Домой Микрозаймы Экономика и основные функции экономической теории. Предмет экономической теории, ее функции и методы

Экономика и основные функции экономической теории. Предмет экономической теории, ее функции и методы

В процессе становления и развития экономической теории как науки были сформированы ее основные функции: познавательная, методологическая, практическая, прогностическая, воспитательная.

Познавательная функция - реализуется через исследование сущности экономических процессов и явлений. Раскрывая и формируя экономические понятия и концепции, экономическая теория тем самым обогащает знание людей, приумножает интеллектуальный потенциал общества, расширяет научное мировоззрение людей, оказывает содействие научному предвидению процессов экономического развития общества.

Методологическая функция состоит в том, что экономическая теория выступает методологической базой для целой системы экономических наук, поскольку раскрывает основополагающие базовые понятия, экономические законы, принципы хозяйствования, которые реализуются во всех областях и сферах человеческой деятельности.

Практическая функция экономической теории сводится к научному обоснованию экономической политики государства, разработке рекомендаций относительно применения принципов и методов рационального хозяйствования на уровне экономических агентов.

Прогностическая функция обнаруживается в разработке научных основ предвидения перспектив социально-экономического развития в будущем. В сущности она сводится к разработке прогнозов долгосрочных программ развития общественного производства с учетом будущих ресурсов и возможных конечных результатов.

Воспитательная функция состоит в формировании у граждан экономической культуры, логики современного экономического мышления, которые обеспечивают целостное представление о функционировании экономики на национальном и общемировом уровнях и дают им возможность выработать грамотное хозяйственное поведение в условиях рыночной системы. Она воспитывает в них осознание того, что достичь успехов и высшего жизненного уровня можно лишь овладев глубокими знаниями, в результате упорного труда, принятия обоснованных решений и способности брать на себя ответственность за свои хозяйственные действия.

Потребности и ресурсы. Проблема выбора .

Потребности общества и экономические ресурсы. Экономические блага: классификации, основные характеристики.

Все многообразие определений предмета экономической теории можно свести к единому началу: в центре ее изучения лежит хозяйственная деятельность людей, которая развивается по общим законам взаимодействия человека с природой. Это очень сложный и запутанный комплекс разнообразных явлений и процессов. На всех этапах хозяйственной деятельности между отдельными группами людей, собственниками, предприятиями, внутри фирм, между городом и деревней, с одной стороны, а также всеми агентами и государством, с другой стороны, развиваются экономические отношения. Вне этих отношений и при нарушенных хозяйственных связях не будет выработан продукт для удовлетворения имеющихся потребностей.


В общем плане в хозяйственной деятельности выделяются четыре стадии кругооборота благ: ПРОИЗВОДСТВО - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - ОБМЕН - ПОТРЕБЛЕНИЕ, который называется общественным воспроизводством.

Ведущей сферой является производство или процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.

Распределение - это процесс определения доли каждого человека в созданном богатстве. Такая доля зависит в первую очередь от количества созданных благ и системы распределения этих благ, существующей в той или иной стране.

Обмен - это процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей.

Потребление - процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

Таким образом, этот процесс кругооборота от производства к потреблению называется общественным воспроизводством. При этом воспроизводство необходимо не только в процессе прямого удовлетворения потребностей людей. На предприятиях используются материалы, топливо, оборудование, а также умственные и физические силы людей, то есть происходит производственное потребление. В процессе производственного воспроизводства также осуществляется распределение и обмен различными видами деятельности и созданными в результате такой деятельности благами.

Воспроизводство бывает простым и расширенным. При простом воспроизводстве процесс производства возобновляется в прежнем, неизменном объеме, а при расширенном - процесс производства возобновляется в увеличенном объеме. Для современной экономики характерно расширенное воспроизводство. Это предполагает, что новые инвестиции в производство не только возмещают израсходованный капитал (использованное сырье и материалы, изношенное оборудование), но и увеличивают его производительность дополнительными или более эффективными средствами производства.

По словам американского экономиста В. Леонтьева , - экономика каждой страны представляет собой большую систему, в которой очень много разных видов деятельности и все они взаимодействуют между собой. Содержанием и характером взаимодействия элементов в этой сложной системе определяется само ее "лицо", эффективность функционирования.

В индустриально развитых странах ныне выделяется около 500 крупных отраслей и блоков хозяйства, где вырабатываются десятки миллионов товаров и услуг для удовлетворения производственных и личных потребностей людей. Каждый из экономических блоков в свою очередь имеет сложную структуру. При этом хозяйственную деятельность осуществляют не просто члены общества, а экономические агенты в лице работников, владельцев имущества, банкиров, домохозяйств и т.д.

При этом надо иметь в виду, что каждая стадия в создании и продвижении готового продукта к потреблению представляет собой подсистему в общей системе экономических отношений. В подсистеме действуют свои специфические законы, которые выражают устойчивые причинно-следственные связи в данном хозяйственном процессе, в данном его звене. К примеру, благосостояние собственника крупного предприятия и хорошо работающего человека будет выше по сравнению с собственником малого предприятия, а также нерадивым или неумелым работником. Но в целом это снова же зависит от существующей в стране экономической системы, создающей то или иное «лицо» всей нации.

Первоначальную основу жизни людей составляет общественное производство. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой, люди должны иметь минимум средств к существованию (материальных благ): крышу над головой, одежду, пищу и т.д. И поэтому, если мы хотим рассмотреть этот сложный клубок общественных отношений, раскрыть хозяйственные связи, социальные процессы, а также определить направленность, тенденции в их движении, нам прежде всего необходимо рассмотреть общественное производство, как источник всякого благополучия.

Производство не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие земли, накопленные людьми знания и опыт, численность народонаселения и другие факторы. Однако определенный результат общество может получить лишь в том случае, если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе производства.

Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей.

Поэтому, чтобы понять структуру общественного производства рассмотрим сущность и классификацию потребностей. Потребность - это нужда личности или общества в чем-либо необ-ходимом для поддержания жизнедеятельности или развития. Значение потребностей вытекает из самого процесса общественного производства. Вернемся к процессу кругооборота материальных благ от производства к потреблению и поставим следующий вопрос: почему после потребления материальных благ люди вновь занимаются производством? В более общем плане этот вопрос позволяет сформулировать определяющую цель развития производства . Такой целью, вне всякого сомнения, является удовлетворение возрастающих потребностей людей.

Таким образом, потребности выступают внутренним импульсом активной производственной деятельности. Именно они определяют целевую направленность развития производства. В свою очередь общественное производство, независимо от существующей экономической системы выступает средством удовлетворения потребностей, то есть всегда имеет своей целью удовлетворение потребностей людей в материальных благах и услугах.

Потребности составляют сложную систему, которую можно структурировать по различным критериям. В наиболее общем виде потребности разделяют на материальные, духовные и социальные. На первом плане всегда стоит удовлетворение материальных по-требностей - в пище, одежде, жилье и пр. Материальные потребности могут удовлетворяться как товарами, так и услугами (ремонт автомо-биля, консультация юриста или врача и т. п.). Духовные потребности удовлетворяются в занятиях наукой, искусством, в получении образования, в нравственном совершенствовании и пр.

В широком смысле к духовной пище относятся все виды инфор-мации, которые получает человек. По мере развития общества растут возможности расширения и удовлетворения социальных потребностей, таких, которые связаны с участием в различных формах общественной и коллективной деятель-ности. Они могут быть и материальными, и духовными, но главное в них то, что они носят общественный характер и обусловлены необхо-димостью людей жить и сотрудничать вместе.

Широкое распространение получила классификация потребностей, предложенная американским экономистом А. Маслоу , согласно которой все по-требности располагаются в восходящем порядке от «низших» матери-альных до "высших» духовных:

1) физиологические (еда, питье и т. д.);

2) в безопасности (защита от боли, страха и т. д.);

3) в социальных связях (любовь, участие в группах по интересам);

4) самоуважение (достижение цели, признания);

5) в самоактуализации (реализация способностей и т. д.).

Согласно А. Маслоу, первые две группы потребностей относятся к низшему порядку, две последние - к высшему. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потреб-ности высшего порядка.

Производство, которое должно удовлетворить все эти разнообразные потребности имеет, в свою очередь соответствующую внутреннюю структуру. Различают производство материальное и нематериальное, Первое содержит в себе области по производству материальных благ и услуг (промышленность, сельское хозяйство, строительство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т.д.). Нематериальное производство связано с производством (предоставлением) нематериальных услуг и созданием духовных ценностей (здравоохранение, образование и т.д.). Это два взаимозависимых вида производства, причем одно без другого существовать не может. Гармоничное соотношение между ними оказывает содействие стабильному экономическому развитию общества.

В современных условиях значение сферы нематериального производства и услуг значительно возрастает, его рост становится общей закономерностью социально-экономического развития всех стран, особенно развитых цивилизованных государств. Особое значение для развития производства и общества в целом приобретает образование, наука, информационно-коммуникационные услуги.

Исторически общественное производство прошло длинный путь развития от изготовления простейших продуктов к производству сложных технических систем, гибких производственных комплексов, вычислительных машин. И все же любое производство, первобытное или современное, характеризуется некоторыми общими чертами.

В нем взаимодействуют единые производственные ресурсы или факторы . Этими понятиями в экономической теории обозначают совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания благ и услуг.

Марксистская теория в качестве факторов производства выделяет три компонента: рабочую силу человека, предметы труда и средства труда, подразделяя их на две группы: личный фактор и вещественный фактор производства.

В качестве личного фактора производства всегда рассматривается рабочая сила - совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к работе. Предметы труда и средства труда выступают как вещественный фактор производства, как средства производства.

Неоклассическая теория традиционно выделяет четыре группы факторов: труд, землю, капитал и предпринимательские способности.

Труд как фактор производства представлен физической или интеллектуальной деятельностью, направленной на изготовление благ и предоставления услуг. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание труда. На ранних этапах развития общества главную роль играли физические способность человека к труду. По мере развития производства, в особенности в условиях современной научно-технической революции, все более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, научно-техническому умению, квалификации и другим качествам.

Земля рассматривается как естественный фактор. Она не является результатом человеческой деятельности. К этой группе факторов производства относят естественные богатства: залежи недр, пахотные земли, леса и т.д.Говоря о земле, прежде всего надо иметь в виду ее использование в сельском хозяйстве. Для сельскохозяйственного рабочего (фермера) земля - это главное средство производства.

Капитал как фактор производства выступает в виде совокупности благ, которые используются при создании благ и услуг. Это разнообразные орудия работы, инструменты, механизмы, помещения, средства связи, пути соединения и др. По мере развития производства средства труда развиваются, совершенствуются, усложняются.

Кроме совокупности благ, ряд экономистов под капиталом понимают знание, умение человека, его энергию, которые используются в производстве товаров и услуг.

Взгляды экономистов на капитал разнообразные, но все они едины в одном: капитал ассоциируется со способностью приносить доход. Различают капитал основной и оборотный. Капитал материализован в зданиях, сооружениях, станках, функционирует в производстве несколько лет и его стоимость переносится на готовый продукт по мере износа частями в виде амортизационных отчислений. Это основной капитал. Другая часть капитала, которая включает сырье, материалы, энергетические ресурсы, используется (потребителем) полностью за один производственный цикл, воплощаясь в выработанной продукции. Это оборотный капитал. Деньги, израсходованные на оборотный капитал, возвращаются после реализации продукции.

Предпринимательские способности - особый вид человеческого капитала представленного деятельностью по координации и комбинированию всех других факторов производства с целью создания благ и услуг. Специфика этой разновидности человеческого ресурса состоит в умении и желании в процессе производства на коммерческой основе внедрять новые виды продуктов, технологий, форм организации бизнеса в условиях риска понести убытки.

В современных условиях, кроме выше названных, выделяют другие ресурсы: организация и технология производства, наука и информация, инфраструктура и другие.

Прежде всего, необходимо отметить организацию и технологию производства. Именно благодаря им достигается рациональное взаимодействие рабочей силы и средств производства.

Организация производства - это определенное устройство внутренних производственных связей, которые обеспечивают единство и упорядоченность всего процесса производства.

Технология производства представляет собой конкретные способы обработки предметов труда, определенный порядок производственных процессов.

Наука - это теоретически систематизированные знания. В потоке современных научных исследований можно выделить три основные направления: фундаментальные исследования - с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений;

прикладные исследования - исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач. НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки - обеспечивают соединение науки с производством.

Важнейшим ресурсом и фактором производства стала информация. Информация представляет собой поток тех или иных сведений и различных сигналов. Информация обеспечивает: функционирование техники; оптимальную организацию самого производства и контроль за его ходом; возможность быстрой перестройки производства; повышение уровня знаний и квалификации работников; быстрое распространение передовых идей и технологий.

Информационные ресурсы - это отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных системах).

Особую роль в современной экономике играет и такой фактор как инфраструктура.

Инфраструктура - совокупность всех отраслей и сфер деятельности, которые создают общие условия для производства. Инфраструктура включает две подсистемы: производственная - это вспомогательные отрасли, непосредственно обслуживающие производство (транспорт, связь, материально-техническое снабжение, складское хозяйство и т.д.) социальная (или непроизводственная) - это сфера, которая обеспечивает необходимые социально-культурные условия жизни людей (жилищное и коммунальное хозяйство, торговля, служба быта, образование, здравоохранение и т.д.).

Подводя итог анализа факторов, необходимо отметить, что производство возможное только при введении в производственный процесс всех факторов. Производство определенного блага или услуги требует также определенного набора факторов, главными из которых есть работа, земля, капитал и предпринимательство. Они действуют взаимосвязано и дополняют друг друга. Отсутствие одного из низ ведет к разрушению системы и делает невозможным производственный процесс.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

1.1 Предмет, структура, функции и методы
экономической теории

Предмет экономической теории как общественной науки
о производственных отношениях между людьми
в условиях ограниченных ресурсов

Экономическая теория состоит из двух больших блоков: микроэкономики и макроэкономики.
Микроэкономика - экономика на уровне человека, семьи, предприятия (фирмы), отрасли. Она изучает поведение субъектов на рынке, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, исследует также отношения между производителями и государством. Ядром микроэкономического анализа выступает фирма (предприятие).
Микроэкономика изучает поведение отдельных хозяйственных субъектов экономики - домохозяйств и фирм, анализируя которые, она стремится объяснить причины и факторы, обусловливающие принятие тех или иных решений, а также указать последствия принятия этих решений на рынке.
Данный блок тесно связан с макроэкономикой. Если использовать образное выражение, то можно сказать: макроэкономика - это лес с высоты птичьего полета, а микроэкономика - деревья этого леса.
Целью экономической теории является изучение взаимодействия людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения потребностей общества.
С одной стороны, макроэкономика (от греч. makros - большой) - это совокупность таких форм хозяйствования, которые охватывают национальную экономику в целом. При этом под понятие «национальная экономика» принято подводить хозяйство многонациональной страны, которое составляет единую основу существования разных наций в пределах определенного государства .
В отличие от микроэкономики, которая изучает главным образом поведение отдельного хозяйствующего субъекта, макроэкономика исследует систему как целое и ее важнейшие составные элементы, такие как совокупное производство, общий уровень цен, цели и проблемы экономической политики, внешней торговли, функционирования государственного сектора и др.
Макроэкономика анализирует не только структурные компоненты национальной экономики. Ее главная цель - исследование взаимосвязей между общеэкономическими явлениями и процессами (в масштабах национальной экономики).
Всю макроэкономическую систему хозяйствования объединяют следующие конструирующие элементы:
1) тип общей совместной собственности. Общее совместное присвоение представляется в виде государственной собственности;
2) народнохозяйственная целостность, базирующаяся на общем(национальном) разделении труда, которое делает взаимосвязанными все крупные сферы, отрасли производства и экономические регионы (относительно самостоятельные территориальные подразделения) страны;
3) макроэкономика образует единое экономическое пространство, которое скрепляется общей денежной системой.
С другой стороны, макроэкономика - это теория рационального использования ограниченных ресурсов, исследующая и изучающая экономику в целом. В центре внимания макроэкономики такие проблемы, как: обеспечение устойчивого роста экономики, полной занятости ресурсов, минимизация инфляции и уровня безработицы, оптимизация внешнеэкономических связей и отношений в стране.
Взаимосвязь экономической теории и экономики представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Взаимосвязь экономической теории и экономики

Предмет исследования экономической теории находится в стадии научной разра-ботки и эмпирической адаптации.
Экономическая теория - это наука о системах экономических отношений общества.
До 90-х годов ХХ века в стране преобладающее значение в формировании экономического мировоззрения и экономического мышления занимала марксистская по-литэкономия. И поэтому мировая экономическая мысль концаХIХ- начала ХХ века изучалась многими недостаточно, так как она не укладывалась в схемы Маркса. Разрыв экономической науки России и мировой науки привел к тому, что экономи-сты стали пользоваться разными понятиями и терминами. Предметом исследования политэкономии в соответствии c классовым подходом к анализу фактов являлись лишь производственные отношения, основу которых составляли отношения собственности. Из системы производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, необходимость классовых конфликтов, диктатура пролетариата и господство командно-административной системы. При исследовании производственных отношений акцент делался на их социально-классовом характере.
В настоящее время представляется, что в постиндустриальном обществе экономическая теория вы-ступает в качестве общеметодологической экономической науки, имеющей свой предмет и объект анализа.
Предмет экономической теории представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Предмет экономической теории

Одни экономисты сводят курс экономической теории только к анализу рынка и ценообразования. Другие отмечают, что это наука о повседневной деловой жизни людей, зарабатывании денег.
Итак, общепризнанного определения предмета экономической теории нет, но, большинство экономистов признают, что это универсальная наука о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека, предприятия (фирмы).
Объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конкуренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений.

Мировоззренческие, общие научные, частные методы исследования

Экономическая теория, как и любая другая наука, не может ограничиваться лишь созерцанием окружающей нас действительности. Метод экономической теории представляет собой совокупность способов, приемов познания экономических отношений, людей и воспроизведение их в системе экономических категорий, принципов, законов, моделей.Совокупность методов, использующихся в экономической теории, представляет собой методологию .Сущность мировоззренческих методов исследований состоит в простом созерцании и изучении текущих процессов и явлений.Экономические процессы и явления рассматриваются как в динамике, так и в статике.Экономическая теория в большей своей части пользуется общенаучными методами познания. Существуют следующие методы экономической теории: метод познания, изложения, анализ, синтез, индукция, дедукция, графический метод.
Задача метода познания состоит в проникновении и раскрытии сущности экономических процессов и явлений. Это достигается путем движения мышления от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.
Метод изложения призван полученные результаты исследования воспроизвести в логически стройной и непротиворечивой системе экономических категорий, принципов, законов.
При анализе происходит мысленное разложение явления на составные части и выделение отдельных его сторон с целью выявить то специфическое, что отличает их друг от друга.
При синтезе происходит мысленное объединение расчлененных анализом частей, сторон с целью выявить то общее, что связывает эти части, стороны в единое целое.
Индукция представляет собой способ исследования, при котором познание действительности совершается в процессе выработки единичных утверждений, обеспечивающих возможность сделать обобщающие выводы и сформулировать общие положения .
Дедукция - способ исследования, при котором знания о процессах и явлениях формируются в ходе перехода от общих положений к частным и единичным суждениям.
Графический метод основан на создании графиков. Графики представляют собой изобразительное средство наглядной иллюстрации функциональной зависимости и связей между различными экономическими факторами.
Частные методы исследования применяются в зависимости от конкретной сложившейся ситуации.

Структура и функции экономической теории

В рамках экономической теории изучаются вопросы, касаемые микроэкономических и макроэкономических процессов общественной жизни, проблем мировой экономики.
На рисунке 3 представим основные функции экономической теории.

Рис. 3. Функции экономической теории

Существует ряд функций, выполняемых экономической теорией:
1) познавательная;
2) методологическая;
3) практическая;
4) мировоззренческая;
5) прогностическая.
Познавательная функция заключается в познании явлений социально-экономической жизни общества, методологическая - в определении методов исследования, практическая - в определении способов практического применения тех или иных методов исследования для реально существующей ситуации в экономической жизни общества и государства.
Мировоззренческая функция заключается в формировании определенного экономического мировоззрения, взгляда на окружающую действительность.
Прогностическая функция заключается в разработке краткосрочных и долгосрочных прогнозов той или иной ситуации.

Место экономической теории в системе экономических наук

Обратим внимание на традиционно сложившийся подход к определению экономической науки. Суть его сводится к тому, что экономическая теория призвана заниматься изучением причин материального благосостояния. При этом слова «матери-альный» и «экономический» используются как синонимы. Можно сказать: все, что связано c развитием материального производства и обменом продуктами, должно быть отнесено к предмету эконо-мической теории, остальное же должно остаться за ее рамками. Но так ли это? Возьмем заработную плату столяра и музыканта. Труд первого вызывает рост материального благосостояния, труд второ-го - нет. Но труд и того, и другого получает оценку в виде заработ-ной платы и вступает в кругооборот обмена. Теория заработной платы применима к обоим случаям. Концепция заработной платы, игнорирующая суммы, которые выплачиваются за нематериаль-ные услуги, не позволяет создать общую теорию процесса форми-рования богатства. Она разорвала бы единство процесса обмена. Труд и плотника, и музыканта является объектом спроса, потому что он обладает ценностью для экономических субъектов.
В современном мире экономическая теория занимает особое место среди экономических наук, являясь первоисточником экономических знаний.


Предмет, функции и структура экономической науки.

Экономическая теория занимает особое место в системе гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Жизнь любого цивилизованного человека пронизана экономикой. Она требует понимания экономических закономерностей и владения экономическим мышлением, что позволяет самостоятельно принимать экономически взвешенные хозяйственные решения.

Слово экономика является производным от греческого - искусство ведения домашнего хозяйства. В современном мире это понятие представляет собой, по меньшей мере, три основных значения:

1) совокупность общественных отношений, связанных с производством и всей хозяйственной деятельностью людей (народонаселения, труда, управления);

2) хозяйственная деятельность людей или хозяйство отдельного района, страны, группы стран (экономика г. Томска, экономика России, мировая экономика и т. д.);

3) научные дисциплины, изучающие области хозяйственной жизни общества. В последнее время понятие «экономическая наука» употребляют для классификации дисциплин и предметов, связанных с экономикой: экономика промышленности, экономика труда, экономика туризма, а также бухгалтерский учет, аудит, математическая экономия и т. д.

На основе этих трех значений можно предложить и наиболее общее определение экономики. Экономика - это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий жизни.

Выдающийся экономист П. А. Самуэльсон в своей Нобелевской лекции (1972) сформулировал значение экономики следующими словами: "…Экономика как наука длительное время развивалась в отрыве от проблем экономики как объекта исследования. Действительно, только в последней трети нашего века, уже в период моей научной деятельности, экономическая теория начала активно претендовать на то, чтобы приносить пользу бизнесмену-практику и государственному чиновнику".

Экономическая наука представляет единую систему, в которой выделяют два основных направления:

Экономическую теорию – политическую экономию с охватом финансовых наук;

Конкретные экономические науки (учение об организации и экономике производства), например, экономику целой отрасли национального хозяйства или сферу финансов; или экономику на стыке с другими дисциплинами (экономическую географию, экономическую психологию и т. д.).

Экономическая теория – наука общественная, она исследует связи.и отношения между людьми и поведение человека в обществе. Но в отличие от социологии и философии, рассматривается не общество в целом, а лишь сфера его экономической жизни, хозяйственные связи и экономическое поведение людей (например, денежные доходы, ценообразование, безработица и инфляция, бедность, неравенство и т. д.).

Объектом исследования экономической науки являются экономические явления, субъектом – человек, группа людей, государство, предметом – жизнедеятельность людей и проблемы эффективного хозяйствования.

Основная задача экономической теории дать не просто описание, а показать их взаимообусловленность и взаимосвязь экономических явлений и событий.

Функции экономической науки : познавательная, методологическая, образовательная, практическая.

Конкретные экономические дисциплины вырабатывают систему правил, необходимых для практической деятельности. На основе наблюдаемых.в прошлом явлений и взаимосвязей формируется и реализуется политика. Каждое общество выстраивает свои правила, законы и правовые нормы хозяйствования. По странам они резко различаются и проявляются в разных формах налогов, постановлений государственных учреждений, монетарной.и фискальной политики.

Экономическая наука условно подразделяется на

– микроэкономику – за основу берется наименьшая хозяйствующая единица (отдельный потребитель, фирма), а также взаимовлияние между субъектами хозяйственной деятельности, которое проявляется в ценах на товары и услуги;

– макроэкономику – исследование экономики страны в целом, ее экономических закономерностей для принятия политических решений. Главное внимание уделяется национальному доходу общества, проблемам занятости, темпам инфляции, направлениям правительственных доходов и расходов. Макроэкономический анализ нацелен на достижение полной занятости, стабильности цен, эффективный экономический рост.

В последнее время экономисты выделяют еще два раздела экономики:

– мезоэкономику – рассмотрение подсистем национальной экономики или целого комплекса отраслей, регионов, и т. д.;

– мегаэкономику – изучение законов и поведения мировой экономики.в целом.

Макроэкономические и микроэкономические процессы так тесно взаимосвязаны, что зачастую их трудно разделить. От того, насколько полно они учитываются при анализе экономики, во многом зависит результативность предложений и рекомендаций экономистов.

Экономика тесно связана, а иногда и взаимодействует с правовыми, науками, социологией, экономической психологией, физиологией труда и т. д. Экономическая наука является ядром экономической политики, если эта политика стремится быть научно обоснованной.

1.2. Методы исследования экономических явлений

Изучение экономической теории приводит к пониманию между различными, на первый взгляд не связанными явлениями. Слово «метод» происходит от греческого «methodos», что буквально означает «путь к чему-либо». Поэтому метод в самом широком смысле можно определить как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели. Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы окружающего мира, а с другой – выступает как средство последующего познания. Таким образом, метод одновременно является и результатом процесса исследования, и его предпосылкой. Сохраняя свойства и законы изучаемого объекта, он в то же время несет на себе отпечаток целесообразной деятельности познающего его субъекта. Объективное переходит в субъективное, и наоборот.

Обычно метод исследования формируется на базе определенной методологии, которая включает в себя мировоззренческий подход, исследование предмета, структуры и места данной науки в общей системе знаний и собственно метод. В ходе процесса познания происходит постоянное взаимодействие предмета и метода. Предмет предполагает определенный метод исследования, а метод формирует предмет.

На разных этапах развития в экономической теории использовались различные методы исследования. Первым методом, который использовала экономическая наука, была формальная логика. Формальная логика – это изучение мысли с точки зрения ее структуры, формы. Основателем формальной логики считается Аристотель, открывший своеобразную форму умозаключения (силлогизм) и сформулировавший основные законы логики. Простейшей категорией формальной логики является понятие. Оно фиксирует мысль о предмете. Обычно понятие определяется через более широкое понятие путем добавления к родовому признаку видового различия. Суждение – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Формой взаимосвязи суждений выступает умозаключение. Умозаключение представляет собой прием мышления, посредством которого из некоторого исходного знания выводится конечное знание. Наиболее известной формой умозаключения является силлогизм. Формальная логика характеризуется обширным набором методов и приемов познания. Важнейшие из них: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство, определенные законы мышления.

Чтобы пройти путь от разрозненных фактов к выработке стратегически правильного решения, необходимо провести методологически верный экономический анализ.

Методология экономической теории – это общий подход к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единая философская основа. Методологию необходимо отличать от методов – совокупностью приемов исследования в науке и воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.

Основные методы исследования в экономике приложимы и к ее отраслевой направленности. Среди них выделяют общенаучные и частные.

Общенаучные методы:

– Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Она является целостным методом, органической системой категорий и законов. Основными принципами систематизации понятий стали принципы взаимосвязи и развития. Экономическая система впервые была рассмотрена как развивающаяся взаимосвязь категорий и законов. Это означало, что каждое из явлений и система в целом анализируются в процессе самодвижения от низшего к высшему, от старого к новому. Противоречие выступает как внутренний источник и основной принцип движения. Само развитие понимается как переход количественных изменений в качественные и обратно, как единство и борьба противоположностей, как отрицание отрицания.

– Материалистический подход к изучению экономических процессов означал не только объективное признание существования реального мира. В соответствии с материалистическим подходом главным действующим субъектом исторического процесса выступает занятый производственной деятельностью общественный человек. Структурообразующим элементом был провозглашен способ производства материальных и духовных благ, определяющий юридическую и политическую надстройку, формы общественного сознания.

– Метод абстракции предполагает отвлечение исследователя от всего второстепенного в исследуемом явлении, чтобы полнее сосредоточиться на сущностных характеристиках. Таким образом, возникают абстрактные понятия: производство вообще, товар, потребности и т. д. При помощи абстрактного мышления происходит раскрытие сущностных экономических явлений, что влечет за собой появление логических понятий. Логические понятия, отражающие наиболее существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями .

– Сочетание исторического и логического. Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы в той последовательности, в какой они возникали и развивались. Логическое исследование не всегда зеркально отражает историческое развитие процесса. Историческое описание всегда перегружено несущественными подробностями, которые не влияют на логику развития процесса. Поэтому из всей совокупности явлений и процессов необходимо выделить наиболее простые явления, возникающие раньше других и являющиеся основой для возникновения более сложных. Например, логической основой для зарождения рыночных отношений является простой обмен.

Частные методы:

– Наблюдение и сбор фактов. Прежде чем теория может стать основой для принятия решений в экономической политике, необходимо собрать данные, касающиеся экономической проблемы.

– Анализ – это мысленное разложение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Неправильно проведенный анализ может превратить конкретное в абстрактное, умертвить живое.

– Недостатки анализа в образовании понятий в какой-то мере снимаются с помощью синтеза (сложения). Анализ и синтез – взаимодополняющие друг друга методы. Однако ни анализ, ни синтез не раскрывают внутренние противоречия предмета и, следовательно, не отражают самодвижения, развития анализируемого объекта.

– Дополнительно можно выделить нормативный и позитивный анализ. Позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование экономических явлений, а нормативный предлагает ответы на вопрос, как должно быть. Например: позитивный анализ – США богаче, чем Россия, а нормативный анализ – необходимо сократить денежную массу в стране, чтобы снизить инфляцию.

– Метод индукции и дедукции. Путем индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция дает возможность из общих выводов сделать частные заключения. Оба метода применяются в логическом единстве.

– Важную роль в формальной логике играет сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов. Оно широко используется при систематизации и классификации понятий, т. к. позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через имеющиеся понятия и категории.

– Аналогия – это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.

– Проблема – это четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникший в процессе познания. Постановка проблемы возможна до начала исследования, в ходе исследования и при его завершении. Если проблемы сформулированы до начала исследования, такие проблемы называются явными, если нет – то неявными. Методы решения проблемы могут быть известны заранее, а могут быть найдены в процессе работы. Научная теория состоит из ядра и защитного пояса. Ядро включает наиболее фундаментальные положения теории; защитный пояс образуют вспомогательные гипотезы, которые конкретизируют теорию, расширяя область ее применения. Доказанные гипотезы сливаются с ядром, недоказанные служат объектом полемики с оппонентами, защищая ядро теории. Например, ядром марксизма являются трудовая теория стоимости, теория прибавочной стоимости, всеобщий закон капиталистического накопления, а их защитным поясом – закон тенденции нормы прибыли к понижению.

– Под доказательством в формальной логике понимается обоснование истинности одной мысли с помощью других. Формальная логика предлагает универсальную структуру доказательства. Она состоит из тезиса, оснований доказательства (аргументов) и способа доказательства (демонстрации). Существуют различные виды доказательств. В зависимости от целей выделяют доказательства истинности и ложности (опровержение); в зависимости от способа доказательства – прямые и косвенные, теоретические и эмпирические.

– Математические методы позволяют выявить количественную сторону явлений.

– В экономических исследованиях часто используются статистические методы, отражающие экономические явления в цифровых значениях.

– Особую роль играет метод экономико-математического моделирования. Этот метод получил широкое распространение в XX в. Модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования. Создание модели связано с потерей части информации. Это позволяет абстрагироваться от второстепенных элементов, сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимосвязи.

При этом в моделях используются определенные допущения . Допустим, что цена на мебель выросла, а на все остальные товары, сырье и ресурсы осталась прежней… В таком случае данная ситуация приведет к росту прибылей производителей только мебельной отрасли. Однако в реальном мире такая «чистота» эксперимента недостижима. Поэтому экономисты, изучающие рынок мебели принимают за возможность наличия «прочих равных условий ».

В качестве примера одной из экономических моделей можно привести модель рационального потребителя . Рациональный потребитель стремится купить товары с максимальной пользой для себя. Он будет абсолютно уверен в необходимости любой покупки, т. к. неоднократно оценит свою потребность в этой покупке.

Другим простейшим видом экономико-математического моделирования является моделирование в двумерном пространстве при помощи графиков . Большая опасность данного метода кроется в возможном отрыве модели от жизни. Необходимо помнить что модель – это упрощение того «что есть», а не того, как «должно быть».

– Большинство моделей выражаются графически и математически.с помощью математических уравнений и формул. Поэтому графический метод также может быть отнесен к экономической методологии.

– Иногда экономисты используют метод проведения эксперимента. Эксперимент – постановка и проведение научного опыта на практике в контролируемых условиях. Например, в рамках группы работников отрабатывается новая система оплаты труда и т. д. Эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения. Эксперименты могут проводиться как на микро-, так и на макроуровне, как в условиях рыночной экономики, так и вне ее. Широкие эксперименты на макроуровне проводились в СССР с первых лет советской власти. На Западе они связаны прежде всего с именами Дж. М. Кейнса, М. Фридмена и их последователей. В последующий период роль экономических экспериментов заметно возросла, и в настоящее время серьезная, научно обоснованная политика немыслима без проведения широких и разнообразных экономических экспериментов. Экономические эксперименты позволяют на практике проверить обоснованность тех или иных экономических рекомендаций и программ, не допустить крупных народнохозяйственных ошибок и провалов.

Однако необходимо помнить, что экономическая наука социальна по своей природе, связана с общественным поведением людей, что ограничивает возможность проведения широкомасштабных экспериментов и возможность бездумного перенесения результатов одного эксперимента на другие области экономической жизнедеятельности людей.

– Системный подход. Благодаря сочетанию различных методов обеспечивается комплексный подход к изучению сложных (многоэлементных) объектов в экономике. Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не механическое соединение разрозненных элементов. Важность системного подхода заключается в том, что вся экономика состоит из множества больших и малых систем

Экономическая теория выполняет следующие функции:

· теоретическая - выявляет сущность процесса, устанавливает экономические закономерности и законы, которые действуют в хозяйственной жизни, выявляет тенденции действия экономических процессов;

· практическая - разрабатывает практические рекомендации, принципы и методы эффективного хозяйствования;

· социальная (познавательная) - расширяет горизонты познания, помогает формированию экономически грамотных специалистов.

· прогностическая (от греч. prognosis - предвидение, предсказание) означает научное предвидение хода научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее. Эта функция нужна для того, чтобы помочь предприятиям и государству заблаговременно учесть последствия намечаемых действий и выбрать наиболее эффективные хозяйственные решения. Чем сложнее становятся техника и организация производства, тем более необходимо прогнозировать и планировать развитие хозяйства.

· методологическая функция - это разработка методов и средств научного инструментария, необходимых всем экономическим наукам.

· идеологическая функция – с её помощью происходит обоснование смысла глобальных политических идей и основных целей общественного развития.

Назначение методологической функции - отделить предмет экономической теории от объектов, которые изучаются смежными дисциплинами. Например, «конкуренция» как социальное и экономическое явление уходит в круг интересов и экономической теории, и социологии, и юриспруденции. Экономическая теория рассматривает конкуренцию как ключевую категорию рынка; социология - как явление межчеловеческих отношений, юриспруденция - как потенциальную возможность образования криминогенной ситуации. Как видим, объект познания один - конкуренция, а предмет для изучения каждая наука находит свой. В целом экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика промышленности, транспорта и т.д.), функциональных (финансы, маркетинг и т.д.), межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и т.д.).

Особого внимания заслуживает идеологическая функция , упоминание о которой с перестроечных времен (вторая половина 80-х гг.) исчезло из всех учебных материалов по экономической теории, а само слово «идеология» было изъято из обращения, хотя провозглашение отказа от идеологии - это тоже идеология. Между тем, все течения экономической мысли всегда имели и имеют вполне определенные не только социально-классовые, но и национально-государственные корни. Так, меркантилизм исходил из интересов наций, борющихся за торговую гегемонию на мировом рынке; физиократы отстаивали интересы аграрных народов; классическая политэкономия, так же как и современный либерал-монетаризм, выражают интересы развитых капиталистических государств с присущим им внешнеэкономическим экспансионизмом. Марксистская политэкономия, делая ставку на антикапитализм, не могла не привлечь этим развивающиеся страны, которые немало потеряли от диктата развитых стран в мирохозяйственных отношениях.

По словам Г.Мюрдаля, беспристрастная общественная наука никогда не существовала и логически не может существовать.

Энциклопедия утверждает: «Экономическая идеология - это система идей, дающая в экономической теории адекватное отражение интересов какого-либо определенного класса, социальной группы или социально-экономической системы в целом».

Экономическая теория имеет двойственную структуру, содержит два противоречащих друг другу момента. С одной стороны, она выступает как экономическая наука. В этом своем качестве она адекватно отражает реальную экономическую действительность, что всегда можно проверить практикой. С другой стороны, различные положения экономической теории отражают интересы того или иного общественного класса, социального слоя или социально-экономической системы в целом. В этом своем качестве, т.е. в качестве экономической идеологии, экономическая теория не преследует цель - дать адекватное отражение реальной экономической действительности. В этом свойстве экономическая теория содержит другую задачу - защиту интересов «своего подопечного» - класса, социальной группы и т. д. Следовательно, экономическая теория, будучи частью общественного сознания, нуждается в экономической идеологии и выполняет имманентную ей идеологическую функцию.

Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить хозяйственные явления и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Экономическая теория сохраняет научный характер при условии, если опирается на факты - достоверные и типичные для изучаемой социально-экономической жизни. Добротной научной основой служат неопровержимая информация о событиях, цифры, статистические материалы, документы, свидетельские показания, ссылки на авторитетные высказывания ученых, практиков и т.п. Лауреат Нобелевской премии Морис Аллэ (Франция) заявил: «Подчинение данным наблюдения - золотое правило, от которого зависит любая научная дисциплина. Какой бы не была теория, но если она не подтверждена данными опыта, то не имеет научной ценности и должна отвергаться».
Между тем ученые не ограничиваются признанием объективной действительности и стремятся глубже познать хозяйственные отношения. Для этого они проводят научный анализ и теоретическое обобщение реальных фактов. Разрабатываются также экономические модели (схемы, изображения или описания какого-либо хозяйственного процесса), в которых показываются внутренние взаимосвязи изучаемых явлений. Зная тенденции (направления) и законы экономического развития, можно лучше предвидеть перспективы хозяйственной деятельности.

На эту функцию существенно влияет идеология. Влияние экономической идеологии на процесс познания экономических явлений весьма однозначен. Идеология определяет, как правило, односторонний характер познания экономических явлений и процессов. Познается только то и в той мере, в какой это соответствует идеологическим и хозяйственным целям данного общества. В этом можно убедиться, проследив воззрения различных экономических школ и направлений на одно и то же экономическое явление.

Так, например, представители марксистской идеологии концентрируют свое внимание на изучении процесса производства, роли товаропроизводителей и значении труда в создании прибавочной стоимости, поскольку это соответствует их идеологической концепции. Вместе с тем, они как бы не замечают другой стороны вопроса -роли потребителей созданных товаров, так как это не укладывается в рамки их идеологии.

Представители другого направления экономической мысли (приверженцы неоклассической идеологии), напротив, как бы не замечают процесса производства и роли труда в экономической жизни, а результат труда - товар - рассматривают как нечто данное, принадлежащее хозяйствующим субъектам. Здесь также прослеживается идеологическая ограниченность, которая приводит к двоякому результату: глубокой разработке хозяйственных проблем и игнорированию полного анализа всей хозяйственной системы в целом.

Таким образом, процесс познания представителями противостоящих друг другу экономических школ осуществляется в рамках определенного идеологического поля. В то же время познавательный процесс обладает относительной самостоятельностью. Это обстоятельство создает возможность ослабления при определенных условиях негативного идеологического воздействия на экономическую теорию. Зависимость познавательного процесса от его идеологической ориентации во многом объясняет феномен множественности течений в экономической науке.

Своеобразие экономической теории как теоретической науки состоит в том, что она не дает ответа на каждый конкретный вопрос. Но она призвана дать нечто большее - снабдить научным подходом к решению любого из этих вопросов, дать концепцию. Следовательно, познавательная функция предполагает, во-первых, не только изучение поведения хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровнях, но и исследование системы экономических отношений в целом, формирование систем и категорий, т.е. концепции, в чем преуспела политэкономия и отстает современная наука. Во-вторых, познавательная функция предполагает изучение и описание системы экономических противоречий (например, между трудом и капиталом, спросом и предложением, накоплением и потреблением и т.д.).

Практическая функция состоит в том, чтобы научно обосновывать экономическую политику государства, выявлять принципы и способы рационального хозяйствования. Это позволяет определить, какой должна быть нормальная для определенных условий хозяйственная деятельность предприятий и государства.
Ее содержанием является обеспечение экономической политики и управления производством на различных уровнях экономики. Экономистов частенько критикуют за их взаимоисключающие советы политикам.

Почему экономисты так часто дают политикам противоречивые советы?

Среди множества причин можно выделить несколько наиболее значимых, как объективного, так и субъективного свойства.

Например, в Думе обсуждается закон о налогообложении. Необходимо определить, что положить в основу налогооблагаемой базы - расходы фирмы (домашнего хозяйства) или их доходы? Мнения экспертов-экономистов, как правило, расходятся. Приверженцы налога на расход полагают, что такой закон приведет к росту сбережений, так как люди станут снижать расходы и, как следствие этого, к росту производительности труда и уровня жизни. Защитники идеи налога на доход считают, что такие изменения в законодательстве вряд ли окажут существенное влияние на уровень сбережений и стимулирование производства. Эти две группы экономистов по-разному оценивают возможную реакцию фирм (домашних хозяйств) на корректировку налогов, поэтому предлагают политикам различные советы.

Однако в целом цель работы экономиста - выработка не индивидуальной, а социальной и общегосударственной политики.

Успешное выполнение указанных функций достигается посредством творческого применения научных методов исследований.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет и метод экономической теории. Блага, потребности, ресурсы. Производственные возможности общества и экономический выбор

Государственное образовательное учреждение.. высшего профессионального образования.. петрозаводский государственный университет..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Познавательная - позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

    Методологическая - позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг , статистика , менеджмент , ценообразование ).

    Образовательная - позволяет формировать у граждан экономическую культуру , логику, основные понятия о рынке.

    Практическая - рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

    Прогностическая - на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

21. Теоретико-познавательная функция экономической теории.

Теоретико-познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Такое изучение начинается с рассмотрения фактов, массовых экономических данных, особенностей поведения хозяйствующих субъектов, что в западной экономической литературе обозначают термином «описательная наука». Затем проводится их обобщение, анализ и объяснение на этой основе сути экономических процессов и явлений. Анализируя действительность, оперируя фактами, положениями, доказательствами, экономическая теория вырабатывает научные концепции (теории).

22. Методологическая функция экономической теории.

Методологическая функция экономической теории заключается в том, что она является основой, которая позволяет определить направленность экономического развития (например, капитализм, социализм и т.п.), в зависимости от которого конкретные проблемы получают определенную оценку, имеют конкретную значимость для людей.

23. Практическая функция экономической теории.

Практическая (прагматическая) функция состоит в научном обосновании экономической политики государства, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования на всех уровнях функционирования экономики. Экономическая теория должна давать реальные результаты, стимулировать через свои концепции развитие общественного производства в целях наиболее полного и качественного удовлетворения потребностей людей. Таким образом, экономическая теория не только формулирует проблемы, но и указывает конкретные направления и способы их решения.

24. Единство теории и метода.

Существует единство теорий и методов, которое включает их тождество и различие.

Теория в процессе познания новой реальности превращается в метод, а метод с помощью которого получаются новые знания превращается в больше развитую теорию.

Обычно под методом понимают систему способов и приемов познания объекта, а под теорией - систему понятий, которые отбивают закономерности функционирования и развития объекта. Методу присущи анализ, синтез, дедукция и тому подобное, а теории - категории и законы (в экономике, например, товар, стоимость, деньги, цена но др.). Однако такой подход фиксирует лишь внешнее отличие метода от теории, и теряет из поля зрения их внутреннее единство. Ведь каждое экономическое понятие является не только теоретическим отображением действительности, но и средством, инструментом ее познания.

Представим, что в экономике происходит падение, растут цены, безработица, снижается жизненный уровень населения и тому подобное. Понять причины такого состояния можно, только опираясь на знание закономерностей функционирования и развития экономики (например, взаимосвязей уровня цен и количества денег в обращении, инфляции и безработицы, налоговой системы и деловой активности, денежных и реальных доходов но др.). Понятно, что инструментом познания экономической действительности здесь являются сами экономические категории. Цена, например, составляет денежное выражение стоимости. Поэтому категории стоимости и денег служат средством понимания цены, то есть выступают как элементы метода. Однако это значит, что роль метода исполняют не только логические операции (анализ, индукция но др.), но и сами экономические категории, которые образуют теорию. Теория, использованная в качестве средство познания новой реальности, превращается в метод, а метод является средством получения новых знаний и воплощается в более широкой системе категорий. Теория превращается в метод а метод - на теорию. Они взаимопревращаются и взаемопроникають друг в друга, храня свои особенности, свои отличия. Это и достает воссоздание в положении о единстве теории и метода

Новое на сайте

>

Самое популярное