Домой Микрозаймы Проблемы и перспективы развития лизинга в коммерческом банке. Современные проблемы использования лизинга в россии и пути их решения

Проблемы и перспективы развития лизинга в коммерческом банке. Современные проблемы использования лизинга в россии и пути их решения

В ведущих странах мира, какуже отмечалось, лизинговые операции составляют до */3 совокупных инвестиций, а их объем в среднем еже­годно увеличивается на 12-13%. В России же доля лизинговых опера­ций в инвестициях остается очень низкой (по разным оценкам, от 1 до 6%). При этом определенные направления лизинговой деятельности находятся в начальной стадии развития: слабо используется лизинг при осуществлении инвестиций в недвижимость, почти не применя­ются оперативный, возвратный виды лизинга.

Лизинговый бизнес в России осуществляется в сложных условиях. Прежде всего это связано с низким уровнем кредитоспособности пред­приятий, высокой стоимостью и трудностями получения долгосроч­ных кредитов. К числу факторов, объективно тормозящих развитие лизинга, также относятся острая нехватка стартового капитала для орга­низации лизинговых компаний; неразвитость инфраструктуры лизин­гового рынка, в частности, дефицит услуг по юридической, консульта­ционной и информационной поддержке участников рынка; неблаго­приятный (для лизинга) налоговый режим; недостаток квалифициро­ванных кадров для лизинговой деятельности и отсутствие системы их подготовки. В целом масштабы лизинговых операций в России не от­вечают реальным потребностям. Между тем лизинг мог бы стать важ­ным фактором преодоления инвестиционного кризиса и модерниза­ции производства. Так, по расчетам специалистов, лизинг отечествен­ных воздушных судов мог бы позволить российским авиакомпаниям к 2010 г. на 95% обновить парк самолетов.

Количества лизинговых компаний, которые работают на российс­ком рынке, сегодня явно недостаточно: их как минимум должно быть на порядок больше. Российские компании далеки от того, чтобы ис­пользовать все разнообразие лизинговых операций в полной мере. К числу основных проблем, тормозящих развитие лизинга, специали­сты относят следующие:

♦ высокий уровень процентных ставок; процентные ставки по кре­дитам намного превышают норму средней прибыли в промышленнос­ти, строительстве и сельском хозяйстве;

♦ нехватка стартового капитала и финансовая слабость лизин­говых компаний, которые во многом зависят от банков-учредите­лей и используются часто лишь как форма кредитования предпри­ятий;

♦ двойное обложение налогом на добавленную стоимость; по су­ществующему порядку НДС взимается за приобретаемое лизингодате - лем оборудование и, кроме того, НДС дополнительно начисляется на лизинговые платежи;

♦ - недостаточное понимание сущности лизинга, его достоинств как потенциальными лизингодателями, так и предпринимателями - по­тенциальными лизингополучателями;

♦ отсутствие инфраструктуры лизингового рынка, сети лизинго­вых компаний, консалтинговых фирм, которые обслуживали бы всех участников рынка;

♦ отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, ко­торая обеспечивала бы постоянной и доступной информацией о пред - j і ожс 1111 ях л и з и н говых услуг;

♦ недостаточная квалификация инехваткаопытныхкадровдляли - зинговых компаний;

♦ высокая стоимость национальных кредитных ресурсов;

♦ неблагоприятные условия налогового, таможенного и валютно­го законодательства, не позволяющие в короткие сроки получить ли­зинговое имущество обратно при расторжении сделки; это заставляет лизингодателей ужесточать требования по обеспечению сделки, что практически исключает малый из потребителей лизинговых услуг;

♦ отсутствие вторичного рынка оборудования;

♦ необходимость залога и крупного аванса;

♦ проблемы с определением кредитоспособности партнеров.

В России, каки вдругих странах, лизингодатель сохраняет собствен­ность на арендуемое имущество. Однако процедуры реализации зало­говых прав в России сложны и не отработаны. Кредитор не может про­сто взыскать в свою собственность заложенное имущество, требуются судебное решение и аукционная продажа. Российские банки и лизин­говые компании очень редко рассматривают право собственности на лизингуемое имущество какдостаточно надежную гарантию своих ин­тересов в лизинговой сделке. Обычно сделки в России заключаются, если в контракте предусмотрены весомые и дублирующие друг друга добавочные меры финансового обеспечения в дополнение к восстано - вимым правам владения, определенным в Гражданском кодексе РФ.

Тщательный кредитный анализ, значительная невозвратная предоп­лата наличными, страхование интересов по сделке являются наиболее действенными средствами обеспечения обязательств лизингополуча­теля по арендным платежам.

Российский рынок лизинговых услуг имеет высокую степень риска непогашения платежей за объект лизинга. В большой мере это связано с завышенными прогнозами реализации продукции, произведенной

Нализингуемом оборудовании. Поэтомулизинговые компании вынуж­дены назначать высокую залоговую стоимость оборудования (до 30% от стоимости оборудования), являющегося предметом договора, тре­буя при этом дополнительное обеспечение. Последнее обычно вклю­чает: акции предприятий; недвижимость в крупных российских горо­дах; гарантии других банков; государственные ценные бумаги по зало­говой стоимости; имущество, принадлежащее лизингополучателю.

Кроме того, применяются и дополнительные меры обеспечения лизин говых сделок: договор гарантии поставщика о возмещении ущерба лизингодателю; обязательство поставщика выкупить оборудование по фиксированной цене в случае невыполнения лизингополучателем обя­зательств по контракту; ценовые гарантии и т. д. Указанные способы защиты от рисков значительно сокращают количество потенциальных потребителей лизинговых услуг.

К проблеме, требующей неотложного решения, относится также процедура информационного обеспечения лизинга. Для ее решения предлагается на государственном уровне предусмотреть порядок струк­турного информационного обеспечения лизинговых сделок, прежде всего в приоритетных областях, в которых необходимо первоочередное развитие лизинговых сделок, процедуру выдачи гарантий под эти сдел­ки. Вместе с тем нужна доступная для отечественных и зарубежных фирм информация, на базе которой укреплялись бы и совершенство­вались хозяйственные связи между участниками лизинговых сделок. Как известно, лизинг в основном развивается в Москве, Санкт-Петер­бурге, Нижнем Новгороде и в некоторых других крупных городах. По­тенциал регионов, их ресурсы используются еще весьма слабо в лизин­говых операциях. Многое могут и должны сделать для развития лизин­га в регионах территориальные торгово-промышленные палаты.

В целом для развития лизинга в России сформировались некоторые позитивные условия, связанные с созданием законодательной, норма­тивно-правовой и методической базы. Наблюдается также увеличива­ющаяся потребность предприятий в скорейшем осуществлении тех­нического перевооружения производства, в выпуске конкурентоспо­собной продукции. По прогнозам, масштабы лизинговых операций в ближайшие годы должны возрасти в несколько раз, и лизинг уже в бли­жайшие годы может занять прочные позиции среди финансовых ис­точников, направляемых на техническое перевооружение и создание новых конкурентоспособных производств.

В условиях нехватки собственных финансовых ресурсов лизинг является одним из основных финансовых инструментов, позволяющих осуществлять крупномасштабные капитальные вложения в модернизацию производства.

Темпы роста рынка лизинга в России в 2006 г. замедлились и составили 36% по сравнению с 47% в 2005 г. Основных успехов в области лизинга, по мнению экспертов, тогда удалось добиться в тех отраслях, которые активно дотировались государством (авиастроение и агропромышленный комплекс).

Объем лизинговых операций в 2005 г. (более 650 млн. дол.) выполнили в основном 40 крупнейших лизинговых компаний России. Суммарный объем лизинга в 2005 г. оценивается примерно в 2,5 млрд. дол. (около 4,5% от всех инвестиций в основные фонды).

Наибольшие изменения были заметны в авиастроительной отрасли, авиационных грузопассажирских перевозках и в АПК - в основном благодаря программам государственной поддержки. Развитие лизинга в стране свидетельствует о том, что государство заинтересовано в развитии отечественной наукоемкой отрасли. Если бы не правительственная поддержка, то в 2005 г., например, компания «Дальавиа» не смогла бы купить Ту-214. Правда, компаний, работающих по схемам федерального лизинга либо реально пользующихся господдержкой, совсем немного в АПК. По прогнозам специалистов, в ближайшее время ожидается появление таких компаний на железнодорожном транспорте в сфере управления и эксплуатации природных ресурсов

Стимулировать темпы роста «негосударственных» лизинговых операций можно, лишь устранив целый ряд тормозящих факторов, содержащихся в российском законодательстве.

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются сейчас лизинговые компании в России, является неотработанность процедур досудебного возвращения имущества лизингодателя в случае неплатежей со стороны лизингополучателя. До момента окончания срока лизинговой сделки объект лизинга по закону находится в собственности лизинговой компании. Однако Гражданский кодекс и иные нормативные акты не предусматривают возможности досудебного изъятия собственного имущества у недобросовестного лизингополучателя. Вернуть свою собственность лизинговая компания может только в судебном порядке. Известно, что судебное разбирательство в нашей стране может длиться 3-4 месяца и больше, кроме того, довольно сложно добиться реального возврата имущества. Лизинговой компании приходится ждать своего имущества до полугода, за это время объект лизинга нередко теряет свою ликвидность.

Еще одна сложность, которая тормозит развитие лизинга в России, это - проблемы с возвратом НДС. Для того чтобы сдать некий объект в лизинг, компания должна сначала его купить и заплатить НДС государству. Вернуть НДС из бюджета - большая проблема. Это приводит к нехватке свободных денежных средств и к приостановке других проектов компании.

Недостатком существующего законодательства в области лизинга считается также невозможность повторной сдачи объекта в лизинг. В российском законодательстве не предусмотрено системы повторной сдачи имущества в лизинг. В случае расторжения договора по каким-либо причинам лизинговая компания не имеет право повторно сдать объект в лизинг. Дело в том, что налоговые органы признают сделку лизинговой, а значит, лизинговая компания получит все причитающиеся ей льготы (возможность включения лизинговых платежей в расходы, ускоренная амортизация объекта лизинга, и, как следствие, уменьшение налога на имущество) лишь в том случае, если она покупает объект под заказ конкретного заказчика. В случае разрыва контракта ей остается либо снова его купить и тогда уже сдавать, либо кому-то продать.

Из-за того, что в законодательстве нет четко установленного срока лизинговых сделок, активно развиваются так называемые «серые схемы», когда компании «под прикрытием» налоговых льгот, предоставляемых в случае лизинга, просто покупают в рассрочку оборудование, машины и т.п. Подобная же проблема возникает из-за того, что в законодательстве не ограничена предоплата для покупки объекта лизинга со стороны лизингополучателя. Проблемы недобросовестности, правда, уже со стороны лизинговых компаний, возникли после отмены лицензирования этого вида деятельности. Поставщики не могут отделить лизинговую компанию от псевдолизинговой, которая на самом деле, может, и не занимается лизингом, и, соответственно, это затрудняет предоставление ими скидок и отсрочек настоящим лизинговым компаниям.

Помимо законодательных проблем, развитию российского лизинга мешает недостаточная заинтересованность как банков, кредитующих лизинговые компании, так и производителей. Среди производителей и дилеров не все понимают значение лизинга для роста объемов продаж настолько, чтобы предоставлять лизинговым компаниям преференции при приобретении основных средств для последующей сдачи в лизинг. Большинство из них не предоставляют лизинговым компаниям скидки при приобретении, рассрочку оплаты. Большинство лизинговых компаний испытывают трудности с финансированием. Банки пока не кредитуют независимые от них лизинговые компании. Изменения отношения банков и производителей к лизинговым схемам зависит, в первую очередь, от возможности лизинговой компании в досудебном порядке вернуть свою собственность за неуплату.

От государственных средств зависит судьба многих лизинговых компаний как федерального, так и регионального уровней. Более того, стимулируя развитие рынка лизинговых услуг, государство предоставляет субсидию по страховке сделок в размере 50%, то есть лизингополучатель платит страховщику лишь половину страховой суммы, а остальное напрямую идет из госбюджета прямо к страховой компании. На этом фоне замедление темпов роста лизингового рынка (53% - в 2007 г., 21% - в 2008 г.) заставляет задуматься о его зависимости от роста бюджета РФ и размера средств на поддержку лизинга - по некоторым оценкам, сегодня до 30-35% этих средств на лизинговом рынке имеют бюджетное происхождение.

УДК 339.187.62

И.В. Капешина

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ

Ж.М. Корзоватых

Аннтоация. В статье рассматриваются особенности развития лизинга в России в современных условиях, а также влияние кризиса, начавшегося в 2014 г., перспективы и возможности развития рынка лизинговых услуг.

Ключевые слова: лизинг, лизинговый портфель, лизингодатель, лизингополучатель, лизинговый рынок.

Inna Kapeshina Zhanna Korzovatykh

Keywords: leasing, leasing portfolio, lessor, lessee, leasing market.

В нелегкое для России время - экономический кризис, начавшийся в 2014 г. и продолжающийся до сих пор вместе с курсом рубля стали ослабевать и все отрасли национальной экономики. Имеющиеся ранее проблемы, такие как зависимость от экспорта нефти и отсутствие импортоза-мещения, усугубились еще сильнее. Но для некоторых отраслей ухудшение ситуации в конкурентных областях экономики открыло новые горизонты. Например, такая финансовая услуга как лизинг стала более выгодной по сравнению с кредитом, так как вслед за учетной ставкой увеличились и процентные ставки по кредитам. Вследствие этого, финансовая аренда (лизинг) стала более привлекательна для клиентов. Но и лизинг имеет ряд проблем, решение которых необходимо в условиях кризиса особенно, так как спрос на лизинговые услуги по сравнению с предыдущими годами сбавил темпы роста .

Основным нормативным документом, регламентирующим правовые и организационно-экономические особенности лизинга, является Федеральный закон № 164-ФЗ от 29 октября 1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)». В соответствии со ст. 2 лизинг - это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией сделки лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга . М. А. Марков определил, что лизингом называется одна из форм «кредита», при которой происходит передача объекта собственности в долгосрочную аренду с последующим правом выкупа и возврата . М. А. Боровицкая под лизингом понимает комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату .

Улучшить экономическое положение страны, снизить влияние кризисных явлений можно посредством инвестиций, которые являются основным фактором стимулирования производства. В связи с этим лизинг наиболее выгоден, так как с его помощью можно улучшить инвестиционную привлекательность - как отдельных отраслей, так и страны в целом, активизировать инновационную деятельность предприятий в сфере оказываемых услуг или выпускаемой продукции - обновленные производственные средства будут производить более качественную и конкурентоспособную продукцию, сформировать эффективный и честный механизм инвестиционной политики - ведь привлекаемые средства будут использоваться на конкретные цели . В настоящее время лизинг стал пользоваться большим спросом, в связи со следующими факторами.

1. Значительно выросли ставки по банковским кредитам, поэтому клиенты начинают искать новые, более доступные источники и способы финансирования, но это также отрицательно влияет на лизинговый рынок, так как основным источником финансирования являются банки.

2. Высокий процент степени износа, морального и физического старения оборудования на многих предприятиях страны, что обуславливает необходимость их скорейшего обновления.

© Капешина И.В., Корзоватых Ж.М., 2016

3. На лизинговые услуги предприниматель получает налоговые льготы что позволяет снизить расходы по налогам и увеличить прибыль. Например, с соответствии с 25 главой Налогового кодекса РФ платежи по договорам лизинга в полном объеме уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Это означает, что государство дает отечественным предприятиям легальную возможность посредством лизинга направлять свои ресурсы на расширение производства и внедрение передовых технологий, а не на уплату налога) .

4. Для малых предприятий лизинг - практически единственный способ обновления основных фондов, поскольку у них отсутствуют большие финансовые средства для покупки оборудования. Многие предприниматели осознают выгодность лизинговых сделок и используют их в качестве альтернативы аренде и покупке оборудования и недвижимости .

По опросам топ-менеджеров экспертами рейтингового агентства «Эксперт РА», выяснилось, что ключевыми моментами для развития лизингового рынка в 2016 г. респонденты считают сокращение спроса на лизинг (41 % опрошенных), а также ухудшение платежной дисциплины и кредитного качества клиентов (39 %), которое являлось основной угрозой и в 2015 г., по мнению 43 % опрошенных. Вопрос о сужении доступа к фондированию требуемого объема и срочности годом ранее стоял острее: 27 % участников отмечали данную проблему в опросе на 2015 г., а на 2016 г. - только 18 %. Свертывание программ господдержки из-за усиления спада в экономике рассматривают в качестве фактора, сдерживающего развитие рынка, только 2 % опрошенных (см. рис. 1) .

Рис. 1. Ключевые угрозы для развития рынка лизинга в 2016 г.

Высокие кредитные ставки и рост проблемных активов привели к сжатию рынка лизинга на 26 % и, как следствие, снижению рентабельности лизингодателей. Лизинговые компании в ответ вынуждены сокращать расходы и поддерживать ликвидность для сохранения бизнеса. За январь - сен-

тябрь 2015 г. объем нового лизингового бизнеса сократился примерно на четверть по сравнению с прошлогодним за тот же период и составил 385 млрд руб. В третьем квартале 2015 г. лизинговый рынок немного отыграл падение, продемонстрированное в первом полугодии (около 30 %). Поддержали рынок сделки в рамках госпрограммы льготного автолизинга, а также последовательное снижение ключевой ставки ЦБ РФ, позитивно отразившееся на стоимости фондирования. Меньшее падение суммы договоров лизинга (-22 %) по сравнению с новым бизнесом связано, в частности, с увеличением сроков лизинга вследствие снижения размера ежемесячных платежей по просьбе клиентов .

Размер лизингового портфеля практически не изменился за последние 12 месяцев и составил 2,95 трлн руб. Однако объем полученных лизинговых платежей продолжает с 2014 г. превышать объем профинансированных средств. Ожидаемого участниками рынка сокращения портфеля не произошло из-за роста объема реструктурированной задолженности и переоценки валютных договоров лизинга. По итогам девяти месяцев 2015 г. лидером рынка по объему нового бизнеса стал «ВТБ Лизинг», до того занимавший первое место в 2009 г. Возглавить рейтинг компания смогла за счет крупных авиасделок, на которые пришлось около 60 % нового бизнеса лизингодателя. На вторую позицию, уступив лидеру около 2 млрд руб., переместился «ВЭБ-лизинг». С пятого на третье место поднялся «Сбербанк Лизинг», показавший прирост нового бизнеса на 75 % (отчасти это связано с эффектом низкой базы прошлого года). В совокупности на тройку лидеров приходится, как и годом ранее, около 38 % всего объема нового бизнеса .

Реализация государственных мер по поддержке экономики России посредством лизинговых услуг госкомпаний, а также активное участие последних в розничных сделках существенно повлияли на структуру рынка по видам собственности. Так, доля частных компаний в объеме нового бизнеса снизилась с 55 % до 47 % за три квартала 2015 г., а в топ-5 рынка теперь входят четыре лизингодателя с госучастием в капитале .

За январь-сентябрь 2015 г. доля крупнейшего сегмента - автолизинга - достигла около 37 % (32 % за девять месяцев 2014 г.), однако в процентном выражении сегмент сократился на 16 %.

Спад в экономике России привел к заморозке проектов по обновлению основных фондов, вследствие чего падение спроса на лизинг длится с 2013 г. Дополнительный удар по спросу клиентов нанесло повышение ключевой ставки Банком России в конце 2014 г. Несмотря на ее постепенное снижение, ставки по кредитам нефинансовому сектору, в том числе лизинговым компаниям, остаются на высоком уровне относительно докризисной ситуации. Высокая стоимость заемных средств снижает экономическую привлекательность лизинга для потенциального клиента и приводит к сокращению новых лизинговых договоров и маржинальности лизингового бизнеса. Средняя маржа (разница между величиной ставок по лизинговым платежам и привлеченным под реализацию лизинговой сделки средствам) лизинговых компаний снизилась 4,3 до 3,7 % . На лизинговый рынок также все большее негативное влияние оказывает снижение платежеспособности клиентов.

Ухудшение качества лизингового портфеля привело к росту объема изъятой техники. Согласно данным компаний, за девять месяцев 2015 г. объем изъятой техники составил около 53 млрд руб., что почти на 90 % больше, чем за девять месяцев 2013 г. Около 90 % изъятого, как правило, идет на вторичный рынок. «Лизинговые компании сейчас основные усилия сосредотачивают не на работе с новой техникой, а на реализации изъятой, бывшей в употреблении техники и работе с дебиторской задолженностью», - отмечает Владимир Добровольский, заместитель генерального директора государственной транспортной лизинговой компании. Стоит отметить, что лизингодатели вынуждены избавляться от изъятого оборудования с дисконтом. Поэтому убытки по статье от реализации основных средств сегодня все чаще фигурируют в финансовых отчетах лизинговых компаний .

Сокращение объема новых договоров лизинга, подорожавшее фондирование и потери от проблемных сделок сказались на финансовом результате лизингодателей за последние два года. Так,

рентабельность капитала компаний за девять месяцев 2015 г. в среднем по рынку составила 6,2 %, что почти в три раза меньше, чем за аналогичный период 2013 г.. Рентабельность активов за январь-сентябрь составила меньше 1 % (двумя годами ранее 1,6 %). В целях снижения давления на рентабельность бизнеса лизинговые компании вынуждены были проводить оптимизацию расходов. Как правило, компании урезали бюджеты на маркетинговые услуги, ИТ-обеспечение, стратегическое и оперативное управление. Большое внимание было уделено оптимизации расходов на содержание сети структурных подразделений. Произведено сокращение региональных подразделений с невысокой эффективностью, а головные офисы переведены в помещения с меньшей арендной платой. Произошло значительное сокращение сотрудников: по оценке агентства, за последние два года численность занятых в лизинговой отрасли сократилась почти на 25 % и составляет сейчас около 10,1 тыс. чел. .

Затянувшийся кризис 2014 г. негативно отразился на всех отраслях экономики страны. Тем не менее, есть надежда на улучшение ситуации в сфере лизинга, что повлечет за собой и оживление производства. Развитию рынка лизинговых услуг может поспособствовать несколько факторов.

1. Подготовка к Мировому чемпионату по футболу - ожидается небольшой рост в сфере реализации дорожно-строительных машин и оборудования.

2. Строительство газопровода «Сила Сибири» и объектов инфраструктуры Крыма также повлияют на рост рынка лизинга.

3. Санкции от иностранных государств, которые являются основными импортерами оборудования, и напряженные с ними отношения будут стимулировать развитие отечественного производства оборудования. Это хороший шанс для лизинговых компаний принять участие в создании импортозамещающих мощностей.

4. Ухудшение платежеспособности клиентов в связи с кризисными явлениями в экономике приведет к падению спроса на оборудование и недвижимость, но может положительно сказаться в сторону лизинговых услуг по покупке оборудования и недвижимости.

5. Увеличение процентных ставок по кредитам повлияет и на ставки по лизингу, поскольку основная доля финансовых средств лизинговых компаний (около 60 %) состоит из банковских кредитов - это отрицательно скажется на количестве лизинговых сделок.

Таким образом, можно отметить, что в целом, при проведении политики протекционизма и субсидирования государством промышленных отраслей, есть надежда на положительную динамику развития не только лизингового рынка, но и экономики страны в целом. Но на данный момент нельзя точно предугадать сценарий развития политической ситуации в мире, поэтому перспективы лизинга на 2016 и последующие годы пока неутешительные, резкого и быстрого оживления на данном рынке не ожидается. С учетом резкого падения курса рубля и цен на нефть в январе 2016 г., наступивший год станет для лизинговых компаний еще сложнее, чем 2014 и 2015 гг. Почти все сегменты будут продолжать снижать объемы своей деятельности. Динамика рынка лизинга в 2016 г. во многом будет зависеть от масштабов антикризисных госпрограмм и их реализации в отношении лизинговых услуг. Возможно, именно поддержка государства и стимулирование программ импортозамещения смогут положительно повлиять на состояние рынка лизинга.

Библиографический список:

1. Беккерман, А. Ю. Проблемы и перспективы российской лизинговой отрасли / А. Ю. Беккерман. - Экономика, управление, финансы: материалы V междунар. науч. конф. - Краснодар: Новация, 2015. - С. 1720.

2. Боровицкая, М. А. Банковские услуги предприятиям: учебно-методическое пособие / М. А. Боровская, Я. А. Налесная. - Таганрог: ТРТУ, 2006. - 312 с.

3. Лизинг-2015: стратегии для кризиса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.banki.ru /news/daytheme/?id=7473820 (дата обращения: 05.03.2016).

4. Лизинг: с надеждой на 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.baltlease.ru/ press/articles/read/169996/ (дата обращения: 18.03.2016).

5. Лещенко, М. И. Основы лизинга / М. И. Лещенко. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 328 c. - ISBN 5-279-02970-X.

6. Марков, М. А. Лизинг. Основные понятия и определения [Электронный ресурс] / М. А. Марков. - Режим доступа: http://www.finanalis.ru/litra/334/9228.html (дата обращения: 02.04.2016).

7. О финансовой аренде (лизинге) [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ (ред. от 31.12.2014). - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.03.2016).

8. Результаты опроса топ-менеджеров лизинговых компаний в рамках XIV Всероссийской конференции «Лизинг в России-2015»: курс на замещение/смещение приоритетов/неизбежное сокращение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/leasing/opros_2015/ (дата обращения: 01.04.2016).

9. Рогуленко, Т. М. Концепция управленческого учета на предприятии / Т. М. Рогуленко, Д. С Лукин// Вестник университета. - 2015. - № 1. - С. 157-162.

10. Рязанцева, М. В. Перспективы и проблемы развития лизинга в России [Электронный ресурс] / М. В. Рязанцева // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 9. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/09/16756 (дата обращения: 11.04.2016).

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Ситкин Артем Иванович. Проблемы развития лизинга в Российской Федерации: диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.10 / Ситкин Артем Иванович; [Место защиты: Акад. бюджета и казначейства М-ва финансов РФ]. - Москва, 2008. - 190 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-8/56

Введение

Глава 1 Анализ сущности и теоретических основ формирования лизинга как формы кредитно-финансовых отношений 10

1.1 Проблемы формирования финансовых источников инвестиций предприятия 10

1.2 Сущность и виды современного лизинга 17

1.3 Достоинства и недостатки лизинга как формы организации инвестиционного процесса 36

Глава 2 Анализ рынка лизинговых услуг в России и за рубежом 41

2.1 Анализ зарубежной практики лизинга 41

2.2 Особенности правового регулирования лизинговых отношений в Западных странах 50

2.3 Создание рынка лизинговых операций в Российской Федерации и оценка

его современного состояния 79

Глава 3 Основные направления развития лизинговых отношений в России 106

3.1 Правовая база лизинга в России. Ее состояние и перспективы развития 106

3.3 Основные направления совершенствования работы с лизингополучателем в лизинговой компании 132

Заключение172

Список литературы 180

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Обеспечение конкурентоспособности предприятия в рыночной экономике во многом зависит от его способности постоянно обновлять и модернизировать имущество производственного назначения, что предполагает поиск приемлемых источников финансирования. Важным источником финансирования капитальных вложений предприятий во многих странах является лизинг. Он выгоден всем участникам сделки. Лизингополучателю лизинг позволяет осуществлять производственные капиталовложения, а лизингодателю гарантирует стабильный доход.

В России актуальность развития лизинга обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием основного капитала: износ оборудования в ряде отраслей российской экономики превышает 50%, низка эффективность\-его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Одним из-вариантов решения этих проблем является лизинг. Кроме того, развитие лизинга в условиях ограниченности долгосрочного кредитования производственной деятельности предприятий в связи с высокими кредитными рисками способствует расширению сферы финансирования и снижению рисков кредитования, гарантируя целевой характер и обеспеченность кредитов.

Лизинг обладает большими возможностями при решении таких народнохозяйственных задач, как перевооружение производственных мощностей на выпуск высокотехнологичной продукции, создание конкурентоспособной среды, развитие малого и среднего предпринимательства, увеличение занятости населения, т.е. тех задач, которые определяют улучшение социально - экономического положения в стране.

Вместе с тем, далеко не все задачи по эффективному развитию лизинга решены. Это касается правового обеспечения лизинга, ограниченности сфер применения лизинга и объектов лизинговых сделок, совершенствования организации лизинговой деятельности в российской экономике.

Таким образом, актуальность темы исследования;определяется:

необходимостью использования лизинговой формы финансирования перевооружения народного хозяйства в условиях высокого износа и выбытия^ основных фондов;

несовершенством правовой базы регулирования лизинга;

Недостатками в организации деятельности-лизинговых компаний.
Целью диссертационного исследования является разработка

Для достижения поставленной: цели необходимо? решение: следующих задач:

исследовать теоретические основы-"лизингового бизнеса^-показать его роль в решении^ инвестиционных проблем? российских предприятий? на современном этапе развития экономики;

определить особенности и проблемы российской и зарубежной лизинговой практики на основе анализа зарубежного и отечественного опыта предоставления лизинговых услуг;

выявить и обосновать преимущества лизинга как вида инвестиционной; деятельности на основе проведения сравнительного анализа с альтернативными 1 формами финансирования производства- с учетом действующих в России уеловийшалогообложения:и- кредитования;.

Провести: оценку рисков лизинговой деятельности и; предложить способы, их снижения в: современных условиях развития, российского лизингового рынка;

На основе исследования порядка заключения лизинговых сделок
определить особенности работы с лизингополучателем в лизинговой компании и
внести предложения по ее улучшению;

определить эффективность правовой базы регулирования лизинговых отношений в Российской Федерации;

разработать и обосновать предложения по повышению эффективности лизинговой деятельности в России для стимулирования инновационного пути развития.

Объектом исследования является рынок лизинговых услуг в России и за рубежом.

Предметом исследования, являются экономические отношения, возникающие при долгосрочном лизинговом финансировании инвестиций- в основной капитал отраслей российской экономики:

Теоретической и методологической базой исследования послужили фундаментальные научные труды по теории финансов, экономической теории, финансового менеджмента, налогообложения, страхования, работы, отечественных и.зарубежных ученых, законодательные акты РФ, нормативные документы Правительства^ РФ, данные Федеральной службы, государственной статистики, Банка России, периодической печати.

Применение- лизинга как одного из возможных источников инвестирования предприятий и проблемы его развития активно обсуждаются в экономической литературе. Существенный вклад в развитие теории и практики лизинга внесли такие российские ученые, как В.А.Горемыкин, В.Д.Газман, В.В.Ковалев, Д.В.Лелецкий, Е.В. Кузнецова, А.И.Олыианый, Е.Н. Чекмарева, Д.А. Сургутов, М:В Л. Круглова, А.А.Иванов, Л:Н. Прилуцкий, А.Э. Первышин, А.Т. Юсупов, Е.В. Колуга, В".М". Джуха, М.И. Лещенко, В:В. Комаров, а.также зарубежные исследователи: Ф. Котлер, Э. Рид, М.Д. Джонк, С. Майерс, Э.Дж.Долан, Д. Линсей, Б. Коллас, Р.Л. Петерсон, Р. Грант.

Для наиболее полной и эффективной адаптации к российской экономике, лизинговые отношения и их использование, и развитие в современных условиях требуют дальнейшего совершенствования.

Методы исследования. В диссертационной работе при систематизации полученных данных, построении"схем и таблиц использовались методы сводки, группировки, сравнительных оценок, факторного и статистического анализа.

Положения, выносимые на публичную защиту:

выделены, разработаны и формализованы этапы и процедуры осуществления лизинговой сделки для совершенствования деятельности лизинговых компаний;

обоснована и адаптирована к^ современным российским - условиям методика расчета лизинговых платежей- с учетом действующего в России порядка регулирования экономической деятельности, позволяющая обеспечить прибыльность сделки для. лизинговой компании и подтверждающая преимущества лизинга перед альтернативными формами финансирования;

предложены меры активизации государственной - - поддержки, предоставление налоговых" льгот, субсидирование процентных ставок в лизинговых сделках, расширение сферы государственных заказов на оборудование, предоставляемое по лизингу, страхование лизинговой деятельности, разработка федеральных целевых программ, что создаст стимулы для продвижения продукции отечественных производителей и модернизации отраслей реальной экономики в России;

выявлены такие факторы ограничивающие сферы и объекты лизинга в России, как несовершенство правовой базы, нехватка финансирования, недостаточность государственной поддержки лизинга;

разработаны подходы к определению-основных рисков, управлению ими и способы их минимизации в ходе реализации проекта; на основе исследования лизинговой і деятельности в лизинговой" компании обоснованы методы оптимизации стоимости лизинговой сделки, обеспечивающие прибыльность лизинговой сделки на выгодных для лизингополучателя условиях;

Разработанные поправки в действующее законодательство,
затрагивающие вопросы определения лизинга, его лицензирования,
инвестиционных льгот, применения ускоренной амортизации, залогового
законодательства для расширения сферы применения и повышения
эффективности лизинговой деятельности.

Научная новизна исследования определяется следующими результатами:

систематизированы теоретические основы лизинга как- формы предпринимательской деятельности, показаны его роль и преимущества как вида инвестиционной деятельности в современных условиях на основе проведения сравнительного анализа достоинств и недостатков- лизинга с альтернативными формами^финансирования инвестиций (стр. 17);

выявлены основные тенденции развития* лизинговой" деятельности за последнее десятилетие в странах с развитой рыночной экономикой* и в Российской Федерации^ выявлены их особенности и проблемы, ограничивающие роль лизинга в эффективной* модернизации- российской экономики (стр. 40);

определены условия, обеспечивающие реализацию преимуществ лизинга перед банковским кредитованием, с учетом действующего порядка регулирования инвестиционной и банковской деятельности в, Российской Федерации (стр. 143);

разработаны предложения по активизации- государственной политики, направленные на усиление роли- лизинга в обеспечении, технического перевооружения российской-экономики"(стр. 121);

предложены направления совершенствования законодательного обеспечения лизинговых отношений в России, включая внесение изменений в нормы Гражданского Кодекса и-ряд профильных законов по регулированию финансового рынка с целью повышения эффективности правовой, базы регулирования лизинговых отношений в Российской Федерации (стр. 106).

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для повышения эффективности деятельности лизинговых компаний, разработке государственной экономической политики, стимулирующей- развитие лизинга продукции отечественных производителей на примере ряда отраслей промышленности, транспорта и строительства, совершенствования- законодательного регулирования лизинга:

разработаны меры активизации государственной экономической политики развития лизинга, включая предоставление налоговых льгот, субсидирование процентных ставок в лизинговых сделках, расширение сферы государственных заказов на оборудование, предоставляемое по лизингу, страхование лизинговой деятельности, разработку федеральных целевых программ, что создаст стимулы для продвижения продукции отечественнык производителей и модернизации,отраслей реальнойэкономики в России;

внесены предложения по совершенствованию деятельности лизинговой компании, в том числе путем установления-оптимального размера лизинговых платежей, обеспечивающих прибыльность для лизинговой компании и привлекательность для лизингополучателя по сравнению

предложены направления совершенствования законодательного и экономического обеспечения лизинговых отношений в России" включая внесение изменений-в нормы Гражданского Кодекса*и ряд профильных законов* по регулированию финансового рынка, что* позволяет уточнить і основные категории лизинговой деятельности, в-том числе выявить.критерии"отнесения лизинговых сделок к собственно лизингу и «псевдолизингу», расширять сферу применения и объекты лизинга; увеличивать, объемы и повышать эффективность лизингового бизнеса.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования представлены в выступлениях на третьей и пятой межвузовских

научно-практических конференциях молодых ученых по актуальным вопросам менеджмента и бизнеса, организованных Национальным институтом бизнеса -Московского гуманитарного университета, проходивших в Москве в 2004 и 2006 гг.

Аналитические материалы и предложения по минимизации рисков лизинговой деятельности, содержащиеся в диссертационном исследовании, использовались в практической деятельности ООО «Лизинговая компания «ТИЭЛ»» (справка о внедрении №25-06-07/1 от 24 мая 2007г.)

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликованы 9 работ объемом 2,75 п.л., в том числе в издании, рекомендованном ВАК РФ -журнал «Финансы», 2006, №12 - объемом 0,29 п.л.

Структура диссертационной работы определяется поставленной целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, 5-ти приложений. Объем диссертационной работы составляет 185 страниц.

Проблемы формирования финансовых источников инвестиций предприятия

Инвестиционные процессы - важнейший элемент общественного производства. Без них немыслим процесс воспроизводства. Это не только замена выбывающих в процессе естественного износа средств труда, но и увеличение мощностей производства, в том числе и на более высоком качественном уровне.

Термин «инвестиции» в России получил широкое распространение после начала рыночных реформ. Это более широкое понятие, чем ранее употребляемое в СССР понятие «капитальные вложения». Если привязывать их к капитальным вложениям, то можно утверждать, что инвестиции - валовые капитальные вложения с добавлением к ним среднегодовых затрат оборотного капитала хозяйствующего субъекта, вложения в ценные бумаги; а также вложения, связанные с титулом собственника, которые обеспечивают при этом получение дохода1.

С позиций требования рынка в состав инвестиций следует включать:

денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, паи и доли в уставных капиталах организаций, ценные бумаги, кредиты и займы и т.п.);

остаточную стоимость имущества (зданий, сооружений, машин, оборудования, приборов, инструмента и т.п.);

стоимость права использования земли;

имущественные права, которые могут быть оценены денежным эквивалентом (лицензии, патенты, товарные знаки, сертификаты, свидетельства на модели средств труда и т.п.)

1 Абрамов СИ. Инвестирование. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2000, с. 7 В настоящее время все большее значение приобретают вложения в инновации, что связано с возрастанием роли научно-технического прогресса во всех сферах деятельности и развитием конкуренции. Не менее важным направлением инвестирования являются вложения в финансовые активы. Инвестиционные товары в материально-вещественной форме стали замещать некоторые финансовые активы в виде акций, облигаций и ценных бумаг.

Система хозяйственных решений, определяющих объем, структуру и направления инвестиций, как внутри хозяйствующего субъекта (предприятия, фирмы, компании и т.д.), региона, страны, так и за их пределами с целью развития производства, предпринимательства, получения прибыли или других конечных результатов составляет основу инвестиционной политики, посредством которой достигается решение многих задач, например совершенствование структуры производства и ускорение темпов его развития, сбалансированности и эффективности отраслей экономики, получение наибольшего прироста продукции и дохода (прибыли) и др.

В условиях широкого применения экономических методов управления, преодоления кризисных ситуаций и перехода к рыночным отношениям предстоит обеспечить научную обоснованность инвестиционной политики на перспективу, увязать практику планирования и прогнозирования инвестиций с новым хозяйственным механизмом и обеспечить рациональное использование вложений, повышение их эффективности как одного из важных направлений социально-экономического развития страны в целом.

Инвестиционная политика - часть стратегии развития предприятия и общей политики управления прибылью, заключающаяся в выборе и реализации наиболее эффективных форм вложения капитала с целью расширения объема инвестиционной деятельности и формирования инвестиционной прибыли.

Предприятие самостоятельно выбирает вид инвестиционной политики в зависимости от своих приоритетов: консервативная инвестиционная политика -для компаний, стремящихся к минимизации уровня инвестиционного риска, целью которых не является максимизация уровня текущей прибыльности инвестиций и темпов роста капитала; компромиссная (умеренная) инвестиционная политика - вариант, направленный на выбор таких объектов инвестирования, по которым уровни прибыльности и риска в наибольшей степени приближены к среднерыночным, и, наконец, агрессивная инвестиционная политика, направленная на те объекты инвестирования, по которым уровни прибыльности и риска выше среднерыночных.

Для реализации инвестиционной политики предприятием разрабатывается инвестиционная программа, представляющая собой совокупность реальных инвестиционных проектов; комплексное технико-экономическое (чертежи, пояснительные записки, бизнес-план инвестиционного проекта и др.) и организационное обоснование путей достижения поставленных целей.

Различают следующие этапы инвестиционной программы предприятия:

1. Оценка рынка сбыта. Осуществляется дл определенного вида продукции, который должен быть реализован. При этом устанавливается максимально возможный объем сбыта данного вида продукции (потенциал рынка) и доля этого вида продукции на рынке (рыночное проникновение). Прогнозируется, объем продаж конкретного вида продукции, на основе чего планируется производственный и финансовый результаты, принимаются решения о размерах, направлениях и сроках инвестиций, поиске новых источников снабжения.

2. Анализ конкурентов. Основой для выработки политики ценообразования предприятия является анализ преимуществ и недостатков продукции конкурентов, изучение их системы цен, что позволяет" оценить степень риска данного плана.

3. Стратегия маркетинга. Комплекс мероприятий в области исследований торгово-сбытовой деятельности предприятия по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения продукции от производителя к потребителю. Основными этапами плана маркетинга являются: схема распространения продукции, политика ценообразования, реклама, методы стимулирования продаж, организация последовательного обслуживания клиентов, формирование общественного мнения. Результаты данного этапа инвестиционной программы учитываются при планировании себестоимости продукции и определении финансового результата.

Анализ зарубежной практики лизинга

Комплекс имущественных отношений, связанных с правом пользования и владения, нашел отражение еще в Римском праве. Император Юстиниан I (483-565 гг.), систематизировавший законы государства по отдельным отраслям права, отразил арендные (лизинговые) отношения в Институциях.

Хотя многими специалистами лизинг считается американским изобретением, получившим известность в Европе в начале 60-хх гг. XX в., ряд английских авторов утверждает, что лизинг зародился в Англии, затем перебрался в Северную Америку и лишь, потом с некоторыми изменениями во второй половине XX века оказался опять в Европе.

Анализируя развитие лизинговых отношений за рубежом на основе двух параметров: качественного изменения характера отношений и количественного роста числа лизинговых сделок, - можно условно выделить несколько крупных этапов:

начальный период (конец XIX - середина XX в.);

американский период развития лизинга (50-е гг. XX в.);

период распространения лизинга (60-е гг. XX в.);

период «лизингового бума» (70-е гг. - начало 80 гг. XX в.);

период мировой лизинговой интеграции (середина 80-х гг. XX в. - по настоящее время).

Для начального этапа эволюции лизинговых отношений характерно смешанное отнесение понятия «лизинг» ко всем видам арендных операций, что естественно для англоязычных стран, где термин lease начал употребляться в значении земледельческой аренды, а также договора об аренде и сроке аренды. Постепенно под лизингом начинает пониматься аренда любого имущества, в том числе домов, транспортных средств, различных механизмов. Ряд экономистов считают началом современных лизинговых операций - 1877 г., когда американская компания Bell Telefon Company решила не продавать телефоны, а сдавать их в лизинг и устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе лизинговой платы (51).

Производителей новой техники также заинтересовали лизинговые операции, поскольку они позволяли защитить технологии, составляющие предмет их собственности, ноу-хау, воплощенный в новых машинах. Например, компания по изготовлению инструмента Hughes предоставляла свой специализированный 11-гранный бур только на условиях лизинга; United Shoe Machienery Corporation предлагала свое оборудование предприятиям обувной промышленности также исключительно на условиях лизинга. Аналогичные явления имели место и в других отраслях, пока не было принято антимонопольное законодательство, после чего производители оборудования вынуждены были выставлять его на свободную продажу.

В 30-е гг. Г. Форд эффективноиспользовал лизинг для-расширения сбыта своих автомобилей, хотя идея сдавать в лизинг автомобили появилась уже в начале XX в. Эта услуга называлась Drive-Your-Self, также именовалась и компания, основанная Уолтером Джекобсоном в 1918 г. в Чикаго (98). Однако основателем масштабного автомобильного лизингового бизнеса считается Золли Фрэнк - торговый агент из Чикаго, предложивший в начале 40-х гг. XX в. долгосрочный лизинг автомобилей.

Таким образом, уже на начальном этапе операции по лизингу средств производства практиковались во всех промышленное развитых странах мира. Следует отметить, что в этот период лизинг еще не выделился в самостоятельную отрасль, а применялся спорадически для решения.локальных задач и привлечения-потребителей в период товарного избытка.

Со временем сфера объектов лизинга вышла за рамки только производства. Так, с развитием автомобилестроения аренда автомобилей стала частью жизни общества в США и странах Западной Европы. Долгое время лизинг был характерной сферой деятельности лишь некоторых компаний -производителей; Первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его коммерческой деятельности, было создано в. 1952 году в Сан-Франциско американской компанией «Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн» (Американская Лизинговая Корпорация), возглавляемой предпринимателем Генри Шоенфельдом. Еще в 1951 г. Шоенфельд предложил своим: коллегам использовать долгосрочный лизинг машин и транспортных средств. Новизна решения состояла в том, что- Шоенфельд выступал в роли посредника, между изготовителем имущества и лизингополучателем, находил требуемое для- клиента имущество и сдавал его в лизинг. Таким образом, США. стали родиной нового бизнеса, призванного обслуживать, прежде всего, потребности инвестиционного процесса в экономике индустриального типа.

Особенностью- компании US Leasing было и то, что она являлась независимой; т.е. не контролировалась. банками, финансовыми, группами и производителями оборудования. Однако, несмотря на неболынойсобственный капитал, US Leasing: предоставляла лизинговые услуги? на сумму, намного превышавшие свои активы (72).

Постепенно лизинговые сделки начали практиковать сотни компаний и лизинг сформировался как специализированный институт финансово-посреднических операций. К _ концу 50-х гг. в США функционировала устойчивая структура лизинговых фирм, начавших проводить операции и за рубежом.

Правовая база лизинга в России. Ее состояние и перспективы развития

Как уже было показано во второй главе, лизинг в мире имеет многолетнюю историю, а лизинговые операции в последние годы стали неотъемлемой частью стабилизации и развития экономики во многих странах. Однако специальное законодательство этих стран, регулирующее лизинговый рынок, там, где оно имеется (например, во Франции, Бельгии, Италии; Испании и др.), различно. Более того, во многих странах (в том числе в США) такое специальное законодательство отсутствует, а отношения, связанные с лизинговыми сделками, регулируются общими положениями гражданского и торгового права, определяющими отношения сторон при передаче имущества во временное пользование, налоговым законодательством, правилами бухгалтерского учета, а также судебными решениями.

Тем не менее, следует признать, что, как показывает международная практика лизинговых отношений, между наличием/отсутствием специального лизингового законодательства и объемами лизинговых операций в той или иной стране, жесткой и однозначной взаимосвязи не наблюдается. Во всяком случае, пример США и некоторых других стран показывает, что отсутствие специальных законов, посвященных исключительно и только лизингу, совсем не препятствует развитию лизинга, если имеются в наличии все остальные необходимые для него условия-.

До сравнительно недавнего времени Россия относилась к числу стран, не имеющих специального лизингового законодательства. Это означало, что отношения, возникавшие в ходе проведения лизинговых операций, регулировались так, как было предписано нормами законодательства для отношений, сходных с лизинговыми (отношения имущественного найма, т.е. аренды), а при отсутствии таких норм - исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства.

Первым специальным актом правового регулирования лизинговых отношений стал Указ Президента РФ № 1929 от 17.09.1994г. «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности», носивший во многом порученческий характер: он предписывал правительству, министерствам и ведомствам провести определенные мероприятия, разработать документы и внести предложения о подготовке базы для развития лизинговых отношений в Российской Федерации. К тому же Указ содержал некоторые спорные положения, которые не были восприняты последующим законодательством. Например, в нем было указано, что в число объектов, могущих быть предметом лизинга, должны быть включены, в частности, имущественные права.

В соответствии с этим Указом (ныне уже отмененным) Правительство РФ постановлением № 633 от 29.06.1995 г. «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» утвердило «Временное положение о лизинге». Этот нормативный акт, ныне также отмененный22, и положил начало конкретному регулированию лизинговых отношений в стране.

Лизинг является одним из наиболее прогрессивных методов обеспечения производства материально-техническими средствами, который открывает возможность использовать в производственной деятельности не только отдельные виды машин, оборудования, но и технологии, в том числе информационные.

Лизинг на сегодняшний день является одним из немногих способов долго - и среднесрочного финансирования, доступных российским предприятиям. Механизм лизинга привлекателен для лизингополучателей благодаря его экономической эффективности, большей гибкости и доступности по сравнению с банковским финансированием.

Интерес к лизингу начал расти после кризиса 1998 г. В 2003г. объем рынка лизинговых услуг составил 35,2 миллиардов рублей (1,2 миллиардов долларов), в 2004г. - 49,7 миллиардов рублей (1,7 миллиардов долларов), в 2005г. - порядка 72,5 миллиардов рублей (2,3 миллиардов долларов), в 2006 г. - порядка 3,3 млрд. долларов (см. рис.15). Наибольшими темпами растет автолизинг, а также авиализинг.

Рис.15.

Тем не менее, можно говорить о том, что объем лизинговой индустрии России незначителен, а темпы роста очень медленные. На долю РФ приходится всего лишь 0,28% общего объема лизинговых операций пятидесяти ведущих стран мира. У Германии этот показатель равен 4,7%, у Японии - 18%, на США приходится 47%, суммарный объем лизинговых сделок в США равен почти 200 миллиардам долларов. Россия находится в конце третьего десятка из пятидесяти участников в рейтинге стран по развитию лизинга.

Самый распространенный предмет лизинга в РФ - сельскохозяйственная техника. Это связано с тем, что на ее приобретение, как правило, выделяется бюджетное финансирование. Далее следует лизинг медицинской техники, автолизинг и лизинг компьютерной техники. Большинство российских лизинговых компаний предлагает грузовой и пассажирский автотранспорт, производственное и телекоммуникационное оборудование.

Сейчас все большее количество лизинговых компаний в своей деятельности ориентируется на малые и средние предприятия (порядка 38%; на средние и крупные - 15%; только на крупные - 7%; на предприятия любых размеров - 40%). Лизинг является эффективным механизмом финансирования этого сектора, который банковская сфера традиционно обходила стороной.

Самым распространенным источником финансирования российских лизинговых компаний являются кредиты российских банков. Также в первую тройку входят коммерческие кредиты поставщиков и средства российских банков-учредителей. Собственные средства как источник финансирования находятся лишь на девятом месте.

Темпы развития лизинга не соответствуют сегодняшним потребностям экономики, и спрос на эти услуги полностью не удовлетворяется. Тем не менее, перспективы рынка лизинговых услуг можно оценить положительно. Скорее всего, вопрос развития лизинга - это всего лишь вопрос времени.

Развитие лизинга положительно скажется на состоянии российской экономики. Один из факторов, препятствующих ускорению экономического роста, - это изношенность основных фондов российских предприятий. Процесс их обновления финансируется в основном за счет нераспределенной прибыли предприятий и сдерживается отсутствием доступного заемного капитала. Лизинг как механизм альтернативного финансирования может сыграть важную роль в выполнении этой стратегической задачи, стоящей перед российской экономикой, - в переоснащении основных фондов промышленных предприятий.

Существующие препятствия развитию рынка лизинга условно можно разделить на три основные группы: препятствия технического характера - такие как несовершенство отдельных законодательных норм и правоприменительной практики в сфере лизинга и близких областях; препятствия, имеющие системный характер для российской экономики - то есть не только для лизингового бизнеса, но и для всей предпринимательской деятельности в России; и препятствия, обусловленные исключительно “юностью” российского рынка лизинга.

Среди “технических” препятствий можно выделить следующие.

1) Остаются недоработанными или не соответствуют практике лизинговой деятельности положения в Законе “О финансовой аренде (лизинге) ” в части вторичного использования в целях предоставления в лизинг изъятого имущества, в части однозначного толкования порядка завершения договора лизинга и передачи имущества в собственность лизингополучателю, в части порядка исчисления налогов (НДС) и возмещения НДС и др. Проблемным является регулирование случаев дефолтов лизингополучателей. Законодательство предписывает решать вопрос об изъятии объекта лизинга у неисправного лизингополучателя через суд, но не регламентирует условия, кем, на каких условиях и где будет храниться это имущество во время судебной процедуры. Эта ситуация может очень негативно сказаться на сохранности имущества, при том, что судебные процедуры могут длиться неопределенно долго. Остаются некоторые взаимные противоречия и сложности действующего законодательства и нормативных актов в области лизинга, налогообложения, бухучета, таможенной службы и др.

Однако, на мой взгляд, законодательство в целом достаточно эффективно, и его стабильность и неизменность будут даже в большей степени способствовать развитию лизинга, чем дальнейшее совершенствование.

2) Норматив ЦБ РФ, устанавливающий предельный лимит риска на одного заемщика, препятствует кредитованию банками лизинговых компаний в необходимом объеме. Необходимость повышения этого лимита для лизинговых компаний является весьма актуальным вопросом, поскольку большинство лизинговых компаний создано при банках и кредитуется в банках. Банк, желающий расширить объем лизинговых операций, фактически вынужден создавать еще одну или несколько лизинговых компаний, что ведет к дополнительным издержкам вследствие организационных затруднений и возможного “рассеивания” бренда.

3) Проблема в области лизинга высокотехнологичного оборудования и программных продуктов. Современное высокотехнологичное оборудование, использующееся в различных отраслях экономики, включает в себя как важнейшую составную часть программное обеспечение (по соответствующему законодательству применяется термин “программы для ЭВМ и баз данных”). Зачастую стоимость ПО даже превышает стоимость оборудования, в составе которого используется. Но это же оборудование, которое без программного продукта является просто “грудой железа”, необходимо предоставлять в лизинг. Более того, часто возникает необходимость комплексного участия в лизинговом проекте правообладателей отдельных программных продуктов, которые являются прикладными программами для необходимых лизингополучателям аппаратно-программных комплексов и часто приобретаются отдельно от оборудования. При этом из-за специфики отношений собственности возникают почти непреодолимые законодательные препятствия или, по крайней мере, большие сложности в оформлении договорных документов и необходимость самостоятельного поиска путей обхода законодательных тупиков.

На мой взгляд, следует законодательно разрешить передавать в лизинг программное обеспечение.

Среди “системных” препятствий развитию лизинга можно выделить следующие.

1) Фактически отсутствует система страхования коммерческих рисков в лизинговых сделках, случаи страхования коммерческих рисков лизинговых сделок имеют пока экспериментальный характер, причем формулировки страховых компаний при страховании финансовых рисков весьма расплывчатые, а ставки высокие.

2) Существующая арбитражная практика препятствует быстрому изъятию объекта лизинга в случае неплатежей лизингополучателя. К счастью, пока это скорее потенциальная, чем насущная проблема для лизинговых компаний. Тем не менее, в условиях замедления экономического роста вопрос регулирования взаимоотношений с неисправным лизингополучателем может стать очень болезненным для многих лизинговых компаний.

Следует четко закрепить за лизингодателем бесспорное право изымать объект лизинга у лизингополучателя в случае существенного нарушения последним условий договора лизинга, поскольку лизингодатель в любом случае заинтересован в благоприятном исходе ввиду имеющихся обязательств по сделке.

3) Вторичные рынки оборудования все еще слабо развиты, что не позволяет в полной мере рассматривать объект лизинга в качестве обеспечения.

4) Для большинства лизинговых компаний “длинное и дешевое" финансирование крайне труднодоступно из-за остающихся высокими рисков отечественных лизингополучателей. На мой взгляд, по крайней мере в Удмуртской республике банки неправильно подходят к кредитованию лизинговых проектов - лизинговая компания, как правило, бывает полностью изучена банком, однако главное направление анализа банка концентрируется на лизингополучателе. Что приводит к тому, что по объему бумажной работы нет разницы - брать кредит клиенту на себя напрямую, либо брать оборудование в лизинг. Лизинговая компания может и должна восприниматься банком как неоспоримый фактор, способствующий положительному решению по инвестиционному проекту по приобретению имущества клиентом в лизинг. Еще одна причина заключается в неразвитости в России источников долгосрочной ликвидности: банковского, пенсионного рынков и рынка страхования.

5) Отсутствует система общероссийских кредитных бюро и кредитных рейтингов. Наличие таковых позволило бы снизить издержки и риски лизингового бизнеса, сделать лизинг более широкодоступным инструментом.

Препятствия, обусловленные “юностью” российского рынка лизинга, выглядят следующим образом.

1) Отсутствуют готовые решения в области комплексной автоматизации лизинговой компании. Несколько лизинговых компаний самостоятельно разработали необходимое программное обеспечение.

2) Лизинговые компании испытывают трудности с подбором кадров. Квалифицированных лизинговых специалистов пока немного, а опыт специалистов в области кредитования довольно сильно отличается от опыта в области лизингового финансирования. Однако уже сейчас заметна активность в области подготовки лизинговых специалистов: в ВУЗах появились соответствующие специальности, Северо-Западная лизинговая ассоциация реализует специальную программу по сертификации лизинговых специалистов.

3) Российскому рынку лизинга необходимо развитие информационной инфраструктуры. Для этого необходимы усилия всех участников лизингового рынка. Пока же усилия по развитию лизинговой культуры в России, хотя и существуют, но крайне разобщены. Практика координации усилий лизинговых компаний давно и эффективно применяется на Западе - во многих странах такие ассоциации имеют мощные лоббистские возможности.

Таблица 14 - Проблемы, препятствующие развитию лизинга в России, и пути их решения

Проблемы лизинга

Пути их решения

Пробелы в законодательстве:

Создание всероссийской ассоциации лизинговых компаний для внесения законодательных инициатив в Государственную Думу, для лоббирования интересов рынка лизинга России

порядок завершения договора лизинга и передачи имущества в собственность лизингополучателю

Право собственности должно переходить лизингополучателю по окончании срока договора лизинга при погашении лизинговых платежей в полном объеме

вторичное использование в целях предоставления в лизинг изъятого имущества

Разрешить вторичное использование в целях предоставления в лизинг изъятого имущества

в части дефолтов лизингополучателей

Необходимо закрепить положение о том, что во время судебной процедуры объект лизинга должен находится у лизингодателя

Норматив ЦБ РФ, устанавливающий предельный лимит риска на одного заемщика, препятствует кредитованию банками лизинговых компаний в необходимом объеме

Увеличить норматив ЦБ РФ, устанавливающий предельный лимит риска на одного заемщика, либо устанавливать его на конечных лизингополучателей, минуя лизинговые компании

Запрет на лизинг программного обеспечения

Следует законодательно разрешить передавать в лизинг программное обеспечение в составе оборудования

Отсутствует система страхования коммерческих рисков в лизинговых сделках

Необходимо перенести зарубежный опыт страхования финансовых рисков на российскую почву

Существующая арбитражная практика препятствует быстрому изъятию объекта лизинга в случае неплатежей лизингополучателя

Необходимо законодательно закрепить безусловное право изъятия объекта лизинга без судебных процедур

Неразвитость вторичных рынков оборудования

Развитие вторичных рынков оборудования

Ограниченный доступ лизинговых компаний к "длинным и дешевым" инвестиционным ресурсам

Переход к кредитованию в западных банках, снижение в России ставки рефинансирования, развитие банковской системы

Отсутствует система общероссийских кредитных бюро и кредитных рейтингов

Создание системы общероссийских кредитных бюро и кредитных рейтингов, принятие закона о кредитных бюро

Отсутствуют готовые решения в области комплексной автоматизации лизинговой компании

Разработка специализированными компаниями программ по автоматизации лизинга

Недостаток квалифицированных кадров в области лизинга

Введение министерством образования специальности "Лизинг", либо предмета "Лизинг" в учебный план

Новое на сайте

>

Самое популярное