Домой Микрозаймы История появления небоскребов. История небоскрёбов

История появления небоскребов. История небоскрёбов

Ровно 130 лет назад (1 мая 1884 года) было начато строительство самого первого небоскрёба в мире – чикагского 10-этажного здания Страховой компании Home Insurance Building. Существование этого «гиганта» закончилось в 1931 году. Но настоящая история небоскрёбов с этого только началась…

Строго говоря, история возведения домов и до первого официально признанного самого первого небоскрёба в мире знает случаи строительства многоэтажных, в том числе и узких, домов и постройку целых городов из таких зданий, как, например, Шибам в Йемене.

Или, например, итальянских башен Болонью (12 век нашей эры) —

Первый общепризнанный небоскреб (Home Insurance Building) был не очень высоким по нынешним меркам – имел всего лишь 10 этажей согласно первоначальному проекту, общая высота здания составляла 42 метра.

Через несколько лет у этого самого первого небоскрёба в мире появились еще 2 этажа, и тогда высота его была уже 54,9 м. Уильям Ле Барон Дженни, американский архитектор, при проектировании первого небоскреба реализовал новаторскую технологию строительства, заключающийся в использовании несущего каркаса. До него в качестве несущей конструкции использовались внешние стены. Архитектор сделал расчет на основании прочностных характеристик материалов, приняв во внимание удельную прочность стали, которая в 10 раз превышает удельную прочность самого качественного бетона, не говоря уже о каменной или кирпичной кладке. За счет применения металлического каркаса как несущей конструкции удалось уменьшить практически на треть общую массу сооружения. Но создатель проекта все-таки не смог решиться на полный отказ от других несущих конструкций, из-за этого самый первый небоскрёб в мире имел также гранитные колонны и несущая задняя стена.

Реализация перехода на несущий стальной каркас была осуществлена в 1891 году, когда была построена 11-этажная башня Уэйнрайта в Сент-Луисе, автором проекта которой стал Архитектор Луис Салливан. Так что это здание может по праву оспорить звание «самый первый небоскрёб в мире» у чикагского сооружения.

Ни один небоскреб не может функционировать в полной мере без такого архитектурного элемента, как лифт. В истории небоскрёбов самым первым офисным зданием, где стали использовать лифты, стало Эквитабл Лайф Билдинг, построенном в Нью-Йорке в 1870 году.

Первые лифты работали на гидравлическом приводе, что налагало ограничение относительно высоты здания – оно не могло быть выше 20 этажей. Но в 1903 году фирмой Отис была разработана новая конструкция лифта, имеющего электрический привод. В нем нашла применение идея об уравновешивании веса кабины, идущей верх, весом второй кабины, которая двигается вниз. Эти нововведения позволили снять ограничения высоты подъема. Интересным решением для снятия ограничений по высоте здания стало и применение подъема с пересадками.

Самые высокие небоскребы мира. Фото .

Как только появились самые первые небоскребы в мире, в их строительстве началась самая настоящая гонка в возведении самого высокого здания. Самыми напряженными годами в истории небоскрёбов можно считать 20-е годы прошлого века, когда в Нью-Йорке одно за другим взметнулись ввысь несколько высотных зданий, которые претендовали на звание «высочайшего здания мира».

В Нью-Йорке в 1913 году появился 57-этажный небоскреб Вулворт-билдинг, имевший высоту 241 метр и построенный в стиле неоготика, который характеризуется сочетанием новейших достижений науки и традиционной архитектуры. На протяжении 17-ти лет этот небоскреб носил звание самого высокого здания в мире самого высокого небоскреба мира (фото ниже), и до сих пор горожане испытывают к нему особую любовь.

Фото Вулворт-билдинг в 1913 году –

… и сегодня —

Темпы этой гонки заметно замедляются в начале 30-х годов. Это десятилетие можно охарактеризовать возведением двух небоскребов. Первый был простроен в 1930 году на средства Уолтера Перси Крайслера, разместившего в нем офисы своей фирмы. Оно так и называется – Крайслер-билдинг, имеет 77 этажей и высоту по крыше 282 метра, а вместе со шпилем – 320 метров.

Но его обошел Эмпайр-стейт-билдинг, торжественно открытый 1 мая 1931 года. Именно это здание стало мировым символом небоскребостроения практически на полвека.

Оно имеет 102 этажа, высота по крыше составляет 381 метр, а вместе с антенной — 443 метра. Простроенное всего лишь за 13 месяцев, строение не сдавало рекорд высоты до 1972 года.

***

История небоскрёбов в СССР.

В Советском Союзе в 1937 году приступили к постройке самого высокого в мире небоскреба, которое должно быть высотой 495 метров. Однако Великая Отечественная война не позволила закончить этот проект, и после ее окончания к проекту уже не возвращались.

Однако небоскребы в Москве были построены, ими стали знаменитые семь сталинских высоток. Среди них самое высокое здание – это МГУ, имеющее высоту 240 метров. Именно это сооружение вошло во все мировые рейтинги небоскребов. Однако не они были первыми небоскребами, возведенными в Москве.

Еще в начале века, в 1912 году, был возведен Дом дешевых квартир Нирнзее, имеющего высоту 40 метров. На заре история небоскрёбов в СССР в Москве такие сооружения именовали «тучерезами».

Но самым высоким дореволюционным гражданским сооружением было здание Телефонной станции, возведенное в Милютинском переулке в 1908 году и имеющем высоту 78 метров. Технологии, применяемые русскими инженерами, позволяли уже в те времена возводить здания в 100 и даже в 150 метров, но постройка тучерезов ограничивалась как эстетическими, так и религиозными соображениями. Поэтому до середины 50-х годов гордое звание самого высокого здания Москвы носило средневековое сооружение – колокольня Ивана Великого, доминируя над архитектурными сооружениями столицы. Высота колокольни составляет 81 метр.

***

Последняя треть XX века ознаменовалась новой гонкой в строительстве небоскребов. Сложностью определения самых высоких небоскребов мира (фотографии которых мы и рассматриваем в данной статье) стала сложность архитектурных форм. Потому эти звания постоянно оспариваются, исходя из замеров, которые проводятся как по крыше, так и с дополнительными шпилями и антеннами. У считавшейся самой высокой 110-этажной чикагской башни Сирс-Тауэр, носящей ныне имя Уиллис-Тауэр и имеющей высоту 442 метра…

…это звание перехватили в 1998 году башни Петронас, расположенные в Куала-Лумпере и имеющие следующие критерии – 88 этажей, 452 метра высоты.

***

Потом появился в 2004 году небоскреб Тайбэй 101, имеющий 509 метров высоты и насчитывающий 101 этаж. Но и тогда Уиллис-Тауэр спорил за звание самого высокого небоскреба мира (фото ниже), если принимать в расчет находящуюся на крыше здания антенну.

Споры прекратило возведение Дубайской башни Бурдж-Халифа, которая превысила все рекорды. Эта башня имеет высоту по крыше 643 метра, по шпилю 828 метров, а насчитывает 150 этажей.

Фотографии этого рекордсмена просто поражают воображение –

***

В 2013 году Китай заявил о возведении в городе Чанша 220-этажного небоскреба Скай-Сити, имеющего высоту 838 метров. При этом возведением этого здания намеревались побить и еще один рекорд, построив его в рекордно короткие сроки – 90 дней.

Правда, в эти 3 месяца не включались подготовительные работы. Однако дата начала строительства все время переносилась, и теперь торжественное открытие здания планируют в мае 2014 года.

Но и эта высота не является пределом, строители хотят взять высоту более чем в километр. Небоскребы такой высоты заложены в нескольких странах – в Бахрейне – 1022-метровый, 1400-метровый (по шпилю) в Дубае («Аль Бурдж» или «Накхил»)

— 1007-метровая башня в Саудовской Аравии («Kingdom Tower») —

Специалисты так и не пришли к единому мнению, какую именно постройку считать первым небоскребом. Важной вехой признается 10-этажнос здание страховой компании «Хоум-Иншуранс-Билдинг в Чикаго, для которого архитектор Ульям Дженней применил в 1885 г. металлический каркас. «Монаднок-Билдинг», построенный там же в 1891 г., предвосхищает своими формами пластический язык позднейших небоскребов.

Не случайно первые небоскребы появились именно в Чикаго. Пожар 1871 г.. опустошивший значительную часть города, позволил архитекторам начать с чистого листа. Бурный рост метрополии, ставшей центром переработки пшеницы и мяса, потребовал огромного количества офисных помещений. Максимальному использованию земельных участков путем нагромождения этажей предшествовали, во-первых, изобретение лифта Элишей Грейвсом Отисом, во-вторых, приход в архитектуру легких стальных конструкций, позволяющих большую высоту.

Конкуренция гигантов

Ранние небоскребы Чикаго -подчеркнуто прагматичные, функциональные постройки. Стиль, сложившийся в Нью-Йорке, был куда более декоративным. Вершина эстетики небоскреба — «Крайстер-Билдинг. роскошный символ «ар-деко. После Второй мировой войны небоскребы стали проще, но и выше. За зданием «Эмпайр-Стейт-Билдинг» высотой 381 м, на протяжении сорока лет державшим в мире пальму первенства, в 1970-е гг. последовали один за другим другие рекордсмены. При этом азиатские дстовые центры стали теперь обгонять по высоте аналогичные постройки в США.

  • 1974 г.: «Сирс-Тауэр» в Чикаго высотой 443 м. Этот небоскреб на протяжении 22 лет оставался самым высоким в мире зданием.
  • 1997 г.: Петронас-Тауэр» — башни-близнецы в столице Малайзии Кухта-Лумпур имеют 452 м в высоту.
  • 2001 г.: 11 сентября в результате самолетной атаки террористов разрушены здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. На этом месте сооружается теперь Башня Свободы высотой 541 м.

До 19 века в Европе было очень мало строений, которые по высоте как-то выделялись среди стандартных городских зданий. К числу таких исключений можно отнести Кафедральный собор во Флоренции, собор Св. Петра в Риме, собор Св. Павла в Лондоне, Собор Парижской Богоматери, Вестминстерское аббатство в Лондоне.

Появлению же небоскребов предшествовало появление Эйфелевой башни и Статуи Свободы. Такие высотные строения просто не могли не вызвать определенное чувство зависти у архитекторов и инженеров. Еще один образец для подражания - барельеф с изображением четырех президентов США, выбитый на склоне горы Рашмор. Гигантские, поражающие воображение строения попросту стали навязчивой мечтой, символом успеха и процветания страны.

Концепция небоскреба впервые воплотилась в Чикаго во второй половине 19 века. Город рос, превращался в огромный коммерческий центр. Количество населения росло, следовательно, неимоверно повышалась и стоимость земли в черте города. Встал вопрос экономии пространства и средств. К тому же, Великий пожар 1871 года попросту уничтожил старую часть города, которую необходимо было застроить снова. Все эти факторы повлияли на появление Трибьюн-Тауэра, первого образца высотных зданий, воплощение функционального рационализма.

Синтетический стиль «ар-деко», появление новых материалов и технологий - все это позволило
архитекторам воплощать в жизнь свои идеи. Важным изобретением, без которого, пожалуй, не было бы возможным существование небоскребов, стал лифт. Еще одно новшество - внедрение систем вентиляции и электрического освещения, что позволяло создавать удобоваримый климат внутри огромного офисного здания.

В послевоенный период небоскребы стали строить и за пределами Соединенных Штатов. Но в Европе стройка была затруднительна, так как историческую часть города для этого разрушать никто не хотел. Поэтому расположение и архитектура небоскребов продумывались с особой тщательностью: либо новостройки выносили за черту города, в отдельный район, либо предъявляли жесткие требования к геометрическим и скульптурным формам дизайна новых зданий. Строительство небоскребов, что в Европе, что в США стало одним из способов обновления старых и, зачастую, заброшенных районов города. Трущобы превращались в бизнес-центры.

Не смотря на то, что небоскребы, по сути, строились по одному принципу, они все равно отражали черты национального характера страны, в которой были построены. В Европе - постмодернизм с элементами готики, ар-деко и модернизма. На Востоке - эксцентричность дизайна. Новейшая тенденция, что на Востоке, что на Западе - использование биологически совместимых технологий, принципы натуралистической философии. Но история продолжается, какими в будущем станут небоскребы - предсказать нельзя.

Знаменитые небоскребы США

История небоскребов - не только общие слова. Это еще и история конкретных зданий, ставших знаменитейшими представителями своего вида. Каждый известный небоскреб в США может рассказать о себе и об эпохе, в которую он был построен, много интересного.

Вулворт (Woolworth Building)

Был построен в 1913 году архитектором Кассом Гилбертом. Заказчик Фрэнк Вулфорт хотел построить самое высокое здание на тот момент. Изначально планируемая высота в 190,5 метров была увеличена до 241,4 метра. Соответственно, стоимость постройки так же увеличилась с 5 до 13 миллионов долларов (на тот момент - огромная сумма). Соответственно, в проекте пришлось учитывать усиление фундамента и повысившуюся ветровую нагрузку.

Здание оформили терракотовой облицовкой, крышу украшают ажурные переплетения и готика, внутри здание отделано мрамором, мозаикой и скульптурами, потолок расписан мозаикой с позолотой.

В 1998 году здание было продано владельцем. Стоимость Вулворта уже оценивалась в 155 миллионов долларов. Но помещения в верхней башенной части небоскреба все равно пустуют, так как лифтов, доезжающих до верхних этажей, не хватает для обслуживания офисов.

Трамп Билдинг (Trump Building)

Для постройки этого небоскреба в 1929 году была создана целая корпорация во главе с Крейгом Северансом и Ясуо Матсуи. Был создан небоскреб с широким основанием, сужающийся к верхней части. Основание украшено простым орнаментом, корона и шпиль выполнены в стиле французской готики. Строительство завершилось в 1930 году, высота здания - 282,5 метра, 71 этаж.

Крайслер-Билдинг

Это здание, построенное перед началом Великой Депрессии, демонстрирует сильное влияние на архитектуру немецкого импрессионизма. Изначально строительство небоскреба финансировал Уильям Рейнольдс, бывший сенатор США, но из-за финансовых проблем вынужден был продать землю под постройку. Ее перекупил Уолтер П. Крайслер. Крайслер начал работу над небоскребом в октябре 1928 года, и уже в мае 1930 года новое здание было открыто для публики.

Сити Сервис (Американ Интернешнл)

Это здание создавалось как корпоративная штаб-квартира нефтяной компании Сити Сервис, верхний этаж, пентхауз, изначально планировалось превратить в квартиру для основателя и председателя компании Генри Догерти, но его здоровье не позволило осуществить эту идею. Раньше небоскреб на уровне 15 этажа соединялся переходом со зданием, росположенным по тому же адресу (Уолл Стрит, 60), но потом то здание снесли. Небоскреб Сити Сервис имеет 67 этажей, увенчан шпилем. Общая высота здания - 289,5 метра. Верх башни оформлен в стиле горной вершины, там располагается смотровая площадка.

Муниципальное здание

Фирма McKim, Mead&White построила первый небоскреб а Америке в стиле Beaux – Arts. Но это здание значительно уступает в размерах своим собратьям: его высота всего 170,4 метра. Офисы сдаются для городских компаний и служб. Здание включает в свой комплекс 15-этажную башню, которая олицетворяет Нью-Йорк как крупную метрополию. С двух сторон к башне примыкают 24-этажные крылья. Венчает небоскреб позолоченная скульптура Адольфа А. Вейнмана «Гражданская Слава» высотой 6,1 метра. Это самая большая скульптура в Нью-Йорке после Статуи Свободы. Пять башен на вершине здания символизируют пять округов города. Еще одна уникальная особенность для небоскреба того времени - примыкающая прямо к зданию станция метро.

Бродвей, 120 (Equitable Building)

Этот небоскреб, построенный в 1870 году, был первым высотным зданием, оснащенным пассажирскими лифтами. Автоматически, верхние этажи стали более востребованными под офисы (когда окна офиса поднимаются высоко над пыльными и шумными улицами, работать гораздо приятнее). Здание неоднократно подвергалось реконструкции. В 1912 году небоскреб и вовсе почти полностью сгорел. Заново отстроенное здание оснастили просторными скоростными лифтами, современными системами отопления и вентиляции, противопожарными элементами. Здание не самое высокое среди небоскребов того времени (165,2 метра), но зато обладает самой большой полезной офисной площадью (111483 квадратных метров).

Эмпайр Стейт Билдинг

Уникальное строение с башней и «парящим» шпилем стало визитной карточкой Нью-Йорка и увековечено во множестве сувениров. Самое удивительное, что построено оно было в рекордно короткие сроки - всего лишь полтора года. При этом, бюджет был минимальным. Отделка здания полностью исключала применение внешних лесов, обеды подавались рабочим прямо на места, что позволило значительно сократить время и увеличить производительность. Как ни странно, долго здание не окупалось. Но потом на небоскребе разместили искусственную подсветку, шпиль стали использовать в качестве опоры для теле- радио-вещательных антенн.

“Утюг” (Flatiron Building)

Это здание - результат модной тенденции использовать морской и флотский дизайн в архитектуре. Помимо концепции, обязательно было и сохранение функционального назначения здания. Площадь, которую занимает здание, невелика, под определенным углом небоскреб кажется вообще очень узким. Тем не менее, именно узость здания и создает ощущение, что постройка гораздо выше, чем на самом деле. Стены украшены объемными изображениями венков, львиных голов, разными масками. На уровне четвертого этажа овальные венки чередуются с изображением женских древнегреческих масок. До восьмого этажа из стен выступают выпуклости, что должно создавать ритмичность струящейся воды. С разных точек обзора небоскреб то напоминает летящий в небе птичий клин, то плывущий корабль, то огромную стену.

Уэст Стрит Билдинг

Архитектором этого здания был Касс Гилберт, который впоследствии построил небоскреб Вулворта. Уэст Стрит Билдинг построен в 1907 году, изначально его арендовали транспортные и судоходные компании, так как располагается здание вблизи реки Гудзон. Воздушность и открытость зданию придают окна, расположенные между колоннами. Общая высота здания - 90 метров, 23 этажа (совсем немного по современным меркам). В 2001 году 11 сентября, когда в результате террористического акта были разрушены Башни Близнецы, здание серьезно пострадало от падающих обломков. Начался крупный пожар, который тушили 3 дня.

Такова история появления американских небоскребов. Здания, служившие образчиками высотного строительства в свое время, теперь не очень впечатляют на фоне новейших небоскребов, полностью застекленных. Но сила архитектурной мысли, красота отделки до сих пор заставляют восхищаться многочисленных туристов.

Не все знают об истории небоскрёбов и том, как они появились. Это достаточно интересная история и об этом в нашей новой статье.

Время шло, маленькие компании росли и превращались в могучие корпорации, и новое поколение промышленных и финансовых магнатов требовало для своих штаб-квартир все более импозантных помещений. Потребность в новых офисах удачно совпала с разработкой в девятнадцатом веке техники строительства нового типа зданий — небоскрёбов. До 1880-х годов строительство зданий выше 8-9 этажей считалось нерациональным, поскольку здания, сделанные из кирпича, требовали такой прочности основания, что даже окна и двери в нижних этажах открывать было небезопасно, однако в результате множества мелких и одного большого нововведения строительство небоскрёбов вдруг стало возможным. Главное нововведение состояло в том, что стены домов стали делать более лёгкими, т.к. здание держалось не на них, а на стальном каркасе.

Слово skyscraper (небоскрёб) существовало в Англии с 1794 г. и употреблялось в самых разных значениях: высокая шляпа, высокий мяч в бейсболе, самый верхний парус на корабле. Впервые это слово использовали для описания дома в 1888 г. (хотя термин небоскрёбное здание появился за четыре года до этого) и не в Нью-Йорке, как можно было бы подумать, а в Чикаго. В последней четверти девятнадцатого века Чикаго был ведущим городом мира в строительстве больших сооружений по очень простой причине — из-за опустошительного пожара 1871 года. Первым небоскрёбом Чикаго было здание Страховой компании домов, построенное в 1883-1885 гг., за которым быстро последовали Дом Лейтера (1889 г.), Дом уверенности (1894 г.) и Дом Карсона, Пири и Скотта (1889 г.). Вскоре небоскрёбы так изменили cityscape (городской пейзаж, американизм 1850 г.) по всей Америке, что слово skyline, означавшее ранее «линия горизонта», приобрело современный смысл — очертания небоскрёбов на фоне неба.

The Home Insurance Building (Здание домового страхование) — первый в мире небоскреб, построенный в 1885 году в Чикаго, США, снесён в 1931 году.

Дом Красона, Пири, Скотта. 1889 год постройки.

Родились небоскрёбы в Чикаго, но их настоящей родиной стал Нью-Йорк. Первый нью-йоркский небоскрёб, двадцатидвухэтажный нью-йоркский дом мира, открылся в 1890 г., и вскоре над городом поднялись и другие высотные дома: Пулитцер (1892 г., 93 метра), Флетайрон (Утюг) (1903 г., 86 метров), Таймс Тауер (1904 г., 110 метров), Зингер (1908 г., 180 метров), Метрополитен лайф (1909 г., 210 метров) и, наконец, построенный в 1913 г. Дом Вулворта (240 метров).

Казалось, что ничего большего, чем Вулворт с его 58 этажами, где работало 14 000 человек, построить уже невозможно, и действительно, в течение семнадцати лет он был самым высоким зданием мира, пока в 1930 г. не построили Крайслер. В нем было 77 этажей, и был он почти в полтора раза выше Вулворта (320 метров). В соответствии с проектом, Крайслер должен был иметь высоту 282 метра, но соперник архитектора решил построить на 40-й улице здание на 60 сантиметров выше. Тогда архитектор Крайслера Ван Аллен спешно и секретно спроектировал 37-метровый стальной шпиль, ставший замечательным украшением здания. Безусловное первенство Крайслер сохранял очень недолго. Его ещё не успели закончить, когда на 5-й авеню на месте отеля Валдорф-Астория начались работы над ещё более амбициозным проектом Эмпайр-стейт-билдинга. Поднявшись в высоту на 381 метр, 102-этажное здание держало мировое первенство в течение сорока трёх лет, пока в Чикаго в 1974 г. не возвели 110-этажный, 443-метровый, убийственно-уродливый Сирс Тауер.

Применение стального каркаса и лёгких стен позволило в принципе строить высотные здания, но отнюдь не решило всех проблем. Потребовалось сделать массу усовершенствований, чтобы эти дома могли функционировать. Среди них были револьверные двери, позволявшие избежать сквозняков, мешавших нормально регулировать температуру здания и чрезвычайно пожароопасных, а самое главное, нужны были быстрые и безопасные пассажирские лифты.

Считается, что лифт изобрёл Элиша Отис, хотя различные подъёмные устройства уже давно существовали, когда Отис стал знаменитым в конце 1850-х годов. Он никогда и не утверждал, что изобрёл лифт. Его вклад заключался в изобретении простого, надёжного устройства — пружинного механизма с зажимами на шестерёнках, — делавшего использование вертикального лифта безопасным. Обожая эффектные шоу, Отис путешествовал по всему миру, демонстрируя безопасность сконструированных им лифтов. Лифт, в котором он находился, подтягивали на верёвке на высоту 15 метров, и его помощник, к ужасу зрителей, перерубал верёвку топором, но лифт успевал упасть только на несколько сантиметров перед тем, как придуманный Отисом механизм его останавливал. Заказы на его устройство поступали сотнями. (И все же первые лифты были не очень надёжны. В 1911 г. «Нью-Йорк трибьюн» сообщала, что за два предшествовавших года по крайней мере 2600 человек были убиты или ранены в авариях, связанных с лифтами).

Небоскрёбы неузнаваемо изменили внешний вид американских городов, но почти ничего не добавили к американской речи. Говорят, что выражение twenty-three skiddoo, означающее на сленге «сматывайся поскорее», появилось благодаря небоскрёбу Утюг, расположенному на пересечении 23-й улицы, 5-й авеню и Бродвея. Необычная геометрия дома якобы создавала сильные сквозняки, поднимавшие юбки женщин на подходе к зданию по 23-й улице, где и собирались мужчины, чтобы поглазеть на женские ноги, но полиция была начеку и гоняла зевак этим возгласом. К сожалению, никаких доказательств этой теории не существует. Известно, что слово skiddoo, означающее «убегать», было изобретением плодовитого на неологизмы карикатуриста Т.А. Доргана, работавшего в первой четверти девятнадцатого века, но каким образом оно нерасторжимо связалось с цифрой 23, остаётся (как и многое другое) неизвестным.

С началом бурного развития промышленности, концентрации населения в городах появилась необходимость возведения больших объемов многоэтажных и высотных зданий. Первым городом, в ко-тором стали строиться высотные здания, был Чикаго, в конце XIX в. игравший заметную роль в развитии США.

В этом городе впервые стали возводиться здания в 12-16 эта-жей, что привело к трудностям при их эксплуатации. Во-первых, водяные насосы того времени могли подавать воду только на высоту 15 м, во-вторых, подъем выше 5-7 этажей также не способствовал возведению высоких зданий в 10-12 этажей, и только применение каркасной системы, изобретение безопасного лифта, разработка бо-лее мощных насосов создали возможность увеличивать высоту зда-ний до 100 и более метров.

Первые многоэтажные и высотные здания строились из кир-пича, всю несостоятельность такого строительства показало возве-дение здания «Монаднок» в 1891 г. 16-этажное здание с несущими наружными и внутренними стенами имело толщину наружной стены 1,8 м (рисунок ниже), что не позволяло в силу конструктивных особен-ностей иметь помещения с большими площадями и большеразмер-ными витринными окнами.

Наружная стена здания «Монаднок» (Чикаго, США)

Одним из первых теоретиков высотного строительства был Луис Салливан, сформулировавший пять основных принципов воз-ведения высотных зданий, которые используют все современные архитекторы. Первый - небоскребу необходим подземный этаж, в котором размещаются бойлерные, силовые установки и инженерное оборудование, обеспечивающее здание энергией и теплом. Второй - первый этаж должен быть отдан в распоряжение банков, магазинов и иным заведениям, которым необходимо большое пространство, много света, яркие витрины и легкий доступ с улицы. Третий - вто-рой этаж должен иметь не меньше света и простора, чем первый, поскольку он легко достижим с помощью лестниц. Четвертый - ме-жду вторым и самым верхним этажом должны располагаться офис-ные помещения, которые могут ничем не отличаться друг от друга по планировке. Пятый - самый верхний этаж, так же как и подземный, должен быть техническим. В нем должны находиться система вентиляции и другое оборудование. Свои принципы Салливан совместно с Адлером подтвердил в проекте «Гаранти Траст билдинг» в Буффало (рисунок ниже), где магазины и банк разместились на первом и втором этажах, верхний этаж отведен для установки необходимого оборудования, а десять этажей между ними заняты офисными помещениями с одинаковым планировочным решением.

Здание «Гаранти Траст билдинг» (Буффало, США)

По мере развития проектирования и строительства высотных зданий их архитектура, конструкции и инженерное оборудование постоянно претерпевали изменения. Изобретения в области строительства, технологии, различные влияния, оказываемые законодательством, архитектурные теории и стили оставили свой след в высотном строительстве.

На основе опыта проектирования и строительства развития архитектурных стилей проведено деление этапов развития высотного строительства.

Чикагская школа (1890-1915)

В США была возведена первая серия высотных офисных блочных зданий, на основании которых Луис Салливан и Джон Велборн Рут провозгласили архитекгурный принцип «Форма определяется функцией» . Новый стиль стал известен всему миру как стиль так называемой Чикагской школы, который положил начало современному направлению проектирования высотных зданий.

Вначале при строительстве многоэтажных зданий, по аналогии с фабриками Англии, были применены чугунные колонны по проекту инженера-архитектора Уильяма ле Барона Дженни - одного из основоположников Чикагской школы. В здании впервые был применен навесной фасад. Построенное в 1895 г. здание «Хоум Иншуренс билдинг» является типичным примером стиля Чикагской архитектурной школы, которое на многие десятилетия определило направление развития высотного строительства. У. Дженни был первым, кто сформулировал принцип разделения функции несущих конструкций и оболочки здания, предвосхищая систему навесной наружной стены. Чикагская школа, объединяя в своих работах в единое целое архитектуру и конструкции, конструкции и формы, впервые преодолела разрыв между ними.

Одним из первых высотных зданий с применением стальной каркаса стало 30-этажное здание «Парк Роу билдинг» (арх. Р. Робертсон, рисунок ниже), построенное в 1899 г. Хотя наружные стены были кирпичными, горизонтально разделенный поясками и балконами различной длины фасад завершался верхним декоративным поясом и двумя башнями.

Общий вид каркаса

Несмотря на прогрессивность конструктивных ре-шений, архитектура здания не претерпела существенных из-менений (рисунок ниже). В его объемно-пространственных решениях повторялись мотивы каменных строений - массив-ные нижние этажи, тяжелые горизонтальные поэтажные пояса.

Здание «Парк Роу билдинг» (Нью-Йорк, США)

а) б)

а - общий вид; б - башня здания

Применение металли-ческого каркаса выдвинуло перед архитекторами новые тектонические задачи, заклю-чающиеся в отказе от обли-цовки каркаса массивными каменными стенами и, напротив, в выяв-лении его на фасаде и заполнении пространств между каркасом ос-текленными поверхностями. Так, при проектировании восьмиэтаж-ного магазина фирмы «Лейтер» фасад здания имел длину 120 м. Дженни применил крупные и простые пропорции, разбив фасад на секции. Каркас здания подчеркивал выразительность сооружения. Крупные остекленные поверхности были отделены друг от друга огнестойкими металлическими колоннами, разделяя фасад на круп-ные квадраты. Такое членение фасадов было присуще практически всем строящимся в то время зданиям, одним из таких примеров мо-жет служить здание «Маргиэтте билдинг», построенное в 1895 г. В этом же году было возведено 14-этажное здание «Релайнс билдинг» (рисунок ниже). Характерными особенностями возведенного здания бы-ли: стальной каркас так называемой чикагской структуры и значи-тельные площади окон. Здание благодаря широким эркерным ок-нам и горизонтальным пояскам, приобрело стройность и легкость. Большие эркерные окна, не открывающиеся в центральной части, выступали вперед, обеспечивая необходимый световой фронт. Для проветривания служили расположенные по разным сторонам эркера узкие окна. Само здание было разделено на два функциональных объема - первые два этажа с большими окнами-витринами универ-мага облицованы темным камнем, почти без украшений, а фасад верхних 12 этажей офисов был разработан в необычной для того времени открытой и прозрачной манере. Это здание стало предшественником небоскребов из стекла и стали, пропагандируемых в 20-40-е гг. XX столетия всемирно известным архитектором Мис ван дер Роэ.

Общий вид здания "Релайнс билдинг" (Чикаго, США)

Одним из первых жилых зданий с применением в структуре стального каркаса стало 87-метровое «Флэтайрон билдинг» (рисунок ниже), построенное в 1902 г. в Нью- Йорке, которое по высоте более чем в два раза превышало окружающую застройку. Спроекти-рованное Д. Бернемом и Д.Э. Рутом треугольное по форме высотное здание прекрасно разместилось на перекрестке улиц Манхэттена. Оно повторяет классические каноны трехчастного деления - первые три этажа основания с большими пролетами выложены из массивно-го тесаного камня, средняя часть, придающая зданию стройность и легкость, облицована светлым камнем, а верхняя часть - пентхаус - украшена аркадами и резным карнизом.

Общий вид здания «Флэтайрон билдинг» (Нью-Йорк, США)

В первых высотных зданиях «Хоум Иншуренс билдинг», «Масоник темпл», «Флэтайрон билдинг» и других использование легких каркасных конструкций в силу инерционности мышления никак не сказалось на их архитектурной выразительности, внешне они отра-жали модные в то время стили: романский, викторианский, фран-цузского или классического Возрождения. Горизонтальные структу-ры кирпичей и фасадов из натурального камня придавали зданию тяжеловесность и громоздкость. Тем не менее развитие технологии производства легких и мощных каркасных конструкций вскоре зна-чительно изменило классический внешний вид высотных архитек-турных объектов.

Период эклектики

Период эклектики - неоготика, арт-деко, «свадебный пирог». Построенные в этот период высотные здания во многом повторяют стили различных сооружений. В 1908 г. архитектор Эрнст Флэг спроектировал башню для уже существующего 14-этажного «Син-гер тауэр». Форма башен имитирует угловые башни парижского Лувра, а построенный в 1909 г. «Метрополитен Лайф тауэр» (арх. Ле Бран) явно напоминает башню в Венеции на площади Св. Марка. В этот период произошел переход от высоких офисных блоков к офисным башням.

Попытки разнообразить архитектуру высотных зданий выли-ваются в эклектику, когда разные стилевые направления присутст-вуют в одном здании одновременно. Неоготику и романский стиль, неоклассику и ренессансное Возрождение архитекторы пытались использовать для связи нового со старым. Наиболее яркими представителями неоготического стиля стали высотные здания «Вулворт билдинг», (1913 г., арх. Г. Гилберт), «Враглей билдинг» (1921 г., арх. Г. Андерсон и др.), «Трибьюн тауэр» (1925 г., арх. Р. Худ, Дж. Хоуэлс), в которых легкие, вздымающиеся к небу вертикальные элемен-ты и готические башенки визуально подчеркивали высотность зда-ний.

В 1922 г., в период проведения международного архитектур-ного конкурса за право проектировать здание газеты «Чикаго Трибьюн тауэр» (рисунок ниже), были сформулированы новые архитек-турные идеи.

Здание «Чикаго Трибьюн тауэр» (Чикаго, США)

Это и продемонстрировали на практике архитекторы, построив в начале 1930 г. два всемирно известных небоскреба: «Крайслер билдинг» и «Эмпайр Стейт билдинг» (арх. Уильям ван Аллен) построен в театральном стиле арт-деко (рисунок ниже). 77-этажное здание «Крайслер билдинг» стало первым зданием, ставшим выше Эйфелевой башни, и представляет собой переходный тип от уступчатого здания к башне.

Здание «Крайслер билдинг» (Нью-Йорк, США)

Нижняя часть имеет сложный П-образный план, а верхняя часть приобретает характер башни. Стремление архитектора обога-тить ритмику фасада комбинацией вертикальных и горизонтальных элементов привело к компоновке различных по стилю деталей. За-вершение здания напоминает стилизованные автомобильные обода колес, что придает зданию символический образ фирмы «Крайслер». Вскоре первенство по высоте переходит к «Эмпайр Стейт билдинг» (арх. Шреве, Лэм и Хармон) с мачтой для дирижаблей, которая бы сломалась при первом же причаливании воздушного судна. Тем не менее это был первый случай, когда идею футуристов о том, что не-боскребы будут доступны с воздуха, действительно попытались пре-творить в жизнь. 381-метровое здание «Эмпайр Стейт билдинг» бо-лее 40 лет (с 1931 по 1972 г.) оставалось самым высоким в мире.

В 1972 г. пальма первенства перешла к зданию «Сирс тауэр» высотой 442 м, построенному в Чикаго.

Международный стиль

В период между войной и экономи-ческим кризисом в стиле модерн были возведены два здания: «PSFS билдинг» в Филадельфии (1932 г., арх. Ноу и Лескейз) и «RCA бил-динг» Рокфеллер центра (1940 г., арх. Худ и Фулоу, Хофмейстер, Корбет, Харрисон и Мак Мюррей). «PSFS билдинг» в Филадельфии с его плоскими крышами, выразительными вертикальными линиями и ассиметричными подсекциями ознаменовало наступление нового этапа развития стиля - это была одна из первых попыток применить принципы интернационального (международного) стиля к строительству американских небоскребов. Здание было единственным высотным зданием, учавствовавшим в 1932 г. выставке «Современная архитектура» - международной выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке, организованной Филипом Джонсоном и Генри-Расселом Хичкоком. В сопутствующей публикации «Международный стиль» впервые в литературе и в истории архитектуры отражен триумф небоскребов.

Начиная с 1919 г. Мис ван дер Роэ начал активно заниматься исследованиями проблем современной архитектурной формы. В основу изучения архитектурных форм Мис положил три важнейшие на его взгляд проблемы формирующие архитектуру зданий: горизон тальное членение здания как выражение его внутренней структуры расчленение объема здания по функциональному признаку, а также использование складчатых или гладких поверхностей остекления как элементов архитектуры.

Если Ле Корбюзье за основу плана принимал геометрической формы здания и подчинял ей функциональное решение, то Мис ван дер Роэ, наоборот, при разработке внешнего облика здания исходил из взаимного расположения отдельных его частей в зависимости о их назначения. Начиная с 40-х гг. XX столетия Мис ван дер Роэ стал инициатором строительства нового поколения высотных зданий, так называемого «международного стиля». Он сумел объединить архитектурную и конструктивную форму, максимально упрощая структуру функционального пространства. Характерным примером могут служить высотные 82-метровые жилые дома «Лэйк Шор Драйв» (рисунок ниже), построенные в 1951 г. в Чикаго. Между 1948 и 1969 гг. Мис ван дер Роэ спроектировал четырнадцать высотных зданий в Чикаго. В основе всех их лежала простая кубическая форма. «Сигрем билдинг», построенное в 1958 г., спроектированное совместно с Филиппом Джонсоном, стало прототипом современного офисного здания. Это здание явилось новацией в градостроительном отношении. Впервые был применен прием в застройке, когда здание сдвигалось вглубь, перед его входом образовывалась просторная площадь. Такой прием застройки повлек за собой принятие новых градостроительных законодательных актов 1961 г., которые регламентировали организацию общественных зон. Офисные высотки в стиле Мис ван дер Роэ стали одними из самых распространенных, которье возводились по всему миру. Тем не менее копии не всегда соответствовали по качеству оригиналу, и востребованность таких небоскребов в мире постепенно снизилась. После широкого распространения такого приема акценты здания переместились с верхней части на его основание, где располагались зоны публичного пользования. Начался бум строительства зданий с площадью перед ними, так называемых плаза. Вследствие чего при строительстве нескольких зданий рядом друг с другом пропадала линия улицы, создавая не-прерывную площадь, что заставило архитекторов отойти от такого решения во всех высотных зданиях и применять этот прием дис-персно.

Здание «Лэйк Шор Драйв» (Чикаго, США)

В подражание Мис ван дер Роэ по всему миру были по-строены высотные здания в международном стиле. В России - зда-ние института «Гидропроект» (арх. Г. Яковлев, рисунок ниже), в Бель-гии - это здание «Тур Мартини», в Швеции - здание фирмы «САС» и много других.

Зда-ние института «Гидропроект» (Москва, Россия)

Модернизм (постмодернизм, футуризм)

До середины 60-х гг. в мировой архитектуре превалировал стиль модерн, давший миру большое количество великолепных зданий. Однако уже во второй половине 60-х гг. возникли новые теоретические и практиче-ские подходы, что способствовало отходу от архитектурных прин-ципов модернизма. Это, в свою очередь, повлияло и на высотное строительство. Публикации Р. Вентури и Д.С. Браун определили направление постмодернизма. Внешний вид зданий значительно ус-ложнился. Первым значительным зданием эпохи постмодернизма стало AT&T Headquarter по проекту Филипа Джонсона (1984 г.), ра-ботавшего с Мис ван дер Роэ над проектом «Сигрем билдинг».

Основная идея его здания заключалась в демонстративном возвращении к историческим корням архитектуры небоскребов. Вместо стеклянных навесных стен опять был применен тяжелый каменный фасад, в котором смешались различные архитектурные стили и вновь появилась структура из трех частей, декларируемых Салливаном (база, ствол, капитель). Быстрое развитие рынка таких зданий происходило совместно с массовым производством большо-го числа архитектурных форм и деталей. В архитектуре зданий постмодернизма была использована одна схема - исторический тип башни, заканчивающейся верхушкой в форме пирамиды. В 1985 г. Цезарь Пелли построил World Financial Center в Нью-Йорке, повто-рив свой проект в «Кенери Верф тауэр» в Лондоне в 1991 г.

В 90-х гг. прошлого столетия продолжились поиски альтерна-тивы прямоугольным кубическим зданиям международного стиля, которые зачастую не вписывались в существующую структурную застройку. Четкие формы этого стиля стали заменяться на более пластические, скульптурные. Объемно-пространственное решение рассматривалось не только как чисто функциональное, но и как архитектоническое выражение здания.

В Европе высотные здания вначале строились не для решения каких-то конкретных практических потребностей, а скорее как дань техническому прогрессу и как выражение силы общества, одним из таких зданий стало офисное здание «Тур ди Миди» в Бельгии (рисунок ниже).

Здание «Тур ди Миди» (Брюссель, Бельгия)

В исторически сложившихся европейских городах со средне-вековыми центрами, доминирующими историческими зданиями требовался новый подход к высотному строительству. Модель концентрированного размещения высотных зданий в центре города, как это было принято в американских городах, не могла быть использо-вана в Европе. В различных европейских странах этот подход был сформулирован по-своему. Французские архитекторы Огюст Перре и Ле Корбюзье были главными разработчиками концепции возведе-ния высотных зданий для создания совершенно новых городских пейзажей. Концентрируя высотные здания в жилых районах, они пытались выровнять сжатый план и освободить больше места для света и воздуха. Их высотки, спроектированные как элементы пер-спективного городского развития, достигали 200-метровой высоты и располагались на значительном расстоянии друг от друга, оставляя территорию для транспортных развязок и зеленых зон.

Высотные здания в Западной и Восточной Европе служили символами государственной и экономической силы. Если в Запад-ной Европе пошли по пути копирования американских небоскребов, то в Восточной Европе выработался собственный стиль, выражаю-щий идеологические позиции социализма.

Первые высотные здания, возведенные в Советском Союзе, по своей архитектурной выразительности и художественной композиции во многом повторяют черты русской архитектуры и, в частности, Мос-ковского Кремля (шатровые окончания, шпили, башенки и другие эле-менты). Одним из примеров может служить здание МГУ на Воробье-вых горах. Работы, проводимые в послевоенные годы по восстановле-нию и реконструкции городов, поиск новых городских моделей за-стройки привели к необходимости возведения высотных зданий и ком-плексов в мегаполисах. Такие здания в застройке крупных городов служили для выделения центра или становились доминантами на пере-сечениях основных городских транспортных магистралей. В отличие от американских моделей, где было принято концентрированное разме-щение высотных зданий, в Европе высотные застройки располагались в специально отведенных зонах вне границы городов, например район Дефанс под Парижем, или путем дисперсного размещения в структуре городских районов. Только во Франкфурте-на-Майне (Германия) высотное строительство велось в самом центре города. Это было обусловлено несколькими причинами - значительным разрушением города после Второй мировой войны, желанием привлечь финансовые струк-туры и значительным их давлением по размещению банковских офис-ных и других финансовых организаций в одном месте. Стереотипные модернистские формы сменились разнообразными вариациями по-стмодернизма. Одним из таких зданий стало «Андромеда тауэр» в Вене (рисунок ниже). Построенное в 1998 г. 113-метровое 29-этажное здание имеет остекленный фасад с поясными ограждениями, а выступающие объемы придают зданию динамический эффект.

Здание «Андромеда тауэр» (Вена, Австрия)

Желание создать интересные объемно-пространственные формы и попытка гуманизации жилых районов привели к возникно-вению новых типов высотных зданий. Высочайшие спаренные баш-ни «Петронас тауэр» (рисунок ниже) в Куала-Лумпуре (Малайзия) вы-сотой 452 м, возведенные в 1998 г. по проекту ассоциации Ц. Пелли, отразили национальные архитектурные черты традиционных зданий Юго-Восточной Азии - минаретов и пагод, а железобетонная конст-рукция позволила сделать башни в духе постмодернизма - пластич-ными и многогранными.

Башни «Петронас тауэр» (Куала-Лумпур, Малайзия)

Структурный экспрессионизм

Поиски новых формообра-зующих возможностей в проектировании и строительстве, стремле-ние отойти от простых геометрических объемно-пространственных решений привели к повышению выразительности разных по назна-чению зданий. Определение стиля «структурный экспрессионизм» выявилось из так называемого технического модернизма, когда структурные элементы высотного здания показываются снаружи, на фасаде здания. При этом здания структурного экспрессионизма имеют различные объемно-пространственные решения.

Футуристическую архитектурную форму имеет Банк Китая (рисунок ниже), расположенный в Гонконге и построенный по проекту И. Пея в 1990 г. Полигональная объемно-пространственная структу-ра здания высотой 367 м напоминает черты национальной китайской архитектуры - уменьшающийся уступами вверх объем по форме напоминает стебель бамбука, а диагональные конструкции, выстав-ленные наружу, подчеркивают элегантность объема.

Здание Банка Китая (Гонконг)

Необычной объемно-пространственной формой в виде паруса (рисунок ниже) отличается единственный в мире семизвездочный отель «Бурдж аль-Араб» (арх. Д. Спирз) высотой 321 м, построенный в 1999 г. в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты).

Гостиница «Бурдж аль-Араб» (Дубай, ОАЭ)

В стиле структурного экспрессионизма возведено в 1986 г. здание «Ллойд билдинг» в Лондоне (компания Р. Роджерс). Выходящие на фасад конструктивные элементы - стойки и горизонтальные пояса - размещены вокруг здания, на фасад же выходят вентиляцион-ные трубы, подчеркивая высотность и придавая изящество всему объ-емно-пространственному решению здания, а нарочито выставленные лестницы придают ему скульптурность (рисунок ниже).

Здание «Ллойд билдинг»: а - общий вид; б - ночное освещение здания

а) б)

Биоэкологический стиль (1990 г. и далее)

Зарождающийся с 1990 г. биоэкологический стиль, включающий не только архитек-турно-конструктивные новации, но и в большей степени достижения в области инженерии, используемый для создания интеллектуаль-ных самодостаточных и саморегулирующихся зданий. Биологический стиль - это не только использование ресурсов, но и новый подход к архитектуре высотных зданий - естественная вен-тиляция и естественное освещение, применение интеллектуальных систем управления зданием, а также регулирующих фасадных сис-тем, возобновляемых систем энергии (солнечные батареи, ветряные двигатели и т.п.), современный вертикальный транспорт и т.д.

Рассмотренные этапы развития показывают пройденный путь, дают возможность оценить его и определить направления дальней-шего развития высотного строительства.

Новое на сайте

>

Самое популярное