Домой Микрозаймы Эффект пигмалиона в психологии, педагогике или в сфере управления. Эффект Пигмалиона: как ожидания меняют действительность

Эффект пигмалиона в психологии, педагогике или в сфере управления. Эффект Пигмалиона: как ожидания меняют действительность

Эффект Пигмалиона (по-другому эффект Розенталя) — это особый феномен в психологической науке, который состоит в том, что ожидания человека касательно другого объекта или ситуации во многом определяют специфику его собственных действий и поступков, интерпретацию поведения окружающих, что позволяет этим ожиданиям реализовываться.

Скульптура: Пигмалион и Галатея

Данный феномен по праву считается одним из наиболее угрожающих факторов для внутренней валидности экспериментального исследования. Его особенностью является то, что он способен проявляться как непосредственно во время проведения эксперимента, так и при качественной обработке полученных данных или во время интерпретации результатов.

История

Эффект Пигмалиона был открыт в ходе экспериментальных исследований известным американским ученым и психологом Робертом Розенталем (ему он и обязан вторым названием), первое же наименование эффект получил благодаря параллели с персонажем древнегреческой мифологии — Пигмалионом (который благодаря своей искренней вере и любви смог оживить статую).

В эксперименте Р. Розенталя участникам было необходимо провести определенную работу с различными группами лабораторных крыс: следить за грызунами в специально сооруженном лабиринте. В одной экспериментальной серии участникам говорили, что перед ними находится «смышленая» крыса, а в другой серии — «глупая». Исследователями было отмечено, что участники, работая с так называемыми «умными» крысами, были более терпеливыми, мягкими, гладили грызунов и всячески положительно подкрепляли их правильные действия. Тем самым участники улучшали экспериментальные условия для одной из групп крыс и влияли на их поведение.

Затем похожий по смыслу эксперимент был проведен Розенталем снова. Следующее исследование осуществлялось в школе, где в роли «экспериментаторов»-испытуемых были учителя. Помощники Розенталя проинформировали учителей о том, что определенные дети из класса являются более одаренными (хотя на самом деле они ничем не выделялись среди сверстников), и уже через некоторое время «одаренные» ученики благодаря особому отношению учителей стали неожиданно проявлять большие успехи в учебе.

Розенталь выделил некоторые ключевые особенности данного эффекта:

  1. Ожидания ученого способны качественно менять характер полученных им данных. Экспериментатор, имея определенные ожидания, может неосознанно помогать испытуемым «оправдать» его надежды. Настрой экспериментатора может проявлять различным образом: с помощью интонации, мимики, жестов, неосторожных слов. Данный эффект имеет большую выраженность у тех ученых, которые стремятся к поддержке окружающих и к установлению доверительных, дружеских отношений с испытуемыми.
  2. Вероятность данного эффекта усиливается в разы, если экспериментатор и испытуемый были знакомы ранее.
  3. Экспериментаторы женского пола больше склонны к такому поведению, нежели ученые мужского пола.

В связи с особенностями эффекта Пигмалиона экспериментаторы могут совершать следующие ошибки:

  • корректировка числовых результатов: занижение чересчур высоких баллов и, наоборот, повышение излишне низких отметок;
  • избегание полярных оценок, стремление к усреднение полученных данных;
  • качественных акцент на том или ином компоненте эксперимента, неосознанное выделение его как наиболее значимого.

Практическое применение

Несмотря на такое научное происхождение эффект Пигмалиона широко распространен и в обычной жизни. Например, замечено, что определенные ожидания руководителей крупных организаций способны непосредственно влиять на результаты работы их подчиненных: зачастую чем выше начальники оценивают способности подчиненных, тем более высокие результаты работы они показывают. Та же зависимость действует и в случае негативного отношения к персоналу.

Примеры

Паранормальные явления

Замечено, что в опытах по проверке паранормальных явлений , как правило, положительные результаты получают сторонники парапсихологии , а отрицательные - противники.

Эксперимент с симпатией

Например, самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кертис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым - что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того - те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. Короче говоря, партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Другие факторы, угрожающие внутренней валидности

См. также

Литература

  • Э. Аронсон, Р. Эйкерт, Т. Уилсон Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме = Social Psychology. - 5-е международное издание, дополненное и расширенное. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - ISBN 5-93878-134-5
  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. - М.: Проспект, 2005. С. 66.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Эффект Пигмалиона" в других словарях:

    эффект Пигмалиона - (эффект Розенталя) связан с ожиданиями экспериментатора. Когда он глубоко убежден, что реакции испытуемых изменятся, то, даже при его стремлении сохранить объективность, весьма велика вероятность, что он как то невольно и незаметно передаст свои… …

    ЭФФЕКТ ПИГМАЛИОНА - проявление иредубежденности экспериментатора, влияющее на рез т эксперимента. Открыт Р. Розенталем, в исследованиях к рого было показано, что, сформировав отношение экспериментатора к испытуемому, можно предсказать в ряде случаев исход… … Российская социологическая энциклопедия

    Термин Э. П. взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу. Он используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в к рой описывались влияния ожиданий учителей на… … Психологическая энциклопедия

    Пигмалиона эффект -    ПИГМАЛИОНА ЭФФЕКТ (с. 446)    Принято считать, что достижения социальных наук, суждения и концепции философов, социологов, психологов в значительной мере формируют общественные настроения и моральную атмосферу своей эпохи. Такой взгляд,… … Большая психологическая энциклопедия

    Или эффект Пигмалиона психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества … Википедия

    эффект Розенталя - см. эффект Пигмалиона. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    Пигмалиона эффект - улучшение результатов умственной деятельности, в частности школьной успеваемости и результатов тестирования, вследствие непроизвольной положительной стимуляции учащегося педагогом. Данное явление открыто и описано в 1968 г. американскими… … Дефектология. Словарь-справочник

    Эффект Барнума (эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле… … Википедия

    Эффект Барнума (эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле… … Википедия аудиокнига


В этой публикации речь пойдет об интересном психологическом явлении, которое получило названия “эффект Пигмалиона” или “эффект Розенталя” . Ознакомившись со статьей, вы узнаете, что такое эффект Пигмалиона в психологии, как он действует, каковы его особенности, какую пользу и вред он может принести, как его можно применять для в своих начинаниях. Итак, обо все по порядку.

Что такое эффект Пигмалиона (Розенталя)?

Один из греческих мифов повествует о скульпторе Пигмалионе, который создал скульптуру девушки, назвал ее Гелатея и впоследствии влюбился в нее. Чувства скульптора были настолько сильны, что скульптура ожила и ответила ему взаимностью.

Отсюда и появилось название “эффект Пигмалиона”.

Эффект Пигмалиона – это явление, суть которого в психологическом самовнушении, в мысленном восприятии фактов и событий таким образом, чтобы они приводили к желаемому результату. Это некое искажение реальности. Под действием такого эффекта можно получить даже невероятные результаты, но можно и серьезно навредить себе.

Самый простой пример. Человек может внушить себе, что он способен без страховки взобраться на высокую отвесную скалу. Возможно, такая уверенность и позволит ему успешно совершить это восхождение. Но возможно, он просто упадет и разобьется.

Эффект Пигмалиона исследовал и обозначил психолог из США Роберт Розенталь в 1966 году, поэтому он также известен под названием “эффект Розенталя”. Розенталь проводил многочисленные эксперименты, доказавшие на практике, что этот эффект работает.

Так, например, когда в одной из школ учителям сказали, что они будут обучать одаренных детей с более высоким IQ, со временем в этой школе дети показали лучшие результаты успеваемости, хоть фактически, изначально они были такими же, как все.

Когда людей попросили наблюдать за крысами, преодолевающими полосу препятствий, и фиксировать их результаты, лучшие результаты были зафиксированы у крыс, которых преднамеренно назвали более умными, хотя они тоже ничем не отличались от своих сородичей.

Однако, по итогам своих опытов Розенталь констатировал, что в отдельных случаях люди все же не подвергались воздействию эффекта. Из чего сделал вывод, что одних убеждений и установок может оказаться недостаточно: иногда требуется воздействие каких-то дополнительных факторов.

Как работает эффект Розенталя?

Каков принцип действия эффекта Пигмалиона? Он основывается на психологических установках, которые человек посылает в свой мозг. Когда эти установки слишком сильные, мозг воспринимает желаемое как реальность, отождествляя эти две категории, потому что становится не способен отличить одно от другого. И, соответственно, на подсознательном уровне человек начинает воспринимать свои представления и воображения реальностью, и действовать так, как будто они реальны.

Именно на эффекте Розенталя основаны такие популярные ныне техники как визуализации и аффирмации. Человек целенаправленно проговаривает и прокручивает у себя в голове желания до тех пор, пока мозг не начнет воспринимать их как реальность.

Эффект Пигмалиона в психологии управления.

Одна из основных сфер применения эффекта Пигмалиона на практике – бизнес-менеджмент, психология управления. Многие современные или слабоэффективны, или требуют существенных финансовых затрат. И тогда продвинутые управленцы стараются влиять на производительность труда своих сотрудников, используя эффект Розенталя.

Сотрудникам активно внедряется информация о том, как они важны для компании, что именно они – движущая сила, которая способна “свернуть горы”, что каждый сотрудник – член большой и дружной коллективной семьи и очень важный “винтик” в общем механизме работы предприятия. Конечно же, это не только слова: руководство старается максимально продемонстрировать это на практике, уделяя огромное внимание корпоративной культуре.

Например, каждого сотрудника руководитель лично поздравляет с днем рождения, на все праздники и не только организуются выездные корпоративные мероприятия, сотрудникам дарят аксессуары с логотипом компании и т.д.

При грамотном подходе, эффект Пигмалиона начинает действовать, каждый сотрудник начинает ощущать свою незаменимую важность для компании и стараться выполнять работу так, как для самого себя, для своей семьи. В результате повышается эффективность труда каждого сотрудника и производительность, прибыльность компании в целом.

Как применять эффект Пигмалиона? (Примеры)

Уже знание того, как работает эффект Пигмалиона, дает вам хороший инструмент , который вам остается лишь грамотно применять, так, чтобы он приносил пользу, а не вред.

Главный принцип применения эффекта Розенталя на практике таков: мыслить нужно позитивно, внушая себе позитивный исход тех или иных событий. И, наоборот, не программировать себя на негативные события, потому что под воздействием эффекта Пигмалиона они могут произойти. При этом для достижения эффекта не достаточно лишь психологического программирования на успех. Позитивный настрой следует подкреплять практикой и реальными действиями, шагами к достижению поставленной цели.

Этот принцип можно применять к любым сферам человеческой жизнедеятельности: от деловой сферы до личных отношений. Для наглядности рассмотрим несколько примеров.

   ПИГМАЛИОНА ЭФФЕКТ (с. 446)

Принято считать, что достижения социальных наук, суждения и концепции философов, социологов, психологов в значительной мере формируют общественные настроения и моральную атмосферу своей эпохи. Такой взгляд, безусловно, справедлив, но лишь наполовину. Ибо нельзя не признать, что общественные настроения, социально-экономический контекст эпохи в свою очередь порождают определенные идеи и концепции в сфере наук о человеке. Как пишет Ж.Годфруа в своей известной книге «Что такое психология», «наука всегда остается одной из областей деятельности человека, и как бы она ни старалась сохранить свою независимость, она должна платить дань существующей системе и тому обществу, в котором она развивается. К психологии это относится, пожалуй, в еще большей мере, чем к другим наукам».

Например, Зигмунд Фрейд жил в Вене, в удушающей буржуазной среде, скованной социальными догмами и сексуальными табу. Его революционное учение явилось естественной реакцией на пуританскую мораль своей эпохи и своего социального круга. Возникновение бихевиоризма в США совпало по времени с бурным ростом промышгленности и вполне отвечало прагматическим, технократическим тенденциям эпохи. Аналогичным образом исследования И.П.Павлова вполне соответствовали коммунистическим идеям в СССР: образ человека, формирующегося в соответствии со своей средой, совпадал с представлением о новом человеке, которого предстояло создать.

Расцвет гуманистического направления в психологии произошел в Калифорнии в 60-е гг. XX в. Неудивительно, что оптимистический взгляд на природу человека был с энтузиазмом воспринят в атмосфере «мира и любви», царившей в ту эпоху.

В те же годы и в тех же краях произошло еще одно знаменательное событие. В конце «бурных шестидесятых» в Сан-Франциско, всемирной столице «детей-цветов», проповедовавших добро, любовь и человечность, было сделано открытие, которое уже через несколько лет исследователи единодушно отнесли к классике психологии. 2 апреля 1968 г. увидела свет книга Роберта Розенталя и Леноры Якобсон «Пигмалион в школьном классе», заставившая критически переосмыслить многие представления в области педагогики и психологии. Открытый Розенталем и Якобсон феномен получил название «эффект Пигмалиона» и вот уже свыше 30 лет постоянно цитируется и дискутируется в мировой психологической литературе. Это открытие стало знаковым для своей эпохи. Однако сегодня, по прошествии лет, его, как и другие прежние новации, уже можно оценить более или менее объективно.

Название этому феномену было дано по имени мифического Пигмалиона - легендарного царя Кипра, который изваял статую прекрасной женщины и страстными мольбами убедил богов оживить ее. С древних пор этот образ призван символизировать неожиданный животворящий эффект, вызванный настойчивым желанием и искренней верой.

Психологи Розенталь и Якобсон провели оригинальное исследование. Местом проведения их эксперимента стала начальная школа, расположенная в одном из рабочих районов Сан-Франциско. В качестве испытуемых были отобраны по три учителя в каждой из шести параллелей. Эксперимент состоял в следующем. В начале учебного года было проведено тестирование учащихся с целью определения их IQ. Результаты были доведены до сведения учителей. Не вдаваясь в подробности, психологи объяснили им, что использованные тесты специально конструированы для выявления учащихся, у которых в течение предстоящего учебного года должен наблюдаться скачок интеллектуального развития. Специфика эксперимента состояла в том, что педагогам сообщались фиктивные результаты. В каждом из восемнадцати классов, в которых проводился эксперимент, было произвольно отобрано по несколько школьников; им предстояло играть роль потенциальных интеллектуальных «звезд». Учителей поставили в известность, что эти дети, по данным тестирования, должны вскоре проявить незаурядный познавательный прогресс.

Как показало измерение IQ в конце учебного года, у этих детей по сравнению с остальными интеллектуальные возможности в среднем существенно повысились. (Необходимо подчеркнуть, что именно Б среднем , так как общие результаты тестирования оказались неоднозначны. Но об этом - ниже.) Причем шла речь не об академической успеваемости (ведь отметки можно произвольно завысить), а об IQ - показателе достаточно объективном. Полученные данные позволили сформулировать психологическую закономерность. Как утверждали Розенталь и Якобсон, им удалось продемонстрировать влияние ожиданий учителей на познавательный прогресс учащихся. По-видимому, отмечали авторы, когда учителя ожидают от детей высоких интеллектуальных достижений, они начинают вести себя по отношению к ним более дружелюбно, стремятся воодушевить их, используют несколько иные методы преподавания, допуская большую степень свободы в их познавательной и творческой активности. Все это способствует улучшению учебы, так как представления детей о себе, их собственные ожидания, мотивация и когнитивный стиль изменяются к лучшему.

Книга «Пигмалион в школьном классе» вызвала огромный общественный резонанс. Выявленный феномен заставил сделать принципиальные выводы, чрезвычайно важные как для общепсихологической теории умственных способностей, так и для педагогической практики.

Во-первых, было наглядно показано, что данные психологического тестирования того или иного человека не являются постоянным показателем, а могут под влиянием определенных условий значительно изменяться. Это подчеркивает недопустимость категорического психологического диагноза и прогноза на основании однократного тестирования. В общепсихологическом плане результаты Розенталя и Якобсон служат сильным аргументом против распространенного мнения о врожденности и неизменности умственных способностей.

Во-вторых, убедительно продемонстрированы большие возможности педагогического воздействия с целью реализации интеллектуального потенциала учащихся. Ожидая от ребенка интеллектуального роста, учитель непроизвольно организует педагогический процесс таким образом, что это стимулирует умственное развитие ученика. Очевидно, что противоположная установка приводит к обратному эффекту: «безнадежные», по мнению педагога, ученики ставятся в условия, которые не способствуют их прогрессу.

Эффект Пигмалиона был расценен как объективное основание для педагогического оптимизма. Открыпие Розенталя и Якобсон вселило во многих педагогов веру в огромный интеллектуальный потенциал учащихся, причем даже тех, которые считались слабыми и отстающими. Предполагалось, что именно для последних создание стимулирующих условий будет способствовать преодолению их отставания. Побуждаемое такими общественными настроениями правительство США начало выделять крупные денежные средства на разработку и внедрение всевозможных программ, которые в привычных нам терминах следовало бы отнести к развивающему обучению.

Однако на протяжении ряда лет использование этих программ не дало ощутимых результатов. И прагматичные американцы забеспокоились: не впустую ли расходуются казенные деньги? И вообще, так ли уж правы Розенталь и Якобсон в своем педагогическом оптимизме?

Было предпринято немало попыток повторить классический эксперимент, но все они приносили неоднозначные результаты. В ряде случаев искомый феномен просто не удавалось зафиксировать. Это побудило многих исследователей проявить более пристальное внимание к первоисточнику. Дело в том, что книга Розенталя и Якобсон носила не столько научный, сколько публицистический характер. Она подчеркивала выявленную тенденцию и затушевывала возникавшие противоречия. Детальный анализ экспериментальных данных обнаружил их крайнюю противоречивость. Главный вклад в обобщенные результаты эксперимента внесли данные, полученные в одном из первых классов, где относительный показатель интеллекта потенциальных «звезд» повысился на 15 баллов. В классах с третьего по шестой значительных изменений отмечено не было. В сущности, все изменения приходились на два из восемнадцати классов - один первый и один второй. В одном из третьих классов к концу учебного года у «звезд» был отмечен даже интеллектуальный спад.

К тому же, как это ни странно, поведение учителей в данном эксперименте вообще никак не фиксировалось, что оставляло широкий простор для произвольных толкований.

Развернувшаяся на этой почве дискуссия стимулировала интерес к исследованиям учительских ожиданий. Первое такое исследование было проведено в США еще за 10 лет до выхода «Пигмалиона». Уже тогда удалось установить, что восприятие ребенком хорошего отношения к нему учителя позитивно и зримо коррелирует с его самовосприятием, что в свою очередь сказывается и на успеваемости: ребенок видит, что учитель относится к нему хорошо, это укрепляет его в роли дисциплинированного и успевающего ученика.

В последующие годы волна подобных исследований нарастала. Изучались особенности самооценки, поведения и успеваемости учащихся в зависимости от зафиксированного отношения к ним со стороны учителей. В частности, было установлено, что плохо успевающие школьники обладают, как правило, низкой самооценкой. Дж. Баркер-Ланн (1970) объясняет это тем, что учителя постоянно сравнивают их с отличниками; чаще всего этим наносится значительный ущерб «Я-концепции» («Я-концепция») детей. В школе, где проводилось это исследование, один из учителей заявил: «Я не люблю учить тупых детей - не для того я учился сам. Вот здесь, - и он показал на ряд, идущий вдоль окон, - сидят мои лучшие ученики. Средние сидят в среднем ряду. А в третьем ряду сидят самые тупые». Следует ли после этого удивляться тому, что тип взаимодействия учителя с учащимся и оценка учителем его способностей позволяют надежно предсказать уровень самооценки школьника?

Целыш ряд исследований, проведенных в США, показал, что разделение учащихся на потоки по способностям сказывается на их самооценке. Те, кто учится в классах для детей с низкими способностями, склонны считать себя неудачниками. Они часто бросают школу и отличаются антисоциальным поведением. В Англии аналогичные данные получил Д.Харгривс (1967).

Любая группировка детей, если она сопряжена с «навешиванием ярлыков», может служить катализатором формирования у них низкой самооценки, тем более что выделение «полноценных» категорий учащихся является потенциальным инструментом социальной регуляции и контроля. Ярлыки способны унизить и даже погубить человека: нередко они оправдывают пренебрежительное отношение к тому, кто его вовсе не заслуживает. Как утверждает Р.Рист (1970), многие дети обречены влачить жалкое существование и испытывать неприязнь по отношению к себе только потому, что за ними слишком рано закрепился образ «недоразвитых», «неуравновешенных», «неспособных». Во многих исследованиях показано, что такого рода ярлыки часто служат ориентирами для учителей и определяют их негативное отношение к некоторым детям. Характерным в этом плане является эксперимент А.фрерикса (1974), который продемонстрировал студентам, будущим педагогам, видеозапись урока, предварительно сообщив, что данные школьники обладают низкими способностями. В контрольной группе при демонстрации той же пленки было сказано, что это - нормальный урок с нормальными учащимися. После просмотра студенты обеих групп заполнили специальный опросник, в котором выявлялось их отношение к только что увиденному на экране. По сравнению со студентами контрольной группы студенты экспериментальной усматривали в поведении школьников признаки меньшего самоконтроля, большей безответственности и склонности к грубости, меньшей способности рассуждать абстрактно. Этот результат полностью согласуется с данными других исследований, которые показывают, что группирование по способностям и «навешивание ярлыков» приводят к заведомо отрицательным последствиям.

Выясняя мнения учителей первых классов об относительных темпах освоения навыков чтения мальчиками и девочками, А.Паларди (1969) выделил среди них две противоположные группы. В первую вошли учителя, которые считали, что мальчики и девочки осваивают навыки чтения совершенно одинаково; во вторую - те, кто считал, что мальчики учатся читать гораздо медленнее, чем девочки. Предварительный тест на способности к чтению, проведенный среди учащихся, показал, что никаких различий между мальчиками и девочками нет. Однако результаты теста, проведенного спустя некоторое время, свидетельствовали о том, что в классах, где преподавал учитель первой группы, ученики усвоили программу практически одинаково, а в классах, где преподавали учителя второй группы, мальчики существенно отстали от девочек. Таким образом, можно сделать вывод: ожидания учителей могут как стимулировать, так и тормозить учебную деятельность школьников. Ведь учителям из обеих групп удалось «доказать» правильность своих убеждений.

   На формирование ожиданий учителя может оказывать влияние даже... имя учащегося. Как показал Г.Гарвуд (1976), у детей, носящих имя, которое нравится учителю, «Я-концепция» в среднем более позитивная. Выяснилось также, что разные имена связываются с разными ожиданиями.

Д.Харгривс (1972) предпринял попытку теоретического анализа и объяснения противоречивых данных, относящихся к эффекту Пигмалиона. По мнению этого автора, ожидания учителя срабатывают или не срабатывают как самореализующееся пророчество в зависимости от трех факторов: представлений учителя о способностях ученика, собственных представлениях школьника о своих способностях и того, насколько значимой фигурой является для школьника учитель. Две категории учащихся реализуют ожидания учителя с наибольшей вероятностью: дети, которых он считает одаренными, которые сами придерживаются высокого мнения о своих способностях и относятся к учителю как к значимому другому; дети, которых учитель считает неспособными к учебе и которые воспринимают учителя как значимую фигуру.

Когда восприятие учителем способностей учащихся не совпадает с их самовосприятием, а также в тех случаях, когда учитель не является для школьников значимым другим, его ожидания, судя по всему, не приводят к эффекту самореализующегося пророчества. Теоретическая схема, предложенная Д.Харгривсом, апеллирует к характеру восприятия учителя и учащихся. Она, безусловно, может служить объяснением как позитивных, так и негативных результатов, полученных при экспериментальном изучении эффекта Пигмалиона. Вполне возможно, что у детей, которых учитель заведомо считает одаренными, будет улучшаться «Я-концепция», но лишь при условии, что он для них - значимая фигура. Если принять данную точку зрения - а она представляется убедительной, - то при проведении дальнейших исследований необходимо учитывать как «Я-концепцию» учащихся, так и восприятие ими учителя. Надо полагать, что важную роль здесь играет возраст учащихся. Для младших школьников ожидания учителя являются, несомненно, более действенным фактором формирования «Я-концепции», чем для детей старшего возраста. Это означает, что следует с большой осторожностью обобщать данные, полученные в начальной школе, для ситуации средней школы. Кроме того, учителя начальной школы проводят с детьми гораздо больше времени, чем учителя средней, и имеют, следовательно, гораздо больше возможностей воздействовать на их личность и поведение. Ожидания учителя начальной школы играют, по-видимому, очень важную роль в формировании представлений школьника о своих способностях. Ведь учащиеся младших классов, в отличие от старшеклассников, практически не в состоянии противостоять мнению учителя. Из этого следует, что в принципе влияние ожиданий учителя на учебную деятельность школьников с возрастом должно уменьшаться.

Таким образом, феномен, выгявленныш более 30 лет назад, оказался гораздо более сложным и многозначным, чем это казалось в гуманистическом пафосе далеких шестидесятых. И многолетний опыт исследования данного феномена лишний раз свидетельствует: любое яркое открытие в психологии - это не повод для патетических деклараций, а основание для вдумчивого анализа.

Экология жизни: Этот феномен заключается в том, что ожидание личностью реализации пророчества во многом определяет характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что провоцирует самоосуществление пророчества

Эффект Розенталя (эффект Пигмалиона).

Этот феномен заключается в том, что ожидание личностью реализации пророчества во многом определяет характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что провоцирует самоосуществление пророчества.

Название этого эффекта связанно с древней легендой. Мифический царь Кипра Пигмалион создал статую прекрасной женщины, и сам в неё влюбился. Страстными мольбами он разжалобил богов, и они оживили женщину. С тех пор этот образ символизирует животворящий эффект вызванный искренней верой и настойчивым желанием.

Американский психолог Розенталь (1966) назвал эффектом Пигмалиона явление, состоящее в том, что человек, твердо убежденный в верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.

В 1968 году Розенталем и Ленорой Якобсон был проведен эксперимент, в котором участвовали дети одной из школ Сан-Франциско.

Суть проведения эксперимента была в том, чтобы проверить уровень интеллекта учеников. В ходе эксперимента психологи отобрали несколько учащихся, которые, по их мнению, обладали выдающимися интеллектуальными способностями.

Педагоги были очень удивлены таким выбором психологов, так как выбранные ими учащиеся не показывали каких – то особых умственных способностей. Но психологи заверили: «Если дети не заявили еще о себе, то их интеллектуальный потенциал в будущем обязательно раскроется!».

Оказалось, что психологи выбрали учащихся с высоким IQ абсолютно случайно. Но самое удивительное, что когда Розенталь и Якобсон пришли в конце года в школу для того чтобы измерить коэффициент интеллекта учащихся, они обнаружили, что те дети, которых они выбрали в начале года, как обладающих высокими умственными способностями, и показали самый высокий уровень IQ.

Как утверждали Розенталь и Якобсон, им удалось продемонстрировать влияние ожиданий учителей на познавательный прогресс учащихся.

По-видимому, отмечали авторы, когда учителя ожидают от детей высоких интеллектуальных достижений, они начинают вести себя по отношению к ним более дружелюбно, стремятся воодушевить их, используют несколько иные методы преподавания, допуская большую степень свободы в их познавательной и творческой активности.

Все это способствует улучшению учебы, так как представления детей о себе, их собственные ожидания, мотивация и когнитивный стиль изменяются к лучшему.

Правда, последующие эксперименты не выявили однозначное соответствие результатов экспериментов ожидавшимся эффектам. Педагогические программы, использующие стимулирующие условия не всегда давали положительный эффект.

Ещё один пример этого эффекта связан с первым впечатлением людей друг от друга.

Самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кертис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент.

Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым - что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру.

Более того - те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. Короче говоря, партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре. опубликовано

Новое на сайте

>

Самое популярное