Домой Микрозаймы Виды налоговых проверок: камеральная и выездная. Камеральные и выездные налоговые проверки - сравнение

Виды налоговых проверок: камеральная и выездная. Камеральные и выездные налоговые проверки - сравнение

Налоговая проверка - это форма налогового контроля по соблюдению законодательства о налогах и сборах налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами. В Налоговом кодексе названы две формы таких проверок: камеральные и выездные .

Налогоплательщикам известна еще одна форма налоговой проверки - встречная. Такого понятия в НК РФ сейчас нет, но есть обязанность представлять по запросу налоговой инспекции документы, связанные с деятельностью определенного контрагента. Естественно, что эти документы дадут представление и о том налогоплательщике, который их представил, а значит, они тоже несут риск налоговых санкций.

Чтобы налоговые проверки не преподнесли вам неприятных сюрпризов, рекомендуем время от времени устраивать тотальные внутренние проверки, призванные выявить потенциальные налоговые риски и оценить полноту и своевременность сдачи всех отчётностей. Для наших пользователей такая услуга доступна бесплатно.

Камеральную налоговую проверку неоднократно проходят все налогоплательщики - после сдачи каждой декларации, расчета или других документов о налоговых обязательствах. Выездные налоговые проверки проводятся в отношении не всех налогоплательщиков, а выборочно, по одному или нескольким налогам и они могут затрагивать период до трех лет, предшествующих году проверки. Основные отличия этих двух видов налоговых проверок мы привели в таблице.

Камеральная налоговая проверка
(ст. 88 НК РФ)

Выездная налоговая проверка
(ст. 89 НК РФ)

Проводится по каждой сданной декларации, расчету или другому документу, представленному в налоговую инспекцию

Проводится по налогоплательщикам выборочно, за разный период и по разным налогам

Проводится в налоговой инспекции на основании налоговых деклараций и других сданных документов

Проводится на территории налогоплательщика, если же он не может предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, то в налоговой инспекции

Для начала камеральной налоговой проверки не требуется специального решения руководителя налоговой инспекции, о начале проверки налогоплательщику не сообщается

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (или его заместителя) налогового органа, решение доводится до сведения налогоплательщика

Проводится в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации, расчета или документа

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, с правом продления до четырех, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Не допускается проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением оговоренных законом случаев

Если в ходе камеральной налоговой проверки будут обнаружены ошибки, противоречия, расхождения или несоответствие сведений, то налоговый орган направляет налогоплательщику требование представить в пятидневный срок пояснения или внести изменения в налоговую декларацию

В последний день выездной налоговой проверки проверяющие должны вручить налогоплательщику справку о проведенной проверке с указанием ее предмета и сроков проведения

Если пояснения налогоплательщиков не удовлетворяют требованиям налоговых органов, то может быть составлен акт и решение о результатах проведенной камеральной проверки

Акт о проведении выездной налоговой проверке и решение по нему выносится в обязательном порядке, даже если никаких нарушений не выявлено

Сколько «стоит» налоговая проверка?

Любая налоговая проверка - это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.

Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше - 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.

Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.

Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.

Согласно докладу ФНС на 2014-2017 годы запланировано:

  • повысить эффективность работы по противодействию применения схем уклонения от налогообложения, в том числе с использованием офшорных компаний и фирм-однодневок;
  • повысить качество контрольных мероприятий, основанных на проведении аналитически проработанных точечных проверок в высокорискованных сферах деятельности;
  • создать систему контроля за применением контрольно-кассовой техники и полнотой учета выручки, основанной на передаче данных в адрес налоговых органов в электронном виде (об этом уже начатом эксперименте мы писали в статье );
  • повысить эффективность взыскания сумм, доначисленных по результатам налоговых проверок, с принятием всего комплекса мер, включая привлечение к субсидиарной ответственности руководителей (учредителей) организаций, уклоняющихся от уплаты налогов (то есть, по обязательствам юридического лица, в частности, по налоговым, скоро можно будет забыть);
  • повысить качество и результативность проведения камеральных проверок и др.

Как-то не очень убедительно выглядит на фоне такой эффективности работы (имеющейся и планируемой) налоговых органов презумпция добросовестности налогоплательщика, выраженная в статье 3(7) НК РФ: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика». Создается впечатление, что как для врачей нет здоровых людей, а есть не дообследованные, так и для налоговых органов нет добросовестных налогоплательщиков, а есть пока еще не проверенные.

Конечно, не все налогоплательщики представляют для налоговой инспекции одинаковый интерес. Все-таки, административный ресурс ФНС ограничен, и в первую очередь, заниматься они будут крупными предприятиями или уж очень явными нарушителями налогового законодательства. Можно прекрасно проработать многие годы без особых проблем с фискалами, для чего надо тщательно соблюдать правила ведения налогового учета (плюс бухгалтерского - для организаций), оформления документооборота, .

Как проводится камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.

Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.

Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.

Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.

По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.

Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше - в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Как проводится выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка - это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.

Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.

В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:

  • выемка документов и предметов;
  • допрос свидетелей;
  • назначение экспертизы;
  • осмотр;
  • инвентаризация имущества;
  • привлечение специалиста, переводчика.

Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства - одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).

Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.

В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.

Если вы хотите подробно разобраться в том, как проходит выездная налоговая проверка с точки зрения выполнения налоговиками своих должностных обязанностей, то рекомендуем ознакомиться с письмом ФНС от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» .

Критерии риска проведения выездной налоговой проверки

Выездные налоговые проверки проводятся по плану, который является внутренним документом ФНС. В отличие от , который публикуется на сайте Генпрокуратуры, найти такую информацию в свободном доступе невозможно. Для отбора налогоплательщиков, включаемых в план выездных налоговых проверок, была создана специальная Концепция, утвержденная Приказом ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года.

Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность не включения в план выездных налоговых проверок». (Из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок)

В приложении к этому документу приводится 12 основных критериев , рекомендуемых налогоплательщикам для самостоятельной оценки рисков проведения выездных налоговых проверок:

  1. Налоговая нагрузка налогоплательщика ниже ее среднего уровня по виду экономической деятельности или в конкретной отрасли. как соотношение суммы уплаченных налогов и оборота (выручки) налогоплательщика.
  2. В налоговой или бухгалтерской отчетности отражаются убытки на протяжении двух и более лет.
  3. работников ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Такие официальные данные можно найти на сайте Росстата.
  4. Неоднократное приближение к предельному значению величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. Имеются в виду такие показатели как: приближение к максимальному уровню доходов на УСН (в 2017 году - 150 млн. рублей); площадь торгового зала в 150 кв. м для ЕНВД; количество работников на спецрежиме (100 человек для УСН и ЕНВД или 15 человек для ПСН) и др.
  5. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Этот критерий риска относится к ИП на общей системе налогообложения. Рисковым считается значение совершенных расходов в 83% и более от доходов.
  6. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) - для организаций на ОСНО.
  7. Доля вычетов по от суммы начисленного налога превышает 89% за период 12 месяцев.
  8. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Как видите, рискованно не отвечать на запросы налоговой инспекции по результатам камеральной проверки деклараций.
  9. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Под деловой целью подразумевается, что любая деятельность налогоплательщика должна быть направлена на получение прибыли.
  10. Неоднократное, более двух раз, снятие и постановка на учет в налоговых органах организации в связи с изменением юридического адреса (так называемая миграция между налоговыми инспекциями).
  11. Значительное (на 10% и более)отклонение уровня рентабельности по данным бухучета от среднего уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Подозрительным, с точки зрения налоговых органов, являются отношения с партнерами - . Критерием риска, в том числе, является отсутствие: личных контактов руководства или уполномоченных должностных лиц при обсуждении условий поставок и подписании договоров; информации о фактическом местонахождении контрагента и его площадей; документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента или его представителя; информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ и др.

Резюме по налоговым проверкам

Налоговые проверки - неотъемлемая часть ведения предпринимательской деятельности, и как налогоплательщик, вы всегда будете находиться под контролем налоговых органов. Несмотря на то, что проверки, особенно выездные, могут иметь серьезные неблагоприятные последствия для вас, существует возможность значительно снизить их риск:

  • и, по возможности, без ошибок сдавайте налоговую и бухгалтерскую (для организаций) отчетность.
  • В полном объеме и в нужные сроки выплачивайте налоги и авансовые платежи.
  • Не избегайте общения с налоговыми органами, если уж у них появились к вам претензии, надо в максимально быстрый срок дать свои объяснения. Неконструктивным поведением будет игнорирование исходящей от ФНС корреспонденции, попытки уклониться от вручения актов или решений. Письма от ФНС считаются врученными на шестой день после их отправления, поэтому ваши доводы о том, что вы не получали корреспонденцию, вряд ли будут приняты.
  • Ведите и храните все документы, относящиеся к предпринимательской деятельности, особенно те, которые подтверждают расходы.
  • Если вы не являетесь специалистом в области учета, то позаботьтесь о получении .
  • Оцените свою деятельность с точки зрения критериев риска, указанных в Концепции.
  • Соблюдайте .
  • В случае рисков серьезных сумм доначислений при проведении налоговых проверок рекомендуем обращаться к узким специалистам - налоговым юристам и консультантам, аутсорсерам качественных бухгалтерских услуг.

Камеральные и выездные налоговые проверки подчиняются разным требованиям, которые нужно различать для разрешения вопроса о законности их проведения и выстраивания линии защиты. В нашей статье читайте об особенностях нормативного регулирования и практики, по которым можно определить, законны ли действия проверяющих в каждом случае.

Правовое регулирование. Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ

Налоговым органам предоставлено право на осуществление контрольных мероприятий, в том числе на проведение проверок. Ст. 87 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) разрешает проведение камеральных и выездных налоговых проверок (далее — КНП и ВНП) в отношении плательщиков налогов и сборов, налоговых агентов.

При назначении камеральных и выездных налоговых проверок руководствуются:

  • гл. 14 НК РФ;
  • приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, утв. Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок и параметры оценки деятельности налогоплательщика (далее — Концепция);
  • письмом ФНС РФ от 25.07.2013 № АС-4-2/13622, дающим общие рекомендации по порядку проведения ВНП;
  • письмом ФНС РФ от 16.07.2013 № АС-4-2/12705, разъясняющим процедуру КНП;
  • письмом ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12837, касающимся вопросов осуществления контрольных мероприятий во время налоговых проверок;
  • приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@, установившим формы документов, используемых в процессе проведения мероприятий контроля, и др. нормативными актами.

Какие еще бывают налоговые проверки

По объему изучаемой информации налоговая проверка может быть комплексной (анализируются данные по всем налогам за определенный период) и тематической (контролируется порядок уплаты одного налога). Если КПН проводится отдельно по каждой сданной декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ), то ВНП может быть назначена по нескольким налогам одновременно (п. 3 ст. 89 НК РФ).

По порядку назначения проверки можно разделить на плановые и внеплановые. КНП проводятся регулярно, вне зависимости от наличия критериев риска в деятельности плательщика. Включение налогоплательщика в план проведения ВНП связано с показателями представленной отчетности и иных собранных документов. В соответствии с п. 11 ст. 89 НК РФ в случае реорганизации или ликвидации юридического лица необходимо проведение внеплановой ВНП.

ВАЖНО! Деятельность органов ФНС не подпадает под сферу действия закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, поэтому информация о будущих контрольных мероприятиях отсутствует в открытом доступе и не доводится до налогоплательщика в начале года путем размещения на сайтах ведомств.

Еще одним видом налоговых проверок по НК РФ является повторная ВНП, проводимая для контроля за деятельностью нижестоящих инспекций или при подаче уточненной декларации, уменьшающей сумму подлежащего к уплате налога.

По каким критериям различаются КНП и ВНП

Основные различия между камеральными и выездными налоговыми проверками, помимо сроков и места проведения контрольных мероприятий состоят в объеме представленных сотрудникам ФНС полномочий:

Во время ВНП у проверяющих лиц есть возможность воспользоваться альтернативными источниками и способами получения информации. Например, данные об имуществе предприятия могут быть подтверждены результатами инвентаризации и осмотра помещений и документов.

Перечень информации, который может быть истребован при КНП, указан в ст. 88 НК РФ. По общему правилу представляется только декларация. При выявлении несоответствий налогоплательщик дополнительно подтверждает правомерность заявленных вычетов и льгот, правильность расчетов пояснениями, приложениями к декларации и документами по его усмотрению (пп. 3, 4, 7 ст. 88 НК РФ).

При ВНП могут изучаться:

  • налоговая отчетность;
  • учредительные документы;
  • договоры, лицензии, приказы;
  • регистры бухгалтерского учета, первичные учетные документы и т. д.

Список не является закрытым (п. 5.1 письма ФНС РФ от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Проведение ВНП может быть приостановлено на время получения ответов от третьих лиц, проведения экспертизы, осуществления перевода документов. На течение КНП сроки представления запрошенной информации и необходимость проведения дополнительных мероприятий и привлечения специалистов не влияют.

Ниже приведена таблица сравнения камеральной и выездной налоговых проверок.

Сравнительная таблица КНП и ВНП

Критерий сравнения

Основание назначения

Представление налоговой декларации (расчета)

Решение руководителя ИФНС

Информирование налогоплательщика

Место проведения

Территория налогового органа

Территория налогоплательщика

Срок проведения

3 месяца с момента представления декларации (расчета)

2 месяца с момента принятия решения о проведении проверки

Продление срока

Общий срок может быть увеличен до 4 месяцев, в исключительных случаях — до 6 месяцев

Приостановление

До 6 месяцев (в исключительных случаях — до 9 месяцев)

Полномочия проверяющих

Осмотр (в исключительных случаях).

Истребование документов

Истребование документов.

Выемка документов и предметов.

Инвентаризация имущества.

Привлечение эксперта, специалиста

Предмет контроля

Соответствие текущей декларации (расчета) требованиям законодательства и информации, имеющейся у налогового органа

Полнота и своевременность уплаты налогов и сборов за период не более 3 лет до года назначения проверки

Ограничение по количеству

По количеству деклараций (расчетов)

Не более 1 по аналогичному налогу и периоду.

Всего не более 2 за год

Последствия нарушения сроков различаются. Так, при проведении КНП акт может быть составлен за пределами 3-месячного срока. Подробнее об этом — в статье на сайте Срок проведения камеральной налоговой проверки . При нарушении сроков во время ВНП ее результаты могут быть спорными (см. пп. 27, 31 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 30.07.2013 № 57).

Являются ли результаты КНП обязательными для следующих мероприятий контроля

КНП и ВНП являются видами налоговых проверок, при этом КНП может предшествовать ВНП. Если при проведении КНП получение какой-либо информации затруднено либо невозможно и существуют основания заподозрить налогоплательщика в уклонении от уплаты налогов, информация передается в отдел планирования для решения вопроса о назначении ВНП (п. 13 письма ФНС РФ от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Проведение контрольных мероприятий в отношении ранее изученных в ходе КНП деклараций (периодов и налогов) не может считаться назначением повторных проверок. ВНП является углубленной формой налогового контроля. В определении КС РФ от 20.12.2016 № 2672-О пересмотр результатов КНП при последующей выездной проверке не ущемляет права налогоплательщика, а гарантирует соблюдение баланса публичных и частных интересов.

Даже если лицо удачно оспорило в суде результаты КНП и было освобождено от доначислений, но при проведении ВНП были обнаружены ранее не выявленные нарушения, при рассмотрении результатов ВНП суд может поддержать налоговый орган, сославшись на новые доказательства (определение КС РФ от 10.03.2016 № 571-О). Если проверяющие используют законный механизм ВНП исключительно с целью исправления собственных ошибок, допущенных при КНП, суд может встать на сторону налогоплательщика (постановление ФАС ЗСО от 29.11.2012 по делу № А46-17546/2012) .

Встречные проверки налоговых органов

Встречные проверки к видам проверок не относятся. Под этим определением скрывается право требовать представления документов о налогоплательщике или конкретной сделке у контрагентов в порядке ст. 93.1 НК РФ.

Проводящее проверку уполномоченное лицо обращается к налоговому органу по месту учета контрагента с поручением об истребовании документов. Запрошенная информация представляется налогоплательщиком в свою инспекцию на основании копии поручения и выставленного на его основе требования.

НК РФ не содержит закрытого перечня документов, которые могут быть истребованы при проведении контрольных мероприятий. Проверяемому лицу необходимо самостоятельно анализировать объем запрошенных данных на предмет их соответствия поручению и требованию.

Документы представляются в срок не позднее 5 рабочих дней (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). В случае отсутствия информации либо необходимости в большем времени на изготовление копий документов налогоплательщику необходимо известить об этом налоговый орган под угрозой применения ответственности по ст. 126 НК РФ.

Поскольку встречка является одним из способов контроля, количество запросов о деятельности контрагентов ничем не ограничено.

Особенности проверок обособленных подразделений юридических лиц

КНП и ВНП могут быть проведены в отношении поставленных на учет обособленных подразделений юридических лиц (филиалов и представительств), представляющих декларации (расчеты) и уплачивающих налоги по месту своего нахождения.

В случае если деятельность филиала (представительства) исследуется в рамках ВНП совместно с деятельностью головной организации, контрольные мероприятия проводит налоговый орган по месту нахождения организации с привлечением к участию сотрудников инспекции по месту нахождения подразделения. Орган ФНС вправе провести по месту нахождения филиала (представительства) самостоятельную ВНП. В таком случае ее срок не может превышать 1 месяца.

ВАЖНО! Количество отдельных ВНП филиалов (представительств) не учитывается при подсчете общего числа проверок, проведенных в отношении лица (п. 5 ст. 89 НК РФ).

Итоги КНП и ВНП

При отсутствии претензий со стороны налогового органа КНП закончится без извещения плательщика, за исключением случая возмещения НДС по результатам камеральной проверки декларации. ВНП окончится составлением акта.

Критерий сравнения

Информирование налогоплательщика об окончании

Нет, исключение — проверка декларации при возмещении НДС

Да, составление справки о проведенной проверке в день ее окончания

Составление итогового акта

Нет, исключение — выявление нарушений не позднее 10 дней с момента окончания проверки

Да, не позднее 2 месяцев с момента окончания проверки

Вынесение решения

В течение 10 дней с момента окончания 30-дневного срока на представление возражений

В случае выявления нарушений КНП и ВНП имеют сходные негативные последствия для лица. Порядок вынесения решения, обжалования одинаков и предусмотрен ст. 101 НК РФ. О том, как и зачем оспорить акт налоговой проверки читайте в статье Возражение на акт камеральной налоговой проверки - образец . Налоговый орган вправе применить обеспечительные меры (наложить запрет на отчуждение имущества, приостановить операции по счетам в банке) до вступления решения в законную силу.

Может ли плательщик налогов повлиять на назначение КНП и ВНП

ВНП назначается при отнесении деятельности предприятия, финансовых и налоговых показателей к группам риска в соответствии с Концепцией. Налогоплательщик может сам сравнить данные отчетности с общедоступными критериями, по которым проводится составление плана. Высок риск назначения ВНП при истечении 3-годичного периода существования предприятия, работе с недобросовестными контрагентами, отказе в представлении запрошенных документов.

Не стоит забывать, что значительную часть информации налоговые органы получают по межведомственным запросам. Эти данные также будут учитываться при назначении проверки.

Итак, КНП и ВНП отличаются как содержательно, так и по требованиям, предъявляемым к оформлению самой проверки и ее результатов. Главное отличие КНП от ВНП в том, что она проводится по каждой декларации без решения о ее назначении. Удачное прохождение КНП не гарантирует отсутствие претензий со стороны налоговых органов при проведении ВНП.

Камеральные и выездные налоговые проверки. Спорные вопросы проведения (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 04.07.2014

Правомерность проведения налоговым органом одновременно выездной и камеральной налоговых проверок

НК РФ предусматривает право налоговых органов в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов проводить две формы налоговых проверок - камеральную и выездную. Однако нормами НК РФ прямо не урегулирован вопрос о том, правомерно ли проводить одновременно в отношении налогоплательщика по одному и тому же налогу и за один и тот же налоговый период камеральную и выездную налоговые проверки.
В рамках статьи мы проанализируем соответствующие нормы НК РФ, приведем позицию официальных органов по рассматриваемой проблеме, а также обратимся к примерам из судебной практики.
В пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ регламентировано, что налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.
На основании п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов камеральные и выездные налоговые проверки.
Так, в п. 1 ст. 89 НК РФ установлено, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В силу п. 5 ст. 89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Согласно абз. 3 п. 5 ст. 89 НК РФ при определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.
На основании п. 10 ст. 89 НК РФ повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.
В п. 2 ст. 87 НК РФ также установлено, что целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, нормы НК РФ, регулирующие порядок проведения камеральной и выездной налоговых проверок, не дают прямого ответа на вопрос о правомерности (неправомерности) проведения одновременно в отношении налогоплательщика по одному и тому же налогу, а также за один и тот же налоговый период упомянутых двух форм налоговых проверок.
Одновременно необходимо обратить внимание, что данные нормы не устанавливают и прямого запрета на их одновременное проведение.
Обратимся к разъяснениям ФНС России по рассматриваемой проблеме.
В Письме ФНС России от 13.03.2014 N ЕД-4-2/4529 был рассмотрен вопрос о порядке проведения камеральной и выездной налоговых проверок в одно время, по одному налогу и за один налоговый период. ФНС России из анализа соответствующих норм НК РФ сделала вывод, что камеральная налоговая проверка по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ является формой текущего документального контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В отличие от выездной налоговой проверки она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими норм законодательства о налогах и сборах.
Также в указанном Письме ФНС России приходит к следующему выводу: законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на проведение одновременно как выездной, так и камеральной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Статья 89 НК РФ ограничивает лишь проведение двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Камеральная и выездная налоговая проверка являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля.
Кроме того, поскольку указанные проверки представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля, то невыявление налоговым органом в рамках проведения выездной налоговой проверки неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказывания данных фактов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля.
В Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, которым была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, указывается, что основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, предупреждение налоговых правонарушений.
Таким образом, из анализа приведенных норм НК РФ и разъяснений ФНС России можно сделать вывод, что, поскольку камеральная и выездная налоговые проверки являются самостоятельными видами, их проведение не поставлено в зависимость друг от друга. Соответственно, является правомерным проведение одновременно в отношении налогоплательщика по одному и тому же налогу и за один и тот же налоговый период камеральной и выездной налоговой проверки.
Ранее уже сложилась судебная практика, которая признает камеральную и выездную проверки самостоятельными формами, не зависящими друг от друга, что также приводит к выводу о правомерности их одновременного проведения.
Так, в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 20.12.2012 N А29-5843/2012 указывается, что камеральная и выездная налоговые проверки являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля, положения НК РФ не исключают возможности выявления в рамках выездной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком нарушений законодательства о налогах и сборах.
Также в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.06.2011 N А33-13813/2010 разъясняется, что из положений ст. ст. 87 - 89 НК РФ следует, что выездная и камеральная проверки представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля. При этом выездная проверка, в отличие от камеральной, в ходе которой проверяется одна декларация, носит комплексный характер и позволяет провести системный анализ деятельности налогоплательщика в целом.
В Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2012 N А75-2141/2012 указывается, что на основании абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 88, п. 1 ст. 89 НК РФ камеральная и выездная проверки являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля. Аналогичные выводы изложены в Постановлениях Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2013 N А21-1862/2013, ФАС Северо-Кавказского округа от 09.09.2013 N А63-12167/2012.

Актуальные вопросы привлечения налогоплательщика к ответственности

Таким образом, налоговый орган вправе проводить одновременно в отношении налогоплательщика две формы налоговых проверок по одному налогу и за один и тот же налоговый период. При этом может сложиться ситуация, когда по результатам и камеральной, и выездной проверок налоговый орган примет решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. Какое из решений в такой ситуации необходимо исполнить налогоплательщику - принятое по результатам камеральной налоговой проверки или по результатам выездной налоговой проверки?
Так, в соответствии с пп. 1 п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Таким образом, нормы НК РФ, регулирующие вопросы привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, прямо не дают ответа на рассматриваемый вопрос.
Рассмотрим разъяснения ФНС России по данной проблеме.
Так, в Письме ФНС России от 13.03.2014 N ЕД-4-2/4529 разъясняется, что исходя из норм НК РФ решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения является итоговым документом по результатам налоговой проверки, составленным налоговым органом, который не предусматривает подтверждения правильности исчисления налогов.
Также в данном Письме поясняется, что налогоплательщику в случае вынесения решений по результатам проведенных в одно время, по одному налогу и за один налоговый период камеральной и выездной налоговых проверок необходимо исполнить оба вступивших в силу решения, а в случае несогласия с принятым решением налогового органа налогоплательщик имеет право обжаловать его в вышестоящий налоговый орган путем подачи жалобы в порядке, установленном ст. 139.1 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 139.1 НК РФ апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
На основании п. 2 ст. 139.1 НК РФ апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.
В силу п. 4 ст. 139.1 НК РФ не могут быть обжалованы в апелляционном порядке решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Также в силу п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях.
Таким образом, если в отношении налогоплательщика были одновременно проведены камеральная и выездная налоговые проверки (по одному налогу и за один и тот же налоговый период), а также по результатам обеих проверок налогоплательщик решением налогового органа привлечен к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, то он обязан исполнить оба решения.
При этом у налогоплательщика есть право обжалования обоих решений в порядке ст. 139.1 НК РФ.

Камеральная проверка всегда проходит после сдачи деклараций – такое право контролерам дает статья 88 Налогового кодекса. Инспекторы должны провести ее в течение трех месяцев
со дня сдачи организацией отчетной декларации. В ходе ревизии автоматизированная система связывает между собой показатели декларации и составляет протокол ошибок.
Если в отчетности обнаружены неточности, то у фирмы будут запрошены соответствующие пояснения. Если таковые будут получены, и они удовлетворят налоговиков, то проверка
для предприятия на этом будет завершена. Если же организация объяснений не представит
или они будут для инспекторов не убедительны, то согласно статье 100 Налогового кодекса будет составлен соответствующий акт.

Но наиболее эффективным способом выявления налоговых правонарушений, чреватых крупными доначислениями и штрафами, является выездная ревизия. В ходе такого мероприятия инспекторы проверяют, как фирма рассчитывает и оплачивает налоги.

На практике выездные проверки похожи на «абордаж» бизнеса, 99 процентов таких ревизий заканчиваются изъятием денег в форме доначислений, пеней и штрафов. Откуда такие «успешные» цифры? Перед тем, как выходить на ревизию к конкретному предпринимателю, налоговики проделывают в отношении него сложную аналитическую работу, и если, по их мнению, коммерсанту можно начислить крупную недоимку, то в этом случае на его предприятие высаживается «налоговый десант». Проверяя компанию, инспекторы будут фокусировать свое внимание на начислениях и платежах за три года, не считая текущего. Такие мероприятия проходят на территории организации, и в настоящее время длятся до полугода.

При отборе кандидатов на выездную проверку ИФНС проводят преданализ в соответствии с Концепцией планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@. Именно такой преданализ определяет целесообразность ревизии и ее наиболее «денежно-результативное» направление. Информационная база, которую используют проверяющие, весьма обширна. Обычно организация не представляет себе тот масштаб данных, который собран на нее ревизорами. Статистика говорит, что в первую очередь в 2016 году инспекция искала кандидатов на выездную проверку среди компаний, которые:

  • игнорировали требования инспекции предоставить пояснения по НДС;
  • в ответ на любые запросы налоговиков компании сообщали, что это ошибка у контрагента;
  • сдавали много уточненных деклараций по НДС;
  • после корректировки НДС не уточнили свои декларации по прибыли.

Но спешим успокоить: не все перечисленные компании попадут под выездную проверку. Сегодня инспекторов в регионах интересуют налогоплательщики, с которых можно получить
не менее 5–10 млн рублей недоимки. В Москве ИФНС в основном интересуются предприятиями
с большими оборотами – от 500 млн рублей в год, доначисления в бюджет с которых могут составить 50 млн рублей и более.

Основные правила, которыми руководствуются контролеры, когда выходят на выездную проверку, установлены письмами ФНС от 17 июля 2013 года № АС-42/12837@ и от 25 июля 2013 года № АС-42/13622@. В этих документах содержится перечень анализируемых и оцениваемых данных, сделан акцент на информацию, которую нужно искать, а также указаны вопросы, на которые проверяющим следует обратить особое внимание. В частности, инспекторов будет интересовать выявление схем уклонения от уплаты налогов и наличия
у организаций взаимоотношений с фирмами-однодневками.

В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса, по результатам выездных мероприятий инспекторы оформляют специальную справку, в документе будет указан предмет ревизии и сроки ее проведения. Стоит отметить, что составление справки – не формальность, ее наличие ставит точку в сборе информации об организации. После ее оформления инспекторы не смогут допрашивать сотрудников или требовать предоставить еще какие-либо документы. В течение двух месяцев после завершения проверки ревизоры должны обработать имеющуюся у них информацию и составить акт с указанием правонарушений, сумм доначислений и пеней
(ст. 100 НК РФ).

Новое на сайте

>

Самое популярное