Домой ОТП банк Дома для программы переселения из ветхого жилья. Возможна ли компенсация? Как признать жилье непригодным для проживания

Дома для программы переселения из ветхого жилья. Возможна ли компенсация? Как признать жилье непригодным для проживания

Снос ветхого жилья – это сложная процедура, которая включает в себя несколько этапов. Одним из которых является предоставление альтернативного жилья. Из-за большого количества нюансов и обращений в суд, для каждого гражданина, коснувшегося этого, процедура оборачивается большим количеством вопросов.

Действие программы

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Обжалование нюансов получения жилья взамен ветхого – это стандартная практика в РФ. Но далеко не каждый вопрос можно обжаловать в судебном порядке.

В некоторых случаях жильцы путают переселение при использовании программы сноса ветхого жилья и действие программы переселения в целях улучшения жилищных условиях. Эти действия отличаются, регулируются различными законодательными актами.

Права жильцов

ЖК РФ устанавливает, что владелец квартиры в доме, который признан и попадает под снос по любой причине, закрепленной законодательством, имеет полное право на получение нового места жительства.

При этом он наделяется и иными правами:

  • посетить будущую квартиру или комнату до момента заселения, что потребуется для получения наглядной информации о состоянии нового жилья;
  • устанавливать выкупную цену для квартиры, в пределах которой будет подобрано альтернативное жилье, при этом необходимо учитывать, что указанная сумма должна находиться в адекватных рамках и быть обоснованной, если она очень высока;
  • выбрать жилье в соответствии с , действует только в том случае, если гражданин проживал на территории на основании договора аренды муниципальной собственности.

Закон

Если в 2019 году необходимо признать жилье ветхим и определить его порядок сноса, то обращаются к законодательным актам Жилищного кодекса РФ.

Признаются дома ветхими в соответствии с пунктом 7 соответствующего положения. Износ строения более 70% должен повлечь за собой действия: снос или полную реконструкцию.

Снос ветхого жилья

Под ветхим жильем подразумевается жилплощадь, которая не пригодна для проживания, что указано в ПП РФ от 28.01.2006 года. Последствия физического износа не позволяют продолжать эксплуатировать здания далее. Ветхим дом признается, если его износ превышает 70%.

При износе в 80% и более дом переходит в .

Условия

Снос жилья возможен только после того, как будет подтверждено аварийное состояние объекта. Для этого соответствующее решение должны вынести представители районной администрации. Также признать жилье аварийным могут независимые компании, если в них обратятся жильцы.

Основания для признания дома аварийным:

  • конструкция была деформирована, что повлекло за собой образование трещин;
  • нет воды, газа или электричества в течение одного месяца без веских причин;
  • наличие неприятного канализационного запаха после предпринятых попыток ремонта вентиляции;
  • чрезвычайная влажность, что влечет за собой возникновение грибка;
  • здание располагается в подвале;
  • отсутствуют окна либо количество получаемого света не соответствует нормам;
  • наличие токсинов с превышающей дозой.

Очередность

Порядок сноса ветхого жилья в соответствии со :

  • Когда жилой дом был признан аварийным и непригодным для проживания, то каждый из жителей дома уведомляется соответствующим государственным органом. Минимальный срок уведомления – 1 месяц.
  • Если же на полученные уведомления жильцы не отреагировали в форму жалобы или прошения, то предпринимаются меры для отчуждения территории дома.
  • На этапе принятия решения по сносу жилого дома администрация должна позаботиться о поиске и подготовке нового жилья для граждан. При этом новые условия жилья не должны быть хуже предыдущих.
  • Здание может начать разбираться еще до момента определения каждого из жителей в свою новую квартиру. Для таких граждан предоставляются площади для временного проживания, например, отели или гостиницы, которые оплачиваются государством.
  • Завершение проекта документами.

Если же после возникнут какие-либо проблемы или вопросы, то каждый из граждан сможет обратиться в администрацию с соответствующим заявлением. Если же на переданную жалобу не поступит ответ либо он не удовлетворит человека, то он сможет обратиться в суд.

Формирование списков

Формирование списков домов на снос происходит примерно за два года до начала самой операции разбора здания.

Это требуется для соответствия имеющимся законодательным нормам:

  • необходимо время для создания жилых площадей на замену снесенных квартир;
  • время дает возможность для самих владельцев недвижимости определить, какую сумму затребовать у государства в качестве «продажной» для сносимой квартиры.

Актуальный план мероприятий по сносу аварийных и ветхих домов должен располагаться на сайте мэрии. Самым частым путем расположения плана является «Жилищные вопросы» > «Планы по расселению домов».

Состав плана будет зависеть от состояния дома. Несмотря на установленный минимальный срок сноса жилья после составления плана (2 года), этот срок может быть нарушен при наличии следующих оснований:

  • степень изношенности превысила 80%;
  • дом перешел в состояние аварийного, что подразумевает под собой потенциальный вред для жителей и угрозу жизни.

Кто ответственный?

Снос здания осуществляется после получения соглашения со стороны местных органов самоуправления. Снос здания – ответственность владельца всего здания, а не его отдельной квартиры. Снос дома производится в соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ.

Какая выделяется недвижимость взамен?

Процесс получения жилья взамен снесенного подробно описан в . В соответствии с законодательным актом граждане получают альтернативное жилье в том же районе, где располагалось снесенная недвижимость. Помещения должны быть минимум равноценные старым.

Большинство граждан предпочитают переселение, хотя государство позволяет продать площадь муниципалитету. Но второй вариант намного невыгоднее, так как гражданин получит средства, при этом однозначно в меньшем размере, чем составляет стоимость нового жилья.

Подписание договора – это финальная стадия, которая говорит о том, что гражданин становится полноправным владельцем новой недвижимости.

Возможна ли компенсация?

Каждый собственник имеет право продать свою площадь в ветхом доме, за что он получит денежные средства от государства. Но государственные органы не могут заставить принять определенное решение, собственник вправе сам решать, хочет ли он получить деньги или новое жилье.

Компенсация производится безналичным переводом. Если же гражданин не имеет альтернативного места для проживания, то он будет обязана потратить полученные деньги только на приобретение новой жилой площади. В противном случае траты могут совершаться на любые иные цели, если на то дала добро районная администрация.

Сроки

План разбора здания составляет примерно за 2 года до начала самих работ по реализации проекта. Такой график выбирается по причине необходимости урегулирования иных вопросов, главным из которых является предоставление аналогичного жилья для собственников.

Граждане вправе подать жалобу на снос жилья в течение трех месяцев после получения соответствующего уведомления от муниципалитета. В течение одного года муниципалитет проводит сбор информации о доме, который будет сноситься, а также ищет альтернативные места для проживания.

Судебная практика

Из-за отличия программ по предоставлению жилья по причине сноса и по причине улучшения условий жизни, гражданин получит жилье схожее по комфорту и различным параметрам с предыдущим. В то время как программа улучшения жилищных условий подразумевает выдачу квартиры, которая лучше предыдущей.

Одна из самых проблемных сфер жизнедеятельности практически каждого человека в стране - улучшение жилищных условий. К сожалению, ситуация в экономике страны складывается таким образом, что самостоятельно приобрести квартиру или дом за собственные средства не представляется возможным.

Но тем людям, которые смогли обзавестись собственным жильем, также может потребоваться дополнительная поддержка. По причине неудовлетворительного состояния жилищного фонда, особенно в старых частях городов, власти города регулярно проводят переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Какие дома подлежат расселению

По нормам российского законодательства, расселению подлежат только те аварийные дома, которые признаны непригодными к проживанию в определенном на законодательном уровне порядке.

Владельцам предоставляется право на получение новой квартиры, только в тех случаях, если недвижимость находится в собственности муниципалитета.

Рассчитывать на новое жилое помещение также могут собственники приватизированных жилых помещений, но только в определенных случаях:

  1. Гражданин постоянного живет в многоквартирном аварийном доме.
  2. Если у человека в собственности есть частный дом, должным образом приватизированный, но расположенный на участке, принадлежащем муниципалитету.

Правила переселения из ветхого и аварийного жилья определены на уровне федерального законодательства. Некоторые вопросы в этой области подлежат разрешению на местном уровне.

Кто может претендовать

При предоставлении гражданам нового жилого помещения, муниципалитет принимает во внимание основания для пользования аварийной недвижимостью:

  1. Если квартира в аварийном доме находилась в собственности у человека, то после расселения ему выплачивается компенсация в размере стоимости недвижимости.
  2. Если гражданин снимал квартиру по договору социального найма, ему предоставляется аналогичное недвижимое условие, в котором он сможет проживать на прежних условиях.
  3. Если человек снимал жилую площадь, а дом признали аварийным, то его договор с арендатором отменяется из-за форс-мажорных обстоятельств.

При этом у гражданина, который претендует на получение нового недвижимого имущества, должны быть все основания для такого требования. Если же у человека нет возможности подтвердить свое право на переселение, разрешить этот вопрос можно только через суд.

Внимание! Как правило, задержка в решении таких вопросов связана со сложными ситуациями, когда фактический собственник занят судебными процессами из-за проблем в определении принадлежности недвижимого имущества тому или иному лицу.

Условия переселения из аварийного жилья


Местные органы власти имеют право предусмотреть свои, конкретные сроки, в которые произойдет расселение жилого многоквартирного дома. На законодательном уровне не предусмотрено никакой ответственности за несоблюдение этих сроков, чем, к сожалению, часто злоупотребляют недобросовестные должностные лица.

Однако задержка переселения людей, проживающих в доме, может произойти не только из-за халатности уполномоченных должностных лиц. Зачастую, причинами для таких приостановок становится невозможность разыскать равнозначное жилое помещение.

Жилые помещения, в которое впоследствии будут переселены граждане из расселяемого дома, приобретаются органами местной власти на аукционах и по конкурсам.

Для граждан


Граждане - это фактические владельцы муниципальных жилых помещений, которые имеют право на переселение в новую квартиру по договору социального найма.

При этом жилье, которое предоставляется гражданам для проживания, должно быть оборудовано всеми необходимыми коммуникациями, расположено в границах этого же населенного пункта.

Внимание! Если муниципалитету удастся договориться с гражданином, последнему может быть предоставлено жилое помещение в ином населенном пункте. Насколько благоустроена квартира, определяется региональными законодательными актами.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Для собственников


Для переселения собственников квартир в новый дом, владельцам жилых помещений необходимо обратиться в администрацию своего муниципалитета и предоставить заявление, в котором содержится просьба признать их дом непригодным для постоянного проживания.

Помимо заявления, специалисту должны быть переданы следующие документы:

  1. Технический паспорт жилого помещения.
  2. Документы, подтверждающие наличие права собственности на объект недвижимого имущества, расположенного в доме, признанном аварийным.
  3. Акт проведения осмотра состояния дома в течение последних 3 лет, перечень проведенных работ.
  4. Заключение от надзорных органов, пожарников.
  5. Заявление о том, что многоквартирный дом не пригоден для постоянного проживания.
В течение 30 дней после поступления документов, их рассматривает профильная комиссия. При необходимости удостовериться в подлинности представленной информации, по истечении этого срока может быть проведена дополнительная проверка дома на предмет соответствия норм безопасности, санитарного соответствия.

Из жилищного фонда


Расселение людей из жилого помещения, признанного аварийным, может быть осуществлено только в соответствии с утвержденной на законодательном уровне целевой программы и в те жилые помещения, которые есть в муниципальном фонде.

Если у муниципалитета нет возможности предоставить собственнику аналогичное жилье, возможно приобретение жилого помещения на стадии строительства, но только если до окончания работ осталось не более 30 процентов.

Принудительное переселение

К сожалению, результаты переселения достаточно часто не устраивают граждан из-за того, что новое жилье меньше по метражу, и не благоустроено. Решить такие вопросы в принудительном порядке можно только через суд.

В судебном решении должны быть отражены конкретные сроки для переселения людей из многоквартирного дома, а также требования к новым жилым помещениям.

Программа расселения

Программа должна содержать следующие обязательные условия:

  1. Сроки ее реализации.
  2. Обоснованность затрат.

Правила


В каждом регионе Российской Федерации должен быть составлен список домов, которые находятся в аварийном состоянии и признаны непригодными для постоянного проживания.

Как правило, местные власти стараются как можно скорее расселить те дома, где есть реальная угроза обрушения, ведь промедление в этом случае может закончиться человеческими жертвами.

Условия


В программе должна быть отражена информация о точном объеме финансирования. В частности, выделение средств на переселение граждан может производиться из местного и регионального бюджета.

Очередность


Очередность, в которой будет производиться расселение людей из жилья, признанного аварийным, определяется местными властями. Вне очереди расселяются те дома, в которых есть реальная опасность обрушения. Однако для этого необходимо наличие соответствующего исполнительного документа от местного или регионального органа власти.

Порядок проведения переселения

Предоставление жилья по социальному найму

По нормам российского законодательства, лица, которые попали под программу переселения из ветхого жилья, имеют право пользоваться новым имуществом без оформления права собственности.

В этом случае оформление права владения квартирой возможно по договору социального найма, на заранее определенных и оговоренных с гражданином условиях.

Предоставление равноценного жилого помещения


Осуществление передачи людям нового жилья допускается только в тех случаях, когда таким гражданам предоставляется квартира со всеми коммуникациями и прочими благами для комфортного постоянного проживания.

По соглашению сторон, человек может получить равноценную квартиру в другом населенном пункте, но в том же регионе страны.

Выплата выкупной цены


Как правило, такой способ переселить человека из аварийного жилья применяется только по отношению к собственнику квартиры. Размер выплаты рассчитывается исходя из стоимости квадратного метра жилого помещения.

Конечно, часть таких соглашений заканчивается судебными спорами, так как человек категорически не согласен с рассчитанной суммой.

Уведомление

В уведомлении содержится информация о том, что человеку, проживающему в аварийном многоквартирном доме, необходимо подготовиться к переезду. При этом в документе должны быть указаны конкретные сроки для переезда и адрес нового дома для проживания.

Нарушения закона


Со стороны муниципалитета может быть совершено много нарушений законодательства:

  1. Необоснованное занижение выкупной стоимости квартиры.
  2. Вместо квартиры собственнику предоставляется комната в коммунальной квартире или в общежитии.
  3. Человеку предоставляется жилье меньше предыдущего по площади.

Необходимые документы

Постановление


В этом распределительном документе должен содержаться исчерпывающий перечень жильцов, которые обладают правом на получение новой квартиры. Кроме того, в постановлении должны быть отражены:

  1. Сроки для переезда.
  2. Мероприятия, совершаемые местными органами власти для организации такого мероприятия.
  3. Лица, ответственные за проведение переселения жильцов по новому адресу.

Договор


В договоре отражается информация о выкупной стоимости недвижимого имущества, а также о согласии человека принять в собственность новой квартиры.

Заключение договора должно проводиться в строгом соответствии с нормами российского гражданского законодательства, принимая во внимание нормы Жилищного кодекса.

Скачать для просмотра и печати:

Сроки расселения


Точные сроки, в которые должны быть проведены мероприятия по расселению граждан, определяются во всей документации. Затягивание таких сроков может быть прекращено путем подачи заинтересованным лицом искового заявления.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Видео о программе переселения из ветхого и аварийного жилья

24 февраля 2018, 00:39 Мар 3, 2019 13:38

Аварийное и ветхое жилье является проблемой многих городов России. Поскольку ремонт в таких домах не проводился десятилетиями, они не только портят облик городов, но и создают угрозу для жизни жильцов. В связи с этим на период с 2002 по 2010 гг. была разработана целевая федеральная программа «Жилье», в рамках которой местные власти должны были обеспечить переселение граждан из домов, признанных аварийными и ветхими. Но поскольку с этой задачей справились не все регионы РФ, действие программы было продлено до конца 2017 года.

С 2019 года разработана и будет запущена новая программа «Жилье»

Президент РФ В. В. Путин поручил правительству совместно с регионами выработать новые механизмы расселения аварийного жилого фонда и запустить их с 1 января 2019 года. Глава государства также потребовал от чиновников повышать качество госуслуг и расширить участие в проведении независимой оценки качества социальных услуг ОНФ, «социально ориентированных НКО» и общественных палат.

Что представляет из себя программа «Жилье»

В 2010 году Президент России подписал федеральный закон, регламентирующий процесс расселения людей из аварийного жилья. Планировалось, что к окончанию этой программы граждане, проживающие в аварийном жилище, будут переселены в современные и безопасные дома с благоприятными условиями для проживания. Но как оказалось, в 2016 году программа сноса и расселения аварийного жилья была выполнена далеко не всеми регионами РФ. В связи с этим правительство перенесло конечный срок расселения граждан из критически устаревших объектов на 31 сентября 2017 года.

Согласно условиям программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», финансирование по расселению идет из . При этом власти субъектов должны утвердить индивидуальные программы расселения сроком на три года. Поскольку в 2007 года отселение и капитальный ремонт жилого фонда курируется Фондом ЖКХ, именно эта структура создает региональные комиссии, которые определяют состояние домов.

Какое жилье признается аварийным?

Действие государственной программы переселения распространяется только на дома, которые официальные признаны аварийными, то есть, непригодными для жизни. Жилье считается ветхим в том случае, если износ здания составляет как минимум 70%. Установлением степени износа жилья занимаются специально созданные межведомственные комиссии (пункт 4 статьи 15 ЖК РФ). Согласно 7 пункту этой же статьи, если комиссия признала объект непригодным для проживания или аварийным, значит, этот объект будет снесен или реконструирован.

Межведомственная комиссия проверяет лишь те дома, которые внесены в индивидуальную программу регионального развития. Однако комиссионная проверка также может быть создана при наличии многочисленных письменных обращений жильцов дома. В ходе проверки комиссия составляет акт и выносит решение о состоянии объекта. Для работы специалистам комиссии потребуются планы помещений, заявления жильцов, технические паспорта и копии документов, подтверждающие право собственности.

В каких случаях жилье признается аварийным?

Аварийным (непригодным для жизни) жилой объект признается при наличии следующих факторов:

  • деформация фундамента или стен;

  • объект расположен в зоне затопления или схода лавин;

  • есть вероятность обрушения дома;

  • несущая способность жилья была снижена из-за пожаров, взрывов или землетрясения;

  • здание разрушено в результате техногенной аварии.

Расселение предусмотрено только для жильцов аварийного жилфонда, т.к., проживая в таких объектах, они рискуют своей жизнью и здоровьем. Но расселение не рассчитано на граждан, проживающих в домах, которые признаны ветхими. Однако при значительной степени износа объект может получить статус ветхого жилья, который означает, что в скором времени дом будет снесен.

Читайте также: Необходимые документы для оформления аварийного жилья, сроки сноса и порядок получения квартиры.

Как стать участником программы «ветхое жилье»?

Если жильцы подозревают, что техническое состояние их дома является непригодным для проживания, им необходимо обратиться в органы местного самоуправления. При обращении граждан представители региональных властей обязаны направить жильцов в специализированную организацию по определению состояния зданий. Получив заключение специалистов, жильцам следует обратиться в межведомственную комиссию, которая проведет экспертизу.

Для обращения потребуется предоставить следующий комплект документов:

  • план жилого помещения;

  • копии правоустанавливающих документов (заверенные нотариально);

  • технический паспорт объекта;

  • заключение организации о состоянии объекта;

  • письменные жалобы жильцов дома.

После проверки комиссия обязана вынести решение в течение 30-ти дней. Но если существует опасность для здоровья или жизни жильцов, заключение комиссии выносится в течение 1-го рабочего дня. В том случае, если комиссия не признала объект аварийным, но жильцы не согласны с этим решением, они могут обратиться в суд для привлечения независимых экспертов.

Читайте также: Реновация пятиэтажек несносимых серий в Москве в 2019 году: свежая информация

Условия получения нового жилья по программе расселение

Если состояние дома признается аварийным, органы местного самоуправления обязаны переселить жильцов в кратчайшие сроки. При этом в процессе расселения должны соблюдаться следующие условия:

1. Собственники (арендаторы) аварийного жилья получают равнозначное по метражу жилище. Новое жилье должно быть благоустроенным и оснащенным плитой, сантехникой, отоплением, канализацией, водопроводом, а также электроснабжением.

2. Жильцам предоставляется три варианта переселения, но индивидуальные пожелания граждан не учитываются.

3. Жильцы, проживающие в аварийном объекте по договору найма, получают новое жилье на таких же условиях.

4. Метраж нового жилья рассчитывается на основании актуальных норм для жилья, которое предоставляется по соцнайму. Например, семья, состоящая из двух человек, получит однокомнатную квартиру площадью 44-50 кв. метров. Семья из трех человек получит квартиру размером в 62-74 кв. метра. Согласно нормам, на каждого прописанного человека выделяется не менее 18-ти кв. метров.

5. Если жилец аварийного дома также стоял в очереди на улучшение жилищных условий, то при расселении он получит квартиру с учетом недостающих метров. В особых случаях (например, в местном жилищном фонде отсутствуют квартиры необходимых размеров) выделяется дополнительная квартира.

6. При расселении граждане не могут поселяться в коммунальные квартиры.

7. Новое жилье должно располагаться на территории того же административного района, что и аварийный объект. Но при согласии жильцов их могут переселить и в другие районы.

8. Расселение осуществляется только при наличии письменного заявления собственника.

9. Расселение всех жильцов производится в течение года с даты признания дома аварийным.

10. Между собственником будущей квартиры и владельцем дома составляется детальный договор. Как правило, владельцем дома является муниципалитет.

11. Если вместо новой квартиры собственник желает получить денежную компенсацию, он может написать соответствующее заявление. Однако удовлетворение запроса производится на усмотрение муниципалитета. К тому же, расчет компенсационной стоимости не выгоден владельцу сносимого жилья.

12. Затраты на переезд несут местные власти. Однако грузовой транспорт предоставляется только один раз.

13. С момента признания дома аварийным владельцы сносимого жилья не имеют право менять или продавать квартиру. При совершении такой сделки она будет признана незаконной.

14. После заключения договора между собственником аварийного жилья и владельцем дома переезд должен состояться в течение одного месяца.

15. Если собственник аварийного жилья проживал в квартире, метраж которой значительно ниже установленной нормы, при переселении он получит квартиру со стандартным метражом, то есть, размер нового объекта недвижимости увеличится.

16. Жители коммунальных квартир при переселении получают отдельные квартиры.

Если жильцы дома не согласны с решением межведомственной комиссии, им придется обратиться в суд. При этом в качестве доказательств того, что комиссия допустила ошибки или нарушила порядок принятия заключения, жильцам нужно будет дополнить свой иск письменным заключением независимой технической экспертизы.

Процесс реализации переселения граждан из ветхого и аварийного жилья условно можно разделить на три основных этапа:

1 этап - разработка программы с участием субъектов РФ и ее утверждение на федеральном уровне, расчет целевых показателей, утверждение плана мероприятий и сроков исполнения программы;

II этап - создание и утверждение региональных и муниципальных программ, их финансирование из Фонда содействия реформированию ЖКХ;

III этап - непосредственно переселение граждан, связанное с признанием жилых помещений непригодными для проживания, выселением, изъятием жилого помещения, сносом аварийных зданий, строительством и покупкой нового жилья, предоставлением нового жилого помещения, а также стимули-рование инвесторов и населения к участию в строительстве нового жилья.

Все эти этапы не статичны, они взаимосвязаны и находятся в постоянном развитии. В силу различных обстоятельств приходится корректировать показатели как региональных, так и федеральных программ. Поэтому нельзя сказать, что этапы строго последовательны или что один из них был завершен.

Старт первому этапу современной государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» фактически был дан изданием Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Этот документ обязал Правительство в указанные сроки обеспечить показатели качества жилья и жилищно-коммунальных услуг, разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий, разработать программу обеспечения населения доступным и комфортным жильем, подготовить законодательные предложения, направленные на установление единого порядка взаимодействия участников реализации проектов жилищного строительства. В том числе Указом до марта 2013 года предписывалось разработать комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда.

Во исполнение поставленных Министерством регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион РФ) разработана государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 30.11.2012 года №2227-р (далее Распоряжение №2227-р). Программа имела очень оптимистические целевые показатели и была рассчитана на три этапа реализации: 2013-2015 годы, 2016-2017 годы и 2018-2020 годы. Переселение из аварийного жилья должно было происходить в рамках решения задачи расселения аварийного жилищного фонда подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России». Одним из основных ожидаемых конечных результатов государственной программы было отсутствие ветхого и аварийного жилищного фонда. В рамках первого этапа государственной программы предполагалось завершение переселения граждан из жилищного фонда, признанного аварийным по состоянию на 01.01.2012 г. Соответственно на втором этапе программы после 1 января 2016 года переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу, должно было осуществляться за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, был утвержден Распоряжением №1743-р. Основными ответственными исполнителями мероприятий по ликвидации аварийного жилищного фонда этим документом были назначены Минстрой РФ и Фонд содействия реформированию ЖКХ. Выполнение мероприятий по методической поддержке региональных программ, внесению проектов нормативно-правовых актов, изменений в существующее законодательство было возложено также на Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, Минрегион РФ, Госстрой РФ.

Но на этом этап разработки программы переселения не был закончен. Распоряжением Правительства РФ от 24.01.2014 №71-р ответственным исполнителем государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» был назначен Минстрой РФ. Затем 15.04.2014 г. Постановлением Правительства РФ от №323 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» государственная программа становится актом, имеющим нормативный характер. По мере выполнения задач, достижения показателей корректируется комплекс мер добавлением мероприятий:

  • а) по формированию органами исполнительной власти субъектов РФ реестров аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 г., подлежащих расселению, и списков граждан, подлежащих переселению;
  • б) по формированию и утверждению органами исполнительной власти субъектов РФ региональных и муниципальных адресных программ по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 года (Распоряжение Правительства РФ от 22.08.2014г. №1604-р);
  • в) по мониторингу и анализу реализации региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 года.

Всего на ноябрь 2016 года Распоряжение №1743 «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда» корректировалось восемь раз, в том числе в 2016 году - два раза, последнее изменение внесено Распоряжением Правительства РФ от 28.10.2016 №2288-р. То есть этап разработки программы до сих пор находится в стадии корректировки.

Причин для непостоянства основного программного документа вполне достаточно. Во-первых, государственная программа, безусловно, разрабатывается на основе аналогичных программ субъектов федерации и органов местного самоуправления, бюджеты которых в условиях неожиданного падения доходов 2014-2015 годов были серьезно урезаны, что повлекло за собой комплексные корректировки всех расходов. Во-вторых, инерционность процессов согласования местных и региональных программ вызывает временную задержку в достижении показателей, из-за чего и возникает необходимость изменения показателей текущего и последующего этапов программы. Третьей причиной можно назвать связанные с первой причиной задержки финансирования мероприятий по переселению, которые в ряде случаев может иметь и криминальный характер, например, нецелевое использование средств. Все это приводит к необходимости корректировать и показатели, и сроки выполнения программы.

Такой подход к решению задачи переселения назвать программным можно с большой натяжкой. Программный подход, по нашему мнению, предполагает достижение конкретных показателей при выполнении конкретных задач в конкретные сроки.

Политика регионов в отношении переселения из аварийного жилья является более определенной по сравнению с государственной. Связано это, скорее всего, с требованиями ст.14 Закона №185-ФЗ о наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со ст.16 Закона №185-ФЗ. В этом случае предоставляется финансовая поддержка за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Статья 16 Закона №185-ФЗ регламентирует требования, предъявляемые к региональным адресным программам по переселению из аварийного жилья. Отметим в очередной раз тот факт, что Фонд содействия реформированию ЖКХ осуществляет финансовую поддержку мероприятий по переселению только из аварийного жилья. О ветхом жилье, в силу, видимо, отсутствия юридического определения в законе не упоминается.

Практически всеми субъектами РФ, за редким исключением, в 2013 году приняты региональные адресные программы переселения из аварийного жилья. И, так как муниципалитеты в каждом субъекте являются соисполнителями и участниками региональных программ переселения, то ими в соответствии с требованием региональной программы тоже были утверждены соответствующие муниципальные программы переселения. В сущности, отличие муниципальных программ от региональных состоит лишь в плановых показателях выполнения.

Какие же основные моменты можно выделить в региональных и муниципальных программах переселения из аварийного жилья?

Все программы, принятые после 1 января 2013 года должны быть завершены до 1 сентября 2017 года. Это связано с тем, что в соответствии с п.6 ст.З Закона №185-ФЗ Фонд содействия реформированию ЖКХ действует до 01.01.2018 г. и в дальнейшем подлежит ликвидации. Но, судя по темпам достижения показателей программ переселения, не все регионы смогут к 01.09.2017 г. полностью выполнить поставленные задачи. С определенной, достаточно высокой долей вероятности, можно предположить, что государством будет продлен срок функционирования Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Следующим важным моментом всех программ стоит отметить, что переселение осуществляется только из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 01.01.2012 г. аварийными и подлежащими сносу. Аварийное жилье, признанное аварийным позднее, должно быть расселено по решению муниципальных властей только за счет местного или регионального бюджета. Согласно ст. 20.9 Закона №185-ФЗ региональные власти могут подать заявку на предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012 г. при соблюдении ряда условий: наличие региональной программы переселения такого жилья; обязательное включение перечня многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 01.01.2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; обязательное соответствие требованиям ст.16 Закона №185-ФЗ кроме требований п.1 ч.2 и ч.2.1 ст.16 Закона №185-ФЗ . Но самым главным условием является выполнение регионом обязательства по переселению граждан из аварийного жилого фонда, признанного таковым до 01.01.2012 г. При выполнении всех условий возможна финансовая поддержка новых программ переселения за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в пределах лимита средств на переселение, установленного для субъекта РФ.

По данным сайта Фонда содействия реформированию ЖКХ по состоянию на ноябрь 2016 года 35 регионов имели отставание от графика переселения граждан более трех месяцев. И только два региона к этому времени успешно завершили выполнение своих программ: г.Москва и Московская область. С учетом оставшегося времени до завершения запланированного переселения, объемов нерасселенных площадей - 5766060 кв.м, аварийной жилплощади и темпов расселения за прошлые годы - за 2014-2015 годы расселено 5635430 кв.м, можно предположить, что большинство регионов с трудом справится с задачами действующих программ переселения. Поэтому ожидать, что 31322 аварийных дома, общей площадью более 8000000 кв.м., включенных в реестры после 01.01.2012 года, будут расселены до 01.09.2017 года, не стоит.

Из различий в программах переселения разных регионов отметим формирование некоторыми субъектами РФ государственных региональных жилищных программ по аналогии с федеральной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в которые в качестве подпрограмм включены мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Таковыми, например, являются Государственная программа Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, Государственная программа «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно- коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014- 2020 годы» и аналогичные программы Калининградской, Тульской, Тюменской областей, Камчатского и Приморского краев, Чеченской Республики. С одной стороны, формирование комплексной жилищной программы позволяет во взаимосвязи решать задачи строительства и ремонта жилищного фонда, стимулирования инвесторов и обеспечения жильем отдельных категорий граждан, переселения из аварийного жилья и оказания мер государственной поддержки в приобретении жилья и многих других. С другой стороны, в столь неспокойной экономической обстановке сбой в одной подпрограмме непременно повлияет на выполнение задач в прочих подпрограммах. Нельзя однозначно определить, что комплексные жилищные программы решают поставленные задачи с большим успехом, чем отдельные адресные и наоборот. Например, по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ Республика Татарстан находится в «красной» зоне, то есть темпы переселения отстают от плановых более чем на три месяца. В Самарской области переселение проходит по графику. Хотя оба региона решают комплексные жилищные задачи.

На сформулированном нами III этапе производится непосредственно переселение граждан, которое регулируется:

  • а) Статьями 32, 85, 86, 89 Жилищного кодекса РФ;
  • б) Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Алгоритм расселения граждан из ветхого и аварийного жилья можно представить следующим образом:

  • а) инициирование признания многоквартирного дома аварийным;
  • б) оценка и обследование многоквартирного дома межведомственной комиссией;
  • в) принятие компетентным органом решения о признании многоквартирного дома аварийным либо подлежащим реконструкции;
  • г) непосредственно расселение граждан.

Рассмотрим более подробно каждый из этих этапов. Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции подробно описан в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Основанием для проведения оценки жилых помещений межведомственной комиссией могут являться заявления собственников, нанимателей помещений, а также заключение органов государственного надзора и контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции. К заявлению должны быть приложены копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома. При необходимости может быть приложено заключение проектноизыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, а по усмотрению заявителя-собственника - заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

Комиссии создаются органом исполнительной власти субъекта РФ - для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ и органом местного самоуправления - для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ либо органа муниципального самоуправления, представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий. Собственник жилого помещения или уполномоченное им лицо привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса. Председателем комиссии назначается должностное лицо органа исполнительной власти субъекта РФ либо органа муниципального самоуправления. Состав межведомственной комиссии имеет немаловажное значение для принятия квалифицированного и компетентного решения.

Необходимо отметить, что Постановлением Правительства РФ от 02.08.2016 №746 в Положение о признании внесены дополнения в части состава межведомственной комиссии при обследовании многоквартирного дома с момента выдачи разрешения о вводе в эксплуатацию которого прошло не более 5 лет. В этом случае оценка и обследование проводится комиссией созданной органом исполнительной власти субъекта РФ, а при наличии в составе этой комиссии лиц, причастных к выдаче разрешений на строительство обследуемого дома либо к выдаче разрешения на ввод его в эксплуатацию, устанавливается необходимость создания другой комиссии, в состав которой недопустимо включение указанных лиц и их представителей. Эти условия должны способствовать повышению качества вновь вводимого жилья, ответственности не только застройщиков, но и чиновников, принимающих решения в градостроительной сфере.

Поступившее заявление межведомственная комиссия рассматривает в течение 30 дней с даты регистрации и, в случае требования в заявлении о признании дома аварийным либо подлежащим капитальному ремонту, принимает одно из следующих решений, указанных в п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Полученное заключение межведомственной комиссии является основанием для соответствующего органа исполнительной власти, местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения принять решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Собственники помещений могут оспорить вынесенное решение в судебном порядке.

Затем орган исполнительной власти, местного самоуправления издает распоряжение, где указывает дальнейшее использование помещения, сроки отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

При признании необходимым проведение реконструкции или капитального ремонта, затрагивающего конструктивные элементы здания, многоквартирного дома производится временное расселение граждан в маневренный фонд. Авторы Методических указаний по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности в 1998 году указывали на необходимость принятия региональных законов «О защите прав граждан при сохранении и обновлении жилищного фонда», территориальных нормативно-правовых актов - Положений о порядке и условиях предоставления жилых помещений при расселении граждан из домов, подлежащих сносу, реконструкции или капитальному ремонту. В своих рекомендациях в качестве аналогов они указывали Закон №28-51 «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве», принятый Московской городской Думой 25.06.1997 года и Положение о порядке и условиях предоставления жилых помещений при расселении граждан из домов, подлежащих сносу, реконструкции и капитальному ремонту в городе Челябинске, принятому решением Челябинской городской Думы от 01.07.1997 г. №11/12. На основании этих рекомендаций муниципальными образованиями были разработаны собственные положения о порядке переселения граждан, в частности, Постановлением администрации города Оренбурга от 08.02.2011 №619-п утверждено Положение «О порядке предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из непригодных для проживания жилых помещений и многоквартирных аварийных домов жилищного фонда, находящегося на территории муниципального образования «город Оренбург».

Порядок предоставления жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома регламентируется статьей 88 ЖК РФ и предусматривает переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно за счет наймодателя либо предоставление другого благоустроенного помещения с заключением договора социального найма. В отношении граждан, владеющих жилым помещением на основании договора найма и собственников жилых помещений, судами применяется действие закона по аналогии. Так, в апелляционном определении Мурманского областного суда от 19.01.2016 г. №33-8/2016 по иску администрации г.Мурманска к гражданке К., являющейся собственником жилого по- меще-ния, о выселении из жилого помещения на период проведения ремонтных работ, понуждении к предоставлению доступа в жилое помещение судебная коллегия по гражданским делам установила, что «часть 4 статьи 3 ЖК РФ допускает выселение из жилища или ограничение в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, к числу таких оснований относится основание, указанное в статье 88 Жилищного кодекса» . Апелляционная жалоба администрации г.Мурманска была удовлетворена, а гражданку К. суд обязал переселить в жилое помещение маневренного фонда на время проведения капитального ремонта по правилам ч.1 ст.88 ЖК РФ.

По окончании работ по реконструкции либо капитального ремонта многоквартирного дома граждане, которым были предоставлены жилые помещения маневренного фонда, обязаны освободить их и за счет наймодателя переселиться в ранее занимаемые ими жилые помещения. Исключение составляют случаи, когда в результате реконструкции или капитального ремонта изменяется площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Если площадь уменьшается и в результате этого наниматель и проживающие с ним члены семьи могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или площадь увеличится, существенно превысив норму представления жилых помещений, то наймодатель заблаговременно, до начала капитального ремонта или реконструкции, должен предоставить нанимателю подходящее помещение для заключения нового договора социального найма. В этом случае можно говорить именно о расселении из ветхого жилья. При принятии решения о реконструкции жилых помещений, находящихся в собственности граждан, по мнению Крашенинникова П.В., размер этого жилого помещения не может быть изменен без его согласия. В этом случае при принятии решения о реконструкции жилых помещений орган государственной власти либо орган местного самоуправления должен получить согласие собственников этих помещений на такую реконструкцию. Если собственник жилого помещения не согласен, чтобы его помещение было изменено, то проведение такой реконструкции невозможно . Постановлением Пленума ВС РФ от 02.07.2009 года

№14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» указано, что при расселении собственников из жилых помещений в домах, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту в случае возникновения споров при изменении вследствие произведенных работ площади жилого помещения суд вправе исходя из норм чЛ ст.7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч.Ю ст.32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену .

Таким образом, при признании многоквартирного дома подлежащим реконструкции либо капитальному ремонту, в обыденном понимании, называемом «ветхим», переселение граждан имеет временный характер, зависит от наличия свободных жилых помещений маневренного фонда. При необходимости и с согласия нанимателей, собственников помещений возможно переселение их и членов их семей в другие жилые помещения на постоянной основе.

В случае принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу орган, принявший такое решение указывает сроки отселения граждан из аварийного дома. От этого будет зависеть, когда с нанимателями помещений будут расторгнуты договора найма, а собственникам будет предъявлено требование о сносе аварийного дома. Назначаемые сроки отселения не могут быть поставлены в зависимость от наличия плана и срока сноса дома в случае, если при рассмотрении материалов дела о признании многоквартирного дома аварийным будет установлено, что жилые помещения представляют опасность для жизни и здоровья по причине их аварийного состояния или по иным основаниям.

Нанимателям по договору социального найма органы исполнительной власти или орган местного самоуправления должны предоставить другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначной площади в границах того же населенного пункта. Законодатель имеет в виду общую площадь помещения, а не жилую. Если переселяемые граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, то помещения предоставляются им по норме предоставления. Пунктом 2 статьи 89 ЖК определено право нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи требовать предоставления соответственно отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире, что и до выселения, в случае, если они занимали отдельную квартиру или не менее чем две комнаты. Количество комнат учитывается только при выселении из коммунальной квартиры и вселении в аналогичную. Если выселение происходит из квартиры, то число комнат в предоставляемом жилом помещении законом не регламентировано. По письменному согласию нанимателя вновь предоставляемое жилое помещение может находиться в другом населенном пункте. Граждан, отказывающихся расторгать договор социального найма без объективных на то причин, наймодатель вправе принудить к расторжению договора и выселению, обратившись с иском в суд. Примером может служить заочное решение Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга по делу №2-1433/2013 от

29.03.2013 г. по иску Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга к нанимателю по договору социального найма одной комнаты в доме коридорного типа К. о выселении из занимаемого им аварийного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения - одной комнаты большей площади, расположенной в трехкомнатной квартире . Суд, изучив материалы дела, не установил обстоятельств, которые препятствовали бы выселению ответчиков в предоставленное им благоустроенное жилое помещение - комнату в трехкомнатной квартире, и удовлетворил исковые требования истов, посчитав их законными и обоснованными. При соблюдении всех установленных законом норм о благоустроенности нового жилого помещения, расположенности в том же населенном пункте, соответствии площади и количестве комнат остается под сомнением целесообразность нормы, позволяющей переселять граждан в отдельную комнату в квартире. Тем самым законодательно закреплена долгосрочная перспектива существования коммуналок.

С собственниками жилых помещений дела обстоят несколько иначе. Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, является основанием предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в определенный срок.

Если собственники помещений в аварийном доме осуществят его снос в течение предоставленного им срока, земельный участок остается в их общей долевой собственности. Они вправе принять коллективное решение о постройке нового многоквартирного дома либо распорядиться земельным участком любым другим законным способом.

Сложившаяся практика показывает, что собственники не в состоянии самостоятельно провести реконструкцию или снос дома в силу разных причин, поэтому чаще всего производится изъятие земельного участка для муниципальных нужд по окончании срока, установленного решением органа местного самоуправления. В этом случае в соответствии с п.1 ст.32 ЖК РФ производится изъятие жилых помещений у собственников, кроме помещений, принадлежащих на праве муниципальному собственности образованию. Обязательная процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, включает в себя принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения, уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии. В данной ситуации юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. Поэтому сообщение в средствах массовой информации (например, по телевидению, радио, в печатных изданиях) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения .

Для собственников изымаемых жилых помещений на данный момент существует два варианта развития событий. Зависят они от того, включен ли многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, не включенном в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения. Собственнику жилого помещения в доме, включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, по соглашению с органом исполнительной власти или местного самоуправления, принявших решение об изъятии жилого помещения, вместо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение может быть предложено другое благоустроенное жилое помещение на праве собственности с зачетом его стоимости в выкупной цене. При этом собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения. В случае, когда стоимость предоставляемого помещения выше выкупной цены изымаемого, то оплата разницы в цене может быть возложена на собственника только по соглашению сторон.

По правилам, ч.7 ст.32 ЖК РФ выкупная цена изымаемого жилого помещения включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику изъятием этого помещения, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроиз- веденный капитальный ремонт. Выкупную стоимость можно условно разделить на две части:

  • а) рыночная стоимость жилого помещения, включая стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу многоквартирном доме, в том числе стоимость доли в праве собственности на земельный участок под многоквартирным домом. Неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме, включая земельный участок, установлена в положениях ст.36-38 ЖК РФ и ст. 290 ГК РФ.
  • б) убытки, которые несет собственник вследствие изъятия жилого помещения, установленные п.7 ст.32 ЖК РФ.

То есть собственник имеет право на денежную компенсацию затрат по переселению из аварийного дома в отличие от гражданина, проживающего на основании договора социального найма, переселение которого в жилое помещение маневренного фонда и обратно, осуществляется за счет наймодателя только при предоставлении жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома.

Принудительное изъятие жилого помещения допускается на основании решения суда по иску, предъявленному собственнику, не заключившему соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, но не ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества. Собственнику будет выплачена выкупная цена, определенная решением суда.

Рассмотренный порядок переселения применяется для многоквартирных домов, попадающих под действие программ переселения, то есть признанных аварийными до 01.01.2012 года и не включенных в такие программы. И если в первом случае финансирование производится муниципальным и региональным бюджетами в совокупности с

Фондом содействия реформированию ЖКХ в рамках действия Закона №185-ФЗ, то для аварийных домов, признанных таковыми после

01.01.2012 года регионам приходится искать собственные пути решения возникающих проблем. Особенно если при рассмотрении материалов дела о признании многоквартирного дома аварийным будет установлено, что жилые помещения представляют опасность для жизни и здоровья по причине их аварийного состояния.

Решением в этом случае может стать указание в региональных программах переселения, целевых либо комплексных жилищных программах необходимость привлечения инвестиций в развитие инженерной инфраструктуры на участках, высвобождающихся после ликвидации аварийного жилищного фонда, позволяющих повысить их продажную стоимость и тем самым обеспечивающих дополнительные ресурсы для переселения граждан из аварийного жилья. Необходимо предусмотреть альтернативные возможности дальнейшего использования изымаемых участков, в том числе продажу участков, не имеющих инженерных коммуникаций, с обязательствами застройщика обеспечить их строительство. Особенностями привлечения инвестиций являются быстрое вложение средств в развитие инженерных систем и тем самым в ликвидацию аварийного жилищного фонда и возврат этих средств на приемлемых условиях на протяжении длительного времени.

Источниками инвестиционных ресурсов в перспективе должны стать кредиты банков, муниципальные/региональные облигационные займы, капитальные вложения в рамках инвестиционных программ, в том числе финансируемых на условиях концессии объектов инженерной инфраструктуры.

В Оренбургской области в целях повышения доступности и комфортности жилья, качества жилищного обеспечения населения действует Государственная программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014- 2020 годах», принятая Постановлением Правительства Оренбургской области от

30.08.2013 года№737-пп.

Для того чтобы вызвать коммерческий интерес у потенциального инвестора, необходимо наличие информации о земельных участках, на которых сосредоточен аварийный жилищный фонд, с точки зрения возможности проведения на них градостроительных и инженерных работ. В муниципальных образованиях, целесообразно говорить о концепции реконструкции отдельных территорий, подходах к их преобразованию с позиций привлекательности для инвесторов, жителей и муниципального образования в целом. В зависимости от стратегии реконструкции устанавливается градостроительный регламент зоны с предписанием видов и параметров разрешенного использования недвижимости. Для повышения инвестиционной привлекательности жилищно- коммунальной инфраструктуры необходимо предусмотреть обеспечение условий снижения рисков потенциальных инвесторов.

Подводя итог рассмотрению этапов реализации программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, стоит отметить, что каждый этап имеет свои особенности, связанные с субъектным составом, методами реализации, процессуальными особенностями. Природа и решение возникающих при реализации переселения споров тоже зависит от того, на каком из этих этапов они появляются.

Список использованной литературы

  • 1. О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс].: федер. закон от 21.07.2007 г. №185-ФЗ. // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Москва: АО Кон- сультантПлюс, 1997-2017. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  • 2. О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы [Электронный ресурс].: постановление Правительства Рос. Федерации от 17.12.2010 г. №1050 // Консорциум Кодекс. - Санкт-Петербург: АО Кодекс, 2017. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru.
  • 3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс].: постановление Правительства Рос. Федерации от 15.04.2014 г. №323 // Консорциум Кодекс. - Санкт-Петербург: АО Кодекс, 2017.- Режим доступа: http://docs.cntd.ru.
  • 4. Панин, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» (постатейный) [Электронный ресурс]. / А. Н. Панин, В. Ю. Коржов / под ред. Е.А. Каменевой // Информационноправовой портал ГАРАНТ.РУ. - Москва: ООО НПП ГАРАНТ-СЕРВИС, 2017. - Режим доступа: http://base.garant.ru.
  • 5. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. П. В. Крашенинникова. - Москва: Статут, 2012. - 620 с.
  • 6. Реформа ЖКХ [Электронный ресурс]. / Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ. - Режим доступа: https://www.reformagkh.ru.
  • 7. Апелляционное определение Мурманского областного суда от 19.01.2016 г. №33-3914/2015 33-8/2016 [Электронный ресурс]. // Справочно-правовая система Право.ги. - Москва: ООО СПС Право.ру, 2017. - Режим доступа: http://docs.pravo.ru.
  • 8. О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс].: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. №14. // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Москва: АО КонсультантПлюс, 1997-2017. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  • 9. Решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от
  • 29.03.2013 г. по делу №2-1433/2013 [Электронный ресурс]. // Консорциум Кодекс.- Санкт-Петербург: АО Кодекс, 2017.- Режим доступа: http://docs.cntd.ru.

Является главенствующей задачей жилищной политики РФ.

Сегодня проблема расселения из подобных зданий и жилых объектов стоит достаточно остро, так как органы местного самоуправления не успевают в установленные сроки переселять граждан из непригодных к проживанию домов и коммунальных квартир, вследствие чего численность ветхого фонда растет и накапливается.

Аварийное и ветхое жилье наносит урон внешнему облику городов и населенных пунктов, а также представляет зачастую серьезную угрозу для проживающих в нем людей.

Отсутствие необходимого ремонта десятилетиями, возложения этих обязанностей на самих жильцов и крайне медленные темпы переселения приводят к сложностям, спорам и разбирательствами сторон.

Подробнее о сложившейся ситуации с переселением из ветхого фонда в РФ, способах решения проблемы и порядке проведения такого процесса - читайте далее.


Основные нормативные акты, такие как Жилищный кодекс РФ и Постановление Правительства РФ №47 не упоминают и не раскрывают понятие «ветхое и аварийное жилье».

По причине частного использования данного термина на практике его определение можно найти в неофициальном документе - методических рекомендациях по содержанию и ремонту жилого фонда. В соответствии с ним «ветхое жилье» представляет собой жилое помещение с износом конструкции здания 65-70% (для деревянных и каменных построек соответственно).

Несмотря на такой существенный уровень износа, опасность обрушения отсутствует.

Аварийное жилье признается таким в ситуации, когда больше половины жилых помещений и главных несущих конструкций здания могут представлять опасность для жизни жителей и относятся к категории аварийных.

Принципиальное отличие ветхого жилья от аварийного заключается в том, что последнее имеет такие деформации, которые приводят или могут привести к обрушению. Поэтому проживание в таких помещениях опасно для здоровья и жизни людей. А в ветхом, даже учитывая высокую степень износа, можно проживать.

Откуда берется ветхий жилой фонд?

Однако далеко не все лица, проживающие в нем, имеют достаточные финансовые возможности для восстановления своего жилья.

На протяжении многих лет, и даже десятилетий ситуация усугубляется отсутствием ремонта и нарушением всех сроков в проведении таких работ. Соответственно, происходит постепенное наращивание проблемного при имеющейся непригодности жилья для безопасного проживания. Действующие программы переселения федерального и региональных уровней помогают в некоторой степени решать проблему, но с очень низкой скоростью.

Современная ситуация в России

Президентом РФ было поручено переселить всех граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, в срок до 2017 года. Механизм начал работу: были дополнительно профинансированы государственные программы по расселению, составлены планы и очереди.

Но люди столкнулись с множеством серьезных проблем.

В большинстве случае переселение из ветхого жилья производится в новые микрорайоны, которые пока не имеют всей необходимой инфраструктуры, в том числе и социальной.

Но куда большей бедой является существенный недостаток необходимых площадей под застройку. Выходом в данной ситуации стало многоэтажное строительство (более 20‒ти этажей).

При скученной застройке подобных микрорайонов возникают опять же новые проблемы: недостаточное количество парковочных мест, небольшие территории внутри дворов и недостаточность прилегающих объектов социальной и обслуживающей инфраструктуры.

В некоторых субъектах РФ законодательно установлено предоставление нового жилья строго по имеющей в собственности площади жилого помещения в ветхом доме, без учета принятых норм. К примеру, если человек имеет комнату 20 кв. м., то помещение такой же площадью он и получит, независимо от того, что в ней могут быть прописан кто-то еще.

Еще одним негативным моментов является недостаток финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию жилищных программ.

При этом ни дополнительных субсидий или дотаций из федерального бюджета не предусматривается.

В настоящее время переселению принадлежит только жилье, которое было признано ветхим и аварийным до 01 января 2012 года. Все, что приобрело такой статус позднее, в государственную программу не включается. Индивидуальные случаи будут рассмотрены комиссией.

Порядок расселения из ветхого жилья и необходимые документы

В соответствии Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года для того, чтобы признать жилье ветхим и принять соответствующее решение о переселении из него жильцов, на местном или региональном уровне создается межведомственная комиссия.

Обращаясь в эту комиссию, арендодатель или собственник помещения должен написать заявление о признании жилья непригодным для дальнейшего проживания.

Альтернативным способом обращения в такую комиссию является заключение органа, правомочного осуществлять контроль и надзор за состояние жилых помещений и об их несоответствии установленным законом нормам.

Помимо заявления комиссии предоставляются следующие документы:

  • копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;
  • экспертная оценка жилья (в случае необходимости признать жилье аварийным и подлежащим сносу);
  • проект реконструкции помещения (в случае );
  • иные документы.

Заявление можно подать удаленно через сайт государственных услуг, МФЦ, посредством почтовой связи или лично.

После предоставления пакета документов и заявления комиссией в срок до 30 дней проводится их анализ и принимается решение о необходимых дополнительных проверках дома или квартиры.

Анализ заключается в следующем:

  1. Осуществляется тщательная проверка приложенных документов и заявления.
  2. Определяется необходимость в предъявлении дополнительной документации.
  3. Устанавливается экспертный состав комиссии и оценивается ее работа.
  4. Составляется документ (акт) обследования жилого помещения и итоговое заключение.
  5. Выносится окончательное решение.

Комиссия принимает одно из следующих решений:

  • помещение нуждается в капитальном ремонте;
  • жилье признается аварийным и подлежит сносу;
  • помещение пригодно для проживания;
  • жилье нуждается реконструкции или ;
  • дом признан аварийным;
  • помещение не соответствует установленным законодательством нормам, и поэтому для проживания непригодно.

Основаниями для признания помещения непригодным для проживания являются:

  1. Помещения расположены в признанном аварийным и подлежащим сносу/реконструкции многоквартирном доме.
  2. Несоблюдение норм санитарно-эпидемиологической безопасности или их существенное превышение на территории расположения дома.
  3. Наличие серьезных повреждений жилого объекта в результате землетрясения, взрывов или пожаров, при которых восстановительные работы становятся нецелесообразными и экономически невыгодными.
  4. Расположение жилья в зоне схода оползней и иных возможных природных катаклизмов с условием невозможности предотвращения разрушений инженерными методами.
  5. Помещения имеют надо собой расположенные устройства для промывания мусоропровода.
  6. Расположение жилья в районе потенциальных разрушений в случае техногенных аварий и на территориях прилегания к воздушным линиям электропередачи переменного тока с высоким уровнем напряжения и индукции;
  7. Наличие уровня шума выше допустимых норм при выходе окно на крупные магистрали.

После рассмотрения поданного жильцами заявления комиссией составляется заключение в 3-х экземплярах. При этом может быть вынесено решение о непригодности жилого помещения для проживания и переселении жителей. На основании такого решения будет издано распоряжение исполнительного государственного органа, в котором необходимо прописать конкретный порядок переселения граждан.

При подаче заявления через почту или сервис госуслуг, комиссия в срок до 5-ти дней с даты принятия соответствующего решения направляет его заявителю, арендатору или соответствующему государственному органу.

Порядок и сам процесс переселения из ветхого жилья прямым образом зависит от его принадлежности к определенной категории: государственный жилой фонд, частный или муниципальный.

Способы решения вопроса

При переселении из ветхого жилого фонда жильцы могут претендовать на следующие способы решения текущих проблем:

  1. Предоставление равноценного жилого объекта (при выселении собственника).
  2. Предоставление жилья по .
  3. Выплата жильцу выкупной цены жилого помещения.

Рассмотрим каждую компенсационную меру более детально.

Предоставление равноценного жилого объекта

Переселенцам (собственникам жилья) может быть предоставлен равноценная квартира или дом с учетом величины общей площади жилья и количества комнат в нем.

Причем предоставляемое жилье моет относиться как к первичному, так и вторичному жилищному фонду. Решение об именно таком способе расселения принимается также межведомственной комиссией.

Предоставление жилья по договору социального найма

Жилые объекты предоставляются по договору социального найма в виде комнат или отдельных квартир из фонда социального жилья. Обязательным условием является соответствие площади предоставляемого жилья показателям нормы для семьи на момент принятия окончательного решения о переселении. Данный параметр не может быть меньше площади предыдущего жилого помещения.

Также новое жилье должно располагаться в пределах населенного пункта и района, где располагалось старая квартира или дом за исключением случаев, закрепленных законодательно.

Выплата жильцам выкупной цены жилого помещения

В соответствии с Жилищным кодексом РФ (ст.32) гражданин взамен предоставления равноценного жилого помещения может выбрать в качестве меры компенсации денежную выплату выкупной цены дома или квартиры. Такая цена подразумевает стоимость жилья на рынке и дополнительные затраты, которые понес собственник в процессе переселения, включая упущенную выгоду и оформление соответствующих документов на собственность.

При возникновении разногласий в отношении предлагаемой суммы за помещение, гражданин имеет право на обсуждение данного вопроса с представителями власти или обращение в суд.

В решении суда указывается та выкупная стоимость, которую выплачивают собственнику. Сегодня число подобных судебных споров и разбирательств связано с тем, что региональные и местные власти специально занижают выкупную цену жилья.

Переселение из ветхого жилья в период проведения реконструкции или ремонта.
В случае проведения реконструкции или капремонта необходимости переселения жильцов государственные органы будут обязаны предоставить им для проживания другое жилье. Жилые помещения на такие цели выделяются из маневренного жилого фонда. Граждане, не согласные на переселение, могут быть выселены принудительно по решению суда.

При этом сохраняется право на возвращение в реконструированное или отремонтированное жилое помещение, независимо от длительности работ.

Исключениями из данного правила является ситуации, когда собственник не может вернуться в занимаемую ранее квартиру или дом, если после реконструкции/ремонта площадь жилья была существенно изменена и показатели нормы на одного человека не соблюдаются. Возможна и иная ситуация - когда площадь помещения наоборот становится больше, тогда в переселении обратно будет отказано.

Нормы в отношении жилья, предоставляемого взамен ветхому

Любое жилое помещение, предоставляемое взамен текущего, должно отвечать определенным техническим, противопожарным, санитарными иным нормам, установленным соответствующими нормативными актами, и располагаться в том же городе или населенном пункте.

К благоустроенности жилого объекта предъявляются следующие требования:

  • площадь жилого помещения должна быть равнозначна площади ранее занимаемого жилья (включая количество комнат);
  • устанавливается средний уровень благоустроенности данного населенного пункта (планировка квартиры, коммунальные удобства, наличии лифта и т. д.);
  • помещение должно находиться в пределах населенного пункта, где располагалось предыдущее жилье.

В каждой конкретной ситуации должен учитываться уровень для сельских районов и городских территорий.

Процесс переселения граждан из ветхого и аварийного жилья является очень сложным, сопровождается множеством проблем, ограничений и может занимать многие годы. Вмешательство властей, в том числе федерального уровня, а также реализация специальных программ способствуют ускорению получения жильцами благоустроенных помещений и постепенному улучшению ситуации с ветхим фондом в РФ.

Новое на сайте

>

Самое популярное