Домой Микрозаймы Конспект лекций по экономической теории для студентов неэкономических специальностей.

Конспект лекций по экономической теории для студентов неэкономических специальностей.

Главная > Курс лекций

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ЭКОНОМИКЕ

для студентов неэкономических специальностей

(с заданиями для самостоятельной работы студентов)

Составитель Федонина О. В., стё преподаватель кафедры экономической теории

Тема 1. Предмет и принципы экономической науки

1.Предмет и функции «экономики». 2.Экономические категории и экономические законы. 3.Методологические основы экономической науки. 4.Экономическая система общества. 1. Предмет и функции «экономики».

Экономическую деятельность осуществляют не просто члены об-щества, но экономические агенты, к которым относятся не только рядовые работники во всех сферах национального хозяйства, но и менеджеры, банкиры, владельцы домов и квартир, акций и облига-ций, земельных участков, фермеры, генеральные директора предприятий и т. д. Все они могут принимать необходимые решения" в рамках своей хозяйственной компетенции и реализовывать их, ис-пользуя различные методы и средства. Деятельность экономических агентов, закономерности, ее определяющие, составляют предмет экономической теории, но это далеко не все. При принятии решений они исходят из того, что некоторые параметры экономики на ее различных уровнях являются как бы заданными для экономических агентов, хотя большая часть их - результат их хозяйственной и иной деятельности. Экономическая история и современная хозяйст-венная практика свидетельствуют, что экономическим агентам посто-янно приходится решать три основных вопроса: ЧТО И СКОЛЬКО ПРОИЗВОДИТЬ? КАК ПРОИЗВОДИТЬ? ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? из ограниченных ресурсов 1 .

Результатом (прямым или косвенным) деятельности экономических агентов выступают блага: товары и услуги. Чем развитее общество, тем выше удельный вес и значимость услуг. Чтобы осуществлять производство, необходимы капитальные блага, или фонды. Они, в свою очередь, делятся на предметы труда (непосредственно добы-ваемые сырые материалы и полуфабрикаты), а также орудия труда (машины: станки, химические установки, ЭВМ; транспортные средст-ва и т. д.).

Важнейшие характеристики экономики - это ее эффективность, степень материализации в ней достижений научно-технического про-гресса (НТП), место человека в экономике. Но главное - насколько выпускаемые товары и услуги соответствуют потребностям потреби-теля.

Предметом Общей Экономической Теорией являются экономические отношения (производственные отношения) возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества.

В основу классификации разделов положен принцип: национальное хозяйство в це-лом (макроэкономика) и другой уровень - функционирование фирм и домохозяйств. Под последними принято понимать группы людей, кото-рые совместно используют свое имущество, свой доход; они совместно принимают решения, все созданные блага используют внутри домохо-зяйств. Домохозяйства предлагают на рынке факторы производства.

Остановимся вначале на особенностях предмета микроэкономики.

Во-первых, это исследование поведения фирмы, домохозяйства как экономических агентов в рыночной системе и, следовательно, с уче-том постоянного выбора решений, колебаний цен в процессе взаи-модействия спроса и предложения и определения издержек. Во-вто-рых, это исследование воздействия государства (парламент, регули-рующие государственные органы, суды и т. п.) на фирмы, домохозяй-ства. И, в-третьих, изучение конъюнктуры и факторов, определяющих ее, на частных рынках. В-четвертых, исследование таких явлений, как интересы индивидов, полезность благ и услуг, спрос и предложение. Как сказано выше, макроэкономика исследует национальное хо-зяйство (или мировое хозяйство) как единую систему. Поэтому ее предметом выступают отрасли и сферы экономики, хозяйственные связи между ними, развитие национального хозяйства. Предметом макроэкономики являются такие явления и процессы, как занятость и безработица, общая динамика цен, национального дохода, расхо-дов и т. д.

Следует обратить внимание на то, что главное различие между микро- и макроэкономикой заключается не в масштабах исследуе-мых ими объектов, а в тех имеющих место в национальных хозяй-ствах экономических процессах, которые составляют эти объекты.

В связи со сказанным встает вопрос: что раньше изучать - микро- или макроэкономику. В изданных учебниках и учебных по-собиях на русском и иностранных языках нет единства по этому поводу. В разделе «Микроэкономика» изучаются экономическое поведение от-дельного экономического агента и факторы, его определяющие. Макроэкономика, как отмечалось выше, рассматривает национальное хозяйство в целом как единую систему, воздействующую с различ-ных сторон на поведение рыночного субъекта. Отсюда следует, что прежде, чем исследовать, как, какими средствами и методами осу-ществляется это воздействие, необходимо изучить его объект воз-действия, ибо выбор средств и методов в значительной степени зависит именно от него.

Функции экономической науки .

Во-первых, это познавательная функция, которая в особых комментариях не нуждается. Во-вторых, методологическая. В-третьих, практическая. Здесь необходимо заметить, что проведение экспериментов обходится крайне дорого и затрагивает интересы зна-чительного числа людей. Так, проводящаяся сейчас в России эконо-мическая реформа на первых своих этапах представляла собой в значительной степени экономический эксперимент. Что касается ис-пользования методов математического моделирования, то они пока еще далеки от совершенства. Вместе с тем ряд. разработок Цент-рального экономико-математического института Российской Акаде-мии наук послужил базой для прогнозирования хода экономической реформы в России. Во-вторых, методологическая функция - разра-ботка методов, средств, научного инструментария, необходимых для исследований всем экономическим наукам. В-третьих, практическая функция - непосредственное обеспечение экономической политики; управления производством на различных «этажах» экономики.

Невозможно изучать современную рыноч-ную экономику лишь с позиций микро- или макроэкономики. Так, деятельность отдельной фирмы в значительной степени определяется фискальной политикой государства. В то же время социальная по-литика государства в значительной степени и, следовательно, бла-госостояние граждан прямо и косвенно зависят от эффективности деятельности фирмы. Закономерным можно полагать взаимопроник-новение макро- и микроэкономики, о чем в последнее время пишут ученые-экономисты на Западе.

Что такое «экономикс»? Авторы предлагают следующее определение: Экономикс - это главный компонент современной экономической науки, использование кото-рого позволяет наиболее эффективно решать основные вопросы экономического развития общества: что (и сколько) производить? как производить? для кого производить?

Экономический закон - необходимая существенная, постоянно повторяющаяся, причинно следственная связь экономических процессов и явлений. Другими словами – это законы, касающиеся процессов производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Ограниченность экономических ресурсов - объективный закон, диктующий необходимость соответствующего субъективного поведения лю-дей в системе хозяйствования. Закон редкости ресурсов, или огра-ниченность производственных возможностей, влияет на любой фак-тор производства - идет ли речь о человеке как работнике или же об орудиях и предметах его труда. В каждый данный момент любым экономическим ресурсам и факторам производства - труду, земле и ее ископаемым, капитально-техническим компонентам про-изводства - свойственна ограниченность: их количество фиксирова-но и имеет пределы; применение многих, в особенности первичных, экономических ресурсов в какой-либо одной сфере исключает воз-можность одновременного их использования в другой. Например, такой первичный ресурс, как земля, ограничен не только в смысле естественных планетарных пределов земной суши или географически обозначенных территорий и границ отдельных стран. Земле как экономическому ресурсу свойственна редкость, ограниченность так-же в том смысле, что каждый конкретный ее участок в одно и то же время может быть использован только в одной Отрасли: либо для выращивания сельскохозяйственной продукции, либо под стро-ительство, либо для добычи природных ископаемых. Использование данного земельного участка в какой-либо одной отрасли исключает возможность его одновременного использования в других, несмотря на то, что потребность в этом существует.

Другим важным экономическим законом является закон безграничности и неутолимости потребности общества (индивидов, институтов). Потребность - это нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Экономисты изучают материальные потребно-сти, под которыми понимается желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, доставляющие им удовольствие или удовлетворение.

Историю экономической цивилизации, с рассматриваемой точки зрения, можно представить как процесс формирования и реализации индивидуальных и институционных потребностей. В процессе удов-летворения потребностей формируются новые в количественном и качественном отношении потребности. Непрерывное возрастание, или возвышение, потребностей подтверждается многочисленными фактами из экономической эволюции человечества. Человек прошел все этапы - от примитивного потребления ресурсов природы до рационального освоения и использования природных, человеческих и произведенных человеком ресурсов.

Потребности подразделяются на первичные удовлетворяющие жизненно важные нужды че-ловека (потребности в одежде, питании, жилье), и вторичные, к которым относятся все остальные (например, потребности досуга: кино, театр, спорт). Широкий спектр продуктов, предназначенных для удовлетворения потребностей, иногда подразделяют на предметы первой необходимости и предметы роскоши. Нет большой необ-ходимости доказывать условность такого деления. То, что является предметом первой необходимости для одного человека, может оказаться предметом роскоши для другого, и наоборот, то, что еще недавно считалось предметом роскоши, теперь является самым обычным предметом первой необходимости.

К материальным потребностям относятся и услуги, которые, на-равне с товарами, удовлетворяют наши потребности (ремонт автомобиля, стрижка волос, консультация юриста, удаление аппендикса и т. п.). Многие изделия и покупаются ради услуг автомобиль, стиральная машина и др.

В состав материальных включаются также потребности предприя-тий, правительственных учреждений и общественных организаций. Частным предприятиям необходимы здания, сооружения, оборудова-ние, транспортные средства, складские помещения и многое другое для выполнения производственных целей. Обществу, для удовлетворения коллективных потребностей граждан страны, необходимы железные дороги, шоссе, школы, больницы, военная техника.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (например, воздух), другие - в ограниченном. Последние называют экономическими благами. Поскольку экономические блага имеются в ограниченном количестве, то для их получения нужны средства - ресурсы.

3. Методологические основы экономической науки.

Методология - это учение о принципах по-строения, формах и способах научного позна-ния. Способы познания существенно зависят от объектов познания. Так, способы познания экономических процессов отличаются от изучения, скажем, высокотемпературной плазмы. Вме-сте с тем, если исследователь хочет получить истинные экономиче-ские знания, то он должен следовать (если это настоящий ученый, а не дилетант) диалектическому методу, который детально изучается в курсе философии. Далее. Форм и способов научного познания много, и большинство из них используется в экономических иссле-дованиях. Это - наблюдения (статистические), обработка полученно-го материала посредством синтеза и анализа, индукции и дедукции, системного подхода, разработка гипотез и их проверка, проведение экспериментов, разработка моделей в логических и математических формах.

Более подробно остановимся на методе научной абстракции, ко-торым часто приходится пользоваться. Его суть - освобождение на-ших представлений о предмете исследования от частного, подчас случайного, кратковременного, единичного, и нахождение в них сущностного, постоянного, типичного. Только при таком подходе можно выявить сущности высокого порядка и дать достаточно точ-ное описание предмета, сформулировать соответствующие законы, при необходимости придать им математическую форму.

При использовании метода абстракции возникает вопрос о грани-цах абстрагирования ибо можно до такой степени отбрасывать частности, что наше представление о предмете не будет соответст-вовать действительности и в нем возникнет совершенно иной объект. Точных границ абстрагирования нет, здесь все решают чутье и талант исследователя. Следующая ступень познания- это движение от общего к частному, от абстрактного к конкретному, если в результате абстрагирования создаются условия для формулирования новых теорий, концепций, принципов, а также экономических зако-нов. Важно отметить, что истина всегда существует в форме систе-мы, ибо все элементы предмета взаимодействуют между собой. В динамике системы и ее отдельных элементов важно выявить един-ство исторического и логического, ибо в каждом национальном хозяйстве, в каждой фирме, в каждом домашнем хозяйстве те же самые экономические процессы и явления могут выглядеть совер-шенно по-разному: что вчера было функцией, сегодня выступает в качестве аргумента.

Наиболее сложной задачей является моделирование экономических процессов и систем, ибо без этого резко снижаются достоверность научных результатов и их практическая значимость. Математическое моделирование в экономике достаточно сложно: неразработанность ряда областей математики, огромный объем информации, относитель-но короткие сроки, отводимые на обработку данных. Сложность обусловлена и тем, что экономика - многомерная система, характер Функционирования и развития которой носит в значительной степени стохастический характер, т. е. параметры, условия функционирования и характеристики состояния представлены в ней случайными величи-нами и связаны случайными, нерегулярными зависимостями. Следова-тельно, характеристика состояния модели определяется не однознач-но, а через законы распределения их вероятностей.

В экономической науке существует направление, представители которого придают особое значение математическим методам иссле-дований. Среди них - классики: М. Вальрас, В. Парето, У. Джевонс. Из современных представителей выделим В. Леонтьева, Л. Канторо-вича, С. Шаталина, В. Макарова, А. Аганбегяна, А. Гранберга, К. Вальтуха, В. Дадаяна, А. Анчишкина. Особого внимания заслужи-вает Дж. Нейман - математик, физик, кибернетик, который в содру-жестве с экономистом Принстонского университета О. Моргенштерном опубликовал в 1944 г. классическую работу «Теория игр и экономическое поведение», в которой исследованы многие пробле-мы экономического развития на основе теории игр. Прогностическое моделирование исключительно актуально в условиях Перехода Рос-сии к рыночной экономике. Однако разработка моделей пока суще-ственно запаздывает, и они явно недостаточно учитываются руково-дящими органами нашей страны.

4. Экономическая система общества.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять и многие закономерности хозяйственной жизни общества.

В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением. В процессе взаимодействия этих сфер происходит преобразование ресурсов, имеют место их потоки наряду с потоками товаров и услуг. Важные элементы любой экономической системы: 1)социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; 2)организационные формы хозяйственной деятельности; 3)хозяйственный механизм, то есть способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне, а также система стимулов и мотиваций, которым руководствуются участники хозяйственной жизни; 4)конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективно-го варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспре-дельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса:

– что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве?

– как эти товары и услуги надо произвести?

– кто получит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги? В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство,- рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) – и две нерыночные системы – традиционная и административно-командная.

Кроме того, переход бывших социалистических стран – России, других стран СНГ, стран восточной и центральной Европы, а также социалистического Китая и Вьетнама к рыночным отношениям привел к формированию экономической системы переходного типа.

Традиционные системы . В некоторых так называемых слаборазвитых странах действуют традиционные, основанные на обычаях, экономические системы. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие това-ры и услуги, как и для кого производить. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях, освященных временем. Экономические роли индивидуумов определяются наслед-ственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс проникает в эти системы с большими трудностями, так как он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.

Командная экономика . Все решения по основным экономическим проблемам принимает государство. Все ресурсы здесь составляют собственность государства.

Централизованное экономическое планирование охватывает все уровни - от домашнего хозяйства до государственного. Распределение ресурсов осуществляется на основе долговременных приорите-тов. В силу этого производство благ постоянно отрывается от об-щественных потребностей.

Рыночная экономика. В рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы: что? как? и для кого? - определяют рынок, цены, прибыль и убытки.

«Что?» решается платежеспособным спросом, голосованием день-гами. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет стремиться удовлетворить желание потре-бителя отдать деньги за нужный ему товар.

«Как?» решается производителем, стремящимся получить больший доход. Поскольку установление цен от него не зависит, то для достижения своей цели производитель должен произвести и продать как можно больше товаров и по более низкой цене. Для этого он должен произвести товар с более низкими издержками, чем его конкурент.

«Для кого?» решается в пользу потребителей с наибольшим до-ходом. Следует сразу оговориться, что чистой рыночной экономики никогда не существовало.

Смешанная экономика. Современная рыночная система являет собой широкое разнообразие смешанных форм. Проиллюстрируем это на примере экономики не-которых развитых стран.

Шведская система характеризуется энергичным участием государ-ства в обеспечении экономической стабильности и перераспределе-нии доходов. Сердцевиной шведской системы является социальная политика. Для ее успешного проведения "установлен высокий уровень налогообложения, который составляет более 50 % валового нацио-нального продукта. В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан, высока и экспор-тная способность шведских компаний. Главное достоинство швед-ской модели состоит в том, что она сочетает высокий экономиче-ский рост с высоким уров.нем благосостояния населения и с обес-печением полной занятости. ,

Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный (индикативный) характер. Планы представляют собой государствен-ные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при за-имствовании у других стран всего того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и орга-низации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всег-да дает ожидаемый результат (например, кружки качества), посколь-ку в этих странах нет японских традиций.

В американской экономике государство играет важную роль в утверждении правил экономической игры, развитии образования, регулировании бизнеса. Однако большинство решений принимается исходя из ситуации на рынке и ценообразования на нем.

Достоинством смешанной экономики является эффективность ис-пользования ресурсов и экономическая свобода производителей. Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствует внедрению более современных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает ее ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Отметим, что не существует одно-значного общепринятого решения экономических проблем. Общества с различным историческим и культурным наследием, разными обыча-ями и традициями используют неодинаковые подходы и методы эф-фективного использования собственных ресурсов.

Тема 2. Собственность и экономика

2. Классификация собственности.

для студентов неэкономических специальностей

(с заданиями для самостоятельной работы студентов)

Составитель,

Тема 1. Предмет и принципы экономической науки

1.Предмет и функции «экономики».

3.Методологические основы экономической науки.

4.Экономическая система общества.

1. Предмет и функции «экономики».

Экономическую деятельность осуществляют не просто члены об­щества, но экономические агенты, к которым относятся не только рядовые работники во всех сферах национального хозяйства , но и менеджеры, банкиры , владельцы домов и квартир, акций и облига­ций, земельных участков , фермеры, генеральные директора предприятий и т. д. Все они могут принимать необходимые решения" в рамках своей хозяйственной компетенции и реализовывать их, ис­пользуя различные методы и средства. Деятельность экономических агентов, закономерности, ее определяющие, составляют предмет экономической теории, но это далеко не все. При принятии решений они исходят из того, что некоторые параметры экономики на ее различных уровнях являются как бы заданными для экономических агентов, хотя большая часть их - результат их хозяйственной и иной деятельности. Экономическая история и современная хозяйст­венная практика свидетельствуют, что экономическим агентам посто­янно приходится решать три основных вопроса: ЧТО И СКОЛЬКО ПРОИЗВОДИТЬ? КАК ПРОИЗВОДИТЬ? ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? из ограниченных ресурсов .

Результатом (прямым или косвенным) деятельности экономических агентов выступают блага: товары и услуги. Чем развитее общество, тем выше удельный вес и значимость услуг. Чтобы осуществлять производство, необходимы капитальные блага, или фонды. Они, в свою очередь, делятся на предметы труда (непосредственно добы­ваемые сырые материалы и полуфабрикаты), а также орудия труда (машины: станки, химические установки, ЭВМ; транспортные средст­ва и т. д.).

Важнейшие характеристики экономики - это ее эффективность, степень материализации в ней достижений научно-технического про­гресса (НТП), место человека в экономике. Но главное - насколько выпускаемые товары и услуги соответствуют потребностям потреби­теля.

Предметом Общей Экономической Теорией являются экономические отношения (производственные отношения) возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества.

В основу классификации разделов положен принцип: национальное хозяйство в це­лом (макроэкономика) и другой уровень - функционирование фирм и домохозяйств. Под последними принято понимать группы людей, кото­рые совместно используют свое имущество, свой доход; они совместно принимают решения, все созданные блага используют внутри домохо­зяйств. Домохозяйства предлагают на рынке факторы производства.

Остановимся вначале на особенностях предмета микроэкономики.

Во-первых, это исследование поведения фирмы, домохозяйства как экономических агентов в рыночной системе и, следовательно, с уче­том постоянного выбора решений, колебаний цен в процессе взаи­модействия спроса и предложения и определения издержек. Во-вто­рых, это исследование воздействия государства (парламент, регули­рующие государственные органы, суды и т. п.) на фирмы, домохозяй­ства. И, в-третьих, изучение конъюнктуры и факторов, определяющих ее, на частных рынках. В-четвертых, исследование таких явлений, как интересы индивидов, полезность благ и услуг, спрос и предложение. Как сказано выше, макроэкономика исследует национальное хо­зяйство (или мировое хозяйство) как единую систему. Поэтому ее предметом выступают отрасли и сферы экономики, хозяйственные связи между ними, развитие национального хозяйства. Предметом макроэкономики являются такие явления и процессы, как занятость и безработица , общая динамика цен, национального дохода , расхо­дов и т. д.

Следует обратить внимание на то, что главное различие между микро - и макроэкономикой заключается не в масштабах исследуе­мых ими объектов, а в тех имеющих место в национальных хозяй­ствах экономических процессах, которые составляют эти объекты.

В связи со сказанным встает вопрос: что раньше изучать - микро - или макроэкономику. В изданных учебниках и учебных по­собиях на русском и иностранных языках нет единства по этому поводу. В разделе «Микроэкономика» изучаются экономическое поведение от­дельного экономического агента и факторы, его определяющие. Макроэкономика, как отмечалось выше, рассматривает национальное хозяйство в целом как единую систему, воздействующую с различ­ных сторон на поведение рыночного субъекта. Отсюда следует, что прежде, чем исследовать, как, какими средствами и методами осу­ществляется это воздействие, необходимо изучить его объект воз­действия, ибо выбор средств и методов в значительной степени зависит именно от него.

Функции экономической науки .

Во-первых, это познавательная функция, которая в особых комментариях не нуждается. Во-вторых, методологическая. В-третьих, практическая. Здесь необходимо заметить, что проведение экспериментов обходится крайне дорого и затрагивает интересы зна­чительного числа людей. Так, проводящаяся сейчас в России эконо­мическая реформа на первых своих этапах представляла собой в значительной степени экономический эксперимент. Что касается ис­пользования методов математического моделирования, то они пока еще далеки от совершенства. Вместе с тем ряд. разработок Цент­рального экономико-математического института Российской Акаде­мии наук послужил базой для прогнозирования хода экономической реформы в России. Во-вторых, методологическая функция - разра­ботка методов, средств, научного инструментария, необходимых для исследований всем экономическим наукам. В-третьих, практическая функция - непосредственное обеспечение экономической политики; управления производством на различных «этажах» экономики.

Невозможно изучать современную рыноч­ную экономику лишь с позиций микро - или макроэкономики. Так, деятельность отдельной фирмы в значительной степени определяется фискальной политикой государства. В то же время социальная по­литика государства в значительной степени и, следовательно, бла­госостояние граждан прямо и косвенно зависят от эффективности деятельности фирмы. Закономерным можно полагать взаимопроник­новение макро - и микроэкономики, о чем в последнее время пишут ученые-экономисты на Западе.

Что такое «экономикс»? Авторы предлагают следующее определение: Экономикс - это главный компонент современной экономической науки, использование кото­рого позволяет наиболее эффективно решать основные вопросы экономического развития общества: что (и сколько) производить? как производить? для кого производить?

Экономический закон - необходимая существенная, постоянно повторяющаяся, причинно следственная связь экономических процессов и явлений. Другими словами – это законы, касающиеся процессов производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Ограниченность экономических ресурсов - объективный закон, диктующий необходимость соответствующего субъективного поведения лю­дей в системе хозяйствования. Закон редкости ресурсов, или огра­ниченность производственных возможностей, влияет на любой фак­тор производства - идет ли речь о человеке как работнике или же об орудиях и предметах его труда. В каждый данный момент любым экономическим ресурсам и факторам производства - труду, земле и ее ископаемым, капитально-техническим компонентам про­изводства - свойственна ограниченность: их количество фиксирова­но и имеет пределы; применение многих, в особенности первичных, экономических ресурсов в какой-либо одной сфере исключает воз­можность одновременного их использования в другой. Например, такой первичный ресурс, как земля, ограничен не только в смысле естественных планетарных пределов земной суши или географически обозначенных территорий и границ отдельных стран. Земле как экономическому ресурсу свойственна редкость, ограниченность так­же в том смысле, что каждый конкретный ее участок в одно и то же время может быть использован только в одной Отрасли: либо для выращивания сельскохозяйственной продукции, либо под стро­ительство, либо для добычи природных ископаемых. Использование данного земельного участка в какой-либо одной отрасли исключает возможность его одновременного использования в других, несмотря на то, что потребность в этом существует.

Другим важным экономическим законом является закон безграничности и неутолимости потребности общества (индивидов, институтов). Потребность - это нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Экономисты изучают материальные потребно­сти, под которыми понимается желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, доставляющие им удовольствие или удовлетворение.

Историю экономической цивилизации, с рассматриваемой точки зрения, можно представить как процесс формирования и реализации индивидуальных и институционных потребностей. В процессе удов­летворения потребностей формируются новые в количественном и качественном отношении потребности. Непрерывное возрастание, или возвышение, потребностей подтверждается многочисленными фактами из экономической эволюции человечества. Человек прошел все этапы - от примитивного потребления ресурсов природы до рационального освоения и использования природных, человеческих и произведенных человеком ресурсов.

Потребности подразделяются на первичные удовлетворяющие жизненно важные нужды че­ловека (потребности в одежде, питании, жилье), и вторичные, к которым относятся все остальные (например, потребности досуга: кино, театр, спорт). Широкий спектр продуктов, предназначенных для удовлетворения потребностей, иногда подразделяют на предметы первой необходимости и предметы роскоши. Нет большой необ­ходимости доказывать условность такого деления. То, что является предметом первой необходимости для одного человека, может оказаться предметом роскоши для другого, и наоборот, то, что еще недавно считалось предметом роскоши, теперь является самым обычным предметом первой необходимости.

К материальным потребностям относятся и услуги, которые, на­равне с товарами, удовлетворяют наши потребности (ремонт автомобиля, стрижка волос, консультация юриста, удаление аппендикса и т. п.). Многие изделия и покупаются ради услуг автомобиль, стиральная машина и др.

В состав материальных включаются также потребности предприя­тий, правительственных учреждений и общественных организаций. Частным предприятиям необходимы здания, сооружения, оборудова­ние, транспортные средства, складские помещения и многое другое для выполнения производственных целей. Обществу, для удовлетворения коллективных потребностей граждан страны, необходимы железные дороги, шоссе, школы, больницы, военная техника.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (например, воздух), другие - в ограниченном. Последние называют экономическими благами. Поскольку экономические блага имеются в ограниченном количестве, то для их получения нужны средства - ресурсы.

3. Методологические основы экономической науки.

Методология - это учение о принципах по­строения, формах и способах научного позна­ния. Способы познания существенно зависят от объектов познания. Так, способы познания экономических процессов отличаются от изучения, скажем, высокотемпературной плазмы. Вме­сте с тем, если исследователь хочет получить истинные экономиче­ские знания, то он должен следовать (если это настоящий ученый, а не дилетант) диалектическому методу, который детально изучается в курсе философии. Далее. Форм и способов научного познания много, и большинство из них используется в экономических иссле­дованиях. Это - наблюдения (статистические), обработка полученно­го материала посредством синтеза и анализа, индукции и дедукции, системного подхода, разработка гипотез и их проверка, проведение экспериментов, разработка моделей в логических и математических формах.

Более подробно остановимся на методе научной абстракции , ко­торым часто приходится пользоваться. Его суть - освобождение на­ших представлений о предмете исследования от частного, подчас случайного, кратковременного, единичного, и нахождение в них сущностного, постоянного, типичного. Только при таком подходе можно выявить сущности высокого порядка и дать достаточно точ­ное описание предмета, сформулировать соответствующие законы, при необходимости придать им математическую форму.

При использовании метода абстракции возникает вопрос о грани­цах абстрагирования ибо можно до такой степени отбрасывать частности, что наше представление о предмете не будет соответст­вовать действительности и в нем возникнет совершенно иной объект. Точных границ абстрагирования нет, здесь все решают чутье и талант исследователя. Следующая ступень познания- это движение от общего к частному, от абстрактного к конкретному, если в результате абстрагирования создаются условия для формулирования новых теорий, концепций, принципов, а также экономических зако­нов. Важно отметить, что истина всегда существует в форме систе­мы, ибо все элементы предмета взаимодействуют между собой. В динамике системы и ее отдельных элементов важно выявить един­ство исторического и логического, ибо в каждом национальном хозяйстве, в каждой фирме, в каждом домашнем хозяйстве те же самые экономические процессы и явления могут выглядеть совер­шенно по-разному: что вчера было функцией, сегодня выступает в качестве аргумента.

Наиболее сложной задачей является моделирование экономических процессов и систем, ибо без этого резко снижаются достоверность научных результатов и их практическая значимость. Математическое моделирование в экономике достаточно сложно: неразработанность ряда областей математики, огромный объем информации, относитель­но короткие сроки, отводимые на обработку данных. Сложность обусловлена и тем, что экономика - многомерная система, характер Функционирования и развития которой носит в значительной степени стохастический характер, т. е. параметры, условия функционирования и характеристики состояния представлены в ней случайными величи­нами и связаны случайными, нерегулярными зависимостями. Следова­тельно, характеристика состояния модели определяется не однознач­но, а через законы распределения их вероятностей.

В экономической науке существует направление, представители которого придают особое значение математическим методам иссле­дований. Среди них - классики: М. Вальрас, В. Парето, У. Джевонс. Из современных представителей выделим В. Леонтьева, Л. Канторо­вича, С. Шаталина, В. Макарова, А. Аганбегяна, А. Гранберга, К. Вальтуха, В. Дадаяна, А. Анчишкина. Особого внимания заслужи­вает Дж. Нейман - математик, физик, кибернетик, который в содру­жестве с экономистом Принстонского университета О. Моргенштерном опубликовал в 1944 г. классическую работу «Теория игр и экономическое поведение», в которой исследованы многие пробле­мы экономического развития на основе теории игр. Прогностическое моделирование исключительно актуально в условиях Перехода Рос­сии к рыночной экономике. Однако разработка моделей пока суще­ственно запаздывает, и они явно недостаточно учитываются руково­дящими органами нашей страны.

4. Экономическая система общества.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять и многие закономерности хозяйственной жизни общества.

В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением. В процессе взаимодействия этих сфер происходит преобразование ресурсов, имеют место их потоки наряду с потоками товаров и услуг. Важные элементы любой экономической системы:

1)социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

2)организационные формы хозяйственной деятельности;

3)хозяйственный механизм, то есть способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне, а также

система стимулов и мотиваций, которым руководствуются участники хозяйственной жизни;

4)конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.

Централизованное экономическое планирование охватывает все уровни - от домашнего хозяйства до государственного. Распределение ресурсов осуществляется на основе долговременных приорите­тов. В силу этого производство благ постоянно отрывается от об­щественных потребностей.

Рыночная экономика. В рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы: что? как? и для кого? - определяют рынок, цены, прибыль и убытки.

Достоинством смешанной экономики является эффективность ис­пользования ресурсов и экономическая свобода производителей. Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствует внедрению более современных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает ее ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Отметим, что не существует одно­значного общепринятого решения экономических проблем. Общества с различным историческим и культурным наследием, разными обыча­ями и традициями используют неодинаковые подходы и методы эф­фективного использования собственных ресурсов.

Тема 2. Собственность и экономика

2. Классификация собственности.

3. Разгосударствление и приватизация. Формы и методы приватизации.

4. Особенности приватизации в России.

Собственность - образование сложное и многомерное. Она относится к основным устоям общества, является фундаментом всей экономической системы общества. От ее характера зависят отношения производства распределения, обмена и потребления жизненных благ. Ее формы меняются с изменением человече­ского общества. Главной движущей силой этого изменения яв­ляется развитие производительных сил.

В повседневной жизни под собственностью обычно пони­мают принадлежность тех или иных вещей определенным лицам или группам лиц, т. е. ее отождествляют с присвоением. Следовательно, если вещью не пользуются обособленно, то и вопроса о собственности не возникает. Однако научное же по­нимание собственности существенно отличается от эмпириче­ского понимания.

История развития научной мысли о собственности берет свое начало из античного мира (Ксенофонт, Платон, Аристо­тель). Научное представление о собственности в античном мире шло по двум основным направлениям:

Собственность как хозяйственное (экономическое) отно­шение;

Собственность как правовое отношение.

Собственность, как считали римские юристы, должна реализоваться с помощью права, т. е. должна закрепляться законами. Эти представления о собственности выдержали историческую проверку и благопо­лучно перешли в наше время. Определенный вклад в раскрытие сущности собственности внес французский социалист Пьер Жо­зеф Прудон (гг.). Его определение: «Собственность ­ это кража» хотя не получило всеобщего признания, но содержит ценную деталь: если одно лицо владеет вещью, то другое лицо лишено возможности его иметь. Значит, не природа, а социаль­но-экономические отношения лежат в основе собственности. К. Маркс раскрыл сущность собственности как отношения между людьми.

В Кодексе Наполеона говорилось, что «собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолют­ным образом». Здесь отношения собственности представлены в форме юридических отношений, где субъекты наделены правом пользования материальными ценностями.

Собственность рассматривается с двух точек зрения: - как юридическая категория; как экономическая категория.

Собственность как юридическая категория есть имущест­венное отношение. Это право собственности на имущество или отношение к вещам, т. е. к объектам. В качестве объекта собст­венности выступают земля, капитал, деньги, ценные бумаги , информация, интеллект, рабочая сила и т. д. Принадлежность имущества собственникам, т. е. субъектам, закрепляется в пра­вовых нормах и законах. Субъектами собственности являются обладатели факторов производства, участвующие в создании продукта и делящие между собой результаты производства по соглашению. В качестве субъекта собственности могут высту­пать человек (гражданин), семья, социальная группа, коллектив, народ, органы управления , государство в целом и т. д.

Субъект собственности приобретает статус юридического или физического лица и наделяется правами владения, пользо­вания и распоряжения.

Владение - начальная или первичная форма собственности, отражающая юридическую, документально закрепленную фик­сацию собственности. Владение представляет собой фактиче­ское обладание вещью. Субъект становится действительным собственником при, вступлении во владение, что оформляется юридическим актом. Например, по закону РФ «О наследовании или дарении» определены условия вступления наследника в права собственника.

Субъект может быть лишь владельцем, Т. е. неполным соб­ственником. Он распоряжается лишь потребительной стоимо­стью вещи, но не ее ценностью. Поэтому владелец не может продать вещь, передать ее по завещанию, отдать в залог, пода­рить. Однако он полновластен в использований чужой собст­венности по прямому назначению: осуществлять производство и

стать полновластным собственном созданного продукта или услуги. Но в соответствии с договором он обязан передать соб­ственнику часть полученного продукта или дохода. Субъект может также обладать правом владения, не осуще­ствляя его и не пользуясь им. Отдельные владельцы издавна да­вали полномочия управляющим, но сохраняли при этом за со­бой получение доходов от собственности. Полным собственником владелец становится Тогда, когда он обладает потребительной стоимостью и ценностью вещи. Пользование - это получение какого-либо эффекта из объек­та собственности, т. е. применение объекта собственности в со­ответствии с его назначением и по усмотрению и желанию пользователя. Собственность как владение и пользование может концентрироваться в руках одного субъекта или быть разделен­

ной между различными субъектами. Последнее означает, что пользоваться вещью можно и не будучи владельцем. И наобо­рот, можно быть собственником и не пользоваться объектом

собственности. Так, к примеру, наемный рабочий использует средства производства, не являясь их владельцем, а собственник земли сам ею обычно не пользуется, а предоставляет в аренду.

Следовательно, если пользователь не является владельцем объ­екта собственности, то он пользуется им в течение конкретного оговоренного срока и в соответствии с условиями, заданными ему владельцем собственности. Таким образом, право пользования означает, что пользова­тель получил от владельца или самого собственника право на использование объекта собственности в течение определенного периода на определенных условиях.

Распоряжение - это право совершать любые юридические дей­ствия в отношении объекта собственности (продажа, дарение, об­мен, передача по наследству, сдача в аренду , залог и т. д.). Распоря­жение означает сосредоточение прав владения и пользования в ру­ках субъекта. При этом субъект имеет возможность реализовать все основные права собственника: установление путей применения объекта собственности и права совершать сделки. Истинным соб­ственником владелец становится в случае, если он владеет и распо­ряжается объектом собственности.

Делегирование, передача прав распоряжения, означает, по сути, передачу полномочий собственника в другие руки.

Собственность как экономическая категория - это отно­шение между людьми по поводу присвоения средств производ­ства (материальных благ, ресурсов) и результатов производства. При этом собственность выступает как отношение присвоения, хозяйского использования и экономически реализуется.

Присвоение - это конкретный способ овладения вещью, яв­ляется важнейшей экономической функцией. Она предполагает

экономические связи между людьми, которые устанавливают их отношения к вещам; характеризует сложившиеся экономиче­ские (хозяйственные) связи и означает, кто может претендовать и кто не вправе претендовать на данную вещь. .

Люди преимущественно присваивали дары природы по­средством собирательства, охоты и рыболовства. Потом сложи­лись два типа хозяйства - присваивающее, имеющее дело с гото­выми дарами природы, и производящее. Они сосуществуют до сих пор, хотя роль их в экономике неодинакова. Исходным моментом для присвоения в современной экономике является ко­нечное производство. Противоположным присвоению является отчуждение иму­щества от собственника с целью стать владельцем-собственни­ком или арендатором.

Хозяйственное использование возникает тогда, когда собст­венник сам не трудится, не хочет заниматься созидательной деятельностью. Следовательно, он предоставляет в данном слу­чае возможность другим владеть его собственностью на опреде­ленных условиях. Например, сдает в аренду. Она предполагает договор о предоставлении за определенную плату имущества во временное пользование другим лицам. Собственность. реализуется экономически Тогда, когда она приносит доход ее владельцу (собственнику) в виде прибыли, процента, ренты, арендной платы и Т. д. Если отсутствует доход, то собственность выступает лишь юридической категорией, способной приносить доход в изменяющихся условиях. Из всего следует, что собственность выражает собой сово­купность правовых и экономических отношений в обществе.

Собственность одновременно является категорией экономики и

права. Права владения, пользования, распоряжения являются формами конкретизации экономических отношений.

В связи с этим следует отметить такую форму распределе­ния прав собственности, как траст.

Трастовое соглашение (договор) означает, что собственник передает право. управлять своей собственностью другому субъ­екту или экономическому агенту (менеджеру, банкиру, работ­нику, фермеру и т. д.), после чего он не имеет права вмешивать­ся в действия своего доверительного лица. Одной из наиболее распространенных форм траста являются трастовые договоры на управление пакетами акций и иных ценных бумаг. В российской правовой системе наиболее близко к трасту право полного хозяйственного владения, что выражается в пере­даче собственником предприятия прав на его управление нани­маемому им (собственником) менеджеру (управляющему).

2. Классификация собственности.

Под типом собственности понимается особый этап в развитии собственности, под формой - принадлежность факторов (ресурсов) и результатов производства субъектам. Тип и формы собственно­сти находятся в непосредственной зависимости. Они определяются конкретными историческими условиями и развиваются в рамках той или иной социально-экономической системы. Каждому типу собственности соответствуют свои особые

формы собственности. Выделяются два типа собственности: частная и общая.

Частная собственность предполагает, что отдельные лица

относятся к средствам производства (ресурсам) и результатам производства как лично своим. Она произошла от частного про­изводства (ремесла, торговли и т. д.). Объектами частной собст­венности являются одежда, обувь, продукты питания и Т. Д., Т. е. предметы индивидуального пользования. Частная собствен­ность бывает двух видов: трудовая частная собственность и не­трудовая частная собственность.

Трудовая частная собственность - это личная собствен­ность. Ее субъектами являются крестьяне, ремесленники, фер­меры, работники различных сфер и отраслей, предприниматели - мелкие производители. Они одновременно являются и собст­венниками, и работниками. Все они присваивают результаты своего труда, за счет которого они приумножают свою собст­венность и живут. Однако нигде трудовая частная собствен­ность не является ни господствующим, ни преобладающим ви­дом собственности.

Нетрудовая частная собственность, напротив, предпола­гает разъединение труда и собственности. Факторы производст­ва принадлежат немногим лицам, в связи с чем возникает иму­щественное неравенство. Общество раскалывается на противо­положные классы и социальные группы, одни из которых моно­польно владеют и распоряжаются факторами и результатами производства, а другие - их лишены. Неимущие вынуждены ра­ботать на собственника и находятся в полной экономической зависимости от последнего. Примером этого вида частной соб­ственности являются азиатская, античная, феодальная и капита­листическая общественно-экономические системы. Общая собственность представляет собой совместное дос­тояние, Т. е. принадлежность тех или иных объектов семье, об­щине, ассоциации, коллективу, народу, государству, обществу. Все субъекты имеют реальное и равное право владеть, пользо­ваться и распоряжаться объектами собственности с учетом лич­ных, коллективных и государственных интересов . Общая собст­венность может переходить в частную собственность и наобо­рот. Например, семейная собственность из общей переходит в частную (долевую) при выделении доли сыну, и, наоборот, соб­ственность жены (приданое) вливается в общую собственность. Отдельные объекты общей собственности могут находиться в совместном пользовании (дом, квартира и т. д.), а другие - в ин­дивидуальном (личные вещи).

В современных условиях вряд ли можно найти страну, где бы в чистом виде существовал только один тип собственности - частная или общая. Поэтому современную экономику называют смешан­ной, Т. е. в ней можно обнаружить оба типа собственности.

В Российской Федерации согласно существующему Граж­данскому кодексу (1995 г.) существуют следующие формы соб­ственности: Частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (совместная, коллективная, интеллекту­альная, собственность общественных организаций (объедине­ний), иностранных государств, юридических лиц и граждан).

Частная собственность - это собственность граждан на земельные участки, Жилье, дома, садовые домики, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, денеж­ные средства, ценные бумаги, предприятия в сфере производст­ва товаров, бытового обслуживания и торговли, транспортные

средства и иные имущества. Частными объектами собственник может распоряжаться по своему усмотрению (продавать, заве­щать, сдавать в аренду и т. д.).

Частная собственность создается и приумножается двумя

За счет личного (собственного) труда и труда в общест­венном хозяйстве, в предпринимательской деятельности , от де­нежных бумаг, имущества по наследству;

За счет использования разрешенного наемного труда и анти законодательных деяний (коррупции, взяточничества , вымо­гательства и т. д.).

Частная собственность может быть коллективно-долевой и индивидуально-долевой.

Государственная собственность выступает в виде феде­!1альной собственности и собственности субъектов (краев, об­ластей, республик) Федерации. Ею распоряжаются комитеты по управлению государственным имуществом на соответствующих уровнях. Объектами федеральной собственности являются имущество органов власти и управления РФ (здания, сооруже­ния, оборудования, культурные и исторические ценности стра­ны, воздушный, речной, наземный транспорт , средства Гос­бюджета, пенсионные, страховые и другие фонды, связь, топ­ливно-энергетические комплексы и т. д.), которые необходимы для осуществления задач на уровне страны.

В собственности субъектов РФ находятся имущества органов власти и управления краев, областей и республик (здания, соору­жения, культурные и исторические ценности народов, населяющих эти территории, банки, предприятия, транспорт и т. д.).

В России доля государственной собственности не столь ве­лика, как во Франции, Китае, Израиле, Австрии и других стра­нах. У нас государственная вместе с муниципальной собствен­ностью составляет 11,4%, частная - 82,8%, смешанная - ,5,8%.

Муниципальная собственность - это собственность мест­ных органов власти и управления, т. е. ею управляют местные органы самоуправления. К ней относятся городское, районное, поселковое имущество и имущество сельских населенных пунк­тов. Ее объектами являются средства местного бюджета , жи­лищный фонд, объекты тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, транспорт, коммунальное обслуживание, промышленные и строительные объекты, учреждения образования, культуры и здравоохранения.

Совместная собственность - это собственность совмест­ных предприятий, создающихся с участием российских юриди­ческих лиц и граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан на территории РФ в форме АО, и других хозяйствен­ных обществ и товариществ.

Коллективная (кооперативная) собственность - общая собственность, создаваемая путем объединения имуществ част­ной, государственной, муниципальной собственности и собст­венности общественных организаций (объединений). Имущест­во одновременно принадлежит нескольким лицам с определени­ем доли каждого из них (долевая собственность) или без опре­деления долей (совместная собственность).

Собственность общественных организаций (объединений) ­собственность профсоюзов, спортивных обществ, культурно ­просветительных учреждений, молодежных организаций, раз­личных партий и движений и т. д. К этой же категории собст­венности относится собственность религиозных организаций , объекты Культа, производственного, социального и благотвори­тельного назначения, денежные средства , благотворительные фонды и т. д. Эти организации могут заниматься и предприни­мательской деятельностью.

Интеллектуальная собственность - собственность творче­ских работников. Ее объектами являются произведения литера­туры, науки, искусства и другие виды творческой деятельности, а также научные открытия, изобретения, промышленные образ­цы, программы для ЭВМ, ноу-хау, торговые секреты, товарные

знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания . Формы собственности меняются в соответствии со сложив­шимися условиями как эволюционным, так и революционным

Эволюционный путь развития собственности предполагает, что преимущественное развитие получают те формы собствен­ности, которые доказывают свою жизнеспособность. Революци­онный путь смены форм собственности заключается в насильст­венном утверждении господства новых форм собственности.

3. Разгосударствление и приватизация. Формы и методы приватизации.

Для перехода к рынку необходимо приблизить производи­теля к собственности, а это возможно при разгосударствлении и приватизации объектов государственной собственности.

Разгосударствление - процесс преобразования находящихся в государственной и муниципальной собственности предпри­ятий в коллективные (арендные, акционерные, кооперативные и другие формы хозяйственной деятельности) предприятия. Если в 1990 г. государству принадлежало до 92% всех производст­венных фондов народного хозяйства страны, то сегодня - не бо­лее пятнадцати. С 1992 г. госпредприятия начали переходить в собственность трудовых коллективов. Разгосударствление является исходным этапом процесса приватизации.

Приватизация - это превращение объектов государственной и муниципальной собственности в частную собственность. Национализация - обратный процесс: из частной - в общественную(государственную) собственность./, В приватизации государст­венных предприятий могут участвовать и иностранные инвесто­ры. Однако их доля, как правило, четко определена законода­тельством в интересах защиты и поддержания конкурентоспо­собности национальной экономики. Следует отметить, что приватизация не всегда сопровожда­лась продажей государственного имущества. Нередко государ­ственная собственность «разбавлялась» частным капиталом, об­разуя смешанные предприятия. При этом практиковалась арен­да, когда физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный срок за определенную плату.

Приватизации в отличие от разгосударствления подлежат предприятия сферы услуг, торговли, общественного питания и производственные предприятия небольших размеров. Многие предприятия приватизируются только с разрешения правитель­ства. Это предприятия по добыче и использованию минераль­ных и земельных ресурсов , электроэнергетики , теле радио цен­тры, железные дороги, военные сооружения, предприятия по производству медикаментов и т. д.

Основными принципами (методами) приватизации являются: - сочетание возмездной и безвозмездной передачи государ­ственной собственности;

Равенство прав граждан на получение установленной доли собственности;

Преимущественное право членов трудового коллектива на

получение части имущества;

Гласность проводимых мероприятий;

Государственный и общественный контроль за проведени­ем приватизации.

Приватизация осуществляется в таких формах:

Преобразование предприятий в акционерные общества , в товарищества, в арендные предприятия и другие формы хозяй­ствования с приобретением работниками данных предприятий акций АО;

Приобретение населением акций акционерных обществ и других хозяйствующих субъектов с последующей их продажей. Распределение доходов от продажи акций приватизированных предприятий, находящихся в федеральной собственности, про­исходит таким образом: в федеральный бюджет - 55, в респуб­ликанский - от 1 О, в местные - 4, самим приватизированным предприятиям - 14%;

Выкуп имущества арендатором или арендным предприяти­ем по истечении срока аренды. При этом выкуп может осущест­вляться не только за наличные средства, но и за счет банковских кредитов . Доходы от функционирования таких предприятий с лихвой покрывают взятые в кредит ссуды;

Продажа на конкурсе (коммерческом, некоммерческом ­инвестиционном) и на аукционе.

Продажа на конкурсе - это приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность объектов при­ватизации. При этом в течение определенного срока могут быть сохранены профиль предприятия и численный состав прежнего трудового коллектива.

Коммерческий конкурс проводится в виде открытых акцио­нерных торгов или закрытого тендера. При этом право приобре­тения принадлежит покупателю, предложившему максималь­ную цену.

Инвестиционный конкурс проводится на инвестиционных торгах. Продаются государственные и муниципальные предпри­ятия, от покупателя требуется осуществление инвестиционных программ . При этом право собственности передается покупате­лю, предложившему максимальный объем инвестиций.

Продажа на аукционе - это приобретение физическими или

юридическими лицами в частную собственность на открытых торгах объектов приватизации. При этом не требуется выполне­ния каких-либо условий по отношению к объекту приватизации. Право собственности передается покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену. Следовательно, приватизаци­онный объект используется по усмотрению покупателя.

4. Особенности приватизации в России.

В России разработаны три варианта приватизации:

Первый вариант (рис. 3.1, а) предполагает безвозмездную

передачу всем работникам приватизируемого предприятия при­вилегированных (не голосующих) акций в размере 25% уставно­ о капитала АО. Они не дают права голоса на собраниях акцио­неров, но имеют приоритетное право на доходы по акциям по сравнению с простыми акциями. Например, АО плохо сработа­ло, и дивиденды в этом случае могут быть начислены лишь по привилегированным акциям. Если АО обанкротилось и его имущество идет с молотка, то приоритетное право на получение своей доли имеют привилегированные акции. Работники, кроме того, могут купить до 10% обыкновенных, простых акций со скидкой до 30% их номинальной стоимости с предоставлением рассрочки до 3 лет. Должностным лицам (руководителю, его заместителю, главному инженеру, главному бухгалтеру) пре­доставляется право на приобретение обыкновенных акций по номинальной стоимости в пределах до 5% уставного капитала. Остаток акций (60%) поступает в фонд Госкомимущества, кото­рый со временем организует их продажу. Следовательно, за го­сударством сохраняется возможность контроля за деятельно­стью АО.

Второй вариант (рис.3.1, б) предусматривает приобрете­ние всеми членами трудового коллектива предприятия обыкно­венных (голосующих) акций до 51 % уставного капитала АО.

Безвозмездная (продажа) передача отсутствует. При этом до50% стоимости акций могут оплатить приватизационными чеками. Оплата должна быть произведена в течение 3 месяцев, оставшиеся 49% акций поступают в Госкомимущество для дальнейшей их реализации. Этот вариант является наиболее вы­игрышным для трудового коллектива, так как он обеспечивает трудовому коллективу контрольный пакет акций (51 %). Поэто­му большая часть трудовых коллективов выбрала именно этот вариант приватизации.

Третий вариант (рис.3.1, в) предполагает право приобрете­ния всеми работницами обыкновенных акций до 20 % уставного капитала АО по номинальной стоимости, а также до 20% акций со скидкой 30% с рассрочкой до 3 лет. При этом размер перво­начального взноса не может быть менее 15% номинальной стоимости акций. Оставшиеся 60% акций поступают в Госко­мимущество для последующей реализации и контроля со сторо­ны государства.

В России в целях безвозмездной передачи всем гражданам части общегосударственной собственности в 1992 г. была вве­дена система приватизационных чеков.

Приватизационными чеками могла оплачиваться полностью или частично стоимость объекта приватизации. Российский фонд федерального имущества принимал приватизационные чеки по их номинальной стоимости в качестве платежного средства.

С 1994 г. начался второй этап приватизации с переходом от безвозмездной передачи государственной собственности к про­даже по рыночным ценам, что, несомненно, увеличивает посту­пление денег в госбюджет страны. О преимуществах и недос­татках процесса приватизации в России будет изложено в главе«Переходная экономика».

Тема 3. Процесс производства в народном хозяйстве

1. Производство микро и макро уровне. Производственная функция.

2. Производственные ресурсы и факторы.

1. Производство микро и макро уровне. Производственная функция.

Экономика в широком смысле - это совокупность сфер, от­раслей и видов производства народного хозяйства страны. В силу общественного разделения труда различаются сле­дующие виды экономики:

. экономика сфер народного хозяйства (сферы производ­ства, сферы услуг, сферы обращения и т. д.);

. экономика отраслей народного хозяйства (промышлен­ности, сельского хозяйства , транспорта, строительства и т. д.);

. региональная экономика (отдельных отраслей, краев, республик и т. д.);

Функционирование экономики включает в себя три элемен­та (подсистемы): производство, реализацию и потребление.

Понятие «экономика» по сути шире и емче понятия «произ­водство». Производство - это процесс создания жизненных (ма­териальных) благ. В условиях рынка жизненные блага называют экономическими благами, состоящими из товаров и услуг.

Производство является главным составляющим экономики и выступает основой жизни человеческого общества. Функцио­нирование производства представляет собой модель «затраты ­выпуск» (рис А l), разработанную американским ученым ­экономистом русского происхождения Василием Леонтьевым, за которую он в 1973 г. получил Нобелевскую премию. Затраты - это использование ресурсов (факторов) производства за определенный период времени. Выпуск - объем (по­ток) произведенной продукции за определенный промежуток времени. Все это характеризует процесс производства.

Производство (по Марксу) - это, во-первых, взаимодейст­вие человека с природой, что характеризует степень владения человека природой (это уровень развития производительных сил) и, во-вторых, предполагает взаимодействие людей между собой, что характеризует производственно-экономические от­ношения. Производительные силы и производственные отноше­ния находятся в постоянной динамике.

Немарксистская экономическая теория не пользуется этими терминами, хотя значения этих понятий можно найти у предста­вителей неоклассической теории.

В процессе производства изменяется не только вещество природы, но и природа самого человека. Человек развивается, совершенствуется и обогащается знаниями и опытом.

Конечной целью любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества. Именно на это направ­лен процесс производства.

Исторически производство прошло длительный путь развития - от изготовления простейших продуктов до сложней­ших, гибких производств. Именно производство определяет социальную, экономическую, политическую и духовную жизнь общества.

Экономические блага делятся на долговременные - исполь­зуемые несколько раз (автомобиль, книги, электроприборы, ви­деофильмы и т. д.), недолговременные - используемые в тече­ние короткого времени (хлеб, мясо, спички и т. д.). Среди них

выделяют взаимозаменяемые (товары-субституты): поезд - са­молет - автомобиль, кино - театр - цирк и Т. д.; взаимодопол­няемые (комплиментарные товары): стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Экономические блага могут быть разделены на настоящие и будущие, прямые (потребительские: пища, одежда, обувь) и косвенные (производственные: станки, оборудование, машины). Экономические блага обладают признаком ценности и рас­пределяются путем рыночного механизма, принимая форму то­вара. .

Конспект лекций - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 217с.

Пособие к практическим занятиям - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 82с.

Метод. указания по самостоятельной работе – Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 61с.

Наглядное пособие – Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 139 слайдов

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая теория для неэкономических специальностей (экономика)», включающий учебную программу, пособие к практическим занятиям, методические указания по самостоятельной работе, контрольно-измерительные материалы «Экономическая теория для неэкономических специальностей (экономика). Банк тестовых заданий», наглядное пособие «Экономическая теория для неэкономических специальностей (экономика). Презентационные материалы».

В конспекте лекций по экономической теории для неэкономических специальностей изложены основные темы, дающие представление о микро- и макроэкономике, предмете и методе экономики, рыночной системе, теории поведения потребителя, производстве и издержках фирм и др. В конце лекций предложены вопросы для самопроверки, а также тесты и библиографические списки.

В пособии в систематизированном виде содержится около 400 задач различной степени сложности, которые могут быть использованы как для проверки степени усвоения теоретического материала, так и для самостоятельной работы студентов. Материал подобран таким образом, что, с одной стороны, нацеливает студентов на повышение их образовательной активности, а с другой – формирует их инструментальные и социальные компетенции.
Большая часть заданий разработана авторами настоящего пособия.

Представлена презентация (в виде слайдов) теоретического курса «Экономическая теория для неэкономических специальностей (экономика)». Содержание: Предмет и метод экономики. Проблема экономического выбора, Рыночная система. Основы теории спроса и предложения, Теория поведения потребителя в рыночной экономике, Производство и издержки фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах, Конкуренция и монополия. Поведение фирм в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, Рынки факторов производства. Формирование цен на ресурсы, Общее равновесие и благосостояние.

Предназначен для студентов неэкономических специальностей.

Формат: pdf / zip (Все 4 части вместе)

Размер: 6,1 Мб

Скачать: yandex.disk

Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ 8
МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ 9
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ. ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРА 9
1.1. История становления и этапы развития экономической теории. Предмет и метод экономической теории 9
1.2. Экономические потребности и экономические блага. Экономические ресурсы и проблема выбора в экономике. Производственные возможности и альтернативные издержки 12
1.3. Экономические системы: содержание, особенности и модели 17
Вопросы 19
Тесты 19
Библиографический список 23
Тема 2. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 24
2.1. Рынок: сущность, структура и функции. Модели рыночной экономики 24
2.2. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Механизм установления рыночного равновесия 28
2.3. Эластичность спроса и предложения 35
Вопросы 39
Тесты 39
Библиографический список 42
МОДУЛЬ 2. МИКРОЭКОНОМИКА 43
Тема 3. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 43
3.1. Понятие общей и предельной полезности блага 43
3.2. Моделирование поведения потребителя в ординалистской концепции. Оптимум потребителя 46
3.3. Изменение оптимума потребителя при изменении его дохода и цены одного из потребляемых благ 48
Вопросы 50
Тесты 50
Библиографический список 51
Тема 4. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДАХ 52
4.1. Классификация предприятий 52
4.2. Экономическая теория производства 54
4.2.1. Издержки производства в краткосрочный период деятельности 56
4.2.2. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде 63
4.2.3. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде 66
Вопросы 68
Тесты 68
Библиографический список 70
Тема 5. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 70
5.1. Понятие конкуренции и ее виды 71
5.2. Совершенная конкуренция 71
5.3. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции 75
5.3.1. Чистая монополия 75
5.3.2. Монополистическая конкуренция 81
5.3.3. Олигополия 83
5.4. Ценовая дискриминация 84
Вопросы 85
Тесты 85
Библиографический список 86
Тема 6. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН НА РЕСУРСЫ 87
6.1. Рынок труда и распределение доходов 87
6.2. Рынок капитала. Процент 92
6.3. Рынок земли. Рента 93
Вопросы 96
Тесты 96
Библиографический список 97
Тема 7. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ 97
Вопросы 100
Тесты 100
Библиографический список 101
Тема 8. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КРУГООБОРОТ И НАЦИОНАЛЬНОЕ СЧЕТОВОДСТВО 102
8.1. Теоретические основы макроэкономического анализа. Народнохозяйственный кругооборот 102
8.2. Основные макроэкономические показатели и национальное счетоводство. Валовой национальный продукт (валовой внутренний продукт) 106
8.3. Дефлятор валового национального продукта и индексы цен. Номинальные и реальные показатели 116
Вопросы 119
Тесты 119
Тема 9. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. МОДЕЛЬ СОВОКУПНОГО СПРОСА И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 120
9.1. Совокупный спрос AD. Кривая AD 121
9.2. Совокупное предложение AS: классический, неоклассический и кейнсианский подходы 123
9.3. Равновесие в модели AD–AS: кратко- и долгосрочный периоды. Шоки спроса и предложения и стабилизационная политика государства 127
Вопросы 131
Тесты 131
Библиографический список 132
Тема 10. РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ. МУЛЬТИПЛИКАТОР 132
10.1. Потребление и сбережения в кейнсианской модели: понятие, графическое изображение, факторы, взаимосвязь. Парадокс бережливости 133
10.2. Инвестиции: виды, факторы, роль в экономике. Инвестиции и сбережения 136
10.3. Равновесие на товарном рынке и механизм его достижения. Инфляционный и рецессионный разрывы 139
10.4. Мультипликатор расходов. Механизм мультипликации и его эффект 141
Вопросы 144
Тесты 144
Библиографический список 145
Тема 11. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЦИКЛЫ 145
11.1. Экономический рост: сущность, факторы, типы 146
11.2. Оценка экономического роста и его неравномерность. Колебания экономической активности 149
11.2.1. Оценка и измерение экономического роста. Классический взгляд и взгляд с точки зрения глобализации 149
11.2.2. Изучение экономических кризисов и циклов. Средние, малые циклы и «длинные волны» Н. Д. Кондратьева 149
11.2.3. Вопрос о причинах изменения экономической активности 153
11.3. Безработица как проявление макроэкономической нестабильности 154
11.3.1. Понятие безработицы и её первые теоретические объяснения. Современное представление о полной занятости, типах безработицы и её естественном уровне 154
11.3.2. Современное представление о полной занятости, типах безработицы и её естественном уровне 154
11.3.3. Проблема измерения. Издержки безработицы. Закон Оукена 156
11.4. Инфляция как проявление макроэкономической нестабильности... 157
11.4.1. Понятие инфляции и её измерение 157
11.4.2. Типы инфляции по темпам, формам и причинам возникновения 158
11.5. Взаимосвязь инфляции и безработицы 159
11.5.1. Кривая Филипса в краткосрочном и долгосрочном периодах и стабилизационная политика государства 160
Вопросы 162
Тесты 162
Библиографический список 163
Тема 12. ГОСУДАРСТВО В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.... 164
12.1. Экономическая политика государства: основы формирования. Функции государства в рыночной экономике 164
12.2. Фискальная политика и ее виды 165
12.3. Государственный бюджет и налоги. Налоговый мультипликатор... 170
12.4. Деньги и их функции. Денежные агрегаты 174
12.5. Равновесие денежного рынка. Денежный мультипликатор 176
12.6. Банковская система государства. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики 180
Вопросы 185
Тесты 185
Тема 13. ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО... 186
13.1. Особенности функционирования открытой экономики 186
13.2. Понятие, структура и основы развития мирового хозяйства. Сущность глобализации мировой экономики 189
13.3. Торговая политика государства 190
Вопросы 197
Тесты 197
МОДУЛЬ 4 СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ 199
Тема 14. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА: ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ 199
14.1. Понятие переходной экономики, её основные черты 199
14.2.1. Приватизация как исходное системное преобразование 201
14.2.2. Либерализация цен и необходимость стабилизационной политики... 202
14.2.3. Институциональные изменения финансовой, банковской и других систем 204
Вопросы 205
Тесты 205
Библиографический список 206
Тема 15 СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ 207
15.1. Приватизация в России, её этапы, особенности и социально-экономические последствия 207
15.2. Либерализация цен в России и необходимость финансовой стабилизации 214
15.3. Выбор экономической стратегии и экономический рост.
Современный этап развития экономики России 215
Вопросы 216
Тесты 216
Библиографический список 217

Общественное производство, его структура и механизм функционирования. Факторы общественного производства.
Потребности и ресурсы. Проблема использования ограниченных ресурсов. Кривая производственных возможностей.
Предмет, структура и функции экономики. Микро- и макроэкономика. Методы изучения экономики.
Понятие экономической системы. Типы и эволюция экономических систем.Понятие экономической системы
Собственность в экономической системе. Типы и формы собственности. «Пучок» прав собственности.
Формы общественного хозяйства. Товарное хозяйство: сущность, условия возникновения, эволюция.
Товар и его свойства. Полезность, стоимость, ценность, цена товара.
Деньги: возникновение, эволюция. Функции денег. Закон денежного обращения.
Инфляция: сущность, причины, виды. Нормальные и реальные величины
Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства.
Сущность, функции, структура рынка. Инфраструктура рынка
Механизм функционирования рынка. Спрос. Закон спроса. Предложение. Закон предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена
Эластичность спроса и предложения. Факторы, влияющие на эластичность. Показатели в эластичной экономики.
Конкуренция в рыночной системе: сущность, ф-и, виды.
Свободный рынок и совершенная конкуренция, её достоинства и недостатки.
Несовершенная конкуренция и её модели. Монопольный рынок и смешанный рынок.
Социально-экономические последствия монополизации рынков. Антимонопольная политика гос-ва.
Рынки ресурсов, их функции и особенности.
Трактовка капитала. Инвестиции: сущность, основные разновидности, характер проявления в кратко- и долгосрочном периоде.
Движение капитала. Основной и оборотный капитал. Износ капитала. Амортизация.
Ссудный капитал и ссудный процент. Кредит: формы, источники, принципы кредитования.
Рынок ценных бумаг: структура, ф-и. Виды ценных бумаг.
Рынок труда и трудовые ресурсы. Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата.
Спрос и предложение на рынке труда. Дифференциация ставок заработной платы и факторы её определяющие.
Безработица: сущность, измерение, виды.
Социально-экономические последствия безработицы. Роль гос-ва на рынке труда.
Земля как фактор производства. Рента как экономическая категория. Виды ренты. Особенность формирования цен наземля и аграрную продукцию.
Предпринимательство как фактор производства: условия развития, ф-и, виды. Источники предпринимательской прибыли.
Организационные формы предпринимательства. Сущность и типы предпринимательских фирм, их достоинства и недостатки. Целеполагание, внешние и внутренние факторы деятельности фирмы.
Краткосрочный период деятельности фирмы. Издержки, доходы и равновесие фирмы.
Долгосрочный период деятельности фирмы. Интеграция. Эффект масштаба. Оптимальные размеры фирмы.
Себестоимость, прибыль и рентабельность фирмы.
Экономика и экономическая политика.
Система нац. Счётов. Основные макроэкономические показатели нац экономики.
Методы расчёта и распределения ВВП. Номинальный и реальный ВВП.
Макроэкономическое равновесие. Факторы, воздействующие на совокупный спрос и совокупное предложение.
Понятие экономического роста. Факторы и типы экономического роста
Цикличность развития рыночной экономики. Промышленный цикл и его фазы. Эволюция цикла.
Необходимость, методы и формы гос-ва. воздействия на экономику. Ф-и гос-ва
Государственные финансы. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит.
Налоги, их ф-и и виды. Принципы налогообложения. Фискальная политика гос-ва.
Кредитно-денежная система гос-ва. Банковская система. Центральный банк и его ф-и.
Коммерческие банки. Ф-и коммерческих банков. Основные операции. Формирование прибыли коммерческих банков.
Предложение денег в национальной экономике. Структура денежной массы. Кредитно-денежная политика государства.
Неравенство в распределении доходов в рыночной экономике. Роль гос-ва в перераспределении доходов. Система социальной защиты.
Мировое хозяйство: предпосылки формирования, сущность, структура. Формы экономических взаимосвязей.
Международные валютные отношения. Валютные системы. Валютные курсы.
Международная валютная интеграция: сущность, причины, формы. Россия в системе международной интеграции.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСИТУТ В Г.ТАГАНРОГЕ

Л.В. Шаронина, А.Н. Проклин, Л.Н. Дейнека А.В. Зимовец, Т.М. Катаева, М.Ю. Ланкина,

К.В. Дрокина

ПРАКТИКУМ ПО ЭКОНОМИКЕ

Для неэкономических специальностей

Учебное пособие

Таганрог 2011

ББК 65.01 я73

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики и финансов Таганрогского института управления и экономики

Чернова Т.В.;

кандидат экономических наук, зав. кафедрой экономики и предпринимательства ФГБОУ ВПО «Таганрогского педагогического института имени А.П. Чехова» Грищенко О.В.

Шаронина Л.В., Проклин А.Н., Дейнека Л.Н., Зимовец А.В., Катаева Т.М., Ланкина М.Ю., Дрокина К.В.

Практикум по экономике. Для неэкономических специальностей: Учебное пособие / Под общ. ред. к.э.н., доц. Л.В. Шарониной. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 132 с.

ISBN 978-5-8327-0418-0

В пособии содержится полный набор учебно-методических материалов для практического освоения курса «Экономика»: цели, компетенции, планы практических занятий, основные понятия и формулы, методические рекомендации с алгоритмами решения задач, задачи для самостоятельной работы, тестовые задания для проверки усвоения материала, контрольные вопросы для обсуждения, творческие задания и список рекомендуемой литературы.

Предназначено для студентов неэкономических специальностей всех форм обучения, а также для тех, кто интересуется вопросами экономической теории и практики.

Табл. 23. Ил. 29. Библиогр.: 28 назв.

ТТИ ЮФУ, 2011 Л.В. Шаронина и др., 2011

ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................

МОДУЛЬ I. ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ ................................................................

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ ...................................................

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.................................................................................

ТЕМА 2. РЫНОЧНЫЙ СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ........

2.1. Спрос, закон спроса, функция спроса........................................................

2.2. Предложение, закон предложения, функция предложения..................

2.3. Рыночное равновесие.................................................................................

2.4. Эластичность спроса и предложения........................................................

ТЕМА 3. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛЬ ..

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ФОРМУЛЫ.......................................................................

3.1. Производственная функция и ее характеристики....................................

3.2. Изокванта и предельная норма технологического замещения.............

3.3. Изокоста и равновесие производителя....................................................

3.4. Внешние и внутренние издержки. Понятие прибыли.............................

3.5. Издержки производства в краткосрочном периоде................................

3.6. Издержки производства в долгосрочном периоде.................................

3.7. Условия безубыточности и максимизации прибыли...............................

ЗАДАЧИ.....................................................................................................................

ТЕСТЫ........................................................................................................................

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ............................................................................................

ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР ............................................

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ФОРМУЛЫ.......................................................................

4.1. Модель рынка совершенной конкуренции.............................................

4.2. Монополия. Монопольная власть.............................................................

4.3. Монополистическая конкуренция.............................................................

4.4. Олигополия. Модели олигополии.............................................................

ЗАДАЧИ.....................................................................................................................

ТЕСТЫ........................................................................................................................

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.......................................................................................

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ............................................................................................

МОДУЛЬ II. ОСНОВЫ МАКРОЭКОНОМИКИ ..............................................................

ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ...............................

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ФОРМУЛЫ.......................................................................

5.1. Национальная экономика как целое.........................................................

5.2. Система национальных счетов...................................................................

5.3. ВНП и ВВП. Методы расчета.......................................................................

5.4. Соотношение показателей в системе национальных счетов..................

5.5. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен..........................................

ЗАДАЧИ.....................................................................................................................

ТЕСТЫ........................................................................................................................

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.......................................................................................

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ............................................................................................

ТЕМА 6. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ РАВНОВЕСИЯ...................................

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ФОРМУЛЫ.......................................................................

6.1. Совокупный спрос и его факторы..............................................................

6.2. Совокупное предложение и его факторы.................................................

6.3. Классический и кейнсианский подходы к анализу совокупного

предложения...............................................................................................................

6.4. Макроэкономическое равновесие (модель AD–AS) ................................

6.5. Равновесие товарного рынка (кейнсианская модель) ............................

ЗАДАЧИ.....................................................................................................................

ТЕСТЫ........................................................................................................................

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.......................................................................................

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ............................................................................................

ТЕМА 7. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ. ИНФЛЯЦИЯ. БЕЗРАБОТИЦА.........................

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ФОРМУЛЫ.......................................................................

7.1. Экономические циклы................................................................................

7.2. Занятость и безработица............................................................................

7.3. Инфляция......................................................................................................

ЗАДАЧИ.....................................................................................................................

ТЕСТЫ.....................................................................................................................

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ....................................................................................

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.........................................................................................

ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА103

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ФОРМУЛЫ....................................................................

8.1. Структура государственного бюджета, дефицит и профицит.............

8.2. Государственный долг, способы погашения.........................................

8.3. Сущность и функции налогов, виды налогов.........................................

8.4. Бюджетно-налоговая политика: цели, инструменты, виды.................

8.5. Эффект Лаффера.......................................................................................

8.6. Мультипликатор государственных расходов. Мультипликатор налогов

....................................................................................................................................

ЗАДАЧИ..................................................................................................................

ТЕСТЫ.....................................................................................................................

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ....................................................................................

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.........................................................................................

ТЕМА 9. РЫНОК ДЕНЕГ. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ ............................................

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ФОРМУЛЫ....................................................................

9.1. Сущность и функции денег......................................................................

9.2. Спрос и предложение денег. Равновесие на денежном рынке..........

9.3. Банки и их роль в экономике РФ.............................................................

9.4. Понятие, цели и инструменты кредитно-денежной политики............

ЗАДАЧИ..................................................................................................................

ТЕСТЫ.....................................................................................................................

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ....................................................................................

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.........................................................................................

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .............................................................................

Новое на сайте

>

Самое популярное