Домой ОТП банк Особенности защиты информации в банковских системах: основные принципы и методики. Информационная безопасность в банковской сфере

Особенности защиты информации в банковских системах: основные принципы и методики. Информационная безопасность в банковской сфере

И нформационная безопасность банков начинается с аудита. ИБ-аудит может не только дать банку право осуществления определенных видов деятельности, но и показать слабые места в системах банка. Поэтому подходить к решению о проведении и выборе формы аудита необходимо взвешенно.

Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудит - это «независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности».

К сфере информационной безопасности определение термина, упомянутое в законе, отношения не имеет. Однако специалисты по информационной безопасности достаточно активно используют его в речи. В этом случае под аудитом понимается процесс независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта.

В различных отечественных нормативных актах термин «аудит информационной безопасности» применяется не всегда — его часто заменяют либо термином «оценка соответствия», либо немного устаревшим, но все еще употребляемым термином «аттестация». Иногда встречается термин «сертификация», но применительно к международным зарубежным нормативным актам.

Какой бы термин не использовался, по сути, аудит информационной безопасности проводится, чтобы проверить выполнение нормативных актов или обоснованность и защищенность применяемых решений. В первом случае отказаться от проведения аудита невозможно, иначе это повлечет нарушение требований нормативных актов и штрафам, приостановлению деятельности, другим формам наказания. Во втором случае аудит носит добровольный характер, и решение о проведении принимает сама организация.

Обязательный аудит может проводить:

  • сама банковская организация, например, в форме самооценки (правда, о «независимости» уже речи не идет и термин «аудит» применять не совсем уместно);
  • внешняя независимая организация — аудитор;
  • регулирующие органы, наделенные правом осуществлять соответствующие надзорные мероприятия (этот вариант чаще называют не аудитом, а инспекционной проверкой).

Добровольный аудит может проводиться по любому поводу: для проверки защищенности системы ДБО, контроля активов приобретенного банка, проверки вновь открываемого филиала и так далее. В этом случае невозможно ни четко очертить границы, ни описать формы отчетности, ни говорить о регулярности аудита — все это решается договором между аудитором и проверяемой организацией. Обратимся к формам обязательного аудита, которые важны для информационной безопасности именно банков.

Международный стандарт ISO 27001

Полный российский аналог международного стандарта ISO/IEC 27001:2005 — «ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 — Информационная технология — Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности — Требования».

По сути, данные стандарты - это набор лучших практик по управлению информационной безопасностью в крупных организациях. Небольшие организации, в том числе и банки, не всегда в состоянии выполнить требования стандарта в полном объеме. Как и любой стандарт в России, ISO 27001 - добровольный документ, принимать или не принимать его условия каждый банк решает самостоятельно. Но ISO 27001 является призванным мировым стандартом, и специалисты в разных странах используют его как универсальное руководство для всех, кто занимается информационной безопасностью.

С ISO 27001 связаны несколько неочевидных и нечасто упоминаемых, но важных моментов.

Во-первых, аудиту по данному стандарту подлежит не вся система обеспечения информационной безопасности банка, а только одна или несколько составных частей. Например, система защиты ДБО, система защиты головного офиса банка или система защиты процесса управления персоналом. Иными словами, получение сертификата соответствия на один из оцениваемых в рамках аудита процессов не дает гарантии, что остальные процессы находятся в таком же близком к идеальному состоянию.

Второй момент связан с тем, что ISO 27001 является стандартом универсальным, то есть применимым к любой организации, а значит, не учитывающим специфику отрасли. Это привело к тому, что в рамках международной организации по стандартизации ISO уже давно ведутся разговоры о создании стандарта ISO 27015, который является переложением ISO 27001/27002 на финансовую отрасль. В разработке отраслевого стандарта активно участвует Банк России. Против уже разработанного проекта выступили Visa и MasterCard. Visa считает, что в проекте слишком мало информации, нужной для финансовой отрасли, например, по платежным системам. Однако, если добавить недостающие положения, стандарт придется перенести в другой комитет ISO. MasterCard предлагает прекратить разработку ISO 27015, мотивируя предложение тем, что в финансовой отрасли и без того достаточно документов, которые регулируют сферу информационной безопасности.

В-третьих, многие предложения на российском рынке говорят не об аудите соответствия, а о подготовке к аудиту. Дело в том, что правом проводить сертификацию соответствия требованиям ISO 27001 обладают всего несколько организаций в мире. А интеграторы всего лишь помогают компаниям выполнить требования стандарта, которые затем будут проверены официальными аудиторами (регистраторами, органами по сертификации).

Пока продолжаются споры, внедрять банкам ISO 27001 или нет, отдельные смельчаки идут на это и проходят три стадии аудита соответствия:

  • предварительное неформальное изучение аудитором основных документов как на территории заказчика аудита, так и вне;
  • формальный и более глубокий аудит и оценка эффективности внедренных мер защиты, изучение разработанных необходимых документов, после чего аудитор обычно подтверждает соответствие и выдает сертификат, признаваемый во всем мире.
  • ежегодное выполнение инспекционного аудита для подтверждения полученного сертификата соответствия.

Кому нужен ISO 27001 в России? Если рассматривать стандарт не только как набор лучших практик, которые следует внедрять и без прохождения аудита, но и как процесс сертификации, подтверждающий соответствие банка международным требованиям безопасности, то ISO 27001 имеет смысл внедрять либо банкам, входящим в банковские группы, где ISO 27001 является стандартом, либо банкам, планирующим выход на международную арену. В остальных случаях аудит соответствия ISO 27001 и получение сертификата чаще всего не нужно. Но только для банка и только в России, потому что есть отечественный стандарты на базе ISO 27001. Де-факто до недавнего времени Банк России проводил инспекционные проверки именно в соответствии с требованиями СТО БР ИББС.

Комплекс документов Банка России СТО БР ИББС

Этот стандарт, а точнее набор стандартов описывает единый подход к построению системы обеспечения ИБ организаций банковской сферы с учетом требований российского законодательства. Набор документов (далее - СТО БР ИББС) включает три стандарта и пять рекомендаций по стандартизации. Он основан на ISO 27001 и других международных стандартах по управлению информационными технологиями и информационной безопасностью. Вопросы аудита и оценки соответствия требованиям стандарта, как и для ISO 27001, прописаны в отдельных документах:

  • СТО БР ИББС-1.1-2007. Аудит информационной безопасности,
  • СТО БР ИББС-1.2-2010. Методика оценки соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИББС-1.0-2010,
  • РС БР ИББС-2.1-2007. Руководство по самооценке соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИББС-1.0.

Во время оценки соответствия по СТО БР ИББС проверяется выполнение 423 частных показателей ИБ, которые разделены на 34 групповые показателя. Результат оценки - итоговый показатель, который должен находиться на 4-м или 5-м уровне по пятибалльной шкале, установленной Банком России. Эта деталь отличает аудит по СТО БР ИББС от аудита по другим нормативным актам в области ИБ. СТО БР ИББС не подразумевает «несоответствия», просто уровень соответствия может быть разный: от нуля до пяти. Положительными считаются только уровни выше 4-го.

По состоянию на конец 2011 года 70-75% банков внедрили или находятся в процессе внедрения этого набора стандартов. Де-юре СТО БР ИББС носит рекомендательный характер, но де-факто до недавнего времени Банка России проводил проверки именно в соответствии с требованиями СТО БР ИББС, хотя явно условия никогда и нигде не звучали. Ситуация изменилась с 1 июля 2012 года, когда вступил в силу закон «О национальной платежной системе» и разработанные для его исполнения нормативные документы правительства и Банка России. С этого момента вопрос о необходимости проводить аудит соответствия требованиям СТО БР ИББС вернулся в повестку дня.

Дело в том, что методика оценки соответствия, предложенная в рамках законодательства о национальной платежной системе (НПС), и методика оценки соответствия СТО БР ИББС могут очень сильно расходиться в итоговых значениях. При этом оценка по первой методике (для НПС) стала обязательной, тогда как оценка по СТО БР ИББС по-прежнему де-юре носит рекомендательный характер. В самом Банке России на момент написания статьи еще не решили судьбе этой оценки. Если ранее все нити сходились в Главное управление безопасности и защиты информации Банка России (ГУБЗИ), то с разделением полномочий между ГУБЗИ и Департаментом регулирования расчетов (LHH) вопрос оставался открытым. Ясно только, что законодательные акты о НПС требуют обязательной оценки соответствия, то есть аудита.

Законодательство о национальной платежной системе

Выпущенное и утвержденное 9 июня 2012 года Положение 382-П «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств» требует в пункте 2.15 обязательной оценки соответствия, то есть аудита. Оценка осуществляется либо самостоятельно, либо с привлечением сторонних организаций.

Методика оценки соответствия в рамках 382-П похожа по своей сути на методику оценки соответствия по СТО БР ИББС, но выдает другие результаты. Это связано с вводом специальных корректирующих коэффициентов.

Особых требований к организациям, привлекаемым для аудита, положение 382-П не устанавливает. Это приводит к некоторому противоречию с постановлением Правительства от 13 июня 2012 года №584 «О защите информации в платежной системе», которое также требует организации и проведения контроля и оценки выполнения требований к защите информации один раз в 2 года. Однако постановление правительства, разработанное ФСТЭК, требует, чтобы внешний аудит проводили только организации с лицензией на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

Дополнительные требования, которые накладывают на банки новые обязанности, перечислены в разделе 2.16 Положения 382-П. Согласно требованиям, оператор платежных систем обязан разработать, а банки, присоединившиеся к платежной системе, обязаны выполнять требования по регулярному информированию оператора платежной системы о различных вопросах информационной безопасности в банке, включая:

  • выполнение требований по защите информации,
  • данные об выявленных инцидентах,
  • результаты проведенных самооценок,
  • сведения о выявленных угрозах и уязвимостях.

ФЗ-161 о НПС также устанавливает, что дополнительно к аудиту на договорной основе контроль и надзор за выполнением требований 584-го постановления и 382-го положения осуществляют ФСБ, ФСТЭК и Банк России соответственно. На момент написания статьи ни у ФСТЭК, ни у ФСБ не располагали разработанным порядком проведения надзора. В отличие от Банка России, который выпустил два документа:

  • положение от 31 мая 2012 года №380-П «О порядке осуществления наблюдения в национальной платежной системе» (для кредитных организаций);
  • положение от 9 июня 2012 года №381-П «О порядке осуществления надзора за соблюдением не являющимися кредитными организациями операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры требований Федерального Закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России».

Банк России начал апробацию и сбор фактов по правоприменительной практике нормативных актов в области защиты информации в национальной платежной системе в 1 июля 2012 года.

Стандарт безопасности платежных карт PCI DSS

PCI DSS - Payment Card Industry Data Security Standard - стандарт безопасности данных платежных карт. Его разработал Совет по стандартам безопасности индустрии платежных карт (Payment Card Industry Security Standards Council, PCI SSC), который был учрежден международными платежными системами Visa, MasterCard, American Express, JCB и Discover.

Стандарт PCI DSS представляет совокупность 12 высокоуровневых и более 200 детальных требований по обеспечению безопасности данных о держателях платежных карт, которые передаются, хранятся и обрабатываются в информационных системах организаций. Требования стандарта распространяются на все компании, которые работают с международными платежными системами Visa и MasterCard. Каждой компании в зависимости от количества обрабатываемых транзакций присваивают уровень, для каждого уровня - свой набором требований. Уровни для каждой платежной системы отличаются.

Проверка выполнения условий стандарта PCI DSS осуществляется в рамках обязательной сертификации, требования к которой отличаются в зависимости от типа проверяемой компании: торгово-сервисное предприятие, которые принимает карты к оплате товаров и услуг, или поставщик, которые оказывает услуги торгово-сервисным предприятиям, банкам-эквайрерам, эмитентам и так далее (процессинговые центры, платежные шлюзы). Оценка осуществляется в разных формах:

  • ежегодные аудиторские проверки с помощью аккредитованных компаний, имеющих статус Qualified Security Assessors (QSA);
  • ежегодная самооценка;
  • ежеквартальное сканирование сетей с помощью уполномоченных организаций, имеющих статус Approved Scanning Vendor (ASV).

Законодательство о персональных данных

Еще один нормативный документ, который имеет отношение к банковской индустрии и устанавливает требования по оценке соответствия, - Федеральный закон «О персональных данных». Однако ни форма, ни периодичность аудита, ни требования к организации, которая проводит аудит, пока не установлены. Возможно, вопрос решится осенью 2012 года, когда выйдет порция документов правительства, ФСТЭК и ФСБ, которые вводят новые нормативы в области защиты персональных данных. Пока банки самостоятельно определяют особенности аудита защиты персональных данных.

Контроль и надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных статьей 19 закона 152-ФЗ, осуществляют ФСБ и ФСТЭК. Но это касается только государственных информационных систем персональных данных. Контроль коммерческих организаций в области обеспечения информационной безопасности персональных данных пока - по закону - осуществлять некому. Чего не скажешь о защите прав субъектов персональных данных, то есть клиентов, контрагентов и просто посетителей банка. Эту задачу взял на себя Роскомнадзор, который активно осуществляет надзорные функции и видит в банках злостных нарушителей закона о персональных данных.

Заключительные положения

Каждый из основных нормативных актов устанавливает свои требования по проведению оценки соответствия в той или иной форме: от самооценки в виде заполнения опросных листов (PCI DSS) до прохождения обязательного аудита один раз в два года (382-П) или один раз в год (ISO 27001). Существуют и другие формы оценки соответствия: уведомления оператора платежной системы, ежеквартальные сканирования и так далее.

С другой стороны, в стране до сих пор нет единой системы взглядов не только на государственное регулирование аудита информационной безопасности организаций и систем информационных технологий, но и на саму тему аудита информационной безопасности. За информационную безопасность в России отвечает ряд ведомств и организаций: ФСТЭК, ФСБ, Банк России, Роскомнадзор, PCI SSC и другие. Все они действуют на основании собственных нормативных документов и руководств. Разные подходы, разные стандарты, разные уровни зрелости… Все это мешает установлению единых правил игры.

Картину портит и появление фирм-однодневок, которые в погоне за прибылью предлагают некачественные услуги в области оценки соответствия требованиям по информационной безопасности. И к лучшему ситуация вряд ли изменится. Раз есть потребность, будут и желающие ее удовлетворить, в то время как на всех квалифицированных аудиторов просто не хватит. При небольшом их числе (см. инфографику) и продолжительности аудита от нескольких недель до нескольких месяцев очевидно, что запрос на аудит серьезно превышает возможности аудиторов.

В так и не принятой ФСТЭК «Концепции аудита информационной безопасности систем информационных технологий и организаций» была такая фраза:

«…в то же время в отсутствие необходимых национальных регуляторов такая деятельность [по нерегулируемому законодательством аудиту со стороны частных фирм] может нанести непоправимый вред организациям».

Авторы Концепции предлагали унифицировать подходы к аудиту и законодательно установить правила игры, включая правила аккредитации аудиторов, требования к квалификации, процедуре проведения аудита. Но воз и ныне там. Хотя, учитывая внимание, которое отечественные регуляторы в области информационной безопасности, а их всего девять, уделяют вопросам защиты информации, не исключено, что тема вскоре вновь станет актуальной. Только за прошедший календарный год было принято или разработано 52 нормативных акта по вопросам информационной безопасности, и один нормативный акт в неделю!

СТАНДАРТЫ АУДИТА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В сложившихся условиях, к сожалению, приходится признавать: основная цель аудита информационной безопасности банка - повышение доверия к его деятельности - в России недостижима. Немногие российские клиенты банка обращают внимание на уровень безопасности или на результаты проведенного в банке аудита. К аудиту обращаются либо в случае выявления очень серьезного инцидента с серьезным материальным ущербом для банка (его акционерам и владельцам), либо в случае законодательных требований.

Требованием №1, ради которого стоит обратиться к аудиту безопасности, является положение Банка России 382-П. Сведения об уровне защищенности банков и выполнении требований 382-П, которые запрашивают из территориальных управлений ЦБ, получаются именно в результате внешнего аудита или проведенной самооценки.

На втором место - аудит выполнения требований закона «О персональных данных». Но проводить подобный аудит стоит не раньше момента, когда будут выпущены все обещанные ФСТЭК и ФСБ документы и когда станет понятна судьба СТО БР ИББС. Тогда же можно поднять вопрос проведения аудита соответствия требованиям СТО БР ИББС.

Успешное прохождение аудита еще не означает, что с безопасностью в банке все хорошо. Существует множество уловок, которые позволяют проверяемой организации скрыть недочеты в системе защиты. Очень многое зависит от квалификации и независимости аудиторов. Опыт показывает, что даже в организациях, успешно прошедших аудит соответствия стандартам PCI DSS, ISO 27001 или СТО БР ИББС, случаются инциденты, и инциденты серьезные.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Дмитрий МАРКИН, начальник отдела аудита и консалтинга АМТ-ГРУП:

До недавнего времени вопросы прохождения обязательного аудита состояния ИБ для кредитных организаций в рамках российского законодательства регламентировались только ФЗ-152 «О персональных данных» в части осуществления внутреннего контроля за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности ПДн, а также положением ЦБ РФ №242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах». Причем, согласно требованиям положения №242-П порядок контроля за обеспечением ИБ устанавливается внутренними документами кредитной организации самостоятельно без привязки к конкретным требованиям по обеспечению ИБ. В связи с вступлением в силу ст.27 ФЗ-161 «О национальной платежной системе», определяющей требования по защите информации в платежной системе, вышли в свет постановление правительства РФ №584 «Об утверждении положения о защите информации в платежной системе» и положение ЦБ РФ №382-П. Согласно требованиям постановления №584 и положения №382-П защита информации в платежной системе должна осуществляться по требованиям данных нормативных актов и требованиям, включенным операторами платежных систем в правила платежных систем. Ключевым моментом здесь является закрепление на уровне национального законодательства права операторов платежных систем (например, Visa и MasterCard) самостоятельно устанавливать требования к защите информации. В положении №382-П также указана обязанность проведения кредитными организациями оценки выполнения требований к обеспечению ИБ не реже 1 раза в 2 года, четко определены методика оценки соответствия, критерии аудита и порядок документирования ее результатов. На наш взгляд, появление вышеуказанных нормативных актов должно повысить статистику прохождения кредитными организациями сертификации по требованиям стандарта безопасности данных индустрии платежных карт PCI DSS 2.0, разработанного при участии ведущих международных платежных систем Visa и MasterCard.

Банк данных является частью любой автоматизированной системы такой как САПР, АСУП, АСУТП и т.д. Задачей банка данных является поддержание информационной модели в крайне важно м состоянии и обеспечении запросов пользователœей. Это требует, чтобы в банке данных выполнялись три операции: включить, удалить, изменить. Эти операции обеспечивают хранение и модификацию данных.

С развитие автоматизированной системы изменяется состав объектов предметной области, изменяются связи между ними. Все это должно находить отражение в информационной системе. Т.о., организация банка данных должна быть гибкой. Покажем место банка данных в составе автоматизированной системы.

При проектировании банка данных крайне важно учитывать два аспекта обеспечения запросов пользователя.

1) Определœение границ конкретной предметной области и выработка информационной модели. Отметим, что банк данных должен обеспечивать информацией всю систему как в настоящем, так и в будущем с учетом ее развития.

2) Разработка банка данных должна ориентироваться на эффективное обслуживание запросов пользователœей. В связи с этим крайне важно анализировать типы и виды запросов пользователœей. Также крайне важно анализировать функциональные задачи автоматизированной системы, для которой данный банк будет являться источником информации.

Пользователи банка данных различаются по следующим признакам:

· по признаку постоянства общения с банком.

Пользователи : постоянные и разовые ;

· по уровню допуска. Часть данных должна быть защищена;

· по форме представления запросов. Запросы могут давать программисты, непрограммисты, пользователи задачи.

В связи с большой разнородностью пользователœей в банке данных предусматривается специальное средство, позволяющее привести всœе запросы к единой терминологии. Это средство принято называть словарь данных.

Выделим основные требования , которым должен отвечать банк данных со стороны внешних пользователœей . Банк данных должен:

1. Обеспечивать возможность хранения и модификации больших объёмов многоаспектной информации. Удовлетворять сегодняшним и вновь возникающим требованиям со стороны пользователя.

Обеспечивать заданные уровни достоверности и непротиворечивости хранимой информации.

3. Обеспечивать доступ к данным только тех пользователœей, которые имеют соответствующие полномочия.

4. Обеспечивать возможность поиска информации по произвольной группе признаков.

5. Удовлетворять заданным требованиям производительности при обработке запросов.

6. Иметь возможность реорганизации и расширения при изменении границ предметной области.

7. Обеспечивать выдачу информации пользователю в различной форме.

8. Обеспечивать возможность одновременного обслуживания большого числа внешних пользователœей.

Для удовлетворения этих требований крайне важно вводить централизованное управление данными.

Выделим основные преимущества централизованного управления данными по сравнению с ранее используемым обеспечением.

1) Сокращение избыточности хранимых данных. Данные, которые используются несколькими приложениями структурируются (интегрируются) и хранятся в единственном экземпляре.

2) Устранение противоречивости хранимых данных. В связи с безизбыточностью данных устраняется ситуация, когда при фактическом изменении данного оно кажется измененным не во всœех записях.

3) Многоаспектное использование данных при однократном их вводе.

4) Комплексная оптимизация на базе анализа требований пользователя. Выбираются такие структуры данных, которые обеспечивают наилучшее обслуживание.

5) Обеспечение возможности стандартизации. При этом облегчается обмен данными с другими автоматизированными системами, а также процедуры контроля и восстановления данными.

6) Обеспечение возможности санкционированного доступа к данным, ᴛ.ᴇ. наличие механизмов защиты данных.

Следует подчеркнуть, что основной проблемой централизованного управления данными является обеспечение независимости прикладных программ от данных. Это объясняется тем, что интеграция данных, оптимизация структур данных требуют изменения хранимого представления данных и метода доступа к данным.

Вывод : Главной отличительной чертой банка данных является наличие централизованного управления данными.

Глава 1. Особенности информационной безопасности банков.

Приказ Росстандарта от 28 марта 2018 года № 156-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации»

Приказ Росстандарта от 8 августа 2017 года № 822-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации»

Основные цели внедрения Стандарта «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения» СТО БР ИББС-1.0 (далее — Стандарт):

  • повышение доверия к банковской системе Российской Федерации;
  • повышение стабильности функционирования организаций банковской системы Российской Федерации и на этой основе — стабильности функционирования банковской системы Российской Федерации в целом;
  • достижение адекватности мер по защите от реальных угроз информационной безопасности;
  • предотвращение и(или) снижение ущерба от инцидентов информационной безопасности.

Основные задачи Стандарта:

  • установление единых требований по обеспечению информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации;
  • повышение эффективности мероприятий по обеспечению и поддержанию информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации.

Защита информации в электронных платежных Internet-системах

Платежная Internet-система – это система проведения расчетов между финансовыми, бизнес-организациями и Internet-пользователями в процессе покупки/продажи товаров и услуг через Internet. Именно платежная система позволяет превратить службу по обработке заказов или электронную витрину в полноценный магазин со всеми стандартными атрибутами: выбрав товар или услугу на сайте продавца, покупатель может осуществить платеж, не отходя от компьютера.

В системе электронной коммерции платежи совершаются при соблюдении ряда условий:

1. Соблюдение конфиденциальности. При проведении платежей через Internet покупатель хочет, чтобы его данные (например, номер кредитной карты) были известны только организациям, имеющим на это законное право.

2. Сохранение целостности информации. Информация о покупке никем не может быть изменена.

3. Аутентификация. Покупатели и продавцы должны быть уверены, что все стороны, участвующие в сделке, являются теми, за кого они себя выдают.

4. Средства оплаты. Возможность оплаты любыми доступными покупателю платежными средствами.

6. Гарантии рисков продавца. Осуществляя торговлю в Internet, продавец подвержен множеству рисков, связанных с отказами от товара и недобросовестностью покупателя. Величина рисков должна быть согласована с провайдером платежной системы и другими организациями, включенными в торговые цепочки, посредством специальных соглашений.

7. Минимизация платы за транзакцию. Плата за обработку транзакций заказа и оплаты товаров, естественно, входит в их стоимость, поэтому снижение цены транзакции увеличивает конкурентоспособность. Важно отметить, что транзакция должна быть оплачена в любом случае, даже при отказе покупателя от товара.

Все указанные условия должны быть реализованы в платежной Internet‑системе, которая, в сущности, представляют собой электронные версии традиционных платежных систем.

Таким образом, все платежные системы делятся на:

Дебетовые (работающие с электронными чеками и цифровой наличностью);

Кредитные (работающие с кредитными карточками).

Дебетовые системы

Дебетовые схемы платежей построены аналогично их оффлайновым прототипам: чековым и обычным денежным. В схему вовлечены две независимые стороны: эмитенты и пользователи. Под эмитентом понимается субъект, управляющий платежной системой. Он выпускает некие электронные единицы, представляющие платежи (например, деньги на счетах в банках).

Информационная безопасность организаций банковской системы Российской Федерации

Пользователи систем выполняют две главные функции. Они производят и принимают платежи в Internet, используя выпущенные электронные единицы.

Электронные чеки являются аналогом обычных бумажных чеков. Это предписания плательщика своему банку перечислить деньги со своего счета на счет получателя платежа. Операция происходит при предъявлении получателем чека в банке. Основных отличий здесь два. Во-первых, выписывая бумажный чек, плательщик ставит свою настоящую подпись, а в онлайновом варианте — подпись электронная. Во-вторых, сами чеки выдаются в электронном виде.

Проведение платежей проходит в несколько этапов:

1. Плательщик выписывает электронный чек, подписывает электронной подписью и пересылает его получателю. В целях обеспечения большей надежности и безопасности номер чекового счета можно закодировать открытым ключом банка.

2. Чек предъявляется к оплате платежной системе. Далее, (либо здесь, либо в банке, обслуживающем получателя) происходит проверка электронной подписи.

3. В случае подтверждения ее подлинности поставляется товар или оказывается услуга. Со счета плательщика деньги перечисляются на счет получателя.

Простота схемы проведения платежей (рис. 43), к сожалению, компенсируется сложностями ее внедрения из-за того, что чековые схемы пока не получили распространения и не имеется сертификационных центров для реализации электронной подписи.

В электронной цифровой подписи (ЭЦП) используют систему шифрования с открытым ключом. При этом создается личный ключ для подписи и открытый ключ для проверки. Личный ключ хранится у пользователя, а открытый может быть доступен всем. Самый удобный способ распространения открытых ключей — использование сертификационных центров. Там хранятся цифровые сертификаты, содержащие открытый ключ и информацию о владельце. Это освобождает пользователя от обязанности самому рассылать свой открытый ключ. Кроме того, сертификационные центры обеспечивают аутентификацию, гарантирующую, что никто не сможет сгенерировать ключи от лица другого человека.

Электронные деньги полностью моделируют реальные деньги. При этом, эмиссионная организация — эмитент — выпускает их электронные аналоги, называемые в разных системах по-разному (например, купоны). Далее, они покупаются пользователями, которые с их помощью оплачивают покупки, а затем продавец погашает их у эмитента. При эмиссии каждая денежная единица заверяется электронной печатью, которая проверяется выпускающей структурой перед погашением.

Одна из особенностей физических денег — их анонимность, то есть на них не указано, кто и когда их использовал. Некоторые системы, по аналогии, позволяют покупателю получать электронную наличность так, чтобы нельзя было определить связь между ним и деньгами. Это осуществляется с помощью схемы слепых подписей.

Стоит еще отметить, что при использовании электронных денег отпадает необходимость в аутентификации, поскольку система основана на выпуске денег в обращение перед их использованием.

На рисунке 44 приведена схема платежа с помощью электронных денег.

Механизм осуществления платежа следующий:

1. Покупатель заранее обменивает реальные деньги на электронные. Хранение наличности у клиента может осуществляться двумя способами, что определяется используемой системой:

На жестком диске компьютера;

На смарт-картах.

Разные системы предлагают разные схемы обмена. Некоторые открывают специальные счета, на которые перечисляются средства со счета покупателя в обмен на электронные купюры. Некоторые банки могут сами эмитировать электронную наличность. При этом она эмитируется только по запросу клиента с последующим ее перечислением на компьютер или карту этого клиента и снятием денежного эквивалента с его счета. При реализации же слепой подписи покупатель сам создает электронные купюры, пересылает их в банк, где при поступлении реальных денег на счет они заверяются печатью и отправляются обратно клиенту.

Наряду с удобствами такого хранения, у него имеются и недостатки. Порча диска или смарт-карты оборачивается невозвратимой потерей электронных денег.

2. Покупатель перечисляет на сервер продавца электронные деньги за покупку.

3. Деньги предъявляются эмитенту, который проверяет их подлинность.

4. В случае подлинности электронных купюр счет продавца увеличивается на сумму покупки, а покупателю отгружается товар или оказывается услуга.

Одной из важных отличительных черт электронных денег является возможность осуществлять микроплатежи. Это связано с тем, что номинал купюр может не соответствовать реальным монетам (например, 37 копеек).

Эмитировать электронные наличные могут как банки, так и небанковские организации. Однако до сих пор не выработана единая система конвертирования разных видов электронных денег. Поэтому только сами эмитенты могут гасить выпущенную ими электронную наличность. Кроме того, использование подобных денег от нефинансовых структур не обеспечено гарантиями со стороны государства. Однако, малая стоимость транзакции делает электронную наличность привлекательным инструментом платежей в Интернет.

Кредитные системы

Internet-кредитные системы являются аналогами обычных систем, работающих с кредитными картами. Отличие состоит в проведении всех транзакций через Internet, и как следствие, в необходимости дополнительных средств безопасности и аутентификации.

В проведении платежей через Internet с помощью кредитных карт участвуют:

1. Покупатель. Клиент, имеющий компьютер с Web-браузером и доступом в Internet.

2. Банк-эмитент. Здесь находится расчетный счет покупателя. Банк-эмитент выпускает карточки и является гарантом выполнения финансовых обязательств клиента.

3. Продавцы. Под продавцами понимаются сервера Электронной Коммерции, на которых ведутся каталоги товаров и услуг и принимаются заказы клиентов на покупку.

4. Банки-эквайеры. Банки, обслуживающие продавцов. Каждый продавец имеет единственный банк, в котором он держит свой расчетный счет.

5. Платежная система Internet. Электронные компоненты, являющиеся посредниками между остальными участниками.

6. Традиционная платежная система. Комплекс финансовых и технологических средств для обслуживания карт данного типа. Среди основных задач, решаемых платежной системой, — обеспечение использования карт как средства платежа за товары и услуги, пользование банковскими услугами, проведение взаимозачетов и т.д. Участниками платежной системы являются физические и юридические лица, объединенные отношениями по использованию кредитных карт.

7. Процессинговый центр платежной системы. Организация, обеспечивающая информационное и технологическое взаимодействие между участниками традиционной платежной системы.

8. Расчетный банк платежной системы. Кредитная организация, осуществляющая взаиморасчеты между участниками платежной системы по поручению процессингового центра.

Общая схема платежей в такой системе приведена на рисунке 45.

1. Покупатель в электронном магазине формирует корзину товаров и выбирает способ оплаты "кредитная карта".

Через магазин, то есть параметры карты вводятся непосредственно на сайте магазина, после чего они передаются платежной системе Internet (2а);

На сервере платежной системы (2б).

Очевидны преимущества второго пути.

В этом случае сведения о картах не остаются в магазине, и, соответственно, снижается риск получения их третьими лицами или обмана продавцом. И в том, и в другом случае при передаче реквизитов кредитной карты, все же существует возможность их перехвата злоумышленниками в сети. Для предотвращения этого данные при передаче шифруются.

Шифрование, естественно, снижает возможности перехвата данных в сети, поэтому связи покупатель/продавец, продавец/платежная система Internet, покупатель/платежная система Internet желательно осуществлять с помощью защищенных протоколов. Наиболее распространенными из них на сегодняшний день является протокол SSL (Secure Sockets Layer), а также стандарт защищенных электронных транзакций SET (Secure Electronic Transaction), призванный со временем заменить SSL при обработке транзакций, связанных с расчетами за покупки по кредитным картам в Internet.

3. Платежная система Internet передает запрос на авторизацию традиционной платежной системе.

4. Последующий шаг зависит от того, ведет ли банк-эмитент онлайновую базу данных (БД) счетов. При наличии БД процессинговый центр передает банку-эмитенту запрос на авторизацию карты (см. введение или словарь) (4а) и затем, (4б) получает ее результат. Если же такой базы нет, то процессинговый центр сам хранит сведения о состоянии счетов держателей карт, стоп-листы и выполняет запросы на авторизацию. Эти сведения регулярно обновляются банками-эмитентами.

Магазин оказывает услугу, или отгружает товар (8а);

Процессинговый центр передает в расчетный банк сведения о совершенной транзакции (8б). Деньги со счета покупателя в банке-эмитенте перечисляются через расчетный банк на счет магазина в банке-эквайере.

Для проведения подобных платежей в большинстве случаев необходимо специальное программное обеспечение.

Оно может поставляться покупателю, (называемое электронным кошельком), продавцу и его обслуживающему банку.

Предыдущая25262728293031323334353637383940Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

В нашей жизни Интернет — это не только средство для общения, развлечения и отдыха, но и работы, а также осуществления электронных платежей. Многие из нас пользуются услугами интернет-банкинга и делают покупки в онлайн-магазинах

Основные угрозы для онлайн-операций

Несмотря на защищенность систем интернет-банкингов и онлайн-магазинов — используются такие методы защиты, как двойная аутентификация, системы одноразовых динамических SMS-паролей, дополнительные список одноразовых паролей или аппаратные ключи, защищенное протоколом SSL-соединение и так далее — современные методы атак позволяют обходить даже самые надежные защитные механизмы.

На сегодня у злоумышленников можно выделить три наиболее распространенных подхода для атаки на финансовые данные интернет-пользователей:

— заражение компьютера жертвы троянским программами (кейлоггеры, скринлоггеры и т.д.), использующими для перехвата вводимых данных;
— использование методов социальной инженерии — фишинговые атаки через электронную почту, веб-сайты, социальные сети и т.д;
— технологические атаки (сниффинг, подмена DNS/Proxy-серверов, подмена сертификатов и т.д.).

Как защитить интернет-банкинг?

Пользователь не должен надеяться только на банк, а использовать защитные программы для усиления безопасности электронных платежей в Интернете.

Современные решения Internet Security помимо функций антивируса предлагают инструменты безопасных платежей (изолированные виртуальные среды для онлайн-операций), а также сканер уязвимостей, веб-защиту с проверкой ссылок, блокировку вредоносных скриптов и всплывающих окон, защиту данных от перехвата (антикейлоггеры), виртуальную клавиатуру.

Среди комплексных решений с отдельной функцией защиты онлайн-платежей можно выделить Kaspersky Internet Security и компонент «Безопасные платежи», avast!

Информационная безопасность в банковской сфере

Internet Security с avast! SafeZone и Bitdefender Internet Security с Bitdefender Safepay. Данные продукты позволяют не беспокоиться о дополнительной защите.

Если у вас другой антивирус, можно присмотреться к средствам дополнительной защиты. Среди них: Bitdefender Safepay (изолированный веб-браузер), Trusteer Rapport и HitmanPro.Alert для защиты браузера от атак, плагины и приложения Netcraft Extension, McAfee SiteAdvisor, Adguard для защиты от фишинга.

Не стоит забывать о фаерволе и VPN-клиенте, если приходится выполнять финансовые операции при подключении к открытым беспроводным Wi-Fi сетям в общественных местах. Например, CyberGhost VPN использует шифрование трафика AES 256-bit, что исключает использование данных злоумышленником, даже в случае перехвата.

А какие методы защиты онлайн-платежей используете вы? Поделитесь своим опытом в комментариях.

В 2004 году (а затем с внесенными поправками в 2006 году) банковскому сообществу был предложен стандарт Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы РФ или СТО БР ИББС», кот призван предотвратить возникновение угроз в системе информационной безопасности банков и связанных с ними рисков. Сегодня система стандартов насчитывает уже пять документов, включая стандарт аудита, методику оценок соответствия требованиям Стандарта, а также соответствующие рекомендации по стандартизации (РС).

Таблица 1

Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации Стандарты (СТО) и рекомендации по стандартизации (РС)

Классификатор

СТО БР ИББС – 0.0

Термины и определения

СТО БР ИББС – 0.1

Общие положения

СТО БР ИББС – 1.0

Аудит информационной безопасности

СТО БР ИББС – 1.1

Методика оценки соответствия

СТО БР ИББС – 1.2

Документы по обеспечению информационной безопасности

РС БР ИББС – 2.0

Руководство по самооценке

РС БР ИББС – 2.1

Методика классификации активов

РС БР ИББС – 2.2

Методика оценки рисков

РС БР ИББС – 2.3

В основу комплекса стандартов положена идеология международного стандарта качества ISO (The International Organization for Standartization) серии 9000. Смысл этого стандарта заключается в следующем: если при производстве какого–либо продукта обеспечены и контролируются постоянные условия производства, то качество продукции будет всегда соответствовать исходным, заранее заданным требованиям. Идеология международной системы стандартов серии ISO 9000 была положена в основу идеологии стандартов COBIT, ISO/IES 17799, 15408, а затем и серии 27000, которые являются основополагающими стандартами информационной безопасности.

Следующее, что положено в основу идеологии стандартов безопасности Банка России – риски информационной безопасности, которые в соответствии с рекомендациями Базель II входят в операционные риски.

Для разработки стандарта были проведены исследования зарубежных аналогов, лучших практик национальных стандартов, международных стандартов ISO, выполнены научно–исследовательские работы, был создан специальный подкомитет по стандартизации (подкомитет № 3 «Защита информации в кредитно–финансовой сфере» Технического комитета № 362 «Защита информации» Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии).

Подкомитет является постоянно действующим органом, обеспечивающим на государственном уровне разработку, согласование, подготовку к утверждению и экспертизу документов в области стандартизации по защите информации и обеспечения информационной безопасности в кредитно–финансовой сфере Российской Федерации. Сегодня он включает более двадцати крупнейших кредитных организаций плюс организации, занимающие значимое место на рынке средств и услуг в области информационной безопасности, и представители органов технического регулирования.

Кроме того, чтобы поддержать процедуру внедрения Стандарта в практической деятельности, было создано сообщество ABISS (Association for Banking Information Security Standards) – Сообщество пользователей стандартов Центрального Банка РФ по обеспечению информационной безопасности организаций банковской системы РФ. В сообщество вошли все заинтересованные кредитно-финансовые организации, в том числе и многие банки.

    Принципы обеспечения информационной безопасности по Стандарту Банка России (не очень внятный ответ, все в куче, но лучшего нет)

Зачем нужен стандарт?

Банк работает с деньгами других экономических и финансовых субъектов. В случае возникновения у него серьезных трудностей, о которых непременно и очень быстро станет известно, другие кредитные учреждения будут вынуждены закрыть ему линии рефинансирования, клиентов же это побудит забрать либо не возобновлять свои вклады – а это неизбежно приведет к кризису ликвидности. Дестабилизация работы даже одного из ее компонентов может привести к системному обвалу, что уже создает угрозу государству.

Основные принципы обеспечения ИБ Cтандарта.

Общие принципы безопасного функционирования организации, отражают суть понятия «информационная безопасность организации банковской системы РФ», которое в стандарте определено как «состояние защищенности интересов (целей) организации банковской системы (БС) РФ в условиях угроз в информационной сфере».

В частности они ориентированы на то, чтобы не допустить таких ситуаций, когда в системе собственника устанавливается сверхмощная, дорогая и сертифицированная по высочайшему уровню система управления доступом, а на поверке через месяц оказывается, что в системе всем и все разрешено. При этом собственник остается уверенным, что он, вложив значительные средства, имеет надежную систему безопасности, а на практике все обстоит иначе. Таким образом, в систему должны устанавливаться только те защитные меры, правильность работы которых может быть проверена.

Модели угроз и нарушителей ИБ стандарта.

Деятельность организации БС РФ поддерживается входящей в ее состав информационной инфраструктурой, которая обеспечивает реализацию банковских технологий и может быть представлена в виде иерархии следующих основных уровней:

– физического (линии связи, аппаратные средства и пр.);

– сетевого (сетевые аппаратные средства: маршрутизаторы, коммутаторы, концентраторы и пр.);

– сетевых приложений и сервисов;

– операционных систем (ОС);

– систем управления базами данных (СУБД);

– банковских технологических процессов и приложений;

– бизнес–процессов организации.

При этом на каждом из перечисленных уровней угрозы и их источники (в том числе злоумышленники), методы и средства защиты и подходы к оценке эффективности являются различными. Организация должна определить конкретные объекты защиты на каждом из уровней информационной инфраструктуры.

Также положениями стандарта определено, возможна разработка моделей угроз и нарушителей ИБ для данной организации. Требования к модели угроз ИБ, включающие описание источников угрозы, уязвимостей, используемых угрозами, методов и объектов нападений, пригодных для реализации угрозы, типов возможной потери, масштабов потенциального ущерба, основываются на соответствующих требованиях стандартов международных стандартов.

Для источников угроз – людей может быть разработана модель злоумышленников (нарушителей), включающая описание опыта, знаний, доступных ресурсов, необходимых для реализации угрозы, и возможной мотивации их действий.

Политика ИБ стандарта.

В стандарт включены общие требования (правила) ИБ по следующим восьми областям, которые должны найти отражение в политике ИБ организации:

1. назначение и распределение ролей и обеспечение доверия к персоналу;

2. ИБ автоматизированных банковских систем на стадиях жизненного цикла;

3. обеспечение ИБ при управлении доступом и регистрация;

4. обеспечение ИБ средствами антивирусной защиты;

5. обеспечение ИБ при использовании ресурсов сети Интернет;

6. обеспечение ИБ при использовании средств криптографической защиты информации;

7. обеспечение ИБ банковских платежных технологических процессов;

8. обеспечение ИБ банковских информационных технологических процессов.

В то же время в политике ИБ организации могут быть рассмотрены и другие области обеспечения ИБ, которые отвечают ее бизнес–целям.

3. Классификация угроз информационной безопасности банка

Компьютерные преступления в банке – это реализация угроз безопасности информации.

Угрозы делят на общие (характерные для любой информационной системы) и специфические (связанные с функциями кредитной организации). Обобщенно можно привести следующую классификацию:

Природные угрозы:

    Стихийные бедствия (Нарушение работы инф. системы. Физическое уничтожение людей, носителей)

    Магнитные бури и Радиоактивное излучение (Воздействие на магнитные носители информации, электронные средства обработки и передачи данных. Отказы и сбои аппаратуры)

Технические:

    Отключение электропитания (Потери информации)

    Отказы и сбои аппаратуры (Искажение и потеря информации)

    Электромагнитные излучения и наводки (Несанкционированный перенос информации за пределы информационной системы)

    Утечки через каналы связи (за счет имеющейся возможности снятия ее специальными датчиками или посредством прямого подключения.)

Человеческий фактор

    Непреднамеренные или преднамеренные действия управленческого и обслуживающего персонала, программистов, пользователей информационной системы, службы безопасности и др

Конкретно для банковской системы важными являются следующие специфические угрозы:

– несанкционированный доступ посторонних лиц, не принадлежащих к числу банковских служащих, и ознакомление с хранимой конфиденциальной информацией;

– ознакомление банковских служащих с информацией, к которой они не должны иметь доступа;

– несанкционированное копирование программ и данных;

– перехват и последующее раскрытие конфиденциальной информации, передаваемой по каналам связи;

– кража магнитных носителей, содержащих конфиденциальную информацию;

– кража распечатанных банковских документов;

– случайное или умышленное уничтожение информации;

– несанкционированная модификация банковскими служащими финансовых документов, отчетности и баз данных.

– фальсификация сообщений, передаваемых по каналам связи, в том числе и навязывание ранее переданного сообщения;

– отказ от факта получения информации;

– разрушение файловой структуры из–за некорректной работы программ или аппаратных средств;

– разрушение информации, вызванное вирусными воздействиями;

– разрушение архивной банковской информации, хранящейся на магнитных носителях;

– кража оборудования;

– ошибки в программном обеспечении;

– сбои оборудования, в том числе и за счет отключения электропитания и других факторов, препятствующих работе оборудования.

НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ КАК СДЕЛАТЬ БЕЗОПАСНО В БАНКЕ

4.1. Организационное обеспечение банковской безопасности

Комплексная система обеспечения банковской безопасности – это совокупность взаимосвязанных мероприятий организационно–правового характера, осуществляемых в целях защиты банка от реальных или потенциальных действий физических и юридических лиц, которые могут привести к существенным потерям.

Основными задачами системы безопасности являются:

    обеспечение безопасности функционирования банка

    организация специального делопроизводства, исключающего несанкционированное получение конфиденциальных сведений;

    выявление и локализация возможных каналов разглашения, утечки и несанкционированного доступа к конфиденциальной информации в процессе повседневной деятельности и в экстремальных ситуациях;

    обеспечение режима безопасности при проведении всех видов деятельности, включая встречи, переговоры, совещания, связанные с деловым сотрудничеством на национальном и международном уровне;

    обеспечение охраны зданий, помещений, оборудования и технических средств обеспечения производственной деятельности;

    обеспечение безопасности персонала;

Система безопасности действует на основе следующих организационно–правовых документов:

    Устава банка;

    Положения о системе безопасности;

    Руководства по защите конфиденциальной информации;

    Инструкции о порядке работы с иностранными специалистами;

    Руководства по инженерно–технической защите помещений и технических средств.

Банки и все, что с ними
связанно — всегда были мишенью для всякого
рода мошенников. В наше время эти
мошенничества связанны с электронной
преступностью. И я, как человек, который
пытается предотвратить их, хотел бы немного
осветить данный вопрос и развенчать миф о
хакере-одиночке — проникающим в банковские
системы и получающим ПОЛНЫЙ доступ к ее
информационным ресурсам.

Для начала рассмотрим
вопрос обеспечения безопасности
вычислительного комплекса. Под
безопасностью системы понимают —
способность противодействовать попыткам
проникновения, НСД, получения прав и
привилегий, а также уничтожения или
искажения информации. Нас больше всего
интересует внутренняя безопасность, т.е.
обеспечение функционирования системы в
штатном режиме и обеспечении целостности,
сохранности и конфиденциальности
информации.

Анализируя список
существующих угроз — можно определить
основные направления защиты банковской
системы:

    1. Физическая защита. Т.е.
      защита оборудования от механических
      повреждений, хищений, установки спец.
      оборудования для электромагнитного
      съема.
    2. Защита от НСД.
    3. Защита электронного
      документооборота. Т.е. шифрование с
      открытым ключом всей значимой
      электронной переписки.
    4. Антивирусная защита.
      Установка комплекса
      специализированного программного
      обеспечения по предотвращению
      проникновения в вычислительную сеть
      вредоносных программ.

Разобравшись с тем, что
такое безопасность и определившись в
значимости вопроса ее обеспечения перейдем
к освещению средств защиты электронных
систем.

К средствам защиты
относят программные, аппаратные и
аппаратно — программные системы.

По своим характеристикам
самую надежную систему защиты позволяют
реализовать только аппаратные и аппаратно —
программные средства. Это связанно с тем,
что данные системы чаще всего
специализированные, то есть выполняющие
определенные функции, что является большим
преимуществом, т.к. защитить или
протестировать специализированное
устройство намного проще, чем
универсальное. Еще одним преимуществом
специализированных систем является то, что
они позволяют физически и логически
изолировать блоки с критически важной
информацией. Кроме того, программно —
аппаратные системы обеспечивают надежную
защиту от модификации, удаления или хищения
информации системными программистами или
высоко квалифицированным персоналом.
Обычно в программно — аппаратных средствах
обеспечения безопасности
предусматривается функция стирания
секретной информации при попытках
физического проникновения в аппаратную
часть системы.

Учитывая еще и
экономическую эффективность системы
обеспечения безопасности, чаще применяют
только программные средства, т.к. стоимость
специализированных аппаратных модулей —
достаточно высока. При использовании
программных средств, вы получаете очень
гибкую, обеспечивающую достаточный уровень
защиты, и в то же время незначительную по
стоимости обслуживания программных
комплексов,(в сравнении с аппаратными,
систему. Еще одним немаловажным
преимуществом программной реализации
защиты — является возможность ее изменения
в сторону усложнения или упрощения, в
зависимости от потребностей обеспечения
безопасности.

С помощью программных
средств можно реализовать следующие
способы защиты:

    • Криптографическое
      преобразование
      .
      Т.е. шифрование информации. Самыми
      распространенными методами являются DES
      и RSA. DES — DATA ENCRIPTION STANDART — этот стандарт
      криптографического преобразования
      данных разработанный фирмой IBM для
      собственных нужд, но позже ставший
      федеральным стандартом США. Алгоритм DES
      широко используется во всем мире,
      является открытым и был опубликован. Он
      прост в понимании, использует метод
      защиты, который основан на ключе и не
      зависит от степени «секретности»
      алгоритма. RSA — на данный момент
      является самым перспективным методом, т.к.
      не требует передачи ключа для
      шифрования другим пользователям.
      Криптографическая модификация данных
      осуществляется первым открытым ключом,
      а восстановление информации происходит
      с помощью второго секретного ключа.
      Основное применение RSA на данный момент —
      защита электронного документооборота. В
      качестве примера можно привести
      протокол SSL (Secure Sockets Layer), гарантирующий
      безопасную передачу данных по сети. SSL
      комбинирует криптографическую систему
      с открытым ключом и блочное шифрование
      данных. Единственным недостатком
      алгоритма RSA является то, что он не до
      конца изучен и не существует 100% гарантии
      его надежности.
    • Аутентификация
      пользователей
      .
      Т.е. проверка правильности введенной
      пользователем регистрационной
      информации для входа в систему.
      Используется для принудительного
      применения избирательных прав доступа к
      информационным ресурсам и прав на
      выполнение операций в системе.
    • Разграничение
      прав и привилегий пользователей на
      доступ к информационным ресурсам
      .
    • Контроль
      целостности информации, антивирусная
      защита, аудит.
      Т.е.
      отслеживание деятельности
      пользователей и ПО работающих в системе
      путем регистрации предопределенных
      типов событий в системном журнале
      безопасности, а также выполнение
      определенных ответных действий или
      запрещение выполнения.
    • Наблюдение за
      работой комплексов защиты информации,
      как программных, так и аппаратных
      .
      Т.е. реализация средств контроля и
      управления защитными механизмами
      системы обеспечения безопасности.
    • Резервное
      копирование и в последствии
      восстановление информации
      .
    • Брандмауер ( firewall)
      — система или комбинация систем,
      создающая защитный барьер между двумя
      или большим количеством сетей и
      предотвращающая вторжение в частную
      сеть. Firewall’ы служат виртуальными
      барьерами для передачи пакетов из одной
      сети в другую.

Главным недостатком
систем защиты, построенных на основе только
программных комплексов, является
возможность их анализа при НСД. В
результате чего нельзя исключить
возможность разработки способов
преодоления комплекса программных средств
обеспечения безопасности или его
модификации.

Продолжение следует…

Новое на сайте

>

Самое популярное