Домой Связной Система местных бюджетов рф включает. Местные бюджеты

Система местных бюджетов рф включает. Местные бюджеты

Основополагающее место в финансовой структуре каждой страны принадлежит государственному бюджету. Главный план доходно-расходной составляющей экономико-социальной и политической жизнедеятельности страны имеет силу в течение всего финансового года. Бюджетное законодательство Российской Федерации определяет державную «смету» как форму наполнения и расходования денежных фондов, целью которых является полноценное выполнение задач и функций государства.

Какой бюджет считают региональным?

Бюджетная система представляет собой механизм реализации функционирования главного финансового плана в любом государстве. Ее действенность и работоспособность крайне важны для эффективного воплощения столь необходимого принципа социального равенства и справедливости, в одинаковом соотношении выполняемых по всей территории России.

Федеральный и региональный бюджет являются важными элементами в процессе перераспределения и последующего использования общегосударственного дохода. Поскольку результатом деятельности субъектов хозяйствования в каждой стране являются показатели валового внутреннего продукта и национального дохода, крайне важной процедурой считается их распределение.

Региональный бюджет представляет собой центральное звено финансовых планов административно-территориальных единиц государства. Их естественным предназначением считают полное материальное обеспечение функций, возложенных на управленческие органы того или иного субъекта РФ.

Как составляется бюджет региональный?

Формирование регионального бюджета происходит в соответствии с общегосударственным финансовым планом, рассчитанным на год. При этом доходная часть во многом зависит от включения собственных и регулирующих поступлений. К первой группе относят местные налоги и сборы, среди которых:

  • налоги на приобретенные объекты недвижимости;
  • на имущество, принадлежащее предприятиям и организациям;
  • так называемые транспортные и дорожные налоги;
  • налоги на игорный бизнес;
  • лицензионные ежемесячные сборы.

Собственные поступления, представляющие собой доходы регионального бюджета, включают в себя и прибыль от эксплуатации предоставленного имущества, принадлежащего органам власти субъектов РФ, и средства, полученных в качестве оплаты услуг, оказываемых государственными учреждениями бюджетного финансирования.

Особенности доходов региональных бюджетов

Региональные бюджеты РФ включают в себя такой важный показатель, как норматив обеспеченности на каждого жителя в отдельности. Эти же параметры, как правило, выступают базисом для распределения минимальных размеров дохода, заложенных в местные бюджеты.

Между тем, превышение местного бюджетного норматива средних показателей на общефедеральном уровне позволяет первому выполнять роль донора для последнего. Если же все происходит наоборот, местный бюджет становится полноправным получателем группы так называемых регулирующих доходов, которыми являются:

  • дотации;
  • кредиты;
  • трансферты;
  • субвенции.

Они формируются за счет начислений федерального налогообложения. Все сборы проходят обязательную стадию перераспределения непосредственно перед зачислением в федеральный, региональный и местный бюджеты российского государства. Объем регулирующих доходов, предназначенных для поступления в региональные и местные бюджеты, определяется согласно нормативам и инструкциям, входящим в круг основных законодательных актов.

Поскольку региональный бюджет является центральным звеном любого территориального финансового плана, его задачей можно считать полное покрытие затрат, необходимых для обеспечения выполнения функций субъектов государства. Наполнение его, как уже говорилось, происходит за счет различных начислений. Каждое из них представляет собой отдельный вид финансовых ресурсов:

  • Дотациями называют средства, которые переведены из вышестоящего бюджета для уравновешивания нижестоящих в случае дефицита последних. Начисления обязательно происходят в фиксированной сумме.
  • Трансфертом является денежный ресурс, направленный бюджету местного уровня из федеральной казны для фактического выравнивания региональной обеспеченности бюджетов.
  • Субвенция, в отличие от предыдущих видов начислений, представляет собой конкретное финансовое выделение из федерального бюджета в местный для реализации конкретной важной социальной программы.

Основные статьи расходов регионального бюджета

Средства региональных бюджетов используются, как правило, в конкретных направлениях, где основными являются следующие:

  • предоставление необходимого объема финансов для полноценного функционирования государственных органов всех ветвей власти;
  • погашение и обслуживание государственных задолженностей (внешнего и внутреннего долга);
  • обеспечение полного комплекса соответствующих затрат на проведение выборов, референдумов;
  • реализация проектов и программ целевого назначения для отдельных субъектов РФ;
  • приобретение и формирование собственности государства, принадлежащей субъектам России;
  • создание внешнеэкономических связей регионов на международном уровне и поддержка уже имеющихся;
  • обеспечение предприятий, организаций и учреждений бюджетной сферы финансами для их всестороннего развития и содержания;
  • финансовое содействие СМИ со стороны государства для каждого из субъектов РФ;
  • предоставление средств бюджетам местного уровня;
  • выделение резервных средств местным органам управления вследствие наделения муниципалитета некоторыми государственными полномочиями и т.д.

Роль консолидированного бюджета в финансовой системе государства

Вникая вглубь бюджетного законодательства Российской Федерации, невозможно не заметить часто встречающееся в нем понятие консолидированного бюджета. Региональный бюджет и местный бюджет входят в единый свод финансового плана конкретного субъекта РФ. В свою очередь, вместе с федеральным обобщенные сведения отдельных регионов представляют консолидированный бюджет государства.

В отличие от общегосударственного финансового плана, консолидированный не проходит процедуру рассмотрения и утверждения представительскими органами. По сути, он является статистическим показателем бюджетного свода, включающим в себя ожидаемые статьи доходов и расходов, уточнения дополнительных источников наполнения бюджета и поступления средств, а также направления их применения по России и некоторым субъектам РФ.

Федеральный и каждый региональный бюджет (бюджет субъекта государства), проходя ежегодный этап планирования, в обязательном порядке используют сведенные данные из консолидированных державных смет. Например, чтобы определить объемы тех или иных отчислений от распределенных налогов и величины дотаций, за базис принимают данные консолидированных бюджетов соответствующей административно-территориальной единицы. Крайне важно, чтобы сумма резерва, поступающего в финансовый оборот государства, совпала с результатом анализа формирования и эксплуатации главного державного фонда.

Также стоит отметить, что консолидированные бюджеты регионов играют огромную роль в ходе выполнения расчетов, демонстрирующих степени обеспеченности населения в целом или жителей отдельных районов. К примеру, при составлении финансового плана отдельной области нередко требуются усредненные показатели расходов одного человека на медицинское обслуживание и т. д.

Расходы регионального бюджета в финансовой системе РФ проходят фазу разграничения, поскольку любой из ее уровней обладает равным комплексом прав на частичное получение доходов либо закрепление средств в полной мере. Кроме того, любые государственные органы и местное самоуправление имеют полномочия самостоятельно определять векторы расходования бюджетных средств регионального уровня.

Что необходимо сделать для улучшения работы бюджетной системы в России?

Между тем, на сегодняшний день в сфере межбюджетных отношений российского государства координация между центром и регионами играет крайне важную роль. Следует подчеркнуть, что первопричиной большинства недочетов бюджетного механизма в РФ является централизация, или федерализм.

Устранить все проблемы функционирующей системы поможет неукоснительное выполнение следующих рекомендаций финансовых специалистов:

  • Для начала стоит привести в порядок все несоответствия между статьями расходов региональных органов и объемами ожидаемого наполнения бюджета.
  • Затем должен быть сокращен уровень дифференциации отдельных субъектов РФ в социально-экономической сфере.
  • Не менее важным является и включение дополнительных источников наполнения бюджетов посредством призыва территориальных налоговых органов к развернутому применению своего доходного потенциала.
  • Региональные бюджеты Российской Федерации должны иметь четкую направленность на реализацию общедержавных интересов.

Специфика взаимоотношений федерального и регионального бюджетов

Охарактеризовать особенности межбюджетных отношений между регионами и муниципалитетом можно на примере взаимосвязи федерального и региональных бюджетов. Поскольку органы местного самоуправления функционируют лишь на основе местного бюджета, то и процедура составления, формирования и утверждения осуществляется ими. Кроме того, исполнение и контроль над исполнением также являются прерогативой местных управленцев. В этом случае дотации, предоставляемые федеральным бюджетом для выравнивания финансовой обеспеченности поселков, необходимы для сбалансирования возможностей осуществления органами местного самоуправления соответствующих полномочий, исходя из уровня обеспеченности или численности населения. Распределяются дотации для поселений через законодательно утвержденные нормативы отчислений от налогов на доходы физлиц. Такие дотационные поступления представляют собой региональный финансовый фонд, предназначением которого является поддержка бюджета, в частности его доходной части.

При этом, рассматривая субсидии, которые изначально поступают в региональный бюджет (бюджет области), а затем распределяются на местном уровне, следует отметить, что их совокупность формирует фонд софинансирования расходов конкретного региона. Фонд компенсации образуется совокупностью субвенций, поступающих из регионального в местный бюджет.

Однако принятие решения о выделении любому муниципальному формированию финансовой поддержки в виде вышеуказанных отчислений, как правило, происходит после подтверждения целесообразности подобной финансовой помощи. Т. е. задачей государства является контроль над рациональным использованием средств из специализированного фонда с целью недопущения финансирования неэффективного механизма управления.

Так, властные структуры вправе выполнять проверки по уточнению деятельности местных органов в сфере наполняемости бюджетов, их расходования и соблюдения должных мер экономии.

Задачи государственной бюджетной политики

Главными целями ежегодной политики в сфере финансового планирования являются следующие позиции, рассчитанные на долгосрочную перспективу действенности бюджетных инструментов:

  • Выполнение государственного плана любого уровня не должно идти вразрез с политикой социально-экономического развития.
  • Определение источников доходной части и расходы регионального бюджета (или бюджета муниципалитетов) нуждаются в постоянном общественном контроле. Только таким образом можно достичь общегосударственных целей полноценного обеспечения реализации финансовых программ.
  • Для эффективного выполнения любого государственного проекта должно быть уделено достаточно внимания обоснованности концепции ресурсного обеспечения.

Кроме того, обязательным шагом государства и каждого его субъекта при формировании распределения бюджетных средств является повышение качества предоставляемых населению услуг. В первую очередь, речь идет о здравоохранении, образовании и социокультурной составляющей. Регулярные поступления из общегосударственного в региональные муниципальные бюджеты во многом обусловлены и параметрами функционирования пенсионной системы. Здесь крайне важно, чтобы территориальные органы имели возможность своевременно учитывать демографические изменения в общей структуре населения.

Проблемы бюджетной системы РФ

По мнению большинства специалистов в сфере финансов, успех и действенность бюджетного механизма во многом зависят от работы налоговой системы государства. Она должна быть направлена на создание благоприятного климата для участия инвесторов, повышение уровня предпринимательской активности. Налогообложение страны определяет пути модернизации структуры экономики государства, а значит и его конкурентоспособность на рынках научного и технического труда. Отсюда следует, что источники ресурсов федерального бюджета, так же, как и доходы регионального бюджета любого из субъектов РФ, предопределены успешностью деятельности налоговой системы.

Достижение высоких результатов в процессе оптимизации и преобразования политико-экономической сферы деятельности государственных органов и местного самоуправления нуждается в построении улучшенной модели бюджетной структуры РФ. Система, в первую очередь, не являющаяся противовесом федеративного устройства страны, способна качественно распределить общественно-финансовые ресурсы на всех уровнях. Региональный бюджет развития административно-территориальной единицы, находясь в прямой зависимости от взаимоотношений с федеральным центром, отражает собой уровень социально-экономического развития государства.

В целом, бюджетная система РФ имеет достаточно высокие шансы на совершенствование и улучшение эффективности, поэтому органам государственного управления финансами необходимо устранить следующее:

  • несоответствие объемов расходных обязательств, взятых на себя властными органами, доходам региональных и местных бюджетов;
  • недочеты нормативно-законодательной базы, регламентирующей отрасль межбюджетных отношений;
  • излишнее дифференцирование субъектов российского государства по социально-экономическому фактору;
  • неравномерная и непродуманная схема распределения дотаций, субсидий и субвенций из федерального в региональные бюджеты, неспособная стимулировать желание субъектов-получателей развития финансово-экономической деятельности.

Заключение

Бюджет Российской Федерации – основной финансовый план страны, составляющийся ежегодно. Будучи базисным инструментом накопления денежных средств, он предоставляет центральным и региональным властным органам естественную возможность реализации управленческих полномочий. Бюджетная система РФ является прямым отображением свойственного государству стиля руководства всеми сферами экономики.

Определяя налоговый климат страны, федеральный бюджет способен явно продемонстрировать объемы требующихся государству финансовых ресурсов в соотношении с реально существующими резервами. Исходя из этого, региональный бюджет получает четкие фиксированные направления расходования средств по конкретной отрасли, выражая таким образом экономическую общегосударственную политику.

Российская бюджетная модель функционирует на нескольких уровнях - федеральном, региональном и местном. Несмотря на подобную классификацию, все три системы управления государственными капиталами объединены в единую сферу. Это может прослеживаться в самых разных аспектах активностей соответствующих финансовых институтов: процедурах сбора налогов, предоставлении взаимной финансовой помощи между бюджетами различных уровней, отчетности. Рассмотрим особенности управления капиталами на уровне муниципальной власти. За счет каких источников формируются местные бюджеты? Каким образом они могут взаимодействовать с федеральной и региональной системами управления государственным капиталом?

Специфика местных бюджетов

Понятие «местные бюджеты» в России чаще всего связано с хозяйственной деятельностью муниципальных образований - городов, районов. Крайне редко под рассматриваемым термином понимаются финансовые институты на уровне субъекта РФ - это некорректно и юридически, и по существу. Местные бюджеты, как правило, формируются за счет сборов соответствующего типа налогов, отчислений от платежей, которые относятся к категории региональных и федеральных, за счет дотаций, субвенций, кредитов и иных финансовых механизмов, предусмотренных российским законодательством.

Во многих муниципалитетах РФ локальные финансовые системы играют ведущую роль в хозяйственном развитии. Уровень спроса в различных сферах бизнеса, в частности тех, которые ориентированы на клиентов в статусе физлиц, в значительной мере определяется доходами бюджетников. Если они растут, то и обороты соответствующих предприятий тоже.

Доходы локальных бюджетов

Рассмотрим то, как формируются доходы местных бюджетов. Выше мы уже отметили, что основной источник соответствующих поступлений в муниципальных хозяйствах - местные налоги. Значительный объем финансовых транзакций, наполняющих казну города или района, могут составлять сборы, штрафы, а также предусмотренные законодательством РФ отчисления от региональных и федеральных налогов в соответствии с принятыми нормативами.

Доходы местных бюджетов могут формироваться за счет поступлений, передаваемых политическим центром с целью реализации тех или иных государственных полномочий, за счет выручки от приватизации активов, сдачи имущества в аренду, прибылей муниципальных предприятий, трансферных платежей.

Федеральные структуры, а также органы власти субъектов РФ могут помогать муниципалитетам в части обеспечения минимального уровня бюджетных ресурсов. Критерии, определяющие эту величину, устанавливаются в региональных правовых актах (с учетом норм бюджетной обеспеченности). Если налоговые доходы местных бюджетов не позволяют покрывать минимальные издержки, необходимые для поддержания функционирования локальных институтов политического управления либо субъектов хозяйственного развития, то федеральные власти либо органы в субъектах РФ направляют в пользу муниципалитетов различные дотации и субвенции.

При этом законодательством РФ предусмотрены механизмы, при которых, в свою очередь, уже локальный бюджет может направлять необходимое финансирование на вышестоящие уровни государственной системы управления капиталами.

Единство бюджетной системы

Местные бюджеты, как и региональные, образуют наряду с федеральной системой распределения государственного капитала единую систему. Несмотря на то что муниципалитеты в общем случае имеют право распоряжаться финансовыми ресурсами самостоятельно, они регулярно взаимодействуют с политическими институтами аналогичного уровня либо расположенными выше на предмет участия в дотировании тех или иных бюджетных систем либо получения соответствующей поддержки.

Функции местных бюджетов

Местные бюджеты выполняют ряд важнейших функций. В числе таковых: формирование капиталов, которые задействуются в целях финансового обеспечения активностей муниципальных органов власти; эффективное распределение соответствующих фондов по различным отраслям муниципального хозяйства; поддержка функционирования экономической системы города или района.

Значимую роль локальные бюджеты играют также и в решении социальных задач - это обеспечение занятости и высокого уровня жизни граждан. Должный уровень финансирования различных учреждений во многом предопределяет качество взаимодействия государства и общества. Например, это может касаться работы муниципальных служб: при недостаточном уровне бюджетной поддержки таковых эффективность работы подобных учреждений может существенно снизиться, равно как и удовлетворенность граждан от пользования соответствующего типа сервисами.

Анализ локальных бюджетов: расходы

Изучим теперь основные особенности, которыми характеризуются расходы местных бюджетов. Есть два их основных типа: текущие и капитальные. Рассмотрим их специфику.

Что касается капитальных, или инвестиционных расходов, то они представляют собой часть издержек, которые связаны с вложениями в действующие либо создаваемые юридические лица, осуществляющие деятельность в рамках тех или иных инвестиционных программ. В структуру капитальных расходов могут входить: бюджетные кредиты; капиталы, направленные на увеличение имущества, которым владеют муниципальные образования; бюджеты развития; издержки на капремонт тех или иных объектов.

Текущие расходы местных бюджетов - это издержки, которые обеспечивают необходимое функционирование политических институтов на уровне муниципалитетов, различных учреждений, а также становятся механизмом предоставления финансовой помощи в пользу систем управления государственным капиталом на иных уровнях в виде дотаций, субсидий, субвенций и иных методов поддержки. К текущим издержкам относят те, которые не классифицированы как капитальные.

Существуют иные критерии деления расходов бюджета на различные категории. Так, распространена классификация, предполагающая распределение издержек по степени приоритетности. В соответствии с данным методом расходы подразделяются на группы очередности. Такой подход, как считают некоторые исследователи, позволяет существенно повысить эффективность локальной бюджетной системы. Вместе с тем подобные методы часто критикуются как не вполне оптимальные с точки зрения выполнения социальных задач, для которых несвойственно выявление первостепенных и второстепенных направлений расходования бюджетных средств. В привязке к первоочередным и тем издержкам, которые следуют за ними, могут формироваться очереди из различных доходов локальной финансовой системы.

Есть классификация расходов бюджетов, в основе которой - распределение соответствующих статей в зависимости от объекта финансирования. Данная схема предполагает выделение следующих базовых категорий издержек:

  • связанных с выполнением задач локального значения;
  • отражающих необходимость реализации на уровне муниципалитета отдельных государственных полномочий;
  • связанных с погашением долгов органами местного самоуправления;
  • страховых ассигнований.

Классификация расходов по источнику финансирования

Еще одно возможное основание для классификации соответствующих издержек - распределение их в зависимости от того, каковы источники местных бюджетов. Так, есть расходы, которые могут финансироваться исключительно за счет денежных ресурсов, находящихся в распоряжении муниципальных органов власти. В числе таковых:

  • содержание аппарата управления города или региона;
  • формирование либо приобретение муниципальных активов, управление ими;
  • обеспечение работы муниципальных учреждений - школ, больниц, спортивных организаций;
  • финансирование деятельности служб обеспечения правопорядка;
  • содержание жилищно-коммунальной сферы;
  • благоустройство населенного пункта;
  • утилизация и переработка мусора;
  • защита экологии;
  • реализация программ дотирования.

Бюджетные резервы

Система местных бюджетов в РФ предполагает, что в соответствующих институтах управления могут формироваться резервные фонды. Их предназначение - аккумулирование денежных средств, которые могут быть использованы муниципальными структурами исполнительной власти в случае непредвиденных обстоятельств, например, при ЧС. Порядок расходования соответствующих резервов органы городского управления устанавливают самостоятельно. При этом структуры исполнительной власти должны ежеквартально направлять в представительные учреждения информацию о том, как расходуется резервный фонд.

Разрешенный дефицит

Величина текущих расходов локального бюджета не должна быть больше доходов. Но допустим дефицит - в пределах 3%. Это без учета дополнительных ресурсов поддержки, например, денежных средств, поступаемых из федерального центра. Капиталы из источников покрытия дефицита локального бюджета могут также направляться на финансирование инвестиционных издержек. Как правило, их использование в целях погашения долгов муниципальных органов власти не разрешается.

Классификация доходов

Рассмотрим теперь подробнее то, какими могут быть доходы, которыми располагают местные бюджеты РФ. Распространено их подразделение на собственные, регулирующие и внешние.

Что касается первых, то к таковым относятся налоговые доходы местных бюджетов, сборы, штрафы и иные поступления, формируемые в пределах локальной хозяйственной системы. Регулирующие доходы - это предусмотренные законодательством отчисления от федеральных налогов, а также тех, которые установлены для субъектов РФ. Соответствующие нормативы фиксируются в конкретного региона либо на уровне политического центра (если речь идет о федеральных налогах).

Что касается внешних источников финансирования локальных систем управления государственным капиталом, то таковыми могут выступать те самые дотации, субвенции и кредиты.

Специфика местных налогов

Финансирование местных бюджетов, таким образом, в определяющей степени может зависеть от объемов поступлений в виде локальных налогов. Специфика соответствующих платежей в том, что представительные органы власти муниципалитета вправе вводить дополнительные местные сборы, фиксировать ставки по ним, определять льготы, но только в пределах тех прав, которые установлены вышестоящим законодательством, в частности федеральным.

Местных налогов в РФ установлено только 3. В числе таковых - земельный, налог на имущество физлиц, а также торговый сбор. Поэтому наполняемость локальных бюджетов, как правило, в определяющей степени зависит от регулирующих поступлений. Они формируются за счет отчислений с федеральных и региональных налогов по нормативам.

Изучим их специфику подробнее.

Регулирующие платежи

В России есть несколько типов муниципальных образований. Рассмотрим для примера несколько распространенных их разновидностей. В числе таковых - городские поселения, муниципальные районы, городские округа, а также сельские поселения. Принципы исчисления регулирующих сборов в отношении них могут значительно различаться.

Регулирующие платежи: городские поселения

Итак, к местным бюджетам относятся бюджеты городских поселений. В них в полном объеме зачисляются налоги: земельный, на имущество физлиц. Что касается собственно регулирующих сборов, то в бюджеты городских поселений должны зачисляться: 10% от НДФЛ; 50% от ЕСХН; 100% от пошлины, взимаемой за нотариальные действия органами муниципального управления; 100% от сбора, который взимается за выдачу муниципалитетом разрешения на управление автомобилем, перевозящим опасные грузы.

Регулирующие платежи: муниципальные районы

К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных районов. В них, как и в случае с городскими поселениями, полностью зачисляется земельный налог, а также сбор на имущество физлиц. Что касается регулирующих платежей, то в бюджет муниципальных районов подлежат зачислению: 5% от НДФЛ, взимаемых в городских поселениях; 13% - от НДФЛ, получаемого в сельских поселениях; 15% - от НДФЛ, взимаемого на межселенных территориях; 100% от ЕНВД; 50% от ЕСХН на городских поселениях; 70% от ЕНСХ в селах; 100% от ЕСХН на межселенных территориях; 100% от пошлины, которая взимается по месту государственной регистрации.

Есть и иные виды регулирующих платежей, которые перечисляются в казну муниципальных районов, но рассмотренные нами можно причислить к ключевым.

Регулирующие платежи: городские округа

Что касается такой разновидности МО, как городские округа, то в их бюджеты также полностью зачисляется земельный налог, а также сбор на имущество физлиц. Регулирующие сборы, обеспечивающие поступления в казну городских округов, могут быть представлены: 15% от НДФЛ, 100% от ЕНВД, 100% от ЕСХН, 100% от налогов, взимаемых в рамках патентной системы.

Регулирующие платежи: сельские поселения

Как и в случае с рассмотренными выше муниципальными образованиями, в сельские поселения взимается 100% от земельного налога и сбора на имущество физлиц. Но есть и регулирующие платежи, предполагающие наполнение казны соответствующих МО. В числе таковых: 2% от НДФЛ, 30% от ЕСХН, 100% от госпошлины за нотариальные действия, 100% от пошлины за выдачу разрешения на перевозку опасных грузов.

Неналоговые доходы

Местные бюджеты являются также получателями ряда неналоговых поступлений. В числе таковых:

  • плата за негативное воздействие на экологию (по нормативу в 40%);
  • лицензионные сборы за продажу алкогольной продукции (в размере 100%);
  • доходы от продажи и аренды земельных участков, которые находятся в собственности государства (в 100% величине).

Конкретные значения по нормативам устанавливаются в отдельных источниках права.

Полномочия муниципалитетов в части формирования доходов бюджета

Муниципальные образования, функционирующие в системе политического управления РФ, наделены рядом полномочий в части формирования доходов локальных бюджетов. Рассмотрим данную особенность подробнее.

Во-первых, полномочия, о которых идет речь, могут выражаться в возможности издания муниципальных правовых актов, посредством которых будут вводиться локальные налоги, фиксироваться ставки для них и формироваться необходимые льготы. Как мы уже отметили выше, это допускается только в тех пределах, которые предусмотрены вышестоящим законодательством, и прежде всего на федеральном уровне.

Во-вторых, муниципальные парламенты могут формировать правовые акты, посредством которых вносятся корректировки в действующие источники права, регулирующие локальные налоги и бюджетные правоотношения, которые могут привести к изменению структуры выручки бюджетов различных уровней, функционирующих в РФ. Если соответствующие законы вступают в силу в очередном финансовом году, то они должны приниматься до того, как в муниципальный парламент будет внесен проект локального бюджета на соответствующий период. Сроки подобных слушаний на уровне местных представительных органов власти устанавливаются в отдельных правовых актах.

В-третьих, корректировки в муниципальных законах, принимаемых локальными парламентами и касающихся местных налогов, которые предполагают вступление в силу в течение следующего года, могут вноситься только в случае необходимых изменений в текущем законопроекте о локальном бюджете, который утвержден представительным органом власти муниципалитета.

Таким образом, посредством регулирующих платежей государственные и местные бюджеты объединены в единую систему обеспечения налоговых поступлений в казну. Если, например, на территории муниципального района работает большое количество предприятий сельскохозяйственной сферы, то значительный объем сборов, которые относятся к категории федеральных, остается в муниципальном бюджете.

Однако предпринимательских активностей в том или ином МО может оказаться недостаточно для удовлетворения локальных потребностей в финансировании. Региональные и местные бюджеты в итоге начинают взаимодействовать на предмет предоставления субвенций и дотаций первыми в пользу вторых. И это - одна из проблем российской бюджетной системы, которая отмечается многими экспертами. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Основные проблемы российской системы местных бюджетов

Роль местных бюджетов в России исключительно велика. Как мы отметили выше, она может прослеживаться в том, что соответствующие капиталы могут быть ведущими в части формирования спроса во многих сегментах локальных хозяйственных систем. Также в России существуют некоторые проблемы местных бюджетов.

К таковым современные исследователи относят прежде всего сильную зависимость соответствующих систем распределения капиталов от федерального центра, а во многом - и от региональных политических институтов. Выше мы отметили, что местные бюджеты являются зависимыми от регулирующих сборов. Собственно, локальные налоги занимают в большинстве случаев относительно небольшой процент в общем потоке финансовых поступлений в муниципальную казну.

Вторая проблема - анализ местных бюджетов многих российских городов показывает, что они в значительной степени зависимы также и от дотаций. Дело в том, что даже при наличии регулирующих сборов абсолютная величина денежных средств, которые попадают в распоряжение муниципальных властей, может быть недостаточной для решения локальных задач.

Еще одна проблема, характеризующая бюджетную систему РФ в части управления муниципальными денежными капиталами, - недостаточно строгий, как считают многие аналитики, уровень контроля над расходованием финансовых ресурсов внешнего происхождения. Отмеченная особенность соседствует с недостаточной прозрачностью операций по управлению денежными потоками, которая в ряде случаев допускается муниципальными властями.

Вместе с тем рассмотренные нами проблемы по мере совершенствования законодательства и улучшения инфраструктуры взаимодействия между бюджетами разных уровней понемногу решаются. Управление финансовыми средствами муниципалитетами постепенно становится прозрачнее и эффективнее.

Успешное решение отмеченных проблем (особенно в части преодоления зависимости локальных бюджетов от внешней поддержки) также может заключаться в стимулировании гражданских активностей, которые могут способствовать более интенсивной собираемости налогов. Прежде всего это, конечно, касается предпринимательских инициатив. При этом данная работа должна проводиться не только в части консультирования и распространения различных идеологических концепций. Предприниматели должны иметь реальный доступ к необходимым ресурсам для ведения бизнеса, прежде всего, недорогим кредитам и качественной инфраструктуре.

Местный бюджет это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений.
В то же время бюджет является актом, представляющим собой смету доходов и расходов соответствующего уровня власти. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11 ноября 2003 года № 16-П указал, что конституционное положение о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, получили конкретизацию в Бюджетном кодексе РФ, предусматривающем выделение бюджетов местного самоуправления в самостоятельный уровень единой бюджетной системы РФ и устанавливающем принцип самостоятельности бюджетов, из которых вытекает право органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, иметь собственные источники доходов бюджетов, определять направления расходования бюджетных средств. Самостоятельность местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности гарантируется также запретом на установление подчиненности одного муниципального образования другому.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Местный бюджет должен формироваться с учетом требований самостоятельности, достоверности, сбалансированности, гласности и единства.
Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Муниципальные образования наделены следующими бюджетными полномочиями:
- установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
- составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
- установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
- определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
- осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;
- установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;
- в случае и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений.
В дополнение к этим общими для всех видов муниципальных образований полномочиям каждый вид муниципального образования наделяется дополнительными бюджетными полномочиями.
К дополнительным бюджетным полномочиям муниципальных районов относятся:
- установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ нормативов отчислений доходов в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов;
- установление порядка и условий предоставления межбюджет- ных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;
- определение целей и порядка предоставления субсидий из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, представительный орган которых формируется из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
- составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.
К дополнительным бюджетным полномочиям органов местного самоуправления поселений относятся бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.
Отдельные бюджетные полномочия финансового органа поселения могут осуществляться финансовым органом муниципального района на основе соглашения между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района.
Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения в соответствии со ст. 52 Закона 2003 года могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.



Бюджет городской, региональный, федеральный - эти слова мы слышим часто, но всегда ли понимаем, что это за составляющие финансовой системы. Попробуем разобраться в том, что пополняет бюджет и как происходит распределение средств.





СПРАВКА

Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующей в ней законодательной системой и ролью бюджета в стране. Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и её государственным устройством как федеративной республики, субъектами которой являются республики, края, области, автономные округа.
В соответствии с Конституцией и Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
- федеральный бюджет - это основополагающая казны любого государства, которая представляет собой систему взаимоотношений, основанных на императивных денежных средствах, являющихся неотъемлемой частью правительственных фондов;
- бюджеты субъектов РФ (региональные) - бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований: республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований;
- местные бюджеты (муниципальные) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории «публичные финансы». Формирование местного бюджета регламентировано Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Наиболее значим для нас последний уровень бюджета, на котором мы остановимся поподробнее.
Бюджетом города Салавата занимается не только администрация города. На ее работников ложится лишь этап разработки проекта бюджета и его исполнение. Татьяна Миллер, заместитель начальника финансового управления администрации города, рассказала, что такое бюджет города и исходя из каких принципов он
формируется:
- Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств на решение задач государства и муниципалитетов в том числе. Бюджет состоит из расходной и доходной частей.

ДОХОД БЮДЖЕТА
Доходная часть состоит из налоговых, неналоговых доходов и межбюджетных трансфертов.
Разберем по порядку. Уровень налоговых доходов прежде всего зависит от нас самих, от добросовестности всех жителей городского округа. В 2018 году доля налоговых доходов составила 27% (604,6 млн. рублей) от общей суммы доходов бюджета, в которые вошли доходы физических лиц (НДФЛ - 74%), налоги на совокупный доход (12,7% налоги от предпринимательской деятельности) и налоги на имущество (10,3%).
Наименьшая часть бюджета - это неналоговые поступления, которые составляют в общей структуре бюджета на 2018 год 16 % с суммой 348,4 млн. рублей (доходы от использования имущества - 69,1 %; доходы от продажи имущества - 25 %). Стоит отметить, что существует тенденция к увеличению неналоговых поступлений в бюджет города, и если рассматривать долгосрочный период, то с 2011 по 2017 года неналоговые доходы выросли на 8,7 %.
Следующим немаловажным уровнем дохода бюджета являются межбюджетные трансферты. Это средства, выделяемые из вышестоящих бюджетов: дотации, субсидии, субвенции и иные средства Республики Башкортостан и Российской Федерации. В общей структуре на 2018 год межбюджетные трансферты составили 57 %, то есть 1 280 млн. рублей (субсидии из бюджетов РБ и РФ – 13%; дотации – 14%; субвенции 72,5 %).
Субвенции - это вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, предоставляемого на определенный срок и на определенные цели. Они подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования в неустановленные сроки. Например, субвенция на заработную плату работникам учреждения образования.
Субсидии - предоставляются на определенные цели на условиях софинансирования (долевого финансирования) расходов. Например, из бюджета Республики Башкортостан бюджету города выделяются субсидии на софинансирование расходов по обеспечению питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Дотации - предоставляются без целевого назначения (в качестве финансовой помощи) на безвозмездной, безвозвратной основе. Определение расходования определяет город в лице депутатов городского округа. Например, в 2018 году бюджету города были выделены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по сбалансированности в сумме 86, 144 млн. рублей.

С 2011 года межбюджетные трансферты (безвозмездные поступления) городу выросли на 122%, на ее размер влияет изменение законов и методик распределения поступлений. Если семь лет назад выделялось 639,5 млн. рублей, то в 2017 году администрации удалось добиться увеличения до 1 млрд. 400 млн. рублей.
РАСХОД БЮДЖЕТА
Расходная часть бюджета городского округа на 2018 - 2020 года сформирована программным методом. На сегодняшний день в Салавате существует 21 муниципальная программа и 95,3% занимают расходы именно на них. Есть наиболее емкие муниципальные программы, такие как образование, на которое уходят почти 1 500 млрд. рублей, жилищно-коммунальное хозяйство, национально-культурное развитие, развитие физической культуры и спорта, развитие молодежной политики, социальная поддержка граждан и другие муниципальные программы.

ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА
Составление проекта бюджета осуществляет администрация города в лице финансового управления. Составление проекта бюджета основывается на бюджетном послании президента Российской Федерации, на социально-экономическом прогнозе развития Республики Башкортостан, на основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Башкортостан, на социально-экономическом прогнозе развития городского округа на очередной финансовый год и на муниципальных программах.
Когда проект бюджета сформирован, наступает время городского совета и специальной комиссии. Финансовое управление представляет на рассмотрение совета депутатов проект бюджета. Затем следует регистрация проекта решения депутатского корпуса о бюджете, его передают председателю совета. Важный этап – публичные слушания по проекту бюджета, где о своей позиции могут заявить активные горожане, при условии что их позиция была обозначена ранее.
Далее председатель городского совета направляет проект-решение в контрольно-счетную палату, и уже она, в свою очередь, готовит и направляет заключение по проекту-решению в комиссию по бюджету.
Все эти этапы проверок нужны для того, чтобы усовершенствовать проект. Также в него могут вноситься поправки, их рассматривают на экспертизе в комиссии по бюджету. И наконец, проект-решение направляется сначала на заседание президиума совета,а потом на заседание городского совета. И здесь все депутаты принимают решение об утверждении местного бюджета на очередной финансовый год. Далее начинается этап исполнения.
Бюджет Салавата социально ориентированный. И это свойство все заметнее: выросли затраты на материальную помощь ветеранам ВОВ, пожилым людям - на льготные проезды в сады; молодым семьям для улучшения жилищных условий, родителям двойняшек. И это еще не все меры. Бюджет нужен, чтобы учителя получали заработную плату, чтобы работали предприятия, чтобы поддерживались инвалиды и малоимущие горожане, чтобы обновлялись дороги и работал общественный транспорт.

Жизнь города зависит от его бюджета, а бюджет во многом от нас самих. Мы вместе наполняем бюджет Салавата, и на наши нужды направляются его средства. Вы можете помочь городу, ведь от нас зависит, каким он будет и насколько приятно в нем будет жить.

Фото Павла Бизикина

Контрольные тесты

· один город

· несколько поселков

· город и поселок

· не менее пяти лет

· не менее одного года

· не менее трех лет

· один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями

· один город

· межселенные территории



· на местном референдуме

· вопросы местного значения

Избираемый непосредственно населением

· коллегией выборщиков



· не может

· муниципальные выборы

· опрос населения

· отзыв депутата

· местный референдум

· установленных законодательством субъекта Российской Федерации

· установленных уставом муниципального образования

· муниципальное образование

· территориальный коллектив

· на местном референдуме

· представительным органом муниципального образования

· из собственных доходов

· законами субъектов Российской Федерации

· допускается

· не допускается

· глава муниципального образования

· местная администрация

Контрольные тесты

1. B состав муниципальной собственности входят: 1) имущество субъекта Российской Федерации; 2) имущество муниципальных предприятий, учреждений и организаций, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; 3) муниципальные земли и другие природные ресурсы; 4) средства местного бюджета:

2. В границах городского поселения могут находиться:

· один город

· несколько поселков

· один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями

· город и поселок

3. В границах сельского поселения могут находиться:

· один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1000 человек

· один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 3000 человек

· несколько сельских населенных пунктов с любой численностью населения

· один сельский населенный пункт и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов

4. В местном референдуме имеют право участвовать граждане, проживающие на территории муниципального образования:

· не менее пяти лет

· и обладающие избирательным правом

· не менее одного года

· не менее трех лет

5. В опросе граждан могут участвовать:

· жители муниципального образования, достигшие возраста 16 лет

· все жители муниципального образования

· жители муниципального образования, обладающие избирательным правом

· жители городского или сельского поселения, обладающие избирательным правом

6. В состав городского округа могут входить:

· один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями

· город и межселенная территория

· один город

· несколько поселков и межселенная территория

7. В состав муниципального района входят:

· территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью сельского населения межселенные территории

· территории всех поселений, находящихся в границах муниципального района

· межселенные территории

· все сельские населенные пункты, находящиеся в границах муниципального района

8. Вопросы местного значения муниципальных образований разных типов устанавливаются:

· Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

· представительным органом муниципального образования

· законами субъектов Российской Федерации

· на местном референдуме

9. Вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно – это:

· полномочия представительного органа местного самоуправления

· полномочия главы муниципального образования

· предметы ведения местного самоуправления

· вопросы местного значения

10. Выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения – это:

· все выборные органы и выборные должностные лица местного самоуправления

· глава муниципального образования, избираемый населением или представительным органом местного самоуправления из своего состава

· представительный орган местного самоуправления

11. Глава местной администрации:

· назначается главой муниципального образования

· является главой муниципального образования, избираемым населением на муниципальных выборах, или назначается по контракту конкурсной комиссией

· избирается населением на муниципальных выборах

· назначается представительным органом муниципального образования

12. Глава муниципального образования избирается:

· гражданами непосредственно либо представительным органом местного самоуправления из своего состава

· коллегией выборщиков

· гражданами, проживающими на территории муниципального образования

· представительным органом местного самоуправления из своего состава

13. Глава муниципального образования назначаться органом государственной власти

· может, если это предусмотрено уставами муниципальных образований

· может, если это предусмотрено законами субъектов Российской Федерации

· не может

14. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен:

· представительному органу местного самоуправления

· органам государственной власти субъектов Российской Федерации

· населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления

· населению муниципального образования

· муниципальные выборы

· опрос населения

· отзыв депутата

· местный референдум

· установленном уставом муниципального образования

· установленном законодательством о выборах

· изменения границ муниципальных районов, влекущего отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов и изменение границ поселений, влекущего отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений

· установленном законодательством субъекта Российской Федерации

· установленных законодательством субъекта Российской Федерации

· установленных уставом муниципального образования

· лишения его статуса городского округа

· наделения его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа

· установленных законодательством субъекта Российской Федерации

· установленных законодательством о выборах

· объединения двух и более поселений или разделения поселения, влекущего образование двух и более поселений

· установленных уставом муниципального образования

19. Городское, сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения – это:

· административное образование

· муниципальное образование

· территориальный коллектив

· административно-территориальное образование

20. Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются:

· на местном референдуме

· представительным органом муниципального образования

· законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

· главой муниципального образования

21. Должностное лицо местного самоуправления – это:

· лицо, прошедшее по конкурсу на замещение вакантных должностей

· лицо, назначенное на должность главой администрации

· лицо, избранное на выборах в органы местного самоуправления

· выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления

22. Должность главы муниципального образования:

· должна быть установлена в городах численностью более 50000 жителей

· может быть предусмотрена уставом муниципального образования

· должна быть предусмотрена уставом муниципального образования в обязательном порядке

· должна быть установлена в городских и сельских поселениях, численность которых превышает 10000 жителей

23. Доходы бюджетов муниципальных образований формируются:

· из собственных доходов

· из собственных доходов и средств финансовой помощи из Федерального бюджета

· из собственных доходов и субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий

· из собственных доходов и средств финансовой помощи из Федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации

24. Доходы местных бюджетов от федеральных налогов и сборов определяются:

· законами субъектов Российской Федерации

· ежегодно принимаемым Бюджетом Российской Федерации

· Постановлениями Правительства Российской Федерации

· Бюджетным кодексом в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

25. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности:

· распределяются в равных долях между муниципальным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и Федеральным бюджетом

· в полном объеме поступают в местный бюджет

· поступают в Федеральный бюджет

· распределяются между бюджетами муниципального образования и субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено муниципальное образование

26. Законодательством о местном самоуправлении подчиненность одного муниципального образования другому:

· допускается

· допускается в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации с учетом местных особенностей

· допускается в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования

· не допускается

27. Избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, - это:

· органы местного самоуправления

· представительные органы местного самоуправления

· глава муниципального образования

· местная администрация

К местным бюджетам относятся бюджеты

· сельских и городских поселений

· городских округов

· муниципальных образований

· муниципальных районов

29. К полномочиям органов местного самоуправления относятся:

· установление порядка судебной защиты прав местного самоуправления

· регулирование основ муниципальной службы

· установление порядка регистрации уставов муниципальных образований

· принятие и изменение уставов муниципальных образований, управление муниципальной собственностью, утверждение и исполнение местного бюджета

30. Компетенция и порядок принятия решений сходов граждан устанавливаются:

· уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законом

· главой муниципального образования

· представительным органом местного самоуправления

· законодательством о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации

31. Контрольный орган муниципального образования:

· формируется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации

· избирается на муниципальных выборах или формируется представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования

· формируется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации

· формируется главой муниципального образования

32. Конференция граждан проводится в случаях, предусмотренных:

· уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления

· уставом муниципального образования

· федеральным законодательством

· уставом территориального общественного самоуправления

Новое на сайте

>

Самое популярное