Домой Связной Внешние эффекты как проявление фиаско рынка. Фиаско рынка

Внешние эффекты как проявление фиаско рынка. Фиаско рынка

В экономической литературе сбои в работе рыночного механизма экономисты называют по-разному: недостатками, несовершенством, неполадками, провалами, фиаско, неэффективностью, дефектами, неспособностью, небезупречностью, бессилием, ограниченностью, что не меняет сути. Фиаско рынка представляет собой ситуацию, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов (внешние эффекты, общественные блага, неравенство в доходах, рыночная власть, асимметричность информации).

1) Внешние эффекты или экстерналии -- эффекты (издержки или выгоды), не имеющие стоимостной оценки, в результате рыночных сделок между экономическими субъектами, которые получают третьи лица. Рыночная система учитывает лишь индивидуальные потребности и не способна учитывать общественные, коллективные потребности (например, национальная оборона, охрана окружающей среды, строительство автомагистралей)

Внешними эффектами называют все факторы, которые не учитываются в рыночной цене, но влияют на благосостояние и качество жизни людей. К ним относятся выгоды, приносимые фирмами, повышающими квалификацию и образование своих работников, выгоды от создания интеграционных союзов производителей, выгоды фирм, получающих от потребителей бесплатно информацию о выявленных недостатках товаров и т.д.

Внешние эффекты могут иметь и отрицательную направленность, например, нечестная конкуренция за клиентский капитал, ущерб при нарушении авторских прав, загрязнение окружающей среды в результате производства товара и т.д.

Специфика внешних эффектов, заключается в том, что они: возникают в ходе рыночных сделок между экономическими субъектами; обладают «внешней» направленностью для участников рыночной сделки, т.к. воздействуют на третьих лиц; не имеют стоимостной оценки, а значит, не могут быть учтены в рыночных ценах; имеют различные сферы возникновения (производство, распределение, обмен, потребление экономических благ); могут быть как положительными, так и отрицательными;

Отрицательные внешние эффекты возникают при негативных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. Отрицательные эффекты связаны с дополнительными издержками, не имеющими стоимостной оценки, в результате рыночных сделок между экономическими субъектами, которые получают третьи лица. "К примеру, целлюлозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды пропорционален объему производства. Это означает, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. Поскольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений."

Положительные внешние эффекты возникают при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. Возникающий при этом выигрыш присваивается не владельцем ресурсов, обусловивших возникновение эффекта, а третьими лицами, притом бесплатно. Положительный внешний эффект -- дополнительная полезность, возникающая в результате использования блага и не находящая отражения в его рыночной цене.

Развитие образования выступает в качестве положительного внешнего эффекта. В обществе каждый выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Не удивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Возникновение отрицательных внешних эффектов связано с тем, что не установлены права собственности на ресурс (например, чистый воздух) отсутствует его рыночная (стоимостная) оценка; возможность бесплатного использования ресурса; перепроизводство товара с отрицательными внешними эффектами (заниженная его цена); неэффективное распределение ресурсов. Сходная ситуация возникает с положительными внешними эффектами: не установленные права собственности на ресурс (например, образование); отсутствует стоимостная оценка; возможность бесплатного получения выгод; недопроизводство товара с положительными внешними эффектами (завышенная его цена); неэффективное распределение ресурсов.

2). Общественное благо (pure public good) -- это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью (потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других; такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю) и неисключаемостью (ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить; общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех) в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.

Частное благо (pure private good) -- это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.

В отличие от частного блага общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать "мелкими" партиями) и быть продано по частям. Невозможно так же определить цену на отдельные единицы общественного блага. Потребление общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека. Однако в реальной действительности наличие такой информации -- большая редкость.

Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, "зайца" (free-rider problem).

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско.

3). Неравенство в доходах (рынок игнорирует социальную справедливость). Рынок не способен распределять доходы среди различных слоев населения в соответствии с целями демократического общества: ничем не сдерживаемая рыночная система может предписать некоторым людям голодать из-за недостаточности дохода, а другим - получать несоразмерные или чрезмерные доходы. Рынки конкурирующих продавцов не гарантируют, что доход и потребление будут именно у тех, кто считается наиболее нуждающимся или достойным. Рыночный механизм может привести к массовому неравенству, к увековечиванию неравенства в доходах и богатстве из поколения в поколение.

Рынок может либо обеспечить, либо не обеспечить справедливое распределение ресурсов. Вопрос о том, следует ли недобросовестность, неравенство и экономическую несправедливость в условиях рыночной экономики называть фиаско рынка, относится скорее к разряду терминологических, нежели существенных. В литературе фиаско рынка определено таким образом, что оно имеет отношение только к проблеме эффективности. Однако это определение не отрицает важности проблем экономической справедливости.

4). Рыночная власть (рынок не противостоит монополистическим тенденциям). Контрольный механизм рынка - конкуренция - с течением времени теряет первоначальную силу в результате слияний фирм, тайных сговоров компаний, беспощадной конкурентной борьбы, образования монополий. Некоторые экономисты считают, что технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствовал упадку конкуренции, так как новейшие технологии требуют использования огромных количеств реального капитала, крупных рынков (комплексных, централизованных и интегрированных), а также богатых и надежных источников сырья. Такого рода технология означает необходимость в существовании фирм-производителей, являющихся крупномасштабными не только в абсолютных величинах, но также и по отношению к размерам рынка.

Достижение максимальной эффективности производства на основе применения новейшей технологии часто требует существования небольшого числа крупных фирм, а не большого числа относительно мелких. Таким образом, несовершенная конкуренция служит причиной неэффективности. Рынок не может самостоятельно устранить препятствия на пути к конкуренции, бороться с неэффективной конкуренцией. Конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильности уровня цен, проблемы безработицы, инфляции, экономического роста сами по себе, автоматически, разрешиться не могут. Особую опасность экономическому развитию представляет инфляция и циклическая безработица: экономика, подверженная чрезмерной инфляции и безработице, создает неблагоприятную экономическую среду для координации действий покупателя и продавцов от дельных товаров и факторов производства.

5). Асимметричность информации. Информация в рыночной экономике выступает в качестве общественного блага, однако у экономических субъектов возникают проблемы, связанные с затратами на поиски информационных источников; оценкой надежности достоверности информации; проблемами усвоения (потеря части информации); проблемами обработки (когнитивные ограничения); проблемами использования информации. Все это способствует явлению «неполноты информации» для эффективного функционирования рынков.

Асимметричность информации -- неравномерность распределения информации среди экономических субъектов, вызванная ее неполнотой. Асимметричность информации воздействует на:

общее благосостояние (способствует перераспределению излишков потребителя и производителя);

условия рыночной конкуренции (является источником ценовой дискриминации);

рыночную стратегию поведения фирм (причина реализации рыночной власти продавцов, способствует снижению эффективного использования производственных мощностей).

Асимметричная информация охватывает различные рынки, где качество товаров неоднородно и существенно колеблется. Чем меньше осведомленность покупателей и ниже интенсивность рыночных сделок, тем выше асимметричность информации. Так, продавец продукта знает о качестве товара больше, чем покупатель. Работник о своих способностях имеет более полную информацию, нежели предприниматель. Кредитор располагает меньшими сведениями о платежеспособности заемщика. Менеджеры знают свои возможности лучше в сравнении с собственниками фирм. К рынкам с большой долей асимметричной информации относятся: рынок товаров длительного пользования; рынок страхования; рынок кредитов; рынок труда.

Главная проблема асимметричности информации заключается в том, что она дает возможность злоупотребления рыночной властью участникам рыночных отношений и ведет к закреплению на рынке некачественного блага, в результате негативного отбора потребителей.

Асимметричность информации ликвидировать невозможно, но ее можно значительно уменьшить при помощи рыночных сигналов.

Рыночные сигналы -- это механизмы, позволяющие экономическим субъектам минимизировать асимметричность информации о качестве продукции и услугах. Концепция рыночных сигналов была впервые разработана американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике 2001 г. М. Спенсом, который установил, что асимметричность информации уменьшается, когда покупателям поступают сигналы о качестве благ со стороны продавцов этих благ (реклама, репутация фирмы, квалификационные дипломы, сертификаты качества, гарантии, поручительства и т.д.).

Так, на рынке труда рыночным сигналом для работодателей является образование работников, которое измеряется числом лет обучения, полученной степенью, средним баллом, престижностью заведения и т.д. Действительно, образование выступает в качестве «индикатора», который позволяет фирмам судить о трудовых возможностях работника и его перспективности. Однако диплом о высшем образовании выступает в роли именно рыночного сигнала, а не гарантии высокооплачиваемого труда и без него у работника нет возможности претендовать на более оплачиваемую работу. Выбирая уровень образования работников, фирма сопоставляет выгоды от него с издержками на его подтверждение и оценку. То же самое делают и потенциальные работники. Разница между ними состоит в том, что фирмы имеют в виду производительность труда, а работники -- уровень оплаты труда.

Рыночные сигналы уменьшают асимметричность информации о качестве продукции и услуг, в то же время издержки на поддержание соответствующих рыночных сигналов могут значительно увеличить цену товаров, поэтому эффективность системы рыночных сигналов зависит от сопоставления выгод и издержек от ее использования.

Экономики большинства стран мира являются смешанными, в которых регулирующие функции осуществляет как сам рынок, так и государство. Именно фиаско рынка и некоторые внешние факторы обусловили активное участие государства в процессах экономической жизни. Любое правительство во все исторические периоды всегда выполняло (сбор налогов и пошлин, защита собственности, организация денежных потоков), но только в ХХ в. функции и роль государства очень сильно изменились. Государственный сектор в условиях производит значительную часть национального продукта. Правительство регулирует экономические процессы и перераспределение доходов. Несовершенство рынка нередко сказывается на всей экономике страны, и весь перестает обеспечивать эффективное распределение разных ресурсов в обществе. Для недопущения кризисов в экономической сфере необходимо усиление роли государства в контролировании большей части ее процессов. Фиаско рынка - это его провал, когда нарушаются все механизмы нормального функционирования экономики. К нему могут привести следующие причины:

  • нерациональное распределение имеющихся ресурсов;
  • монополизация экономики (в этом случае преобладают рынки с ;
  • неспособность к охране окружающей среды и сохранению трудновоспроизводимых ресурсов;
  • отсутствие интересов рынка в производстве различных общественных благ;
  • неравномерное распределение доходов;
  • отсутствие механизмов, которые учитывают внешние эффекты;
  • нестабильное макроэкономическое развитие.

Стремясь к достижению эффективной рыночной экономики, государство проникает в хозяйство и осуществляет меры экономического и административного характера, которые обеспечивают условия достижения главных макроэкономических целей. Фиаско - это внедрение государственного регулирования в экономические процессы. Оно выполняет следующие экономические функции:

  • обеспечение необходимой правовой базы, согласно которой будет эффективно функционировать рыночная система. Принятие законов, которые защищают права собственности, регулируют отношения между рабочей силой и предпринимателями, правительством и предпринимателями, а также обеспечивают соблюдение контрактов, является залогом эффективного функционирования экономики. Обязательное, обоснованное, устойчивое для всех участников процесса законодательство предоставляет возможность всем хозяйствующим субъектам делать свободный выбор и планировать деятельность. Осуществляя эту функцию, правительство способствует сокращению транзакционных издержек, что ведет к наиболее рациональному распределению ресурсов;
  • охрану окружающей среды с целью экологической защиты всей среды обитания людей;
  • защиту конкурентной среды. При ограничении конкуренции и повышении уровня монополизации рынков снижается эффективность перераспределения ресурсов, что ведет к чистым потерям всего общества. По этой причине государство проводит активную антимонопольную политику, которая направлена на недопущение создания новых и на борьбу с имеющимися монополиями. Борьба с так называемыми «искусственными монополиями» проводится наряду с регулированием хозяйствования ;
  • контроля над ценами на определенные группы товаров;
  • определения минимальных уровней оплаты труда, пособий, пенсий и компенсаций;
  • обеспечения определенного уровня образования и здравоохранения;
  • стабилизации и стимулирование экономики;
  • корректировки оптимального распределения ресурсов и общественных благ.

Фиаско рынка зачастую приводит к Это происходит в том случае, когда оно не может обеспечить оптимальное для общества перераспределение и использование ограниченной ресурсной базы. По этой причине принимая определенные меры по устранению фиаско рынка, государство должно тщательно следить за всеми возможными последствиями предпринятых действий и корректировать их согласно конкретной политической и социально-экономической ситуации в стране.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику страны. Анализ побочных эффектов государственного регулирования рынка. Разновидности рыночных фиаско. Общественные блага в провалах рынка. Современный взгляд на теории провалов рынка.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2015

    Виды государственного регулирования агропродовольственных рынков в экономической теории. Особенности рынка зерна в современной России. Методы государственного регулирования рынка зерна. Изучение последствий государственного регулирования зернового рынка.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2016

    Причины, механизмы и социально-экономические последствия фиаско рынка. Методы и инструменты государственного регулирования экономики. Анализ фиаско рынка в экономике Российской Федерации и Китая как причины государственного вмешательства в экономику.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2014

    Экономические функции государства, его роль в смешанной экономике. "Фиаско" рынка - государственное регулирование. Обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы. Защита конкурентной среды. Охрана окружающей среды, финансирование науки.

    контрольная работа , добавлен 10.03.2010

    Понятие "рынка", его основные функции и недостатки. Анализ "провалов" рынка и государства. Необходимость и методы государственного вмешательства в рыночной механизм. Особенности, направления и области государственного регулирования российской экономики.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2011

    Исследование теоретических основ государственного регулирующего воздействия в экономике. Анализ структурных элементов государственного регулирования, их взаимосвязи. Механизм взаимодействия правовых институтов и разных форм государственного регулирования.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2014

    Общая характеристика необходимости государственного регулирования экономики, рассмотрение его форм и методов воздействия. Проведение сравнительного анализа влияния государства на экономику в условиях рынка и в условиях командной экономической системы.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2015

«Провалы» (фиаско) рынка - это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов в рыночной экономике. Выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о "провалах" рынка: монополия; несовершенная (асимметричная) информация; внешние эффекты и общественные блага, речь о которых пойдет в данной теме. Идеальная модель экономического устройства общества предполагает использование механизма государственного регулирования для решения подобных проблем. Рассмотрим основные из них.

Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма. Рынок представляет собой систему добровольного обмена. Нужно обеспечить эту добровольность, т. е. создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия (обман, кражи, вымогательство). На государство возлагается серьезная задача - защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке. Прежде всего, должна быть обеспечена защита прав собственности. Хозяйствующий агент, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и ограничения своего права на нее, и не сможет функционировать как эффективный собственник. Поэтому необходимо наличие законодательства, обеспечивающего право собственности. Важную роль в правовом обеспечении имеет государственное противодействие неограниченной власти монополий. В экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее элемент нездорового и недобросовестного соперничества. Большое значение имеет законодательство о защите прав потребителей. Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм и т.п. Государство разрабатывает законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономической жизни. Наконец, уголовное законодательство, направленное против краж, насилия, убийств, создает более стабильную ситуацию в стране и также улучшает функционирование рынка.

Политика поддержания доходов. Неравенство в распределении доходов, строго говоря, нельзя назвать фиаско рынка, и оно вполне сочетается с Парето-эффективностью. Но с нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведет к социальной нестабильности. Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.

Стабилизация макроэкономических колебаний. Государству принадлежит важная роль в сглаживании макроэкономических колебаний, которым подвержена экономика. Явление цикличности, свойственное рынку, порождает массу экономических проблем (раздел «Макроэкономика»). Преодолеть эти проблемы чисто рыночными способами не представляется возможным. Поэтому антициклическая политика является прерогативой государства.

Пресечение асимметричной информации. Государство может сглаживать асимметричность информации путем контроля за качеством товаров и услуг, распространения нужных потребителям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы и т. д. Как уже отмечалось, большой значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей. Государство, предоставляя потребителям информацию о качестве товаров, о степени риска в сферах инвестирования и страхования и т. п., создает тем самым общественное благо (информацию), которой бесплатно пользуются все экономические субъекты.

Минимизация трансакционнных издержек. Принимая на себя содержание общественного блага, государство решает и задачу минимизации трансакционных издержек. Есть товары, которые, по определению, не относятся к общественным (предельные издержки при производстве дополнительной единицы продукции не равны нулю), но из-за высоких трансакционных издержек государству все же бывает выгодно взять на себя их финансирование. Классический пример подобных товаров - некоторые виды страхования, в основном связанные с производственной деятельностью: страхование на случай безработицы, по старости. Частные страховые компании нуждаются в дорогостоящей рекламе, содержании административного аппарата и страховых агентов, что не нужно государству. Поэтому затраты государства в данной области значительно ниже, и подобные товары, как и общественные товары, целесообразнее производить государству.

Минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий. Государству принадлежит существенная роль в компенсации экстерналий. Существуют два основных способа минимизации отрицательных экстерналий. Первый способ - принятие административных мер по отношению к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналий. На государство возлагается осуществление контроля за деятельностью, порождающей отрицательные внешние эффекты с применением административно-командных мер, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды и т. д. Помимо установления норм и применения запретов, т. е. помимо прямого административного вмешательства с целью минимизации отрицательных экстерналий, государство использует и другой способ - косвенный метод борьбы с отрицательными экстерналиями через налоговую сферу. Суть его заключается в том, что производители, являющиеся основными виновниками отрицательных внешних эффектов, облагаются налогами, что заставляет их в определенном смысле менять свое поведение.

Кроме отрицательных экстерналий, как нам известно, существуют и положительные экстерналий, когда выгоду получает не только непосредственный потребитель данного блага, но и «третьи лица». Под «третьими лицами» здесь, как правило, понимается общество в целом. Государство поощряет деятельность, порождающую положительные экстерналий. В этих целях проводится субсидирование производителей или потребителей положительных экстерналий. Предоставляется ли субсидия потребителю (он сможет платить более высокую цену за пользование положительными экстерналиями) или производителю (снижаются его издержки), в любом случае это ведет к увеличению потребления блага. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и общество в целом.

Производство общественных товаров. Рынок оказывается неспособным обеспечить производство определенных товаров - так называемых общественных товаров. Подобных товаров и услуг, относимых к категории общественных, достаточно много и их мы будем рассматривать далее. Все общественные блага служат интересам общества в целом, предельные издержки на их производство не зависят от количества потребителей, и государству целесообразнее взять на себя заботу об их содержании. Государство финансирует определенные сферы из бюджетных средств. В основном, источник финансирования - налоги. Причем, как правило, отсутствует непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и реальным участием в процессе потребления данного общественного товара.

Таким образом, государственный аппарат стремился решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы. Однако, государственное регулирование необходимо осуществлять в определенных пределах.

Прежде всего, недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т. д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации.

Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики. Способы разгосударствления могут быть различны. Это, прежде всего, поощрение конкуренции и либерализация рынков, снижение барьеров для вступления в отрасль, активная антимонопольная политика. Эффективной мерой может стать и стимулирование смешанного предпринимательства. Наконец, сильной мерой является денационализация государственной собственности, развитие процессов приватизации.

В предыдущем параграфе мы отмечали, что в модели круговых потоков отсутствует такая важная экономическая сила как правительство (государство). Рынки играют огромную роль в ответе на фундаментальные вопросы: кто, что, как, для кого. Тем не менее, не все решения принимаются только домашними хозяйствами и фирмами на рынке. Почему нельзя скоординировать все свои действия при обмене через рынок? Ученые-экономисты предлагают два ответа на этот вопрос. Один из них основан на понятии фиаско рынка, другой - на понятии поиска ренты.

Фиаско рынка представляет собой ситуацию, при которой рынок не в состоянии координировать процессы экономического выбора так, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов. В соответствии с таким подходом экономическая роль правительства заключается в том, чтобы вмешиваться там, где рынки оказываются неспособными эффективно и справедливо распределять ресурсы. А, следовательно, каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип правительственного вмешательства. С другой стороны, представители такого направления как теория общественного выбора утверждают, что правительственную политику можно лучше понять не в терминах «хорошо» и «плохо» с социальной точки зрения, а с точки зрения тех способов, с помощью которых люди используют правительственные учреждения для достижения личной выгоды. Этот подход известен под названием теории общественного выбора. Эту теорию мы будем изучать в курсе микроэкономики. Здесь же мы только отметим, что одним из ключевых понятий теории общественного выбора является понятие экономической ренты. Под экономической рентой понимается любая плата, приходящаяся на долю некоего фактора производства, превосходящая его альтернативную стоимость. Иногда правительство ставит фирмы в условия, когда они продают свою продукцию по более высокой цене или покупают ресурсы по более низкой цене, и получают прибыль ничем не хуже прибыли, полученной исключительно на началах частных усилий. Получение и защита ренты с помощью действий правительства известны под названием поиска политической ренты или просто поиска ренты, причем политический контекст в данном случае предполагается.

Исторически впервые государственное регулирование начинается тогда, когда в экономической системе возникают силы дестабилизирующие систему, выводящие ее из динамического равновесия. На определенном этапе развития свобода порождает монополию. Возникновение монополий, выросших из свободы продавца и покупателя, т.е. превращение элементов в свою противоположность, недостаточность конкуренции означает необходимость механизма настройки системы. В противном случае она может погибнуть.


Роль настраивающего механизма в рыночной системе начинает выполнять государство. Возникает так называемое государственное регулирование в рациональном смысле слова. Это есть четко выраженная начальная граница перехода системы в стадию зрелости. В данном случае рыночная экономика превращается в экономику рыночного типа.

Вмешательство государства в экономику в виде настраивающей системы, разбивающей элементы противоположной системы, отрицающей нашу, начинается впервые в США с принятием серии федеральных законов, получивших впоследствии название антитрестовского законодательства (Акт Шермана 1890 г., Акты Клейтона и Федеральной торговой комиссии 1914 г. Акт Робинсона - Патмана 1936 г., поправка Селлера-Кефовера 1950 г. , Акт Харта - Скотта-Родино 1976 г.). В дальнейшем антитрестовское законодательство было принято в большинстве стран с рыночной экономикой.

Органы антитрестовского регулирования могут воздействовать на поведение фирм двумя способами: регулирование поведения и регулирование структуры.

Регулирование поведения - это ограничение действий фирмы со стороны государства. Например, если правительство обнаруживает, что фирмы действуют совместно с целью повышения цен, что известно как искусственное взвинчивание цен, то оно может наказывать эти фирмы и вынуждает их прекратить совместные действия.

Регулирование структуры заключается в том, что правительство (государственные органы) могут изменять структуру отрасли с целью сделать ее более конкурентоспособной. Самая крайняя мера регулирования структуры заключается в принудительном дроблении существующей фирмы. Например, такая мера в конце 90-х гг. была применена в США к фирме Microsoft, которая была раздроблена на две компании.

Одним из типов фиаско рынка является неспособность рынка обеспечить передачу информации о редкости в форме цен. Для того, чтобы рынки эффективно функционировали, цены должны отражать альтернативную стоимость производства тех или иных товаров и услуг. Как правило, цены отражают хотя бы приблизительную величину альтернативной стоимости. Производители товара или услуги должны получать цену, по крайней мере равную альтернативной стоимости, в противном случае они просто не захотят осуществлять предложение этого товара на рынке. Тем не менее, в реальной жизни бывают ситуации, когда действия производителей и потребителей оказывают воздействие на третьих лиц, т.е. на людей, не являющихся субъектами данной сделки - продавцами или покупателями. Эти эффекты, которые имеют место, но никак не отражаются в ценах, известны под названием внешних эффектов или экстерналий. Внешние эффекты- это ситуации, при которых поведение одного индивида влияет на благосостояние другого посредством явления, выходящего за рамки существующих рынков.Например, использование пестицидов на полях хозяйств, примыкающих к водоемам, воды которых используются для водоснабжения городов, вредит здоровью людей, убивает растительность. Эти эффекты относятся к внешним затратам на необходимое производство растительной продукции на этих полях, поскольку покрываются эти затраты третьими лицами, не являющимися ни продавцами ни покупателями. С точки зрения экономики в целом, внешние затраты также являются частью альтернативной стоимости производства растительной продукции на этих полях. Они воплощают стоимость факторов производства, которые подверглись нанесению ущерба из-за загрязнения (например, отпуска по болезни, погибшие деревья, трава) или стоимость необходимую для устранения последствий загрязнения (лечение людей, высадка новых деревьев, пересев травы и т.п.)

Существует так же такая проблема как необходимость производства общественных благ. Товары, предлагаемые на рынке о которых речь шла выше (шоколад, хлеб, напитки и т.п.), являются конкурентными. Но существуют и так называемые неконкурентные товары. Понятие «неконкурентный» означает, что получение выгоды одним домашним хозяйством от потребления данного товара не ведет к уменьшению выгод, получаемых другими потребителями этого товара. Иначе говоря, данные товары не обладают свойствами исключительности (они не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их сразу всем другим) и соперничества (они, будучи предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены другим без каких-либо дополнительных затрат). Примерами таких товаров являются национальная оборона, правоохранительная система Нельзя защитить одного человека от ядерной атаки, не распространяя эту защиту на всех. Таким образом, общественные блага это блага, которые не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других и которые, будучи предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены другим без дополнительных затрат. Частное благо, наоборот, распределяется среди индивидуумов в зависимости от их возможности и желания его приобрести и приносит выгоду только человеку, который его приобрел. Обеспечением и распределением первого занимается государство, второго - рынок.

Проблема «безбилетных пассажиров» (или «безбилетная езда») всегда возникает в ситуациях с общественными благами и означает, что только правительство может предоставить эти блага. В противном случае они могут быть не представлены вообще. «Безбилетная езда» имеет место тогда, когда человек уклоняется от выполнения действий, требующих затрат, поскольку он уверен, что кто-нибудь другой их обязательно предпримет (что позволяет любителю «безбилетной езды» (безбилетнику) получать выгоды, ничего не вкладывая). Примером такого блага является образование.

Новое на сайте

>

Самое популярное