Домой Микрозаймы Государственная программа импортозамещения. Россия: Импорт взлетел, указывая на провал политики импортозамещения

Государственная программа импортозамещения. Россия: Импорт взлетел, указывая на провал политики импортозамещения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Сущность импортозамещения и его формирование в России

2. Импортозамещение в России по отраслям экономики

3. Перспективы реализации стратегии импортозамещения в России

Заключение

Список литературы

Введение

Российская экономика зависима от импорта. Несмотря на то что российский экспорт преобладает над импортом внутри страны сложилась не однозначная обстановка Россия экспортирует в основном нефть и нефтепродукты, газ, уголь, металлургическую и химическую продукцию, вооружения, некоторые виды продовольствия. При этом Россия импортирует машины и оборудование, автомобили, медикаменты, чёрные металлы, мясо свежее и мороженое, напитки алкогольные и безалкогольные, одежда, мебель, дизельное топливо, бензин, каучук и много другое. Вследствие этого происходит сильнейшая экономическая и политическая зависимость России от других стран, в частности США.

Если на момент распад СССР у российской экономики еще оставались производственные и технические мощности, то спустя двадцать два года производственный потенциал российской экономики значительно сократился, были навсегда утеряно множество наукоемких технологий. В этих условиях создание благоприятной экономической среды является одной из ключевых задач государства, и ее выполнение достигается различными способами, одним из которых и является стратегия импортозамещения.

Целью данной работы является анализ роли импортозамещения в экономике России. В свою очередь, поставленная в работе цель, определяет необходимость решения следующих задач:

* анализ сущности импортозамещения;

* изучение импортозамещения в различных отечественных отраслях промышленности;

* анализ стратегии дальнейшего развития импортозамещения в нашей стране.

1. Сущность импортозамещения и его формирование в России

Импортозамещение в России -- замещение импорта в Россию товарами, произведёнными российскими производителями, то есть внутри страны. Для стимулирования замещения импорта российскими товарами применяется, в частности, таможенно-тарифное (пошлины) и нетарифное (квоты, лицензирование ввоза) регулирования, а также субсидирование и другие виды господдержки производств в России.

Значительное импортозамещение наблюдалось в России после сильной девальвации рубля, произошедшей в 1998 году. В 1998 году объём импорта в Россию сократился на 20 % (до $74 млрд), в 1999 году -- ещё на 28 % (до $53 млрд). При этом возросший после кризиса спрос на отечественную продукцию был достаточно легко удовлетворён на экстенсивной основе за счёт незагруженных производственных мощностей. Вызванное девальвацией снижение импорта стало важнейшим фактором экономического роста. Особенно сильное благотворное влияние фактор импортозамещения оказал на обрабатывающие производства в 1999--2000 годах. По оценке ряда экономистов, рост ВВП и промышленного производства в России, произошедший в 1999 году, на 25 % был обязан процессу импортозамещения.

27 мая 2009 года Путин заявил, что против тотального импортозамещения и считает его необходимым только в стратегически важных отраслях экономики. «Не считаю, что импортозамещение -- это самоцель» , -- сказал Путин. По словам Путина, также неприемлемы рассуждения о том, что в России производят товары не хуже, чем за рубежом. «Это уже порочный подход к решению проблемы инновационного развития. Что значит не хуже. Мы должны делать дешевле и лучше. Или вообще не делать. Может быть легче купить?» , -- сказал Путин. Он отметил, что когда речь идет об обороноспособности государства и тех сферах деятельности, без которых невозможно обеспечить его существование, нужно «даже задорого, но производить у себя» . «Если мы говорим в целом об экономике, то нет смысла заниматься импортозамещением, если можно купить задешево. Если мы все время будем стремиться догонять, мы всегда будем в отстающих» , -- заявил Путин.

5 ноября 2009 года Путин заявил, что программы импортозамещения действуют во многих отраслях реального сектора экономики, прежде всего там, где у России имеются очевидные конкурентные преимущества, такие, как доступное сырьё, большой внутренний рынок, многолетние традиции и опыт. Путин привёл в качестве примеров таких отраслей лесную промышленность, лёгкую промышленность, фармацевтику, автомобилестроение. По мнению Путина, импортозамещение не является самоцелью, и иногда выгоднее эффективно функционировать в рамках международного разделения труда, получать дешёвый качественный продукт за границей. Но в некоторых случаях Россия должна уделять внимание импортозамещению. Потому что даже там, где на первый взгляд не пахнет, скажем, обороной и безопасностью, в конечном итоге многие вещи, связанные с оборонкой, лежат в сфере гражданского производства. Путин подчеркнул, что цель -- это не закрытие внутреннего рынка и консервация отсталости, а, наоборот, создание по-настоящему конкурентоспособных новых производств, выпускающих качественные и востребованные потребительские товары. Например, уже сегодня автомобили, выпускаемые в России, особенно с участием зарубежных инвесторов, полностью соответствуют мировым стандартам качества.

В марте 2012 года заведующий лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста Высшей школы экономики Владимир Бессонов заявил, что наблюдаемое в последнее время замедление темпов роста импорта в Россию является результатом осмысленной экономической политики государства по поддержке внутреннего производителя и импортозамещению. Бессонов сказал: «В последние месяцы импорт вообще перестал расти. Мы вытесняем импорт, и это следствие нашего экономического подъёма. Яркий пример тому -- автопром. Поддержка внутреннего производства привела к тому, что легковые автомобили, сделанные в России, по объёму превзошли докризисный уровень, а импорт при этом достиг лишь 50 % от того, что было на пике перед кризисом. В стоимостном выражении развитие автопрома сократило импорт примерно на $20 млрд за год. Аналогичная ситуация наблюдается и в сельском хозяйстве» . По мнению Бессонова, в настоящее время имеет место долгосрочная позитивная тенденция импортозамещения, и, если рост импорта продолжится, то он будет не «вредным», а «полезным» -- инвестиционным.

В конце 2013 -- начале 2014 года курс рубля значительно снизился, что способствовало импортозамещению. Это проявилось в снижении импорта и высоким темпам роста в ряде отраслей, ориентированных на внутренний рынок.

В начале 2014 года произошёл кризис в международных отношениях, связанный с событиями вокруг Украины. Ряд западных стран объявили о возможном введении жёстких санкций в отношении российской экономики. Это активизировало процесс импортозамещения в России, в том числе и на уровне государственной политики. В марте Дмитрий Медведев обозначил импортозамещение как один из приоритетов для России. По словам Медведева, потенциал страны позволяет производить самостоятельно большой спектр товаров. «Всего делать невозможно. Глобальная экономика, глобальные технологии развиваются, но очень многие вещи, которые мы покупаем, мы способны делать сами» , -- сказал он.

В мае глава Минпромторга России Денис Мантуров прокомментировал возможные последствия санкций со стороны западных стран. По его словам, российское правительство готово к любому развитию событий, одной из контрмер будет ускорение политики по импортозамещению. Мантуров сказал, что в настоящий момент по гражданским отраслям промышленности отказов в поставках продукции нет, но если они появятся российским промышленникам понадобится от 6 месяцев до 2,5 года, чтобы наладить выпуск недостающей продукции. По его словам, Минпромторг также определил альтернативных поставщиков по всем производителям изделий и комплектующих с Украины: их могут сменить производители из стран Таможенного союза ЕврАзЭС.

23 мая Путин заявил, что Россия будет проводить «активную политику импортозамещения» в соответствии с нормами ВТО и обязательствами перед партнёрами Евразийскому экономическому союзу. При этом сказал, что поддержка импортозамещения будет осуществляться только в тех направлениях, где это перспективно, где российские производители могут и должны быть конкурентоспособными. Путин также сказал: «За счёт модернизации промышленности, строительства новых предприятий, локализации конкурентного производства в России мы сможем <...> не нарушая норм международной торговли, не вводя каких-либо ограничений и барьеров, -- существенно сократить импорт по многим позициям, вернуть собственный рынок национальным производителям. Это в том числе производство программного обеспечения, радиоэлектронного оборудования, энергетического оборудования, это текстильная промышленность и это, конечно, рынок продовольствия. Считаю необходимым в короткие сроки проанализировать возможности конкурентного импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве и уже к осени определить, какие товары для государственных и муниципальных нужд будут закупаться исключительно или преимущественно у российских производителей, а также у компаний государств -- членов Таможенного союза. <...> При этом будет разработан целый пакет мер по поддержке отечественных предприятий, способных производить такую конкурентную продукцию, в том числе будет создан специальный фонд развития отечественной промышленности.»

В октябре было сообщено, что правительство России готовит полный запрет для госкомпаний на закупки импортной автотехники, продукции металлургии и тяжёлого машиностроения. Обойти ограничения можно через лизинговые схемы и доказав, что соответствующая продукция не выпускается в России.

2. Импортозамещение в России по отраслям экономики

Пищевая продукция

В январе 2010 года министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник заявила, что импортозамещение становится одной из стратегических задач российского АПК. Наряду с инновациями, формированием инфраструктуры продовольственного рынка, модернизацией материально-технической базы, развитием малого бизнеса, её решение будет способствовать дальнейшему устойчивому развитию отрасли.

Одним из результатов происходившего в последние годы импортозамещения стало то, что производство кондитерских изделий, хлебобулочных изделий, безалкогольных напитков для внутреннего рынка к 2007 году было практически полностью перенесено в Россию.

Мясная продукция

В последние годы в России произошло сильное импортозамещение на рынке мяса и мясных продуктов. После 2008 года мясной импорт в Россию стал падать при продолжающемся интенсивном росте внутреннего производства. В результате в 2011 году импорт мяса и мясопродуктов в Россию составил 2,69 млн тонн, что равнялось лишь 36 % от российского производства этой продукции (в 2008 году он составлял 52 %).

В 2013 году снижение импорта мяса в Россию при одновременном росте внутреннего производства продолжилось. В конце октября 2013 года ФТС сообщила, что с начала года в Россию было импортировано 1,25 млн тонн мяса, что на 13 % меньше, чем за прошлогодний аналогичный период. Импорт говядины снизился на 16 % -- до 431 тыс. тонн, свинины -- на 15 %, до 479 тыс. тонн, мяса птицы -- на 6 %, до 343 тыс. тонн. В свою очередь, Минсельхоз сообщил, что за первые девять месяцев года производство скота и птицы составило 8,12 млн тонн, что на 6 % больше прошлогоднего показателя.

На рынке готовых мясных изделий импорт был почти полностью вытеснен продукцией российского производства. В июне 2012 года глава Мясного союза Мушег Мамиконян заявил, что введённые более десяти лет назад защитные меры от импорта готовых мясных изделий привели к максимальному импортозамещению на российском рынке мясопродуктов, и доля продукции российского производства на рынке в настоящее время составляет более 95 %. По мнению Мамиконяна, импортозамещение и экспорт мясной продукции стали возможны в последнее время благодаря защите рынка от импорта и снижению стоимости привлечения финансов для производства (например, субсидированию из бюджета процентных ставок по кредитам).

Овощи и бахчевые культуры

В последние годы импорт овощей и бахчевых культур в Россию значительно снизился при одновременном росте их производства в России. В результате, если в 2008 году соотношение импорта к производству составляло 32 %, то к 2012 году оно опустилось почти два раза (до 17 %).

В середине 2013 года отмечалось, что за последнее время Россия сократила импорт овощей борщового набора более чем в два раза, а картофеля -- более чем в пять раз. Руководитель проекта АПК-ИнформТатьяна Гетьман тогда заявила: «Снижение импорта овощей борщевого набора в Россию обусловлено бурным развитием внутреннего их производства в Российской Федерации и серьёзными инвестициями в инфраструктуру хранения, доработки и упаковки продукции в 2008--2012 годах. Продолжая пристально следить за развитием этого сегмента плодоовощного бизнеса в России, мы можем спрогнозировать, что уже через пять лет Россия сможет почти полностью отказаться от импорта капусты и свеклы, а также еще более резко сократить импорт лука, моркови и картофеля, благодаря развитию внутреннего производства» .

Подсолнечное масло

Ярким примером импортозамещения в России является подсолнечное масло. Во второй половине 1990-х годов его средний импорт в Россию составлял более 250 тыс. тонн в год при среднем производстве в России 800 тыс. тонн в год. К 2011 году импорт сократился до 90 тыс. тонн за год, то есть в два с лишним раза, а его российское производство составило 2,5 млн тонн в год, увеличившись в три раза.

Сахар

Импорт сахара-сырца в Россию достиг пика в 1999 году, составив 5,8 млн тонн, что в три с лишним раза превысило внутрироссийское производство сахара (1,7 млн тонн). В 2000-х годах произошёл значительный рост производства сахара при одновременном падении его импорта. В 2011 году импорт составил 2,3 млн тонн, а производство -- 4,8 млн тонн. Таким образом, сахар-сырец отечественного производства стал доминировать на российском рынке, потеснив импорт.

Лекарства

В марте 2009 года было сообщено, что Минпромторг готов внести в правительство «Стратегию развития фармацевтической промышленности РФ до 2020 года». В проекте стратегии особо отмечено: нынешнее «ослабление рубля создает предпосылки для более ускоренного импортозамещения». Документ предполагает, что к 2020 году доля продукции отечественного производства на внутреннем рынке вырастет с 20 % в 2007 году до 50 %. Также, согласно документу, к 2020 году на территории РФ должны производиться фармацевтические субстанции, необходимые для выпуска 50 % готовых лекарств.

В ноябре 2009 года состоялась рабочая встреча президента Медведева с министром здравоохранения и социального развития Татьяной Голиковой. Медведев напомнил о поставленной им задаче -- заняться фармацевтической промышленностью и иметь перечень стратегически важных лекарственных препаратов, которые должны производиться в России, чтобы обеспечить независимость от иностранных поставщиков. Голикова сообщила о том, что Правительство в ближайшее время рассмотрит соответствующий законопроект, и объяснила, на каких принципах строится работа Министерства по импортозамещению.

С декабря 2006 года в Кирове ведётся строительство завода по производству препаратов крови. Проектная мощность завода составляет до 600 тонн перерабатываемой донорской плазмы в год. Строительство этого завода, функционирование лабораторного комплекса и плазмоцентров -- это первый инновационный проект создания современного промышленного производства вирусобезопасных препаратов плазмы крови в России, который позволит обеспечить импортозамещение в одном из самых затратных сегментов фармацевтического рынка.

29 декабря 2010 года правительство России одобрило федеральную целевую программу по развитию фармацевтической и медицинской промышленности. Программа рассчитана на 10 лет. Её объём -- 188 млрд рублей, из которых 154 млрд -- это НИОКРы. Эти НИОКРы, 154 с лишним миллиарда рублей, разделены на два направления: модернизационное и инновационное. Одна треть примерно -- это модернизация действующих производств, модернизация новых технологий, но технологий с уже достигнутого уровня, то есть постановка на производство импортозамещающих лекарственных средств. Программа на первом этапе будет иметь в качестве продукта и результата в первую очередь импортозамещающий потенциал. Предполагается, что к 2015 году, на середине этой программы, 90 % стратегических лекарств, 90 % жизненно важных средств будет производиться уже российскими предприятиями.

В апреле 2014 года в Рязанской области открылся биотехнологический комплекс «ФОРТ». Его производственные мощности позволяют выпускать 40 млн доз вакцин против сезонного гриппа или 120 млн доз против пандемического; 20 млн доз других противовирусных вакцин, 100 млн доз рекомбинантных фармацевтических белков, до 500 млн специальных лекарственных форм биопрепаратов. Комплекс способствует импортозамещению лекарственных средств, закрывая своим производством самое уязвимое место российской фармацевтики: отсутствие субстанций. «ФОРТ» обеспечит полный цикл производства оригинальных медицинских биотехнологических препаратов, начиная с субстанций.

Бумага

3 марта 2013 года новая бумагоделательная машина группы «Илим», построенная в рамках инвестиционного проекта «Большая Коряжма», выпустила свою первую бумагу. В результате реализации проекта в Коряжме начала работу самая современная в России бумагоделательная машина, которая будет производить более 150 тыс. тонн офисной бумаги. С осени 2013 года компания начала выпуск чистоцеллюлозной мелованной бумаги, что сделало группу первым и единственным российским производителем этой продукции. Председатель совета директоров группы «Илим» Захар Смушкин заявил: «Новое бумажное производство -- это только первый значительный шаг развития нашего комбината в Коряжме. Мы последовательно идем по пути увеличения в Коряжме производства конечной продукции с высокой добавленной стоимостью, ориентированной на потребности российского рынка и импортозамещение. И эта работа будет продолжена» .

Автомобили

В последние годы в России наблюдается импортозамещение на рынке автомобилей. Импортозамещению способствуют такие факторы, как соглашения о промсборке (о производстве иномарок в России), утилизационный сбор, ослабление курса рубля. В 2009--2012 годах доля локально выпущенных иномарок на российском рынке выросла почти вдвое -- до 44 %.

В общих продажах автомобилей Renault в России на автомобили местного производства приходится около 95 %. В 2012 году около 60 % всех проданных в России автомобилей концерна Volkswagen было произведено здесь же. «Мы ожидаем, что в последующие годы эта доля будет расти» , -- заявил представить Volkswagen"а.

По прогнозу «Автостата», доля импорта на автомобильном рынке будет снижаться как минимум до 2017 года (до 32 %).

3. Перспективы реализации стратегии импортозамещения в России

Модернизация является сегодня одной из наиболее популярных тем в экономических и политических кругах. Вообще нужно отметить, что попытки изменить сырьевую направленность экономики России продолжаются уже давно, только их результаты не самые успешные. Так в 2010 г. доля нефти и газа в совокупной стоимости экспорта в 2011 г. составила 2/3, еще 15% приходится на экспорт других ископаемых ресурсов, а доля экспорта высокотехнологичной продукции составила всего 9%, в основном благодаря экспорту вооружений. Зато доля импорта машин, оборудования и транспортных средств превышает 44%.

Тема модернизации стала особенно актуальной в конце 2009 г., можно сказать, что финансовый кризис 2008 г. был одной из причин роста этого интереса. Благодаря нему стало понятно, что высокая доля сырья в экспорте делает нашу страну зависимой от мировой конъюнктуры цен на нефть и газ и поэтому легко уязвимой. Нужно так же учесть значительное увеличение вовлеченности всех стран в мировую экономику в процессе глобализации. Поэтому когда ситуация стабилизировалась, наше государство решило сконцентрировать свои усилия на развитии инноваций и в целом на производстве. импортозамещение ввоз сырьевой модернизация

Так, в 2010 г. была разработана стратегия модернизации и выбрано семь стратегических отраслей: энергетика, космос, информационные технологии, оборона, связь, транспорт и нанотехнологии, на которых были сконцентрированы максимальные усилия по реализации процесса модернизации. Конечно, подобная концентрация усилий важный шаг, но помимо этого государство должно развивать промышленность страны в целом, так как модернизация только нескольких секторов не может выправить общую ситуацию в экономике. Это лишь приведет к росту разрыва между уровнем развития отраслей, который и сейчас достаточно велик. В сегодняшней ситуации целесообразней будет начать с создания комфортных условий для предпринимательства и добросовестной конкуренции, что в свою очередь будет способствовать росту инновационной инициативы и модернизации.

Таким образом, создание благоприятной экономической среды - это одна из ключевых задач государства, и ее выполнение достигается различными способами, один из которых будет описан в данной статье, а именно стратегия импортозамещения.

Импортозамещение, представляет собой тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. Результатом импортозамещения должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции посредством стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью.

Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий, образования широких слоев населения.

Сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий применяемых на предприятиях, развитие инноваций. И это особенно актуально для страны, уровень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует.

Поэтапно развивающееся импортозамещение ведет к

Росту занятости населения, и как следствие снижению безработицы и повышению уровня жизни;

Повышению уровня научно-технического прогресса и как следствие уровня образования;

Укреплению экономической и продовольственной безопасности страны;

Росту спроса на товары внутреннего производства, что в свою очередь стимулирует развитие экономики страны, расширение производственных мощностей;

Сохранению валютной выручки внутри страны и как следствие росту валютных резервов и улучшению торгового баланса страны.

Политика импортозамещения основывается на создании благоприятной среды для роста национальной промышленности. Сторонники данной концепции утверждают, что устойчивое экономическое развитие государства возможно лишь в случае существенного увеличения уровня промышленного самообеспечения, увеличения объемов выпуска продукции внутри страны. Ставка на самообеспеченность является следствием нестабильности процессов, происходящих в мировой экономике, настороженным отношением к иностранному капиталу. Но здесь следует напомнить, что при реализации импортозамещения основным источником средств для придания экономике первоначально импульса роста останутся доходы экспортного сектора. Таким образом, не нужно забывать о том, что создаваемый на импортозамещающих производствах товар должен быть ориентирован не только на внутренний рынок, но и на внешний, поскольку только в этом случае уровень конкурентоспособности продукции будет приемлемым и достигнутые в результате успехи не будут бесславно потеряны при возвращении к привычному для данной страны курсу. То есть нужно развивать не только производство определенных отраслей внутри страны, но и повышать уровень развития экономики, социальной сферы, инфраструктуры, делая саму страну способной на равных конкурировать с развитыми промышленными странами.

Нужно понимать, что импортозамещение - это стратегия догоняющего, которая должна не просто привести к становлению определенного производства, но становлению этого производства на более высоком, чем у конкурентов уровне. Развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей позволит выйти на мировой рынок и сократить зависимость от сырьевых рынков. Защита отечественного производителя не должна приводить к застою в промышленности, поскольку ограничение конкуренции со стороны импортных производителей, может снизить желание организации заниматься развитием инноваций, повышением конкурентоспособности производимого товара и привести к полной зависимости компании от государственных субсидий. Нужно понимать, что невозможно только копировать необходимые производства, нужно так же развивать и собственные технологии. В современных условиях научно-технический потенциал и умение его использовать стал одним из важнейших показателей уровня развития страны и ее места в мировой системе. Но развитие производства на высоком уровне невозможно без соответствующих кадров. Мы должны стремиться к тому, что бы вырастить свои профессиональные кадры и возможно для этого нужно привлекать интересующих нас профессионалов из-за границы. Все это требует развития институтов, повышения зарплат, разработки специальных программ для ученых и улучшения их социального содержания. Если государство не готово уделять этой проблеме достаточно внимания, то вопрос развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей не удастся разрешить.

Так же не нужно забывать и про венчурное финансирование, которое дает стимулы для инноваций.

Инвестиции так же являются одним из основополагающих элементов развития промышленных отраслей страны. Привлекая капитал либо напрямую, либо путем создания подходящих условия для ведения бизнеса, государство стимулирует развитие тех отраслей промышленности, куда направляются денежные средства. Но тут важно отметить, что, как правило, инвесторов интересуют отрасли, обеспечивающие наибольшую прибыль и скорость возврата вложений, а наукоемкое и высокотехнологичное производство вряд ли будет обладать этими параметрами. Поэтому здесь очень важна политика государства, с тем, что бы создать комфортные условия, которые будут привлекательны для инвесторов (налоговые преференции, освобождение от таможенных пошлин и прочее).

Необходимо так же отметить важность участия отечественных компаний в цепочках транснациональных корпораций, что позволяет с гораздо меньшими затратами начинать развитие новых производств. Помощь транснациональных корпораций выражается не только в финансировании, но и в становлении наукоемких технологий и производств, которые могут быть слабо развиты в стране. Очень часто транснациональные корпорации, столкнувшиеся с различными рода ограничениями импорта, невысокой платежеспособностью развивающихся стран, вынуждены идти на замену экспорта товаров вывозом капитала для налаживания соответствующих производств на месте, что приводит к росту конкуренции, борьбе за снижение издержек производства и соответственно развитию наукоемких производств. Все это способствует росту индустриализации страны и росту ее конкурентоспособности.

Поскольку импортозамещение является государственной стратегией, то именно государство играет важную роль в ее реализации. Например, одним из основных направлений в реализации данной стратегии является формирование внутреннего спроса, как со стороны государства (госзакупки, госинвестиции), так и со стороны населения. Государство может активно размещать госзаказы в малом и среднем секторах экономики, устанавливать преференций поставщикам российских товаров при выполнении госзаказов. Предоставление госинвестиций на строительство инфраструктуры, жилья, так же приведет к увеличению спроса. Рост платежеспособности населения можно стимулировать увеличением пенсии и заработных плат.

Отмечая положительные моменты, которые несет в себе импортозамещение, не нужно забывать и о его недостатках. Говоря о данной стратегии, необходимо понимать, что это определенная форма неопротекционизма и она в какой-то мере противоречит принципам свободной международной торговли. Протекционизм как мера защиты внутреннего рынка и бизнеса, ведет к тому, что отечественные предприятия, зачастую работая неэффективно, тем не менее, получают прибыли, пользуясь своим монопольным положением и взвинчивая цены. Таким образом, последствия использования тарифных механизмов и прочих протекционистских барьеров должны быть взвешены и тщательно проанализированы, для того чтобы не допустить слепого ограничения конкуренции.

Так же политика импортозамещения может привести к росту коррупции, поскольку это государственная программа, которая претворяется в жизнь путем субсидирования определенных направлений производства, то роль чиновничьего аппарата здесь значительно возрастает, что ведет к росту вседозволенности. И здесь, задача государства чрезвычайно сложна, поскольку коррупция остается одной из главных проблем нашей страны и причиной многих остальных.

Говоря о стремлении страны к импортозамещению, необходимо понимать, что ни одна страна мира не может отказаться целиком и полностью от импорта и создать у себя экономически эффективное производство во всех отраслях. Существующее ограничение по имеющимся ресурсам делает это невозможным. Так же определенный набор высококачественных и технологичных импортных товаров заменять просто нецелесообразно ввиду недостаточной развитости или отсутствия национальных технологий и производств. Стремление начать производство какого-либо товара на своей территории при недостаточных мощностях или ресурсах может привести к еще большей зависимости от импорта - компания начинает закупать еще больше сырья для производства более широкого ассортимента продукции необходимого для создания конкретного товара. В результате производимый товар вряд ли будет дешевле и конкурентоспособнее импортного. Поэтому говоря о импортозамещении нужно скорее ориентироваться на те отрасли, где страна либо имеет отраслевое преимущество, либо может его получить. Именно на подобных преимуществах основывается международное разделение труда, которое предполагает специализацию на производстве отдельных видов товаров, рост производительности труда, развитие обмена, научно-технического прогресса, и в результате углубление процесса интеграции в мировую экономику, и на этой базе повышение уровня жизни населения. А если развитие данной отрасли не даст нам экономических преимуществ, а возможно даже принесет убытки, то от этого лучше отказаться. Причем выбирая приоритетные направления, разумно ограничиться несколькими наиболее значимыми отраслями, распыление на множество может значительно усложнить задачу. Примером могут служить такие страны, как Финляндия и Чили. Финляндия 15 лет назад сконцентрировалась на телекоммуникационной отрасли, продав акции лесоперерабатывающих и химических предприятий. Сегодня Nokia удерживает порядка 60% мирового рынка. Чили, сосредоточив усилия на рыбной промышленности, особенно в деликатесах, поставляя свою продукцию в США и Японию, занимает второе место в мире по ловле рыбы после Норвегии.

Развитие производства может идти несколькими путями - созданием мощной технологической базы или созданием инноваций, так же эти два направления могут реализовываться, одновременно, дополняя и расширяя друг друга.

Профессор Кембриджа Карлота Перес полагает, что для выбора подходящих отраслей для развития производства, необходимо выделить те сегменты, которые имеют большой потенциал роста и именно в них искать актуальные инновационные решения, которые можно применить и последовательно улучшить условия развития производственного потенциала и создать развитые технологии, таким образом, выведя эти отрасли в авангард промышленности.

Другой путь - определить наиболее развитые технологии и основываясь на них начинать развитие соответствующих отраслей промышленности. Этот способ основывается на том, что развитие инновации имеет определенную временную логику. Инновации, которые обновляют промышленный потенциал, возникают всегда ориентировочно за 30 лет до этого. Соответственно в нашей стране есть еще задел инноваций созданных в советское время и сейчас мы можем на него опереться.

Профессор Эрик Р. Райнерт предлагает еще один вариант выбора отраслей для развития - проанализировать динамику производств до наступления кризиса и те сегменты, где были наибольшие потери в выпуске, имеют наибольший потенциал развития.

Коротко план по выбору подходящих отраслей для проведения модернизации и их последующего развития может выглядеть следующим образом:

1. выделить сектора уже имеющегося роста производства,

2. оценить потенциал спроса в этих зонах и возможность усиления спроса за счет ресурсов государства, оценить природу этого спроса - насколько он соответствует естественно складывающимся в стране и мире социальным сдвигам,

3. создать базу данных быстрорастущих компаний в этих секторах, использующих инновационные разработки, предпочтительно отечественные,

4. провести ревизию имеющихся инновационных разработок,

5. разработать систему преференций для компаний, использующих инновации в соответствующих секторах, а так же систему преференций для инжиниринговых компаний, обеспечивающих системную реализацию новых проектов в этих отраслях

Заключение

Импортозамещение, представляет собой тип экономической страте-гии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. Начало процесса импортозамещения в России началось с небольшой задержкой в 1998 году. В связи с финансовым кризисом и девальвацией рубля 1998 года важнейшим фактором экономического роста стало снижение импорта. Окончание кризиса 1998 года способствовало повышению спроса на товары отечественных производителей. Этот спрос было достаточно легко удовлетворить за счет не загруженности производственных мощностей. Также значительное влияние на снижение объемов импорта оказала рублевая девальвация. Далее импортозамещение в отечественной экономике продолжало свое развитие.

В настоящее время программы импортозамещения действуют во многих отраслях реального сектора экономики, прежде всего там, где у России имеются очевидные конкурентные преимущества, такие, как доступное сырьё, большой внутренний рынок, многолетние традиции и опыт.

Дальнейшим итогом развития импортозамещения должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции посредством стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью.

Подводя итог вышесказанному нужно отметить, что для достижения максимально положительного эффекта в процессе реализации стратегии импортозамещения необходимо создание открытой экономики и обстановки конкурентной борьбы на внутреннем рынке. В то же время развиваемые отрасли производства должны быть ориентированы как на внутренний рынок, так и на внешний, поскольку только в этом случае они смогут легко завоевать лояльность внутренних потребителей и конкурировать с иностранными производителями на внешних рынках. Но перед переходом к широкой экспансии на внешние рынки желательно, чтобы внутренний рынок был уже охвачен отечественными производителями, поскольку именно на этом этапе страна формирует свои конкурентные преимущества и впоследствии, опираясь на них, ей будет гораздо легче перейти к развитию экспортных направлений.

Выбирая отрасли подходящие для стратегии импортозамещения, мы должны руководствоваться многими факторами, но все методики едины в том, что они должны иметь большой потенциал роста, с тем, чтобы в даль-нейшем реализовывая его, мы могли сохранять и улучшать уровень, достигнутый путем использования данной стратегии.

Список литературы

1. Бурко Р. А. Роль импортозамещения в экономике России // Молодой ученый. 2013. №11.

2. Гурова Т. Нация предприниматель // Эксперт, 2010. №36.

3. Перегородиева Л.Н. Стратегия импортозамещения в России. // Экономика. 2012. №1.

4. Приходько Н. Импортозамещение подстегнет промышленный рост в РФ. // Финансовые вести. 2013. №2.

5. Трофимов Г. Механизмы импортозамещения на уровне отраслей М.: 2002.

6. Федоляк Ф.С. Импортозамещающая стратегия структурных сдвигов в экономике России. М.: 2002.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ сырьевой базы России. Экспорт сырья как стратегическая установка и базовый вариант развития национальной экономики. Негативное воздействие данной политики на развитие других отраслей производства. Проблема импортозависимости и импортозамещения.

    статья , добавлен 27.12.2014

    Организации производства импортозамещающих товаров. Мировой опыт формирования механизма импортозамещения. Механизм реализации политики импортозамещения в Белоруссии. Обзор основных направлений и мер стимулирования экспорта и сдерживание импорта товаров.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2014

    Анализ законов и постановлений правительства России об импортозамещении в промышленности. Методология экономических систем с применением информационных методов. Использование программы Microsoft Excel для анализа показателей импортозамещения по регионам.

    курсовая работа , добавлен 02.01.2017

    История формирования представлений об экономической политике. Приоритетные направления экономической политики в условиях санкций для реализации стратегии импортозамещения. Возможности самообеспечения и импортозамещения в условиях современной России.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2017

    Импортозамещение в госзакупках: порядок применения действующих запретов и ограничений. Анализ применения действующих запретов и ограничений при закупке товаров машиностроения для государственных и муниципальных нужд. Оценка эффективности импортозамещения.

    дипломная работа , добавлен 30.08.2016

    Анализ состояния украинской фармацевтической отрасли. Зарубежный опыт государственного регулирования фармацевтической промышленности, возможность его использования в Украине в процессе перехода к стратегии импортозамещения на рынке лекарственных средств.

    контрольная работа , добавлен 30.03.2013

    Основы импортозамещения и локализации медицинской техники, его роль для повышения качества медицинской помощи. Зависимость политики импортозамещения от наличия конкурентоспособных предприятий, способных производить качественный продукт по рыночным ценам.

    дипломная работа , добавлен 31.10.2016

    Предпосылки возникновения экономических санкций против Российской Федерации, их последствия. Характеристика уровня эффективности регулирования государством малого, среднего и крупного бизнеса в условиях санкционного состояния экономики (2014-2016 гг.).

    дипломная работа , добавлен 13.10.2016

    Сырьевая ориентация экономики Российской Федерации, проблемы и последствия; отрицательная взаимосвязь между величиной запасов природных ресурсов и экономическим ростом. Специфика и механизм развития "голландской болезни", проявление феномена в России.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2012

    Сущность, этапы и история модернизации государственной жизни. Этапы трансформации экономики Российской Федерации, направления ее современного преобразования. Проект "Роснано" и центр Сколково как составляющие части российской инновационной политики.

Импортозамещение – это отличная альтернатива развить определённую ветвь производства, увеличив тем самым товарооборот в России. Список товаров и протокол заседания правительства для малого бизнеса можно пересмотреть на официальном сайте, однако с уверенностью можно сказать что на данный момент программа импорт замещения официально начала свою работу.

Правительственная комиссия провела презентацию, на которой представила пути решения проблемы поставок того или иного товара. Специализированная стратегия поможет вывести страну на иной уровень соотношения импорта и экспорта. Перспективы развития видны уже в настоящий момент.

Период экономического кризиса дал новый толчок и возможность изменить отношения с другими странами, завоевав успех на рынке иных государств. Доля импорта на рынке в России всегда занимала главенствующую позицию. В Санкт – Петербурге, Челябинской области, в Алтайском крае, в Тюменской области, активно происходит развитие производства. Андрей Рогачев активно это подтверждает.

Импортозамещение постановление правительства РФ

В первую очередь, импортозамещение как фактор стимулирования отечественного производства был создан еще в начале 2000 годов. Это привело к расширению товаров и услуг, которые ранее не были замечены на территории РФ. Крокус экспо в машиностроении занимает не последнее место. Уральские пельмени выпустили ряд роликов, которые демонстрируют ситуацию в стране. Области, которые затронуло постановление и кластерная комиссия:

  • 1. В туризме
  • 2. В сельском хозяйстве
  • 3. Газпром
  • 4. В радиоэлектронной области и тематике
  • 5. В строительстве
  • 6. Ленэкспо
  • 7. Тяжелая промышленность.

По каждой из указанных категорий правительство приняло особое решение согласно правилам и вычетам. Импорт в производстве замещал основную ветвь реализации товаров. Санкции наложили некоторые запреты на те или иные виды продукции. Но с уверенностью можно сказать, что отличная мотивация стимулирования отечественного производства.

Политика, государственная программа

Государственная программа включает в себя несколько этапов, среди которых есть свои плюсы и минусы. Реализация лекарственных средств российского изготовления началась уже в начале текущего года. Локализация центра импорта происходит также в самом центре столицы. Конечно, если брать в учет регионы, то там ситуация крайне тяжела. Импорт носит деструктивный характер. Самым важным решением в реализации данной проблемы, было поддержка различных предприятий, а именно внедрение особых мер, которые смогли сопутствовать поднятию российского изготовления продукции. На сегодняшний день государство активно пользуется данной программой и выводит основные подпункты, которые необходимы в первую очередь. Товары и примеры иностранных услуг давно не пользуются спросом. Это и выведет рынок РФ на качественно другой уровень. По мнению некоторых специалистов, планомерное соблюдение этапов программы в дальнейшем сможет уменьшить потребление товаров из других стран, значительно снизив зависимость.

Импортозамещение в России 2018 список товаров

В результате импорт замещения в России был выведен список продуктов, которые по словам экспертов вполне могут вытеснить импортное производство:

  • 1. Мясо – свинина и говядина. За исключением птицы, данный вид продуктов питания занимает второе место среди поставок. Заменив львиную долю потребляемого продукта на отечественный продукт, страна сможет поддерживать потребительский спрос, снизив затраты на импорт их других стран
  • 2. Различные виды масел. На сегодняшний момент размер поставок из-за границы составляет около 20 процентов. Это внушительная цифра, сократив которую можно значительно снизить затраты, решения и идеи.
  • 3. Сыр и молочная продукция. К 2020 году по специальной программе прогнозируется полный отказ от импортной продукции данного вида потребления.

Импортозамещение в сельском хозяйстве

Условия замещения импорта затронули и сельское хозяйство. Таким образом, увеличены отечественные поставки зерновых культур, а также планируется выводить на импорт продукции данной отрасли в расширенном объеме. Это также позволит активно снизить затраты и повысить доход. Кроме этого нельзя не заметить повышение количества рабочих мест. В перспективе замещение продукцией отечественного производства на 80 процентов.

В машиностроении

Если затрагивать такую область как машиностроение, здесь не все так радужно. Развитие происходит значительно медленнее, но верными и грамотными путями. В начале необходимо закупить оборудование, которое позволит производить модели улучшенного качества и коррупции. По прогнозам правительства, данное улучшение ждут нас уже к концу текущего года. После этого можно будет говорить о крупномасштабном производстве.

Импортозамещение программного обеспечения в России 2018

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Экономика России и всего мира в последние несколько лет испытывает серьезные колебания и связаны они в большинстве своем с нестабильной политической ситуацией в ряде стран и сильной взаимосвязью многих отраслевых хозяйств. В данной статье я попытался раскрыть суть понятия “импортозамещение”. Надеюсь, что представленная информация поможет “пролить свет” на существующую ситуацию в нашей стране и в мире в целом.

1. Что такое импортозамещение? Импортозамещение в России

С недавних пор, а именно с марта 2014 года с того момента, как США начали активные действия по введению санкций против России, часто в СМИ стало звучать такое понятие, как “импортозамещение”. Вроде бы абсолютно ясное, даже исходя из этимологии слова. Но до сих пор многие задаются вопросом, что ж это такое и какими нормативно-правовыми актами регулируется данный процесс.

Во времена существования СССР острого вопроса импортозамещения не существовало, так как в той стране было все свое: и сырье для производства, и заводы, и многое-многое другое. Конечно, была проблема дефицита, но люди жили, никто не голодал.

После начала приватизации и открытия “железного занавеса” в страну хлынул поток иностранной продукции, причем этот поток был ничем не сдерживаемый. Впоследствии для регулирования товарооборота ввели ряд законодательных таможенных актов, пошлин и так далее. После того, как, практически, 60% потребляемого товара в России стало иностранным, а Российские производители ушли с рынка в связи с невозможностью конкурировать с иностранными игроками, появилось понятие “импортозамещение”.

Итак, импортозамещение — это процесс в национальной экономике, в ходе которого в стране производится необходимая продукция силами производителей данного государства. Простыми словами, российские производители из российского сырья производят продукты, как общего назначения, так и специализированные, пытаясь, таким образом, вытеснить иностранных игроков рынка или возместить растущий спрос на товары, которые раньше поставлялись из-за границы.

Давайте рассмотрим сущность импортозамещения как экономического процесса на простом реальном примере. Мы все привыкли, что на прилавках всегда можно купить итальянские сыры, французское вино, греческие маслины и так далее.

После начала целой череды введения санкций против России, наше правительство остро отреагировало и запретило ввоз ряда иностранных продуктов. Потребитель, привыкший данные продукты закупать в открытом доступе, стал недоволен, спрос на них возрос, и этот спрос нужно было удовлетворять. Таким образом, “наши” российские производители очень быстро, хотя пока и не совсем качественно (возможно, проблема в недоработанной технологии), начали данные товары производить.

Следствием стало возобновление работы ряда заводов и фабрик, увеличение количества рабочих мест, а значит роста ВВП и устойчивости экономики России. Казалось бы, санкции — это проблема, но благодаря этой проблеме, решился ряд других очень острых вопросов.

Таким образом, исходя из логических умозаключений, импортозамещение может двигаться по двум сценариям.

Первый — это естественный, когда национальные производители в тяжелой конкурентной борьбе выигрывают у иностранных, что приводит к своеобразному естественному отбору, а, точнее, выбору своего народного продукта.

Второй — это искусственный, когда в условиях каких-либо меж политических неурядиц, страна закрывает ввоз иностранных товаров, а, соответственно, национальный производитель должен покрыть имеющийся спрос на них своими силами.

На данный момент политика импортозамещения в России такова, что всячески поддерживается российский производитель, вводятся различные льготы, субсидии и послабления в виде заниженных процентных ставок по кредитам.

2. Импортозамещение в сельском хозяйстве

В 2014 году в ответ на введенные санкции против нашей страны Россия ввела эмбарго, то есть запрет на ввоз «отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению» (Указ о применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации от 6 августа 2014 года).

Данное решение стало огромным стимулом для развития отечественных сельхозпредприятий. Аграрная отрасль России получила возможность импортозамещения огромного перечня товаров и сырья, так как список “запретных” продуктов очень широк и даже, несмотря на то, что страны Южной Америки, Азии и Африки не попали под данное регулирование, все равно ввозимого ими товара не хватит на удовлетворение спроса.

На сегодняшний день импортозамещение в сельском хозяйстве — одно из самых приоритетных направлений развития в России.

Так в 2015 году Министерство сельского хозяйства увеличило бюджет на предоставление субсидий для крестьянско-фермерских и семейных хозяйств. Данные средства помогли покрыть расходы на приобретение поголовья, оборудования, строительство хранилищ и так далее. Сельскохозяйственные регионы нашей страны также получили дополнительное финансирование.

Одним из наиболее острых вопросов на сегодняшний день остается эффективное взаимодействие фермеров с конечными точками продажи. Сумеют ли продавцы реализовать поставленный товар.

3. Импортозамещение в промышленной сфере

Если с сельскохозяйственной сферой более менее ситуация понятна, то с промышленной немного сложнее. Проблема импортозамещения в промышленности главным образом возникла из-за падения курса рубля, что значительно увеличило цены на импортные товары, а, соответственно, стало предпосылкой для удорожания производимой продукции в России.

В процессе импорта различных станков, деталей и сырья, значительно возросли издержки самого производителя, от которых напрямую зависит цена на конечный продукт.

Если говорить о сценарии импортозамещения в данной ситуации, то оно не носит вынужденный характер. Эксперты считают, что падение рубля сыграло положительную роль для экономики в целом. Из-за того, что российская валюта обесценилась, а производственные затраты в основном идут за счет иностранных денег, так же как и зарплата работников (в основном это долларовое выражение), соответственно очень снизились издержки. Российская промышленность стала притягательной с точки зрения вливания инвестиций.

Что же касается импортозамещения в машиностроении, то здесь нет жестких запретов. В конце 2015 года по инициативе Министерства промышленности и торговли было утверждено три документа, регламентирующих эту сферу — Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 2744-р, Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2015 г. № 2781-р и Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 1485. Импортозамещение в условиях санкций на данную отрасль экономики особо не повлияло.

Наиболее остро зависимой от внешних поставок отраслью промышленности остается станкостроение. Доля импорта составляет около 90%. Также острая зависимость от импорта имеется и у легкой промышленности и фармацевтике.

По мнению экспертов, чтобы выровнять ситуацию в этих направлениях, нужна хорошая программа импортозамещения, которая будет поддержана и инициирована органами государственной власти. Если грамотно ее проработать и реализовать, зависимости указанных сфер от импорта снизится, по мнению экспертов, как минимум на 30-35 %.

4. Импортозамещение в сфере IT-технологий

IT-индустрия в России быстро и динамично растет. Многие отечественные ИТ-продукты хорошо известны за пределами нашей страны. Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Более 70% софта, используемого в России, является импортным, причем во многих сегментах имеется альтернативное Российское программное обеспечение ничуть не уступающее по качеству импортным аналогам.

Одним из важнейших факторов развития использования российских IT-технологий — это информационная безопасность. На данный момент сложившаяся экономическая ситуация внутри страны требует оперативного решения вопроса импортозамещения в этой сфере. Но это не так легко осуществить.

5. 44-фз и импортозамещение

Хочется немного остановиться на вопросе существования импортозамещения в рамках 44-го Федерального закона. Существует общее правило, согласно которому при осуществлении государственных и муниципальных закупок к товарам, произведенным за границей, применим так называемый “национальный режим”, который имеет одинаковые условия с российскими продуктами в случаях и на условиях, предусмотренных международными договорами (ч.1 ст.14 44-ФЗ). Такое же правило существует и по отношению к иностранным гражданам, выполняющим работы или услуги.

Однако, в той же ст.14 44-ФЗ сказано о том, что Правительство Российской Федерации имеет право устанавливать ограничения допуска или полный запрет на поставку иностранных товаров или осуществление работ, оказания услуг иностранными гражданами. Такого рода запреты и ограничения могут устанавливаться для того, чтобы защитить российский рынок, оказать содействие развитию внутренней экономике, поддержать отечественных товаропроизводителей (ч.3 ст.14 44-ФЗ). В свою очередь Министерство экономического развития Российской Федерации вправе регулировать указанные условия (ч. 4 ст.14 44-ФЗ).

В рамках реализации представленных условий Правительство РФ и Министерство экономического развития РФ установили запреты и ограничения на закупку следующих категорий товаров: оборудования для нужд обороны и безопасности, продуктов питания, товаров машиностроения, легкой промышленности, медицинских изделий и лекарств, программного обеспечения.

Каждая категория, регламентирована подзаконными актами, которые представляют исчерпывающий перечень продукции, закупка и поставка которых ограничена. В любом случае, участие в государственных закупках всегда требует вдумчивого подхода, поэтому советую вам внимательно отнестись и ознакомится с перечнем запрещенных к ввозу товаров (оказываемых услуг, выполняемых работ) иностранными гражданами.

6. Выводы

Подводя итоги, представленной в данной статье информации, хочется вспомнить знаменитую русскую поговорку “нет худа без добра”. Сложившаяся внешнеполитическая ситуация в нашей стране, казалось бы, должна была повлечь за собой неотвратимые губительные последствия для экономики. Что же мы видим на деле? Рост производства, внедрение новых технологий. Да, есть негативные последствия, но они существовали всегда.

Как таковой до недавнего времени программы импортозамещения в России до 2020 года не существовало. Данная сфера была лишь частью “госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг.” Введенные санкции заставили наше государство значительно шире увидеть всю суть проблемы. Вопрос импортозамещения 2017 года также остается одним из самых актуальных.

Нам с вам остается лишь следить за развитием событий, а также постараться извлечь выгоду из сложившейся ситуации. Многие предприниматели и начинающие бизнесмены до сих пор не знают, что существуют государственные программы поддержки начинающих предпринимателей. Если вам интересна эта тема, пишите комментарии, и я обязательно напишу статью с обзором существующих мер поддержки бизнеса.

На этом сегодня все. Надеюсь, что мне удалось ответить на большинство ваших вопросов касательно импортозамещения. Любые вопросы и дополнения по данной теме вы можете оставлять ниже в комментариях к этой статье.

P.S.: Жмите на социальные кнопки и делитесь данной статьей со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.


Ввоз импортных непродовольственных товаров подскочил почти втрое, несмотря на широко развернутую госпрограмму импортозамещения. Специалисты объясняют рост импорта укреплением рубля и претензиями к качеству российских аналогов импортной продукции. Импортозамещение оправдано в оборонном комплексе и идет на пользу сельхозпроизводителям, а в остальных случаях оно только вредит, считают экономисты.


Как растет импорт

Импорт товаров из стран дальнего зарубежья в январе-ноябре 2017 года вырос на 24,1% до 181,4 миллиарда долларов, говорится в данных Федеральной таможенной службы. Более конкретные сведения за этот период отсутствуют. Их можно получить, если сложить помесячную статистику ведомства и сравнить ее с предыдущим годом.

За 11 месяцев объем импорта химической продукции из стран дальнего зарубежья вырос на 19% (до 33,4 миллиарда долларов) — это, помимо самой химии, фармацевтическая продукция, парфюмерия, косметика, моющие средства, полимерные материалы и каучук. Импорт текстильных изделий и обуви вырос на 30,8% (до 10,9 миллиарда долларов) — хлопка, различных волокон, трикотажной и текстильной одежды и обуви. Наконец, ввоз машиностроительной продукции вырос на 27,9% (до 93,4 миллиарда долларов), в том числе механического, электрического оборудования, инструментов, оптических аппаратов, а также различных транспортных средств — железнодорожных локомотивов, средств наземного транспорта, летательных аппаратов, судов и плавучих средств.

Импорт растет не только в денежном выражении, но и в тоннах. Правда, таможня публикует этот показатель применительно к «важнейшим товарам», которые пересекаются с вышеперечисленными только частично. Тем не менее, если сравнить абсолютный объем импорта из всех стран (а не только из дальнего зарубежья) за январь-октябрь 2017 года и за этот же период 2016 года, можно увидеть, что рост наблюдается практически по всем категориям «важнейших» непродовольственных товаров. Например, вырос объем ввоза хлопчатобумажных тканей (на 53%) и черных металлов (на 48,8%).

Почему растет импорт

Рост импорта в 2017 году сотрудники РАНХиГС объясняют дальнейшим укреплением национальной валюты. Сопоставление реального курса рубля к доллару и стоимости импорта (в долларах) показывает, что существует сильная взаимосвязь этих показателей. «Это согласуется с гипотезой, согласно которой именно реальный эффективный курс национальной валюты определяет динамику стоимостных объемов импорта. В январе-августе 2017 г. реальный курс рубля к доллару вырос на 19,9% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г., что сопоставимо с увеличением импорта в тот же период (+26,8%)», — говорится в исследовании.

По многим товарам импорт сокращался лишь в 2015 году, в результате сильной девальвации национальной валюты. Например, по данным РАНХиГС, с конца 2014 по конец 2015 года доля импортной продукции в обороте транспортных средств и комплектующих снизилась до 30%, после чего процесс импортозамещения прекратился. По мере укрепления рубля в 2016 году происходил уже рост импорта этих товаров.

Увеличение ввоза иностранных товаров выглядит любопытно на фоне широко развернутой в России программы импортозамещения, которая появилась в 2014 году в результате двух обстоятельств — после ввода санкций Запада (а затем «ответных» санкций России) и в связи с девальвацией рубля, которая привела к сильному удорожанию импортной продукции в рублях.

Помимо замещения зарубежного продовольствия, ввоз которого растет несмотря ни на что, правительство пытается заместить импорт в промышленности. Однако ни один государственный орган не ведет специальную статистику ввоза товаров, импорт которых необходимо замещать (не считая продовольствия, которое отслеживает Росстат).


Российские аналоги не устраивают промышленность

Если взять судостроительную сферу, то летом 2015 года бывший тогда главой Военно-морского флота Виктор Чирков объявил о проблемах, которые делают импортозамещение невозможным. По его словам, в тот момент энергетические установки для гражданских судов и военных кораблей делали в России всего три завода, которые находились в сильной зависимости от импортных поставок. В пример он приводил один из них — «Звезда», который выпускает энергетические установки собственной разработки, в изготовлении которых применяются импортные металлы, части корпуса, составные детали и электрическое оборудование. Например, турбонагнетающие установки импортировались из Австрии, Швеции и Швейцарии, сообщил он.

Контекст

Стопроцентное импортозамещение

Спектр 31.03.2017

Импортозамещение: Санкции? Супер!

Der Spiegel 06.09.2016

Крым: импортозамещение и реальность

Delfi.lt 30.06.2016

Импортозамещение для Рогозина

Радио Свобода 10.01.2016 Тогда же находившийся в одном помещении с главой ВМФ заместитель главы правительства РФ Дмитрий Рогозин (курирует промышленность и оборонную сферу) заявил, что программа импортозамещения в этой сфере провалена, а доля импортных комплектующих в судостроительных машинах и приборах составляет 95%. Спустя два года, летом 2017 года, господин Рогозин, судя по всему, изменил свою точку зрения на противоположную, без оглашения каких-либо конкретных данных. Информация о решении озвученных главой ВМФ проблем в судостроении после 2015 года также нигде не публиковалась.

Ситуация прояснилась к концу 2016 года, когда судостроители, переключившиеся на закупку российского оборудования, пожаловались на их низкое качество и цену, которая на 30% выше зарубежных аналогов.

Отметим, что разворот российских промышленников и госструктур в направлении внутреннего предложения насаждался на законодательном уровне. В период с 2014 по 2017 год правительство регулярно устанавливало для государственных заказчиков разнообразные запреты на импорт продукции. А с 1 января 2017 года аналогичные запреты распространили и на госкомпании.

Претензии к российским товарам возникли не только у судостроителей, но и в других сферах. Например, в октябре 2017 года в Москве открылся новый центр управления полетами стоимостью 3,6 миллиарда рублей с установленным там российским комплексом средств автоматизации управления воздушным движением «Синтез-АР4» (был выпущен заводом «Алмаз-Антей»). До тех пор московский авиаузел работал на шведской системе «Теркас». В результате новая система начала работать со сбоями, а представители авиакомпаний обрушились на нее с резкой критикой.

IT-сфера не заметила импортозамещения

Отдельного внимания заслуживает ситуация в сфере программного обеспечения и различных IT-продуктов. Государственным органам и госкомпаниям сейчас запрещено закупать иностранные программы (если есть аналоги в России). Эти запреты появились в том числе из-за того, что некоторые производители в последние годы отказывались обслуживать своих российских клиентов (из-за санкций Запада). Например, весной 2016 американская компания Cisco Systems отказала российской таможенной службе (и вероятно, остальным клиентам в России) в обслуживании и продаже новых продуктов. Доля импорта в закупках оборудования видео-конференц-связи (для нужд таможенного ведомства) составляла 100%, в закупках маршрутизаторов — 95%, коммутаторов — 90%, АТС — 55%.

Чтобы госструктурам было из чего выбирать, в начале 2016 года Минкомсвязь РФ создало официальный реестр отечественных разработчиков программных продуктов, в котором сейчас 3 тысячи 970 компании. Госорганы и госкомпании теперь выбирают поставщиков из их числа. Данные об импортозамещении в этой сфере отсутствуют.

Во всей IT-сфере (ПО плюс электроника) ситуация несколько иная. Если открыть рейтинг IT-компаний в России, распределенных по объему заработанной прибыли в 2016 году, можно увидеть, что первые места делят между собой фирмы, принадлежащие иностранным компаниям (или работающие в их интересах). Больше всего чистой прибыли за год получила компания «ЛГ электроник рус» (LG) — 7,3 миллиарда рублей, что почти втрое больше, чем в 2015 году. На втором месте — «Эппл рус» (Apple) с прибылью 6,4 миллиарда (годом ранее она заработала всего 7,2 миллиона). На третьем — «Самсунг электроникс рус Калуга» (Samsung), получившая 6,3 миллиарда (вдвое больше, чем годом ранее).

«Импортозамещение если и происходит, то настолько неспешно, что не может пошатнуть позиции и сдержать рост иностранных игроков. Их доля в суммарной выручке и прибыли рейтинга увеличилась до 50,5% и 60,9% соответственно»,- заявил Александр Левашов, главный редактор TAdviser (составитель рейтинга).

Вред импортозамещения

Импортозамещение допустимо в секторах, связанных с безопасностью России (в оборонно-промышленном комплексе, в сельском хозяйстве), считает заместитель гендиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. В остальных случаях агрессивная политика государства в попытке заместить импорт приносит экономике больше вреда, чем пользы, считает он.

По его наблюдениям, от этой политики выиграли в основном сельхозпроизводители, некоторые виды химических производств и фармацевтика, а также частично сферы выпуска сельзохоборудования и бытовых приборов. Производство большинства остальных видов оборудования скорее пострадало от импортозамещения или никак на него не отреагировало. По мнению профессора Российской экономической школы Натальи Волчковой, импортозамещение в стране не сработало в принципе, и причин для такой политики не было и до сих пор нет.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Новое на сайте

>

Самое популярное