Домой Микрозаймы Куда пожаловаться на налоговую инспекцию? Обращаемся с запросом в финансовые и налоговые органы.

Куда пожаловаться на налоговую инспекцию? Обращаемся с запросом в финансовые и налоговые органы.

Так уж получается, что наша система налогообложение местами слишком запутанна и непонятна. Поэтому чиновники различных ведомств неустанно пишут поправки к законам и разъяснительные письма. Если самостоятельно разобраться в тонкостях законодательной базы не получается, то нужно обратиться к авторам законов, поправок или писем.

Чтобы избежать такой неприятной ситуации, как отказ в приеме документов в налоговой или, что еще хуже, быть обвиненным ими же в уходе от налогообложения, советуем вам отправить письменный запрос в Министерство финансов или ФНС с целью разъяснения тонкостей российского законодательства.

Однако перед тем как такое письмо отправить, следует подготовиться:

  • изучить уже имеющиеся информационные ресурсы, такие как Налоговый кодекс и стенды, размещенные в налоговых инспекциях, а также действующий Регламент ФНС (далее - Регламент). Есть большая вероятность, что этих источников будет достаточно для получения ответа на свой вопрос. Кроме того, нормативные документы содержат сведения о правах и обязанностях каждой, знание которых позволит плательщику сгладить возможную конфликтную ситуацию и добиться своего в рамках имеющихся полномочий;
  • четко сформулировать содержание своего запроса, от которого будет зависеть адресат; напомним, что согласно Регламенту налоговики имеют право только информировать, но если вы хотите получить разъяснения, то нужно писать запрос уже в Минфин;
  • определиться с формой запроса – письменный он будет или устный. Если принято решение обратиться в инспекцию с устным запросом, рекомендуется составить его кратко и по существу, предварительно записав себе в качестве «шпаргалки» суть обращения.

Из уст в уста

Устную консультацию налогоплательщик может получить в своей налоговой инспекции, обратившись туда лично или по телефону справочной службы инспекции. Напоминаем, что для представителей налогоплательщиков необходимо иметь должным образом оформленную доверенность, а для налогоплательщиков, обращающихся лично, – документ, удостоверяющий личность. Если у налогового инспектора не будет оснований для отказа, он должен сформулировать ответ в момент обращения налогоплательщика. В пункте 27 Регламента определен временной период в 15 минут (или в 30 минут в случае, если нужна предварительная подготовка), за исключением периода за пять рабочих дней до срока сдачи налоговых деклараций, тогда на подготовку устного ответа Регламентом предусмотрено 2 часа.

Изучение уже имеющихся информационных ресурсов, таких как Налоговый кодекс, информационные стенды, размещенные в налоговых инспекциях, а также действующий Регламент ФНС, может дать ответ на вопрос налогоплательщика.

Если же для ответа на устное обращение по вопросам, возникающим по конкретной ситуации, нужно представление нормативного обоснования, либо если информации, предоставленной по телефону, недостаточно, инспектор в силу пунктов 33, 34 Регламента обязан предложить налогоплательщику направить обращение в письменной форме.

Пишите письма

Письменное обращение налогоплательщики могут представить лично в канцелярию налогового органа, а также отправить по почте или в электронном виде (п. 37 Регламента). Рекомендованный образец формы письменного обращения приведен в Приложении 4 к Регламенту.

При этом письменное обращение должно содержать следующие обязательные сведения (п. 40 Регламента):

  • для физического лица: фамилию, имя, отчество, подпись и почтовый адрес;
  • для организации: полное наименование, ИНН, почтовый адрес, фамилию, имя, отчество и подпись руководителя или уполномоченного представителя организации, представившего обращение, изображение печати организации, если обращение представлено на бумажном носителе, не являющемся бланком компании.

Если в письменном обращении, представленном в инспекцию налогоплательщиком лично, отсутствует хотя бы один из указанных реквизитов и если есть основания, по которым можно отказать в бесплатном информировании, согласно пункту 42 Регламента обращение подлежит возврату налогоплательщику.

На подготовку письменного ответа пунктом 39 Регламента отведено 30 дней со дня регистрации обращения.

Рекомендуем оформлять все письменные обращения в двух экземплярах. Если вы решаете лично представить обращение в инспекцию, то на втором экземпляре должностное лицо налогового органа должно проставить отметку о принятии обращения и прилагаемых к нему документов, с указанием своей фамилии, инициалов и должности, а также с датой его приема. Обращения, отправляемые почтой, рекомендуется оформлять заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Датой представления письменного обращения будет считаться день отправки. Если вы отсылаете письмо по каналам связи, необходимо получить сообщение о том, что письмо отправлено от специализированного оператора, и подтверждение о приеме от налогового органа.

Жонглируем ответами

Зачастую, руководствуясь подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, организации оформляют запросы в налоговые органы, ведомые желанием избежать ответственности, так как одним из обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, является выполнение письменных разъяснений уполномоченных ведомств. Однако, поскольку налоговые органы имеют право давать разъяснения только относительно порядка заполнения деклараций, а остальные услуги относятся к информированию, возникает вопрос: освобождаются ли от ответственности разъяснения налогового органа, не касающиеся порядка заполнения декларации?

Имеются решения, в которых суд отказал в применении подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, указав, что налогоплательщик не может руководствоваться разъяснениями, исходящими от налоговых органов, если они не связаны с порядком заполнения налоговой отчетности.

Несмотря на то что согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, в действительности крайне редко можно воспользоваться данным положением, так как письма любого ведомства, в том числе Министерства финансов, носят лишь информационно-разъяснительный характер и не являются нормативно-правовыми актами, то есть эти документы не являются обязательными для исполнения.

По разъяснительной работе налоговых органов, не связанной с заполнением деклараций, существуют противоречивые мнения – как у судов, так и у чиновников Минфина.

В некоторых судебных решениях указывается, что ответы налогового органа на конкретный запрос налогоплательщика, а также сообщения инспекции о необходимости применения специального режима налогообложения являются разъяснениями, исключающими вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 20 марта 2008 г. № Ф03-А37/08-2/685 по делу № А37-1575/2007-15, ФАС Северо-Кавказского округа от 28 июля 2009 г. по делу № А53-5840/2008-С5-47).

В то же время имеются решения, в которых суд отказал в применении подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, указав, что налогоплательщик не может руководствоваться разъяснениями, исходящими от налоговых органов, если они не связаны с порядком заполнения налоговой отчетности (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 1 сентября 2008 г. по делу № А44-86/2008).

Что касается разъяснений Министерства финансов, то согласно пункту 8 статьи 75 НК не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства, данных либо ему, либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции (названные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа). Однако эти положения не применяются в случае, если письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком. При этом разъяснения должны быть даны либо непосредственно налогоплательщику, либо неопределенному кругу лиц.

Из вышесказанного следует, что крайне важно наличие письменного разъяснения и по смыслу оно должно относиться к периоду, когда образовалась недоимка. Если письмо адресовано конкретной организации или предпринимателю, то у указанного налогоплательщика должен быть подлинник письма с исходящим номером и датой. В случае, когда письмо адресовано неопределенному кругу лиц, то согласно разъяснениям Минфина от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138, необходимо наличие письма, опубликованного на официальном сайте ведомства либо в СМИ. Разъяснения чиновников, опубликованные не в форме письма, без даты и номера (интервью, статья, комментарий, консультация), от санкций не освобождают.

Руководители и бухгалтеры в своей работе сталкиваются с неоднозначным толкованием норм действующего законодательства. Будь то новый закон, приказ ФНС или Минфина - нужны дополнительные разъяснения. Где их взять? У первоисточника - в налоговой инспекции. Возникает еще один вопрос: как составить официальный запрос в налоговую ? Чтобы его не вернули и не оставили без рассмотрения.

Законодательная база очень запутана, местами даже для работников ФНС. Существуют не только законы и приказы, но внутренние распоряжения и инструкции, которыми руководствуются работники ФНС. Поэтому получить официальный ответ - это важно, ведь на него можно ссылаться в официальных документах. В спорных вопросах официальный документ может уладить конфликт и не привести к потере репутации (и денег!).

Перед тем как направить запрос в налоговую, необходимо провести подготовительную работу. Во-первых, ознакомиться с уже имеющейся законодательной базой, изучить законы, приказы и официальные разъяснения. Вы будете знать права и обязанности, а это сделает вашу позицию менее уязвимой.

Запрос в налоговую должен отвечать таким критериям: четко, по сути, официальным языком, отвечать требованиям составления запроса. Необходимо также определить форму запроса - устный или письменный.

Устная консультация имеет место тогда, когда вам нужно быстро узнать нужную информацию. При себе вы должны иметь документ, который удостоверяет личность. Тогда инспектор не сможет вам отказать. Ответ вы получите в момент обращения. Это предусмотрено п. 27 Регламента. Вы также можете воспользоваться телефоном.

Обрабатывать письменный запрос налоговый инспектор будет на основании п.п. 33, 34, 37,40,42 Регламента. Образец письменного запроса вы можете посмотреть в приложении 4 к Регламенту.

Официальный запрос в налоговую инспекцию должен иметь:

Физлицо: ФИО, адрес, подпись.

Юрлицо: название, ИНН, адрес, ФИО руководителя, печать.

Узнать «шапку» запроса вы можете по телефону инспекции (например, у секретаря). Звоните за день-два до отправления запроса, ведь начальник инспекции может уйти в отпуск (его могут уволить), за него останется исполняющий обязанности, который будет расписывать почту.

Запрос в налоговую готовьте в двух экземплярах. Одни вы отдаете в канцелярию, на втором они ставят штамп и входящий номер. Это позволит вам потом доказать, что вы действительно отсылали запрос. На вашем экземпляре должна быть дата и ФИО служащего, который принял запрос. Если отсылаете почтой, то обязательно заказным письмом (можно без уведомления). Так у вас останется чек, который вы приложите ко второму экземпляру.

На ответ налоговая инспекция имеет 30 дней. Но запрос может быть исполнен раньше, поэтому возьмите телефон канцелярии, а потом позвоните, чтобы узнать исполнителя. Почту начальник распишет за день-два, еще день необходим на бюрократические проволочки. Такие запросы инспекторы не любят получать, ведь работы хватает и без них, поэтому звоните им, спрашивайте о судьбе запроса, тактично торопите. Так есть шанс получить ответ раньше, ведь, как правило, у инспектора имеются типовые ответы, которые он подстраивает под конкретный запрос.

Судебная практика

Некоторые предприятия отправляют запросы в налоговую , чтобы избежать ответственности (ст. 111 НК РФ). Стоит помнить, что налоговая имеет право разъяснять только порядок заполнения налоговой отчетности. Остальная работа квалифицируется в виде консультации, а поэтому не может быть обстоятельством, которые исключает вину налогоплательщика. Но, общей судебной и административной практики нет. Есть решения судов, когда разъяснения налоговой являлись обстоятельствами, которые освобождали налогоплательщиков от штрафов, хотя вопрос не касался порядка заполнения декларации.


Количество показов: 28363

Алгоритм поведения налогоплательщика в случае сомнений по трактовке налогового законодательства.

ШАГ 1 . Итак, вы понимаете, что ничего не понимаете. Осознаете проблему. Главное на этом этапе- правильно понять суть проблемы. Суть вопроса.

Шаг 2 . Зайдите на сайт в раздел «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами» . Здесь размещены письма ФНС, согласованные с Минфином, либо те, в которых их мнение совпадает с Минфином. Также здесь же размещены письма самого Минфина, направленные в адрес ФНС России. Такие письма обязательны для применения налоговыми органами. Налоговые органы на местах обязаны соблюдать включенные в этот раздел разъяснения. На налогоплательщиков это требование не распространяется. Но именно здесь вы можете узнать точку зрения на спорный вопрос.

Шаг 3. Изучите судебную практику. В Письме от 07.11.2013 №03-01-13/01/47571 Минфин указал, что в случаях, когда письменные разъяснения Минфина или ФНС России по применению налогового законодательства не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ или Верховного Суда РФ, налоговым органам следует руководствоваться позицией этих судов. Это предписание для налоговиков обязательно. Инспекторы должны учитывать судебную практику, начиная со дня размещения этих судебных актов на сайтах .

ШАГ 4. Обобщив и проанализировав полученную информацию, сформулируйте свой запрос. Он должен быть лаконичен и при этом содержать в себе полную и достоверную информацию.

Если вы- предприниматель, то начать запрос можно так:

Я, Индивидуальный предприниматель Иванова Галина Владимировна ИНН 616105921837 на основании подп. 4 п. 1 ст. 32 , подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ прошу проинформировать меня по вопросу.

ШАГ 5 . Отправьте его в ФНС заказным письмомпо адресу:

127381 г.Москва, ул. Неглинная 23 .

Если запрос направляется одновременно и в налоговый орган и в финансовый, то указывать об этом не стоит: ответа можно вообще не дождаться.

ШАГ 6 . Через месяц или два, в случае если письмо перенаправят в ваше региональное УФНС, вы получите ответ. Если в течение указанного срока отклика нет, то имеет место бездействие, которое налогоплательщик вправе обжаловать в вышестоящий налоговый орган или в суд (п.1 ст.137 и п.1 ст.138 НК РФ). При этом в жалобе необходимо попросить обязать инспекцию дать ответ на запрос.

ШАГ 7 . Ответ вас устраивает, и вы с ним согласны. Начинайте работать согласно представленной информации, и в этом случае, даже, если вам доначислят налоги, то от штрафов и пеней вы освобождены. Кроме этого, любое положительное разъяснение может быть использовано в суде в качестве подтверждения добросовестности налогоплательщика.

ШАГ 8 . Ответ вас не устраивает? У вас остается право делать, как вы считаете, и в случае чего доказывать свою правоту в суде. Или вы можете попробовать оспорить разъяснения в суде как ненормативный правовой акт.

Несмотря на то, что в Налоговом Кодексе нет обязанности налогового органа давать разъяснения, тем не менее практика сформировалась так, что именно налоговый орган фактически разъясняет нормы законодательства. С нашей практической точки зрения, лучше писать непосредственно в ФНС г.Москва.

Именн о такой персональный ответ даст вам гарантию, что в случае соблюдения вами рекомендации налогового органа и дальнейшего доначисления налогов, вы будете освобождены от уплаты пеней и штрафов.

Сколько ждать ответа от налогового органа? От налогового органа ответ ждем 1 месяц. Надо учитывать, что руководствоваться письменными разъяснениями компетентных органов можно до тех пор, пока налоговое законодательство не изменится. Налоговое планирование- процесс постоянный, который начинается до открытия бизнеса и заканчивается вместе с его ликвидацией.

Что касается разъяснений чиновников на семинарах, в СМИ, следует учитывать следующее. На семинарах представители налоговых органов, финансового ведомства выступают как независимые эксперты. Разъяснения, данные специалистами налогового органа на семинарах и опубликованные в СМИ, не являются официальными разъяснениями и не освобождают налогоплательщиков от пеней и штрафов.

Новое на сайте

>

Самое популярное