Домой Микрозаймы Укрываться от налогов. Что значит уклоняться от уплаты налогов и сборов и какие могут быть последствия

Укрываться от налогов. Что значит уклоняться от уплаты налогов и сборов и какие могут быть последствия

Уклонение от уплаты налогов , которое было обнаружено, влечет для виновного крайне неприятные последствия. Причем чем крупнее неуплаченные суммы, тем строже ответственность. В данном случае могут налагаться штрафные санкции, а к физическим лицам, принимавшим решения о нарушении налогового законодательства, применяются меры административной и уголовной ответственности.

Виды ответственности за уклонение от уплаты налогов

Уклонение от уплаты налогов может рассматриваться в качестве налогового, административного правонарушения или уголовного преступления. Соответственно, и санкции за совершение такого деяния прописаны в трех законодательных актах: Налоговом и Уголовном кодексах и в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Привлечение к ответственности возможно параллельно по нормам НК РФ и УК РФ или КоАП РФ. Например, если компания была уличена в уклонении от уплаты налогов, на нее будет наложен штраф, а вот должностные лица этой компании могут подвергнуться уголовному преследованию, если в их действиях заподозрят признаки преступления.

Кто привлекается к ответственности по налоговому законодательству

За уклонение от уплаты налогов наказываются налогоплательщики. А ими могут выступать:

  • юрлица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физлица.

Наказания для физлиц и организаций не отличаются по своей строгости. Все зависит от суммы неуплаты в бюджет.

Чтобы лицо можно было наказать за уклонение от уплаты налогов, этот факт должен быть официально установлен, а значит, налоговый орган должен принять соответствующее решение. И только после вступления такого решения в силу можно применять к правонарушителю санкции.

Лица, которые могут быть привлечены к ответственности по КоАП РФ и УК РФ

Если налоговые преступления совершают налогоплательщики, к которым относятся как юридические, так и физлица, то к административной и уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов привлекают только физлиц.

Но в УК РФ есть две статьи — 198 и 199, согласно которым состав преступления заключается в уклонении от уплаты налогов. Только в первом случае уклоняется физлицо, а во втором — организация. Так вот если физлицо уклонилось от уплаты налога, то с него и спрос. А в организации такие решения принимают тоже люди, только имеющие соответствующие полномочия, — их и наказывают.

Для привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления физлицу не нужно быть совершеннолетним, достаточно достичь 16 лет. Такие же рамки установлены в КоАП РФ. Для налоговых правонарушений это актуально, потому что согласно нормам ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний может заниматься предпринимательской деятельностью с 16 лет, если будет объявлен дееспособным.

Санкции за уклонение от уплаты налогов

Налоговый кодекс РФ

Налоговые санкции устанавливаются в виде штрафов. Такое наказание увеличивает поступления в бюджет, а это важно для государства. Если же налогоплательщик уклонялся от уплаты налогов по-крупному, ему также грозит уголовная ответственность. Но это не означает, что он освобождается от перечисления необходимых средств в бюджет и уплаты штрафа.

В НК РФ есть две статьи, где речь идет об уклонении от уплаты налогов:

  • Размер штрафа за непредставление декларации (ст. 119 НК РФ) равен 5 % суммы, которую нужно было уплатить в бюджет в качестве налога. При этом есть ограничение: штраф не может быть меньше 1 000 руб. и больше 30 % от неуплаченного налога.
  • Если налогоплательщик занизил налоговую базу или неправильно рассчитал сумму налога (ст. 122 НК РФ), с него будет взыскан штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы. Если же это было сделано умышленно, то штраф увеличится до 40 %.

Кодекс РФ об административных правонарушениях

КоАП РФ предусмотрена ответственность только за несвоевременную подачу декларации. А наказано может быть только должностное лицо. Согласно ст. 15.5 КоАП РФ на него налагается штраф в размере 300-500 руб.

Уголовный кодекс РФ

Под уклонением от уплаты налогов в уголовном праве подразумевается неподача декларации или включение в декларацию заведомо ложных сведений. За такое преступление физлица-налогоплательщики и физлица — уполномоченные работники организаций несут разную ответственность.

Причем состав преступления при уклонении от уплаты налогов возникает только в том случае, если неуплата была зафиксирована в крупном и особо крупном размере.

Сами санкции выглядят следующим образом:

  • Если уклонение от уплаты налогов совершено физлицом, а неуплата в бюджет квалифицируется как совершенная в крупном размере, физлицо могут оштрафовать на сумму до 300 000 руб. или лишить свободы на срок до 1 года.
  • При неуплате в особо крупном размере предельная сумма штрафа увеличивается до 500 000 руб., а срок лишения свободы — до 3 лет.
  • Если уклонение от уплаты налогов совершено организацией в крупном размере, то ответственное лицо могут оштрафовать на сумму до 300 000 руб. Срок лишения свободы в данном случае может составить до 2 лет. Плюс к этому виновному лицу могут запретить занимать определенные должности или вести определенную деятельность.
  • При неуплате налогов в особо крупном размере или группой лиц по сговору штраф вырастает до 500 000 руб., а срок лишения свободы — до 3 лет.

Какие именно применить санкции, решает суд. При этом играет роль размер ущерба, причиненного бюджету, наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств и степень вины обвиняемого.

Сроки давности

В НК РФ при рассмотрении вопроса о возможности применения наказания используются два вида срока давности:

  • для привлечения к ответственности (ст. 113 НК РФ);
  • для взыскания штрафов (ст. 115 НК РФ).

Привлечь к ответственности за уклонение от уплаты налогов можно только на протяжении 3 лет после окончания налогового периода, в котором было совершено правонарушение. Получается, что и проверка, в ходе которой устанавливается факт правонарушения, может охватывать только последние 3 года.

Однако у налоговой инспекции есть способ приостановить течение срока давности. Он может быть задействован, если есть данные, что налогоплательщик уклонялся от уплаты налогов, а срок давности подходит к концу. Когда налогоплательщик тянет время и активно противится проведению проверки, в налоговой могут просто составить акт (форма по КНД 1160074, утвержденная приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@) и тем самым приостановить течение срока давности.

Как только налоговая инспекция вынесла решение о привлечении правонарушителя к ответственности за уклонение от уплаты налогов, начинается отсчет срока давности взыскания штрафов. Изначально налогоплательщику направляется требование об уплате штрафа, в котором прописаны сроки его исполнения.

Если налогоплательщик добровольно не исполняет требование, у налоговой службы есть 2 варианта:

  • на протяжении 2 месяцев самостоятельно принять решение о взыскании штрафа;
  • на протяжении полугода обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафа.

Оба эти срока начинают течь с момента истечения срока, выставленного в требовании об уплате штрафа.

Вина и обстоятельства, влияющие на строгость санкций

Уклонение от уплаты налогов, как и другие виды налоговых правонарушений, может совершаться умышленно или по неосторожности. Разница заключается в том, что в первом случае лицо осознавало, что действует противозаконно, а во втором случае правонарушитель не понимал, что нарушает закон, хотя должен был.

В НК РФ перечислены обстоятельства, на основании которых можно исключить вину правонарушителя, а именно:

  • уклонение от уплаты налогов произошло из-за стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации;
  • физлицо допустило уклонение от уплаты налогов из-за своего болезненного состояния;
  • налогоплательщик следовал разъяснениям, действовал по инструкциям налоговых или иных компетентных органов, что в итоге привело к уклонению от уплаты налогов.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств налогоплательщика не могут привлечь к ответственности.

Но если налогоплательщик все же был привлечен к ответственности, остается еще вопрос о назначении наказания. И тут могут оказывать влияние смягчающие и отягчающие обстоятельства. Для тех, кто совершил действия, приведшие к уклонению от уплаты налогов, вследствие тяжелых личных обстоятельств, под угрозой или из-за принуждения, возможно уменьшение размера штрафа как минимум в 2 раза. А вот для тех лиц, которые совершили подобное правонарушение повторно, штраф может быть увеличен на 100 %.

При выявлении фактов уклонения от уплаты налогов государство заинтересовано не только наказать правонарушителя, но и вернуть недоплаченные суммы в бюджет. Кроме того, нарушителя обязывают уплатить штрафы, возникающие из-за неуплаты налогов, что также увеличивает поток поступлений в бюджет.

С другой стороны, наказание должно быть таким, чтобы предотвратить повторное уклонение от уплаты налогов правонарушителем, поэтому налогоплательщиков, укрывающих доходы в крупных и особо крупных размерах, могут даже лишить свободы на 3 года.

После принятия в России нового Уголовного законодательства в 1996 году, в его состав была введена глава 22, одни из основных положений которой – нормы, регламентирующие Уклонение от уплаты налогов УК РФ. Институт налогообложения, как часть экономической системы существует с момента образования государства. Налогом считается обязательное, невозвращаемое взимание денежных средств с частных и юридических лиц в пользу государства и общества. Нарушение законодательства о налогах и сборах, нередко приводит к наступлению серьёзных последствий в виде уголовной и других видов ответственности.

Под налогом продумывается индивидуальный невознаграждаемый платёж, взимаемый государством с физических и юридических лиц, как гарант своего нормального функционирования.

Сбором является возмездная плата, получаемая гос. органами от граждан и организаций за предоставление каких – либо услуг.

Неуплатой налогов в УК РФ считается злостное невыполнение лицом обязательств перед государством, путём невыплаты в бюджет необходимых взносов и отчислений. Кроме того, нарушителем является лицо предоставившее в специализированный орган недостоверные данные в декларации.

Необходимость уплаты налогов и сборов прежде всего вызвана тем, что эти средства формируют большую часть бюджета страны и поддерживают её экономику.

Государственный бюджет имеет три уровня:

  1. Федеральный – центральный фонд, используемый для финансирования безопасности и обороны страны, развития культуры, инфраструктуры, подготовки кадров гос. органов. Государственный центральный фонд формируется за счёт федеральных поступлений (Например, на добавленную стоимость) и сборов, таможенных пошлин, штрафов и пеней.
  2. Фонды субъектов – направлены в первую очередь на повышение социального уровня и защиты населения, а также развитие регионов. Региональные бюджеты складываются из сумм платежей за имущество акционерных и иных обществ и организаций, пошлин, налога на транспорт и игорный бизнес, лицензионные сборы.
  3. Финансовая база МСУ – используются для обеспечения производств, и коммунальных хозяйств. Местные фонды состоят из неналоговых поступлений, например, средства от продажи или аренды муниципальной собственности или оказания органами МСУ платных услуг.

Способы уклонения:

  • непредставление в налоговую инспекцию необходимых документов;
  • внесение заведомо ложной информации и данных;
  • отказ от перечисления денежных средств;

Начисление, удержание и расчёт суммы для перечисления в казну страны и всех её уровней, осуществляет специальный агент. В России чаще всего агентами выступают генеральные директора компаний, компетентные юридические лица и индивидуальные предприниматели. Они выступают посредниками между гражданами и иностранцами, которые должны осуществлять выплаты в бюджетную систему.

Обязанности агентов:

  1. Уведомлять ФНС в письменном виде об отсутствии возможности удержания доходов.
  2. Вести учётную базу по каждому плательщику в отдельности.
  3. Направлять в надзорные органы документацию, для осуществления контроля над исчислениями, удержанием и распределением сумм в соответствующий уровень бюджета.
  4. Хранить документы по плательщикам на протяжении четырёх лет.

Агент должен подсчитывать налоговые суммы, независимо от вида дохода плательщика. Если по каким-то причинам оплата невозможна, он обязан в течение 30 дней известить об этом факте ФНС. Извещение отправляется в виде заявления.

Агенты имеют тот же набор прав, что и плательщики. Ответственность агентов также регламентируют статья 198 УК РФ.

Объект имеет два вида:

  • основной – закреплённый законодательством порядок выплат денежных средств в пользу РФ;
  • дополнительный – материальные интересы страны.

Норма подразумевает следующие классы субъектов:

  1. Руководство предприятия, главный бухгалтер.
  2. Служащие, чьей задачей является оформление первичной финансовой и бухгалтерской документации.
  3. Человек организовавший преступление или подстрекающий к преступлению.

Объективная сторона: заключается в уклонении, через непредставление обязательной документации и декларации или включение в них недостоверных данных.

Субъективная сторона - в качестве основного признака вины выступает только умысел. Кроме того, имеет место квалифицированный состав данного злодеяния, оно определяется как совершённое группой посредством сговора или особо крупного размера.

Окончание времени уплаты обязательных платежей считается датой завершения правонарушения.

Закон выделяет следующие виды уголовной ответственности за неуплату налогов.

По части 1:

  1. Штрафные санкции 100 — 300 тысяч рублей или зарплата за 1 – 2 года.
  2. Принудительная деятельность до двух лет.
  3. Увольнение с должности.
  4. Арест на срок до полугода.
  5. Тюремное заключение на срок до 2 лет.

Если необходимость будет доказана, последует отказ правоохранительных органов от уголовного преследования. При этом виновное лицо все же понесёт ответственность, но уже в административном порядке. Кроме того, это не освобождает правонарушителя от обязанности выплатить полную сумму задолженности. Для отказа от преследования должник должен предоставить бухгалтерскую отчётность и правильный расчёт.

По части 2:

  1. Штрафные санкции 200 — 500 тысяч рублей или зарплата за 1 – 3 года.
  2. Исправительная деятельность до 5 лет.
  3. Запрет на занятия конкретной деятельностью до 3 лет.
  4. Увольнение с должности.
  5. Тюремное заключение на срок до 6 лет.

Существует условие для квалификации правонарушения, как совершенного при крайней необходимости – деяние совершено с целью устранения опасности для жизни одного или нескольких человек. Например, выплата задолженности по зарплате работникам предприятия раньше уплаты сборов.

Процедура инициации уголовных дел по статье 199 существенно отличается от «стандартного» порядка возбуждения производств по заявлению о правонарушении. Законодатель не предусматривает возможность возбуждения по докладу, поданному гражданами. Обычно заявителем о правонарушении выступает ФНС.

ОВД и Следственный комитет уполномочены назначать проверки при точном следовании процессу с участием ФНС. В случае установления признаков правонарушения в налоговой сфере следователь должен в течение 3 дней после принятия сообщения направить в ФНС образец поступившего доклада, а также приложить соответствующие акты и примерный расчёт недоимки.

ФНС не позднее двух недель после поступления данных направляет в СК:

  • Подтверждение о наличии нарушений.
  • Информацию о проверке плательщика, по факту которой ещё не принято решение.
  • Данные об отсутствии информации о нарушении.

Затем СК отказывает или возбуждает дело. Комитет может начать расследование и до поступления данных из ФНС, но только при наличии мнениями экспертов, указывающего на признаки злодеяния.

Несмотря на видимую простоту при квалификации данных преступлений, иногда доказать виновность человека или предприятия достаточно сложно.

Так, Постановление Пленума ВС России указывает на то, что невыплата предприятием налогов является оконченным нарушением в тот момент, когда истёк срок уплаты. Действия, совершённые до этого момента. Например, внесение неправдивых данных в документацию, подача фальшивой декларации) могут быть только приготовлением – покушением.

В 2015 г. КС России в Постановлении «По делу о рассмотрении законности нормы 199 УК» исходя из жалобы Ерофеевой В. М. указал, что в обязанность органов преследования, входит как установление самого факта неуплаты, так и доказывание «неправомерности подобных действий (бездействия) и наличие умысла». Запрещено «привлечение за деяния, следствием которых стало непогашение или уменьшение суммы выплаты, заключающимся в применении плательщиком своих прав, относящихся к освобождению от выплаты и выбора для него удобного вида платежа».

В 2016 г. районный суд г. Черемхово, признал виновным гражданина И.В. по ч. 2 ст. 199 и в качестве наказания приговорил его к 3 годам лишения свободы условно.

И. В. совершено уклонение посредством внесения в декларацию неверных данных. И.В. зарегистрировал с помощью подставных людей два предприятия в целях отмывания денежных средств, то есть легализации прибыли полученной преступным путём. Деяние было совершено в особо крупных размерах.

Главы предприятий и организаций, а также служащие, подвергаются мерам в виде:

  1. Условного срока от 6 месяцев до трёх лет, в случае крупного размера недоимки.
  2. От 1 года до 4 лет если размер является особо крупным.

Около трети осуждённых получают реальный срок наказания от 1 до 3 лет тюремного заключения. При рассмотрении практики по 199 статье юристы отмечают, что чаще всего мера пресечения в форме штрафа применяется к гражданам.

Мнение юристов

Специалисты в области права отмечают, что основные признаки противоправного поведения ст. 119 совпадают, с приведёнными в ст. 198. Отличаются эти нормы по предмету незаконных действий. К тому же, данные нормы отличаются суммами размера ущерба, причинённого государству.

В 199 данные параметры значительно выше:

  • Крупным размером в этой статье считается сумма более 5 миллионов рублей невнесённая в фонды в течение 3 лет.
  • Особо крупный – 15 миллионов за тот же срок.

Юристы и правоведы отмечают, что уголовный закон неверно определяет для данной категории дел только прямой умысел. Иногда встречаются уголовные дела, при рассмотрении которых выявляется его полнейшее отсутствие. Подобные ситуации возникают потому, что сотрудники предприятий – плательщиков не всегда разбираются в налоговых вопросах, в результате чего подают в ФНС недостоверные данные. Часто такая проблема встречается у малого бизнеса.

Несмотря на активные перемены в законодательстве о налогах и сборах, уголовный закон остаётся устойчивым, а судебная власть, органы внутренних дел и следственный комитет сформировали стабильную модель подхода к его применению.

Не заплатив налоги на 3 тыс. руб., есть риск лично познакомиться с судебными приставами. Имея непогашенную налоговую задолженность больше 10 тыс. руб., нельзя выехать заграницу. Но сколько нужно задолжать государству, чтобы получить статью "уклонение от уплаты налогов"? Особенности применения наказаний за сознательную неуплату налогов разъясняем сегодня с помощью УК РФ.

Состав преступления

Налоговых правонарушений - великое множество. Начиная от несвоевременной подачи документов в ФНС и заканчивая препятствием налоговой проверке и сокрытием имущества от приставов. Очень часто то, что мы в разговоре упоминаем, как уклонение от уплаты налога или сбора, на самом деле таковым не является.

Уклонение от обязательный государственных платежей имеет строго определенный уголовным законодательством состав преступления:

  • объект - государство и доходная части государственного бюджета;
  • субъект - лицо или организация, совершившая неправомерное действие;
  • объективная сторона - законченное деяние по отношению к объекту, в результате которого были нарушены законные интересы объекта(уменьшены доходы бюджета);
  • субъективная сторона - вина, мотив, цель и эмоции субъекта по отношению к совершаемому им деянию.

Когда уклонение, а когда нет?

Согласно статьям 198 и199 УК РФ уклонение от уплаты налогов физическими лицами и предприятиями проявляется в следующих действиях:

  • гражданин, достигший совершеннолетия, или предприятие (субъекты) сознательно и целенаправленно (субъективная сторона) не подало налоговую декларацию, не предоставило какие-либо обязательные для целей налогообложения бумаги, включило в декларацию ли другие документы неверные, искаженные сведения (объективная сторона);
  • в результате оных действий в бюджет не поступило, либо поступило значительно меньше доходов от налогообложения, чем следовало (объективная сторона);
  • величина недоимки признана по закону крупной или особо крупной (объективная сторона).

Отдельное внимание уделим последнему пункту состава преступления: величине недоимке по налогам. Для граждан (ст. 198 УК РФ):

  • крупный размер > 600 000 руб. за трехгодовой отрезок времени, при том, что часть невыплаченных налогов превысила 1/10, либо составила более 1,8 млн. руб. в денежном эквиваленте.
  • особо крупный размер > три млн. руб., при части невыплаченных налогов более 1/5 или более девять млн. руб. в денежном эквиваленте.

Для юридических лиц (ст. 199 УК РФ):

  • крупный размер > 2 млн. руб. за трехгодовой отрезок времени, при величине "сокрытых налогов" > 1/10 от уплаченных или более 6 млн.
  • особо крупный размер > 10 млн. руб. за аналогичный временной отрезок, при величине "сокрытых налогов" > 1/ 5 от уплаченных или более 30 млн. руб.

Что же это означает? Во-первых, отсутствие одного из элементов состава преступления не позволяет классифицировать его по одной из указанных статей. Особенно сильно при этом на состав преступления оказывает размер фактического урона.

Если он значительно меньше, указанного, то скорее всего, правонарушителю уголовная ответственность не грозит. В данном случае, суд обычно ограничивается принудительным взысканием долга за имущества или денежных средств нарушителя, а также штрафом.

Во-вторых, согласно Постановлению Пленума ВС РФ №64, если правонарушитель совершил, но не довел свое преступление до конца (например, не подал вовремя декларацию или подал с ошибкой), но затем до истечения срока платежа перечислил ден. средства в полной сумме (или сумме, не позволяющей применить крупный или особо крупный размер к недоимке), то состав преступления по такому делу отсутствует, а действия нарушителя могут быть квалифицированы как добровольный отказ от окончания преступления.

Ответственность и судебная практика

УК РФ предлагает следующие виды ответственности за преступные деяния, квалифицированные как уклонение от уплаты налога гражданами:

  • при выявлении крупной недоимки: штраф = от ста до трехсот тыс. руб. либо суммарная зарплата за 1 или 2 года, обязательные работы на год, арест до полугода, ограничение свободы до 1 года.
  • при выявлении особо крупной недоимки: штраф = от двухсот до пятисот тыс. руб. либо зарплата за 1,5-3 года, обязательные работы/ограничение свободы до 3 лет.

Если для гражданина это первый случай привлечения к уголовной ответственности и он готов заплатить долг, пеню и штраф полностью, то его согласно УК РФ можно освободить от привлечения по статье 198.

Основываясь на данных судебной практики, наиболее часто к гражданам, привлекаемым к ответственности по статье 198, назначается мера пресечения в виде штрафа. Впрочем, есть прецеденты применения наказания в виде условного лишения свободы до 1 года с испытательным сроком 6-8 месяцев. По делам с истекшим сроком давности наказание устанавливается формально.

К осужденным по статье 199 "уклонение от уплаты налогов с организаций" могут применяться следующие меры пресечения:

  • при выявлении крупной недоимки: штраф, обязательные работы до 2 лет, заключение под стражу с последующим ограничением свободы до 2 лет;
  • при выявлении особо крупной недоимки: штраф, обязательные работы до 5 лет, заключение под стражу до 5 лет.

При этом практически всегда должностные лица, ответственные за совершение преступления или участвовавшие в нем, теряют возможность занимать руководящие или управляющие должности и (реже) заниматься предпринимательской деятельностью.

Судебная практика по статье 199 выявляет, что такая мера пресечения как штраф к должностным лицам организаций практически не используется. Обычно это условный срок: от полугода до 3 лет (крупный размер) или от года до 4 лет (особо крупный размер). Реальный срок получают порядка 30-40% осужденных - до года (крупный размер) или от двух до трех лет (особо крупный размер).

Нежелание платить обязательные исчисления в бюджет — это серьезное преступление, которое влечет за собой массу неприятностей.

Явление считается довольно распространенным , несмотря на опасность и неоправданный риск.

Чаще всего частные предприниматели и юридические организации ведут спекулятивные операции с налоговыми льготами, подают в органы налоговой службы фиктивные отчеты и скрывают свои реальные доходы.

Что значит уклоняться от уплаты налогов

Фактически, уклонение от обязанностей – это преступление против государства , поскольку ведет к уменьшению поступления финансов в государственный бюджет, а значит – уменьшатся социальные выплаты или другие важные обществу дотации.

Но не всегда несвоевременная подача отчетности может рассматриваться как преступление. Для того, чтобы наступила административная и уголовная ответственность, должны обязательно присутствовать следующие признаки:

  1. Налогоплательщик должен вести активные и целенаправленные действие на уклонение от обязательных платежей в государственные органы.
  2. Четко прослеживается намеренное снижение реальных сумм платежей или скрытие настоящих размеров доходов.

В предпринимательской практике нередки случаи оплошностей по вине невнимательного хозяина или бухгалтера. Единичные случаи уклонения с дальнейшим погашением всех обязательств преступлением не считаются.

Регламент УК РФ

Прямые или косвенные способы кражи в целом образуют экономическое преступление.

Влияние на недобросовестных предпринимателей со стороны закона должно быть четким и ясным. Ведь от того, как уплачиваются налоги зависит благосостояние каждого жителя страны.

В этом случае в УК РФ предусмотрены следующие статьи , описывающие состав преступления:

  1. В статье 194 идет речь о нарушениях, касающихся неуплаты таможенных платежей.
  2. Статья 198 касается невыполнения физическими лицами своих обязательств.
  3. В статье 199 рассматриваются злодеяния со стороны юридического лица, причем в двух подпунктах:
  • 1 – невыполнение обязательств перед налоговыми органами;
  • 2 – скрытие денежных сумм или имущества, которые подлежат налогообложению.

За текущий год из всех возбуждаемых дел об уклонении от уплаты налогов лишь 33% были признанными действительно преступлениями, а 77% налогоплательщиков смогли утаить или недоплатить деньги государству.

Многие следователи уверенны, что вина этому – несовершенство действующего законодательства, ведь сейчас уголовное дело могут возбуждать лишь следователи СК РФ и то, только после тщательной проверки налоговыми органами.

Процедура очень длительная и не всегда приносит результаты. Большинство предпринимателей очень умело маскируют свою деятельность, так что в ходе обычных аудитов сложно что-то выявить.

В парламенте уже не раз поднимался вопрос об изменениях в текущем положении дел, но Российский союз промышленников и предпринимателей каждый раз настаивает на том, что любые изменения могут оказать слишком большое давление на малый бизнес.

Причины уклонения от уплаты налогов и сборов

Многие предприниматели так умело маскируются, что словить их за правонарушение практически невозможно.

Наиболее хитрые используют вполне законные методы для скрытия действительности:

  1. Не ведут хозяйственную деятельность. Конечно, самый просто способ не платить налоги – просто ничего не делать, не производить, и не получать доход. Но зачем тогда вообще такое предприятие? Хоть метод такой и есть, тот, кто хочет реализовать свои замыслы и получить от этого результат, ним не пользуется.
  2. Оформляют предприятие таким образом, чтобы оно входило в категорию тех, кому платить налоги не нужно. Это в основном социальные категории организаций, например, библиотеки, различные благотворительные фонды.
  3. Ведут деятельность, результаты (не в денежной форме) которой не подлежат налогообложению и это прописано в законодательстве.
  4. Физические или юридические лица могут вести деятельность, доходы которой будут чистыми и в полной своей сумме оставаться у хозяина.

Но самым «наглым» способом уклонения от уплаты налогов считается неправомерный метод, при котором ведется деятельность без государственной регистрации .

Попытки защитить свои кровно заработанные деньги – это естественное желание любого собственника в любой стране. Очень обидно, когда несовершенство системы приводит к тому, что твои доходы уменьшаются в геометрической прогрессии.

Многих мучает вопрос – а кому и за что я должен платить? Ответы на такие вопросы приводят к увеличению экономических преступлений. А причин этому можно выделить несколько:

  • Психологические (моральные);
  • Обусловленные политической деятельностью государства;
  • Экономические;
  • Правовые.

Моральные причины порождаются самой налоговой системой. В мире есть государства, «налоговый гнет» которых просто «съедает» малый бизнес.

Доходит до того, что предприниматель работает не на себя, а на страну в которой живет. И это вызывает массу недовольства. Выхода есть два – или не работать на себя, или скрывать свои реальные доходы.

Политические игры всегда очень опасны. И тот, кто стоит у руля правления имеет практически полную свободу действий. Именно в тот момент, когда честно заработанные деньги налогоплательщиков используются государством для своих «игр», начинаются волны возмущения .

Но самое большое влияние на желание не платить налоги оказывают экономические причины. Они связаны непосредственно с финансовым состоянием самого владельца и конъюнктурой рынка в целом.

Ну а правовые причины связаны с несовершенством контролирующей системы. Если государство не может грамотно проследить за тем, где совершается преступление, а где нет, то почему бы этим не воспользоваться?

Кто виноват?

Конечно же, в первую очередь перед лицом правосудия будет отвечать директор (топ-менеджер если это организация) и главный бухгалтер. Ведь они должны осознавать, что берут на себя полную ответственность за ведение легальной и прозрачной хозяйственной деятельности.

В момент отсутствия руководителя или главного бухгалтера, люди, замещающие их, принимают на себя все права. Если преступление было совершено в этот период, и это подтверждается доказательствами, отвечать им.

В некоторых случаях к ответственности привлекаются и иные работники. Это могут быть служащие, которые готовят первичные документы для бухгалтерского учета.

Подавая заведомо ложные показания, они могут пособничать ведению незаконной деятельности. Вопрос регулируется ч.5 ст. 33 УК РФ .

Ответственность за предварительный сговор руководителя и главного бухгалтера несется согласно второй части 199 ст. УК РФ .

Возбуждать уголовное дело могут только следователи СК РФ , но только после того, как к ним будет направлено дело из налоговой инспекции.

Как показывает практика, налоговая полиция замечает только случаи, в которых неуплаченная сумма превышает 2 млн. рублей .

Все же в первую очередь, отвечает руководитель компании . Главного бухгалтера могут осудить только в том случае, если докажут, что он совершил преступление в целях собственной наживы или чтобы подвести директора. Но доказать это очень сложно и практически нереальн о.

Ответственность и санкции по НК, КоАП и УК РФ.

Налоговый кодекс предусматривает введение санкций в виде штрафов . В нем прописано две статьи, касающиеся этого вопроса :

  1. Ст.119 устанавливает размер штрафа за несвоевременную подачу декларации. В этом случае налогоплательщику придется заплатить сумму на 5% большую. Но есть ограничения: сумма не может быть меньше 1000 руб. и не больше 30% от размера неуплаченного долга.
  2. В ст.122 говорится о заниженной или неправильно рассчитанной сумме налога. Штраф составляет 20% от размера, а в случае, если это было сделано специально – 40% .

В КоАП РФ идет речь только о несвоевременной подаче отчетов и непосредственно декларации. Отвечать за это будет должностное лицо. За нарушение налагается штраф в сумме от 300 до 500 рублей.

Но больше всего санкций прописано в Уголовном Кодексе РФ .

Данные предоставим в виде следующей таблицы:

Деяние Размер уклонения Санкции
Крупный Особо крупный Крупный Особо крупный
Уклонение от уплаты налогов и сборов физическим лицом — более 600 тыс. руб. в течении трех лет;

— более 1800 тыс.руб.

— более 3 млн. руб. в течении трех лет;

— более 9 млн. руб.

— арест на срок до полугода;

— лишение свободы на срок до года.

— лишение свободы на срок до трех лет.

Уклонение от уплаты налогов и сборов юридическим лицом — более 2 млн руб. в течении трех лет;

— более 6 млн руб.

— более 10 млн. руб. в течении трех лет;

— более 30 млн. руб.

— штраф от 100 до 300 тыс.руб.;

— арест на срок до полугода;

— лишение свободы на срок до двух лет.

— штраф от 200 до 500 тыс.руб.;

— лишение свободы на срок до шести лет.

Скрытие денежных средств или имущества, с которых уплачивается налог Более 1,5 млн руб. — штраф от 200 до 500 тыс.руб.;

— лишение свободы на срок до пяти лет.

Сроки давности

Привлечь к ответственности и взыскать штрафы нельзя одновременно. В НК РФ для этого прописаны разные периоды времени. Для начала нужно установить, что правонарушение действительно было и привлечь к ответственности.

На это дается три года . Но бывают случаи, когда организации или отдельные лица всячески препятствуют следствию. Тогда есть возможность приостановить дело.

Когда вина все же доказана, наступает период, когда необходимо уплатить штраф. На это дается два месяца. Если деньги получить не удалось, в течении полугода инспекция подает заявление в суд.

Предлагаем вашему вниманию интересное видео о том, кто и почему не платит налоги.

Каждая организация в своей трудовой деятельности старается минимизировать свои затраты. Следует понимать, что сокрытие налоговых отчислений и иных обязательных платежей является преступным деянием, за которое устанавливает ответственность ст.199 УК РФ.

Наказание может быть возложено не только на юридического владельца предприятия, но на лица, несущие ответственность за подачу деклараций и предоставление заведомо ложных сведений в отчетных документах. Если в налоговых махинациях участвует группа лиц, то виновность определяется по второй части статьи, что значительно ужесточает наказание.

Юридические обоснования ч.1 ст. 199 УК РФ

Первая часть правового норматива определяет виновные действия юридических и физических лиц. Подача ложной информации в декларации или иных отчетных документах, влияющих на размер налоговых отчислений и регулярных сборов, преследуется по закону.

Гражданин или предприниматель обязаны понимать ответственность за искажение информации с корыстными мотивами. Предоставление неполных сведений о базе налогообложения является недопустимым, поскольку при значительных размерах сокрытия приводит к классификации преступного поступка по ч.1 ст.199 УК РФ.

Процедура судебного рассмотрения может быть применена к гражданам, принявшие участие в составлении и предоставлении в налоговые органы ложной информации. Пособничество в искажении налогообложения преследуется в равной мере. Например, предприниматель обратился в организацию, предоставляющую услугу по заполнению и подаче деклараций. Заполнение сотрудниками заведомо ложных данных и передача от лица клиента в налоговое подразделение, позволяет привлечь исполнителя к наказанию.

Если руководитель осуществляет свою деятельность в нескольких организациях, в каждой из которых уклоняется от уплаты налогов, то взыскание налагается по совокупности причиненного убытка государству. Закон предусматривает, что в ходе судебных слушаний должно быть доказано умышленное искажение сведений для частичного или полного избежания обязательных платежей. Существующие ошибки, неточности в заполнении или , незнание способов расчетов не являются основанием для осуждения по ст.199 УК РФ.

Умышленное не отражение имеющихся доходов или сознательное уменьшение, изменение сроков обязательных платежей является преступным деянием. Подделка отчетной документации и официальных сведений о доходах и финансовой деятельности предприятия приводит к осуждению по двум статьям УК: ст.199 и . Но законные способы уменьшения размера налогообложения, предусмотренные законодательством, не служат поводом для начала производства.

Некоторые обнаруженные проверкой действия ответственных исполнителей могут осуждаться по статье за мошенничество, кроме уголовного наказания по данной статье.

Меры наказания за сокрытие доходов

Для гражданских лиц и предпринимателей предусмотрено уголовное наказание, от штрафных санкций до реального срока заключения. В зависимости от размера сокрытых средств и методов искажения и оформления ложной информации, взыскание может определяться как:

  • штрафные санкции в сумме 100-300 тыс. рублей;
  • взыскание заработных средств за 1-2 года;
  • принудительный труд для виновных граждан до года, для юридических лиц до 2 лет с возможным запретом занимать указанные судом должности;
  • арест на шесть месяцев;
  • заключение для граждан до года, для предпринимателей до двух лет.

Следует отметить, что закон предусматривает избавление от наказания. Для этого обвиняемый должен закрыть все имеющиеся взыскания вместе с наложенными пени и штрафами за просрочку платежей до момента вынесения судебного постановления.

Определение наказания по ч.2 ст.199 УК РФ

Искажение данных и отказ в подаче верных сведений может быть квалифицировано по второй части статьи. Сюда попадают преступления, совершенные при уклонении в особо крупных размерах или при участии группы лиц по преступному соглашению.

Также усиление наказания определяется, если произошел рецидив преступления. Руководитель, однажды понесший штрафные санкции по ч.1 ст.199, повторно совершивший подобное преступление, будет наказан с увеличением ответственности.

К мерам воздействия за уклонение от уплаты государственных сборов и налогов с отягчающими обстоятельствами относятся:

  • штрафные санкции 200-500 тыс. рублей или взыскание заработка до 3 лет;
  • принудительный труд до 5 лет с возможным поражением в правах занятия предпринимательством до 3 лет;
  • лишение свободы до 6 лет с возможным запретом на руководящие должности после освобождения до 3 лет.

В случае, если речь идет об осуждении гражданского лица, то исправительные работы или реальный срок заключения составляет три года.

Статья 199 УК РФ. Уклонение от уплаты налогов

Новое на сайте

>

Самое популярное