Домой Микрозаймы Налоговые проверки организаций на усн и енвд. Налоговый учет на енвд

Налоговые проверки организаций на усн и енвд. Налоговый учет на енвд

Налоговая проверка ИП основывается на тех же самых правилах НК РФ, что и проверка юрлиц. Вместе с тем некоторые особенности у налоговой проверки ИП все же есть. Рассмотрим их.

Что такое налоговая проверка

Важнейшая задача налоговых органов РФ состоит в контроле за выполнением налогоплательщиком таких обязанностей, как:

  • начисление всех необходимых налогов, в отношении которых у налогоплательщика возникает такая обязанность;
  • правильность расчета налогов;
  • обоснованность применения льгот;
  • своевременность уплаты налогов.

Одним из инструментов такого контроля служит налоговая проверка (подп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ), которая подразделяется на 2 вида (п. 1 ст. 87 НК РФ):

  1. Камеральная, при которой в ИФНС всесторонне проверяется представленная отчетность.
  2. Выездная, которая, как правило, проводится на территории налогоплательщика и предполагает не только изучение оригиналов первички, послуживших основой для расчета налогов, но и проверку наличия имущества.

Подробности и нюансы налоговых проверок узнайте из нашей рубрики .

Правила проверки в инспекции

Камеральной проверке в обязательном порядке подлежит вся сданная в ИФНС налоговая отчетность. При этом обращают внимание на следующее:

  • логичность обязанности представления такой отчетности;
  • правильность применения ставок;
  • обоснованность льгот;
  • правильность арифметических расчетов;
  • корреляцию со сведениями из другой отчетности налогоплательщика, сданной в ИФНС;
  • увязку с другими данными, имеющимися в распоряжении ИФНС;.
  • наличие резких колебаний в размере налоговой базы;
  • обоснованность и логичность изменений при представлении уточненной декларации.

В случае возникновения вопросов инспекция запросит пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ) и необходимые первичные документы (пп. 6, 8, 8.1, 8.3 ст. 88 НК РФ). В интересах налогоплательщика - своевременно отреагировать на такой запрос, приложив к пояснениям копии подтверждающих его правоту документов и расшифровок учетных данных.

Как сэкономить на копировании документов по запросам налоговиков, узнайте .

Когда нужно подать уточненную декларацию во время камеральной проверки первичной декларации

Если же сомнения инспекции в правильности представленной отчетности обоснованы, то нужно вместо пояснений сдать уточненную декларацию, которую в ИФНС снова подвергнут такой же камеральной проверке. При этом по уточненной отчетности также возможен запрос пояснений.

Срок этой проверки - 3 месяца со дня сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Если во время ее проведения отчетность уточняется, то первая проверка прекращается и начинается новая той же продолжительности. Только ее срок считается от даты представления уточненного отчета.

Что налоговики анализируют в уточненной декларации, узнайте из .

Если в результате пояснений налогоплательщика вопрос ИФНС не снят, то она сочтет, что допущено налоговое правонарушение и через 15 рабочих дней (10 дней дается контролерам на оформление акта + 5 дней на его передачу проверенному лицу) вручит налогоплательщику акт определенной формы (пп. 1-4 ст. 100 НК РФ). Уклониться от его вручения не получится: при невозможности вручения акт направят почтой, и он будет считаться полученным на 6-ой рабочий день после даты отправки (п. 5 ст. 100 НК РФ). С даты вручения акта у налогоплательщика есть месяц на представление возражения по нему (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Выездная проверка отличается от камеральной следующим:

  • Она, как правило, проходит на территории налогоплательщика. Хотя если он не может предоставить инспекторам отдельное помещение, то возможно проведение проверки непосредственно в ИФНС (п. 1 ст. 89 НК РФ).
  • Правильность расчета налогов проверяют по оригиналам первичных документов (п. 12 ст. 89 НК РФ), в случае возникновения вопросов требуя пояснений у налогоплательщика. При этом налоговые органы вправе произвести осмотр и даже сделать инвентаризацию имущества, используемого налогоплательщиком (п. 13 ст. 89 НК РФ). У налоговиков также есть право проведения экспертизы, привлечения сторонних специалистов, переводчиков, свидетелей и понятых.
  • Проверку проводят на основании решения ИФНС, вынесенного с соблюдением определенного порядка (п. 2 ст. 89 НК РФ).
  • Она может быть сплошной или выборочной, посвященной нескольким налогам или одному, но не может проводиться чаще раза в год, не может дважды осуществляться по тем же налогам за тот же период и не может охватывать более 3 последних полных отчетных лет (пп. 3-5 ст. 89 НК РФ). При этом филиалы в плане проведения проверок учитываются отдельно. Правила о проведении не чаще раза в год, недопущении проверок уже проверенных налогов и ограничения по периоду не действуют для повторных проверок и проверок, связанных с ликвидацией или реорганизацией (пп. 10, 11 ст. 89 НК РФ);
  • Ее срок составляет 2 месяца (для филиалов - 1 месяц) и считается ото дня вынесения решения до дня составления справки о проверке, но может быть увеличен до 6 месяцев (пп. 6-8 ст. 89 НК РФ). При этом проверка может приостанавливаться на срок не более 6 месяцев (в отдельных случаях - до 9 месяцев) по определенным основаниям (п. 9 ст. 89 НК РФ).

По итогам выездной проверки в порядке, аналогичном установленному для камеральной проверки, составляется акт и подаются возражения по нему. Увеличены только сроки вручения акта: 2 месяца на оформление акта (отсчет ведется с даты оформления справки о проведении выездной налоговой проверки) плюс 5 рабочих дней на вручение акта налогоплательщику (пп. 1, 5 ст. 100 НК РФ).

Что в отношении проверки следует знать ИП

В отношении налоговых проверок ИП, как и любой другой налогоплательщик, подчиняется всем вышеописанным правилам.

Камеральную налоговую проверку ИП в инспекции проводят в отношении всей сдаваемой им отчетности, и вряд ли он обойдется без вопросов со стороны ИФНС. Чтобы снизить вероятность получения запросов о пояснениях и возможность негативных последствий такой проверки, ИП следует соблюдать следующие правила:

  • представлять отчетность не позже установленных сроков, используя для этого только актуальные бланки отчетов;
  • до сдачи отчетности самостоятельно проводить максимально полную ее проверку и увязку с данными других отчетов, сдаваемых в ИФНС;
  • по возможности делать отчетность предельно прозрачной и понятной;
  • оперативно реагировать на запросы о пояснениях, сопровождая свои ответы представлением копий необходимых документов;
  • своевременно и максимально полно отвечать на запросы по встречным проверкам;
  • не создавать препятствий ИФНС, если она в ходе камеральной проверки сочтет нужным осмотреть имущество ИП.

Эти меры позволят не только без потерь пройти камеральную проверку, но и снизят риски проведения выездной налоговой проверки. Обычно первыми кандидатами на выездную проверку становятся те налогоплательщики, которые:

  • часто сдают отчетность с ошибками;
  • не отвечают вообще или отвечают не в полной степени на запросы;
  • препятствуют проведению проверочных мероприятий;
  • не платят вовремя налоги.

Для безошибочного составления налоговой отчетности пользуйтесь материалами рубрики «Налоговые изменения 2018» .

В отношении выездных налоговых проверок ИП нужно иметь в виду следующее:

  • У ИП чаще, чем у других налогоплательщиков, не бывает возможности принять на своей территории представителей ИФНС. Поэтому выездная налоговая проверка ИП, как правило, проводится на территории ИФНС.
  • При проведении проверки в ИФНС туда придется направить подлинники первички (п. 12 ст. 89 НК РФ). К таким документам обязательно нужно сделать опись.
  • Не стоит пытаться уничтожить, скрыть или заменить первичные документы. При выявлении такого факта ИФНС получит право принудительного изъятия этих документов (п. 12 ст. 89 и п. 8 ст. 94 НК РФ).
  • Не нужно ограничивать проверяющим доступ к имуществу, используемому в предпринимательской деятельности. Не видя реальности, они могут начислить налоги по нему исходя из собственных данных (п. 3 ст. 91 НК РФ).
  • Оперативно надо реагировать на акт налоговой проверки, если есть обоснованные возражения по ее итогам. Инспектор мог что-то не увидеть, не понять или просто ошибиться. Своевременная подача возражений позволяет снять если не все, то хотя бы часть доначислений.
  • ИП может быть проверен после прекращения им предпринимательской деятельности в течение 3 лет с даты ее прекращения. Поэтому надо хранить все документы и быть готовым к такой проверке.

Как оформить возражения на акт проверки, узнайте по .

Итоги

ИП должен быть готов в налоговым проверкам - камеральным и выездным. А также должен вовремя представлять запрашиваемые налоговиками документы и информацию, не препятствовать осмотру помещений и территорий, а также иным мероприятиям налогового контроля в рамках налогового законодательства. Процедуры проверок и представления документов отдельно для ИП в НК РФ не предусмотрены - они производятся по общим для всех налогоплательщиков правилам.

Камеральная проверка фирм на спецрежимах проводится практически незаметно для организаций. Фискалы сами исследуют поступающие к ним бумаги и обращаются в компанию только тогда, когда данные вызывают у них вопросы. Однако бухгалтеру предприятия всегда важно знать, на что обратят внимание инспекторы при исследовании материалов фирмы. Самый важный аспект, который интересен ревизорам - правомерность применения спецрежима. При нарушении любого из параметров, установленных для ведения учета на УСН или ЕНВД, организацию могут перевести на общую систему налогообложения.

Если использование «упрощенки» или «вменеки» не вызывает сомнений, фискалы переходят к дальнейшему исследованию отчетности и сверяют данные с декларациями за предыдущий период. При УСН главным предметом исследования становится соотношение показателей строк 060, 070, 090 раздела 1, а также строк 240–280 раздела 2. Все расчетные величины должны соответствовать заложенным формулам. У фирм на «вмененке» проверяют строки 030 раздела 1, строки 110 раздела 2 и строки 060 раздела 3. Также детально изучается налоговая база, с помощью сопоставления строки 100 раздела 2 и строки 010 раздела 3.

Во многих регионах введены льготные ставки налогов для организаций на спецрежимах. В этом случае в задачу инспектора также входит проверка права на применение льготы.

Когда исследование бумаг завершено и ошибок не найдено, фискалы завершают камеральную проверку, но акт не составляют (п. 5 ст. 88 НК). Это делается только в случае выявления нарушений: инспекторы обязаны написать итоговый документ в течение 10 дней по форме, утвержденной Приказом ФНС от 25 декабря 2006 года № САЭ-3-06/892@ (абзац 2 п. 1. ст. 100 НК). Акт подписывается задействованными в контрольном мероприятии инспекторами и лицом, в отношении которого проводилась ревизия (п. 2 ст. 100 НК).

В случае несогласия с выводами и предложениями фискалов, фирма в течение 15 дней с момента получения итогового документа вправе представить в соответствующую инспекцию возражения. К жалобе бухгалтеру желательно приложить бумаги, которое подтвердят позицию компании (п. 6 ст. 100 НК).

Детальное исследование

На что обращают внимание инспекторы, когда проверяют компанию в рамках не камеральной, а выездной проверки? Объектом их интереса опять становится обоснованность применения спецрежима, но в этом случае проводится более детальное исследование. Если фирма не соответствует какому-либо из параметров, установленных для применения «упрощенки» или «вмененки», это становится поводом для доначисления налогов по общей системе налогообложения и введения ограничений на использование УСН и ЕНВД.

Одним из параметров для применения спецрежимов, соблюдение которого проверяется фискалами, является размер коллектива компании: он не не должен превышать 100 человек. При этом необходимо иметь в виду, что на «вмененке» отслеживается среднесписочная численность работников, а на «упрощенке» – общее количество занятых сотрудников (то есть в перечень включаются внешние совместители и специалисты, принятые на основании гражданско-правового договора). Также стоит учитывать, что работники на подряде включаются в расчет как целые единицы. Тогда как специалисты, занятые по трудовому договору с неполной ставкой – пропорционально отработанному времени.

Если численность персонала в организациях, применяющих УСН или ЕНВД превышает установленные параметры, компания утрачивает право на использование спецрежима и переходит на общую систему с того квартала, в котором допущены нарушения. Соответственно, инспекторы могут обнаружить такой проступок несколькими периодами позже, и доначислить налоги, как если бы фирма все это время работала на ОСНО.

Есть одна деталь: компания имеет право подать заявление о переходе на «упрощенку» даже если численность сотрудников у нее более 100 человек, но при условии, что она устранит это нарушение до 1 января того года, когда она планирует начать применение УСН (Письма Минфина России в от 1.12.2009 г. № 03-11-06/2/254, от 25.11.2009 г. № 03-11-06/2/248). Конечно, нужно рассчитывать, что при проведении проверки в такой организации инспекторы будут уделять особое внимание изучению кадровых документов.

Доля других организаций

Для налогоплательщика на «упрощенке» и «вмененке» доля участия других организаций в деятельности фирмы не должна превышать 25 процентов. Исключение составляют предприятия потребительской кооперации и компании, уставный капитал которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность людей с ограниченными физическими возможностями среди работников конторы составляет не менее 50 процентов, а их заработная плата превышает 25 процентов в фонде оплаты труда.

Вместе с тем, если по состоянию на 30 ноября доля участия другой организации в уставном капитале компании превышает 25 процентов, но к 1 января она будет снижена до допустимого размера, организация вправе с начала года применять упрощенную систему налогообложения (Письмо Минфина России от 29.01.2010 г. № 03-11-06/2/10).

Соблюдение этого ограничения на применение спецрежима налоговики проверяют с помощью изучения документов купли-продажи долей в уставном капитале, решений общих собраний акционеров, а также сведений из ЕГРЮЛ. Бухгалтеру перед проверкой следует проконтролировать соответствие всего перечня бумаг предъявляемым к ним требованиям. Так, если изменения, после которых размер участия других организаций составит менее 25 процентов, будут внесены в учредительные документы, а заявление о государственной регистрации не подано, компания не сможет применять спецрежим (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 4.10.2010 г. № А05-20122/2009, Определение ВАС РФ от 4.02.2011 г. № ВАС-12/11).

Обособленные подразделения и УСН

Как известно, компания, применяющая УСН, не вправе иметь филиалы и (или) представительства (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК). Соблюдение такого ограничения проверяется путем анализа учредительных документов и сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Однако этими фискалы не ограничиваются, они исследуют банковские счета, трудовые договоры с работниками, не проживающими в месте регистрации компании, чтобы обнаружить возможные дополнительные офисы.

При проверке фирмы на спецрежиме вместе с декларацией не нужно представлять «первичку», послужившую основанием для исчисления налогов.

Вместе с тем, бухгалтерам, которые готовят фирму к проверке, следует учесть, что предприятию на УСН запрещено иметь только филиалы и представительства. Создание другого вида обособленного подразделения не станет основанием для отказа в применении «упрощенки» (Письма Минфина России от 16.06.2011 г. № 03-11-06/2/76, от 10.12.2010 г. № 03-11-06/2/186, УФНС по г. Москве от 20.10.2010 года № 16-15/110055).

Соответствие финансовых показателей

При выездной проверке фискалы изучают соответствие финансовых показателей установленным размерам. Стоимость основных средств и нематериальных активов у «упрощенцев» не должна превышать 100 млн. рублей (пп. 16 п. 2 ст. 346.12 НК). Также применение УСН ограничивается величиной предельного размера доходов в 60 млн. рублей (показатель утвержден на период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2012 года). В случае превышения этого порога, компания должна перейти на общий режим, начиная с квартала, в котором допущено такое нарушение (п. 4.1 ст. 346.13 НК). Для того чтобы проконтролировать финансовые критерии, инспекторы изучают книги учета доходов и расходов, выписки по расчетным счетам, кассовые документы и материалы о деятельности налогоплательщика, запрошенные у контрагентов.

Бухгалтеру, который готовится принять на территории организации ревизоров, следует принимать в расчет общие правила проведения проверок и особенности контрольных мероприятий фирм на спецрежимах. Специалисту учета необходимо проследить правомерность применения «упрощенки» или «вмененки», так как именно отказ в использовании УСН и ЕНВД грозит самыми большими доначислениями.

Денис Скрябин, эксперт журнала "Расчет"

Статистика УФНС так сказать свидетельствует, что инспекторы стали уделять особенное внимание плательщикам, как мы выражаемся, одного налога на вмененный доход методом проведения, как всем известно, камеральных проверок ЕНВД. Вообразите себе один факт о том, что налогоплательщики сетуют, что, проверяя, как мы привыкли говорить, налоговые отчеты, инспекторы, как все знают, часто, мягко говоря, превосходят свои возможности и как бы запрашивают у «вмененщика» полностью все документы.

Даже те, которые к исчислению ЕНВД вообщем не имеют, как многие выражаются, никакого дела. Бухгалтеры привыкли к, как мы привыкли говорить, тому, что, принимая декларации, инспекторы наконец-то могут попросить, как мы выражаемся, доп документы.

У «вмененщиков» почаще всего требуют:

  • документы на помещение — контракт аренды либо свидетельство о праве принадлежности на помещение—40,95%;
  • бухгалтерскую отчетность — 21,81%;
  • штатное расписание, платежно-расчетные ведомости, отчеты по пенсионным взносам — 17,55%;
  • бухгалтерские регистры (так именуемую «первичку») — 19,68%.

Но инспектор вправе, стало быть, запрашивать далековато не все документы. Не считая того, свои требования он должен доказать. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что а ежели идет речь о, как все говорят, уточненной декларации по, как многие думают, одному налогу на вмененный доход, то тут налоговики должны соблюдать еще несколько, как многие думают, доп правил.

Когда организация, вообщем то, сдает декларацию, то запрашивать у нее, как всем известно, доп документы инспекторы не имеют права. Не для кого не секрет то, что делать это они, в конце концов, могут только во время проверок. На это, мягко говоря, показывает ст. 93 Налогового кодекса РФ. Вообразите себе один факт о том, что наиболее, как большинство из нас привыкло говорить, того, даже во время проверок налоговики могут также запросить далековато не всю «первичку», это, вообщем то, зависит от вида проверки — камеральная либо выездная.

Камеральная проверка

Судебная практика свидетельствует о том, что, мягко говоря, запрашивать, как заведено выражаться, первичные документы при, как мы с вами постоянно говорим, камеральной проверке инспекторы вправе только в этом случае, ежели в декларации по ЕНВД найдена ошибка (см. к примеру, постановление ФАС, как многие думают, Северо-Западного окрестность от 21 апреля 2005 г. № A42-8825/04-26).

Отмечу, что в рамках, как люди привыкли выражаться, камеральной проверки инспекторы должны инспектировать лишь корректность наполнения декларации. Все давно знают то, что другими словами они, стало быть, уделяют свое внимание на то, какого числа «вмененщик» отчитался, нет ли в декларации арифметических либо технических ошибок. Несомненно, стоит упомянуть то, что выходит, что налоговики вправе попросить у «вмененщика» «первичку».

Но даже ежели в декларации по ЕНВД есть ошибки, попросить инспекторы также могут не всякую «первичку», а лишь ту, которая имеет прямое отношение к некорректностям. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что к примеру, чтоб узнать, базисную доходность какого вида деятельности обязана была так сказать использовать организация, проверяющие, наконец, могут как раз попросить учредительные документы (у ИП - свидетельство о регистрации сведений в ЕГРИП).

Потому, направляя требование о представлении «первички», инспектор должен наконец-то указать, какие конкретно некорректности обнаружены. Лишь в таком случае будет видна связь меж ошибками и, как большая часть из нас постоянно говорит, запрашиваемыми документами. Ежели же в требовании не обозначено, какие конкретно некорректности допущены налогоплательщиком и какие бумаги нужно представить, бухгалтер, стало быть, может документы вообщем не, мягко говоря, представлять. Всем известно о том, что и оштрафовать компанию за непредставление «первички» по ст. 126 Налогового кодекса РФ в данном случае нельзя.

Выездная проверка

При выездной проверке инспекторы вправе, мягко говоря, попросить «первичку». На это показывает ст. 93 Налогового кодекса РФ. Возможно и то, что но тут же как бы уточняется, что запросить инспекторы вправе только «первичку», нужную для проверки. Обратите внимание на то, что другими словами документы должны быть соединены с, как мы привыкли говорить, темой проверки. Потому в требовании проверяющие должны верно указать, какие бумаги им необходимы.

К примеру, это также могут быть, как все говорят, первичные документы, из которых виден размер, как мы с вами постоянно говорим, физического показателя, применяемого при расчете ЕНВД. Список таковых документов представлен в Приложении 26. Кроме, как все говорят, обозначенных в таблице документов инспекторы при проверке имеют право, мягко говоря, запросить бумаги, на основании которых, стало быть, исчислялись, как мы привыкли говорить, пенсионные взносы и пособия по, как всем известно, временной нетрудоспособности. Все давно знают то, что ведь эти суммы уменьшают исчисленный ЕНВД (ст. 346.32 Налогового кодекса РФ).

Возможно и то, что а означает, инспекторы так сказать могут инспектировать, как верно организация их высчитала. Не для кого не секрет то, что для этого налоговикам, в конце концов, могут пригодиться данные о возрасте служащих, больничные листы и т.д.

Налоговики проводят, как заведено, камеральную проверку не только лишь, как заведено, первичной декларации по ЕНВД, да и, как люди привыкли выражаться, уточненных деклараций (ст. 88 Налогового кодекса РФ). Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что при этом камеральная проверка проводится не только лишь по, как мы привыкли говорить, уточненным декларациям, из-за ошибок, в итоге которых появилась недоимка по налогу. Возможно и то, что инспектируют «уточненку» и в этом случае, ежели у организации появилась по налогу переплата.

Не для кого не секрет то, что правда, представлять в данном случае декларацию Налоговый кодекс РФ не, наконец, просит. Вообразите себе один факт о том, что но без нее налоговики откажутся возвращать переплату либо не зачтут ее в наконец-то счет будущих платежей.

Но тут есть один аспект. Обратите внимание на то, что инспекторы не имеют права так сказать отсрочить зачет либо возврат налога на то время, пока, в конце концов, будут инспектировать «уточненку». Всем известно о том, что и это, наконец, подтверждает, как заведено выражаться, арбитражная практика. Несомненно, стоит упомянуть то, что таковой вывод сделал, к примеру, ФАС, как многие выражаются, Западно-Сибирского окрестность в постановлении от 22 июня 2005 г. № Ф04-3957/2005 (12226-А45-26). Трибунал указал, что ежели инспекторы не успели, в конце концов, проверить, как все говорят, уточненную декларацию, то это не повод для того, чтоб наконец-то нарушать сроки зачета либо возврата налога.

Плательщики, как мы с вами постоянно говорим, одного налога на вмененный доход должны вести бухгалтерский, в конце концов, учет. Всем известно о том, что в связи с сиим инспекторы при выездной проверке, как люди привыкли выражаться, часто требуют «вмененщиков» показать, как на фирме ведется бухгалтерский учет, - глядят корреспонденцию счетов, первичные документы, бухгалтерские регистры.

Но у налоговиков есть право добиваться далековато не все документы по бухгалтерии. Мало кто знает то, что дело в том, что в ст. 88 Налогового кодекса РФ верно сказано, что инспекторы могут, в конце концов, инспектировать только корректность исчисления налогов. Мало кто знает то, что потому проверяющие вправе изучить лишь те данные бухучета, которые использовались при расчете ЕНВД.

Мало кто знает то, что к примеру, это могут быть сведения о как бы начисленных и, как все знают, уплаченных, как мы выражаемся, пенсионных взносах, которые, в конце концов, уменьшают «вмененный» налог. Этот вывод подтверждает и, как многие думают, судебная практика. Не для кого не секрет то, что так, ФАС, как все знают, Уральского окрестность от 8 января 2004 г. № Ф09-4727/03-АК отметил, что инспекторы как бы могут запросить не какие угодно документы, а лишь те, которые необходимы для контроля за уплатой налогов.

Ежели же проверяющие как бы нашли, что организация некорректно высчитала, как мы с вами постоянно говорим, пенсионные взносы, то так сказать оштрафовать ее так сказать могут по статье 15.11 Кодекса РФ о административных правонарушениях. Но этот штраф взимается только в этом случае, ежели из-за ошибки показатель статьи, как мы выражаемся, бухгалтерской отчетности либо сумма взноса, стало быть, искажены более чем на 10%.

Налоговая проверка ИП – причина беспокойства многих российских предпринимателей. Причём контрольных мероприятий страшатся не только нарушители, но и законопослушные бизнесмены, потому что сам процесс проверки обычно ассоциируется с чем-то неприятным, вызывающим волнение. Между тем политика Федеральной налоговой службы (далее – ФНС) сегодня направлена на отказ от всеобщего контроля и переход к контролю отдельных показателей предпринимательской деятельности, основанному на критериях риска нарушения налогового законодательства. Далее речь пойдёт о видах и ключевых особенностях налоговых проверок.

Понятие и виды проверок, проводимых ФНС

Органы ФНС на законодательном уровне наделены полномочиями по ведению контроля над добросовестным исполнением индивидуальными предпринимателями своих налоговых обязанностей (см. ).

Налоговая проверка (далее – НП) – это одна из форм такого контроля. При проведении этого мероприятия устанавливается корректность расчёта, своевременность и полнота оплаты бизнесменами обязательных взносов в бюджет. В процессе НП фактические данные предприятия, имеющие отношение к налоговому учёту, сопоставляются со сведениями их деклараций, поступивших в ФНС.

Право на осуществление НП закреплено за налоговыми органами ст. 87. Налогового кодекса РФ. Согласно положениям этой статьи, существует два вида проверок: камеральная и выездная. Они отличаются по месту, алгоритму, срокам проведения и объёму правомочий проверяющих лиц.

Команда сайта Мир Бизнеса рекомендует всем читателям пройти Курс Ленивого Инвестора, на котором вы узнаете как навести порядок в личных финансах и научиться получать пассивный доход. Никаких заманух, только качественная информация от практикующего инвестора (от недвижимости до криптовалюты). Первая неделя обучения бесплатная! Регистрация на бесплатную неделю обучения

Особенности камеральной проверки

Камеральная НП производится непосредственно в инспекции ФНС, то есть без нанесения визита налогоплательщику. Это процессуальное действие не требует документального обоснования, то есть специального решения руководителя органа ФНС, и осуществляется уполномоченными инспекторами в соответствии с их должностными обязанностями.

Базой для этого контрольного мероприятия является налоговая декларация, предоставленная индивидуальным предпринимателем в ФНС, а также документы, имеющиеся на ИП у налогового органа. Такая НП проводится в течение трёх месяцев с момента подачи декларации ИП.

Если при НП будут выявлены ошибки, несоответствия, расхождения по данным, указанным в декларации и содержащимся у ФНС, предпринимателю будет направлено официальное требование о предоставлении пояснений. В таком документе указывается причина направления требования, а также срок, за который ИП должен предоставить пояснения или внести исправления. Как правило, срок составляет 5-6 рабочих дней.

Если по итогам НП будет выявлено налоговое или другое правонарушение либо требование о предоставлении пояснений будет проигнорировано предпринимателем, проверяющие лица составят акт и определят меры ответственности для ИП.

Если же ошибок, несоответствий и признаков нарушения закона выявлено не будет, не будет и акта.

Что нужно знать о выездной проверке

Выездная проверка ИП, в отличие от камеральной, производится на предприятии (в офисе, магазине и т. п.) и только по решению руководителя органа ФНС.

Такая НП может проходить сразу по нескольким налогам, которые уплачивает ИП. Её предметом является соблюдение предпринимателем его налоговых обязательств, законность его действий при расчёте и погашении налогов, сборов и страховых взносов. Объектом НП являются документы, позволяющие определить правильность расчёта и уплаты налогов, применения тех или иных льгот и т. п. К ним относят:

  • налоговые декларации;
  • первичные документы бухгалтерского учёта (счета, накладные, расчётные ведомости, кассовые документы);
  • книги учёта доходов и расходов;
  • банковские документы;
  • налоговые регистры;
  • путевые листы и т. д.

Перечень документов определяется тем, какую систему налогообложения применяет предприниматель.

Объекты проверки ИП на разных налоговых режимах

Так, если ведётся налоговая проверка , использующем в качестве объекта налогообложения доходы (со ставкой 6%), инспекторы вправе потребовать КУДИР (книгу учёта доходов и расходов) и первичные документы по доходам. Вести учёт расходов ИП не должен, соответственно, и бумаги, подтверждающие расходы предприятия, при осуществлении проверки не понадобятся.

Бизнесмены, являющиеся плательщиками единого налога на вменённый доход, исчисляют налог, используя физический показатель, установленный для каждого вида деятельности. Поэтому налоговые проверки проходят по документам, подтверждающим размер физического показателя. Например, если ИП продаёт товар в розницу в магазине, проверяющие обычно требуют документы на помещение (договор аренды или свидетельство о собственности/о регистрации права), чтобы определить площадь торгового зала.

Право на использование патента имеют только те предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый период не превышает 15 человек. Если сотрудников становится больше, предприниматель утрачивает это право и обязан подать в ФНС соответствующее заявление установленной формы. То же необходимо сделать, если доход ИП с начала года превысит 60 млн рублей. Именно поэтому проверяющих интересует всё, что имеет значение при определении доходов ИП и средней численности работников.

Алгоритм проведения и сроки выездной проверки

Максимальный период, который проверяется в рамках этой НП, составляет три года, не считая текущего.

В процессе сотрудники ФНС имеют право проводить следующие контрольные мероприятия:

  • направлять запросы в банк о наличии счетов, проводимых транзакциях, остатке денежных средств и т. п.;
  • вызывать предпринимателя письменным уведомлением в отделение ФНС для предоставления пояснений;
  • допрашивать свидетелей;
  • проводить осмотр помещений ИП, предназначенных для осуществления предпринимательской деятельности и получения дохода, а также любых документов, объектов, предметов и территорий, имеющих отношение к предмету проверки;
  • проводить инвентаризацию имущества ИП, если имеются основания предполагать, что у налогоплательщика есть товарно-материальные ценности или основные средства, не отражённые в бухгалтерском учёте;
  • требовать документы, значимые для проведения проверки;
  • требовать документы, касающиеся взаимодействия с проверяемым налогоплательщиком у его партнёров и контрагентов;
  • изымать имеющие значение документы и предметы (только в дневное время и в присутствии понятых);
  • привлекать экспертов и т. д.

Выездная НП может осуществляться сплошным или выборочным способом. Это зависит от степени охвата документов и информации, имеющей отношение к деятельности ИП, которая определяется проверяющими самостоятельно.

Стандартный срок проведения выездной НП – не больше 60 дней. При наличии особых обстоятельств (затопление, пожар и т. п.) этот срок может быть продлён до четырёх или до шести месяцев.

Результаты проверки

Основные задачи контролирующих органов состоят в том, чтобы выявить и пресечь нарушения налогового законодательства (если они имеются) и предупредить налоговые правонарушения.

По результатам проведения контрольных мероприятий должностные лица составляют акт, в котором подробно описывают установленные нарушения и обстоятельства, смягчающие/отягчающие ответственность проверяемого предпринимателя. В документе отражаются данные о неуплате налогов и сборов. Инспекторами вносятся предложения о доначислении неисчисленных либо рассчитанных неверно налогов и сборов, начислении пени и привлечении правонарушителя к ответственности.

Как бизнесмену сократить риск проверки

Концепция планирования выездных НП претерпела некоторые изменения за последнее десятилетие. Изменились параметры отбора налогоплательщиков. Теперь ведомство проводит полный всесторонний анализ деятельности предприятий, используя все сведения, поступающие в ФНС из внутренних и внешних источников.

Инспекцией ФНС ежеквартально составляется план проведения выездных НП. Избежать внесения в этот план индивидуальный предприниматель может только в том случае, если его бизнес будет абсолютно прозрачным. Полнота исчисления и уплаты в бюджет обязательных взносов снизят вероятность проведения НП и позволят ИП спокойно работать.

В план НП в первую очередь включаются те субъекты, в отношении которых у налоговых органов имеются основания полагать, что они используют схемы ухода от налогов или незаконные способы снижения налоговой нагрузки.

Проверки налоговых органов могут носить плановый и внеплановый характер. Такой порядок прописан в законе о защите прав предпринимателей (№294-ФЗ). Любая контролирующая структура, в том числе и налоговое ведомство, вправе проводить плановую ревизию ООО не чаще 1 раза в 3 года. Информация о готовящейся ревизии публикуется на сайтах региональных ФНС в начале года – это обязательное условие. В сообщении указывается предмет проверки.

Внепланово инспекторы могут прийти в компанию лишь в нескольких случаях:

  1. Не устранено нарушение, выявленное предыдущей ревизией.
  2. Поступило обращение о нарушениях.
  3. Внеплановая проверка проводится по решению прокурора.

Главный налоговый закон страны имеет свои определения проверок. Они относятся скорее к механизму их проведения. Согласно НК проверки могут быть:

  1. Камеральными (ст. 88 НК). В этом случае менеджмент компании обязан предоставить в налоговый орган запрошенные документы.
  2. Выездные (ст. 89 НК РФ). В этом случае ревизоры приедут к вам лично.

Готовим документы

Итак, проводить плановые и внеплановые, камеральные и выездные проверки – это право налоговых ревизоров. На что они будут смотреть? В каждой конкретной ситуации могут потребоваться разные документы. С плановой проверкой все ясно: предмет ревизии будет указан на сайте, и все документы вы сможете подготовить загодя.

Во время внеплановой проверки инспекторы опять же смогут запросить только информацию, относящуюся к поводу, по которому сотрудники проводят мероприятие.

При камеральной и выездной проверках налоговики имеют право взглянуть на вашу первичную документацию. Повод для этого в рамках камерального мероприятия один – ошибка в декларации. Но вы не обязаны выкладывать все бумаги. Инспектор должен попросить предоставить только то, что относится к ошибке (Постановление арбитража Северо-Западного округа). Выездная проверка также дает право на ознакомление с «первичкой». Об этом говорит ст. 93 НК РФ. И снова эта «первичка» должна напрямую относиться к предмету проверки.

При камеральной и выездной проверках налоговики имеют право взглянуть на вашу первичную документацию.

  1. Итак, инспекторы могут начать ревизию, предупредив, или внезапно.
  2. Они могут прийти к вам в офис или потребовать привезти им перечисленные документы.
  3. Инспекторы имеют право знакомиться с первичной документацией (квитанциями, приходными и расходными ордерами, договорами собственности, аренды и т.п.).
  4. Вы не имеете права отказать инспекторам в проверке. Если вы откажетесь «выдать» документы, то вас ждет административная ответственность (ст. 126 НК).
  5. При этом инспектор должен аргументировать, почему эти документы относятся к предмету ревизии. Если это не сделано, то вы имеете полное право не давать бумаги.

Главное в беспроблемном прохождении проверок – это ведение деятельности компании в рамках правового поля. Это единственная страховка от санкций ревизоров. В случае нарушения правил проверки обращайтесь к начальнику контролирующей структуры или в арбитражный суд.

Новое на сайте

>

Самое популярное