Домой Связной Роль финансовой системы государства в экономике. Роль финансов в экономике государства

Роль финансовой системы государства в экономике. Роль финансов в экономике государства

Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях.

1) Распределительная функция финансов проявляется в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода (НД).

Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т. д.

Например, промышленные предприятия уплатили налоги в бюджет, а из бюджета эти средства выделены на финансирование АПК. Произошло перераспределение денежных средств между отраслями, Другой пример: уплатили налоги московские предприятия, а денежные средства выделены на финансирование районов Крайнего Севера, произошло перераспределение денежных средств между регионами страны и т. д.

Цель – развитие производительных сил, создание рыночных структур в экономике, укрепление государства, дальнейшего роста благосостояния нации.

2) Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов → контроль за распределением ВВП по соответствующим фондам и целевым программам.

Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Федеральная таможенная служба; Федеральная налоговая служба; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т.д.

Цель – развитие общественного и частного производства, развитие НТП, улучшение качества работ во всех звеньях народного хозяйства.

Контрольная функция выполняет задачи экономического стимулирования в государстве, рационального и бережного использования ресурсов, точного соблюдения финансового законодательства, выполнения обязательств перед бюджетом.

3) Регулирующая функция – связана с вмешательством государства через государственные расходы, налоги, государственный кредит в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

4) Стабилизирующая функция – обеспечение для всех субъектов в государстве стабильных экономических условий (в первую очередь стабильность финансового законодательства).

С переходом РФ к рыночной экономике роль финансов в процессе расширенного воспроизводства существенно изменилась. В условиях административно-командной системы роль финансов была принижена и сводилась к роли надсмотрщика за сбором налогов: у предприятий изымалась вся прибыль, а в случае появления потребности в денежных средствах выделялись финансовые ресурсы из госбюджета, т е. имело место челночное движение финансовых средств.



Регулирование экономики – это изменение темпов роста отдельных структурных подразделений для перестройки производства в соответствии с изменившимися потребностями общества. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются, и наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Различают 3 вида регулирования экономики.

1. Саморегулирование – это регулирование экономики самим рыночным механизмом. Рынок определяет и изменяет, пропорции, рост цен на отдельные товары вызывает увеличение прибыли при производстве таких товаров и выгодности вложения капиталов в эту отрасль экономики. Приток капиталов резко увеличивает производство товаров, оно превышает спрос, цены на товары падают, прибыль снижается и начинается отток капиталов из отрасли.

2. Государственное регулирование экономики . Рынок не в состоянии отрегулировать все проблемы, примером может служить фундаментальная наука. Ни в одной стране с рыночной экономикой она не финансируется частными предпринимателями, так как результаты в этой сфере деятельности непредсказуемы, поэтому фундаментальная наука финансируется: за счёт государственных средств. То же самое можно сказать и о других проблемах, например, финансирование обороны, решение социальных вопросов и т.д.

3. Регулирование экономики через финансы самого предприятия . В этом случае предприятие само определяет пропорции между накоплением и потреблением и другие пропорции.

3) финансовое стимулирование эффективного использования экономических ресурсов осуществляется различными методами:

§ через эффективное вложение финансовых ресурсов (н-р, выделение бюджетных ссуд на конкурсной основе);

§ через создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);

§ через использование бюджетных стимулов (предоставление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);

§ через использование финансовых санкций (штрафы и пени за неуплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т. п.).

Выводы по теме 3

Термин «финансы» произошел от лат. financia , означающего доход, платеж при сделке. Впервые он появился в торговых городах Италии в ХIII-ХV вв. Позже получил международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений. Это экономическая категория, выражающая денежные отношения по поводу формирования, использования и распределения централизованных денежных фондов (ВВП и национального дохода государства) и по поводу воспроизводства и распределения денежных фондов предприятий.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают:

§ между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции, работ и услуг;

§ между предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов;

§ между государством и предприятиями по поводу формирования бюджета;

§ между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами.

Финансы группируются в четырех направлениях:

§ финансы государства (бюджета)

§ финансы предприятий (прибыль)

§ финансы домашних хозяйств (семейный бюджет)

§ страхование

Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы – это совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования.

Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительная, контрольная, регулирующая, стабилизирующая.

Роль финансов в экономике сводится к 3 основным направлениям:

1) финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства – покрытие затрат за счет финансовых ресурсов;

2) финансовое регулирование экономических и социальных процессов;

3) финансовое стимулирование эффективного использования экономических ресурсов.

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация.

Эффективная финансовая система является основой нормально функционирующей экономики.

Основной функцией финансовой системы является выполнение операций по переводу финансовых сбережений отдельных лиц и компаний в капитал (основные и оборотные фонды), т. е. превращение накоплений в физические активы (капитал), которые используются другими компаниями для производства продукции и услуг. Финансовая система обеспечивает инструмент и условия, с помощью которых лицо, имеющее денежные сбережения, может передать эти сбережения другому лицу, которое имеет производственные возможности и нуждается в финансах для использования или прироста.

Большинство российских исследователей указывают, что финансовая система призвана решать определённые задачи:

ь распределение и перераспределение валового внутреннего продукта посредством осуществления комплекса коммерческих, финансовых и фискальных операций, влияя, таким образом, на темпы и направленность экономического и социального развития страны или региона;

ь обеспечение взаимодействия между государственными органами управления, хозяйствующими субъектами и населением в процессе формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов. Перекрестова Л.В., Романенко Н.М., Сазонов С.П. Финансы и кредит. Издательство: Академия, 2010 г.

Куцури Г.Н. утверждает, что основной целью функционирования финансовой системы является социально-экономический рост государства или региона, обеспечиваемый оптимальным соотношением доходной и расходной частей бюджета. Смыслов Д.В. Международный валютный фонд: современные тенденции и наши интересы. М.: Финансы и статистика, 2007 с.45

Основной функцией любой системы является управление. С помощью финансовой системы реализуются также функции экономической категории «финансы», обуславливающие целенаправленное использование финансов в общественном воспроизводстве. Таким образом, основной функцией финансовой системы является управление совокупностью денежных отношений какого-либо характера. Таким образом, финансовая система - это сложное финансово-экономическое образование в пределах данной страны, представляющее собой совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, управленческих и финансовых институтов, а также экономических отношений между ними.

Роль финансовой системы сводится к правовому регулированию финансовых отношений, то есть с помощью финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию. Также роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития страны. Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами: финансовое обеспечение (государственный бюджет); финансовое регулирование (система налогов).

Таким образом, можно сказать, что ни одна система в стране не занимает такое важное значение и место как финансовая.

Никто и ничто так больно не чувствует кардинальных изменений в экономике, как финансовая система государства. Именно она обеспечивает успех или неудачу всей реорганизации хозяйства, обуславливает подъем или падение политического имиджа независимого государства.

Финансовая система - это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для выполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Структура финансовой системы

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:

1) централизованные финансы;

2)децентрализованные финансы.

Финансовая система также подразделяется на четыре подсистемы:

1). Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности)

2). Финансы домашних хозяйств

3). Государственные финансы

4). Муниципальные финансы

Первые две подсистемы относятся к сфере децентрализованных финансов, а вторые две - к сфере централизованных (публичных) финансов.

Функции финансов

Распределительная - посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

Контрольная - заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

Регулирующая - вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

Стабилизирующая - обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Роль финансов в экономике

Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы. В условиях рыночной экономики очень важно точно знать экономическую сущность и содержание ее категорий. Деньги, выполняя свои функции средств обращения, являются посредниками между актом покупки и актом продажи, в этой функции деньги становятся капиталом.

Финансы - система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.

По своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:

1) общественные финансы,

2) финансы хозяйствующего субъекта.

Каждое звено выполняет свои задачи и ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему.

В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

Роль финансов в экономике многообразна, но тем не менее ее можно свести к трем основным направлениям:

1 . Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.

2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.

3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

Финансовое регулирование экономических и социальных процессов -второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:

1) эффективное вложение финансовых ресурсов;

2) создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);

3) использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);

4) использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговыхдеклараций и т. п.).


Финансы по своему смыслу – очень сложная, многогранная составная экономических явлений и процессов, экономической системы в целом; использование финансов дает возможность успешно реализовывать конечную цель экономического и социального развития.
Финансы – не только показатель уровня экономического развития общества, но и важный инструмент этого развития. В зависимости от познания экономической сути и роли финансов в государстве находится и их использование для достижения поставленной цели.
Финансы выполняют свою роль через формы, методы создания и использования финансовых ресурсов вместе с другими экономическими категориями.
Своего высочайшего развития и совершенства финансы достигают в условиях рыночной экономики, переход к которой характеризуется резким изменением влияния финансов на процесс воспроизводства. Происходит качественный и количественный переход на новый уровень использования финансов в экономической системе страны.
Выполнение государством комплекса задач, связанных с обеспечением его существования и эффективного функционирования вызвало появление широкого арсенала финансовых методов государственного регулирования экономики. Государство владеет для этого определенными рычагами, которые включают в себя перечень инструментов, способных влиять на определенные экономические процессы в стране в частности на перераспределение народнохозяйственных ресурсов, на экономику в целом, регулирует социально-экономические отношения с другими странами.
Важная роль принадлежит финансам хозяйственных структур. Создание и использование финансовых ресурсов в этой сфере подчинено цели повышения эффективности хозяйственной деятельности. Это возможно при направлении фондов финансовых ресурсов на новые технологии, лучшем использовании основных фондов, ускорении оборота оборотных средств.
С помощью финансов субъекты хозяйствования имеют возможность обеспечивать решение производственных и социально-экономических проблем своего функционирования.
Активное и действующее использование финансов для повышения эффективности экономики становится возможным, когда фонды финансовых ресурсов на уровне предпринимательских структур дополняют соответствующие фонды на уровне государства.
Роль финансов существенна и при решении социальных проблем. Государство осуществляет мероприятия по социально-экономическому развитию через финансовое обеспечение социальных процессов, реализацию ее социальной политики (на уровне каждого гражданина, хозяйственных структур, а также фондов финансовых ресурсов в составе бюджетов).

7. Финансовые ресурсы, сущность, состав и методы формирования
Финансы общества как экономическая категория характеризуются не только экономическими отношениями, но имеют и материальное содержание. Денежные фонды и накопления, которые создаются государством, предприятиями, учреждениями, организациями в процессе распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, представляют собой финансовые ресурсы.
Финансовые ресурсы характеризуют финансовое состояние экономики и вместе с тем источника их развития.
Финансовые ресурсы государства охватывают ресурсы всех секторов экономики. В каждом секторе финансовые ресурсы распределяются по уровням управления. В распоряжении государства находятся ресурсы бюджетной системы, различных централизованных и децентрализованных фондов, государственных финансовых институтов (Национального банка, государственных страховых органов, государственных кредитных учреждений).
Принимая во внимание определение финансов как системы специфических экономических отношений, можно утверждать, что финансовые ресурсы – это централизованные и децентрализованные денежные фонды целевого назначения, которые формируются в процессе распределения и перераспределения национального богатства, валового внутреннего продукта и национального дохода и предназначены для решения задач социально-экономического развития общества и коллективов отдельных предприятий.
Централизованные денежные фонды концентрируются в государстве и представляют собой общегосударственные финансовые ресурсы. Ведущее место в системе общегосударственных финансовых ресурсов принадлежит государственному бюджету.
Основным источником формирования государственного бюджета выступает создаваемый в областях материального производства чистый доход, который поступает в бюджет в виде платежей из прибыли, налога на добавленную стоимость и других налоговых и неналоговых платежей. Определенная часть доходов государственного бюджета формируется за счет налоговых и других платежей населения. Из бюджета финансируются расходы на развитие науки, культуры, образования, здравоохранение, управления, оборону, социальную защиту населения и прочие общегосударственные потребности.
К системе общегосударственных финансовых ресурсов Украины принадлежат Пенсионный фонд, Фонды социального страхования, другие бюджетные и внебюджетные фонды социального назначения.
Децентрализованные финансовые ресурсы или финансовые ресурсы субъектов хозяйствования представляют собой денежные средства, которое они имеют в своем распоряжении. Эти средства могут быть направлены на развитие производства, содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, личное потребление работников и резервный фонд.
Общая сумма финансовых ресурсов субъекта хозяйствование состоит из таких элементов, как уставный фонд, резервный фонд, амортизационный фонд, специальные фонды и прочие фонды.
Основным источником формирования финансовых ресурсов является валовой внутренний продукт. Наибольший их элемент создается за счет прибыли, отчислений на социальное страхование и прочие социальные потребности.
Основные методы, с помощью которых формируются финансовые ресурсы:
взыскание налогов;
отчисление части прибыли государственных предприятий;
отчисление на социальное страхование и прочие виды отчислений к централизованные фонды;
продажа имущества и ценных бумаг;
получение кредитов;
эмиссия денег.
Большинство финансовых ресурсов является денежным выражением стоимости чистого дохода, созданного в государстве. Это – прибыль, отчисления в государственные целевые фонды, доходы от внешнеэкономической деятельности.
Второй частью финансовых ресурсов является часть фонда потребления. Сюда относят прямые и косвенные налоги, которые взимаются с населения, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, плата за землю, налог с собственников транспортных средств, местные налоги и сборы.
Третью часть финансовых ресурсов составляют различные отчисления, которые включаются в себестоимость продукции. Это – амортизационные отчисления, отчисления на геологоразведочные работы, плата за воду и прочее.
Полученные в результате экономической деятельности доходы расходуются по основным направлениям их использования.
Финансовые ресурсы используются на расширенное воспроизводство, финансирование научно-технического прогресса, проведение природоохранных мероприятий, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Формы и методы, с помощью которых формируются и используются финансовые ресурсы не являются постоянными и изменяются в зависимости от изменения социальной природы общества.
Созданные и использованные в обществе финансовые ресурсы объединяются системой показателей и приобретают форму финансового баланса государства.
К системе финансовых балансов относят:
баланс финансовых ресурсов и затрат государства;
государственный бюджет и местные бюджеты;
балансы финансовых ресурсов и затрат областей, районов, городов;
балансы доходов и затрат министерств, ведомств, отдельных финансовых институтов, предприятий, организаций, населения.
Финансовый баланс имеет важное значение в системе управления экономикой государства. Он характеризует возможности государства или отдельного, региона относительно финансового обеспечения их экономического и социального развития.

Одним из элементов финансовых ресурсов являются финансовые резервы, представляют собой денежные средства, которые умышленно извлекаются из хозяйственного оборота и предназначены для использования в случаях сбоев в процессе общественного воспроизводства.
Финансовые резервы создаются только в денежной форме, и их создание является необходимым условием нормального развития экономики.
Основные методы формирования финансовых резервов:
Бюджетный (создание в составе каждого бюджета резервного фонда. В Государственном бюджете Украины резервный фонд предусматривается обязательно. Решение о необходимости создания резервного фонда местного бюджета принимает соответствующая власть);
Отраслевой (создание резервов на уровне министерств, отраслей, ведомств на основе отчислений из прибылей подчиненных предприятий и затрат на помощь этим предприятиям);
Хозрасчетный (формирование финансовых резервов предприятий, организаций, учреждений. Наиболее распространены такие резервы в сельском хозяйстве. Государство законодательно устанавливает обязательный порядок формирования резервного фонда для акционерных обществ в размере 25 % от величины уставного капитала);
Страховой (создание фондов страховых организаций. Фонды создаются за счет вкладов участников страхования, и только эти участники могут претендовать на выплаты со страховых фондов).
Одним из видов бюджетных резервов является резервный фонд Государственного бюджета Украины. Его создание, в отличие от местных резервов, является обязательным. Формируется он для осуществления непредвиденных расходов, которые не имеют постоянного характера и не могли быть предвидены при составлении проекта Государственного бюджета на соответствующий год. Этот фонд создается в размере не менее 1 % объема расходов общего фонда Государственного бюджета и входит в состав расходов Государственного бюджета.
Порядок использования средств из резервного фонда Государственного бюджета определяется Кабинетом Министров Украины.
Главным направлением использования средств резервного фонда Государственного бюджета Украины является:
Финансирование затрат, связанных с чрезвычайными ситуациями;
Финансирование работ по ликвидации последствий стихийных явлений и аварий;
Непредвиденные затраты, связанные с введение новых законов;
Другие мероприятия, которые не могли быть предвидены во время утверждения Государственного бюджета.
Одновременно установлено требование, согласно с которым средства резервного фонда Государственного бюджета Украины не могут использоваться на погашение долгов власти и на увеличение сумм по статьям расходов, предвиденных в Государственном бюджете.
Кабинет министров Украины ежемесячно отчитывается перед Верховной Радой об использовании средств резервного фонда Государственного бюджета.
Одним из видов финансовых резервов является золотой и валютный запас страны.

Рыночная экономика и социальная сфера не может функционировать без финансовых ресурсов. Финансы обслуживают процесс расширенного воспроизводства валового общественного продукта, обеспечивая необходимыми денежными средствами все его стадии (производство, обмен, распределение, потребление) и каждого из его участников (органы публичной власти, организации, домашние хозяйства).

Поэтому роль финансов в общественной экономической системе проявляется двояко:

Во-первых, как результат практического использования современных денег – первичных финансовых ресурсов (инструментов);

Во-вторых, как результат практического использования функциональных возможностей категории финансов.

Роль финансов в экономической системе как результат практического использования современных денег, принявших модифицированную форму первичных финансовых ресурсов (инструментов), реализуется, прежде всего, через их функции.

В функции масштаба цен деньги выполняют роль всеобщего финансового эквивалента ценности всех качественно разнообразных товарных форм. При этом сами бумажные (металлические) денежные знаки и их современные представители не имеют ценности, но являются её номинальными носителями как финансовые представители (заменители) полноценных денег (золота). Поэтому современные деньги в функции масштаба цен выполняют роль расчетно-оценочного и учетно-финансового инструмента приведения к единому знаменателю меновых пропорций разнообразных по качеству товарных масс, соизмерения затрат и результатов. Практическая реализация данной функции денег осуществляется через цены на товары, работы и услуги, а также оценку долговых обязательств и сделок с будущими платежами.

Система ценообразования обеспечивает саму возможность товарного обмена путем купли-продажи, обслуживает весь товарный оборот и рынок производных финансовых инструментов внутри страны и в международных отношениях. Свободное ценообразование есть первое и важнейшее условие функционирование товарно-рыночного хозяйства. Цены являются основным финансовым регулятором рынка, спроса и предложения товаров, их производства и потребления. Объективное (под действием рыночных законов) или сознательное (со стороны государства и монополий) изменение цен влечет за собой адекватное изменение спроса и предложения товаров, объемов их производства и потребления. Регулирующие свойства цен, включая ценовую эластичность спроса и предложения, широко используются в государственной и корпоративной финансовой политике.

Деньги в функции масштаба цен неотделимы от денег в функциях финансового средства обращения и финансового средства платежа. Товарное обращение происходит путем купли-продажи за деньги по определенным сложившимся стихийно или сознательно ценам. Современные деньги как финансовые представители (заменители) полноценных денег выполняют роль финансовых средств (инструментов) обращения и финансового платежного средства. В роли последнего деньги могут отрываться от товарного оборота и служить средством различного рода нетоварных платежей (по налогам, процентам, штрафам, иным финансовым обязательствам). Обращение первичных финансовых ресурсов и производных от них финансовых инструментов для производства денежных платежей осуществляется как в наличной, так и безналичной формах. Именно эти ресурсы (средства и инструменты) при выполнении ими названных функций составляет «кровеносную систему» экономики, обеспечивая непрерывность процесса производства, обмена, распределения и потребления ВВП, жизнедеятельность населения и функционирование социальной сферы страны. По-другому, при выполнении современными деньгами функций масштаба цен, финансовых средств обращения и платежа осуществляется финансовое обеспечение всего процесса воспроизводства общественного продукта.


Однако для полноценного финансового обеспечения социально-экономического развития страны на безопасной и расширенной основе деньги должны выполнять также функцию финансового средства сбережения. В современных условиях сбережения принимают различные финансовые формы накопления. Речь идет о накоплении капитала и финансовых резервов, депозитных сбережениях, вложениях в ценные бумаги и другие инструменты финансового рынка организациями, домашними хозяйствами и органами публичной власти.

От сбережений (накоплений) зависят экономическая стабильность в обществе, темпы инвестиционного, экономического и социального роста, финансовая безопасность организаций и государства, благосостояние населения и т.д.

В связи с модификацией денег в первичные финансовые ресурсы возникла и развивается хроническая инфляция как финансовое явление мировой экономики. Переполнение каналов наличного и безналичного денежного обращения избыточной массой первичных финансовых ресурсов сверх необходимой массы платежных средств для оплаты товаров и обязательств в лучшем случае сопровождается их переводом в производные финансовые инструменты (ценные бумаги, депозиты, другие финансовые обязательства), вовлекаемые в самостоятельный оборот на финансовом рынке, а в худшем случае ведет к росту цен на товары и услуги, но обычно оба процесса происходят одновременно.

Инфляционный характер, заложенный в самой сущности современных денег как первичных финансовых ресурсов (инструментов), широко используется монополиями, олигополиями и государством для извлечения дополнительной прибыли и доходов. Пользуясь монопольным положением в целях проведения популистской политики или подавляющим влиянием на рынке определенных товаров, компании завышают цены, усиливая инфляцию издержек, или затраты, занижая налогооблагаемую прибыль. Это касается не только частных, но и государственных, в том числе смешанных, компаний. Государство использует инфляцию в своих целях путем проведения политики так называемой «управляемой ползучей инфляции» (2-6 % годового роста цен), получая дополнительный эмиссионный доход для финансирования дефицита бюджета.

Государство может заработать и дополнительный инфляционный доход на косвенных налогах, базой для расчета которых является реализация продукции по рыночным ценам. Далее, эти налоги включаются в продажные цены, провоцируя инфляцию спроса и инфляцию издержек. Наибольший эффект для государства инфляционный механизм может дать в странах, где налоговая система основана преимущественно на косвенных налогах. Здесь возникают большие возможности получать не только плановый, но и сверхплановый (нередко, бесконтрольный для общества) инфляционный доход.

Например, в законе о бюджете на очередной год запланирована инфляция (по росту цен) в размере 4 %. Налог на добавленную стоимость (НДС) с учетом плановой инфляции запланирован в сумме 104 млрд. у.е., из них 4 млрд. у.е. составляет плановый инфляционный доход. Названная сумма НДС в составе общих налоговых доходов распределена по статьям расходов в запланированном в законе о бюджете объеме.

На самом деле, за прошедший год инфляция составила, например 8 % (при этом не факт, что государственная статистика опубликует именно названный, а не запланированный, или чуть более высокий уровень инфляции). Тогда фактические поступления в бюджет НДС, при прочих равных условиях, составляя 108 млрд. у.е., из них 8 млрд. у.е. – общий фактический инфляционный доход, а 4 млрд. у.е. - сверхплановый инфляционный доход, под который не запланированы бюджетные расходы. В зависимости от установленных норм бюджетного права сверхплановые суммы НДС либо автоматически уменьшают дефицит бюджета, либо направляются на финансирование дополнительных бюджетных расходов путем принятия парламентом специального закона в отношении этих расходов или принятия такого решения правительством без его законодательного оформления. Это самый благоприятный для общества сценарий, но не исключены и иные сценарии, выходящие за правовые рамки и отношения, что возможно при существенном значении уровня неучтенной фактической инфляции (не отраженного статистикой роста цен).

«Ползучая» инфляция – это неизбежность, плата современного общества за отказ от денежного золотого стандарта и нарушение объективных законов товарно-денежного хозяйства. В большей степени от инфляции теряют в реальных доходах домашние хозяйства как самостоятельный, но самый экономически незащищенный субъект финансовых отношений, а также малый и средний бизнес. Поэтому борьба с инфляцией является важнейшим элементом государственной финансовой политики.

Однако, следует помнить, что на разных этапах развития инфляционных процессов влияние инфляции на экономику происходит по-разному. Если темпы обесценения денежных знаков отстают от темпов роста массы денег в обращении, то увеличивается покупательный спрос на товары, растут производство, товарооборот и потребление, доходы в экономике, налоговые доходы, сбережения и накопления. На этом этапе работает стимулирующий инфляционный эффект, поскольку дополнительная денежная масса поглощается (полностью или частично) сферой обращения и финансовым рынком, удовлетворяя потребности экономики в платежных средствах. Задача правительства не допустить (или хотя бы смягчить) переход инфляции во вторую стадию, когда темпы роста денежной массы начинают отставать от темпов обесценения денежных знаков. Наступает дестимулирующий этап развития инфляционного процесса: расширять производство и товарооборот становится невыгодно, начинается «бегство от денег» путем превращения накоплений в материальные блага, снижается спрос на покупательные и платежные средства, дезорганизуется финансовый рынок, вследствие сокращения предложения товаров растут цены и происходит ещё большее обесценение денежных знаков1.

Роль финансов в экономической системе общества проявляется также как результат практического использования функциональных возможностей (функций) данной категории.

Финансовое «здоровье» экономики в целом и ее субъектов (организаций, государства и домашних хозяйств) напрямую зависит от степени реализации потенциальных возможностей категории финансов обеспечивать субъектов в полном объеме доходными источниками, получать должный результат от произведенных расходов и контрольных действий. Оценка роли финансов может быть результативной (позитивной) или нерезультативной (негативной).

В целом роль финансов будет результативной (позитивной), если на практике использованы все функциональные возможности категории финансов на основе обеспечения финансового равновесия экономики и ее субъектов, т.е. сбалансированности всех функций финансов: образования публичных и частнохозяйственных доходов, использования этих доходов и контрольной функции. Финансовое равновесие предполагает, в первую очередь, доходно-расходную сбалансированность экономики в целом и ее субъектов, поддерживаемую контрольно-регулирующими действиями и мерами. Оценка роли финансов может быть нерезультативной (негативной), если их система оказывается не в состоянии обеспечить экономику и ее субъектов необходимыми доходными источниками, если расходование средств осуществляется неэффективно (не давая должной отдачи), а управляющая и контролирующая системы не в состоянии обеспечить доходно-расходную сбалансированность, необходимые темпы роста, рентабельность и эффективность рыночной экономики, развитие социальной сферы.

Для оценки роли финансов могут быть использованы различные макроэкономические, отраслевые и субъектные показатели, характеризующие объемы и темпы экономического и социального роста, структуру ВВП, его элементов и аналогичных показателей в разрезе отраслей и организаций, обеспеченность доходами, эффективность расходов (текущих и капитальных), финансовое состояние и платежеспособность и др. Если по результатам оценки будут выявлены негативные моменты, то органы публичной власти и менеджмент организаций должны внести соответствующие коррективы в свои концепции (или отдельные элементы) государственной (муниципальной) и корпоративной финансовой политики.

Роль финансов в ее многогранном проявлении находит отражение в Системе национальных счетов, рекомендованных ООН. Счет валового выпуска (ВВ) характеризует участие финансов в производстве общественного продукта, в результате которого происходит выделение из состава ВВ прошлой стоимости или промежуточного потребления (ПП) в виде материальных затрат и нематериальных услуг и валовой добавленной (новой) стоимости (ВДС). Оценка последней по рыночным ценам или разница между ВВ и ПП дает значение валового внутреннего продукта (ВВП), валовую часть которого составляет амортизация. Под воздействием финансов в результате первичного распределения ВВП распадается на первичные доходы экономики: амортизацию, валовую прибыль, доходы от собственности и другие смешанные доходы, оплату труда, чистые (без дотаций) налоги производство и импорт (косвенные налоги), валовые накопления и чистый экспорт, составляя сумму потребленного ВВП1. Дальнейшее свое участие финансы проявляют при формировании и распределении чистого внутреннего (национального) продукта (ЧВП), который представляет собой сумму названных выше первичных доходов без амортизации (ВВП - А), а также при формировании и распределении национального дохода (НД) и личного дохода (ЛД).

Глава 2. Теория бюджетного устройства Российской Федерации

Новое на сайте

>

Самое популярное