Домой Микрозаймы Методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему: Безработица, ее причины и последствия. Социально-экономические последствия безработицы

Методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему: Безработица, ее причины и последствия. Социально-экономические последствия безработицы

Цель урока.

  • Познакомить обучающихся с видами безработицы, их причинами и особенностями; с государственной политикой по безработице.
  • Воспитание у обучающихся активной жизненной позиции по отношению к происходящим экономическим процессам, связанной с адаптацией к современному рынку труда.

Оборудование. Текст с вопросами для кроссворда и сетка кроссворда (Приложение №1). Презентация по теме “Виды безработицы, их причины и особенности” (Приложение №2). Сравнительная таблица №1 “Последствия безработицы”.Сравнительная таблица №2 “Государственные меры борьбы с безработицей”. Компьютер и проектор экрана.

Индивидуальное обучение. Доклад обучающегося о последствиях безработицы и государственных мерах борьбы с ней.

Ход урока

1. Организационная часть, объяснение цели урока.

2. Повторение ранее изученного материала.

3. Изучение нового материала.

4. Первичное закрепление новых знаний.

5. Подведение итогов, выставление оценок.

6. Домашнее задание с разъяснением.

1. Организационная часть, объяснение цели урока.

Слово учителя. Каждый из нас мечтает жить в стабильно развивающейся экономике. Осуществить такую мечту непросто в нашей стране, где происходит трудный переход от административно-командной к смешанной экономической системе. Одним из средств решения проблемы является знакомство с темой урока “Виды безработицы, их причины и особенности.

Государственные меры борьбы с безработицей”, в процессе которого обучающиеся получат знания необходимые для адаптации к современному рынку труда.

2. Повторение ранее изученного материала.

Слово учителя.Для достижения поставленной цели, вспомним некоторые понятия и положения, с которыми мы познакомились в теме “Что такое безработица?”. Для того чтобы процесс повторения был интересным, проведём разминку и решимкроссворд на тему “Структура населения с точки зрения занятости”.У каждого из вас на столе набор печатных приложений к уроку. ВозьмитеПриложение №1, перед вами листочки с вопросами.Вопросы на листочке пронумерованы так же, как ответы в сетке кроссворда. Для того чтобы заполнить сетку на доске, мне необходим помощник (я назначаю помощника).

Алгоритм разминки:

Я задаю вопрос (из листочка) и тот, кто первым ответит на этот вопрос, получает право начать разминку;

Обучающийся, начинающий разминку, выбирает номер вопроса и того, кому он будет задавать этот вопрос;

Обучающийся, которого выбрали отвечать, должен ответить на заданный вопрос, после чего выбирает следующий вопрос и того, кто будет на него отвечать, и т.д.

Если тот, кого выбрали отвечать, даёт неправильный ответ, то право ответа и следующего вопроса переходит к тому обучающемуся, который первым поднимет руку, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Начинаем разминку.

Слово учителя.Как называется человек в трудоспособном возрасте, который не имеет работы, но активно ищет её?(Ответ обучающегося:безработный).

1. Как называется человек в трудоспособном возрасте, который не имеет работы, но активно её ищет? (Ответ обучающегося: безработный)

2. Как называются граждане, живущие в одной стране, независимо от пола и возраста? (Ответ обучающегося: население)

3. Как называется денежное вознаграждение, которое человек получает за свой труд от работодателя? (Ответ обучающегося: зарплата)

4. Пете Смирнову, недавно исполнилось 10 лет. Определите его статус в составе населения страны с точки зрения его занятости в национальном хозяйстве? (Ответ обучающегося: нетрудоспособный)

5. Как называется государственная служба, куда обратился Саша Смирнов с просьбой о трудоустройстве? (Ответ обучающегося: занятости)

6. Как называется ситуация в стране, когда в ней есть люди, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще? (Ответ обучающегося: безработица)

7. Как называется возраст, в котором должен быть безработный? (Ответ обучающегося: трудоспособный)

8. Как называется экономическое население, которому соответствует понятие “рабочая сила”? (Ответ обучающегося: активное)

9. Нина Пилюлькина работает медсестрой в поликлинике. Определить её статус в составе рабочей силы? (Ответ обучающегося: занятая)

10. Женщина-домохозяйка, которая посвятила себя дому и семье. Определить её статус в составе рабочей силы?(Ответ обучающегося: выбывшая)

Слово учителя. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наёмного работникаи надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной можетбыть и как с ней нужно бороться.Чтобы вести анализ проблем безработицы, необходимо, прежде всего четко определить, кого считать безработным. Критерии признаниячеловека безработным обычно устанавливаются законом илиправительственными документами и могут несколько различаться постранам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всехопределениях.

Слово учителя.

Вспомним эти признаки безработного?

(Ответ обучающегося:

Трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законом данной страны разрешается работа по найму, но младше возраста, по достижению которого назначается пенсия по старости;

Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени, например месяца;

Доказанное стремление человека найти работу, например обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).

Слово учителя. Только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при определении общего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общей численности её рабочей силы.

3. Изучение нового материала.

Слово учителя.Мы с вами повторили тему “Структура населения с точки зрения занятости”. Теперь послушаем доклад-презентацию на новую тему “Виды безработицы, их особенности и причины” Приложение №2.

Доклад обучающегося по таблице №1 “Последствия безработицы” и таблице №2 “Государственные меры борьбы с безработицей”.

Таблица №1 “Последствия безработицы”

Таблица №2 “Государственные меры борьбы с безработицей”

Общие меры для всех типов безработицы Меры сокращения фрикционной безработицы Меры сокращения структурной безработицы Меры сокращения циклической безработицы
Создание службы занятости (учёт и трудоустройство;

выдача пособий по безработице;

переподготовка кадров; помощь психолога и юриста).

Усовершенствование системы сбора и предоставление информации о наличие рабочих мест. Создание служб по переподготовке и трудоустройству кадров. Стимулирование экспорта;

инвестиции в экономику;

создание дополнительных мест в государственном секторе;

обучение специальностям молодёжи необходимых рынку труда.

Слово учителя. На основе изложенного материала можно сделать вывод: несмотря на то, что существуют негативные экономические и неэкономические последствия безработицы, фрикционная и структурная безработицы-явления нормальные и не представляют угрозы для развития страны. Более того, без них развитие просто невозможно. Ведь если все работники заняты, то, как создавать новые фирмы или расширять производство товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом?

Кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этих позиций безработицу вполне можно назвать стимулом к лучшей работе. Вот почему под полной занятостью в большинстве развитых странах мира понимают отсутствие циклической безработицы.

Иначе говоря, это такое положение, когда безработица в стране соответствует своей естественной норме.

Для каждой страны естественная норма безработицы складывается по-своему, и единого значения для неё не существует.

4. Первичное закрепление новых знаний.

Слово учителя. Вопросы обучающимся:

К каким экономическим последствиям на индивидуальном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося:к потере доходов и квалификации)

К каким экономическим последствиям на общественном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося: недопроизводству ВВП, увеличению расходов на переподготовку кадров и биржу труда)

К каким неэкономическим последствиям на индивидуальном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося: к стрессу, отчаянью, болезни, потере друзей и семьи)

К каким неэкономическим последствиям на общественном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося: к росту преступности, к росту заболеваний и смертности, к политическим переворотам)

Какие меры проводит государство по сокращению циклической безработицы?(Ответ обучающегося: стимулирование экспорта, инвестиции в экономику, создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе, обучение молодежи специальностям необходимых рынку труда, помощь в открытие собственной фирмы)

Какие меры проводит государство по сокращению фрикционной безработицы? (Ответ обучающегося: усовершенствование системы сбора и предоставление информации о наличии рабочих мест)

Определите к какому типу безработицы относятся следующие безработные: - Квалифицированный программист уволился с работы, потому что у него не сложились отношения с директором фирмы, и сейчас он находится в поисках рабочего места, соответствующего его квалификации?(Ответ обучающегося: фрикционная безработица)

В период спада 1982 года уровень безработицы в США поднялся до 9,7%, в разгар “Великой депрессии” 1933 года безработица достигла 25%?

(Ответ обучающегося: циклическая безработица)

Много лет тому назад высококвалифицированные извозчики остались без работы из-за изобретения автомобилей?(Ответ обучающегося: структурная безработица).

5. Подведение итогов, выставление оценок.

Слово учителя.Сегодня на уроке мы вспомнили и повторили: (Обучающиеся отвечают коротко, называя только понятия: безработица, безработный, рабочая сила, нетрудоспособное население, выбывшие из состава рабочей силы, государственная служба занятости, заработная плата)

Слово учителя.Сегодня на уроке мы узнали нового: (Обучающиеся отвечают полностью, дают новые определения: фрикционной безработице, структурной безработице, циклической безработице и так же перечисляют государственные меры борьбы с ними)

Выставление оценок.

6. Домашнее задание с разъяснением.

Слово учителя. Для того чтобы легче адаптироваться на рынке труда, обучающиеся должны выполнить творческую работу дома на тему “Анализ рынка труда, с точки зрения трудоустройства по профессии бухгалтер в городе Москве”. Данные средств массовой информации должны быть проанализированы, систематизированы и представлены в письменном видепо следующему плану:

а) показатели экономической активности населения;

б) структура занятости по видам экономической деятельности;

в) структура потребностей в работниках по отраслям;

г) вакантные должности, на которые сохраняется спрос;

д) способы поиска работы;

е) требование к специалистам и оплата труда;

ж) трудоустройство выпускников СПО;

з) плюсы и минусы профессии;

и) подведение итогов.


1.3. Безработица - социально-экономические последствия

Суждения о социально-экономических последствиях безработицы неоднозначны и зависят преимущественно от того, о каком уровне и типе безработицы идет речь. Некоторые исследователи, главным образом неоклассического направления, отмечают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий: формирует мобильный резерв рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства; сдерживает требование профсоюзов в части повышения заработной платы, а значит, снижает предполагаемый уровень инфляции. Кроме того, она усиливает трудовую мотивацию занятых, так как гарантии занятости и опасения потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду. Вместе с тем негативные последствия безработицы, прежде всего циклической. Главный негативный экономический эффект – это недоиспользование экономического потенциала общества,

Длительно безработные теряют квалификацию, профессиональные навыки и знания, что затрудняет возможность трудоустройства в будущем. Потеря работы является серьезной моральной травмой, прежде всего потому, что человек превращается в индивида с крайне низким социальным статусом, чти знания, опыт, способности не нужны, не востребованы обществом, и что это известно его окружению(семье, знакомым). Социально-психологический стресс, вызванный безработицей, обуславливает связь роста ее уровня с ростом числа психических заболеваний и самоубийств, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, алкоголизма и наркомании. Отчаявшись в поисках работы, люди пополняют маргинальные слои населения, возрастает преступность. Именно в периоды массовой и хронической безработицы рост социальной напряженности в обществе может привести к установлению тоталитарных режимов.

Отмечается неодинаковое распределение «бремени безработицы» в обществе. Наибольшие социально-экономические издержки несут наименее конкурентоспособные на рынке труда группы экономически активного населения: молодежь, люди предпенсионного возраста, женщины, лица, имеющие значительный перерыв в работе, национальные, религиозные и прочие меньшинства. В меньшей мере негативные последствия высокого уровня безработицы ощущают мужчины трудоспособного возраста, лица с высшим образованием, высококвалифицированные специалисты. Уровень и длительность безработицы, потери доходов во второй группе, как правило, ниже.

Экономические последствия

Экономические последствия безработицы весьма многообразны и неоднозначны; достаточна сложна и их структура. При исследовании экономических последствий безработицы целесообразно выделить три уровня: национальный, предприятий, человека.

Исследования последствий безработицы на национальном уровне показывают, что она уменьшает объем производства валового внутреннего продукта (ВВП).

Безработица увеличивает расходы государства по мере её роста. Их основная масса осуществляется за счет фонда занятости. Рост безработицы свидетельствует и об общем неблагополучии в экономике, ошибках в экономическом курсе правительства.

Однако только этим роль безработицы как фактора экономической дестабилизации не исчерпывается. Она может выступать как «мина замедленного действия». Иметься в виду сегодняшняя безработица в некоторых отраслях, где она в силу ряда обстоятельств оказалась особенно значительной. Это наука и научное обслуживание, предприятия оборонного комплекса, высокотехнологичные предприятия обрабатывающей промышленности. Безработица в этих отраслях сопровождается массовой дисквалификацией и переквалификацией работников и даже их эмиграцией. Однако рано или поздно, когда наступает фаза оживления и подъема экономики, спрос на этих работников резко возрастет. В конечном счете происходит дальнейшее сокращение совокупного спроса и еще большая безработица, приводящая в действие механизм коммулятивного снижения деловой активности.

Для человека безработица означает потерю постоянно и регулярно получаемого дохода. Последствием безработицы надо считать усиление конкуренции на рынке труда –между людьми за наиболее престижные рабочие места. Более того, в условиях неполной занятости нельзя сформировать стабильные производственные коллективы, необходимость в которых очевидна. В случае вынужденного характера труда нельзя вести речь о достижении обществом полной занятости. Ориентация на демократические, гуманистические принципы организации труда предполагает, что полная занятость означает не просто предоставление нуждающемуся человеку рабочего места, а такого, которое будет соответствовать профилю его подготовки, способностям, желаниям.

Оценивая последствия безработицы для человека, нельзя забывать, что длительное время трудоспособное население в России практически не сталкивалось с этим явлением. Безработица убивает инициативу человека, порождает у него неуверенность в завтрашнем дне, в своих силах и возможностях, снижает его трудовой и гражданский потенциал.

Экономические последствия безработицы не ограничиваться только этим. Она может позволить предпринимателям понизить цену рабочей силы, особенно в условиях увеличения продолжительности безработицы.

Безработицу как сложное экономическое явление невозможно оценить однозначно. Она имеет не только негативное, но и позитивное значение. Безработица важнейшее условие нормального и бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд в связи с вводом в действие новых объектов хозяйственной деятельности. Их комплектование кадрами нельзя обеспечить только за счет естественного прироста экономически активного населения. Многие из уволенных работников нуждаются в переподготовке, повышении квалификации и т.д. и решить эту проблему в целом ряде случаев можно только с отрывом от производства.

Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров и их сосредоточение в тех видов деятельности, которые сегодня нужны потребителям. Правда такие переливы кадров не всегда проходят безболезненно для отдельного человека. И здесь весьма велика роль государства, которое должно смягчить негативную сторону этих, в целом позитивных для производства и населения процессов.

Безработица, её рост дают весьма эффективный «сигнал» работнику о том, что его профессия, специальные знания, навыки труда – устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Все это определенным образом стимулирует работника к систематическому повышению своего профессионального мастерства.

Социальные последствия безработицы

Безработица уничтожила важнейшую компоненту привычного для гражданина России образа жизни – уверенность в существовании всеобщей занятости населения, гарантии трудоустройства (пусть и не всегда добровольного и с соответствующей оплатой труда).

При оценке отношения к безработице надо иметь в виду, что труд для подавляющего большинства людей не только источником доходов, но дело чести, гражданской доблести человека, следовательно, лишение его сегодня возможности трудиться- это ещё и большая социальная трагедия. Безработица, уменьшая доходы семей, усиливает дифференциацию населения. Существующая сегодня дифференциация доходов экономически не всегда оправдана и не способствует социальному миру в стране, эффективности производства.

Все эти обстоятельства подавляют нравственные начала поведения человека. Он становится раздробительным, черствым, злым, безразличным к чуждой судьбе; чувствует себе униженным, ненужным даже самому себе, своей семье, обществу. Безработица приводит к бездеятельности и может повлечь деградацию человека: пьянства, наркоманию, совершение аморальных противоправных поступков. Происходит маргинализация населения, ухудшается социально-психологический климат в общества. Криминогенность ситуации обостряется и высоким уровнем безработицы молодежи. Анализ статистических данных показывает, что её положение гораздо хуже, чем других возрастных групп населения.

Весьма важным для оценки последствий безработицы является движение занятого населения, изменения его полового состава, соотношение экономически активного и экономически неактивного населения. В стране в настоящее время сложилась весьма противоречивая ситуация.

Численность занятых в России сокращается за счет женщин. Однако численность безработных, определенных по методологии МОТ, увеличивается в основном за счет мужчин. Складывается ситуация, когда определенная часть женщин в результате безработицы переходит из экономически активного в экономически неактивное население. Такое положение, с позиции тех, кто считал, что для России была присуща сверхзанятость, может рассматриваться как позитивная. Для женщин последствия безработицы более тяжелые, чем у мужчин. Им труднее решить проблему трудоустройства. Процент безработных мужчин, имеющих официальный статус в службе занятости, в их реальной численности за 1992-1997 гг. вырос в 4,5 раза. Все это убедительно свидетельствует о негативных последствиях безработицы для населения.

Безработица приводит к ослаблению семейных уз, связей, забвению родительских обязанностей, распаду семей. Здоровье человека в условиях социального стресса ухудшается; он более подвержен различным заболеваниям, прежде всего душевным, а недостаток денежных средств сокращается возможности лечения; следовательно, инертность в этой группе населения выше, чем в других. Среди безработных сравнительно чаще случаются самоубийства.

Последствием безработицы может быть обострение и даже социальный взрыв, если ее размеры превысят допустимый уровень. В зарубежной литературе такой критической величиной считают уровень безработицы в 10-12%. Ситуация может стать взрывоопасной и в условиях её незначительного роста. Если в крупном городе численность безработных составит порядка несколько сотен тысяч, а экономически активного населения более нескольких миллионов и будет объявлено о закрытии одного из крупнейших предприятий, это может привести к существенной социально-экономической дестабилизации.

Безработица может выступать как условие социально-экономической дестабилизации, если ее угроза коснется работников многочисленных и хорошо организованных профессиональных групп, играющих важную роль в экономической жизни страны или вида деятельности, затрагивающего интересы многих людей. Безработица становится фактором социально-экономической дестабилизации, когда существенно возрастает группа лиц, которые длительное время не могут найти себе работу – это так называемые «отчаявшиеся».

В наши дни людей, считающих безработицу полезной, среди лиц наемного населения почти не осталось.

Появление безработицы неразрывно связано в сознании людей с экономическими реформами и, следовательно, с ростом негативного отношения населения к ним. Это сужает социальную базу реформ, сдерживает рост экономики в стране.

Оценивая масштабы дестабилизирующего влияния безработицы, необходимо иметь в виду несовершенство учета числа безработных. Неточность информации определяется и ошибками в определении численности «отчаявшихся».

Социально-экономическое положение регионов в России характеризуется глубочайшей дифференциацией и разнообразием ситуаций. Это обусловлено уровнем экономического развития регионов, ходом становления рыночных отношений, малого бизнеса и т.д. Для каждого из регионов складывается свой специфический, соответствующий их социально-экономическому развитию уровень безработицы.

Можно также привести очень интересную таблицу которую приводят Гордон и Клопов в своей статье.

Таблица 1. Социальные последствия безработицы

Таблица 2. Экономические последствия безработицы

Отрицательные

Положительные

1. Обесценивание последствий обучения.

2. Сокращение производства.

3. Затраты на помощь безработным.

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного уровня.

6. Недопроизводство национального дохода.

7. Снижение налоговых поступлений.

1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

Безработица представляет собой социальное и экономической явление, где трудоспособная часть населения не может то есть не может найти к своему труду применение. Причинами безработицы могут быть многие факторы, самая главная причина - это превышение числа людей, которые хотят найти работу, над числом рабочих имеющихся мест.

В результате того, что люди пытаются, но выявляются последствия безработицы. Существуют два понятия последствия безработицы - социальное и экономическое.

Социальное последствие безработицы говорит о том, что в этом случае трудовые ресурсы недоиспользованы. Общество стремиться к тому, чтобы его ресурсы полностью обеспечивали реализацию производственного потенциала. Другими словами можно сказать, что привлечение ресурсов не полностью сказывается негативно для общества, здесь нарушается принцип, который необходимо эффективно использовать. Безработица может отразиться на всей экономической стороне страны. Также, безработица способна нанести психологическую травму людям, которые остались без работы. Эти люди ощущают себя неполноценными и ненужными, лишними в обществе. Не зря врачи утверждают, что последствия безработицы оказывают негативное влияние на психическое и физическое состояние людей, они начинают испытывать недомогание, головные боли и бессонницу.

Безработица очень сильно влияет на молодых людей, которые заканчивают учебные заведения. Отучившись, молодежь старается найти для себя подходящую по квалификации работу, но, между тем, они получают отказ из-за отсутствия профессиональной подготовки.

Некоторые специалисты утверждают, что последствия безработицы могут зайти до такого момента, как смерть или тюрьма. Это комментируется тем, что безработные люди, которые состоят в психологическом негативном настрое, настроены крайне пессимистично и могут принять сторону криминогенной среды. Именно поэтому в каждой стране проблема безработицы стоит на первом месте. К последствиям безработицы -можно отнести - снижение доходов в семье, обострение семейных отношений и социальная напряженность в обществе.

С точки зрения экономической стороны, последствия безработицы приводят к серьезным социальным и экономическим издержкам. Самое главное негативное последствие - это нерабочее состояние граждан, которые трудоспособны, а это, в свою очередь, ведет к сокращению экономического потенциала. Таким образом, можно сказать, что безработица тормозит развитие общества, а также способствует недоиспользованию А в результате этого снижается рост экономики, останавливается рост увеличения ВНП.

На Западе, такое понятие, как безработица типы и ее последствия, рассматривают с нескольких сторон:

Безработица может возникнуть как следствие слишком высокой оплаты за труд;

Если возникает низкий спрос на работников;

Если рынок труда не гибкий и обусловлен спецификой товара как рабочая сила.

Безработицы типы и ее последствия бывают нескольких форм:

Фрикционная или текучая безработица, отражающая которая связана с переменой места жительства, рабочего места и другими направлениями.

Структурная безработица, которая является последствием текучей безработицы. Здесь перестройки происходят не только в компании, но и в целой стране. Текучесть рабочей силы увеличивается тогда, когда создаются новые пропорции, меняется взаимосвязь и распределяются рабочие места. Структурная безработица - очень тяжелая форма, здесь затраты на переквалификацию людей, изменение образования и предоставление учреждений для повышения квалификации, очень высоки.

Институциональная безработица возникает тогда, когда работа организации не эффективна.

Образуется в результате депрессии или кризиса.

Добровольная безработица, когда сами безработные не хотят работать.

Когда люди работают неполный день, а остальную часть рабочего времени находятся в вынужденном отпуске.

Где работники работают у себя дома лишь на некоторые сезоны, в остальное время остаются безработными.

Таким образом, негативные последствия безработицы - это явление, с которыми необходимо тщательно бороться, ведь от этого зависят жизни и дальнейшее взаимоотношение людей.

Социальные последствия . Кризисное положение граждан, оказавшихся безработными, характеризуется не только тем, что вследствие низкого душевого дохода качественно изменяется структура потребления, но тем, что эта категория населения вынуждена ограничивать свои личные социальные контакты, изменять привычки социально-культурного досуга. Меняется стиль жизни, возрастает необходимость приспособления человека к существенно изменившимся социально-экономическим условиям.

Безработные в большинстве своем лишены вести образ жизни, обычный для работающей части населения. Можно выделить следующие особенности социального статуса безработных:

  • а) Безработные представляют социальные слои, начиная от среднего и ниже. У работающих, разброс позиций гораздо больший, начиная с высшего слоя. Иначе говоря, безработные по слоевой идентификации значительно интегрированнее.
  • б) Самооценки безработных свидетельствуют об ощущении собственной ущербности. Можно говорить о маргинализации (отсутствие слоевой самоиндефикации), затронувшей группы и занятого и незанятого населения.

Таблица 1 Социальные последствия безработицы

Особое место в развитии деструктивных процессов, в концентрации бедности и маргинализации населения занимают безработные, которые формируют особую социальную группу. Особая опасность для конструктивного развития общества заключается в том, что происходит дальнейшее размывание групп среднего класса, ибо ядро безработных-это квалифицированные работники-рабочие, интеллигенция. И в решении комплекса вопросов, связанных со стабилизацией уровня жизни населения, с успехами в сфере экономики, политики, социальное государство (или государство, приближающееся к этому эталону) должно учитывать особенности положения всех социальных групп, испытывающих тяготы последствий кризиса.

Безработица-опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые массовые в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).

Экономические последствия. Уже к началу 90-х годов миллионы граждан, потеряв работу, лишились единственного источника дохода и оказались за чертой бедности.

Происходит отставание объема валового национального продукта (ВНП) по сравнению с тем объемом, которое общество могло бы иметь при своих потенциальных возможностях. Происходит неравномерное распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения. Теряется квалификация работников.

По признанию западных экономистов, безработица сегодня-центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией.

Таблица 2 Экономические последствия безработицы

Отрицательные

Положительные

Обесценивание последствий обучения

Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики

Сокращение производства

Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду

Затраты на помощь безработным

Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования

Утраты на помощь безработным

Стимулирования роста интенсивности и производства труда

Утрата квалификации

Снижение жизненного уровня

Недопроизводство национального дохода

Снижение налоговых поступлений

Одно из главных негативных последствий безработицы-нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения ВНП.

Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап-оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения.

Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствует о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели. Безработица, как социальное явление, приводит к обеднению населения. Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую бедность или, в случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным.

Таким образом, можно сделать выводы, что несмотря на негативные экономические и социальные аспекты безработицы, ликвидировать ее полностью невозможно и нецелесообразно. Определенный уровень безработицы даже полезен для страны. Он обеспечивает возможность более быстрых перемен в структуре производства при изменении ситуации на товарных рынках. рынок труд безработица незанятость

Подробное решение Параграф § 27 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова 2016

Вопрос 1. В чём заключаются характерные особенности рыночной экономической системы? Каковы экономические цели и функции государства? Чем объясняется неравенство доходов? Какие возможны экономические меры социальной поддержки населения? Что такое предпринимательская деятельность?

Рыночная экономика – это система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Основные особенности капиталистической экономики:

Частная собственность

Свобода предпринимательского выбора

Конкуренция

Опора на рыночную систему

Ограниченная роль государства

Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок через механизм спроса и предложения.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

Экономическими целями, стоящими перед государством на современном этапе, являются:

Повышение благосостояния и качества жизни населения в России;

Обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста;

Усиление конкурентных позиций России и ее регионов в мире, обеспечение глобальной

Конкурентоспособности России и ее регионов;

Развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения;

Улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития.

К важнейшим экономическим функциям государства относятся:

Формирование эффективной экономической политики государства, воздействие на ход экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвращения экономических кризисов;

Регулирование кредитно-денежной системы страны;

Развитие и защита механизма конкуренции и предотвращение негативных последствий монополизма;

Защита и охрана всех видов собственности;

Формирование законодательной основы экономической деятельности и обеспечение судебной защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц;

Помощь беднейшим слоям населения и предотвращение перерастания проблемы бедности в социальное бедствие и причину политических конфликтов;

Охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг.

Неравенство доходов людей изначально обусловлено неодинаковой ценностью и неодинаковым объёмом находящихся в их собственности факторов производства.

Неравенство в доходах может быть связано и с не зависящими от человека различными жизненными обстоятельствами. Например, один оказался удачливым золотоискателем и нашёл золотую жилу. Другому богатый родственник по завещанию оставил крупную сумму денег. Третий разорился в результате наводнения. Четвёртый потерял работу и стал безработным. Пятый получил инвалидность и стал нетрудоспособным.

Помощь социально не защищённым группам населения государство осуществляет прежде всего через социальные выплаты и социальное обслуживание. Программы социальной помощи предполагают безвозмездные выплаты стипендий, пенсий, пособий нуждающимся. Социальные выплаты включают также систему льгот для особо нуждающихся групп населения. В России граждане, достигшие пенсионного возраста, получают пенсию по старости (мужчины - с 60 лет, женщины - с 55 лет). Существуют также пенсии по инвалидности, за выслугу лет и др. Некоторые категории населения получают льготы, например на проезд в транспорте, приобретение лекарств, оплату коммунальных услуг.

Предпринимательство, предпринимательская деятельность - экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и продажи товаров, оказания услуг. Для этой цели используется имущество, нематериальные активы, труд как самого предпринимателя, так и привлечённые со стороны. Нет гарантий, что затраченные средства окупятся, что произведённое будет продано с прибылью. С этим связан риск потерь всего или части имущества.

Вопрос 2. Каждый ли имеет право на труд? Какой труд важнее - умственный или физический? Может ли подросток совмещать учёбу и работу? От чего зависит размер заработной платы? Как не оказаться безработным?

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Оба труда важны. Без физического труда не построишь дом, без умственного труда не спроектируешь этот дом. Например, в профессии «хирург» совмещаются и умственный и физический труд.

Подросток может совмещать учебу и работу.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Вопрос 3. Как изменяется труд в рыночной экономике? Какое влияние эти изменения могут оказать на занятость работников в условиях конкуренции работодателей?

Рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями. Создание системы государственных гарантий, социальной защищённости граждан от безработицы. Нужно ускорить процесс формирования. Инфраструктуры рынка труда, где для наёмных работников должна быть создана реальная возможность выбора конкретной формы деятельности в соответствии с личными склонностями и квалификацией, где существовала бы конкуренция не только работников, но и работодателей.

Вопрос 4. Почему безработица сопутствует рыночной экономике?

Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к труду закреплено законом. В статье 37 Конституции РФ указано: «1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещён». Трудовой кодекс РФ (ст. 2) признаёт право каждого работника на справедливые условия труда, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве.

С развитием рыночных отношений в обществе на смену общественному и коллективному труду приходит преимущественно частный индивидуальный труд. Значительная часть населения работает не на государственных предприятиях, а в организациях частного типа.

Труд в рыночной экономике носит добровольный характер. Экономическая свобода производителей (в частности, свобода принятия решения о найме и использовании работников) и добровольность занятости в рыночной экономике (работник обладает свободой выбора наиболее выгодного варианта приложения своего труда) приводят к тому, что трудоспособный человек не всегда может найти приемлемую для себя работу. Это способствует возникновению такого связанного с занятостью явления, как безработица. Она является постоянным спутником рыночной экономики, с которым сталкиваются практически все страны мира.

Безработица - положение в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное занятие).

Занятость - деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, доход. К занятым относятся граждане, работающие в качестве наёмных работников, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (например, предприниматели, фермеры), избранные или назначенные на оплачиваемую должность, а также учащиеся школ, очных отделений вузов и других учебных заведений. Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, но стремящиеся найти работу и состоящие на учёте в службе занятости.

Вопрос 6. Как определить уровень безработицы в стране?

Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности трудоспособного населения, выраженное в процентах:

Численность трудоспособного населения уровень безработицы в экономически развитых странах составляет 5-6%. В российской экономике, переживающей рыночную перестройку, этот показатель претерпел серьёзные изменения, связанные с нестабильным развитием экономики (чередование периодов спада и подъёма).

Вопрос 7. Чем вызвана безработица?

Одна из причин безработицы связана с изменением потребительского спроса на товары и услуги. Это влечёт за собой соответствующие изменения в производстве: применение новых технологий, свёртывание старых производств, совершенствование рабочих мест (например, повышение их технической оснащённости). Многие виды товаров исчезают, спрос на одни профессии уменьшается, на другие, включая новые, увеличивается.

Безработными в первую очередь становятся работники, чья профессия, квалификация и опыт не соответствуют технической перестройке производства. Чтобы включиться в процесс производства, работнику приходится переучиваться или повышать квалификацию. Бухгалтер, привыкший работать с калькулятором, лишится работы с внедрением на его предприятии компьютеров. Он будет безработным, пока не освоит компьютерные программы или не получит иную профессию.

Другая причина безработицы связана с поиском или ожиданием получения рабочего места гражданином. Среди безработных есть те, кто впервые ищет работу. Например, выпускник колледжа или вуза может числиться безработным, пока не найдёт места, соответствующего его специальности и уровню подготовки. Другие вынуждены менять работу. Причины смены работы бывают разные: поиск лучших условий труда и его оплаты, потеря интереса к профессии, увольнение, переезд на другое место жительства и т. п.

Безработица может быть вызвана таким явлением в развитии экономики, как спад производства (например, в условиях экономического кризиса). Он характеризуется сокращением производства и потребления. С сокращением выпуска продукции происходит увольнение ранее занятых работников и сокращение рабочих мест.

Экономисты также связывают некоторый уровень безработицы с особенностями производства в определённое время года. Они отмечают так называемую сезонную безработицу. Она вызвана изменением объёмов производства в отдельных отраслях экономики. Например, в сельском хозяйстве или в рыболовной отрасли в связи с сезонным характером деятельности.

Вопрос 8. Каковы экономические и социальные последствия безработицы?

Высокий уровень безработицы влечёт за собой серьёзные экономические и социальные последствия. Экономисты при расчёте потерь от существующего уровня безработицы учитывают следующее: расходы Государственного фонда занятости на выплату пособий зарегистрированным безработным, потери по возможному фонду оплаты труда безработных (недополученная зарплата), потери по возможному начислению подоходного налога с заработной платы (невыплата подоходного налога).

Основная экономическая цена безработицы - несозданный продукт, что влечёт снижение общего объёма производимых в стране экономических благ. Рост безработицы ведёт также к сокращению потребительского спроса. Напомним, что зарплата - один из основных источников дохода большинства граждан и их семей. Отсутствие этого источника вынуждает их сокращать до минимума свои расходы. Всё это препятствует росту благосостояния всех граждан страны.

Для общества и отдельных граждан важна и социальная сторона безработицы. Человек лишается важного источника дохода - заработной платы, а нередко теряет и квалификацию. В результате снижения доходов из-за безработицы происходит падение благосостояния граждан. Размер пособия по безработице не в состоянии обеспечить нормальный жизненный уровень в условиях постоянного роста цен на товары и услуги.

Безработица - серьёзное испытание для самого безработного. Он теряет, как правило, чувство уверенности в себе, полезности окружающим и самоуважение, может ухудшиться его физическое и психическое состояние. Особенно опасна безработица среди молодёжи, чья недостаточная профессиональная подготовка или отсутствие специальности затрудняет решение проблемы трудоустройства. В этих условиях некоторая часть молодёжи может выбрать для удовлетворения своих потребностей образ жизни, не связанный с трудовыми усилиями, и пополнить преступную среду.

Вопрос 9. Как государство обеспечивает занятость?

Основные направления этой деятельности: создание условий для занятости и реализация мер социальной защиты от безработицы.

Правительство России решает эти задачи в соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации». Для обеспечения занятости государство стремится снизить уровень безработицы, принимая следующие меры: создание условий для переподготовки и повышения квалификации работников (деятельность центров профориентации, учебных центров), предоставление информации о потребностях фирм в работниках и содействие в трудоустройстве безработных (ярмарки вакансий, молодёжные биржи труда, поддержка изданий по вопросам трудоустройства). Меры по сглаживанию негативных последствий безработицы: профессиональное обучение безработных, выплата пособий по безработице, организация общественных работ.

Основными путями поиска новой работы, как подтверждают многие исследования, являются средства массовой информации, Федеральная государственная служба занятости, получение информации от друзей и знакомых, непосредственное обращение к работодателю.

Особенно в поддержке государства нуждаются самые молодые работники. Для помощи молодёжи государство предоставляет льготы по уплате налогов фирмам, использующим преимущественно труд молодых, создаёт центры обучения по наиболее востребованным профессиям.

Развивающиеся рыночные экономические отношения (рынок труда, свобода выбора, реальная безработица) требуют специальных усилий со стороны общества для оказания помощи подросткам и юношеству в профессиональном самоопределении. Образовательные организации стремятся оказать информационную и психолого-педагогическую поддержку будущим выпускникам школ, колледжей в решении карьерных вопросов. Учащимся необходимо осуществлять выбор оптимального варианта нахождения своего места в обществе с ориентацией не только на сегодняшний день, но и на ближайший прогноз развития страны, своего региона.

Вопрос 10. Бывшие одноклассники на школьном вечере встреч делились жизненными успехами и планами. Алексей - студент дневного отделения университета. Женя - домохозяйка, воспитывающая ребёнка. Дмитрий не работает и состоит на учёте в городской службе занятости. Татьяна, искавшая работу в прошлом году, прекратила безуспешные поиски, но по-прежнему хочет устроиться на работу.

Кто из четверых считается безработным? Поясни свой выбор.

Дмитрий не работает и состоит на учёте в городской службе занятости. Он считается безработным.

Безработный – человек в трудоспособном возрасте, умеющий и желающий работать, но не имеющий работы и трудового дохода по не зависящим от него причинам.

Вопрос 11. Заполни в своей тетради таблицу «Последствия безработицы для общества».

Экономические последствия: снижение уровня доходов семей; неполное использование трудовых ресурсов экономики; сокращение спроса на товары и услуги;

Социальные последствия: потеря квалификации работниками, не имеющими работы в течение длительного времени; рост нарушений технологической дисциплины рабочими; рост преступности в стране.

Вопрос 12. Рыночная экономика развивается таким образом, что со временем в ней увеличивается доля собственников и экономически самостоятельных производителей. Какое влияние оказывает на эти процессы существование такого явления в экономике, как безработица?

При безработице формируется "резерв" рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства; усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду.

Вопрос 13. Узнай из материалов газет и журналов, какие требования чаще всего предъявляют работодатели к современному работнику (например, знание компьютера, высокая ответственность и т. п.), какие способности к труду и профессиональной квалификации (знания, практические навыки по конкретной специальности) предлагают наёмные работники в обмен на заработную плату. Попробуй составить деловой портрет работника современного производства. Проведи самооценку своих возможностей будущего трудоустройства.

Требования: Знание иностранного языка, чаще всего английского; Опыт работы по данной специальности; Знание компьютера, пи необходимости; Высшее или среднее профессиональное образование; Какие-нибудь удостоверения или права (например: водительские); гражданство РФ или временное место жительство.

Знания организационный работы, и ее взаимодействия с другими службами; умение самостоятельно разобраться (например в документах) и решить проблемы.

Опыт работы: чем больше стаж, тем лучше.

Новое на сайте

>

Самое популярное