Домой Связной Виды специальных налоговых режимов. Какие есть специальные режимы налогообложения индивидуальных предпринимателей

Виды специальных налоговых режимов. Какие есть специальные режимы налогообложения индивидуальных предпринимателей

НК РФ. Они предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Кто может применять спецрежимы

УСН, ЕНВД и ЕСХ могут применять как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а вот патент предназначен только для предпринимателей. Если общая система налогообложения (ОСНО) распространяется на всех налогоплательщиков, то для применения спецрежимов должны соблюдаться определенные критерии.

Спецрежимы ориентированы в основном . Относится ли компания к малым или микропредприятиям, зависит от ряда параметров: структуры уставного капитала, средней численности персонала, некоторых показателей (основные фонды, выручка, размер помещений и пр.).

УСН

Организация может применять УСН, если выполняются следующие условия:

  • Компания не является бюджетным или казенным учреждением, участником соглашения о разделе продукции, банком, страховщиком, ломбардом, профучастником рынка ценных бумаг, инвестиционным фондом или НПФ.
  • Компания не занимается игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, а также добычей полезных ископаемых.
  • Доля участия других организаций в ее уставном капитале в совокупности не превышает 25 %, бухгалтерская остаточная стоимость основных средств не превышает 100 млн рублей.
  • Средняя численность сотрудников за год не превышает 100 человек.
  • Доходы за 9 месяцев года, предшествующего году, с которого организация собирается начать применять УСН, не превышают 45 млн рублей без НДС с учетом , в 2015 году — 51,615 млн рублей (45 млн × 1,147). Общая сумма доходов за каждый год, в котором организация применяет УСН, не должна превышать 60 млн рублей с учетом коэффициента-дефлятора. За весь период применения УСН в 2015 году это 68,82 млн рублей, а в течение 2016 года выручка компании (предпринимателя) не должна превысить 79,74 млн рублей (60 млн × 1,329).

ЕСХН

ЕСХН предъявляет особые требования к выручке предприятий: доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции в общем доходе от реализации должна быть не менее 70 %. При этом пределов ни по выручке, ни по численности нет. Исключение — рыбохозяйственные организации, для которых численность работников не должна превышать 300 человек.

ЕНВД

При использовании ЕНВД, в отличие от УСН, нет ограничений по величине выручки. Но есть другие условия:

  • Если компания занимается розничной торговлей через магазин или павильон, площадь торгового зала не должна превышать 150 квадратных метров.
  • Средняя численность за предшествующий календарный год не может превышать 100 человек.

Кроме того, ЕНВД, в отличие от УСН, применим к строго ограниченному перечню видов деятельности (см. п. 2 ст. НК РФ).

От чего зависит ставка УСН?

Налогоплательщики на УСН вправе самостоятельно выбирать объект налогообложения и ставку:

  • доходы по ставке 6 %;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов, по ставке 15 %.

Первый вариант отличается простотой учета. Датой получения доходов считается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Во втором варианте доходы определяются также по кассовому методу. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При этом расходы должны быть документально подтверждены и строго соответствовать закрытому перечню согласно ст. НК РФ.

При применении УСН 15 % учитывается минимальный налог 1 % от суммы поступивших доходов. Он уплачивается в том случае, когда рассчитанная сумма налога 15 % в итоге получается меньше суммы рассчитанного минимального налога 1 % от суммы доходов.

Бухгалтеру на заметку

Низкая ставка с оборота выгодна при высокорентабельной деятельности. Ставка же 15 % с разницы между доходами и расходами предпочтительна для менее рентабельных видов деятельности. Целесообразность применения спецрежимов также зависит от количества наемных сотрудников и их фонда оплаты труда.

Особенности перехода на спецрежимы

Перейти на УСН либо ЕСХН можно с начала календарного года, для вновь созданных налогоплательщиков — с даты постановки на учет. ЕНВД можно начать применять с любого момента.

Предприятия могут вести одновременно несколько видов предпринимательской деятельности, комбинируя при этом разные налоговые режимы. Нормами разрешено совмещение общей системы налогообложения с ЕНВД (п. 7 ст. НК РФ). При этом если организация применяет УСН, перейти по некоторым видам своей деятельности на ЕНВД она может только с начала календарного года. Для этого необходимо подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения.

А вот совмещение общей системы и УСН запрещено нормой (п. 2 ст. НК РФ). Нельзя также одновременно применять общую систему и ЕСХН (п. 3 ст. НК РФ), а также совмещать УСН и ЕСХН (пп. 13 п. 3 ст. НК РФ).

Объект налогообложения УСН может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик хочет изменить объект налогообложения (п. 2 ст. НК РФ).

Региональные особенности

Практически все спецрежимы имеют свои региональные особенности. Так, для севастопольских налогоплательщиков Законом города Севастополя на 2015-2016 годы установлены налоговые ставки УСН в размере 3 и 7 % соответственно, для плательщиков ЕСХН — в размере 0,5 %.

Для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, с 01.01.2015 установлена налоговая ставка в размере 5 % (Закон г. Севастополя ), для патентной системы налогообложения — в размере 1 % (Закон г. Севастополя ). Ставки для спецрежима в виде ЕНВД прописаны в Законе г. Севастополя .

Все вышеперечисленные законы можно найти в региональном блоке сайта ФНС. Информация управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации является составной частью разделов федерального уровня. Чтобы ознакомиться с информацией по своему региону, необходимо выбрать его в «шапке» официального интернет-сайта «Ваш регион», например, «92 город Севастополь». После этого на главной странице сайта в адресной строке отразится www.nalog.ru/r92/ . В этом случае налогоплательщику будет доступна к просмотру не только информация федерального уровня, но и информация, имеющая региональные особенности.

В соответствующих разделах сайта можно ознакомиться с новостями, региональными особенностями налогового законодательства, с графиками проведения семинаров, а также справочной информацией, касающейся работы районных инспекций, и найти много другой полезной информации. На сайте функционирует 39 электронных сервисов — как информационных, так и интерактивных и транзакционных. Обратившись к ним, можно не только ознакомиться с действующим налоговым законодательством, но и проверить надежность контрагентов, получить доступ к «Личному кабинету», подать отчетность, задать вопрос, относящийся к компетенции службы, провести сверку по налоговым обязательствам.

Предпочтения севастопольских налогоплательщиков при выборе системы налогообложения

По состоянию на 1 сентября 2015 года в ЕГРЮЛ по г. Севастополю включено 8,8 тысячи юридических лиц. Среди них соотношение предпочитающих общую систему налогообложения и спецрежимы — примерно 50 на 50. А вот «спецрежимники» в основном выбирают для себя УСН. ЕНВД в Севастополе не пользуется популярностью, на сегодняшний день эту систему налогообложения применяют 166 юридических лиц. Из общего числа организаций, перешедших на спецрежимы, ЕСХН выбрали только 19.

Универсального способа для определения самого выгодного налогового режима нет. Каждый налогоплательщик самостоятельно делает выбор и просчитывает экономический эффект с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому прежде чем перейти на спецрежим с общей системы налогообложения либо избрать специальный налоговый режим с даты постановки на учет, я рекомендую ознакомиться с положениями НК РФ, а также использовать информацию, размещенную на официальном

Российские предприятия могут работать в рамках широкого спектра режимов налогообложения. Среди них есть как те, что наилучшим образом адаптированы для бизнесов с небольшой выручкой, так и те схемы, что позволяют предприятиям иметь разумную платежную нагрузку при больших показателях прибыли. Как выбрать оптимальный вариант налогообложения российскому предпринимателю?

Общий режим уплаты налогов

Первый возможный вариант расчетов предпринимателя с государством – общий режим налогообложения. Считается одним из самых обременительных для плательщика, так как предполагает перечисление в государственный бюджет: налога на прибыль, НДС, НДФЛ, налога на имущество. Рассматриваемый режим налогообложения предприятия предусматривает ведение бухучета и предоставление в ФНС налоговой отчетности. В ряде случаев обязательства компаний дополняются необходимостью предоставления сведений в Росстат и ФСС.

Главное преимущество работы при общем режиме налогообложения – предприятие не будет иметь ограничений на взаимодействие с юридическими лицами, которые платят НДС. Другой очевидный плюс – не нужно платить налог на прибыль, если компания работает в убыток, который к тому же можно перенести на другие отчетные периоды и уменьшить тем самым величину платежей в бюджет в будущем.

Дополнительные сборы для плательщиков по общей системе налогообложения

Если фирма работает по общему режиму исчисления и уплаты налогов, то в ряде случаев ее обязательства перед государством могут дополняться необходимостью уплаты дополнительных сборов. Например, это могут быть:

  • акцизы, регулируемые положениями главы 22 НК РФ;
  • предусмотренные главой 25.1 НК РФ сборы за пользование биологическими ресурсами ;
  • водный налог, регулируемый главой 25.2 НК РФ;
  • налог на добычу природных ресурсов, предусмотренный главой 26 НК РФ.

Иные платежные обязательства фирм, работающих по УСН, могут быть связаны с уплатой региональных сборов. В числе таковых:

  • транспортный налог, регулируемый главой 28 НК РФ и правовыми актами, принимаемыми в субъектах РФ;
  • налог на имущество, установленный главой 30 НК РФ, а также региональными законами.

Основной режим налогообложения также предполагает уплату в случаях, которые предусмотрены законом, местного земельного налога. Он регулируется положениями главы 31 НК РФ, а также муниципальными правовыми актами.

Упрощенный режим

Многие предприятия выбирают упрощенный режим налогообложения. Такое название он имеет, во-первых, в силу того, что при нем платежных обязательств компании перед государством становится меньше (не надо платить налог на прибыль, НДС и НДФЛ), а во-вторых, требования по отчетности устанавливаются не такие строгие.

Для того чтобы иметь возможность выбрать режим налогообложения, о котором идет речь, предприятие должно соответствовать ряду критериев. Во-первых, численность сотрудников фирмы не должна превышать 100 человек. Во-вторых, стоимость основных фондов предприятия должна быть не более 100 млн. рублей. В-третьих, для организаций, претендующих на работу по УСН, есть ограничение по годовой выручке – соответствующая величина составляет 68 820 000 рублей в 2015 году.

Не могут работать по УСН:

  • банки;
  • страховые организации;
  • инвестфонды;
  • трейдинговые фирмы;
  • ломбарды;
  • компании, имеющие представительства либо филиалы;
  • бизнесы, осуществляющие деятельность в сфере добычи полезных ископаемых;
  • организации, занимающиеся выпуском подакцизных продуктов;
  • игорные бизнесы;
  • адвокаты, нотариусы;
  • фирмы, подписавшие соглашения о разделе продукции;
  • юрлица, доля в которых более чем на 25% принадлежит бюджетным структурам.

Основное преимущество УСН – низкие налоговые ставки. Существует 2 способа расчета предприятия с государством:

  • перечисление сборов с выручки по ставке 6%;
  • налог с прибыли в размере 15% от соответствующего показателя.

Есть вместе с тем и недостатки УСН. В числе таковых: в ряде случаев проблематично заключать контракты с фирмами, которые выбрали общий режим налогообложения. Дело в том, что контрагент не будет иметь правовых оснований для получения вычетов по НДС, величина которых может быть весьма значительной для него.

Как перейти на УСН

Как перейти на УСН предпринимателю? Существует две основные схемы решения данной задачи.

Во-первых, если человек уже занимается бизнесом и решил перейти на УСН, то до 31 декабря года, предшествующего тому, когда желательна работа фирмы по УСН, ему нужно направить в территориальное подразделение ФНС уведомление в установленной форме. В данном документе должна быть зафиксирована остаточная стоимость основных фондов, а также величина выручки по состоянию на 1 октября.

Во-вторых, предприниматель может перейти на УСН сразу же после регистрации бизнеса в ФНС. В этом случае он может направить в налоговую службу соответствующее уведомление одновременно с подачей документов на регистрацию либо в течение 30 дней после завершения соответствующей процедуры.

Можно отметить, что плательщик, который перешел с УСН на другую схему налогообложения, сможет вернуться на «упрощенку», проработав по иной схеме минимум 1 год.

Преимущества УСН для ИП

Отдельно стоит отметить, что ИП, работающие по УСН, имеют следующие преимущества: не нужно уплачивать НДФЛ, не считая сборов, которые перечисляются с:

  • процентных доходов по банковским депозитам;
  • экономии по кредитным ставкам;
  • дивидендов;
  • налога на имущество физлиц (по объектам, используемым в предпринимательских активностях).

ИП вместе с тем не освобождаются от обязательств, предусмотренных статусом налогового агента.

ЕНВД

Другая распространенная система налогообложения – ЕНВД. Она предполагает уплату единого вмененного налога в фиксированном размере, который определяется государством. Основное его преимущество – размер выручки бизнеса значения не имеет. Фирма может работать по ЕНВД, только если занимается определенными видами деятельности. В числе таковыми:

  • оказание бытовых услуг гражданам;
  • предоставление сервисов, связанных с техническим обслуживанием, ремонтом и мойкой транспортных средств;
  • оказание транспортных услуг;
  • предоставление зданий и жилых помещений в аренду, гостиничный бизнес (если площадь спальных помещений составляет не более 500 кв. м по каждому объекту);
  • общепит;
  • розничная торговля;
  • предоставление платных мест на автостоянках.

Существует также ряд ограничений на применение ЕНВД. Так, данный режим налогообложения не могут применять:

  • фирмы, которые предоставляют сервисы общепита в школах, больницах, учреждениях социальной помощи;
  • ИП, которые работают по патенту в рамках того же вида деятельности, что предусмотрен ЕНВД;
  • фирмы, в которых работает более 100 человек;
  • компании, в которых более 25% принадлежит другим организациям;
  • так называемые крупнейшие налогоплательщики.

Также право на использование ЕНВД фирмой теряется, если она перестала вести деятельность, которая попадает под данный режим налогообложения.

Преимущества ЕНВД

Предприниматели, рассматривая льготные режимы налогообложения относительно ОСН, часто выбирают ЕНВД, так как данная схема характеризуется рядом преимуществ. Рассмотрим их.

Во-первых, для ЕНВД, как и для УСН, установлен упрощенный порядок отчетности перед ФНС – при условии, что фирма не ведет деятельность, попадающую под ОСН. Так, структура налоговой декларации по ЕНВД весьма проста – в ней всего лишь 5 страниц. Их заполнение не предполагает особой сложности для бизнесов, так как основная часть показателей, которые фиксируются в документе, определяется законодательно.

Во-вторых, в структуре определения налоговой базы при ЕНВД используются корректирующие коэффициенты. Их величина позволяет учитывать различные факторы, влияющие на доход и величину налога. Так, например, коэффициент K2 учитывает сезонность, режим работы, а также специфику географии деятельности предпринимателя.

В-третьих, ЕНВД предполагает учет работы в рамках фактического периода ее осуществления. Например, коэффициент K2 может быть изменен, если плательщик занимался бизнесом в течение более короткого периода в сравнении с отчетным. Соответствующий показатель корректируется, если предприниматель по каким-либо объективным причинам не осуществлял деятельности.

ЕНВД – добровольный или обязательный?

Важный нюанс, касающийся применения ЕНВД, – данный налог с 2013 года является добровольным, а в предыдущие периоды предприятие должно было работать по нему обязательно, если вид деятельности соответствовал критериям данного сбора. Сейчас фирма, осуществляющая активности, по которым можно применять ЕНВД, должна уведомлять ФНС, если соответствующие виды деятельности – основные.

ЕСХН

Законодательством РФ могут быть предусмотрены специальные режимы налогообложения для предпринимателей, ведущих деятельность в конкретных сегментах. Например, для фермеров, которые могут воспользоваться возможностью вести расчеты с государством, выплачивая единый сельскохозяйственный налог или ЕСХН. Сельхозпроизводители, выбравшие данную схему налогообложения, освобождаются от необходимости уплаты:

  • налога на прибыль;
  • налога на имущество.

Если фермер зарегистрирован как ИП, то он не должен платить также НДФЛ, налог на имущество физлиц. Так же, как и в случае с УСН, плательщики ЕСХН должны исполнять предусмотренные законом обязательства для налоговых агентов.

Патентная система

Специальные режимы налогообложения НК РФ также включают патентную систему. Какова ее специфика?

Патентная система предполагает уплату налога в величине, которая определяется как потенциально возможная для соответствующего вида деятельности. Критерии, по которым данный показатель вычисляется, устанавливаются НК РФ, а также региональными правовыми актами. Можно отметить, что одновременно с патентной системой фирма может применять иные режимы налогообложения, которые предусмотрены законодательством РФ.

Выбор режима налогообложения: потенциал роста бизнеса

Потенциал роста бизнеса – не менее важный критерий выбора оптимальной схемы налогообложения. Дело в том, что в силу специфики российского законодательства у предприятий не всегда есть возможность частого изменения способов расчета с государством. Как правило, если фирма начала работать в календарном году по определенной схеме, переключиться на иные виды режимов налогообложения до следующего периода будет проблематично. Поэтому, начиная предпринимательскую деятельность в календарном году, следует просчитывать, каков потенциал роста бизнеса.

Если ожидается большая выручка к концу года, то, возможно, начинать активности имеет смысл уже по той схеме, которая предполагает уплату фиксированных сборов (ЕНВД). Рассматриваемый критерий коррелирует также с такими факторами как сезонность. Бывает, что в той или иной сфере предпринимательских активностей летом выручка выше, чем зимой. Зная подобные закономерности, владелец компании может адаптировать применяемый режим налогообложения к сезонному фактору.

Резюме

Итак, мы рассмотрели основные схемы, по которым российские предприниматели могут выполнять обязательства перед бюджетом. Законодательством России предусмотрены весьма комфортные, не предполагающие большой платежной нагрузки, режимы налогообложения. РФ в этом смысле стоит в числе наиболее привлекательных для предпринимателей государств, особенно для начинающих бизнесменов.

Рассмотренные нами режимы налогообложения в ряде случаев облегчают не только платежную нагрузку на бизнес, но также и отчетные процедуры. Взаимодействие с государством предприниматели осуществляют не только в аспекте финансовых обязательств, но также и в контексте выполнения необходимых формальностей. В этом смысле начинающим бизнесменам также будет легче начать коммуникации с госструктурами – при пользовании специальными режимами налогообложения, которые характеризуются простотой отчетных процедур.

Есть определенные нюансы, касающиеся определения того, какой режим налогообложения подходит для конкретного бизнеса. Однако мы рассмотрели критерии, которые вполне полезны с точки зрения выбора одной из схем расчетов с бюджетом.


Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

Принят Федеральный закон № 187ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах», на основе которого была введена в действие гл. 26.1 НК РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей». Таким образом, был установлен специальный налоговый режим, предусматривающий уплату единого сельскохозяйственного налога. Важно добавить, что установлению налога способствовал эксперимент, который проводился в ряде регионов России, в том числе в Самарской области. Единый сельскохозяйственный налог (далее - ) был призван упростить правила налогообложения и снизить налоговое бремя для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Однако первые годы функционирования ЕСХН выявили целый ряд недоработок в его механизме, что предопределило необходимость совершенствования законодательства, причем было принято решение о новой редакции гл. 26.1. Изменения в законодательство были внесены Федеральным законом № 147ФЗ, который вступил в силу с, 1 января 2004 г.

Действующий режим ЕСХН предусматривает добровольный его выбор плательщиками. Плательщиками налога являются сельскохозяйственные производители, к которым относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и/или выращивающие рыбу, осуществляющие их первичную и последующую (промышленную) переработку, реализующие эту продукцию. Однако не все сельскохозяйственные производители могут перейти на режим ЕСХН, а только при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%.

Пример: ООО «Нива» за 9 месяцев реализовало товаров и выполнило работ на сумму 3 млн. 600 тыс. руб. Из них доходы от реализации собственной сельхозпродукции составили 3 млн руб., а доходы от выполнения строительных работ - 600 тыс. руб.

Доля доходов от реализации сельхозпродукции в общем составляет:

3 ООО ООО руб.: 3 600 ООО руб. х 100% = 83,3%.

Поскольку доля превышает 70%, то организация вправе перейти на ЕСХН.

Подобный расчет составляется за 9 месяцев того года, в котором налогоплательщик подает заявление о применении ЕСХН. В дальнейшем для подтверждения права на применение режима налогоплательщик определяет удельный вес доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства (в том числе прошедшей первичную переработку) ежегодно по итогам налогового периода.

Не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:

1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
2) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
3) организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

При выполнении вышеуказанных условий на уплату ЕСХН вправе перейти крестьянские (фермерские) хозяйства, а также любые сельскохозяйственные предприятия, в том числе относящиеся к индустриальному типу - птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы, которые до 2004 г. не могли быть плательщиками этого налога.

Плательщики ЕСХН освобождаются от уплаты отдельных налогов и сборов, установленных общим режимом налогообложения. Как следует из таблицы, режим ЕСХН предусматривает замену уплаты налогов, указанных в 1 и 3 графах таблицы, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности плательщиков за налоговый период.

Объектом налогообложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговой базой является денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Доходы определяются по правилам, установленным гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций»; расходы поименованы в гл. 26.1 НК РФ и насчитывают 28 позиций. При этом перечень расходов является «закрытым». Для целей налогообложения и доходы, и расходы определяются «кассовым» методом, т. е. по факту их оплаты.

Ставка ЕСХН составляет 6%. Для сравнения отметим, что сельскохозяйственные организации, работающие на общем режиме, пока налог на прибыль не платят.

Налоговым периодом по ЕСХН признается календарный год, отчетным периодом - полугодие. По итогам отчетного периода плательщики исчисляют сумму авансового платежа по ЕСХН, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. По итогам налогового периода организации уплачивают ЕСХН не позднее 31 марта следующего года, предприниматели - не позднее 30 апреля. И организации, и предприниматели, и фермерские хозяйства представляют декларации по ЕСХН за полугодие не позднее 25 июля отчетного года. Сроки представления налоговых деклараций по итогам налогового периода совпадают со сроками уплаты годовой суммы налога. Иначе говоря, организации должны подать декларацию не позднее 31 марта, а индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Суммы ЕСХН зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

ЕСХН как специальный режим повторяет концепцию упрощенной системы налогообложения (см. п. 11.2). Главное отличие в том, что ЕСХН предназначен не для широкого круга налогоплательщиков, как упрощенная система, а только для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Но существуют и другие отличия - в условиях перехода, порядке применения и отказа от режима, способах определения налоговой базы, порядке ведения бухучета и т. п. С этими особенностями мы рекомендуем читателю ознакомиться самостоятельно, изучив гл. 26.1 НК РФ.

Федеральным законом № 68ФЗ внесены изменения в законодательство по ЕСХН, которые вступили в силу с 2006 г. Так, изменены условия перехода на данный режим. Сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставлено право переходить, на уплату единого сельскохозяйственного налога при условии, что доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70% в общем объеме дохода, полученного по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату указанного налога. Ранее расчеты осуществлялись по итогам девяти месяцев того года, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату ЕСХН.

Перечень расходов, на которые плательщики единого сельскохозяйственного налога вправе уменьшить полученные ими доходы, дополнен новым видом расходов - на подготовку в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования специалистов для налогоплательщиков. Данные расходы могут уменьшать налоговую базу по ЕСХН при условии, что с обучающимися специалистами заключен договор о том, что они после обучения проработают не менее трех лет по полученной специальности у налогоплательщика.

С 2007 г. порядок уплаты ЕСХН изменяется. Для совершенствования налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и устранения недостатков в порядке применения ЕСХН был принят Федеральный закон № 39ФЗ «О внесении изменений в главы 26.1 и 26.3 части второй НК РФ и ст. 2.1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах"».

Поправки, внесенные Законом, имеют весьма существенный характер:

Введена норма, запрещающая переводить на уплату единого налога на вмененный доход налогоплательщиков ЕСХН, осуществляющих реализацию собственной сельскохозяйственной продукции или продукции ее переработки через собственные магазины, торговые точки, столовые и полевые кухни;
запрещен переход на уплату ЕСХН налогоплательщикам налога на игорный бизнес и бюджетным учреждениям;
закреплено положение, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели могут подавать заявление о переходе на уплату ЕСХН в течение 5 дней с момента их постановки на учет в налоговых органах;
существенные изменения внесены в состав расходов, уменьшающих налоговую базу, по ЕСХН в состав расходов теперь можно включать стоимость и , не только приобретенных за плату, но и сооруженных, изготовленных и созданных, в том числе самим налогоплательщиком, в перечень расходов включены также расходы на обязательную сертификацию продукции и услуг, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, расходы на бухгалтерские и аудиторские услуги и т. д.);
уточнены порядок и сроки представления налоговых деклараций и уплаты ЕСХН;
изменена ставка налога на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на ЕСХН и др.

Упрощенная система налогообложения

Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, создание благоприятных условий для легализации (введения в правовое поле) субъектов малого предпринимательства являются необходимыми условиями для развития малого бизнеса в России и представляют эффективные меры по государственной поддержке этого сектора .

Специальный налоговый режим, предназначенный для малого бизнеса, первоначально регулировался Федеральным законом № 122ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». На упрощенную систему налогообложения учета и отчетности добровольно (т. е. по выбору) имели право перейти индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работников (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.

На основании федерального закона субъектами Российской Федерации разрабатывались собственные законы, которыми определялись: объект налогообложения (валовая выручка или совокупный доход), конкретные ставки в установленных пределах, пропорции распределения сумм налога между региональным и . В целом семилетний (19962003 гг.) опыт работы упрощенной системы выявил ее «привлекательность» для малого бизнеса, фискальную значимость для бюджета. Однако нечеткость законодательства порождала перманентные налоговые споры по отдельным вопросам исчисления и уплаты налога, поэтому принятие нового закона явилось не только требованием НК РФ, но и велением времени и практики.

Гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения», введение в действие которой определено Федеральным законом РФ № 104ФЗ . Правилами применения упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) не предусмотрено принятие каких-либо законодательных актов на уровне субъектов РФ по данному вопросу; порядок применения УСН регулируется на федеральном уровне.

Продолжено законодательное совершенствование УСН, для чего был принят Федеральный закон № 101ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ». Закон начал действовать, его нормы учтены при изложении материалов данного параграфа.

Применение УСН предусматривает замену уплаты отдельных налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Как и в прежнем законодательстве, в гл. 26.2 установлено, что переход к УСН или возврат плательщиков к общему режиму осуществляется в добровольном порядке.

Возможность применения УСН уже не увязана с наличием у организации статуса субъекта малого предпринимательства, как это было, что расширяет круг ее потенциальных плательщиков. При этом в законодательстве установлены ограничения по праву применения УСН. Итак, организация имела право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доход от реализации не превысил 11 млн. руб. (без учета налога на ).

Этот показатель составляет 15 млн. руб. Величина предельного размера дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый и официально публикуемый Правительством РФ ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за предыдущий календарный год.

Указан перечень организаций, не имеющих право применять УСН (например, банки, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг). Не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек; организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о , превышает 100 млн. руб.

Условия, а также порядок перехода и прекращения применения УСН. Налогоплательщик, перешедший с УСН на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Объектом налогообложения признаются: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов, при этом выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. В УСН применяется кассовый метод признания доходов и расходов (по дате поступления средств на счета в банках и/или в кассу). Объект налогообложения не может изменяться налогоплательщиком в течение всего срока применения УСН.

Существенная особенность УСН состоит в том, что порядок ее применения увязан с правилами исчисления налога на прибыль организаций, определенными гл. 25 НК РФ. Иными словами, при выборе любого объекта налогообложения плательщик формирует его на основании порядка, определенного в указанной главе НК РФ. При этом плательщик УСН обязан вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, иметь первичные документы и аналитические регистры налогового учета. Кроме того, налогоплательщики УСН не освобождаются от обязанностей ведения кассовых операций в соответствии с действующим порядком, они обязаны вести учет средней численности работников по установленным правилам.

Ставки налога составляют: в случае если объектом налогообложения являются доходы - 6%; в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, - 15%. По действовавшему порядку ставки составляли соответственно 10 и 30%, т. е. произошло относительное снижение налогового бремени.

Применение УСН вызывает наибольшие сложности при выборе в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов. Во-первых, установлены 34 позиции расходов (в их числе материальные расходы, оплата труда, суммы уплаченных налогов и т. д.), которые должны быть документально подтверждены, экономически оправданы и осуществлены только в рамках деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов (НМА) принимаются в следующем порядке:

1) в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств во время применения УСН - с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию;
2) в отношении приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) НМА в период применения УСН - с момента принятия этого объекта нематериальных активов на бухгалтерский учет.

В состав основных средств и НМА включается имущество, которое признается амортизируемым в соответствии с гл. 25 НК РФ.

В отношении основных средств и НМА, приобретенных до перехода к УСН, действует отдельный порядок. При этом стоимость основных средств и НМА принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на УСН.

Во-вторых, плательщики, применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивают минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется в размере 1% доходов и уплачивается в том случае, если сумма налога, исчисленная по выбранному объекту налогообложения, оказалась ниже, чем сумма минимального налога. Разница между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленного в общем порядке, включается в расходы в следующие налоговые периоды либо увеличивает сумму убытка, которая может быть перенесена на будущее в установленном порядке. Таким образом, режим минимального налога позволяет в условиях значительной либерализации налогообложения по УСН обеспечить «интересы» бюджета.

Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Указанный убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.

Налоговым периодом по УСН является календарный год, а отчетным периодом - первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и выбранного объекта налогообложения, рассчитанного нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие один из 58 указанных в гл. 26.2 видов , вправе перейти на УСН на основе патента. Это относится, например, к таким видам деятельности, как: изготовление изделий народных художественных промыслов; пошив и ремонт одежды, других швейных изделий; ремонт бытовой техники, радиотелевизионной аппаратуры, компьютеров и пр. При этом возможность применения патента относится к тем индивидуальным предпринимателям, которые не привлекают к своей предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера.

Патент выдается по выбору налогоплательщика на один из следующих периодов, начинающихся с первого числа квартала: квартал, полугодие, девять месяцев, год. Формы патента и заявления на его получение утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. Размер такого дохода устанавливается законами субъектов РФ по каждому из установленных видов предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН на основе патента, производят оплату одной трети стоимости патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента. Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент.

Для бюджетной системы РФ в целом значение УСН невелико. Однако для органов этот налог постепенно становится важным доходным источником, учитывая, что с 2006 г. почти вся его сумма будет зачисляться в местные бюджеты.

К сожалению, налоговая практика по УСН содержит массу спорных моментов, и многочисленные вопросы плательщиков УСН в адрес компетентных органов тому подтверждение. Авторы учебника не могут не отметить следующий парадокс: для прежних плательщиков УСН новая версия оказалось гораздо сложнее, а для тех, кто переходит с общей системы, - несколько проще. Очевидно следующее: упрощенная система не является «простой» и «прозрачной» для плательщиков, поэтому совершенствование законодательства по УСН будет продолжаться.

Итак, изучив п. 11.1 и 11.2, вы познакомились с двумя специальными режимами налогообложения - ЕСХН и УСН, сходными по своей конструкции и объединенными одним правилом - добровольным порядком применения. Поэтому на практике у потенциальных плательщиков возникает один и тот же вопрос: выгодно ли переходить на эти режимы? Однозначного ответа не существует, в любом случае рекомендуется сделать расчеты по фактическим и/или прогнозным данным, затем сравнить суммы налогов, которые уплачиваются при общей системе налогообложения и специальном режиме.

Еще один фактор, который необходимо учитывать, связан с НДС. Получив освобождение от уплаты НДС, плательщики специальных режимов могут одновременно «потерять» своих покупателей, которые, осуществляя закупки у плательщиков специальных режимов, не имеют права на налоговый вычет НДС по приобретенным товарам (работам, услугам). Поэтому в выигрыше оказываются те плательщики специальных режимов, которые продают продукцию конечным потребителям - населению. Участники производственных и оптово-закупочных цепочек, очевидно, должны учитывать этот фактор в процессе принятия решения о переходе на специальный режим.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

В России предпринимаются меры, направленные на усиление контроля и повышение собираемости налогов в сфере наличных расчетов. Отметим, прежде всего Федеральный закон РФ № 142ФЗ «О налоге на игорный бизнес», который ввел вмененное налогообложение для данного вида деятельности, когда ключевое значение для налогообложения имеют количественные характеристики бизнеса, например число игровых автоматов и т. д. На федеральном уровне принимается решение о введение единого налога на вмененный доход вначале для - для 13 видов деятельности. Взимание налога регулировалось Законом РФ № 148ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» с учетом изменений и дополнений.

Вступила в силу гл. 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», введение в действие которой определено Федеральным законом № 104ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах». Законодательное регулирование вмененного налогообложения продолжалось особо отметим Федеральный закон № 101ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ».

Особенностью единого налога на вмененный доход (в далее - ЕНВД), в отличие от УСН является то, что плательщик не имеет права выбора: если его деятельность подпадает под установленный перечень, он будет обязан платить ЕНВД.

Система налогообложения в виде может применяться в отношении следующих 13 видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг;
2) оказания ветеринарных услуг;
3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4) оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
5) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и/ или распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
6) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 м по каждому объекту организации торговли;
7) розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
8) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 м по каждому объекту организации общественного питания;
9) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
10) распространения и/или размещения наружной рекламы;
11) распространения и/или размещения рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах;
12) оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 м;
13) оказания услуг по передаче во временное владение и/или пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.

Если УСН предусмотрена преимущественно для малого бизнеса, то плательщиком вмененного налога может быть любая организация или предприниматель - физическое лицо (однако фактически ЕНВД тоже ориентирован на малый бизнес). Иными словами, ключевое значение здесь - вид деятельности. Для многопрофильных организаций требуется вести раздельный учет результатов деятельности. Общим же для двух систем является то, что, как и при УСН, ЕНВД заменяет собой целый ряд налогов, уплачиваемых по общей системе, но не всех.

Важно еще раз подчеркнуть, что освобождение от уплаты общих налогов предусматривается только в части предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. При расчете данного налога оперируют не фактическими стоимостными данными по результатам деятельности хозяйствующего субъекта, а некоторыми физическими, легко проверяемыми показателями, отражающими потенциальные возможности получения дохода в данном виде деятельности.

Основными понятиями режима ЕНВД являются:

Вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины ЕНВД по установленной ставке;
базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода;
корректирующие коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД.

Объектом налогообложения признается вмененный доход налогоплательщика, рассчитываемый как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности на величину физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Для исчисления суммы ЕНВД в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности и базовую доходность в месяц.

Пример: Индивидуальный предприниматель А.П. Соколов имеет 5 автомобилей марки «Газель», которыми осуществляются перевозки грузов. Базовая доходность для данного плательщика в месяц составит:

6000 X 5 = 30 ООО руб.

Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2, при этом: К2 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем периоде. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в форме приказа Минэкономразвития РФ. Напомним, что значения этого коэффициента применяются также в режиме УСН.

К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе (работ, услуг), сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности, особенности места ведения предпринимательской деятельности, иные особенности.

При определении величины базовой доходности субъекты РФ. А представительные органы муниципальных районов и городских округов, а также органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность на корректирующий коэффициент Значения корректирующего коэффициента определяются для всех категорий плательщиков на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.

Ставка ЕНВД установлена в размере 15% величины вмененного дохода. Налоговым периодом является квартал. Уплата налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Сумма ЕНВД уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное , уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50% .

ЕНВД ранее называли региональным налогом, так как законами субъектов Российской Федерации определялись: порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится ЕНВД, в пределах установленного перечня; значения коэффициента К. Однако, с 2006 г. эти права переданы органам местного самоуправления, за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, где в целях сохранения единства городского хозяйства решения по ЕНВД принимаются законами данных субъектов РФ.

В совокупности с единым налогом по УСН этот налог призван играть важную роль в составе доходов местных бюджетов. Данное решение представляется справедливым, учитывая наличие значительных резервов повышения собираемости налогов по специальным режимам за счет лучшего налогового администрирования именно на местном уровне (организация рейдов, проверок полноты и своевременности уплаты налогов налогоплательщиками, находящимися и осуществляющими деятельность в конкретном муниципальном образовании).

В заключение отметим, что вмененное налогообложение не является «изобретением» нашей страны, его применяют многие страны. Во Франции, например, подобный налог был введен сразу после Второй мировой войны и рассчитан на вовлечение малых организаций в цивилизованные рамки налогообложения, но при относительно низких ставках. Налог просуществовал до 1998 г., затем был отменен.

Применение ЕНВД в России вряд ли определяется только фискальными целями. При этом методика налога не отличается гибкостью, т. е. не учитывает всей совокупности факторов, влияющих на результаты финансовой деятельности хозяйствующих лиц. Кроме того, налог не содержит стимулирующих элементов, правила его взимания противоречивы. Универсальным показателем для налогообложения является прибыль организации. Именно налог на прибыль отвечает требованиям либеральной рыночной экономики. Однако, коль скоро отдельные представители бизнеса в России «уходят» от налога на прибыль, а налоговые органы не в силах собрать его в полной мере, вводится ЕНВД, основная задача которого - перевести всех потенциальных плательщиков в легальный сектор. Поэтому ЕНВД должен иметь временный характер.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Освоение месторождений минерального сырья на условиях раздела продукции является одним из методов привлечения крупных долгосрочных иностранных и отечественных инвестиций в минерально-сырьевой комплекс. Нормы и правила, необходимые для функционирования соглашения о разделе продукции (далее - СРП), определяются Федеральным законом № 225ФЗ «О соглашениях, о разделе продукции» с учетом изменений и дополнений. Согласно этому закону, СРП - это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ. При этом инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. СРП определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями федерального закона.

Существенные особенности СРП состоят в том, что при его осуществлении применяется специфический механизм налогообложения. Это определено гл. 26.4 НК РФ «Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции», которая вступила в силу. На основе Федерального закона № 65ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса РФ, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ».

Предусмотренный гл. 26.4 НК РФ специальный налоговый режим при выполнении СРП предусматривает замену уплаты совокупности отдельных налогов и сборов разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения. В этом заключается принципиальное отличие налогообложения при выполнении СРП от иных специальных режимов налогообложения.

Налогоплательщиками признаются организации, являющиеся инвесторами СРП, причем не только юридические лица, но и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц. Инвестор вправе поручить исполнение своих обязанностей, связанных с применением специального налогового режима, оператору (с его согласия), который осуществляет предоставленные ему полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.

От условий раздела продукции зависит или уплата инвестором определенных налогов и сборов, или его освобождение от их уплаты. При этом в ряде случаев предусмотрено возмещение инвестору сумм уплаченных налогов (в том числе за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту Российской Федерации, на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных налогов и сборов).

Главой 26.4 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы по некоторым налогам, в частности - налогу на прибыль организаций, НДС и налогу на добычу полезных ископаемых. При выполнении соглашений о разделе продукции налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, предоставленного инвестору, а если в качестве инвестора выступает объединение юридических лиц, каждое из них подлежит постановке на учет по месту нахождения участка недр. Данный специальный режим налогообложения призван обеспечить стабильность, неизменность и предсказуемость условий налогового законодательства на весь срок действия СРП, инвестиционную привлекательность СРП, уменьшение налогового бремени для инвесторов.

В заключение отметим, что система специального налогообложения имеет широкий международный опыт применения. Назначение этих режимов - дать преимущество отдельным группам плательщиков как по отраслевому принципу (например, единый сельскохозяйственный налог), так и для стимулирования отдельных форм предпринимательства (например, упрощенная система налогообложения стимулирует развитие малого бизнеса). Сложность привлечения иностранных инвестиций на длительный срок в сырьевые отрасли также потребует серьезных изменений налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, направленных на обеспечение большей стабильности, прозрачности и соответственно привлекательности для инвесторов. Таким образом, специальные налоговые режимы осуществляют определенную дифференциацию налоговой системы в соответствии с конкретными условиями развития экономики.
Вверх

Известно, что ведение бизнеса на территории Российской Федерации возможно в двух случаях: в первом вы регистрируетесь как индивидуальный предприниматель, во втором – оформляете организацию как юридическое лицо. Несмотря на то, что это категорически разные формы организационного устройства, оба типа предпринимателей находятся в правовом поле РФ, а значит – обязаны платить налоги и сборы, которые предусмотрены федеральным законодательством.

Существует два основных типа налогов – общая (традиционная) система налогообложения (ОСНО), ее еще называют обычной системой налогообложения, и СНР, то есть специальные налоговые режимы. И тот, и другой тип регулирует Налоговый кодекс Российской Федерации.

Рис. 1. Система налогов, присущая Российской Федерации

Обычная система налогообложения подразумевает, что предприниматель платит все налоги, предусмотренные законом для своего типа деятельности. Средний и крупный бизнес, как правило, платит именно в соответствии с ОСНО.

Специальные налоговые режимы – проект относительно недавний, но очень удобный тем, что заменяет сразу несколько видов налога (справедливости ради нужно отметить, что не все), причём его размер меньше, чем суммарный размер совокупности заданных налогов. В основном этот тип налога используется малым бизнесом.

Таблица 1. Организационные принципы непосредственного формирования специальных налоговых режимов

Виды специальных налоговых режимов

Ниже приведены виды СНР, регламентированные Налоговым Кодексом РФ, и их характеристика:

  • УСН, или упрощённая система налогообложения – это один из самых распространённых и популярных в малом бизнесе типов налогового режима, включает значительное число выплат, находящихся в рамках медицинского и пенсионного страхования, рассчитывается в зависимости от минимального размера оплаты труда. С 2014 года УСН имеет две формы и может быть выбрана по желанию, то есть не имеет принудительной формы. Налоговые ставки в текущем году находятся на уровне в 6 процентов для случаев, если налогами облагаются доходы, и в 15 процентов – если налогоплательщики платят государству за доходы, уменьшенные на размер расходов;
  • ЕНВД, или ранее был обязательной мерой, в 2018 и 2019 году стал налогом «по желанию». Удобен и зачастую выгоднее для малого бизнеса и для некоторых видов деятельности среднего бизнеса. Налоговая ставка составляет 15 процентов. Применение этого типа налога происходит, как правило, параллельно с основной системой налогообложения, распространяется на некоторые специальные виды деятельности – например, ветеринарные услуги, автотранспортный бизнес, рекламу, операции с недвижимостью и так далее;
  • ЕСХН, или единый сельскохозяйственный налог, — это налог для предпринимателей, занятых в аграрном производстве. В этом случае ЕСХН заменяет собой налог на прибыль, НДС и налог на имущество организаций. Ставка ЕСХН в 2016 году составляет 18 процентов, а уже начиная с 2019 года будет повышена до 24 процентов;
  • ПСН, или – самый «молодой» тип налога специальной системы. Не является принудительным, но предназначен исключительно для индивидуальных предпринимателей, занятых в определённых видах деятельности (классификатор есть на сайте налоговой службы любого субъекта РФ). Заменяет НДС, НДФЛ, налог на имущество физлиц. Ставка налога – 6 процентов;
  • пятый тип налогообложения по специальной системе не является широко распространённым из-за узкой специфики – он регулирует уплату налогов в период выполнения соглашений о разделе товара. В России подобные правоотношения возникают, когда иностранные и национальные предприятия участвуют в разведке и добыче минерального сырья. Налоговая ставка рассчитывается индивидуально.

Изменения в специальных налоговых режимах в 2019 году

С 1 января 2014 года в Налоговый кодекс РФ был внесен ряд изменений, коснувшихся специальных режимов. К ним относятся следующие меры:

  1. в отношении УСН общие изменения состоят в том, что в отношении налогоплательщиков установлен единый предельный размер дохода, превысив который, плательщик налогов лишается права использовать «упрощёнку». Эта сумма составляет 64 миллиона 20 тысяч рублей. Ещё одна новая норма состоит в том, что УСН не может применяться микрофинансовыми организациями;
  2. изменения коснулись и ЕНВД: здесь теперь действует одно, но важное правило – начиная с 2014 года в отношении предпринимателей, уплачивающих этот налог, вводится новый параметр. Это так называемый коэффициент-дефлятор в размере 1,672;
  3. ПСН в текущем году также претерпела изменения. Согласно им, в стране установлен минимальный размер дохода, возможного для получения – эта сумма составляет 106,7 тысяч российских рублей;
  4. наконец, ещё два нововведения коснулись ЕСХН. Во-первых, налоговое законодательство отменило нормирование расходов, выделяемых на питание экипажей речного и морского транспорта, функционирующего в интересах ЕСХН. Во-вторых, в перечень материальных расходов (опять же, в интересах ЕСХН) теперь вместо стоимости лекарств входит стоимость ветеринарных средств.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Таковы основные изменения, коснувшиеся специальных налоговых режимов в 2019 году .

Специальные налоговые режимы представляют собой особый, установленный порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях . Эти налоговые режимы направлены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий деятельности организаций, относящихся к сфере малого предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей и участников выполнения соглашений о разделе продукции.

К специальным налоговым режимам в системе налогов РФ относятся четыре системы налогообложения:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) — глава 26 НК РФ;
  • — глава 26 НК РФ;
  • система налогообложения в виде для отдельных видов деятельности — глава 26 НК РФ;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции — глава 26 НК РФ.

Упрощенная система налогообложения

Переход к упрощенной системе или возврат к общей системе налогообложения осуществляется налогоплательщиком добровольно в порядке, определенном кодексом.

Применение «упрощенки» организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль, налога на имущество организаций уплатой единого налога. Дня индивидуальных предпринимателей, перешедших на «упрошенку», предусмотрена замена уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество уплатой единого налога.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрошенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, уплачиваемого на таможне. Однако налогоплательщики, применяющие «упрощенку», производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном кодексом.

Использовать упрощенную систему могут как организации, так и индивидуальные предприниматели.

Индивидуальные предприниматели могут перейти на «упрощенку» в том случае, если у них выполняется только одно ограничение: средняя численность наемных работников не превышает 100 человек. Что касается организаций, то у них должно выполняться пять условий, указанных в ст. 34б НК РФ, а именно:

  • доход от реализации за девять месяцев предыдущего года не превышает 45 млн руб.;
  • средняя численность работников не превышает 100 человек (среднюю численность рассчитывают также за девять месяцев);
  • стоимость амортизируемого имущества меньше либо равна 100 млн руб.;
  • доля уставного капитала, принадлежащая юридическим лицам, меньше либо равна 25%;
  • нет филиалов и представительств.

Даже если эти условия соблюдены, не вправе перейти на упрощенную систему лица, занимающиеся определенным видом деятельности:

  • банки;
  • страховые компании;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • инвестиционные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • производители подакцизных товаров;
  • лица, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых, и др.

Чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения, в налоговую инспекцию нужно подать соответствующее заявление с 1 октября по 30 ноября. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на «упрощенку» в течение трех дней после подачи заявления о постановке на учет в налоговых органах.

Организация должна вернуться к общему режиму, если:

  • выручка за отчетный или налоговый период, рассчитанная нарастающим итогом, превысит 60 млн руб.;
  • стоимость амортизируемого имущества за отчетный или налоговый период превысит 100 млн руб.

Для индивидуального предпринимателя действует только одно ограничение — размер выручки.

О том, что произошло превышение лимита выручки или стоимости амортизируемого имущества, налогоплательщик должен уведомить налоговую инспекцию в течение 15 дней по окончании того квартала, в котором произошло превышение. Переходить на общий режим налогообложения нужно с начала того квартала, в котором произошло превышение лимитов.

Объектом налогообложения признаются:

  • доходы;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. В случае, если объектом обложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Начиная с 1 января 2009 г. эта ставка может быть дифференцирована в пределах от 5 до 15% законами субъектов РФ.

Налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на расходы, определенные НК РФ. При этом следует подчеркнуть, что перечень расходов является закрытым: уменьшат доход только те расходы налогоплательщика, которые прямо поименованы в ст. 346 НК РФ. Особый порядок установлен для расходов на приобретение основных средств.

Датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банке (кассовый метод). Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно. По итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога и фактически полученных доходов. Сумма налога уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за тот же период, но не более чем на 50%. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Налоговые декларации по итогам отчетного периода не предоставляются, а по итогам налогового периода — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сроки уплаты авансовых платежей — 25-е число месяца, следующего за отчетным периодом. Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

Новое на сайте

>

Самое популярное