Домой Микрозаймы Организация налоговой системы российской федерации. Налоговая система рф

Организация налоговой системы российской федерации. Налоговая система рф

Налоговая система РФ - это основа для выполнения государством своих функций и главный источник доходов федерального, региональных и местных бюджетов. В статье мы рассмотрим структуру и основные элементы налоговой системы РФ.

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговая система - это... (понятие и структура)

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье .

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте .

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов - важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года) :

  1. Основная система налогообложения (ОСНО).

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

  • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
  • доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
  1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Данный спецрежим могут применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.

Кто вправе применять ЕНВД см. .

  1. Единый сельхозналог (ЕСХН).

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН» .

  1. Патент (ПСН).

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Как лучше выбрать систему налогообложения

  1. ОСНО.

Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

Налог на прибыль

10 или 18% (с 01.01.2019 - 20%) от суммы наценки в зависимости от вида товаров

Ставка зависит от вида продукции

Налог на имущество

Ставка устанавливается региональными властями

Ставка зависит от вида ископаемых

Транспортный налог

Ставка устанавливается региональными властями и зависит от мощности ТС

Водный налог

Ставка зависит от вида водного объекта

Если ваш бизнес только начинает развиваться, советуем обратить внимание на спецрежимы. Рассмотрим основные УСНО и ЕНВД:

Налогоплательщику прежде всего следует определиться с видом объекта налогообложения. При УСНО их 2:

  • Доходы , с которых в бюджет уплачивается 6%.
  • Разница между доходами и расходами , с которой следует перечислить государству 15%.

Доходы (6%)

Доходы минус расходы (15%)

Доходы (6%)

Доходы минус расходы (15%)

Единый налог заменяет налог на прибыль (НДФЛ для ИП), НДС, налог на имущество (за исключением налога, исчисляемого с кадастровой стоимости недвижимости)

  1. ЕНВД.

Для применения ЕНВД величину предполагаемого дохода устанавливает государство. При ЕНВД не платится налог на прибыль, НДС, налог на имущество, за исключением установленных законом случаев.

О плюсах и минусах применения ЕНВД читайте .

Итоги

Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.

В настоящее время не существует общепринятого определения, полноценно описывающего налоговую систему России. На наш взгляд, понятие «налоговая система» является более широким по сравнению с понятиями «система налогов и сборов» и «система налогообложения» и включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с налогообложением.

Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):

  • виды налогов и сборов;
  • основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;
  • права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц.

Принципы налоговой системы Российской Федерации

Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):

Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это установлено пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса.

  1. Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).
  2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Это следует из статьи 8 Конституции РФ. Пунктом 2 статьи 3 НК РФ также установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  3. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
  4. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Налогового кодекса не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  5. Принцип установления налогов и сборов в должном порядке. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, и при этом не предусмотренные Налоговым кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Об этом говорится в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса. Запрет на установление налогов иначе как федеральным законом прямо закреплен в Конституции РФ.
  6. Принцип определенности налоговой обязанности. Он установлен пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  7. Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Понятие налога и сбора в налоговой системе РФ

Понятие налога и сбора установлено в статье 8 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

К участникам отношений, формирующихся в рамках налоговой системы России и регулируемых налоговым законодательством, принято относить две категории организаций и физических лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы, а также две категории органов государственной власти, уполномоченных контролировать данный процесс, а именно:

  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налоговыми агентами;
  • налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
  • таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

В налоговой системе России предусмотрены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ). Налоги и сборы могут быть установлены и отметены только Налоговым кодексом. Не предусмотренные им федеральные, региональные и местные налоги не могут устанавливаться (п. 5 и п. 6 ст. 12 НК РФ).

При установлении налога должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (ст. 17 НК РФ):

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Федеральные налоги и сборы

Устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории всей России (п. 2 ст. 12 НК РФ). К таковым относятся (ст. 13 НК РФ):

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.

Региональные налоги

Устанавливаются Налоговым кодексом и региональными законами. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России. Такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов России в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, если данные элементы им не установлены. Иные элементы налогообложения по региональным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ. Кроме того, власти субъектов России могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом (п. 3 ст. 12 НК РФ).

К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

Местные налоги

Устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях этих субъектов (п. 4 ст. 12 НК РФ).

К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы

Налоговым кодексом также устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать не перечисленные выше федеральные налоги. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 НК РФ).

К специальным налоговым режимам относятся (ст. 18 НК РФ):

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Введение

Данная тема – «Налоговая система Российской Федерации» – сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Знание основ данной темы актуально как для тех, кто занимается ведением бизнеса в нашей стране, так и для тех, кто только планирует его организовать. Ведь для успешного его становления очень важно выбрать подходящую систему налогообложения еще на этапе становления бизнеса. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Налоговой системе уделяется довольно пристальное внимание, так как государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

Цель данной работы – раскрыть налоговую систему Российской Федерации, ее сущность, структуру, принципы построения, классификацию налогов, функции и роль налогообложения в экономической системе общества, виды существующих систем налогообложения, их плюсы минусы.

Для изучения этих вопросов в своей работе я рассмотрела 3 главы. Первая глава посвящена изучению принципов построения налоговой системы, ее сущности, функций и правовых основ. Вторая глава – структуре налоговой системы и видам ответственности за нарушение налогового законодательства. Третья глава раскрывает виды систем налогообложения, существующие на территории Российской Федерации.

налоговая система законодательство

Глава 1. Понятие, сущность, роль и принципы налоговой системы.

1.1 Сущность налоговой системы и налогов и их роль в экономике государства

Налоговая система РФ - это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Налоговая система РФ представляет собой совокупность:

· системы налогов и сборов РФ;

· системы налоговых правоотношений;

· системы участников налоговых правоотношений;

· нормативно-правовой базы сферы налогообложения.

Кроме того, к элементам налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права.

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Регулирующая функция означает, что налоги, как активный участник перераспределительных процессов оказывает существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платёжеспособный спрос населения.

Фискальная функция – основная, характерная для всех государств. С её помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства, обеспечивается реальная возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоёв общества. Фискальная функция налогов обусловливает регулирующую функцию, т.к. создаёт объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения.

Однако, регулирующая роль налогов в рыночных отношениях России, которую они должны играть, пока ещё слабо проявляется. Объясняется это тем, что федеральные налоги преследуют, прежде всего, фискальные цели, отсюда вытекает их основная высокая тяжесть, а стабильность экономики мешает проявлению налогового механизма, как инструмента эффективного воздействия на процесс производства. Однако, в последнее время, при вступлении в силу Налогового Кодекса РФ, при принятии дополнений и изменений к указанным налогам стали учитывать их регулирующее значение.

Система налогообложения, принятая законодательством, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы (Приложение 1).

Все налоги содержат следующие элементы:

- объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;

-субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

- источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;

- ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

- налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

По Закону Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. под налогом, сбором, пошлиной и другим платежам понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

Таким образом, в соответствие с Налоговым кодексом в России под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований; под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

1.2 Классификация налогов. Объединение налоговых платежей в систему позволяет их классифицировать по различным признакам. Это дает возможность лучше уяснить сущность и механизм их действия.Налоги классифицируются следующим образом:- по субъектам платежей, что означает, что они разделяются на налоги,взимаемые с юридических лиц и на налоги, уплачиваемые физическими лицами. В то же время есть ряд налогов общих для юридических и физических лиц. К ним относятся земельный налог, налоги в дорожные фонды.- по методам взимания. По этому признаку различают прямые и косвенные налоги. К прямым налогам относятся налоги на доход и на имущество.Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части дохода налогообложения. Косвенные налоги от прямых, выплачиваемых с дохода или имущества, тем, что включаются в виде надбавки в цену или тарифа на услуги.Юридически обязанность внесения косвенных налогов возлагается на предприятие, производящее товары или услуги или предприятие, реализующее их. Но данные предприятия не являются фактическими налогоплательщиками применительно к косвенным налогам. В связи с тем, что они включаются в цены товаров или услуг, фактическим налогоплательщиком является потребитель, поскольку именно он приобретает их по ценам, повышенным на сумму услуг. Сочетание прямых и косвенных налогов позволяет государству полнее использовать как фискальную, так и регулирующую функции налогов.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

В зависимости от характера использования налоги подразделяются на налоги общего и целевого значения. Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня (государственный, субъектов федерации, местный) и используются как денежный фонд, общий для расходов исполнительной власти на различные цели. Целевые налоги, или специальные, зачисляются в государственные внебюджетные целевые фонды для строго целевого использования: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд занятости, земельный фонд.- в зависимости от территориального уровня, на котором он взимается.Закон «Об основах налоговой системы» вводит подразделение налогов на три вида в зависимости от их территориального уровня:1. федеральный (их правовое регулирование осуществляется федеральным законодательством);2. региональный (их правовое регулирование осуществляется федеральным и региональным законодательством; зачисляются в территориальные бюджеты);3. местный (правовое регулирование осуществляется федеральным и муниципальным законодательством; зачисляются в местные бюджеты).При этом распределение налогов между бюджетами может быть различным. Перечень налогов, определяемых федеральным законодательством, закрытый, т.е. региональные и местные органы власти не имеют права устанавливать налоги или сборы, непредусмотренные Налоговым кодексом РФ.Но регионам и местным властям предоставлены достаточно широкие законодательные полномочия в налоговой сфере: органы власти субъектов РФ и местные власти могут самостоятельно принимать решения о введении на их территории региональных и местных налогов, определять налоговые льготы по этим налогам, ставки этих налогов (но в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ), а также порядок и сроки уплаты по этим налогам.Таким образом, региональные и местные власти не могут повышать налоговую нагрузку на своей территории сверх установленных федеральным законодательством пределов, но могут создавать более благоприятные налоговые условия для населения и организаций за счет установления пониженных ставок налогов, предоставления различных налоговых льгот и т.д. вплоть до отказа от введения всех региональных или местных налогов.Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории России.К федеральным налогам в настоящее время относятся 16 налогов:Косвенные налоги: · налог на добавленную стоимость (НДС);· акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;· таможенная пошлина и таможенные сборы;· налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.Прямые налоги: · налог на прибыль (доход) организаций;· налог на доходы от капитала;· подоходный налог с физических лиц;· взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;· налоги на пользование недрами;· государственная пошлина;· налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;· налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;· сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;· лесной налог;· водный налог;· экологический налог;· федеральные лицензионные сборы.Федеральные налоги поступают не только в федеральный бюджет, но в определенных пропорциях и в субфедеральные и местные бюджеты, так 13% налога на прибыль идет в федеральный бюджет, а остальные - в территориальные бюджеты, доля поступления остальных федеральных налогов в федеральный бюджет следующая: 75% НДС, 50% акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, 20% налога на покупку иностранных денежных знаков, 30% земельного налога, 100% остальных акцизов, 100% подоходного налога.

Республика Башкортостан занимает третье место по поступлению налогов среди субъектов Приволжского федерального округа и обеспечивает наряду с Республикой Татарстан и Самарской областью основную долю налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. За январь-март 2010 года в РБ собрано 37,1 миллиарда рублей налогов и других обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами без учета поступлений единого социального налога в федеральный бюджет. Такие данные приводит Управление Федеральной налоговой службы по РБ.

Основную часть налоговых доходов, 8 миллиардов рублей, составили акцизы, более 7 миллиардов - налог на добавленную стоимость, 6 миллиардов рублей - налог на доходы физических лиц. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в первом квартале 2010 года возросли поступления акцизов - на 32,8%, НДС - на 15,7%, НДФЛ - на 1,5%, НДПИ - в 2,1 раза.

В федеральный бюджет перечислено свыше 15,3 миллиарда рублей налогов и сборов, в республиканский - 11,4 миллиарда рублей. Бюджет РБ на 99,5 процента сформирован из поступлений налога на прибыль организаций (40,6 процента), налога на доходы физических лиц (30,6 процента), налога на имущество организаций (13,5 процента), акцизов (7,5 процента), транспортного налога (4,4 процента) и др.

По сравнению с первым кварталом 2009 года поступления в бюджеты всех уровней возросли на 19,5%, в том числе в части федерального бюджета - на 38,7%, территориального бюджета - на 8,9 процента. Поступления в бюджет республики увеличились на 10,7 процента, в местные бюджеты - на 0,8 процента.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ. Обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам (налоги административно-территориальных единиц республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных образований.) в настоящее время относятся 7 налогов:Косвенные налоги: · налог с продаж.Прямые налоги: · налог на имущество предприятий;· налог на недвижимость;· дорожный налог;· транспортный налог;· налог на игорный бизнес;· региональные лицензионные сборы.Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ правовыми актами муниципальных образований. Обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.К местным налогам относятся:· земельный налог;· налог на имущество физических лиц;· налог на рекламу;· налог на наследование и дарения;· местные лицензионные сборы;· регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;· налог на перепродажу автомобилей, ПС и вычислительной техники;· сбор за выигрыш на бегах;· сбор за право проведения кино и телесъёмок;· сбор за право использования местной символики;· курортный сбор;· сбор за право торговли;· налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;· налог на содержание жилищного фонда и объектов социально культурной сферы.

Схематически классификация налогов изображена в Приложении 2.

1.3 Принципы построения налоговой системы

В Налоговом Кодексе РФ (ст.7) сформулированы основные принципы налоговой системы, регулирующие налогообложение на всей территории России:

1) Каждое лицо (юридическое или физическое) обязано уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, в отношении которых это лицо является налогоплательщиком.

2) Налоги устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования и развития общества.

3) Налоги не могут применяться, исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных подобных критериев.

4) Не допускается установление налогов, нарушающих экономическое пространство и налоговую систему РФ.

5) Не допускается устанавливать дополнительные налоги, повышение либо дифференцирование ставки налогов и налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или географического места происхождения уставного капитала (фонда) или имущества налогоплательщика.

Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение производства.2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Этими принципами должно руководствоваться любое государство при построении налоговой системы, так как они обеспечивают выполнение всех функций налогов. На данный момент налоговая система Российской Федерации построена на следующих принципах:1. Приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц). В условиях рыночной экономики такое явление требует поэтапного (постепенного) переноса налогового бремени на граждан.2. По сравнению с зарубежными странами достаточно высокий удельный вес доли косвенных налогов и относительно меньший – прямых. Причем доля косвенных налогов в последнее время возрастает.3. Создание разветвленной системы федеральной Госналогслужбы РФ снизу доверху, непосредственное подчинение входящих в нее нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля над поступлением всех налогов, включая региональные и местные.4. Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно направленных на стимулирование производства.5. Разработаны и утверждены жесткие санкции за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.6. Установлена обязательность постановки всех субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности на учет в налоговых органах, с правом открытия расчетного счета в банках только после регистрации в налоговых органах.7. Определена первоочередность направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов по сравнению с остальными расходами предприятия.Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:

· прибыль (доход);

· стоимость определённых товаров;

· добавленная стоимость продукции, работ, услуг;

· имущество юридических и физических лиц;

· передача имущества (дарение, наследование);

· операции с ценными бумагами;

· отдельные виды деятельности;

· другие объекты, установленные законом.

Один и тот же объект облагается налогом данного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (коммерческих и некоммерческих), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существует государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счёт целевых отчислений. Источником этих отчислений также является произведённый ВВП, за счёт которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды социального назначения по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции.

1.4 Правовая основа налоговой системы

Законодательство, регулирующее взаимоотношения по поводу исчисления и уплаты налогов в бюджет, в настоящее время включает три категории нормативных актов различного статуса.

Во-первых, это группа законов, регулирующих основные положения в процессе взаимодействия налогоплательщиков и государства (в лице налоговых органов) по поводу уплаты налогов. Центральным элементом в этой группе является «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ, в котором определены основные принципы налогообложения, приведен перечень налогов, действующих на территории Российской Федерации, права иобязанности налогоплательщиков и налоговых органов, штрафные санкции за нарушение налогового законодательства и ряд других положений. И «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

В эту же категорию нормативных актов включаются указы президента, регулирующие отдельные элементы режима налогообложения, и законодательные акты, посвященные каждому из действующих на всей территории России налогов. В эту группу нормативных актов могут быть отнесены и ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете РФ, поскольку в них устанавливаются элементы распределения налоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации.

Во-вторых, это группа законов субъектов Российской Федерации, которые регулируют режимы исчисления и уплаты налогов на территории каждого из субъектов, а также те нормативные акты, которые устанавливают специфические льготы и ставки по федеральным налогам в части, предусмотренной федеральным законодательством (например, ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в доход бюджета субъекта Федерации, и дополнительные льготы по данному налогу).

В-третьих, это группа подзаконных нормативных актов. В первую очередь эта группа включает инструкции налоговой службы и Министерства финансов, детально описывающие предусмотренный законодательством порядок исчисления и уплаты в бюджет отдельных налогов. В эту же группу входят инструкции, издаваемые финансовыми органами субъектов Федерации, определяющие режимы исчисления и уплаты этих налогов.

Итак, налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Велика роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоги являются обязательными платежами (взносами) в пользу государственной или муниципальной казны. Обязательный их характер определяется тем, что взносы осуществляются независимо от желания субъекта платежа (налогоплательщика). Однако это вовсе не означает, что каждый плательщик уплачивает все установленные государственные и местные налоги, ибо последние взимаются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Основным условием, порождающим для конкретного лица обязанность платить тот или иной предусмотренный законом налог, является наличие объекта налогообложения. Это – главный юридический факт, порождающий налоговую обязанность. И хотя такие обстоятельства связаны с волеизъявлением плательщика (получением дохода, реализацией товаров, владением имуществом и т.д.), в то же время физические лица и организации не создают их специально, для возникновения налогового правоотношения, напротив, как известно, у носителей налоговой обязанности имеется стремление, если не к уклонению от нее, то к максимально возможному снижению объема налогового платежа. Это настоятельно требует четкого и полного изложения в налоговом законодательстве тех самых условий и порядка, в соответствии с которыми взимаются налоги. И так, основное правовое значение объекта налогообложения заключается в том, что он порождает налоговые правоотношения и налоговую обязанность, является фактическим основанием для взимания налога. Законодательство в рамках налогового производства устанавливает необходимость учета объектов налогообложения, отражения их в соответствующих документах самим налогоплательщиком, налоговым агентом, либо налоговым органом.

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не смогло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Эффективное функционирование налоговой системы страны нацелено на выполнение нескольких задач. Прежде всего, налоговая система должна усиленно решать фискально-перераспределительную задачу, т.е. путём перераспределения доходов предпринимателей и населения обеспечивать финансовыми ресурсами доходную часть госбюджета (в развитых странах налоги покрывают в среднем до 90% доходов госбюджета). Эта система должна функционировать таким образом, чтобы, как минимум, не подрывать стимулы к производственной и вообще экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать формированию и усилению подобных стимулов.

Налоги являются главной статьёй бюджетных доходов государства.

Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства.

Глава 2. Налоговая система Российской Федерации

2.1 Структура налогообложения РФ

С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил Закон «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г № 2118-1. Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

В соответствии с законом под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

Возглавляет налоговую систему Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управления России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.

Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль над соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Под термином «налоговое законодательство» понимаются только законы Российской Федерации, решения органов власти субъектов Федерации, которые изданы на основе Конституции и федеральных законов и в пределах полномочий, предоставленных этим органам Конституцией Российской Федерации.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. Конституционный суд РФ в постановлении от 04.04.96 г. указал, что «установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными». Данное положение имеет значение как для признания конституционного закона, в том числе закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего конкретный налог, так и при оценке конституционности полномочия органа государственной власти на установленные налоги. Конституция РФ исключает установление налогов органами исполнительной власти».

Таким образом, понятие «законно установленный» включает в себя и вид правового акта, на основании которого взимается налог и сбор. Таким актом может быть только закон. Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения и т.п.

Установить налог не значит дать ему название. Нельзя выполнить обязанность по уплате налога, если не известны обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения.

Установить налог – значит установить и определить все существенные элементы его конструкции (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т.д.). Согласно ч. 1 ст. 11 Закона « Об основах налоговой системы в Российской Федерации » в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют налогоплательщика (субъекта налога), объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения.

1. Федеральные налоги взимаются по всей территории России. При этом все суммы сборов от 6 из 14 федеральных налогов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации.

2. Республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.

3. Из местных налогов (а их всего 22) общеобязательны только 3 – налог на имущество физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

2.2 Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в РФ

Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности.

Точно так же платятся взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на медицинское страхование, взносы по временной нетрудоспособности и материнству (с 2011 года) и на страхование от несчастных случаев и производственных заболеваний, на них ЕНВД никак не влияет.

И НДФЛ с заработной платы сотрудников, который рассчитывают, удерживают и перечисляют в бюджет налоговые агенты.

При ЕНВД не платятся: налог на прибыль (налог на доходы физических лиц для предпринимателей), налог на имущество, НДС (кроме таможенного и уплачиваемого налоговыми агентами). И то - не платятся эти налоги лишь для хозяйственных операций, облагаемых по вмененке. Если же фирма или предприниматель совершили хотя бы одну операцию, не подпадающую под ЕНВД, то с нее должны быть уплачены все налоги в соответствии с его системой налогообложения, как налогоплательщика - общей или упрощенной.

Заключение

Двигаясь к стабильному рыночному хозяйствованию, государство должно создавать адекватную ему налоговую систему, отвечающую интересам каждого отдельного человека.

Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Без совершенствования налоговой системы, без целенаправленной жёсткой налоговой политики современное государство не сможет обеспечить нормальное функционирование всего хозяйственного аппарата страны, финансировать неотложные государственные потребности.

Налоговая система строится на принципах всеобщности, определенности, удобства, обязательности, социальной справедливости, стабильности, эффективности и гласности. Принцип всеобщности предполагает, что все источники доходов должны облагаться налогами (за некоторым исключением, определенным в налоговом законодательстве).

Принцип определенности предполагает четкое установление таких параметров, как: методы исчисления, срок уплаты и т. д. Под удобством понимают форму взимания соответствующих налогов. Принцип обязательности очевиден и не нуждается в комментарии. Принцип социальной справедливости предполагает учет возможностей отдельных категорий налогоплательщиков выплачивать налоги. Принцип стабильности предусматривает сохранение основных видов налогов, а также порядка их расчета и уплаты в течение длительного времени. Принцип эффективности исходит из экономической целесообразности взимания того или иного налога. Принцип гласности предусматривает открытость нормативных документов по налогам и сборам.

В работе я постаралась затронуть как теоретические, так и практические проблемы функционирования налоговой системы нашей страны на современном этапе развития.Налоговая система России еще нуждается в дальнейшем совершенствовании и находится в постоянном реформировании.Знание основ налоговой системы необходимы, как и для предпринимателей настоящих или будущих, так и для простых граждан Российской Федерации.

Список использованной литературы

1. Булатов А. С.Экономика. - М.: Юрист - 2001 – с. 894

2. Евстигнеев Н. Н. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М - 2001 -с.255

3. Лыкова Л. Н. Проблемы сбалансированности Российской налоговой системы.//Финансы, №5 - 2002 - с.22-25

4. Маслова Д. В. Налоговый Кодекс и активизация стимулирующего потенциала налога на прибыль.//Финансы и статистика. - №3 – 2002 - с.35-37

5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: курс лекций. - М.: Юристъ, 1997 – 672 с.

6. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение. - М: ИНФРА –2001 - с.405

7. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993

8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ

9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ

10. Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 N 2118-1 (ред. от 16.07.1992)

11. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, п. 4 // Российская газета. 1996. 17 апреля.

12. http://bistrast.ru/articls/stat87.php

13. http://business.ufaportal.ru/bus/themeofday/bashkiriya_zanimaet_trete_mesto_v_pfo_po_sboru_nalogov/

14. http://www.delou.ru/reg_nalog.php

15. http://docs.pravo.ru/search/list/

16. http://respect.personarb.ru/node/331

17. http://ru.wikipedia.org/wiki/

18. http://mvf.klerk.ru/rass/r288.htm

19. http://wiki.klerk.ru/index.php/

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.



Налоговый кодекс РФ, ст. 8

Http://business.ufaportal.ru/bus/themeofday/bashkiriya_zanimaet_trete_mesto_v_pfo_po_sboru_nalogov/

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывших на постоянное жительство в названные регионы, п. 4 // Российская газета. 1996. 17 апреля.

Правовое регулирование – осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения в целях их упорядочивания. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А. В. Малько. - М.: Юристъ, 1997. – 672 с.

Санкция – структурный элемент нормы права, предусматривающий последствия ее нарушения, определяющий вид и меру юридической ответственности для нарушителей ее предписаний. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. - М.: Юристъ, 1997. – 672 с.

Налоговый кодекс РФ, ст. 346.26, п. 2

Налоговый кодекс РФ, ст. 346.29

Согласно действующему Налоговому кодексу, в настоящий момент в России действуют следующие виды налогов:

Федеральные (налоги и сборы, которые выплачиваются по единым ставкам и стандартам на всей территории России). (ст 13 НК РФ).

Региональные (налоги, регулируемые органами власти субъектов РФ и обязательные к уплате на их территории). (ст 14 НК РФ).

Местные (налоги, устанавливающиеся представительными органами власти муниципальных образований и обязательные к уплате на территории муниципальных образований). (ст 15 НК РФ).

Виды налогов и сборов РФ.

I. Федеральные налоги и сборы:

1. Налог на добавленную стоимость.

Устанавливается в размере от 0 до 18% от дохода субъекта налога (реализации товаров, работ, услуг и т.д.):0% – на отдельные виды товаров, топлива, ГСМ, работ и услуг, связанных с перевозом через таможенную границу, добычей драгоценных металлов из лома и отходов, перевозкой пассажиров и др.; 10% – при реализации продуктов, скота, товаров для детей, периодических изданий, медицинских товаров, лекарств и др.; 18% – при реализации товаров, работ и услуг, не указанных выше. Налог засчитывается целиком в федеральный бюджет.

Определяется от реализованной (произведенной) стоимости или объемов товаров (работ, услуг) в размере: От 0 до 11 300 руб. за единицу измерения, в зависимости от вида подакцизного товара (алкогольной продукции, табачных изделий, топлива, автомобилей и др.). В федеральный бюджет засчитывается 100% акцизов по спиртовой продукции из всех видов сырья, кроме пищевых, табачным изделиям, 50% по спиртосодержащим продуктам и спиртам из пищевых продуктов.

3. Налог на прибыль организаций.

Устанавливается в размере от 0 до 20% налогооблагаемой прибыли: а) для российских организаций: 20% – от доходов по основной деятельности, из которых 2% засчитывается в федеральный бюджет, 18% – в бюджеты субъектов РФ (регионы могут ее понизить до 13,5%); 15% – от доходов, полученных в виде дивидендов от иностранных организаций или в виде процентов по ценным бумагам, в том числе размещенным за пределами РФ; 9% – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями; по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам; 0% – по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, указанном в ст. 284 НК РФ; по доходам в виде процентов по облигациям;

4. Налог на доходы физических лиц.

Исчисляется от всех видов доходов субъекта налога от 9 до 35%, в том числе:

    13% – от общей суммы дохода за отчетный период с учетом льгот, вычитаемых из налогооблагаемой базы в размерах:

Стандартных вычетов – от 500 до 3000 руб.;

Социальных вычетов – до 50000 руб. на каждого ребенка, обучающегося в вузе;

Имущественных вычетов – от 250000 до 1 000 000 руб.;

Профессиональных вычетов – в виде 20 % от расходов, которые не подтверждаются документально;

    35% – от суммы дохода за выигрыши, призы, страховые выплаты по договорам и вкладам в банки;

    30% – от доходов субъектов налога, не являющихся налоговыми резидентами;

    9% – от доходов долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов или в виде процентов по облигациям;

    15 % - с дивидендов, полученных от российских организаций физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ.

5. Государственная пошлина

Устанавливается однократно в зависимости от субъекта налога и оказываемой услуги. К пошлинам относятся, в частности, регистрационные и гербовые сборы, судебные пошлины. С провозимых через границу государства товаров взимаются таможенные пошлины .

6. Налог на добычу полезных ископаемых

Налоговые ставки и их применение в отношении отдельных видов полезных ископаемых предусмотрены статьей 342 НК РФ .

Налоговым Кодексом РФ установлены следующие ставки:

    Адвалорные ставки - (как правило, в процентах) применяются к стоимостной налоговой базе.

    Специфические (например – в рублях за тонну) применяются к количеству добытого полезного ископаемого.

7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование водных биологических ресурсов.

Определятся главой 25.1 (статьи 3331. - 333.7) НК РФ. Плательщиками сбора являются - граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации. Согласно ст. 333.3 НК РФ ставки сбора устанавливаются за каждый объект животного мира отдельно. Объектами обложения признаются объекты животного мира (т.е. сами животные) в соответствии с установленным перечнем , – при изъятии их из среды обитания. В случае отстрела (отлова) молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных животных ставки сбора за пользование объектами животного мира устанавливаются в размере 50%.

8. Водный налог.

Определяется главой 25.2 (статьи 333.8-333.15) НКРФ. Размеры ставок водного налога установлены в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям.

9. Единый социальный налог.

        Региональные налоги и сборы

1. Налог на имущество организаций.

Устанавливается законом субъекта РФ. Ставка не может превышать 2,2% от среднегодовой стоимости имущества. Налог засчитывается в бюджет субъекта РФ

2. Транспортный налог.

Устанавливается НК РФ и законом субъекта РФ в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости и категории средства в расчете на 1 л. с. мощности двигателя, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства. Установленные ставки могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем в 10 раз. Налог засчитывается в бюджет субъекта РФ

3. Налог на игорный бизнес

Устанавливается законом субъекта РФ в размере: от 25 000 до 125 000 руб. за один игровой стол, кассу тотализатора; от 1500 до 7500 руб. за один игровой автомат. Если ставки налога не установлены законом субъекта РФ, то они исчисляются в минимальном установленном размере. Налог засчитывается в бюджет субъекта РФ.

III. Местные налоги и сборы

1. Земельный налог.

Устанавливается НК РФ и законодательными актами органов местного самоуправления, не может превышать: – 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения, занятым жилищным фондом и инфраструктурой ЖКХ; – 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка иного назначения. Налог засчитывается в местный бюджет

2. Налог на имущество физических лиц.

Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

Также на территории Российской Федерации действует четыре специальных налоговых режима:

    упрощенная система налогообложения (УСН), гл. 26.2 НК РФ

    единый налог на вмененный доход (ЕНВД), гл. 26.3 НК РФ

    единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) гл. 26.1 НК РФ

    патентная система налогообложения (ПСН), гл. 26.5 НК РФ

    система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, гл. 26.4 НК РФ

Упрощенная система налогообложения

Ставки налога установлены в размере 6% от суммы денежных доходов или 15% от суммы дохода с учетом ее уменьшения на величину расходов, получаемых организациями и индивидуальными предпринимателями (законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков)

Единый налог на вмененный доход.

Ставка налога установлена в размере 15% от величины вмененного дохода, получаемого организациями и индивидуальными предпринимателями от предпринимательской деятельности, и засчитывается в Федеральное казначейство.

Единый сельскохозяйственный налог.

Налог исчисляется в размере 6% от суммы денежных доходов сельскохозяйственной продукции и выращенной рыбы, уменьшенной на величину расходов и величину убытков.

Патентная система налогообложения

Налоговая база - денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения, устанавливаемого на календарный год законом субъекта Российской Федерации. Налоговая ставка - 6 %.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Особая система налогообложения, специальный налоговый режим , применяемый при выполнении соглашений , которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Действие подобного режима выгодно как инвестору, так и государству: первый имеет благоприятные условия для вклада средств в поиск, разведку, а также добычу полезных ископаемых; государство приобретает гарантии получения части прибыли от этой деятельности. Режим применяется в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции.Налоговая база определяется по каждому соглашению раздельно.Размер налоговой ставки определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса.

Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Они заключаются в следующем27 [ Тедеев, А.А. Парыгина, В.А. Налоговое право / А.А. Тедеев В.А. Парыгина, М: Юрайт, 2012]:

Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение производства.

Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Этими принципами должно руководствоваться любое государство при построении налоговой системы, так как они обеспечивают выполнение всех функций налогов.

Существующая российская налоговая система, несомненно, создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре, системе налогов и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения.

Структура действующей налоговой системы Российской Федерации

Налоговая система -- основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.

Нынешнее налоговое законодательство не содержит определения понятия налоговой системы. Однако действовавший в прошлом Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержал указанное выше понятие. Это понятие используется в теории и по сей день, с тем лишь отличием, что ранее самостоятельным компонентом налоговой системы считались пошлины -- но в соответствии с вступившими в силу главами Налогового кодекса России государственная пошлина отнесена к сборам; что же касается таможенных пошлин, в прежние времена считавшихся институтом, общим для налоговой системы и для таможенного регулирования, -- то по мере совершенствования налогового и таможенного законодательства законодатель и исследователи постепенно пришли к мнению о принадлежности их сугубо к отрасли таможенного права28.[ Тедеев, А.А. Парыгина, В.А. Налоговое право / А.А. Тедеев В.А. Парыгина, М: Юрайт, 2012]

Основой налоговой системы являются налоги и сборы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Система налогового права, впрочем, как и любого другого, -- это его внутреннее строение. Для налогового права характерно традиционное для отраслей российского права деление на Общую и Особенную части.

К Общей части налогового права относятся29 [ Игнатущенко, Н.А. Новикова, Н.М. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н.А. Игнатущенко Н.М. Новикова, МГОУ, 2011]:

Нормы, закрепляющие общие принципы построения налоговой системы Российской Федерации;

Принципы формирования налогового законодательства;

Правовые формы и методы деятельности компетентных государственных (муниципальных) органов в области налогообложения;

Основные черты правового положения участников налоговых отношений.

Особенная часть содержит30[ Тедеев, А.А. Парыгина, В.А. Налоговое право / А.А. Тедеев В.А. Парыгина, М: Юрайт, 2012]:

Нормы, конкретизирующие нормы общей части и регламентирующие порядок взимания конкретных налоговых платежей;

Круг плательщиков по каждому налогу;

Объекты налогообложения;

Налоговую базу;

Порядок исчисления и уплаты.

Систему налогового права следует отличать от системы налогов и сборов. Налоговая система и система налогов и сборов соотносятся как общее и частное. Система налогов и сборов является неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации и представляет собой совокупность отдельных видов налогов и сборов.

Итак, налоговая система - совокупность предусмотренных налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых государством, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты налогов и контроля за ними.

Налоговая система РФ включает три уровня: федеральный, региональный и местный. К федеральному уровню относятся следующие виды налогов:

Налог на добавленную стоимость;

Налог на доходы физических лиц;

Налог на прибыль организаций;

Налог на добычу полезных ископаемых;

Водный налог;

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

Налог на имущество организаций;

Налог на игорный бизнес;

Транспортный налог.

Местные налоги включают в себя:

Земельный налог;

Налог на имущество физических лиц.

Специфика структуры российской налоговой системы в части субъекта уплаты налогов характеризуется следующими обстоятельствами31.[ Игнатущенко, Н.А. Новикова, Н.М. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н.А. Игнатущенко Н.М. Новикова, МГОУ, 2011]

Низким жизненным уровнем абсолютного большинства населения РФ и вызванной этим недостаточной налоговой базой.

В структуре населения страны высокий удельный вес занимают лица предпенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже доходов остальной части населения.

Существенную роль играет и созданная в стране система уклонения от уплаты налогов, используемая преимущественно лицами, имеющими наиболее высокий уровень доходов. В результате этого отсутствует реальная налоговая база налогоплательщиков - физических лиц. При этом важно подчеркнуть, что в России степень сокрытия личных доходов значительно выше, чем доходов корпораций.

Рисунок 2. Классификация налогов РФ по принадлежности к уровню власти

Особенности современной налоговой системы России32.[ Филина, Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие / Ф.Н. Филина, ГроссМедиа; РОСБУХ, 2011]

Структура налогов в России по сравнению со структурой налогов в развитых странах характеризуется более низкой долей подоходного налога с физических лиц и высокой долей налога на прибыль предприятий. Поэтому груз налогового давления между различными плательщиками распределен неравномерно;

Чрезмерное преобладание в российской налоговой системе фискальной направленности. Это проявляется в достаточно высоких ставках по некоторым налогам;

Остра проблема собираемости налогов. Сегодня в российской экономической практике введен специальный показатель «собираемость налогов», которого нет ни в одной развитой стране. В настоящее время он составляет около 74%, а это означает, что налогоплательщики вносят в государственную казну на ј меньше налогов, чем они сами обязались внести;

Регулирующая функция налогов ограничивается в основном стимулированием инвестиций;

Слабо проявляется социально-справедливое перераспределение доходов юридических и особенно физических лиц;

Сложившаяся система налогообложения в России не стимулирует развития реального сектора экономики, а приводит к отвлечению средств в сферу потребления и услуг.

Все это приводит к большему налоговому гнету, к усилению репрессивных мер в обложении тех, кто не может или не хочет уйти в тень.

Итак, в состав налоговой системы входят:

Виды налогов, установленные на территории государства,

Субъекты налога (налогоплательщики),

Законодательная база - законы и нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения,

Органы государственной власти, на которые возложена обязанность по взиманию налогов и сборов с налогоплательщиков и контролю за своевременной и полной уплатой соответствующих налогов и сборов.


Рисунок 3. Структура налоговой системы РФ

В целом можно подвести итог, что налоговая система - это форма проявления налоговых отношений между государством и субъектами налогообложения. Налоговая система - это один из самых эффективных инструментов экономической политики государства.

Российская система налогообложения с течением времени изменялась. В силу изменения политических, экономических и социальных требований, трансформировались и функции налоговой системы. В настоящее время налоги из простого инструмента пополнения государственного бюджета стали главным регулятором всей экономики государства, влияя на ее структуру, пропорции, темпы развития и общие условия функционирования.

Новое на сайте

>

Самое популярное