года, наложенная на санкции, оказалось уже критической.

Довольно интересно, что хотя цена барреля нефти в долларах выглядит довольно хаотично, в рублях ситуация иная: с начала 1998 по начало 2018 года стоимость барреля подорожала со 100 до 3800 рублей, т.е. в 38 раз. При этом рубль обесценился к доллару менее чем в 10 раз: с 6 до 56 рублей. В результате динамика Резервного фонда в рублях выглядит несколько иначе:


Два пика соответствуют времени рубля — и так как девальвация конца 2014 года оказалась сильнее девальвации 2009, то и рублевая капитализация фонда оказалась максимальной в начале 2015 (тогда как в долларах средств было заметно больше в 2009). Т.е. начальная фаза кризиса даже приводила к росту рублевых активов, однако затем следовал сильный спад. К 1 декабря 2016 года в фонде было чуть более 2 трлн. рублей или примерно 35 млрд. долларов — но уже к началу 2017 года эта сумма уменьшилась вдвое до 1 трлн. рублей (17 млрд. $). Который и был потрачен в конце 2017 года, сведя баланс фонда к нулю.

Что дальше?

Эксперты, оппонирующие действующей российской власти, винят ее в нерациональном расходовании резервов и утверждают, что ликвидация Резервного фонда не сулит россиянам ничего хорошего.

Так, Алексей Навальный заявил, что Россия за нефтяные годы заработала на экспорте нефти около $2 трлн, а в двух суверенных фондах к 2014 году скопилось в общей сложности $177 млрд. Куда они делись? Всего в течение четырех лет растрачены на финансирование убыточных коррупционных проектов, силовые структуры, дотации Крыму и пропаганду. Если верить оппозиционеру, при эффективном расходовании в Резервном фонде РФ только за 2017 год оставался бы еще триллион рублей.


Другие аналитики резонно констатируют, что поводов для переживаний нет, поскольку упраздненный фонд был отнюдь не единственной «кубышкой». При этом отмечается, что пока в нем средства исчерпывались, общий объем золотовалютных резервов РФ наоборот увеличивался (за 2017 год - на 14,6%, или $55 млрд; за 2016 - на 2,5%, или $9 млрд). В них снизилась доля западных ценных бумаг и выросла - золота.

Итого, фактически Резервный фонд сегодня существует под названием Фонд национального благосостояния России. Объем которого на 1 января 2018, по официальным данным Минфина, составил $65,15 млрд, или 3,75 триллиона рублей.

Согласно расчетам властей 2018 год должен стать последним, когда дефицит бюджета будет покрываться из ФНБ. В дальнейшем его обещают превратить в настоящий фонд благосостояния, который будет пополняться валютой, купленной Минфином по бюджетному правилу, и тратиться только на софинансирование пенсионных накоплений российских граждан. Удастся ли?

В 2018 году Резервный фонд России прекратит свое существование, что зафиксировано в соответствующем законе. Данные изменения позволят более эффективно использовать накопленные резервы в объединенном фонде, подчеркивают чиновники. Во время кризиса средства Резервного фонда выступали основным источником покрытия дефицита бюджета, что привело к существенному сокращению финансовых запасов.

Запасы Резервного фонда (РФ) позволили сгладить экономические потрясения во время кризиса. На фоне резкого сокращения бюджетных поступлений, власти столкнулись с ростом дефицита бюджета. Накопленные резервы позволили профинансировать государственные затраты, что привело к значительным потерям для РФ.

Резервный фонд был сформирован в 2008 году из средств Стабилизационного фонда. Основное предназначение фонда – обеспечить макроэкономическую стабильность в периоды экономических спадов. При этом власти использовали дополнительные нефтегазовые доходы для формирования резервов, что было зафиксировано в существующем бюджетном правиле.

В начале февраля 2015 года запасы РФ достигли рекордного значения – более 5,8 трлн руб. Однако экономический кризис «съел» большую часть финансовых резервов правительства. В результате средства РФ в 2017 году сократились до 1 трлн руб. Эксперты считали, что в скором будущем Резервный фонда России полностью исчерпается. Однако стабилизация нефтяных котировок позволила снизить нагрузку на РФ. Кроме того, власти решили переформатировать принципы формирования резервов, что отразится на дальнейшей судьбе Резервного фонда.

Бюджетные новации

Представители Госдумы приняли новый закон, который вносит существенные изменения в действующие бюджетные правила. Законодатели определили правила, которые будут ограничивать объемы госрасходов. Кроме того, депутаты поддержали инициативу правительства об объединении Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

В рамках принятых нововведений, бюджетные расходы будут привязаны к базовому уровню цен на энергоресурсы и прогнозу курса рубля. Суммарные расходы государственной казны не могут превышать базовых поступлений нефтегазовых доходов. При этом чиновники установили уровень цен на нефть, который станет ориентиром для расчета расходов – 40 долл./барр. Ежегодно данный показатель будет индексироваться на 2%, что соответствует ожидаемым трендам нефтяного рынка.

Изменение бюджетного правила позволит сохранить финансовые резервы России, подчеркивают чиновники. Данное нововведение обеспечит стабильные пополнения существующих запасов, поскольку средняя стоимость «черного золота» в следующем году ожидается на уровне 50-60 долл./барр. Кроме того, российская экономика снизит зависимость от колебаний цен на рынке нефти.

В следующем году будет действовать переходное правило, которое допускает превышения бюджетных расходов над базовыми нефтегазовыми доходами на 1% ВВП. Данная норма обеспечит плавный переход на использование новых принципов расчета возможных затрат федерального бюджета.

В 2018 году произойдет объединение ФНБ и РФ, что позволит повысить эффективность формирования и использования резервов (до 1 февраля средства Резервного фонда будут переведены в ФНБ). В результате финансовые резервы будут сконцентрированы в одном фонде, основным предназначением которого останутся следующие цели:

  • сбалансирование существующей пенсионной системы;
  • покрытие дефицита бюджета;
  • софинасирование пенсионных накоплений.

Финансирование дефицита бюджета будет исходить из остатков средств в объединенном фонде на конец года. Уровень запасов, который позволит обеспечить стабильное развитие отечественной экономики – 5% ВВП. Если средства фонда превышают данный уровень, то резервы будут в полной мере компенсировать недополученные нефтегазовые доходы. В противном случае расходы фонда не могут превышать 1% ВВП. Министерство финансов будет ежемесячно публиковать отчет, который поможет определить, сколько денег остается в объединенном Резервном фонде.

Эксперты положительно характеризую предложенные изменения. Однако для устранения всех рисков для российской экономики нужны более глобальные реформы.

На пути к стабильному росту

Изменение бюджетного правила позволит снизить уровень цикличности российской экономики, считают эксперты. Утвержденные нововведения позволят балансировать государственные расходы в периоды высоких цен на энергоресурсы и накапливать необходимые резервы. Базовый уровень цен на нефть в пределах 40 долл./барр. плюс индексация позволит наполнить фонд дополнительными средствами.

Однако аналитики не исключают более глубокой просадки нефтяного рынка в следующем году. Если участники ОПЕК возобновят рост нефтедобычи, то котировки могут опуститься ниже 40 долл./барр. В результате власти будут вынуждены девальвировать рубль, что позволит стабилизировать бюджетные поступления.

Чтобы снизить зависимость отечественной экономики от конъюнктурных колебаний, необходимо создать новые факторы роста, считают эксперты. Основой экономики должна стать обрабатывающая промышленность, которая позволит выпускать наукоемкую продукцию. В таком случае федеральный бюджет не будет зависеть от колебаний цен на сырьевых рынках.

Кроме того, проблемой остается несбалансированность доходов и расходов государственной казны. Чрезмерные затраты на социальную сферу создают основу для будущего дефицита. Властям необходимо реформировать систему пенсионного обеспечения, что станет фундаментом макроэкономической стабильности.

В 2017 году запасы Резервного фонда снизились до 1 трлн руб. Правительство активно использовало финансовые резервы в период экономического кризиса, что позволило стабилизировать развитие экономики. В следующем году чиновники намерены изменить бюджетное правило, что отразится на формировании резервов.

Власти планируют объединить ФНБ и РФ, что позволит консолидировать финансовые ресурсы. Резервы будут формироваться за счет дополнительных нефтегазовых доходов (при ценах, которые будут превышать уровень 40 долл./барр. плюс индексация).

Эксперты считают, что для макроэкономической стабильности нужны дополнительные реформы.

Смотрите видео о том, когда закончится резервный фонд:

Дубкова Лилия,
Юрисконсульт по корпоративному праву Группы компаний «Юриспруденция Финансы Кадры»

Предприятия различных организационно-правовых форм в процессе своей деятельности могут формировать различные фонды для резервирования средств на финансирование тех или иных мероприятий. К таким фондам, в первую очередь, относится - резервный фонд.

Резервный фонд (капитал) - это часть собственного капитала, формируемого, из прибыли организации для покрытия возможных убытков и потерь. Величина резервного капитала и порядок его образования определяются законодательством РФ и уставом организации.

Резервный фонд может создаваться как в обязательном, так и добровольном порядке.

В соответствии с п. 1 статьи 35 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в обязательном порядке должны создавать резервный фонд акционерные общества.

Резервный фонд входит в состав собственного капитала предприятия. Он формируется за счет нераспределенной прибыли предприятия. По решению акционеров определенная сумма чистой прибыли направляется в резервный фонд ежегодно. Размер резервного фонда акционерного общества должен составлять не менее 5% от уставного капитала общества. Размер ежегодных отчислений может предусматриваться уставом акционерного общества, но не должен быть менее 5% от чистой прибыли до достижения размера, определенного уставом акционерного общества.

Резервный фонд акционерного общества предназначен для покрытия убытков общества, а также для погашения облигаций и выкупа акций акционерного общества в случае отсутствия иных средств.

Как правило, акционерное общество выкупает собственные акции в том случае, если, например, у него возник избыток средств или оно приняло решение об уменьшении уставного капитала. Если при выкупе акций цена, по которой они были приобретены, превышает их номинальную стоимость, то отрицательная разница, образующаяся в результате выкупа акций, может покрываться за счет резервного фонда. При этом резервный капитал используется на погашение отрицательного результата от выкупа акций.

При погашении облигаций сумма, выплачиваемая их держателям, состоит из номинальной стоимости этих облигаций и процентов по ним. Средства резервного фонда возможно направлять на погашение данных процентов.

Резервный фонд акционерного общества не может быть использован для иных целей.

Согласно пп. 12 п. 1 статьи 65 Закона об акционерных обществах использование резервного капитала относится к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.

Общества с ограниченной ответственностью могут создавать резервный фонд в добровольном порядке в размере, установленном уставом общества. Порядок использования резервного фонда законодательством не установлен и относится к исключительной компетенции собрания участников общества.

Общества с ограниченной ответственностью сами определяют величину резерва, сумму ежегодных отчислений в него и цели, на которые фонд можно расходовать. Так, резервный фонд может быть использован для покрытия убытков, для погашения облигаций, для выкупа долей. Однако, для выплаты денежных средств резервный фонд не используется. Использование резервного фонда позволяет только уменьшить сумму убытка, отражаемую в бухгалтерской отчетности фирмы.

Создание резервного фонда также предусмотрено почти для всех видов некоммерческих корпоративных организаций. И для большинства из них создание такого фонда является обязательным. Так, в соответствии с Федеральным законом № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», кооперативы в обязательном порядке формируют резервный фонд, который является неделимым и размер которого должен составлять не менее 10 процентов от паевого фонда кооператива. Устав кооператива определяет порядок формирования и использования резервного фонда. До формирования в полном объеме резервного фонда кооператив не вправе осуществлять кооперативные выплаты, начисления и выплату дивидендов по дополнительным паевым взносам членов кооператива, а в кредитном кооперативе также получать займы от членов кооператива и ассоциированных членов кооператива.

Для некоторых некоммерческих корпоративных организаций решение о создании резервного фонда остается добровольным. Например, Закон РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации» допускает, но не обязывает формировать резервный фонд.

Обязательный порядок формирования резервного фонда предусмотрен для унитарных предприятий. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия. Недостаточная величина обязательного резервного фонда свидетельствует либо о недостаточности прибыли, либо об использовании резервного капитала на покрытие убытков. Бухгалтерские записи по формированию резервного фонда составляются по окончании финансового года на основании приказа (распоряжения) руководителя и оформляются бухгалтерской справкой. В уставе унитарного предприятия должна быть указана цель использования средств резервного фонда.

Кроме того, согласно п. 2 статьи 16 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарное предприятие за счет чистой прибыли также может создавать иные фонды в порядке, предусмотренном уставом унитарного предприятия. Например, уставами ФГУП ФСИН России путем отчислений от чистой прибыли предусмотрено право формирования следующих фондов специального назначения:

  • фонда социальной сферы, средства которого используются на решение вопросов укрепления здоровья работников предприятия, в том числе на профилактику профессиональных заболеваний;
  • жилищного фонда, средства которого используются на приобретение и строительство (долевое участие) жилья для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • фонда материального поощрения работников предприятия, средства которого используются для материального поощрения работников предприятия в соответствии с коллективным договором на предстоящий год.

В свою очередь, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества по своему усмотрению могут создавать за счет чистой прибыли и другие фонды специального назначения, например, фонд накопления, потребления, социальной сферы, производственного и социального развития, акционирования работников общества, для выплаты дивидендов по привилегированным акциям, благотворительный фонд. Решение об их формировании принимает общее собрание участников или акционеров. Если акционеры (участники) общества приняли решение о создании каких-либо фондов, то такие фонды рассматриваются как часть резервного капитала. Средства фондов специального назначения можно расходовать исключительно на те цели, которые предусмотрены уставом общества, решением о создании фонда или иными локальными актами. Фонд акционирования работников, который может быть сформирован в акционерном обществе, расходуется только на приобретение акций акционерного общества, продаваемых его акционерами, для последующего их размещения среди работников.

В свою очередь, саморегулируемые организации вправе формировать в качестве способа обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) компенсационный фонд. Создание этого фонда в соответствии с Федеральным законом РФ от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» является обязательным за исключением случаев, когда саморегулируемой организацией в разрешенных законом случаях принят другой способ обеспечения ответственности своих членов - страхование.

Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации в размере не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена. Размещение средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста и инвестирование таких средств осуществляются через управляющие компании. Доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда.

В садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» может быть создан Специальный фонд. Данный фонд составляют вступительные и членские взносы членов такого товарищества, доходы от его хозяйственной деятельности, а также средства, предоставленные садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому товариществу, а также прочие поступления. Средства специального фонда расходуются на цели, соответствующие предусмотренным уставом такого товарищества задачам.

Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы могут создавать такие специализированные фонды, как страховой фонд, гарантийный фонд, неделимый фонд, иные фонды.

При создании страхового фонда сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы сами устанавливает размер и источник формирования данного фонда. Страховой фонд может использоваться в следующих случаях:

  • на погашение долга заемщика в случае его ликвидации или банкротства;
  • на возмещение потерь по финансовым вложениям;
  • в случае стихийных бедствий.

Гарантийный фонд формируется как неделимый и возобновляемый фонд кооператива с целью укрепления системы кредитной кооперации в Российской Федерации и расширения доступа членов кооператива к бюджетным финансовым ресурсам, привлечения иностранных инвестиций и кредитных ресурсов финансово-кредитных учреждений.

Задачами гарантийного фонда являются:

  • предоставление денежных средств для покрытия убытков по невозвратным займам;
  • предоставление денежных средств для покрытия кассового разрыва в кредитных кооперативах второго уровня - членов кооператива, в том числе для защиты сбережений пайщиков;
  • предоставление гарантий (поручительств) по займам членов кооператива перед внешними финансовыми и другими организациями.

Неделимый фонд - это часть имущества, не подлежащая в период существования кооператива разделу на паи членов кооператива и ассоциированных членов кооператива или выплате при прекращении ими членства в кооперативе, он используется в текущей деятельности в соответствии с целевым назначением. В неделимый фонд входят резервный фонд, страховой фонд, гарантийный фонд, имущество кооператива, приобретенное им в процессе его деятельности, другое имущество кооператива, относимое к неделимому фонду по решению общего собрания. В основном, фонды и резервы в кредитных кооперативах формируются за счет целевых взносов пайщиков, а также за счет части чистой прибыли.

Журнал "Акционерное общество" № 1 2016 год

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Максимальная величина резервного фонда

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния России .

Формирование резервного фонда

Резервный фонд формируется за счет:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
  • доходов от управления средствами Резервного фонда.

Источники

Совокупный объем средств Резервного фонда

Дата в млрд. рублей в млрд. долларов США
01.05.2009 3 551,47 106,81
01.04.2009 4 117,67 121,06
01.03.2009 4 869,74 136,33
01.02.2009 4 863,80 137,34
01.01.2009 4 027,64 137,09
01.12.2008 3 661,37 132,63
01.11.2008 3 572,78 134,60
01.10.2008 3 559,19 140,98
01.09.2008 3 504,62 142,60
01.08.2008 3 040,37 129,68
01.07.2008 3 056,52 130,30
01.06.2008 3 069,94 129,32
01.05.2008 3 069,47 129,80
01.04.2008 3 068,43 130,48
01.03.2008 3 082,28 127,81
01.02.2008 3 057,85 125,19

Ссылки и источники


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Резервный фонд России" в других словарях:

    Сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. Содержание 1 Описание 2 Максимальная величина Резервног … Википедия

    РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД ПРЕЗИДЕНТА РФ - один из видов бюджетных резервов, предусматриваемый в федеральном бюджете на очередной финансовый год для финансирования непредвиденных, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента. Согласно Бюджетному кодексу РФ размер… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Сформирован 1 февраля 2008 года после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. 1 июля 2012 года по данным Минфина в Резервном Фонде Российской Федерации 2 трлн 810,45 млрд руб.. Содержание… … Википедия

    - (от сл. резерв). Запасный, на случай нужды. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕЗЕРВНЫЙ запасной. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    Государственный резервный накопительный фонд специальный денежный фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения государственных доходов и/или для государственных нужд в долгосрочной перспективе.… … Википедия

    Международный валютный фонд - (International Monetary Fund) МВФ это финансовое учреждение ООН, деятельность которого направленна на содействие и регулирование валютного обмена между странами, а так же выдачу займов государствам членам История развития МВФ, его организационная … Энциклопедия инвестора

    Запрос «Стабилизационный фонд» перенаправляется сюда; также см. Стабилизационный фонд Российской Федерации. Государственный резервный накопительный фонд специальный денежный фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в… … Википедия

    Размер Стабилизационного фонда РФ Стабилизационный фонд (СФ) специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики. Стабилизационный фонд выполняет следующие функции: является… … Википедия

    Бюджетные послания президента России Федеральному собранию - Согласно Бюджетному кодексу РФ, бюджетное послание президента Федеральному собранию неотъемлемый элемент процедуры подготовки федерального бюджета. В этом документе определяются ориентиры бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Порядок формирования Поскольку для акционерных обществ сформировать резервный фонд - это обязанность, то данное условие непременно должно быть отражено в уставе. То есть меньше 5 процентов от размера уставного капитала этот фонд быть не может. Но акционеры могут определить его и в большем размере. Об этом также должно быть сказано в уставе.

Формируют фонд за счет ежегодных отчислений от чистой прибыли до тех пор, пока его размер не станет равным установленной величине.

По общему правилу распределение прибыли относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров (подп. 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, далее - Закон № 208-ФЗ). Поэтому, по нашему мнению, зачисление чистой прибыли отчетного года в резервный фонд среди других направлений ее использования должно быть определено в решении общего собрания. Это и будет документом, на основании которого бухгалтер сделает соответствующие записи в учете.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ФОРМИРОВАНИИ РЕЗЕРВОВ

Обязанность акционерных обществ формировать резервный фонд установлена пунктом 1 статьи 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Его размер не может быть менее 5 процентов от уставного капитала. А вот максимальный размер фонда не ограничен. Это определяют собственники общества и отражают в уставе.

Источником резервного фонда служит чистая прибыль, а отчисления делают ежегодно в обязательном порядке до достижения фондом размера, указанного в уставе.

Формировать резервный фонд могут и общества с ограниченной ответственностью. Но для них это не обязанность, а право. В таком случае порядок формирования фонда и его размер собственники указывают в уставе (ст. 30 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).
Отражение в бухгалтерском учете Мы отметили, что документом, на основании которого бухгалтер отразит распределение прибыли, будет решение общего собрания акционеров. Но такое собрание состоится уже после окончания финансового года.
РЕШЕНИЕ СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВПодпунктом 11 пункта 1 статьи 48 Закона № 208-ФЗ установлено, что годовой отчет, годовая бухгалтерская отчетность, включая и отчет о прибылях и убытках акционерного общества, должно утвердить общее собрание акционеров. Состояться оно должно в сроки, определенные уставом, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года (п. 1 ст. 47 Закона № 208-ФЗ). Кроме того, общее собрание утверждает распределение прибыли, в том числе выплату (объявление) дивидендов и порядок погашения убытков.

Нужно помнить и о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, который утвержден приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н. Дело в том, что согласно этому порядку в бухгалтерском балансе по состоянию на конец года показывается общая сумма чистой прибыли, полученная предприятием (строка 470). А вот направления использования прибыли, включая сумму объявленных дивидендов, показывают в пояснительной записке без отражения по счетам бухгалтерского учета.

Из этого следует, что отчисления в резервный фонд отражают в бухгалтерском учете уже следующего года - на дату решения общего собрания акционеров. Это делают записью по кредиту счета 82 «Резервный капитал» в корреспонденции с дебетом счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Это правило полностью применимо и к предприятиям, созданным в форме обществ с ограниченнной ответственностью. УВЕЛИЧЕНИЕ РАЗМЕРА РЕЗЕРВНОГО ФОНДАСобственники имеют право увеличить размер резервного фонда, первоначально зафиксированного в уставе. Причем они могут это сделать даже в том случае, когда он еще не достиг 5-процентного размера уставного капитала.

Для этого на собрании акционеров следует принять решение об увеличении резервного фонда, о размере ежегодных отчислений и на основании этих решений внести соответствующие изменения в устав.

Обратим внимание на взаимозависимость размеров уставного капитала и резервного фонда. Дело в том, что законодательством определено, что сумма увеличения уставного капитала не может быть больше разницы между стоимостью чистых активов и суммой уставного и резервного капитала общества. Соответственно, при увеличении или уменьшении уставного капитала должен увеличиться либо уменьшиться резервный капитал.

Формирование и использование всех фондов, которые формируются в акционерном обществе за счет чистой прибыли, отражают в специальном Отчете об изменениях капитала (форма № 3).
Использование резервного фонда Резервный фонд акционерных обществ предназначен только для покрытия убытков, погашения облигаций общества и выкупа собственных акций при отсутствии других средств. Ни на какие другие цели резервный фонд использовать нельзя (п. 1 ст. 35 Закона № 208-ФЗ).
ПОГАШЕНИЕ УБЫТКОВПринимать решение об использовании средств резервного и иных фондов общества - это исключительная компетенция совета директоров или наблюдательного совета (подп. 12 п. 1 ст. 65 Закона № 208-ФЗ).

Если по итогам года получен убыток, на его погашение может быть направлен весь резервный фонд или его часть. Отражают такое использование следующей записью:

КРЕДИТ 84 субсчет «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

- направлены на погашение убытка средства резервного фонда.

Данную операцию проводят на основании решения совета директоров либо выписки из протокола заседания совета. А саму бухгалтерскую запись, как и при отчислениях в резервный фонд, делают в том году, когда совет директоров принял решение. Объясняется это следующим. В действующей редакции порядка составления и представления бухгалтерской отчетности (утвержден приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н) уже нет специального указания о правилах отражения в годовом отчете данных по группам статей «Резервный капитал», «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Только в отмененном пункте 14* этого документа было указано, что такие данные следовало отражать с учетом рассмотрения итогов деятельности организации за отчетный год и принятых решений о покрытии убытков.

Следовательно, составленную бухгалтерскую отчетность, например, за 2009 год с выявленным убытком нужно представить на рассмотрение совету директоров. Заседание совета будет уже в 2010 году. После принятия решения о погашении убытка за счет резервного фонда делают соответствующую бухгалтерскую запись, которая будет датирована тоже 2010 годом. А вот в пояснительной записке к отчету за 2009 год указывают о факте погашения убытка.
* Пункт 14 порядка составления бухгалтерской отчетности отменен начиная с отчетности за 2004 год.
ВЫКУП АКЦИЙАкционерное общество может принять решение о выкупе собственных акций. Как правило, это делают с целью их дальнейшего погашения и уменьшения уставного капитала. Расходовать средства резервного фонда на такие цели можно только в том случае, если других средств недостаточно (например, данная операция приведет к возникновению убытка). Рассмотрим следующий пример.

ПРИМЕР 1
Общее собрание акционеров приняло решение уменьшить уставный капитал на 20 000 руб. Для этого будет выкуплено 20 акций номинальной стоимостью 1000 руб. с их последующим погашением. Фактическая цена выкупа одной акции составила 1200 руб. Покрыть разницу между ценой выкупа и номинальной стоимостью аннулированных акций решено за счет средств резервного фонда.

В бухгалтерском учете сделаны следующие проводки:
ДЕБЕТ 81 субсчет «Собственные акции (доли)»
КРЕДИТ 50
- 24 000 руб. (1200 руб/шт. х 20 шт.) - выкуплены акции у акционеров;

ДЕБЕТ 80 субсчет «Уставный капитал»

- 20 000 руб. (1000 руб/шт. х 20 шт.) - уменьшен уставный капитал путем погашения выкупленных акций;

ДЕБЕТ 82 субсчет «Резервный капитал»
КРЕДИТ 81 субсчет «Собственные акции (доли)»

- 4000 руб. (24 000 - 20 000) - отражена разница между ценой выкупа и номинальной стоимостью аннулированных акций.
ПОГАШЕНИЕ ОБЛИГАЦИЙСредства резервного фонда можно направить на погашение процентов по выпущенным обществом облигациям. Это также допустимо, если иных средств для этого у общества нет, а отражение по общим правилам может привести к убытку.

Когда акционерное общество погашает облигации, сумма, выплачиваемая их держателям, состоит из их номинальной стоимости и процентов.

Погашаемые за счет резервного фонда проценты относят в дебет счета 82.

А вот отражать задолженность в виде номинальной стоимости облигаций по дебету этого счета необоснованно, поскольку при их погашении происходит возврат заемных средств, получение которых было показано по дебету счета 51.

ПРИМЕР 2
Акционерное общество разместило 2000 облигаций номинальной стоимостью 500 руб. каждая. Начисленные за период обращения проценты составили 100 000 руб. По истечении срока обращения облигации были погашены.

Для предотвращения убытка совет директоров принял решение погасить начисленные держателям облигаций проценты за счет резервного фонда.

В бухгалтерском учете было записано следующее:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 67
- 1 000 000 руб. (500 руб/шт. х 2000 шт.) - получены денежные средства при размещении облигаций;

ДЕБЕТ 67 КРЕДИТ 51
- 1 100 000 руб. (1 000 000 + 100 000) - погашены облигации и выплачены начисленные проценты;

ДЕБЕТ 82 субсчет «Резервный капитал»
КРЕДИТ 67

- 100 000 руб. - отнесены за счет резервного фонда начисленные проценты по облигациям.

Средства резервного фонда являются частью собственного капитала предприятия наравне с нераспределенной прибылью. Учитывая жесткие ограничения по использованию этого резерва, принимая решение о его величине, нужно помнить, что расходовать сумму можно только при наступлении событий, для предотвращения последствий которых резерв был создан.Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №1, январь 2010 г.

Новое на сайте

>

Самое популярное