Домой ОТП банк Экономика в начальной школе. Воспитательское занятие на тему: Беседа "Что такое экономика"

Экономика в начальной школе. Воспитательское занятие на тему: Беседа "Что такое экономика"

УМК «Азбука финансовой грамотности.
Экономика для младших школьников», 1-4 классы
(факультативный курс)

Как известно, экономика - это одна из основных общественных дисциплин, в которой в концентрированном виде ставятся и решаются вопросы социального устройства, хозяйствования, механизмов и главных рычагов существования, взаимодействия и развития человеческого общества.

Знание объективных экономических законов необходимо современному человеку. И чем раньше произойдет первое знакомство с их содержанием и инструментарием, чем раньше состоится встреча с ними ребенка, тем активнее пойдет процесс его общего развития.

О.С. Письменюк - 1 класс;
. Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова - 2, 3 классы;
. Т.В. Смирнова - 4 класс.

В УМК входят учебные пособия:

. «Дом в Обычном переулке»;
. «Вокруг денег. Рабочая тетрадь для 1 класса»;
. «Белка и Компания»;
. Задачник - рабочая тетрадь «Путешествие в компании Белки и ее друзей» (в 2 частях);
. «Новые приключения Белки и ее друзей»;
. справочное пособие «Экономический сказочный словарь»;
. методические рекомендации к курсу экономики для младших школьников;
. методические рекомендации, ответы и пояснения к Задачнику - рабочей тетради по экономике «Путешествие в компании Белки и ее друзей».

Цели курса:

С помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;

Способствовать общему развитию ребенка.

Занятия по курсу не только решают задачи экономического образования, но и развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок - это неповторимая индивидуальность со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Решение нравственных и экономических проблем помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Одним из важнейших направлений программы курса является духовно-нравственное воспитание младших школьников. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

Патриотизма через активное познание истории, первичное освоение понятия «меценатство» и понимание значимости достижений экономического развития своего и других народов;
. трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
. ценностного отношения к природе, окружающей среде;
. нравственных отношений в экономическом поведении.

Курс экономики дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и необходимость применения экономических знаний в окружающей жизни.

Справочное пособие «Экономический сказочный словарь» дает представление об основных экономических понятиях, наиболее интересных и доступных для детского восприятия. Автор в привлекательной для ребенка сказочной форме объясняет основные экономические категории. Сказки-малютки расположены в алфавитном порядке. Каждому экономическому термину посвящена своя сказка, где на одном игровом поле встречаются герои известных литературных произведений и новые, придуманные сказочные персонажи. Этот литературный прием позволяет включить детей в процесс решения реальных экономических задач, помогает маленьким читателям понять действие экономических законов и усвоить сложные экономические категории.

Задачник-рабочая тетрадь по экономике (в 2 частях) «Путешествие в компании Белки и ее друзей» предлагает различные задачи и задания экономического содержания к учебному пособию «Белка и компания» . Дети знакомятся с историей экономических явлений, с основами этикета делового человека, учатся считать затраты, анализировать и моделировать различные экономические ситуации. Представлены ребусы, головоломки, загадки на экономические темы.

ПРОГРАММА курса «Экономика и мы» (автор Е.А. Мухина)

Вариант КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ курса по экономике (автор
С.В. Бржезинская), в котором выделены предметные и метапредметные результаты, а также намечены возможные формы организации деятельности учащихся. Ознакомившись с этим вариантом, вы сможете составить свой, учитывая индивидуальные особенности детей вашего класса.

Посмотреть запись обучающего вебинара О.С. Письменюк «РАБОТАЕМ ПО КУРСУ «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (ЭКОНОМИКА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ)».

Хотим мы это признавать или не хотим, но мы - дети административно - командной системы. Сейчас идёт процесс расширения сети возможных фирм, предприятий, ООО и т.д. Я считаю, что надежды отечественного бизнеса надо связывать не с теми, кому 10,20,30 лет, а с теми, кто ходит в детский сад, начальную школу. Если вспомнить, что формированию административно - командного мышления в школах нашего детства уделялось достаточно много внимания. Звёздочки, отряды, звенья и т.д. А что сегодня? Сегодняшним детям выпало нелёгкое испытание. Дети на каждом шагу встречаются с новыми словами, с новыми отношениями. Кем бы ни стали дети, где бы они ни жили (город, село), они сталкиваются с законами экономики. Если они будут их знать, понимать - это пойдёт им только на пользу. Они смогут строить свою жизнь интересно и разумно.

Сегодня в сложных условиях нашей страны, которая осваивает новые рыночные отношения, чрезмерно велика доля криминальной коммерции. Она приносит в нашу жизнь свои неписаные законы, свой язык - жаргон, свой “кодекс бесчестия”. Дети сталкиваются с негативной стороной экономики. В незрелом сознании ребёнка велика опасность замещения объективных экономических понятий правилами “чёрного рынка”, дикого предпринимательства.

Экономика - (с греч. дом, хозяйство, учение, закон) - термин, ввёл в научный оборот величайший мыслитель Древнего мира Аристотель. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей. Под благом принято понимать то, что удовлетворяет потребности людей, отвечая их целям и устремлениям. Производство имеет решающее значение для экономики. Если не создан продукт, то тогда нечего и распределять, обменивать, потреблять. Естественно, жизненный уровень людей в любой стране зависит от того, сколько благ создаётся в ней для каждого жителя. Человеческие запросы обгоняют производство и толкают его вперёд. Читая К.Маркса, мы видим, что он рассматривает рыночную экономику, как мощное средство накопления капитала и богатства. Однако он описывает этот процесс (том II “Капитал”) совсем не так, как Адам Смит (род. в Шотландии). Смит подчёркивает саморегулируемость процесса экономического роста, его равномерный ход. А Маркс утверждает, что процесс полон ловушек, кризисов, неполадок.

Многие экономисты не приемлют диагноза Маркса о том, что классовая борьба - вот великий двигатель перемен в обществе. Этот вопрос мы оставим экономистам, а сами ещё коснёмся другого вопроса. Другой важный элемент экономического ландшафта - семьи: чем нас могут интересовать семьи? Прежде всего, семья - это источник рабочей силы. И ещё мы получаем представление о картине богатства и бедности. Я буду описывать способ распределения доходов, как огромный пирог. Почему доход одного человека больше, чем другого? Экономисты объясняют это по-своему, народ - по-своему. Реформирование экономики в России сопровождается возникновением новых явлений, тенденций в сфере занятости. В любой стране найдутся те, кто не хочет, и не будет никогда работать, чью иждивенческую психологию никакими законами и приказами не изменить. Есть люди, которые оказались выбитыми из привычной среды: растерявшиеся перед наступающим рынком и его жестокими требованиями. Теперь понятно, что рынок - неэффективный инструмент обеспечения общества, даже очень богатых людей, теми товарами и услугами, на которых нет ярлычков с ценами: образование, здравоохранение, культура. Рыночное общество покупает эти товары, направляя на подобные нужды часть налоговых поступлений. Граждане, однако, часто воспринимают эти налоги, как насильственные поборы, в противоположность тому, что они покупают добровольно. Рыночное общество слишком обделяет образование, здравоохранение, муниципалитеты, поскольку нет средств.. Переход страны к рыночной экономике обострил проблему-безработицы. На первый взгляд ребенку младшего школьного возраста трудно осилить экономические понятия, но если использовать игровые ситуации, путешествия в удивительный мир, где правит царица “ Экономика”, он осилит. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребёнок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовлетворение от самого учения. Поддерживать интерес ребёнка к учёбе помогут яркие наглядные пособия и приглашение в удивительную страну, где хозяйка - царица Экономика.

Я считаю, что, начиная с 1 дня 1 класса нужно знакомить детей с новыми словами, с новыми простейшими профессиями, связанными с бизнесом, с экономикой, а главное, чтобы дети понимали, что деловому человеку мало быть целеустремлённым, честным. Порядочным, способным к общению с самыми разными людьми, ещё очень важно быть образованным. В первом классе читаем русские народные сказки (заметила, что с каждым годом дети хуже знают наши сказки). Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях (автор Т.А. Попова, О.И. Меньшикова 1993г., случайно попала ко мне в руки). Я рассказывала своей дочери, играла с ней, придумывала интересные сюжеты, иллюстрации про царицу Экономику, её помощников. Теперь многие вещи, о которых мы слышали в 1994 году, можно теперь, в 2009 году почувствовать “на ощупь”: пойти на собрание акционеров, купить собственный магазинчик, почувствовать себя собственником, хозяином, открыть своё дело. Ведь от этих маленьких несмышлёнышей зависит, какой будет Россия - богатой, сильной, или нищей, слабой. Учителю начальной школы самому надо разбираться в мудрёных, заморских словах - “инфляция”, “маркетинг”, “спонсор”, и т.д. и помочь детям больше узнавать про скучную экономику, про спрос и предложение, через увлекательную игру, зная, что, все игры имеют строгие правила, и ходы просчитываются наперёд. Не зная, не соблюдая правил, не умея предвидеть - успеха не жди.

Я 4 года работала над темой “Экономического мышление младших школьников” в классе коррекции. Работала над этой темой 4 года и в классе по традиционной программе. Образовательная программа “Школа 2100” даёт большие возможности для формирования экономического мышления младших школьников. Предлагаю детям проверить себя в тестах, поразгадывать тематические кроссворды, принять участие в бизнес - игре (4кл.), экономической викторине. Родители стали относиться с пониманием, т.к. являются акционерами (СУЭК), играют с нами на семейных экономических уроках. И я считаю, что эта тема является актуальной в наши дни. Сама информацию собираю по крупинкам, перерабатываю. Очень жаль, что мало печатается материалов для детей про рыночные отношения. В основном литература выходит для предпринимателей. Нам взрослым пора понять, что запад, про который нашему поколению твердили, что он “загнивает”, а мы, “впереди планеты всей”, показывает другое.

Очень трудно объяснить про экономику первокласснику. С первых дней мы с детьми решаем: “ В каких условиях, с какими партнёрами нам комфортно, с какой целью мы пришли в школу?” Придумываем правила делового человека.

День рабочий начинаем со слов:

  • Мы пришли сюда учиться. Не лениться, а трудиться, Слушаем внимательно, Работаем старательно.
  • Стихи подбираем, переделываем. Придумываю много игр на уроках, переменах, в группе продленного дня.

Настольная игра на большом плакате в первом классе вначале требует присутствия учителя, а затем дети самостоятельно играют. Новые слова заучиваются детьми быстро и с удовольствием. По - моему, я правильно постаралась объяснить заграничные, а, в общем-то, обычные слова, которые льются на нас с экранов телевизоров. Урок риторики по теме: “Знакомые незнакомцы” III четверть 1 класс (стр. 27. Детская риторика Ладыженская Т.А.) показал, что дети любят играть в эту игру, т.к. они активно объяснили значение незнакомцев.

Игра “Маркетинг”.

В этой игре принимают участие группы детей и ведущий. Каждая группа выбирает менеджера (управляющего) 3 открытки (1-е пейзажем, 2- животные, 3- цветы.)

Менеджеры и ведущий выходят за дверь или в другую комнату. Ведущий показывает 1 менеджеру, например, 1 открытку, 2-2-ю, З-му-З-ю. Менеджеры, внимательно изучив изображение на своих открытках, входят туда, где группы детей. Каждый менеджер рассказывает 1-му игроку из своей группы, что изображено на открытке. Первый игрок передает эту информацию 2- му, 2- ой- 3-му и т.д. Последний игрок может устно передать информацию менеджеру или попробовать нарисовать эту открытку. Выигрывает та группа, у которой изображение на рисунке будет наиболее похожим на оригинал или информация устная будет тоже соответствовать информации, которую менеджер “доверил” первому игроку.

Зная, что маркетинг- это наука, изучающая спрос и предложение на товары, услуги, я на уроках трудового обучения, изобразительного искусства провожу игру. Играет весь класс.

Одна группа - рекламные агенты, другая - покупатели. Рекламные агенты за 5-10 минут на альбомном листе сделают рекламу тому или иному предмету и дают текст- рекламу. Каждый покупатель в это время готовит визитную карточку и на ней пишет свои данные. Когда рекламные агенты начинают предлагать рекламу предмету, покупатель, оценив ее, отдает свою визитку тому или иному агенту, чья реклама понравилась. Лучшим рекламным агентом считается тот, кто больше всех собрал визиток.

Изготовляя коробочки, кубы, мы тем самым изготовляем упаковку для сувениров, подарков. И здесь очень необходима реклама. В процессе игр я знакомлю детей, как в жизни формируется спрос, предложение. И почему важно знать, сколько и какого товара нужно больше произвести. Как эффективно использовать время, бросовой материал. Например, предлагаю такие задания. Закройщик, выкраивая платье или другое изделие, всегда старается потратить как можно меньше ткани. Сделать отходы производства минимальными - главная цель производителей любой продукции. Попробуй из листа бумаги размером 20 на 20 вырезать как можно больше треугольников, ромбов, прямоугольников и других фигур. Используем бросовой материал (обрезки, газеты и т.д.).

Затем с детьми выводим алгоритм:

  1. Изготовить шаблоны каждой фигуры, положить на квадрат, обрисовать и вырезать.
  2. Начертить фигуры на квадрате, вырезать. Дети предлагают свои способы, позволяющие быстро, экономно, качественно выполнить задание.

В 4 классе дети свободно владеют экономическими понятиями, понимают, что в фирме, в обществе с ограниченной ответственностью и т.д. всегда ладится работа. Бывает, что люди ссорятся, но общее дело требует принятия компромиссного решения. Коллектив должен работать дружно, нужно пойти друг другу на уступки и решить все проблемы. Мы уже не играем, а живем своим коллективом в новых экономических условиях. Проводим и с родителями совместные уроки, называя семейные уроки, где присутствуют бабушки, дедушки, мамы, папы. Наблюдая за детьми в 5-6-7-8 кл. и т.д. делаю вывод, что детям наши уроки очень помогают в будущем. В 8 А классе (училось 27 человек, прибывшие чувствуют себя комфортно.) Нет группировок, склок, унижений. Ребята “болеют” друг за друга, советуются со мной, поддерживают тех, кому тяжело с учебой.

Фрагмент семейного урока:

1. Школьник, школьник,
Что так рано
Ты пришел сегодня в класс?
Ты всегда приходишь в 8,
А сейчас 10-й час?

Обсуждаем, почему нужно приходить вовремя, без опозданий. Родители приводят примеры, дети свои прогнозы. Затем вывод делают дети.

2. Учим родителей решать задачи.

1) Два мальчика разбили 8 стекол, первый- 3, а сколько разбил другой?

Текст можно усложнить: Два мальчика разбили 8 стекол, один-3, сколько разбил другой? Сколько денег потратят родители, чтобы вставить стекла, если 1стекло стоит --- у. е.?

2). Коля забыл дома деньги, а так хотелось купить мороженое. Он одолжил у Толи 4 рубля. Завтра Коля должен Толе еще 2 %. Сколько денег должен вернуть Коля?

(Дети решают, доказывают.) Звучит вопрос: “ Есть ли цена у дружбы?”

Очень часто задаю ребятам вопрос: “Есть ли цена у времени, у здоровья?”

3). Мама обещала купить дочери куклу, если дочь закончит четверть на 4 и 5. Кукла куплена. Мать верит дочери. Но, а, как бы Вы, родители, поступили? Как называется заранее отданный подарок? (кредит)

4). Вспомним “Морозко”. Ленивая, радивая. Кто из героев: дочь старика или дочь старухи станет безработной? Что нужно сейчас делать детям, чтобы не стать безработным?

Перед родителями разыгрываем сцены:

1. Сын: “Папа, ты помнишь, что обещал мне 50 руб., если я перейду в....кл?”

Папа: “Да, сынок, помню!”

Сын: “Папа поздравляю тебя, ты сэкономил деньги!”

“Желание работать усердно, настойчиво и целеустремленно - вот непременные черты большинства людей, добившихся успеха”,- так пишет американский миллионер Харри Роузер. Я часто рассказываю детям о богатых людях мира (использую энциклопедии, и др. литературу) о том, что ни у одного путь не был усеян розами. Эти люди не бояться спрашивать, искать, добиваться успеха.

Волк услышал, что “собирают анализы”, “лихорадит”, “доктор”. Решил тоже принять участие, собрал анализы и ждет. Дети “помогают” Волку - выполняют задания.

Лиса Хитроумовна занимается бартером. Выполняя задания лисы (хитроумные задачи), дети повторяют русские народные сказки: “Лисичка со скалочкой”, “Волк и Лиса” и др. и рассуждают, знакомятся с новыми экономическими понятиями.

Лиса и Волк играют в игру “Кто хочет стать богатым?”. Им предлагают вопросы:

1. Как можно назвать Лису и Волка в сказке “Лиса и Волк”

а) друзья
б) партнеры
в) враги
г) акционеры

2. Кем притворялся Карабас Барабас, когда дал Буратино 5 золотых монет?

а) спонсор
б) инвестор
в) менеджер
г),поставщик

3. В сказке “Приключения Буратино” Дуремар ловил и продавал в аптеке пиявок, как его можно назвать?

а) спонсор
б) инвестор
в) поставщик
г) предприниматель

4. Помните, как Буратино на Поле чудес в Стране дураков ждал, когда у него вырастет из 5 монет дерево с целой кучей денег? А куда Буратино должен был положить свои денежки, чтоб они выросли?

а) земля- почва
б) банка
в) банк
г) сумка

Итак, сколько сказок, сколько героев, столько и вопросов, столько и сюжетов можно задумать.

Главное не заиграться. Продумывать задачи урока, выводы, чтобы, материал по экономике сливался в единое целое с основным материалом. На любом уроке можно использовать экономические понятия, приучить детей добывать самостоятельно информацию (т.е. читать, искать, объяснять) работать творчески, работать над собой, помогать своему партнеру. Часто использую групповые, парные формы работы.

Жизнь не стоит на месте. Многие семьи имеют компьютеры, дети свободно с машиной на “ты”.

Поговаривают, что, будто злые духи, заимели власть над царицей Экономикой. Самая страшная колдунья Инфляция заколдовала все деньги в государстве, помощников чем-то опоила.

Кто поможет? Экономика издала указ: “ Кто из ребят найдет в себе силы и поможет ей и жителям Большой земли?”

Тема: “Возвышающее искусство”

Вспомните, с какими зданиями вы познакомились на первом уроке?

(рассуждения строятся с опорой на репродукции)

Можно ли эти здания назвать прекрасными?

Здания должны быть прочными, удобными, красивыми. Вы - предприниматели. Вам

необходимо произвести не только качественное строительство здания, но и сделать как можно быстрее, чтобы опередить своих конкурентов. Разработайте свой бизнес-план.

Используя бумагу, фольгу, лоскут, изготовьте аппликацию-коллаж - “Здание”

Программа “Школа России”. Плешаков А.А.”Мир вокруг нас”.

Что такое экономика? (страница 100) – отведено 1 урок.

Как учителю доступно объяснить за столь короткое время то, что многие взрослые-то не могут понять? А ведь экономика для детей – это осмысление жизненных ситуаций и поэтому я перед собой и ставлю задачи:

  1. С помощью изучения экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения.
  2. Развивать экономическое мышление, эмоционально- волевую сферу, формировать нравственные качества.

Сегодняшний деловой мир нуждается в людях, способных принимать экономически грамотные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь. Для того чтобы добиться успеха в жизни, необходимы “готовность к нововведениям”, к совместной работе.

Математика. 1 класс

Тема: “Сложение и вычитание в пределах 10”.

Цели: Закреплять знание таблицы сложения и вычитания в пределах 10, продолжить формировать умение решать задачи, развивать навыки счета, логическое мышление, внимание, речь, воспитывать качества делового партнера.

Учебные материалы: Иллюстрации ярмарки, Муравья, Стрекозы, Мухи, посуда(с росписью Хохломы, Гжели), матрешки, монеты, шары, музыкальный ряд, ауди.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель (На фоне песни “Это ярмарки краски…” ). Добрый день гости званые, желанные. Собрались мы на ярмарку, на веселую. На людей посмотрим и себя покажем. Чтобы не потеряться, нужно посчитаться.

  1. Счет двойками.
  2. Посмотрим на часы: 10 часов, через 45минут вернемся. Какое время будут показывать часы? (Ответы детей)

2. На доске иллюстрации ярмарки

Учитель. Ну и товар! И этот хорош! И другой хорош! Выбирай который хошь! Народные умельцы привезли свой товар. (Посуда из Хохломы, Гжели )

Иллюстрация нарядной Мухи.

О! Кого мы видим!
Муха, муха-цокотуха!
Позолоченное брюхо!
Она по ярмарке пошла
И 5 у.е. нашла!
Вот какая внимательная!

1) Чистописание.

По дорожке мы пойдем и мухину монетку понесем. (запись в тетрадях 5 5 5 5 5)

2) Муха 5у.е. нашла. Самовар стоит 3 у.е. Сколько сдачи получит она?

(Ученик ведет класс – комментирует.)

3) Синее небо, словно в апреле. Вы, увидите на этой Гжели!

Муха пригласила на чай 3 букашек, 2 тараканов, 4 жуков. Сколько гостей она пригласила?

Ученик комментирует решение.

4) Устно (показываю пакетик заварки)

Пакетик заварки для одной чашки чая стоит 2 у.е. Хватит Мухе Денег?

Физкультминутка (танцуем все) Звучит “Мани-мани”

Учитель. А вот мячи и шары! Все для детворы! Потрудимся и мы! Обменяем на бартер шары на знания свои.(К нитке привязан листок)

2 + 5
10 – 4
3 + 6
10 – 6
7 – 4
9 – 5
8 + 2
7 + 3
8 – 6
6 + 4
6 – 5
8 – 5

Ученик. Первое слагаемое-2, второе слагаемое-5, сумма равна-7

(За правильный ответ получают шар.)

Иллюстрация нарядной Стрекозы

Учитель.

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима уже пришла.
Злой тоской удручена,
К Муравью пришла она:
“Накорми и обогрей,
Хоть до теплых только дней”.

Муравей. Кумушка, мне странно это? Где работала, ты летом?

(Диалог Муравья и Стрекозы записан на ауди.)

– Поможем выполнить задания Стрекозе:

  1. Ты, да, я, да мы с тобой. Сколько нас будет питаться зимой?
  2. Сколько ушей у 3-х мышей?

Учитель. Ни трудиться, ни учиться нет желания у Стрекозы. Вот и будет злиться, завидовать. А ведь желание трудиться усердно, дружно - вот первый шаг к успехам!

Муравей решил и нас проверить.

В одном кошельке у него 10 рублей, в другом столько, сколько в первом, в третьем столько, сколько в первом и во втором вместе. Поставь вопрос и реши задачу.

Толя решил купить на ярмарке шарик, а денег нет. Занял у друга 5рублей. А отдать надо завтра на 2 рубля больше. Сколько нужно отдать?

Правильно поступил друг, требуя проценты? Есть ли цена у дружбы?

Учитель. Ой! Что мы видим на ярмарке? Ростом разные подружки, не похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (Деревянные матрешки с заданиями)

Прочти те числовые выражения, ответы которых равны 10

Учитель. Вот и пришло время прощаться. Гости и царица Экономика увидели, что вы усвоили материал по теме. Благодарим за желание трудиться, помогать другим. С такими смекалистыми, трудолюбивыми, старательными в ее кошельке зазвенит веселая копейка, которая и рубль сбережет.

Внеклассное занятие для младших школьников на тему «Социально-бытовая ориентация»

Экономическая игра для детей 7-8 лет

Цели : познакомить детей с понятиями: «экономика», «собственность», «товар», «деньги», «цена», «сделка», «партнеры», «бартер», «покупатель-продавец»; способствовать развитию деловых качеств: бережливости, практичности.

Оборудование : карточки с экономическими терминами; схема кроссворда, красочно оформленное название темы.

Ход занятия

I. Введение.

Ознакомительная беседа.

Телеграмма! Телеграмма!

Я глазам не верю прямо!

Выезжает, вылетает,

Прибывает в гости к нам

Знаменитый Чтоядам!

Тут сбежалась вся квартира:

Дядя Боря, тетя Ира,

Мама, бабушка и дед,

В двери выглянул сосед:

Это правда или нет?!

Даже папа, слыша это,

Прибежал из кабинета:

Неужели Чтоядам

В самом деле едет к нам?

Да! - сказала мама. -

Вот же телеграмма!

Тут сосед, и дед, и дядя

Закричали, в окна глядя:

Самолет!..

Я взглянул, и в этот миг

С самолета кто-то - прыг!

Знаменитый Чтоядам

Прямо с неба прыгнул к нам.

И к нему наперегонки

Все мальчишки, все девчонки:

Чтоядам! Чтоядам!

Ты привез игрушки нам?

Мчался я, как на ракете,

Я привез вам все на свете!

В чемодане у меня

Три машины, два коня,

Самолет и самокат,

Шоколад и мармелад...

Подбегайте, подходите!

Выбирайте, что хотите!

Тут волшебник Чтоядам

Раскрывает чемодан.

Гладит каждому макушку,

Дарит каждому игрушку.

Подходите, хватит всем!

Все дарю вам насовсем!

Это замечательное стихотворение больше похоже на быль или на сказку?

Можем ли мы в реальной жизни приобрести что-либо, не заплатив за товар? (Нет)

Если нам необходим какой-либо предмет, как мы действуем в этом случае? (Идем в магазин, на рынок, покупаем необходимую вещь)

Вывод: так вот мы и поговорим с вами, что же такое товар, деньги, экономика, партнеры и партнерство, бартер и сделка, собственность и какая она бывает.

II. Основная часть занятия.

1. Терминологическая работа.

1) Экономика.

Люди всегда обменивались товаром - мебель на одежду, одежду на фрукты и овощи, фрукты и овощи на хлеб и т. д. Но не всегда

можно было найти нужный товар на обмен. Чтобы было легче менять, люди изобрели деньги. Теперь на них очень многое можно купить. А на свете так много полезных и красивых вещей! Где же сейчас можно взять деньги? Способов много. Читали Э. Успенского «Каникулы в Простоквашино»? Что сказал Дядя Федор? (Пойдем искать клад)

Можно процитировать отрывок.

Клад - это, конечно, замечательно, но весьма несерьезно. Люди зарабатывают деньги своим талантом, знаниями, умением.

Все хотят сделать прическу у ловкого парикмахера, посмотреть на знаменитого фокусника, попасть к мудрому врачу. Тысячи людей собираются, чтобы подивиться на силачей, поднимающих тяжелые штанги, чтобы послушать певцов и музыкантов, увидеть картины великих художников.

Чтобы денег было достаточно, надо уметь делать нужные людям вещи: красивую посуду, вышитые полотенца, теплую одежду, удобную обувь, разноцветные карандаши и др. Тогда люди охотно отдадут за такой труд свои деньги.

Итак, что же такое экономика? (От греческого «oikonomike», буквально - искусство ведения домашнего хозяйства)

Что, значит, заниматься домашним хозяйством? (Грамотно распределять семейный бюджет)

Сейчас слово экономика означает плановое ведение хозяйства страны. Где тоже нужно готовить продукты, шить одежду, делать игрушки, выпускать книги, строить дома для всех жителей, прокладывать дороги.

2) Знакомство с понятием «собственность».

Что же это такое собственность? (Собственность - это то, что принадлежит одному человеку или группе людей)

Ребята назовите свои личные вещи. (Пальто, платье, обувь, книги, игрушки и т. д)

У каждого из вас есть личные вещи - они принадлежат только вам. Это ваша личная собственность. (На столе лежат различные вещи детей)

Ребята, разберите свои личные вещи, личную собственность.

(Дети разбирают)

Дом или квартира, машина, дача, гараж - это личная собственность ваших родителей, личная собственность вашей семьи.

А театры, дороги, вокзалы, школы - это принадлежит государству и является государственной собственностью.

Так какая же бывает собственность? (Собственность бывает личная и государственная)

3) Знакомство с понятием «товар».

Когда собственность становится товаром?

У вашей семьи есть машина, но родители решили ее продать, и машина из собственности превращается в товар.

Один предприниматель хочет купить в личную собственность у государства или другого лица, например, здание кинотеатра, это здание становится товаром.

Вы занимаетесь коллекционированием марок. У вас есть одинаковые марки, и вы захотели одинаковые поменять на новые. Ваши марки становятся товаром.

Что же такое товар?

Товар - продукт труда, произведенный для обмена (продажи).

4) Деньги, партнеры, бартер, сделка.

Ваши родители решили продать машину. Что они хотят получить? (Деньги)

Что же такое деньги? (Деньги - это ценные бумаги)

Родители находят покупателя и договариваются о цене, о времени продажи, о сроке выплаты. Они заключили сделку и стали партнерами.

Вы решили поменять одни марки на другие, без участия денег. Обмен товара без участия денег называется бартер. А такой договор называется бартерной сделкой.

2. Ролевые игры.

1) Обыграть ситуации.

Покупатель - продавец

Маша вырастила на огороде много овощей. Она решила их продать. Овощи стали товаром, а Маша - продавцом. На базаре на каждый овощ повесила ценник. Пришел покупатель, выбрал товар, заплатил деньги и забрал товар.

Партнеры

Вова хочет продать музыкальный диск, Коля хочет купить музыкальный диск. Вова назначает цену, но у Коли не хватает денег на эту покупку. Они договариваются о цене, времени продажи, месте встречи. Мальчики стали партнерами. Когда Коля купит товар, а Вова продает, значит, они произведут сделку.

Бартерная сделка

У Оли книги и у Тани есть книги. Они их уже прочитали и хотят иметь другие книги. Они договариваются об обмене книг, то есть друг с другом меняются. Они произвели бартерную сделку.

2) Разгадывание кроссворда.

1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)

2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)

3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)

4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)

5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)

6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)

7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)

3) Чтение по ролям стихотворения A. Л. Барто «Копейкин».

В будний день и выходной

Раздается за стеной:

Брат. Ты возьмешь меня на пляж?

Сестра. Очини мне карандаш!

Копейкин. Что ты мне за это дашь?

Алексей пришел из школы,

Это он ведет торги.

Узнаю его шаги)

Он со всех взимает плату.

Застегнул штанишки брату -

Взял с него за попеченье Полпеченья.

Дед. Подними очки, голубчик! -

С просьбой дедушка к нему.

Отвечает милый внучек.

Копейкин. Дашь десятку - подниму.

Алексей пришел из школы.

Он теперь придумал так.

Копейкин.

Если выучу глаголы,

Сам себе даю пятак.

Если выучу приставки,

Я потребую прибавки.

В будний день и в выходной

Раздается за стеной.

Алик, дедушке поможешь

На восьмой дойти этаж?

Копейкин. Что ты мне за это дашь?

Что можно сказать о поступке Алексея?

Какой вывод можно сделать, прочитав это стихотворение? (Экономика и жадность (скаредность) -разные понятия)

III. Итог занятия.

Учитель. Если вы будете делать что-либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой.

Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке?

Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу. К чему художнику трактор? Ему требуются яркие краски и мягкие кисти. Зато без трактора не обойдется фермер, выращивающий хлеб. У каждой вещи есть свой хозяин. Никогда не покупайте то, что вам не нужно. Любимое дело - наше с вами главное богатство, наш клад. А для того, чтобы что-то уметь, чтобы любимое дело все-таки появилось, надо учиться. Успехов вам!

Сегодня много разговоров о рынке, рыночных отношениях. Они охватили все общество, в том числе семью и школу . Безусловно, становление и развитие рыночной экономики в России ставит перед школой серьезную задачу в области целенаправленной работы по экономическому воспитанию подрастающего поколения, от решения которой зависит будущее нашего государства.
Рынок предъявляет к человеку большие требования: своеобразного трудового образца жизни, сформированности таких качеств личности, как самостоятельность, деловитость, организованность, добросовестность др.
Экономические знания необходимы не только тем, кто хочет стать бизнесменом. Элементарная экономическая образованность на пользу каждому человеку. Без нее невозможно наладить свою жизнь, свой быт и т.п. Исходя из этого в воспитательной работе нашей школы, мы отводим особое место экономическому воспитанию младших школьников.
Сегодня ученик младших классов должен знать, что такое деньги, с чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники.
И, конечно, работа в области экономического воспитания младших школьников требует использования при подаче материала разнообразных технологий.
Цель программы

Главная цель программы "Мир экономики" - познакомить учащихся млад­шего и среднего школьного возраста с основ­ными экономическими понятиями и пока­зать ценность образования, его необходи­мость для квалифицированного выполнения любой работы, будущего профессионального выбора и успешного участия в жизни обще­ства.

Изучение рыночной системы социально-эко­номических отношений с учетом российской национальной специфики, знания, умения и навыки, полученные на занятиях, готовят школьников к пониманию важных аспектов современной жизни, к актив­ному участию в индивидуальной и коллектив­ной трудовой деятельности.

Обоснование программы

В успехах школьного образования заинтересова­но все общество: политические и общественные лидеры, деятели образования и представители деловых кругов, ученые, методисты, учителя, родители, сами учащиеся. В динамично изменя­ющемся современном мире требования, предъя­вляемые рынком труда к молодым специали­стам - вчерашним выпускникам школы, посто­янно повышаются. Последовательное изучение основных закономерностей, достоинств и недо­статков рыночной экономики, предпринима­тельства, менеджмента в стенах школы помо­жет учащимся справиться с задачами и трудно­стями, которые ожидают их в реальной "взрос­лой" жизни.

Задачи программы

Программа рассматривает:


  • базовые экономические понятия, с которы­ми учащиеся имеют дело в повседневной жизни;

  • ключевые экономические концепции, закладывающие основу дальнейшего социально-экономического образования учащихся;

  • основные положения экономики семьи, ми­крорайона, города, региона, страны, а также международные экономические взаимоотно­шения.

Учащиеся получат возможность


  • развивать практический опыт, необходи­мый для работы в небольших группах;

  • участвовать в различных деловых играх и мероприятиях, в том числе соревнователь­ного характера;

  • учиться принимать решения, учитывая те или иные экономические аспекты и факто­ры;

  • анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию;

  • осознать важность образования в их сегод­няшней и завтрашней жизни.

Темы программы:

НАШИ СЕМЬИ – 1 класс

НАШ МИКРОРАЙОН – 2 класс

НАШ ГОРОД – 3 класс

НАШ РЕГИОН – 4 класс
Все темы программы раскрывают три основ­ные роли полноправного члена общества: ЛИЧНОСТЬ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬ и ПОТРЕ­БИТЕЛЬ.

Развитие ЛИЧНОСТИ включает в себя умение разработать характеристику собственных по­тенциальных возможностей, способность при­нимать решения и брать на себя ответствен­ность, стремление к сотрудничеству и, в конеч­ном итоге, достижение поставленной цели.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ учится понимать важность и ценность работы, узнает о множестве видов работ, выполняемых людьми, о разнообразии профессий и специальностей, об ответственно­сти за качество работы, об уровне требований, предъявляемых работодателем.

ПОТРЕБИТЕЛЬ учится принимать решения о разумном и выгодном распределении ограни­ченных ресурсов.

Пространством, в котором каждый человек ре­ализует себя как личность, производитель и потребитель, является общество. Программа "Мир экономики" показывает учащимся, как расширяется понятие "общество" от группы конкретных людей до населения города, страны и мира. Участие в программе дает возможность понять, какую роль играет каждый человек в экономических отношениях.

Чтобы успешно существовать и функциониро­вать в экономической системе, необходимы определенные навыки. Они, в основном, за­ключаются в СПОСОБНОСТИ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ и в ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ. Способность к принятию решений состоит в умении логически мыслить и анализировать различные ситуации, а также в понимании от­ветственности за сделанный выбор. Готовность к работе подразумевает наличие у человека способности адаптироваться на рабочем месте и подчиняться определенным требованиям ра­ботодателя.

1 класс

Тема: "Наши семьи"

Программа "Наши семьи" является первым "шагом" ребят младшего школьного возраста в мир экономики. Впереди - знакомство с тем, как живут и развиваются "Наш микрорайон", "Наш город", "Наш регион".

Цели программы "Наша семья"


  • Определить понятие "семья".

  • Познакомиться с потребностями семьи.

  • Показать разницу между словами "хочу" и "надо".

  • Выяснить, где можно получить необходимое и желаемое.

  • Рассмотреть виды работы, выполняемой представителями различных профессий.

  • Развить представление о взаимодействии и взаимозависимости людей внутри и вне се­мейных отношений.




Тема

Цели

Обзор занятий

Часы

1

Чудесное место

для жизни



В ходе занятий ребята смогут определить, что значит «семья», понять, как члены семьи живут и работают вместе, получить представление о взаимозависимости членов семьи

Школьники узнают, в чем сходство и различие семей и как члены семей трудятся, чтобы создать «чудесное место для жизни»

3 часа

2

Слова «хочу» и «надо»

В ходе занятий ребята смогут определить разницу между словами «хочу» и «надо»

Школьники знакомятся с потребностями обычной семьи

3 часа

3

Где найти то, что должны и хотят иметь семьи

В ходе занятия ребята смогут определить потребности обычной семьи, научиться «читать» план и распознавать символы, служащие для обозначения различных объектов, выяснить, где можно получить необходимое и желаемое.

Пользуясь планом, школьники узнают, где можно получить необходимое и желаемое.

3 часа

4

Как работают наши семьи

В ходе занятий ребята смогут дать определение слову «профессия», выявить, какую работу выполняют представители различных профессий – члены их семей и люди, живущие по соседству.

Школьники узнают, какова взаимосвязь между работой, выполняемой членами семей, и удовлетворением их потребностей.

3 часа

2 класс

Тема: "Наш микрорайон"
Программа "Наш микрорайон" является вто­рым "шагом" ребят младшего школьного воз­раста в мир экономики. Ему предшествовало изучение того, как живут и работают "Наши семьи". Впереди - знакомство с тем, как функ­ционируют и развиваются "Наш город", "Наш регион".

Цели программы "Наш микрорайон":


  • Познакомить учащихся с такими понятия­ми, как "общество", "правительство", "на­логи".

  • Представить разнообразные профессии и специальности, востребованные на предпри­ятиях и учреждениях микрорайона.

  • Получить представление о производстве, ос­новах товарооборота, торговли и циркуля­ции денег.

  • Продемонстрировать роль денег и банков.

  • Научить принимать "грамотные" решения, учитывая экономические последствия вы­бора.

  • Подчеркнуть роль образования в приобрете­нии профессии и успешной карьере.



Тема

Цели

Обзор занятий

Часы

1

Как работает общество

В ходе занятий ребята смогут

Познакомиться с понятием «общество»,

Узнать, как люди живут и работают вместе,

Получить представление о возможностях в выборе профессий.


Школьники узнают, как живет и работает общество, и получат представление о взаимодействии его членов на примере группы людей, населяющих микрорайон.

3 часа

2

Кондитерская фабрика

В ходе занятий дети смогут:

Познакомиться с такими понятиями, как «производство», «товар», «брак»,

Научиться различать индивидуальный и конвейерный способы производства.


Школьники испытают себя в роди производителей. Работая индивидуально или в небольших группах, они «освоят производственный процесс» и изучат различные способы производства.

3 часа

3

Роль правительства

В ходе занятий дети смогут:

Определить, что такое общественные услуги, а также места и предметы общественного пользования,

Осознать роль правительства в обществе,

Выяснить, каковы источники налогов и их предназначение.



Школьники узнают о роли правительства, об услугах, которые оно представляет обществу, и о налогах, которые предназначены для оплаты этих услуг.

3 часа

4

Дерево решений

В ходе занятий ребята смогут:

На практике изучить процедуру принятия решений,

Осознать разницу между индивидуальными и коллективными решениями,

Понять, что все вместе и каждый в отдельности, мы несем ответственность за выбранное решение.


Школьники пройдут все этапы принятия решения (от постановки проблемы до рассмотрения возможных последствий) и в результате смогут определить, как использовать пустующее помещение, разместив там «новое дело», приносящее пользу всему обществу.

2 часа

5

Путешествие рубля

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Заключительное слово учителя

Кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о пчеловодстве, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно случать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

Новое на сайте

>

Самое популярное