Урок 1.
8 класс . Тема урока «Искусство вокруг нас. Виды искусства »
Цель урока: дать учащимся представление об искусстве, что оно вокруг нас, познакомить с разновидностями видов искусства.
Задачи :
Выявить представление детей об искусстве;
Познакомить с основными видами искусства;
Показать различия и особенности каждого вида искусства;
Развитие чувств, эмоций, образно - ассоциативного мышления;
Воспитание потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры;
Создание условий для использования приобретенных знаний и умений для расширения кругозора и осознанного формирования собственной культурной среды.
Вид урока : урок-беседа
Оборудование: компьютер, колонки, презентация, экран.
Ход урока.
1 этап: постановка проблемы
УЧ. Здравствуйте. Посмотрите на экран. Что вы видите? (слайд №1)
ДЕТИ: Картины, памятники, балет, нотную запись. Все это произведения искусства.
УЧ. Правильно, всё это произведения искусства. Где мы можем их увидеть?
ДЕТИ: В музее, на улице, на выставке и т.д.
УЧ. Как вы уже поняли, разговор на уроке пойдет об искусстве. Какова тема урока?
ДЕТИ: Делают предположения, предлагают варианты названия урока.
УЧ. Тема урока « Искусство вокруг нас» (слайд №2)
Записывают тему урока « Искусство вокруг нас»
УЧ. Само слово «искусство» вы уже встречали на уроках ИЗО, музыки, когда давали определение живописи и музыки. Мы с вами говорили, что живопись и музыка это виды искусства. А что же такое само искусство?
ДЕТИ делают предположения.
УЧ. Искусство - часть духовной культуры человечества. (слайд №3)
Если сказать простыми словами, искусство – это любая форма деятельности человека, совершённая умело, мастерски, искусно.
2 этап. Основной .
УЧ. На какие три группы делятся виды искусства?
(слайд 4)
ДЕТИ: Пластические или пространственные, временные, пространственно – временные.
УЧ. Первая группа объединяет пространственные виды искусства, которые воспринимаются зрительно.
Слайд 5 Записать в тетрадях, какие виды искусства относятся к пространственным:
Живопись
Графика
Скульптура
Архитектура
Дизайн
Слайд 6-7 Жи́вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.
(слайд 8-9) Графика - вид изобразительного искусства, основой которого является рисунок с использованием контурных линий, штрихов, тонов и пятен в контрасте с белой, цветной или черной поверхностью бумаги.
Слайд 10-11 Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.
Слайд 12-13 Архитекту́ра , или зо́дчество - искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений...
Слайд 14-15 Диза́йн - деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн автомобиля»)
Слайд 16-17 Декоративно-прикладное искусство (от deco - украшаю) - широкий раздел , который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными (могут иметь практическое употребление в повседневной жизни) и художественными функциями.
Во вторую группу включены виды искусства временные, обладающие определенной динамикой или растянутые во времени.
Слайд 18 Записать в тетрадях, какие виды искусства относятся к временным.
Музыка (вокальная и инструментальная)
Литература (фольклор, проза, поэзия)
Слайд 19- 20 Му́зыка - вид искусства отражающий действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований.
Слайд 21-22 Литерату́ра ( literatura , - написанное , от litera - буква) - в широком смысле слова: совокупность любых письменных .
К третьей группе относятся пространственно-временные виды искусства, которые воспринимаются как зрительно, так и на слух:
Слайд 23 Записать в тетрадях, какие виды искусства относятся к пространственно-временным.
Театр , кино , танец.
Слайд 24-25 Теа́тр - зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр.
Слайд 26-27 - вид современного изобразительного , произведения которого создаются при помощи движущихся изображений.
Слайд 28-29 Танец - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец - древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела.
Слайд 30 Различные виды искусства взаимно обогащаются, часто заимствуют друг у друга средства выражения содержания.
Все разнообразие окружающего нас мира и отношение человека к нему, мысли и чувства, идеи и представления, верования людей - все это передается человеком в художественных образах.
Искусство помогает человеку в выборе идеалов и ценностей. И так было во все времена.
Искусство - это своеобразный учебник жизни.
«Искусство есть извечный радостный и благой символ стремления человека к добру, к радости и совершенству», - писал известный немецкий писатель Томас Манн.
3 этап: Закрепления и проверка понимания учащимися материала
УЧ. Произведения, каких видов искусства вы сейчас видите? (слайд № 31-40)
Ответы:
Танец, архитектура, кино, театр, скульптура, живопись и т.д.
4 этап: подведение итогов
Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, театры, путешествуя и просто гуляя по улицам…
Заканчивая урок, пусть каждый из вас подумает и скажет какой вид искусства вам ближе. Почему? Приведите примеры. (Звучит музыка)
5 этап. Объяснение по выполнению домашнего задания
Составьте синквейн к слову искусство.
Слайд 41 Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражения.
Искусство
1.два прилагательных
2 три глагола
3. фраза
4.вывод
2. учить конспект.
6.Оценка работы на уроке
Отметка ставится учащимся, активно работающим на уроке.
Проверочная работа по теме урока на карточках.
Конспект « Искусство вокруг нас»
Искусство - часть духовной культуры человечества.
Искусство – это любая форма деятельности человека, совершённая умело, мастерски, искусно.
К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности, - живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино.
Все искусства делятся на три группы
ЖивописьГрафика
Скульптура
Архитектура
Дизайн
Декоративно – прикладное творчество
Музыка (вокальная и инструментальная)
Литература (фольклор, проза, поэзия)
Театр , кино , танец.
Первая группа объединяет пространственные виды искусства , которые воспринимаются зрительно.
Во вторую группу включены виды искусства временные , обладающие определенной динамикой или растянутые во времени.
К третьей группе относятся пространственно-временные виды искусства, которые воспринимаются как зрительно, так и на слух.
Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражения.
Искусство
1.два прилагательных
2 три глагола
3. фраза
4.вывод
Технологическая карта урока.
Предмет. "Искусство". 8 класс.
УМК. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ.
Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э. Кашековой.
Тема урока. Искусство вокруг нас.
Планируемые результаты:
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
Развитие устойчивой потребности в общении с искусством;
Воспроизведение полученных знаний в активной деятельности;
Общее представление о природе искусств, специфике выразительных средств;
Развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти зрительной и слуховой;
Осознанное применение специальной терминологии;
Иметь личностно- оценочные суждения о роли и месте искусства в жизни.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия;
Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания;
Взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
Направленные на достижение личностных результатов:
Формирование основ уважительного отношения к мировой культуре;
Формирование целостного взгляда на мир;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Этапы урока, время. | Планируемый результат. | Универсальные учебные действия, предметные учебные действия. | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. |
||||||||||||||||||
При входе в класс дети вытягивают бумажки с цифрами от 1 до 4 (4 мини-группы (не более 5-7 человек)). На доске 2 схемы: У всех 4 групп дополнительно лежит одинаковый набор карточек:
| ||||||||||||||||||||||
Организационный этап (самоопределение к деятельности). | Включение в деятельность на личностно-значимом уровне. Создание положительного эмоционального настроя. | Коммуникативные: взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Умение сконцентрировать внимание. | Здравствуйте, дорогие ребята. Садитесь. С каким новым учебным предметом вы сегодня начинаете знакомство? Тема урока: «Искусство вокруг нас» Цель урока: узнать, что такое искусство. Его виды. (Делаю запись на доске). | - "Искусство". |
||||||||||||||||||
Этап актуализации знаний. | Нацелить учащихся на предстоящий урок через вступительную беседу. | Актуализировать субъектный опыт учащихся с целью применения знаний в дальнейшей работе. | Скажите, а вы встречались со словом «искусство» раньше? Какие ассоциации со словом «искусство» возникают у вас? Запишите их на доске. | Отвечают на вопросы учителя. Учащиеся заполняют кластер "Искусство" на доске. |
||||||||||||||||||
Этап усвоения новых знаний. | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Регулятивные УУД: учатся слушать вопросы и отвечать на них. Выполняют коллективные действия. | Так, что же такое искусство? Попробуйте сформулировать определение понятия «искусство» . "Искусство -1) художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира... 3) Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности." Искусство - часть духовной культуры человечества. Мир искусств разнообразен. Какие виды искусства вы знаете? В настоящее время их число увеличилась (Вводится понятие «классификация»). "Классификация (от лат. classis - разряд, класс и...фикация) - в логике - система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Научная классификация выражает систему законов, присущих отображенной в ней области действительности. Различают естественные классификации, основания которых — существенные признаки объектов (напр., периодическая система химических элементов) — и искусственные классификации, в которых используются несущественные признаки; к искусственным классификациям относятся т. н. вспомогательные классификации (алфавитно-предметные указатели, именные каталоги в библиотеках)". | Отвечают на вопросы учителя. Дети отвечают... Литература. Изобразительное искусство. Телевидение... Обсуждение того, что есть много видов искусства, что они разделены на группы. |
||||||||||||||||||
Основная часть. Работа с кейсом. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. | Коммуникативные УУД: формирование умения грамотно строить речевые высказывания. Регулятивные УУД: развитие умения осмысливать полученную информацию. Познавательные УУД: формирование умения излагать свою точку зрения. Развитие умения глубже понимать смысл произведения. | Существует много классификаций видов искусств. Мы познакомимся с одной из них. Вы поделены на группы. Перед вами кейсы. Прочитайте задание на карточке. На основании имеющихся знаний, материалов, картин, художественных произведений и так далее, необходимо: 1) определить название вашей группы искусств (из предложенных); 2) узнать о видах искусства; 3) выяснить влияние изучаемого вида искусства на жизнь человека. Что чувствуют люди при встрече с этим искусством; 4) выделить особенности группы. Как этот вид искусства отражает окружающий мир; 5) заполнить свою часть схемы на доске; 6) подготовить выступление (используя материалы кейса). У кого возникли вопросы? ... Приступаем к работе. (Дети разделяют свои обязанности в решении проблемы. Одни отвечают за теоретическую сторону вопроса, другие - за техническое оснащение проблемы. Учитель ведет свои наблюдения и дает оценку их деятельности). | Дети работают в группах. Идет обсуждение 3-х видов искусства. Почему виды искусства относятся к пространственным/пластическим, временным, пространственно - временным? 1 и 2 группа изучают пространственные/пластические. Заполняют схему на доске (используя карточки). |
||||||||||||||||||
Выступления учащихся. | Проверить знания; привлекать всех учащихся к активному участию; развивать речь через включение в процесс обсуждения. Работа прошла успешно если: были сделаны собственные выводы на основании информации о кейсе; решение ситуаций по смыслу и содержанию отвечают требованиям. | Познавательные УУД: учатся использовать специальную терминологию. Регулятивные: развитие умения осмысливать полученную информацию. | Время истекло. Прошу первую группу представить итоги работы. Теперь выступает 2 (3,4) команды. (Обобщаем полученные мнения. Приветствуются дополнительные вопросы других команд). | Каждая группа рассказывает о своём виде, выбирая того, кто наиболее полно сможет дать ответ. |
||||||||||||||||||
Контрольно-рефлексивный этап. | Коррекция УУД. Закрепить изученный на уроке материал. Обеспечить проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния. | Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: уметь оценивать правильность выполнения действии. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Мы рассмотрели виды искусства. Каждый вид искусства говорит с нами, на своем языке. Давайте выясним, как вы это усвоили. Произведения каких видов искусства вы сейчас видите? Молодцы! Вы доказали, что искусство помогает человеку познавать мир. (Выставляются оценки в журнал. Оценивают сами дети по критериям, с которыми они уже знакомы (есть памятки)). | Дети называют виды искусств. (Работа с видео и презентацией). |
||||||||||||||||||
Этап информации о домашнем задании. | Обеспечить понимание учащимися содержание дом. задания. | Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. Познавательные УУД: соотносить содержание с впечатлениями. Личностные УУД: интерес к различным видам творческой деятельности. | В освоении предмета вам поможет учебник «Искусство», по которому вы будете заниматься два года. Домашнее задание: 1) записать в тетрадь "Виды искусства" (схема в учебнике). Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. «Искусство», 8 - 9 классы, учебник для общеобразовательных учреждений, с. 8. 2) + на выбор: а) подобрать и приклеить в тетрадь репродукции, в которых представлены разные виды и жанры искусства; б) подобрать дополнительный материал для кейсов; в) подготовить сообщение, презентацию «Мой любимый вид искусства»; г) составить кроссворд на тему «Виды искусства» (10 слов); д) сочинить синквейн "Искусство". Подошел к концу наш урок! Спасибо за вашу работу. До новых встреч! | Осмысление домашнего задания. |
ФИНАНСЫ В ЭКОНОМИКЕ. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА.
Презентация подготовлена учителем истории и обществознания ФКГОУ сош № 4 МО РФ Латыповой О.Ш.
ФИНАНСЫ
Финансы (в широком смысле) - совокупность денежных средств, рассматриваемых в их создании и движении, и экономических отношений, обусловленные взаимными расчетами между хозяйствующими субъектами
ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
НАИМЕНОВАНИЕ ФУНКЦИИИ
ЕЕ СУЩНОСТЬ
Распределительная
Распределение и перераспределение ВВП, благодаря чему денежные средства поступают в распределение госудпрства, муниципалитета
Контрольная
Отслеживание распределительного процесса, расходов денежных средств по целевому назначению
Регулирующая
Вмешательство государства в процесс производства через финансы(налоги, государственные кредиты)
Стабилизирующая
Обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, непосредственно связанных с финансовой деятельностью и способствующих ее осуществлению
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
Органы управления финансами (возглавляет их министерство финансов)
Финансовые ресурсы (бюджетная система, внебюджетные фонды, финансы хозяйствующих субъектов и др).
Финансово-кредитные учреждения (Центральный банк, инвестиционные кампании и др)
Нормы, регулирующие финансовую деятельность (финансовое право, финансово-правововые акты)
ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ
Финансовые институты, осуществляющие различные операции с деньгами и предоставляющие финансовые услуги
Инвестиционные компании
Финансово-кредитные организации, собирающие денежные средства частных инвесторов через продажу им собственных ценных бумаг. Выступают в качестве посредников между заемщиком частным инвестором, выражая интересы
последнего
Страховые компании
Компании, оказывающие страховые услуги, осуществляющие страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности
Пенсионные фонды
Создаваемые частными и государственными компаниями фонды для выплаты пенсий и пособий лицам, платящим пенсионные взносы в эти фонды
Сберегательные банки
Финансово-кредитные учреждения, привлекающие денежные средства населения в виде сберегательных вкладов, по которым выплачиваются проценты
БАНК
Банк является финансовым учреждением, которое занимается привлечением свободных денег и последующим их предоставлением в кредит, осуществлением денежных расчетов между гражданами и организациями.
ФУНКЦИИ БАНКА
Банки аккумулируют и накапливают денежные средства для проведения ссудных операций
Банки выступают в роли посредника в кредитовании
Банки выступают в роли посредника в осуществление расчётов и платежей
Банки создают кредитные деньги для дальнейшего их обращения
Банки выступают в роли посредника на фондовом рынке
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
Банковская система - совокупность действующих в стране банков и других кредитных учреждений и организаций.
Задачи, решаемые банковской системой
Регулирование инфляции
Обеспечение экономического роста
Регулирование платежного баланса
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
Банковская система имеет двухуровневую организацию. Верхний уровень - это центральный банк, нижний уровень - коммерческие банки и другие финансово-кредитные организации (инвестиционные и финансовые компании, страховые компании и пенсионные фонды и др.)
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
Основные функции центрального банка:
осуществление денежно-кредитной политики государства, кредитование коммерческих банков,
обеспечение стабильной деятельности банковской и финансовой систем, поддержание устойчивости национальной денежной единицы, хранение запасов денежных средств и золота
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
Центральный банк Российской Федерации - главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и
реализующий во взаимодействии
с Правительством
государственную денежно-
кредитную политику и
наделённый, правом
эмиссии денежных знаков и
регулирования деятельности
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
Основными целями деятельности ЦБ являются защита и обеспечение устойчивости российского рубля, развитие и укрепление банковского сектора, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы
КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ .
Универсальные банки, занимающиеся непосредственным кредитованием всех субъектов экономики.
Основные функции
коммерческого банка:
мобилизация временно
свободных денежных
средств и превращение их
в капитал;
кредитование предприятий, государства и населения;
выпуск кредитных денег;
осуществление расчетов и
платежей в хозяйстве;
эмиссионно-учредительская функция;
консультирование, предоставление экономической и финансовой информации.
БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ
Пассивные операции банка - это операции по мобилизации денежных ресурсов: прием вкладов (депозитов); получение кредитов от других банков и центрального банка.
БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ
Активные операции банка - операции по размещению средств: предоставление различных по срокам и размерам кредитов с целью получения прибыли
БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ
Банковские услуги- осуществление наличных и безналичных платежей, выпуск и хранение ценных бумаг, трастовые доверительные операции и т.д.
ДОХОД БАНКА
Коммерческие банки берут у заемщиков за пользование деньгами большую плату (ставка процента выше), чем платят вкладчикам (ставка процента ниже). Разница между этими процентами и есть банковская прибыль .
К этому доходу может прибавляться прибыль от инвестиций, биржевых операций, а также комиссионные вознаграждения
занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности
Инвестиционные банки - финансирование и долгосрочное кредитование, вкладывают капитал в промышленность, строительство и другие отрасли, а также в ценные бумаги.
Ипотечные банки предоставляют ссуду под имущественный залог, чаще всего под недвижимое имущество
ДРУГИЕ КРЕДИТНО- ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Сберегательные банки привлекают и хранят денежные средства населения, выплачивая вкладчикам фиксированный процент
Инновационные банки кредитуют инновации, т. е. обеспечивают освоение нововведений, внедрение научно-технических достижений
ДРУГИЕ КРЕДИТНО- ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Пенсионные, инвестиционные фонды, страховые, инвестиционные компании, ломбарды, трастовые компании и др.
ДРУГИЕ КРЕДИТНО- ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Фондовые биржи специализируются на продаже и покупке ценных бумаг. Коммерческие банки размещают на них акции и облигации своих клиентов. Фондовые биржи активно участвуют в процессе переливания денежных средств в высокодоходные отрасли экономики, поддерживая их развитие
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Мировой банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Международный банк экономического сотрудничества занимаются финансированием и кредитованием разных стран, содействуют мировой торговле, оказывают необходимую помощь в стабилизации финансовой системы развивающихся стран и т. п.
Слайд 1
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
Обществознание 11 класс Базовый уровень
Кодификатор по обществознанию
Глава 2. Экономика. Тема 2.6
Презентацию подготовила
Ульева Ольга Валерьевна
учитель истории и обществознания
ГБОУ Школа № 1353
Слайд 2
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ФИНАНСЫ
ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ, КОРПОРАТИВНЫЕ И ЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ
ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
распределительная
контрольная
регулирующая
стабилизирующая
фискальная
стимулирующая
3. ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИХ ФУНКЦИИ:
Центральный банк (ЦБ)
коммерческие банки
страховые организации
паевые инвестиционные фонды (ПИФы)
негосударственные пенсионные фонды(НПФ)
фондовые биржи и пр.
ДЕПОНЕНТЫ И ЗАЕМЩИКИ (физические и юридические лица)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ
Слайд 3
совокупность экономических отношений в процессе использования денежных средств; ИЛИ
совокупность всех денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства или хозяйствующих субъектов, а также система формирования, распределения и использования таких ресурсов; ИЛИ
искусство и наука управления деньгами.
ФИНАНСЫ
ПУБЛИЧНЫЕ
(государственные)
КОРПОРАТИВНЫЕ
ЛИЧНЫЕ
ЗАДАЧА:
распределение и перераспределение общественного продукта
и национального дохода.
Посредники – финансовые институты.
Слайд 4
ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ
КОНТРОЛЬНАЯ
РЕГУЛИРУЮЩАЯ
СТАБИЛИЗИРУЮЩАЯ
ФИСКАЛЬНАЯ
СТИМУЛИРУЮЩАЯ
распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, регионов, муниципалитетов и далее
через финансы отслеживается весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета
через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.) государство воздействует на процесс производства
обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями
сбор налогов, для решения экономических, социальных. политических и пр. задач государства и общества
поддержка определенных секторов экономики через инвестирование финансовых ресурсов
Слайд 5
ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ
Центральный банк (ЦБ)
коммерческие банки
страховые организации
паевые инвестиционные фонды (ПИФы)
негосударственные пенсионные фонды(НПФ)
фондовые биржи и пр.
Что такое социальный институт?
Какие социальные институты вы знаете?
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - это исторически сложившийся механизм, обеспечивающий набор постоянно повторяющихся и воспроизводящихся социальных отношений и социальных практик людей.
«ФАБРИКИ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Э. Дюркгейм.
Слайд 6
совокупность действующих в стране банков и других кредитных учреждений и организаций.
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА -
ЦБ
(как правило
он один)
Коммерческих банков много
Слайд 7
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
эмиссионная монополия в отношении банкнот (только ЦБ осуществляет денежную эмиссию);
является «банком банков», т.е расчетным центром банковской системы, предоставляет ей кредиты, в некоторых странах осуществляет надзор за деятельностью банков;
является банком правительства;
проводит денежно-кредитное регулирование;
хранит золотовалютные резервы страны.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК (ЦБ) - главный регулирующий орган кредитной системы страны или группы стран.
БАЗОВЫЕ ФУНКЦИИ ЦБ:
ЦБ Россиской Федерации
(Банк России)
Банк Англии
Федеральная резервная система США
Цель:
не допустить финансового краха
в стране
Слайд 8
КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ
ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА:
прием вкладов и предоставление кредитов под банковский процент;
операции с ценными бумагами и валютой;
консультации по финансовым вопросам фирм и населения.
КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК (commercial bank) – кредитно-финансовая организация, обслуживающая предприятия и население.
Цель:
прибыль
Слайд 9
СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ - организации, оказывающие страховые услуги, предназначены для возмещения ущерба, потерь несчастными случаями.
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ (НПФ) - фонд, создаваемый частными и государственными компаниями, предприятиями для выплаты пенсий и пособий лицам, вносящим пенсионные взносы в этот фонд.
ПАЕВЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ (ПИФы) - финансово-кредитный институт, собирающий денежные средства частных инвесторов через продажу им собственных ценных бумаг.
ФОНДОВЫЕ БИРЖИ - организации, специализирующиеся на продаже и покупке ценных бумаг.
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ИНСТИТУТЫ -(Мировой банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития и др.). Занимаются финансированием и кредитованием разных стран, содействуют мировой торговле, оказывают помощь в стабилизации финансовой системы.
ДРУГИЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ
Слайд 10
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ
Конституция РФ,
Гражданский кодекс РФ,
Бюджетный кодекс РФ,
Налоговый кодекс РФ
ФЗ «О центральном банке Российской федерации»
ФЗ «О банках и банковской деятельности»
ФЗ «об организации страхового дела в Российской Федерации» и пр.
Какими законами регулируется финансовая деятельность в РФ?
Слайд 11
ПОВТОРИМ:
Слайд 12
ЦИТАТНИК
Думай, прежде чем вкладывать деньги, и не забывай думать, когда уже вложил их. (Ф.Дойл)
За деньги нельзя купить одного - бедности. Тут нужно обратиться к помощи фондовой биржи. (Роберт Орбен)
Люди со средствами думают, что главное в жизни - любовь; бедняки знают точно, что главное - деньги. (Джералд Бренан)
Идеалист - это тот, кто помогает разбогатеть другим. (Генри Форд)
Деньгами надо управлять, а не служить им.
(Луций Анней Сенека)
Составлять сбалансированный бюджет - все равно что защищать свою добродетель: нужно научиться говорить "нет". (Рональд Рейган)
Банкир - это человек, который одолжит вам зонтик в солнечную погоду, чтобы забрать его, как только начинается дождь. (Роберт Фрост)
Уолл-стрит – единственное место на Земле, куда люди приезжают на “роллс-ройсах”, чтобы спросить совета у людей, которые ездят на метро. (Уоррен Баффетт)
Слайд 13
ГЛОССАРИЙ
ФИНАНСЫ (finance) - искусство и наука управления деньгами.
ЦБ - ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК (central bank)- главный регулирующий орган кредитной системы страны или группы стран.
КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК (commercial bank) – кредитно-финансовая организация, обслуживающая предприятия и население.
БЕЗНАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ, ДЕПОЗИТЫ (deposits) - записи на счетах в банках.
СТАВКА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ (refinancing rate) или УЧЕТНАЯ СТАВКА (disckaut rate) – процентная ставка, под которую ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам.
Слайд 14
Королева Г.Э. Экономика: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М, Вентана-Граф, 2013
Киреев А.П. Экономика: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) . М. ВИТА-ПРЕСС,2012
Баранов П.А. Обществознание: Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. М.Астрель. 2013
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ:
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ:
САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ:
http://www.ege.edu.ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет).
http://fipi.ru – открытый банк заданий ЕГЭ.
http://soc.reshuege.ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам.
http://stupinaoa.narod.ru/index/0-20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания.
http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bchelovek-i-ekonomikab/finansy-i-kapital?seconds=0&chapter_id=350 – ИнтернетУрок «Финансы и капитал»
http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bchelovek-i-ekonomikab/bankovskaya-sistema?seconds=0&chapter_id=350 - ИнтернетУрок «Банковская система».
https://www.youtube.com/watch?v=g71RKsjqN1U&index=12&list=PLtOS0Uj5KV7DRrJaRB1Ycrgfsxz-zjFZI – видеолекция Коцарь Е.С. «Деньги, финансовые институты, банковская система» Часть 2.
Макаров О.Ю. Обществознание: Полный курс. Мультимедийный репетитор. СПб, Питер, 2012
http://ru.wikipedia.org