Домой Микрозаймы Функции, формы и методы государственного регулирования экономики. Функции государственного регулирования

Функции, формы и методы государственного регулирования экономики. Функции государственного регулирования

6.3. Роль государственного регулирования

В переходной экономике роль государства принципиально отличается от его роли как в командной, так и в рыночной экономике. Это обусловлено, во-первых, тем, что процесс разгосударствления значительно сокращает размеры государственного сектора, отвергает всеобъемлющий характер государственного регулирования, присущий командной экономике. Во-вторых, в переходный период рынок находится в стадии становления и, следовательно, его регулирующие возможности еще низки. Поэтому неверно представление о том, что государство в переходный период должно в значительной степени уступить свои функции рынку. Во всяком случае, на первых этапах реформирования роль государства должна быть достаточно активной для того, чтобы предотвратить анархию и криминальный характер экономики, придать реформам необратимый характер. Государство также должно обеспечивать социальные гарантии малоимущим слоям населения, защищать их от негативных последствий рынка, инфляции, безработицы.
Кроме того, только государство может сохранить от развала производственный потенциал страны, противостоять монополиям, оказывающим мощное противодействие рыночным преобразованиям. Там, где существует монопольная власть, цены не могут обеспечить эффективное использование ресурсов, не действует рыночная конкуренция. Противостоять монополиям и преодолеть монополизм способна лишь государственная власть, проводящая разгосударствление и приватизацию предприятий-монополистов, принимающая антимонопольное законодательство. Следовательно, роль государственного регулирования на первоначальном этапе переходного периода остается решающей.
Государственное управление экономикой не может и не должно подменять собой рынок и его регулирующие функции. Если вмешательство государства в экономику перейдет определенные границы, то его деятельность превратится в администрирование, а переходная экономика может вернуться к административной модели. В этом случае государственная монополия вытесняет механизм конкуренции.
Государство в трансформирующейся постсоциалистической экономике выступает одновременно и инициатором и субъектом экономических реформ: преобразования отношений собственности, поддержки малого бизнеса, реорганизации финансовой и кредитно- денежной систем и др. Кроме того, государство в связи с неразвитостью рыночных отношений берет на себя функции, которые в развитой рыночной экономике выполняют другие рыночные субъекты, например, в финансовой, валютной, инвестиционной и других сферах.
Государство влияет на экономику через механизм регулирования — систему организации целенаправленного воздействия на функционирование хозяйственных субъектов. Этот механизм включает:
1) цели государственного регулирования;
2) методы регулирования (административные, правовые; организационно-экономические, бюджетно-финансовые, кредитно-банковские, налоговые, ценовые);
3) формы реализации (индикативное планирование, специальные программы развития отдельных отраслей, программы-прогнозы);
4) субъекты регулирования (банки, предприятия, домашние хозяйства);
5) объекты регулирования (сферы воспроизводства, производственные и хозяйственные непроизводственные отношения и др.).
Регулирующие функции государства в переходной экономике обеспечивают:
. общественную эффективность — создание условий для экономического роста на основе инвестиций, внедрения достижений научно-технического процесса;
. общественную стабильность — переход к устойчивому развитию, проведение антиинфляционной, антикризисной политики;
. общественную справедливость — перераспределение доходов, защита нетрудоспособных и безработных, регулирование отношений на рынке труда, социальные гарантии.
Государство в формирующейся рыночной экономике выступает как партнер, один из участников хозяйственной деятельности и как арбитр, устанавливающий “правила игры”. В роли партнера оно, например, обеспечивает население общественными товарами и услугами, в потреблении которых участвуют все члены общества, — оборона, государственное управление, охрана общественного порядка и т.д. Их предоставление не могут обеспечить отдельные юридические или физические лица. Кроме того, часть благ (образование, здравоохранение) потребляется отдельными лицами без возмещения ими затрат на производство этих благ. Финансированием таких благ также занимается государство.
Что касается функций государственного регулирования, то прежде всего отметим, что государство в переходной экономике, с одной стороны, выполняет те же функции, что и в любой другой системе. Так, оно обеспечивает население “общественными благами”, защищает общество от “внешних эффектов” (охрана природной среды), регулирует естественные монополии (энергетику, транспорт, связь), сглаживает неравенство в доходах, занимается стабилизацией экономики и поддержанием экономического роста.
Государство и в рыночной, и в переходной экономике также реализует производственные программы по выпуску различных видов продукции, контролирует перераспределение доходов от более богатых слоев населения к менее обеспеченным, регулирует бюджетную, налоговую и внешнеэкономическую деятельность, осуществляет многочисленные направления социального развития и реализует другие программы регулирования экономики.
С другой стороны, одной из основных функций государства в переходной экономике является целенаправленное создание правовых, экономических, социальных и других условий и стимулов для формирования рыночных отношений. Эта задача является весьма сложной и решается нашим государством впервые. В странах с развитой рыночной экономикой ее реализация происходила путем эволюционного совершенствования складывающихся товарно-денежных отношений. Отсутствие опыта подобных преобразований в мировой практике, чрезвычайно сложная обстановка, усугубляющаяся в ряде стран глубоким экономическим кризисом, скудность государственного бюджета создают значительные трудности для эффективного государственного регулирования экономики.
Государство в переходный период использует прямые и косвенные методы регулирования. При выборе вариантов использования конкретных методов необходимо учитывать опыт развитых стран. Так, в США накоплен значительный опыт использования преимущественно косвенных (экономических) методов регулирования экономики. Во Франции и Японии применяется более сбалансированное сочетание прямых и косвенных методов. Для социально ориентированной рыночной экономики Австрии, Германии и Швеции характерно активное участие государства в регулировании отношений в социальной сфере.
На первоначальном этапе переходного периода преобладают прямые методы государственного регулирования (плановые, директивные задания, госзаказ). Это обусловлено следующими причинами. Во- первых, значительную долю национальной экономики составляет государственный сектор как объект преимущественно прямого воздействия. Во-вторых, рыночная среда, управляемая преимущественно косвенными методами, еще не создана в полной мере. В-третьих, глубокий кризис, характерный для переходного периода, может быть преодолен только с помощью прямого воздействия государства.
Важнейшим направлением деятельности государства является выбор приоритетов развития. От его правильности зависят как направление социально-экономического развития, так и темпы экономического роста. Определение приоритетов — многофакторный процесс, в котором учитываются масштабы страны, ее геополитическое положение, сохранение экономической безопасности, экономическая эффективность национального производства, сбалансированность внешней торговли и др. Четко определенные национальные цели и приоритеты являются устойчивыми ориентирами для экономической политики.
Особое внимание в переходный период государство должно уделить выработке экономической политики, стратегии и тактики реформирования экономики, т.е. направлений воздействия на хозяйственные процессы с целью достижения целей устойчивого развития общества.
Важнейшей функцией государства в этой связи является обоснование и выбор целей и ограничений развития, их приоритетов, последовательности и сроков реализации. Совокупность целей образует своеобразную иерархически упорядоченную систему, в которой они расположены по степени значимости и срокам достижения.
В переходной экономике можно выделить три основных направления деятельности государства.
1. Создание правовых и организационных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики. К ним относятся: институты частной собственности, правового государства, обеспечение свободы предпринимательства, проведение эффективной антимонопольной политики.
2. Перестройка самой государственной системы на принципах демократии и удовлетворения потребностей рыночного хозяйства. Она требует коренного преобразования аппарата исполнительной власти, использования новых методов управления экономикой. Это длительный, болезненный и противоречивый процесс. Простое разрушение прежнего аппарата управления не обеспечит автоматического рождения новой системы государственного управления, адекватной рыночной экономике. Оно лишь ведет к потере контроля над хозяйственными процессами, порождает анархию, предоставляет относительную свободу криминальным элементам, усугубляет экономический кризис. Поэтому огромное значение приобретает работа по реформированию государственной власти на демократических началах, сокращению численности государственного аппарата. Необходим переход от системы отраслевых министерств к органам функционального управления.
3. Переход к новым формам регулирования, реализация социальной и экономической политики, призванной найти оптимальный путь решения триединой задачи: обеспечение структурной перестройки и экономического роста; снижение уровня инфляции, т.е. стабилизация экономики; сохранение устойчивости и порядка в обществе, в котором усиливается социальное расслоение и может появиться социальная напряженность.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Дайте определение переходной экономики и выделите ее существенные черты.
2. Назовите основные черты рыночной системы хозяйствования.
3. Охарактеризуйте этапы трансформации экономики на примере одной из стран СНГ.
4. Каковы формы и способы приватизации и условия их применения?
5. Что является наиболее характерным для изменения механизма хозяйствования в переходный период?
6. Назовите приоритетные задачи экономического развития на современном этапе на примере стран СНГ.
7. Охарактеризуйте социально-экономическую структуру общества переходного к рынку периода.
8. Чем отличаются понятия “государственное регулирование экономики” и “государственное вмешательство в экономику”?
9. Как изменяются методы государственного регулирования экономики на различных этапах перехода к рынку?
10. Дайте оценку основных направлений государственного регулирования экономики на примере отдельных стран.

1. Переходная экономика.
2. Командная экономика.
3. Разгосударствление.
4. Приватизация.
5. Либерализация.
6. Стабилизация.
7. Демонополизация экономики.
8. Антимонопольное регулирование.

Литература

Бар Р: Политическая экономия: В 2 т. / Пер. с фр. М., 1994.
Макконнелл K.P., Брю C.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. М., 1999.
Экономика переходного периода: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. М., 1995.

В плановой экономике государство играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. При построении системы государственного регулирования экономики здесь господствует принцип «максимальной возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться центральными органами.

В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

Разумеется, представления различных экономистов и политиков о том, какие именно процессы могут регулироваться государством и какие - рынком, не совпадают. Поэтому в некоторых странах с плановой экономикой могут наблюдаться существенные различия в степени экономической самостоятельности предприятий. Точно так же степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. Но общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции. Изменение основополагающего принципа формирования системы государственного регулирования - одно из главных стартовых условий перехода к рыночной экономике. На переходном этапе эта система характеризуется двумя определяющими тенденциями. С одной стороны, государственное регулирование экономических процессов теряет здесь всеобъемлющий характер, степень государственного вмешательства в экономику уменьшается. С другой стороны, происходит изменение форм и методов государственного регулирования.

На этапе перехода к рынку роль государства более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя основными причинами. Во - первых, на переходном этапе рынок находится в стадии становления и его регулирующие возможности недостаточно высоки, что обуславливает необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы. Во - вторых, переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать процессы перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования.

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во - первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во - вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

Названные функции характерны как для переходной, так и для развитой рыночной экономики. Однако на этапе перехода к рынку реализация каждой из этих функций характеризуется рядом особенностей.

Если в сформировавшемся рыночном хозяйстве обеспечение правовой базы функционирования экономики реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать всю правовую базу хозяйствования. Новое хозяйственное законодательство должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и т. п., одержать правовые основы антимонопольного регулирования. Необходимы новые, адекватные условиям рынка, налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению, и т. д. Кроме того, требуется правовое обеспечение такого специфического процесса переходного этапа, как приватизация государственной собственности.

Правовая основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения в хозяйственном законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику, формируя у хозяйственных субъектов чувство неуверенности в завтрашнем дне. Однако новое хозяйственное право, создаваемое в сжатые сроки на начальном этапе перехода к рынку, не апробировано практикой и уже в силу этого несовершенно. По мере развития переходной экономики это несовершенство становится все более очевидным, возникает необходимость существенных корректировок хозяйственного законодательства. Таким образом, объективное противоречие между требованием стабильности хозяйственного законодательства и необходимостью его совершенствования становится в переходной экономике необычайно острым. Это осложняет реализацию функции правового обеспечения экономики. Прежде чем вносить те или иные коррективы в правовые нормы хозяйствования, необходимо каждый раз соизмерять предполагаемый положительный эффект вносимых изменений с ущербом от нарушения правовой стабильности.

Отметим только, что в связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного типа, реализация данной функции приобретает здесь особенно важное значение.

Переход от плановой экономики к рыночной объективно сопровождается резким увеличением дифференциации доходов населения. Причем в начале перехода этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая значительное снижение уровня жизни основной массы населения. В этих условиях, чтобы сгладить остроту социально - экономических противоречий и не допустить обнищания отдельных социальных слоев, государство вынуждено более интенсивно участвовать в перераспределении доходов.

Основными каналами перераспределения доходов населения является прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Причем главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимул к повышению высоких доходов, а тем самым стимулы к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капиталов за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.

Возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов также не беспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплаты пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе.

Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в условиях жизни высоко - и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

Известно, что рыночные механизмы не обеспечивают рационального с общественной точки зрения распределения ресурсов в тех случаях, когда речь идет о производстве, сопровождающемся внешними эффектами, или о создании общественных благ. В этих условиях государство берет на себя функцию корректировки распределения ресурсов. Такая корректировка и в переходной, и в рыночной экономике осуществляется традиционными методами. К их числу относятся установление административных ограничений и стандартов, препятствующих загрязнению окружающей среды, система специальных налогов и дотаций, финансирование производства общественных благ или непосредственное управление их производством, когда оно сосредоточено на государственных предприятиях. Спецификой переходной экономики является наличие особых проблем, усложняющих реализацию рассматриваемой функции государственного регулирования.

Отметим, прежде всего, что для стран, вступающих в этап перехода к рынку, характерны острейшие экологические проблемы, перешедшие по наследству от административно - командной системы. Для их решения необходимо резко ужесточить ограничения на вредные выбросы, значительно повысить налоги на производителей, использующих экологически опасные технологии, и т. п. Однако производители в массе своей технологически не готовы создавать продукцию с меньшим вредоносным внешним эффектом. Поэтому попытки быстро изменить экологическую ситуацию путем введения жестких нормативов, санкций и дополнительных налогов выльются в значительное сокращение объемов производства, что усилит экономический спад, характерный для начала переходного периода. Решение проблемы видится на путях постепенного ужесточения политики регулирования отрицательных внешних эффектов с заранее, за несколько лет объявленными, очередными изменениями экологических нормативов, размеров налогов, штрафов и т. п. Это позволило бы предприятиям заранее приспособиться к грядущим изменениям и отреагировать на них внедрением экологически безопасной технологии, а не резким сокращением производства.

Регулирование процесса перераспределения ресурсов и производство общественных благ (национальная оборона, фундаментальная наука, образование, здравоохранение и т. п.) в переходной экономике осложняется из -за высокой инфляции. Как известно, от высокой инфляции больше всего страдают лица с относительно стабильными номинальными доходами, к которым, в частности, относятся работники бюджетных отраслей. Начинается переток квалифицированных научных, педагогических и других кадров в сферы деятельности, приносящие более высокие доходы. Для того чтобы препятствовать этому процессу, сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом политики перераспределения ресурсов на переходном этапе должна быть эффективная система защиты доходов работников бюджетной сферы от инфляции.

Чем выше темпы инфляции и глубже спад в переходной экономике, тем выше роль стабилизационной функции государственного регулирования. Данная функция реализуется главным образом посредством традиционных методов бюджетной, фискальной и кредитно - денежной политики. Основная сложность стабилизационного регулирования на переходном этапе связана с тем, что высокие темпы инфляции связаны здесь с глубоким экономическим спадом. В этих условиях стимулирующая бюджетная, фискальная и кредитно - денежная политика, направленная на преодоление спада, способствует усилению инфляции. И наоборот, ужесточение кредитно - денежной, фискальной и бюджетной политики, направленное на подавление инфляции, способствует углублению падения производства. Перед государством встает сложнейшая проблема сочетания «жесткости» и «мягкости» в экономическом регулировании.

На более поздних этапах переходного периода, по мере преодоления экономического спада и снижения инфляции, все более актуальной становится функция стимулирования экономического роста. К этому моменту у государства появляется возможность увеличить финансирование фундаментальной экономики и образования, что способствует ускорению НТП, уменьшить тяжесть налогового бремени, что стимулирует рост деловой активности, более активно использовать налоговую и кредитно - денежную политику как средство стимулирования технического прогресса и роста инвестиций. государственный вмешательство рыночный конъюнктура

В смешанной экономике правительство полностью интегрировано в кругооборот материальных и денежных средств, образующих экономический организм. Весьма интересно повторно проанализировать функции правительства в области перераспределения, распределения ресурсов и стабилизации экономики в свете модели кругооборота.

Например, если в экономике существует безработица, увеличение правительственных расходов при сохранении неизменными налогов и трансфертных платежей должно привести к увеличению совокупных расходов, объема производства и занятости. В свою очередь, при данном уровне правительственных расходов сокращение налогов или увеличение трансфертных платежей должно увеличить доходы, которые можно использовать на то, чтобы их тратить и тем самым стимулировать рост личных расходов. Напротив, при возникновении инфляции требуется противоположная политика государства: необходимо сократить правительственные расходы, увеличить налоги и уменьшить трансфертные платежи.

Проанализировав связь кругооборота дохода, ресурсов и продукта с государственным сектором, можно сказать, что правительственные расходы, налоги и трансфертные платежи оказывают влияние на распределение дохода, распределение ресурсов и на уровень деловой активности.

Свои регулирующие функции государство выполняет посредством административных и экономических методов. Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов.

Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно установленные цены на товары и услуги - типичные методы административного регулирования в плановой экономике - лишают предприятие альтернативного использования ресурсов. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодными, чем прежде.

Разграничение между административными и экономическими методами регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот при продаже Центральным банком государственных облигаций, в этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующие субъекты выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов. Например, административное повышение цен не только прямо определит их новый уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и предложения, и в этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов. Тем не менее, рассматриваемый выше критерий позволяет, как правило, без особых проблем отличать на практике экономические методы от административных. Разграничение между ними принципиально важно с точки зрения природы экономических отношений.

Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем выше сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.

Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством рыночных механизмов.

Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов.

Разрушение системы административно - командных методов управления, блокирующих рыночные механизмы, - необходимое условие формирования и саморазвития рынка. Демонтаж системы административных регуляторов знаменует собой начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования административных методов в переходной экономике.

Для того чтобы уменьшить масштабы кризисного сокращения производства, не допустить катастрофического падения жизненного уровня населения, государство на первых этапах реформ может, например, сохранять административный контроль над производством и реализацией небольшой группы товаров, составляющих основу производственного и личного потребления нации. По мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической ситуации и овладения экономическими методами регулирования государство полностью сокращает сферу использования административных рычагов, не отказываясь в то же время полностью от их применения.

Даже на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные органы директивно определяют цены, объем и ассортимент продукции или предоставляемых услуг для так называемых естественных монополий, устанавливают систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации рынка. Административное регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды. Многочисленные стандарты, ограничивающие выбросы вредных отходов производства, прямые запреты на использование опасных технологий, производство, реализацию и рекламу вредной для здоровья людей продукции и т. п. ограничивают свободу предпринимательства и относятся к административным методам регулирования. Нередко используются методы регулирования внешнеэкономической деятельности, например импортные квоты, и т. д.

Важнейшей задачей государства на переходном этапе является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью все страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные реформы кредитной и налоговой системы.

Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой Центральный банк посредством экономических нормативов осуществляет регулирование деятельностью широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя формы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами. Центральный банк получает возможность проводить активную кредитно - денежную политику.

Однако было бы ошибкой полагать, что государственное регулирование заключено в рамки лишь командной или переходной экономики, наоборот, в пределах рыночной экономики регулирующая роль государства становится все более необходима. В условиях рынка перед государством встает трудная задача: с одной стороны, оно с помощью экономических рычагов должно поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, с другой стороны, - не разрушить эту систему излишним воздействием. Примеры развитых индустриальных стран, таких как США и Франция, свидетельствуют о том, что достижение такой золотой середины возможно.

Классические функции. С момента возникновения рыночных отношений государство всегда являлось их непосредственным субъектом.

В качестве классических функций государства в социально-экономической сфере выделяются:

а) законодательное обеспечение рыночных отношений;

б) производство так называемых общественных благ (общественный порядок и безопасность, территориальная целостность страны, а также связь и почта);

в) организация денежного обращения;

г) таможенная система и контроль за внешней экономической деятельностью;

д) государственное предпринимательство, организация производства особо важных видов экономических благ (оружейные заводы, алкоголь и табак, золотодобыча и т. п.).

Присутствие классических функций отражает идею государства как специального института или комитета по управлению общественными делами. Получается, что определенная экономическая роль присуща государству уже по его природе.

Известно, что государство как институт возникло до формирования рыночных отношений. На ранних этапах некоторые функции управления государство перепоручало рыночному механизму. Одновременно рыночный механизм всегда дополнялся механизмом государственного управления.

К примеру, функции государства всегда были направлены на поддержание рыночных правил ведения хозяйственной деятельности, закрепление в общественном сознании общепринятых условий функцио нирования рыночного механизма. Такие функции «ночного сторожа» особо важны на этапе становления новых рыночных отношений.

Своеобразным переломным моментом в трактовке функций государства выступил мировой экономический кризис 1929-1932 гг., известный как Великая Депрессия. С этого периода начинается активное расширение экономических функций государства, а в экономической теории набирает силу школа «регулируемого капитализма» (кейнсианство и неокейнсианство).

Возможность и необходимость госрегулирования. Успехи, достигнутые за счет государственного регулирования, достижение по данным актуальным вопросам социальной жизни заметного политического согласия, а также доминирующие тенденции, которые обозначились в развитии фундаментальной экономической теории, более не позволяют ставить под сомнение возможность и необходимость государственного вмешательства в экономические процессы.

Ряс. 11.3. Возможность и необходимость государственного регулирования

Возможность такого регулирования вытекает из наличия у государства авторитета мощного хозяйствующего субъекта, соответствующих резервов, а также экономического потенциала в виде государственного сектора. Вмешательство государства облегчается в условиях концентрации и централизации производства, образования крупных финансово-монополистических групп. Подобное экономическое самоуправление, дополняя рыночное саморегулирование, упрощает процесс согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов.

Возможности для участия государства в регулировании национального производства также расширяются при наличии должной научной концепции экономического развития, посредством закрепления в общественном сознании идеи поиска компромисса и достижения согласия, а также при наличии в стране кадров с соответствующим уровнем подготовки.

Необходимость активного государственного присутствия вытекает из специфики современных экономических систем, сложности процессов национального воспроизводства, объясняется несоверщен- ством рыночного саморегулирования.

Рыночный механизм, как отмечалось, ранее, по своей природе нуждается во внешней коррекции. Ставка только на рыночную координацию, основанную на возведенном в абсолют частном предпринимательстве, неизбежно грозит деформацией национальной экономической системы.

Новые функции государства. Классические функции государства определяют рамочные условия для функционирования национальной экономической системы рыночного типа.

Каждая новая или современная функция государства в социально-экономической сфере имеет предметную, национальную, историческую и политическую характеристику. Функция выступает как сегмент деятельности государства, с конкретными задачами, целями и средствами их достижения, с выделением объекта и субъекта государственного вмешательства. Функции государственного регулирования экономики 1. Разработка общенациональной стратегии развития 2. Стабилизация и экономический рост 3. Развитие рыночного механизма 4. Формирование правовой базы 5. Социальное выравнивание 6. Охрана окружающей среды 7. Научно-технический прогресс 8. Обеспечение экономической безопасности Рис. 11.4. Основные функции государственного регулирования национальной экономики

На рис. 11.4 в качестве исходной функции государственного регулирования выделена разработка общенациональнрй стратегии социально-экономического развития. Такой разработке всегда предшествует составление научной концепции социально-экономического развития страны.

Понятно, что при решении подобной задачи не обойтись без серьезной поддержки со стороны фундаментальной экономической теории и в цепом экономической науки.

Общенациональная стратегия принимает форму соответствующего государственного документа (решение правительства, послание, декрет или указ президента страны, принятый парламентом закон и т. п.). В таком документе устанавливаются цели, приоритеты и этапы социально-экономического развития на предстоящий период.

Если под стабилизацией (см. рис. 11.4) понимать поддержание соответствующего рыночного равновесия и общих условий воспроизводства, то содержание данной функции определяется в зависимости от того, какие параметры развития национальной экономики выделены в качестве стратегических. Обычно к таковым относят: 1)

экономический рост; 2)

занятость; 3)

ценообразование и инфляцию; 4)

обменный курс национальной валюты (платежный и торговый баланс; внешнеэкономическое равновесие).

Четыре «золотых пункта» или «золотых точки» находятся в центре экономической политики современного государства. Оно стремится сохранить устойчивый и долговременный экономический рост, не допустить появления кризисных явлений, сгладить доступными способами конъюнктурные колебания.

Решая данные задачи, государство вынуждено конкретизировать «золотые точки» магического квадрата, переходить на вторичный и третичный уровни.

Как показано на рис. 11.5, поворот данного квадрата на 45 градусов по часовой стрелке приводит к тому, что к прежним 4 точкам первого уровня экономической политики государства (1,2,3,4) добавляются еще 4 новые точки второго уровня (5,6,7,8).

Следует отметить, что на практике достижение одной стратегической цели предполагает последовательную реализацию и остальных целей. Так, обеспечение устойчивого экономического роста невозможно без решения общенациональной или региональной проблемы занятости, без предварительной стабилизации обменного курса национальной валюты и т. д.

11.5. Конкретизация экономической политики стабилизации и роста на вторичном уровне

Вместе с тем экономическая наука фиксирует и многочисленные несовпадения отдельных форм экономического движения. Так, сокращение безработицы за счет дотаций убыточным предприятиям реального сектора экономики, упрощение контроля за формированием индивидуальных издержек производства и т. п. создают предпосылки для роста инфляции. Повышение’обменного курса национальной валюты, имея конструктивные моменты, одновременно затрудняет сохранение положительного сальдо торгового баланса и т. д.

Регулируя спрос на рабочую силу, государство стимулирует создание новых рабочих мест, контролирует продолжительность рабочего дня. Чтобы избежать дефицита рабочей силы, организуется общенациональная система ее подготовки. Государство регулирует миграционный процесс, стремится не допустить «утечки мозгов». Особое значение при этом имеет обеспечение социальной поддержки тем, кто

потерял работу - в виде единовременных выплат, пособий по безработице, страхования по безработице.

Ценообразование в условиях рыночной экономики является своеобразным эпицентром экономических интересов всех слоев общества. Цены определяют пропорции обмена, условия возмещения издержек производства, позволяют формировать финансовые источники развития, способствуют перераспределению доходов. За ценами - последнее и решающее слово при формировании реальных денежных доходов населения.

Обобщение современной практики показывает, что государственное регулирование ценообразования предполагает установление продуманной процедуры калькулирования (расчета) себестоимости производимой продукции.

При этом может вводиться механизм согласования изменения цены в сторону ее повышения. Государство часто перепоручает контроль за ценообразованием низовым общественным структурам, но при этом устанавливает пределы роста цен в течение года на определенную продукцию. Предусматриваются ценовые субсидии, или доплаты, на особо важные виды продукции.

Что касается общей системы формирования рыночных цен, то в ней принято выделять:

а) жесткое ценообразование, когда уровень цены на продукцию л административными методами устанавливается государством;

б) лимитируемые цены, когда для изменения цены требуется специальное разрешение, при этом цена может изменяться в пределах «коридора», установленного особым решением;

в) свободное ценообразование, когда рыночные цены формируются под прямым воздействием спроса и предложения.

Развитие рыночного механизма. Интересы повышения эффективности национальной экономики обусловливают необходимость создания должных предпосылок для развития свободной конкуренции, или открытой соревновательности, хозяйствующих субъектов.

При решении данной задачи современное государство использует достаточно эффективные приемы и метода воздействия.

Так, многое зависит от принятых условий регистрации новых хозяйствующих субъектов. Государство защищает права частной собственности, формирует антимонопольное законодательство. Государство призвано пресекать монопольное поведение хозяйствующих

субъектов, обеспечивать должную степень открытости национальной экономики перед внешним миром.

Рыночная экономика предполагает трелив капитала из одной отрасли национального производства в другую под воздействием спроса и предложения. Поэтому государство, стремясь обеспечить долговременный и устойчивый экономический рост, всячески стимулирует частные инвестиции. Это касается в том числе и иностранных инвестиций. При возникновении определенных обстоятельств перелив капитала обеспечивается через национализацию и принудительное акционирование, а также через использование кредитного механизма.

В современных условиях государство поощряет совместное (государственное и частное) финансирование сложных объектов, организуя предварительные конкурсы инвестиционных проектов. Все ЭТО позволяет ускорецными темпами проводить в национальной экономике структурные преобразования, осуществлять назревшие региональные сдвиги в размещении производительных сил.

Что касается самой рыночной инфраструктуры, то не столь уж и редко создание общей инфраструктуры - дорогостоящей и малорентабельной - финансировать берется именно государство (морской порт, транзитный терминал, транспортный коридор, авиаперевозки, речной транспорт и т. п.).

Безусловно, демократическое государство заинтересовано в трансформации рыночной инфраструктуры в рыночное хозяйство, развитии компетентного и ответственного экономического самоуправления хозяйствующих субъектов.

Чем больше развито общественное самоуправление в сфере экономики, тем меньше необходимость в прямом государственном вмешательстве. В определенный момент (в ходе разгосударствления) часть функций государства в сфере национальной экономики может быть передана институтам гражданского общества.

В свое время один из основателей американского общества президент Авраам Линкольн констатировал, что разумная цепь государства состоит в том, чтобы сделать для людей то, что им требуется и что они сами своими силами не могут делать вообще или не могут делать должным образом.

Развитие законодательной базы. Следует напомнить, что экономическая система предстает как совокупность норм поведения, орга низаций и институтов, своеобразных правил хозяйствования. Особое значение хозяйственного законодательства состоит в том, что таким способом юридически закрепляются рамочные правила или условия экономической деятельности.

Существующее хозяйственное законодательство должно четко определять права частной собственности, гарантировать соблюдение контрактов, регламентировать деятельность всех субъектов рыночных отношений. Государство призвано отслеживать соблюдение законодательства, защищающего права потребителей, активно регулировать отношения между работодателями и работополучателями.

Опыт многих стран показывает, что в качестве основных требований, предъявляемых к правовой базе, следует выделить стабильность и непротиворечивость, а также выполняемость (реализуемость) вводимых норм хозяйственного поведения.

Непрерывные изменения законодательных актов нельзя объяснить просто желанием их совершенствовать. Такая ситуация свидетельствует о несовершенстве общего процесса разработки и принятия законодательных актов, об отсутствии социальной стабильности. В любом случае изменения в законодательную базу не должны вноситься «задним числом», должны быть экономически эффективными и реализуемыми. Слабо подготовленное и внутренне противоречивые законы быстро устаревают под воздействием реальной жизни.

Функция социального выравнивания. В условиях экономической свободы вполне можно предположить, что на старте складываются более или менее равные социальные и прочие условия. Но на финише чаще всего уже возникает иная ситуация.

Чтобы сгладить социальные противоречия такого рода и удержать имущественную дифференциацию в разумных пределах, государство берет на себя задачу перераспределения доходов между членами общества. Для этого используются прогрессивное налогообложение и трансфер-отношения, формируются специальные фонды. Вводятся пособия по безработице и социальные выплаты, оказывается поддержка социально незащищенным слоям населения. Такое перераспределение доходов чаще всего имеет адресный характер.

Экономическая наука тщательно рассчитывает прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет и Другие показатели. Но никто не гарантирует, что каждому члену общества, к тому же в полном объеме, будут обеспечены такие «минимумы». Наоборот, в условиях рыночной экономики социальная дифференциация неизбежна.

Активность государства в сфере перераспределения заметно стабилизирует экономическую систему рыночного типа. Но всегда есть опасность за счет подобного вмешательства, угнетая деловую активность, заметно снизить стимулы к труду или к накоплению капитала. Поэтому на практике применение методов социального выравнивания имеет свои пределы.

Экономическая безопасность страны. На данном участке роль и значение государства трудно переоценить.

Экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильное и устойчивое развитие, а также способность к постоянному обновлению и совершенствованию.

С учетом приведенного выше определения выделяются три исходных компонента экономической безопасности:

а) экономическая независимость, сохранение которой предполагает наличие эффективного государственного контроля за ресурсами, поддержание должной конкурентной способности отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках; исключение во внешнеэкономических связях диктата или неэквивалентного обмена, отсутствие дискриминационных решений (сговора), а также санкций со стороны мирового сообщества;

б) стабильность ^устойчивостьразвития национальной экономики^ что предполагает исключение криминализации экономики и минимизацию теневого вывоза капитала, а также обнищания и социальной дифференциации населения сверх всякой меры; отсутствие деструктивных тенденций к переделу частной собственности и защита интересов инвестора;

в) способность национальной экономики к саморазвитию и прогрессу по всем направлениям.

Отсутствие внешних источников финансирования, «утечка мозгов», желание молодежи покинуть страну, проедание капитала, созданного предыдущими поколениями, а также естественной ренты, наконец, неспособность национальной экономической системы обеспечить каждого желающего высокоэффективным и высоко оплачиваемым рабочим местом - это более чем серьезные предупреждения. Страна-изгой может сколько угодно гордиться своими национальными ценностями, но она обречена на длительное историческое отставание.

Экономическая безопасность должна оставаться объектом постоянного государственного интереса. В переходный период приходится сталкиваться с дополнительными обстоятельствами, которые актуализируют данную проблему. Опыт ряда стран трансформационной группы показывает; что в качестве таких особых факторов угрозы выделяются: 1)

унаследованная структурная деформация национальной экономики, отсталая технологическая база и низкая конкурентная способность национальной продукции на внешних рынках; 2)

ухудшение состояния научно-технического потенциала, «утечка мозгов», утрата престижности интеллектуального труда; 3)

высокий удельный вес неэффективных, убыточных и малорентабельных по своей природе предприятий; 4)

низкая инвестиционная активность, отсутствие мотивированной ориентации на ускоренное внедрение новых технологий; 5)

сопротивление процессу реформирования со стороны тех слоев общества, у которых низка мотивация к высокопроизводительному и высокоинтенсивному труду и высоко потребительское отношение к государству и к национальному производству; 6)

люмперизация общества; 7)

коррупция в области государственного управления экономикой, отсутствие критической массы эффективных частных собственников, низкая культура предпринимательства.

Система государственного регулирования. В соответствии с функциями складывается система государственного регулирования национальной экономики - совокупность мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям (53, с.207).

В современных условиях государственное регулирование - составная часть процесса национального воспроизводства.

Объектом регулирования выступают условия, процессы, отношения, элементы и сектора национальной экономики, а также террито рии или регионы, функционирование которых не обеспечивается должным образом на основе рыночного саморегулирования.

Перечень таких объектов государственного регулирования непрерывно меняется и конкретизируется под воздействием реальных экономических процессов. Однако постоянно в центре внимания остаются главные индикаторы социально-экономического развития, вопросы денежно-кредитной сферы, валютного и финансового рынка, а также задачи,’которые вытекают из «классических» функций государства.

Рис. 11.6. Основные методы государственного регулирования национальной экономики

Как отмечено на рис. 11.6, в целом выделяются две основные группы методов воздействия на социально-экономические процессы со стороны государства: экономические и административные.

Экономические методы предполагают формирование общих условий хозяйствования, а также соответствующей экономической заинтересованности хозяйствующего субъекта в осуществлении определенных действий.

Право принимать те или иные решения остается за самим хозяйствующим субъектов.

Косвенные экономические методы формируют лишь общие предпосылки для соответствующей хозяйственной деятельности, для выбора конкретного варианта решения. Они не нарушают рыночной ситуации, не носят запретительного характера.

Так, государство может развивать рыночную инфраструктуру, совершенствовать денежное обращение, активно обустраивать пограничную инфраструктуру и т. п.

Однако такие действия не обязывают предприятие или фирму, домашнее хозяйство принимать конкретные решения.

Прямые экономические методы предполагают стимулирование деловой активности, прямое воздействие на экономический интерес хозяйствующего субъекта. Например, для этого в денежно-кредитной сфере используются процентные ставки, изменяются нормативы формирования обязательных резервов, порядок проведения операций на финансовом и валютном рынках и т. д. Изменение налогообложения также касается всех хозяйствующих субъектов, поэтому активно используется как метод экономического регулирования.

Особую возможность влиять на экономическую ситуацию открывает присутствие государственного сектора национальной экономики. Государственный сеетор предстает как материальная основа для выполнения державой всех своих функций., Его функционирование, изменение стратегии развития государственных предприятий оказывают прямое воздействие на изменение рыночных экономических условий.

К прямым экономическим методам регулирования национального воспроизводства следует отнести подсистему государственных закупок, маневрирование бюджетными средствами, формирование различных фондов, финансирование за счет государственных средств структурных сдвигов, предоставление хозяйствующим субъектам льгот, субвенций и субсидий, а также введение жестких бюджетных ограничений.

Прямые экономические методы максимально адекватны природе рыночных отношений. Государство выступает как активный хозяйствующий субъект, влияет на рыночную конъюнктуру, цены факторов производства и величину спроса и предложения, перелив капитала.

Административные методы - это, прежде всего, команда, приказ или распоряжение, направляемые по конкретному адресу.

Надо признать, что определенный перечень задач социально-экономического развития, направленных на стабилизацию национальной экономической системы, решаются только с использованием административных методов. Их преимущество - оперативное достижение необходимого результата.

Административные (распорядительные) методы проявляются, когда, например, правительство замораживает уровень зарплаты и цен, жестко фиксирует обменный курс национальной денежной единицы.

Такие административные методы используются при регулировании деятельности естественных монополий, введении лицензирования хозяйственной деятельности или квотирования, организации прямого государственного контроля за качеством товаров (сертификация, регистрация). В основе применения административных распорядительных методов лежит сила и авторитет государства.

Несоблюдение административных распоряжений грозит многими неприятностями. Хозяйствующие субъекты вынуждены выполнять решения государства, руководствоваться поступившими в их адрес административными предписаниями.

Административные (правовые) регуляторы формально не выглядят слишком жесткими. Например, в норму закона могут быть включены сложившиеся традиции (неформальные институты) или длительное время существующие отношения. В данных случаях закон лишь создает институциональное окружение для хозяйствующей деятельности. В законе, в отличие от телеграммы из министерства и т. д., не упоминаются конкретные адреса и фамилии. Закон устанавливает обязательные нормы поведения. Однако на практике министерства и ведомства всегда стремятся сами, на основе принятого закона, разработать и довести хозяйствующим субъектам свои нормативные документы (инструкции, рекомендации, разъяснения и т. п.).

Методы государственного регулирования всегда принимают организационную или институциональную форму. Не случайно для контроля за выполнением законодательных актов государство создает соответствующие министерства, ведомства и комитеты. Чем активнее государственное регулирование и чем больше министерств (ведомств), тем дороже становится государство.

Не случайное условиях СССР насчитывалось свыше 900 министерств и ведомств.

Следует отметить, что разграничение на экономические и административные методы всегда имеет условный характер. Так, разработке того или иного «экономического метода» воздействия всеща предшествует принятие в высших эшелонах государственной власти соответствующего административного решения.

Очень часто к экономическим методам относят, например, инструменты денежно-кредитной или налоговой политики. Вместе с тем в де нежно-кредитной сфере используются не только экономические (процентная ставка и т. д.), но и административные методы (замораживание счета, блокировка расчетов, изменение нормы обязательных резервов).

В сфере налогов также тот или иной сбор воздействует на экономический интерес. Налоги далеко не всегда имеют адресный характер, однако оказывают прямое воздействие на экономическое поведение хозяйствующих субъектов. Введение или отмена ранее существовавшей налоговой льготы - это уже прямой экономический метод воздействия.

В заключение данного раздела подчеркнем, что рыночное саморегулирование и государственное регулирование в экономической системе современного типа составляют единый механизм. Сегодня идея единства плана и рынка уже никого особо не смущает. «Невидимая рука» рынка (А. Смит) сплошь и рядом дополняется открытым «ручным управлением» со стороны ассоциаций, монополий и государства.

По оценке американского экономиста П. Самуэльсона, управлять национальной экономикой в отсутствие того или другого - все равно, что пытаться аплодировать одной рукой.

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Функции государства - это основные направления его деятельности, посредством которых реализуется назначение государства как политической организации, добившейся стабильности в обществе. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. Ведь переход к рынку от высокоцентрализованной и административно управляемой экономики должен быть целенаправленным, в противном случае революционный слом старого механизма приведет к экономическим разрушениям и стагнации, подрыву государственности.
Можно выделить две группы регулирующих функций государства: по созданию условий эффективной работы рынка и по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.
К первой группе относится функция обеспечения правовой базы и создания общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также функции стимулирования и за-щиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде, создания и развития рыночной инфраструктуры.
Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике, но если в развитой рыночной экономике обеспечение правовой базы реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то в переходной экономике необходимо заново создавать всю базу хозяйствования. Правовая база переходной экономики, доставшаяся в наследство от командной экономики и ориентированная на директивное, централизованное руководство хозяйством, не соответствует новой рыночной модели экономики, она во многом должна быть создана заново.
Создание новой правовой базы хозяйствования - далеко не простое дело, ибо законы разрабатывают, принимают и исполняют люди, еще недавно жившие в условиях, которые сегодня они призваны существенно изменить. Кроме того, многое в жизни общества меняется. Принимая законы, нужно уметь предвидеть будущее, поскольку правовая основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения в хозяйственном законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику.
Государству принадлежит важная роль в стимулировании и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного периода, реализация данной функции приобретает особое значение. Ведь там, где существует монополистическая власть, механизм цен не может обеспечить эффективное использование ресурсов. Монополия нарушает рыночную конкуренцию, делая ее в раде случаев несостоятельной. Поэтому, во-первых, нужны законы, которые бы разрешали и стимулировали предпринимателей открывать новые фирмы. Во-вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков. В-третьих, следует открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. В-четвертых, должны быть законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие монополистические объединения и соглашения относительно цен.
Формирование рыночной системы предполагает обеспечение экономической и политической стабильности. Это необходимо, с одной стороны, для нарождающегося внутреннего бизнеса, а с другой - для привлечения иностранного капитала.
Необходимость реализации государством стабилизационной функции обусловлена кризисным состоянием переходной экономики, для которой характерны снижение экономической активности и спад производства, высокий уровень инфляции, тяжелое финансовое положение предприятий и снижение инвестиционной активности, безработица и падение уровня жизни большей части населения. В таких условиях резкое "сбрасывание" экономических проблем на рыночные механизмы саморазвития на основе рецептов монетаристской доктрины еще более ухудшит рыночную ситуацию. К тому же использовать сугубо рыночные формы невозможно, потому что система рыночных институтов, через которые можно было бы воздействовать на экономическую материю, в переходной экономике отсутствует или находится в эмбриональном состоянии.
Государство призвано сыграть существенную роль в становлении рынка и его сегментов, институтов и инфраструктуры. Именно государство институционально формирует структуру рынка: рынок товаров и услуг; финансовый рынок, включающий в себя межбанковский рынок, валютный рынок, рынок ценных бумаг, рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов; рынок труда. Государство активно участвует в создании инфраструктуры рынка: банки, биржи (товарные, сырьевые, фондовые), холдинги, корпорации, биржи труда и т.д.
Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов и распределения доходов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.
Государство помимо функций чисто переходного характера выполняет функции, регулирующие макроэкономические пропорции, оказывающие стабилизирующее воздействие на экономику. На первый план выходят экономические методы регулирования. Решение таких макроэкономических задач, как преодоление кризисных явлений в экономике, спад производства, сдерживание инфляции, проведение структурной перестройки, решение проблем социальной защиты граждан может быть реализовано только с помощью гибкого применения комплекса инструментов фискальной и кредитно-де-нежной политики.
Целенаправленная реализация государством функции экономической стабилизации должна обеспечить не только равновесие в сложившихся условиях, но и выход из кризиса. Этого можно достичь на основе разработки и реализации научно обоснованной модели становления и развития рыночной системы, построенной с учетом сложившихся условий, внутренних и внешних факторов экономического развития.
Переход к рыночной экономике сопровождается резким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения. Причем этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая снижение жизненного уровня населения. Государство вынуждено более интенсивно участвовать в регулировании распределительных процессов, происходящих в переходной экономике. Цель государственного вмешательства - сократить различия в размерах доходов между отдельными субъектами путем их перераспределения.
При этом главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам, поскольку возможности увеличения налогообложения ограничены. Высокие налоги снижают условную активность. Не безграничны и возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов. Значительное увеличение их размеров и продолжительность выплат ослабляют стимулы к труду, что отрицательно влияет как на экономику, так и на социальную атмосферу в обществе.
Посредством определенных финансово-бюджетных инструментов (дополнительное налогообложение или предоставление субси- дий) государство получает возможность предотвращать негативные и стимулировать позитивные явления в экономике.
В тех сферах, где рынок не способен в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных товарах", государство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и призвано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.
Регулирующие функции государство выполняет посредством административных или экономических методов. Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу хозяйствования. Они преобладали в командной экономике. Экономические методы адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг.
Литература
Бузгалии А.В. Переходная экономика. М., 1994.
Гайгер Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика: Учебник. М., 1996.
Курс переходной экономики: Учебник /Под ред. Л.И.Абалкина. М., 1997. Курс экономической теории /Под общ. ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. Киров, 1995.
МясниковичМ.В. Становление рыночной экономики Республики Беларусь. Мн., 1995.
Основы теории переходной экономики (Вводный курс): Учеб. пособие /Под ред. Е.А.Киселевой, М.Н.Чепурина. Киров, 1996.
Рыночное реформирование экономики. Беларусь. Мн., 1997. Вып. 2. Теория переходной экономики. Т.1. Микроэкономика: Учеб. пособие /Под ред.
В.Герасименко. М., 1997.
Шимов В.Н. Становление развития социально ориентированной экономики в Республике Беларусь: актуальные проблемы //Белорус, экон. журн. 1997. N° 1.
8-12.
Экономика переходного периода: Учеб. пособие /Под ред. В.В.Радаева и др. М., 1995.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы в том, что в обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики - форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу. Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.

Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции. В качестве основных методов влияния на экономику для достижения необходимых обществу результатов государство использует методы прямого и косвенного воздействия. Использование этих методов предполагает применение характерных для них приемов и средств.

Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Капканщиков С. Г., Кушлин В. И., Харченко Е. В., Мельников В. В., Лев М. Ю., Сулейманова Е. В., Васильев В. П., Ершов В. А. и др.

Целью данной работы является раскрытие методов государственного регулирования экономики, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

Описать функции государственного регулирования экономики;

Выявить границы государственного регулирования экономики;

Проанализировать методы государственного регулирования экономики.

Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.

Функции государственного регулирования экономики

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во – первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во – вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

Новое на сайте

>

Самое популярное