Домой Микрозаймы Протекционизм как экономическая политика. Протекционизм - это что такое

Протекционизм как экономическая политика. Протекционизм - это что такое

Современный протекционистский механизм представляет собой комплекс взаимодополняющих средств, которые постоянно меняются под воздействием, прежде всего объективных процессов развития производительных сил и интересов основных групп отечественных компаний. Среди протекционистских средств есть традиционные и сравнительно новые, явные и завуалированные, более или менее эффективные с точки зрения международного сообщества и главное - признаваемые им как допустимые, так и недопустимые, причем последнее относится и к способам применения этих средств.

Протекционизм -- это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. С другой -- может привести к усилению монополистов, застою и снижению конкурентоспособности экономики.

Политика протекционизма (protection - защита) - это теория и практика регулирования внешней торговли, направленная на защиту субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции. Как теория внешнеэкономического поведения протекционизм утвердился в XIX веке и стал противоположностью политики фритредерства .

Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается:

  • 1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений;
  • 2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырье;3)при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25-30%, но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта);
  • 4)при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы).

Линия протекционизма в российской таможенной политике просматривается со времен царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые в стране иностранные товары, в то время как товары, производство которых в России было освоено, или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запрещать к ввозу.

В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только новых отраслей, возникших как результат научно-технического прогресса, от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время. Именно под такой защитой проходило становление и развитие национальных экономик современных развитых стран.

Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.

В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения безопасности государства, чему способствует производство на его территории всех необходимой, жизненно важной продукции.

В современных условиях протекционизм существует в различных формах. Он может быть односторонним - направленным на регулирование элементов внешней торговли без согласования с партнерами; двусторонним, предполагающим согласование выдвигаемых мер с партнерами; многосторонним, когда при выработке торговой политики учитываются мнения многих стран.

В XVII в. существовали многочисленные торговые и таможенные пошлины и сборы, которые создавали немалые трудности в торговле, вызывали недовольство торговых людей, порождали народные волнения.

Особенно большое недовольство у отечественного купечества вызывало преобладание иностранных торговцев на внутренних рынках, наличие у них значительных льгот. Лучше организованное и более богатое западноевропейское купечество составляло русским торговцам сильную конкуренцию. Иностранцы заводили в Россию промышленные предприятия, торговые фактории, вели беспошлинную торговлю и имели другие привилегии, которые они получили ещё при Иване IV. Начиная с 1627 года крупные представители торгового мира в своих коллективных челобитных царю выступали с осуждением практики выдач льготных грамот западноевропейцам и обращали внимание правительства на необходимость защиты их от конкуренции иностранцев, особенно англичан, на русском рынке. Кроме того, они просили упростить и облегчить таможенную систему в стране, которая весьма разнилась в зависимости от местности.

В свою очередь, английские купцы, опасаясь ограничения льгот, предприняли ответные шаги: они пригрозили порвать торговые отношения с Россией, если с них будут брать пошлины. Однако, правительство отвергло демарш англичан и пошло навстречу пожеланиям русского купечества.

В разработке нового торгового законодательства принял активное участие видный государственный деятель и дипломат А.Л. Ордин-Нащокин, который был активным сторонником политики протекционизма и меркантилизма и хорошо понимал значение развития торговли и промышленности для России.

Протекционизм -- система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары .

Благодаря протекционизму поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран -- торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

Первым шагом на пути к протекционизму стала Уставная таможенная грамота, принятая в 1653 г. В соответствии с ней прежние дробные таможенные сборы, (мыто, гостиное, мостовое и т.д.) были заменены единой десятой пошлинной. Она составила 10 денег с рубля или 5% с покупной цены товара, причём платили её и продавец и покупатель. Это значительно упрощало всю систему определения и порядок взыскания казённых сборов с купли-продажи и заявленных денежных сумм. Если ранее местные торговцы имели преимущество перед иногородними в размерах пошлин (иногда в двое), то теперь такая практика упразднялась. Перед государством торговцы стали все равны. В пределах европейской части России отменялись многократные взыскания таможенных пошлин, уплатив её единожды, купец освобождался от платы в других районах.

Эти положения нашли подтверждение в Новоторговом уставе 1667 г., где были отражены вопросы внешней торговли, имевшие ярко выраженный протекционистский характер. Иностранные коммерсанты были лишены права беспошлинной торговли. Они платили 6% от цены товаров и 2% при отправлении с пограничного пункта. Им был разрешён торг оптом лишь в Архангельске и порубежных городах. Розничная торговля внутри России иностранцам была запрещена.

Устав рекомендовал противостоять чужестранным купцам путём организации складничества русских торговых людей, т.е. своего рода компаний с объединенным капиталом. По мнению правительства, такие компании позволят удержать достойные цены на русские товары и оградить русских торговцев от денежных займов у иностранцев. Правительство так же пыталось учредить Приказ купецких дел - как высший орган управления торговлей, но это намерение осталось на бумаге.

Указанные меры означали становление не только российской протекционистской политики, но и переход к формированию меркантильной системы. В соответствии с новым внешнеторговым курсом учреждались высокие пошлины на ввоз, запрещался или ограничивался вывоз драгоценных металлов, поощрялся вывоз товаров отечественных мануфактур, что способствовало становлению положительного торгового баланса, накоплению доходных средств в бюджете страны. Рижский купец Д. Родес, посетивший Москву в 1653 г. отмечал: что «все постановления этой страны направлены на коммерцию и на торг; все здесь, от высшего до низшего, только и думают, только и стараются, как бы чем либо нажиться. В этом отношении русская нация гораздо деятельнее всех остальных вместе взятых» .

В целом, для XVII в., особенно для второй половины, были характерны некоторые принципиально новые моменты предпринимательства, переход его на качественно новый уровень, связанный с зарождением ране буржуазных черт. И проявлением был рост мелкотоварного и зарождение крупного мануфактурного производств, углубление и расширение общественного разделения труда, формирование всероссийского рынка, появление нового типа предпринимателя - богатого купца и промышленника, пытающегося сочетать торговую сферу с промышленностью и противостоять иностранному капиталу. Но, не взирая на все эти «ростки буржуазности», предпринимательское сословие России в XVII в. не оформилось в европейское «третье сословие» и она не стала буржуазной страной.

Существует много причин, в том числе объективного характера, для проведения правительством протекционистской политики. Рассмотрим основные из них.

Во-первых, причиной протекционистских мер правительств может стать недостаточная конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей данной страны по сравнению товаропроизводителями в других странах вследствие неравномерности экономического развития. В условиях рыночной стихии возникает необходимость в государственной поддержке и защите части отечественных поставщиков от иностранных, чтобы противодействовать росту безработицы и социальной напряженности, особенно в период структурной перестройки производства в целях повышения его эффективности.

Доля 28 развитых стран, вместе взятых, в мировом ВВП почти в 3,6 раза, а в экспорте - в 5 раз выше, чем их доля в совокупном населении мира.

Среди развитых стран по соотношению приведенных показателей также имеются различия. Доля 128 развивающихся стран, вместе взятых, в мировом ВВП и в экспорте, наоборот, значительно меньше, чем в совокупном населении, соответственно почти в 2 раза и в 4 раза. Это различие было бы еще большим, если из числа развивающихся стран исключить ряд стран по уровню экономического развития приближающихся к развитым странам. Доля Китая в мировом ВВП также почти в 2 раза меньше, чем в совокупном населении, а его экспорт соответственно в 8 раз меньше.

Неравномерность развития присуща рыночной экономике, как национальным хозяйствам в целом, так и особенно отдельным отраслям. Поэтому протекционизм в определенной степени является неотъемлемым элементом экономической политики правительств. Важно, чтобы протекционизм, который таким образом объективно необходим, не становился тормозом развития экономики и обновления ее структуры.

Во-вторых, составной частью промышленной политики стимулирования развития зарождающихся перспективных отраслей производства часто также является временное ограничение ввоза конкурирующей продукции .

Характерно, что из традиционной терминологии Международного валютного фонда (МВФ) в конце 90-х годов исчезло привычное понятие "промышленно развитые страны". Теперь в отчетах МВФ фигурирует понятие "страны с развитой экономикой", к которым, помимо прежних промышленно развитых стран, относятся Гонконг, Республика Корея, Сингапур, Тайвань и Израиль. Перечисленные страны сравнялись с ведущей группой держав по доходу на душу населения и ряду других основных экономических показателей.

Фактически это ограничение вполне оправдано, поскольку оно содействует росту и повышению эффективности национального производства. Таким путем, например, успешно восстанавливался и модернизировался промышленный потенциал Японии в первые послевоенные десятилетия. Средний уровень таможенных пошлин в Японии еще в 1964 г. превышал 16 % и был выше, чем в остальных экономически развитых странах, как вместе взятых (соответственно 11 %), так и в каждой из них в отдельности.

В-третьих, периодическое ухудшение общехозяйственной конъюнктуры в стране вследствие циклического развития рыночной экономики требует принятия правительством мер по ограничению доступа на внутренний рынок иностранных товаров и услуг в интересах скорейшего преодоления временного сокращения спроса. Поэтому протекционизм в периоды экономического спада обычно усиливается.

Напомним, что в середине 70-х разразился самый глубокий и затяжной послевоенный экономический кризис в мире, сопровождавшийся значительным ростом безработицы в развитых странах. По официальным данным, безработица за 1972-1976 гг. увеличилась (в %) в США с 5,6 до 7,7, ФРГ - 1,1 до 4,6, Великобритании - с 3,7 до 5,4 и т.д. В результате началось массовое применение протекционистских мер: возросло число стран, прибегавших к таким мерам, количество товаров, на которые распространялись последние, более многообразными стали их формы.

В-четвертых, эпизодические затруднения стран с платежным балансом требуют оперативного ограничения импорта, также как и чрезмерное повышение доли импорта в потреблении важных товаров с точки зрения соображений национальной безопасности. Характерно, что высокий уровень самообеспеченности страны в основных продуктах питания давно стал общепризнанным в мире показателем ее внешнеполитической независимости.

Наконец, противодействующих импорту мер требует недобросовестная коммерческая практика иностранных поставщиков (иногда осуществляется при прямой или завуалированной финансовой поддержке национальных правительств стран-экспортеров) для обеспечения справедливой конкуренции на внутреннем рынка .

Все перечисленные причины казалось бы, оправдывают протекционистскую политику, поскольку она направлена на поддержание нормального функционирования рыночного механизма внутри страны в условиях, когда на мировом рынке сосуществуют и тесно взаимодействуют национальные хозяйства с разной эффективностью, когда по разным обстоятельствам происходят сбои в этом механизме или когда внутренний рынок становится объектом агрессии со стороны недобросовестных предпринимателей, пользующихся бюджетными средствами.

Анализ причин протекционистской политики показывает, что между их позитивным и негативным характером нет четкой грани. Заинтересованность предпринимателей в том или ином торгово-политическом курсе позволяет изменить его в направлении, благоприятном для себя и в неблагоприятном для отечественных потребителей и иностранных предпринимателей.

Протекционизм (англ. protectionism от лат. protectio — прикрытие, защита, покровительство) — экономическая политика государства по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В узком смысле под протекционизмом понимается таможенная политика, проводимая в целях ограничения или недопущения товаров иностранного происхождения на внутренний рынок.

В широком смысле протекционизм предоставляется системой мер, направленных на защиту интересов национальных производителей, а также на поощрение и стимулирование национального производства. Таможенная политика является лишь частью данной системы.

Протекционизм осуществляется отдельными государствами или их экономическими объединениями (например, по отношению к третьим странам при импорте сельскохозяйственной продукции), то есть может иметь место так называемый коллективный протекционизм. Если от иностранной конкуренции защищается национальное производство в целом, такую политику называют тотальным протекционизмом. Если же она касается отдельных отраслей народного хозяйства, протекционизм называют селективным, или выборочным. Частным случаем последнего является аграрный протекционизм.

Протекционизм имеет давнюю историческую традицию. Он появился в XVII веке в Европе, когда национальные государства, опираясь на концепцию , стремились к достижению положительного сальдо в первую очередь путем ограничения . Новый всплеск протекционизма произошел в XIX веке как противовес сторонникам политики свободной торговли. Особую популярность в то время имела концепция защиты молодых отраслей промышленности. XX век вплоть до 80-х гг. отмечен явным преобладанием протекционизма. До 50-х гг. преобладал очень сильный протекционизм, в 50-70-е гг. произошло его значительное ослабление, особенно в практике развитых стран, в 70-80-е годы протекционизм вновь усилился. В 90-е годы активизировалось наступление на протекционизм, связанное в первую очередь с деятельностью .

В историческом разрезе прослеживается постоянное противостояние концепций и практики протекционизма, с одной стороны, и свободной торговли, с другой, как двух антиподов. Ослабляя международную конкуренцию путем протекционизма, государство одновременно ослабляет стимулы к развитию, снижению издержек производства, повышению качества продукции. Национальный потребитель платит больше за приобретаемые товары. Поэтому периоды протекционизма неминуемо сменяются периодами его ослабления или свободной торговли.

Существует несколько вариантов проведения протекционистской политики.

Во-первых, это введение на товары и услуги. Иногда их размер может доходить до запретительных величин, когда ввоз того или иного предмета становится экономически нецелесообразным.

Во-вторых, введение . Так, в 1980 году было заключено торговое соглашение между Японией и США, по которому ограничивалось количество ввозимых в Америку автомобилей.

В-третьих, утверждение стандартов и нормативов, которым не соответствует продаваемая на международном рынке продукция. В качестве примера можно привести российские нормы СЭС относительно мяса птицы, импортируемой из США.

В-четвертых, прямая государственная поддержка внутренних товаропроизводителей. Скажем, в ряде стран Европы получают фермеры.

Инструментами протекционизма служат все меры таможенного регулирования: тарифные (таможенные пошлины) и нетарифные (лицензирование, квотирование, «добровольное» ограничение экспорта, нормы санитарного, эпидемиологического, экологического контроля, технические стандарты и др.). Роль отдельных инструментов протекционизма в настоящее время кардинально меняется. Высокие, т.е. протекционистские, таможенные пошлины, количественные ограничения, которые традиционно занимали основное место в арсенале открытого протекционизма, согласно решениям ВТО не могут применяться большинством стран мира (кроме развивающихся стран и стран с переходной экономикой) для защиты отдельных отраслей. На первый план выходят более завуалированные инструменты санитарного и технического контроля, то есть открытый протекционизм сменяется косвенным.

Протекционизм — точка зрения, согласно которой ограничение международной торговли является желательной политикой. Ее целью может быть предотвращение или потери производственных мощностей в отраслях, которым угрожает импорт, содействие таким формам промышленного развития, которое влияет на внутреннее распределение доходов или улучшает условия торговли страны путем использования ее международного монопольного положения.

Некоторые политики используют протекционистские меры для своего собственного блага, другие, не одобряющие протекционизм, продолжают поддерживать его, так как не могут позволить себе потерять голоса или финансовую поддержку тех, кто этого требует.

Одним из наиболее спорных методов в современной российской экономике считается политика протекционизма.

Некоторые считают ее полезной и оправданной, другие же ратуют за полную, ничем не ограниченную свободу движения товаров и капиталов через государственную границу.

Что такое протекционизм?

В современной понятийной системе экономическим протекционизмом называют меры, которые принимает для защиты своего экономического пространства от иностранных товаров и капиталов. Способы этой защиты могут быть разными, но направлены они, как правило, на защиту и развитие собственных производительных сил.

При помощи протекционистских мер обеспечивается экономический рост, результатом которого становится повышение благосостояния всей массы населения.

Не нужно забывать и о том, что чрезмерный протекционизм может привести к изоляции. Другие страны тоже закроют границы для импорта товаров. Современная мировая экономика сложилась таким образом, что ни одно государство не может обеспечить себя всем необходимым, не обращаясь к импорту. Разрыв международных торговых связей в перспективе приведет к замедлению экономического роста, особенно губительному для маленьких и бедных стран.

Протекционистские меры

Реализация политики протекционизма обычно происходит через:

— введение высоких таможенных сборов на нежелательные к импорту группы товаров, которые могут производиться или уже выпускаются в нашей стране;

— нетарифные меры – квотирование отдельных видов импорта, лицензирование товаров или видов экономической деятельности, прямые запреты на ввоз тех или иных товаров при помощи введения жестких стандартов качества и др.;

— поддержка отечественных предприятий-экспортеров через дешевые кредиты, льготы по налогам, субсидирование производства определенных товаров и т.д.

Протекционизм помогает развивать нужные для экономики отрасли, защищает отечественное производство от наплыва дешевого импорта, помогает создавать рабочие места и увеличивать занятость населения.

Кому выгоден протекционизм?

В современном мире протекционистские меры для защиты своих экономик применяют практически все государства, но делают это разными способами. В странах Европы наиболее распространены нетарифные способы защиты своих рынков – квотирование ввоза, предельно жесткие требования к качеству, лицензирование и т.д. Развивающиеся страны нередко защищают свои рынки при помощи высоких таможенных сборов на ввоз определенных видов товаров.


Следует заметить, что практически все сильные экономики пользуются протекционизмом для защиты своих производителей и своего банковского сектора. Эта политика для государств «старой Европы» и для США имеет первоочередное значение.

В то же время слабые государства нередко под давлением международных организаций вынуждены снимать все барьеры, что приводит к еще большему падению производства и ухудшению экономического положения людей.

Значение протекционизма для российской экономики

Для России, практически вся территория которой расположена в зоне холодного климата, экономический протекционизм является суровой необходимостью. Наши предприятия не могут на равных конкурировать с предприятиями более южных стран, так как значительную долю себестоимости продукции составляют энергетические затраты и амортизационная стоимость .

Для постройки завода в нашей стране необходимо возвести капитальное утепленное здание на мощном фундаменте, с заглубленными на метр и более инженерными коммуникациями. Для сравнения – в европейских странах коммуникации прокладывают на глубине, не превышающей 30 см от поверхности, а в странах Юго-Восточной Азии производства располагаются практически в легких ангарах без фундамента и утепления. Разительно отличаются и затраты на отопление промышленных мощностей.


Еще одна составляющая экономики – развитая сеть дорог – из-за сурового климата в нашей стране разрушается намного быстрее, чем в более южных государствах, и требует ежегодных солидных вложений. Кроме того, огромные расстояния между городами и предприятиями еще более увеличивают расходы производителей.

Не используя протекционистские меры, правительство России подвергает экономику страны риску быть окончательно уничтоженной и превратиться в бесправный сырьевой придаток развитых государств. Только разумный протекционизм в сочетании с грамотной внешней политикой дают нашей стране шанс выстроить действительно успешную экономику для процветания всех граждан России.

Аргументами сторонников протекционистской доктрины являются: рост и развитие национального производства, занятость населения и как следствие улучшение демографической ситуации в стране. Оппоненты протекционизма, поддерживающие доктрину свободной торговли – фритредерство, подвергают его критике с позиций защиты прав потребителей и предпринимательской свободы.

Виды протекционизма

В зависимости от поставленных задач и предъявляемых условий протекционистская политика разделяется на несколько отдельных форм:

Протекционизм отраслевой – защита одной отрасли производства;
- протекционизм селективный – защита от одного государства или одного из видов товара;
- протекционизм коллективный – защита нескольких союзных государств;
- местный протекционизм, под него подпадают продукция и услуги местных компаний;
- протекционизм скрытый, проводится при помощи нетаможенных методов;
- зеленый протекционизм, использует нормы экологического права;
- коррупционный протекционизм, проводится нечистыми на руку политиками в интересах определенных финансовых групп.

Экономические кризисы – движущая сила протекционизма

Затяжные мировые экономические депрессии конца XVIII начала XIX века постепенно привели многие мировые державы к переходу на политику жесткого протекционизма, под лозунгом «Поддержим отечественного производителя». В континентальной Европе этот переход произошел после затяжной экономической депрессии 1870-1880-х годов. После окончания депрессии во всех странах проводивших эту политику начался активный промышленный рост. В Америке переход к протекционизму произошел в 1865 году, после окончания Гражданской войны, активно эта политика проводилась до конца Второй мировой войны в 1945 году, после чего до конца 1960-х годов она продолжала действовать в неявной форме. В Западной Европе жесткая протекционистская политика начала действовать повсеместно в 1929-1930 годах, в начале Великой депрессии. В конце 1960-х годов западноевропейские страны и США приняли совместные решения и осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли, активное повсеместное действие протекционизма закончилось.

Сторонники протекционизма утверждают, что именно протекционистская политика проводимая странами Европы и Северной Америки в XVII-XIX веках позволила им провести индустриализацию и совершить экономический рывок. В своих утверждениях они указывают на то, что периоды бурного промышленного роста данных государств совпадают с периодами жесткого протекционизма, включая и самый последний экономический рывок в западных странах в середине XX века.

Критики протекционизма в свою очередь указывают на основные его недостатки. Увеличение таможенных пошлин приводит к повышению стоимости импортных товаров внутри страны, от чего страдают конечные потребители. Угроза монополизации промышленности и захвата монополистами контроля над внутренним рынком в условиях защиты от внешней конкуренции, что и произошло в США Германии и России в конце XIX начале XX веков.

После выхода из продолжительной экономической депрессии 1860-1870-х гг. в континентальной Европе начался повсеместный переход к протекционистской политике. Во всех странах, которые внедряли эту программу, стал отмечаться значительный промышленный рост.

Свободная торговля и протекционизм

Развивающаяся система хозяйствования требует защиты вновь сформированных и возникающих под воздействием НТП отраслей от деятельности крупных иностранных компаний, которые участвуют в обороте продукции достаточно давно. Методы протекционизма обладают достаточно выраженным социальным характером, особенно во времена структурных преобразований или создания национального промышленного сектора. В такие периоды государство должно обеспечивать защиту тем профессиональным категориям, которым необходима переквалификация вследствие банкротства или закрытия предприятий.

Свободная торговля и протекционизм – два взаимосвязанных явления. При достаточно интенсивном обороте продукции в период обострения отношений между странами или усиления напряженности в мире защитные меры внедряются с целью сохранения государственной безопасности. Этому способствует выпуск на собственной территории жизненно важных, необходимых товаров.

Критика

Политика протекционизма, несомненно, обладает определенными достоинствами. Однако далеко не во всех случаях ее внедрение в систему национального хозяйствования является целесообразным. Противники этой теории приводят ряд аргументов в защиту своей позиции. В частности, они выдвигают ряд тезисов.

  1. Протекционизм – это система, которой свойственна определенная нелогичность. Она проявляется в том, что, ставя целью обеспечить достижение в балансе положительного сальдо, программа значительно сдерживает операции импорта. Следствием этого выступает аналогичная реакция международных партнеров, которые снижают объем экспортных поставок. Такие действия приводят в результате к разбалансированности.
  2. Протекционизм – это программа, формирующая определенные барьеры в секторах национального хозяйства. Они, несомненно, обеспечивают защиту от активности иностранных фирм. Но вместе с этим барьеры снижают стимул к развитию отраслей, так как происходят сбои в механизме конкуренции. При этом монопольные привилегии и возможность сохранять высокую прибыльность уничтожают стремление к инновациям и прогрессу.
  3. Протекционизм – это система, формирующая определенный мультиплицирующий эффект. Он проявляется за счет межотраслевой технологической связи. Если определенные защитные меры введены для одних отраслей, то их потребуют и другие, связанные с ними секторы.
  4. Экономический протекционизм наносит значительный ущерб интересу потребителя. Отечественный покупатель платит больше и за импортную, облагаемую ввозными пошлинами продукцию, и за изделия, выпущенные на территории собственного государства.
  5. Протекционизм – это схема, в рамках которой невозможно полностью использовать достоинства международной специализации вследствие того, что более доступная импортная продукция не может попасть в страну из-за существующих ограничений.

Основные инструменты

Политика протекционизма предполагает формирование нетарифных и тарифных ограничений. Последние представляют собой таможенные пошлины на ввоз и вывоз продукции. Этот инструмент считается наиболее простым и достаточно эффективным. Однако сегодня значение пошлин постепенно снижается. Правительства государств все чаще отдают предпочтение нетарифным методам протекционизма. К ним, в частности, относят импортные (ограничение на количество ввозимых изделий) и экспортные квоты (пределы вывозимой продукции по требованию импортера). Тем не менее, исследование тарифных методов в настоящее время не теряет актуальности, поскольку они продолжают использоваться различными государствами.

Торговый протекционизм: пошлины

Тарифные барьеры начали внедряться достаточно давно. К примеру, в начале 19-го столетия Великобритания ввела импортные пошлины для защиты национального сельского хозяйства. К концу века США и Германия стали вводить тарифные барьеры для сохранения новых промышленных отраслей. В России пошлины защищают автомобильное производство.

Отечественные программы

Правительство устанавливает высокие тарифы не только на ввоз новых, но и подержанных импортных транспортных средств. В этом случае государство решает несколько задач. В первую очередь, отечественный производитель ограждается от конкуренции. Во-вторых, сформированы препятствия для заполнения внутреннего рынка подержанными импортными машинами, которые на родине уже выработали свой ресурс. Это, в свою очередь, положительным образом отражается на общем уровне безопасности на отечественных дорогах. Таким образом, российская политика протекционизма имеет и экономическую, и социальную направленность.

Результат введения тарифов

Установление пошлин повышает стоимость не только импортируемого товара, но и среднюю цену продукции на внутреннем рынке. Это выгодно национальному производителю. Достижение такого результата, как правило, выступает в качестве основной цели протекционизма. В рамках такой программы государство обеспечивает защиту отечественных производителей от низкой стоимости на продукцию, возникающей в условиях конкуренции со стороны зарубежных предприятий.

Реальный и расчетный уровень защиты

Следует отметить, что фактический результат введения пошлин может существенно отличаться от планируемого. Эффект тарифного метода может различаться на различных этапах производственного цикла. Рассмотрим пример. Допустим, в России предполагается начать сборку определенных автомобилей, а в США уже налаженные сборочные производства собираются развить выпуск комплектующих. Для поощрения отечественно автоиндустрии РФ вводит пошлину на ввозимые готовые ТС величиной 20%. Таким образом, российский производитель получает возможность поднять цену своей продукции с 10 до 12 тыс. долл. В этом случае несколько некорректно говорить о том, что отечественные предприятия получат только 20-процентную защиту. До установления пошлины российские производители могли работать только в том случае, если бы цена сборки составила бы не больше 2 тыс. долл. (сумма, появляющаяся при вычитании полной из стоимости готового изделия – 10 тыс. – суммы, затраченной на детали – 8 тыс.). После внедрения тарифа существование предприятий возможно и при 4 тыс. (разница между новой ценой в 12 000 и стоимостью деталей). В этом случае 20-процентная пошлина обеспечит отечественным производителям фактически полную защиту.

Другой вариант защиты

Предположим, что США с целью стимулирования внутреннего выпуска комплектующих вводит 10% пошлину на вывозимые в Россию детали. В этом случае стоимость комплектующих для отечественных сборщиков станет не 8, а 8,8 тыс. долл. Эта мера при стабильных тарифах на готовые ТС сделает производство машин на отечественных предприятиях менее прибыльной. До введения пошлины выпуск автомобилей считался рентабельным, если стоимость сборки составляет не больше 2 тыс., а после установления пошлины этот показатель должен быть не более 1,2 тыс. Таким образом, тарифная система сможет обеспечить защиту отечественному производителю, но уровень ее качества снизится.

Новое на сайте

>

Самое популярное