Домой ОТП банк Какие операции освобождены от ндс. Применение льгот по ндс

Какие операции освобождены от ндс. Применение льгот по ндс

Государство предоставляют по этому налогу льготу. Какие льготы предусмотрены налоговым законодательством?

Льготы по НДС предоставляются в виде пониженной ставки. «Стандартная» ставка по НДС – 18%. По некоторым товарам и услугам существуют пониженные ставки – 10% и 0% от налоговой базы.

Есть ещё и такие налогоплательщики, которые полностью освобождаются от уплаты налога.

НДС начисляется при реализации товаров или имущественных прав, а также выполнении работ или оказании услуга на территории нашей страны.

Причём не всех товар, а только тех, которые подлежат налогообложению в соответствии с налоговым законодательством.

Нормативная база

Так как НДС – это федеральный налог, то и предоставление льгот регулируется федеральным законодательством, а именно главой 21 НК РФ.

В и в указаны те юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые полностью освобождаются от обязанности исчисления и уплаты НДС.

В указаны операции, которые не подлежат налогообложению. В приведены налоговые ставки, а также операции, к которым эти ставки применяются.

Льготы по НДС, их виды и порядок из представления приведён в вышеуказанных статьях.

Виды льгот

Как уже упоминалось, в ст. 149 НК РФ указаны те операции, исполнение которых даёт право налогоплательщикам на НДС.

Условно эти льготы можно разделить на 3 группы:

Условия их предоставления

Условия применения льгот по НДС для всех фирм и юридических лиц одинаковые:

  1. Если фирма осуществляет деятельность, которая подлежит лицензированию и у неё есть право на льготу, то для предоставления льготы она должна иметь лицензию. Если такой лицензии нет, то фирма платит НДС в обычном режиме, без льгот.
  2. Если фирма осуществляется не только те операции, которые подлежат льготированию, но и другие, то необходимо вести раздельный учёт.

Стоит помнить, что если данная операция не облагается НДС, то и в должна быть пометка «без НДС». Если же НДС будет выделено в документе, то фирма должна уплатить эту сумму в бюджет.

За неправомерное использование льготы НК РФ не предусматривает штраф. Штраф будет налагаться на налогоплательщика за несданную вовремя и неуплаченный налог.

Перечень налоговых льгот по НДС

Разделив условно льготы по НДС на 3 группы, необходимо «разложить» каждую группу по конкретным льготам. Порядок представления льгот указан в Налоговом кодексе.

При реализации определенных видов товаров

В 1-ую группу, в которую входят льготы, которые предоставляются при реализации некоторых товаров, а также работ или услуг, включаются следующие льготы при реализации:

  1. Почтовых марок, а также маркированных конвертов и открыток.
  2. Изделий народного промысла, которые официально признаны художественным достоянием нашей страны.
  3. Медицинских товаров, которые утверждены .
  4. Монет из драгметаллов. Исключением являются коллекционные монеты.
  5. Услуг, гарантийного обслуживания товаров, при неистекшим гарантийном сроке.
  6. Работы, выполняемы при реставрации памятников и народного достояния нашей страны.
  7. Производство продуктов питания для учреждений медицины, школьного и дошкольного образования.
  8. Перевозка пассажиров в рамках внутригородского и пригородного сообщения.
  9. Реализация жилых помещений и долей в них.
  10. Передача права собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
  11. Реализация отходов, а также лом цветмета и чермета.
  12. Другие товары и услуги, которые перечислены в вышеуказанной статье.

В зависимости от категории юридического лица

Во 2-ую условную группу входят те предприятия и индивидуальные предприниматели, которые оказывают следующие услуги или выполняют работы:

  1. В образовательной сфере.
  2. Реализуют товар в зонах беспошлинной торговли.
  3. Учреждения культуры и искусства.
  4. Реализуют товары для нужд обществ инвалидов и других общественных предприятий.
  5. По реализации сельхоз продукции.
  6. Архивные и ритуальные услуги.
  7. Страховые услуги.
  8. Услуги по негосударственному пенсионному страхованию.
  9. Банковские операции.
  10. Обслуживание банковских карт.
  11. Оплата за содержание детей в детских садах, а также плата за кружки и секции в детских образовательных учреждениях.
  12. Услуги государственных и муниципальных учреждений по уходы за больными, инвалидами и престарелыми людьми.
  13. Услуги адвокатов и адвокатских бюро.
  14. Другие работы и услуги, которые перечислены в ст. 149 НК.

При осуществлении определенных операций

В 3-ью условную группу льгот по НДС можно отнести следующие операции:

  1. Предоставление в аренду помещений по для нужд иностранных граждан и организаций, которые имеют аккредитацию в нашей стране.
  2. Реализация социально-экономических жилищных программ по предоставлению жилья военнослужащим.
  3. Безвозмездная передача товаров, оказание услуги и выполнение работ в рамках благотворительных программ.
  4. Проведение государственных лотерей.
  5. Другие операции, которые указаны в ст. 149 НК РФ.

Коды налоговых льгот

Коды налоговых льгот по НДС утверждены в «Об утверждении формы налоговой декларации по НДС и порядке её заполнения».

Код Наименование операции
1010800 Раздел 1. Операции, не признаваемые объектом налогообложения по НДС
1010801 — 1010813 Услуги, перечисленные в .
1010811 Реализация товаров не на территории России, согласно
1010812 Реализация услуг не на территории России, согласно
1010200 Раздел. 2. Операции, не подлежащие налогообложению по НДС
1010201 — 1010256 Операции, не подлежащие налогообложению по НДС в соответствии с п. 2 ст. 149 НК РФ
1010271 — 1010264 Операции, не подлежащие налогообложению по НДС в соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ
1010400 Раздел 3. Операции, облагаемые по ставке 0% в соответствии со ст. 164 НК РФ
1010401 — 1010416 Операции, облагаемые НДС по ставке 0% в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ
1010417 — 1010418 Операции, облагаемые НДС по ставке 0% в соответствии с
1011700 Раздел 4. Операции, осуществляемые налоговыми агентами на основании ст. 161 НК РФ
1011711 — 1011712 Операции, осуществляемые налоговыми агентами на основании
1011703
1011703 Операции, осуществляемые налоговыми агентами на основании п. 3 ст. 161 НК РФ
1011705 Операции, осуществляемые налоговыми агентами на основании п. 4 ст. 161 НК РФ
1011707 Операции, осуществляемые налоговыми агентами на основании п. 5 ст. 161 НК РФ
1011709 Операции, осуществляемые налоговыми агентами на основании п. 6 ст. 161 НК РФ
1011800 Раздел 5. Операции по объектам недвижимости в соответствии с
1011801 — 1011805 Операции по объектам недвижимости в соответствии с абзацем 4 п. 6 ст. 171 НК РФ

Особенности применения основных льгот

Как и любого у любого другого налога, при применении льгот по НДС есть свои особенности, которые необходимо знать.

Что приготовлено для ИП?

ИП являются такими же участниками экономических отношений, как и другие юридические лица. ИП имеют право применять разные режимы налогообложения, в том числе, и общий.

Общий режим налогообложения подразумевает под собой уплату НДС. А если есть уплата, то есть и льготы. ИП льготы по НДС предоставляются на тех же основаниях, что и юридическим лицам.

Фирмы, у которых среднее количество человек не превышает 100, должны сдавать отчётность по НДС в 2019 году в электронном виде. Даже те, кто сдают по этому налогу, должны делать это в электронном виде.

Поэтому, ИП в любом случае с 2019 года должны подавать декларацию по НДС в электронном виде, не забыв, что теперь в декларацию входит также и выданных и полученных счетов-фактур.

Льготы по налогу для малых предприятий

Малое предприятие, это не организационно-правовая форма предприятия, а целый пласт экономических субъектов, чья численность не превышает 100 человек.

Для таких предприятий государство предоставляет множество налоговых льгот, в том числе и по НДС.

Малые предприятия имеют право на ускоренную амортизацию ОС, что позволяет снижать налоговую базу по налогу на прибыль и НДС.

Малые предприятия, как правило, используют льготные режимы налогообложения, что полностью освобождает их от уплаты НДС. Однако существуют такие операции, по которым даже льготнику необходимо уплачивать НДС.

Например, если малое предприятие выступает в роли налогового агента.

Есть ли льгота при строительстве?

В налоговом законодательстве, а именно в пп. 23 п. 3 ст. 149 НК РФ, сказано, что если застройщик оказывает услуги на основании договора долевого строительства, то он имеет право на освобождение от уплаты НДС.

Должен заключаться в соответствии «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и других объектов недвижимости».

Исключение является строительство производственных помещений. Чтобы получить полную льготу на строительство многоквартирного дома, застройщик должен проектную документацию, которая будет составлена в полном соответствии с Законом № 214-ФЗ.

В этой документации должны быть указаны:

  • общее количество строящихся объектов недвижимости;
  • функциональное назначение нежилых помещений в многоквартирном доме;
  • состав общего имущества многоквартирного дома;
  • объекты производственного и непроизводственного назначения.

Только на основании проектной документации в соответствии с вышеуказанным Законом застройщик имеет право на полное освобождение от уплаты НДС.

Отказ от льготы

На практике бывают случаи, когда компании невыгодно применять ту или иную льготу по НДС. А может ли фирма отказаться от льготы?

Да, фирма может отказаться от льготы, но для этого ей необходимо выполнить ряд действий. Это:

  1. Подготовить полный перечень операций, по которым фирма имеет право на применение льготы. Данный перечень необходимо представить в налоговую.
  2. Важно! Оказаться можно от льготы на все операции, а не на одну или несколько конкретных.
  3. Отказ от льготы предоставляется на срок не менее года;

Отказ от льготы по уплате НДС принимается в начале налогового периода. До этого момента фирме нужно определиться, целесообразно ли отказываться от льготы.

Целесообразность заключается в том, что сумма налога при ввозе товаров, которую уплачивает поставщик, будет больше, чем сумма налога, которую заплатит он же за товары, реализованные на территории нашей страны.

Например, льгота по НДС для управляющих компаний в сфере ЖКХ во многом является нецелесообразной. Поэтому они часто отказываются от её использования.

Чтобы отказаться от льготы, компании необходимо написать , с полным перечнем операций, по которым налогоплательщик имеет льготы.

Это заявление необходимо предъявить в налоговую инспекцию. Сделать это нужно до 1-ого числа нового налогового периода, то есть квартала.

Заявление не обязательно лично относить в налоговую. Можно отправить его по почте, письмом с уведомлением.

Унифицированной формы этого заявления не существует, оно может быть написано в произвольной форме.

Важно! Фирма не нарушит закон, если подаст заявление на отказ от льгот уже после квартала, в котором приняла к вычету НДС.

Однако здесь важно применение нескольких условий:

  • налогоплательщик должен был применять общий режим, без использования льгот;
  • товары, услуги и работы должны облагаться по НДС;
  • купленные товары уже оприходованы;
  • счёт-фактура, полученный от поставщика, оформлен по всем правилам.

Если на момент отгрузки товара льгота по НДС ещё не действует, то налогоплательщик обязан заплатить налог. И не важно, что оплата товара произошла уже после того, как налогоплательщик начал применять льготы по налогу.

Льгот по НДС достаточно много. Не облагаются этим налогом не только множество операций, но и некоторые юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также реализация некоторых товаров и имущественных прав, выполнение работ или оказание услуг.

Видео: льготы по НДС

НДС — один из самых «сложных» налогов в нашей стране. Его исчисление и уплата вызывает множество вопросов даже у опытных бухгалтеров.

Применение льгот вызывает ещё больше вопросов. Необходимо быть очень внимательным при использовании льгот по НДС или же сниженных налоговых ставок.

По НДС существуют льготы: это или пониженная ставка или вообще освобождение от уплаты налога. В нашем материале мы расскажем о том, кто может рассчитывать на льготы по НДС и что нужно сделать, чтобы их получить. Также представим таблицу кодов, которыми обозначаются различные операции по НДС.

Налоговые льготы НДС в 2016 году

Льготы – это некие преимущества одних налогоплательщиков по сравнению с другими, которые установлены законом, в данном случае, налоговым кодексом. Касательно налоговой системы в целом и налога на добавленную стоимость в частности, льготами являются послабления в виде возможности не платить налог совсем, либо платить его меньше, чем другие, например, по пониженным ставкам.

В статье 149 Налогового кодекса перечислены виды товаров, продукции, работ и услуг, которые не облагаются НДС . Необходимо сразу оговориться: льготы не бывают индивидуальными, то есть для какого-то конкретного налогоплательщика (ООО или ИП), льготы бывают для группы плательщиков НДС. Перечень в этой статье довольно обширен, вот самые популярные виды деятельности и виды продаж, которые НДС не облагаются:

  • Деятельность, когда в аренду иностранным фирмам, организациям и гражданам сдаются помещения. НДС эти услуги не облагаются, если между странами есть договор или когда в той другой стране такая же точно льгота есть для российских фирм и граждан.
  • Некоторые особо важные медицинские товары, протезы, инвалидные коляски и автомобили, очки с диоптриями.
  • Работа больниц, поликлиник и некоторых других медицинских учреждений. На косметологические услуги, хоть они тоже медицинские по своей сути, а также ветеринарные, эта льгота не распространяется.
  • Уход за больными, инвалидами, престарелыми, когда есть медицинские показания для этих услуг и соответствующие документы и справки.
  • Уход и присмотр за детьми.
  • Работа столовых в больницах и учебных заведениях.
  • Городские перевозки пассажиров, кроме такси и маршруток.
  • Ритуальные услуги – изготовление памятников и уход (оформление) за могилами.
  • Сдача в аренду квартир.
  • Ремонт бытовой техники.
  • Социальное обеспечение нуждающихся – детей, престарелых, больных и инвалидов.
  • Уход (ремонт, обслуживание) памятников и других объектов культуры.
  • Техосмотр транспорта.
  • Некоторые услуги в сфере культуры и искусства, например, продажа билетов на спектакли в театры и на концерты, а также другие услуги.
  • Работы по съемкам кино, если есть удостоверение национального фильма.
  • Услуги в аэропортах и в небе по обслуживанию самолетов.
  • Ремонт и обслуживание водных судов.
  • Производств лекарств аптеками, ремонт и изготовление очков в оптиках, обслуживание и ремонт протезов.
  • Продажа металлолома – черного и цветного.
  • Организация и проведение азартных игр. Естественно, в рамках соответствующего закона.

Налоговые льготы по НДС, от которых можно отказаться

  • Продажа религиозных товаров и литературы.
  • НДС не облагается работа общественных организаций инвалидов. Если коммерческая фирма (ООО) принадлежит обществу инвалидов, и при этом численность инвалидов в ООО не меньше 50% и получают они не меньше четверти все зарплаты, то ООО тоже не облагается НДС, и не важно, чем ООО занимается. Эти же пропорции – 50% численности и 25% зарплаты относятся и к государственным и муниципальным унитарным предприятиям: они тоже в этих случаях освобождаются от уплаты НДС.
  • Некоторые банковские операции, например, кассовое обслуживание, привлечение денег во вклады и другие.
  • Продажа изделий народных промыслов.
  • Страхование.
  • Проведение лотерей.
  • Бесплатная передача товаров на благотворительно основе.
  • Адвокатская работа.
  • Некоторая научная деятельность.
  • Продажа овоще, фруктов и другой сельхозпродукции, если доля от этого в выручке не меньше 70%.
  • Коммунальные услуги.
  • Социальная реклама, если она бесплатная, а также другие новости.

Отказ от льготы. Льготы также не всегда являются обязанностью, иногда это право, от которого можно отказаться. Предприятия и ИП, которые занимаются операциями, указанными в данном параграфе и некоторыми другими (см. пункт 3 статьи 149 НК РФ) могут от права на льготу отказаться и начать платить НДС в общем порядке. Отказаться можно не позднее 1 числа того налогового периода, с которого они хотят работать «как все», то есть, отказаться от льготы. Отказ может быть временным, когда льгота приостанавливается.

При этом если предприниматель отказался от льготы по какому-то пункту из этого списка, то он отказывается (приостанавливает) по всей деятельности по этому пункту: он не может выбрать, какую конкретную операцию он обложит НДС, а какую аналогичную нет.

Другая деятельность, не облагаемая НДС

Налоговый кодекс в пункте 2 статьи 146 указывает еще несколько видов операций, которые не включаются в налогооблагаемую базу по НДС и которые в контексте данного материала тоже являются льготами по налогу.

  • Бесплатная передача государству жилых домов, инфраструктуры, социальных объектов.
  • Приватизация государственного имущества.
  • Работа казенных предприятий, когда она оплачивается из бюджета.
  • Продажа права проезда по платным дорогам.
  • Передача государству бесплатно имущество во временное пользование.
  • Продажа земельных участков.
  • Продажа имущества банкротов и другие некоторые виды деятельности.

Льготы по НДС 2016 для фирм и ИП с малыми оборотами

Воспользоваться льготой и перестать платить НДС могут ИП и организации, чьи обороты невелики: не больше 2 миллионов рублей за три предшествующих последовательных, то есть, идущих друг за другом месяца. Этим правом не могут воспользоваться те, кто за тот же период (три месяца до) продавал подакцизные товары и те ИП и фирмы, которые ввозят на территорию России из-за рубежа товары.

Примечание
Уважаемые читатели! Для представителей малого и среднего бизнеса в области торговли и услуг мы разработали специальную программу "Бизнес.Ру", которая позволяет вести полноценный складской учет, торговый учет, финансовый учет, а также имеет встроенную CRM систему. Имеются как бесплатный, так и платные тарифы.

ИП и ООО, у которых небольшие обороты и которые хотят воспользоваться это льготой, должны уведомить об этом налоговую службу и предоставить документы, которые доказывают право на льготу:

  • Выписку из бухгалтерского баланса (это касается ООО).
  • Выписку из книги продаж.
  • Выписку из книги учета доходов и расходов (касается ИП).

Эти документы нужно предоставить не позднее 20 числа того месяца, с которого ИП и фирмы планируют воспользоваться льготой и перестать платить НДС. Льгота для фирм с незначительно выручкой предоставляется на 12 календарных месяцев, идущих друг за другом. То есть, это не календарный год, это может быть период, например, с марта по март или с сентября одного года до сентября следующего.

В течение этих 12 месяцев фирма или ИП не могут отказаться от льготы и снова начать платить НДС. Когда срок льготы, 12 месяцев, закончится, в налоговую необходимо предоставить документы, доказывающие право на льготу, то есть, то, что фирма или ИП получали выручку не больше 2 миллионов рублей в каждые три месяца. Это те же документы, что перечислены выше.

Если вдруг в течение срока льготы выручка ИП или ООО стала больше двух миллионов за три месяца, например, дела пошли резко в гору, то право на льготу теряется. В этом случае придется снова начать платить НДС с 1 числа того месяца, когда увеличилась выручка.

Коды видов операций по НДС

Они нужны, чтобы вести журнал учета счетов-фактур полученных и выданных. Каждый код обозначает ту или иную операцию, с которой связан НДС. Эти коды есть основные и дополнительные. Для удобства представим коды в таблицах.

Основные коды операций НДС

№ п/п

Вид операции

Отгрузка (приобретение) или передача товаров, работ услуг, а также имущественных прав

Оплата, в том числе частичная в счет будущих поставок – полученная или переданная (уплаченная)

Возврат товаров продавцу или наоборот – прием продавцом возвращенного товара

Отгрузка (приобретение) товаров, работ, услуг, в том числе, имущественных прав по договорам комиссии (агентским договорам)

Оплата, в том числе, частичная в счет будущих поставок полученная или переданная по договорам комиссии (агентским договорам)

Операции, совершаемые налоговыми агентами – статья 161 НК

Передача товаров, работ и услуг для собственных нужд

Выполнение СМР для собственных нужд

Получение сумм, указанных в статье 162 НК – финансовой помощи, процентов, дисконтов, страховых и других

Отгрузка или передача товаров на безвозмездной основе

Отгрузка или получение товаров и имущественных прав, указанных в пунктах 3, 4, 5.1 статьи 154 и в подпунктах 1-4 статьи 155 НК

Оплата или аванс в счет будущих поставок – переданная или полученная – товаров и имущественных прав, указанных в пунктах 3, 4, 5.1 статьи 154 и в подпунктах 1-4 статьи 155 НК

Капитальное строительство, модернизация и реконструкция объектов недвижимости подрядными организациями

Дополнительные коды операций НДС

№ п/п

Вид операции

Получение продавцом товара, который возвращает покупатель, который не является плательщиком НДС

То же самое (код 16), когда покупатель – физическое лицо, которое платило наличным расчетом

Составление или получение корректировочного счета-фактуры, когда изменилась в сторону уменьшения стоимость товаров, работ, услуг и имущественных прав. Уменьшение стоимости может произойти из-за уменьшения цены или из-за уменьшения количества.

Ввоз товаров в Россию с территории Евразийского экономического союза

Ввоз товаров на территорию России, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории НКналоговой ставке 0 процентов

Составление первичных учетных документов при реализации товаров, работ и услуг, имущественных прав тем, кто не является плательщиками НДС, и тем, кто освобожден от этих обязанностей

Составление счета-фактуры на основании двух и более счетов-фактур при реализации и (или) приобретении товаров, работ, услуг и имущественных прав в случае, предусмотренном пунктом 3.1 статьи 169

Составление счета-фактуры на основании двух и более счетов-фактур при получении оплаты или частичной оплаты в счет будущих поставок товаров, работ, услуг и имущественных прав в случае, предусмотренном пунктом 3.1 статьи 169 НК, а также получение указанного счета-фактуры налогоплательщиком

Другие материалы

Нормативная база

Так как НДС – это федеральный налог, то и предоставление льгот регулируется федеральным законодательством, а именно главой 21 НК РФ.

В статье 145 НК РФ и в статье 145.1 НК РФ указаны те юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые полностью освобождаются от обязанности исчисления и уплаты НДС.

В статье 149 НК РФ указаны операции, которые не подлежат налогообложению. В статье 164 НК РФ приведены налоговые ставки, а также операции, к которым эти ставки применяются.

Льготы по НДС, их виды и порядок из представления приведён в вышеуказанных статьях.

Виды льгот

Как уже упоминалось, в ст. 149 НК РФ указаны те операции, исполнение которых даёт право налогоплательщикам на НДС.

Условно эти льготы можно разделить на 3 группы:

Группа Описание

1-я группа Льготы, которые предоставляются при реализации конкретных товаров, услуг или работ

2-я группа Льготы, которые предоставляются некоторым предприятиям и индивидуальным предпринимателям

3-я группа Льготы, которые при осуществлении некоторых операций

Условия их предоставления

Условия применения льгот по НДС для всех фирм и юридических лиц одинаковые:

1. Если фирма осуществляет деятельность, которая подлежит лицензированию и у неё есть право на льготу, то для предоставления льготы она должна иметь лицензию. Если такой лицензии нет, то фирма платит НДС в обычном режиме, без льгот.

2. Если фирма осуществляется не только те операции, которые подлежат льготированию, но и другие, то необходимо вести раздельный учёт.

Пример расчета пени по НДС можно посмотреть в статье: как рассчитать пени по НДС.

НДС по приобретенным ценностям: актив или пассив? Узнайте здесь.

Стоит помнить, что если данная операция не облагается НДС, то и в счёт-фактуре должна быть пометка «без НДС». Если же НДС будет выделено в документе, то фирма должна уплатить эту сумму в бюджет.

За неправомерное использование льготы НК РФ не предусматривает штраф. Штраф будет налагаться на налогоплательщика за несданную вовремя декларацию и неуплаченный налог.



Перечень налоговых льгот по НДС

Разделив условно льготы по НДС на 3 группы, необходимо «разложить» каждую группу по конкретным льготам. Порядок представления льгот указан в Налоговом кодексе.

При реализации определенных видов товаров

В 1-ую группу, в которую входят льготы, которые предоставляются при реализации некоторых товаров, а также работ или услуг, включаются следующие льготы при реализации:

1.Почтовых марок, а также маркированных конвертов и открыток.

2.Изделий народного промысла, которые официально признаны художественным достоянием нашей страны.

3.Медицинских товаров, которые утверждены Постановлением Правительства от 17.01.2002 года № 19.

4.Монет из драгметаллов. Исключением являются коллекционные монеты.

5.Услуг, гарантийного обслуживания товаров, при неистекшим гарантийном сроке.

6.Работы, выполняемы при реставрации памятников и народного достояния нашей страны.

7.Производство продуктов питания для учреждений медицины, школьного и дошкольного образования.

8.Перевозка пассажиров в рамках внутригородского и пригородного сообщения.

9.Реализация жилых помещений и долей в них.

10.Передача права собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

11.Реализация отходов, а также лом цветмета и чермета.

12.Другие товары и услуги, которые перечислены в вышеуказанной статье.

Во 2-ую условную группу входят те предприятия и индивидуальные предприниматели, которые оказывают следующие услуги или выполняют работы:

1.В образовательной сфере.

2.Реализуют товар в зонах беспошлинной торговли.

3.Учреждения культуры и искусства.

4.Реализуют товары для нужд обществ инвалидов и других общественных предприятий.

5.По реализации сельхоз продукции.

6.Архивные и ритуальные услуги.

7.Страховые услуги.

8.Услуги по негосударственному пенсионному страхованию.

9.Банковские операции.

10.Обслуживание банковских карт.

11.Оплата за содержание детей в детских садах, а также плата за кружки и секции в детских образовательных учреждениях.

12.Услуги государственных и муниципальных учреждений по уходы за больными, инвалидами и престарелыми людьми.

13.Услуги адвокатов и адвокатских бюро.

14.Другие работы и услуги, которые перечислены в ст. 149 НК.

При осуществлении определенных операций

В 3-ью условную группу льгот по НДС можно отнести следующие операции:

1.Предоставление в аренду помещений по договору для нужд иностранных граждан и организаций, которые имеют аккредитацию в нашей стране.

2.Реализация социально-экономических жилищных программ по предоставлению жилья военнослужащим.

3.Безвозмездная передача товаров, оказание услуги и выполнение работ в рамках благотворительных программ.

4.Проведение государственных лотерей.

5.Другие операции, которые указаны в ст. 149 НК РФ.

Коды налоговых льгот

Коды налоговых льгот по НДС утверждены в Приказе Минфина РФ от от 15.10.2009 года «Об утверждении формы налоговой декларации по НДС и порядке её заполнения».

Код Наименование операции

1010800 Раздел 1. Операции, не признаваемые объектом налогообложения по НДС

1010801 - 1010813 Услуги, перечисленные в п. 2 статье 146 НК РФ.

1010811 Реализация товаров не на территории России, согласно статье 147 НК РФ

1010812 Реализация услуг не на территории России, согласно статье 148 НК РФ

1010200 Раздел. 2. Операции, не подлежащие налогообложению по НДС

1010201 - 1010256 Операции, не подлежащие налогообложению по НДС в соответствии с п. 2 ст. 149 НК РФ

1010271 - 1010264 Операции, не подлежащие налогообложению по НДС в соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ

1010400 Раздел 3. Операции, облагаемые по ставке 0% в соответствии со ст. 164 НК РФ

1010401 - 1010416 Операции, облагаемые НДС по ставке 0% в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ

1010417 - 1010418 Операции, облагаемые НДС по ставке 0% в соответствии с п. 12 ст. 165 НК РФ

1011700 Раздел 4. Операции, осуществляемые налоговыми агентами на основании ст. 161 НК РФ

1011711 - 1011712 Операции, осуществляемые налоговыми агентами на основании п. 1 ст. 161 НК РФ

1011703 Операции, осуществляемые налоговыми агентами на основании п. 3 ст. 161 НК РФ

1011705 Операции, осуществляемые налоговыми агентами на основании п. 4 ст. 161 НК РФ

1011707 Операции, осуществляемые налоговыми агентами на основании п. 5 ст. 161 НК РФ

1011709 Операции, осуществляемые налоговыми агентами на основании п. 6 ст. 161 НК РФ

1011800 Раздел 5. Операции по объектам недвижимости в соответствии с п. 6 ст. 171 НК РФ

1011801 - 1011805 Операции по объектам недвижимости в соответствии с абзацем 4 п. 6 ст. 171 НК РФ

Особенности применения основных льгот

Как и любого у любого другого налога, при применении льгот по НДС есть свои особенности, которые необходимо знать.

Что приготовлено для ИП?

ИП являются такими же участниками экономических отношений, как и другие юридические лица. ИП имеют право применять разные режимы налогообложения, в том числе, и общий.

Общий режим налогообложения подразумевает под собой уплату НДС. А если есть уплата, то есть и льготы. ИП льготы по НДС предоставляются на тех же основаниях, что и юридическим лицам.

Фирмы, у которых среднее количество человек не превышает 100, должны сдавать отчётность по НДС в 2015 году в электронном виде. Даже те, кто сдают нулевую декларацию по этому налогу, должны делать это в электронном виде.

Поэтому, ИП в любом случае с 2015 года должны подавать декларацию по НДС в электронном виде, не забыв, что теперь в декларацию входит также и журнал учёта выданных и полученных счетов-фактур.

Льготы по налогу для малых предприятий

Малое предприятие, это не организационно-правовая форма предприятия, а целый пласт экономических субъектов, чья численность не превышает 100 человек.

Для таких предприятий государство предоставляет множество налоговых льгот, в том числе и по НДС.

Малые предприятия имеют право на ускоренную амортизацию ОС, что позволяет снижать налоговую базу по налогу на прибыль и НДС.

Малые предприятия, как правило, используют льготные режимы налогообложения, что полностью освобождает их от уплаты НДС. Однако существуют такие операции, по которым даже льготнику необходимо уплачивать НДС.

Например, если малое предприятие выступает в роли налогового агента.

Есть ли льгота при строительстве?

В налоговом законодательстве, а именно в пп. 23 п. 3 ст. 149 НК РФ, сказано, что если застройщик оказывает услуги на основании договора долевого строительства, то он имеет право на освобождение от уплаты НДС.

Договор долевого строительства должен заключаться в соответствии Федеральным Законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ года «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и других объектов недвижимости».

Исключение является строительство производственных помещений. Чтобы получить полную льготу на строительство многоквартирного дома, застройщик должен проектную документацию, которая будет составлена в полном соответствии с Законом № 214-ФЗ.

В этой документации должны быть указаны:

Общее количество строящихся объектов недвижимости;

Функциональное назначение нежилых помещений в многоквартирном доме;

Состав общего имущества многоквартирного дома;

Объекты производственного и непроизводственного назначения.

Только на основании проектной документации в соответствии с вышеуказанным Законом застройщик имеет право на полное освобождение от уплаты НДС.

Отказ от льготы

На практике бывают случаи, когда компании невыгодно применять ту или иную льготу по НДС. А может ли фирма отказаться от льготы?

Да, фирма может отказаться от льготы, но для этого ей необходимо выполнить ряд действий. Это:

1.Подготовить полный перечень операций, по которым фирма имеет право на применение льготы. Данный перечень необходимо представить в налоговую.

2.Важно! Оказаться можно от льготы на все операции, а не на одну или несколько конкретных.

3.Отказ от льготы предоставляется на срок не менее года;

Отказ от льготы по уплате НДС принимается в начале налогового периода. До этого момента фирме нужно определиться, целесообразно ли отказываться от льготы.

Целесообразность заключается в том, что сумма налога при ввозе товаров, которую уплачивает поставщик, будет больше, чем сумма налога, которую заплатит он же за товары, реализованные на территории нашей страны.

Как сдать НДС в электронном виде бесплатно смотрите в статье: сдача НДС в электронном виде.

Как происходит восстановление НДС при переходе с УСН на ОСНО, читайте здесь.

Какая проводка, если НДС принят к вычету, узнайте здесь.

Например, льгота по НДС для управляющих компаний в сфере ЖКХ во многом является нецелесообразной. Поэтому они часто отказываются от её использования.

Чтобы отказаться от льготы, компании необходимо написать заявления на отказ, с полным перечнем операций, по которым налогоплательщик имеет льготы.

Это заявление необходимо предъявить в налоговую инспекцию. Сделать это нужно до 1-ого числа нового налогового периода, то есть квартала.

Заявление не обязательно лично относить в налоговую. Можно отправить его по почте, письмом с уведомлением.

Унифицированной формы этого заявления не существует, оно может быть написано в произвольной форме.

Важно! Фирма не нарушит закон, если подаст заявление на отказ от льгот уже после квартала, в котором приняла к вычету НДС.

Однако здесь важно применение нескольких условий:

Налогоплательщик должен был применять общий режим, без использования льгот;

Товары, услуги и работы должны облагаться по НДС;

Купленные товары уже оприходованы;

Счёт-фактура, полученный от поставщика, оформлен по всем правилам.

Если на момент отгрузки товара льгота по НДС ещё не действует, то налогоплательщик обязан заплатить налог. И не важно, что оплата товара произошла уже после того, как налогоплательщик начал применять льготы по налогу.

Льгот по НДС достаточно много. Не облагаются этим налогом не только множество операций, но и некоторые юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также реализация некоторых товаров и имущественных прав, выполнение работ или оказание услуг.

льготы по НДС

НДС - один из самых «сложных» налогов в нашей стране. Его исчисление и уплата вызывает множество вопросов даже у опытных бухгалтеров.

Применение льгот вызывает ещё больше вопросов. Необходимо быть очень внимательным при использовании льгот по НДС или же сниженных налоговых ставок.

Под налоговыми льготами понимаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). Налоговые льготы являются одним из элементов налогообложения наряду с объектом налогообложения, налоговым периодом, налоговой ставкой и др. При этом в отличие от последних налоговые льготы не являются обязательным элементом для того, чтобы налог считался установленным (ст. 17 НК РФ). К слову, поскольку налоговые ставки и налоговые льготы являются разными элементами налогообложения, установление, к примеру, налоговой ставки 0% не является налоговой льготой несмотря на то, что при ее применении налог не уплачивается вовсе (Письмо Минфина от 19.01.2018 № 03-02-07/1/2721).

А какие есть налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС)?

Какие существуют льготы по НДС?

Льготы по НДС можно найти в ст. 149 НК РФ. При этом нужно иметь в виду, что не все перечисленные в указанной статье операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), подпадают под понятие льгот. Ведь, напомним, что льгота дает преимущества одним категориям налогоплательщиков перед другими (п. 14 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33 , Письмо ФНС от 22.12.2016 № ЕД-4-15/24737). Так, например, к льготам можно отнести освобождение от налогообложения следующих операций:

  • реализация в образовательных и медицинских организациях продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми этих организаций, а также реализация таким организациям продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по Перечню , утв. Постановлением Правительства от 22.11.2000 № 884), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% (пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов РФ или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности (пп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • реализация продукции собственного производства организациями, занимающимися производством селхозпродукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70%, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на селхозработы (пп. 20 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Ст.149 НК РФ содержит большое число операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). Однако большинство из них к налоговым льготам отношения не имеет, поскольку такие операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) у всех налогоплательщиков, т. е. преимущества одних перед другими не создаются.

Это, например:

  • реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по Перечню, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2015 № 1042 (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация товаров, помещенных под таможенную процедуру магазина беспошлинной торговли (пп. 18 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них (пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Если налогоплательщик применяет льготы по НДС

Применение налогоплательщиком налоговых льгот налагает на него определенные дополнительные обязательства. Так, при проведении камеральной проверки НДС-декларации у налогоплательщика, применяющего налоговые льготы, инспекция может запросить (п. 6 ст. 88 НК РФ):

  • пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы по НДС;
  • документы, подтверждающие право на льготы.

Ведение налогоплательщиком освобожденных от НДС операций, в т.ч. использование налоговых льгот по НДС, обязывает его вести раздельный учет таких операций (в т.ч. входящего НДС по ним) (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Сведения об операциях, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), в т.ч. признаваемых налоговыми льготами, нужно отражать в разделе 7 декларации по НДС (

Рассматривая вопрос о льготах по НДС, любой налогоплательщик, применяющий общий режим налогообложения, как правило, имеет в виду ситуации, когда налог платить не нужно. Поэтому на практике термин «льгота» интерпретируется в достаточно широком смысле. Что такое налоговая льгота? Как избежать ненужных споров с налоговыми органами по вопросу применения льгот?

Налоговыми льготами по НДС налогоплательщики обычно считают:

Освобождение от обязанностей налогоплательщика на основании норм ст. 145 и 145.1 НК РФ;

Отсутствие объекта налогообложения при осуществлении операций, предусмотренных п. 2 ст. 146 НК РФ;

Операции, не подлежащие налогообложению, перечисленные в ст. 149 и 150 НК РФ;

Использование пониженных ставок налога при реализации отдельных категорий товаров (п. 1, 2 ст. 164 НК РФ).

Все ли из перечисленного выше является льготами с точки зрения налогового законодательства, контролирующих и судебных органов? Об этом пойдет речь в данной статье.

Что такое налоговая льгота

Чтобы определить понятие налоговой льготы, обратимся к первоисточнику - НК РФ. Из анализа норм п. 1 и 2 ст. 17 НК РФ следует, что налоговые льготы являются самостоятельным элементом налога наряду с такими, как налоговая ставка, налоговая база и др. Опираясь на эту норму налогового законодательства, специалисты Минфина России в письме от 17.08.2012 № 03-02-07/1-201 пришли к выводу, что, например, пониженную ставку налога нельзя рассматривать как льготу.

Вместе с тем следует учитывать тот факт, что налоговые льготы хоть и самостоятельный элемент налога, но вовсе не обязательный. Его (элемент) законодатель может предусмотреть (а может и не предусмотреть) в необходимых случаях в акте законодательства о налогах и сборах при установлении налога (п. 2 ст. 17 НК РФ).

Иными словами, элемент налога «налоговая льгота» носит временный характер.

Так, в проекте Основных направлений налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов отмечено, что любая новая налоговая льгота должна устанавливаться на ограниченный период - например, на пять лет или более длительный срок в зависимости от целевой направленности этой льготы. Далее законодателю рекомендуется перед принятием решение о продлении действия льготы провести анализ эффективности ее использования 1 .

В ближайшие годы предполагается окончательно отказаться от установления новых льгот на федеральном уровне (включая освобождения от налогообложения, изъятия из налоговой базы и объекта налогообложения) по региональным и местным налогам.

В то же время единовременная отмена налоговых льгот не должна оказывать негативного влияния на достижение одной из целей налоговой политики - стимулирование экономического роста. В связи с этим будут отменены налоговые льготы, которые не стимулируют экономического роста в стране, а также льготы, не имеющие социального эффекта 2 .

Определение рассматриваемого понятия дается в п. 1 ст. 56 НК РФ.

Так, под льготой по налогам и сборам следует понимать преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов), по сравнению с другими налогоплательщиками (плательщиками сборов), включая возможность не уплачивать налог (сбор) либо уплачивать их в меньшем размере. Напомним, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (абз. 2 п. 1 ст. 56 НК РФ).

Налогоплательщик имеет право отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Необходимо также учитывать норму п. 3 ст. 56 НК РФ.

Так, льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах. Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах).

Другими словами, законодатель может предоставить отдельным категориям налогоплательщиков право использовать определенные преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками в отношении уплаты налога, а налогоплательщик, в свою очередь, может использовать или не использовать это право.

Еще одно немаловажное обстоятельство. При установлении налоговых льгот обязательно должны быть определены основания для их использования налогоплательщиком. Таковы требования п. 2 ст. 17 НК РФ. Следовательно, налоговая льгота может быть предоставлена налогоплательщику только при выполнении им всех необходимых условий, предусмотренных для ее получения.

Далее в ст. 93 НК РФ указано, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы (абз. 1 п. 1). В частности, в ходе камеральной проверки налоговые органы могут истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). В случае отказа от представления запрашиваемых документов или непредставления их в установленные сроки проверяющие имеют право трактовать это обстоятельство как налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена в ст. 126 НК РФ, а также произвести выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ (п. 4 ст. 93 НК РФ).

Таким образом, основными критериями в определении понятия налоговой льготы являются:

    предоставление налоговым законодательством преимущества одной категории налогоплательщиков перед другими. Причем у налогоплательщика появляется право использовать или не использовать это преимущество;

    наличие у налогоплательщика оснований получения налоговых льгот;

    наличие у налогоплательщика соответствующих документов, подтверждающих право на получение налоговых льгот.

Обратите внимание!

По поводу применения нормы п. 6 ст. 88 НК РФ было дано четкое разъяснение в постановлении Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость».

Так, в этом постановлении сказано, что «судам необходимо принимать во внимание определение понятия «налоговая льгота», данное в п. 1 ст. 56 Кодекса, согласно которому льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками».

Таким образом, действие п. 6 ст. 88 НК РФ распространяется только на те случаи освобождения от налогообложения, в отношении которых применяется понятие «налоговая льгота».

Во всех остальных ситуациях эта норма не работает.

Если рассматривать законодательно установленные налоговые освобождения и изъятия с точки зрения указанных выше критериев, то далеко не все они будут отвечать понятию «налоговая льгота» и, как следствие, по-разному будут контролироваться со стороны налоговых органов.

Так, к льготам по НДС нельзя отнести применение пониженных ставок по налогу, осуществление операций, не признаваемых объектом налогообложения, некоторые операции, предусмотренные в ст. 149 НК РФ, как операции, хоть и освобожденные от налогообложения, но не предоставляющие одним налогоплательщикам определенных преимуществ по сравнению с другими.

Например, подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ устанавливает налоговую льготу в отношении столовых образовательных и медицинских организаций, подп. 6 п. 2 ст. 149 НК РФ устанавливает налоговую льготу в отношении архивных учреждений и организаций относительно услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов и т.д. (см., например, подп. 1, 2, 14 п. 3 ст. 149 НК РФ). Но есть группа операций, которая по своему смыслу льготой не является; по этим операциям законодатель установил лишь особые правила налогообложения применительно ко всем категориям налогоплательщиков, например, подп. 1, 3 п. 2 ст. 149 НК РФ. Об этом сказано в постановлении Пленума ВАС РФ 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» (далее - постановление № 33).

Следовательно, все налоговые освобождения можно разделить на две группы - налоговые льготы и прочие налоговые освобождения. Понимание этого дает возможность налогоплательщику избежать ошибок с точки зрения налогового контроля применения и использования как льгот, так и налоговых освобождений.

В отношении НДС критериям налоговой льготы вполне отвечают, например, нормы ст. 145 и 145.1 НК РФ. Основные отличия налоговых льгот от прочих налоговых освобождений покажем на примере ст. 145 НК РФ.

Льгота по ст. 145 НК РФ

Итак, ст. 145 НК РФ предоставляет право отдельным категориям налогоплательщиков не уплачивать налог на территории РФ.

Освобождение по данной статье может получить любой налогоплательщик (организация и индивидуальный предприниматель (далее - ИП), признаваемые налогоплательщиками НДС в соответствии с главой 21 НК РФ), у которого объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превышает установленного лимита - 2 млн руб. в совокупности за три предшествующих последовательных календарных месяца.

Таким образом, одна категория налогоплательщиков - налогоплательщики с объемом выручки в пределах установленного лимита за определенный период времени получает преимущества перед другими, у которых объем выручки превышает этот лимит за тот же временной период.

Такая льгота, по мнению контролирующих органов, дает отдельным налогоплательщикам в периоде освобождения возможность:

Не платить НДС внутри страны, то есть не определять налоговую базу и не исчислять налог (письмо Минфина России от 27.11.2009 № 03-07-14/107). Данные разъяснения представляются вполне логичными, чего нельзя сказать о мнении специалистов УФНС России по г. Москве, высказанном в письме от 18.08.2008 № 19-11/077280. Налогоплательщикам, освобожденным от уплаты налога, рекомендовано, например, не вести книг продаж, не выставлять счета-фактуры своим контрагентам. Вряд ли можно согласиться с такими рекомендациями. Одним из важнейших условий предоставления освобождения (так же, как и его продления) являются документы, подтверждающие размер выручки, в частности, выписка из книги продаж. Что касается невыставления счетов-фактур, то ситуация еще более абсурдна, поскольку противоречит требованиям п. 5 ст. 168 НК РФ. Особое указание имеется только в отношении авансовых счетов-фактур. Так, согласно п. 17 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137) продавец, использующий право на освобождение в соответствии со ст. 145 НК РФ, при получении суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ оказания услуг) счет-фактуру не составляет;

Не вести книгу покупок (письмо ФНС России от 29.04.2013 № ЕД-4-3/7895@). В этой ситуации налогоплательщики, освобожденные от уплаты налога, при заключении договоров с контрагентами - плательщиками налога могут письменно оформить согласие о непредставлении им счетов-фактур (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Однако при утрате освобождения, например, из-за превышения лимита по выручке, ситуация может несколько усложниться. В связи с этим следует продумать вопрос использования указанной выше нормы налогового законодательства;

Не представлять в налоговый орган налоговую декларацию по НДС (см., например, письма ФНС России от 29.04.2013 № ЕД-4-3/7895@), УФНС России по г. Москве от 17.11.2009 № 16-15/120379, Минфина России от 30.08.2006 № 03-04-14/20). Вместе с тем контролирующие органы указали на ситуации, когда у организаций и индивидуальных предпринимателей, освобожденных от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, все же возникает необходимость представить налоговую декларацию по НДС (письма ФНС России от 29.04.2013 № ЕД-4-3/7895@, УФНС России по г. Москве от 17.11.2009 № 16-15/120379, Минфина России от 30.08.2006 № 03-04-14/20).

Это следующие ситуации:

Выставление покупателям счетов-фактур с выделенной суммой НДС. По общему правилу организации и ИП, освобожденные от уплаты НДС в соответствии со ст. 145 и 145.1 НК РФ, обязаны оформлять расчетные документы, первичные учетные документы и выставлять счета-фактуры без выделения соответствующих сумм налога. При этом согласно п. 5 ст. 168 НК РФ на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)»;

Исполнение обязанностей налогового агента по НДС;

Участие в простых товариществах, инвестиционных товариществах (в роли управляющих), концессионных соглашениях (в роли концессионера).

Нельзя забывать и о норме, введеной в действие с 2015 г., - об обязанности лиц, освобожденных от уплаты налога, вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в случаях (п. 3.1 ст. 169 НК РФ):

Выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции;

Выставления и (или) получения ими счетов-фактур при выполнении функций застройщика.

Есть еще одно немаловажное обстоятельство, но касается оно не тех, кто применяет освобождение от уплаты НДС, а тех, кто с ними работает.

Так, организации (ИП), заключая договоры с лицами, освобожденными от уплаты налога, должны помнить, что налоговые органы вправе проконтролировать цену договора на предмет ее соответствия рыночной. Таково требование подп. 4 п. 4 ст. 105.3 «Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами» НК РФ.

Основания для применения освобождения

Во-первых, организации и ИП, претендующие на освобождение от уплаты налога, в течение трех предшествующих последовательных календарных месяца:

    не должны осуществлять реализацию только подакцизных товаров. Если организация или ИП осуществляет торговлю одновременно подакцизными и неподакцизными товарами, то в этой ситуации можно получить освобождение, но только в отношении реализации неподакцизных товаров. Налогоплательщик при этом обязан вести раздельный учет операций по реализации подакцизных и неподакцизных товаров (см. Определение КС РФ от 10.11.2002 № 313-О, а также письмо УФНС России по г. Москве от 25.02.2004 № 24-14\11745);

    не быть вновь созданными организациями и вновь зарегистрированными ИП. Однако, если предприниматель отработает три месяца, право на освобождение может появиться при выполнении условия по ограничению размера выручки от реализации товаров (работ, услуг). При отсутствии операций по реализации в указанный период времени, а следовательно, и выручки, организации и ИП все же могут претендовать на освобождение. Об этом сказано в письме УФНС России по г. Москве от 04.09.2006 № 19-11/077487. Хотя на этот счет существует и прямо противоположная точка зрения (см. письмо Минфина России от 28.03.2007 № 03-07-14/11);

    не являться организацией - участником проекта «Сколково» Для таких организаций ст. 145.1 НК РФ предусмотрены специальные правила получения освобождения от налогообложения НДС;

    не должны заниматься импортом товаров на территорию РФ (и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией);

    не исполнять обязанностей налогового агента.

Во-вторых, объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) не должен превышать установленного лимита в 2 млн руб. в совокупности за три предшествующих последовательных календарных месяца. Мониторинг объема выручки от реализации налогоплательщиком осуществляется ежемесячно.

В связи с этим следует определить алгоритм расчета выручки от реализации для целей исчисления указанного лимита, поскольку ответа на этот вопрос в налоговом законодательстве не содержится.

Согласно разъяснениям, данным в постановлении № 33, при определении размера выручки от реализации в целях применения ст. 145 НК РФ необходимо учитывать несколько моментов.

1. Поскольку в указанной статье не установлено иное, источником сведений о выручке организации за соответствующие периоды являются регистры бухгалтерского учета. Следовательно, при исчислении размера выручки от реализации товаров, работ и услуг в целях применения ст. 145 НК РФ надлежит исходить из предусмотренных законодательством о бухгалтерском учете правил ее признания и отражения в бухгалтерском учете (абз. 2, 3 п. 3 постановления № 33).

2. При разрешении споров, связанных с определением размера выручки в целях применения ст. 145 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что предусмотренное данной статьей освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика обусловлено нецелесообразностью исчисления и администрирования налога в отношении лиц, которыми совершается незначительный объем облагаемых налогом операций.

В связи с этим при определении размера выручки не должны учитываться (п. 4 постановления № 33):

    поступления по операциям, не облагаемым налогом (освобожденным от налогообложения). Отметим, что в постановлении № 33 рассматриваются лишь поступления по операциям, предусмотренным в ст. 149 НК РФ. На практике у налогоплательщика возможны и иные поступления, например, по операциям, не признаваемым объектом налогообложения НДС, по операциям реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ. По мнению автора, в спорах с налоговыми органами вполне возможно апеллировать к постановлению № 33, поскольку эти операции не отвечают понятию налоговой льготы. Но не исключена возможность, что отдельные налоговые инспекторы будут придерживаться только тех разъяснений, которые буквально содержатся в постановлении № 33 и не будут согласны с их расширительной трактовкой. В такой ситуации налоговый спор неизбежен;

    доходы, полученные от совершения операций по реализации подакцизных товаров. Поскольку, отмечается в постановлении № 33, на основании п. 2 ст. 145 НК РФ в отношении таких операций организации и индивидуальные предприниматели не вправе применять освобождение.

Следует отметить, что в рассматриваемой ситуации контролирующие органы полностью поддерживают позицию, приведенную в постановлении № 33.

В письме ФНС России от 12.05.2014 № ГД-4-3/8911@ , в частности, отмечено, что постановления Пленума и Президиума ВАС РФ для налоговых органов являются сложившейся судебной практикой, которой налоговым органам следует руководствоваться, рассматривая вопрос о целесообразности доначисления сумм НДС при определении размера выручки от реализации в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ.

Вместе с тем есть ряд доходов, которые, по мнению контролирующих органов, также не следует учитывать в составе выручки от реализации для получения освобождения от уплаты НДС. Позиция по этому вопросу высказана в ряде писем, имеются также соответствующие судебные решения. Согласно письму УФНС России по г. Москве от 23.04.2010 № 16-15/43541 в сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) не включаются суммы:

    связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), указанные в ст. 162 НК РФ;

    оплаты (частичной оплаты), полученные в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

На основании постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.08.2007 № А56-46298/2006 в выручку от реализации не нужно включать доход от игорного бизнеса в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари.

Не следует включать в выручку от реализации стоимость товаров (работ, услуг) при их безвозмездной передаче. В этой ситуации, по мнению контролирующих органов, стоимость безвозмездно реализованных товаров (работ, услуг) не соответствует понятию «выручка». Такое разъяснение содержится в письме Минфина России от 30.09.2013 № 03-07-15/40261.

И наконец, Минфин России разъясняет, что для получения освобождения от уплаты НДС не следует учитывать выручку от реализации, полученную по деятельности, облагаемой в рамках ЕНВД (см. письма Минфина России от 26.03.2007 № 03-07-11/71 и № 03-07-11/72).

В-третьих, необходимо уведомить налоговый орган о намерении использовать свое право на освобождение. Для этого в срок не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение, следует представить в налоговый орган письменное уведомление (форма уведомления утверждена приказом МНС России от 04.07.2002 № БГ-3-03/342) и соответствующие документы, подтверждающие право налогоплательщика на освобождение (абз. 2, 3 п. 3 ст. 145 НК РФ).

При толковании данной нормы, указывается в постановлении № 33, судам необходимо исходить из того, что по ее смыслу налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать указанное право на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены. При этом в силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения. Поэтому лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов (п. 2 постановления № 33).

Поскольку освобождение от уплаты налога носит уведомительный характер, то налоговый орган не должен давать соответствующего на то разрешения.

Список документов, подтверждающих право налогоплательщика на освобождение от уплаты НДС, приведен в п. 6 ст. 145 НК РФ. Это:

    выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

    выписка из книги продаж;

    выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели).

Безусловно, у налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения, составление указанных выше документов не вызывает особых трудностей. Тем более что налоговое законодательство не содержит требований по утверждению форм документов, подтверждающих право на освобождение. Поэтому на практике подобная документация представляется в произвольной форме.

Отдельное требование установлено в отношении организаций и ИП при переходе с таких специальных режимов налогообложения, как УСН и ЕСХН, на общий режим налогообложения и претендующих на освобождение. Такие налогоплательщики представляют в налоговый орган выписку из книги учета доходов и расходов, которая (книга) применялась в соответствии с УСН или ЕСХН.

Что касается организаций и ИП, ранее применявших систему налогообложения в виде ЕНВД, и претендующих на освобождение от уплаты налога при переходе на общий режим налогообложения, то налоговое законодательство в этом случае специальных разъяснений не дает. Для таких налогоплательщиков представляется наиболее безопасным все же отработать три месяца на общем режиме налогообложения, а уже после этого представить в налоговый орган соответствующее уведомление и пакет необходимых документов. Хотя, следует отметить, что имеется судебное решение, принятое в пользу налогоплательщика.

Так, в постановлении ФАС Северо-западного округа от 09.12.2009 по делу № А44-923/2009 отмечено, что возникновение права на освобождение от исчисления и уплаты НДС обусловлено суммой выручки, полученной организацией (индивидуальным предпринимателем) от реализации товаров (работ, услуг) за три последовательных календарных месяца. С учетом данного обстоятельства ссылка налогового органа на отсутствие индивидуального предпринимателя документов, перечисленных в п. 6 ст. 145 НК РФ, ввиду применения в предшествующем периоде системы налогообложения в виде ЕНВД является несостоятельной, поскольку не свидетельствует о необоснованности использования предпринимателем права освобождения от исчисления и уплаты НДС.

Все подтверждающие документы вместе с уведомлением в налоговый орган можно направить:

    заказным письмом по почте. В этом случае днем их представления считается шестой рабочий день со дня направления заказного письма (п. 7 ст. 145 НК РФ);

    лично (через представителя).

В-четвертых, налогоплательщик должен восстановить и уплатить в бюджет сумму налога, ранее (то есть до использования права на освобождение) принятого к вычету на основании ст. 171, 172 НК РФ. Здесь имеются в виду операции по приобретению налогоплательщиком до периода освобождения различных материальных ценностей (в том числе основных средств и нематериальных активов) для деятельности, облагаемой НДС.

По общему правилу эти суммы налога были предъявлены налогоплательщиком к вычету из бюджета. После подачи уведомления и документов, подтверждающих право на освобождение от уплаты налога, ранее приобретенные объекты начинают использоваться в деятельности, не облагаемой НДС. А согласно подп. 2 п. 3 и подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ в этом случае суммы налога, ранее принятые к вычету, должны быть восстановлены и уплачены в бюджет.

Период восстановления суммы налога зависит от того, с какого месяца налогового периода используется льгота.

Так, если освобождение применяется (п. 8 ст. 145 НК РФ):

    с первого месяца текущего налогового периода, то налог следует восстановить в бюджет в предыдущем налоговом периоде. Например, если принято решение использовать освобождение от уплаты НДС с 1 января 2016 г., то соответствующая сумма НДС должна быть восстановлена в бюджет в IV квартале 2015 г.;

    со второго (или третьего) месяца налогового периода, то налог подлежит восстановлению в бюджет в том налоговом периоде, начиная с которого используется право на освобождение.

В-пятых, поскольку срок освобождения автоматически не продлевается, налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о своих дальнейших действиях (освобождение продлевается или не продлевается).

Так, согласно абз. 2 п. 4 ст. 145 НК РФ не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим периодом в 12 календарных месяцев, организации и ИП, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

    документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 млн руб.;

    уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев (форма утверждена приказом МНС России от 04.07.2002 № БГ-3-03/342) или уведомление об отказе от использования данного права, составленное в произвольной форме. Таким образом, налогоплательщику следует уведомить налоговый орган, как в случае продления освобождения, так и в случае отказа от него.

Если налогоплательщик не представил документы, подтверждающие право на освобождение от уплаты НДС (либо указал в этих документах недостоверные сведения), а налоговый орган установил, что условия предоставления освобождения не соблюдаются, то такому налогоплательщику следует восстановить и уплатить в бюджет сумму налога (вместе со штрафом и пени) (абз. 3 п. 5 ст. 145 НК РФ).

Использовать освобождение предстоит в течение 12 последовательных календарных месяцев. При этом добровольный отказ от льготы в течение этого периода в налоговом законодательстве не предусмотрен. Исключение составляют случаи, изложенные в п. 5 ст. 145 НК РФ, когда налогоплательщик утрачивает право на освобождение от уплаты налога (п. 4 ст. 145 НК РФ), а именно:

    за три предшествующих последовательных календарных месяца выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога превысила 2 млн руб.;

    имела место реализация только подакцизных товаров;

    отсутствовал раздельный учет реализации подакцизных и неподакцизных товаров.

Новое на сайте

>

Самое популярное