Домой Микрозаймы Эмиссия денег и ее виды: кто осуществляет эмиссию денег в России? Эмиссионная деятельность банка россии.

Эмиссия денег и ее виды: кто осуществляет эмиссию денег в России? Эмиссионная деятельность банка россии.

Деньги в хозяйственном обороте в условиях рынка существовали и существуют всегда. Эмиссия неполноценных денег имеет кредитный характер. Выпуск денег в оборот происходит постоянно. Безналичные деньги выпускаются в оборот, когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам. Наличные деньги выпускаются в оборот, когда банки выдают деньги клиентам из операционных касс. При этом клиенты могут погашать банковские ссуды и сдавать деньги в банк. Таким образом, количество денег в обороте может и не увеличиться.

Эмиссия - это такой выпуск денег в оборот, когда общая денежная масса увеличивается.

Поскольку прежде чем наличные деньги появятся в обороте, они должны отразиться в виде записей на депозитных счетах коммерческих банков. Главная цель эмиссии безналичных денег — удовлетворение дополнительной потребности субъектов рынка в оборотных средствах.

Кредитование является одним из способов выпуска безналичных денег в оборот. Кредиты выдаются только в пределах имеющихся у банков ресурсов, которые представляют собой совокупность собственных, привлеченных и заемных средств. С помощью этих средств можно удовлетворить только обычную потребность в оборотных средствах. С ростом цен или производства возникает дополнительная потребность в деньгах, и это вызывает необходимость эмиссии. В условиях командной экономики эмиссия осуществлялась на основе кредитных планов. Увеличение денежной массы должно осуществляться только тогда, когда она идет в реальный сектор экономики. Рост эмиссии обусловлен потребностями товарного оборота и государства. В России главной причиной увеличения денежной массы в последние годы является огромный дефицит федерального бюджета, который в 1992-1994 гг. в значительной степени погашался выпуском денег в обращение при одновременном сокращении товарного оборота из-за падения темпов роста производства.

Эмиссионная система — законодательно установленный порядок выпуска и обращения денежных знаков.

Современная денежная система стран с рыночной экономикой характеризуется развитием и преобладанием в денежном обращении безналичного оборота при одновременном сокращении наличного.

Состоит из оборота наличных и безналичных денег. Наличные деньги представлены банкнотами и разменной монетой. Безналичные деньги — это средства на счетах в коммерческих банках и центральном банке, т.е. депозиты (вклады) до востребования или бессрочные депозиты (вклады). Между наличными и безналичными деньгами существует тесная взаимосвязь, которая определяется теми , которые выполняют деньги в хозяйственном обороте, а также их постоянным превращением (переходом) друг в друга.

— это выпуск в обращение новых государством (бумажные деньги) и (кредитные деньги).

Различают два типа эмиссии денег: бюджетную и кредитную.

Эмиссия денег — один из основных элементов . Длительное время эмиссия денег была монополией государства, но с развитием (с конца CIC в.) коммерческие банки стали выпускать ( и ), а через систему переучета векселей начал выпускать банкноты.

Государственная эмиссия денег называется казначейской или бюджетной , а банковская — кредитной .

Государство выпускает новые деньги для финансирования своих расходов (обычно покрывая ), а банки — выдавая кредиты .

Бюджетная эмиссия , не имея под собой конкретных потребностей финансирования экономического роста , имеет обеспеченный, неинфляционный характер.

Кредитно-банковская эмиссия всегда напрямую связана с потребностями расширения хозяйства и поэтому неинфляционна (табл. 1).

Процесс эмиссии денег

Порядок эмиссии денег — надо различать первоначальную и вторичную эмиссию денег.

Первичная эмиссия — деньги выпускаются в экономику в безналичной форме, в виде записей на банковских счетах, при получении клиентом банка в виде кредита, отсюда следует, что безналичные деньги равны кредитным деньгам.

Вторичная эмиссия — выпуск денег в наличной форме, когда по заявкам владельцев банковских счетов происходит их обналичивание, т.е. банки преобразуют безналичные деньги в наличные.

Структура процесса эмиссии денег по эмитентам (кто может создавать деньги?)

Выпуск денег в обращение называется эмиссией. В современных условиях эмиссией занимается государство в лице казначейства и центрального банка, а также коммерческих банков и других специальных кредитно-финансовых институтов. Современные деньги характеризуются многообразием форм, что связано с множеством товарных, денежных и финансовых операций, используемых в хозяйственной жизни. В этой связи требуется высокая степень дифференциации денег с одновременной их взаимозаменяемостью и трансформацией друг в друга (например, через механизм учета и переучета векселей).

Выпуск денег в обращение — эмиссия, являясь монопольным правом (вначале государства и других феодалов, а впоследствии только государства), связан с получением эмиссионного дохода. Такой доход называется «сеньораж». Он имеет солидный исторический стаж, и его привычной формой была порча монеты в средневековье. Привилегия чеканки монеты была одной из важнейших в те времена, так как давала большой доход. Впоследствии выпуск бумажных денег также сопровождался большим эмиссионным доходом. Этот доход возникает и у современного государства при выпуске разменной монеты.

Госзаймы — современный вариант денежной эмиссии, когда государство выпускает свои ценные бумаги, а против них осуществляется дополнительная эмиссия банкнот.

В связи с инфляционным характером бюджетной эмиссии, осуществляемой в основном для покрытия дефицита госбюджета , в настоящее время практикуется другой механизм покрытия госрасходов, несбалансированных с госрасходами: государственные займы. В этом случае эмитированные на сумму облигаций госзайма центральным банком банкноты представляют собой скрытую инфляцию .

Эмиссионный доход

При эмиссии денег у эмитента возникает эмиссионный доход , как разница между номиналом выпущенных денег и затратами на их производство, эксплуатацию и ликвидацию (если она необходима).

Виды эмиссии денег

Единство форм денег в качестве важнейшего элемента экономики достигается особой организацией процессов выпуска денег в хозяйственный оборот и изъятия их из оборота, которые осуществляются национальной банковской системой — центральным банком и коммерческими банками.

В рыночной экономике эмиссия делится на два вида:

  • эмиссия наличных денег (осуществляется центральным банком);
  • эмиссия безналичных денег (осуществляется коммерческими банками) — она является первичной.

Рассмотрим выпуск денег в оборот и изъятие их из оборота центральным банком . Его деньги состоят из наличных денег (банкноты и разменная монета) и безналичных денег (депозиты коммерческих банков). В основе механизма выпуска денег в оборот и изъятия их из оборота лежат операции центральною банка с коммерческими банками.

Выпуск, или создание, денег центральным банком происходит в случае предоставления кредитов коммерческим банкам. Наряду с кредитованием большую роль в выпуске денег в оборот играют и иные операции центрального банка. Так, в странах с развитой рыночной экономикой к ним следует отнести покупку государственных ценных бумаг (США, ФРГ и Великобритания) и покупку (переучет) векселей ведущих национальных компаний (Япония). Для России и других стран с развивающейся экономикой исключительную роль играет приобретение свободно конвертируемой валюты (долларов США и евро) у предприятий-экспортеров и коммерческих банков.

Следует отметить, что не происходит выпуска денег в оборот в том случае, когда коммерческие банки сдают в центральный банк банкноты и разменную монету в целях увеличения денег на корреспондентском счете для последующего использования денег в безналичной форме — изменяется лишь структура . Изъятие центральным банком денег из оборота происходит при продаже его активов или возврате ему выданных ранее кредитов.

В современных денежных системах наряду с деньгами центрального банка большую роль играют безналичные деньги коммерческих банков . К деньгам коммерческих банков относятся депозиты небанковского сектора в этих банках. Данные депозиты представляют собой денежные требования клиентов к своим банкам и, соответственно, обязательства банков по отношению к клиентуре.

Коммерческие банки выпускают деньги в оборот при осуществлении кредитных и кассовых операций. Так, при получении клиентами банка кредита наличными или снятия наличных денег со своего депозита происходит выпуск наличных денег в оборот. Таким образом, происходит регулярное поступление в хозяйственный оборот и изъятие из него денег в виде банкнот и бессрочных депозитов (вкладов) центрального и коммерческих банков. Основой этого процесса служат кредитные операции, осуществляемые в связи с удовлетворением реальной потребности экономики в средствах обращения и платежа. Поступление денег в каналы обращения, прилив их в оборот называется выпуском денег в оборот, что представляет собой процесс передачи банками юридическим и физическим лицам определенных сумм денег в наличной и безналичной формах в результате кредитных операций.

Следует различать такие понятия, как «выпуск денег» и «эмиссия денег». Выпуск денег не всегда сопровождается увеличением денежной массы в обороте, так как существуют и обратные процессы — изъятие денег (погашение кредита, внесение денег на депозитные счета, изъятие ветхих денег). В этом случае происходит изменение структуры денежной массы.

Эмиссия денег представляет собой выпуск денег, приводящий к общему увеличению денежной массы , находящейся в обороте. Денежную эмиссию делят на эмиссию безналичных и наличных денег. Эмиссия наличных денег — это эмиссия денег в обращение. Как правило, эмиссией наличных денег занимаются центральные банки.

Абсолютно все современные хозяйства выстроены на денежных отношениях. Новые купюры поступают в оборот по инициативе банков, которые их создают после осуществления кредитных операций. Системы денег государств базируются на кредитном характере денежной эмиссии. Выпуск средств и денежная эмиссия - понятия разные. Если печать новых купюр осуществляется постоянно, то безналичные средства поступают в оборот только в том случае, когда коммерческие финансовые заведения выдают ссуды своим клиентам. Наличность выпускается в оборот только тогда, когда вследствие кассовых операций финансовые заведения дают средства своим клиентам. Количество средств в обороте может и не увеличиваться, если клиенты финансовых заведений и выплачивают банковские ссуды, и отдают деньги назад в кассу в одно время. Денежная эмиссия подразумевает под собой такой формат передачи средств в оборот, который сопутствует увеличению денежной массы.

Общее понятие эмиссии

Сегодня существует эмиссия как безналичных средств, так и наличных. Последняя также известна как эмиссия денег в обращение. Административно-распределительная экономика обусловила тот факт, что оба формата выпуска средств осуществляет ЦБ. Современная экономика диктует свои правила. Безналичный формат процедуры проводится коммерческими банками, а наличный - это прерогатива ЦБ. Первичной считается безналичная эмиссия. Перед тем как в обороте появятся фактические деньги, они должны быть отражены в формате записей на депозитных счетах коммерческих структур.

Зачем нужна эмиссия?

Основное предназначение эмиссии безналичного типа заключается в удовлетворении спроса на оборотные средства у предприятий. Потребности удовлетворяются в полном объеме коммерческими банками за счет предоставления кредитов. Кредитование может осуществляться с ориентировкой на ресурсы самих банков, на капиталы, которые им удалось мобилизовать на депозитных счетах. Ресурсы позволяют полностью удовлетворить исключительно стандартную потребность в оборотных средствах, но не дополнительную. Рост производства либо рост цен приводит к формированию дополнительного спроса на валюту. Именно поэтому механизм эмиссии безналичных средств крайне важен.

Особенности эмиссионных систем

Безналичная денежная эмиссия в странах с административно-распределительной системой экономики осуществляется на основании кредитных планов. Расширяется количество кредитов. Рыночная модель экономики с разрушенной эмиссией не принимает данный формат денежно-кредитной политики государства. Под денежной эмиссией подразумевается вливание средств в оборот, при котором осуществляется увеличение наличности. ЦБ являются владельцами монополии эмиссии. Если ранее объемы манипуляций были объектом директивного планирования и не могли превышаться, сегодня такая система не применяется. ЦБ могут только предварительно рассчитывать вероятные объемы финансовых вливаний, отталкиваясь от прогнозов кассовых оборотов, сделанных коммерческими банками. Могут быть использованы собственные аналитические материалы. Важно не только оценить объем эмиссии, но и грамотно ее распределить по всем регионам страны.

Доминирующий характер эмиссии

Наличная денежная эмиссия имеет децентрализованный характер. Это связано с тем, что ее размер полностью определяется нуждами коммерческих банков. Финансовые заведения, в свою очередь, формируют свои потребности исходя из запросов юридических и физических лиц, которые являются их клиентами. Вполне очевидно, что спрос не относится к категории статических величин. Завозить средства в отдаленные регионы по мере формирования потребностей не только неблагоразумно, но и невозможно.

Специфика эмиссии в РФ

Наличная денежная эмиссия в Российской Федерации проводится Центральным Банком и расчетно-кассовыми центрами. Они функционируют в разных регионах страны и специализируются на обслуживании региональных коммерческих финансовых заведений. Для реализации денежной эмиссии на базе расчетно-кассовых центров открываются оборотные кассы с резервными фондами. Последние служат для хранения денежных знаков, которые планируется выпустить в обращение в ситуации, когда потребности хозяйства в наличности возрастут. Эти денежные знаки фактически не относятся к категории денег в обращении, так как по своей специфике выступают резервом.

Оборотная касса расчетно-кассового центра не только систематически пополняется наличностью, из нее постоянно выдаются наличные средства на руки. Материальные ресурсы в кассе считаются живыми, так как они постоянно двигаются. Когда объем средств, поступающих в кассу, начинает превышать объем выданных денег, средства изымаются из обращения. Деньги переводятся из оборотной кассы в резерв.

Денежные потоки

Денежная эмиссия в России проводится путем постоянного движения средств. Расчетно-кассовые центры выдают коммерческим банкам абсолютно бесплатно деньги, которые имеются в их резерве. Следовательно, если у доминирующей части коммерческих финансовых организаций, обслуживаемых РКЦ, растет потребность в наличке, а поступление средств в кассы не возрастает, то РКЦ приходится выпускать дополнительные средства в обращение. Путем получения разрешения управляющего ЦБ РФ осуществляется перевод резервного фонда в наличность, в оборотные кассы. Для конкретного РКЦ это и будет денежная эмиссия. Механизм по своей природе не предусматривает общей эмиссии по стране.

Текучесть средств

Существует еще и другой формат эмиссии. При ней в ситуации, когда один РКЦ осуществляет финансовую манипуляцию, другой может параллельно изымать из оборота идентичную сумму средств. Общая масса денег в обороте в данной ситуации остается неизменной. Информация касательно того, имела ли место кредитно-денежная эмиссия, имеется исключительно у Правления Центрального Банка, где и формируется ежедневной эмиссионный баланс. Выдача денежных средств на руки клиентам банков осуществляется путем списания аналогичных сумм со счетов. Безналичные материальные ресурсы трансформируются в наличность, формируя тем самым денежную массу страны. Последняя формируется коммерческими банками под влиянием механизма банковского мультипликатора.

Эмиссия в условиях двухуровневой банковской системы

При наличии двухуровневой банковской системы денежная эмиссия осуществляется на базе банковского мультипликатора. Последний представляет собой процедуру увеличения средств на банковских счетах в процессе перемещения средств со счета одного коммерческого банка на счет другого. Разделяют кредитный, банковский и депозитный мультипликаторы, которые характеризуют мультипликацию средств с разных сторон. Процесс регламентируется коммерческими банками, точнее, структурой из банков. Одно финансовое заведение не в состоянии реализовать процедуру. При многоуровневой банковской системе центральный банк осуществляет руководство над процессом увеличения объема средств на счетах, коммерческие организации запускают сам механизм размножения средств, который будет действовать автоматически. Процедура мультипликации имеет прямое отношение к свободному резерву и обеспечивает в какой-то мере процедуру, известную как безналичная денежная эмиссия. ЦБ может как расширять, так и сужать эмиссионные возможности, реализуя денежно-кредитное регулирование.

Специфика эмиссия в России

Денежная эмиссия в РФ имеет плотную связь со спецификой и сферой использования рубля, с его содержанием и уровнем платежеспособности. На формат финансовой манипуляции накладывает отпечаток курс национальной валюты России к другим валютам. Денежная эмиссия осуществляется монопольно ЦБ РФ. Субъекты Федерации не имеют права принимать решения, касающиеся данного вопроса. Влияние на курс рубля через эмиссию является основой денежной политики страны, которая выступает в роли весомой составляющей экономики. Денежная эмиссия и цена денег в России оказывают существенное влияние на размер банковского процента и на уровень инфляции. Из-за широкого распространения безналичных расчетов, в 90% случаев она носит безналичный характер. Безналичная и наличная денежная эмиссия в Российской Федерации жестко контролируются на уровне законодательства, а любое злоупотребление полномочиями и проведением процедуры предусматривает уголовную ответственность.

Предыдущая страница

Эмиссию рубля , согласно закону, осуществляет только Банк России. И он же, согласно тому же закону, не может давать кредиты государству. Как же осуществляется эта эмиссия, как рубли вводятся в обращение? Очень просто - путем покупки иностранной валюты на бирже.

Работает эта система так;

* Россия продала на мировом рынке некий товар;

* в страну поступило 100 долларов;

* Центральный банк покупает эти доллары на бирже;

* доллары попадают в золотовалютные запасы ЦБ РФ;

* в экономику попадает 3000 рублей.

Иными словами, иностранная валюта попадает в страну только через биржу. А там ее продают, и соответствующее количество рублей «впрыскивается» в российскую экономику. Соблюдается некий негласный для населения паритет.

Паритет между количеством долларов в ЗВР и количеством рублей в экономике. Вот цена на нефть пошла вверх. За тот же товар Россия получает уже не 100, а 110 долларов. Паритет нарушен, и ЦБ его исправляет.

Он снижает курс доллара, покупает их дешевле и впрыскивает в экономику страны меньшее количество рублей за один пришедший в страну доллар.

При снижении цены на нефть происходит обратный процесс: ЦБ увеличивает курс доллара. Теперь за один пришедший доллар эмитируется меньшее количество нашей валюты. Внимательно следит за общим объемом рублевой массы именно Центральный банк.

Ведь согласно закону о ЦБ именно руководящий орган Центрального банка - Совет директоров - принимает решение «об общем объеме выпуска наличных денег» (Глава III, статья 16)

Иными словами, существует зависимость и жесткая привязка денежной массы внутри России и долларовой массы, которую Россия получает извне. А это значит, что мы уязвимы. Мы не до конца самостоятельны.

Почему же ЦБ сохраняет паритет между количеством долларов в ЗВР и общим объемом эмиссии рублей? Потому что Центральный банк осуществляет управление эмиссией рубля в режиме «currency board» (Якунин В. И. Новые технологии борьбы с российской государственностью. Издательство Научный эксперт, 2009).

Это нужно потому, что любая страна - член МВФ обязана обеспечить одномоментный обмен всего объема своей национальной валюты на доллары и фунты из собственных золотовалютных резервов. В любой момент времени это правило должно соблюдаться.

Без этого не берут в МВФ. Без этого и не возьмут в «цивилизованное человечество».

А в итоге... денег в экономике России не столько, сколько необходимо для ее нормального функционирования, а столько, сколько долларов лежит в кубышке Центрального банка. Сколько долларов выручили за проданные нефть и газ, столько можно напечатать собственных российских рублей.

То есть, вся экономика России искусственно поставлена в прямую зависимость от экспорта природных ресурсов. Вот почему при падении цен на нефть рушится всё и вся. Дело вовсе не в недоборе налогов от продажи самой нефти.

Дело все в том, что в экономике ведь исчезают рубли. А уже потом падает торговля, строительство, урезаются зарплаты, и встает весь производственный процесс.

Важно понимать, что золотовалютные резервы страны не являются «резервом» государства. Эти деньги нельзя тратить. Они должны лежать в «кубышке» ЦБ просто для того, чтобы ЦБ мог печатать рубли. Золотовалютные резервы не приносят государству и народу никакой пользы.

Их функция совершенно другая - это гарантии, которые нельзя тратить, чтобы можно было эмитировать рубли.

Почему нельзя тратить ЗВР, тоже понятно - завтра продадим доллары для покрытия внешнего долга страны, а напечатанные под них рубли останутся. Баланс нарушен. Это не по правилам. Так нельзя.

Наглядный пример: Путин выплатил внешний долг России. За это ему огромное спасибо - обрезал одну финансовую веревочку, за которую дергали мировые кукловоды. Пока только одну, но пока другая осталась. Причем сделал все «по правилам».

Внешний долг был выплачен из Стабилизационного фонда , который на самом деле является собственностью государства (А вот сегодня формально Стабфонда нет. А есть Фонд национального благосостояния и Резервный фонд. Вложены они в те же самые «инструменты», то есть облигации США и другие абстракции. Можете убедиться в этом сами: www.minfin.ru/ru/reservefund/; wwwl.minfin.ru/ru/nationalwealthfund).

Денег золотовалютные резервы ЦБ на выплату внешнего долга не тратили. Почему? Нельзя! Почему нельзя? Потому что в 1944 году в городе Бреттон-Вуд были подписаны международные соглашения, определившие дальнейшее развитие человечества.

О бреттон-вудских договоренностях и обо всем, что произошло в финансовом зазеркалье с той поры, мы поговорим в другой главе.

Сейчас же давайте поудивляемся дальше, читая закон о Центральном банке. Там есть много другого, куда более важного. Мы вновь подходим к главному вопросу: кто же управляет Центральным банком России? Кому он подчиняется? Похоже, что никому. По крайней мере, никому в России. Статья 1 закона вполне однозначна:

«Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».

Последняя надежда на обнаружение «государственности» нашего ЦБ - посмотреть порядок формирования органов его управления. Глава III так и называется: «Органы управления Банка России».

«Статья 12. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации… Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации».

Разобрались? Президент РФ представляет, Дума назначает. Она же снимает главу ЦБ с должности. Нет, все еще только начинается.

Закон написан так хитро, что возможность уволить председателя Банка России со своего поста для президента и Думы чисто теоретическая. Чтобы в этом убедиться, надо лишь дочитать статью 12 до конца.

«Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в следующих случаях:

1) истечения срока полномочий;

2) невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной
заключением государственной медицинской комиссии;

3) личного заявления об отставке;

4) совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим
в законную силу приговором суда;

5) нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы,
связанные с деятельностью Банка России».

Выходит, что если председатель ЦБ:

1) здоров как бык,

2) его полномочия еще не истекли,

3) уходить сам не собирается,

4) кошельки у старушек не ворует,

5) соблюдает федеральное законодательство (то есть не дает кредиты
своей стране) - то снять голубчика совершенно невозможно.

Он может даже и кошельки у старушек воровать - пока нет приговора суда, не уволить его Государственной Думе. И президент России что-либо сделать бессилен.

Любопытно, правда? Разве глава предприятия, назначивший финансового директора, не может снять его простым приказом и назначить нового? Или обязан ждать четыре года? Или приговора суда? Или медкомиссию создавать?

Нет, в реальной жизни руководитель компании волен как назначать, так и снимать с должностей своих подчиненных. Глава государства в России - это президент.

Все остальные госслужащие являются его подчиненными, которыми он руководит не напрямую, а посредством министров, губернаторов, мэров, генералов и адмиралов. И только руководитель Центрального банка вне пространства и времени.

Президенту его не снять и не уволить. А в случае чего банкир пожалуется на президента в международный суд. И ведь должность главы Центрального банка действительно ключевая!

«Статья 23. Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами».

Там, кроме ЗВР , лежит… и весь российский бюджет. И на счетах ЦБ находится и то, что раньше составляло единый Стабилизационный фонд.

«Резервный фонд и Фонд национального благосостояния размещаются на счетах ЦБ РФ по учету средств этих фондов в иностранной валюте в Москве» (на сайте МинФина www.mirifin.ru/ru/official/index. php?pg4=34&id4=5631).

Вы не ошибетесь, если скажете, что Центральный банк - это наше всё. В том смысле, что все средства страны сосредоточены именно в нем. И вот этот ключевой «департамент» не подотчетен государству?! Вы понимаете, что это означает?

Присмотревшись, мы увидим в схеме контроля российских финансов следы компромисса, достигнутого российской властью и всевластными банкирами. Напомню, что Стабилизационный фонд, о котором столько говорили, был поделен на две части: их назвали Резервным фондом и Фондом национального благосостояния.

Так вот, средствами первого управляет ЦБ, то есть «не государство», а средствами второго - Минфин, то есть правительство, то есть государство…

«Статья 5. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Подотчетность Банка России Государственной Думе означает: назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации Председателя Банка России».

И это вся подотчетность? Но мы же только что разобрали, что она мнимая, что главу ЦБ не уволить без его согласия и желания. Не снять, кстати, и других добрых банкиров-молодцев из ЦБ.

«Статья 13. Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Члены Совета директоров освобождаются от должности: по истечении указанного в настоящей статье срока полномочий - Председателем Банка России; до истечения указанного в настоящей статье срока полномочий - Государственной Думой по представлению Председателя Банка России».

То есть досрочно уволить строптивого коллегу может только председатель ЦБ. Ведь для досрочного увольнения банкира - члена Совета директоров ЦБ - нужно представление председателя.

Сама Госдума не может уволить банкиров, если председатель ЦБ этого не хочет. Так как же можно говорить, что ЦБ подотчетен Госдуме?..

Когда читаешь закон о Центральном банке, в голове постоянно крутится один вопрос: когда же и кто принял такой очевидно кабальный для России документ? Путин в 2002 году, если судить по названию (Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ)? Нет. Закон видоизменялся и дополнялся.

А его самая первая версия была принята еще в 1990 году, когда на кремлевских башнях реял алый флаг СССР с серпом и молотом. Борис Ельцин с огромным перевесом выиграл выборы лета 1990 года и стал первым президентом России.

А затем, через полгода своего президентства, 2 декабря 1990 года, он подписал закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» (Федеральный закон от 02.12.1990 № 394-1).

Если вам лет сорок или больше, то вы помните те выборы. Помните лето 1990 года? Радость, надежда на перемены. Помните свой тогдашний энтузиазм? «Мы ждем перемен», - пел тогда Виктор Цой. И мы все этих перемен ждали. И вот они настали.

Еще единая страна жила и надеялась, а задел для ее распада и перехода под контроль мировой банковской верхушки уже готовился. Борис Ельцин при «живом» Советском Союзе подписал документ, создававший неподконтрольный государству эмиссионный центр.

Включая третью часть статьи № 1 той первой редакции этого вреднейшего для России закона: «Банк России независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти».

До этого в СССР система финансов была построена на принципах здравого смысла. Финансовой сферой заведовал Совет министров СССР - то есть Правительство. Органом, выполняющим все указания Правительства СССР по руководству денежной системой, являлся Государственный банк, наделенный правом совершения эмиссионных операций. Это был прямой антипод нынешнего ЦБ.

Он выполнял распоряжения Правительства, разрешения Государственного банка не нужно было спрашивать, его руководителей назначали решением Совета министров и снимали аналогичным образом.

Госбанк не имел права подавать в иностранный суд. Количество, сумму необходимых для экономики страны денег определял Совет министров, а Госбанк их только эмитировал.

Деньги в СССР выпускались трех видов: билеты Государственного банка СССР, государственные казначейские билеты и металлическая монета. Между банковскими и казначейскими билетами существовало различие юридического характера.

Только банковские билеты обеспечивались золотом, драгоценными металлами и прочими активами Государственного банка, о чем гласила надпись на купюрах достоинством от десяти рублей и выше.

Рубль, три и пять (казначейские билеты) имели другую надпись, они обеспечивались «всем достоянием государства», то есть не имели золотого содержания.

В реальной жизни граждане СССР об этих нюансах понятия не имели, никакой разницы между двумя видами советских денег не было. Денежные знаки всех видов выпускал в обращение Государственный банк СССР.

Понимал ли Ельцин в 1990 году, что делает? Уверен, что нет. Безграмотность населения СССР в вопросах финансов была поразительна.

Но тогда это было нестрашно - ничего сложнее облигации государственного займа и вклада в сберкассе советским людям в финансовой сфере видеть не приходилось. Беда в том, что не менее безграмотной была элита. И закончилось это катастрофой.

Понравился материал? Добавьте страницу в закладки!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

2.1 Безналичная эмиссия

2.2 Эмиссия наличных денег

Заключение

Литература

1. Центральный банк. Функции и цели его деятельности

Центральный банк Российской Федерации (далее ЦБ) - это главный банк страны, реализующий совместно с Правительством России единую государственную кредитно-денежную политику наделенный особыми полномочиями, в первую очередь, эмиссии национальных денежных знаков и регулирования всей кредитно-банковской системы страны.

Центральный банк Российской Федерации, т.е. Банк России, был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР (Российской Советской Федеративной Социалистической Республики).

Сейчас Банк России так же является федеративной собственностью. Его статус, цели деятельности, функции и полномочия определяются Конституцией Российской Федерации (статья 75), Федеральным законом № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. и другими федеральными законами. К коим я не раз буду обращаться в данной курсовой работе. Но, "Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами".

БЦ является юридическим лицом и осуществляет детальность за счет собственного имущества, включая золотовалютные резервы Банка России и собственных доходов. Как говорилось ранее, государство не несет ответственности за обязательства Банка России.

Свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти. Основными функциями является:

1. "Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти" Конституция РФ Глава 3 Статья 75.

2. Разработка и осуществление единой денежно-кредитной политики с Правительством Российской Федерации: в соответствии со статьей 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" ЦБ не позднее 1 декабря представляет в Государственную Думу основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. "Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год".

3. Регулирования деятельности банков:

Устанавливает правила проведения банковских операций, принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций;

Выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законам;

Устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

Осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

4. Осуществляет иные функции в соответствии с федеральным законом.

Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

Утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

Осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.

Цели работы ЦБ это: защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы. Важно отметить, что получение прибыли не является целью деятельности ЦБ.

2. Эмиссия как функция Центрального Банка

Как было сказано ранее, эмиссия - это одна из основных функций ЦБ. Эмиссией называют такой выпуск денег или ценных бумаг, или платежных расписок, или пластиковых карт и др. платежных средств, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте.

Существует эмиссия наличных и безналичных денег. Осуществление наличной эмиссии является монопольным правом Банка России. А за безналичной эмиссии ЦБ осуществляет скорее контрольную функцию, т.к. в этом процессе в основном учувствуют банки и др. кредитные организации. И сам ЦБ может воспользоваться правом осуществления безналичной эмиссии при необходимости.

Следует различать понятия "выпуск денег" и "эмиссия денег". Выпуск денег в оборот происходит постоянно. Безналичные деньги выпускаются в оборот при предоставлении коммерческими банками ссуд своим клиентам. Наличные деньги выделяются клиентам из операционных касс коммерческих банков в процессе осуществления кассовых операций. Однако при этом происходят и обратные явления: клиенты коммерческих банков погашают банковские ссуды и сдают наличные деньги в операционные кассы банков. Таким образом, количество денег в обороте в результате таких операций может и не увеличиваться.

Эмиссия денег имеет три основные функции:

Обеспечение экономики средствами обращения, платежа, накопления;

Покрытие в критической ситуации дефицита госбюджета;

Регулирующая: путем увеличения или уменьшения в различных пределах эмиссии денег государство может способствовать либо оживлению экономики, либо торможению перегрева конъюнктуры, ограничению роста цен.

Как сказано в первой главе данной курсовой, выпуск эмиссий контролирует Банк России с помощью различных рычагов, прописанных в Федеральном законе "О Центральном Банке Российской Федерации".

Очевидно, что чрезмерная эмиссия приведет к возникновению в обороте массы денег, что может вызвать всплеск инфляции. Недостаточная же эмиссия влечет за собой сбои в продаже товаров и некоторые другие последствия.

Отсюда следует, что очень большое значение имеет снабжение оборота платежными средствами в размере, соответствующем действительной потребности в них. Возникает необходимость точного определения количества денежных средств в обороте.

Для расчета количества денег, необходимых для обращения в каждый момент времени, может использоваться формула, предложенная Карлом Марксом:

КД = (СТЦ - К + П - ВП): О (1.1)

КД - количество денег в обращении;

СЦТ - сумма цен реализуемых товаров и услуг;

К - сумма товаров, проданных в кредит;

П - сумма платежей по обязательствам;

ВП - сумма взаимопогашающихся платежей;

О - среднее число оборотов денежной единицы в данный период времени.

Для расчета количества денег в обращении чаще используется формула, разработанная американским экономистом Ирвингом Фишером. Однако, она, по сути, является упрощенным вариантом приведенной выше формулы:

КД = М * Ц: О, (1.2)

М - количество продаваемых товаров;

Ц - средняя цена товара;

О - средне число оборотов денежной единицы в данный период времени.

Путем преобразования этой формулы получается следующее уравнение:

КД*О = М*Ц (1.3)

Левая часть этого равенства отражает уровень предложения денег в какой-то период времени, правая - величину спроса на деньги.

Когда экономика стабильна, это равенство верно. Если же происходит чрезмерная эмиссия денег, оно трансформируется в следующее неравенство:

КД*О > М*Ц (1.4)

т.е. предложение денег превысит спрос на них.

Но рыночная система всегда стремится к равновесию, следовательно, спрос на деньги также должен увеличиться. Это может произойти двумя способами:

1) увеличение количества произведенных товаров (М). Этот вариант не наносит ущерба экономике;

2) повышение цен на товары (Ц), что ведет к развитию инфляционных процессов и обесценению денег. В этом случае государство проводит политику ограничения массы платежных средств в обороте, используя различные инструменты денежно-кредитного регулирования.

В случае нехватки количества денег в обращении уравнение Фишера принимает вид:

КД * О < М *Ц (1.5)

т.е. наблюдается недостаток денежных средств при сравнительном избытке товарной массы. Это приводит к тому, что во взаимоотношениях между предприятиями применяется бартер, что предприятия используют свою продукцию для расчетов по оплате труда. Кроме того, возникает большое количество неплатежей.

В такой ситуации государство увеличивает денежную массу, эмитируя деньги в обращении.

Вывод: Таким образом, возвращаемся к тому, что главную роль в осуществлении эмиссии играет государство в лице Центрального банка. Хотя эмиссия, в большем объеме, происходит в системе коммерческих банков, Центральный банк может существенно изменять эмитируемое банком количество денег, используя различные инструменты денежно-кредитной политики.

Существуют и другие методы вычисления количества денег в обращении. Например, используя денежные агрегаты, Центральный банк помесячно определяет денежную массу и публикует данные на своем официальном сайте:

Денежные агрегаты - это группировка денег и денежных средств по степени ликвидности.

Классификация:

М0 - наличные деньги в обороте, включая деньги на руках у населения и в кассах хозяйствующих субъектов;

М0+ - это депозиты до востребования населения, субъектов хозяйствования и местных органов управления;

М1+ - это срочные депозиты населения, субъектов хозяйствования и местных органов управления;

М2+ - это все виды других депозитов;

М3+ - депозиты населения, субъектов хозяйствования и местной органов власти в иностранной валюте.

Если знать показатели агрегата М2 и ВВП, можно вычислить коэффициент монетизации. Коэффициент монетизации позволяет ответить на вопрос: достаточно ли денег в обороте? Он является важным показателем состояния денежной массы и равен:

К - коэффициент монетизации;

М2 - денежный агрегат;

ВВП - валовой внутренний продукт.

Самостоятельно рассчитаем коэффициент. За числитель возьмем ВВП за 2012 г., за знаменатель среднюю величину денежной массы в национальном определении на (денежный агрегат М2) за весь 2012 г.

Сначала, вычислим среднюю величину М2 следую из данных ЦБ о денежной массе за 2012 г.:

24 483,1+23 617,6+23 791,1+23 975,3+24 162,3+24 365,9+24 679,2+24 564,3+24 573,5+24 657,5+24 739,2+25 080,6+27 405,4 = 320 095,00.

К = 62 356,9 млрд. руб. / 24 622,69 млрд. руб.

Т.е. коэффициент монетизации равен 39%. Оптимальным уровнем монетизации для развитой страны считается как минимум 56--60 %, но для России такой показатель считается приемлемым.

2.1 Безналичная эмиссия

Теперь более подробно рассмотрим виды эмиссий. И начнем с безналичной эмиссии.

Безналичная эмиссия является - первичной, т.к. эмитируемые наличные деньги сначала отражаются в виде записей на депозитных счетах коммерческих банков, т.е. выступают в безналичной форме.

В основном, осуществляют ее коммерческие банки за счет проведения активных операций. Но, как уже говорилось, Центральный банк, во-первых может существенно изменять эмитируемое банком количество денег, используя различные инструменты денежно-кредитной политики, во-вторых самостоятельно эмитировать безналичные средства.

Главная цель эмиссии безналичных денег в оборот - обеспечение дополнительной потребности предприятий в оборотных средствах. Коммерческие банки удовлетворяют эту потребность, предоставляя предприятиям кредиты. Однако кредиты банки могут выдавать только в пределах имеющихся у них ресурсов, т.е. тех средств, которые они мобилизовали в виде собственного капитала и средств, находящихся на депозитных счетах. С помощью же этих ресурсов можно удовлетворить лишь обычную, а не дополнительную потребность хозяйства в оборотных средствах. Между тем либо в связи с ростом производства, либо в связи с ростом цен на товары постоянно возникает дополнительная потребность хозяйства и населения в деньгах. Поэтому должен существовать механизм эмиссии безналичных денег, удовлетворяющий эту дополнительную потребность.

Статья 44. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

Эмиссия облигаций от своего имени, является одним их основных инструментов и денежно-кредитной политики Банка России, в связи с тем же Федеральным законом (Статья 35).

В этом же законе, в Главе VIII, Статья 46 обозначены все банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом:

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

1№) предоставлять кредиты без обеспечения на срок не более одного года российским кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня. Перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для определения кредитоспособности получателей кредитов, и необходимых минимальных показателей соответствующих рейтингов, дополнительные требования к получателям кредитов, а также порядок и условия предоставления соответствующих кредитов устанавливаются Советом директоров;

2) покупать и продавать ценные бумаги на открытом рынке, а также продавать ценные бумаги, выступающие обеспечением кредитов Банка России;

3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

7) выдавать поручительства и банковские гарантии;

8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;

10) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и иные сделки с международными организациями, иностранными центральными (национальными) банками и иными иностранными юридическими лицами при осуществлении деятельности по управлению активами Банка России в иностранной валюте и драгоценных металлах, включая золотовалютные резервы Банка России. Банк России также вправе открывать и вести корреспондентские счета иностранных центральных (национальных) банков в российских рублях, осуществлять переводы денежных средств по поручениям иностранных центральных (национальных) банков по их счетам. (часть третья в ред. Федерального закона от25.12.2012 №266-ФЗ)

Банк России имеет право передавать российским и иностранным кредитным организациям, а также организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, банкноты в сувенирной упаковке и монету Банка России по ценам, отличающимся от нарицательной стоимости, которые определяет Банк России.

Что еще раз подтверждает, что Банк России играет ведущую роль в процессе безналичной эмиссии. Хотя на этот счет экономисты не имеют однозначного мнения.

Основные позиции можно свести к следующим:

Безналичную эмиссию осуществляет в основном центральный банк; коммерческие банки по большей части могут только перераспределять созданные центральным банком безналичные деньги. Способность коммерческих банков создавать новые депозиты, то есть безналичные деньги, жестко ограничена объемом имеющихся у них средств на корреспондентском счете в центральном банке;

Безналичную эмиссию осуществляет не только центральный банк -- коммерческие банки создают безналичную денежную массу в процессе своих активных операций практически так же, как и центральный банк. Центральный банк обладал бы монополией на безналичную эмиссию только в том случае, если бы норма обязательного резервирования равнялась 100%. При существующем частичном резервном обеспечении депозитов коммерческие банки могут создавать безналичные деньги, объем которых превышает первоначальный прирост их кредитных ресурсов;

Вся безналичная эмиссия осуществляется системой коммерческих банков. Безналичные денежные средства, составляющие денежную базу центрального банка, носят вторичный характер, так как являются его обязательствами перед банковской системой. В процессе кредитования центральный банк не создает денежную массу, а перераспределяет резервы одних банков во временное пользование других банков или правительства.

В настоящее время безналичные расчеты в экономически развитых странах составляют более 95% всего денежного оборота. Поэтому увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии наличных денег, а благодаря безналичной эмиссии.

2.2 Эмиссия наличных денег

Эмиссия наличных денег - это выпуск центральным банком денежных знаков в оборот для удовлетворения дополнительной потребности экономических агентов в наличности, возникшей в результате превышения выдач наличных денег над их поступлением в банки в целом по стране.

Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (Конституция РФ, статья 75, п. 2).

Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. (Федеральным законом №86-ФЗ от 10 июля 2002 г., статья 29)

Совет директоров Центрального банка принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

Организация наличного денежного обращения - процесс трудоемкий, дорогостоящий и сопряжен с определенными рисками. Современные тенденции развития наличного денежного обращения в России практически такие же, как и в развитых странах: использование аутсорсинга в сфере обработки, транспортировки и хранения наличных денег, оптимизация денежных потоков с учетом их рециркуляции, централизация и автоматизация обработки наличности, модернизация ее хранения, поддержание чистоты наличного денежного обращения, противодействие фальшивомонетничеству.

Отличительной чертой России является то, что все наличные деньги проходят через центральный банк. Банк России постепенно делегирует коммерческим структурам свои функции, связанные с обработкой наличных денег и их перераспределением в банковской системе. Так, например, кредитные организации наделены правом осуществлять кассовое обслуживание других кредитных организаций и их подразделений. В результате отдельные кредитные организации выбрали данный вид деятельности в качестве своей специализации. В 2009 г. Российскому объединению инкассации (РОСИНКАС) предоставлено право обработки проинкассированных наличных денег, с их последующей сдачей в учреждения Банка России и кредитные организации для зачисления (перечисления) на банковские счета клиентов. В настоящее время в 22 регионах России подразделения инкассации Объединения "РОСИНКАС" осуществляют такую деятельность. Рассматривается возможность размещения части фондов Банка России в Объединении "РОСИНКАС", которое обладает достаточным потенциалом и технической базой для выполнения этой функции. Обсуждается возможность делегирования коммерческим организациям права хранения денежной наличности, принадлежащей Банку России, а также совершения ими операций с указанной денежной наличностью под контролем Банка России.

"Вопросы организации наличного денежного обращения сохраняют свою актуальность на протяжении многих лет. Динамичное развитие электронных средств платежа позволяет рассматривать их в качестве возможной альтернативы наличным деньгам. Тем не менее, в России основным платежным инструментом остаются наличные деньги: доля наличных расчетов в общем объеме розничных платежей постепенно снижается, но остается довольно высокой - около 90%."

В Российской Федерации, как и в большинстве зарубежных стран (Германия, Франция, Италия, Канада, Бразилия, США), наблюдается тенденция к увеличению количества наличных денег в обращении. За восемь лет (с 2005-го по 2012 г.) количество наличных денег в обращении с учетом остатков в кассах учреждений Банка России и кредитных организаций возросло более чем в 4,5 раза и на начало 2013 г. составило 7,7 трлн. рублей. Доля наличных денег по агрегату М0 в денежной массе М2 снизилась с начала 2005 г. С 35,2 до 23,8% на 1 декабря 2012 года.

Размер наличной эмиссии определялся исходя из проектов кассовых планов банков, т.е. прогнозов их кассовых оборотов. Они составлялись по заявкам обслуживаемых банками клиентов о планируемой величине получения наличных денег в определенном периоде, причем на строго регламентированные цели (например, выдача заработной платы) и в пределах установленных пропорций, которые зависели от суммы выручки предприятия.

На основе кассовых оборотов коммерческих банков и составляемой аналитической отчетности Центробанк прогнозирует размер предполагаемой эмиссии.

При этом очень важно не только определить оптимальный размер предполагаемой эмиссии, но и установить, в каких регионах ее следует проводить. Потребность в наличных деньгах юридических и физических лиц, обслуживаемых коммерческими банками, постоянно меняется.

Структура и количество наличной денежной массы в обращении публикуется на официальном сайте Банка России.

Сумма, количество и удельный вес банкнот и монеты, находящихся в обращении

Завозить из Центра ежедневно, особенно в отдаленные регионы денежную наличность нереально. Вместе с тем эмиссия наличных денег всегда децентрализована. Поэтому осуществляется следующая технология доставки наличных денег в регионы из Центра. Эмиссию наличных денег производит ЦБ РФ и его региональные расчетно-кассовые центры (РКЦ), содержащие резервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, они не совершают движения, не накапливаются в виде сокровища, не служат средством платежа, поэтому они являются резервными.

В оборотную кассу постоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от коммерческих банков. Деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в обращении.

Если сумма поступлений наличных денег на счете коммерческих банков превышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги изымаются из обращения и переходят в резервный фонд. При потребности коммерческого банка в наличности происходит обратный процесс. РКЦ обязан обсуживать коммерческий банк бесплатно.

Не для кого давно не секрет, что деньги давно ничем не обеспечивают. В статье 28, Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации", которая гласит: "Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Т.е. В современных условиях выпуск банкнот является фидуциарным (то есть не обеспеченным золотом), их обращение основано на доверии населения страны к их эмитенту. Различные причины эмиссии денег являются одновременно их обеспечением. Так, например, когда эмиссия осуществляется в результате кредитования коммерческих банков, ее обеспечением являются обязательства коммерческих банков; когда эмиссия происходит в результате кредитования правительства, ее обеспечением являются обязательства правительства (государственные ценные бумаги); когда эмиссия осуществляется при проведении валютных операций, ее обеспечением является иностранная валюта, которую можно рассматривать как обязательства иностранных центральных банков (государств)."

А так же Статья 30 "Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами".

Поскольку номинальная стоимость современных денег гораздо выше себестоимости их производства, эмиссия позволяет получать так называемый сеньораж, или эмиссионный доход. Он представляет собой разницу между номинальной стоимостью купюры (монеты) и реальными затратами на ее производство и выпуск в обращение. Под номиналом купюры понимают ее покупательную способность, то есть, иными словами, это стоимость, указанная на самой банкноте: 10, 50, 100, 500 и т.д. рублей. Очевидно, что эмиссионный доход от выпуска банкнот тем больше, чем крупнее их номиналы.

Вот, например, такие данные по производство монет и купюр можно найти на сайте Банка России.

Данные по производству монет в России и за рубежом

центральный банк эмиссия деньги

Сеньораж полностью перечисляется в доход государства.

3. Проблемы и перспективы эмиссионной деятельности

Уже сейчас в процесс организации выпуска, хранения и транспортировки наличности, организации рабочего процесса произошло множество усовершенствований, технических и не только.

Банк России продолжает работу по реформированию сети расчетно-кассовых центров, которая досталась Банку России от Госбанка СССР. Необходимость сокращения количества расчетно-кассовых центров обусловлена тем, что с развитием банковской системы существенно уменьшились объемы денежной наличности, обрабатываемые отдельными учреждениями Банка России. Оптимизация сети учреждений Банка России проводится в соответствии с Планом-графиком ликвидации расчетно-кассовых центров Банка России в 2011-2015 гг., одобренным Советом директоров Банка России. Мероприятия, проводимые в рамках оптимизации, включают в себя повышение производственных мощностей отдельных учреждений Банка России по приему, обработке и выдаче банкнот и монеты; закрытие тех расчетно-кассовых центров, затраты на содержание которых несопоставимы с их кассовыми оборотами; строительство новых современных объектов наличного денежного обращения. С 2004-го по 2012 г. количество расчетно-кассовых центров было сокращено в 2,2 раза и составило на начало 2013 г. 505 единиц. В дальнейшем тенденция сокращения расчетно-кассовых центров, обрабатывающих небольшие объемы денежной наличности, сохранится. Характерной особенностью нашей страны является наличие отдаленных, малозаселенных регионов с недостаточным уровнем обеспечения населения банковскими услугами, что учитывается при принятии решений о закрытии расчетно-кассовых центров. Кроме того, оцениваются такие факторы, как экономическая и социальная значимость территориального образования, транспортное сообщение, а также количество кредитных организаций и их подразделений.

А так же, возведение новых объектов и реконструкция действующих предполагает переход к автоматизированной обработке и хранению денежной наличности, внедрение безлюдных технологий, улучшение качества труда кассовых работников. В учреждениях Банка России внедряются современные агрегатированные и аппаратно-программные комплексы на базе счетно-сортировальных машин высокой и средней производительности, имеющих функцию "on-line" уничтожения ветхих банкнот. В настоящее время уничтожение ветхих банкнот осуществляется в 20 учреждениях Банка России.

В целях увеличения технологической производительности действующих агрегатированных комплексов осуществляется замена счетно-сортировальных машин (ССМ) на высокопроизводительные машины нового поколения.

Значительные изменения произошли в перевозке денежной наличности. Банк России достиг соглашения с ФГУП "Гознак" о печати банкнот всех номиналов на обеих фабриках (в Москве и в Перми). До недавнего времени существовало разделение: в Москве печатались банкноты одних номиналов, а в Перми - других. С фабрик банкноты поступали в один из центров Банка России, а затем уже доставлялись до места назначения. Теперь деньги перевозятся напрямую в ГРКЦ, что позволило уменьшить расходы на транспортировку за счет сокращения количества звеньев в логистической схеме.

Сейчас в процессе совершенствования и соотношение наличных и безналичных денежных средств. В настоящее время решается вопрос об ограничении наличных расчетов, совершаемых населением в торгово-сервисных предприятиях, суммой в 600 тыс. руб. Подобные ограничения введены в ряде зарубежных стран. Например, во Франции максимальная сумма платежа наличными, который может совершить физическое лицо-резидент, составляет 3000 евро, в Италии - 1000 евро, а в Болгарии - 15 тыс. левов (7650 евро).

"В 2012 году проводилась работа по совершенствованию нормативной базы Банка России в области организации наличного денежного обращения, ведения эмиссионных и кассовых операций, хранения, инкассации и перевозки наличных денег с учетом изменений, произошедших в экономике и законодательстве Российской Федерации.

В настоящее время в России наблюдаются довольно высокие темпы прироста количества платежных карт и объема операций, совершаемых с их использованием на территории Российской Федерации, - в 2011 г. они составили 38,6 и 33,3% соответственно. При этом платежные карты используются населением в основном для снятия наличных денег (85,5% от общего объема совершаемых операций).

Как известно, снятие наличных производится чаще всего через банкоматы, по количеству которых Россия на начало 2012 г. занимала лидирующие позиции в Европе - 1,3 банкомата на 1000 жителей (для сравнения: во Франции - 0,87 банкомата на 1000 жителей; в Италии - 0,76; в Германии - 0,71; в Швеции - 0,38). Что касается безналичной розничной оплаты, то главным препятствием на пути ее развития является отсутствие необходимой инфраструктуры. Далеко не во всех торгово-сервисных предприятиях платежные карты принимаются к оплате. На начало 2012 г. в России на 1000 жителей приходилось всего 3,7 POS-терминала, тогда как, например, во Франции данный показатель составлял 22 единицы. Негативное влияние на развитие безналичных средств платежа оказывает также рост количества и объемов мошеннических операций, совершаемых в данной сфере. Совместно с министерствами и ведомствами Банк России актуализирует и совершенствует правовую и методологическую базу, регламентирующую применение электронных средств платежа. Тем самым оказывается содействие развитию институциональной и технологической инфраструктуры для осуществления безналичных расчетов.

Банк России считает, что в решении вопроса, касающегося развития безналичных платежей, необходимо придерживаться комплексного подхода. Целесообразно начинать не с введения запретов, а с создания условий, благоприятствующих расширению применения безналичных средств платежа, в том числе необходимо, чтобы торговые сети и организации, оказывающие услуги населению, были оснащены техникой для приема карт.

В то же время перед тем, как ограничить наличные расчеты, следует оценить возможные последствия, проанализировать, не будет ли данная мера ущемлять права граждан на приобретение товаров и услуг.

Конечно одна из основных проблем наличной эмиссии это подделка купюр. Для минимизации риска появления поддельных денежных знаков в обращении Банк России проводит работу по защите денежных знаков от подделки. Начиная с 2005 г. наблюдался рост числа подделок банкнот Банка России крупных номиналов. Большая часть подделок приходилась на тысячерублевую банкноту. В связи с этим были разработаны банкноты с обновленным набором элементов защиты (модификация 2010 г.). В 2010 г. в оборот была введена банкнота номиналом 1000 рублей новой модификации, а в 2011 г. - номиналом 5000 и 500 рублей. В результате в 2008-2012 гг. общее количество поддельных денежных знаков Банка России снизилось в 1,5 раза и составило на начало 2013 г. 88 029 штук. Что касается поддельных банкнот номиналом 1000 рублей, то их количество за этот период сократилось в 2,4 раза.

Количество поддельных денежных знаков Банка России, выявленных в 2008-2012 гг.

Не обеспеченные деньги. В России первая эмиссионная система была введена в 1897 году. Госбанку разрешалось выпускать не обеспеченные золотом кредитные билеты на сумму до 300 млн. рублей; в пределах до 600 млн. рублей золотое обеспечение составляло 60%, а эмиссия свыше этой нормы должна быть обеспечена золотом на 100%.

Уже этот исторический экскурс показывает, что эмиссия бумажных денег должна быть чем-то обеспечена. До недавнего времени это было золото.

Уже в начале 20 века золотое обеспечение банкнотной эмиссии утрачивает свое значение. Актуальной становится проблема обеспечения эластичности денежного обращения. В этих условиях повысилось значение кредитно-вексельного обеспечения эмиссии. Главным видом обеспечения эмиссии становятся государственные ценные бумаги. Конечно, государство не согласно сокращать расходы и сокращать уменьшать эмиссии, отсюда уменьшение ценности уже существующих денег и как следствие увеличивающаяся инфляция. Некоторые экономисты считают, что отказ от монопольного права на наличную эмиссию у ЦБ помог бы решить эту проблему.

Заключение

Эмиссию можно рассматривать и как одну из функций Центрального Банка и как часть денежно-кредитной политики государства. И все же раскрыть понятие эмиссии целиком, ее смысл, регулирующие функции и цели можно лишь изучив и проанализировав несколько отраслей экономики, таких как денежно-кредитная политика государства в целом, более узкие вопросы, такие как денежное обращение, инфляция и другие. Как понятно из данной работы, частный сектор, в большей степени банки, является непосредственным участником денежно-кредитной политики и оказывает на ее большое влияние, не смотря на то, что находится под властью Государства и Центрального Банка. Более того, имеет место обсуждения вопроса о передачи права выпуска наличных денег от ЦБ в частные банки.

А пока, в годовом отчете ЦБ за 2012 год нас уверяют, что "Выпуск наличных денег осуществлялся в рамках, обеспечивающих своевременное и полное удовлетворение потребности населения и хозяйствующих субъектов в наличных деньгах. Перебоев в выдаче денежной наличности учреждениями Банка России по вине Банка России в отчетный период не было".

Литература

1. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" №86-ФЗ от 10 июня 2010 г.;

2. Доклад "Наличное денежное обращение: современный этап и перспективы развития" Г.И. Лунтовский, Первый заместитель Председателя Банка России;

3. Конституция Российской Федерации;

4. Статья "Функции Банка России" Инна Сорокина, специально для Bankir.Ru 13.10.2011 г.;

5. http://www.cbr.ru/ официальный сайт Банка России;

6. http://www.minfin.ru/ru/ официальный сайт Министерства Финансов РФ;

7. http://www.roskazna.ru/ официальный сайт Федерального казначейства;

8. Лекции "Деньги. Кредит. Банки" Смирнова Ангелина Владимировна.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общие понятия, виды и законодательная база проведения эмиссии. Характеристика эмиссионной деятельности Центрального банка России. Анализ опыта зарубежных стран. Структура денежной массы. Изучение эмиссионных операций наличных денег Центрального банка.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2014

    Основы денежной эмиссии и эмиссионная политика Центрального банка Российской Федерации. Сущность и механизм банковского мультипликатора. Государственная регистрация выпуска ценных бумаг. Эмиссия наличных денег. Кредитная эмиссия и эмиссия ценных бумаг.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2011

    Централизация банкнотной эмиссии как причина возникновения центрального банка страны. Основные цели и функции ЦБ и его денежно-кредитная политика в условиях рыночной экономики. Проблемы развития банковской системы в период мирового финансового кризиса.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2011

    История создания Центрального банка, его основные функции и направления кредитно-денежной политики. Формы собственности Центральных банков. Организационная структура Центрального Банка Российской Федерации, его важнейшие задачи и функции деятельности.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2014

    Общая характеристика Центрального банка Российской Федерации. Основные функции и операции ЦБ, его роль в денежно-кредитном регулировании экономики. Анализ деятельности Центрального банка РФ за 2008-2009 годы. Пути совершенствования деятельности ЦБ.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2011

    Основная функция Центрального банка Российской Федерации. Роль в бюджетном процессе. Орган денежно-кредитного регулирования. Ежегодный обязательный аудит Центрального банка Российской Федерации. Право проведения аудита.

    реферат , добавлен 19.09.2006

    Роль банков и кредитных отношений в экономике. Функции Центрального банка: эмиссия наличных денег, регулирование деятельности банков, кредитно-денежная политика. Центральные банки в современном мире: Российской Федерации, Англии, Германии и Японии.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Принципы организации в современных условиях фидуциарной, депозитно-чековой эмиссии и выпуска ценных бумаг. Монопольное право Центрального Банка на выпуск в употребление наличных банкнот. Мультипликатор коммерческих банков и денежно-кредитный оборот.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2011

    Исторический ракурс и краткая характеристика Банка России. Структура банковской системы Российской Федерации. Цели, задачи и функции Центрального Банка, его отношения с иностранными финансовыми организациями. Смысл и проведение антикризисных мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2010

    Выпуск и изъятие денег из обращения. Признаки платежеспособности банкнот. Субъект эмиссионной операции. Принципы организации эмиссионных операций Центрального Банка РФ. Правовое регулирование эмиссионной деятельности. Оптимальность денежной эмиссии.

В результате развития производства бартерные отношения устарели. Понадобилось универсальное средство обращения. Им и стали деньги, главная особенность которых - ликвидность: наличные средства в любой момент можно поменять на другие активы. Постепенно сформировалась система управления денежной массой, разные рычаги влияния.

Эмиссия денег - это производство новых денежных средств, которое приводит к увеличению их общей массы в обороте. В РФ процесс контролируется государством, а выпуском занимается Центральный банк России (ЦБ РФ).

Особенности валютной системы России

При выпуске новых банкнот и монет старые не изымают из оборота в течение длительного периода - от 1 года до 5 лет.

Основное платежное средство в России - это рубль.

Эмиссия наличных денег регулируется ЦБ, но производят рубли в виде монет и банкнот в специализированных типографиях, на монетных дворах.

Правовое регулирование осуществляется Советом директоров ЦБ. Само учреждение принадлежит РФ. В ряде других стран, США, Италии, Бельгии, Японии, Швейцарии, государство не владеет капиталом центрального банка или владеет им частично.

Официальное соотношение между национальной валютой и золотом не устанавливается.

Эмиссия безналичных денег

ЦБ РФ продает ценные бумаги и кредитует финансовые учреждения. Механизм предоставления кредитов следующий: деньги поступают на счет получателя, в актив ЦБ заносится соответствующая сумма кредита. Впоследствии она должна быть погашена.

Ограничений на такую форму эмиссии не существует. Ведь банки постоянно выдают кредиты, из-за чего безналичные средства курсируют между счетами, а их объем в обороте увеличивается.

Чем грозит бесконтрольная эмиссия?

Одно из опаснейших последствий - инфляция . Такое понятие появилось еще в XVIII веке, когда из-за активного выпуска банкнот деньги обесценились, а товарные цены выросли. Практика показывает, что инфляция не всегда связана с объемом денежной массы.

В современном мире инфляция, как правило, сопровождается экономическим кризисом. Ведь из-за колебания цен производители приостанавливают выпуск продукции, производственный капитал плавно перетекает в сферу торговли и посреднических операций, обесценивается основной финансовый ресурс страны.

Все это означает, что понадобится эффективная антиинфляционная политика. Иногда не обойтись без такого вида регулирования инфляции, как денежная реформа. Кто и как её осуществляет? Руководство страны влияет на финансовую систему, используя методы реставрации, девальвации , нуллификации и деноминации .

Существует и обратный процесс - стоимость активов стремительно падает вместе с доходами населения. В таких случаях проводится рефинансирование и даже выкуп долгов.

Новое на сайте

>

Самое популярное