Домой Связной Внутренний региональный. Основные показатели и методы расчета валового регионального продукта

Внутренний региональный. Основные показатели и методы расчета валового регионального продукта

Введение

1 Теоретическая часть

1.1 Основные понятия «валового регионального продукта»

1.2 ВРП в системе национальных счетов

1.3 Источники данных для исчисления ВРП

1.4 Методы исчисления ВРП

1.5 Планы развития национальных счетов в СНГ

1.6 Данные ВРП по Омской области

2 Практическая часть

2.1 Задача №1

2.2 Задача №2

2.3 Задача №3

2.4 Задача №4

2.5 Задача №5

2.6 Задача №6

2.7 Задача №7

2.8 Задача №8

Заключение

Список литературы

Введение

Современный экономический статус субъектов Российской Федерации требует использования разнообразных инструментов оценки экономического развития, финансовой сбалансированности, условий конкуренции на отечественном и мировом рынках. С другой стороны, такие инструменты необходимы для проведения активной федеральной политики, направленной на устранение межрегиональных диспропорций, укрепление экономической и политической целостности страны.

Усиление самостоятельности регионов, развитие бюджетного федерализма увеличивают значимость региональной политики. В этих условиях разработка региональных управленческих решений требует современных подходов к их информационному обеспечению и экономическому обоснованию. С этой точки зрения, универсальной основой для комплексного анализа обобщающих характеристик рыночной экономики является система национальных счетов (СНС). Логическим продолжением СНС для регионального уровня является система региональных счетов (СРС). Центральное положение в СНС занимает валовой внутренний продукт (ВВП), а в СНС - его региональный аналог - валовой региональный продукт (ВРП). Он характеризует уровень экономического развития и результаты экономической деятельности всех хозяйствующих субъектов региона.

Без ВВП (ВРП) невозможно построение важнейших национальных (региональных) счетов.

В России СНС начала внедрятся с федерального уровня. Однако регионы также испытывают необходимость в современной статистической обобщающей модели. В нашей стране, объединяющей 89 территориально-административных образований с различными временными поясами и географическим положением, существуют значительные различия в уровнях экономического и социального развития регионов. Поэтому проблема расчёта валового продукта для каждого региона стоит особенно остро.

Не только территориальные органы управления, но и государство в целом заинтересованы в информации, комплексно характеризующей экономику всех регионов, позволяющей осуществлять выработку экономической политики и оценку эффективности принятых решений на региональном уровне.

Наиболее общий количественный показатель экономического развития регионов - динамика валового продукта территории. Межрегиональные сопоставления на его базе с использованием при необходимости дополнительных стоимостных и натуральных показателей позволяют определить направленность и интенсивность экономических процессов, ведущих к серьёзным сдвигам в межрегиональном соотношении сил.

Задача расчетов региональных макроэкономических показателей приобретает особое значение в связи с повышением роли ВРП в реформировании межбюджетных отношений и использовании этого показателя при распределении средств Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

В последние годы возросла потребность органов государственного управления стран СНГ (как на федеральном, так и на региональном уровне) в данных региональной статистики и, в частности, региональных национальных счетов. Эту тенденцию можно объяснить стремлением органов управления уделять больше внимания вопросам социально- экономического развития на региональном уровне. Региональная политика стала составной частью общих программ социально-экономического развития стран; она формулируется в официальных документах органов управления, относящихся к развитию регионов.

В данной курсовой работе освещены понятие и сущность ВРП, его экономическое значение, методы исчисления и тенденции развития. Также представлены показатели ВРП города Омска и Омской области, динамика изменения показателей за период с 1998года по 2007год в основных текущих ценах и ВРП на душу населения. Прилагается решение задач.

1 Теоретическая часть

1.1 Основные понятия «валового регионального продукта»

В рамках выполнения «Комплексного плана мероприятий по внедрению общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) в практику Российской экономики», утвержденного 26 декабря 2001г. Минэкономразвития России, Госкомстатом России и Госстандартом России, а также приведения расчетов макроэкономических показателей к международным стандартам, результаты оценки ВРП производственным методом и методом формирования по источникам доходов, начиная с данных за 2004г., публикуются в структуре общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Валовой региональный продукт (ВРП) – обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг. Публикация данных о ВРП ранее осуществлялась в рыночных ценах. Оценка ВРП в основных ценах отличается от оценки в рыночных ценах на величину чистых (за вычетом субсидий на продукты) налогов на продукты. ВРП в основных ценах представляет собой сумму добавленных стоимостей в основных ценах по видам экономической деятельности.

Основная цена – цена, получаемая производителем за единицу товара или услуги, без налогов на продукты, но включая субсидии на продукты. Валовая добавленная стоимость исчисляется на уровне видов экономической деятельности как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением.

Выпуск товаров и услуг представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц-резидентов региональной экономики в отчетном периоде. Реализованные товары и услуги включаются в выпуск по фактической рыночной стоимости, нереализованная готовая продукция – по средним рыночным ценам. Изменение незавершенного производства включается в валовой выпуск по себестоимости.

Промежуточное потребление состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства в отчетном периоде. Потребление основного капитала не входит в состав промежуточного потребления.

Расходы на конечное потребление ВРП складываются из расходов на конечное потребление домашних хозяйств, расходов государственных учреждений на индивидуальные товары и услуги и на коллективные услуги, расходов на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Такая группировка показывает, кто финансирует расходы на конечное потребление.

Валовое накопление основного капитала представляет собой вложение резидентными единицами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. Валовое накопление основного капитала включает следующие компоненты: а) приобретение за вычетом выбытия, новых и существующих основных фондов; б) затраты на крупные улучшения произведенных материальных активов; в) затраты на улучшение непроизведенных материальных активов; г) расходы в связи с передачей права собственности на непроизведённые активы.

Существует несколько вариантов расчёта ВРП.

Валовой региональный продукт на стадии производства, рассчитанный производственным методом, представляет сумму валовой добавленной стоимости, созданной всеми институциональными единицами-резидентами на экономической территории региона (без учёта чистых налогов на продукты).

Валовой региональный продукт рассчитывается на уровне отраслей и секторов производственным методом как разница между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением, образованным из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства. Термин «валовая» указывает на то, что показатель определен до вычета потребления основного капитала.

Валовой региональный продукт рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (номинальный объем валового регионального продукта), а также в сопоставимых ценах (реальный объём валового регионального продукта).

1.2 ВРП в системе национальных счетов

Расчет показателя валового регионального продукта (ВРП) производится силами территориальных органов государственной статистики в рамках внедрения элементы системы национальных счетов (СНС) на региональном уровне.

Система национальных счетов представляет собой развернутую статистическую модель, включающую систему взаимоувязанных показателей макроуровня. СНС существует в виде международного стандарта, рекомендованного для внедрения в различных странах Статистической комиссией ООН, МВФ, ОЭРС и Комиссией Европейских сообществ.

СНС включает в себя набор статистических таблиц, называемых счетами, каждый из которых характеризует определенную стадию экономического цикла: производство, образование и распределение доходов, расходы на конечное потребление и на накопление. Центральным макроэкономическим показателем, вокруг которого, по существу строится остальная система, является показатель валового внутреннего продукта (ВВП). СНС в полном объеме в настоящее время не может быть реализована на региональном уровне в силу ряда особенностей, присущих региональной экономике, и ограничений информационного плана, с которыми сталкиваются территориальные органы государственной статистики. Тем не менее, Госкомстат России проводит систематическую работу по внедрению на региональном уровне расчетов ряда обобщающих показателей, методологически основанных на принципах и определениях СНС. Главным среди них является показатель ВРП.

ВРП рассчитывается территориальными органами государственной статистики согласно единой методологии, разрабатываемой в Федеральной службе государственной статистики Российской Федерации.

Органами государственной статистики согласно единым методологическим принципами составляются таблицы «затраты-выпуск». Базовые таблицы «затраты-выпуск», являясь составной частью СНС, представляют собой интегрированную систему макроэкономических показателей, всесторонне характеризующих структуру экономики в детализированном разрезе видов экономической деятельности и продукции. Дополняя полную последовательность счетов, эти таблицы позволяют обеспечить более детальный анализ процесса производства и использования товаров и услуг, а также образования и использования доходов, создающихся в процессе производства.

Основными показателями таблиц «затраты-выпуск» являются:

− выпуск товаров и услуг;

− промежуточное потребление;

− валовая добавленная стоимость;

ВРП может быть рассчитан следующими тремя методами:

Производственным;

распределительным;

конечного использования (таблица 1).

Таблица 1 − Методы расчета ВРП

Метод расчета ВРП на основе счета производства получил название производственного. Он показывает, как образуется совокупное предложение товаров и услуг при средней интенсивности использования факторов производства.

Производственный метод предназначен для анализа структуры производства в регионе, изучения эффективности отраслей экономики и эффективности факторов производства, выявления относительного уровня экономического развития региона. Анализ вклада отраслей в создание ВРП региона характеризуется их долей в сумме валовой добавленной стоимости (ВДС).

Согласно методу конечного использования ВРП определяется как сумма следующих компонентов:

расходы на конечное потребление товаров и услуг;

валовое накопление;

чистый экспорт товаров и услуг.

Под расходами на конечное потребление товаров и услуг понимают расходы домашних хозяйств, расходы учреждений государственного управления и расходы некоммерческих организаций на товары и услуги для индивидуального и коллективного потребления.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают:

расходы на покупку потребительских товаров и услуг;

потребление товаров и услуг, полученных в натуральной форме в порядке оплаты труда и так далее;

потребление товаров и услуг, произведенных домашними хозяйствами для собственного конечного потребления.

Расходы на конечное потребление учреждений государственного управления и некоммерческих организаций определяются следующим образом: текущие расходы на содержание этих учреждений минус поступления этим учреждениям от продажи товаров и услуг по рыночным ценам плюс стоимость потребительских товаров и услуг, купленные этими учреждениями у рыночных производителей для передачи домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, плюс возмещение расходов домохозяйствам на приобретение товаров и услуг за счет государственных фондов социального страхования. Бюджетные организации здравоохранения, социального обеспечения и т.д. представляют товары и услуги для индивидуального потребления, которые используются домашними хозяйствами для удовлетворения личных потребностей. Услугами для коллективного потребления являются услуги бюджетных организаций управления, обороны.

Последствия монополизации рынка. Ординалистская модель потребительского выбора
1. Рассмотрите общественные потери, к которым может привести монополизация рынка. Каковы стратегии государственного регулирования монополий? . Раскройте содержание ординалистской модели потребительского выбора (в графической постановке). Каков критерий оптимума потребителя в ординалистской модели? Объясните различие между внутренним и угловым равновесием потребителя. Задачи 3. Предприятие - монополист осуществляет ценовую дискриминацию третьей степени н...

2. Методология исследования социально-экономических процессов и явлений в регионах

2. Методология анализа валового регионального продукта

2.1. Валовой региональный продукт в системе экономических индикаторов регионального развития

В национальной экономике общепризнанной основой макроэкономических измерений и оценок является система Национальных счетов (СНС). В отечественную статистику СНС внедрена в 1993г. , а в настоящее время практически вытеснила разрабатываемую на макроуровне в течение десятилетий систему учета, называемую «балансом народного хозяйства». Причина перехода на СНС заключается в том, что рыночные отношения не возможно адекватно отражать системой учета, обслуживающей административно-плановые отношения . Освоению СНС в России посвящены многие исследования отечественных ученых .

СНС как система взаимосвязанных показателей наиболее общих результатов и пропорций экономического развития сформировалась в 50-е гг. XX в. в развитых капиталистических странах (Англии, США, Франции, Германии) в ответ на потребность органов государственного управления в систематизированной макроэкономической информации для регулирования рыночной экономики . В разработке концепций и понятий СНС и в ее дальнейшем развитии принимали участие экономисты с мировыми именами: Дж. Кейнс, Р. Стоун, Я. Тинберген, М. Фриш, С. Кузнец, В. Леонтьев, О. Окруст. После Второй мировой войны большой вклад в развитие теории и методологии СНС внесли международные экономические организации (ООН, ОСЭР, Европейские сообщества и др.), которым для решения своих задач требовалась сравнимая в международном отношении макроэкономическая информация.

За последние 50 лет ООН, МВФ, Евростат и другие международные организации трижды пересматривали и совершенствовали методологию СНС. В настоящее время СНС применяется для описания и анализа макроэкономических процессов в странах с рыночной экономикой. На сегодняшний день СНС представляет собой обоснованный, общепризнанный инструмент макроэкономического анализа национальной экономики, в том числе и региональной. Сущность СНС заключается в формировании обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях воспроизводственного процесса и их взаимной связи между собой.

Следует отметить, что ключевые макроэкономические агрегаты, определяемые по методологии системы национальных счетов для национальной экономики, могут трансформироваться в соответствующие региональные показатели. Но для этого нужна система счетоводства, адаптированная к региональному уровню.

Для большинства стран с федеративным государственным устройством наличие системы региональных экономических счетов, совместимой с СНС, жизненно необходимо. Методологические принципы построения СРС на основе СНС были разработаны нобелевским лауреатом Р. Стоуном в 50-е гг. ХХ века . В настоящее время региональные счета разработаны и используются в ряде стран, в первую очередь в США, Канаде и странах Европейского Союза. Наиболее полное описание стандарта региональных счетов представлено в ESA 1995 (European System of Accounts) – системе национальных счетов Европейского Союза. Этой теме в руководстве по ESA 1995 посвящена отдельная глава .

Поскольку разработка региональных счетов требует новых концептуальных подходов и затруднена проблемами сбора региональной экономической информации, то СНС-93 оставляет этот вопрос на рассмотрение стран, которым рекомендуется разрабатывать региональные счета в зависимости от их потребностей и возможностей . Для России, страны с огромной территорией и с неравномерным экономическим развитием регионов, разработка СРС как методологической и статистической базы для экономического (в том числе воспроизводственного) анализа региональных и межрегиональных проблем – актуальная задача. Н.Н. Михеева рекомендует формировать СРС, опираясь преимущественно на результаты зарубежных исследований по региональным счетам.

В настоящее время Госкомстатом России предпринимается попытка построения системы региональных счетов на уровне субъектов Федерации. С методологической точки зрения, СРС – специфическое отражение СНС на мезоуровне с сохранением основополагающих принципов. Первый принцип характеризуется наличием системы взаимоувязанных классификаций основных структурных элементов региональных счетов, второй заключается в применении к описанию региональной экономики методов бухгалтерского учета, третий базируется на идее хозяйственного кругооборота и заключается в обеспечении замкнутости системы на основе жесткой взаимосвязи показателей .

При внедрении СРС Госкомстат России следует методологическим положениям Европейского статкомитета, который рекомендует начинать работу по построению региональных счетов с расчетов валовой добавленной стоимости и валового накопления капитала . Первые шаги в этой области уже ощущаются в российской статистической практике: для субъектов Федерации разрабатывается счет производства (выпуск товаров и услуг, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость – по крупным отраслям и в целом, ВРП) и отдельные элементы ряда счетов (основные виды доходов, фактическое конечное потребление домашних хозяйств, инвестиции в основной капитал).

Построение СРС связано со следующими принципиальными проблемами, обусловленными открытым характером региональной системы (взаимодействие с другими регионами внутри национальной экономики и взаимоотношения с остальным миром) :

С распределением между регионами затрат и результатов видов деятельности, присущих только национальной экономике в целом (центральное управление, оборона, денежная эмиссия и т.п.) или не имеющих четкой территориальной привязки (услуги внешней торговли, банков и т.п.);

С распределением и фиксированием экономических операций между институциональными субъектами, действующими на территории региона (резидентами и нерезидентами);

С определением экономических границ производства и потребления в регионе;

С отражением операций ввоза и вывоза товаров и услуг, а также экспорта и импорта продукции.

Таким образом, вышеизложенные концептуальные трудности регионализации системы национальных счетов и ограничения информационного плана, с которыми сталкиваются территориальные органы государственной статистики, объясняют, почему СНС не может быть реализована в полном объеме на региональном уровне.

Тем не менее, исследователями, занимающимися макроэкономическим анализом на основе региональных счетов, в частности Н.Н. Михеевой, предлагаются практические возможности построения системы счетов для отдельного региона в матричной форме, включающей текущие счета: счет товаров и услуг, счет производства, счета первичного и вторичного распределения доходов, счет использования доходов, счет капитала и два счета внешних связей региона (счет остального мира, счет остальных регионов) .

Из сказанного следует, что разработка и построение экономических счетов регионов позволит связать воедино производство и формирование доходов и расходов всех секторов экономики регионов и оценить влияние макроэкономических процессов на формирование темпов и пропорций регионального развития в России.

Центральное положение в СНС занимает макроэкономический показатель – валовой внутренний продукт, а в СРС – его региональный аналог – валовой региональный продукт (ВРП). Без них невозможно построение как национальных, так и региональных счетов. ВВП и его важнейшие компоненты (элементы) – исходные параметры для построения специальных счетов, соответствующих каждой стадии воспроизводства на макроуровне (стадии производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования на конечное потребление и накопление и др.). Очевидно, что изъятие ВВП (соответственно, ВРП) из статистического оборота разрушит всю СНС (СРС). В отношении ВВП такой угрозы не существует, потому что во всех странах с рыночной и переходной экономикой он применяется в макроэкономическом анализе как главный индикатор. Роль ВРП пока не так авторитетна. Однако административно-территориальное деление России на регионы (субъекты Федерации), стремящиеся к относительной самостоятельности и самодостаточности, приводит к потребности соответствующих индикаторов, которые будут адекватно отражать уровень их социально-экономического развития. В качестве результирующего показателя эффективности экономической деятельности региона выступает ВРП, а его абсолютный размер является объективным показателем вклада отдельного региона в экономику страны.

Выделим аналитические возможности ВРП в системе существующих региональных экономических индикаторов , которые проявляются в следующем:

1. ВРП выступает в качестве основного показателя, отражающего достигнутый уровень экономического роста: темп роста или прироста реального ВРП в целом по региону либо на душу населения . При этом под экономическим ростом в регионе понимается увеличение масштабов регионального производства, которое обеспечивается как за счет роста количества применяемых факторов производства, так и на основании повышения их качества, которое характеризует интенсивный тип роста . В классическом понимании выделяются два типа экономического роста: преимущественно экстенсивный, основывающийся на вовлечении, наращивании капитальных, трудовых и других ресурсов развития при строительстве новых предприятий, освоении новых месторождений, земель и т.д., и преимущественно интенсивный, основывающийся на повышении производительности труда, отдачи других ресурсов, повышении эффективности их использования на базе реконструкции действующих предприятий. Сегодня появилась возможность инновационного типа экономического роста, который коренным образом отличается от предшествующих тем, что вместо ресурсов массового машинного производства приоритетное значение получают ресурсы постиндустриального развития: наука, накопленные и создаваемые знания, информация и информационные технологии, базовые наукоемкие макротехнологии, общее и профессиональное образование.

В современном мире вклад науки, инноваций и новых технологий достаточно высок и продолжает увеличиваться. В США в последние два десятилетия доля прироста ВВП за счет «прогресса в знаниях» приближается к 90%. Экономический рост стран Западной Европы, Японии и Южной Кореи также основан на постиндустриальных ресурсах . Следует отметить, что инновации и новые технологии обеспечивают не только рост ВВП (соответственно, ВРП), но и его качественное и прогрессивное изменение. В связи с этим в отраслевой структуре ВВП (ВРП) начинают преобладать отрасли наукоемких производств.

Что касается России, то наблюдающийся ее инновационный экономический рост в основном происходит за счет работы отраслей наукоемкого сектора промышленности. К ним относятся отрасли оборонного комплекса (авиационная, ракетно-космическая, электронная, промышленность средств связи и радиопромышленность, промышленность вооружения, боеприпасов и спецхимии, атомное судостроение), атомного комплекса, химико-фармацевтической промышленности, производства химических волокон и нитей, научного приборостроения, производства медицинского оборудования. Однако в последнее время наблюдается резкий спад наукоемких производств, в значительной мере вызванный недостаточной эффективностью как рыночных механизмов, так и государственного регулирования сложной хозяйственной деятельностью, а также слабыми адаптационными свойствами предприятий к изменяющимся условиям хозяйствования .

По оценкам экспертов, в результате экономических реформ в России скорость инновационного обновления производства не только не возросла, но и недопустимо упала, что привело к нарастанию структурных диспропорций и противоречий . Так, по удельному весу в общемировой величине Россия имеет 12% ученых, но на мировом рынке доля наукоемкой продукции страны составляет всего 0,3%. Число инновационно-активных предприятий по видам экономической деятельности выросло с 1995 по 1999 г. на 16,9%. Удельный вес принципиально новой и усовершенствованной продукции в общем объеме отгруженной продукции этих предприятий в 1999 г. составил 9,5% против 14% в 1995 г. Негативно отразилось резкое сокращение финансирования науки из средств федерального бюджета: в 2002 г. ассигнования по разделу «Фундаментальные исследования и содействие НТП» составили 1,55% к расходам федерального бюджета против 2,02% в 1997 г; 0,28% к ВВП против 0,36% (соответственно) . Сократилось и число организаций, составляющих научно-техническую сферу страны: если в 1997 г. их было 4,137тыс., то в 2000г – 4,099тыс. При этом численность персонала, занятого исследованиями и разработками, уменьшилась на 5% по сравнению с 1997 г.

2. ВРП создает информационную базу для построения государственной и внутрирегиональной экономической политики. В странах с разнообразными условиями социально-экономического развития главное предназначение государственной региональной политики заключается в уменьшении различий в уровнях жизнеобеспечения людей, проживающих на разных территориях, в преодолении региональной асимметрии в целом, в создании предпосылок активизации межрегиональных экономических связей . Являясь обобщающей параметрической характеристикой экономического развития регионов, ВРП выступает в качестве инструмента осуществления конкретного направления региональной государственной политики: проведение анализа дифференциации уровней социально-экономического развития регионов России, их типологизации, с последующей разработкой мер государственного воздействия . Для этих целей в составе индикаторов регионального развития ВРП отражает:

Общую макроэкономическую ситуацию в регионе: ВРП на душу населения (руб.), ВРП на душу населения по отношению к среднероссийской величине (в %), ежегодный темп прироста ВРП на душу населения (в %), ВРП на единицу произведенной продукции, услуг (руб.), произведенный ВРП в расчете на одного занятого или жителя (руб.), инвестиции в % к ВРП;

Состояние бюджетной и финансовой системы (показатели, относимые к ВРП): дефицит бюджета к ВРП (в %), доля совокупных налоговых и неналоговых начислений в ВРП (в %), доля прибыли по основным видам хозяйственной деятельности к ВРП (в %), доля просроченной кредиторской задолженности к ВРП (в %), доля кредитных вложений к ВРП (в %), доля текущих и расчетных счетов предприятий к ВРП (в %), депозиты населения к ВРП (в %).

При оценке необходимых масштабов поддержки регионов из средств федерального бюджета в форме общих трансфертов некоторыми исследователями предлагается взять за основу оценки нормативного уровня финансовых возможностей региона именно созданный ВРП, который может быть использован в регионе на потребление и накопление (ВРП за вычетом его части, переданной в виде налоговых и неналоговых отчислений в федеральный бюджет и центральные внебюджетные фонды). Общие трансферты направлены, с одной стороны, на пополнение общих ресурсов потребления и накопления в конкретном регионе, а с другой - на выравнивание (сближение) интегральных индикаторов социально-экономического развития в разных регионах. Для тех регионов, где среднедушевой произведенный ВРП выше минимально гарантированного уровня, трансферты из федерального бюджета на пополнение ресурсов потребления и накопления не предусматриваются.

3. ВРП может использоваться в качестве одного из возможных показателей экономического дохода как основа расчета налогового потенциала субъекта Федерации, наиболее полно учитывающего объем налогооблагаемых ресурсов . Согласно методологии СНС, ВРП является исходной базой для исчисления таких показателей, как произведенный и полученный (располагаемый) региональный доход (рис. 2.1).

Произведенный доход - сумма первичных доходов всех секторов экономики, полученных резидентами региона в результате участия в производстве регионального продукта на данной территории. Иными словами, валовой региональный произведенный доход равняется объему созданного ВРП. Для более полного отражения первичных доходов, произведенных институциональными единицами-резидентами данного региона и выплачиваемых ими как резидентам, так и нерезидентам, рекомендуется составлять региональный счет произведенного дохода в рамках СРС. Региональный счет произведенных доходов, распределенных по отраслям и секторам, включает следующие компоненты: оплату труда с отчислениями социального характера, прибыль и смешанный доход, потребление основного капитала, налоги на производство.

Полученный доход характеризует доходы всех институциональных субъектов (секторов) независимо от того, произведены они на данной территории или получены извне. Валовой располагаемый региональный доход рассчитывается по секторам экономики путем коррекции величины валового произведенного дохода и доходов от собственности в каждом секторе на сальдо обмена доходами внутри региона и между секторами национальной экономики вне данного региона.

Обменные операции фиксируются в форме текущих трансфертов, переданных и полученных каждым сектором региональной экономики. Поскольку экономика регионов открыта и резиденты различных регионов экономически взаимосвязаны, то валовой произведенный в регионе доход не равен валовому региональному располагаемому доходу. Если приток внешних доходов в субъект Федерации превышает объем передаваемых доходов (что характерно для субъектов – чистых реципиентов федерального бюджета), то располагаемый региональный доход больше произведенного. Итак, оба показателя экономического дохода охватывают основной объем налогооблагаемых ресурсов региона и вполне адекватно отражают налоговый потенциал территории.

4. В современных условиях особое внимание уделяется проблемам обеспечения экономической безопасности региона. ВРП создает информационную аналитическую базу в целях осуществления государственного регулирования мер по обеспечению экономической безопасности региона. Для этого необходима организация специальных мониторинговых исследований. В соответствии с рекомендациями Госкомстата России, специалистами Вологодского облкомстата разработана система показателей, характеризующих состояние экономики области для контроля обеспечения экономической безопасности.

Рис. 2.1. Взаимосвязь ВРП, валового регионального произведенного и располагаемого дохода

В состав этой системы показателей ВРП включен по следующим направлениям :

В блоке показателей, оценивающих способность экономики к устойчивому развитию (темп роста ВРП к предыдущему году (в %), индекс-дефлятор ВРП к предыдущему году (в %), объем оборота розничной торговли в % к ВРП, инвестиции в основной капитал в % к ВРП);

В блоке показателей, отражающих устойчивость финансовой системы региона (дефицит консолидированного бюджета в % к ВРП);

В блоке показателей, отражающих качество жизни населения (расходы на здравоохранение и на культуру в % к ВРП).

С внедрением в российскую практику СНС изменяется система основных результирующих показателей, характеризующих отдельные стороны регионального воспроизводства. В ее состав входят следующие показатели: валовой выпуск товаров и услуг, валовая добавленная стоимость отраслей регионального хозяйства, валовой региональный продукт, чистый региональный продукт, региональный доход, располагаемый региональный доход, чистый располагаемый региональный доход, валовая прибыль экономики региона, чистая прибыль экономики региона, расходы на конечное потребление в регионе (домашних хозяйств, государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства), региональное валовое накопление, доходы институциональных единиц-резидентов (оплата труда наемных работников, чистые налоги на производство, валовая прибыль и смешанные доходы).

Использование системы взаимосвязанных результирующих показателей, отражающей воспроизводственный подход к управлению регионом, позволит:

Определить место региона в территориальном разделении труда;

Установить соотношение между производством и использованием валового регионального продукта;

Проанализировать важнейшие внутрирегиональные экономические пропорции воспроизводства;

Оценить эффективность регионального воспроизводства.

Безусловно, не стоит приписывать значению ВРП несвойственный ему смысл, например измерителя уровня жизни населения, на что обращают внимание в своей работе А.Г. Гранберг и Ю.С. Зайцева . Тем не менее, неразумно вопреки методологическим принципам СНС и соответственно СРС пытаться заменить ВРП другими региональными экономическими индикаторами. Некоторые исследователи рекомендуют использовать в качестве заменителя ВРП объем региональной продукции промышленности в денежном выражении. Но этот показатель, во-первых, является частным индикатором регионального воспроизводства сегодня в меньшей степени отражающим структуру российской экономики. Так, удельный вес промышленной продукции в объеме ВВП России в 2001 г. составил 65,5%, а в ряде регионов, вступивших на путь постиндустриального развития, намного меньше (например, в Москве – 3,7%). Кроме того, в промышленности России задействовано теперь менее четверти общего числа занятых в экономике. Во-вторых, при корректном измерении объема регионального промышленного производства возникают, в основном, те же трудности, что и при исчислении ВРП, но справиться с ними статистическими данными промышленного производства, не затрагивая другие ее области, невозможно.

Итак, следует отметить, что в рамках международной статистической методологии СНС (СРС) неправомерно заменять ВВП и ВРП какими-либо другими показателями. В то же время не следует воспринимать ВВП и ВРП в качестве универсальных, самодостаточных индикаторов. При проведении экономического анализа развития национального и региональных хозяйств целесообразно дополнять эти показатели другими, более специализированными индикаторами.

ВРП как параметрическая характеристика регионального воспроизводства идентифицируется в системе воспроизводственных пропорций. Исследование структурных пропорций ВРП обусловлено рядом причин:

ВРП представляет собой результат расширенного регионального воспроизводства и выступает в качестве одного из основных показателей экономической эффективности региональной институционально-воспроизводственной системы;

ВРП занимает центральное положение в системе региональных счетов и методологически тесно связан с другими показателями социально-экономического развития региона;

ВРП при расчете тремя возможными методами – производственным, распределительным и конечного использования – включает в себя компоненты (показатели), которые представляют собой важнейшие параметрические характеристики функционирования структурных элементов институционально-воспроизводственной системы региона. Отраслевая структура произведенного ВРП и динамика ее изменения позволяют оценить место региона в территориальном разделении труда, охарактеризовать направленность структурно-институциональных перемен в региональном хозяйстве, определить тенденции роста (замедления) сферы производства товаров и услуг. Стоимостная структура ВРП показывает соотношение затрат и результатов работы всех отраслей регионального хозяйства. Компоненты структуры распределения ВРП отражают доходы, полученные институциональными субъектами воспроизводственной системы региона. Элементы структуры использования ВРП отражают удовлетворение потребностей конечных потребителей и вложение резидентными институциональными единицами региона средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве.

С одной стороны, к параметрическим характеристикам региональной воспроизводственной системы относятся ее результаты, из которых в свою очередь формируется система взаимосвязанных пропорций , последние же подвержены изменениям во времени (динамическим) под воздействием доминирующего технологического уклада хозяйства, социальных механизмов производства, распределения, обмена и потребления в соответствии с общественными интересами, потребностями, имеющимися ресурсами. С другой стороны, в валовый региональный продукт встроены составляющие параметрических характеристик (результаты - пропорции - динамика) институционально-воспроизводственной системы региона. Во-первых, ВРП представляет собой параметр результативности расширенного регионального воспроизводства в продуктовом и стоимостном выражении. Во-вторых, ВРП является источником ресурсов для возобновления воспроизводственного цикла. В-третьих, ВРП выступает как индикатор, обладающий собственной структурой производства, распределения и использования, элементы которой могут рассматриваться в качестве составляющих формирования экономико-структурных пропорций ВРП. Наконец, непрерывное движение ВРП по фазам воспроизводственного процесса в регионе выражается в приращении его объемов ВРП в динамике.

Экономико-структурные пропорции ВРП - пропорции, формирующиеся на основе элементов структуры производства, распределения и использования ВРП. К пропорциям производства ВРП относятся:

Соотношения между отраслевыми долями валового выпуска и валовой добавленной стоимости в произведенном ВРП;

Пропорции между удельным весом в структуре ВРП сферы производства и сферы услуг;

Соотношения между отраслями регионального хозяйства в произведенном ВРП;

Пропорции между воспроизводственными секторами в структуре ВРП;

Соотношение долей рыночных и нерыночных услуг в произведенном ВРП;

Соотношение формирующих элементов (валового выпуска, промежуточного потребления, налогов и субсидий) в стоимостном объеме ВРП;

Пропорции структуры произведенного ВРП по институциональным секторам;

Пропорция относительной продуктивности сферы производства и сферы услуг.

К пропорциям распределения ВРП относятся:

Пропорции между полученными первичными доходами субъектов воспроизводственной системы;

Пропорции перераспределения вторичных доходов между институциональными секторами;

Соотношения между произведенным доходом и располагаемым доходом в регионе.

Пропорции использования ВРП включают:

Соотношение компонентов конечного использования ВРП (расходами на фактическое конечное потребление домашних хозяйств, расходами государственных учреждений на коллективные услуги, валовым накоплением);

Пропорции между расходами на конечное потребление и валовым накоплением;

Соотношение перераспределения ВРП (между произведенным и использованным ВРП);

Пропорция между среднедушевыми показателями фактического конечного потребления домашних хозяйств и произведенным ВРП;

Пропорции ввоза и вывоза, экспорта и импорта в структуре ВРП по расходам для выявления взаимодействия региона с «остальной» страной и с миром.

Таким образом, процесс функционирования региональной воспроизводственной системы находит концентрированное выражение в экономических пропорциях структуры производства, распределения и использования валового регионального продукта (рис. 2.2).


Гутман Г , Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой /Под ред. Г.В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2001.

Иванов Ю. Перспективы перехода на систему национальных счетов в странах СНГ //Вопросы экономики. 1993. №5; Иванов Ю. К выходу в свет новой системы национальных счетов ООН //Вопросы экономики. 1994. №5; Иванов Ю., Масакова И. Система национальных счетов в российской статистике //Вопросы экономики. 2000. № 2; Иванов Ю. Применение международных стандартов в российской статис//Вопросы экономики. 2001. № 3; Елисеева И.И., Щирина А.Н., Капралова Е.Б. Возможности оценки теневой экономической деятельности на основе СНС //Вопросы статистики. 2001. №2; Кремлев Н.Д., Сивелькин В.А. Система национальных счетов как отражение теневой экономики (вопросы оценки) //Вопросы статистики. 2001. №2.

Иванов Ю. Перспективы перехода на систему национальных счетов в странах СНГ//Вопросы экономики. 1993. №5. С.22 – 31; Иванов Ю. К выходу в свет новой системы национальных счетов ООН //Вопросы экономики. 1994. №5. С.151 – 152.

Михеева Н.Н. Проблемы использования региональных счетов в макроэкономическом анализе // Экономика и математические методы. 2000. Т. 36. №4. С. 48 – 57.

Систему индикаторов регионального развития см. в работе: Суспицын С. Методические проблемы прогнозирования приоритетов и последствий государственной региональной политики //Российский экономический журнал. 2000. №2. С. 57 – 71.

Гранберг А.Г. Сибирь и Дальний Восток: общие проблемы экономического роста //Регион: экономика и социология. 2003. №1. С. 14–28.; Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой /Под ред. Г.В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2001; Узяков М.Н. Суспицын С. Проблемы методического обеспечения конкретных направлений государственной региональной политики //Российский экономический журнал. 2003. №11–12. С. 71 – 77.

Гранберг А., Масакова И., Зайцева Ю. Валовой региональный продукт как индикатор дифференциации экономического развития региона //Вопросы статистики. 1998. №9. С. 3 – 11; Гранберг А., Зайцева Ю. Производство и использование валового регионального продукта: межрегиональные сопоставления. Ст. 1. – Методологические вопросы анализа производимого и используемого ВРП //Российский экономический журнал, 2002. №10. С. 42 – 64; Ст. 2. Корректировки ВРП с учетом территориальных различий покупательной способности денег //Российский экономический журнал. 2002. №11-12. С. 48 – 70; Гранберг А., Зайцева Ю. Темпы роста в национальном экономическом пространстве //Вопросы экономики. 2002. № 9. С. 4 – 17; Путь в ХХI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики /Рук. авт. колл. Д.С. Львов; Отд. Эконом. РАН; науч. – ред. Совет изд-ва «Экономика». М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1999.; Суспицын С. Олейникова И.Н. Основы исследования воспроизводственных процессов: структурно-логический подход. /Системный анализ в проектировании и управлении: Труды VII Междунар. науч.-техн. конф. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003.

Предыдущая

Подобные документы

    Характеристика валового внутреннего продукта, представляющего собой показатель стоимости произведенных конечных товаров и услуг. Изучение методов расчета ВВП на душу населения. Сравнительный анализ валового внутреннего и валового национального продукта.

    реферат , добавлен 03.06.2010

    Экономический статус субъектов Российской Федерации. Усиление самостоятельности регионов, развитие бюджетного федерализма увеличивают значимость региональной политики. Валовой региональный продукт. Расчет региональных макроэкономических показателей.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2010

    Цель экономического и социального развития в Республике Коми. Показатели валового внутреннего продукта. Приток иностранных инвестиций в Республике Коми. Динамика развития экономики. Валовой региональный продукт как важнейший макроэкономический индикатор.

    доклад , добавлен 19.05.2011

    Внутренний валовой продукт как основной макроэкономический показатель анализа экономики. Статистический анализ динамики ВВП в Российской Федерации. Элементы прогнозирования валового внутреннего продукта в России, его сущность и элементы прогнозирования.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2012

    Показатель состояния экономики страны. Методы определения объема национального продукта. Цель использования системы национальных счетов (СНС). Валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, чистый национальный продукт.

    реферат , добавлен 15.10.2008

    Показатели материального производства. Понятие производительного и непроизводительного труда. Валовой общественный продукт: продукт общества в стоимостной форме. Структура валового национального продукта. Соотношение макроэкономических показателей.

    контрольная работа , добавлен 09.10.2010

    Понятие и принципы определения валового внутреннего продукта. Место и роль основных показателей национальной экономики, необходимых для объективной оценки ее социально-экономического развития. Обзор алгоритма и методов определения валового продукта.

    контрольная работа , добавлен 03.08.2014

    Понятие и сущность валового регионального продукта. Методы его исчисления, анализ ВРП республики Бурятии. Сравнение показателей производства ВРП Бурятии с показателями ВРП СФО и ВВП России, динамика среднедушевого фактического конечного потребления.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2009

    Уровень общественного благосостояния, его количественная и качественная характеристика. Значение и роль объемов производства валового внутреннего продукта и национального дохода на душу населения. Суть международных показателей уровня жизни населения.

    эссе , добавлен 15.04.2012

    Валовой внутренний продукт (ВВП) и методы его расчета. Номинальный, реальный и потенциальный ВВП. Понятие и особенности валового национального дохода (ВНД) и валового национального продукта (ВНП). Суть эффекта мультипликатора и расчет его величины.

Экономический статус каждого субъекта Российской Федерации делает актуальным применение самых разных инструментов для оценки экономического благосостояния, финансового баланса и условий конкуренции не только на отечественном, но и на мировом рынке. Данные инструменты крайне необходимы для реализации эффективной федеральной политики, которая направляется на ликвидацию диспропорций межрегионального типа, на укрепление целостности экономики и политики. Самостоятельность регионов приводит к актуализации региональной политики и к значимости такого показателя, как региональный валовый продукт.

Информационное обеспечение с помощью ВРП

Процветание становится позывом к разработке региональных управленческих решений с современными подходами к информационному обеспечению и экономической обоснованности. Оптимальной основой для анализа характеристик рыночной экономики комплексного типа выступает система национальных счетов, или СНС. На региональном уровне СНС выступает в формате СРС (система региональных счетов). Центральная позиция в СНС принадлежит валовому внутреннему продукту, или ВВП. Региональный аналог ВВП в СНС - это региональный валовый продукт, или РВП. Данный показатель показывает уровень экономического развития, является своеобразным отражением итогов экономической деятельности каждого из хозяйствующих субъектов в рамках региона. ВРП используется в качестве основы для формирования региональных счетов.

Зачем осуществляется расчет ВРП?

На территории России расположено порядка 89 административно-территориальных образований, локализованных в разных временных поясах, отличающихся географическим положением и уровнем экономического и социального развития. ВВП отражает лишь общую ситуацию в стране, не давая четко увидеть, как обстоят дела в разных ее уголках, что исключает вероятность принятия объективных решений. Государство заинтересовано в данных, которые способны комплексно охарактеризовать обстановку в каждом отдельном уголке страны.

Дифференцированная которой выступает региональный валовый продукт, позволяет выработать подходящую экономическую политику и оценить эффективность принятых решений не на уровне страны, а на уровне регионов. С помощью динамики ВРП, в комплексе со стоимостными и натуральными показателями, удается установить направленность и интенсивность экономических процессов, которые могут на межрегиональном уровне послужить сильным толчком к развитию. ВРП играет большую роль в расчетах макроэкономических показателей и в реформировании межрегиональных отношений. Показатель служит ориентиром в процессе распределения средств из «Фонда финансовой поддержки субъектов региона РФ».

Так что же такое ВРП?

Региональный валовый продукт является, по сути, обобщенным характеризирующим уровень экономического развития региона. Он отражает и характеризует процесс производства товаров и услуг. Объем ВРП говорит о том, какова стоимость всех выпущенных товаров и услуг во всех экономических отраслях в конкретном регионе. На первых стадиях внедрения показателя в экономический анализ данные публиковались с учетом рыночных цен. Оценка ВРП в формате основных цен существенно отличается от оценки в рыночных ровно на величину чистых налогов на продукты. Субсидии не учитываются. ВРП в доминирующих цехах отражает сумму добавленных стоимостей в основных ценах с ориентацией на определенный вид экономической деятельности.

Структура ВРП, или Что в него входит

Валовой региональный продукт рассчитывается с учетом основной цены, которая выходит в расчете на единицу товара или услуги. Налоги не учитываются, но во внимание берутся субсидии на продукты. Валовая рассчитывается в каждом отдельном сегменте экономической деятельности в качестве разницы между выпуском товаров или услуг и их промежуточным потреблением. За суммарная цена выпуска товаров и услуг в рамках одного региона и является объемом выпущенной продукции. В выпуск включаются уже реализованные товары с услугами по рыночной стоимости. Для расчета используется среднее значение. учитывается в валовый выпуск, но только по себестоимости. Промежуточное потребление включает стоимость товаров с услугами, которые полностью используются при производстве в течение отчетного периода. Основной капитал для подсчета промежуточного потребления не играет роли. Расходы на итоговое использование ВРП включают расходы на домашние хозяйства, на государственные учреждения, на коллективные услуги. Оценивая объем валового регионального продукта и его структуру, можно определить источники финансирования конечного потребления.

Варианты расчета

В условиях современной экономики принято использовать несколько вариантов расчета ВРП. Производственный метод расчета показателя используется на стадии производства. Он является, по сути, суммой валовой добавленной стоимости, которая формируется каждой институциональной единицей-резидентом в области экономической территории региона. Валовый региональный продукт, расчет которого основан на разнице между выпусками товаров и услуг и их промежуточным потреблением, сформирован на основе цен на товары и услуги, полностью употребляемые при производстве, проводится на уровне отраслей и секторов экономики региона. ВРП может быть рассчитан и на основе текущих рыночных цен путем их сопоставления.

Отличие ВВП и ВРП

Валовой региональный продукт, который рассчитывается по каждому из регионов, имеет существенные отличия от ВВП. Разница между показателями - это объем добавочной стоимости. Сюда можно отнести:

  • Нерыночные коллективные услуги государственных органов: оборона, управление.
  • Нерыночные услуги, финансирование которых осуществляется из бюджета, но информация о них не доступна на региональном уровне.
  • Услуги финансовых учреждений, деятельность которых практически всегда выходит за рамки одного региона.
  • Услуги, связанные с внешней торговлей, данные по которой собраны на Федеральном уровне.

Валовый продукт: особенности показателя

Разницу между показателями ВВП и ВРП формируют расходы на оплату налогов в связи с импортом и экспортом. Эту величину весьма проблематично подсчитать в силу ее специфики и неравномерной интеграции между отдельными регионами. Валовый региональный продукт по регионам рассчитывается на протяжении 28 месяцев. Методика SAC позволяет получить более быстрый результат. Правительство использует множество механизмов, позволяющих отслеживать динамику и рост показателя. Интересен тот факт, что в сумме все показатели ВРП не соответствуют ВВП, что определяется спецификой расчетов и исключением добавочных стоимостей.

На основе каких данных рассчитывается ВРП?

Многогранная структура валового регионального продукта определяет использование одновременно большого количества источников для подсчета значений параметра. Так, в странах СНГ эксперты учитывают регистры предприятий и отчеты о производстве и реализации товаров с услугами, отчеты о затратах на производство. Во внимание берутся выборочные обследования и специальная отчетность регионального уровня. Расчет проводится по отчетам занятости и на базе обследований каждого отдельного сегмента экономики, на основании обследования бюджетов домашних хозяйств. Весомыми источниками информации выступают данные налоговых органов и банковская статистика, отчеты общественных организаций и данные по выполнению разных видов бюджета.

ВРП на практике России

Валовый региональный продукт по регионам России в полном объеме характеризует уровень развития области и сопоставляется с показателями макроуровня. Он играет роль территориального фактора развития социальных и экономических процессов. В основе расчета значения используются методологические принципы СНС, разработка которых проводилась в рамках ФСГС. Публикация результатов после их предварительного утверждения также осуществляется на уровне ФСГС.

Прогнозирование валового регионального продукта проводится на основании данных собранных со всех резидентов региональной экономики. Это могут быть корпорации, квазикорпорации и домашние хозяйства, у которых центр экономического интереса расположен непосредственно в рассматриваемом регионе. Впервые расчет и анализ валового регионального продукта был проведен в 1991 году по 21 региону. Начиная с 1993 года в расчетах принимали участие все регионально-территориальные органы власти. С 1995 года оценка и расчет ВРП является обязательным условием реализации «Федеральной программы». Только с 1997 года началась оценка динамики показателя. Он дает основания для реализации правильной экономической политики в сфере производства и промышленности, на долю которых практически во всех регионах приходится от 60 до 80 процентов всего объема ВРП.

Новое на сайте

>

Самое популярное