Домой Микрозаймы Протекционизм представляет собой. Что такое протекционизм в экономике

Протекционизм представляет собой. Что такое протекционизм в экономике

Современный протекционистский механизм представляет собой комплекс взаимодополняющих средств, которые постоянно меняются под воздействием, прежде всего объективных процессов развития производительных сил и интересов основных групп отечественных компаний. Среди протекционистских средств есть традиционные и сравнительно новые, явные и завуалированные, более или менее эффективные с точки зрения международного сообщества и главное - признаваемые им как допустимые, так и недопустимые, причем последнее относится и к способам применения этих средств.

Протекционизм -- это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. С другой -- может привести к усилению монополистов, застою и снижению конкурентоспособности экономики.

Политика протекционизма (protection - защита) - это теория и практика регулирования внешней торговли, направленная на защиту субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции. Как теория внешнеэкономического поведения протекционизм утвердился в XIX веке и стал противоположностью политики фритредерства .

Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается:

  • 1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений;
  • 2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырье;3)при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25-30%, но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта);
  • 4)при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы).

Линия протекционизма в российской таможенной политике просматривается со времен царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые в стране иностранные товары, в то время как товары, производство которых в России было освоено, или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запрещать к ввозу.

В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только новых отраслей, возникших как результат научно-технического прогресса, от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время. Именно под такой защитой проходило становление и развитие национальных экономик современных развитых стран.

Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.

В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения безопасности государства, чему способствует производство на его территории всех необходимой, жизненно важной продукции.

В современных условиях протекционизм существует в различных формах. Он может быть односторонним - направленным на регулирование элементов внешней торговли без согласования с партнерами; двусторонним, предполагающим согласование выдвигаемых мер с партнерами; многосторонним, когда при выработке торговой политики учитываются мнения многих стран.

В XVII в. существовали многочисленные торговые и таможенные пошлины и сборы, которые создавали немалые трудности в торговле, вызывали недовольство торговых людей, порождали народные волнения.

Особенно большое недовольство у отечественного купечества вызывало преобладание иностранных торговцев на внутренних рынках, наличие у них значительных льгот. Лучше организованное и более богатое западноевропейское купечество составляло русским торговцам сильную конкуренцию. Иностранцы заводили в Россию промышленные предприятия, торговые фактории, вели беспошлинную торговлю и имели другие привилегии, которые они получили ещё при Иване IV. Начиная с 1627 года крупные представители торгового мира в своих коллективных челобитных царю выступали с осуждением практики выдач льготных грамот западноевропейцам и обращали внимание правительства на необходимость защиты их от конкуренции иностранцев, особенно англичан, на русском рынке. Кроме того, они просили упростить и облегчить таможенную систему в стране, которая весьма разнилась в зависимости от местности.

В свою очередь, английские купцы, опасаясь ограничения льгот, предприняли ответные шаги: они пригрозили порвать торговые отношения с Россией, если с них будут брать пошлины. Однако, правительство отвергло демарш англичан и пошло навстречу пожеланиям русского купечества.

В разработке нового торгового законодательства принял активное участие видный государственный деятель и дипломат А.Л. Ордин-Нащокин, который был активным сторонником политики протекционизма и меркантилизма и хорошо понимал значение развития торговли и промышленности для России.

Протекционизм -- система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары .

Благодаря протекционизму поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран -- торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

Первым шагом на пути к протекционизму стала Уставная таможенная грамота, принятая в 1653 г. В соответствии с ней прежние дробные таможенные сборы, (мыто, гостиное, мостовое и т.д.) были заменены единой десятой пошлинной. Она составила 10 денег с рубля или 5% с покупной цены товара, причём платили её и продавец и покупатель. Это значительно упрощало всю систему определения и порядок взыскания казённых сборов с купли-продажи и заявленных денежных сумм. Если ранее местные торговцы имели преимущество перед иногородними в размерах пошлин (иногда в двое), то теперь такая практика упразднялась. Перед государством торговцы стали все равны. В пределах европейской части России отменялись многократные взыскания таможенных пошлин, уплатив её единожды, купец освобождался от платы в других районах.

Эти положения нашли подтверждение в Новоторговом уставе 1667 г., где были отражены вопросы внешней торговли, имевшие ярко выраженный протекционистский характер. Иностранные коммерсанты были лишены права беспошлинной торговли. Они платили 6% от цены товаров и 2% при отправлении с пограничного пункта. Им был разрешён торг оптом лишь в Архангельске и порубежных городах. Розничная торговля внутри России иностранцам была запрещена.

Устав рекомендовал противостоять чужестранным купцам путём организации складничества русских торговых людей, т.е. своего рода компаний с объединенным капиталом. По мнению правительства, такие компании позволят удержать достойные цены на русские товары и оградить русских торговцев от денежных займов у иностранцев. Правительство так же пыталось учредить Приказ купецких дел - как высший орган управления торговлей, но это намерение осталось на бумаге.

Указанные меры означали становление не только российской протекционистской политики, но и переход к формированию меркантильной системы. В соответствии с новым внешнеторговым курсом учреждались высокие пошлины на ввоз, запрещался или ограничивался вывоз драгоценных металлов, поощрялся вывоз товаров отечественных мануфактур, что способствовало становлению положительного торгового баланса, накоплению доходных средств в бюджете страны. Рижский купец Д. Родес, посетивший Москву в 1653 г. отмечал: что «все постановления этой страны направлены на коммерцию и на торг; все здесь, от высшего до низшего, только и думают, только и стараются, как бы чем либо нажиться. В этом отношении русская нация гораздо деятельнее всех остальных вместе взятых» .

В целом, для XVII в., особенно для второй половины, были характерны некоторые принципиально новые моменты предпринимательства, переход его на качественно новый уровень, связанный с зарождением ране буржуазных черт. И проявлением был рост мелкотоварного и зарождение крупного мануфактурного производств, углубление и расширение общественного разделения труда, формирование всероссийского рынка, появление нового типа предпринимателя - богатого купца и промышленника, пытающегося сочетать торговую сферу с промышленностью и противостоять иностранному капиталу. Но, не взирая на все эти «ростки буржуазности», предпринимательское сословие России в XVII в. не оформилось в европейское «третье сословие» и она не стала буржуазной страной.

Существует много причин, в том числе объективного характера, для проведения правительством протекционистской политики. Рассмотрим основные из них.

Во-первых, причиной протекционистских мер правительств может стать недостаточная конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей данной страны по сравнению товаропроизводителями в других странах вследствие неравномерности экономического развития. В условиях рыночной стихии возникает необходимость в государственной поддержке и защите части отечественных поставщиков от иностранных, чтобы противодействовать росту безработицы и социальной напряженности, особенно в период структурной перестройки производства в целях повышения его эффективности.

Доля 28 развитых стран, вместе взятых, в мировом ВВП почти в 3,6 раза, а в экспорте - в 5 раз выше, чем их доля в совокупном населении мира.

Среди развитых стран по соотношению приведенных показателей также имеются различия. Доля 128 развивающихся стран, вместе взятых, в мировом ВВП и в экспорте, наоборот, значительно меньше, чем в совокупном населении, соответственно почти в 2 раза и в 4 раза. Это различие было бы еще большим, если из числа развивающихся стран исключить ряд стран по уровню экономического развития приближающихся к развитым странам. Доля Китая в мировом ВВП также почти в 2 раза меньше, чем в совокупном населении, а его экспорт соответственно в 8 раз меньше.

Неравномерность развития присуща рыночной экономике, как национальным хозяйствам в целом, так и особенно отдельным отраслям. Поэтому протекционизм в определенной степени является неотъемлемым элементом экономической политики правительств. Важно, чтобы протекционизм, который таким образом объективно необходим, не становился тормозом развития экономики и обновления ее структуры.

Во-вторых, составной частью промышленной политики стимулирования развития зарождающихся перспективных отраслей производства часто также является временное ограничение ввоза конкурирующей продукции .

Характерно, что из традиционной терминологии Международного валютного фонда (МВФ) в конце 90-х годов исчезло привычное понятие "промышленно развитые страны". Теперь в отчетах МВФ фигурирует понятие "страны с развитой экономикой", к которым, помимо прежних промышленно развитых стран, относятся Гонконг, Республика Корея, Сингапур, Тайвань и Израиль. Перечисленные страны сравнялись с ведущей группой держав по доходу на душу населения и ряду других основных экономических показателей.

Фактически это ограничение вполне оправдано, поскольку оно содействует росту и повышению эффективности национального производства. Таким путем, например, успешно восстанавливался и модернизировался промышленный потенциал Японии в первые послевоенные десятилетия. Средний уровень таможенных пошлин в Японии еще в 1964 г. превышал 16 % и был выше, чем в остальных экономически развитых странах, как вместе взятых (соответственно 11 %), так и в каждой из них в отдельности.

В-третьих, периодическое ухудшение общехозяйственной конъюнктуры в стране вследствие циклического развития рыночной экономики требует принятия правительством мер по ограничению доступа на внутренний рынок иностранных товаров и услуг в интересах скорейшего преодоления временного сокращения спроса. Поэтому протекционизм в периоды экономического спада обычно усиливается.

Напомним, что в середине 70-х разразился самый глубокий и затяжной послевоенный экономический кризис в мире, сопровождавшийся значительным ростом безработицы в развитых странах. По официальным данным, безработица за 1972-1976 гг. увеличилась (в %) в США с 5,6 до 7,7, ФРГ - 1,1 до 4,6, Великобритании - с 3,7 до 5,4 и т.д. В результате началось массовое применение протекционистских мер: возросло число стран, прибегавших к таким мерам, количество товаров, на которые распространялись последние, более многообразными стали их формы.

В-четвертых, эпизодические затруднения стран с платежным балансом требуют оперативного ограничения импорта, также как и чрезмерное повышение доли импорта в потреблении важных товаров с точки зрения соображений национальной безопасности. Характерно, что высокий уровень самообеспеченности страны в основных продуктах питания давно стал общепризнанным в мире показателем ее внешнеполитической независимости.

Наконец, противодействующих импорту мер требует недобросовестная коммерческая практика иностранных поставщиков (иногда осуществляется при прямой или завуалированной финансовой поддержке национальных правительств стран-экспортеров) для обеспечения справедливой конкуренции на внутреннем рынка .

Все перечисленные причины казалось бы, оправдывают протекционистскую политику, поскольку она направлена на поддержание нормального функционирования рыночного механизма внутри страны в условиях, когда на мировом рынке сосуществуют и тесно взаимодействуют национальные хозяйства с разной эффективностью, когда по разным обстоятельствам происходят сбои в этом механизме или когда внутренний рынок становится объектом агрессии со стороны недобросовестных предпринимателей, пользующихся бюджетными средствами.

Анализ причин протекционистской политики показывает, что между их позитивным и негативным характером нет четкой грани. Заинтересованность предпринимателей в том или ином торгово-политическом курсе позволяет изменить его в направлении, благоприятном для себя и в неблагоприятном для отечественных потребителей и иностранных предпринимателей.

Протекционизм - экономическая политика государства, направленная на защиту и поддержку национальной экономики. Такая политика осуществляется с помощью таможенных и налоговых барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства.

Протекционизм был характерен для экономической политики России в XIX - начале ХХ вв. Из-за относительной слабости отечественной промышленности, государство вынуждено было вводить высокие таможенные пошлины и облагать большими налогами товары иностранного производства, что бы дать возможность развиваться российской промышленности. Протекционизм играл большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности в России, но, вместе с тем, приводил к снижению качества российских товаров и к понижению их конкурентоспособности на внешних рынках.

В области внешней торговли государственная политика России в XIX в. характеризовалась попеременной сменой протекционизма и фритредерства (свободной торговлей). Смена курса происходила раз в пять--десять лет. В целом в середине века исходили преимущественно из принципов фритредерства, а в начале и конце века -- протекционизма. Преобладание политики протекционизма объяснялось не столько желанием защитить, оказать покровительство отечественному производителю, сколько соображениями фискального характера: устанавливая высокие ввозные тарифы, правительство желало увеличить доходность казны. Соответственно официальному курсу менялись, таким образом, ввозные пошлины -- от 15 до 200% и более.

XIX в. был для России временем хотя и медленного, но неуклонного подъема. Усилилась европеизация России, и страна стала важной частью мирового сообщества -- как в плане политическом, так и экономическом. Значительными были сдвиги в жизни самого российского общества -- страна, почти половина населения, которой была в рабском состоянии в начале этого периода, стала свободной.

В первую четверть XIX в. темпы промышленного развития были низкими, и правительство России не проявляло большого внимания к этим вопросам. Несмотря на начавшийся промышленный переворот, в середине XIX в. в стране по-прежнему преобладал ручной, а не машинный труд. Наиболее успешно развивались отрасли легкой промышленности -- текстильная и пищевая.

Все более отставала от мирового уровня черная металлургия. Развитие большинства отраслей промышленности сдерживалось существованием системы крепостного права и принудительным характером труда в народном хозяйстве. В конце XIX в. Россия имела высокие темпы промышленного развития, которые носили неравномерный характер (подъемы сменялись замедленным развитием и кризисами), но при этом по уровню его развития значительно отставала от передовых стран мира, которые по производству продукции на душу превосходили Россию более чем в десять раз. Машиностроение в России было слабо развито и промышленный переворот был далек от завершения.

Государство занимает особое положение в мире и выполняет специфические функции на национальном и внешнем уровнях. Являясь носителем власти, располагая большой финансовой мощью, государство в качестве владельца собственности и распорядителя средств действует как обычный и как особый «общественный» предприниматель. Оно использует широкий спектр воздействия на внутренние и внешние секторы хозяйства с помощью бюджетной, кредитной, денежной, валютной политики. Наряду с краткосрочными методами воздействия на экономику государство использует различные формы долгосрочного регулирования, проводит соответствующую структурную политику, стимулируя производственные сдвиги, преодоление региональных различий, повышение конкурентоспособности национальных компаний. Важную роль играет научно-техническая политика государства. Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для расширенного воспроизводства внутри страны.Действие указанных факторов порождает постоянное взаимодействие двух тенденций: либерализации и протекционизма. Данные тенденции отражают не только интересы участников внутреннего рынка, но и реакцию государства на события в международном разделении труда.

Государственное регулирование внешней сферы осуществляется с помощью широкого круга мер. Это:

* таможенные тарифы, которые по характеру своего воздействия относятся к регуляторам внешней торговли;

* нетарифные меры регулирования, куда входят многие меры торговой и экономической политики, включая лицензирование, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые добровольные ограничения, таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы и т.д.

Государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики получила название протекционизма.

Приспосабливаясь к интернационализации хозяйственной жизни и новому этапу НТП, государство осуществляет сейчас регулирование более масштабно и оперативно. Регулирование направлено не на предотвращение конкуренции, а на более гибкое воздействие на нее. Процессы разгосударствления, происшедшие во многих странах в 80-е годы, означают поиск более приемлемого соотношения между частными и общественными началами, а также переориентацию государственного хозяйствования непосредственно на поддержку частного предпринимательства.

Во внешнеэкономических отношениях на протяжении 80-х годов отчетливо проявлялись две тенденции -- дерегулирование и pocт протекционизма. При этом дерегулирование особенно активно проявилось в валютной и кредитной сферах, а рост барьеров отчетливо давал о себе знать в торговой сфере. В результате во внешнеэкономической политике возросла двойственность. Она проявляется в провозглашенных целях и осуществляемых мерах. Кроме того, торговая политика этих стран в возрастающей степени стала расходиться с их экономической политикой в целом. В 80-е годы правительства все больше полагались на ценовые и рыночные механизмы.

Во второй половине 90-х годов возобновилась тенденция к снижению торговых барьеров. Этот процесс был распространен не только на промышленные товары, но и на сельскохозяйственную продукцию и интеллектуальную собственность. Средний тариф на промышленные изделия в развитых странах снизился в конце 90-х годов до 3,9%, на товары из развивающихся стран -- остается более высоким, особенно на текстиль, одежду, рыбную продукцию (общий средний тариф -- 5,4%). Масштабы нетарифных барьеров были снижены примерно до 7% всего объема импорта ведущих стран.

Современный протекционизм во внешней торговле сосредоточивается в относительно узких областях, чувствительных для предпринимательства и занятости в развитых странах. В отношениях с другими развитыми странами он используется в торговле продукцией сельского хозяйства, текстилем, одеждой, черными металлами. В торговле развитых с развивающимися странами он охватывает и другие товары обрабатывающей промышленности.

франц. protectionnisme, от лат. protectio - защита, покровительство) - часть гос. экономич. политики, направленная на обеспечение преобладания своей пром-сти на внутр. рынке посредством ее ограждения от иностр. конкуренции тамож. пошлинами, а также на поощрение экспорта пром. товаров. Характер П. и соответственно средства тамож. политики (запрещение ввоза, высота пошлин, тарифные соглашения, торг. договоры и т. д.) изменялись в зависимости от общей экономич. политики, проводимой в ту или иную эпоху. В период первоначального накопления и зарождения капиталистич. отношений П. являлся составной частью политики меркантилизма, не ограничивавшегося одной тамож. защитой возникающей капиталистич. пром-сти, но практиковавшего многообразные формы ее поддержки. П. носил нередко запретительный характер (полное запрещение ввоза определ. товаров, высокие ввозные пошлины). П. широкое распространение имел во Франции (протекционистские тарифы 1664 и 1667 Кольбера), Австр. монархии, многих герм. гос-вах и др. (в России - впервые при Петре I). Высокая тамож. охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной пром-сти. Под знаком П. наполеоновская Франция вела экономич. борьбу с Англией (см. Континентальная блокада, 1806-14). Для эпохи домонополистич. капитализма характерен "защитный" П. в большинстве стран Зап. Европы и США, направленный на охрану нац. пром-сти от более развитой пром-сти Англии, проводившей (с 40-х гг. 19 в.) политику "свободы торговли" (см. Фритредеры). С обоснованием политики П. в рамках нац. х-ва выступил нем. экономист Ф. Лист (1789-1846). Для периода перерастания "свободного" капитализма в монополистич. становится характерным "наступательный" П., направленный на завоевание внеш. рынков (герм. тамож. тариф 1879, изд. Бисмарком, амер. Мак-Кинли тариф 1890). Он остается характерным для империалистич. политики последующего времени и служит средством конкурентной борьбы на мировом капиталистическом рынке, средством закабаления экономически слаборазвитых стран. П. ряда стран (России, Японии) и в этот период оставался "защитным". Во время мирового агр. кризиса конца 19 в. возникает (сначала в Германии) агр. П. для защиты от конкуренции дешевого хлеба из США, Канады и др. В период между двумя мировыми войнами наступательный П. становится частью гос.-монополистич. регулирования внеш. торговли. В совр. условиях крупнейшие монополии уже не являются сторонниками П. в рамках "нац. х-ва". Одни из них, прежде всего монополии наиболее мощной державы - США, вообще выступают под лозунгом "свободной торговли" в глобальных масштабах (в рамках т. н. Генерального соглашения о тарифах и торговле - ГАТТ, охватывавшего к нач. 1967 84 страны, ведутся переговоры о снижении тамож. тарифов); другие выступают за региональную "интеграцию" ("Общий рынок", Европ. ассоциация свободной торговли), добиваясь уничтожения нац. тамож. пошлин на отдельных участках мирового капиталистич. рынка, чтобы утвердить новую форму сверхпротекционизма, воздвигнув общие тамож. барьеры вокруг региональных рынков. Этот сверхпротекционизм опирается на гос.-монополистич. регулирование мировой экономики междунар. картелями. К П. на базе нац. рынка в империалистич. странах тяготеет гл. обр. немонополистич. буржуазия. К средствам "защитного" П. прибегают в современных условиях для защиты своей промышленности от разрушительной империалистической конкуренции молодые суверенные государства, стремящиеся развить свою национальную экономику. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 24, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23; Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями, 2 изд., (М.-Л.), 1947, с. 120-21, 131-33, 135-38; Лист P., Нац. система политич. экономии, пер. с нем., СПБ, 1891; Кулишер И. М., История экономич. быта Зап. Европы, (8 доп. изд. 1, т. 1-2, М.-Л., 1931; Милейковский А. Г., Междунар. разделение труда и бурж. политич. экономия, в кн.: Бурж. политич. экономия о проблемах совр. капитализма, M., 1965. И. Ф. Гиндин. Москва.

ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ПРОТЕКЦИОКЦИОНИЗМ, ЕГО ВИДЫ, МЕТОДЫ.

Международная торговля нигде и никогда не развивалась без вмешательства государства. История международной торговли – это и история развития и совершенствования системы государственного регулирования международной торговли. Различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка какой-либо продукции от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики (протекционизм также часто направлен на захват внешних рынков).

К такой политике обычно прибегает отсталая в экономическом отношении страна. Протекционистскими мерамигосударство стремится поддержать отечественных производителей, особенно в период их становления.
Представим несколько основных положений, ради чего вводятся импортные пошлины на товары, капитал и рабочую силу:
- защита отраслей, связанных с национальной обороной;
- защита отрасли в период ее становления;
- защита отдельных отраслей и предприятий в ходе диверсификации, конверсии или структурной перестройки экономики;
- защита внутреннего рынка от конкуренции более дешевой иностранной рабочей силы.
Политика свободной торговли и политика протекционизма почти никогда не существовали в чистом виде (никогда не охватывали всю внешнюю торговлю).
Обычно государства проводят ту или иную политику выборочно с учетом проблем, возникающих в стране. В противопоставление протекционизму возникло другое направление внешней политики государства - свободная торговля (фритредерство - free trade).

Можно выделить несколько форм протекционизма:

Селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

Отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли (прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма);

Коллективный протекционизм – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

Скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Современная система протекционистских мер, направленных на создание национальным производителям наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках, охватывает различные направления.
Среди наиболее значимых следует назвать:
Таможенное обложение (тарифные барьеры), предполагающие использование покровительственных пошлин для затруднения ввоза в страну или, что встречается реже, вывоза из нее определенных видов продукции. Для облегчения ведения национальными производителями конкуренции с иностранными корпорациями, как правило, устанавливаются высокие таможенные пошлины при импорте готовой продукции и полуфабрикатов, особенно предметов роскоши, а более низкие - при импорте сырья и материалов.
Не тарифные барьеры, которые представляют собой совокупность прямых или косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных мер.
Наибольшее распространения получили следующие меры:
Контингентирование - установление определенной квоты на экспорт или импорт отдельных товаров или товарных групп, в пределах которой внешнеторговые операции осуществляются относительно свободно. На практике - это список товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства.
Лицензирование - организация, которая желает заняться внешнеэкономической деятельностью должна получить разрешение (лицензию) у правительственных органов. Такая политика дает государству контролировать международные отношения и успешно осуществлять меры по их регулированию. Лицензирование может также использоваться для получения дополнительных материальных средств при выдачи лицензии, то есть она может выступать в качестве разновидности таможенного обложения.
Антидемпинговые правила - закон, который позволяет вводить тарифные барьеры, если отечественные производители столкнулись с продажей иностранных товаров по ценам, которые ниже себестоимости продукции. К примеру, такие положения в законе существуют в Соединенных Штатах Америки.
До сих пор мы рассмотрели отдельные прямые ограничения.
В отличие от прямых, косвенные ограничения напрямую не связаны с внешней экономической деятельностью:
Налоговая система - строится таким образом, чтобы создать преимущества для покупателей национальной продукции.
Транспортный тариф - преимущества имеют экспортеры национальной продукции перед импортерами иностранных товаров.
Закрытие для иностранцев отдельных портов.
Запрет, налагаемый на государственные учреждения при приобретении иностранной продукции если имеются аналогичные продукты отечественного производства.
Государственное стимулирование экспорта:
Прямые дотации.
Выдача кредита на льготных условиях, льготное налогообложение.
Добровольное ограничение экспорта. Проводится экспортерами товаров с целью не допущения повышения импортных пошлин в стране-импортере. Такое добровольное ограничение провели производители японских автомобилей на свой экспорт в США.

Гримасы российского протекционизма

За прошедшие годы в стране произошла полная инверсия протекционизма, когда государство вполне эффективно защищает интересы не отечественных, а иностранных компаний .

Как известно, протекционизм – это защита местного производителя от иностранных конкурентов. Хотя эта система все чаще порицается мировым сообществом, почти все развитые и развивающиеся страны успешно используют в практике государственного регулирования протекционистские инструменты. Особенно остро данная проблема стоит в отношении импорта готовой продукции. Однако есть рынок, который почти автоматически «отторгает» товары иностранного происхождения – рынок государственных закупок. Но это правило на Россию не распространяется. Как это ни парадоксально, но российские власти более пристальное внимание уделяют «открытым» рынкам, которые часто регулируют с помощью «грубых» тарифных методов, за что и подвергается нападкам со стороны Запада. А в это же самое время иностранные компании внедряются на рынок госзакупок, «забирая» себе деньги отечественного налогоплательщика.

Тем самым в России сложилась система «перевернутого» протекционизма, когда вся государственная машина работает не на защиту отечественного производителя от иностранных конкурентов, а наоборот – иностранного поставщика от российских предприятий. Следовательно, за прошедшие годы в стране произошла полная инверсия протекционизма: государство вполне эффективно защищает интересы не местных, а иностранных компаний. Данный результат можно обсуждать как точки зрения причин возникновения, так и с точки зрения способов выправления ситуации. Однако это не меняет главного вывода: в стране сложилась такая систем, которая способствует утечке государственных инвестиций за границу.

Разумеется, в возникновении столь нелицеприятной ситуации во многом виноват нерадивый российский производитель, который, во-первых, не может производить по-настоящему качественную и дешевую продукцию, а, во-вторых, не способен использовать современные лоббистские механизмы для отстаивания своих деловых интересов. Однако и добивать его, на наш взгляд, государство все-таки не должно. Если государство надолго отвернется от своего производителя, то ведь и производитель может отвернуться от своего государства, перенося свою деятельность за пределы родной страны.

Протекционизм — экономическое покровительство государства, проявляющееся в ограждении внутреннего рынка ϲʙᴏей страны от проникновения на него иностранных товаров, а также в поощрении экспорта конкурентоспособности товаров на внешних рынках.

Ставит ϲʙᴏей задачей стимулирование развития национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции путем тарифного и нетарифного регулирования.

В условиях усиливающегося процесса мировой глобализации исключительно важной становится задача по выработке адекватной политики протекционизма в целях повышения конкурентоспособности российских товаров на международном и национальном рынках. Активизация государственной политики в определенных сферах позволит отечественным предприятиям быстрее и эффективнее адаптироваться к посткризисным условиям развития глобальной экономики.

В разные периоды истории государственная экономическая политика склонялась то в сторону ϲʙᴏбоды торговли, то в сторону протекционизма, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. При этом абсолютно открытой экономики , в процессе функционирования кᴏᴛᴏᴩой без ограничений происходило бы движение товаров, труда, технологий и капиталов через национальные границы, не имело и не имеет ни одно государство . В любой стране правительство регулирует международный оборот ресурсов. Открытость экономики предполагает приоритетный учет национальных экономических интересов.

Дилемма, что лучше — протекционизм, кᴏᴛᴏᴩый дает возможность развиваться национальной промышленности, или ϲʙᴏбода торговли, кᴏᴛᴏᴩая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, — предмет многовековой дискуссии экономистов и политиков. В 1950-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону усиления либерализации и ϲʙᴏбоды внешней торговли. С начала 1970-х годов проявилась обратная тенденция — страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая ϲʙᴏй внутренний рынок от иностранной конкуренции .

Стоит сказать - политика протекционизма преследует следующие цели:
  • постоянная защита от иностранной конкуренции стратегических отраслей отечественной экономики (например, сельского хозяйства), в случае ущерба кᴏᴛᴏᴩым страна оказалась бы уязвимой в условиях войны;
  • временная защита относительно недавно созданных отраслей отечественной экономики до тех пор, пока они не окрепнут настолько, ɥᴛᴏбы успешно конкурировать с аналогичными отраслями других стран;
  • принятие ответных мер при проведении политики протекционизма торговыми партнерами.
Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить следующие формы протекционизма:
  • селективный протекционизм — защита от конкретного товара, или защита от конкретного государства;
  • отраслевой протекционизм — защита определенной отрасли (прежде всего сельского хозяйства в рамках аграрного протекционизма);
  • коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
  • скрытый протекционизм — защита с использованием нетаможенных методов, в т.ч. методов внутренней экономической политики.

Современная политика протекционизма

Государства, проводя протекционистскую политику, используют таможенно-тарифные и нетарифные ограничения.
Стоит отметить, что основная задача правительства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше ϲʙᴏей продукции , сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, понизив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке . Часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и относится прежде всего к импорту. Другая группа методов ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно имеет ϲʙᴏей целью форсирование экспорта.

Классификация тарифных и нетарифных инструментов политики протекционизма представлена в табл. 1.

Таблица 1. Классификация инструментов торговой политики.

Методы

Инструмент торговой политики

Регулируют преимущественно

Тарифные

Таможенные пошлины

Тарифная квота

количественные

Квотирование

Лицензирование

Добровольные ограничения

Государственные закупки

Требование к содержанию

местных компонентов

Отметим, что технические барьеры

Налоги и сборы

финансовые

Субсидии экспорта

Кредитование экспорта

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с решением Комиссии таможенного союза ЕврАзЭс с 1 января 2010 г. в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации введены единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый Таможенный тариф.

Между тем с тарифами связан ряд специфических проблем. Так, ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что вообще может перекрыть импорт. Отсюда проблема нахождения оптимального уровня тарифа , обеспечивающего максимизацию национального экономического благосостояния. Средний уровень ставок тарифа в настоящее время составляет 11%. Мало ϶ᴛᴏ или много? Средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в развитых странах снизился с 40-50% в конце 1940-х гг. до 3-5% в настоящее время. В силу того что Россия собирается вступать в ВТО, 11% — исключительно первый шаг на пути снижения тарифного регулирования.

За последние десятилетия роль таможенных тарифов заметно ослабла . При этом степень воздействия государства на международную торговлю не снизилась, а наоборот, возросла в силу расширения использования нетарифных ограничений . В наибольшей степени эффективно работает система нетарифного регулирования, принятая в развитых странах. По мнению специалистов, используется более 50 способов нетарифного регулирования . К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙт технические нормы, санитарные стандарты, сложную систему валютного контроля, государственные закупки и т. д.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. записано: «Целью государственной политики будет создание условий для повышения конкурентоспособности экономики». Решаемые правительством РФ задачи по ключевым вопросам развития, включая повышение национальной конкурентоспособности, могут быть дополнены и уточнены на базе анализа положения страны в мировых рейтингах. Изучение мнения международных экспертов позволяет выявить существующие возможности и ограничения для экономического роста, взглянуть на основные проблемы развития страны с разных точек зрения.

Глобальный индекс конкурентоспособности ежегодно готовится Всемирным экономическим форумом на основании 110 показателей. В 2010 г. Российская Федерация опустилась на 12 пунктов по сравнению с прошлым годом (на 63-е место), опережая Румынию, Уругвай и Казахстан и уступая Черногории, Турции и Мексике. Несомненно, мировой финансовый кризис усугубил позиции России в глобальном рейтинге. В группе стран БРИК наша страна, к сожалению, занимает последнее 4-е место. По оценкам ВЭФ, Россия находится на переходной стадии развития от «экономики, движимой эффективностью» к «инновационной экономике» (табл. 2) Сравнение РФ со странами, имеющими индекс GCI на 1-3 пункта выше и уровень ВВП на душу населения меньший, чем в России, свидетельствует о нереализованных в нашей стране возможностях.

Таблица 2. Стадии развития экономики на базе глобального рейтинга конкурентоспособности в 2009-2010 гг.

Переходная стадия 1-2

Переходная стадия 2-3

Стадия экономического развития

Экономика, движимая факторами

Экономика, движимая эффективностью

Экономика, движимая инновациями

ВВП на душу населения (метод Атласа)

$9000 — $17000

Описание механизма экономического развития

Экстенсивное развитие — эксплуатация природных ресурсов и дешевой рабочей силы

Интенсивное развитие — повышение эффективности экономической деятельности; высокая инвестиционная активность

Интенсивное развитие — создание инновационных продуктов

Global Competitiveness Index, GCI Совокупный индекс на базе ключевых факторов конкурентоспособности

Число стран по этапам развития (133)

Примеры стран

Индия

Пакистан

Танзания

Саудовская

Венесуэла

Бразилия

Китай

Украина

Стоит сказать - польша

Россия

Швейцария

Сингапур

Несомненно, существует зависимость между уровнем ВВП на душу населения и уровнем конкурентоспособности страны. При этом страны с сопоставимым уровнем ВВП существенно различаются по показателям конкурентоспособности . Это свидетельствует о важности качественных индикаторов, составляющих ϲʙᴏдный индекс. Вывод: рост благосостояния и уровня конкурентоспособности России может быть обеспечен и при текущем уровне душевого ВВП, хотя более важны качественные показатели конкурентоспособности.

При анализе качественных характеристик глобального индекса конкурентоспособности (GCI) в России выявлены следующие критичные показатели: общественные институты, инфраструктура, уровень развития финансового рынка и бизнеса, технологическая развитость и инновации. Сравнительный анализ совокупных показателей конкурентоспособности России свидетельствует, что 7 из 12 имеют значения выше среднемировых. В наибольшей степени высокое место (9-е из 133) Россия занимает по размеру рынка. Провальными будут показатели общественные институты (116-е место) и уровень развития финансового рынка (109-е место) Показатели конкурентоспособности России с уровнем выше средне мировых имеют как положительные, так и негативные характеристики.

Таблица 3.Характеристики показателей конкурентоспособности России, имеющие значение выше среднемировых.

Стоит сказать - положительные характеристики

Отрицательные характеристики

Емкость рынка , 9

Эффективность рынка труда , 33

Производительность труда, уровень вовлечения женского труда,

практика найма и увольнения, низкий уровень затрат при увольнении

«Серая» схема зарплат, стереотипность, сложность при приеме на работу (прием «по знакомству»), уровень / надежность профессионального менеджмента

Макроэкономическая стабильность , 37

Баланс государственного бюджета,

низкий правительственный долг (во многом ϶ᴛᴏ обеспечено благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой на сырьевых рынках)

Инфляция, широкий диапазон процентных ставок по банковским кредитам

Высшее образование и тренинг , 45

Качество образования в области математики и науки, качество системы образования, число лиц, имеющих дополнительное образование

Тренинг работников, доступность специализированных научно- исследовательских услуг, качество школы менеджеров, доступность Интернета

Инновации , 57

Численность научных работников и инженеров, качество разработок научно- исследовательских институтов, затраты компаний на исследования и развитие (R&D)

Использование на правительственном уровне продвинутых технологий, сотрудничество высшей школы и производства, возможности для развития и внедрения инноваций

Здравоохранение и начальное образование , 60

Уровень влияния ВИЧ / СПИД и малярии на бизнес, качество начального образования

Продолжительность жизни, заболеваемость туберкулезом, затраты на начальное образование, доля школьников среди детей школьного возраста, детская смертность

Инфраструктура , 65

Количество мест ж/д транспорта, качество ж/д инфраструктуры, протяженность телефонных линий

Качество дорог , качество инфраструктуры, качество авиаинфраструктуры, качество электроснабжения, качество портов

Конкурентоспособность экономики Российской Федерации на данном этапе развития ниже, чем у экономик развитых и даже у ряда развивающихся стран. В связи с данным возникает опасность, что в глобальном мировом хозяйстве Россия может занять место, не отражающее ее истинного потенциала, причем как природно-ресурсного, так и научно-технического, и превратиться в поставщика ресурсов для промышленно развитых стран. Между тем на данный процесс можно повлиять путем защиты отечественного производства и конкурентной среды при помощи проведения политики протекционизма.

Таким образом, для государственного политики и государственной поддержки в настоящее время актуальны следующие направления:

  • Антимонопольное регулирование . В 2009 г. Госдума одобрила в третьем чтении законопроекты, составляющие второй антимонопольный пакет законов. Поправки к ФЗ «О конкуренции» нацелены на дальнейшую защиту национального производителя и развитие конкуренции в России, ужесточение санкций за нарушение антимонопольного законодательства, а также доработку существующих положений. Антимонопольное регулирование должно быть направлено на совершенствование законодательства в отношении естественных монополий, а также на повышение эффективности работы Федеральной антимонопольной службы.
  • Таможенно-тарифное регулирование : внедрение новых технологий таможенного администрирования в рамках Таможенного союза-2010, ориентация на снижение средневзвешенного таможенного тарифа.
  • Нетарифное регулирование : расширение использования нетарифных методов регулирования, кᴏᴛᴏᴩые реализуются в рамках административного управления, в частности, поддержка экспорта высокотехнологичной продукции, услуг и технологий.
  • Инновационное развитие . В долгосрочной перспективе, особенно в условиях исчерпания потенциала эффективности другими факторами, инновации приобретут исключительное значение для повышения стандартов и качества жизни населения. Инновационная политика предполагает создание условий для повышения инновационной активности российских компаний и доли инвестиций, направляемых на внедрение качественно новых продуктов и технологических процессов.
  • Поддержка среднего и малого бизнеса . В рамках проведения административной реформы предполагается снижение административных барьеров, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, упрощение порядка регистрации.
  • Формирование инвестиционно-привлекательной среды , снижение совокупной налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов. В долгосрочной перспективе (2020 г.) налоговая политика направлена на снижение налоговых доходов бюджетной системы РФ до 33% ВВП .

В условиях включения России в мирохозяйственные процессы регулирующая функция государства приобретает особое значение для решения задач, связанных с формированием конкурентной среды, со структурной перестройкой, созданием условий для экономического роста и повышением конкурентоспособности национальной экономики.

Не стоит забывать, что важнейшими направлениями протекционизма в настоящее время должно стать повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер : защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим изменениям во всемирном хозяйстве.

Роль и значение протекционизма в современных экономических условиях продолжают оставаться значительными. Государственная защитная политика позволит национальной экономике быстрее и эффективнее адаптироваться к условиям глобальной экономики.

Новое на сайте

>

Самое популярное