Домой Микрозаймы Исторические параллели: цифровая экономика рискует повторить судьбу малого бизнеса. Цифровизация всей страны

Исторические параллели: цифровая экономика рискует повторить судьбу малого бизнеса. Цифровизация всей страны

На Петербургском международном экономическом форуме президент Владимир Путин обозначил, что в ближайшие годы драйвером роста должна стать цифровая экономика - внедрение информационных технологий во все сферы жизни граждан России. Огромные деньги из бюджета и усилия огромного штата чиновников будут направлены на развитие этой отрасли. Это очень напоминает ситуацию с развитием малого бизнеса: 10 лет назад президент озвучивал, что именно малые и средние компании должны улучшить ситуацию в экономике, помочь России слезть с нефтяной иглы и сформировать средний класс. Президентом была поставлена цель к 2020 году увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП с 12% до 50%.

Планы и результаты

Подводя итоги работы по поддержке малого и среднего бизнеса, чиновники вынуждены признать, что поставленных целей добиться не удастся. С 2006 года все принятые меры дали повышение доли малого бизнеса в ВВП лишь до 20%, при этом на программы развития было потрачено более 200 млрд рублей. Почему все меры и потраченные деньги не дали результатов?

До сих пор в сфере малого и среднего бизнеса есть масса проблем, которые не позволяют расти количеству новых компаний. Для реализации программы развития нужен комплексный подход, а в России складывается ситуация, когда, с одной стороны, есть малодоступная поддержка, с другой - постоянно меняющиеся законы, невыполнимые нормы и требования, которые затрагивают всех предпринимателей.

Устаревшие нормы и новые законы создают ряд трудностей для бизнеса, но исправление ситуации происходит крайне медленно. Недавно владелец частной сыроварни в своем видеообращении к президенту приводил пример, что небольшая компания просто не может выполнить санитарные нормы, написанные в СССР для крупных предприятий. Эти проблемы озвучиваются много лет, но изменений не происходит. А это опять же создает возможности для произвола чиновников и коррупции.

Условия для коррупции

В первую очередь хромает правозащита бизнеса, его безопасность. Чиновники, сотрудники силовых структур отлично понимают, что за беспредел не будет ответственности - получается, что для коррупции созданы гораздо более благоприятные условия, чем для бизнеса.

В своей работе я сталкивалась с очень показательными ситуациями. В 2013 году при распределении субсидий по лизингу в Краснодарском крае претендовать на поддержку могли лишь те, кто первым подал документы. Такой подход привел к тому, что предприниматели стояли в очереди круглосуточно, чтобы попасть в число первых. При этом дружественные чиновникам компании заносили огромные сумки с документами с черного входа. Мы как общественная организация обратились с жалобой в прокуратуру на то, что по регламенту оказания госуслуг ожидание в очереди должно быть не более 40 минут. Итогом стала проверка не только выполнения регламента, но и всех поданных документов - конкурс был отменен, руководитель департамента уволен, порядок приема документов изменен на отбор комиссией, а предприниматели получили возможность цивилизованно подать документы.

Но есть и неприятная сторона во взаимодействии с прокуратурой. Часто получение господдержки влечет за собой обязательную проверку прокуратурой или РОВД. Причем поводом для проверки может служить не только получение финансовой, но даже консультационной поддержки.

Значение третьего сектора

Конечно, позитивные сдвиги есть, и в этом большая заслуга общественных организаций поддержки бизнеса. Но любая инициатива общественных организаций сталкивается с серьезным противодействием, несмотря на общую установку помогать малому бизнесу, чиновники разного уровня в первую очередь защищают свои интересы, а не государственные.

А среди чиновников федерального уровня вообще нет представителей малого бизнеса, которые знают изнутри суть вопроса и смогут защищать интересы этой сферы. Страной руководят люди, которые участвуют в крупнейших компаниях и защищают только свои интересы и капиталы.

Цифровые иллюзии и реальность

Теперь переходим к цифровой экономике, которая должна стать спасением российской экономики в ближайшие 10 лет. Какие есть шансы что эти планы сбудутся? Очень низкие. В России объективно мало программистов, на их подготовку нужно несколько лет, а для зарубежных специалистов в России неконкурентоспособные зарплаты. Как сказала Анна Кулашова, член совета директоров Microsoft в России, «по данным Минкомсвязи, ежегодно вузы выпускают порядка 25 000 ИТ-специалистов. Всего на российском рынке работает около 400 000 программистов, а в США их на порядок больше - 4 млн, в Индии - 3 млн и в Китае - 2 млн».

Возможно, ситуацию спасут ИТ-стартапы? Маловероятно. Новые ИТ-компании - это тот же малый бизнес, которому для старта и развития нужна в первую очередь безопасность, правовое поле, а государство этого обеспечить не может.

Так как в рамках программы планируются масштабные проекты и крупные суммы финансирования, это создает новые возможности для коррупционных схем.

Нужно отметить что в госзакупках ИТ-продуктов и сопровождения сложно контролировать реальную стоимость контракта - одна и та же работа может отличаться по стоимости в несколько раз. Так же сложно оспаривать нарушения в техническом задании и требованиях к подрядчикам. Сложно контролировать качество исполнения - для этого нужны эксперты, которые могут изучить созданную разработку и выявить недочеты. Поэтому у чиновников будет хорошая возможность передавать госконтракты дружественным компаниям и завышать суммы тендеров, ответственность им не грозит.

Будут ли контролировать качество реализации программы? Судя по опыту развития малого бизнеса отсутствие запланированного результата при потраченных сотнях миллиардов никого не смущает.

Цифровая экономика для малого бизнеса

И опять мы приходим к необходимости общественного контроля в реализации программы цифровой экономики. Должны развиваться общественные площадки, чтобы была возможность выявлять коррупционные схемы, чтобы можно было добиваться ответственности чиновников за нарушения и чтобы предприниматели имели доступ к реализации госконтрактов.

Конечно, отдельным вопросом станет обучение - необходимо наладить тесное взаимодействие бизнеса и вузов, чтобы сформировать программы обучения, соответствующие реальным потребностям ИТ-компаний. Эту работу наиболее эффективно могут сделать только общественные организации, которые объединяют большое число предпринимателей.

Очевидно, что на власть влияет только крупный бизнес, имеющий экономический и политический вес. А малый бизнес может влиять на ситуацию лишь через третий сектор - общественные объединения. И направить все усилия нужно на создание правового поля, понятных и приемлемых правил, возможности бизнеса защищать свои права. Изменения в экономике будут происходить только при том условии, если сформируются действующие институты правозащиты и лоббирования интересов предпринимателей.

МОСКВА, 16 июн - РИА Новости, Анна Урманцева . В 1995-ом году американский информатик Николас Негропонте (Массачусетский университет) ввел в употребление термин "цифровая экономика". Сейчас этим термином пользуются во всем мире, он вошел в обиход политиков, предпринимателей, журналистов. В прошлом году один из главных докладов Всемирного банка содержал отчет о состоянии цифровой экономики в мире (доклад вышел под названием "Цифровые дивиденды").

Однако до сих пор содержание этого понятия остается размытым, четкого определения нет и в докладе ВБ. В этом материале РИА "Наука" собраны наиболее общие представления о том, что представляет собой цифровая экономика.
Для начала, стоит вспомнить определение обычной "аналоговой" экономики - это хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Использование компьютера, интернета, мобильных телефонов уже можно считать "потреблением", в этом случае цифровую экономику можно представить как ту часть экономических отношений, которая опосредуется Интернетом, сотовой связью, ИКТ.

Доктор экономических наук, член-корреспондент РАН — Владимир Иванов дает наиболее широкое определение: "Цифровая экономика - это виртуальная среда, дополняющая нашу реальность".

Действительно, наверное, все наши действия в компьютерной виртуальной реальности можно отнести к системе производства, распределения, обмена или потребления. Но, конечно, виртуальная реальность, как таковая, появилась отнюдь не с созданием компьютера. Вся мыслительная деятельность человека может быть отнесена к ней. Кроме того, деньги - главный инструмент экономики, — также порождение виртуальности, так как являются придуманным "мерилом" стоимости товаров и услуг. А вот с изобретением компьютера удалось "оцифровать" деньги, что, несомненно, упростило товарно-денежные отношения, привело к огромной экономии времени и повышению безопасности операций.

Мещеряков Роман — профессор РАН, доктор технических наук, проректор по научной работе и инновациям Томского государственного
университета систем управления и радиоэлектроники считает, что к термину "цифровая экономика" существует два подхода. Первый подход "классический": цифровая экономика — это экономика, основанная на цифровых технологиях и при этом правильнее характеризовать исключительно область электронных товаров и услуг. Классические примеры - телемедицина, дистанционное обучение, продажа медиконтента (кино, ТВ, книги и пр.). Второй подход — расширенный: "цифровая экономика" — это экономическое производство с использованием цифровых технологий.

"В настоящее время, — поясняет Роман Мещеряков, — некоторые эксперты считают, что надо расширять это понимание и включать в него цепочку товаров и услуг, которые оказываются с использованием цифровых технологий, в том числе такие понятия как: интернет вещей, Индустрия 4.0, умная фабрика, сети связи пятого поколения, инжиниринговые услуги проторипирования и прочее".

Действительно, раньше виртуальная часть мира, которая располагалась в мыслительной реальности человека, не была производительной силой, не была той средой, где создаются новые идеи и продукты.

Теперь виртуальная часть совмещена с реальной: можно создать "основанный на реальных событиях" мир, который сам же будет "экономикой в экономике".
Достоинство этого мира в том, что там можно делать что угодно. Это важно не только в том случае, когда появляется возможность создания онлайн-игры, где можно прыгать вверх на высоту многоэтажного дома, путешествовать по космосу без скафандра и многократно умирать, — это важно для испытания, совершенствования, апробирования новых продуктов. Таким образом, цифровая экономика получила шикарный шанс обогнать "аналоговую", которая обязана каждый раз проводить краш-тест, ломая машины в реальности, а не в виртуальной среде.

Александра Энговатова — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики инноваций экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, — дает такое определение: "Цифровая экономика — это экономика, основанная на новых методах генерирования, обработки, хранения, передачи данных, а также цифровых компьютерных технологиях".

"В рамках данной экономической модели, — подчеркивает Александра Энговатова, — кардинальную трансформацию претерпевают существующие рыночные бизнес-модели, модель формирования добавочной стоимости существенно меняется, значение посредников всех уровней в экономике резко сокращается. Кроме того, увеличивается значение индивидуального подхода к формированию продукта, — ведь теперь мы можем смоделировать все, что угодно."

Обобщая, можно сказать, что цифровой экономикой можно охватить все то, что поддается формализации, то есть, превращению в логические схемы. А жизнь сама найдет возможность вписать это "нечто" в систему производства, распределения, обмена и потребления.

Участие государства в финансировании и развитии цифровой экономики необходимо, причем на уровня регулятора, потому что цифровизация - процесс, касающийся и социальной сферы. Так считает главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев.

В течение месяца может быть выделен первый транш финансирования программы цифровой экономики, считает заместитель министра экономики РФ Савва Шипов.

Средства бюджета будут в основном выделяться из резервного фонда правительства.

"Все необходимые для этого процедуры для блока по нормативному регулированию уже находятся на стадии завершения. Мы надеемся, что средства будут выделены уже в марте", - приводит ТАСС слова Шипова.

По мнению замглавы МЭР, нынешние задачи программы не требуют формирования отдельной структуры для ее финансирования. Однако с появлением новых задач и направлений могут потребоваться нестандартные бюджетные решения, в том числе создание специального фонда.

Глобальный процесс

То, что цифровая экономика наступает и то, что это будет действительно новая эра, безусловно, говорит Михаил Беляев.

"Нас ждет цифровое устройство мира, это будет острие прогресса, мы молодцы, мы ухватили тренд и инвестируем туда сегодня. . Но у меня вызывает некоторое напряжение, что у нас цифровой экономикой занимаются те, кто имеет отношение только к этой сфере, и в процесс почти не включены экономисты и социологи. Все-таки цифровая экономика преобразовывает разные сферы производства, разные отрасли, касается всех областей жизни", - сказал эксперт.

И тут возникает масса вопросов и проблем. Например, чем займутся те, чьи профессии окажутся не востребованы, как их переучить, какими должны быть, например, пособия для них? Цифровизация, по мнению Беляева, это глобальный процесс, меняющий основы и привычные схемы. "Вспомним предыдущую промышленную революцию. Сто лет назад в сельском хозяйстве было занято 30-40%, сейчас 3-4%, но эти преобразования длились несколько десятков лет. Сегодняшняя цифровизация меняет общество куда более стремительно", - отметил эксперт.


Не отдавать на откуп бизнесу

Цифровая экономика не может развиваться без участия государства, его присутствие здесь совершенно необходимо.

"Если отдать эту сферу только на откуп бизнесу, то мы понимаем, что бизнес интересуют вопросы прибыли. Цифровая экономика, однако, это социально-экономическая сфера, не только технологии. И тут без государства никак, все-таки бизнес социальными аспектами никак не занят", - сказал Беляев. Государство сдержит "вольницу" бизнеса в цифровой экономике, но это необходимо, и будет на пользу и самому бизнесу, отметил эксперт.

Как мы будем создавать цифровую экономику.

Цифровая экономика вошла в перечень основных направлений стратегического развития России до 2025 года. Через восемь лет должно быть создано 10 цифровых платформ для основных отраслей экономики и столько же предприятий в сфере высоких технологий. К 2020 году интернет в России должен стать дешевле в 10 раз.

Новая электрификация

В этом году на Петербургском международном экономическом форуме цифровая экономика стала ключевой темой выступления президента Владимира Путина. Ей же было посвящено и заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, на котором глава государства подчеркнул, что цифровая экономика - это не отдельная отрасль, а основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы и всего общества. «Формирование цифровой экономики - это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкуренции отечественных компаний», - подчеркнул президент. Он назвал цифровую экономику беспрецедентным по своему масштабу проектом, сравнимым со строительством железных дорог в конце XIX века и электрификацией в начале XX века. Поэтому для реализации программы будут объединены усилия разных уровней власти, бизнеса, научных и исследовательских организаций.

Давно пора

Правительство, экспертное сообщество, бизнес не раз подчеркивали, что необходимость государственной программы цифровой экономики назрела давно. Первый заместитель министра энергетики РФ Алексей Текслер в интервью ИТАР-ТАСС подчеркнул, что компании, которые не будут внедрять цифровые технологии, не будут конкурентоспособны уже в ближайшее время. «Наши ведущие компании, не только нефтегазовые, но и электроэнергетические, этим активно занимаются. Это процесс постоянный, поэтому, кто будет делать все время шаг вперед, тот и будет получать максимальный эффект», - сказал он.

Более категоричен глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин: на форуме «Иннопром-2017» он сказал, что компании, которые недостаточно вкладываются в цифровизацию, потеряют свое производство уже через шесть лет. Но и те компании, которые это понимают и внедряют умные технологии, сталкиваются с проблемами: в первую очередь, с отсутствием спроса бизнеса на инновации. Кудрин подчеркнул, что Россия сильно отстает по цифровизации от развитых стран, и правительственная программа поможет стимулировать этот процесс. Глава Сбербанка Герман Греф считает, что реализация программы может стать импульсом для внедрения таких технологий будущего, как виртуальная и дополненная реальность, дроны и роботы, «интернет вещей», искусственный интеллект.

Алексей Текслер обратил внимание, что цифровые технологии меняют не только производство, но и потребление. Например, электричество благодаря им из товара превращается в услугу - смартфон может выбирать тарифные планы без участия своего владельца, а излишки электричества можно будет продавать, например, своему соседу напрямую, без связи со сбытовой или управляющей компанией (это станет возможным благодаря технологии блокчейн). Однако это пока планы на будущее, а на производстве умные технологии внедряются уже сейчас: в нефтегазовом секторе, например, эффективность бурения растет за счет использования Big Data. Искусственный интеллект принимает решения на основе анализа огромного массива накопленных данных, что позволяет выбрать оптимальный режим бурения.

Экономисты - за «цифру»

Цифровая экономика есть во всех программах экономического развития, предложенных президенту России, - Столыпинского клуба, Центра стратегических разработок (ЦСР), Минэкономразвития. Более детально ее реализация прописана
в «Стратегии роста» Столыпинского клуба. В ней отмечается, что государственные стратегии инновационного развития имеют США и Китай (Digital Economy и Internet Economy соответственно), поэтому и России необходима собственная общегосударственная концепция развития электронной экономики. Ее базовым звеном должны стать компании-платформы, которые будут создавать продукты на основе машинного обучения, облачных технологий и других инновационных решений. Особое место в стратегии уделено развитию блокчейн-технологий, которые могут применяться для оцифровывания больших массивов данных - кадастров, реестров собственности, а также для развития финансов, в том числе цифровых денег.

Популяризация и развитие цифрового направления экономики - одна из задач Координационного клуба Вольного экономического общества. Новые технологии уже проникают в повседневную жизнь, отмечал советник президента по экономической политике Сергей Глазьев: миллионы людей совершают покупки в интернете, в электронной форме проводят операции государство и бизнес - в частности, электронные торги стали основой госзакупок. По мнению научного руководителя Института экономики РАН Руслана Гринберга, запуск масштабной программы развития экономики нового технологического поколения поможет России выйти на новый виток развития. При этом он призвал осторожно относиться к идеям отказаться
от того, что у нас самих еще не слишком хорошо развито.

В феврале в Сколково прошел семинар, посвященный цифровой трансформации экономик стран ЕАЭС. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин выступил за создание евразийской технологической платформы. «Мы должны создать мощный стимул к развитию цифровых технологий, цифрового пространства, цифровых платформ для формирования добавленной стоимости и на ней зарабатывать. Цифровая трансформация - это способ включить наши национальные экономики в глобальные цепочки добавленной стоимости», - считает он. Шохин подчеркнул, что с цифровой трансформацией нельзя отстать на 10 или 20 лет и призвал представителей бизнес-сообщества сформировать предложения по всем направлениям экономики.

Бизнес также осознает необходимость перехода на экономику нового типа. В ежегодном докладе президенту бизнес-омбудсмен Борис Титов подчеркнул, что необходимо совершенствование законодательного регулирования цифровой экономики
и электронной торговли, в том числе полное признание электронного документооборота. В частности, необходимо установить порядок и стандарты обмена данными коммерческих организаций с органами власти, уточнить правовой статус электронных торговых площадок и интернет-магазинов. Еще один важный шаг, по мнению Титова, уравнивание условий для российских и иностранных интернет-магазинов.

Цифры экономики

  • До 2025 гоДа 97% российских домохозяйств получат широкополосный интернет
  • Более 100 000 IT-специалистов будут выпускаться ежегодно
  • К 2025 гоДу объем Цифровой экономики в России - до 9,6 трлн руБлей (McKinsey)
  • Связь 5G появится в больших городах
  • К 2020-му объем может вырасти до 5,6% (BCG)

Успехи уже есть

На заседании Совета по стратегическому развитию президент обратил внимание на то, что к началу 2017 года российский рынок коммерческих центров хранения и обработки данных вырос до 14,5 млрд рублей. А благодаря высокому уровню компетенций российских IT-специалистов компании предлагают уникальные программные решения, которые используются в том числе и при создании «умных городов».

8 основных направлений программы

Регулирование

Принятие законов и нормативных актов, обеспечивающих развитие цифровой экономики (в частности, об использовании технологии блокчейн и «интернете вещей»).

Информационная инфраструктура

Развитие новых стандартов связи, распространение интернета, а также удешевление его стоимости - к 2025 году, по планам Минсвязи, интернет должен стоить в 10 раз дешевле.

Исследования и разработки

Создание не менее 10 платформ для промышленных исследований и разработок в разных отраслях. Такие платформы - бизнес-модели, в основе которых лежат цифровые технологии и которые развиваются за счет обмена продуктом, решениями, данными клиентов и так далее. Самый известный пример - сервис такси Uber.

Кадры и образование

Одной из новаций блока должно стать создание электронной базы образовательных и трудовых достижений россиян. С 2019 года школьников будут обучать основам IT, а студенты смогут в качестве дипломной работы сдавать стартапы.

Государственное управление

Ключевым изменением блока должен стать полный перевод общения граждан с чиновниками в цифровой формат.

Умный город

Развитие «умных городов» предполагает запуск беспилотного общественного транспорта в 25 российских городах и личных беспилотных автомобилей - в 10 городах.

Цифровое здравоохранение

Новая модель системы здравоохранения базируется на превентивной медицине и персонализированном подходе. В ее основе лежит «цифровая медицина», позволяющая собирать и анализировать большие объемы данных, в том числе дистанционно. Эффективность использования человеческих, материальных и информационных ресурсов при оказании медицинских услуг должна вырасти на 30% к 2025 году.

Информационная безопасность

Взаимодействие граждан, бизнеса и государства в условиях цифровой экономики должны быть обеспечены технически, каждому из субъектов гарантирована правовая защита. Для этого создается центр компетенций по информационной безопасности, который определит направления развития в сфере кибербезопасности на ближайшие три года.

Объем цифровой экономики в ВВП

Россия 3,9%

По данным McKinsey

К 2024 году, согласно планам правительства, планируется «оцифровать» 50 городов с общей численностью населения 50 млн человек. На посвященном этой теме круглом столе ЦСР и МШУ Сколково было отмечено, что в некоторых российских городах цифровые интеллектуальные решения уже реализованы. Например, в Москве действуют инновационная транспортная система и одна из самых больших в мире сеть публичных точек доступа к сети Wi-Fi. Новые технологии также помогают проводить экологический мониторинг качества воздуха в режиме реального времени.

Вице-президент фонда ЦСР Владимир Княгинин подчеркнул, что предыдущее поколение цифровизации в городах было связано с автоматизацией различных процессов городского хозяйства. А вторая волна цифровой трансформации городов связана с требованиями, которые сами жители предъявляют к современному городу. Например, к предоставлению сервисов и услуг, развитию транспортной, энергетической и других инфраструктур, комфортности городской среды в целом.

Цифровые платформы придется создавать с учетом особенностей реальных городов. И на одни только российские решения опираться будет сложно: развивать в том числе физическую инфраструктуру - облачные сервисы, серверы, центры обработки данных - нужно будет вместе с глобальными технологическими игроками. «Проекты цифровизации связаны с огромным массивом информации, которые придется не только хранить, но и обрабатывать в реальном времени, внедрять предсказательную аналитику», - пояснил руководитель направления стратегических проектов и инициативы CityNext компании Microsoft Александр Данилин.

Управлять реализацией программы цифровой экономики будет специальная некоммерческая организация, созданная при участии Агентства стратегических инициатив (АСИ), «Ростеха», «Росатома», фонда «Сколково», «Ростелекома» и Сбербанка. Каждый год на программу планируется направлять 100 млрд рублей, для ее финансирования будет создан отдельный фонд.

Место займет робот?

Как и любая новая программа, цифровая экономика имеет не только блестящие перспективы, но и проблемы. Одна из них - нехватка кадров. Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров отмечал, что для эффективного развития цифровой экономики нужно подготовить 1 млн IT-специалистов. Сейчас программистов, по его словам, 500 тысяч.

Директор департамента развития высоких технологий Минкомсвязи Салават Мигранов рассказывал, что в 2015–2016 годах прирост специалистов составил всего 3,6%. Однако ведомство работает над этой проблемой: к 2018 году прирост на бюджетные места по направлению «информационная безопасность» должен составить 15%, а IT-специалистов в целом - на 12%.

Другое министерство - труда и социальной защиты - беспокоит выстраивание трудового и страхового законодательства в условиях цифровизации. Глава ведомства Максим Топилин отмечал, что сегодня существуют все условия для упрощения кадрового документооборота, в частности

для заключения трудового договора в электронном виде. Однако вопрос защиты трудовых и социальных прав работника, по его словам, остается открытым. Цифровая подпись живет недолго, и пока не ясно, что делать, если работник обратится за защитой своих прав через 10 или 20 лет после заключения электронного трудового договора.

Цифровизация трудовых отношений опасна еще и тем, что с ростом производительности труда может вырасти безработица, так как многие рабочие места или даже целые профессии заменят роботы. Однако эксперты полагают, что этого опасаться не стоит. «С ростом производительности труда безработица совсем не обязательно будет расти, поскольку могут создаваться новые рабочие места
в других отраслях, в том числе и связанных с цифровой экономикой. Для ее функционирования надо как минимум обеспечить огромное количество людей компьютерами и мобильными устройствами, постоянно обеспечивать техническое обслуживание и помощь пользователям», - отметила старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Оксана Богаевская. Необходимо разработать программное обеспечение, постоянно совершенствовать и обновлять его. Вся эта деятельность предполагает создание огромного количества новых рабочих мест, которое превышает их сокращение в результате внедрения цифровых технологий.

26 февраля на круглом столе "Цифровая экономика. Общество. Бизнес. Государство" в рамках II Ульяновского экономического форума представители вузов, органов власти и компаний Ульяновской области обсудили вопросы взаимодействия различных институтов общества и частных компаний по развитию цифровой экономики. Председатель совета директоров Института развития информационного общества Юрий Хохлов принял участие в работе форума

Модератором круглого стола выступила директор ОГКУ "Правительство для граждан" Светлана Опенышева , которая отметила, что Ульяновская область первой в России приняла концепцию внедрения интеллектуальных цифровых технологий "Умный регион" и совместно с Всемирным банком первой провела оценку готовности региона к цифровой экономике.

Эксперты Всемирного банка рассказали об итогах проведенного ранее исследования цифровой экономики региона. Оно заключалось в оценке комплекса факторов и уровня использования цифровых технологий в Ульяновской области органами государственной власти, бизнесом и гражданами.

"В госсекторе в Ульяновской области имеется хороший уровень стратегического планирования в области цифровой экономики. Но требуется дальнейшая модернизация нормативно-правовой базы. Есть серьезный задел в плане развития комплекса цифровых государственных услуг, цифрового правительства. Но, как и во всей России есть большой потенциал для развития в сфере предоставления госуслуг по принципу жизненных ситуаций и по развитию архитектуры цифрового правительства. В области образования регион является одним из наиболее сильных субъектов с точки зрения использования информационных технологий, имеется мощная ИТ-отрасль.

С другой стороны есть дефицит кадров в области ИТ. Это один из самых главных сдерживающих факторов для развития цифровой экономики. В сфере бизнеса регион превышает общероссийские показатели по доле расходов на НИОКР в валовом региональном продукте. Большая часть этих расходов ложится на бизнес, но инновационная активность предприятий находится на низком уровне.
Способности бизнеса Ульяновской области внедрять цифровые технологии достаточно низкие.

В Ульяновской области наблюдается высокий уровень проникновения широкополосного доступа в интернет, что само по себе создает условия для использования цифровых технологий гражданами. Но нужно повышать цифровую грамотность населения, снижать недоверие к электронной торговле и повышать дальнейшее использование цифровых услуг государства», - рассказал координатор региональных программ Всемирного банка Михаил Бунчук .

Дополняя выступление М. Бунчука, председатель совета директоров Института развития информационного общества Юрий Хохлов рассказал о разработке новых направлений программы "Цифровая экономика Российской Федерации".

"Ульяновская область присутствует в качестве пилотного региона в консорциуме по здравоохранению, принимает участие в инициативных группах по разработке новых направлений программы по цифровой промышленности, и по направлению "Умный город»" Это правильный подход, который позволит участвовать в этих инициативах с самого начала и координировать свою деятельность с федеральным уровнем. Считаю, что в этом область можно только поддержать. Нужно отдать должное Губернатору Сергею Морозову и тем, кто отвечает за развитие цифровой экономики региона», - отметил Юрий Хохлов.

В выступлении заведующего кафедрой "Измерительно-вычислительные комплексы" Ульяновского государственного технического университета Сергея Киселева шла речь о важности применения технологии промышленного интернета вещей.

Доклад заведующего кафедрой "Экономическая теория" Ульяновского государственного технического университета Антона Сафиуллина был посвящен возможностям и вызовам. которые несет с собой развитие цифровой экономики.

Заключительный доклад на круглом столе советника при ректорате по работе с кадрами ОПК Ульяновского государственного университета Дмитрия Шабалкина был посвящен стратегическому проекту "Мастерская лидерских компетенций цифровой трансформации".

Новое на сайте

>

Самое популярное