Домой Микрозаймы Обязанность по уплате налогов и сборов: возникновение и прекращение. Об основаниях возникновения (прекращения) обязанности по уплате транспортного налога Обязательства налогоплательщика по уплате транспортного налога прекращаются

Обязанность по уплате налогов и сборов: возникновение и прекращение. Об основаниях возникновения (прекращения) обязанности по уплате транспортного налога Обязательства налогоплательщика по уплате транспортного налога прекращаются

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 15 апреля 2016 г. N 03-05-06-04/21706 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о транспортном налоге и сообщает следующее. В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Согласно пункту 1 статьи 362 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства. Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Кодексом в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Обращаем внимание, что вопросы, связанные с регистрацией (снятием с регистрации) автотранспортных средств, относятся к компетенции МВД России.

Об основаниях возникновения (прекращения) обязанности по уплате транспортного налога

Транспортный налог в силу ст. 14 НК РФ относится к региональным налогам, которые в значительной степени формируют доходную базу региональных и местных бюджетов. Поэтому для чиновников на местах так важна его максимальная собираемость. Однако не все собственники автотранспортных средств спешат исполнять свою конституционную обязанность по уплате данного налога. Зачастую предлогом является неудовлетворительное состояние дорог, которое становится причиной многочисленных аварий и поломок машин. Устранять их последствия, как правило, приходится самим автомобилистам за счет собственных средств. Не способствует наполняемости региональных и местных бюджетов и введенная не так давно возможность продажи машин без их снятия с учета в органах ГИБДД. О налоговых результатах действующего порядка регистрации транспортных средств и поговорим сегодня.

Рассмотрим ситуацию из практики. Допустим, в июле 2015 года организация продала юридическому лицу легковой автомобиль. В том же месяце транспортное средство (ТС) было списано с баланса. По условиям договора купли-продажи новый собственник обязан в течение пяти календарных дней с момента передачи автомобиля изменить в органах ГИБДД его регистрационные данные. С учетом этого организация рассчитала транспортный налог за истекший год, исходя из фактического времени владения проданным автомобилем - семи месяцев. По итогам камеральной проверки декларации по транспортному налогу за 2015 год инспекция доначислила налог до годовой суммы, поскольку по сведениям, поступившим из органов ГИБДД, новый владелец перерегистрировал автомобиль на себя лишь в январе 2016 года. Правомерны ли доначисления, ведь на 01.01.2016 транспортное средство на балансе не значилось, а у самой организации по договору отсутствует обязанность по снятию машины с регистрационного учета?

Налоговые нормы

В абзаце 1 ст. 357 НК РФ сказано, что плательщиками транспортного налога являются лица, на которых по законодательству РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Это (в силу п. 1 ст. 358 НК РФ) ТС (в том числе автомобили), зарегистрированные в соответствующих органах в установленном порядке.

Следовательно, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного ТС налогоплательщиком. Такое мнение разделяют и чиновники контролирующих органов (см. письма Минфина России от 18.02.2016 № 03‑05‑06‑04/9050, ФНС России от 28.08.2013 № БС-3-11/3076@), и судьи (см. Определение КС РФ от 24.03.2015 № 541-О ).

Исключение из этого правила составляют случаи, предусмотренные абз. 3 - 5 ст. 357 (в данной норме перечислены лица, которые не признаются плательщиками транспортного налога ) и п. 2 ст. 358 НК РФ (здесь поименованы ТС, которые не являются объектом налогообложения ).

Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики - юридические лица исчисляют сумму транспортного налога (авансового платежа) самостоятельно. И как следует из п. 3 названной статьи (в редакции, действовавшей в 2015 году), обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета этого ТС в регистрирующих органах.

С 01.01.2016 момент возникновения (утраты) обязанности по уплате транспортного налога определяется в ином порядке. Изменения в п. 3 ст. 362 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ. Согласно обновленной норме начиная с первого отчетного периода 2016 года налог исчисляется в зависимости от даты регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства в соответствующем государственном органе.

Так, если ТС поставлено на регистрационный учет до 15-го числа включительно или снято с учета после 15-го числа, то при исчислении транспортного налога за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) ТС.

В свою очередь, если регистрация ТС произошла после 15-го числа или снятие ТС с регистрации осуществлено до 15-го числа включительно, то месяц регистрации (снятия с регистрации) не учитывается при расчете налога.

Из приведенных правовых норм следует: транспортное средство (в нашей ситуации автомобиль) является объектом налогообложения до тех пор, пока остается зарегистрированным за налогоплательщиком в определенном законом порядке. Прекращение регистрации признается основанием для прекращения взимания транспортного налога. Иных причин для неначисления налогоплательщиками - юридическими лицами данного налога (кроме угона ТС или возникновения права на налоговую льготу) законодательством не установлено.

В силу п. 1 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных проверок налоговики руководствуются в том числе сведениями, полученными от регистрирующих органов. Обязанность последних предоставлять информацию, необходимую для налогового контроля, закреплена в п. 4 ст. 85 НК РФ, где сказано, что органы, осуществляющие регистрацию ТС, обязаны сообщать в налоговые инспекции сведения о данных объектах и их владельцах в течение десяти дней со дня соответствующей регистрации. Помимо этого, указанные сведения должны ежегодно обновляться до 15 февраля года, следующего за отчетным.

Таким образом, поскольку налоговые органы не наделены полномочиями по регистрации и учету ТС, при проверке правильности исчисления организациями транспортного налога они руководствуются сведениями, полученными от регистрирующих органов, поскольку иное законом не предусмотрено. Значит, в рассматриваемой ситуации проверяющие правомерно доначислили налогоплательщику транспортный налог до годовой суммы. Ведь из положений гл. 28 НК РФ следует, что факт списания транспортного средства с баланса организации, равно как и отсутствие у последней обязанности по снятию автомобиля с регистрационного учета в органах ГИБДД, для исчисления налога значения не имеет.

Судебная практика

Такой формальный подход к начислению транспортного налога согласуется с позицией высших арбитров, озвученной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 № 12223/10 по делу № А40-62640/09‑151‑457. В данном постановлении сделан следующий вывод: списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений ст. 357, 358, 362 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы .

Предметом данного судебного разбирательства стали транспортные средства, списанные организацией с баланса по причине утилизации. Между тем налоговики придали обозначенной позиции высших судей универсальный характер и стали применять ее в том числе к сделкам по купле-продаже транспортных средств. Судебные органы считают это допустимым (см., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 по делу № А79-4212/2015).

Впоследствии Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ продемонстрировала несколько иной (менее формальный) подход к порядку начисления транспортного налога (Определение от 17.02.2015 № 306-КГ14-5609 по делу № А55-23180/2013).

Арбитры пояснили: вывод Президиума ВАС сделан с учетом того, что при утилизации (списании) транспортного средства юридическое лицо, за которым оно зарегистрировано, обязано снять его с учета по указанному основанию в органах ГИБДД по месту регистрации, представив соответствующие документы, регистрационные знаки и ПТС.

С этим Судебная коллегия полностью согласна. По ее мнению, если действующее налоговое законодательство связывает момент прекращения исчисления и уплаты налога с действиями налогоплательщика, на которого возлагается обязанность по обращению в компетентные органы с заявлением о снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий (уплата налога с отсутствующего ТС) лежат именно на налогоплательщике. Однако подобные риски могут возникнуть лишь в том случае, если у налогоплательщика не было объективной возможности снять транспортное средство с учета.

Исходя из указанного определения факт государственной регистрации ТС не может рассматриваться судами как единственное условие возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате транспортного налога. Необходимо также установить, должен ли плательщик предпринять соответствующие действия для прекращения начисления налога (в частности, снять транспортное средство с учета в регистрирующем органе). И если данные действия не осуществлены, проверить, не имели ли место объективные препятствия для этого (см. Постановление АС ЗСО от 03.03.2016 № Ф04-46/2015 по делу № А03-13035/2015).

Об обязанностях владельцев ТС (бывших и настоящих)

Напомним, что в рассматриваемой нами ситуации обязанность по изменению регистрационных данных об автомобиле возложена на нового собственника. Соответствует ли это условие договора закону? Не должен ли прежний владелец перед продажей ТС снять его с учета в органах ГИБДД?

Ответ однозначен: нет, не должен. Порядок регистрации в органах ГИБДД регламентирован Административным регламентом МВД о предоставлении государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Административный регламент). В его п. 65 установлены лишь два основания для снятия ТС с учета:

  • вывоз за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание;
  • утилизация.
Как видим, такое основание для снятия транспортного средства с регистрационного учета, как его продажа, Административным регламентом не предусмотрено. Должны быть изменены регистрационные данные о владельце ТС. Соответствующая обязанность возложена на нового владельца автомобиля, что следует из п. 56.1 Административного регламента и п. 6 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД (далее - Правила). Здесь установлено, что изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности производится на основании заявления нового владельца транспортного средства.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ № 938 и п. 4 Правил на это новому собственнику либо лицу, от его имени владеющему, пользующемуся или распоряжающемуся транспортным средством, отведено десять суток после его приобретения .

Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств чревато привлечением организации и ее должностных лиц к административной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ размер штрафных санкций составляет:

  • для должностных лиц - от 2 000 до 3 500 руб.;
  • для организаций - от 5 000 до 10 000 руб.
Как указано в Постановлении ВС РФ от 20.02.2015 № 31-АД15-4, по смыслу ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за несоблюдение правил регистрации ТС составляет два месяца и исчисляется по прошествии десяти дней с момента, когда новый владелец автомобиля обязан изменить его регистрационные данные в соответствующих органах.

Как видим, действующий порядок регистрации транспортных средств в органах ГИБДД влечет определенные неблагоприятные налоговые последствия для их бывших собственников. Это обстоятельство не раз служило основанием для обращения последних в Конституционный суд.

Пример - Определение КС РФ от 21.05.2015 № 1035-О. По мнению заявителя, положения ст. 357, 358 и 362 НК РФ необоснованно возлагают на лиц, утративших право собственности на ТС, обязанность по уплате транспортного налога, при том что своевременность внесения изменений в регистрационные данные такого ТС зависит от действий нового собственника. Рассмотрев жалобу, судьи пришли к выводу, что указанные налоговые нормы не нарушают конституционных прав заявителя - бывшего владельца транспортного средства.

Арбитры отметили: федеральный законодатель, устанавливая в гл. 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика. Между тем Административным регламентом предусмотрена возможность прекращения регистрации ТС по заявлению прежнего собственника в случае неисполнения новым обязанности по внесению изменений в регистрационные данные в течение десяти дней со дня приобретения автомобиля и при условии отсутствия подтверждения регистрации этого автомобиля за новым владельцем.

Действительно, п. 60.4 Административного регламента установлено, что подача в регистрирующий орган продавцом автомобиля заявления и документов о заключении сделки, направленной на его отчуждение, является основанием для прекращения регистрации ТС за данным лицом.

Таким образом, судебные органы расценивают действия бывшего собственника транспортного средства по его снятию с регистрационного учета в органах ГИБДД как право, а не обязанность. Причем воспользоваться этим правом он может лишь при наступлении определенных событий.

В пункте 5 Правил закреплено, что владельцы транспортных средств обязаны , в частности, изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации ТС, изменения собственника (владельца) . В норме не уточнено, о каких владельцах (новых или прежних) идет речь. Полагаем, что здесь имеются в виду покупатели - новые владельцы ТС, ведь продавцы - бывшие собственники после отчуждения автомобиля перестают быть таковыми. Иных обязанностей Правилами не установлено.

Таким образом, прежний владелец, в принципе, не обязан отслеживать судьбу проданного им автомобиля, контролировать исполнение новым собственником обязанности по его перерегистрации в органах ГИБДД. Но в этом случае для продавца могут возникнуть негативные налоговые последствия, ведь плательщиком транспортного налога он останется до тех пор, пока числится в регистрирующих органах собственником ТС, независимо от того, что в наличии его давно нет.

Во избежание подобных рисков МВД советует автомобилистам перерегистрировать транспортное средство в подразделении ГИБДД непосредственно в момент его продажи. Тем более что сейчас это можно сделать в любом регионе страны - вне зависимости от места жительства бывшего и нового собственника автомобиля (см. вопрос 3 Разъяснений МВД России от 17.10.2013 «О применении положений административного регламента по регистрации транспортных средств»).

Правовая позиция, изложенная в данном определении, доведена ФНС до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе Письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12690@.

Это лица, имеющие непосредственное отношение к организации и проведению прошедших в России в 2014 году Олимпийским и Паралимпийским играм, а также чемпионата мира по футболу, который состоится в 2018 году.

Среди транспортных средств, не являющихся объектом обложения, выделены, в частности, спецавтомобили для инвалидов, полученные (приобретенные) через органы соцзащиты; используемая по назначению сельскохозяйственная техника сельхозтоваропроизводителей; транспортные средства, находящиеся в угоне.

Правовая позиция, изложенная в данном определении, доведена ФНС до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе Письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@.

Утвержден Приказом МВД России от 07.08.2013 № 605, действует с 15.10.2013.

Приложение 1 к Приказу МВД России от 24.11.2008 № 1001.

Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Вопрос:

Когда прекращается обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога?

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Минфин России в письме от 24.03.2011 N 03-05-06-04/123 разъяснил, с какого момента прекращается обязанность плательщика по уплате транспортного налога. В письме сделан вывод, что взимание транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.

Согласно ст. 362 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Статьей 362 Кодекса установлено, что в случае снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.

Отдел по работе

с налогоплательщиками и СМИ

УФНС России по Орловской области

После смерти автовладельца (объявления его умершим) задолженность по транспортному налогу, а также штрафы и пени должны уплатить наследники. Но только в пределах стоимости унаследованного имущества.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 19 октября 2011 г. № 03-02-07/1-373.

Если транспортное средство зарегистрировано на несовершеннолетнего ребенка, то обязанность по уплате транспортного налога возлагается на его законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей). Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 23 октября 2012 г. № БС-2-11/666.

Ситуация: кто платит транспортный налог по транспортному средству, переданному по доверенности?

Транспортный налог обязан платить человек, на которого зарегистрировано транспортное средство, облагаемое этим налогом (абз. 1 ст. 357 НК РФ).

И факт того, что владелец выдал доверенность другому человеку, не отменяет его обязанность уплатить налог.

Ситуация: нужно ли платить транспортный налог с автомобиля с транзитными номерами?

Нет, не нужно.

Обязанность по уплате транспортного налога возникает только с момента регистрации автомобиля в ГИБДД (ст. 357 НК РФ). Регистрация автомобиля в ГИБДД и выдача знаков «Транзит» являются разными регистрационными действиями. При выдаче транзитного номера в паспорте транспортного средства делается соответствующая отметка, свидетельство о его регистрации при этом не выдают (п. 33.1 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001).

В частности, знаки «Транзит» нужно получать:

– в связи с вывозом автомобиля за пределы России на постоянное пребывание;

– при перегоне автомобиля на завод-изготовитель для доработки (доукомплектования);

– при перегоне автомобиля к месту продажи или регистрации.

В первом случае выдача транзитных номеров происходит уже после снятия автомобиля с учета (п. 43 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001).

В остальных случаях знаки «Транзит» выдают до постановки автомобиля на учет (п. 4 и 33 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001).

Таким образом, наличие на автомобиле транзитных номеров не означает, что он зарегистрирован в ГИБДД. А значит, платить с него транспортный налог не нужно.

Какие транспортные средства облагаются налогом

Перечень транспортных средств, облагаемых транспортным налогом, приведен в таблице .

Ситуация: нужно ли платить транспортный налог с прицепов и полуприцепов?

Нет, не нужно.

Транспортные средства, с которых нужно платить транспортный налог, перечислены в пункте 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Несамоходные наземные транспортные средства (в т. ч. прицепы и полуприцепы) в этом пункте не указаны. Таким образом, с них платить транспортный налог не нужно.

Аналогичной точки зрения придерживается и налоговое ведомство (п. 12 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177).

Освобождение от налога

От транспортного налога освобождены:

  • определенные виды транспорта;
  • определенные категории граждан.

От транспортного налога освобождены, в частности, такие виды транспорта:

  • весельные и моторные лодки с двигателем мощностью до 5 л. с.;
  • легковые автомобили для инвалидов;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске в связи с угоном (кражей);
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозпроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

В последнем случае контролеры разъяснили, что льготу нужно подтверждать ежегодно. Для чего в налоговую инспекцию каждый раз надо подать такие документы:

  • справка из муниципалитета (выписка из хозяйственной книги), которая подтвердит, что в налоговом периоде человек вел личное подсобное хозяйство;
  • правоустанавливающие документы на землю и кадастровый паспорт участка. Из них должно быть ясно, что назначение земли – ведение личного подсобного хозяйства.

Полный перечень транспортных средств, освобожденных от налога, приведен в пункте 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: нужно ли для освобождения от транспортного налога представить в инспекцию документы, подтверждающие угон автомобиля?

Да, нужно.

Если факт угона (кражи) транспортного средства подтвержден документально, оно не является объектом обложения транспортным налогом (подп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). Подтвердить этот факт можно справками органов внутренних дел, которые занимаются расследованиями таких преступлений (п. 17.4 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177, абз. 2 п. 5 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001).

Основанием для прекращения уплаты транспортного налога является подлинник справки об угоне. Однако, если владелец транспортного средства может представить только копию справки, выданную соответствующим подразделением ОВД России, он не лишается права на освобождение от уплаты транспортного налога. В этом случае налоговая инспекция обратится за подтверждением факта угона в подразделение ОВД, указанное в ксерокопированном документе. Такой порядок приведен в письме ФНС России от 13 мая 2015 г. № БС-3-11/1919.

Если у человека нет справки ОВД об угоне транспортного средства, но есть какие-либо другие документы, подтверждающие факт угона, право на освобождение от уплаты транспортного налога придется отстаивать в суде (письмо ФНС России от 7 апреля 2010 г. № 3-3-07/475).

После получения подтверждающих документов перерасчет налога инспекция сделает самостоятельно. В период розыска (с момента подтверждения факта угона и до возврата автомобиля владельцу либо прекращения (приостановления) уголовного дела) угнанное транспортное средство не будет облагаться транспортным налогом. При этом месяцы, в которых автомобиль был угнан и возвращен владельцу, включаются в период нахождения транспортного средства у владельца (письмо ФНС России от 7 апреля 2010 г. № 3-3-07/475).

После прекращения либо приостановления уголовного дела об угоне транспортное средство можно снять с учета в ГИБДД. Для этого необходимо представить в ГИБДД заявление и письмо органов предварительного следствия о приостановлении (прекращении) уголовного дела (абз. 2 п. 5 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001).

Если расследование по факту угона не приостановлено (не прекращено), а автомобиль не найден, уголовное дело будет прекращено через два года с момента угона (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). В таком случае снять автомобиль с регистрации можно будет только по истечения этого срока. До снятия автомобиля с регистрации необходимо ежегодно подтверждать факт его угона в целях освобождения от налогообложения. Об этом сказано в письмах ФНС России от 13 мая 2015 г. № БС-3-11/1919, от 7 апреля 2010 г. № 3-3-07/475.

Региональные льготы

В каждом регионе России (области, крае и т. д.) могут быть установлены льготы по налогу для некоторых категорий граждан. Перечень льготников утверждается законами субъектов РФ (области, края, республики). Это следует из пункта 3 статьи 12, статей 14 и 356 Налогового кодекса РФ.

Например, льготы по транспортному налогу для жителей Москвы утверждены статьей 4 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33. Их перечень см. в таблице .

Льготы по транспортному налогу для жителей Московской области утверждены Законом Московской области от 24 ноября 2004 г. № 151/2004-ОЗ. Их перечень см. в таблице .

Если имеете право на льготу, то, чтобы ее получить, подайте в инспекцию заявление по типовой форме , приведенной в письме ФНС России от 16 ноября 2015 г. № БС-4-11/19976.

Ситуация: нужно ли платить транспортный налог, если автомобиль приобретен в кредит. Автомобиль зарегистрирован в ГИБДД?

Да, нужно.

Человек обязан платить транспортный налог с зарегистрированного на него транспортного средства (абз. 1 ст. 357 НК РФ).

При этом льгота по автомобилям, приобретенным в кредит, в законодательстве не предусмотрена. Согласно Налоговому кодексу РФ обязанность по уплате транспортного налога не зависит от того, за счет каких средств владелец приобрел транспортное средство: собственных или заемных.

Таким образом, с момента, когда человек зарегистрировал на себя автомобиль в ГИБДД, у него возникает обязанность по уплате транспортного налога (абз. 1 ст. 357 НК РФ).

Ситуация: нужно ли платить транспортный налог с автомобиля, который является вещественным доказательством по уголовному делу? Автомобиль фактически не используется.

Ответ на этот вопрос, прежде всего, зависит от того, зарегистрирован автомобиль в ГИБДД или нет.

Если автомобиль не зарегистрирован, то налог платить не придется (ст. 357 НК РФ). В этом случае у налоговой инспекции не будет данных для того, чтобы рассчитать налог и направить владельцу уведомление на уплату транспортного налога (ст. 362, п. 3 ст. 363 и п. 4 ст. 57 НК РФ).

Если автомобиль зарегистрирован, налог заплатить придется. Обязанность заплатить налог возникает с момента регистрации транспортного средства. Это следует из статьи 357 Налогового кодекса РФ.

Исключения составляют следующие случаи:

  • владелец транспортного средства льготник;
  • транспортное средство освобождено от транспортного налога.

Это следует из абзаца 3 статьи 356 и пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ.

При этом льгота по автомобилям, переданным в качестве доказательства по уголовному делу, в законодательстве не предусмотрена.

Аналогичной позиции придерживается налоговое ведомство (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 3 марта 2008 г. № 18-08/4/020096).

Ситуация: нужно ли платить транспортный налог с автомобиля, взятого в аренду?

Нет, не нужно.

Транспортный налог обязан платить тот, на кого зарегистрировано транспортное средство, облагаемое этим налогом (абз. 1 ст. 357 НК РФ).

В законодательстве предусмотрен ряд исключений из этого правила. В том числе регистрация транспортного средства, полученного в аренду по договору лизинга. Такое транспортное средство может быть зарегистрировано как на лизингодателя (арендодателя), так и на лизингополучателя (арендатора). Об этом сказано в пунктах 22 и 48.1 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001.

Человек (не предприниматель), который берет в аренду автомобиль, заключает с арендодателем договор аренды или проката (ст. 632, 642 и 627 ГК РФ). По такой сделке никаких исключений в правилах регистрации транспортных средств не предусмотрено. Оно регистрируется на собственника (арендодателя).

Таким образом, арендатору автомобиля платить транспортный налог не нужно.

Ситуация: нужно ли платить транспортный налог, если владелец сдает автомобиль в аренду?

Да, нужно.

Зарегистрировать транспортное средство может его собственник (п. 20 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001, п. 4 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177).

В законодательстве предусмотрен ряд исключений из этого правила. В том числе регистрация транспортного средства, сданного в аренду по договору лизинга. Такое транспортное средство может быть зарегистрировано как на лизингодателя (арендодателя), так и на лизингополучателя (арендатора). Об этом сказано в пунктах 22 и 48.1 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001.

Однако договоры лизинга, как правило, заключаются в сфере предпринимательской деятельности (абз. 1 Закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ).

Человек (не предприниматель), который сдает в аренду автомобиль, заключает с арендатором договор аренды или проката (ст. 632, 642 и 627 ГК РФ). По такой сделке никаких исключений в правилах регистрации транспортных средств не предусмотрено. Оно регистрируется на собственника (арендодателя).

Таким образом, владелец-арендодатель должен платить транспортный налог с автомобиля, сданного в аренду.

Исключения составляют следующие случаи:

  • владелец транспортного средства льготник;
  • транспортное средство освобождено от транспортного налога.

Это следует из абзаца 3 статьи 356 и пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: нужно ли платить транспортный налог с автомобиля, на который наложен арест. Автомобиль зарегистрирован в ГИБДД?

Да, нужно.

Человек обязан платить транспортный налог с зарегистрированного на него транспортного средства (абз. 1 ст. 357 и ст. 358 НК РФ).

Исключения составляют следующие случаи:

  • владелец транспортного средства льготник;
  • транспортное средство освобождено от транспортного налога.

Это следует из абзаца 3 статьи 356 и пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ.

При этом льгота по транспортным средствам, на которые наложен арест, в законодательстве не предусмотрена.

Кроме того, арест имущества не предусматривает, что владелец будет окончательно лишен права собственности. Арест имущества может на время ограничивать право на распоряжение (в некоторых случаях – пользование) этим имуществом. Это следует из пункта 2 статьи 1 и пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, пока транспортное средство зарегистрировано на человека, он должен платить транспортный налог. Независимо от того, наложен на это имущество арест или нет.

Ситуация: нужно ли платить транспортный налог с автомобиля, приобретенного для использования в качестве запасных частей? Автомобиль зарегистрирован в ГИБДД.

Да, нужно.

Человек обязан платить транспортный налог с зарегистрированного на него транспортного средства (абз. 1 ст. 357 и ст. 358 НК РФ).

Исключения составляют следующие случаи:

  • владелец транспортного средства льготник;
  • транспортное средство освобождено от транспортного налога.

Это следует из абзаца 3 статьи 356 и пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ.

При этом льгота по транспортным средствам, приобретенным для использования в качестве запчастей, законодательством не предусмотрена.

Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 6 мая 2006 г. № 03-06-04-04/15. Обязанность по уплате транспортного налога прекратится после того, как транспортное средство будет снято с регистрационного учета (ст. 357, п. 3 ст. 362 НК РФ).

Совет : чтобы не платить транспортный налог с автомобилей, которые приобретены для использования в качестве запчастей, не регистрируйте их в ГИБДД.

Владелец обязан зарегистрировать в ГИБДД только те транспортные средства, которые предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Об этом сказано в пункте 1 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001. Если автомобиль изначально приобретен для использования в качестве запчастей, то ставить его на регистрационный учет не нужно. Ведь в этом случае он не будет использоваться в качестве транспортного средства. А с незарегистрированного автомобиля транспортный налог платить не нужно (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Ситуация: нужно ли платить транспортный налог с автомобилей, которые уже несколько месяцев находятся в длительном ремонте после ДТП? Автомобиль зарегистрирован в ГИБДД.

Да, нужно.

Человек обязан платить транспортный налог с зарегистрированного на него транспортного средства (абз. 1 ст. 357 и ст. 358 НК РФ).

Исключения составляют следующие случаи:

  • владелец транспортного средства льготник;
  • транспортное средство освобождено от транспортного налога.

Это следует из абзаца 3 статьи 356 и пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ.

При этом льгота по транспортным средствам, которые находятся в ремонте, в законодательстве не предусмотрена.

Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 31 августа 2011 г. № 03-05-06-04/269, от 3 июля 2008 г. № 03-05-06-04/39.

Ситуация: нужно ли платить транспортный налог с водного транспортного средства, которое эксплуатируется только в летний период?

Да, нужно.

Водные транспортные средства признаются объектом налогообложения транспортным налогом (п. 1 ст. 358 НК РФ, абз. 9 п. 2 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177).

С зарегистрированного транспортного средства человек обязан платить транспортный налог (абз. 1 ст. 357 и ст. 358 НК РФ).

Исключения составляют следующие случаи:

  • владелец транспортного средства – льготник;
  • транспортное средство освобождено от транспортного налога.

Это следует из абзаца 3 статьи 356 и пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ.

При этом льгота по транспортным средствам, в том числе и водным, эксплуатация которых зависит от сезона, в законодательстве не предусмотрена. Следовательно, транспортный налог в таком случае нужно платить в полном объеме за весь календарный год независимо от времени фактического использования транспортного средства.

Аналогичная точка зрения высказана в письме ФНС России от 27 января 2012 г. № БС-3-11/241.

Ситуация: нужно ли платить транспортный налог с автомобиля, который был продан, но не снят с регистрационного учета в ГИБДД?

Да, нужно.

Транспортный налог обязан платить тот, на кого зарегистрировано транспортное средство, облагаемое этим налогом (абз. 1 ст. 357 и ст. 358 НК РФ). Поэтому, если владелец, продавший автомобиль, не снял его с учета, он будет платить транспортный налог.

Налоговая инспекция рассчитывает транспортный налог по автомобилям на основании данных, которые поступают из ГИБДД (ст. 362 НК РФ и п. 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938).

Поэтому до тех пор, пока не снято с регистрационного учета, налоговая инспекция будет присылать человеку уведомления на уплату транспортного налога (ст. 357 и п. 3 ст. 363 НК РФ).

Для того чтобы не платить налог с проданного автомобиля, нужно снять его с учета в ГИБДД. После этого ГИБДД подаст уточненные сведения в налоговую инспекцию. И платить налог будет уже тот владелец, который зарегистрирует автомобиль на себя (ст. 357 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 5 июля 2013 г. № 03-05-06-04/26030.

Постановка на учет в налоговой инспекции

Владельца транспортного средства налоговая инспекция должна поставить на учет по местонахождению принадлежащего ему транспорта. Таким местонахождением считается:

  • для водного транспорта (за исключением маломерных судов) – место государственной регистрации транспорта;
  • для воздушного транспорта – место регистрации его собственника;
  • для всех видов транспорта (кроме морского, речного и воздушного), зарегистрированного до 24 августа 2013 года, – место регистрации такого транспортного средства;
  • для всех видов транспорта (кроме водного и воздушного), поставленного на учет с 24 августа 2013 года, – место регистрации его собственника.

Налоговая инспекция делает постановку самостоятельно, без участия человека, на основании сведений, которые поступают из органов, осуществляющих госрегистрацию транспортных средств.

Это следует из положений пункта 2 статьи 11, пунктов 1, 5 статьи 83, пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: нужно ли зарегистрироваться в качестве плательщика транспортного налога в инспекции по новому местожительству? Автомобиль снят с учета в ГИБДД по старому местожительству и поставлен на учет по новому.

Нет, не нужно.

Налоговая инспекция самостоятельно осуществляет постановку на учет владельца автомобиля – плательщика транспортного налога. Она делает это без участия человека на основании сведений, которые поступают из ГИБДД. Это следует из пункта 5 статьи 83 и пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, не нужно обращаться в налоговую инспекцию по новому местожительству, чтобы зарегистрироваться в качестве плательщика транспортного налога.

На основании этих же сведений налоговая инспекция:

  • рассчитывает транспортный налог;
  • высылает владельцу уведомление об уплате транспортного налога.

Если уведомление не приходит

А что делать, если владелец зарегистрированного транспортного средства так и не получил уведомление об уплате налога? В этом случае он обязан письменно сообщить в инспекцию о наличии транспортных средств. Сообщение подайте в налоговую инспекцию по местожительству или по местонахождению транспорта. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за налоговым периодом. К сообщению обязательно приложите документ о государственной регистрации транспортного средства.

Форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-11/598.

Если же владельцу предоставлена льгота в виде полного освобождения от уплаты налога, подавать такое сообщение в инспекцию не надо.

Это следует из положений пункта 2.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Внимание : с 1 января 2017 года за несообщение (несвоевременное сообщение) о наличии транспортных средств будет введена налоговая ответственность.

Размер штрафа составит 20 процентов от неуплаченной суммы налога (п. 12 ст. 1, ч. 3 ст. 7 Закона от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ).

Списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, за исключением случаев, когда у налогоплательщика не было объективной возможности осуществить соответствующие действия по снятию транспортного средства с учета.

Судебная коллегия отмечает, что в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

Компания указывала на наличие объективного препятствия для исключения воздушного судна из реестра воздушных судов, поскольку совершение данных действий невозможно без представления акта списания гражданского воздушного судна, составляемого по результатам осмотра, дефектации, разбора и его утилизации.

Между тем до момента завершения расследования уголовного дела по факту данного авиационного происшествия Отделом по расследованию особо важных дел Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации проведение налогоплательщиком всех поименованных действий не представлялось возможным.

Налоговый орган и суды проигнорировали указанное обстоятельство, придав решающее значение лишь наличию факта государственной регистрации судна, как единственного условия для возникновения обязанности по уплате транспортного налога, без учета указанных обстоятельств объективного характера.

Указанный вывод содержится в Определении Верховного суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. по делу N 306-КГ14-5609.

Нормы налогового законодательства, устанавливающие объект обложения транспортным налогом, рассчитаны на добросовестного налогоплательщика, исполняющего обязанности по государственной регистрации транспортных средств. Положительные последствия в виде отсутствия обязанности по уплате транспортного налога невозможны для недобросовестного налогоплательщика

Основанием для принятия решения в оспариваемой части послужили выводы инспекции о том, что общество при исчислении транспортного налога не включило в налоговую базу незарегистрированные, но фактически эксплуатируемые транспортные средства.

Признав, что неисполнение обязанности по государственной регистрации транспортных средств не влечет исключения данных транспортных средств из числа объектов налогообложения по транспортному налогу, суды, между тем, исходили из того, что нормы налогового законодательства, устанавливающие объект обложения транспортным налогом, рассчитаны на добросовестного налогоплательщика, исполняющего обязанности по государственной регистрации транспортных средств. Положительные последствия в виде отсутствия обязанности по уплате транспортного налога невозможны для недобросовестного налогоплательщика. Вместе с тем инспекция доказательств недобросовестного поведения общества с целью уклонения от уплаты транспортного налога не представила. При рассмотрении спора суды учли незначительный период времени с момента приобретения транспортных средств до их постановки на учет.

Новое на сайте

>

Самое популярное