Домой ОТП банк Басня бедный богач. Басня бедный богач - крылов иван андреевич

Басня бедный богач. Басня бедный богач - крылов иван андреевич


Когда душа во власти денег…

( по басням И. А. Крылова)

Содержание.

    О вечных спутниках человека.

    Народная мудрость гласит.

    И. А. Крылов - русский баснописец, писатель и драматург 19 века.

    Отношение героев басен Крылова к деньгам и богатству. Анализ басен:

    «Скупой и курица»,

    «Фортуна и нищий»,

    «Бедный богач»,

    «Откупщик и сапожник»

    Вывод по басням Крылова.

Любовь, дружба, взаимоуважение, взаимовыручка, понимание – это вечные спутники в жизни человека, без которых наша жизнь немыслима. Но порой в современном мире высоко ставятся не эти ценности, а деньги, богатство… Есть деньги, значит будешь обладать многими ценностями. Если захочешь, славой, властью, которые так могут вскружить голову, что человек может возомнить себя всемогущим, даже способным купить любовь и дружбу. В нашем мире нет, наверное, людей, которые бы не нуждались в деньгах. Потому что чтобы хорошо жить в современном мире, надо за всё платить. Деньги решают многое. Как же относились к деньгам в старину? Деньги, конечно же, ценились, но чаще выше них ставились хорошие человеческие отношения и спокойная жизнь. Русский народ всегда неоднозначно относился к деньгам и богатству. Об этом свидетельствуют пословицы:

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Без денег сон крепче. Были бы деньги, а дыр-то много. Даровой рубль дёшев, нажитый дорог. Денежки в кармане - все друзья с нами. Лишняя денежка карману не в тягость. Денежка не Бог, а бережёт. Денежка дорожку прокладывает. Деньга деньгу родит. Деньги счёт любят.

Так как же быть? Без гроша в кармане спать крепким сном или с богатым карманом, чтоб друзья были с нами? Какое место деньги должны занимать в жизни человека? Как правильно относиться к деньгам? Деньги и богатство – это символ благополучия и счастья или причина для страдания и одиночества? На эти вопросы поищем ответы в произведениях русского баснописца, писателя и драматурга 19-го века Ивана Андреевича Крылова. Имя Ивана Андреевича Крылова широко известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Нет в нашей стране ребенка, который бы не читал и не заучивал наизусть такие басни Крылова, как «Волк на псарне», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Слон и Моська»... С большим интересом читают их и взрослые. Строки из многих басен Крылова давно разошлись на цитаты и стали крылатыми, потому что в них заключена мораль и народная мудрость. Именно поэтому никогда и не постареют басни дедушки Крылова. Крылов-сатирик в своих баснях высмеивает и разоблачает человеческие пороки, то есть нравственные и духовные недостатки: лень, ложь, зависть, невежество, глупость, взяточничество. Сатирически изображает жизнь духовно больных людей. Изображать и в то же время высмеивать человеческие пороки Крылову помогают различные тропы и стилистические фигуры, как гипербола, гротеск, ирония, аллегория и другие. Они помогают нам живо представить изображаемую картину. И.А.Крылов написал немало басен, в которых показывает людей, больных жадностью и скупостью. Героям этих басен недостаточно появившихся у них денег, они жаждут дальнейшего обогащения. Но сами ничего не делают. Но к чему это их приведёт? Басня Крылова «Скупой и курица». Жил человек, ничем он не занимался: не знал ни промысла, ни ремесла. Он имел курицу, которая яйца несла, но не простые, а золотые. Однако скупой зарезал эту курицу, желая из неё достать клад. Внутри курицы оказались… простые потроха. Скупому человеку было мало богатства, что у него есть. Крылов в этой басне обличает человека, который оказывается во власти денег и перестаёт здраво мыслить, страдает из-за своей жадности.

Мораль этой басни в самом начале:

Скупой теряет всё, желая всё достать.

Следующая басня – «Фортуна и нищий». В этой басне изображается хозяин дома, который разбогател на торговле. Но, пожелав большего, он отправил свои корабли в море за новым богатством. Однако его корабли разбила буря, и все сокровища утонули: «Теперь они на дне, и видел он себя богатым, как во сне…»

Другой герой басни набрал денег взаймы, разбогател, но не сумел рассчитаться с долгами и вовсе разорился.

И следующий герой – Нищий – нищим так и остался, желая всё больше набить свою ветхую суму червонцами Фортуны. Эх, не внял мой бедный Нищий слов Фортуны. Он остаётся один с разорванной сумой.

Мораль басни:

Без пути алкая И нового богатства добывая, Лишаются нередко своего Всего. Крылов этой басней предупреждает людей о том, что безмерная жажда к наживе не приводит к добру.

О том, как человек оказывается во власти денег и как жажда наживы влияет на его душевное и физическое состояние, повествуется и в басне «Бедный богач».

Речь идёт об одном бедняке, который хотел разбогатеть с помощью кошелька, полученного то ли от колдуна, то ли от беса. Бедняк рассуждал, что если бы он был богат, то делал бы другим только добро. Но вот у него появляется волшебный кошелёк, в котором деньги не иссякали. Вот счастье-то: нынче сам бедняк заживёт в достатке, и другим станет помогать, как мечтал раньше. Но нет! Наш бедняг вдруг стал скупым и жадным. Захотел всё больше и больше денег. Деньги из кошелька доставал, но не тратил, а только копил. Сам весь пожелтел, как золото, есть и пить перестал, стал слабый и хилый. Так и умер бедный богач, не сходя с лавки, досчитывая свой девятый миллион.

Мораль басни:

Ну стоит ли богатым быть,

Чтоб вкусно никогда ни съесть, ни спить

И только деньги лишь копить?

И этому герою деньги не то чтобы принесли счастья, а вовсе погубили.

Басня «Откупщик и сапожник». Жили-были два соседа: богатый откупщик и сапожник-бедняк. Откупщик так боялся разорения, что даже сон потерял. Но в этом он винит своего соседа, бедного сапожника, который с утра до ночи работает, «без умолку поёт и богачу заснуть никак он не даёт…» И тогда богач предлагает сапожнику мешок денег. Тот берёт их. Начать бы с мешком денег новую счастливую жизнь! Но что за напасть? Сон теряет и сапожник, боясь за эти деньги, вздрагивает от каждого шороха. Вскоре он одумался и вернул соседу мешок с деньгами. Ведь раньше он был хоть и беден, но спал спокойно. Напоследок сапожник говорит:

«Живи ты при своём богатстве:

А мне, за песни и за сон, Не надобен ни миллион».

Неожиданное получение несметного богатства изображено в рассмотренных баснях. Крылов показал, как деньги влияют на нравственность, на душевное и на физическое состояние человека. Для Крылова счастье не в личном обогащении. Мы видим, что ни одному из героев деньги не принесли даже самой простой удачи. Одни разорились, другие сон потеряли, а третий и вовсе умер, зачахнув в своих богатствах.

Почему же для них деньги стали символом неудачи и разрухи, а не символом процветания и благополучия? Давайте вспомним, каким образом герои становятся богачами? Они честным трудом заработали этих денег? Нет! Деньги сами по себе появились. Герои, никакого труда не приложив, чтобы как-то улучшить своё состояние, хотят всё больше богатства. Оказавшись во власти денег, они теряют чувство меры, скупость и жадность съедают их. Вспоминается бабка у разбитого корыта (А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»), которой хочется всё больше и больше, но в итоге бабка остаётся ни с чем… Нам, как и Крылову, хочется осуждать и смеяться над героями, для которых высшая ценность – это деньги. Но, помимо осуждения, они нуждаются и в жалости. Жаль бедняка из басни «Бедный богач». Что он видел в своей жизни? Бедствовал всю жизнь. Он выглядит жалким даже тогда, когда разбогател. Ведь чужды ему даже простые человеческие радости! Мы рады за сапожника из басни «Откупщик и сапожник» . Он, в отличие от бедняка из вышеуказанной басни, смекнул, что счастье не в деньгах. Счастье вернулось к сапожнику, когда он отдал откупщику его золото. Для меня слово «деньги» ассоциируется со словом «труд». Человек более уважительно относится к тем деньгам, которые он сам заработал честным трудом. Смешно мечтать о каких-то богатствах, о кладах, о сундуках с золотом. Уверена, что деньги должны помогать людям жить, создавать хорошее настроение, а не убивать в них всё человеческое, они должны зависеть от человека, а не человек от них. Деньги решают многое, но не всё. Любовь, дружба, честь, достоинство – это высшие человеческие ценности, их нельзя купить!

Ну стоит ли богатым быть,

Чтоб вкусно никогда ни съесть, ни спить

И только деньги лишь копить?

Да и на что? Умрем, ведь все оставим.

Мы только лишь себя и мучим и бесславим.

Нет, если б мне далось богатство на удел,

Не только бы рубля, я б тысяч не жалел,

Чтоб жить роскошно, пышно,

И о моих пирах далеко б было слышно;

Я даже делал бы добро другим,

А богачей скупых на муку жизнь похожа". -

Так рассуждал Бедняк с собой самим,

В лачужке низменной, на голой лавке лежа;

Как вдруг к нему сквозь щелочку пролез,

Кто говорит - колдун, кто говорит - что бес,

Последнее едва ли не вернее:

Из дела будет то виднее.

Предстал - и начал так: "Ты хочешь быть богат,

Я слышал, для чего; служить я другу рад.

Вот кошелек тебе: червонец в нем, не боле;

Но вынешь лишь один, уж там готов другой.

Итак, приятель мой,

Разбогатеть теперь в твоей лишь воле.

Возьми ж - и из него без счету вынимай,

Доколе будешь ты доволен;

Но только знай:

Истратить одного червонца ты не волен,

Пока в реку не бросишь кошелька".

Сказал - и с кошельком оставил Бедняка.

Бедняк от радости едва не помешался;

Но лишь опомнился, за кошелек принялся.

И что ж? - Чуть верится ему, что то не сой:

Едва червонец вынет он,

Уж в кошельке другой червонец шевелится.

"Ах, пусть лишь до утра мне счастие продлится! -

Бедняк мой говорит. -

Червонцев я себе повытаскаю груду;

Так завтра же богат я буду -

И заживу, как сибарит".

Однако ж поутру он думает другое.

"То правда, - говорит, - теперь я стал богат;

Да кто ж добру не рад!

И почему бы мне не быть богаче вдвое?

Неужто лень

Над кошельком еще провесть хоть день!

Вот на дом у меня, на экипаж, на дачу;

Но если накупить могу я деревень,

Не глупо ли, когда случай к тому утрачу?

Так, удержу чудесный кошелек:

Уж так и быть, еще я поговею

Один денек,

А, впрочем, ведь пожить всегда успею".

Но что ж? Проходит день, неделя, месяц, год -

Бедняк мой потерял давно в червонцах счет;

Меж тем он скудно ест и скудно пьет;

Но чуть лишь день, а он опять за ту ж работу.

День кончится, и, по его расчету,

Ему всегда чего-нибудь недостает.

Лишь кошелек нести сберется,

То сердце у него сожмется;

Придет к реке, - воротится опять.

"Как можно, - говорит, - от кошелька отстать,

Когда мне золото рекою с_а_мо льется?"

И, наконец, Бедняк мой поседел,

Бедняк мой похудел;

Как золото его, Бедняк мой пожелтел.

Уж и о пышности он боле не смекает:

Он стал и слаб и хил; здоровье и покой -

Утратил всё; но всё дрожащею рукой

Из кошелька червонцы вон таскает.

Таскал, таскал... и чем же кончил он?

На лавке, где своим богатством любовался,

На той же лавке он скончался,

Досчитывая свой девятый миллион.

Ну стоит ли богатым быть,

Чтоб вкусно никогда ни съесть, ни спить

И только деньги лишь копить?

Да и на что? Умрем, ведь все оставим.

Мы только лишь себя и мучим и бесславим.

Нет, если б мне далось богатство на удел,

Не только бы рубля, я б тысяч не жалел,

Чтоб жить роскошно, пышно,

И о моих пирах далеко б было слышно;

Я даже делал бы добро другим,

А богачей скупых на муку жизнь похожа". —

Так рассуждал Бедняк с собой самим,

В лачужке низменной, на голой лавке лежа;

Как вдруг к нему сквозь щелочку пролез,

Кто говорит — колдун, кто говорит — что бес,

Последнее едва ли не вернее:

Из дела будет то виднее.

Предстал — и начал так: «Ты хочешь быть богат,

Я слышал, для чего; служить я другу рад.

Вот кошелек тебе: червонец в нем, не боле;

Но вынешь лишь один, уж там готов другой.

Итак, приятель мой,

Разбогатеть теперь в твоей лишь воле.

Возьми ж — и из него без счету вынимай,

Доколе будешь ты доволен;

Но только знай:

Истратить одного червонца ты не волен,

Пока в реку не бросишь кошелька».

Сказал — и с кошельком оставил Бедняка.

Бедняк от радости едва не помешался;

Но лишь опомнился, за кошелек принялся.

И что ж? — Чуть верится ему, что то не сой:

Едва червонец вынет он,

Уж в кошельке другой червонец шевелится.

«Ах, пусть лишь до утра мне счастие продлится! —

Бедняк мой говорит. —

Червонцев я себе повытаскаю груду;

Так завтра же богат я буду —

И заживу, как сибарит».

Однако ж поутру он думает другое.

«То правда, — говорит, — теперь я стал богат;

Да кто ж добру не рад!

И почему бы мне не быть богаче вдвое?

Неужто лень

Над кошельком еще провесть хоть день!

Вот на дом у меня, на экипаж, на дачу;

Но если накупить могу я деревень,

Не глупо ли, когда случай к тому утрачу?

Так, удержу чудесный кошелек:

Уж так и быть, еще я поговею

Один денек,

А, впрочем, ведь пожить всегда успею».

Но что ж? Проходит день, неделя, месяц, год —

Бедняк мой потерял давно в червонцах счет;

Меж тем он скудно ест и скудно пьет;

Но чуть лишь день, а он опять за ту ж работу.

День кончится, и, по его расчету,

Ему всегда чего-нибудь недостает.

Лишь кошелек нести сберется,

То сердце у него сожмется;

Придет к реке, — воротится опять.

«Как можно, — говорит, — от кошелька отстать,

Когда мне золото рекою с_а_мо льется?»

И, наконец, Бедняк мой поседел,

Бедняк мой похудел;

Как золото его, Бедняк мой пожелтел.

Уж и о пышности он боле не смекает:

Он стал и слаб и хил; здоровье и покой —

Утратил всё; но всё дрожащею рукой

Из кошелька червонцы вон таскает.

Таскал, таскал... и чем же кончил он?

На лавке, где своим богатством любовался,

На той же лавке он скончался,

Досчитывая свой девятый миллион.

Ну стоит ли богатым быть,
Чтоб вкусно никогда ни съесть, ни спить
И только деньги лишь копить?
Да и на что? Умрём, ведь всё оставим.
Мы только лишь себя и мучим и бесславим.

Нет, если б мне далось богатство на удел,
Не только бы рубля, я б тысяч не жалел,
Чтоб жить роскошно, пышно,
И о моих пирах далёко б было слышно;
Я даже делал бы добро другим,
А богачей скупых на муку жизнь похожа. –
Так рассуждал Бедняк с собой самим,
В лачужке низменной, на голой лавке лёжа;
Как вдруг к нему сквозь щёлочку пролез,
Кто говорит – колдун, кто говорит – что бес,
Последнее едва ли не вернее:
Из дела будет то виднее.

Предстал – и начал так: «Ты хочешь быть богат,
Я слышал, для чего; служить я другу рад.
Вот кошелёк тебе: червонец в нём, не боле;
Но вынешь лишь один, уж там готов другой.
Итак, приятель мой,
Разбогатеть теперь в твоей лишь воле.
Возьми ж – и из него без счёту вынимай,
Доколе будешь ты доволен;
Но только знай:
Истратить одного червонца ты не волен,
Пока в реку не бросишь кошелька».
Сказал – и с кошельком оставил Бедняка.
Бедняк от радости едва не помешался;
Но лишь опомнился, за кошелёк принялся.

И чтó ж? – Чуть верится ему, что то не сон:
Едва червонец вынет он,
Уж в кошельке другой червонец шевелится.
«Ах, пусть лишь до утра мне счастие продлится! –
Бедняк мой говорит. –
Червонцев я себе повытаскаю груду;
Так завтра же богат я буду –
И заживу, как сибарит».

Однако ж поутру он думает другое.
«То правда, – говорит, – теперь я стал богат;
Да кто ж добру не рад!
И почему бы мне не быть богаче вдвое?
Неужто лень
Над кошельком ещё провесть хоть день!
Вот на дом у меня, на экипаж, на дачу;
Но если накупить могу я деревень,
Не глупо ли, когда случай к тому утрачу?
Так, удержу чудесный кошелёк:
Уж так и быть, ещё я поговею
Один денёк,
А, впрочем, ведь пожить всегда успею».

Но что ж? Проходит день, неделя, месяц, год –
Бедняк мой потерял давно в червонцах счёт;
Меж тем он скудно ест и скудно пьёт;
Но чуть лишь день, а он опять за ту ж работу.
День кончится, и, по его расчёту,
Ему всегда чего-нибудь недостаёт.
Лишь кошелёк нести сберется,
То сердце у него сожмётся;
Придёт к реке, – воротится опять.
«Как можно, – говорит, – от кошелька отстать,
Когда мне золото рекою са́мо льётся?»

И, наконец, Бедняк мой поседел,
Бедняк мой похудел;
Как золото его, Бедняк мой пожелтел.
Уж и о пышности он боле не смекает:
Он стал и слаб и хил; здоровье и покой –
Утратил всё; но всё дрожащею рукой
Из кошелька червонцы вон таскает.

Таскал, таскал… и чем же кончил он?
На лавке, где своим богатством любовался,
На той же лавке он скончался,
Досчитывая свой девятый миллион.


О необычном подарке колдуна Бедняку и о том, как нерадиво он им распорядился, оставшись за гранью нищеты, поведает басня «Бедный Богач» Крылова.

Читать текст басни:

Ну стоит ли богатым быть,
Чтоб вкусно никогда ни съесть, ни спить
И только деньги лишь копить?
Да и на что? Умрём, ведь всё оставим.
Мы только лишь себя и мучим и бесславим.

Нет, если б мне далось богатство на удел,
Не только бы рубля, я б тысяч не жалел,
Чтоб жить роскошно, пышно,
И о моих пирах далёко б было слышно;
Я даже делал бы добро другим,
А богачей скупых на муку жизнь похожа. –
Так рассуждал Бедняк с собой самим,
В лачужке низменной, на голой лавке лёжа;
Как вдруг к нему сквозь щёлочку пролез,
Кто говорит – колдун, кто говорит – что бес,
Последнее едва ли не вернее:
Из дела будет то виднее.

Предстал – и начал так: «Ты хочешь быть богат,
Я слышал, для чего; служить я другу рад.
Вот кошелёк тебе: червонец в нём, не боле;
Но вынешь лишь один, уж там готов другой.
Итак, приятель мой,
Разбогатеть теперь в твоей лишь воле.
Возьми ж – и из него без счёту вынимай,
Доколе будешь ты доволен;
Но только знай:
Истратить одного червонца ты не волен,
Пока в реку не бросишь кошелька».
Сказал – и с кошельком оставил Бедняка.
Бедняк от радости едва не помешался;
Но лишь опомнился, за кошелёк принялся.

И чтó ж? – Чуть верится ему, что то не сон:
Едва червонец вынет он,
Уж в кошельке другой червонец шевелится.
«Ах, пусть лишь до утра мне счастие продлится! –
Бедняк мой говорит. –
Червонцев я себе повытаскаю груду;
Так завтра же богат я буду –
И заживу, как сибарит».

Однако ж поутру он думает другое.
«То правда, – говорит, – теперь я стал богат;
Да кто ж добру не рад!
И почему бы мне не быть богаче вдвое?
Неужто лень
Над кошельком ещё провесть хоть день!
Вот на дом у меня, на экипаж, на дачу;
Но если накупить могу я деревень,
Не глупо ли, когда случай к тому утрачу?
Так, удержу чудесный кошелёк:
Уж так и быть, ещё я поговею
Один денёк,
А, впрочем, ведь пожить всегда успею».

Но что ж? Проходит день, неделя, месяц, год –
Бедняк мой потерял давно в червонцах счёт;
Меж тем он скудно ест и скудно пьёт;
Но чуть лишь день, а он опять за ту ж работу.
День кончится, и, по его расчёту,
Ему всегда чего-нибудь недостаёт.
Лишь кошелёк нести сберется,
То сердце у него сожмётся;
Придёт к реке, – воротится опять.
«Как можно, – говорит, – от кошелька отстать,
Когда мне золото рекою са́мо льётся?»

И, наконец, Бедняк мой поседел,
Бедняк мой похудел;
Как золото его, Бедняк мой пожелтел.
Уж и о пышности он боле не смекает:
Он стал и слаб и хил; здоровье и покой –
Утратил всё; но всё дрожащею рукой
Из кошелька червонцы вон таскает.

Таскал, таскал… и чем же кончил он?
На лавке, где своим богатством любовался,
На той же лавке он скончался,
Досчитывая свой девятый миллион.

Новое на сайте

>

Самое популярное