Домой ОТП банк Отличительные характеристики рыночного регулирования экономики. Регулируемая рыночная экономика

Отличительные характеристики рыночного регулирования экономики. Регулируемая рыночная экономика

1. Какова роль экономической деятельности в жизни общества? 2. Почему экономический рост является одним из критериев прогресса экономикии

общества?

3. В чем особенности рыночного регулирования экономики?

4. Как сделать производство эффективным?

5. Что необходимо для успеха в бизнесе?

6. Какие экономические задачи решает современное государство?

7. Кто и как регулирует денежные потоки в эконом

Какова роль экономической деятельности в жизни общества? Почему экономический рост является одним из критериев п р о г р е с с а экономики и общества?

В чем особенности рыночного регулирования экономики? Как сделать производство эффективным? Что необходимо для успеха в бизнесе? Какие экономические задачи решает современное государство? Кто и как регулирует денежные потоки в экономике? Зачем экономике рынок труда? Почему страны вынуждены торговать друг с другом? Как производителю и потребителю сделать рациональный экономический выбор?

Очень прошу,помогите с документом по обществознанию,10 класс.Сделал бы сам,но уже ничего не соображаю.Ибо задали 6 документов,помогите хотя бы с

одним,пожалуйста!)
Документ:
Из работы современных российских ученых-экономистов "Рынок и социальное согласие".
По общечеловеческим историческим меркам рыночный механизм не может рассматриваться как полностью идеальная форма.Всё чаще исследователи отмечают в этом контексте так называемое "рыночное несовершенство",связываемое с весьма проблематичными возможностями рынка в достижении на Земле справедливого распределения и использования ресурсов,обеспечении экологической устойчивости,ликвидации неоправданного социального неравенства.По данным ООН,абсолютные размеры бедности в мире возрастают:по оценкам,на долю 20% беднейших слоёв мирового населения приходилось в середине 80-х годов всего лишь 4% мирового богатства.Видимо,будущее мирового хозяйства надо связывать с более сложным экономическим механизмом,чем собственно механизм рынка.В этом механизме возрастающая роль будет принадлежать наряду с отношениями рыночного обмена разнообразным более тонким механизмам,предполагающим достижение социального согласия между множествами субъектов общественно-экономических отношений.
Вопросы и задания:
1)Почему авторы документа характеризуют рыночный механизм регулирования экономики как несовершенный?
2)Какие данные подтверждают углубляющееся в мире социальное неравенство?
3)Используя содержание параграфа,предложите возможные(кроме рыночного обмена)механизмы достижения социального согласия между участниками общественно-экономических отношений.(Если не сложно,найдите эл.вариант учебника в интернете,10 класс-Боголюбов,Лазебникова,12 параграф)

Под регулируемой рыночной экономикой понимается экономика, выстроенная на принципах свободного предпринимательства, регулируемая государством путем принятия следующих мер: введения и изменения налогов, субсидий, целевых программ по финансированию и прочих способов воздействия.

Особенности регулируемой рыночной экономики

Фундаментальная специфичность рыночной экономики выражается в том, что спрос регулирует предложение рынка, то есть какую продукцию и то как ее производить решается через . Для регулируемой рыночной экономики типичны следующие характерные особенности:

  • многообразие форм собственности предприятий;
  • преобладание частной формы собственности над государственной;
  • социальное неравенство граждан;
  • ограниченное воздействие государства на работу бизнеса;
  • цены на товары формируются на основе спроса покупателей, конкурентных предложений и производственных затрат предприятия;
  • производители стремятся к снижению стоимости на товары, работы и сервис, что непосредственно влияет на увеличение покупательской способности и благосостояния населения.

Цель регулирования экономики государством проявляется в обеспечении и поддержании многообразия форм собственности учреждений, а также обеспечении принципа конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Количество организаций монопольного характера должно быть сведено к минимуму, а цены на товары и сервис не должны устанавливаться одним учреждением. Одной из важнейших задач регулирования является сокращение социального неравенства, которое обусловлено рыночной экономикой.

Методы регулирования

Принято выделять следующие государством:

  • внешнеэкономические (установление тарифов на экспорт и продукции, заключение международных договоров);
  • прямые (создание антимонопольных служб и законодательной базы регулирования такой деятельности, разработка и внедрение стандартов);
  • косвенные (регулирование социальной политики страны).

Виды регулирования

Существует три вида регулирования рыночной экономики государством: финансовый, правовой и социальный. осуществляется посредством следующих мер:

  • изменением налоговой нагрузки на ;
  • принятием государственных целевых программ для поддержки и развития бизнес-проектов;
  • снижение ставок на вновь образованных и небольших предприятий путем регулирования государственной ставки рефинансирования и разработки соответствующих программ;
  • установлением тарифов (максимальных) на услуги жилищно-коммунального характера и прочие виды работ посредством создания регулируемых надзорных организаций.

Правовое регулирование рыночной экономики обеспечивается принятием соответствующих стандартов, законов, положений и прочих нормативно-правовых актов, задачей которых является регулирование деятельности предприятий и обеспечение их конкурентоспособности.

Социальное регулирование обеспечивается косвенными методами, направленными на смягчение социального неравенства, которое является следствием рыночной экономики. Социальное регулирование обеспечивается следующими мерами:

  • обеспечением бесплатного образования, здравоохранения (финансирование этих сфер частично или полностью берет на себя государство);
  • развитием инфраструктуры;
  • введением социальных пособий по безработице, в связи с временной нетрудоспособностью, получением инвалидности и прочих;
  • предоставлением льгот, в том числе налогового характера многодетным семьям, родителям или опекунам, на содержании которых находятся несовершеннолетние дети.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Читайте также:
  1. A. 4.Какими основными показателями определяется качество регулирования?
  2. I этап: Подъем промышленности в Германских государствах и отсталость сельского хозяйства.
  3. I. Особенности формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения
  4. II. Особенности учета операций по осуществлению функций главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета
  5. III Блок: 5. Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
  6. III. ОСОБЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  7. III. Принцип, касающийся обязанности в соответствии с Ус­тавом, не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю ком­петенцию другого государства (принцип невмешательства).
  8. PR-мероприятия для СМИ (виды, характеристика, особенности).

Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимая для самого рынка, организующая и упорядочивающая воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничении рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением. Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательство через государственное планирование.

С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли через действие системы налогообложение, путем обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для, общегосударственных нужд и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения .

Государственное регулирование экономики осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Косвенно участвовать в государственном регулировании могут и общественные организации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др. Система органов, осуществляющих государственное регулирование, представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Система органов, осуществляющих государственное регулирование

Наиболее яркие изменения в современной экономике отразились, прежде всего, на торговой деятельности. Торговля, выступающая как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства, не осталась вне государственного регулирования. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли можно представить как интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на объекты торговли .



Изначальный недостаток подходов различных зарубежных школ и наших соотечественников к вопросам управления заключался в том, что они сосредотачивали внимание на каком-либо одном элементе, а не рассматривали эффективность управления как результирующую и зависящую от многих факторов деятельности. В этой связи применение теории систем к управлению позволяет представить организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешним миром.

Системный подход необходим и к пониманию государственного регулирования. Кроме того, при рассмотрении реализации функций регулирования считается необходимым использование процессного подхода, потому, что работа по достижению целей является не каким-то единовременным действием, а серией непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых является само по себе процессом, очень необходимы для успешной деятельности предприятий и организаций торговли.

Системность проявляется и в том, что регулирование осуществляется по трехуровневой системе управления: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ (областных), а также на уровне органов местного самоуправления. В каждом из них созданы соответствующие структуры со всеми конкретными целями, задачами и функциями.



Основной задачей государственного регулирования рыночной экономики становится использование рестриктивных мер при перегреве экономической конъюнктуры и перенесение части эффективного спроса в виде прогрессивного подоходного налога на стадию спада.

С наступлением неоконсерватизма акцент был перенесен с управления эффективным спросом на стимулирование факторов производства. Для этого экономисты использовали такие инструменты как установление налоговых льгот на инвестиции и снижение налогов на состоятельных граждан, имеющих сбережения. Следствием такого стимулирования экономики было увеличение дефицита государственного бюджета и роста внешнего долга в экономике США, что неожиданным образом привело к экономическому росту в середине 80-х годов. В 90-х г.г. дефицитное финансирование было прекращено, затем, последовал экономический спад, который был вскоре преодолен, поскольку рыночная система приспособилась к новым условиям функционирования.

Вследствие изменения технологических производственных возможностей, отмены ряда государственных ограничений рыночного функционирования, возникла тенденция дерегулирования и либерализации экономических рыночных структур на западе.

По мере развития рыночной конкуренции менялись задачи государственной политики от непосредственного восполнения «провалов рынка» до настоящего понимания формирования конкурентной среды и оформления институциональной базы современного предпринимательства. Кроме того, немалое значение имеет выбор направления государственной политики во внешнеэкономической деятельности. Поскольку мерилом развития национальной экономики является конкурентоспособность отечественных производителей на мировом рынке и участие в международном разделении труда, то проблема создания национальных конкурентных преимуществ неразрывно связана с выбором между протекционистской защитой внутреннего рынка от возрастающей международной конкуренции либо либерализацией внешней торговли.

Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по масштабам воздействия, значению и последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди стратегических целей наиболее приоритетными являются: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические (конкретные) цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов .

Конкретными целями регулирования являются: становление рыночных отношений в сфере торговли; формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста. На микроуровне на уровне предприятий конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические.

В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов.

Применение принципов механизма государственного регулирования торговли будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и далее.

Наряду с ними, в современных условиях перехода к экономическим, методам регулирования и саморегулирования все большее значение приобретает принцип децентрализованного управления предприятиями и организациями, который является производным от других принципов и вытекает из свойств экономической системы. Децентрализация управления проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государственного плана, подлежащего обязательному выполнению, не допускается вмешательство государства в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Децентрализация управления предполагает помимо делегирования права принятия управленческих решений, видоизменения функциональной структуры управления, также и изменение условий самоорганизации предприятия посредством создания самостоятельных структурных единиц, что связано с преобразованием организационных структур управления, самостоятельно устанавливаемых оперативно-хозяйственных параметров деятельности торговых организаций.

Непосредственно с целями и приоритетами государственного регулирования торговли связаны общие и частные функции регулирования, но они могут быть сформулированы и самостоятельно в силу их многоаспектности. Цели и приоритеты реализуются посредством функций регулирования.

В системе государственного регулирования торговли среди общих функций важнейшей следует считать, создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования. Как известно, рыночная экономика объективно предполагает высокую эффективность управления благодаря компетентному использованию ее законов, принципов, методов.

Осуществляемый в современных условиях страны переход от административно-плановых методов торговой деятельности к экономическим, методам применительно к рыночным отношениям повлек резкое увеличение объема законодательных установок, предназначенных для регулирования товарного обращения. Гигантские масштабы торговой деятельности, огромные объемы осуществляемых в стране торговых операций, развитие внешнеторговых связей обязывают учитывать отечественные и зарубежные новые юридические решения, приемы, средства для регулирования торгового оборота .

Предметом регулирования торгового права является торгово-предпринимательская деятельность по продвижению товаров от изготовителей в организации розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и иных хозяйственных целей. Экономисты в государственном регулировании в качестве главных составляющих на первое место ставят социально-экономические отношения.

Выполнение общих и частных функций управления связано с решением конкретных задач с помощью определенных методов управления. Так, для реализации функции маркетинга необходимо применение методов разработки внутрифирменных программ маркетинга и прогнозов развития, для функции планирования - выполняется ряд методов анализа, планирования и прогнозирования и т.д.

При переходе от распределительного и директивного управления к регулирующему воздействию система государственного регулирования торговли должна строиться: во-первых, с учетом финансово-хозяйственной самостоятельности (автономии) организации и, во-вторых, исходя из условий децентрализации управления, разграничения компетенции, полномочий и ответственности между его различными уровнями.

Совершенствование механизма регулирования на уровне субъектов РФ и предприятий предусматривает преобразование управленческих структур торговли на основе четкого разграничения функций государственного регулирования и непосредственного оперативно-хозяйственного руководства, что предполагает развитие самостоятельного хозяйствования и самоуправления предприятиями с различными формами собственности.

Следующей общей функцией является децентрализованное управление объектами сферы торговли. Реализация этой функции направлена на проведение региональной политики по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, участие в инвестиционных проектах и программах социально-экономического развития регионов, государственного регулирования социально-экономического развития по территориальным субъектам хозяйствования, предупреждения банкротства.

Важное, значение в условиях реализации социально ориентированной модели рыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

Для развивающегося общества со смешанной экономикой характерны: социальная ориентированность экономики; рост уровня жизни различных социальных слоев и групп; выполнение государством функций по поддержке и развитию социальной сферы или обеспечению предпосылок ее развития, созданию систем социальных гарантий и защиты для различных слоев населения.

Немаловажной общей функцией является функция стратегического планирования. Иногда экономисты называет ее планово-прогнозной. Обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики.

В рыночной экономике роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы установить «правила игры», определять стратегические направления развития, поддерживать нормальное функционирование регулирующих механизмов, а не в четкой регламентации деятельности предприятий.

В государственном регулировании рыночной экономики два аспекта представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.

Второй аспект - это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.

Составляющими организационной функции являются также: усиление государственного контроля за деятельностью организаций, особенно обеспечивающих государственный заказ; создание информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования.

И последней общей функцией является интеграционная. Новой чертой современных рыночных отношений является переход к интеграции во всех составляющих сферах деятельности предприятий, позволяющей наиболее четко видеть будущее развитие предприятия, комплексно учитывать интересы потребителя и производителя. Именно реализация новых подходов в государственном регулировании торговли наиболее эффективна через механизм взаимовыгодной торгово-экономической интеграции.

Цель экономической и организационно-управленческой интеграции регионов состоит в обеспечении стабильности функционирования экономик регионов и экономического роста, безопасности и устойчивости развития торговых организаций, входящих в интегрированный комплекс, за счет совместного использования конкурентных преимуществ регионов и их ресурсного потенциала, включая привлечение средств от хозяйственно-финансовой деятельности субъектов интеграции.

Функции государственного регулирования сферы торговли, тесно связаны, с формами (инструментами) ее регулирования: институциональной, программной; денежно-кредитной; налоговой; ценовой; лицензированием, квотированием и др. На рисунке 2 представлены инструменты государственного регулирования.

Рисунок 2 - Инструменты государственного регулирования

Рынок как форма хозяйственного общения утверждается именно в ходе становления и совершенствования экономических институтов, которые понимаются нами в данном случае как регуляторы, инструменты экономических форм (госзаказ, социальный и коммерческий заказ).

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах её становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности. В особенности это проявилось во Франции в правление министра финансов Кольбера (1669-1683), вследствие чего практический французский меркантилизм вошёл в историю под названием кольбертизм и характеризовался установлением жестких запретительных ввозных пошлин и протекционистской политикой развития местной промышленности. Другой представитель этого направления, А. Монкретьен (1575-1621) ввел в научный оборот (в 1615г.) термин “политическая экономия”.

В 90 годах XIX века возникло одно из современных направлений экономической мысли - неоклассическая теория. Оно возникло на базе:

идей экономического либерализма (политики невмешательства государства в экономику, совокупность экономических свобод, свободная конкуренция, свободное предпринимательство, свободные рынки, свободные цены, свободная торговля и т.д.);

«чистой теории» (теоритико-методологическая позиция «классиков» и «неоклассиков» свидетельствующая об их приверженности «держаться чистого знания», «чистой теории», то есть без субъективистских, психологических и прочих неэкономических наслоений в экономическом анализе);

принципов системного анализа маржинальных (предельных) показателей (как взаимосвязанных явлений экономической системы на микро- и макроуровне);

микроэкономического исследования (исследование экономических единиц такие, как фирмы, или какие-либо отдельные экономические объекты или явления); явившись альтернативой классической политической экономии.

С 30 годов ХХ века теоретико-методологические задачи «неоклассиков» дополнились макроэкономическими исследованиями и проблематикой социальной направленности и государственного регулирования экономики. «Неоклассики» развили инструментарий предельного анализа экономики, прежде всего понятий предельной полезности, практически одновременно сформулированное У. Джевонсом, К. Менгером, Л. Вальрасом, а также предельной производительности, которое использовалось и некоторыми представителями классической политэкономии, например И. Тюненом.

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции» доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать её дальнейшей стабилизации.

В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран. К крупнейшим представителям неоклассицизма, кроме выше перечисленных, относятся Дж. Кларк, Ф. Эджуорт, И. Фишер, В. Парето, К. Виксель. Они подчёркивали значение дефицитности благ для определения их цены, заложили общее представление о сути оптимального распределения ресурсов. При этом они исходили из теорем предельного анализа, определяя условия оптимального набора благ, оптимальной структуры производства, оптимальной эффективности использования факторов, оптимального момента времени (процентной ставки). Все эти понятия суммируются в главном критерии: субъективные и объективные нормы замещения между любыми двумя благами (продуктами и ресурсами) должны быть равны для всех домашних хозяйств и всех производственных единиц соответственно, и эти субъективные и объективные соотношения должны быть равны друг другу. В дополнение к этим основным условиям исследовались условия второго порядка - закон убывающей отдачи, а также система ранжирования индивидуальных полезностей и др.

Главным достижением этой школы является разработанная Вальрасом модель конкурентного равновесия, которое должно характеризоваться тремя условиями:

во-первых , действительно спрос и предложение производительных услуг (то есть фактор производства - труда, земли и капитала) равны и существует устойчивая постоянная цена на рынке этих услуг;

во-вторых , действительные спрос и предложение продуктов равны и существует постоянная и устойчивая цена на рынке продуктов, и, наконец,

в-третьих, продажная цена продуктов равна издержкам, выраженным в производительных услугах.

Два первых условия относятся к равновесию обмена (т.к предприниматели являются покупателями производительных услуг и производителями потребительских продуктов, а владельцы производительных услуг являются покупателями предметов потребления), третье - к равновесию производства (равновесие между суммой цен на готовые продукты и суммой цен на производительные услуги). В целом для неоклассической теории характерен микроэкономический подход к экономическим явлениям в отличие от кейнсианства, в теории которого доминирует макроэкономический подход. Неоклассики заложили базу для более поздних теорий экономики благосостояния, экономического роста. Эти концепции иногда называют современной неоклассической школой. Некоторые экономисты до недавнего времени попытались также соединить отдельные положения классической теории, неоклассицизма и кейнсианства - это течение получило название неоклассического синтеза.

Развитие рыночной экономики во второй половине ХХ века выявило чётко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создать условия его свободного функционирования.

В России большинство экономистов высокого класса склоняются к тому, что Российское правительство должно играть значительно более важную роль при переходе к рыночной экономике. Сегодня внимание должно сместиться на государственный сектор, деятельность правительства по перестройке промышленности, учреждению рыночных институтов и созданию условий для конкуренции. Серьёзные меры должны быть приняты для предотвращения криминализации экономики.

Для преодоления депрессии Российское государство должно возродить потребительский спрос, увеличив пенсии и зарплаты, а так же возвратив по крайней мере часть сбережений, потерянных в результате инфляции, которая снизила покупательную способность рубля. Также нужно

обеспечить создание производственного капитала, изъяв для этого инвестиции из непродуктивной сферы и способствуя созданию новых конкурирующих предприятий.

Неокейнсианство , модификация кейнсианства, обосновывающая концепцию государственного регулирования рыночного хозяйства в условиях послевоенного развития. Неокейнсианство сложилось в первой половине 1950-х годов и оставалось одной из главных концепций экономической политики развитых стран Запада до конца 1970-х годов. Наиболее видными представителями этой теории являются Р. Харрод, Э. Хансен, Е. Домар, Дж. Робинсон, Н. Калдор и др.

В первые послевоенные десятилетия в условиях начав-шейся научно-технической революции и острого соперничества с социалистическими странами, демонстрировавши-ми в то время значительный динамизм хозяйственного раз-вития, на первый план экономической политики развитых стран Запада выдвинулась задача обеспечения устойчивого экономического роста. Между тем теория Кейнса отличалась в целом статистическим подходом к экономике в рамках краткосрочного периода экономического анализа, в котором основные макроэкономические параметры оставались неизменными. Неокейнсианство, напротив, главное внимание уделило:

экономической динамике (выяснение условий поддержания высоких и стабильных темпов экономического роста, обеспечивающих полную загрузку производственных мощностей и полную занятость в долгосрочной перспективе) видные представители которой - Д. Харрод (США), Е. Домар (США);

теории экономического цикла (циклическое развитие рыночной экономики от подъемов к спадам), наиболее видным представителем которой является американский экономист Э. Хансен.

Методология Неокейнсианства опирается на разработанный Кейнсом макроэкономический подход, использующий совокупные народнохозяйственные величины, такие, как совокупный спрос, предложение, сбережения, инвестиции, национальный доход и т.д., которые позволяют выделить основные качественные зависимости функционирования национальной экономики. Однако Неокейнсианство выступило с критикой статического подхода и сделало упор на элементы долгосрочной динамики, которые также содержатся в работах Кейнса. В рамках Неокейнсианства происходит переход от теории государственного регулирования экономики, как нацеленного преимущественно на обеспечение полной занятости, к обоснованию политики долгов-ременного роста.

Неокейнсианство разделяет исходный постулат Кейнса о неспособности рыночного хозяйства к автоматическому установлению макроэкономического равновесия, однако центр тяжести переносит с анализа кризиса на реконструкцию механизма цикла в целом. Это сделано путём развития кейнсианской теории эффективного спроса, на базе которой рассматривалось взаимодействие макроэкономических компонентов экономики, порождающее циклические колебания. Отклонение фактического уровня валового национального продукта от потенциального трактовалось как результат изменения эффективного спроса (наряду с этими двумя типами роста Харрод выделял ещё и предпринимательский рост). Эти процессы увязывались с теориями “длинных волн” экономического развития (концепция разработанная выдающимся русским экономистом Н.Д. Кондратьевым (1892-1938) гл. вывод в том, что развитие обосновывалось политикой систематического управления спросом со стороны государства.

“Теория экономического роста” (Харрод, Домар) поставила проблему факторов роста национального дохода, условий, обеспечивающих его длительность, динамического равновесия. Согласно этой теории “самоподдерживаемый рост” в длительной перспективе обеспечивается устойчи-востью темпов роста производительности труда, занятости, капитала, а также постоянством отношения “капитал-продукт” и доли прибыли в национальном доходе. Особо исследовалась взаимосвязь динамики инвестиций и национального дохода. С этой целью была разработана теория кумулятивного процесса, основанная на взаимосвязи мультипликатора и акселератора. Важным является вывод о том, что фактически экономический рост может совпасть с потенциальным лишь случайно, что делает необходимым вмешательство государства.

Значительное внимание Неокейнсианство уделило проблемам научно-технического прогресса. Разработана проблема типов технического развития и показателей техники. Сделан вывод о необходимости государственного финансирования и стимулирования научных исследований, внедрения новой техники, структурной перестройки экономики.

Несмотря на то, что в 50-60-е годы, когда Неокейнсианство, наряду с научно-технической революцией, стало важным источником, почти устойчивого бескризисного роста экономики развитых стран Запада, в 70-е годы оно оказалось в состоянии глубокого кризиса, а в конце десятилетия было потеснено неоконсервативными теориями. Это было связано, прежде всего, с исчерпанием эффективности кейнсианских рецептов государственного регулирования роста, когда попытки управлять эффективным спросом, не выводя экономику из застоя, вызвали высокую инфляцию. Это явление получило название стагфляции. В условиях «монетаристской революции» последних десятилетий в Неокейнсианстве усилилось и выделилось как самостоятельное его левое течение, получившее название посткейнсианства (Робинсон, Калдор, Страффа и др.). Оно содержит фундаментальную критику неоклассической традиции, акцентируя роль в рыночной экономике неопределённости, монополий, несовершенной конкуренции и т.д. Отстаивает необходимость проведения «политики доходов» (государственная экономическая политика, направленная на борьбу с инфляцией путем прямого ограничения заработной платы) со стороны государства, имеющей целью сбалансировать сферу распределения.

Объективные основы необходимости государственного регулирования рыночной эконо­мики. Основные формы регулирования.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Государство всегда пыталось вмешиваться в ход экономических процессов. Однако, системное, постоянное подобное вмешательство государства в экономику, т.е. собственно ГРЭ, связывается с ХХ столетием. На рубеже ХІХ – ХХ столетий в большинстве стран происходили объективные изменения в характере экономического развития, что предопределило новую роль государства в экономике.

Объективные предпосылки ГРЭ:

1. Усиление степени взаимозависимости экономических субъектов на основе углубления общественного разделения труда.

2. Растущие монополистические тенденции.

3. Рост негативных последствий для национальной экономики в результате экономических кризисов.

4. Усложнение отношений собственности, что проявляется через качественные изменения в этой сфере, а также через количественный рост субъектов собственности.

5. Качественное совершенствование производительных сил общества, что проявляется, в том числе, через усиление влияния на производственные процессы науки и уровня квалификации рабочей силы.

6. Усиление степени интернационализации экономических процессов.

7. Усиление социальных и глобальных проблем и т.д.

Основные экономические функции государства.


  • создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

  • антимонопольное регулирование;

  • проведение политики макроэкономической стабилизации;

  • воздействие на размещение ресурсов;

  • деятельность в сфере распределения доходов;

  • деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.

Еще одно, более простое, определение гласит, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.

На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления - спрос. Эти два элемента неразрывно связаны между собой, хотя на рынке противостоят друг другу. Их можно сравнить с двумя силами, действующими в противоположных направлениях. В зависимости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Это выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно и под регулирующим воздействием государства.



Важно отметить что рыночный механизм проявляется как механизм принуждения, заставляющий предпринимателей, преследующих свою собственную цель (прибыль), функционировать в конечном счете на пользу потребителей.

Действие этого механизма основано не на уговорах, а на естественном стремлении человека к благосостоянию. Поэтому для реализации рыночного механизма не нужно ничего, кроме свободы производителей и потребителей. Чем полнее свобода, тем эффективнее функционирует механизм саморегулирования рыночной экономики.

На рынке продавцы и покупатели на свой страх и риск совершают обменные сделки. Все боятся прогадать, быть обманутыми, понести убытки. Все хотят продать подороже, а купить подешевле. Риск выражается в том, что товаропроизводитель стремится предугадать спрос, сформировать его и выпустить продукцию по высоким ценам, когда рынок еще не насыщен. В это время он рискует быть обойденным конкурентами, вложить деньги в производство неперспективных товаров, произвести товаров больше, чем требует рынок, и продать товар за бесценок. Таким образом, на рынке стихийно возникают различного рода конфликты, которые разрешаются с помощью рыночного механизма. Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.

Спрос – это обобщающий термин, описывающий фактических и потенциальных покупателей товаров. Спрос можно рассматривать как форму проявления потребностей людей, обеспеченных денежным эквивалентом. Спрос выражает собой не всю совокупность потребностей, а лишь ту ее часть, которая подкреплена покупательной способностью людей, т.е. денежным эквивалентом. Можно иметь потребности, но не иметь денег, тогда нет особого смысла говорить о покупательском спросе. Таким образом, предполагается, что покупатели имеют не только желание, но и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии.

Нередко спросом называют то количество товара, которое будет куплено потребителями по данной цене в определенных условиях места и времени.

Спрос, являясь платежеспособной потребностью, на практике может принимать различные виды:

  • Нерегулярный – спрос, основанный на сезонной, почасовой потребности (например, незагруженность транспорта днем, перегруженность в часы "пик").
  • Нерациональный – спрос на товары, которые вредны для здоровья или антисоциальны (сигареты, наркотики, огнестрельное оружие).
  • Отрицательный – спрос, когда большая часть рынка недолюбливает товар или услугу (прививки, медицинские операции).
  • Скрытый – спрос, возникающий тогда, когда многие потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так как товаров и услуг на рынке недостаточно (безвредные сигареты, безопасные жилые районы, экологически чистый автомобиль).
  • Падающий спрос – явление постоянное (снижается посещаемость музеев, театров и т.п.).

Различают также реализованный, неудовлетворенный, формирующийся, ажиотажный, престижный, импульсивный и другие виды спроса.

Рыночный механизм позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе есть и такие потребности, которые нельзя трансформировать в спрос. К ним, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, которые в экономической науке называются общественными товарами (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление и т.д.). Вместе с тем в обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется через спрос.

Предложение – это обобщающий термин, используемый для описания поведения фактических и потенциальных производителей (продавцов) товаров.

Иногда предложение определяют как совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать производители (определение В. Видяпина и Г. Журавлевой). Таким образом, здесь предложение выступает как продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на рынок.

Можно привести другое определение: предложение – это сумма товаров, которые производители готовы реализовать (продать) по альтернативным ценам (определение Е.Ф. Борисова).

Цена – денежное выражение стоимости (ценности) товара. Величина цены товара зависит от стоимости (ценности) самого товара, а также от соотношения спроса и предложения. Цены устанавливаются под воздействием ряда экономических законов, прежде всего, закона стоимости, в соответствии с которым, в основе цены лежат общественно необходимые затраты труда. На величину цены влияет закон спроса и предложения. Механизм его действия на цену проявляется при несоответствии спроса и предложения товаров в сфере обмена.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой. Она является основным его инструментом, инструментом координации и приспособления друг к другу спроса и предложения. Цена товара является ориентиром, на основе которого предприниматели и потребители делают свой выбор, какой товар производить, какой товар приобрести. Цены несут информацию о состоянии рынка для потребителей и для производителей.

Конкуренция – соперничество, состязательность, борьба между производителями, поставщиками товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта. Она выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций, способствует максимизации прибыли и на этой основе расширению масштабов производства.

Все элементы рыночного механизма существуют не изолированно, а взаимодействуют. Их взаимодействие представляет собой рыночный механизм. Понятно, что спрос неразрывно связан с предложением, и оба они зависят от уровня цен. Конкуренция оказывает влияние на спрос, предложение и уровень цен. Таким образом, все элементы рыночного механизма находятся в единой системе.

Новое на сайте

>

Самое популярное