Домой Микрозаймы Бюджетный дефицит: понятие, функции, виды, пути сокращения. Дефицит государственного бюджета: причины и последствия

Бюджетный дефицит: понятие, функции, виды, пути сокращения. Дефицит государственного бюджета: причины и последствия

Бюджетно-финансовая политика любого государства предусматривает сбалансированность всех уровней бюджета. Сам по себе бюджет включает две части, в одной из которых указываются все статьи доходов, а во второй - расходов. Если количество расходов превышает число доходов, то такое состояние называется дефицит бюджета. Однако может наблюдаться и профицит бюджета - преобладание доходной части над расходной.

Следует сказать, что оптимальным вариантом является, конечно же, ситуация, при которой доходы и расходы равны между собой. Ведь и дефицит, и выступают как отклонение от нормы. Однако привести в равновесие приход и расход финансовых средств очень тяжело. Поэтому более подробно хочется остановиться на преобладании расходов.

Если в стране наблюдается дефицит бюджета в первую очередь финансируется бюджет текущих расходов.

Дефицит бюджета бывает нескольких видов:

1. Активный - появляется при непосредственном превышении трат над доходными поступлениями.

2. Пассивный - возникает как следствие понижения налоговых ставок и уменьшения доходной части (он не связан с увеличением расходов).

3. Структурный дефицит бюджета появляется, когда государство идет на его увеличение сознательно. Для того чтобы в период стимулировать экономическую активность и совокупный спрос, правительством могут быть снижены налоги или приняты специальные решения по увеличению уровня занятости (к примеру, финансирование для создания рабочих мест).

4. Цикличиский - практически не зависит от налогово-бюджетной политики государства. Он характеризуется общим снижением производства, возникающим на стадии кризиса и являющимся результатом циклического развития экономики.

5. Краткосрочный - обусловлен преобладанием расходов над доходами в рамках одного Он отражает текущие изменения в общем состоянии экономики страны, которые при составлении проекта бюджета учтены не были. Среди причин его возникновения наиболее часто отмечают:

  • Опыт макроэкономического прогнозирования у органов власти недостаточный.
  • Плохой учет возможных изменений некоторых обстоятельств: падение экспортных цен, сокращение объема производства, возможное снижение спроса на производимую продукцию, уменьшение ее конкурентоспособности, резкий рост государственных расходов, связанный с инфляцией.

6. Долгосрочный - представляет собой увеличение разрыва в бюджете на протяжении нескольких лет между доходами и расходами. Его возникновение обусловлено причинами, которые имеют устойчивый характер. В большинстве стран это:

  • Повышение социальной нагрузки на бюджет.
  • Нежелательная демографическая ситуация страны, которая связана со старением населения.
  • Изменения налогового законодательства, связанные с его либерализацией.
  • Увеличение страны.
  • Искусственное занижение цен (посредством введения временных или дополнительных налогов, распродажи государственных активов, отсроченных выплат зарплат работникам государственных организаций).
  • Неучтенная в государственном секторе экономики амортизация.
  • Высокие темпы инфляции.

7. Реальный дефицит бюджета - это разница между номинальным дефицитом и процентной величиной государственного долга, которая умножена на темп инфляции.

8. Операционный - общий дефицит бюджета, за вычетом процентных платежей инфляционной части.

У любого государства главная стратегическая цель - достижение но, несмотря на это, иногда дефицит бюджета может выступать как важный инструмент в экономической политике в макроэкономическом регулировании. Именно поэтому его грамотное использование позволяет государству решить ряд экономических и социальных проблем. При этом главное, чтобы дефицит не был длительным.

Причины бюджетного дефицита могут быть следующими:

  • рост госрасходов - как на плановые государственные цели, например на модернизацию экономики , реализацию национальных программ и пр., так и на чрезвычайные: стихийные бедствия, войны и др.;
  • сокращение государственных доходов из-за экономического кризиса, рецессии , падения цен на экспортные товары, такие как сырье, а также на электронику и пр.;
  • неэффективность государственной политики, финансовой системы. Низкие сборы налогов и подъем теневого рынка. Популизм действующей власти;
  • высокие бюджетные расходы, которые связаны с чересчур большим заимствованием в прежние годы и в результате которых цена обслуживания долга становится чрезмерной.
  • Коррупция в государственном секторе.
  • Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Бюджетный дефицит следует отличать от так называемых кассовых разрывов, когда доходы и расходы разделены во времени, что вызывает недостаток средств в какой-то промежуточный период. Как правило, реальный бюджетный дефицит носит плановый характер: его максимальные предельно допустимые параметры утверждаются при принятии.

Существует несколько методов снижения уровня бюджетного дефицита. Во-первых, это можно сделать, проведя эмиссию денег . Такой путь неминуемо приведет к инфляции , т. е. к обесценению денег в обращении и подрыву доверия к национальной валюте.

Во-вторых, налоговое покрытие – введение дополнительных налогов, в т. ч. на определенные слои населения – «налог на богатых», некоторые виды деятельности компаний, например производство сигарет, и пр. В то же время увеличение налогового бремени в более долгосрочной перспективе ведет к сокращению производства, развитию теневой экономики.

В-третьих, секвестирование бюджета – пропорциональное уменьшение статей расходов в соответствии с доходами. Далеко не все статьи могут быть секвестированы – например, такие действия с обслуживанием внешнего долга будут расценены как дефолт . А сокращение затрат в социальном секторе способно привести к росту напряженности в обществе.

Для финансирования дефицита бюджета могут быть использованы как внешние , так и внутренние заимствования. Для этого на финансовый рынок выпускаются государственные ценные бумаги. Кроме того, одной из статей доходов в таком случае может стать продажа государственной собственности: запасов драгоценных металлов и камней, приватизация земельных участков и объектов природопользования, а также государственных предприятий.

На практике для того, чтобы оценить размер дефицита бюджета, используется его процентное отношение к ВВП . В таком исчислении бюджетный дефицит РФ составил в 2010 году 2,9 трлн рублей , или 5,4%, при этом Россия занимает 150-е место в мире. Наибольший дефицит бюджета у Ирландии - 32,4% и Ирака - 23,9%. Из наиболее развитых стран у Великобритании - 10,2%, у США - 8,8%, у Японии - 7,7%, у Франции - 6,9%, у Германии - 3,3%.

Дефицит бюджета - это такое состояние государственной казны, когда доходов (даже с учетом заемных денег) не хватает на финансирование всех необходимых расходов.

 

Бюджетный дефицит - это превышение общей суммы государственных расходов над суммой полученных доходов. В обратной ситуации говорят о профиците бюджета.

Сам по себе, дефицит — не проблема, а скорее, отражение экономических процессов, происходящих в стране. Гораздо важнее, что конкретно является его причиной, и какими методами его покрывают. Уникальность госбюджета заключается в масштабе воздействия на экономику. Его возможности по распределению денежных потоков в разы выше, чем у любого хозяйствующего субъекта.

Структура доходов и расходов

Государственный бюджет — документ, состоящий из двух частей. Доходная — отражает поток поступающих в казну налогов, прибыли госпредприятий, дивидендов от акций. Расходная (бюджетная роспись) — определяет направления использования денег на финансирование задач и функций государства (рис.1). Если на доходную часть преимущественно влияют экономическая ситуация и налоговая политика , то структура расходов меняется в зависимости от текущих потребностей, и больше зависит от складывающейся внутренней и мировой социально-политической обстановки.

Причины дефицита

Дефицит федерального бюджета возникает по разным причинам:

  1. в результате резкого или внезапного роста военных расходов;
  2. снижения поступлений налогов в доходную часть при экономическом спаде;
  3. при расширении расходных статей и увеличении финансирования по ним;
  4. вследствие инвестиций в крупные проекты (строительство космодрома, Керченского моста);
  5. из-за ошибок планирования, неэффективности налоговой политики, коррупции.

К нему приводит не только «стечение обстоятельств», но и государственная политика. Правительство любой страны всегда стоит перед выбором. Что на текущий момент должно быть в приоритете: накопление или потребление; рост экономики или социальная справедливость. С помощью бюджета распределяется национальный доход, меняется структура потребления, стимулируются или сдерживаются темпы экономического роста.

Пример. Рассмотрим текущий бюджетный дефицит в России. С профицитом он был составлен последний раз в 2011 году. В 2012 году имело место отрицательное сальдо в размере 0,3%. За последующие два года оно увеличилось почти в 10 раз: в 2013 — 2,5%, в 2014 — 2,3%. С одной стороны, эта ситуация обусловлена падением цен на нефть и снижением объема доходов, а с другой — увеличением финансирования по отдельным статьям (рис.2). Всего за 3 года общий рост расходов составил больше 35%, и львиная доля их приходится на национальную экономику, оборону и безопасность.

Финансирование дефицита

Независимо от природы, дефицит должен быть профинансирован, для чего используются разные методы и их комбинации. Их принято делить на две группы.

1 Неэмиссионные способы покрытия отрицательного сальдо: внутренние и внешние займы.

Основные инструменты: размещение государственных долговых обязательств (облигации, другие ценные бумаги), банковское кредитование , займы в международных финансовых организациях. Каждый тип заимствования оказывает разное влияние на экономику, и вызывают разные последствия.

Внутренние долги — приводят к увеличению спроса на деньги, что влечет за собой повышение процентных ставок, то есть удорожание кредитов, снижает экономическую активность предприятий. Второй негативный эффект: угроза стабильности национальной валюты и устойчивости ЦБ, которые могут привести к дефолту . Внутренний заем имеет как финансовые, так и политические пределы.

Внешнее заимствование — имеет больше плюсов. Оно не вызывает изъятия средств из национальной экономики, а напротив: увеличивает финансовые возможности страны. Средства направляются на увеличение госзаказа , на оплату валютных закупок, на возврат внешних кредитов и оплату процентов по ним. Вследствие санкционной войны мировые банки денег России не дают, и она все больше занимает на внутреннем рынке (рис.1).

2 Инфляционные методы (эмиссия денежных знаков).

Такое финансирование предусматривает дополнительный выпуск бумажных денег. Бюджетный дефицит, простыми словами, покрывают за счет «включения печатного станка». К каким последствиям это приводит? Эмиссия спасает от роста внешнего долга, и расходов на его обслуживание, не уменьшает инвестиционный поток в экономику — даже стимулирует совокупный спрос. Но она раскручивает инфляционную «спираль», поэтому допустима до определенного порога. При его превышении — ситуация выходит из под контроля.

Нужен ли дефицит?

Сбалансированная бюджетная политика означает равенство доходной и расходной частей. Это желательно, но практически невозможно в реальных условиях. Если ценой баланса выступает слишком жесткий режим экономии (принцип «по одежке протягивать ножки»), то это фактически означает отказ от экономического развития.

Кроме того, рост оборонных расходов приводит к ущемлению других направлений, а по уровню «социалки» — мы всего лишь на 73 месте в мире. Стремление к ежегодному принятию бездефицитного бюджета, по мнению экономистов, может привести к двум последствиям: повышению налогов и снижению качества жизни. Чтобы этого не происходило — в текущих условиях и закладывается дефицит. Перспективное направление его покрытия — долговая политика по уменьшению внешнего долга, и замещению его внутренними займами.

Все страны имеют дефицит бюджета и покрывают его за счет кредитов. Причем их объем превышает размер национального ВВП. Так, в 2011 году у нас был профицитный бюджет, в то время как в других странах баланс был отрицательным: Америка - 14,3%; Англия - 8,4%, Германия - 2,3%; Франция - 6,0%; Япония - 10,0% от ВВП. В России этот показатель достиг 2,6% в 2015 году, и до критического показателя (60%) нам еще далеко.

Любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику . Следовательно, сбалансированность бюджета - основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов дефицитна (или хотя бы возник кассовый разрыв), это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений , срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов , возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве . Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета ( ).

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

  1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.
  2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
  3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений .
  4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений .
  5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.
  6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.
  7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков .

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях , мониторинг динамики бюджетных расходов.

Причины образования бюджетного дефицита

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения . Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения , росту теневой экономики).

Классификация бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным . Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов , так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным . Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса . Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым , объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга , бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным . Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета:

  • циклический дефицит - спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.
  • структурный дефицит - положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы , при наличии естественного уровня ВВП , при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством . Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики .

Меры по управлению бюджетным дефицитом

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.

  1. Эмиссионное . Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег . Такая мера провоцирует инфляцию , которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными . Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию , крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду. Помимо этого, в условиях инфляции государство вынуждено каждый новый выпуск государственных ценных бумаг обуславливать более высокой процентной ставкой, а также вводить ценные бумаги с плавающей процентной ставкой . Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.
  2. Налоговое покрытие бюджетного дефицита . Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор . Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы .
  3. Секвестирование бюджета . Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.
В Соединённых Штатах Америки , например, существует разделение расходных статей бюджета на прямые (обязательные) и дискреционные. Прямые расходы гарантированы действующим законодательством (социальные пособия, программы медицинского обслуживания и т. д.) и не могут быть урезаны. Дискреционные расходы ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США в рамках бюджета на будущий год. Одновременно устанавливается лимит таких расходов. Если фактические расходы бюджета начинают превышать эти лимиты, то запускается механизм секвестирования, уменьшающий бюджетный дефицит (закон Грэмма - Рудмана - Холлингса).

Финансирование бюджетного дефицита

Различают два вида финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка . Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях, так как его использование влечет за собой весьма негативные последствия для экономики. В результате реализации такого инструмента денежная масса национальной валюты увеличивается на величину, не обеспеченную товарами и услугами . Как следствие растет инфляция , нарушается нормальный механизм ценообразования , что в итоге влечет за собой падение курса национальной валюты . Помимо этого, отрицательным следствием раскручивания инфляции может стать проявление «эффекта Танзи ». Суть этого явления заключается в том, что налогоплательщики начинают сознательно оттягивать уплату налогов в государственный бюджет. За время отсрочки деньги частично обесцениваются, фактическая налоговая нагрузка снижается, что в свою очередь опять же уменьшает доходы бюджета и усугубляет бюджетный дефицит. Таким образом, финансовая система страны расшатывается всё больше.

Поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на использование такого метода финансирования бюджетных дефицитов. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. По бюджетному кодексу Российской Федерации в настоящее время в России денежное финансирование дефицитов бюджетов также запрещено.

Долговое финансирование осуществляется путём выпуска доходных государственных обязательств , которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке , а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.

Таким образом, различаются следующие источники долгового финансирования дефицитов:

  1. Кредиты банков и небанковских кредитных организаций.
  2. Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций.
  3. Государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени государства.
  4. Бюджетные кредиты, получаемые от других уровней бюджетной системы (как правило от вышестоящих нижестоящим).
  5. Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности:
    • акции и доли участия в предприятиях,
    • земельные участки и объекты природопользования,
    • государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней .

Преимущество долгового финансирования очевидно. Однако существуют и негативные стороны государственного заимствования. Выпущенные государством ценные бумаги обычно рассматриваются участниками фондового рынка как весьма надёжные. Приобретая государственные обязательства, владельцы капитала сокращают таким образом инвестиции в реальный сектор экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста.

Источники финансирования дефицита бюджета

Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.

Внутренние источники

Финансирование дефицита за счет внутренних источников включает:

  • государственных ценных бумаг , номинированных в национальной валюте;
  • бюджетные кредиты;
  • кредиты , предоставленные кредитными организациями , международными финансовыми организациями ;
  • иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:
    • поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;
    • поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней ;
    • курсовая разница по средствам бюджета;
    • прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

Внешние источники

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

  • средства, поступившие от размещения государственных займов , которые осуществляются путём выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте ;
  • кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций , иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);
  • кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.
  • прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА

1. Понятие бюджетного дефицита, причины его образования

2. Классификация бюджетных дефицитов

3. Финансирование дефицита госбюджета

Понятие бюджетного дефицита, причины его образования

Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами государственного бюджетного фoндa - стал характерен сегодня для большинства развитых стран. Дефицит бюджета - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира, при котором государственные расходы превышают доходы, и, как следствие, возникает государственный долг. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику - политику бюджетного дефицита (в пределах 3% от ВВП)

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета.

Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях :

- когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета.

Когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован.

Когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на:

· на политические цели: расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов т.п.; расходы на содержание аппарата управления государством;

· на экономические цели : в результате государственного регулирования экономики, когда правительство осуществляет крупные государственные вложения в развитие отраслей хозяйства, добиваясь прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства, расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;- расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики.

· на социальные цели : расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

Существует множество факторов, в разной степени влияющих на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда, в частности:

· увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в странах с высокой долей пожилого населения или неблагоприятной экологической обстановкой);

· увеличение государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (в странах со значительной долей молодого населения или делающих упор на мероприятия по сокращению безработицы);


· увеличение государственных расходов в военное время или в связи с социальными конфликтами;

· увеличение расходов по развитию рыночной инфраструктуры (в странах с трансформационной экономикой);

· увеличение расходов на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;

· сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития;

· уменьшение доходов в связи c ухудшением показателей финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов;

· сокращение доходов из-за низкой их собираемости.

· коррупция в государственном секторе и пр.

Большинство из перечисленных факторов увеличения государственных расходов даже в перспективе не обещают отдачи в виде источников для погашения задолженности по заемным средствам, привлеченным под финансирование бюджетного дефицита. Только некоторые из них содержат потенциал повышения эффективности в отраслях экономики, позволяющий изыскать средства для погашения государственного долга.

Таким образом, дефицит бюджета является следствием :

чрезмерности государственных расходов;

недостаточность доходов государства, ограниченности финансовых возможностей государства по мобилизации необходимых доходов (сокращения налогов – сознательного, в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования, либо из-за низкой собираемости доходов);

циклических спадов в экономике.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное.

При рецессии (спаде) доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, как следствие, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он), сокращается.

При буме дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Т.о. состояние доходной базы бюджета напрямую зависит от состояния как субъектов хозяйствования, так и экономики в целом. В ситуации спада производства, других кризисных явлений бюджетные поступления уменьшаются. Если своевременно не обеспечить адекватное сокращение расходов, разовьется (увеличится) отрицательное бюджетное сальдо.

K бесспорно важным факторам, определяющим возникновение и размер бюджетного дефицита, следует отнести колебание объема ВВП в течение бюджетного периода.

Практика показала, что в годы депрессии, когда BBП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом ; в то же время в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета : при спадах резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного, налога на прибыль и др.) из-за уменьшения базы налогообложения, это в то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, попадая тем самым в противофазу c циклом. Как правило, в периоды спада увеличиваются расходы правительства на выплату пособий по безработице и другие меры по социальной защите населения, что вызывает рост трансфертов в отрасли, которые производят товары и оказывают услуги населению.

Принято считать, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит в допустимых размерах не страшен, и это доказали многие экономически развитые государства. Однако следует оговориться, что сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна обременять его экономику, заставляя сворачивать социальные программы, и истощать налогоплательщиков в связи со значительным увеличением расходов по обслуживанию долга.

C начала ХХ в. общие государственные расходы по отношению к ВВП во всем мире значительно увеличились. Правительства принимают различные бюджетные решения, направленные на сокращение отрицательного сальдо бюджета: ужесточают налоговые режимы, замораживают финансирование, сокращают трансфертные платежи и т.д.

Отношение экономистов к вопросу бюджетного дефицита неоднозначно .

Позиций столько же, сколько и вариантов составления бюджета: c отрицательным сальдо (дефицитом), положительным сальдо (профицитом), сбалансированный. K примеру, Д. Кейнс подвел научную базу под утверждение, что бюджетный дефицит – совершенно нормальное и даже желательное для растущей экономики явление, которое способствует ее росту, снижению безработицы и т.п. Заимствованные для финансирования дефицита средства вкладываются в производство, доходы от которого через некоторое время позволят расплатиться по долгам. Теоретически это логично, однако практика не подтверждает правильность такой концепции, особенно в условиях стран c переходной экономикой, включая Беларусь.

Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление . Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных затрат и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьезна по ряду причин.

· Во-первых, объем необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения.

· Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики), приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования .

Однозначно определить, куда именно будут направлены финансовые ресурсы, полученные в качестве источников финансирования бюджетного дефицита, и попадут ли они вообще в сферу материального производства, не представляется возможным. Как правило, в первую очередь ими обеспечивается финансирование защищенных расходов . Поэтому нет уверенности в том, что расходы, вызвавшие бюджетный дефицит, принесут отдачу в виде дополнительных доходов хотя бы и ближайшей перспективе.

· если бюджетные ресурсы, составляющие превышение доходов над расходами, направляются на развитие экономики , финансирование приоритетных отраслей и предполагают отдачу (т.е. используются эффективно), то в будущем рост производства и прибыли возместит произведенные затраты.

· если превышение расходов над доходами допускается c целью финансирования текущих затрат , субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных тенденций в развитии экономики, главной из которых является усиление инфляционных процессов.

2.Бюджетный дефицит классифицируют по различным критериям .

1. В зависимости от учета обслуживания государственного долга бюджетный дефицит бывает первичным и вторичным .

Дефицит бюджета, рассчитываемый как разница между доходами и расходами без учета процентов, выплачиваемых по госдолгу, называется первичным , a c учетом процентов - вторичным .

2. По способу воздействия на социально-экономические процессы различают пассивный и активный дефицит .

Пассивный возникает в ситуации падения налоговых поступлений в бюджет в условиях снижения экономической активности в стране, когда средства, привлеченные для финансирования дефицита, используются на финансирование текущих расходов бюджета. Активный бюджетный дефицит есть результат сознательного увеличения государственных расходов в целях регулирования экономики. В этом случае средства, привлекаемые под бюджетный дефицит, используются на финансирование инноваций, инвестиции, развитие новых технологий, что в перспективе позволит увеличить доходы бюджета.

3. По отношению к плану выделяют плановый и внеплановый бюджетный дефицит .

Плановый - это норматив, который заранее устанавливается в законе o бюджете на очередной финансовый год. Внеплановый - следствие непредвиденного сокращения объема поступлений, роста расходов бюджета.

4. В зависимости от причин возникновения дефицит бывает чрезвычайным, кризисным, антикризисным и межбюджетным .

Чрезвычайный - следствие особых обстоятельств, которые сложно предусмотреть. Для ликвидации последствий этого дефицита обычно формируются резервные бюджетные и внебюджетные фонды. Кризисный - спутник глобального экономического кризиса или кризиса в денежно-кредитной сфере. Антикризисный - обусловлен мерами по ликвидации кризиса и его последствий. Межбюджетный - отрицательное сальдо региональных и местных бюджетов как результат несоответствия имущественных и бюджетных прав территорий, уменьшения их доходов или увеличения расходов вследствие решений, принимаемых органами власти другого уровня.

Новое на сайте

>

Самое популярное