Домой Микрозаймы Структура и особенности экономики франции. Общие черты хозяйства

Структура и особенности экономики франции. Общие черты хозяйства

Промышленность Франции

Существенную часть ВВП даёт промышленное производство -- 20%, оно обеспечивает 24% рабочих мест, 40% инвестиций и 80% экспорта (данные 2008 года). Франция располагает значительными запасами полезных ископаемых: железных и урановых руд, бокситов, калийных солей и др. Это создаёт базу для горнодобывающей и тяжёлой промышленности. По уровню развития цветной металлургии страна занимает лидирующие места в мировых рейтингах, по выплавке стали находится на третьем месте в Западной Европе. Основные отрасли: машиностроение (2,6 % мирового производства), химическая (четвёртое место в мировом экспорте), авиакосмическая (Франция играет ведущую роль в Европейском космическом агентстве), автомобильная (третье место в мире по выпуску автомобилей), пищевая (по объёму экспорта на втором, а также радиоэлектронная, информатика, судостроение, электротехническая.Относительно незначительную роль в общем объёме экономики, но важную для престижа страны играет производство и продажа предметов роскоши. Одна из наиболее передовых стран в области развития атомной энергетики: свыше 75% энергии получают на АЭС. Рис.1.

Рисунок1. Темпы роста промышленного производства во Франции за 1998-2012гг.% к предыдущему году.

Под влиянием научно-технического прогресса происходят существенные изменения в отраслевой структуре хозяйства. Сократилось значение промышленности, на долю которой теперь приходится 20% ВВП (1980 г32%). В промышленном производстве выросла доля продукции машиностроения, главным образом за счет прироста в электротехнической и электронной отраслях и, отчасти, в общем машиностроении. Этот структурный сдвиг сопровождался сокращением доли и фактически свертыванием производства в традиционных отраслях.

Однако во Франции остается еще довольно высоким удельный вес “старых” производств, продукция которых не выдерживает конкуренции на мировом рынке со стороны аналогичной продукции некоторых западных и особенно “новых индустриальных стран”. Большое место занимает пищевая промышленность (12%). Такую долю имеет только Великобритания.По доле продукции отраслей машиностроения в промышленном производстве Франция отстает от ведущих стран. Наибольшее отставание отмечается в отраслях, являющихся носителями НТП и обеспечивающих модернизацию производственного аппарата на базе новейшей техники. Это, прежде всего, в производстве станков, ряде отраслей промышленной электроники и средств информатики, микроэлектронной техники. Между тем, Франция значительно отстает от ведущих стран в производстве металлорежущих станков и кузнечнопрессового оборудования, уступая ФРГ и Японии по общему объему примерно в 8 раз. Производственная структура станкостроения характеризуется относительно низкой долей прогрессивных видов металлообрабатывающего оборудования.

Ведущее место в структуре промышленного производства занимают общее машиностроение и транспортное машиностроение. Автомобильная промышленность является одной из основ национальной промышленной структуры. Две крупнейшие в стране компании -- частная “Пежо-Ситроен” и государственная “Рено” обеспечивают соответственно 4 и 5% мирового производства легковых автомобилей. Французские компании занимают второе место в мире, после Японии, по выпуску энергетического оборудования для электростанций.

Франция остается ведущей силой в ракетной промышленности Западной Европы. Проект “Арианспейс” обеспечивает ведущие позиции страны в коммерческих запусках спутников. На его долю приходится примерно 50% мирового космического рынка.

Переход к энергосберегающему типу производства, высокая зависимость от импорта топливно-энергетических ресурсов вызвали переориентацию в энергетической стратегии. Основное внимание уделялось развитию атомной энергетики, а также альтернативным источникам энергии. Ускоренное развитие ядерной энергетики привело к заметному изменению структуры производства электроэнергии в стране. В 1973 г. на АЭС вырабатывалось 8% всей электроэнергии, на ТЭС -- 65% и на ГЭС -- 27%, а в 1987 г. доля АЭС уже составила 76%, доля ТЭС снизилась до 7%. Развитие ядерной энергетики позволило поднять степень самообеспеченности Франции в энергии с 25% в 1975 г. до 50% в 1980 г. и 58% в 1987 г. По мере ввода в действие новых АЭС и вывода из эксплуатации ТЭС на жидком топливе, сокращался импорт нефти. .

В промышленности Франции, как и в других высокоразвитых странах отличается неравномерное развитие отраслей. В некоторых отраслях тяжелой индустрии, в особенности в производстве электроэнергии, в химической, нефтеперерабатывающей, электротехнической промышленности, производство поддерживаемое, в частности, за счет военных заказов, увеличивается. В то же время в металлургии производство сокращается, а в ряде отраслей, производящих предметы потребления, например, в текстильной, наблюдается застой.

Главные отрасли французской промышленности, где производится около 20% стоимости промышленной продукции – это машиностроение и металлообработка. Особенно большое значение имеют и электротехника.

За год в стране выпускается от 3 до 4 миллионов автомобилей (из них около 90% легковых). Легковые автомобили производятся в основном на заводах 2 компаний: госпредприятии «Рено» и частной фирмой «Пежо-Ситроен». Более половины автомобилей выпускается в Париже и его пригородах. Другие центры автомобилестроения это Лион, Гавр, Ле-Ман.

Значительны успехи Франции в самолетостроение и ракетной технике. Широко используются во всем мире французские вертолеты, гражданские реактивные самолеты «Каравелла» и «Конкорд», бомбардировщики «Мистер», истребители «Мираж».

Основную часть продукции авиационной отрасли выпускают Национальное общество авиакосмической промышленности и частная фирма «Доссо-Бреге». Главные авиационные заводы расположены в Париже и Тулузе.

Судостроение Франции, как и в других находится в упадке, если в 70-е годы 20 века ежегодно спускалось на воду судов тоннажем более 1 млн.бр.рег.т., то к сегодняшнему уровню этот показатель упал до 200 тыс.бр.рег.т.

Быстро развивается электротехника и электроника. Ежегодно в стране выпускаются миллионы телевизоров и радиоприемников. Французы вместе с советскими специалистами создали систему цветного телевидения СЕКАМ. Основную долю продукции отрасли дает Париж с пригородами.

Во Франции развиты и другие отрасли – производство станков и машин, и оптических приборов. В большом количестве производится оружие.

В наиболее важную роль играют концерны «Рон-Пуленк», «Сен-Гобен», «Мишлен».

Так на заводах «Рон-Пуленк» были впервые получены и внедрены целлофан, антибиотики, впервые в освоен выпуск нейлона и др. в целом крупные химические предприятия есть во всех районах Франции. В Лотарингии на углях и кокосовых газах работают заводы по производству аммиака, синтетических смол, соды, в Эльзасе производят калийные удобрения, в Лионском районе для нужд местной текстильной промышленности развито производство красителей и химических волокон.

Крупнейшие заводы по производству автошин и других резиновых изделий построены в Клермон-Ферране и Монлюсоне. Но самый важный центр это Париж и его города – спутники. Здесь особенно характерна тонкая химия – фармацевтика и парфюмерия.

Главная отрасль – текстильная. Она хотя и утратила былое ведущее значение, но по своим масштабам по-прежнему занимает одно из первых мест в мире. Производство пряжи и тканей сконцентрировано главным образом в трех районах. На севере – в Лилле и Армантьере работают шерстяные, льняные, джутовые фабрики и сосредоточена значительная часть хлопкопрядения. Долины рек в Вогезах и Эльзас – основной район хлопчато — бумажной промышленности. Лион – центр района выделки тканей из химического волокна.

Важное значение имеет швейная промышленность, где занято около 150 тысяч человек. Значительная часть из них работает в мелких мастерских и на дому. В Париже производится до 35% всей одежды и галантереи.

Очень разнообразны отрасли . Особенно важно виноделие (коньяки, ликеры, шампанские, бордосские и бургундские вина). Ежегодно производится более 600 миллионов литров спиртных напитков.

Новости и общество

Промышленность Франции (кратко). Специализация промышленности Франции

25 февраля 2015

Промышленное производство является ведущей сферой экономики Франции. На него приходится более 30 % национального ВВП и половина от всей экспортируемой государством продукции. Более того, в данной сфере работает около 27 % от всех занятых жителей страны. Главные отрасли специализации промышленности Франции - это машиностроение, энергетика, металлургия и автомобилестроение.

Машиностроение

На этот сегмент экономики страны приходится порядка 40 % занятых промышленных рабочих и стоимости продукции. Ведущая роль области принадлежит общему и транспортному машиностроению. Государство занимает одну из лидирующих позиций на планете в таком показателе, как производство и экспорт машин различного предназначения. Интересная особенность отрасли заключается в том, что она в значительной мере (около 25 %) сконцентрирована в Париже и его окрестностях. Международная специализация промышленности Франции в данной сфере связана, прежде всего, с такими направлениями, как выпуск автомобилей, вооружения, космической и авиационной техники, а также оборудования для АЭС.

Ежегодно с конвейеров французских предприятий сходит до 4 миллионов автомобилей. Неудивительно, что это направление зачастую называют одной из основ национальной промышленной структуры. Ведущими производителями легковых машин считаются компании «Рено» и «Пежо-Ситроен». На них приходится более, чем 90% от всех выпущенных авто.

Отдельных слов заслуживает и авиаракетная промышленность Франции, которая является лидером на территории Западной Европы. Страна выпускает самолёты и вертолёты для военных и гражданских целей, а также ракеты. Практически все функционирующие в этой области заводы находятся в государственной собственности. Они расположены в Париже, Бордо, Тулузе и других крупных городах.

Энергетика

В связи с тем, что страна не может похвастаться большими залежами традиционных ресурсов, после окончания второй мировой войны правительство начало уделять много внимания развитию ядерной энергетики. Не изменилась специализация промышленности Франции в этом направлении и в наши дни. В большей мере отрасль опирается на собственную сырьевую и научно-техническую базу. Ежегодно страна добывает до трёх тысяч тонн урановой руды. Вместе с этим часть её импортируется из африканских стран (преимущественно Габона и Нигера). В государстве по состоянию на сегодняшний день функционирует более 50 атомных энергоблоков, производящих более 70 % электроэнергии. По уровню развития ядерной энергетики оно уступает только США.

Вместе с этим общего количества добываемых ресурсов, в том числе нефти, природного газа и угля, хватает для обеспечения страны лишь наполовину. Это делает её сильно зависимой от импорта энергоносителей. Таким образом, государственная политика правительства в этой сфере направлена на сокращение потребления энергии. Это, в свою очередь, дало толчок развитию альтернативных её видов. Как результат, довольно развитым стало использование энергии ветра, солнца и приливов.

Видео по теме

Металлургия

Уровень развития чёрной металлургии и выплавки алюминия в стране является довольно высоким. Вместе с этим из-за высокой конкуренции со стороны других государств эти отрасли промышленности Франции в последние годы характеризуются небольшим спадом. Как бы там ни было, местные предприятия ежегодно выплавляют порядка 19 миллионов тонн стали и почти 14 миллионов тонн чугуна. Большинство заводов отрасли расположено в Лотарингии, где работает с использованием железной руды, которая там же и добывается. Очень важными стали и металлургические комбинаты, что находятся в городах Фосе и Дюнкерк. Их отличительной особенностью является расположение возле моря, что позволяет существенно экономить на транспортировке прибывающего в порты импортного сырья. Нельзя не отметить и электрометаллургию, которая развита неподалёку от ГЭС в горных регионах страны. Её продукцией являются цветные металлы, ферросплавы, а также высококачественные сорта стали.

Текстильная промышленность

В таком сегменте, как легкая промышленность Франции, наибольшее значение имеет текстильная отрасль. Она уже не играет такой важной роли для экономики страны, как ранее, однако находится на одной из лидирующих позиций в Западной Европе. Основной её отличительной характеристикой стала высокая доля потребления шерсти с хлопком. При этом процент использования синтетических волокон является незначительным. По состоянию на сегодняшний день в отрасли заняты более 250 тысяч работников, в то время как среднегодовой денежный оборот в ней оценивается в 28 миллиардов евро. Около 30 % изготовленной в отрасли продукции экспортируется в другие страны.

В целом выделяется несколько основных районов, где сосредоточено большинство предприятий этой отрасли промышленности Франции. На севере государства находятся в основном джутовые, льняные и шерстяные заводы. Этот же регион является центром хлопкопрядения. Трикотаж изготовляется преимущественно в Париже, Рубе и Труа. Что касается выделки тканей из химических волокон, то крупнейшие фабрики, специализирующиеся на этом, находятся в Лионе. Центром хлопчатобумажного производства стал Эльзас.

Химическая промышленность

По объёму производства и экспорту различных химикатов государство входит в пятёрку мировых лидеров. Благодаря наличию собственной сырьевой базы, в стране хорошо развито изготовление минеральных удобрений, пластмасс и синтетического каучука. Практически во всех регионах функционируют крупные предприятия из этой сферы.

Химическая промышленность Франции в Эльзасе представлена производством калийных удобрений, в Лотарингии налажено производство соды и углехимия, а в Ландах преобладает лесохимия. Что касается Парижа, то здесь существенные успехи были достигнуты в таких направлениях, как парфюмерия и фармацевтика. Заметная доля производства сконцентрирована неподалёку от портов. Такие заводы используют в основном импортное сырьё.

Обрабатывающая промышленность

В последние несколько десятилетий обрабатывающая промышленность Франции претерпела ряд изменений. Прежде всего, в данном случае речь идёт об уменьшении её энергоемкости и зависимости от материальной базы. Если электротехническое производство в этот период выросло, то для некоторых традиционных сфер машиностроения характерным стало существенное сокращение (сильно уменьшилось изготовление станков и оборудования, тоннаж спускаемых на воду судов).

В химической отрасли начало отдаваться предпочтение выпуску синтетических смол и пластмасс, в то время как роль неорганической химии практически свелась к нулю. Явным стал процесс свёртывания отраслей, раньше играющих ведущую роль в экономике государства. К примеру, выплавка стали традиционными способами сократилась на 30 %. С другой стороны, этот процесс существенно модернизирован, поэтому теперь продукт производится кислородно-конверторным методом либо посредством электропечей.

Агропродовольственная промышленность

Основным потребителем продукции сельского хозяйства является агропродовольственная промышленность Франции. Кратко говоря, ежегодно ею обеспечивается товарооборот, составляющий более 122 миллиардов евро. Это даёт все основания называть эту область экономики одной из важнейших для государства. Значительная доля в этом направлении деятельности приходится на переработку продуктов, имеющих животное происхождение. Довольно высокими показателями могут также похвастаться компании, специализирующиеся на переработке овощей и фруктов, а также на производстве безалкогольных и алкогольных напитков. Большое количество выпускаемой продукции экспортируется за рубеж.

Авиакосмическая промышленность

Каждое пятое рабочее место в стране обеспечивается за счёт новейших отраслей. Авиакосмическая промышленность Франции является одной из них. Сфера в значительной мере сконцентрирована в Парижском округе и юго-западной части страны. На экспорт приходится более половины выпускаемой ею продукции.

Большинство из местных компаний, функционирующих в сегменте, находятся в государственной собственности. Наличие взаимовыгодных отношений с зарубежными партнёрами позволяет местным предприятиям эффективно противостоять конкуренции на международной арене. Ярким примером здесь можно назвать всемирно известную компанию Airbus, которая стала результатом сотрудничества Франции, Англии, Германии и Испании.

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что промышленность Франции характеризуется очень неравномерным размещением. В столице государства и её окрестностях производится около 20 % всей продукции. Такая же доля принадлежит Северному и Лионскому районам. При этом уровень индустриализации в восточных и северных регионах существенно превышает аналогичный показатель центра, юга и запада страны. В данной статье более подробно рассмотрены лишь ведущие сферы французской промышленности. Стоит учитывать тот факт, что сейчас в стране на должном уровне развития находятся также электротехническая и строительная промышленность, биоиндустрия и многие другие отрасли.


Франция является одной из ведущих стран западных держав, занимая седьмое место среди всех стран мира - 4,7% совокупного ВВП при 1% населения.

По уровню экономического развития уступает ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20%

сельскохозяйственного производства Западной Европы.

Машиностроение

Франция – одна из первых стран в мире по производству и экспорту машин и промышленного оборудования. За последние 20–30 лет ХХ в. изменилась структура обрабатывающей промышленности страны – уменьшились материалоемкие и энергоемкие производства, усилилась роль машиностроения. Однако в машиностроении не все подотрасли развивались одинаково. Особенно быстро росло производство в электротехнике и электронике, но резко сократился выпуск металлорежущих станков и КПО, тоннаж спускаемых судов.

Современное машиностроение Франции отражает уровень ее научно-технического прогресса и обороноспособности, определяет развитие других отраслей хозяйства. На долю машиностроения приходится более 40% стоимости промышленного производства, в нем занято около 40% всех работающих в промышленности. Главными отраслями международной специализации Франции является производство автомобилей, авиационной и космической техники, вооружений, оборудования для АЭС.

Автомобильная промышленность – крупнейшая подотрасль транспортного машиностроения, одна из самых монополизированных в мировой индустрии. Ведущими французскими автомобильными компаниями являются «Рено» (государственная) и «Пежо-Ситроен». Последняя дает 3,9% мирового производства автомобилей. Ежегодно во Франции выпускается более 4 млн автомобилей (4-е место в мире), более 80% продукции составляют легковые автомобили, свыше 50% из них экспортируются. Головные заводы находятся в пригородах Парижа и Лиона и в Сошо-Монбельяр (Франш-Конте). Однако 1/3 покупаемых в стране автомобилей – импортные.

Судостроение заметно снизило объем производства из-за конкуренции со стороны азиатских стран. Если в 70-е гг. эта отрасль была одной из ведущих, то сегодня ей отводится второстепенная роль. Некоторые судостроительные фирмы, расположенные в Сен-Назере и в Гавре, специализируются на строительстве крупных морских пассажирских судов и танкеров. Вместе с тем Франция является одним из основных изготовителей прогулочных яхт и катеров. Строятся они в Вандее.

Главная особенность машиностроения в целом – его высокая концентрация в Большом Париже (почти 25% всех занятых). Велика также роль Лионского и Северного районов.
Транспорт

Транспортная сеть Франции имеет радиальную конфигурацию с единым центром в Париже. К столице сходятся важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, многие трубопроводы, основные водные пути.

Во внешних связях исключительно важную роль играет морской флот и авиатранспорт. Морские перевозки составляют около 300 млн тонн в год. Следует отметить, что вес прибывающих грузов в три раза больше, чем отправляемых, потому что Франция экспортирует по морю более легкие и ценные товары, чем импортирует (более 2/5 ввоза – нефть). Около 75% морских перевозок идет через четыре порта: Марсель, Гавр, Дюнкерк и Руан, но самые главные – Марсель и Гавр. Марсель, грузооборот которого за год превышает 100 млн тонн, уступает в Западной Европе только Роттердаму. Он обслуживает связи со странами Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов. Гавр, грузооборот которого около 80 млн тонн, и Руан – морские аванпорты Парижа. Порт Дюнкерк – морские ворота Северного промышленного района. Западные районы Франции обслуживаются портами Бордо и Нант-Сен-Назер. До недавнего времени в пассажирских перевозках большое значение имели Булонь, Дьеш и Кале, обслуживающие сообщения с Англией. С 1994 г. для этих целей стал использоваться туннель под Па-де-Кале. Главные военно-морские базы – Брест и Тулон.

В авиационных перевозках основную роль играют государственная компания «Эр-Франс» и аэропорт Парижа.
Металлургия

Во Франции хорошо развита черная металлургия. Наиболее крупными производителями черных металлов в Западной Европе по-прежнему являются ФРГ, Италия, Франция и Великобритания. На первую «десятку» стран-производителей ныне приходится 2/3 мировой выплавки стали, а в 1950 г. было 90%. Ежегодно во Франции выплавляется 13–14 млн тонн чугуна и 18–19 млн тонн стали. По выплавке стали в 1990 г. Франция занимала 9-е место в мире, в настоящее время – 12-е. В ЕС ее опережают ФРГ, Италия и Великобритания. Во Франции сложилось три ареала черной металлургии. Около 50% чугуна и 25% стали производится в Лотарингии. С одной стороны, это старые заводы Лотарингии – реликт некогда крупного металлургического района, возникшего на больших запасах бедной железной руды (содержание железа до 40%). Построены два новых гигантских комбината в Дюнкерке и Марселе, где выплавляется 2/3 всей стали. Крупные металлургические заводы Лотарингии (в Гандранже, Сереманже, Тионвиле) работают на местной железной руде и частично на своем коксе.

В настоящее время велико значение двух новых крупных металлургических комбинатов, построенных близ Дюнкерка с выносом производственных площадей над морем в Фос (спутник Марселя), работающих на импортном сырье и топливе. Одним из крупнейших производителей стали в мире является французская ТНК «Юзинор Сасилор». В целом отрасль находится в тяжелом положении в связи с падением спроса на местную сталь и низкокачественную железную руду, конкуренцией со стороны других видов продукции, в частности, алюминия и пластмасс и появлением таких конкурентов, как Бразилия и Южная Корея.

Вплоть до второй мировой войны 3/5 всех бокситов добывалось в Европе. В 1913 г. – 60%, 1938 г. – 32%; наибольший удельный вес приходился на Францию. Однако уже в 1980 г. Франция оказалась отодвинутой по размерам добычи бокситов на 10-е место, а в 1991 г. их добыча в стране была полностью прекращена. В связи с этим алюминиевая промышленность переориентировалась на импортное сырье (на 3/4 из Гвинеи). Алюминиевая промышленность, первоначально размещавшаяся в Альпах и Пиренеях вблизи ГЭС, переместилась в портовые центры, оборудованные для приема импортного сырья. Крупнейшие алюминиевые заводы построены в Дюнкерке и вблизи АЭС. Производство алюминия осуществляется главным образом группой «Пешине», которой принадлежит несколько заводов в других странах – Австралии, США, Греции.

Ключевые позиции в мировом производстве рафинированного никеля принадлежат крупным ТНК, среди которых выделяется французская «Ле никель».

Франция – крупнейший импортер рафинированной меди.

Отдельную статью импорта на рынке цветных и редкоземельных металлов составляет импорт металлолома, необходимого для бесперебойной работы ряда французских предприятий. Переработка металлоотходов позволяет снизить стоимость импортной продукции и имеет низкую энергоемкость. Например, получение меди и цинка из отходов в 4–5 раз экономичнее по энергозатратам, чем при выплавке их из руды, а вторичное получение алюминия в 20 раз ниже первичных затрат на его производство.
Энергетика

По потреблению нефти Франция занимает 8-е место в мире, а по мощности нефтеперерабатывающих заводов – 9-е. На импортном сырье у Гавра и Руана выросли гигантские нефтеперерабатывающие заводы. В Северном районе выделяется Дюнкерк – важный порт и промышленный узел с крупным НПЗ, тоже работающим на импортном сырье.

В сфере международного газового бизнеса выделяется государственная корпорация «Газ де Франс». Первые международные шаги компании были направлены на обеспечение газоснабжением Франции, сейчас они интегрированы в деятельность по его разведке и добыче. Компания добывает газ в Германии, планирует добычу в Великобритании и Норвегии с поставками во Францию. Подписано соглашение с «Эльф-Акитэн» о совместной добыче природного газа в Северном море и его сбыте во Франции.

Благодаря географическому положению Франции в ближайшие годы «Газ де Франс» станет важнейшей компанией в Европе, осуществляющей транзит алжирского, норвежского, российского, нигерийского, возможно позднее, туркменского газа. С 1998 г. компания стала важным перевалочным пунктом для норвежского газа, экспортирующегося в Испанию. Транзитные магистрали проходят через Францию и Пиренеи. Подписано соглашение, рассчитанное на 25 лет, регулирующее транзит 6 млрд куб. м природного газа из Норвегии в Италию.

Показатель объема выработки электроэнергии в целом и в расчете на душу населения является одним из важнейших макроэкономических показателей наряду с объемом ВВП. Франция по производству электроэнергии занимает 7-е место в мире, но отстает от многих стран по производству ее на душу населения.
Лесное хозяйство
Леса занимают 16,3 миллионов га, или 30% территории Франции. Занимая третье место в Европейском Союзе, лесной массив во Франции вырос на 46% с 1945 г. и каждый год вырастает на 74 000 га. Национальный Оффис по лесам уполномечен управлять государственными лесами (1 760 000 га), а также лесами принадлежащими местным коллективам (1 810 000 га) .

11 700 000 га лесов принадлежат частным лицам числом 3,5 млн человек. Будучи биорезервом, украшением пейзажа, местом отдыха, француские леса также позволяют заготавливать 52 млн м3 древесины, а также способствуют развитию сельских регионов, снабжая сырьем многие отрасли производства и создавая рабочие места..

Леса помогают бороться с изменением климата: ежегодно французские леса поглощают 10 млн тонн атмосферного углерода.
АПК и рыбное хоз-во

Франция - крупнейший производитель сельскохозяйственной продукции в Западной Европе. На долю сельского хозяйстваприходится примерно 4% ВВП и 6% самодеятельного населения страны, но оно дает 25% продукции в ЕС. Характерной чертой социально-экономической структурыявляются достаточно мелкие размеры хозяйств. Средняя площадь земельных угодий - 28 га, что превышает соответствующие показатели многих стран ЕС. Вземлевладении отмечается большая раздробленность. Более половины хозяйств существуют на собственной земле. Ведущей силой производства выступают крупныехозяйства. 52% сельскохозяйственных угодий приходятся на хозяйства размером свыше 50 га, которые составляют 16,8% от их общего числа. Они обеспечиваютсвыше 2/3 продукции, занимая господствующее положение в производстве практически всех отраслей сельского хозяйства.
В сельском хозяйстве получили распространение групповые формы ведения хозяйства. Важнейшее место среди них занимают кооперативы,в первую очередь, по использованию сельскохозяйственной техники. Кооперативы действуют во всех сферах производства. В виноделии они обеспечивают 50%продукции, дают 30% овощных консервов, свыше 25% торговли мясом, свыше 40% молочных продуктов. В середине 60-х гг. появились сельскохозяйственныепроизводственные объединения, которые возникли как выражение стремления мелких и средних производителей выстоять против наступления крупного капитала.

Управление сельским хозяйством осуществляется как через систему государственных специализированных органов, так и ряда смешанныхобществ, в основном отраслевого характера. Государственное регулирование осуществляется в основном путем экономического воздействия. Существуетспециализированный банк «Креди Агриколь» с отделениями на местах, Фонд экономического и социального развития. Большое влияние на выработку структурнойполитики оказывает Европейский фонд сельскохозяйственной ориентации. Стимулирующие методы государственного воздействия используются как для расширенияпроизводства отдельных культур, укрепления структуры хозяйств, так и сокращения перепроизводства.

Ведущей отраслью является животноводство, на долю которого приходится 2/3 стоимости аграрной продукции, Франция является первымсреди западных стран производителем ячменя и сахара, вторым - пшеницы, вина и мяса. Традиционно известны такие отрасли, как виноградарство, садоводство,устричный промысел.

Сельское хозяйство высоко индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию химических удобрений оно уступает толькоНидерландам, ФРГ, Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны всельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превышает 200%, по сливочному маслу, яйцам, мясу - свыше 100%.

Население многих районов на побережье Атлантического океана и Ла-Манша занимается рыболовством. Основные рыболовные порты - Булонь-сюр-Мер, Лорьян, Ла-Рошель. Налажено выращивание устриц, главным образом в Бретани. Международная конкуренция, ограничения на лов рыбы на шельфе у берегов Франции и высокие затраты негативно отразились на рыболовстве и рыбоперерабатывающей промышленности.


ЭКОНОМИКА ФРАНЦИИ

Экономика Франции на данный момент в 2015 году, является шестой по величине экономикой в мире, уступая лишь Соединенным Штатам Америки (США), Китаю, Японии, Германии и, в последнее время, экономике Великобритании. В 2015 году стоимость ее номинального валового внутреннего продукта (ВВП) составит 2 935 млрд. долларов США или 2 672 млрд. евро. В 2012 году экономика Франции занимала 35-е место в мире по размеру ВВП на душу населения по ППС (паритету покупательной способности). При этом уровень ВВП по ППС во Франции на душу населения был немного выше, чем в среднем по Европейскому Союзу. В рейтинге мировых держав по объемам ВВП по ППС Франция занимает 9-е место, уступая Китаю, США, Индии, Японии, Германии, России, Бразилии и Индонезии. По итогам 2014 года общий объем ВВП по ППС Франции составил 2 581 млрд. долларов США. У идущей на 10-м месте Великобритании этот показатель составил 2 549 млрд. долларов США, а у 8-й - Индонезии - 2 676 млрд. долларов США.

Темпы роста ВВП на душу населения во Франции в последнее время были ниже, чем в других наиболее развитых странах мира, в частности в США. Это вызывает споры о необходимости структурных реформ в экономике. В середине 2014 года, государственный долг Франции превышает 2 000 млрд. евро, что составляет чуть более 95% годового объема ВВП страны.

Основная особенность экономики Франции - это экономика сферы услуг. Например, в 2005 году в третичном секторе экономики (секторе услуг) было занято 71,8% рабочей силы Франции, в то время как в первичном секторе (сельское хозяйство, рыболовство) занятость составила не более 3,8% от общего объема рабочей силы, а во вторичном секторе (в промышленности) - не более 24,3% рабочей силы.

Более того, французская экономика является одной из наиболее открытых, занимая важное место в международной торговле, в основном в рамках Европейского Союза. В 2006 году совокупный экспорт Франции составил 26% от объема годового ВВП, а импорт - 27%. Торговый баланс (товары и услуги) внешней торговли с 2004 года стал отрицательным. В 2005 и 2006 г.г. дефицит от внешнеторговой деятельности только увеличивался.

В последнее время во Франции увеличивается уровень безработицы . Уровень занятости в 2006 году составил 63,8% от общего числа населения, что немного ниже среднеевропейского уровня (64,8%) и среднего уровня среди стран - членов ЕС (66,2%). Наиболее неблагоприятная обстановка в этом показателе во Франции состоит среди пенсионеров, молодых людей в возрасте до 30-и лет и низкоквалифицированных работников. Благоприятный налоговый режим в интеллектуальной деятельности в последнее время позволил Франция подняться на четвертое место в мире по количеству патентов, выданных в 2013 году, увеличив, таким образом, экономическую привлекательность интеллектуальной деятельности на территории страны.

Франция является одной из стран - основателей Европейского Союза и Еврозоны . Находясь, в центре экономически высокоразвитой области, имея мощных с экономической стороны соседей (Великобритания, Германия, Италия) экономика Франции выиграла от создания общего европейского рынка.



Государственное вмешательство в экономику Франции имеет традиционно важное значение. Уровень государственных расходов и, следовательно, налог является одним из самых высоких в мире. Массовая национализация была проведена сразу после Второй мировой войны. В 1913 году все виды публичной собственности, включая муниципальную, составляли, по приблизительным подсчетам, 10% национального достояния Франции, а в 1954 году, принадлежавшее государству и местным органам власти имущество (земля, здания, дороги, мосты, предприятия, имущество вооруженных сил, памятники культуры, золотой запас и т.д.) оценивалось в 36% всего национального достояния. Избрание Ф. Миттерана в 1981 году президентом привело к новой волне национализации: в собственность государства перешло 39 коммерческих банков. Однако затем началась приватизация: за период 1985–2003 гг. число предприятий госсектора сократилось с 1856 (без связи и телекоммуникаций) до 1117, а доля их в общем числе наемных работников упала вдвое - с 10,5 до 5,2% (1,1 млн. человек). На 2001 год государственный сектор состоял из 5,8 млн государственных служащих и 1,3 млн работников государственных предприятий. К первым во Франции относились 2,3 млн чиновников центральных министерств и ведомств (1896,3 тыс. гражданских и 417,5 тыс. военных), 1,8 млн. работников местных органов власти, а также 295,5 тыс. почтовых служащих, 355,3 тыс. работников системы образования (плюс 150,8 тыс. в частных учебных заведениях, оплачиваемых по контракту из бюджета) и 887 тыс. представителей государственных медицинских учреждений. В 1990–2001 годы численность работников госслужбы увеличилась на 10%.

В экономике Франции существует понятие планирования, но оно носит не нормативный, а индикативный характер (намеченные показатели не являются обязательными для частных предприятий). Велика доля во французской экономике иностранного капитала (промышленность до 40 %, недвижимость около 27,5 %, торговля - 20 %, сфера услуг - 9 %). На предприятиях с иностранным капиталом работают свыше 20 % трудящихся. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике и других отраслях передовых технологий (свыше 50 %).

Во Франции в 2013 году проживало 2,44 миллиона долларовых миллионеров. При этом, уровень среднего "богатства" взрослого составляло около 317 000 долларов США $. В 2010 году самым богатым европейцем стал француз Бернар Арно, владелец французской транснациональной компании LVMH. Второй богатой женщиной в мире также оказалась француженка - Лилиан Бетанкур, наследницы и первый акционер компании L"Oreal.

Подробнее о Франции:



Первичный сектор экономики Франции включает в себя сельское хозяйство, рыболовство, лесозаготовки и охоту. В структуре экономики Франции вес этого сектора резко сократился во второй половине ХХ века. В настоящее время в сфере сельского хозяйства, рыболовства и лесной промышленности Франции занято всего 4,1% всех работающих в стране. При этом, например в 2007 году, первичным сектором обеспечивалось воспроизводство 2,2% ВВП Франции. Для сравнения, в Европейском союзе в 2007 году в сельском хозяйстве, рыболовстве и лесном хозяйстве трудились 4,4% работающих, обеспечивая 2,1% ВВП.

В 2007 году в сельском хозяйстве Франции было занято 1,005,100 человек в эквиваленте "полной занятости", т.е. фактически трудилось больше людей, но из-за сезонности работ, они работали неполный рабочий год. Доля фермеров в структуре французского рабочего населения продолжает снижаться. В 2007 году во Франции функционировало около 506,900 ферм. В 2007 году чистый фермерский доход составил 24.0 млрд евро.

В настоящее время Франция является крупнейшим производителем сельскохозяйственной продукции и лидером по этому показателю среди стран Европейского Союза. Основная продукция сельского хозяйства Франции состоит из зерновых культур (пшеница, кукуруза), сахара, вина, молочных продуктов, фруктов и овощей, животных и мясных продуктов.

Сельское хозяйство Франции является основой сильного промышленного сектора пищевой промышленности (вторичного сектора).

Растениеводство Франции

Среди полевых культур, наибольшие площади во Франции заняты под зерновыми, главным образом ячменем, кукурузой, пшеницей твердых сортов, тритикале, овсом и рожью. Общий урожай зерновых культур во Франции в 2009 году составил 70 млн. тонн. Основная доля в урожае зерновых культур принадлежит пшенице - около 35 млн тонн в год при средней урожайности 74,1 центнеров с 1 гектара. Второе место в общей доле урожая зерновых занимает кукурузы (15 млн. тонн), третье - ячмень (13 млн. тонн). Площадь под зерновыми в агросекторе Франции составляет 9,4 млн. га.

Под посадками масличных культур во Франции занято около 2,23 млн. га. При этом, около 2/3 из этой площади занимают посадки рапса, урожайность которого составляет около 5,5 млн. тонн, и 1/3 всех площадей - под подсолнечником (1,7 млн. тонн). Под сахарной свеклой в сельском хозяйстве Франции занято около 370 тыс. га при урожайности 33,15 млн. тонн (89,6 тонн/га), из которой выход сахара в среднем составляет 19,5% от общей массы.

Франция также является первым в мире производителем льняного семени . Под посадками льна во Франции занято около 56,6 тыс. га, главным образом земель, расположенных вдоль каналов. Посадки под белковыми культурами с 1993 года во Франции резко пошли на убыль и на данный момент занимают около 205 тыс. гектаров. Под картофелем занято 452 тыс. га, под кормовой кукурузой - 1,434 млн. га.

В овощеводстве Франции занято около 388 000 га площадей. Производство свежих овощей в сельском хозяйстве Франции составляет около 5,5 млн тонн, что делает Францию третьей страной-производителем в Европейском Союзе. Уступает Франция (достаточно сильно) только основным агропромышленным странам Европы - Италии и Испании. Основной урожай вор Франции по производству овощей, формируют посадки под морковью (594 тыс. тонн) и помидорами. Площади под томатными культурами во Франции в последнее десятилетие снижаются и в настоящее время занимают только 7,5 тыс. га.

Производство фруктов во Франции в 2009 г. составило 2,797 тыс. тонн, из которых более половины составил урожай яблок (Франция является крупнейшим в мире экспортером яблок). Также во Франции существенные площади заняты под посадками персиков и нектаринов, абрикосов, груш.

Существенную роль в сельском хозяйстве Франции играет виноделие, которым во Франции занимаются многие фермеры. В течение многих лет виноделием во Франции занимались около 450 крупных семейных ферм, а также десятки тысяч мелких. Несмотря на огромный потенциал французского региона в виноделии, государственных винокурен во Франции нет. Производство вина во Франции в 2005 году составило 53,2 млн гектолитров (5,32 млрд. литров), из которых марочных вин - 23.7 гектолитров, обычного вина - 14.3 млн. гектолитров, вина для производства коньяка - 9.2 млн. гектолитров,других вин - 6.0 млн. гектолитров. Более трети от всего объема производства вина во Франции идет на экспорт (почти 6 млрд. бутылок). Основные традиционные рынки - США, Германия и страны Бенилюкс, которые в последнее время уменьшают объемы покупки французского вина, предпочитая вино из Австралии, США и ЮАР. Только Великобритания пока сохраняет объемы закупки французского вина в прежних количествах.

Подробнее:

Животноводство во Франции

В 2008 году продукция животноводства во Франции составила 43% от объемов валовой продукции сельского хозяйства Франции, что в денежном эквиваленте составило 25,7 млрд. евро. При этом доля молочно-товарного производства составила 34,6% (т.е. 8,9 млрд. евро), производство говядины - 31,1% (8 млрд. евро), свиноводство - 12,5% (3,2 млрд. евро) и птицеводство - 13,2% (3,4 млрд). Это основные отрасли, составляющие сферу животноводства в структуре сельского хозяйства Франции.

Отрасль свиноводства в структуре сельского хозяйства Франции включает в себя содержание на откорме 26 млн. голов свиней (2008 г.). По этому показателю Франция занимает 4-е место в Европе, уступая лишь Германии, Испании и Дании. Производство сконцентрированы в основном в Бретани - здесь размещены свинофермы с 40% общегосударственного стада.

Производство мяса птицы также сосредоточено в западной Франции (Бретань, Луара). Некоторая часть птицеводческих комплексов Франции размещены в регионе Рона-Альпы.

Общегосударственное стадо крупно-рогатого скота во Франции в 2008 году составляло 19,4 млн. голов. Основная масса крупно-рогатого скота содержится для производства молока и молочных продуктов. Основные стада молочного производства содержатся в Бретани, Нормандии, Норд-па-де-Кале, Лотарингии, Франш-Конте, а также в южной части Центрального Французского массива. В последнее время расширяется стадо крупно-рогатого скота мясной направленности. Лидерами среди регионов по производству говядины являются Вандея, Нижняя Нормандия, Лимузен. Производство говядины в 2008 году составила 1,44 млн. тонн.

Молочные продукты имеют важное значение для сельского хозяйства и французской молочной промышленности : молоко, масло, а также сыры - основа животноводческой отрасли в сельском хозяйстве Франции. Здесь зарегистрированы более 350 товарных знаков и торговых наименований сыров, в том числе большое количество наименований, закрепленных за отдельными географическими областями.

В 2004 году во Франции функционировало 103 922 молочные фермы (в 1 995 г. - 148 247). При этом производство молока одной фермой во Франции постоянно увеличивается: в среднем в 2008 году каждая такая ферма дала 218 529 литров, что на 43,6% больше, чем в 1995 году, когда средний уровень производства молока одной фермой составил 152 170 литров. В первую очередь это связывают с увеличением размера фермы и количества содержащегося в ней поголовья скота. Немаловажный фактор - увеличение надоев. В 2008 году объем надоя с одной коровы составил не менее 9000 литров в год.

В 2007 году Франция импортировала 4,4 млн. тонн молочной продукции, в том числе сливочное масло, сливки и сгущенное молоко, в основном из Европейского Союза. Между тем, она экспортировала молочной продукции более чем в 2 раза больше - 9,2 млн тонн, главным образом молока (в Испанию и Италию), сыра (по всему миру), и йогурта (в Испанию и Европейский союз).

Овцеводство также развито во Франции . Поголовье общегосударственного стада овец в 2008 году во Франции составило чуть более 4 миллионов овец. Часть овцеводческих ферм занимаются мясным направлением овцеводства, но основная часть стада содержится для производства молока, в частности, для производства сыра Рокфор. Основная часть такого производства находится в пределах Центрального Французского региона (департамент Авейрон).

Лесное хозяйство во Франции

Лес во Франции произрастает на территории 161 000 км2. Скоростью облесение в лесном хозяйстве Франции составляет 29,2% от площади лесов в национальной собственности. Скорость облесение значительно увеличилась, с конца XIX века, когда были приняты значительные усилия государства в лесовосстановлении. Это стало возможным, несмотря на индустриализацию, урбанизацию и развитие инфраструктуры, благодаря интенсификации сельского хозяйства и отказа от "конных" технологий, в результате чего появилась возможность освободить большие площади сельскохозяйственных угодий.


75% всех лесов Франции находятся в частной собственности, а 10% являются государственными лесами. Остальные леса находятся в ведении местных органов власти, в основном муниципалитетов и ведомств регионов.

Общий объем древесины во Франции оценивается в 2 403 миллионов кубических метров. Хвойные породы составляют около 40% от общего объема леса: ель (20%), белый ель (28%), сосна обыкновенная (18%). Среди лиственных пород, которые занимают около 60% лесного фонда Франции, основные виды составляют дуб скальный (32%), бук (33%) и дуб черешчатый (10%).

Рыболовство во Франции

Годовой объем добычи рыбы во Франции в 2003 году составил 643 тыс. тонн рыбы, что ставит Францию на третье место в ЕС по добыче рыбы, вслед за Данией (1 031 тыс. т) и Испанией (897 тыс. т), но перед Великобританией (641 тыс. т). В стоимостном выражении объем рыбной ловли во Франции в 2003 г. составил 1,144 млрд евро.

Французский рыболовецкий флот состоит из 7880 судов, зарегистрированных на конец 2004 года, что составляет 9% от общего рыболовецкого флота Европейского союза. Из них 5412 судов зарегистрированы в метрополии Франции, а 2468 - в заморских департаментах.

Подробнее о Франции:

Вторичный сектор экономики Франции включает в себя промышленность (в том числе текстильную и пищевую), энергетическую отрасль и строительство. В настоящее время вторичный сектор экономики Франции в совокупности составлял 20,6% от общего объема ВВП во Франции в 2006 году. Здесь было занято 24,4% от экономически активного населения. Вторичный сектор экономики, особенно в сфере обрабатывающей и перерабатывающей промышленности считается стратегически важным, т.к. имеет сильное положительное влияние на другие отрасли экономики, способствует внедрению новых технологий, проведению исследований, развитию науки, техники.

Промышленность Франции

Французская промышленность составляла по итогам 2006 года 15,6% от общегосударственного ВВП (в Германии, например, - 23%, в Италии и Швейцарии - 27%).

В 2006 году темпы роста промышленного производства во Франции составили 1,7%, против более чем на 5% в еврозоне. Такой относительно низкий рост промышленности Франции на фоне активного роста промышленности в Европейском союзе исследователи и экономисты объясняют тем, что французская промышленность пережила ухудшение конкурентоспособности в связи с большими затратами на производство. Например, удельные затраты на рабочую силу в промышленности Франции являются самыми высокими в зоне евро, на 17% выше чем в среднем по Евросоюзу (32,4 евро в 1 квартале 2007 года).


Доля промышленного производства Франции в объеме добавленной стоимости по Евросоюзу в 2006 году сократилась до 11,1%, что отнесло Францию на 4-е место. В этом показателе Франция уступает Германии (25,5%), Великобритании (14,9%) и Италия (13%).

В период между 1980 и 2008 г.г., вес промышленности в добавленной стоимости Франции упал с 24% ВВП до 14%. За этот период промышленный сектор потерял 36% своей рабочей силы или 1,9 млн рабочих мест. Этот процесс характерен для всех западных странах, однако во Франции его черты стали наиболее выраженными. Это явление, как экономическая проблема имела три основные причины: передача определенных задач в сферу услуг, деформация структуры спроса и иностранная конкуренция. В первую очередь, такое явление связано с увеличением производительности труда, что привело за 30-летний период потерю промышленным сектором около 567 000 рабочих мест. Увеличение производительности труда в промышленном секторе Франции повлияло на распределение трудовых ресурсов в экономике Франции двумя способами: был уменьшен объем необходимого персонала; в результате повышения уровня жизни потребовалось большее количество рабочей силы в обслуживающей сфере (в сфере услуг).

Основные отрасли промышленности Франции : машиностроение (2,6 % мирового производства), химическая (четвёртое место в мировом экспорте), авиакосмическая (Франция играет ведущую роль в Европейском космическом агентстве), автомобильная (десятое место в мире по выпуску автомобилей), пищевая (по объёму экспорта на втором месте в мире после США), радиоэлектронная, информатика, судостроение, электротехническая. Относительно незначительную роль в общем объёме экономики, но важную для престижа страны играет производство и продажа предметов роскоши.

Энергетика во Франции

Атомная энергетика Франции , одна из наиболее развитых в мире, вырабатывает 77% электроэнергии страны. Франция является крупнейшим экспортёром электроэнергии в мире. Потребление первичных энергоресурсов в стране в 2013 году составило 248,4 млн тонн нефтяного эквивалента, из которых 32,3 % пришлось на нефть, 15,5 % на природный газ, 4,9 % на уголь, 38,6 % на ядерную энергию, 6,2 % на гидроэлектроэнергию, а 2,4 % на иные возобновляемые источники.

Доля электроэнергии из возобновляемых источников в валовом внутреннем потреблении электроэнергии в пределах метрополии Франции составила 12,1%. По объему производство это составляет около 17,51 млн. тонн нефтяного эквивалента. Следует напомнить, что в 1961 году, 49% электроэнергии, производимой во Франции, осуществлялось путем использования возобновляемых источников энергии - в первую очередь ГЭС. Однако, с развитием атомной энергетики - роль гидроэлектростанций во Франции стала снижаться. В настоящее время ГЭС не в состоянии обеспечить даже 10% от потребности страны в электроэнергии.

Строительство во Франции

Строительная отрасль во Франции пережила настоящий бум в развитии в период 2004-2006 г.г. В 2006 году объем ВВП в этом секторе экономики Франции составил 226,1 млрд. евро, с производством около 45 миллионов квадратных метров жилья и 421 000 новых домов. В 2006 году в строительном секторе экономики Франции было занято 1,53 млн. рабочих.

С 1998 по 2006 год, совокупный рост цен на жилье во Франции составил: 88% для новых домов и 61% на новые квартиры. В первую очередь это связано с тем, что в цену на новую недвижимость стали включать стоимость земли, которая резко выросла с 1998 года, в частности, потому, что местные выборные должностные лица, ограничивая разрешений на строительство, содействовали повышению цен. На фоне этого наблюдается рост цен на недвижимость на вторичном рынке. Так, с 1998 года цены на недвижимость в центре крупного города Франции на вторичном рынке возросли на 118% для домов и на 136% для квартир.


В статистической отчетности Франции используют термин "Третичный сектор" (Secteur tertiaire) экономики Франции . В этот сектор экономики включают все виды услуг, оказываемых французскими компаниями и властями, а также некоторые виды хозяйственной деятельности, которые в нашем понимании относятся к другим сферам экономики: торговлю, деятельность транспорта, банковскую деятельность и т.д. Всего, в третичном секторе экономики Франции можно выделить около 10-и основных сфер хозяйственной деятельности: торговля, транспорт, финансовая деятельность, операции с недвижимостью, бизнес-услуги, бытовые услуги, услуги образования и здравоохранения, социальная работа, хозяйственная деятельность местной администрации.

В 2010 году в этом секторе экономики Франции были заняты около 20,5 млн. человек, что составило 78% от их общего числа в стране. Этот показатель вырос на 30% по сравнению со статистическими данными экономики Франции за 1990 год, что свидетельствует о его постепенном развитии и усилении влияния на всю экономику Франции. В 2010 году на третичный сектор экономики Франции пришлось 65,7% от ВВП страны, или,в денежном эквиваленте, 2 300 млрд. евро. Что касается вклада в добавленную стоимость, то здесь вклад третичного сектора экономики Франции еще выше - в 2010 году он составил 79,7% от общегосударственного объема добавленной стоимости, или 1 385 млрд. евро, что делает его наиболее знаковым сектором в экономике Франции.

Банковский сектор экономики Франции

Некоторые французские банки и страховые компании (BNP Paribas, Societe Generale, Axa) занимают важное место во французском банковском секторе . Они являются одними из крупнейших компаний, в которых трудится наибольшее количество рабочих и служащих. Учитывая их влияние на экономику (завышенные объемы кредитования явились причиной кризиса, который начался в 2008 году), их регулирование остается ключевым вопросом государственного контроля. В настоящее время власти Франции прилагают большие усилия, направленные на уменьшение влияния крупных финансовых институтов страны на экономику Франции.


Парижская биржа является местом продажи акций, облигаций и других ценных бумаг французских компаний. В связи с этим, этот финансовый институт Франции является важным источником финансирования для предприятий Франции, а также позволяет им увеличивать собственный капитал и привлекать дополнительные инвестиции, в том числе иностранные.

Парижская биржа является частью международной биржевой системы NYSE Euronext , образованной в результате слияния в 2000 году фондовых бирж Парижа, Амстердама и Брюсселя, их слияния с португальской фондовой биржей в 2002 году, включением в том же году в состав лондонской LIFFE, и, наконец, слиянием с Нью-Йоркской фондовой биржей (NYSE) в 2007 году.

Французские правила и государственная распределительная система не поощряют создание пенсионных фондов, тем самым сократив национальные сбережения, доступные для перечисления в фонды крупных французских предприятий. Кроме того, значительную часть акций французских компаний принадлежат иностранным инвесторам. Таким образом, роль национального капитала во французской экономике ниже, чем в США или Великобритании, но намного выше - чем в странах постсоветского пространства и Восточной Европы.

Торговля в структуре экономики Франции

Торговля во Франции включает в себя около 590 000 торговых предприятий, занимающихся оптовой, мелкооптовой и розничной торговлей, а также ремонтом автомобилей. На этот сектор экономики Франции приходится около 25% от общего числа коммерческих предприятий страны по системе ICS (промышленность, торговля и услуги, за исключением сельского хозяйства и общественных организаций). На предприятиях торговли занято 3,2 млн. рабочих (16,8% от общего уровня в системе ICS). На торговлю, как на сектор экономики Франции, приходится около 137,2 млрд. евро добавленной стоимости, что составляет около 13,4% от общего объема добавленной стоимости ICS.

Общий оборот предприятий торговли Франции в 2008 году составил 988.4 миллиардов евро. При этом объем розничной торговли и ремонтных предприятий составил 312,3 млрд. евро, а оптовый и посреднических торговых предприятий - 486,9 млрд. евро. Остальные 189,2 млрд. евро составили оборот компаний, занятых в осуществлении торговых и посреднических услуг. На супермаркеты Франции приходится более 50% от оборота розничной торговли Франции. В настоящее время, с целью поддержки мелких розничных предприятий в их конкуренции с торговыми сетями Франции разработан и действует правовой акт (les lois Royer, Raffarin et Galland), регулирующий вопросы их конкуренции, выполняя при этом антимонопольные функции.

Согласно статистическим данным Министерства иностранных дел Франции, по итогам 2014 года Франция осталась самой популярной страной у иностранных туристов , приняв 83,7 млн. туристов, что больше на 0,1% чем по итогам 2013 года. Второе место поэтому показателю по итогам 2014 года заняли США, а третье - Испания.

По данным, предоставленным министром иностранных дел Франции Лораном Фабиусом, основную долю прироста посещений иностранными туристами Франции обеспечил азиатский регион. Число туристов из стран Азии за 2014 год увеличилось на 16%. А вот иностранные туристы из западноевропейского региона наоборот, стали приезжать во Францию реже, чем годом ранее. Их общее количество за этот период сократилось на 1,7%. Количество иностранных туристов с "дальних континентов" увеличилось на 8,7%. Наибольший вес в росте количества иностранных туристов, посетивших Францию в 2014 году принадлежит Китаю, благодаря запущенной там в 2014 году упрощенной процедуре выдачи французских виз за 48 часов. В результате этого, на протяжении всего года в Китае наблюдался рост числа виз, выданных гражданам этой страны для посещения Франции на 61%.

Надо отметить, что согласно статистики, средняя продолжительность пребывания иностранных туристов на территории Франции в 2014 году также увеличилась. Число их ночевок в отелях Франции выросло на 2%, что способствует увеличению доходов владельцев отелей.

На туристический сектор экономики Франции приходится около 6,7% ВВП Франции. В этой сфере занято около миллиона французов, что составляет почти 5% всего объема занятости третичного сектора экономики Франции.

Транспорт в структуре экономики Франции

Франция имеет одну из самых плотных и развитых сетей наземного транспорта в мире . В настоящее время транспортная сеть Франции обладает высочайшими показателями плотности покрытия: 146 км автомобильных дороги и 6.2 км железнодорожных путей на 100 км2. Застройка транспортной сети во Франции происходит по принципу паутины с Парижем в центре.

Основой транспортной отрасли во Франции служат грузовые перевозки, осуществляемые в первую очередь трубопроводами и железнодорожным транспортом. Пассажирские перевозки внутри страны осуществляются, в основном железнодорожным и автомобильным транспортом, а международные - авиационным, которому в последнее время существенную конкуренцию оказывает железнодорожный транспорт (после появления высокоскоростных поездов).


Общая протяженность сети железных дорог во франции составляет 31 939 км (в том числе 31 840 км эксплуатируемых SNCF). Она включает в себя, среди прочего, 14 176 км электрифицированных линий и 12 132 железнодорожных путей с двойными (или более) полотнами. Основные объемы транспортировки грузов и пассажиров сосредоточены на основных линиях: 30% от всей железнодорожной сети (8900 км) используются при перемещении 78% от объема грузо- и пассажиропотока. В свою очередь 46% (13 600 км) сети железных дорог используются при транспортировании всего 6% всего объема перевозок.

Существенную роль в пассажирских перевозках Франции выполняют метрополитены . Старейший метрополитен Франции возведен в Париже. Во второй половине ХХ века линии метро были построены в других, наиболее крупных, городах Франции: в Лилле, Лионе, Марселе, Тулузе и Ренне.

В структуре экономики Франции транспорт выполняет важное значение . Кроме собственного вклада в ВВП Франции (4,8% от общего объема добавленной стоимости экономики Франции в 2010 году), транспорт обеспечивает нужды как промышленности и сельского хозяйства Франции, так и других сфер третичного сектора экономики Франции - туризма, образования, науки, социальной работы.

Другие отрасли третичного сектора экономики Франции

Кроме торговли, транспорта, туризма, финансовых институтов экономики, к третичному сектору экономики Франции относят услуги образования, науки, здравоохранения . При этом, в последнее время, их значение в формировании общегосударственного объема ВВП становится все большим. Например, французская система здравоохранения признана одной из лучших в мире, а объем выполненных услуг в сфере здравоохранения растет каждый год на протяжении последних 30-и лет. В последнее время в системе здравоохранения Франции делается упор на высокое технологическое оснащение и оказание услуг иностранным гражданам. Кроме этого, большую долю в формировании добавленной стоимости сферы здравоохранения играет фармацевтическое производство.


Благодаря развитию системы медицинского обслуживания, в этом направлении получает развитие научная отрасль Франции , которая все больше становится на экономически обоснованное функционирование, когда конкретные научные разработки спонсируются инвесторами с целью дальнейшего их использования в коммерческих целей и извлечения дополнительной прибыли. Поэтому данные, свидетельствующие о росте вклада науки в формирование годового ВВП Франции достаточно опосредованные. Результаты научных разработок влияют на увеличение производительности промышленного и сельскохозяйственного секторов экономики Франции, и выделить в этом росте роль научных разработок крайне сложно.

Кроме сфер здравоохранения и науки, во Франции на коммерческие рельсы становится система образования . Услугами французских колледжей и университетов пользуется все большее число иностранцев. В 2010 году сфера образования обеспечила прирост общегосударственного объема добавленной стоимости на 5,2%, что больше чем такие традиционные отрасли экономики как сельское хозяйство (2%), энергетика (1,5%), строительство (5,1%), финансовый сектор экономики (4,8%).

Таким образом, к этим трем направлениям третичного сектора экономики Франции относятся наибольшие надежды французского Правительства. В связи с этим, в последнее время увеличивается объем ассигнований в сферы здравоохранения, науки и образования с целью их дальнейшей коммерциализации и продвижения на внешние рынки. Уже в 2010 году доля этих трех направлений, казалось бы некоммерческих, экономики Франции обеспечили 20,6% произведенной добавленной стоимости всей экономики Франции. К 2014 году эта цифра еще более увеличилась и достигла 21,5%, что отражает общемировые тенденции, когда сфера обслуживания становится намного более влиятельной в формировании ВВП государства, нежели традиционные направления - промышленность и сельское хозяйство.

Подробнее о Франции:

Новое на сайте

>

Самое популярное