Домой Связной Виды и формы кредита. Кредит, его виды и функции

Виды и формы кредита. Кредит, его виды и функции

Кредит – это финансовая сделка, в результате которой кредитор (это может быть банк или другое финансовое учреждение) предоставляет на определенный срок денежные средства заемщику. За использование денег заемщик выплачивает кредитору проценты. Отношения между кредитором и заемщиком обычно определяются договором.

Принципы кредитования

Кредитные отношения между сторонами строятся на трех основных принципах:

— срочность, подразумевает, что в оговоренный в договоре срок денежные средства должны быть возвращены;

— платность. Этот принцип обязывает заемщика заплатить за использование свободный денежных средств проценты;

— обеспеченность или кредитные гарантии существуют для того, чтобы в случае неплатежеспособности заемщика компенсировать сумму кредита каким-либо имуществом, стоимость которого эквивалентна взятому займу.

Критерии деления кредитов на виды

Сегодня финансовый рынок предлагает сотни форм кредитов с различными условиями. В зависимости от того, какое свойство кредита берется за основу, существуют различные виды кредитов .

  1. По сроку выдачи различают:

— краткосрочные займы сроком до одного года;

— среднесрочные кредиты, которые выдаются на период от года до трех лет;

— долгосрочные кредиты, на срок от трех лет.

Со сроком кредитования напрямую связана процентная ставка по кредиту. Чем больше срок кредитования, тем дороже обходится кредит.

  1. По наличию залога различают такие виды кредитов :

— обеспеченные. Кредит предполагает наличие гарантий со стороны заемщика — залог имущества, поручительство третьих лиц. Условия залогового кредитования более мягкие, чем у прочих видов кредитов. Кредитор страхует риски, поэтому предлагает приемлемый процент и минимальный пакет документов.

— без обеспечения. Эти виды займов выдаются обычно на непродолжительный срок. Риск невозврата кредита компенсируется высокой процентной ставкой и дорогим обслуживанием.

3. По способу погашения задолженности кредиты делятся на:

— займы с погашением тела кредита равными платежами;

— кредиты с аннуитетной схемой погашения;

— кредиты с разовым погашением в конце срока.

Некоторые финансовые организации предлагают специфические формы погашения кредита, которые не укладываются в эти схемы.

4. Виды кредитов по целевому назначению:

— потребительский или кредит на любые цели. Предоставляя займ, кредитор не интересуется тем, куда заемщик потратит деньги.

— ипотека, это кредит на приобретение недвижимости, залогом которой эта недвижимость обычно является.

— автокредит – суть займа понятна из названия;

— целевые кредитные программы на оздоровление, обучение, свадьбу и т.п.

Понятия, связанные с кредитом

Мы привыкли связывать кредит с банком. Но это некоторый стереотип. Сегодня займ можно получить и в других организациях – кредитных союзах, негосударственных финансовых структурах, у частных лиц. Для четкого понимания вопроса кредитования и правильного выбора вида кредита необходимо ориентироваться в терминах.

Первоначальный взнос – собственные средства, необходимые заемщику для оплаты части займа.

Валюта кредита – валюта, в которой выдан займ.

Тело кредита или Основной долг – сумма, которая выдана заемщику без учета процентов, штрафов, прочих выплат.

Процентная ставка по кредиту – значение, согласно которому ежемесячно рассчитывается процентный взнос. Процентная ставка может меняться на протяжении срока кредитования. Об этой возможности заемщик предупреждается на этапе подписания договора.

Полная стоимость кредита – общая сумма выплат, слагаемые которой – тело кредита, проценты и все прочие выплаты, предусмотренные договором.

Залог – вид обеспечения, зависит от целевого назначения и других особенностей кредита.

Описанные виды кредитов имеют еще одну категорию деления: они могут выдаваться юридическим или физическим лицам. В зависимости от объекта кредитования определятся необходимый пакет документов, выбирается форма и условия кредитования.

При выборе конкретного вида кредита нужно оценить все параметры с ним связанные: уровень первоначального взноса, процентную ставку, полную стоимость кредита, и соотнести их со своими возможностями. Выгодным является тот кредит, который вы в состоянии погасить в срок.

ВВЕДЕНИЕ

С развитием в нашей стране рыночных отношений, появлением предприятий различных форм собственности (как частной, так и государственной, общественной) особое значение приобретает проблема четкого правового регулирования финансово-кредитных отношении субъектов предпринимательской деятельности.

Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане.

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно- финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования. Поэтому я считаю что моя тема актуальна.

Объектом моей работы является кредит.

Целью моей курсовой работы является рассмотрение государственного кредита.

Задачами является:

Рассмотреть понятие кредита и кредитных отношений;

Рассмотреть государственный кредит(его понятие, виды, механизмы и т.д.);

Изучить проблемы и перспективы развития и совершенствования государственного кредита.

Для достижения поставленных задач нужно:

Раскрыть понятие кредита и кредитных отношений(его функции, история, роль в современной экономике);

Определить и охарактеризовать государственный кредит(как заемщика, кредитора);

Найти проблемы, перспективы развития и совершенствования государственного кредита.

При работе использовалась научная и учебная литература по изучаемому вопросу.

1.ПОНЯТИЕ КРЕДИТА И КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кредит (лат. creditum - займ от лат. credere - доверять) - экономические отношения между кредитором и заёмщиком по поводу передачи временно свободной денежной суммы (стоимости) на принципах возвратности, срочности, платности. Также возможны другие условия предоставления денежных средств, такие как целевое использование, обеспеченность и др.

Кредитные отношения функционируют в системе экономических отношений. В основе их лежит движение особого вида капитала - ссудного капитала. Кредитные отношения - это обособленная часть экономических отношений, связанная с предоставлением стоимости (средств) в ссуду и возвратом ее вместе с определенным процентом.

В современном хозяйстве значительно расширяются границы кредитных отношений. Кредит обслуживает все большую долю товарных потоков, заменяя традиционные товарно-денежные отношения обмена. Кредит необходим как важное средство обеспечения финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Кредитные отношения объединяют в себе две подсистемы:

1) кредитно-денежные отношения;

2) кредитно-товарные отношения.

В ссуду может предоставляться стоимость, как в денежной, так и в товарной форме.

Роль и место кредитных отношений в национальной экономике зависит от состояния самой экономики. Современный кредит и кредитные отношения носят переходный характер, они отражают кризисное состояние отечественной экономической системы.

Следует различать денежные отношения, финансовые отношения и кредитные отношения. Денежные отношения являются наиболее широким образованием; они связаны, прежде всего, с измерением стоимости (цены) различных товаров и услуг, а также с осуществлением оплаты за товары и несут движение всей системы экономических отношений, оборот всех видов капитала, процесс воспроизводства национального продукта.

Финансовые отношения - это часть денежных отношений, которая связана с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей государства, предприятий (фирм) и граждан (домохозяйств). В процессе воспроизводства финансовые отношения выражают, прежде всего, отношения распределения.

Характер и содержание финансовых отношений в основных чертах всегда определяется характером денежных отношений

Кредитные отношения имеют поворотный характер.

Распределительные процессы в экономике происходят не только через финансы, но и путем использования кредита. Кредитные отношения, связанные с воспроизводством ссудного капитала.

Взаимосвязь и взаимозависимость между денежными, финансовыми и кредитными отношениями чрезвычайно сложны и противоречивы. В экономике бывшего СССР, по сути, не было четкого разграничения процессов финансирования и кредитования. В условиях, когда объем кредитных ресурсов определялся объемами кредитных вложений, необходимых народному хозяйству (это устанавливалась в централизованном государственном плане), не было контроля за соблюдением ликвидности баланса банков, периодически производилось списание задолженности предприятий (особенно колхозов) по займам, кредит превращался в разновидность государственных финансов. Лишь в рыночной экономике кредитные ресурсы становятся полноценным объектом купли-продажи.

Кредитные отношения возникают и действуют между двумя субъектами: кредитором, который предоставляет ссуду и заемщиком, который получает заем. Движущим мотивом предоставления ссуды во временное пользование является получение дохода в форме ссудного процента. Целью кредитора является получение прибыли (процента); целью заемщика - удовлетворения временной потребности в дополнительных денежных ресурсах. Со стороны кредитора заем является актом коммерческого продаже на определенный срок денежных средств.

В группу кредиторов относят, прежде всего, кредитные учреждения, среди которых главное место занимают банки.

Античная Греция и Рим, древний Египет, средневековая Европа – желания и потребности были у людей всегда. Но не всегда можно было осуществить сразу все мечты за свой счет. К счастью, находились люди, которые давали в долг своим согражданам, а по возвращении денег взимали немного большую сумму, чем давали изначально. Так появились первые кредиторы. Занятие это было не слишком почетным, но обеспечивало стабильный доход, да и закон почти всегда был на стороне заимодавца.

В древнем Египте уже в 3 веке до н. э. существовала отдельная форма договора займа. Должник, который не вернул кредит вовремя, вполне мог стать рабом кредитора, если сумма долга была слишком велика. В древнем Вавилоне можно было отдавать детей в залог за долги – это отражено в законах царя Хаммурапи, который славился своей мудростью и справедливостью. А в Древней Индии ростовщичество было морально узаконено дхармой – специальными духовными нормами, на которые индийцы ориентировались в обычной жизни. Допускалось и получение долга силой или хитростью. Последний способ был актуален для кредиторов, принадлежавших к более низкой касте, чем заемщик – они не имели права воздействовать на должника силой.

Если в средние века масштабы кредитования были довольно скромными, то в эпоху Возрождения, а затем и Просвещения они значительно выросли. Удовольствия и развлечения осуждались уже не так, как раньше, а к 18 веку и вовсе стали культом, особенно в высшем свете. В 16-17 столетиях в Европе появились первые коммерческие банки, однако обращались туда в основном промышленники и торговцы. Простые граждане предпочитали пойти к ростовщику или в ломбард. Именно тогда образ ростовщика стал мрачным и зловещим. Считалось, что честные граждане идут занимать денег под залог только в случае крайней нужды. Однако аристократы считали это «предрассудками простого народа» и активно пользовались вексельными кредитами.

Что обычно служило залогом в таких случаях? Чаще всего это были драгоценности (при небольшой сумме) либо имение (при значительном займе). Различия между кредитами «на покупку поместья» и «на покупку экипажа» никто не делал – все решала общая сумма займа. Породистых рысаков в залог брали редко – ненадежное «имущество» могло в любой момент «откинуть копыта», поэтому ростовщики предпочитали не рисковать. В каких-то ситуациях кредитор мог согласиться на обеспечение в виде старинной мебели или антикварных предметов искусства.

Большой популярностью у дворян пользовались кредиты «на неотложные нужды» - то бишь на покупку нового экипажа, драгоценностей для дамы сердца, да просто на азартную игру. Некоторые и вовсе не могли остановиться, особенно если привыкли жить на широкую ногу или, скажем, были горячими поклонниками карточной игры. Нередко поместья и усадьбы горе- заемщика бывали перезаложены несколько раз, при этом в них жила многочисленная семья должника. После разорения жены и дети дворян оказывались в буквальном смысле слова на улице. Законы европейских стран за редким исключением разрешали продать имущество и дом должника, даже если в нем жили маленькие дети. Таким образом, закон оказывался на стороне кредитора.

Если простые люди часто не могли вернуть долг, то аристократы иногда просто не хотели его платить. Шить у портнихи все новые платья, заказывать у ювелира роскошные украшения и не платить за это ни гроша для многих аристократок было нормальной практикой. Но самыми плохими заемщиками в этом отношении были короли – они могли запросто разорить своего кредитора, не вернув ему долг. Основанием для этого служило королевское слово, которое, как известно, представляло собой закон.

В России государственные кредитные учреждения появились только в середине XVIII века – до этого граждане всех сословий обращались за ссудами к ростовщикам. Процент по таким кредитам был довольно высок – от 30 и больше. Отношения «кредитор - должник» строились примерно так же, как и в Европе: крепостные порой закладывали последние рубахи, а дворяне – свои поместья. Однако в середине XVIII века ростовщичество было запрещено законом. Именно тогда появились первые банки. Там можно было взять ссуду на покупку жилья под 6-8% годовых, процентная ставка опять же устанавливалась государством. Залогом для банка могло служить не только недвижимое имущество, но и… крепостные – это не возбранялось законом.

Частные банкирские дома появились в конце XVIII века и выдавали в основном микрокредиты. поскольку большими капиталами не располагали. Помимо выдачи кредитов, они также могли заниматься торговлей, производить товары, а отдельных законов для них практически не было. Шли туда за займом в основном купцы, мелкие промышленники, нередко по рекомендации.

В конце XIX века в России открылись Крестьянский поземельный банк и Дворянский банк. Последний выдавал кредиты только дворянам и только на покупку жилья, Крестьянский, соответственно – крестьянам. Ссуду на покупку земли или имения можно было получить под 5% годовых. Сроки выплаты существенно отличались друг от друга – от вполне разумных 20-25 лет до астрономических 60-65. Фактически это была ипотечная система, в некоторых отношениях более удобная и совершенная, чем сейчас. К сожалению, хорошие (как и плохие) качества системы исчезли вместе с ней после 1917 года.

Сущность кредита как экономической категории проявляется в его функциях, раскрытие которых позволяет установить связь данной категории с системой экономических отношений. Потеря кредитом своих функций фактически означать исчезновение самой этой экономической категории.

В развитом рыночном хозяйстве кредит выполняет следующие основные функции:

1) распределительную

2) замещения денег в обращении

3) стимулирующую

4) контрольную.

Эти функции кредита тесно связаны между собой, определяя в своей совокупности определенную экономическую роль кредитных отношений.

Экономическая роль кредита заключается в перераспределении стоимости на основе платности, срочности, обеспечения и возврата.

Особенностью кредитного перераспределения является его временный характер. Перераспределение стоимости осуществляется здесь в пределах разрыва времени между введением товаров (денег) в ссуду и обратным их поступлением в кредитора. За счет временно свободных денежных средств одних хозяйственных субъектов удовлетворяются временные потребности в средствах других субъектов.

Функции кредита развиваются в связи с расширением масштабов рыночной экономики и ужесточением кредитной природы денег.

Перераспределительная функция кредита вытекает из самой сущности и роли кредитных отношений. Вследствие кредитного перераспределения ускоряется привлечение новых денежных средств в сферу хозяйствования. При реализации этой функции кредита перераспределяются как денежные средства, так и товарные ресурсы.

Скорость и интенсивность перераспределения стоимости посредством кредита во многом определяются его доступностью и, прежде всего, уровнем ссудного процента. В целом, масштабы расширения кредита и соответственно процессов кредитного перераспределения ограничены угрозой усиления инфляционных процессов.

Функция замещения денег кредитными инструментами связана со свойством кредита, т.е. его способностью опережать во времени процесс накопления в товарной и денежной формах. Кредитные ресурсы формируются до наступления срока их фактического использования в процессе воспроизводства. По сути, кредит создает деньги для безналичного денежного обращения. Средства кредита - переводные векселя, чеки, кредитные карты и т.д. - начинают заменять реальные деньги в сфере обращения.

Кредит содействует экономии издержек обращения путем замещения части денежного оборота кредитными средствами обращения. Изменяя объемы кредитных операций, банки (банковская система) могут влиять на динамику общей массы денег в обращении. При этом используются два возможных метода:

· кредитная экспансия (расширение кредита)

· кредитная рестрикция (сужения кредита).

Важное значение в условиях рыночной экономики имеет стимулированная функция кредита. По своей экономической сущности процесс кредитования не может не стимулировать эффективное использование займа со стороны заемщика. Сам смысл кредитования, которая выражается в формуле: "Покупай сейчас (товар, деньги), платы потом" побуждает к эффективному использованию полученной ссуды, чтобы на заработанные средства не просто вернуть кредит, но и получить прибыль.

Заемщики используют кредит настолько полно, насколько это им действительно необходимо для реализации собственных экономических интересов.

Контрольная функция кредита заключается в том, что в процессе кредитования осуществляется взаимный контроль (как кредитора, так и заемщика) за использованием и возвратом займа. В экономической литературе контрольная функция кредита часто рассматривается лишь как контрольная деятельность кредитора (банка).

В России кредиты делятся по видам:

Государственный кредит - именно государство через центральный банк или казначейскую систему производит кредитование необходимых направлений. В мировой практике государственный кредит используется не только в качестве привлечения финансовых ресурсов, но и как эффективный инструмент централизованного кредитного регулирования.

Ипотечный кредит (ипотека) - кредит, выдаваемый для покупки недвижимости под залог недвижимости в качестве обеспечения возврата кредита. Обычно это долгосрочный заем, выдаваемый на длительный срок. Ипотечный кредит может быть получен как под обеспечение недвижимостью, уже имеющейся в собственности, так и под обеспечение приобретаемой недвижимости - как готовой, так и строящейся. Обеспечением по кредиту может выступать квартира, дом либо земельный участок. Ипотечный кредит может быть также использован на другие цели - например, на ремонт квартиры.

Межбанковский кредит - форма взаимного кредитования финансовыми учреждениями друг друга, зачастую упрощена.

Международный кредит - наиболее поздняя форма, функционирует на международном уровне. Участниками подобных отношений могут быть как отдельные юридические лица, так и правительства соответствующих государств, а также международные финансово-кредитные институты (Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк и др.). Международный кредит, с одной стороны, стимулирует развитие производительных сил, расширение процесса производства, внешнеэкономическую деятельность, с другой - обостряет противоречия на рынке, форсируя перепроизводство товаров, усиливая диспропорции общественного воспроизводства и конкурентной борьбы за рынки сбыта, сферы приложения капитала и источники сырья.

Налоговый кредит - отсрочка налогового платежа, представляемую налоговыми или иными уполномоченными органами. Налоговый кредит предоставляется на основе договора налогового органа с предприятием и согласовывается с финансовым органом. Налоговый кредит носит временный характер. По истечении установленного срока налоги должны быть уплачены с причитающимися процентами.

Потребительский кредит или целевое кредитование физических лиц в товарной или денежной формах. Кредитором выступают предприниматели при розничной продаже товаров в рассрочку, как правило, товаров длительного пользования (мебели, легковых и грузовых машин, холодильников и т.п.) и кредитные организации, предоставляющие денежные ссуды населению.

Под ролью кредита как экономической категории обычно понимают результат функционирования кредитных отношений. Она характеризует конкретное проявление функций кредита в данных социально-экономических условиях.

Необходимо отметить, что роль кредита имеет объективную природу, поскольку определяется его сущностью. В то же время конкретная экономическая среда (включая субъективно-психологическую мотивацию принятия экономических решений) оказывает значительное воздействие на степень и характер реализации объективной роли кредита, результаты его использования в воспроизводственном процессе и социальной сфере. Большое значение, например, имеют практические действия экономических институтов по организации и развитию кредитных отношений.

Так, в условиях планово-административного управления экономикой кредит, по своим объективным свойствам являющийся фактором интенсификации производства, зачастую использовался в качестве рычага экстенсивного развития экономики. Это проявлялось, в частности, в автоматическом характере кредитования, в ходе которого кредиты предоставлялись без увязки с имеющимися кредитными ресурсами, использовались для покрытия непроизводительных затрат, кредитования сверхплановых запасов или выдавались без достаточного обеспечения товарно-материальными ценностями. Кредитное перераспределение нередко играло антистимулирующую роль, так как производилось без учета кредитоспособности хозяйствующих субъектов и использовалось для покрытия убытков неэффективно работающих производств за счет хорошо работающих предприятий. Не всегда соблюдался принцип возвратности кредита. Такая практика кредитования, не учитывавшая в должной мере или даже противоречившая сущностным свойствам кредита, препятствовала реализации его роли в развитии и повышении эффективности экономики.

Между тем роль кредита в экономике весьма значительна и многогранна и проявляется как на макроуровне, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

Роль кредита в содействии непрерывности воспроизводственного процесса, ускорении оборота капитала. Такое содействие составляет основную цель кредитного перераспределения временно свободных денежных ресурсов тем предприятиям, которые испытывают временную нехватку средств. При этом в результате перераспределения на основе кредита происходит ускорение оборота средств в общественном хозяйстве.

Как было показано ранее, кредит объективно выступает необходимым источником формирования основных и оборотных средств хозяйствующих субъектов, то есть использование кредита наряду с собственными средствами является нормальным моментом в деятельности предприятий. Благодаря кредитным отношениям нет необходимости накапливать собственные средства в объемах, покрывающих все колебания величины основного и оборотного капиталов во время их кругооборота; происходит более быстрое вовлечение ресурсов в хозяйственный оборот за счет экономии времени при закупке сырья, материалов и т.п. Таким образом, способствуя непрерывности воспроизводственного процесса, кредит вместе с тем служит фактором его ускорения.

Кредит является категорией обмена, и поэтому, разумеется, не может выступать в качестве материального фактора производства, непосредственно влиять на сам воспроизводственный процесс. Его использование не приводит к прямому сокращению времени производства товаров - последнее зависит от внеэкономических факторов, в частности, от технологии производства. На длительность производственного цикла кредит может оказывать влияние лишь в тех случаях, когда полученные в ссуду средства используются для технического перевооружения производства, внедрения новых технологий и т.п.

Но все же воздействие кредита на ускорение процесса воспроизводства реализуется главным образом путем сокращения времени, затрачиваемого на смену функциональных форм продукта, что в конечном счете увеличивает скорость оборота средств. Это достигается:

За счет вовлечения в оборот временно свободных ресурсов, особенно за счет предоставления денежных кредитов покупателям и коммерческого кредита, которые прямо способствуют ускорению реализации товаров;

В силу стимулирующих свойств кредита. В качестве фактора ускорения воспроизводственного процесса кредит выступает потому, что необходимость возврата взятых в ссуду средств вынуждает заемщика принимать меры по повышению эффективности производства и, следовательно, ускорению воспроизводственного процесса. Кроме того, удорожание кредита по мере увеличения сроков кредитования заставляет заемщиков оптимизировать сроки привлечения заемных ресурсов, что также способствует ускорению оборота средств.

Степень воздействия кредита на скорость оборота средств заметно выше в сфере обращения, где вовлечение в оборот кредитных ресурсов позволяет ускорить платежи и тем самым прямо влияет на сокращение времени оборота.

В рыночной экономике кредит участвует в регулировании, поддержании и оптимизации пропорций общественного воспроизводства. Кредитная форма перераспределения валового национального продукта и национального дохода является завершающей, она охватывает, наряду с финансовой, перераспределение между производственной и непроизводственной сферами, между отраслями производства и регионами. Соответственно кредит в определенной мере влияет на важнейшие пропорции общественного хозяйства: соотношение между фондами возмещения, накопления и потребления; соотношение темпов роста первого и второго подразделений и т.д. Содействуя выравниванию нормы прибыли в различных отраслях, кредит влияет на отраслевую структуру общественного хозяйства, так как временно свободные ресурсы перераспределяются в отрасли, где обеспечивается получение большей прибыли.

Кредит прямо влияет на товарно-денежную сбалансированность экономики. Причем кредитные отношения воздействуют как на предложение товаров, так и на совокупный платежеспособный спрос.

Влияние кредита на предложение товаров заключается в том, что использование кредитных ресурсов в общественном хозяйстве с соблюдением всех принципов кредитования ведет к увеличению производства товаров. Весьма важно, что в конкурентных условиях и при коммерческой направленности деятельности банков ссуды выдаются предприятиям, у которых производство организовано более эффективно и чьи товары пользуются спросом. Тем самым кредит стимулирует расширение производства товаров, в которых нуждается общество, то есть способствует расширению емкости рынка с позиций предложения.

Влияние кредитных отношений на совокупный платежеспособный спрос проявляется в том, что кредит используется в качестве одного из основных инструментов регулирования совокупного денежного оборота, а посредством последнего - внутрихозяйственного оборота каждого субъекта экономической деятельности и оборота денежных доходов населения.

В условиях инфляции происходит ускорение оборота кредита за счет перераспределения кредитных ресурсов в сферу обращения, что в свою очередь способствует росту избыточной денежной массы. Ухудшается структура кредитных вложений за счет резкого снижения удельного веса долгосрочных кредитов. Это оказывает негативное пролонгированное воздействие на воспроизводственную структуру.

Следует отметить, что реализация регулирующей роли кредита зависит от развития форм кредитных отношений.

С развитием фондового рынка создаются условия для все более полной реализации регулирующей роли государственного кредита. Совершая операции с государственными ценными бумагами, центральный банк в развитом рыночном хозяйстве оказывает воздействие на ресурсные возможности коммерческих банков, регулируя тем самым объем кредитных вложений и совокупную денежную массу в обращении. Следует отметить, что, воздействуя на уровень денежного предложения, государство оказывает при этом определенное влияние и на конъюнктуру финансовых рынков.

Таким образом, регулирующая роль кредита велика и многообразна. Децентрализация экономики и переход к рыночным отношениям значительно повышает роль кредита в этом качестве: он начинает выступать одним из важнейших инструментов регулирования совокупного денежного оборота. Наряду с этим кредит является особой формой регулирования кругооборота и оборота фондов хозяйствующих субъектов. Его воздействие реализуется через порядок кредитования, то есть условия предоставления и погашения ссуд. Поэтому экономические институты, организующие кредитные отношения, в силу субъективности своей деятельности могут оказывать как положительное, так и отрицательное регулирующее воздействие.

Кредит создает благоприятные условия для развития международных экономических связей, позволяет осуществлять импорт товаров при пассивном торговом балансе, способствует увеличению экспорта национальных товаров. Он широко используется при проведении международных расчетных операций и для развития национальной экономики: при нехватке кредитных ресурсов на внутреннем рынке привлекаются иностранные инвестиции.

Реализация роли кредитных отношений на уровне хозяйствующих субъектов в настоящее время заключается в том, что кредит:

Стимулирует повышение эффективности производства на предприятиях;

Выступает источником формирования основных и оборотных средств хозяйствующих субъектов;

Является источником роста собственных средств предприятий.

Кредит выступает важнейшим источником формирования основных и оборотных средств хозяйственных единиц. В современных условиях предприятия функционируют на принципах коммерческого расчета и самофинансирования. Это означает, что расширение воспроизводства в принципе должно осуществляться в основном за счет внутренних источников предприятий - прибыли и амортизационных отчислений.

На уровень использования кредита в общественном хозяйстве оказывает влияние множество факторов, как общеэкономических, так и относящихся к кредитной сфере. К ним относятся объем и структура кредитных ресурсов, уровень развития производства, потребности в обеспечении денежного оборота платежными средствами, финансовое состояние хозяйствующих субъектов, соотношение используемых форм кредита, социально-экономическая и денежно-кредитная политика государства, структура кредитной системы, действующий кредитный механизм, система ценообразования, уровень цен и множество других факторов. Все они в той или иной степени (и в каждый период времени по-разному) влияют на спрос, на кредит, а также на возможности его предоставления.

Совокупное воздействие этих факторов может вызывать нарушение границ кредита, то есть отклонение их фактических параметров от экономически целесообразных, соответствующих обоснованной потребности экономики в кредите.

Перекредитование, равно как и недостаток кредитных вложений, оказывает негативное воздействие на процесс общественного воспроизводства. Последствия проявляются как на макроэкономическом уровне, так и на уровне экономических агентов, ухудшая условия их деятельности и финансовое состояние.

Недостаток кредитных вложений вызывает снижение платежеспособного спроса, замедление темпов развития воспроизводства. Избыточное предоставление кредита приводит к росту денежной массы, нарушению товарно-денежной сбалансированности экономики и возрастанию неустойчивости денежного обращения. Уменьшается стимулирующая роль кредита в интенсификации и повышении эффективности производства.

Следует отметить, что чрезмерное кредитование экономики за счет эмиссионных ресурсов может обеспечить ускорение темпов экономического роста в краткосрочной перспективе. Однако мировой опыт показывает, что это ускорение обеспечивается за счет усиления инфляции: поддержание достигнутых темпов роста требует все больших и больших объемов кредитования. Высокая инфляция приводит к обесценению денежных доходов домашних хозяйств и соответственно к снижению совокупного внутреннего спроса. Когда негативные последствия инфляции начинают серьезно влиять на воспроизводство, обычно прибегают к ужесточению кредитной политики. В результате темпы развития экономики резко падают.

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

Государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер. Пример отклонения от добровольного характера - обязательная подписка на государственные облигации в годы после Великой Отечественной войны в СССР, предназначенные для сбора средств на восстановление народного хозяйства после войны.

Государственный кредит используется государством для решения различных задач:

Поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;

Регулирование макро- и микроэкономических процессов;

Воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.

Структура государственного кредита образуется из различных взаимосвязанных компонентов и видов.

В зависимости от статуса заемщика различают, такие виды государственных кредитов, как централизованный и децентрализованных государственный кредит. В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), во втором - местными органами власти. Местные займы являются важной составной финансов регионального самоуправления. Они позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства для нужд развития конкретных регионов. Децентрализованных государственный кредит и местные займы в перспективе могут стать важным финансовым инструментом развития народного хозяйства.

Эмитент облигаций местных займов обязан объявить всю необходимую информацию о своем экономическом и финансовом состоянии. На основе этой информации потенциальные инвесторы будут принимать решение в отношении риска приобретения этих облигаций.

Облигация местного займа содержит следующие реквизиты: наименование ценной бумаги, наименование эмитента, место нахождения эмитента, номинальная стоимость облигации, срок погашения, размер процентов, дата и номер свидетельства о регистрации выпуска облигаций, серия и номер облигации, подпись председателя Совета. Право собственности на облигации заверяется сертификатом. Как правило, выпуск местных облигаций считается таким, который состоялся, если в период размещения было реализовано не менее 50% от их численности, предусмотренной к выпуску.

Если главной доходной частью бюджета соответствующего региона являются отчисления, дотации, субвенции, полученные из бюджетов высшего уровня, то объем выпуска облигаций местных займов должна согласовываться с центральным финансовым органом - Министерством финансов. Могут вводиться и другие ограничения: лимитирование предельной суммы займа с точки зрения консолидированного бюджета, сужение масштабов использования сугубо бюджетными процедурами и т.д.

Эффективность использования местных займов во многом определяется субъективным фактором - уровнем квалификации специалистов, которые на местах организуют размещение облигаций.

В зависимости от места размещения различают такие виды государственных кредитов, как внутренние государственные займы (размещаются в данном государстве в национальной валюте) и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте). Однако в процессе размещения внутренних государственных займов могут принимать активное участие и нерезиденты. Либерализация порядка инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг расширяет его финансовые возможности.

Государство может брать займы в международных кредитных учреждениях и банках других стран.

Понятно, что необходимыми предпосылками выгодного размещения внешних государственных займов на международных фондовых биржах является авторитет страны в мире, внутренняя общественно-политическая стабильность, финансовое благополучие и достаточный уровень кредитоспособности. Небольшие по объему внешние государственные займы являются неэффективными, поскольку им трудно найти на биржах "широкого" покупателя, а затраты на эмиссию этих ценных бумаг является, как правило, довольно высокими.

В зависимости от сроков погашения государством своих долговых обязательств выделяют: краткосрочные займы (текущие, как правило, до 1 года), среднесрочные ссуды (как правило, от 1 до 5 лет) и долгосрочные займы (как правило, свыше 5 лет). Очевидно, что конкретный срок погашения государственных займов, по которым выделяются различные виды государственного кредита, является относительным.

Слишком большие сроки погашения государственных займов считаются нецелесообразными, ведь в этом случае обтяжуються будущие поколения граждан данной страны. Особенно наглядно это проявляется при внешних займах. Имеет ли моральное право нынешнее поколение перекладывать на своих детей и внуков уплате своих расходов? Долгосрочные займы отягощают государственный бюджет на много лет вперед, препятствующих его нормальному функционированию (возрастает общая сумма, подлежащая выплате кредиторам за все время займа). Однако действует и другая закономерность: чем "короткие" облигации государственных займов, тем сложнее наладить управление и регулирование их оборотом.

По видам доходности государственные займы делятся на:

Процентные ссуды: владельцы государственных ценных бумаг получают доход из расчета определенных, как правило, фиксированных, процентов годовых;

Беспроцентные (дисконтные) займа: государственные ценные бумаги реализуются по цене ниже их номинальной стоимости; разница между ценой приобретения и номинальной стоимости облигации, которая возмещается владельцу при погашении, составляет доход по ценным бумагам; в беспроцентные (дисконтные) облигации внутреннего государственного займы выпускаются, начиная с 1996 г.

Выигрышные займы: государственные ценные бумаги реализуются без установления фиксированных процентов; собственники получают доход при условии включения данного номера облигации в выигрышный тираж погашения.

В бывшем СССР был организован выпуск на 20 лет 3%-й внутренней выигрышной ссуды 1966 Облигации этого займа свободно продавались и покупались сберегательными кассами за наличные. Облигации 3%-й займы приносили их владельцам доход, который выплачиваются в форме выигрышей. Тиражи выигрышей по этим облигациям проводились ежемесячно.

Специфическое место в системе государственного финансирования и кредитования занимают государственные лотереи - розыгрыш государством денежных сумм или вещей посредством платных билетов. Лотерея выступает как форма привлечения в соответствующий бюджет средств населения через продажу нумерованный лотерейных билетов, когда лишь часть собранных средств разыгрывается в виде выигрышей. Государство получает при этом доход, который равен разнице между средствами, которые поступают в результате выпуска и реализации лотерейных билетов, и средствами, которые использованы на выплату выигрышей (учитывается и финансирование расходов организаций, которые проводят лотереи).

История и практика проведения государственных лотерей выявила самые разнообразные их разновидности: числовые, простые, классные, спортивные, вещественные, денежные, т.д.

Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета. Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования.

Механизмы функционирования государственного кредита на практике реализуются посредством размещения государственных займов, которые приводят к появлению государственного долга. В финансово-кредитном словаре государственный долг определен как сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты). Таким образом, классификация государственных займов представляет собой классификацию всех элементов государственного долга. Однако согласно приведенному определению классификация была бы неполной, поскольку специфика российской экономики обусловила широкое распространение неисполнения государством своих финансовых обязательств перед субъектами хозяйствования. Следовательно, для разработки полной классификации государственных займов нужно под расширенным понятием государственный долг подразумевать сумму всех неоплаченных финансовых обязательств государства с учетом процентов, начисленных на них, к определенному моменту времени и классифицировать его составляющие.

Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного долга Российской Федерации.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

1)кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

2)государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

3)договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

4)договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

5)соглашений и договоров, в том числе международных, заключенный от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение государственного и займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

1)основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;

2)объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;

3)объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

4)объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

1)объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

2)объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору государственного займа заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, а заимодавцам - граждане или юридические лица. Государственные займы являются добровольными и изменение условий, выпущенного в обращение займа не допускается.

Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, свидетельствует о кризисе финансов страны.

В соответствии с Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Таким образом, следует различать государственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных Правительством, государственных займов или других долговых обязательств, гарантированных Правительством.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не отвечает по обязательствам национально- территориальных образований РФ, если они не были гарантированны Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально- государственных и административно- территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются на местах.

Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Кредитная деятельность РФ на мировой арене регулируется Федеральным законом «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям», принятым Государственной Думой 7 декабря 1994 г. и одобренным Советом Федерации 17 декабря 1994г.

До недавнего времени основным источником покрытия внешней задолженности считались новые международные займы. Теперь такой возможности у нас нет и не будет в ближайшем будущем.

Резервы платежеспособности России включают в себя: положительное сальдо текущего платежного баланса, иностранные инвестиции и долги иностранных государств нашей стране. Платежеспособность России, во всяком случае, на среднесрочную перспективу, может обеспечиваться только за счет федерального бюджета, который будет оставаться единственным доступным источником средств для погашения и обслуживания внешнего долга.

Но если негативные тенденции в динамике выручки от экспорта сохранятся, а валютные обязательства частного сектора по-прежнему будут нарастать, то и его использование будет сопряжено с существенными трудностями из-за острого дефицита валюты. Что же касается зарубежных займов и кредитов, то они могут возобновиться только после того, как будут доказаны твердые намерения и подтверждена реальная возможность России рассчитываться по своим обязательствам. Мы рискуем попасть в потовую ситуацию, когда долги невозможно отдать без новых займов, а новые займы невозможно получить без того, чтобы не начать отдавать долги.

В середине 90-х гг. усилилась активность Российской Федерации как кредитора на внутреннем рынке. Если ранее предпочтение отдавалось бюджетному финансированию, то в 1994-1996 гг. кредитным отношениям, которые рассматриваются как более эффективные и позволяющие сэкономить достаточный объем бюджетных ресурсов. Напротив, деятельность РФ как кредитора на международной арене в основном ограничивается странами, ранее входившими в состав СССР.

Внутренние ссуды.

В качестве заемщиков средств федерального бюджета выступают российские предприятия и организации - юридические лица и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Предоставление ссуд юридическим лицам в период осуществления ими структурной перестройки осуществлялось в соответствии с Указом Президента РФ «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета» от 8 июля 1994г. № 1484.

Ссуды выдавались на срок, не выходящей за пределы текущего по государственному долгу. Ссуды имели целевой характер и предоставлялись целевым кредитам, на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов, в том числе и за рубежом.

В соответствии с «Порядком контроля за целевым использованием средств краткосрочной финансовой поддержки», утверждение Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995г. №714, контроль за соблюдением договора о предоставлении бюджетной ссуды возлагается на Министерство финансов РФ через его органы - казначейство и контрольно-ревизионное управление и их аппарат на местах.

Контролирующие структуры особое внимание должны обращать на целевой характер использования средств запрещается помещение средств на депозитные счета в качестве кредитных ресурсов, их использование для покупки свободно конвертируемой валюты, их отвлечение на другие финансовые операции. В случае выявления факторов не целевого использования ссуды Министерство финансов РФ принимает меры по ее досрочному возврату и взысканию процентов за пользование ссуды.

Внешние ссуды.

Внешние ссуды - это кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают финансовые обязательства перед РФ как кредитором.

Ежегодно утверждается предельный размер государственных кредитов, предоставляемых РФ. На 1995г. предельный размер государственных кредитов, предоставляемых РФ иностранным государствам, установлен в сумме 600 млн. дол.

Кредиты государствам СНГ ограничиваются средствами, поступающими в виде процентных платежей и сумм в погашение основной задолженности по ранее предоставленным кредитам.

В настоящее время тяжелое финансовое положение не позволяет РФ выступать на мировом рынке в качестве активно кредитора.

Поручительство - традиционный, ведущий свое начало с римского права, способ обеспечения исполнения обязательств. Суть этого способа обеспечения исполнения обязательства остается неизменной: третье лицо (поручитель) берет на себя обязательство перед кредитором нести ответственность за должника в случае неисполнения последним его обязательства перед кредитором. На всех этапах развития гражданского права поручительство имело весьма широкое распространение, оно позволяло обеспечить обязательства любых должников, в том числе и не располагавших собственным имуществом, которое могло бы служить обеспечением долга. Поэтому указанный способ обеспечения исполнения обязательства в немалой степени способствовал развитию имущественного оборота.

Гарантия, предоставляемая правительством страны в целях привлечения иностранных кредитов и займов в национальную экономику.

Например, под гарантии Правительства Российской Федерации предоставляются займы международных финансовых организаций, таких как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и др. Банки-нерезиденты, являющиеся подведомственными учреждениями правительств иностранных государств, такие как Экспортно-импортный банк США, Банк международного сотрудничества Японии, обычно предоставляют кредиты для российских предприятий только под гарантии Правительства Российской Федерации.

Для заемщика государственная гарантия может предоставляться на возмездной и безвозмездной основе. Государственные гарантии выступают как инструмент бюджетной политики и должны соответствовать ее приоритетам. Политику предоставления государственных гарантий разрабатывает и реализует министерство финансов страны.

3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА.

Денежно-кредитная политика осуществляться в условиях сильного влияния внешнеэкономических факторов конъюнктурного характера, продолжения структурных реформ, которые оказывают влияние на инфляционные процессы и на распределение денежных потоков, а также активного применения Правительством Российской Федерации мер по ограничению инфляции.

На данном этапе решение этих задач требует применения режима управляемого плавающего валютного курса, который позволяет при учете фундаментальных факторов формирования валютного курса корректировать темпы его изменения в соответствии с целями экономической политики.

Опыт последних лет показывает, что достижение целевого ориентира по инфляции возможно только путем реализации комплекса согласованных мер в области денежно-кредитной, бюджетной, тарифной и структурной политики Правительства Российской Федерации.

Важнейшей задачей является развитие внутреннего финансового рынка. Без полноценного финансового рынка невозможно достижение полной конвертируемости рубля – снижается эффективность реализации денежно-кредитной политики и уменьшается действенность процентных ставок.

Стратегия денежно-кредитной политики, ориентированная на среднесрочную перспективу, расширит возможности маневра в случае непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера.

Особое внимание будет уделено мерам по совершенствованию регулирования действующих в стране частных платежных систем, которые обеспечивают внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений, а также клиринговые (неттинговые) расчеты, осуществляемые небанковскими кредитными организациями.

Будут также поддерживаться инициативы кредитных организаций по созданию клиринговых систем, которые смогут предоставлять платежные услуги с использованием платежных карт и тем самым способствовать их распределению в РФ.

Будет продолжена работа по совершенствованию тарифной политики в сфере предоставления платежной системой услуг пользователям.

Развитие экономики страны, рост запросов в финансовых и нефинансовых секторах экономики требуют наличия надежных, безопасных и эффективных механизмов проведения расчетов в сфере розничных платежей, внедрения современных платежных услуг.

Проблема обслуживания государственного долга - ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование госдолга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.

Рассмотрим основные проблемы, связанные с нынешним состоянием государственного внешнего долга.

1. Принципиально разные правовые и экономические подходы практикуются в отношении внешнего долга бывшего СССР, принятого на себя Российской Федерацией, и вновь возникающего долга Российской Федерации. Если правовой режим первого задан спецификой заключенных международных договоров, то использование особых экономических подходов и порядка отражения второго в бюджетной отчетности вряд ли оправданно.

2.Серьезная проблема, связанная с долгом бывшего СССР, обусловлена той ролью, которую исторически играл Внешэкономбанк в расчетах с иностранными кредиторами.

3.Операции правительства по размещению еврооблигаций, а также реализуемые Центральным банком РФ механизмы допуска нерезидентов на рынок внешних заимствований (ГКО-ОФЗ) еще не получили должной экономической и правовой оценки. Влияние данных кредитных потоков на платежный баланс России остается не изученным.

Важнейшим, но пока нереализованным резервом является сокращение оттока капитала из России. Отток капитала не чисто российское явление, он существует повсеместно и может вызываться разными причинами.

Для оттока капитала из России существуют все вышеперечисленные причины, главной из которых является все же политическая и социально-экономическая нестабильность. Что же касается форм вывоза капитала, то используются в основном "серые" и "черные схемы", такие как - занижение экспортных или завышение импортных цен, невозврат валютной выручки, авансовые платежи под фиктивные импортные контракты.

Задача ставится двоякая - во-первых, перекрыть отток капитала, а во-вторых, перенаправить уже вывезенные средства обратно в Россию. Это не только восстановит доверие инвесторов и кредиторов, но и увеличит внутренние накопления, остро необходимые российской экономике. Теоретически есть два основных пути решения этой задачи. Первый путь - усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства. Второй путь - осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат. Первый путь - это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала - занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.

Второй путь для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: сбалансированность бюджета; улучшение налоговой системы и налогового администрирования; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; заметные сдвиги в борьбе с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.

В последнем десятилетии Россия попала в замкнутый круг экономических противоречий: превышение расходов над доходами федерального бюджета формировало дефицит бюджета, который покрывается за счет государственных заимствований, в том числе внешних, что привело к увеличению расходов на их обслуживание.

Отметим те проблемы управления государственным внешним долгом, с которыми столкнулась Россия в период рыночных реформ.

Во-первых, это необходимость оценки параметров и реструктуризации долга. Следует иметь в виду, что реструктуризация как правило, не снимает долговой проблемы, а лишь переносит её на более поздний срок.

Следовательно, бремя погашения ложится на следующие поколения, общая сумма платежей ещё более увеличивается за счет доначисленных процентов.

Во-вторых, применение стандартных методов управления внешним долгом оказалось недостаточно. Так, операция выкупа долга осуществляется на основе переговоров с кредиторами, при согласии которых происходит "обратная покупка" долговых инструментов на открытом рынке. Однако кредиторы могут выдвинуть неприемлемые для должника лимиты выкупа задолженности, поскольку, согласно стандартным условиям предоставления займов, должник не имеет права на досрочный выкуп своих долгов.

1. Передать функцию оперативного управления государственным долгом от Минфина России в ведение самостоятельной государственной структуре, аналогичной "автономным агентствам" ряда европейских стран. В печати прошли сообщения, что готовятся документы по созданию на базе ВЭБ коммерческого банка и агентства по обслуживанию внешнего долга. После реализации этих проектов, у правительства, видимо, появится структура, которая сможет оперировать на рынке в качестве автономной единицы, что позволит решить проблему выкупа долга, не затрагивая двусторонний государственный уровень.

2. Совершенствовать систему обслуживания государственного долга путем ее коммерциализации. Для этого может использоваться упомянутое агентство по управлению долгом, зарплата сотрудников которого зависела бы от результатов их деятельности. Кроме того, какая-то часть государственного долгового портфеля может временно передаваться в контролируемое управление нескольким независимым менеджерам, что позволит министерству финансов сопоставлять методы и результаты их деятельности с операциями своих сотрудников.

3. Ввести единую систему централизованного учета дебиторской и кредиторской задолженности государства. Сказанное подразумевает, во-первых, активизацию деятельности по возврату кредитов, предоставленных ранее СССР развивающимся странам и Российской Федерацией странам СНГ. В 2001 г. Правительство РФ обеспечило возврат этой задолженности в объеме, составляющем лишь чуть больше 1,5% от общей суммы имевшейся задолженности.

Необходимо увеличить поступления по этим статьям. Кроме того, урегулирование долга СНГ России служит инструментом признания правопреемства России в отношении активов СССР.

4. Улучшить состояние источников обслуживания внешнего долга. В бюджетной сфере целесообразно установление ограничений на размер дефицита федерального бюджета Практика формирования профицитного бюджета демонстрирует твердое намерение правительства рассчитываться по долгам. Необходим поиск дополнительных источников дохода бюджета, в частности следует обратить внимание на доходы от приватизации, которые зачастую используются для снижения долга. Отметим, что при проведении приватизации существует возможность выпуска государственных конвертируемых облигаций. Они размещаются на международных финансовых рынках конвертируемых государственных облигаций, которые по желанию инвестора могут обмениваться на акции приватизируемого предприятия. Подобная привлекательная возможность позволяет государству разместить приуроченный к приватизации выпуск конвертируемых облигаций на относительно льготных условиях. Это предложение, по мнению автора, будет полезно при начале третьего этапа массовой приватизации.

Актуальны и другие возможности по увеличению внутренних источников. К примеру, возможен выпуск мобилизационного внутреннего валютного займа в объемах, необходимых для последовательного покрытия выплат по внешнему долгу (или их части). Таким образом, изменится природа долга путем перехода из внешней формы во внутреннюю, что обусловит распределение доходов в пользу российского населения, а не иностранцев. Но для этого необходима система твердых гарантий по займам.

5. Детально рассмотреть политику заимствования субъектов Федерации. Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и др. также являются заемщиками на международных рынках капитала, что подразумевает координацию всех заимствований субъектов РФ с федеральной программой государственных заимствовании.

6.Разработать альтернативные варианты политики управления внешними обязательствами для случаев резкого ухудшения ситуации на мировых товарно-сырьевых и финансовых рынках.

7. Совершенствовать российское законодательство в плане расширения и уточнения актов о государственных внешних заимствованиях, а также с целью формирования надежного национального рынка производных финансовых инструментов. В условиях продолжающегося оттока капитала из страны необходимо ужесточение норм валютного законодательства.

8.Организовать подготовку квалифицированных специалистов в области управления внешним долгом. Для этого необходимо введение соответствующих дисциплин в ВУЗах страны, а также создание специализированных НИИ.

На взгляд экономистов, реализация предложенных выше мер поможет смягчить проблему платежей по внешнему долгу, повысит эффективность управления государственным внешним долгом на ближайшую и отдаленную перспективу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства

дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо, мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ.

Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.

Главных задач системы управления внешним долгом, являются: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.

Применение комплексного взвешенного подхода, учет потери большей части кредитных активов России в третьем мире и последствия финансового кризиса в современной России могут создать предпосылки для взаимоприемлемого решения на долгосрочной основе крайне сложных и болезненных проблем внешней задолженности России. Если все заинтересованные стороны не будут предпринимать односторонних шагов и проявят готовность к разумным компромиссам, преодоление кризиса станет возможным с минимальными потерями, как для должников, так и для кредиторов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ //СЗ РФ от 3 августа 1998 г., N 31, ст. 3823

2. Указ Президента РФ «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета» N 1484 от 8 июля 1994 // СЗ РФ от 11 июля 1994 г., N 11, ст. 1196

3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.:ЮНИТИ, 2000

4. Борисов Е. Ф., Экономическая теория: курс лекций для студентов высших учебных заведений, Москва: Общество «Знание» России,1996

5. Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее. М.: Финансы и статистика, 1992.

6. Дадашев А.З. Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: ИНФРА-М, 1997

7. Дадашев В. Финансовая система России. М.: Инфра-М, 1997.

8. Кредиты. Инвестиции. - М.: “Приор”, 1995.

9. Теория финансов /Общ.ред Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, Минск: “Высшая школа”, 1997

10. Финансовое право /Отв. ред. Н.И. Химичева.- М.: Юристъ, 2000

11. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1993

12. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. -

М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997

13. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М.Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1999

14. http://o-kreditah1.ru/kredit/gosudarstvennyj-kredit/-vidy-gosudarstvennogo-kredita-.html

15. http://www.consultant.ru/popular/

16. http://lawrussia.ru/texts/legal_913/doc91a515x165.htm

17. http://www.gostrf.com/Basesdoc/1/1430/index.htm

18.http://www.politika.su/raznoe/vnesdolg.html

В рыночной экономике непреложным законом является то, что деньги должны находится в постоянном обороте. Временно свободные денежные средства должны поступать на рынок ссуд­ных капиталов, аккумулироваться в кредитно-финансовых учре­ждениях, а затем эффективно пускаться в дело, размещаться в тех отраслях экономики, где есть потребность в дополнительных капиталовложениях.

Деньги, как и любой другой товар, продаются и покупаются. Процесс купли-продажи денег получил специфическое назва­ние - кредит. Латинское слово «crednjum» имеет двоякое значе­ние. С одной стороны, оно означает «доверяю», «верю»; а с дру­гой, переводится как «долг» или «ссуда». Кредит - экономиче­ские отношения между различными партнерами, возникающие при передаче имущества или денег другому лицу на условиях срочности, возвратности, платности и обеспеченности.

Срочность, возвратность, платность, обеспеченность - ос­новные принципы кредитования. Принцип срочности заключа­ется в том, что кредит должен быть возвращен в строго опреде­ленные сроки. Соблюдение этого принципа - важное условие функционирования банков и самой кредитной системы. Воз­вратность означает, что кредит должен быть возвращен. Прин­цип платности означает, что за взятые в кредит деньги, надо платить процент. Платность заставляет заемщика эффективное использовать заемные средства. Принцип обеспеченности ссуд означает то, что кредит должен быть обеспечен имуществом. обязательствами третьих лиц. Кредитование предприятий, орга­низаций и населения осуществляется при строгом соблюдении этих основных принципов». К принципами кредитования отно­сится также принцип дифференцированности при кредитных отношениях. Дифференцированный подход к кредитованию озна­чает, что банки (кредитные учреждения) не одинаково подходят к разным клиентам и решению вопроса о кредитовании. Прежде чем предоставить кредиту тщательно изучается финансовое со­стояние заемщика, с тем чтобы убедиться в его способности вер­нуть кредит в установленные сроки.

Роль кредита и кредитных отношений лучше всего выражают функции кредита: перераспределительная, эмиссионная, кон­трольная, регулирующая. Перераспределительная функция заклю­чается в том, что ссудный капитал перераспределяет денежные средства от фирм и населения, у которых они временно свобод­ны, к субъектам хозяйствования, которые испытывают потреб­ность в дополнительных деньгах. Средства, предоставленные в ссуду, работают и приносят их владельцам доход в виде процента. Заемщик использует заем для получения прибыли, часть которой направляется на обслуживание долга. В развитых странах доля кредитных ресурсов в источниках финансирования деятельности предприятий составляет 30-50 %. Перераспределительная функ­ция обеспечивает возможность мобилизации капиталов для реа­лизации крупных проектов, недоступных для ограниченных ре­сурсов отдельных фирм. Эмиссионная функция кредита выражает­ся в том, что банки, предоставляя кредит предприятиям, создают так называемые кредитные деньги. Банки выступают в данном случае в роли посредников. Происходит увеличение денежного предложения за счет увеличения безналичных денег. Способ­ность банков увеличивать денежное предложение при предостав­лении кредитов учитывается при проведении государством де­нежно-кредитной политики. Содержание контрольной функции заключается в контроле банков, выдавших кредит, за экономиче­ской деятельностью заемщиков. Прежде чем предоставить кре­дит, банк внимательно изучает кредитоспособность неплатеже­способность заемщика, знакомится с результатами аудиторских проверок. Предоставив ссуду, банк своими методами контроли­рует финансовое состояние заемщика, стремясь обеспечить свое­временный возврат ссуды и процентов по ней. Кредит служит инструментом регулирования экономики. Государство участвует в процессе движения ссудного капитала, регулируя доступ заемщиков на рынок ссудного капитала, облегчая или затрудняя по­лучение ссуд. Кредитное регулирование экономики - совокупность мероприятий, осуществляемых государством для изменения объ­ема и динамики кредита в целях воздействия на хозяйственные процессы.

В процессе исторического развития кредит приобрел много­образные формы. В современных условиях основными формами кредита являются: коммерческий, банковский, потребительский, ипотечный, государственный и международный. Коммерческий кредит предоставляется предприятиями, объединениями и дру­гими хозяйственными субъектами друг другу в виде продажи то­варов с отсрочкой платежа. Коммерческий кредит обычно бывает краткосрочным - предоставляется на срок не более года. Инст­рументом коммерческого кредита служит вексель - разновид­ность долговых обязательств. Предприятие-поставщик предос­тавляет отсрочку платежа за свой товар, а предприятие-покупа­тель передает свой вексель как долговое свидетельство и обязательство платежа с процентом. Предприятие-поставщик может использовать этот вексель для платежей. Коммерческий кредит взаимосвязан с банковским кредитом. При коммерческом кредите может осуществляться учет векселей и предоставление ссуд под залог векселей. При учете векселей банк уплачивает дер­жателю векселя сумму, указанную на векселе, за минусом про­центов по действующей учетной ставке. В случае предоставления кредита под залог векселей ссуда предоставляется под товар­но-материальные ценности, обеспеченные векселем. Коммерче­ский кредит способствует перераспределению капитала, расши­ряет и облегчает реализацию товаров, ускоряет оборачиваемость капитала. К недостаткам коммерческого кредита относится его ограниченность по форме, времени, объему и субъектам.

Банковский кредит - кредит, предоставляемый в денежной форме кредитно-финансовыми учреждениями (банками, фонда­ми, ассоциациями) любым хозяйственным субъектам (частным предприятиям, организациям, населению и государству) в виде денежных ссуд. Благодаря своей универсальности банковский кредит является основной формой кредита. - В зависимости от сроков использования банковские кредиты делятся на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные кредиты заключаются для финансирования текущих расходов на период до 12 месяцев. Долгосрочные кредиты - кредиты на создание, реконструкцию и модернизацию основных фондов. Период долгосрочного кредитования увязывается со сроком окупаемости вложений. Бан­ковский кредит предоставляется после заключения кредитного договора . В кредитном договоре предусматривается назначение кредита, его размер, процентная ставка, сроки погашения кре­дита и процентов, формы обеспечения кредита, взаимная ответ­ственность сторон и т. д.

Важным видом кредита в современных условиях является по­требительский кредит , предоставляемый на срок до 3 лет при покупке потребительских товаров длительного пользования. Раз­новидностью потребительского кредита являются долгосрочные (на очень длительный срок) ссуды частным лицам на приобрете­ние или строительство жилья. В этом случае в качестве заемщика выступает население, а кредитора, как правило, банки. При по­лучении потребительского кредита могут быть посредники, на­пример, торговые предприятия, продающие товары в кредит. Ос­новные формы потребительского кредита: продажа товаров с рассрочкой платежа (потребительский кредит в товарной форме); предоставление банками денежных ссуд населению для приобре­тения товаров длительного пользования; предоставление денеж­ных ссуд на жилищное строительство. В последние годы он полу­чает большое развитие в России. С одной стороны, благодаря ему население больше покупает товаров длительного пользования. С другой стороны, этот вид кредита является весьма доходной операцией коммерческих банков.

Ипотечный кредит выдается на приобретение жилья, земли, или другого недвижимого имущества, а также под залог недви­жимого имущества. Ипотечные кредиты предоставляются на длительный срок - 10-30 лет. Государственный кредит - это, как правило, заимствование государства или местных органов власти у бизнеса и населения. Инструментами государственного кредита выступают государственные ценные бумаги. Продавая ценные бумаги, государство получает в свое распоряжение до­полнительные денежные ресурсы, которые используются для финансирования дефицита государственного бюджета и погаше­ния государственного долга. В отдельных случаях государство может выступать как кредитор (при предоставлении кредитов государственным банкам). Международный кредит включает в себя кредитные отношения между государством и международ­ными финансовыми организациями, а также между националь­ными фирмами и зарубежными банками и другими финансовы­ми институтами.

Совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и ме­тодов кредитования составляет кредитную систему общества. Современная кредитная система - многоуровневый механизм аккумулирования и перераспределения финансовых активов. Она состоит из следующих основных звеньев:

1. Центрального банка, государственных и полугосударствен­ных банков.

2. Банковского сектора: коммерческих, сберегательных, ипо­течных, инвестиционных банков, специализированных торговых банков.

3. Специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов: страховых компаний, пенсионных фондов, ссудосберегательных ассоциаций, кредитных союзов.

Приведенная трехъярусная схема структуры кредитной систе­мы является типичной для большинства стран с рыночной эко­номикой.

Кредит - это система экономических отношений в связи с передачей от одного собственника другому во временное пользование ценностей в любой форме (товарной, денежной, нематериальной) на условиях возвратности, срочности, платности.

Кредит - это товар продаваемый за специфическую цену, - ссудный процент и на специфических условиях - на срок, с возвратом.

Основными принципами кредитования являются возвратность, срочность и платность.

Виды кредитов

Государственный кредит следует подразделять на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов (размещая государственные ценные бумаги на финансовом рынке) для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга.

Банковский кредит предоставляется банками и другими кредитно-финансовыми институтами юридическим лицам, населению, государству, иностранным клиентам в виде денежных ссуд. Банковский кредит выдается на основе заключения кредитного договора индивидуально с каждым заемщиком.

Коммерческий кредит предоставляется одним предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием такого кредита может быть вексель.

Потребительский кредит предоставляется торговыми компаниями, банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа. Обычно с помощью такого кредита реализуются товары длительного пользования.

Ипотечный кредит. − ссуда под залог недвижимости. Она выдается на приобретение или строительство жилья, покупку земли и имеет долгосрочный характер. Ипотечный кредит считается одним из наиболее «надежных» для кредитора.

Международный кредит отражает движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях срочности, платности и возвратности. В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные фирмы (фирменный кредит), банки (международный межбанковский кредит), государственные (межправительственный кредит) и региональные валютно-кредитные и финансовые организации.

56. Способы обеспечения кредитных сделок

Комплекс методов управления кредитным риском для обеспечения возвратности кредитов включает:

– анализ и оценку кредитоспособности заемщика и кредитуемого проекта;

– оценку обеспечения исполнения кредитных обязательств;

– формирование резервов на возможные потери по ссудам;

– способы работы с «проблемными» кредитами, включая кредитный мониторинг;

– способы реализации дополнительных мер по возвратности кредита.

Кредитоспособность заемщика – один из наиболее сложных вопросов в механизме обеспечения возвратности кредита:

– во-первых, это связано с тем, что само понятие кредитоспособности трактуется по-разному;

– во-вторых, ее оценка весьма сложна, что и предопределяет необходимость выбора банком группы или целой системы показателей и финансовых коэффициентов, с помощью которых можно оценить вероятность выполнения заемщиком своих обязательств.

Кредитоспособность понимается как уровень финансово-хозяйственного состояния клиента, его правовое положение, на основании которого кредитный специалист банка делает вывод о финансовой устойчивости заемщика, возможности эффективного использования заемных средств и его способности вернуть средства в соответствии с условиями кредитного договора. Определение кредитоспособности должно учитывать и такой фактор, как «кредитная история клиента».

Под способами обеспечения возвратности кредита следует понимать конкретный источник погашения имеющегося долга, юридическое оформление права кредитора на его использование, организацию контроля банка за достаточностью и приемлемостью данного источника.

Кредит – это общественные отношения, устанавливаемые между кредитной организацией и заемщиком по поводу передачи денежных средств от кредитора заемщику в виде ссуды на определенных условиях. Заключаемый договор прописывает такие положения, как размер передаваемых денежных средств, срок предоставления кредита, вознаграждение кредитора. Для одних людей кредит – это жизненная необходимость, без которой они не представляют полноценной жизни, а для других кредит – это что-то вроде долговой ямы, которую они стараются обойти всеми возможными путями. Итак, давайте в этой статье поговорим в этой статье на такую интересную тему и раскроем все стороны понятия кредит.

Понятие кредита в экономике

Кредитные отношения могут принимать разнообразную форму, например:

  1. Коммерческий
  2. Лизинг
  3. Факторинг
  4. Банковский

Кредитные отношения зарождают тогда, когда на определенном этапе производственного цикла освободившаяся стоимость одного экономического субъекта не вступает в новые производственные отношения. В таком случае образовавшаяся стоимость может перейти в пользование другому экономическому субъекту, которому дополнительные денежные средства достаточно необходимы и он готов отдать через некоторое время больше.

Функции

Кредит выполняет несколько значительных функций в экономике:

  1. Перераспределительная функция – заключается в распределении освободившейся в некоторый момент стоимости от кредитора к заемщику на условиях ее возвратности. Данная функция находит свое выражение как на уровне отдельных предприятий и отраслей, так и на уровне национальной (отдельного государства) и мировой экономик.
  2. Создание кредитных орудий обращения, как функция кредита подразумевает наличие банковской системы и вместе с ней распространение безналичных расчетов и взаимных обязательств, что привело к появлению средств обращения и платежа.
  3. Воспроизводственная функция – проявляется двояко, заключается в следующих моментах: с одной стороны, получение кредитных средств стимулирует развитие предпринимательской деятельности и обеспечение производства, а с другой – негативно сказывается на себестоимости, конечной цене и порой качестве товара.
  4. Стимулирующая функция кредита – означает то, что кредит способен стимулировать развитие предприятия в случае, если оно не располагает необходимым объемом денежных средств. Плюс ко всему, оплата процентов по кредиту потребует повышения эффективности производства.

Формы

Стоимость, передаваемая от кредитора к заемщику, может быть представлена в разных формах: денежной, товарной или смешанной.

Роль кредита трудно переоценить. Благодаря такой форме экономических отношений, предприятие может получить значительное количество оборотных средств в тот момент, когда они крайне необходимы в силу нестабильной экономической обстановки. Благодаря займам возможно обеспечить стабильное наращивание основных фондов, что несомненно, увеличить потенциал предприятия и ускорит производство.

В той же степень кредитная политика влияет на ликвидность банковской системы.

Виды

Первоначально стоит произвести деление на банковские и коммерческие (передаваемые от одного предприятия другому) займы. Наиболее распространенными видами ссуд, предоставляемых банками, являются:

  • Потребительский кредит – денежный заем, предоставляемый физическим лицам и направленный на покупку товаров (бытовой техники, мебели, инструментов и т.п.). Характеризуется, как правило, высокой процентной ставкой и небольшой суммой займа.
  • Автокредит – заем, предоставляемый физическим и юридическим лицам для покупки автомобильной техники. В сравнении с предыдущим типом займа, ссуда для покупки автомобиля имеет больший размер, а проценты, которые стоит доплатить кредитору, несколько ниже. Более того, наиболее низкие проценты предоставляются на покупку автомобилей отечественного производства. Залогом в данном случае может выступать автомобиль.
  • Ипотека – наиболее длительный и значимый кредит, предоставляемый физическим и юридическим лицам для покупки недвижимости. Как правило, он отличает более низкими процентами и более длительными сроками кредитования. Ипотечный кредит выдается под залог приобретаемой квартиры.
  • Займ на образование – отличается невысокими процентными ставками, наличием субсидий. Направлен на получение должником платного образования (колледж, университет и т.д.).
  • Деньги малому бизнесу – порой они особенно необходимы. Это денежные средства, предоставляемые организациям и частным предпринимателям, с целями стимулирования их деятельности, выплаты заработной платы сотрудникам, покупки оборудования и т.д. Для получения ссуды индивидуальным предпринимателем, необходимо собрать отличные, нежели для обычного займа документы.
  • Овердрафт – средства, списываемые с расчетного счета клиента при недостаточности у него собственных средств для проведения операции. То есть автоматическое предоставление недостающих для совершения операции средств. Такую задолженность погашают путем внесения средств на расчетный счет.

Все перечисленные отношения можно разделить на целевые и нецелевые. К целевым относят, к примеру, кредит на образование или покупку недвижимости – такие отношения имеют специальные условия (как по продолжительности, так и по ставкам) и требуют отчетности перед кредитором. К нецелевым относят займы на неотложные нужды, потребительские займы – в том числе, кредит на доверии – без справок и поручителей, часто с плохой кредитной историей — по предъявлению одного только паспорта гражданина РФ (но как правило, на не очень значительную сумму, выдается он обычно наличными ).

Другим критерием деления может выступать обеспеченность гарантиями возврата средств должником. Ставки по обеспеченным (недвижимостью, автомобилем и т.п.) ссудам ниже, чем у необеспеченных (в последнем случае ставка может доходить до 25% процентов годовых).

Перекредитование

Не секрет, что разные банки выдают ссуды на разных условиях. Перекредитованием называется получение ссуды на более выгодных условиях для полной или частичной оплаты взятой раннее ссуды. В Сбербанке, к примеру, есть программы ипотечного перекредитования.

Значение термина в бухгалтерском учете

В противоположность дебету , под кредитом понимается правая сторона бухгалтерских документов, в которой зафиксированы средства, снятые со счетов предприятия, а также долги и обязательства организации. Показывает уменьшение средств в активных записях и увеличение в пассивных (про активы и пассивы в бухгалтерии есть отдельная статья). В данном случае ударение ставится на первый слог.

От автора

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Новое на сайте

>

Самое популярное