Домой Микрозаймы Проектирование как вид деятельности. Этапы проектирования изделий

Проектирование как вид деятельности. Этапы проектирования изделий

Проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей. В качестве объекта социокультурного проектирования выступают две подсистемы: социум и культуру . Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме – есть проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных особенностей . ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются: - создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями; - обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений. Задачи проектной деятельности: - анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера; - поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

С другой стороны, культура (культурная деятельность) является условием и средством решения проблем и задач , находящихся в других плоскостях социального и индивидуального бытия. Проекты такого типа в качестве своей конечной цели предполагают оптимизацию процессов жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона и т.д.), а культура выступает в качестве средства, условия такой оптимизации. Приоритетные области проектирования - это наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социально-культурной жизни (и соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности. Выявление приоритетных направлений проектирования осуществляется, преимущественно, путем анализа ситуации , характеризующей совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом и локальной ситуации, фиксирующей социальные, социально-демографические и социально-культурные проблемы конкретной территориально-административной единицы. Аудитория проекта - носитель социально-культурных и личностных проблем, т.е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп `композицией условий и процессов жизнедеятельности. В процессе проектирования необходимо учесть основные параметры , характеризующие специфику рассматриваемой общности: - проблемы, носителем которых является данная общность; - социально-культурные особенности (ценности, нравы, обычаи, традиции), регулирующие поведение и социальное взаимодействие в общности; - знания, умения и навыки, которыми владеют члены общности и которые могут быть использованы в качестве средства разрешения проблемной ситуации; - ресурсы, потенциально доступные членам общности и которые можно задействовать в ходе реализации проекта. Методы - это пути и способы достижения целей и решения задач, средства - совокупность приемов и операций достижения цели. В рам-ках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью плани-руемых мероприятий. Форма - это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта. Практические мероприятия: Практические мероприятия могут быть направлены непосредственно на решение проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства осуществления проекта. Для корректировки содержания проекта по ходу его реализации, активизации участия населения могут планироваться опросы общественного мнения. Кроме специалистов, владеющих технологией проектирования и занимающихся проектной деятельностью на профессиональной основе, участниками разработки и реализации содержательной части проектов (особенно на этапе его внедрения) могут и должны быть: 1. Органы принятия решений в сфере культуры, чьи функции связаны с обеспечением разработки программ, проектов, их утверждением, контролем над их реализацией. 2. Государственные и негосударственные учреждения и организации, научные и экспертные советы, способные взять на себя ответственность за разработку, научное обоснование, квалифицированную экспертизу программ, проектов, оценку общественных инициатив с точки зрения целесообразности их поддержки. Творческие объединения, благотворительные организации могут проводить специальные мероприятия, направленные на привлечение внимания населения, средств массовой информации к программам, проектам (пресс-конференции, выставки, концерты, аукционы, массовые акции и т.п.). 3. Общественность, группирующаяся вокруг конкретных программ, проектов, для которой участие в их реализации является способом культурного наполнения жизни , служит объединяющим и социализирующим фактором. Включение общественности в процесс разработки, обсуждения и реализации проектов важно еще и с другой точки зрения - оно стимулирует самоорганизацию и самодеятельность населения, способствует формированию по месту жительства стабильных инициативных групп и социальных общностей. Для привлечения и эффективного участия общественности необходимы консультации специалистов, а также соответствующая материальная и организационная поддержка инициатив. Целевая установка проектов: - для сохранения жизнеспособных ценностей и явлений культуры прошлого, характерных для всех составляющих социокультурной среды (в предметно-пространственном мире сохранение, реставрация и реконструкция памятников истории и культуры, архитектурной среды; в отно-шениях между людьми поддержка адекватных современности традиционных образцов поведения и общения; в познавательно-оценочной сфере - хранение и введение в культурный оборот текстов гуманитарной культуры прошлого). - освоения и активного использования в актуальном пространстве жизнедеятельности культурного наследия (элементов предметной среды прошлого, жизнеспособных традиционных нравов, обычаев, ритуалов и т.д.) . Целенаправленная поддержка культурных инноваций в рамках проекта предполагает: - выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий оптимального существования в сегодняшней социокультурной ситуации (например, экологически безопасных способов существования человека в среде, форм оптимальной организации пространств в поселениях, образцов архитектурных сооружений, монументального, прикладного искусства, дизайна);

В зависимости от позиции проектировщика выделяются два типа проектных стратегий : Первый тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В этом случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона - объекта внедрения проекта, а уже потом - саморазвитие субъекта культуры. Во втором типе проектов доминирующей задачей является экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в `чужой` культурный контекст, который благодаря этому модифицируется, `искусственно` преобразуется. Идея развития, лежащая в основе данного типа проектов, определяется в какой-то мере осознанием и пониманием невозможности решить проблемы за счет ресурсов той культуры, которая (или фрагменты которой) является объектом проектной деятельности.

Возникновение и развитие организационного проектирования

Организационное проектирование возникло как отдельное направление научной организации труда руководителей и специалистов, представляющее собой системное проектирование разделения и кооперации умственного труда, организации рабочих мест, условий труда, нормирования труда и других направлений его организации в середине XX века.

Изменение характера умственного труда, связанное с развитием информационных технологий, появление новых трудовых функций, специальностей, профессий, возникновение международных стандартов качества, экологии, менеджмента вызвало необходимость поиска новых методов системного проектирования умственного труда.

Понимание организационного проектирования расширилось. В настоящее время по единым методологическим схемам формируются методики комплексной оценки качества управленческого труда, проектирования автоматизированных рабочих мест, автоматизированных систем управления, рационального разделения и кооперации труда.

Системное исследование организации процессов управления в России, Белоруссии, способствовало формированию таких новых направлений организационного проектирования как регламентация управленческого труда и проектирование стандартов системы менеджмента для организаций.

Развитие организационного проектирования в США и Европейском Союзе привело к возникновению организационного реинжиниринга, формированию методологии структурного анализа и проектирования (SADT) и системы методологий IDEF.

Развитие организационного проектирования в настоящее время идет в направлении создания методологии и методических инструментов комплексного проектирования систем совершенствования труда управленческого персонала. Организационное проектирование в современном понимании представляет собой комплекс методических инструментов, которые позволяют упорядочить, привести в систему процессы управления.

Проектирование как процесс, в зависимости от объекта проектирования, может быть представлено как:

· стратегическое;

· организационное;

· инвестиционное;

· конструкторское;

· технологическое.

Все перечисленные виды проектирования имеют место в организации управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятий и их объединений. Проектирование любого объекта связано с созданием, преобразованием и представлением в принятой форме образа этого объекта, чаще его составных частей, т. е. функционально взаимодействующих между собой структурных элементов целого. Этот образ может создаваться в воображении творческого человека или генерироваться по некоторым алгоритмам в процессе взаимодействия человека и ПЭВМ. Для стратегического проектирования создаваемый образ может быть представлен в форме комплекса стратегий, для маркетингового проектирования – в форме маркетинговой программы продвижения товаров, изучения рынков и т.п., для организационного проектирования – в форме особой организации рассматриваемого объекта, организационных решений, повышающих эффективность управления и, соответственно, хозяйственной деятельности.



Как правило, проектирование начинается при наличии задания на проектирование, отражающего потребности общества, правительственных органов страны или администрации предприятий. Результатом же проектирования является комплекс управленческих решений, выраженный в виде полного комплекта документации, содержащей достаточные сведения для организации того или иного вида деятельности или создания объекта. Преобразование исходной информации в проектные решения порождает промежуточные описания – проектные решения, являющиеся предметом дальнейшего рассмотрения с целью окончания проектирования.

С точки зрения принятия решений проектирование представляет собой процесс разработки управленческих, проектно- конструкторских, социальных, экономических решений, направленных на получение желаемого эффекта.

С информационной точки зрения проектирование есть процесс преобразования входной информации об объекте проектирования, о состоянии знаний в рассматриваемой области, об опыте проектирования объектов аналогичного назначения в выходную информацию в виде проектно-технологической, экономической, организационной документации, позволяющей материальную реализацию проекта.

С организационной точки зрения к процессу проектирования могут быть применены различные подходы. Прежде всего – блочно – иерархический. Согласно этому подходу проектируемая система расчленяется на иерархические уровни. На высшем уровне используется наименее детализированное представление, отражающее только общие черты и особенности проектируемой системы. На следующих уровнях степень подробности рассмотрения возрастает. При этом система рассматривается отдельными блоками. Любая система представляет собой совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых, интегративных свойств.

Каждая система имеет собственное внутреннее строение (структуру, функции, факторы, обеспечивающие целостность организации). Например, система организации управленческого труда включает в себя: сам живой труд (расходование рабочей силы), предметы труда, средства труда, выступающие мерилом развития рабочей силы, а также показателем общественных отношений. Функции такой системы составляют проявление внутреннего содержания системы в ее отношениях с внешней средой. Выявить структуру объекта – значит упомянуть его части и способы, с помощью которых он вступает во взаимоотношения. Окончательная же оценка качества полученных решений, как правило, производится по функциональным моделям.

Организационное проектирование отличается от других видов проектирования не только формой результата и областью исследования, но также необходимостью учета характера и взаимных связей большого числа факторов, влияющих на построение изучаемого объекта, и определяющих его экономическую эффективность.

Отличие организационного проектирования состоит также в необходимость обязательного проведения структурной и параметрической оптимизации рассматриваемых объектов (с использованием структурных и функциональных моделей).

По мере совершенствования компьютерной техники и информационно – программного обеспечения все большее число проектных процедур переводится в автоматический (пакетный) режим. При автоматизации проектирования значительные трудности возникают на этапе формализации задач организации управления инвестициями, технологическими и трудовыми процессами. Во многих случаях удается получить математические модели, которые допускают использование приближенных алгоритмов решения задач. Математическое моделирование – это процесс создания модели и оперирование ею с целью получения сведений о реальном объекте. Математическая модель – это совокупность математических объектов (чисел, символов, множеств) и связей меду ними, отражающих важнейшие для проектировщика свойства объекта. Модель создается ради познавательных, практических целей, отвлекаясь от множества характеристик изучаемой системы, создает некую идеальную, доступную изучению конструкцию системы. Моделирование переходных процессов, статистических режимов, частных характеристик может быть сведено к решению систем дифференциальных уравнений.

Раздел 2. Методология организационного проектирования

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об основах проектирования в сфере производств; формировать практические умения и навыки обоснования основных признаков проектной деятельности и анализов проектов по различным признакам. Мотивация учебной деятельности...

Т Е Х Н О Л О Г И И

10 класс

Раздел 1 Проектирование как составная часть современного производства и жизнедеятельности человека

Тема № 1 Общие основы проектирования в производственной деятельности человека. Виды проектов.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об основах проектирования в сфере производств; формировать практические умения и навыки обоснования основных признаков проектной деятельности и анализов проектов по различным признакам. Развивать логическое мышление, внимание, представление, уважение к людям, которые выполняют наиболее распространенные трудовые процессы, интерес к профессиям региона.

Тип урока комбинированный

Структура урока

  1. Оргмомент -2мин.
  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся - 10 мин.
  3. Мотивация учебной деятельности – 2 мин.
  4. Изучение нового материала – 23 мин
  5. Закрепление новых знаний – 6 мин
  6. Итоги урока – 2 мин
  7. Домашнее задание – 2мин.

ХОД УРОКА

  1. Орг.момент- приветствие, список учащихся, распределение мест

Задачи курса «Технологии»

Освоить способы поиска информации, применяемые при разных видах технологической деятельности человека;

Освоить умения практически использовать новые информационно-коммуникативные технологии, в том числе интернет –технологии;

Ознакомиться с составляющими алгоритма дизайна;

Научиться проводить экономические и маркетинговые исследования;

Ознакомиться с ролью менеджмента в производственной деятельности и с этапами процесса принятия решения;

Реализовать полученные знания на практике при создании собственного дизайн-проекта, используя также и знания, полученные на уроках трудового обучения в 5-9 классах.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ПРОЕКТЫ В 5-9 КЛАССАХ (работы по трудовому обучению), оценить эти результаты этих проектов, допущенные ошибки. Можно ли сейчас найти другие варианты их выполнения с учетом приобретенного опыта. Из каких технологических этапов состоял проект?

3. МОТИВАЦИЯ

Сегодня мы познакомимся с проектной технологией как составной частью производственной деятельности человека, видами проектов. С помощью полученных знаний и умений (суть производственного проекта и выполнение анализа проектов по видам)вы можете почувствовать себя взрослым и опытным работником в сфере производства

(Записать в тетрадь понятие)

Метод ПРОЕКТОВ (от латин – брошенный вперед) - понимают работу по решению той или иной практически или теоретически значимой проблемы, оформленную в виде конечного продукта. Внешний(материальный) результат работы над проектом можно видеть, осязать, применять на практике, использовать в повседневной жизни. Но гораздо важнее внутренний (нематериальный результат) – опыт профессиональной деятельности, приобретенные навыки, знания, умения.

  • Мозговой штурм
  • Какую деятельность можно назвать проектной и каковы ее признаки?

Подвести итоги

ПРОЕКТНАЯ деятельность – это особый вид интеллектуальной деятельности, отличительными особенностями которого является самостоятельный поиск учащимися необходимой информации, ее творческое преобразование в материализованный продукт (изделие,сценарий,плакат,мультимедийную презентацию и т.п.)

ПРОЕКТ – это одновременно особый вид познавательной деятельности и ее результат, которые характеризуются следующими признаками:

  • Наличие социально значимой проблемы
  • Планирование действий по ее разрешению
  • Поиск информации,ее обработка и осмысление
  • Оформление продукта- результата этой деятельности
  • Презентация продукта

Структуру проектоной деятельности можно представить в виде пирамиды

Структура проектной деятельности

Этапы проектирования

Этапы проектирования

Э тап

Выполнение работы

Обоснование проекта

Поисковый

Технологический

заключительный

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ ПРОЕКТА

ВИД ПРОЕКТА

1.По характеру изменений

Оперативные

Стратегические

  1. По мастабу(размеру)

Малые

Средние

Большие

  1. По сроку реализации

Краткосрочные

Среднесрочные

Долгосрочные

  1. По отраслевой принадлежности

Промышленные

Строительные

Транспортные

Образовательные

В сфере обслуживания

Комплексные

  1. По специфике конечного продукта

экономические

Организационные

Технические

Социальные

Смешанные

  1. По фукциональной направленности

Производственные

Технологические

Финансовые

Исследования и развития

Маркетинговые

По управлению персоналом

Комбинированные

  1. По характеру привлеченных сторон

Международные

Национальные

Территориальные

местные

  1. По степени сложности

Простые

Сложные

Очень сложные(комплексные)

  1. по составу и структуре привлеченных организаций

Однофункциональные

Многофункциональные

  1. По требованиям к качеству проекта

стандартные

С особенными требованиями

Учитывая особенности мышления, предпочтение того или иного вида деятельности

приведем классификацию проектов, которые вы можете выполнить самостоятельно или под руководством учителя

Вид проекта

Вид деятельности

Практико-ориентированный

Проект, который нацелен на решение задач, отражающий интересы участников проекта или заказчика (разработка моделей современной молодежной одежды, составление меню тематического банкета, разработка и изготовление мебели и т.д.)

Исследовательский

Информационный

Ролевой

творческий

Приступая к розработке проекта неоходимо

  • выбрать форму продукта проектной деятельности:
  • определить вид презентации проекта с учетом формы продукта, творческих возможностей участников проекта, наличия технических средств:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • по ходу проектирования необходимо формировать партфолио проекта – папку, в которой собираются все рабочие материалы(черновики, планы, продукт, отчет рецензия, презентационные материалы и т.п.)

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57749. Загальна характеристика молюсків. Клас Черевоногі молюски 59 KB
Мета: почати формувати знання учнів про тип Молюски; дати загальну характеристику представникам; розкрити особливості зовнішньої і внутрішньої будови тіла молюсків на прикладі Черевоногих...
57750. Якими є моральні норми українського народу? 54 KB
Основні поняття: моральні норми Батьківщина патріот рідна мова працелюбність. Найважливіші моральні цінності українського народу. Найважливіші моральні цінності українського народу.
57751. Як виникають і зберігаються моральні цінності суспільства 66 KB
Очікувані результати: Після уроку учні зможуть: Витлумачувати поняття «загальнолюдські цінності»; Пояснювати як виникла мораль; Характеризувати поняття «любов», «милосердя», «добро», «правда» тощо як загальнолюдські цінності...
57752. Неспокій хвиль морських. Симфонічні акварелі. Марина 43.5 KB
Мета: закріпити знання про програмну музику, формувати уявлення про симфонічну картину та ескіз як про жанри симфонічної музики, знайомити з творчим портретом К. Дебюссі та І. Айвазовського; підвести дітей до висновку, що кожен митець використовує свої засоби виразності для власного відтворення морської стихії...
57753. Мозок. Векторна графіка, багатошарові зображення, керуванням розміщенням об’єктів за шарами 1.62 MB
Яку функцію виконує головний мозок в організмі ссавців Які відділи має головний мозок ссавців До якої частини нервової системи належить головний мозок Що таке біла речовина Що таке сіра речовина Таким чином головний мозок - важлива частина людського організму.
57754. Выпаривательная установка 2.09 MB
Приведено обоснование технологической схемы производства электролитических щелоков, предложена новизна к конструкции выпарного аппарата. Приведены теоретические основы процесса выпаривания, выполнены технологические расчеты производства...
57755. Види мутацій. Мутагени 304 KB
Мета: освітня: розширити знання учнів про мутації та їх види ознайомити з основними мутагенними факторами та їх впливом на живі організми. Актуалізація опорних знань і мотивація навчальної діяльності учнів...
57756. Населення світу. Природний і механічний рух населення 368.5 KB
Мета: сформувати у учнів систему знань про чисельність, розміщення та склад населення планети; уявлення про відтворення населення, його типах, демографічних процесах в сучасному світі...
57757. Населення України 89.5 KB
Актуалізація опорних знань та вмінь учнів План на мультимедійній дошці Кількість населення. Природний рух населення. Статевовікова структура населення.

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ)

ЗАНЯТИЙ

Курс 4

Дисциплина: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Составитель:

Мурзагалиева Э.Т.

Алматы, 2017 г.

Практическое занятие №1.

Введение в проектирование.

Про­ек­ти­рова­ние хи­мико-фармацевтических производств – это тща­тель­ная раз­ра­бот­ка на­уч­ных, тех­ни­чес­ких и эко­номи­чес­ких ре­шений. Ос­но­вой слу­жат ком­плексный ана­лиз и прог­ноз пла­ниру­емо­го объ­ек­та стро­итель­ства.

Проектирование химических производств – это процесс формирования плана объекта данной отрасли, который начинается с определения химических технологий обработки целевой продукции или с выполнения различных исследований, а завершается запуском в эксплуатацию возведенного предприятия, т.е, процесс создания ин­же­нер­ных, технических и технологических проектных решений от­ве­ча­ющих тре­бова­ни­ям и пра­вилам стан­дарта GMP.

Проектирование хи­мико-фармацевтических производств имеет свою специфику и требует от проектировщика понимания общих закономерностей и специальных знаний в конкретном химическом процессе. Необходимо понимать, что при многообразии существующих технологий переработки в химической промышленности, в основе их лежат основные методы и стадии производства. Традиционно основными процессами, использующимися на таких предприятиях, являются реакционные, теплообменные, процессы смешивания и разделения.

Создание проекта производств химии состоит из двух взаимосвязанных этапов:

· конструкционного или технического;

· технологического или функционального.

Создание плана химического производства является нелегкой задачей и требует большого вложения сил и ресурсов.
На этапе образования проекта можно решить массу вопросов (технических, экономических, экологических и т. д.), при решении которых следует учитывать современные разработки и достижения техники и науки.



Задачи проектирования химических заводов:

· фор­ми­рова­ние до­кумен­та­ции кон­ку­рен­тоспо­соб­но­го пред­при­ятия на ос­но­вании пе­редо­вых тех­но­логий;

· тех­ни­чес­кое ос­на­щение пред­при­ятия с воз­можностью обес­пе­чения потребле­ния при­род­но­го сырья в ком­плек­се;

· раз­ра­бот­ка эф­фектив­ных про­из­водс­твен­ных цик­лов, с ми­нималь­ны­ми выб­ро­сами воз­душных и иных заг­рязне­ний, ути­лиза­ци­ей за­вод­ских отходов и сов­ре­мен­ны­ми очис­тны­ми со­ору­жени­ями;

· с целью ра­ци­ональ­ной экс­плу­ата­ции ре­ги­ональ­ных при­род­ных ресурсов, про­ек­ти­рова­ние пред­при­ятий хи­мичес­кой про­мыш­леннос­ти;

· пре­дус­мотреть с по­опе­раци­он­ной, цик­личной тех­но­логи­ей. Первоначальная до­быча ис­ходно­го сырья – хи­мичес­кая об­ра­бот­ка (грануля­ция, обо­гаще­ние или иные хи­мичес­кие про­цес­сы) – вы­пуск готово­го ас­сорти­мен­та;

  • разработка технологии производства, учитывающей варианты исходного сырья и материалов, стадии получения полупродукта и готового продукта с учетом анализа рисков, а также всех требований и ограничений;
  • соблюдение поточности процесса, выстраивание всех стадий и операций в единую последовательную технологическую цепочку, исключающую возможность перепутывания или пропуска;
  • выполнение требований к чистым помещениям и зонам защиты критических операций технологического процесса, соблюдение требуемых классов чистоты и перепадов давления;
  • выполнение архитектурных и конструктивных решений с учетом требований GMP;
  • определение мер по предотвращению перекрестной контаминации;
  • создание инженерных систем и систем чистых сред согласно технологических нужд;
  • ра­ци­ональ­ное ус­трой­ство ра­бочих мест пер­со­нала.

Этапы проектирования:

· тех­ни­чес­кое за­дание от за­каз­чи­ка на про­ек­ти­рова­ние хи­мико-фармацевтического завода;

· ТЭО (тех­ни­чес­кое и эко­номи­чес­кое обос­но­вание объ­ек­та);

· пер­спек­тивный биз­нес-план;

· вы­бор ре­ги­она, рай­она и пло­щад­ки раз­ме­щения стро­итель­ства предпри­ятия, с уче­том при­род­ных ре­сур­сов;

· раз­ра­бот­ка про­ек­тной до­кумен­та­ции с уче­том ос­новных прин­ци­пов, пра­вил и норм про­ек­ти­рова­ния объ­ек­тов хи­мичес­кой про­мыш­леннос­ти.

Состав работ

Сос­тав ра­бот обус­ловлен тех­ни­чес­ким за­дани­ем за­каз­чи­ка: ста­дия «П» и «Р» или толь­ко ра­бочая ста­дия. Про­ек­ти­рова­ние рег­ла­мен­ти­ру­ет на­личие в до­кумен­та­ции спе­ци­аль­ных раз­де­лов:

· по уп­равле­нию про­из­водс­твом;

· ох­ра­на тру­да, ГО и ЧС;

· ме­роп­ри­ятия за­щиты и оцен­ка воз­дей­ствия на прос­транс­твен­ное окружение;

· нор­мы и рас­че­ты пре­дель­но до­пус­ти­мых от­хо­дов и выб­ро­сов с последу­ющим раз­ме­щени­ем и ути­лиза­ци­ей – обя­затель­ны.

Современные производства отличаются многостадийностью получения целевых продуктов, сложностью технологических решений, высокой энергонасыщенностью и материалоемкостью, большой протяженностью и сложностью трубопроводных и кабельных коммуникаций, глубокой функциональной взаимозависимостью по материальным, энергетическим и информационным потокам отдельных стадий. Для размещения таких сложных производств, коммуникаций и всех служб возникает необходимость в создании специализированных зданий, подземных сооружений и эстакад.

Архитектурно-пространственная организация химических предприятий характеризуется обилием открытого технологического и трубопроводного оборудования и развитой сетью железнодорожного транспорта.

Проектирование производств химической и смежных с ней отраслей промышленности представляет собой сложный, многообразный и трудоемкий процесс, который необходимо рассматривать как совокупность целого ряда социально-организационных и инженерно-технических стадий.

Проектная документация предназначена для так называемого заказчика. В качестве заказчика могут выступать промышленное предприятие, министерство и частное лицо, т.е. организации и лица, заинтересованные в выпуске продукции будущим производством.

Проектная документация разрабатывается проектировщиком. Это или самостоятельная организация или подразделение проектно-строительного объединения. Проектировщиком считается организация, имеющая лицензию на проектную деятельность.

В разработке и реализации проекта, кроме проектной организации (генеральный подрядчик), принимают участие специализированные предприятия: строительные, монтажные, пусконаладочные и т.п., которые именуются субподрядчиками.

Проект промышленного предприятия слагается из трех основных частей:

– технологии производства, как системы оборудования для изготовления продукции, основанной на новейших достижениях науки и техники в данной и смежных областях фарм. производства;

– объемно-планировочного решения, обеспечивающего оптимальный технологический процесс в его постоянном развитии, простоту и универсальность экономичного инженерно-строительного решения, создание трудового и бытового комфорта трудящимся, идейно художественную выразительность образа сооружения в целом;

– рациональных строительных конструкций и инженерного оборудования, обеспечивающего наилучшие условия для организации технологического процесса и развития его во времени, отвечающие условиям механизированного строительного производства и являющиеся органической основой объемно-планировочного построения сооружения или комплекса.

Проект состоит из графической части и расчетно-пояснительной записки. Вместо графической части может быть выполнен макет цеха (участка, аппарата и др.). Графическая часть и пояснительная записка должны быть взаимосвязаны.

Пояснительная записка к курсовому проекту должна включать следующие разделы:

1. Титульный лист.

2. Задание на проектирование.

4. Введение.

5. Аналитический обзор.

6. Технологическая часть.

7. Инженерные расчеты.

8. Выводы по проекту.

9. Приложение.

10. Список литературы.

Во введении формулируются основные задачи отрасли и дается общая характеристика проектируемого объекта в соответствии с полученным заданием. Аналитический обзор содержит анализ состояния техники и технологии производства отрасли, относящейся к проектируемому объекту (как по отечественным, так и по зарубежным данным).

Технологическая часть содержит подробное описание и обоснование выбранной технологической схемы с ее чертежом, выполненным на кальке или миллиметровке.

Инженерные расчеты включают материальные и тепловые расчеты, расчеты и выбор вспомогательного оборудования с указанием его марок и основных технических характеристик, технологические и технические расчеты, гидравлические, механические расчеты и т. д.

Состав проекта:

1. Генеральный план и транспорт – приводятся краткая характеристика района и площадки строительства; решения и показатели по ситуационному и генеральному плану (с учетом зонирования территории), внутриплощадочному и внешнему транспорту, выбор вида транспорта, основные планировочные решения, мероприятия по благоустройству территории; решения по расположению инженерных сетей и коммуникаций; организация охраны предприятия.

Данный раздел содержит чертежи:

ситуационный план размещения предприятия, здания, сооружения с указанием на нем существующих и проектируемых внешних коммуникаций, инженерных сетей и подсобных территорий, границы санитарно-защитной зоны, особо охраняемой территории. Для линейных сооружений приводится план трасс (внутри- и внешнеплощадочных), а при необходимости – продольный профиль трассы;

картограмму земельных масс;

генеральный план, на котором наносятся существующие и проектируемые (рекомендуемые) и подлежащие сносу здания и сооружения, объекты охраны окружающей среды и благоустройства, озеленение территории, принципиальные решения по расположению внутриплощадочных инженерных линий и транспортных коммуникаций, планировочные отметки территории. Выделяются объекты, сети и транспортные коммуникации, входящие в пусковые комплексы.

2. Технологические решения содержат:

1) данные о производственной программе;

2) характеристику и обоснование решений по технологии производства;

3) данные о трудоемкости изготовления продукции, механизация и автоматизация технологических процессов;

4) состав и обоснование применяемого оборудования (в том числе импортного);

5) решения по применению малоотходных и безотходных технологических процессов и производств, вторичному использованию ресурсов;

6) предложения по организации контроля качества продукции;

7) решения по организации ремонтного хозяйства;

8) данные о количестве и составе вредных выбросов в атмосферу и сбросов в водные источники по отдельным цехам, производствам, сооружениям;

9) технические решения по предотвращению (сокращению) выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду; оценка возможности возникновения аварийных ситуаций и решения по их предотвращению;

10) вид, состав и объем отходов производства, подлежащих утилизации и захоронению;

11) топливно-энергетический и материальный балансы технологических процессов;

12) потребность в основных видах ресурсов для технологических нужд.

Основные чертежи этого раздела:

принципиальные технологические схемы производства;

компоновочные чертежи (планы и разрезы) по корпусам (цехам);

функциональные и принципиальные схемы автоматизации технологических процессов и энергоснабжения технологического оборудования;

схемы грузопотоков.

3. Архитектурно-строительные решения – в них приводятся сведения об инженерно-геологических, гидрогеологических условиях площадки строительства. Дается краткое описание и обоснование архитектурно-строительных решений по основным зданиям и сооружениям; обоснование принципиальных решений по снижению производственных шумов и вибрации; бытовому, санитарному обслуживанию работающих. Разрабатываются мероприятия по электро-, взрыво- и пожаробезопасности; защите строительных конструкций, сетей и сооружений от коррозии.

Основные чертежи: планы, разрезы и фасады основных зданий и сооружений со схематическим изображением основных несущих и ограждающих конструкций.

4. Инженерное оборудование, сети и системы – раздел содержит решения по водоснабжению, канализации, теплоснабжению, газоснабжению, электроснабжению, отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха. Дано инженерное оборудование зданий и сооружений, в том числе: электрооборудование, электроосвещение, связь и сигнализация, радиофикация и телевидение, противопожарные устройства и молниезащита; диспетчеризация и автоматизация управления инженерными сетями.

Основные чертежи раздела:

планы и схемы теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и канализации и др.;

планы и профили инженерных сетей;

чертежи основных сооружений;

планы и схемы внутрицеховых отопительно-вентиляционных устройств, электроснабжения и электрооборудования, радиофикации и сигнализации, автоматизации управления инженерными сетями и др.

1. Генеральный план и транспорт

Для оптимального выбора района строительства нового промышленного объекта необходима следующая информация:

1) ориентировочная потребность в сырье;

2) месторасположение источников сырья;

3) размещение рынков сбыта готового продукта;

4) потребность в энергии (тепловой и электрической);

5) количество и качество технологической воды;

6) ориентировочные размеры строительной площадки с учетом перспективы расширения объекта;

7) потребность в рабочей силе (по квалификациям);

8) количество и состав отходов, подлежащих удалению, способы их обезвреживания.

Ситуационный и генеральный план – одна из важнейших частей проекта промышленного предприятия, содержащая комплексное решение вопросов планировки и благоустройства территории, размещения зданий и сооружений, инженерных сетей, организации систем хозяйственного и бытового обслуживания.

Ситуационным планом промышленного предприятия называют часть проекта, включающую в себя план определенного района населенного пункта или окружающей территории, на котором указывают расположение запроектированного предприятия и другие объекты, имеющие с ним непосредственные технологические, транспортные и инженерно-технические связи. Ситуационный план разрабатывается в масштабе 1:5000, 1:10 000, 1:25 000.

Для уменьшения загазованности жилого массива выбросами промышленных предприятий их располагают с учетом преобладающего направления ветров, которое определяют по средней розе ветров летнего периода на основе многолетних наблюдений (50…100 лет) метеорологических станций.

Розу ветров располагают на ситуационных и генеральных планах в верхнем левом углу чертежа и строят в соответствующем масштабе следующим образом; окружность делят на 8 или 16 равных частей и в результате получают 8 или 16 румбов: С, СВ, В, ЮВ, Ю, ЮЗ, З, СЗ. От центра окружности (начало координат) откладывают в выбранном масштабе процентную повторяемость ветров в течении года (результат многолетних наблюдений) по соответствующим румбам. Полученные точки соединяют. Наиболее вытянутая сторона полученной фигуры показывает направление господствующих ветров.

В пределах производственных и санитарно-защитных зон предприятий не допускается размещать жилые дома, гостиницы, общежития, застройку садоводческих и дачных товариществ, дошкольные и общеобразовательные учреждения, зданий интернатных организаций образования, лечебно-профилактических учреждений и отдыха, спортивные сооружения, другие общественные здания, не связанные с обслуживанием производства.

Предприятия фармацевтической промышленности с санитарно-защитной зоной до 100 м не допускается размещать на территории промышленных зон (районов) с предприятиями металлургической, химической, нефтехимической и других отраслей промышленности с вредными производствами, а также в пределах их санитарно-защитных зон.

С использованием ситуационного плана разрабатывают генеральный план проектируемого предприятия в масштабе 1:500, 1:1000, 1:200 или 1:5000.

На генеральном плане промышленного предприятия изображают:

Размещение всех зданий и сооружений;

Расположение цехов по группам;

Ширину противопожарных и санитарных разрывов между зданиями;

Проезды и въезды в цехи, автодороги и железнодорожные пути;

Инженерные сети;

Ограждение территории с указанием въезда и проходных на территорию завода;

Размещение пожарных гидрантов, зоны озеленения, розу ветров.

При разработке генерального плана, прежде всего, проводят зонирование территории проектируемого предприятия, т.е. деление ее на четыре зоны :

I – предзаводская, где располагаются вспомогательные здания (административные корпуса, стоянки пассажирского транспорта);

II – производственная, где находятся основные и вспомогательные цеха;

III – подсобная, предназначенная для энергетических объектов и для прокладки инженерных коммуникаций;

IV – складская с сортировочными станциями и депо.

Нормативная база при проектировании, оснащении фармацевтических производств и проектная документация: СПДС, ЕСКД, ГОСТ, ISO, технические регламенты, DIN и др.

В застройке территории фарм.завода между зданиями проектируется коридор. Здания и сооружения должны быть ориентированы торцами к этому коридору. В коммуникационном коридоре размещают технологические материалопроводы, сети теплоснабжения, оборотного водоснабжения и некоторые виды производственной канализации, сети электроснабжения. Основным способом прокладки коммуникаций должен быть наземный, исключение составляют самотечные трубопроводы или трубопроводы хозяйственно-фекальной канализации, противопожарного водопровода.

В целях оздоровления условий труда производственные здания и установки на открытых площадках и этажерках с оборудованием, выделяющим производственные вредности, следует располагать по отношению к прочим производственным объектам и административной зоне с подветренной стороны. Положение территории предприятия должно быть такое, чтобы были обеспечены условия прямого солнечного облучения и естественного проветривания.

Застройка территорий предприятий химической и нефтехимической промышленности может быть четырех типов:

С открытым оборудованием;

Полуоткрытым и закрытым оборудованием;

Сплошная (павильонная);

Смешанная.

Застройка предприятий с открытым оборудованием представляет собой площадки и этажерки, на которых размещаются различного типа технологическое оборудование (колонны, реакторы, теплообменники и др.).

Оборудование и инженерные сооружения заполняют практически все пространство завода, за исключением немногочисленных зданий обслуживающего назначения. Такого типа предприятия имеют развитую сеть эстакад и коммуникаций, по которым осуществляется передача жидких и газообразных продуктов.

Проектирование как вид инженерной деятельности.

Одной из основных функций инженера является проектирование объектов того или иного назначения или технологических процессов их изготовления. Проектирование в самом общем виде может быть определено как процесс направленного действия проектировщика (группы проектировщиков), необходимый для выработки технических решений, достаточных для реализации создаваемого объекта, удовлетворяющего заданным требованиям. Завершающим этапом проектных работ является выпуск комплекта документации, отображающей принятые решения в форме, необходимой для производства объекта.

При выполнении проекта инженер-проектировщик обязан произвести технологические расчеты вспомогательной аппаратуры, всех транспортных устройств (ленточные и шнековые транспортеры, пневмотранспорт и др.), а также рассчитать необходимую производительность и выбрать соответствующие типы питателей, дозаторов, мерников, циклонов и т. д.

Читайте также:
  1. A) Продукт интеллектуальной деятельности квалифицированных специалистов различных профессиональных групп
  2. Gt; 89. Предмет и функции СО как научной дисциплины и практической области деятельности. (не до
  3. II блок 19. Социальное воспитание в воспитательной организации. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании
  4. III Блок: 5. Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
  5. PR в государственных структурах и ведомствах. PR в финансовой сфере. PR в коммерческих организациях социальной сферы (культуры, спорта, образования, здравоохранения)
  6. PR-кампания как особый вид коммуникационной деятельности. Признаки PR-кампании.
  7. А) постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности

Проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.
В качестве объекта социокультурного проектирования выступают две подсистемы: социум и культуру . Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме – есть проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов.
Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных особенностей .
ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются:
- создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;
- обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений.
Задачи проектной деятельности:
- анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;
- поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

С другой стороны, культура (культурная деятельность) является условием и средством решения проблем и задач , находящихся в других плоскостях социального и индивидуального бытия. Проекты такого типа в качестве своей конечной цели предполагают оптимизацию процессов жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона и т.д.), а культура выступает в качестве средства, условия такой оптимизации. Приоритетные области проектирования - это наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социально-культурной жизни (и соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности.
Выявление приоритетных направлений проектирования осуществляется, преимущественно, путем анализа ситуации , характеризующей совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом и локальной ситуации, фиксирующей социальные, социально-демографические и социально-культурные проблемы конкретной территориально-административной единицы.
Аудитория проекта - носитель социально-культурных и личностных проблем, т.е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп `композицией условий и процессов жизнедеятельности.
В процессе проектирования необходимо учесть основные параметры , характеризующие специфику рассматриваемой общности:
- проблемы, носителем которых является данная общность;
- социально-культурные особенности (ценности, нравы, обычаи, традиции), регулирующие поведение и социальное взаимодействие в общности;
- знания, умения и навыки, которыми владеют члены общности и которые могут быть использованы в качестве средства разрешения проблемной ситуации;
- ресурсы, потенциально доступные членам общности и которые можно задействовать в ходе реализации проекта.
Методы - это пути и способы достижения целей и решения задач, средства - совокупность приемов и операций достижения цели. В рам-ках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью плани-руемых мероприятий.
Форма - это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта.
Практические мероприятия:
Практические мероприятия могут быть направлены непосредственно на решение проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства осуществления проекта. Для корректировки содержания проекта по ходу его реализации, активизации участия населения могут планироваться опросы общественного мнения.
Кроме специалистов, владеющих технологией проектирования и занимающихся проектной деятельностью на профессиональной основе, участниками разработки и реализации содержательной части проектов (особенно на этапе его внедрения) могут и должны быть:
1. Органы принятия решений в сфере культуры, чьи функции связаны с обеспечением разработки программ, проектов, их утверждением, контролем над их реализацией.
2. Государственные и негосударственные учреждения и организации, научные и экспертные советы, способные взять на себя ответственность за разработку, научное обоснование, квалифицированную экспертизу программ, проектов, оценку общественных инициатив с точки зрения целесообразности их поддержки. Творческие объединения, благотворительные организации могут проводить специальные мероприятия, направленные на привлечение внимания населения, средств массовой информации к программам, проектам (пресс-конференции, выставки, концерты, аукционы, массовые акции и т.п.).
3. Общественность, группирующаяся вокруг конкретных программ, проектов, для которой участие в их реализации является способом культурного наполнения жизни , служит объединяющим и социализирующим фактором. Включение общественности в процесс разработки, обсуждения и реализации проектов важно еще и с другой точки зрения - оно стимулирует самоорганизацию и самодеятельность населения, способствует формированию по месту жительства стабильных инициативных групп и социальных общностей. Для привлечения и эффективного участия общественности необходимы консультации специалистов, а также соответствующая материальная и организационная поддержка инициатив.


Целевая установка проектов:
- для сохранения жизнеспособных ценностей и явлений культуры прошлого, характерных для всех составляющих социокультурной среды (в предметно-пространственном мире сохранение, реставрация и реконструкция памятников истории и культуры, архитектурной среды; в отно-шениях между людьми поддержка адекватных современности традиционных образцов поведения и общения; в познавательно-оценочной сфере - хранение и введение в культурный оборот текстов гуманитарной культуры прошлого).
- освоения и активного использования в актуальном пространстве жизнедеятельности культурного наследия (элементов предметной среды прошлого, жизнеспособных традиционных нравов, обычаев, ритуалов и т.д.) .
Целенаправленная поддержка культурных инноваций в рамках проекта предполагает:
- выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий оптимального существования в сегодняшней социокультурной ситуации (например, экологически безопасных способов существования человека в среде, форм оптимальной организации пространств в поселениях, образцов архитектурных сооружений, монументального, прикладного искусства, дизайна);

В зависимости от позиции проектировщика выделяются два типа проектных стратегий :

Первый тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В этом случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона - объекта внедрения проекта, а уже потом - саморазвитие субъекта культуры.
Во втором типе проектов доминирующей задачей является экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в `чужой` культурный контекст, который благодаря этому модифицируется, `искусственно` преобразуется. Идея развития, лежащая в основе данного типа проектов, определяется в какой-то мере осознанием и пониманием невозможности решить проблемы за счет ресурсов той культуры, которая (или фрагменты которой) является объектом проектной деятельности.

Новое на сайте

>

Самое популярное