Домой Связной Уровень жизни населения и показатели его измерения. Система показателей уровня жизни населения

Уровень жизни населения и показатели его измерения. Система показателей уровня жизни населения

Уровень жизни - это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека. Вполне нормально, если их рост вызывает рост уровня жизни

Для оценки уровня жизни используется, как правило, совокупность показателей: величина реальных доходов, потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей); структура потребления; продолжительность рабочего дня, размеры свободного времени и его структура, развитие социальной сферы и др.

Среди показателей уровня жизни можно выделить обобщающие показатели, прежде всего, объем потребляемых благ и услуг и распределение населения по уровню доходов. Особое значение имеют показатели, характеризующие отдельные стороны жизни людей (калорийность и биологическая ценность рациона питания и т. п.).

Среди перечисленных показателей важнейшим является показатель уровня реальных доходов населения, динамика которого определяется уровнем заработной во всех сферах народного хозяйства размером доходов от частнопредпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства величиной выплат из общественных (социальных) фондов потребления налоговой политикой государства и уровнем инфляции.

Доходы населения - это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную и денежную форму. Натуральные доходы включают все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в натуральной форме. Денежные доходы представляют собой сумму денежных средств, получаемых домохозяйствами за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг в целях личного потребления.

Для оценки уровня доходов применяют понятия номинального, располагаемого и реального доходов.

Номинальный доход - это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен.

Располагаемый доход - это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. те средства, непосредственно используемые населением на потребление и сбережение.

Реальный доход - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму располагаемого дохода .

РД=(НД - НП)*1/I,

где РД - реальный доход, р.; НД - номинальные доходы, р.; НП - налоги и обязательные платежи, р.; /I - индекс потребительский цен .

Иногда реальные доходы населения определяются через показатель покупательной способности денег, характеризующий изменение объема товаров и услуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму в разные периоды времени.

Уровень жизни зависит как от потребления материальных и духовных благ, так и от развития потребностей.

Уровень потребления -- это особенность потребления, которая зависит от количества потребителей.

Обычно различают три уровня потребления: индивидуальный, на котором осуществляется потребление каждого отдельного человека; коллективный, на котором происходит потребление коллективов людей; общественный, связанный с потребительскими интересами всех людей страны (государства). Это охрана порядка, безопасность, оборона, управление, образование, наука, внешние связи. В них нуждается каждый из нас, но никто в отдельности их удовлетворить не может .

Факторами, обусловливающими количественные и качественные характеристики уровня жизни, являются состояние производительных сил, характер производственных отношений, природно-климатические условия, географическое положение государства и другие особенности окружающей среды.

Уровень жизни можно рассматривать не только при анализе благосостояния отдельных групп населения, но и на национальном уровне. Это позволяет сравнивать уровни жизни населения в различных странах.

Потребление основных продуктов на душу населения -- это их использование для удовлетворения потребностей. Потребление всегда многообразно, потому что разнообразны потребности человека. Существует понятие «норма потребления». Это средняя величина потребления продуктов в течение определенного промежутка времени (например, года, месяца, суток). Нормы бывают двух видов: реально существующие (реальные) и научно обоснованные (рациональные).

Для подсчета реальных норм используют показатели потребления населения всей страны. Реальные нормы потребления используются для сравнения с научно обоснованными нормами потребления. Последние разрабатываются, чтобы знать, к каким показателям надо стремиться для удовлетворения потребностей человека с наибольшей пользой.

Имеются и другие показатели уровня жизни. Система показателей уровня жизни, рекомендованная ООН, включает широкий круг характеристик условий жизни. Выделяют 12 групп показателей: рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения; санитарно-гигиенические условия жизни; потребление продовольственных товаров; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятость; доходы и расходы населения; стоимость жизни и потребительские цены; транспортные средства; организация отдыха; социальное обеспечение; свобода человека .

Существует объективная сложность расчета ряда из указанных показателей. Однако, в мировой статистике, начиная с 1990 года, по рекомендациям ООН стали использовать особый показатель, называемый ИРЧП - индекс развития человеческого потенциала. ИРЧП определяется как среднеарифметическая величина трех индексов:

уровня образования;

реального ВВП на душу населения;

ожидаемой продолжительности жизни.

Каждый из трех индексов рассчитывается по соответствующей формуле, общее выражение которой имеет следующий вид:

где - данные фактические, минимальные и максимальные соответственно.

Если, предположим, индекс продолжительности жизни (I пж) в стране, рассчитанный по данной формуле, составил 0,75, то, рассчитав другие составляющие ИРЧП - индекс уровня образованности (I обр) и индекс среднедушевого ВВП (I ВВП), общий ИРЧП можно определить по формуле

Республика Беларусь с 1992 года входит в группу стран с высоким уровнем развития, однако ее рейтинг снизился с 42-й позиции в 1992 г. до 53-й в 2012 .

Однако следует еще раз отметить, что оценка на основе любого обобщающего показателя, в том числе уровня жизни, - проблема весьма сложная и трудная, особенно на макроэкономическом уровне. Это следует учитывать при использовании таких показателей на практике .

Система показателей уровня жизни имеет свои специфические особенности в различных странах мира. Например, в стабильных экономических системах особое значение придается показателям доходов, уровню и динамике заработной платы, социальных трансфертов, уровню и динамике безработицы. В трансформационных экономиках, напротив, весьма существенное значение имеют показатели душевого потребления продовольственных товаров или обеспеченности семей товарами длительного пользования, их анализ помогает измерять глубину существующих проблем, что важно для выработки социальной политики .

Под уровнем жизни принято понимать количество материальных благ и услуг, приходящихся на душу населения страны в том или ином периоде хозяйствования. В состав понятия «уровень жизни населения страны» входят не только материальные, но также культурные и социальные потребности граждан.

В соответствии с документами Международной организации труда каждый человек имеет право на пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обеспечение, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния самого человека и членов его семьи, а также на обеспечение в случае безработицы, инвалидности или утраты средств к существованию.

Понятие «уровень жизни населения страны» - категория историческая. Она отражает обеспеченность граждан материальными благами и услугами на конкретный период времени. Это понятие имеет количественное и качественное содержание, дополняется различными категориями воспроизводственного процесса, новыми

характеристиками условий труда, жизни и быта. Для характеристики уровня жизни применяется большой круг показателей, которые классифицируются по различным признакам.

По степени отражения параметров, характеризующих уровень жизни населения страны, показатели делятся на общие и частные.

Общие показатели уровня жизни - это объем на душу населения национального дохода. Эти данные характеризуют степень достижения социально-экономического развития общества в целом. Например, в развитых странах годовой доход на душу на
селения составляет 25 тыс. долл. США и более, в экономически отсталых странах (Эфиопии, Сомали, Мозамбике и др.) годовой доход на душу населения не превышает 100 долл. США.

К частным показателям уровня жизни населения можно отнести:

Уровень потребления;

Условия труда;- обеспеченность жильем;

Уровень социального обслуживания;

Условия воспитания детей;

Социальное обеспечение.

По содержанию показатели уровня жизни населения страны делятся на экономические и социально-демографические. Экономические показатели отражают экономические аспекты жизнедеятельности общества, уровень благосостояния человека, а также материальные возможности граждан удовлетворять свои физические и духовные потребности. Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной и профессионально-квалификационный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы.

По характеру отражения процессов потребления материальных благ и услуг показатели уровня жизни населения подразделяются на стоимостные и натуральные.

К стоимостным показателям относятся все показатели доходов и потребления, выражаемые в денежной оценке (товарооборот розничной и оптовой торговли, денежные выдачи и выплаты, денежные вклады, объемы потребления услуг и др.).

Натуральные показатели представляют объемы потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральном выражении, т. е. в физических единицах потребления (штуки, килограммы, квадратные метры жилой площади и т. д.).

По своим объемно-структурным характеристикам показатели уровня жизни населения подразделяются на количественные и качественные. Количественные показатели отражают меру, объем, размер потребления конкретных видов материальных благ и услуг. Качественные показатели раскрывают структуру потребления по отдельным элементам (питание, жилье, образование, услуги и т. д.).

При исследованиях социальных процессов выделяются статистические показатели, наиболее полно отражающие ситуацию в определенной сфере, характеризующей уровень жизни, - индикаторы. Для сравнения отдельных индикаторов их выражают в форме индексов. Индикаторы и индексы формируют систему показателей уровня жизни.

Показатели уровня жизни населения страны рассчитываются и отражаются в государственных программах социального развития, социальной поддержки и социальной защиты населения. Они включаются в планы развития государственных фондов социального назначения. Показатели уровня жизни учитываются в планах и программах развития отдельных отраслей материального производства страны, связанного с производством продовольственных и непродовольственных товаров, строительством объектов социальной инфраструктуры, деятельностью самих отраслей непроизводственной сферы страны.

Для региональных и международных сопоставлений используют систему показателей, рекомендованных ООН. Условно можно выделить несколько групп показателей уровня жизни.

Первую группу составляют конкретные частные показатели, выраженные чаще всего в натуральных показателях, а именно:

Питание - среднесуточное количество на душу населения калорий и граммов белка;

Здоровье - средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении и коэффициент смертности;

Жилище - общая площадь на душу населения;

Домашнее имущество - обеспеченность населения холодильниками, телевизорами, мебелью, домашней техникой и т. д.;

Уровень культуры - среднее число лет обучения населения в возрасте 25 лет и старше;

Платные услуги на душу населения;

Другие показатели.

Вторую группу показателей уровня жизни образуют стоимостные, обобщающие показатели. К ним относятся:

ВВП на душу населения;

Доля товаров и услуг в структуре ВВП;

Денежные доходы на душу населения;

Начисленная среднемесячная зарплата одного работника;

Средний размер назначенных месячных пенсий;

Реальные располагаемые денежные доходы;

Индекс потребительских цен;

Минимальная оплата труда;

Минимальный потребительский бюджет и др.

Третья группа характеризуется интегральными показателями. Специалисты Программы развития ООН (ПРООН) разработали интегральный показатель - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - и ввели его в практику с 1991 г. Сведения публикуются по 175 странам. ИРЧП исчисляется как среднее трех величин: ВВП на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования населения (25 лет и старше), соотнесенных к наивысшим уровням этих показателей, достигнутым в мире.

По данным за 2001 г., представленным в докладе ПРООН, в группу развитых входили 55 стран. Россия по ИРЧП занимала 63 место (0,779), оставаясь в группе среднеразвитых стран. За последние два-три года наметилось повышение данного индекса, и страна переместилась на более высокую позицию (с 72-й позиции в 1995 г.).

Проблема бедности населения

Ее социально-экономическое содержание можно отразить через такие макросоциальные показатели:

Численность малообеспеченных граждан страны;

Черта бедности;

Эталон общественно необходимого потребления;

Социальный минимум;

Прожиточный минимум;

Минимальный потребительский бюджет;

Минимально необходимый стандарт потребления.

Для стран Восточной Европы характерен показатель «эталон общественно необходимого потребления». Его понимают как размер потребления, удовлетворяющий на минимальном уровне основные жизненные потребности человека.

В России применим термин «прожиточный минимум», который трактуется как интегральный социальный норматив, отражающий набор потребительских благ и услуг, необходимых для физиологического воспроизводства человека и поддержания жизни.

Понятия «черта бедности», а также «прожиточный минимум» употребляются в мировой практике как равнозначные. Размеры этих показателей определяются величиной минимально допустимых границ потребления, ниже которых нормальное развитие человека невозможно.

Социальный минимум - это тот размер потребления материальных благ и услуг, который на минимальном уровне удовлетворяет все потребности гражданина страны, считающиеся на данном этапе необходимыми для обеспечения привычных жизненных условий. Размеры и структуру минимального потребительского бюджета (МПБ), ле
жащего в основе определения уровня бедности населения страны и разработки системы государственных мер в социальной сфере, можно определять как минимальный размер рационального бюджета, который позволяет обеспечить нормальное состояние жизнедеятельности человека в размере рациональных норм потребления, отражающих разумные текущие потребности. Понятие рациональный потребительский бюджет характеризует перспективные разумные потребности граждан страны.Черту (порог или границу) бедности можно измерить каждым из следующих методов расчета:

Статистическим - обосновывает «бедность» как относительную категорию и имеет два вида:

1) черта бедности устанавливается на уровне доходов, которыми располагает определенная доля (10-20%) самых малоимущих граждан страны;

2) черта бедности является минимальным среднедушевым доходом лиц, признанных обществом наименее обеспеченными членами общества;

Нормативным - опирается на специально разработанные нормативы, т. е. наборы товаров для удовлетворения основных физиологических и социальных потребностей человека в разрезе отдельных половозрастных групп. В его основе лежат так называемые потребительские корзины товаров и услуг;

Комбинированным - сочетает в себе элементы двух первых методов, поэтому его называют еще нормативно-статистическим методом. Расходы определяются по научно обоснованным нормативам и текущим ценам товаров и услуг. За основу принимается минимальный набор продуктов питания и товаров дешевого ассортимента для средней семьи из четырех человек. Принято считать, что расходы на питание составляют 70% общей суммы расходов семьи;

Субъективным - базируется на анализе результатов социологических исследований среди населения;

Ресурсным - предполагает учет возможностей национальной экономики в обеспечении материальных и духовных потребностей населения.

Важно устанавливать так называемые национальные стандарты прожиточного минимума не только в стоимостном, но и в натурально-вещественном выражении.

На практике наибольшую известность и применение получили такие понятия, как «абсолютная бедность» и «относительная бедность».

Абсолютная бедность - это отсутствие дохода как такового или отсутствие дохода, необходимого для обеспечения минимума жизненных потребностей личности (или семьи). Абсолютная бедность затрагивает прежде всего такие категории граждан, как лица без определенного места жительства, беспризорные дети, лица, не имеющие статуса вынужденных переселенцев, и т. п. В России они составляют около 5% всего населения.

Относительная бедность определяется размером доходов ниже бюджета прожиточного минимума. В мировой практике относительная бедность характеризуется доходом, не превышающим 40-60% среднего дохода граждан.

В практике ООН для интегральной оценки низкого качества жизни применяется индекс нищеты. Так, для развивающихся стран индекс нищеты населения рассчитывается на основе трех индикаторов: доли населения, не доживающего до 40 лет; доли неграмотных среди взрослых; среднего арифметического долей населения без доступа к услугам здравоохранения, безопасной питьевой воде и доле детей до пяти лет с отставанием в весе.

Для экономически развитых стран он рассчитывается на основе четырех индикаторов: доли населения, не доживающего до 60 лет; доли функционально неграмотных среди взрослых; доли населения с доходами ниже 50% среднего дохода; уровня застойной бедности. В России индекс бедности не рассчитывается.

Доля бедных в России оценивается на уровне 20%. Анализ структуры бедности свидетельствует, что среди бедных около 50% составляют лица трудоспособного возраста. Высокий уровень трудоспособных граждан в общем количестве бедных определяется прежде всего низким уровнем оплаты труда. Около 30% бедных составляют семьи, где все трудоспособные граждане имеют регулярную оплачиваемую работу. В территориальном отношении бедность концентрируется в сельской местности и небольших городах.

Бедность несет в себе существенный негативный социальный потенциал. Дети из бедных семей имеют значительно меньше возможностей, чем дети из обеспеченных семей, на получение высшего и среднего профессионального образования, что в дальнейшем ведет к снижению их конкурентоспособности на рынке труда. В России при проведении реальных мер социальной политики проблемы бедности выходят на первый план.

Рис. 5.3. Численность населения, чьи денежные доходы ниже величины прожиточного минимума

(в % к общей численности населения)

Цель политики российского государства в области доходов - существенное снижение уровня бедности на основе поддержания высоких темпов экономического роста, обеспечения макроэкономической стабильности, роста денежных доходов населения, повышения эффективности программ социальной защиты и совершенствования механизмов социального партнерства. В последние годы заметно увеличились темпы роста реальных доходов населения, что повлияло на уровень бедности (рис. 5.3).

Комплексное исследование уровня жизни населения возможно только с помощью системы статистических показателей. В последние годы было предложено несколько систем, различающихся структурой и набором показателей.

Наиболее полной и отвечающей современным требованиям служит система "Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики", разработанная в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ в 1992 г. В ней представлено 7 разделов, охватывающих 40 показателей:

I. Обобщающие показатели.

  • 1. Критерий уровня жизни.
  • 2. Индекс стоимости жизни.
  • 3. Валовой национальный продукт (фонд потребления, фонд личного потребления) в расчете на душу населения.

II. Доходы населения.

  • 1. Реальные общие доходы населения.
  • 2. Реальные располагаемые доходы населения.
  • 3. Совокупные доходы населения.
  • 4. Личные доходы населения.
  • 5. Личные располагаемые доходы населения.
  • 6. Денежные доходы населения.
  • 7. Средний доход и средняя заработная плата работников.
  • 8. Средний размер реальной заработной платы.
  • 9. Средний размер пенсии, пособия, стипендии.

III. Потребление и расходы населения.

Общий объем потребления населением материальных благ и услуг.

Денежные расходы населения.

3. Потребительские расходы населения.

Потребление населением основных продуктов питания.

Покупательная способность средней заработной платы.

Покупательная способность средней пенсии.

IV. Денежные сбережения населения.

1. Сумма денежных сбережений населения.

V. Накопленное имущество и жилище.

Стоимость накопленного домашнего (личного) имущества.

Наличие и характеристика предметов длительного пользования в собственности населения.

Жилищные условия населения.

VI. Социальная дифференциация населения.

  • 1. Распределение населения по размеру среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода.
  • 2. Потребление основных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг населением с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода.
  • 3. Структура потребительских расходов населения с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода.
  • 4. Динамика стоимости фактической и нормативно потребительских корзин различных слоев населения.
  • 5. Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини).
  • 6. Децильные коэффициенты дифференциации доходов и потребления населения.
  • 7. Соотношение средних значений дохода и потребления в границах верхней и нижней децилей.
  • 8. Доля квинтельных (децильных) групп населения (домашних хозяйств) по уровню среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода в совокупном доходе общества.

VII. Малообеспеченные слои населения.

  • 1. Прожиточный минимум (порог бедности).
  • 2. Минимальный потребительский бюджет.
  • 3. Минимальный размер заработной платы.
  • 4. Минимальный размер пенсии.
  • 5. Покупательная способность минимальной зарплаты.
  • 6. Покупательная способность минимальной пенсии.
  • 7. Коэффициент (уровень) бедности.
  • 8. Дефицит дохода.
  • 9. Зоны бедности.
  • 10. Социальный портрет бедности.

Наиболее важные 12 показателей из перечисленных 40 включены в систему показателей для оценки хода экономической реформы в России в раздел 10 "Социальная сфера, жизненный уровень населения" и в подраздел 10.3 "Уровень жизни". Эта Система показателей разработана Министерством экономики РФ и Госкомстатом России, согласована с заинтересованными министерствами и ведомствами, администрациями регионов и введена в действие с 1993 г. Она рекомендована органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга для использования в анализе хода экономической реформы на соответствующих территориях. К 12 показателям относятся:

  • 1. Средняя оплата труда работников.
  • 2. Покупательная способность населения со средними заработной платой и пенсией.
  • 3. Минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения.
  • 4. Прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения.
  • 5. Численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного (физиологического) минимума.
  • 6. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода.
  • 7. Денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения.
  • 8. Показатели дифференциации населения.
  • 9. Соотношение среднедушевых доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.
  • 10. Индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).
  • 11. Структура потребительских расходов различных социально-демографических групп населения.
  • 12. Распределение населения по размеру среднедушевого дохода.

Система социальных показателей изменяется вместе с преобразованием социальных отношений. Так, развитие рынка жилья вызывает потребность в появлении такого показателя, как "число квартир, предназначенных для продажи (во вновь построенных домах, в домах после капитального ремонта)"; развитие платного обучения также должно быть отражено специальным показателем “доля обучающихся за плату” и т. д. .

Междунapoднaя статистика уровня жизни стала развиваться недавно. В 1960 г. рабочей группой ООН был подготовлен доклад о принципах определения и измерения уровня жизни в международном масштабе. Это была первая попытка создания системы показателей. Ранее уровень оценивался индексом реальной работной платы (индексом номинальной заработной платы, деленным на индекс цен), а затем индексами прожиточного минимума и стоимости жизни (индексом потребительских цен на товары и услуги определенного набора). Каждый из индексов значим, но применяемые индексы не дают всесторонней характеристики этого уровня. К тому же индексы реальной заработной платы и стоимости жизни относятся лишь к наемному труду, тогда как при нахождении уровня жизни некоторых категорий населения (например, крестьян) указанные индексы не используются.

Последний вариант Системы показателей уровня жизни в международной статистике ООН разработан в 1978 г. и включает 12 основных групп показателей:

  • 1. Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения.
  • 2. Санитарно-гигиенические условия жизни.
  • 3. Потребление продовольственных товаров.
  • 4. Жилищные условия.
  • 5. Образование и культура.
  • 6. Условий труда и занятость.
  • 7. Доходы и расходы населения.
  • 8. Стоимость жизни и потребительские цены.
  • 9. Транспортные средства.
  • 10. Организация отдыха.
  • 11. Социальное обеспечение.
  • 12. Свобода человека .

Кроме названных групп Статистической комиссией ООН выделен общий раздел, охватывающий ряд информационных показателей, необходимых для оценки уровня жизни, но не являющихся, по мнению экспертов ООН, непосредственными его характеристиками. Сюда включены следующие показатели: национальна ход, валовой внутренний продукт (ВВП) надушу населения среднегодовой коэффициент его роста; объем и виды социального обслуживания; расходы на личное потребление населения, их структура и средний годовой коэффициент роста, плотность населения; транспортное обслуживание населения; работа средств связи, печать и др.

Система показателей США состоит из 13 разделов:

  • 1. Окружающая среда.
  • 2. Демографическая ситуация.
  • 3. Занятость.
  • 4. Условия труда.
  • 5. Уровень жизни.
  • 6. Социальное обеспечение.
  • 7. Здравоохранение.
  • 8. Образование.
  • 9. Жилищные условия.
  • 10. Культура, отдых, развлечения.
  • 11. Транспортное обеспечение.
  • 12 Национальная оборона.
  • 13 Правовая защита граждан.

Особой подробностью и завершенностью отличается Система показателей социальной статистики Франции, разработанная Национальным институтом статистики и экономических исследований. В ней выделены 4 группы показателей, в каждой из которых большая часть показателей имеет прямое или косвенное отношение к оценке.

В группе 1 "Численность и состав населения, трудовых ресурсов и условия труда" значатся демографические показатели, а также численность и структура экономически активного населения, показатели занятости и безработицы, продолжительности и ритма работы, забастовок.

В группе 2 "Распределение, перераспределение и использование доходов" сосредоточены показатели доходов: первичные доходы; доходы от собственности; заработная плата; ее минимальная ставка; минимум пенсии; "потолок" социального обеспечения; покупательная способность франка; денежные и прочие поступления (по социальному обеспечению, по болезни, бесплатная медицинская помощь, рентные поступления, благотворительная помощь).

В группе 3 "Условия жизнедеятельности" выделены показатели: потребления (объем - всего и надушу населения и число единиц потребления); жилищных условий: свободного времени и культурных развлечений; накопления имущества и ценностей.

В группе 4 "Социальные стороны уровня жизни населения" фигурируют показатели: просвещения и образования населения; здравоохранения; формирования домашнего хозяйства; "социальной мобильности"; правонарушений и охраны порядка.

К настоящему времени накоплен богатый опыт построения и использования систем социальных показателей на различных уровнях агрегирования и в различных целях. Примерами таких исследований являются проводимые в рамках ООН программы: “10-летие женщин”; “10-летие нетрудоспособных"; разработанная Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) программа “Здоровье всем”, рассчитанная до 2000 г., и т. д. Начиная с 1973 г. инициатором и спонсором многих исследований на международном, национальном уровнях по применению систем социально-экономических в показателей в прогнозировании и планировании является ЮНЕСКО. Разработки данных на национальном уровне отражаются в специальных статистических сборниках социальных показателей, которые периодически выходят в большинстве европейских стран (см., например, "Social Trends" -- ежегодник, публикуемый в Великобритании; "Donnes Sociales" -- выходит во Франции два раза в год; сборник "Social Ultveckling", выходящий несколько раз в год в Швеции, и др.).

В разных публикациях можно найти и другие системы показателей, в частности Систему социальной и демографической статистики, разработанную Статистическим бюро ООН в 1975 г., систему социальных показателей Организации экономического сотрудничества и развития (1979 г.) и др .

Показатели уровня жизни населения.

Понятие «уровень жизни населения страны» - категория историческая. Она отражает обеспеченность граждан материальными благами и услугами на конкретный период времени. Понятие имеет количественное и качественное содержание. Оно дополняется различными категориями воспроизводственно­го процесса, новыми характеристиками условий труда, жизни и быта. В пери­од экономических преобразований в научный и практический обиход прочно вошли такие, например, определения, как «качество жизни», «стоимость жиз­ни», «образ жизни» и ряд других. Появление этой «нетрадиционной» для Рос­сии терминологии стало прямым следствием использования в экономике ры­ночных отношений. В мировой практике в последние годы все шире применя­ется понятие «концепция качества жизни», которое сложилось на основе поня­тий «глобальная занятость», «качество трудовой жизни» и т. д.

Концепции уровня жизни в странах современного мира имеют свои нацио­нальные специфические черты. Наиболее общие и существенные компоненты этих концепций перечислены в рекомендациях ООН. Это здоровье, потребле­ние продуктов питания, образование, занятость и организация труда, жизнен­ные удобства, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, пра­ва человека и вообще личности. Следовательно, концепция уровня жизни фор­мирует совокупность условий, определяющих физическое, умственное и соци­альное благополучие отдельного человека, семьи или целых социальных слоев и групп населения страны. Учитываются не только объективные факторы, оп­ределяющие качество и стоимость жизни (питание, жилье, работу и т. д.), но и субъективное восприятие человеком уровня своего благополучия (личные до­стижения, уверенность в завтрашнем дне, вера в социальную справедливость, жизненный успех и т. д.).

Поскольку уровень жизни населения страны является сложным образова­нием, включающим ряд элементов, для отражения его размеров и структуры разработана система показателей. Для международного сопоставления уровня жизни населения различных стран используется так называемый «ин­декс человеческого развития». Для расчетов этого индекса привлекаются три интегральных индикатора:

1) преобразованный национальный доход в расчете на душу населения;

2) продолжительность жизни населения;

3) образовательный уровень.

По этим показателям Россия занимала в 1993г. 8-е место среди стран с населением свыше 25млн. чел. И 37-е среди 173 стран мира. В 1997г. по индексу развития человеческого потенциала Россия занимала уже 71-е место. Значение этого индекса в нашей стране, по классификации ООН, составляло 0,747, ожидаемая продолжительность жизни (в годах) - 66,6 лет, уровень гра­мотности взрослого населения - 99%, совокупный показатель числа посту­пивших в учебные заведения первого, второго и третьего уровней - 77%, а ре­альный ВВП на душу населения (паритет покупательной способности в долл. США) - 4370.

Уровень жизни населения отдельных стран мира в общенациональном мас­штабе измеряется рядом показателей, каждый из которых дает представление о какой-то стороне жизнедеятельности человека. Этих показателей достаточно много, и они тесно связаны с Концепцией уровня жизни. В общем виде их сис­тема представлена в табл. 11.

Таблица 1 Система оценки уровня жизни населения

Объемные (абсолютные) показатели Удельные (средние) показатели
1. Объем национального дохода, используемого на потребление и накопление 1. Доля фонда потребления в национальном доходе страны
2. Номинальные доходы населения 2. Реальный доход на душу населения
3. Фонд заработной платы 3. Средняя и минимальная заработная плата
4. Доходы от предпринимательской деятельности 4. Средний доход от предпринимательской деятельности на душу населения
5. Объем пенсионных фондов 5. Средний и минимальный размер пенсии
6. Объем розничного товарооборота 6. Товарооборот на душу населения
7. Величина жилого фонда 7. Обеспеченность жильем на одного челове­ка (кв. м)
8. Численность занятых в отраслях экономики 8. Доля безработных в экономически актив­ном населении
9. Сумма вкладов населения в Сбербанке 9. Средний размер вкладов в Сбербанке страны
10. Естественный прирост населения 10. Средняя продолжительность жизни

Россия имеет свою специфику расчетов уровня жизни населения, определя­емую особенностями исторического развития нашей страны. В состав показате­лей входят:

1) потребление важнейших видов материальных благ и услуг;

2) обеспеченность жилищными, коммунальными, бытовыми и транспорт­ными услугами;

3) развитие просвещения, здравоохранения, культурного обслуживания, социального страхования и социального обеспечения;

4) продолжительность рабочего и свободного времени;

5) доходы населения.

По степени отражения параметров, характеризующих уровень жизни насе­ления страны, показатели делятся на общие и частные.

Общие показатели уровня жизни - это объем на душу населения нацио­нального дохода, фонда потребления, потребительского фонда национально­го богатства (объем накопленного потребительского имущества, культурно-бытовых зданий, предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения). Эти данные характеризуют степень социально-экономического развития общества.

К частным показателям уровня жизни населения можно отнести: уровень и способы потребления, условия труда, обеспеченность жильем, уровень соци­ального обслуживания, условия воспитания детей, социальное обеспечение.

Экономические показатели отражают экономические аспекты жизнедея­тельности общества, уровень благосостояния человека, а также материальные возможности граждан удовлетворять свои физические и духовные потребнос­ти. Эти показатели прямо связаны с воспроизводством рабочей силы, напри­мер, номинальные и реальные доходы, занятость и т. д.

Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной и профессионально-квалификационный состав населения, физическое воспроиз­водство рабочей силы (численность населения, отдельных его слоев и групп, продолжительность жизни, индексы смертности, рождаемости и др.).

По характеру отражения процессов потребления материальных благ и ус­луг показатели уровня жизни населения подразделяются на стоимостные и на­туральные.



К стоимостным показателям относятся все показатели доходов и потребле­ния, выражаемые в денежной оценке (товарооборот розничной и оптовой тор­говли, денежные выдачи и выплаты, денежные вклады, объемы потребления услуг и др.).

Натуральные показатели представляют объемы потребления конкретных ма­териальных благ и услуг в натуральном выражении, т. е. в физических единицах потребления (штуки, килограммы, квадратные метры жилой площади и т. д.).

По своим объемно-структурным характеристикам показатели уровня жиз­ни населения подразделяются на количественные и качественные.

Количественные показатели отражают меру, объем, размер потребления конкретных видов материальных благ и услуг.

Качественные показатели раскрывают структуру потребления по отдель­ным элементам (питание, жилье, образование, услуги и т. д.).

В самостоятельную группу можно выделитьпоказатели, характеризующие пропорции и структурураспределения населения по уровню благосостояния. Например, по доходам.

Показатели уровня жизни населения страны рассчитываются и отражаются в государственных (федеральных и региональных) программах социального разви­тия, социальной поддержки и социальной защиты населения. Они включаются в планы развития государственных фондов социального назначения, таких, как Пенсионный фонд России, Фонд обязательного медицинского обслуживания РФ, Фонд социального страхования населения России и др. Показатели уровня жизни учитываются в планах и программах развития отдельных отраслей материально­го производства страны, связанных с производством продовольственных и непро­довольственных товаров, со строительством объектов социальной инфраструкту­ры, с деятельностью самих отраслей непроизводственной сферы. Особое место за­нимают расчеты уровня доходов и потребления населения.

Для оценки дифференциации населения по уровню жизни используются следующие показатели:

1. распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов;

2. коэффициенты дифференциации доходов населения;

3. распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения;

4. коэффициент концентрации доходов – индекс Джини;

5. численность населения с доходами ниже черты бедности, коэффициент бедности.

Ряды распределения населения по размеру среднедушевого денежного дохода населения являются статистической формой выражения дифференциации населения по уровню материального благосостояния. Для построения рядов используются методы имитационного моделирования, сущность которых заключается в преобразовании эмпирического ряда распределения населения по уровню доходов, полученных на основе выборочного обследования домашних хозяйств, в теоретический ряд распределения. В целом задача сводится к выбору функции распределения, наиболее адекватно отражающей закономерность распределения доходов, установлению по эмпирическим данным параметров кривой распределения и расчету по найденному уравнению теоретических частот для заданных значений среднедушевого дохода. В качестве математической модели для описания распределения доходов населения лучше всего подходит логарифмически нормальный закон распределения.

Для изучения дифференциации доходов и потребления населения проводятся перегруппировки домохозяйств:

- по децильным группам – выделяются десять групп, в каждой группе по 10% домохозяйств;

- по квинтильным группам – пять групп, в каждой группе по 20% населения;

- по покупательской способности населения – по группам, кратным величине прожиточного минимума или стоимости набора из 25 (или из 31) наименований продуктов питания.

По каждой выделенной группе вычисляются: средний денежный доход, его состав; средний потребительский расход и его структура; средний размер потребления на душу населения продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (в расчёте на 100 домохозяйств); показатель покупательской способности денежных доходов (денежных доход, делённый на среднюю цену покупки данного товара).

На основании распределения населения по размеру доходов рассчитываются следующие статистические показатели:

1. Обобщающие показатели распределения : модальное значение дохода, медианное значение дохода и средний доход.

Модальный доход уровень дохода, наиболее часто встречающийся среди населения (имеющий наибольшую частоту ).

Медианный доход – это уровень дохода, находящегося в середине ранжированного ряда распределения. Половина населения имеет доход ниже медианного, а вторая половина – выше.

Коэффициенты дифференциации доходов населения , устанавливающие размер повышения денежных доходов высокодоходных групп по сравнению с низкодоходными группами населения.

К показателям дифференциации денежных доходов относятся:

· децильный коэффициент дифференциации;

· коэффициент фондов;

· кривая Лоренца и коэффициент Джини;

· уровень бедности.

Децильный коэффициент дифференциации доходов населения (К d ) показывает во сколько раз минимальные доходы среди 10% самого богатого населения превышают максимальные доходы среди 10% наименее обеспеченного населения:

где d 9 и d 1 –девятый и первый дециль соответственно.

Коэффициент фондов () определяется как соотношение между средними доходами населения в десятой и первой децильной группах:

где и – среднедушевой доход в месяц 10% населения, имеющего минимальный доход, и 10% самой богатой его части соответственно.

Уровень бедности или доля бедного населения - это доля населения, чей доход или потребление находятся на уровне ниже установленного в стране порогового значения (черты бедности), который обычно приравнивается к прожиточному минимуму

Росстатом разработана система показателей, дающих возможности оценки уровня жизни на современном этапе и сопоставления уровня жизни населения в России и других странах.

К интегральным показателям относятся:

Макроэкономические индикаторы уровня жизни населения;

Демографические показатели;

Показатели экономической активности населения;

Показатели пенсионного обеспечения

К макроэкономическим показателям, характеризующим уровень жизни, относятся следующие:

Располагаемый доход домашних хозяйств;

Скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств;

Реальный располагаемый доход домашних хозяйств;

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств;

Индекс потребительских цен.

Под располагаемым доходом домашних хозяйств понимается сумма текущих доходов, которая может быть использована домашними хозяйствами для финансирования конечного потребления товаров и услуг или для сбережения. В эту сумму включаются доходы от производственной деятельности, от собственности и текущие доходы, полученные домашними хозяйствами в результате перераспределительных операций (текущие трансферты). Данный индикатор показывает, какой объем экономических ресурсов поступает в распоряжение населения и может быть использован им для удовлетворения своих потребностей.

Скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств превышает располагаемый доход на величину социальных трансфертов в натуральной форме. К социальным трансфертам относятся бесплатные или предоставляемые по льготным ценам услуги в области образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства.

Реальный располагаемый доход домашних хозяйств равен располагаемому доходу текущего периода, скорректированному на индекс потребительских цен (ИПЦ), и отражает максимальную стоимость товаров и услуг, которые могли бы приобрести домашние хозяйства на свои текущие доходы по ценам базисного периода, не прибегая к использованию своих накопленных финансовых или нефинансовых активов и не увеличивая финансовые обязательства.

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств – это стоимость товаров и услуг, фактически приобретенных домашними хозяйствами-резидентами за счет текущих доходов для индивидуального потребления или полученных ими от государственных учреждений или некоммерческих организаций бесплатно или по льготным ценам в виде социальных трансфертов.

Индекс потребительских цен предназначен для характеристики изменения во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Изменение общего уровня потребительских цен оценивается на основе сопоставления стоимости потребительской корзины (фиксированного набора товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением). Индексы потребительских цен исчисляются как для всего населения, так и по отдельным группам с учетом специфики их потребительских расходов (по группам "пенсионеры", "домохозяйства с доходами ниже прожиточного минимума" и др.).

Демографические показатели оценки уровня жизни играют чрезвычайно важную роль, поскольку население, с одной стороны, является объектом наблюдения при исследовании уровня жизни, а с другой стороны, отражает своими характеристиками уровень экономического и социального развития страны. В систему демографических показателей, отражающих уровень и качество жизни, включены следующие: темпы роста численности постоянного населения; ожидаемая продолжительность жизни при рождении, в том числе по полу; уровень младенческой смертности, в том числе по полу; уровень детской смертности, в том числе по полу; уровень материнской смертности; показатели миграции населения.

Показатели экономической активности включают уровень экономической активности, уровень занятости, соотношение численности занятых в экономике к численности населения, уровень безработицы.

Одной из важнейших характеристик уровня жизни является экономическое положение пенсионеров, поскольку с учетом демографического старения населения их доля в стране увеличивается. В связи с этим в систему интегральных индикаторов уровня жизни включены следующие показатели пенсионного обеспечения: численность пенсионеров, в том числе в группировке по возрасту; суммы назначенных месячных пенсий, в том числе по возрасту; средний номинальный размер назначенных пенсий; темпы роста среднего реального размера назначенных пенсий; минимальный размер пенсий.

Показатели личных доходов населения

Существуют два подхода к исследованию личных доходов населения: баланс денежных доходов и расходов населения; выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств.

Источниками информации для составления баланса денежных доходов и расходов населения служат статистическая и финансовая отчетность субъектов экономической деятельности, являющихся единицами статистического наблюдения, а также результаты специально организованных обследований, данные налоговых служб и экспертные оценки.

В доходной части баланса отражаются следующие виды денежных доходов населения:

Оплата труда наемных работников в денежной и натуральной форме со всеми надбавками, относящимися к фонду заработной платы;

Доходы наемных работников, не относящиеся к фонду заработной платы;

Дивиденды;

Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства предприятиями и организациями;

Пенсии, пособия, стипендии и другие поступления из финансовой системы;

Доходы населения от продажи валюты;

Доходы от предпринимательской деятельности некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам;

Другие поступления.

Руководствуясь данными баланса денежных доходов и расходов населения, определяют общую сумму денежных доходов всего населения, а затем на ее основе – среднедушевой денежный доход.

Среднедушевые денежные доходы рассчитываются как отношение общей суммы денежных доходов населения за текущий период к среднегодовой численности населения за тот же период.

На основе величины совокупных денежных доходов населения проводится расчет располагаемых денежных доходов путем вычитания обязательных платежей и взносов.

Индексы реальных денежных доходов и реальных располагаемых доходов определяются путем деления соответствующих индексов денежных доходов населения в номинальном выражении на индекс потребительских цен:

И реал.д = И ном.д / И п.ц.

где И реал.д – индекс реальных доходов;

И ном.д – индекс номинальных доходов;

И п.ц. – индекс потребительских цен.

Обследование бюджетов домашних хозяйств (второй метод определения доходов населения) представляет собой специально организованное выборочное наблюдение. Единицей наблюдения служит домашнее хозяйство. Обследование проводится путем непосредственного опроса членов домашних хозяйств, вошедших в выборочную совокупность

Один из недостатков данного обследования – практически полное отсутствие в выборочной совокупности домашних хозяйств с наиболее высокими доходами, что приводит к наличию систематических ошибок показателей.

При изучении уровня жизни большое значение имеет не только размер денежных доходов, но и потенциальная возможность их использования на приобретение товаров и услуг, т.е. покупательная способность денежных доходов. Уровень покупательной способности денежных доходов может быть измерен либо количеством определенного вида товара (услуги), либо количеством фиксированного набора товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму среднедушевого денежного дохода:

где ПС – покупательная способность среднедушевого денежного дохода населения в целом или отдельной группы, исчисленная в виде товарного эквивалента по конкретному товару, услуге или определенному набору товаров и услуг (например, для минимальной продовольственной корзины); Д – среднедушевой денежный доход населения в целом

или отдельной его группы;

Р – средняя цена товара, услуги или стоимость определенного набора товаров и услуг.

Показатели расходов и потребления населения

Объем потребления населением материальных благ и услуг, определяемый по балансу денежных доходов и расходов населения, является наиболее обобщающим показателем потребления, поскольку по балансу может быть проанализирована структура потребления населения.

Денежные расходы населения сгруппированы следующим образом:

Покупка товаров и оплата услуг;

Обязательные платежи и добровольные взносы;

Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах;

Покупка недвижимости;

Расходы населения на приобретение иностранной валюты;

Деньги, отосланные по переводам.

Потребительскими расходами населения называется только та часть денежных расходов, которая направляется домашними хозяйствами непосредственно на приобретение потребительских товаров и личных услуг для текущего потребления.

Сюда входят следующие расходы:

На покупку продуктов для домашнего питания;

На питание вне дома;

На покупку непродовольственных товаров (одежды, обуви, теле- и радиоаппаратуры, предметов для отдыха, транспортных средств, топлива, мебели и др.);

На покупку алкогольных напитков;

На оплату услуг (жилья, коммунальных, бытовых и медицинских услуг, образования, услуг учреждений культуры и др.).

При изучении объемов потребления фактическое потребление сравнивают с существующими нормативами. В качестве одного из основных нормативов выступает прожиточный минимум (минимальный потребительский бюджет), исчисляемый по различным социально-демографическим группам населения (трудоспособное население с разбивкой по полу и возрасту; пенсионеры; дети двух возрастных групп: 0-6 и 7-15 лет), а также по регионам России.

Прожиточный минимум определяется как сумма стоимостной оценки установленного набора продуктов питания, расходов на непродовольственные товары и услуги, налогов и обязательных платежей:

где А – величина прожиточного минимума;

В – стоимость минимальной продовольственной корзины (B=∑q i p i ; где q i – норматив потребления i-го продукта питания, р i – его средняя цена);

С – стоимостная оценка потребления непродовольственных товаров;

D – стоимостная оценка расходов на платные услуги;

Е – расходы на налоги и обязательные платежи.

При расчете последних трех компонентов учитывается фактическая структура расходов в бюджетах 10% наименее обеспеченного населения.

На основе информации о доходах и расходах населения рассчитывается коэффициент эластичности потребительских расходов населения по доходам, характеризующий, на сколько процентов изменяются расходы населения при изменении их доходов на 1%:

Кэл = ∆Y/Y 0 / ∆X/X 0

где ∆Y абсолютный прирост расходов населения по сравнению с базисным периодом;

∆X - абсолютный прирост доходов населения по сравнению с базисным периодом;

Y 0 – величина доходов в базисном периоде;

X 0 – величина доходов в базисном периоде;

Показатели дифференциации населения по уровню жизни

В основе измерения экономической дифференциации населения лежит анализ неравенства в распределении доходов между отдельными группами населения. Для оценки дифференциации населения по уровню жизни используются следующие показатели:

Распределение населения по уровню среднедушевых доходов;

Коэффициенты дифференциации доходов населения;

Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения;

Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини);

Численность населения с доходами ниже черты бедности, коэффициент бедности

Для изучения дифференциации населения по уровню доходов используются структурные характеристики рядов распределения (среднее квадратическое отклонение, среднее квартильное отклонение, коэффициент вариации и др.)

Модальный доход Мо – это уровень дохода, встречающийся наиболее часто среди населения. Для расчета моды в рядах распределения с равными интервалами используется формула:

x 0 – нижняя граница модального интервала;

i – величина интервала;

fm 0 – частота модального интервала;

fm 0-1 - частота интервала, предшествующего модальному;

fm 0+1 – частота интервала, следующего за модальным.

В случае неравномерного распределения признака внутри интервалов (в частности, при постепенном увеличении интервалов) частоты для расчета моды использованы быть не могут. Для сопоставления групп между собой вместо частоты используют плотность распределения (т = fi/i), характеризующая число единиц совокупности, приходящееся на единицу длины интервала. В этом случае модальный интервал определяется по максимальной плотности, а мода рассчитывается следующим образом:

Медианный доход Me – это уровень дохода, делящий ряд распределения дохода на две равные части: половина населения имеет душевой доход, не превышающий медианное значение дохода, а другая половина – доход не менее медианного.

Для расчета медианы используется формула:

x 0 – нижняя граница медианного интервала;

n – численность совокупности;

Fm e-1 - накопленная частота интервала, предшествующего медианному;

fm e – частота медианного интервала.

Аналогично определяются квартили (уровни дохода, делящие совокупность на четыре равные части) и децили (уровни дохода, делящие совокупность на десять равных частей).

Степень дифференциации населения по размеру среднедушевого дохода оценивается с помощью коэффициентов дифференциации доходов. Различают два показателя дифференциации:

Коэффициент фондовой дифференциации (Кф) – соотношение между средними значениями доходов сравниваемых групп населения (обычно это средние доходы, полученные 10% населения с самыми высокими и 10% населения с самыми низкими доходами):

Кф = xнаиб / xнаим

Децильный коэффициент дифференциации доходов (Кd), который показывает, во сколько раз минимальный доход среди 10% наиболее обеспеченного населения превышает максимальный доход среди 10% наименее обеспеченного населения. Он исчисляется сопоставлением девятого и первого децилей:

Инструментом анализа концентрации доходов населения является кривая Лоренца и исчисляемые на ее основе индекс концентрации доходов (коэффициент Джини) и коэффициент фондовой дифференциации.

Кривая Лоренца устанавливает соответствие между численностью населения и объемом получаемого суммарного дохода. Для ее построения население разбивают на группы, равные по численности и отличающиеся уровнем среднедушевого дохода. Группы ранжируются по величине среднедушевого дохода. Для каждой группы определяются частости – доли в общей численности населения (ω = f i / ∑f i , где f i численность населения i-й группы; ∑f i – общая численность населения) и доли в общей сумме доходов x i f i / ∑x i f i где x i среднее значение дохода в i-й группе), а на их основе – накопленные частости. При равномерном распределении доходов десятая часть населения с самыми низкими доходами будет иметь 10% общей суммы доходов, двадцатая часть – 20% общей суммы доходов и т.д.

На рис.1 равномерное распределение доходов представлено прямой, которая соединяет начало координат и точку С.

Линия, соответствующая фактическому распределению доходов, отклоняется от линии равномерного распределения тем больше, чем значительнее неравенство в распределении доходов.

Коэффициент концентрации доходов G (коэффициент Джини)

позволяет проанализировать степень концентрации доходов у различных групп населения и количественно оценить неравномерность их распределения. Коэффициент Джини рассчитывается по данным о накопленных частостях численности и денежного дохода населения и изменяется от 0 до 1:

где к – число интервалов группировки;

рi – доля населения, имеющего среднедушевой доход,

не превышающий верхнюю границу i-го интервала;

qi – доля доходов i-й группы населения в общей сумме доходов, рассчитанная нарастающим итогом.

Коэффициентом бедности называют относительный показатель, исчисляемый как процентное отношение численности населения, имеющего уровень доходов ниже прожиточного минимума, к общей численности населения страны (региона).

Социальные индикаторы качества жизни населения

Для качественной характеристики условий жизни населения необходимо использовать показатели социальной статистики.

В настоящее время ООН разработана концепция уровня жизни, в которую включены следующие основные составляющие:

Здоровье:

Качество системы здравоохранения;

Обеспечение здоровой жизни человека.

Обеспечение получения знаний:

Обучение детей;

Возможность обучения личности;

Возможность поддержания знаний;

Удовлетворенность человека уровнем своего развития.

Сохранение и обогащение культурного уровня.

Занятость и качество трудовой жизни.

Возможность приобретения товаров и пользования услугами:

Уровень личного дохода и владение собственностью;

Степень равенства в распределении доходов и собственности;

Качество, разнообразие и доступность услуг для личного и общественного потребления.

Состояние окружающей среды.

Личная безопасность и правосудие.

Участие в общественной жизни.

Для изучения такой составляющей уровня жизни, как здоровье населения, необходимо иметь информацию о продолжительности жизни, уровне смертности, распространенности и частоте возникновения заболеваний по населению в целом и его демографическим группам, об уровне развития лечебно-профилактической помощи населению. В свою очередь, уровень развития лечебно-профилактической помощи населению характеризуют такие показатели, как число медицинских учреждений и число больничных коек, а также численность медицинского персонала на 10 тыс. человек и др.

Для характеристики состояния образования в стране используются такие показатели, как численность и состав образовательных учреждений, численность контингента обучающихся, численность и качественный состав преподавательского персонала, обеспеченность техническими средствами обучения, библиотечными фондами и др.

Уровень образования определяется для всего населения, мужчин и женщин, для различных возрастных групп и измеряется следующими показателями:

Число грамотных на 100 человек в возрасте от 9 до 49 лет;

Число лиц, имеющих определенный уровень образования (высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее, неполное среднее, начальное) на 1000 человек в возрасте от 15 лет и старше.

Важными характеристиками при изучении уровня благосостояния населения являются обеспеченность его информацией, степень развития сети спортивных сооружений, учреждений культуры и искусства, отдыха и туризма.

Огромное влияние на качество жизни оказывает состояние окружающей среды. В связи с этим необходима информация о качестве среды обитания (воды, почвы, воздуха), о соответствии фактических уровней загрязнения нормативным показателям.

В последние годы XX столетия широко обсуждалась концепция человеческого развития. Авторы концепции подчеркивали необходимость создания условий, при которых жизнь людей была бы долгой, здоровой и наполненной творчеством.

Поскольку понятие человеческого развития чрезвычайно разностороннее, очень важно построить наиболее полную систему показателей.

В качестве обобщающей характеристики используется индекс человеческого развития (ИЧР), однако он не может отразить все аспекты жизнедеятельности человека. В отличие от ВНП на душу населения, который служит измерителем лишь благосостояния, экономического благополучия, ИЧР рассчитывается на основе базовых показателей (определяемых для всех стран по сопоставимой методике), каждый из которых характеризует какое-либо одно направление человеческого развития – долголетие, достигнутый уровень образования, уровень жизни. Индекс человеческого развития позволяет не только сравнивать страны и регионы, но и обосновывать приоритеты их развития.

В Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2005 г. выделяются следующие цели развития применительно к ситуации в стране.

Цель 1. Сокращение бедности и ликвидация голода:

1) сократить к 2005 г. уровень общей бедности в два раза и ликвидировать экстремальную бедность;

2) обеспечить бедному населению доступ к продуктам питания.

Цель 2. Обеспечение доступности образования:

3) вовлечь в образование социально незащищенные группы населения;

4) обеспечить доступ к дошкольному образованию детей из малообеспеченных семей и детей, проживающих в сельской местности;

5) снизить дифференциацию регионов по уровню финансирования и доступности образования;

6) обновить содержание образования с точки зрения практических навыков;

7) переориентировать систему профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда.

Цель 3. Обеспечение гендерного равенства и улучшения положения женщин:

8) ликвидировать к 2015 г. неравенство между полами на всех уровнях образования;

9) обеспечить возможность равного доступа мужчин и женщин к политическим институтам;

10) ликвидировать дискриминационную практику в области труда и занятости;

11) создать систему реальных механизмов предотвращения насилия в отношении женщин;

12) снизить воздействие неблагоприятных социально-экономических факторов на здоровье и продолжительность жизни, особенно мужчин.

Цели 4 и 5. Снижение материнской смертности и смертности детей до 5 лет:

13) повысить продолжительность жизни и снизить смертность по основным классам;

14) повысить ориентацию общества на здоровый образ жизни;

15) снизить смертность детей до пяти лет хотя бы на 50%;

16) снизить материнскую смертность хотя бы на 50% в период с 1990 г.

Цель 6. Борьба с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и другими заболеваниями.

17) остановить распространение ВИЧ/СПИДа и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости;

18) остановить распространение туберкулеза и других "социальных" заболеваний.

Цель 7. Обеспечение экологической устойчивости:

19) включить принципы устойчивого развития в стратегию развития страны;

20) обеспечить население чистой питьевой водой;

21) обеспечить улучшение качества жилищных условий населения.

Цель 8. Участие в глобальном сотрудничестве, отвечающее российским национальным интересам:

22) содействовать созданию благоприятных международных условий для устранения внутренних препятствий для развития человеческого потенциала.

23) оказывать приоритетное содействие решению глобальных проблем, проявления которых наиболее чувствительно для России;

24) постепенно наращивать вклад России в международные программы помощи развитию.

Из приведенного перечня очевидно, что в ближайшие годы перед Российской Федерацией стоят достаточно серьезные задачи в области развития человеческого потенциала и повышения его качественных характеристик как в стране в целом, так и в отдельных субъектах. Реализация сформулированных целей призвана способствовать более сбалансированному развитию страны и ориентации на приоритеты развития именно социального государства.

Новое на сайте

>

Самое популярное