Домой Микрозаймы Центральный банк Англии (Банк Англии). Банк англии

Центральный банк Англии (Банк Англии). Банк англии

Банк Англии – центральный банк Соединенного королевства, основанный в 1694 году. Он является одним из старейших банков в мире, уступая первенство лишь Швейцарскому банку. Столь почтенный возраст и явный консерватизм в отношении экономических реформ стали причиной появления шутливого прозвища этой организации – «Old Lady», что в переводе означает «Старая Леди».

По своей правовой природе Банк Англии является независимым публично-правовым институтом Великобритании: выполняя функции центрального банка, он не подчиняется другим органам власти и самостоятельно определяет направления кредитно-денежной политики государства. Именно Банк Англии выступает моделью всех современных центральных банков, в том числе и Центрального Банка Российской Федерации.

История создания Банка Англии

Сокрушительное поражение в 1960 году, нанесенное Францией – доминирующей морской державой, стало неким «катализатором» для Англии в восстановлении своей репутации сильной мировой державы. У нее просто не оставалось иного выхода, кроме создания мощного флота. Однако оказалось, что была полностью истощена непрерывной полувековой войной с Французской Империей. Люди отказывались покупать государственные , не веря, что страна быстро восстановит былое экономическое состояние. Повышение налогов в это тяжелое для всех время тоже не дало бы нужных результатов.

Чиновники вынуждены были провести переговоры с частными финансистами-кредиторами в целях получения денег под проценты. В 1961 году предприимчивый шотландский финансист Вильям Петерсон предложил свой вариант выхода из положения: создать Банк Англии и выпустить новые банкноты. По его мнению, таким способом покрылся бы . Однако активных действий по реализации этого плана предпринято не было.

По предложению другого талантливого финансиста Чарльза Монтегю в 1962 году Англия оформила свой первый государственный заем. Но возобновившаяся война с Францией исчерпала и эти ресурсы. Тогда Монтегю успешно реализовал план Петерсона и внес билль об учреждении Центрального Банка. 27 июля 1694 года актом парламента был учрежден Банк Англии , а Монтегю был назначен канцлером казначейства. Это учреждение функционировало как и включала в себя более 1200 держателей акций. По сути, Банком управляли магнаты правящей партии, они же определяли и денежную политику государства.

В 1697 году был издан закон, согласно которому в Великобритании запрещалось создание крупных банков, монопольное право эмиссии денежных знаков в Лондоне предоставлялось Банку Англии, а подделка банкнот каралась смертной казнью.

С 1708 года частным банкам еще более ужесточили условия существования: теперь они могли состоять не более, чем из 6 человек, а выпуск векселей на предъявителя и предоставление краткосрочных кредитов объявлялись незаконной деятельностью. Все эти права были предоставлены Банку Англии.

В последующие десятилетия и даже века Банк все больше укреплял свои позиции в качестве монополиста по выпуску денежных знаков и векселей, а также по предоставлению правительству государственных займов.

В 1844 году был принят акт Роберта Пиля – закон, дающий «Старой Леди» право исключительной эмиссии банкнот. При этом выпуск банкнот стал отделяться от коммерческой деятельности Банка, объем которой постепенно сокращался, в связи с чем он все более стал походить на центральный банк. Банку вменялось в обязанность еженедельно публиковать сведения о своем балансе. Появилось два департамента: банковский и эмиссионный.

Банк Англии в наши дни


В настоящее время деятельность этой организации регулируется законом «О Банке Англии», принятым еще в 1946 году. В соответствии с ним акционерный Банка был передан казначейству, а бывшие держатели акций получили компенсацию, в 4 раза превосходящую номинальную стоимость своих акций.

Несмотря на то, что Банк Англии не является органом государственного аппарата, он уполномочен запрашивать у частных банков необходимую информацию и давать им рекомендации. Банк Англии также может выдавать предписания (директивы) другим банкам во исполнение своих рекомендаций, однако это требует санкций казначейства. Примечательно, что за все эти годы Центральному Банку ни разу не довелось воспользоваться правом издания директива, поскольку все его «просьбы» и рекомендации исполняются коммерческими банками с поразительной неукоснительностью.

Законом от 04 апреля 1979 года за Банком Англии закреплено право выдачи разрешений на создание депозитарных учреждений.

В 1997 году Банк Англии получил статус независимой публичной организации, обладающей правом самостоятельного определения денежной политики.

Последний закон, регулирующий деятельность Центрального Банка, был принят в 1998 году. В соответствии с этим документом, управление Банком возложено на .

В настоящее время приоритетными для Банка Англии являются следующие направления деятельности:

  • Поддержка номинальной стоимости национальной валюты;
  • Разработка мероприятий для обеспечения стабильности финансовой системы (национальной и мировой). Аналитические службы и органы надзора Банка исследуют возможные финансовые угрозы и вырабатывают комплекс экономических операций по их устранению;
  • Повышение конкурентоспособности собственной финансовой системы как внутри страны, так и на международной арене.

Основные функции Банка Англии:


Банки Ирландии и Шотландии имеют право выпуска собственных банкнот, однако в этом случае они должны иметь резерв банкнот Центрального Банка в соотношении 1:1 в Банке Англии;

  • Реализация монетарной политики . Эта функция выражается в достижении ценовой стабильности в двух направлениях: поддержание максимально низкого уровня инфляции и открытый режим монетарной политики;
  • Оказание банковских услуг:

- коммерческим банкам внутри страны: все клиринговые банки в Англии обязаны иметь счет в Центральном Банке, при этом сумма на счете не должна превышать определенный предел – 0,35% от всех своих депозитов. Эти резервы являются главным источником дохода Банка Англии.

- центральным банкам других государств: многие центральные банки зарубежных стран имеют счета в Банке Англии, а также держат в нем золото;

- Правительству . Правительство держит все свои счета в Центральном Банке. Соответственно, все платежи на социальные нужды страны проходят именно через него.

Ранее одной из традиционных функций центрального банка являлось управление государственным долгом, однако с 1998 года она была передана специальной структуре, департаменту казначейства – Департаменту по управлению государственным долгом Великобритании. Этой же структуре в 2000 году были переданы обязанности по управлению финансами Правительства.

Структура Банка Англии

Управление Банком Англии осуществляется Советом директоров . В его состав входят:

  • Управляющий (срок полномочий - 5 лет) – стоит во главе всего Банка и назначается Правительством;
  • Два заместителя управляющего (срок полномочий - 5 лет);
  • 16 членов совета (срок полномочий – 3 года с возможным переизбранием). При этом 12 членов являются руководителями крупнейших предприятий страны, а 4 члена входят в штат Банка.

Формально всех этих членов совета директоров назначает королева, но поскольку Англия является конституционной монархией, на деле она лишь утверждает своей подписью решение парламента.

Совет директоров проводит свои заседания не реже 1 раза в месяц. На них обсуждаются вопросы управления Банком, за исключением кредитно-денежной политики, которая является компетенцией Комитета по денежной политике .

Состав Комитета по денежной политике :

  • Председатель;
  • 4 постоянных члена;
  • 4 эксперта, назначаемых Министром финансов (Канцлером казначейства).

Комитет проводит свои заседания ежемесячно в соответствии с графиком. Процентные ставки, протоколы и решения, принятые Комитетом на заседаниях, подлежат немедленной публикации.

Уникальные мероприятия Банка Англии

Ежегодно Банк Англии совместно с газетой «The Times» проводит уникальный общенациональный конкурс под названием «Цель 2,0%». Смысл этого интеллектуального состязания состоит в том, что участники пытаются взять на себя функции Комитета монетарной политики Центрального Банка по сохранению уровня инфляции в 2%. Конкурсанты должны проанализировать финансовое состояние страны и предложить свои политические и экономические меры для недопущения повышения ставки инфляции.

Помимо этого, Банк Англии регулярно проводит лекции, семинары и вебинары с использованием самых современных технологий. Рекомендации и практические советы Центрального Банка по оздоровлению финансовой системы применяются во всем мире.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Тема 8

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Банковская система Великобритании принадлежит к числу ста­рейших и наиболее развитых банковских систем мира. Она имеет хорошо организованную и разветвленную финансовую инфраструктуру и опирается на мощный денежный рынок в лондонском Сити, имеющий тесные связи с гласными финансовыми центрами мира.

Финансовые институты Великобритании, как и в других странах, можно разделить на две группы.

Банковский сектор включает коммерческие банки различных
типов - клиринговые банки, акцептные дома, торговые банки, ино­странные банки и их филиалы и т.д.;

Небанковские финансовые учреждения. К ним относятся стра­ховые компании, инвестиционные компании, пенсионные фонды,
строительные общества, кредитные союзы и т.д.

Банк Англии, его цели, задачи и основные функции

Банковская система Великобритании является двухуровневой. Первый уровень банковской системы- Банк Англии (Bank of England).

Банк Англии был образован в 1694 г. и его капитал при образова­нии составил 1 200 000 фунтов стерлингов. Эта сумма была без промед­ления выдана в долг правительству. В обмен на кредит Банку было раз­решено выпустить банкноты на ту же сумму. Внезапный выпуск столь большого объема банкнот сопровождался полным набором элементов Денежной инфляции. В 1697 г, правительство обновило и расширило привилегии Банка, разрешив ему увеличить собственный капитал и та­ким образом расширить выпуск банкнот. Кроме того, правительство предоставило Банку монопольное право на ведение правительствен­ных расчетов, постановив, что отныне все платежи правительству Должны производиться через Банк Англии. Реализация этого правила Привела к существенному росту престижа Банка.

На протяжении столетия Банку неоднократно возобновлялась лицензия, увеличивался его капитал, расширялись права и функции, концентрация привилегий в руках Банка обеспечила ему привилеги­рованную и влиятельную позицию в финансовом мире, в результате чего мелкие частные фирмы с трудом выдерживали конкуренцию с Банком в тех же сферах бизнеса, и большинство частных банков в Лон­доне закончили свое существование примерно к 1780 г. Другим следст­вием такого развития стало то, что мелкие банки обратились к практике хранения своих средств в Банке Англии, который тем самым начал приобретать черты центрального банка.



Начиная с 1800 г., на всем протяжении периода гигантского рас­ширения военных кредитов в период войны с Наполеоном и, соответ­ственно, быстрого обесценения фунта банкноты Банка Англии прак­тически служили законным средством платежа. Они не были офици­ально признаны таковыми до 1812 г., но, поскольку эти банкноты являлись средством осуществления всех правительственных платежей и в какой-то мере из патриотических соображений, как правило, при­нимались везде по своей номинальной стоимости.

В 1812 г. правительство объявило их универсальным законным средством платежа. Рядовые банки стали рассматривать банкноты Банка Англии в качестве средства обеспечения собственной эмисси­онной деятельности, а во многих частях страны им впервые удалось за­нять решающую роль в местном денежном обращении.

Возврат к более или менее нормальной ситуации в 1819 г, уже обо­значил тенденцию рассматривать Банк Англии в качестве регулирую­щего института, занимающего особое ответственное положение в де­нежной и кредитной системах страны. Такое развитие событий не уст­раивало уже Банк Англии, и Совет директоров Банка даже сделал специальное представление в Парламент, в котором выражался про­тест против ситуации, которую Банк характеризовал как попытку воз­ложить на Банк ответственность «за поддержание всей национальной валюты».

Тем не менее Закон 1844 г. провозгласил окончательную монополизацию эмиссионной деятельности в руках Банка Англии. Закон оп­ределил, что фидуциарная (т.е. не обеспеченная золотом) эмиссия Банка должна ограничиваться 14 млн фунтов. Все прочие существо­вавшие к тому времени эмиссионные банки получали право на про­должение своей деятельности, однако максимальный предел эмиссии для каждого из них фиксировался на том среднем уровне, который до принятия Закона был достигнут данным конкретным банком. Эмиссионные права банков терялись ими в тех случаях, когда они сливались либо поглощались другими-банками, а также если они добровольно от­казывались от такого рода прав, причем Банк Англии должен был по Закону приобретать права таковых в объеме двух третей от утвержден­ной для них эмиссии. Приобретение эмиссионных прав вновь образо­ванными банками было запрещено. Так сформировалось выделение эмиссионного института в национальном масштабе, что означало образование двухуровневой банковском системы. Однако окончательная монополия в сфере эмиссии денег на Британских островах была дос­тигнута только в 192! г.

Банк Англии, как и центральные банки других стран, в настоящее время находится в центре финансовых и экономических перемен, тре­бующих от них новых усилий по адаптации к меняющимся условиям. Это вызывает необходимость внесения принципиальных изменений в их функции, организацию и технологию, а также радикально нового подхо­да к межбанковской кооперации и международному сотрудничеству.

Руководство Банком Англии возложено на Управляющего, замес­тителя Управляющего и Совет, в составе которого 16 директоров. Все эти посты являются выборными. Выборы проходят на собраниях ак­ционеров Банка Англии. Управляющий банком и его заместители на­значаются на срок 5 лет, члены Совета директоров - на 3 года.

Три основных департамента возглавляют: Секретарь, Главный бухгалтер и Главный кассир. Этот принцип разделения был неизменен с 1851 г.

Главный бухгалтер ведет счета Банка, регистрирует выпуск его ак­ций и выпуски правительственных ценных бумаг. Главный кассир контролирует бизнес и выпуск банкнот Банка Англии. Секретарь ко­ординирует работу Советами собраний Совета, осуществляет контроль за общехозяйственной деятельностью Банка.

Эти три департамента существовали до 1932 г., когда в результате проведенного независимой комиссией изучения деятельности Банка были созданы еще два департаменте

· Иностранный департамент, на который была возложена все бо­лее расширяющаяся деятельность го связям с центральными банками
других государств и контроль за банковской деятельностью в Британ­ских колониях;

· Хозяйственный департамент, которому были переданы от Сек­ретаря функции по всем внутрибанковским вопросам - здания, кад­ровые вопросы, социальное обеспечение.

В 1946 г. Банк Англии был национализирован - акционерный ка­питал выкупило Министерство финансов Великобритании.

В последующие годы происходили различные внутренние струк­турные изменения и реорганизации департаментов Банка Англии. На­пример, в 1964 г. Департамент заморских территорий был реорганизо­ван в два - новый Департамент заморских территорий и Департамент экономической информации. Различные изменения структуры банка происходили в 1972, 1976, 1979, 1989 гг. Все эти изменения были на­правлены на повышение качества управления Банком с целью повы­сить качество исполнения банком своих основных функций, обусловленных статусом Центрального банка страны, и прежде всего, обеспе­чения устойчивости денежно-кредитной системы.

В настоящее время Банк Англии имеет следующую структуру;

· Департамент учета {Accountants Department, AC);

· Административный департамент {Administration Departament, ADM)

· Департамент аудита {Audit Department, AU)\

· Кассовый департамент {Cashier"s Department, С);

· Департамент штатов {Establishment Department, £);

· Департамент валютного контроля {Exchange Control Department, EC)-

· Департамент экономической информации {Economic Intelligence
Department, EID);

· Секретариат {Governors & Secretary"s Department, G);

· музей {Museum Holdings, Af);

· Иностранный департамент {Overseas Department, OV);

· типография, служба размножения информации {Printing
Works, PW).

Департамент учета на протяжении всей истории Банка Англии ве­дет учет и регистрацию акционеров банка, организует выпуски акций банка. В значительной степени он выполняет те же функции исегодня.

На Административный департамент возложены обязанности по ве­дению внутреннего учета банка, составлению годовых отчетов, ведению архива, организации и разработке методов ведения бизнеса банка и т.п.

Департамент аудита , организованный в 1893 г., проводит внут­ренний аудит всех подразделений банка.

В Кассовом департаменте (департаменте главного кассира) сосредо­точены многочисленные функции по выпуску банкнот, учету и хранению золотовалютных резервов, валютному контролю и правительственным займам и т.д. Это самый «многофункциональный» департамент банка.

Основное назначение Департамента штатов - подбор кадров для Банка Англии. Департамент был организован в 1932 г., до того под­бором кадров каждый департамент занимался самостоятельно.

Задача Департамента валютного контроля - контроль за соблю­дением законодательства в сфере валютного контроля и валютного ре­гулирования, анализ изменений на валютных рынках. До образования в 1964 г. Департамента функции валютного контроля были возложены на Департамент главного кассира. Полностью валютный контроль был выделен из других подразделений банка только в 1979 г.

Департамент экономической информации выдает рекомендации по внутренним и внешним финансовым вопросам, по вопросам общего экономического управления; оценивает эффективность воздействия Банка Англии на состояние денежного и финансового рынков; готовит статистическую информацию и издает ежеквартальный бюллетень.

Секретариат ведет протоколы Совета директоров Банка Англии, готовит приказы Управляющего и контролирует их исполнение и т.п.

Иностранный департамент на протяжении XX в. подвергался наи­большим реорганизациям. Сегодня на него возложены функции взаимоотношений с центральными банками других стран, Международ­ным валютным фондом и другими международными финансовыми организациями, а с 1994 г. его основные функции - поддержка моне­тарной политики Банка Англии и надзорные функции.

Банк имеет на территории Великобритании 12 агентств, в том чис­ле в Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе.

Банк всегда был подчинен Министерству финансов Великобрита­нии. Однако в конце 1990-х гг. произошли значительные изменения в определении задач и функций Банка и в структуре надзора за финансо­вой деятельностью в Великобритании.

В достижении цели поддержания стабильной и эффективной де­нежной и финансовой системы как основы здоровой экономики Банк Англии имеет три ключевые задачи, решение которых зависит от дея­тельности Банка в целом:

· поддержание устойчивости и стоимости валюты;

· поддержание стабильности финансовой системы, как внутрен­ней, так и международной;

· достижение максимальной эффективности британских финан­совых услуг.

Поддержание устойчивости и стоимости валюты включает поддер­жание стабильности цен в пределах установленных Правительством целевых ориентиров для решения более широких экономических задач устойчивого роста и занятости.

Банк решает эту задачу через установление процентных ставок на ежемесячных заседаниях Комитета по денежной политике, участвуя в международных дискуссиях по оздоровлению мировой экономики; применяя рыночные элементы монетарной политики и поддерживая Доверие к национальной валюте.

Первой целью любого центрального банка является защита стоимости валюты, создание благоприятных условий при операциях куп­ли-продажи национальной валюты и ее обмена на другие валюты. Монетарная политика направлена на создание таких условий и обеспече­ние основы безынфляционного экономического роста. Монетарная Политика в Великобритании реализуется через влияние на цену денег, Другими словами - через процентную ставку.

Проведение денежной политики основано на двух главных элементах: устанавливаемых Правительством годовых целевых ориенти­ру темпов инфляции и обязательстве о проведении открытого и пред сказуемого режима принятия решений. Ответственность Банка при проведении денежной политики заключается в определении уровня краткосрочных процентных ставок в соответствии с правительствен­ными целевыми ориентирами.

В мае 1997 г. Правительство Великобритании предоставило банку Англии право независимого принятия решений по уровню процент­ных ставок в соответствии с инфляционными ориентирами (на тот пе­риод - 2,5% годовых). Размер процентных ставок устанавливает Ко­митет банка по денежной политике. В состав Комитета входят 9 чело­век; Управляющий, два его заместителя, главный экономист банка, исполнительный директор операций на финансовом рынке, а также 4 внешних члена, напрямую назначаемых Казначейством.

На ежемесячных встречах Комитет анализирует экономические показатели, оценивает влияние внутренних и международных эконо­мических и денежных факторов. В 12 часов следующего дня объявляет­ся решение Комитета об уровне процентной ставки. В течение двух не­дель после заседания публикуется его протокол. Кроме того, банк ежЛ квартально публикует сообщения об уровне инфляции, в котором дается детальный анализ инфляционных процессов и перспектив развития.

Как банкир правительства и банков, Банк Англии способен с высо­кой степенью точности предсказывать структуру денежных потоков по счетам Правительства и счетам коммерческих банков. Это позволяет ему на ежедневной основе сглаживать возникающий дисбаланс денеж­ных потоков, принимая меры для поддержания стабильности денеж­ного рынка. Для поддержания стабильности банк размещает на рынке краткосрочные фонды, когда денежный поток на счета банков превы­шает поступления на счета правительства, и выкупает краткосрочные фонды, когда происходит обратный процесс. Hi практике действия Правительства и Банка ежедневно направлены на сокращение денеж­ного предложения.

Банк обеспечивает наличные, которые требуется банковской сис-1 теме в целом для достижения баланса платежей на конец каждого дня. Поскольку Банк является последним «поставщиком» наличных, он может выбрать тот уровень ставки, который сочтет необходимым. Ставка, установленная Банком, быстро распространяясь по финансо­вой системе, воздействует на уровень ставок экономики в целом. Когда Банк изменяет ежедневную ставку, коммерческие банки меняют свои базовые ставки по депозитам и кредитам.

Повышение ставки повышает цену денег, сокращает спрос на кре­диты и тем самым снижает инфляцию. Снижение ставки расширяет предложение денег, облегчает доступ к кредитам и увеличивает спрос на них, увеличивая инфляцию. Эта схема подтверждается практикой всех развитых стран, инфляция в которых имеет монетарную природу. Эта схема справедлива и для развивающихся стран и стран с переход­ной экономикой, монетарная природа инфляции в которых носит не­явный характер.

Решение второй задачи, поддержания стабильности внутренней и международной финансовой системы, осуществляется путем монито­ринга развития финансовой системы, включая связь между отдельны­ми институтами и между финансовыми рынками; через анализ состоя­ния внутренней и международной экономики; через тесное сотрудни­чество внутренних и международных служб финансового надзора; через обеспечение прочной финансовой инфраструктуры, включая эффективную организацию платежей и расчетов.

В исключительных обстоятельствах Банк после консультаций с Ад­министрацией финансовых услуг (Financial Services Authority) или Ми­нистерством финансов может предоставить или оказать помощь в ор­ганизации финансовой поддержки, когда это необходимо для предот­вращения системного кризиса.

Банк Англии на протяжении 300 лет играл ключевую роль в под­держании финансовой системы Соединенного Королевства и сохра­няет ее сегодня. Прочная и стабильная финансовая система имеет жиз­ненное значение для проведения монетарной политики. С 1997 г. Банк Англии законодательно ответствен за стабильность финансовой систе­мы в целом, а деятельность отдельных банков и других финансовых ор­ганизаций, включая общепризнанные финансовые биржи (например, Лондонская фондовая биржа), контролирует Администрация финан­совых услуг (FSA).

В октябре 1997 г. был подписан Меморандум взаимопонимания между Банком Англии, Министерством финансов и FSA. В нем рас­пределена ответственность за регулирование и финансовую стабильность в Соединенном Королевстве. Он постановил создать Постоян­ный комитет, на котором три организации могут вырабатывать общие позиции по любым возникающим вопросам.

В соответствии с Меморандумом на Банк возложена следующая ответственность:

· за стабильность денежной системы. Банк осуществляет ежеднев­ный мониторинг и ежедневное воздействие на рынок для сглаживания
колебаний ликвидности;

· за инфраструктуру финансовой системы, в особенности систему
платежей внутри страны и за ее границы. Банк Англии является сердцем этой системы. Он обязан консультировать канцлера Казначейства
по вопросам платежных систем и нести ответственность за эти кон сультации. Банк также включен в процессы развития и улучшения сис­темы предупреждения и сокращения системного риска;

· за широкий обзор системы в целом. Банк является уникальным
для этого учреждением: он отвечает за стабильность денежной систе­мы, имеет высокий уровень представительства в ВФУ (на уровне за­местителя управляющего). Включение Банка в платежную систему по­зволяет ему первым увидеть возникающие проблемы. Банк способен
консультировать по вопросам финансовой стабильности на междуна­родных рынках и платежных систем;

· будучи способным в чрезвычайных обстоятельствах поддержать
правительственные финансовые операции (в соответствии с Мемо­рандумом), Банк может воздействовать на отдельные институты и рас­пространять свое воздействие на другие секторы финансовой системы;

· за рентабельность и эффективность финансового сектора, осо­бенно в отношении международной конкуренции. Банк сохраняет ли­дирующую роль в развитии Сити. Большая часть его деятельности на­правлена на улучшение инфраструктуры.

Банковские кризисы обычно ассоциируются с периодами сниже­ния объемов производства. Падение оценивается в 15-20% валового внутреннего продукта, что подтверждают исследования британских экономистов (Hoggarth, Reis и Saportd) в 2001 г. на примере 43 банков­ских кризисов в разных странах.

Банковские кризисы происходят не только в развивающихся эко­номиках. Двенадцать из 54 глобальных банковских кризисов, зафик­сированных Международным валютным фондом (World Economic Outlook, 1998), произошли в развитых странах. Более того, банковские кризисы в высокоразвитых странах длятся дольше и сопровождаются большими потерями, большим снижением ВВП, чем в развивающих­ся. Средний срок восстановления экономики в развитых странах со­ставляет 4,1 года, а в развивающихся - 2,1 года, падение ВВП состав­ляет 24% и 14% соответственно. Особую опасность представляют «двойные кризисы», когда банковская нестабильность и одновременно резкое давление на валютный курс приводят к значительно боль­шим потерям ВВП, чем при «одиночном» кризисе.

Одна из основных задач Банка Англии - предупреждение негативных проявлений в денежно-кредитной сфере. Эта задача решается посредством мониторинга риска финансового ухудшения.

Банк Англии публикует 6-месячные аналитические обзоры финансовой стабильности. Обзоры содержат суммарную оценку текущих перспективных рисков финансовой стабильности в Соединенном Королевстве и международных. Эти риски могут принимать различные формы - кредитный, рыночный риск, риск ликвидности и т.д. В обзорах используются различные методики для идентификации и оценки этих рисков для банковской системы Великобритании, для корпора­тивного сектора Великобритании и для международной экономики.

С Банка сняты все надзорные функции за коммерческими банками и финансовыми институтами.

Третью задачу, достижение максимальной эффективности Британ­ских финансовых услуг , Банк Англии решает следующими методами.

Банк нацелен строить такую финансовую систему в Великобрита­нии, которая дает возможность фирмам любых размеров иметь доступ к капиталу на условиях, обеспечивающих адекватную защиту инвесторов, и которая усиливает позиции в международной конкуренции лондон­ского Сити и других британских финансовых центров. Методы дости­жения этих целей - экспертиза размещения рынков; воздействие как инициатора коллективных действий при недостаточности одних только рыночных сил; поддержка развития финансовой инфраструктуры; кон­сультации Правительства; отстаивание и защита британских интересов через контакты с финансовыми властями других стран.

Финансовый сектор - один из наиболее успешных секторов бри­танской экономики, и лондонский Сити - один из ведущих мировых финансовых центров. Для такого успеха много причин:

· местоположение Лондона. Утром он может торговать в Японии,
а к вечеру - в США;

· открытость Лондона для иностранных финансовых институтов;

· гибкие правила регулирования;

· наличие широкого круга профессиональных услуг;

· общая готовность к новшествам и приспособляемость.

Тем не менее финансовые власти Великобритании постоянно под­держивают развитие Сити как мирового финансового центра, и Банку Англии в этих процессах отведена ключевая роль. Он определяет систему расчетно-платежных отношений и входит в денежную клиринговую систему международных расчетов. Совместно с группой крупнейших банков Банк Англии внедрил систему валовых платежей в Рольном времени, что значительно снизило риск и повысило рентабельность внутренних крупных платежей. Банк развивает платежную систему на рынках фьючерсов.

В рамках выполнения трех основных функций у Банка Англии есть множество других функций, среди которых:

· выпуск банкнот Банка Англии (официальное платежное средство);

· управление внешним государственным долгом Правительства Великобритании.

Специфика взаимоотношений между государством и его регулирующими органами, центральным банком и частными банками позволяет охарактеризовать Банк Англии одновременно как «правую руку правительства в Сити и как представителя Сити в правительстве», э-двойственная роль Банка Англии дает правительству возможность проводить денежно-кредитную политику более гибкими средствами а финансистам Сити - уверенность в том, что их интересы будут отстаиваться при любом правительстве и любом экономическом курсе.

В 1997 г. функции Банка Англии как агента правительства по управлению стерлинговым госдолгом, продаже государственных сер­тификатов, надзору за рынком сертификатов и управлению налич­ностью переданы Министерству финансов. С f апреля 1998 г. в Мини­стерстве был организован Офис управления госдолгом.

Существенных изменений в. практике управления госдолгом не произошло и не намечается. Продолжена политика ежегодных публи­каций программ займов, регулярные консультативные встречи с участ­никами рынка.

Роль Банка Англии в процессах оборота государственных ценных бу­маг сводится к общему надзору за рынком и подсчету доходности и ин­дексов отдельных категорий долгосрочных первоклассных ценных бумаг.

В то же время Банк по-прежнему по поручению Министерства фи­нансов управляет валютным счетом, на котором хранятся золотые и валютные резервы Великобритании. Банк управляет госдолгом в ино­странной валюте и проводит золотые аукционы. Наличие резервов в управлении Банка Англии позволяет ему более активно воздейство­вать на обменный курс фунта стерлингов. Кроме того, Банк проводит валютообменные операции и переводы для правительственных депар­таментов и других центральных банков.

Банк Англии выпускает банкноты более 300 лет. Сегодня в обороте находятся банкноты достоинством 5, 10, 20 и 50 фунтов стерлингов. Банкноты являются единственным законным платежным средством на территории Соединенного Королевства.

Из изложенного можно сделать однозначный вывод о значитель­ном изменении роли и функций Банка Англии в конце XX в. Банк все более лишается оперативных функций, аналогичных функциям ком­мерческих банков. Он освобождается от функций надзора и регулирования отдельных банковских и финансовых институтов. Одновременно все большее значение приобретают функции регулирования макроэкономических процессов, обеспечения устойчивости финансовой системы Соединенного Королевства, защиты британских интересов на мировых финансовых рынках, функции аналитического центра-

В то же время в силу специфики банковской деятельности и специ­фики центрального банка Банк Англии продолжает выполнять бан­ковские операции, прежде всего в отношениях с другими банками.

Можно выделить три основные группы клиентов Банка Англии.

· Коммерческие банки . Все клиринговые банки имеют счета в Банке Англии. В операциях клиринга используются счета клиринговых
банков в Банке Англии. Банки обязаны иметь определенную сумму на
счете и не имеют права превышать ее. Кроме того, все банки, осущест­вляющие деятельность в Великобритании, содержат 0,35% суммы всех
своих депозитов на счете (депозите) Банка Англии как обязательные
резервы. В обязанности Банка Англии не входит контроль за соблюде­нием банками норм резервирования.

· Центральные банки многих других стран имеют счета в Банке
Англии и могут вести операции через Банк Англии.

· Правительство держит счета в Банке Англии, и, таким образом,
платежи, налоги в бюджет и платежи из бюджета проходят через счета
Банка Англии.

В рамках подписанного в 1997 г. Меморандума на Министерство финансов возлагается ответственность за институциональную струк­туру и законодательную основу регулирования.

Оно не несет ответственность за оперативную деятельность Банка Англии и Администрации финансовых услуг (АФУ). Однако существу­ют различные обстоятельства, при которых и Банку Англии, и АФУ не­обходима помощь и содействие Казначейства в решении вопросов, на­пример, при серьезных экономических проблемах; при возникнове­нии проблем, требующих дипломатических действий; при решении вопросов, связанных с изменением законодательства, и т.д.

Органом регулирования всей финансовой и банковской системы Великобритании с октября 1997 г. является Администрация финансовых услуг (Financial Services Authority), АФУ является частным акционерным обществом. В составе его акционеров - банки, строительные общества.

Администрация финансовых услуг отвечает за:

· осуществление пруденциального надзора за банками, строитель­ными обществами, инвестиционными фирмами, страховыми компа­ниями, дружескими обществами и т.д.;

· надзор за финансовыми рынками, клиринговыми и расчетными
системами;

· при возникновении проблемных случаев - за проведение опера­ций, воздействующих на фирмы, рынки, клиринговые и расчетные системы в пределах прав и в порядке, предусмотренном соответствую­щими статьями Меморандума;

· политику регулирования в указанных областях.

Банки и иные финансовые институты, соответствующие стандар­там и требованиям FSA, называются авторизованными институтами.

Особенность системы регулирования финансовых рынков и их в Великобритании заключается в том, что впервые в одной из крупнейших стран мира, мощнейшем мировом финансовом центре ответственность за регулирование финансовых услуг и субъектов фи­нансового рынка возложена на одну организацию. АФУ объединила существовавшие ранее восемь независимых регулирующих организа­ций и подразделение Банка Англии, Объединение проведено на основе существовавшего ранее Совета по ценным бумагам и инвестициям.

Справедливости ради надо отметить, что Великобритания была не первой страной, в которой органы регулирования финансового рынка собраны в единую организацию. В июле 1991 г. подобная организация (Finansispektioneri) была создана в Швеции для текущего и перспектив­ного регулирования финансового рынка и интеграционных процессов в финансовой сфере; в 3 986 г. единый орган регулирования банковско­го, страхового секторов и рынка ценных бумаг был создан в Норвегии; в 1988 г. аналогичная шведской организация была создана в Дании. Но обороты на финансовых рынках этих стран даже в совокупности не идут ни в какое сравнение с масштабами Соединенного Королевства. Кроме того, объем полномочий и круг ответственности АФУ значи­тельно превышает все ранее созданные аналоги.

Надзор за институтами осуществляется по следующим направле­ниям:

· капитал;

· раскрытие информации;

· ликвидность;

· резервы;

· системы управления и контроля;

· директора, контроллеры и менеджеры.

Чтобы осуществлять банковские операции в соответствии с Зако­ном о банках 1987 г., институт должен удовлетворять требованиям АФУ в том, что его бизнес проводится «благоразумным способом».

Это понятие включает в себя:

· достаточность имеющегося капитала;

· адекватную ликвидность (которая означает наличие достаточ­ных средств для выполнения своих обязательств);

· реалистический бизнес-план и адекватные системы и средства
управления;

· наличие на счетах баланса резервов, адекватных безнадежным и
сомнительным долгам;

· осуществление операций честно (прозрачно) и умело.
Директора, менеджеры и контроллеры банка должны соответство­вать занимаемым должностям.

Как АФУ интерпретирует эти термины, изложено в «Основных принципах», выпущенных в июле 1998 г., и в двух томах Указаний по политике банковского надзора. Институты, соответствующие стандартам АФУ, называются «авторизованные банки» (в соответствии с Зако­ном о банках 1987 г. название «банк» сохранено тем из них, кто имеет капитал не меньше 5 млн фунтов стерлингов или лицензированы за границей. Однако обычно термин «банк» применяется ко всем).

В соответствии со Второй банковской директивой по координации ЕС банкам, инкорпорированным в других странах - членах ЕС, вклю­чая Норвегию, Исландию и Лихтенштейн (так назывемые банки, авто­ризованные в Европе или Европейские уполномоченные банки), для приема депозитов в Великобритании авторизация АФУ не требуется. Им достаточно иметь лицензию в собственной стране и быть под над­зором национальных контролирующих органов. Эти органы в соответ­ствии с правилами Евросоюза и осуществляют пруденциальный над­зор за филиалами своих банков-резидентов. АФУ, со своей стороны, обязана сотрудничать с властями страны филиала-нерезидента и до­полнительно разделяет с ними ответственность по надзору за ликвид­ностью филиалов.

В настоящее время в Великобритании около 430 банков принима­ют депозиты. Почти половина из них являются зарубежными, и из этих зарубежных банков половина авторизованы в странах Евросоюза. Постоянный надзор АФУ за банками, принимающими в Великобритании депозиты, осуществляется через сбор информации от контролирую­щих органов, через сообщения аудиторских организаций, при непо­средственных проверках банков и через регулярные формализованные опросы. Кроме того, АФУ имеет доступ к статистическим данным Бан­ка Англии.

Отправной точкой является систематический анализ характера риска каждого банка, который затем определяет стратегию надзора на очередной период. АФУ не пытается опекать банковскую систему или препятствовать банкам принимать собственные коммерческие реше­ния. Надзор не заменяет банковский менеджмент в оценке оптималь­ности коммерческой стратегии банка. Но наблюдатели должны быть Уверены, что минимум надежности банка обеспечен. Если возникает Угроза вкладчикам, АФУ имеет полномочия отозвать у банка разреше­ние или ограничить его операции и права.

Решения вопросов аннулирования и авторизации, соответствия или несоответствия института положениям Закона о банках принима­ется на основании формального рассмотрения документов. При при­нятии формального решения АФУ обязана принимать во внимание все Документальные факты и свидетельства. Ее решения могут быть оспорены в судах, а при определенных обстоятельствах можно подавать апелляцию в Трибунал, имеющий право пересмотреть решение АФУ.

Вторая банковская директива предоставила авторизованным в Великобритании банкам разрешение на открытие филиалов или предос­тавление банковских услуг на всей территории Европейской экономи­ческой арены без повторного лицензирования. Надзор за деятельностью этих филиалов осуществляет АФУ, за исключением ликвидности этих филиалов.

Капитал банка обычно состоит из нескольких элементов. Эти эле­менты включаются в один из трех уровней.

Первый уровень, или основной капитал, включает акционерный капитал и подтвержденную аудитом нераспределенную прибыль.

Второй уровень, или дополнительный капитал, включает общие резервы, сформированные на возможные неопределенные будущие потери, а также среднесрочные или долгосрочные субординированные займы.

Третий уровень включает субординированный долг сроком плате­жа не менее двух лет, который является «связанным» (т.е. не может быть возвращен без разрешения FSA, если возврат приведет к наруше­нию норматива достаточности капитала), и накопленную прибыль, яв­ляющуюся результатом переоценки ценных бумаг, иностранной валю­ты и контрактов по ним.

Далее ограничения накладываются на компоненты второго и третьего уровней. Субординированные займы во втором уровне не мо­гут превышать 50% первого уровня; первый уровень капитала, как по­лагают, является более устойчивым и поэтому имеет более высокое ка­чество, чем второй уровень. По крайней мере 50% капитала банка дол­жен составлять первый уровень. Создаваемые банком общие резервы на возможные потери не могут превышать (не принимаются в расчет капитала) 1,25% активов, взвешенных с учетом риска, а сумма субор­динированных займов во втором и третьем уровнях не может превы­шать более чем вдвое капитал первого уровня.

Структуру капитала английского банка можно увидеть на следую­щем примере (табл. 8.1).

Таблица 8.1. Капитал (Capital Base)

Отношение капитала к «взвешенным» активам в процентах - по­казатель рисковых активов (Risk Asset Ratio, RAR). Отдельно рассчиты­вается показатель достаточности капитала по торговым операциям.

Каждый банк-резидент получает персональный «целевой» сово­купный показатель достаточности капитала, ниже уровня которого он не имеет права опускаться. АФУ не устанавливает единых требований для всех банков, во внимание принимаются возможные индивидуаль­ные факторы риска исходя из особенностей отдельного банка (качест­во систем контроля, правовые риски, концентрация операций на от­дельных секторах рынка и т.п.). Абсолютное минимальное значение достаточности капитала - 8%.

Как бы вы вели себя на месте старого короля, у которого наследники стали умирать одним за другим? Стали бы сговорчивее за столом переговоров? Вопрос сложный, и каждый решает его по-своему. «Король-солнце» пошел на переговоры. В 1713 году был заключен Утрехтский мир, который обесценил одиннадцать лет борьбы Франции. И тогда наследники французского престола умирать перестали...

Двойной луидор Людовика XV 1764 год, золото


Наследником стал пятилетний малыш, правнук «короля-солнца», будущий Людовик XV. Ребенок-дофин при семидесятичетырехлетнем короле, который мог умереть от старости в любой момент. Умри король — кто поможет, кто охранит ребенка? Французское государство оказалось бы в очень уязвимом положении, если бы не красавец двадцати восьми лет — герцог Беррийский, второй внук Людовика XIV, дядя наследника. На него престарелый король возложил ответственность за судьбу страны и малолетнего короля. И… Да, все верно. Герцог Беррийский тоже вскорости умер. Получил травму на охоте и со всей силы ударился о луку седла.

Обычно пишут: упал с лошади и разбился. Получается вроде как сломал себе шею или позвоночник. Но это не так. Несчастный герцог Беррийский умер 4 мая 1714 года после «четырехдневной болезни». Теперь пишут, что причина смерти — «внутренние повреждения после падения с лошади». Как такое могло случиться? Вполне могло, если бы еще один участник бурной политики того времени не умер аналогичным образом, тоже упав с лошади…

После несчастного случая с внуком Людовик XIV потерял интерес к жизни. Опасаясь дальнейших «случайностей», он даже изменил закон. До тех пор наследниками трона являлись только дети, рожденные от королевы. У Людовика XIV было несколько внебрачных детей. Король их узаконил и поставил в иерархии королевского дома после принцев крови. Еще через пару месяцев Людовик XIV специально оговорил следующее: в случае пресечения законного рода трон могут занять новоявленные принцы. Он знал, кто уничтожает его род, и понимал: череда смертей не случайна, и она может продолжиться.

В 1715 году «король-солнце» скончался. Казалось бы — конец истории. Но на самом деле она только начиналась. Не прошло и года после смерти старого короля, как акционеры Банка Англии убедились в оправданности своих опасений. Их ноу-хау, их изобретение попытались нагло украсть. Скопировать, как сегодня ушлые китайские производители копируют форму автомобилей известных марок. Сохранить тайну «печатной машинки» оказалось невозможно. Преимущества и гениальная простота были налицо. Вместо сложной процедуры добычи золота и серебра — простой процесс печатания денег.

Франция, потерпевшая поражение в войне из-за «недостаточности кредита», решила открыть свою «печатную машинку». В 1716 году шотландец Джон Лоу получил патент на открытие частного банка с правом выпуска обмениваемых на металл банковских билетов. Король Франции Людовик XV в тот момент был малышом и, понятное дело, вопросами финансирования не интересовался. Зато регент, герцог Филипп Орлеанский, с радостью ухватился за прекрасную идею. Он повелевает, чтобы банковские билеты стали приниматься в уплату податей наравне со звонкой монетой.

В 1718 году банк Лоу был переименован в Государственный банк. Хотя по сути это было такое же «совместное предприятие», где доли между собой поделили хитрые банкиры и королевская власть. Теперь военное и дипломатическое соперничество Англии и Франции приняло и тайный финансовый оборот. Две группы банкиров, получившие две разные государственные «крыши», сражались между собой за право бесконтрольно печатать пустые деньги. И тем самым получить власть над миром.

Но мы немного отвлеклись. Вернемся к клонированию французами «английской» идеи бумажных денег. История быстрого расцвета Англии под скипетром Вильгельма начала повторяться во Франции. Ничего удивительного в этом нет — ваша персональная экономика тоже разом расцветет, если вы найдете на улице чемодан с деньгами. Государственный банк Франции был очень успешен. Джон Лоу, словно добрый волшебник, разом решает финансовые проблемы королевской власти: он дает правительству в долг 100 млн ливров под 3 % годовых. Для сравнения: на момент смерти «короля-солнца» в казне имелось лишь 700 тыс. ливров. А в конце 1716 года, когда Джон Лоу включил свою «печатную машинку», дефицит бюджета достиг 140 млн ливров.

И теперь Франция может продолжать мировую экспансию, потому что у нее появляются деньги. Французы копируют систему англичан не только в главном, но и в частных моментах. Власть отдает Джону Лоу на откуп разработку золотых месторождений в Луизиане и всю заморскую торговлю. Заниматься всем этим будет Индская компания, полный аналог британской Ост-Индской компании. Акции нового предприятия продаются поначалу всем желающим, а потом только тем, кто расплачивается банковскими билетами, которые можно было получить в обмен на свои золотые монеты.

«Это превратилось в соревнование, кто быстрее освободится от своего золота». Но успехи будут недолги, просто удивительно недолги. Кредитно-денежный базис расширения Французской империи будет уничтожен буквально за несколько месяцев. Вот хронология расцвета и моментальной гибели дублера Банка Англии на французской земле. В январе 1720 года банкир Джон Лоу на волне феноменального успеха «лавочки» становится генеральным контролером финансов Франции, ведь только что руководимый им Банк ссудил Франции 100 млн ливров. И в этот момент происходит нечто страшное.

«Тут же с невероятной быстротой распространились тревожные слухи, и весь Париж оказался во власти чудовищной паники» — пишет французский писатель Ги Бретон в своей книге «Истории любви в истории Франции». И уже в начале 1720 года начался массовый напор на банк тех, кто желал обменять бумажные банковские билеты на монеты. Обмен сначала был замедлен, а потом и вовсе приостановлен. Когда это случилось? В феврале-марте 1720 года. За давностью лет сложно проследить, как была организована «паника вкладчиков», но думаю, что технологии ничуть не отличаются от сегодняшних.

Обратите внимание, что произошло это через три года работы Государственного банка Франции. Значит, поначалу его дела шли в гору. И вдруг резко покатились вниз — после «рекордного» займа в 100 млн ливров, полученного правительством. Совпадение? Судите сами — удар был нанесен быстрый и безжалостный. Банк, выпустивший 3 млрд бумажных денег под гарантию 700 млн наличных монет, оказался не в состоянии платить. Но правительство Франции не хотело сдаваться без борьбы. И нашло очень «оригинальный» выход из ситуации.

Раз население не хочет пользоваться бумажными банкнотами, а предпочитает монеты, значит, нужно… запретить хождение монет. «Декретом от 11 марта 1720 года было объявлено о запрете после 1 мая употреблять звонкую монету; найденная у кого-либо, она подлежала конфискации». Вы можете представить, какую реакцию это решение вызвало во Франции. Конечно — всеобщее ликование и полный энтузиазм масс. После такого декрета популярность бумажных билетов и вовсе упала, как и популярность королевской власти. Все начали гоняться за запретной монетой и бежать от разрешенных ассигнаций. И это очень быстро закончилось катастрофой.

Следующим декретом от 22 мая 1720 года было объявлено о снижении номинального курса банковских билетов вдвое. То есть те, кто законопослушно выполнил предыдущий указ короля и пользовался бумажными деньгами, стал разом вдвое беднее. Затем 10 октября 1720 года был издан третий декрет о прекращении хождения билетов после 1 ноября 1720 года. Мелкие билеты было постановлено обменять на государственные облигации с уменьшением номинального курса еще в два раза. В итоге произошел очень быстрый двойной грабеж законопослушных граждан.

Ясно, что королевское правительство, совершившее во Франции такие трюки (прямо «списанные» с наших российских реформ), стало крайне непопулярным. Именно в это время и был заложен тот заряд ненависти к французской монархии и стране, который в 1789 году приведет к революции и разнесет в щепки королевскую власть. В ноябре 1720 года Государственный банк обанкротился, а его основатель через месяц был вынужден бежать из Франции. Интересно только узнать — КУДА? Это многое бы прояснило…

Дальнейшая судьба основателя «печатной машинки» во Франции мне неизвестна. Зато известна судьба основателя Банка Англии. Как мы помним, Вильгельм III Оранский, король Англии, договорился с банкирами. И договоренностей не нарушил. Возможно потому, что тоже очень вовремя умер. В марте 1702 года он скончался в Кенсингтонском дворце от… (опять?!) последствий падения с лошади. Могло такое случиться? Могло. Вызывают подозрение только два факта: аналогичная кончина герцога Беррийского и официально озвученная причина смерти основоположника «печатной машинки». Отчего конкретно он умер?

Вильгельм скончался от воспаления легких, явившегося осложнением после перелома плеча. Которое, в свою очередь, король сломал при падении с лошади. Кто бы мог подумать, что воспаление легких начинается с перелома? Какая связь между переломом и воспалением легких? Согласитесь, все это крайне любопытно. И очень подозрительно… Основатель чего бы то ни было необходим для иконостаса. Ведь именно этот король подписал все нужные банкирам законы: он дал все, что мог и что им было нужно на тот момент. Следующие короли получат систему уже как данность. А тайну своих договоренностей Вильгельм III Оранский унесет с собой в могилу и будет строго смотреть на наследников трона с парадного портрета.

Банк Англии для новых монархов станет данностью. Заветом и наказом. Не подлежащим изменению решением предка. Пора было начать думать о дальнейших шагах по установлению мировой гегемонии. Способ для этого всегда имелся один — война. Ведомая банкирами британская элита добавит в мировую геополитическую копилку еще один — специальные операции. И то и другое обильно «смазывается» деньгами — благо теперь они появляются из воздуха. Война за испанское наследство — это начало долгого пути «печатной машинки» к июльскому утру 1944 года в Бреттон-Вудсе, когда фунт передаст первенство доллару.

Придет время менять дислокацию, и «печатная машинка» переедет за океан, где она будет в большей безопасности. Но сначала будет Первая мировая война, которая уничтожит золотой рубль и золотую германскую марку. Уйдет в небытие валюта Австро-Венгерской и Османской империй. До мирового господства останется только один шаг, только одна глобальная война. И сценарий Второй мировой, который писался в Лондоне, будет отличатся от того, что случится в реальности.

…И главное правило — правил не существует

Банк Англии старейший центральный банк мира, который появился четыре века назад в Англии, в результате так называемой сделки между почти обанкротившимся правительством и группой финансистов-кредиторов. К концу XVII в. Англия оказалась на грани финансового краха. 50 лет почти непрерывных войн с Францией истощили экономику страны.

Тогда правительственные чиновники вступили в переговоры с финансистами-кредиторами с целью получения денежных сумм, необходимых для продолжения прежнего политического курса, т.е. финансирования военной компании. Шотландский финансист Вильям Петерсон предложил от имени своей финансовой группы совершенно новый план правительству. В обмен на определенные привилегии со стороны государства, Петерсон предложил создать банк, который бы выпустил новые банкноты и покрыл дефицит. Таким образом, Банк Англии был основан актом Парламента 27 июля 1694 г. Первоначально в банке было 19 сотрудников. Капитал Банка представлял из себя первый государственный долг Великобритании. Банк функционировал как акционерная компания, включавшая в себя 1268 акционеров. Как всякий частный банк в момент учреждения он размещал на рынке свои акции. Инвесторы, чьи имена никогда не разглашались, должны были выплатить 1,25 млн. фунтов стерлингов золотом за одну акцию. Однако на самом деле первый взнос составил 1200 ф. ст. и всего было уплачено 750000 фунтов. Это вызвало скачок инфляции, и за два года Банк оказался совершенно неплатежеспособным, что дало определенные преимущества частным ювелирам. Банкноты Банка Англии могли быть свободно обменены на обращающиеся металлические монеты. В 1696 году Банк Англии, управляемый магнатами правящей политической партии Whig, столкнулся с угрозой конкуренции. Партия Тори попыталась учредить новый National Land Bank и хотя данное предприятие не удалось. Банк Англии сразу же предпринял меры. В следующем 1697 г. Парламент принял закон, запрещающий учреждение в Англии крупных банков и предоставил банку монопольное право эмиссии по Лондону. Согласно этому же закону, подделка банкнот Банка Англии каралась смертной казнью. В 1708 году закон еще более ужесточился. Теперь стало незаконным выпускать векселя на предъявителя, (это право было дано только Банку Англии) и создавать компании, состоящие больше чем из 6 человек (партнеров), а также предоставлять краткосрочные кредиты сроком до 6 месяцев. Таким образом, конкурентами Банка Англии могли стать маленькие банки с числом частников менее семи.

Несмотря на эти условия, Банк Англии все-таки столкнулся с сильными конкурентами со стороны партии Тори во время пребывания на престоле королевы Анны. В 1711 году была создана Компания Южного моря (South Sea Company), возглавляемая премьер-министром Робертом Харлей, которая стала сильным конкурентом Банку Англии, но она обанкротилась уже через девять лет. Это банкротство подвергло Банк Англии натиску со стороны вкладчиков, и банку было дано право приостанавливать платежи монетами. Подобному натиску Банк Англии подвергся во время вступления на престол Бонни Принца Чарли в Шотландии, когда Банк Англии вновь приостановил платежи. В 1734 г. Банк переехал в специально для него построенное здание на Threadneedle Street в центре лондонского Сити. Позже по имени этой улицы он получил свое прозвище: Старая леди с Треднидл-стрит (Old Lady of Threadneedle Street). Во второй половине ХVIII века появились частные банки, выпускающие векселя. К 1793 году их насчитывалось около 400. Финансирование длящихся поколениями войн с Францией, начавшихся в 1790-х, привело к приостановке платежей монетами третьей частью банков Англии в 1793 г., а затем и самим Банком Англии в 1797 году. Позже к ним присоединились и остальные банки. Эта приостановка длилась 24 года вплоть до завершения войны с Францией. Во время этого периода до 1821 года банкноты Банка Англии служили настоящими деньгами (хотя еще не узаконено), а после 1812 до конца этого периода стали законным платежным средством. Как и следовало ожидать, в этот период появился ряд ненадежных банков. В 1797 году в Англии и Уэльсе было около 280 "country" банков, а к 1813 году их число превышало 900. К 1816 году общее число банкнот составило 24 миллиона фунтов стерлингов, увеличившись вдвое по сравнению с 1797 годом.

Этот период не мог не отразиться и на положении дел Банка Англии. Его доходы снизились, а когда платежи возобновились в 1821 году, акции Банка упали на 16%. В 1826 г. был издан так называемый Country Banker"s Act of 1826, который ограничил монополию Банка на печать банкнот районом в радиусе 65 миль от Лондона и разрешил создание других банков вне этого региона, которые могли тоже выпускать свои банкноты. Одновременно этот акт позволил Банку создавать свои филиалы во всех районах Англии. В 1844 г. Парламент страны принял закон (Акт Роберта Пиля), согласно которому за Банком Англии была законодательно закреплена функция исключительного эмитента банкнот. Закон 1844 года установил величину денежной массы, выраженной в банкнотах и не обеспеченной золотыми монетами или золотыми слитками, хранящимися в сейфе Банка Англии. Благодаря этому должна была быть предотвращена чрезмерная эмиссия банкнот, что способствовало бы адекватному обеспечению потребностей хозяйственной системы в денежной массе. Такое развитие привело к тому, что эмиссия банкнот стала отделяться от прочей коммерческой деятельности банка (например, предоставление кредитов под обеспечения, как земельные владения), которая постепенно сокращалась, и Банк Англии по характеру все более походил на центральный банк. В настоящее время деятельность Банка Англии регулируется принятым в 1946 г. Законом о Банке Англии. Согласно этому закону акционерный капитал был передан Казначейству, а его бывшие владельцы получили щедрую компенсацию в виде государственных облигаций, которые по сумме в четыре раза превышали номинальную стоимость акций. Банк, таким образом, не стал частью правительственного аппарата, но был уполномочен запрашивать информацию у банкиров и давать им рекомендации. С санкции Казначейства, Банк Англии мог издавать директивы любому банку с целью обеспечить выполнение таких рекомендаций или просьб.

Закон предоставил право правительству назначать правление Банка Англии в составе: управляющего и его заместителя, назначаемых на пятилетний срок, 16 директоров. Директора назначаются сроком на четыре года, причем ежегодно заменяются 4 из 16 директоров. Четыре исполнительных директора работают в Банке на постоянной основе, а остальные 12 представляют коммерческие банки, промышленность, научные круги, профсоюзы. 4 апреля 1979 г. первый английский всеобъемлющий банковский закон получил королевское одобрение и вступил в силу 1 октября 1979 г. Согласно этому закону за Банком были закреплены права и обязанности по надзору за банковской системой. С 1 октября 1979 г. для создания депозитарного учреждения, на которое может распространяться закон, необходимо предварительное разрешение Банка Англии. При этом требуется предоставление подробной статистики о деятельности, чтобы определить соответствие критериям информации о тех, кто отвечает за ее ведение. В случае, если учреждение-заявитель осуществляет основную деятельность за пределами Великобритании и привлекает депозиты через отделение в Объединенном Королевстве, банк должен получить подтверждение от соответствующего иностранного ведомства по надзору о том, что оно удовлетворено управлением банка и его общей финансовой устойчивостью. В 1987 г. Банк Англии получил дополнительные права и обязанности по надзору за банковской деятельностью. Однако спустя десятилетие в 1997 г. контролирующему органу.

Англии занимает особое почетное место, и тому есть весьма веские причины. По сути, он является дважды рекордсменом. Помимо того, что его возраст намного больше всех прочих европейских государственных банков, он еще является самой старой финансовой организацией во всем Не зря ему придумали шутливое имя «Старая леди», намекая таким образом на его консервативность.

Как и когда был основан Центральный Банк Англии

История этой организации начинается в 1694 году. В то время правительство и король Англии нуждались в займе для финансирования войны против Франции. Одному шотландскому финансисту, которого звали Вильям Петерсон, пришла в голову идея создания особого финансового учреждения, которое бы напечатало новые банкноты и таким образом покрыло В результате была создана акционерная компания, собственниками которой стали примерно 1260 акционеров, в том числе сам король и несколько членов Парламента. Размер первого взноса составил тысячу двести фунтов стерлингов, и эти средства стали первым займом правительству страны. Так появился Банк Англии - организация, без которой сложно представить, какой бы была финансовая система самой Великобритании и многих других стран.

История становления

Сначала эта организация имела право предоставлять ссуды под залог, проводить операции с коммерческими векселями, эмитировать переводные векселя, покупать и продавать серебро и золото. У короля не было над ней абсолютной власти - для получения ссуды он должен был получить разрешение парламента. Нужно сказать, что вплоть до 1979-го года не было каких-либо нормативных документов, регламентирующих работу этого учреждения. И лишь в этом году, наконец, был принят соответствующий закон, согласно которому, Банк Англии систематизирует все принимающие депозиты. С этого момента после проверки каждая из них получает новый статус. Они превращаются либо в признанные банки Англии, либо в лицензированные компании по приему вкладов. В этом же, 1979 году, власть в стране берут в свои руки консерваторы, возглавляемые и в центр внимания становится Контроль деятельности банков осуществляется правительством через продажу и покупку векселей. Потом приходят 90-е годы, и приоритетным направлением считаются операции на открытом рынке.

Банк Англии, выполняя указ казначейства, заключает сделки с целью регулирования уровня Кроме этого он может и обязан проводить интервенции для контролирования курса нацвалюты. В 1997 году между Банком Англии, Управлением по надзору и финрегулированию и Казначейством был подписан Меморандум, в котором описаны принципы и условия их сглаженной работы, направленной на обеспечение финансовой стабильности государства. В этом же году, в мае, Центробанк получает от правительства право принимать самостоятельно решение относительно величины процентных ставок.

Управление

Возглавляет данное финансовое учреждение управляющий (срок службы - 5 лет), входящий в состав директората. Кроме него в этот орган входит еще 16 членов, назначаемых правительством на трехлетний срок. 4 директора входят в штат самого Банка, а остальные 12 - это руководители крупнейших компаний. Директорат обязан собираться минимум раз в месяц и решать все вопросы, которые так или иначе связаны с функциями Банка. Любые практические вопросы решаются на уровне Комитета казначейства, который состоит из 5 директоров, управляющего и его заместителя.

Новое на сайте

>

Самое популярное