Домой Связной Высотка на котельнической набережной планировка. Сталинская высотка на котельнической набережной

Высотка на котельнической набережной планировка. Сталинская высотка на котельнической набережной

Вторник, октября 1, 2013

Мы долго готовили этот материал, стараясь собрать воедино все самые примечательные истории знаменитой высотки в Котельниках, долго пытались найти выходы, отдельно при разных счастливых стечениях обстоятельств умудрились попасть сначала в одну квартиру (там сохранилась комната), потом в другую (там сохранилась кухня), затем выдалась уникальная возможность подняться и на крышу высотку, до этого удалось поснимать ее с других высотных точек. И вот, наконец, представляем на ваш суд одну из самых полных публикаций про легендарную высотку.

Полюбоваться на высотку с разных ракурсов, прогуляться по ее коридорам, почитать о ее истории, взобраться на крышу и посмотреть виды —>


Высотка на Котельнической набережной – одна из восьми высоток, решение о строительстве которых было принято в 1947 году. Восьмой должна была быть высотка в Зарядье, но её не достроили, и самой близкой к кремлю оказалась именно та, что на Котельнической набережной. Центральный здания объём насчитывает 26 этажей (32 вместе с техническими этажами) и имеет высоту 176 м. В высотке (В корпусах Б и В) расположены 540 квартир, из них 336 двухкомнатных, 173 трёхкомнатных, 18 четырёхкомнатных и 13 однокомнатных. Вместе со «старым» корпусом А, который стоит вдоль реки, квартир в здании 700. Проектировал здание архитектор Д.Н. Чечулин. Уже потом, в 1960-е – 70-е годы он прославился как строитель «коробок», к примеру гостиницы «Россия», или стоящей прям напротив высотки Библиотеки иностранной литературы. В народе даже возникло выражение «отчечулить Москву».

Высотка занимает огромную территорию, для её строительства были стёрты с лица земли четыре переулка – Курносов, Свешников, Большой и Малый Подгорные. Но строилось здание в два этапа. Девятиэтажный корпус А, расположенный вдоль Москвы-реки, построен еще в 1938-40 годах, заселён в 1944. Есть интересная особенность этого корпуса, в нём все квартиры соединяются друг с другом дверями, то есть можно пройти целый насквозь через квартиры. Жилье здесь давали сотрудникам НКВД, и делались эти двери, видимо, для того, чтобы можно было беспрепятственно зайти в любую квартиру. В наше время большинство из этих дверей уже заложено, но некоторые остались. Как двери они уже не используются, заставлены шкафами и прочей мебелью, но физически существуют.

Центральный высотный корпус Б и корпус В, стоящий вдоль Яузы, строились в 1947-52 годах. Стройку курировал Берия, и квартиры тоже давались в том числе ведомству Берии, то есть учёным, которые создавали атомные бомбы. При этом двум учёным дали квартиры несмотря на то, что они сидели в тот момент в тюрьме. Давали на будущее, когда они вышли бы из тюрьмы, то должны были заселиться в эти квартиры. Но, кроме учёных и представителей органов, в дом поселили и многих деятелей культуры — писателей, поэтов, актёров, режиссёров, музыкантов. Два подъезда в корпусе В заселялись уже после ареста Берии, и бронь для представителей его ведомства была снята, в подъезды были заселены москвичи попроще.


Холл центрального корпуса


Роспись потолка холла в главном здании


Барельеф над лифтами


Чтобы не запутаться, на какой точно этаж ехать


Лифты, конечно, уже новые, но перед ними сохранились таблички завода-изготовителя лифтов в 1951 г.


Лифтовый холл на этаже в центральном корпусе


Лифтовый холл в левом крыле центрального корпуса

В боковых корпусах, примыкающих к центральному и тянущихся вдоль Москвы-реки и вдоль Яузы, подъезды уже скромнее:

Здесь жили актрисы Фаина Раневская, Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, Михаил Жаров, Роман Кармен, Александр Ширвиндт, балерина Галина Уланова, дрессировщица Ирина Бугримова, певица Людмила Зыкина, поэты Александр Твардовский, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, писатель Василий Аксенов, писатель Константин Паустовский, режиссер Наталья Сац, балерина Раиса Стручкова, художник Аркадий Пластов, композитор Никита Богословский. И понятно, что раз столько знаменитых людей, значит есть множество интересных историй, с ними связанных.

К примеру, известный шутник композитор Никита Богословский придумал такую загадку: «В нашем доме в одной квартире девять лауреатов спят в одной постели. Кто это?». Люди терялись в догадках, а композитор отвечал: «Пырьев с Ладыниной!». На двоих у актрисы и режиссёра действительно было 9 государственных премий.

Когда Богословский встречал Раневскую, то кричал на весь двор: «Привет, старуха!», на что актриса сильно злилась, а поэт Александр Твардовский, наоборот, обращался к ней: «Приветствую вас, моя великая соседка», что ей, несомненно, нравилось гораздо больше. История знакомства Раневской и Твардовского тоже интересна, говорят, Твардовский однажды забыл ключи, а семья была на даче, а поэту прозаически захотелось в туалет. Пришлось стучаться к знаменитой соседке, после чего они проговорили несколько часов подряд, и Раневская при прощании сказала: «Приходите ещё, двери моего клозета всегда открыты для вас!».

Кстати, та же Фаина Раневская, говорят, не случайно оказалась в этом доме. Якобы её хотели завербовать сотрудники КГБ, чтобы докладывала о своих соседях и коллегах, но она ответила им: «Не могу! Говорю во сне громко, а живу в коммуналке, боюсь, проболтаюсь соседям». И актрисе дали квартиру в высотке, на втором этаже, над кинотеатром «Иллюзион» и булочной. О своём месте жительства она говорила: «Живу над хлебом и зрелищами». А чтобы сотрудники КГБ от неё отстали, пришлось целую неделю использовать свои актёрские способности и «говорить во сне». Разговаривала она громко, окна были открыты, и соседи уже начали жаловаться управдому, что спать невозможно. Пришлось чекистам оставить Раневскую в покое.

Ещё одна история – ограбление дрессировщицы Ирины Бугримовой 30 декабря 1981 года. Говорят, что грабители представились консьержке сотрудниками Госцирка, и сказали, что им велено было оставить ёлку и подарки у двери дрессировщицы. Племянница дрессировщицы пишет: «Под Новый год к Бугримовой пришли два мальчика, сказали консьержке, что хотят поздравить Ирину Николаевну с праздником. В руках — тортик, елка… Не заподозришь воров. Они взломали дверь и вынесли все, что могли: японскую технику, столовое золото, кожаное пальто… Даже залезли в холодильник, съели запеченного индюка и вино выпили. Это громкое дело взяло под контроль большое начальство с Петровки, 38. Поэтому мальчишек быстро нашли. Во время очной ставки с Бугримовой они попросили прощения: «Простите нас и дядю Колю». Дядя Коля был шофером Бугримовой. Жена знаменитого дрессировщика Бориса Эдера, который тоже жил с Бугримовой в одном доме, после смерти мужа завела себе друга. Простого мужичка, водителя междугородных рейсов — того самого дядю Колю. Потом он вместе с Тамарой Эдер поселился у тети на даче во флигеле. И так нагло себя вел, что в поселке Старых Большевиков начали возмущаться. Дяде Коле пришлось съехать, но зло затаил. После той истории и произошла кража.»
В народе, конечно, ходили слухи, что заказчиком ограбления была дочь генсека, Галина Брежнева, но, как видите, дело обстояло иначе.

Кстати, и сам архитектор этого здания, Дмитрий Чечулин, тоже жил здесь. После его смерти в 1981 году остался его гараж. На этот гараж претендовал Евтушенко, но отдали его Ширвиндту. Дело в том, что Евтушенко совершенно невовремя опубликовал в газете своё стихотворение «Тараканы в высотном доме».

Вот его фрагмент:

«Тараканы в высотном доме —
бог не спас,
Моссовет не спас.
Все в трагической панике —
кроме тараканов,
штурмующих нас.
Адмиралы и балерины,
физик-атомщик и поэт
забиваются под перины,
тараканоубежища нет.

На столе у меня ода —
тяжкий труд,
а из мусоропровода
гости прут.
Только Зыкина запела,
с потолков
подпевать пошла капелла
прусаков.
Композитор Богословский
взял аккорд,
а на клавиш вспрыгнул скользкий
рыжий черт …»

И после такого стихотворения домоуправление обиделось на поэта и не дало гараж, а достался он актёру Ширвиндту, несмотря на уверения Евтушенко, что, мол, тараканы у него выписаны в фигуральном смысле. Тараканов же действительно было очень много. И не случайно, ведь дом построен на месте мучных складов, которые много веков тут стояли. Земля вся пропиталась мукой, к ХХ веку окаменела, являясь пищей и жилищем для множества тараканов. И вот построили высотку – лакомый кусочек для них, и они не могли туда не переселиться. Травили тараканов долго, и ядом, и мусоропроводы заваривали. Старожилы говорят, что в 1980-х годах произошёл массовый побег тараканов – миллионы их ползли по стене дома, потом по земле, и прям на проезжую часть набережной. Куда потом делись, неизвестно.

В комплекс здания входили и магазины, и парикмахерская, и почтовое отделение, и конечно же, кинотеатр. Сначала он назывался «Знамя». А в 1966 году его перепрофилировали под показ фильмов Госфильмфонда, крупнейшего в стране архива кинолент, и переименовали в «Иллюзион». Причем название выбирали из нескольких вариантов: «Волшебный фонарь», «В мире кинолент», «Фототека», но выбрали самое удачное. Все фильмы были лицензионными, многие иностранные, доставшиеся после войны, и в прокат их было пускать нельзя, лицензию никому платить не хотелось. И всё это проходило, как закрытый показ, но для всех желающих. Крутили фильмы даже на английском языке, которые приходили смотреть англичане и американцы. Кинотеатр действует и сейчас, в 2004 году обновили оборудование, и основной упор в репертуаре сделан на классику мирового кино.

Известно, что строили высотку заключённые. И, по преданию, один из заключённых решил сбежать, и изготовил себе фанерные крылья. Дождавшись удачной минуты, взял, и спрыгнул с недостроенного здания, с мыслью: «либо смерть, либо свобода». Приземлился успешно, тем не менее его поймали, и срок добавили.
Говорили также, что заключённые не только строили, но и позировали для скульпторов, лепивших барельефы. Как-то однажды заключённый позировал для скульптуры флагоносца. Пришлось очень долго стоять с вытянутыми руками и тяжёлым знаменем. В конце концов заключённый не выдержал и от усталости упал в обморок. Отдали приказ: «Диверсия! Расстрелять!», но за несчастного заключённого вступились, объяснили, что он упал в голодный обморок. Расстрел отменили, но все-равно наказали, три дня держали человека без пайка.


Располагавшийся на месте высотки и прилегающей территории Свешников переулок.


Место, где будет построена высотка. 1933-34 годы.


Строительство первого корпуса А, вдоль Москвы реки. 1938-40 годы.


Корпус А построен. 1940 год. До начала строительство основной части высотки остаётся еще 8 лет.


Строительство центральной части высотки. 1949 год.


1949 год, чуть позже.


Строительство высотки, вид с обратной стороны. 1949 год. Видны еще недоломанные дома Курносова и Малого Подгорного переулков. Возможно использовались в качестве жилья для строителей-заключённых.


Вид из-за реки, 1950 год.


1951 год.


Монтаж звезды, 1951 или 1952 год.


Кинотеатр «Иллюзион» в год открытия, 1966. До этого он назывался «Знамя».


Фойе кинотеатра «Иллюзион», 1970-е годы.


Кинотеатр «Иллюзион», 1984 год.


Вид со здания высотки, 1970-е годы.

И этот же вид сейчас:

Обширный двор высотки со Швивой горкой, ныне совершенно скрытой за громадиной здания

Вид на Ивановскую горку и Хитровскую площадь

Виден Иоанно-Предтеченский монастырь и Лютеранская кирха Свв. Петра и Павла ()

Кремль на закате

Что самое обидное, все эти виды открываются не с опасной крыши, а с хорошей смотровой площадки на доме, которую бы было неплохо открыть для общего посещения, но никак:

Звезды на башнях трехмерные

Здесь некогда стояла гостиница «Россия», а пока, возможно, самый большой и самый дорогой в мире пустырь в центре города.


Обещают, что здесь будет парк, но пока еще ничего не сдвинулось с мертвой точки

В центральной высотке под шпилем есть и еще одна закрытая даже для жителей смотровая площадка

Но спустимся снова в центральный холл, где сидит специально выведенный и особо суровый тип консьержки, строго отсеивающий часто даже гостей, не говоря уже о любопытных туристах

Пройдем в левое крыло центрального корпуса

Здесь для жителей дома были созданы все условия и даже детей в кружок и сегодня можно водить в домашних тапочках

Для разнообразия поднимемся по лестнице с элементами былого величия…

… и сегодняшнего не очень хорошего состояния

Холл с квартирами

Судя по всему, пол из плитки более поздний и такая площадка скорее исключение, потому что большая часть площадок в высотке паркетные, как на соседнем этаже:

Большинство дверей, что приятно, старые, из массивного дерева с прорезью для писем и газет. По уверениям, местных жителей местный почтальон до сих пор все также разносит почту в каждую квартиру.

Заглянем в одну из сохранившихся квартир

Паркет сохранился еще с самого начала, деревянные двери тоже ни разу не менялись.


И мебель сохранилась изначальная. Прежние жильцы-старожилы много работали по теме востока, отсюда соответствующие вещи на полках и литература

Люди жили образованные, и за книжным «фасадом» вторым во втором ряду книг можно найти, например, стихи Высоцкого в «самиздате»

И даже окна работают по-прежнему: для проветривания предусмотрен рычаг, открывающий фрамугу под высоким потолком

Во многих частях квартиры сохраняются старые розетки, что в наше время не всегда удобно

Сталинские светильники при входе

Рядом с санузлом имеется небольшая дверь — второй выход из квартиры на черную лестницу, как в лучших дореволюционных доходных домах

Черная лестница между квартир.

Переместимся в другую квартиру, где по счастливому стечению обстоятельств ситуация совершенно противоположная: комнаты, наоборот, утратили свой колорит, а вот кухня сохранилась с прежних времен

Но для начала взглянем по пути на межкомнатные двери

Изначально все кухни в доме, в том числе и в очень привилегированных квартирах были облицованы кафелем, что типично для послевоенных кухонь, сравните с кухней .

Здесь также есть выход на черную лестницу

Рядом с раковиной сохранился мусоропровод, которым уже не пользуются, а в новых квартирах по возможности заделывают, на стенках за годы скопилось много мусора, вонь от которого проходит в квартиру.

А тем временем на город спустилась ночь:

В доме зажглись окна


Как видите, в доме колоссальное количество пустых пространств, за счет которых в 1990-х новые жильцы стали ввысь и вширь увеличивать свои квартиры.

Зажглась подсветка и под шпилем высотки

С прекрасным видом на город

На площадке под шпилем установлены статуи комсомольца и комсомолки


Комсомолец и комсомолка с напряженными выражениями лиц держат табличку с серпом и молотом.

При этом у комсомолки напряжено не только лицо, но и другие части тела, которые при ближайшем рассмотрении буквально прорывают платье.


Спасибо за фото ivanscar

На этой поразительной и фривольной детали советской архитектуры мы и завершаем публикацию, спускаемся вниз и выходим через шикарный подъезд:

Спасибо за внимание!

Отдельно благодарим создателей одного из самых московских инстаграмов mos_photo за помощь в организации съемок. Подписывайтесь, они одни из немногих, кто показывает Москву красиво и без политики.

Жилой дом на Котельнической набережной – это символ ушедшей эпохи. Его строительство было запланировано согласно единому градостроительному плану, который был принят в 1947 году. Восемь высотных зданий должны были стать доминантами нового архитектурного облика Москвы. Закладка всех восьми состоялась в один день, в день 800-летнего юбилея Москвы. Но зданий было построено только семь: из-за отмены строительства Дворца Советов не было сооружено последнее, восьмое, здание в Зарядье.

Фактически, строительство этой высотки началось в 1938 году, когда по проекту архитекторов Д.Н. Чечулина и А.К. Ростковского началось сооружение девятиэтажного правого крыла по Котельнической набережной как самостоятельного здания. Однако в 1948-1952 годах оно было включено в новый ансамбль с частичным изменением парадного фасада.

Дом расположен у слияния русла Москвы-реки и Яузы. Он выстроен таким образом, чтобы быть отправной точкой для всех улиц, идущих к реке. Здание высотой в 176 метров замыкает перспективу Москвы-реки от Кремля на восток.

Выразительный силуэт здания оживлен декоративными башенками и завершениями. На центральном корпусе дома расположены скульптурные группы и обелиски. Цоколь, облицованный гранитом, позволяет увидеть четкое разделение здания на объемы с центральным корпусом в 32 этажа. За счет ступенчатой структуры здание плавно и гармонично вливается в сложный ландшафт. Его архитектура – яркий образец советского классицизма, органичного синтеза архитектуры и скульптуры.

Здание задумывалось как город в городе: в его комплекс были включены почта, гастроном, химчистка, булочная и даже кинотеатр. Возведение осуществлялось руками заключенных, которые во время строительства проживали в только что отстроенных квартирах. Говорят, что они оставляли метки на стеклах окон – «строили зэки».

Заметим, это первая из высоток, которую сдали в эксплуатацию. В доме насчитывалось около 700 квартир, они сдавались сразу под ключ с белоснежной мебелью на кухне, импортной сантехникой и бронзовыми светильниками. Получить квартиру в этом доме – предел мечтаний многих людей в советское время! Одно крыло предназначалось для военных, а другое было отдано под заселение творческой элиты. Квартиру в доме получил и главный архитектор здания, Дмитрий Николаевич Чечулин. Он прожил там до самой смерти.

В доме проживало очень много знаменитостей – представителей советской творческой интеллигенции, выдающихся деятелей науки, военных и чиновников партийной номенклатуры. Об этом свидетельствует большое количество памятных досок. Здесь жили Никита Богословский, Александр Твардовский, Клара Лучко, Нонна Мордюкова, Наталья Сац и многие другие.

Знаменитая жительница этой высотки Фаина Георгиевна Раневская шутила: «Живу над хлебом и зрелищами!», – так как проживала на втором этаже над булочной и кинотеатром «Иллюзион». Этот последний, кстати, был единственным кинотеатром, где показывали фильмы без предварительного просмотра специальной комиссией. Из-за этого он часто бывал под угрозой закрытия, но знаменитые жильцы дома всегда спасали его.

Сегодня можно окунуться в советскую эпоху, посетив Музей Г. Улановой, который открылся в 2004 году. Экспозицию развернули прямо в её квартире. Там сохранена доподлинная обстановка – всё как было при жизни великой русской балерины.

Узнать точное число квартир в настоящее время, к сожалению, представляет большую трудность, так как нынешние жильцы соединяют несколько квартир в одну и переделывают их.


Вчера мне посчастливилось попасть именно в ту высотку, о которой больше всего написано и где в свое время давались квартиры партработникам и прочим звездам сцены и экрана. Высотка на Котельнической набережной полностью жилая и мне очень захотелось в нее попасть.

Пару слов о том, почему наши родные высотки мне гораздо интереснее, чем небоскребы Нью Йорка. Все знают, что к хорошему быстро привыкаешь, так и с небоскребами. В Нью Йорке их слишком много и на них перестаешь обращать внимание, рассмотреть их тем более не получается, потому что налеплены они слишком плотно друг к другу. Большое, как известно, видится на расстоянии и Московские высотки выгодно отличаются от своих американских собратьев. Они парят над низенькой застройкой центра города и их видно практически из любой точки.

Так и в этот раз, намереваясь попасть на Кропоткинскую, я увидел шпиль и сменил свое направление

Если посмотреть сверху, то вся высотка представляешь собой равносторонний треугольник без одной стороны.

Въехать во двор можно через 2 арки с огромным барельефом над ними

Посередине расположен подземно-надземный гараж, а поверх него детская площадка

Ожидаешь увидеть парад тщеславия, но все гораздо прозаичнее и среди жителей дома встречаются простые люди

А теперь о самом главном - попасть мне удалось аж в 2 подъезда! Первым оказался подъезд в левом крыле дома, если смотреть из двора. В подвале велись сварочные работы и дверь оказалась незапертой

Ступеньки обвивают лифтовую шахту

Типичное решение для советских домов с лифтом

На каждом этаже встречается вот такая табличка, которая чем-то напоминает монеты советского периода

Квартир на каждом этаже всего 2 и расположены они очень тесно

Глядя на такой дом, хочет узнать как же живут его обитатели, как обставлены квартиры. Живут они, как оказалось, имея богатый внутренний

Строители дома "позаботились" о будущих жильцах и провели мусоропровод на кухню каждой квартиры, но люди насильно отказывались от благ цивилизации и замуровывали люки, что в конечном итоге создавало огромные проблемы для ЖЭУ и мусорокамеры рядом с каждым подъездом решено было опечатать и не использовать вообще.

Самая интересная часть здания - центральная, она же самая высокая, насчитывающая 32 этажа + шпиль. Жилая зона проходит до 24 этажа, оставшиеся этажи отданы различным телекомовским службам и тд. попалась от Раскалова Виталия известного московского руфера оттуда можно посмотреть с высоты шпиля.

Я же поднялся до последнего жилого этажа и поснимал из раскрытого окна. Но обо всем по порядку. Сначала парадная и главный подъезд, которому могут позавидовать лучшие отели мира

Вид на парадную со стороны лифтов

За колонной справа сидит консьерж, поэтому снимать их я не стал дабы не привлекать лишнего внимания

Лифтов в здании великое множество, сразу напротив центрального входа 2 лифта

Я поднялся наверх по второстепенному лифту, который находится в глубине коридора справа от 2 основных. Фото со стороны лифта

Квартиры на площадке в глубине основного здания расположены немного иначе. На полу паркетный настил и изящные плафоны под потолком

Очень радует оформление некоторых лестничных площадок:-)

Ну а теперь виды из окна

Левое крыло здания

Башенка на крыше правого крыла здания. Говорят, что в них квартиры двухуровневые

А вот и вид на внутренний дворик

На первом этаже расположились магазины и телеграф, а также салон красоты

Обратно пришлось выходить через парадных вход, т.к. запасной ход был уже закрыт на железную скобу. Мило улыбнувшись и поздоровавшись с консьержками, я отбыл восвояси:-)

Стало интересно, что пишут о жилье в доме сейчас:

Звездное время здания миновало, и теперь квартиры в доме на Котельнической оцениваются в лучшем случае как бизнес-класс, элитный сегмент занят более престижными вариантами. Здание ветшает, «сталинский кафель» давно обвалился. Лишь сохранившиеся хрустальные люстры сияют по-прежнему, разбрасывая радужные, бриллиантовые брызги света. Но вечные проблемы с лифтами, мусоропроводами, стоянками и прочим техническим обслуживанием снижают стоимость квартир в здании на Котельнической. К сожалению, сейчас высотка утратила прежнюю значимость, сохраняя лишь привлекательность исторического плана («Хочу жить там, где жила Уланова!»).

Увы, новые жильцы, покупающие квартиры в высотке, резко отличаются от тех, которые жили в доме прежде. Не так давно была настоящая война между старожилами и «новоселами» из-за частного лифта (в результате установки частного лифта в многоуровневой квартире в одной из квартир дома начал разрушаться потолок и пошли трещины по стенам). Удивительно, что здание на Котельнической кряхтит, но пока держится.

А ведь были времена...

Cталинские высотки в Москве оказались весьма любопытной темой для читателей нашего сайта. Поэтому было решено опубликовать материалы о всех семи зданиях, связанных между собой сакральным смыслом. Товарищ Сталин задумал великое, не успел реализовать. Но тем не менее, столицу нашей родины город Москву украшают семь прекрасных зданий, потрясающих воображение и чарующих своей архитектурой.

Дом официально заложен 7 сентября 1947 г. — в день 800-летия Москвы у устья р. Яузы. На самом деле тут уже стоял корпус, построенный в 1938–1940 гг., в итоге ставший правым крылом высотки. Таким образом, строили после 1947 года центральную часть и левое крыло. Строили до 1952 гг. Авторы проекта - Д.Н.Чечулин, А.К.Ростковский, инженер Л.М.Гохман (они же - авторы правого крыла).

Дом как бы замыкает перспективу от Кремля к устью Яузы и построен так, чтобы быть отправной точкой для всех улиц, идущих к реке. В центральной части имеет 26 этажей (32 вместе с техническими этажами), в высоту достигает 176 м.

Здание задумывалось как город в городе. Это целый комплекс, куда входили почта, гастроном, химчистка, булочная и даже кинотеатр. Кстати этот самый кинотеатр – «Иллюзион» – существует и сейчас, в нем не крутят голливудские экшены, сюда приходят любители киноклассики из коллекции Госфильмофонда России.

Кто строил дом на Котельнической и кто в нем жил

Возведение дома осуществлялось как ни странно руками заключенных, которые во время строительства тут же и жили. Странное то, что Сталин допустил использование рабочей силы, явно не любящей вождя. А ведь затея у Сталина была далеко не только в том, чтобы построить удивительные по своей архитектуре здания. Он вкладывал в комплекс из восьми высоток смысл некого энергетического центра невиданной силы и непостижимой нами пока энергетики.

Дом на Котельнической сдали в эксплуатацию первым из сталинских высоток. В доме тогда насчитывалось около 700 квартир. Как теперь выражаются – квартиры с отделкой и мебелью. Во всяком случае кухни были обставлены белоснежной мебелью, импортной сантехникой и бронзовыми светильниками.

Квартира в этом доме – предел мечтаний многих людей в советское время! Одно крыло предназначалось для проживания военных, а другое отдали творческой элите. Жильцам дома предоставлялось и представляется много удобств – живут прямо в центре Москвы, прекрасные виды из окна, зимой можно кататься на лыжах прямо на крыше дома и там же встречать Новый год – прямо с видом на Спасскую башню и под бой курантов, но не по телевизору или радио.

Квартиры в этом доме, а точнее их количество, является одной из самых странных тайн высотки на Котельнической. Ходит легенда о том, что в доме существует специальная сеть тайных проходов, по которым когда-то перемещались бдительные чекисты дабы узнать о чем говорят жильцы.

Учитывая, что дом строился также под контролем чекистов это не очень убедительная версия – подслушивающие устройства (пусть и не такие миниатюрные как теперь) существовали и тогда. Вероятнее, в доме действительно существуют тайные помещения, но вряд и они предназначены для контроля над жильцами дома.

Жилой дом на Котельнической набережной – это символ ушедшей эпохи. Его строительство было запланировано согласно единому градостроительному плану, который был принят в 1947 году. Восемь высотных зданий должны были стать доминантами нового архитектурного облика Москвы. Закладка всех восьми состоялась в один день, в день 800-летнего юбилея Москвы. Но зданий было построено только семь: из-за отмены строительства Дворца Советов не было сооружено последнее, восьмое, здание в Зарядье.

Фактически, строительство этой высотки началось в 1938 году, когда по проекту архитекторов Д.Н. Чечулина и А.К. Ростковского началось сооружение девятиэтажного правого крыла по Котельнической набережной как самостоятельного здания. Однако в 1948-1952 годах оно было включено в новый ансамбль с частичным изменением парадного фасада.

Дом расположен у слияния русла Москвы-реки и Яузы. Он выстроен таким образом, чтобы быть отправной точкой для всех улиц, идущих к реке. Здание высотой в 176 метров замыкает перспективу Москвы-реки от Кремля на восток.

Выразительный силуэт здания оживлен декоративными башенками и завершениями. На центральном корпусе дома расположены скульптурные группы и обелиски. Цоколь, облицованный гранитом, позволяет увидеть четкое разделение здания на объемы с центральным корпусом в 32 этажа. За счет ступенчатой структуры здание плавно и гармонично вливается в сложный ландшафт. Его архитектура – яркий образец советского классицизма, органичного синтеза архитектуры и скульптуры.

Здание задумывалось как город в городе: в его комплекс были включены почта, гастроном, химчистка, булочная и даже кинотеатр. Возведение осуществлялось руками заключенных, которые во время строительства проживали в только что отстроенных квартирах. Говорят, что они оставляли метки на стеклах окон – «строили зэки».

Заметим, это первая из высоток, которую сдали в эксплуатацию. В доме насчитывалось около 700 квартир, они сдавались сразу под ключ с белоснежной мебелью на кухне, импортной сантехникой и бронзовыми светильниками. Получить квартиру в этом доме – предел мечтаний многих людей в советское время! Одно крыло предназначалось для военных, а другое было отдано под заселение творческой элиты. Квартиру в доме получил и главный архитектор здания, Дмитрий Николаевич Чечулин. Он прожил там до самой смерти.

В доме проживало очень много знаменитостей – представителей советской творческой интеллигенции, выдающихся деятелей науки, военных и чиновников партийной номенклатуры. Об этом свидетельствует большое количество памятных досок. Здесь жили Никита Богословский, Александр Твардовский, Клара Лучко, Нонна Мордюкова, Наталья Сац и многие другие.

Знаменитая жительница этой высотки Фаина Георгиевна Раневская шутила: «Живу над хлебом и зрелищами!», – так как проживала на втором этаже над булочной и кинотеатром «Иллюзион». Этот последний, кстати, был единственным кинотеатром, где показывали фильмы без предварительного просмотра специальной комиссией. Из-за этого он часто бывал под угрозой закрытия, но знаменитые жильцы дома всегда спасали его.

Сегодня можно окунуться в советскую эпоху, посетив Музей Г. Улановой, который открылся в 2004 году. Экспозицию развернули прямо в её квартире. Там сохранена доподлинная обстановка – всё как было при жизни великой русской балерины.

Узнать точное число квартир в настоящее время, к сожалению, представляет большую трудность, так как нынешние жильцы соединяют несколько квартир в одну и переделывают их.

Новое на сайте

>

Самое популярное