Домой ОТП банк Отрасли специализации китая. Современное развитие машиностроения в китае

Отрасли специализации китая. Современное развитие машиностроения в китае

В конце семидесятых годов XX столетия КНР приступил к активному развитию производственной сферы. Страна постепенно перешла от планового управления экономикой к рыночному. Согласно статистике, объем экспорта республики является мировой доминантой. Первые реформы коснулись аграриев, после чего были успешно внедрены в других сферах промышленности Китая.

Реалии и перспективы

В 2010 году правительство обозначило ряд производственных областей, предприятия которых получили национальные субсидии. Определив свой собственный путь, держава внедрила уникальные системы образования и медицины. Уже сегодня они доказали свою эффективность и в полной мере удовлетворяют запросам экономической экспансии.

Руководство всячески поддерживает и поощряет импорт технологий из Японии, Западной Европы и Соединенных Штатов Америки. Наибольший интерес у менеджеров вызывают такие сектора, как телекоммуникации, создание программного обеспечения, микробиология и фармакология. Местная Силиконовая долина занимает северные территории центральной части страны.

Финансовые потоки

Начиная с 1980 года, восток претерпел кардинальные изменения. Один за другим на некогда пустующих равнинах появлялись сталеплавильные, металлургические, автомобильные заводы и машиностроительные предприятия. Населенные пункты Цзилинь, Аньшань, Шэньян и Шанхай привлекли внушительные иностранные инвестиции в промышленность Китая.

Для зарубежного капитала открыли южные провинции. Там же были учреждены свободные экономические зоны, предлагающие инвесторам специальные налоговые и таможенные режимы. Близость к центрам капиталистического рынка обеспечила процветание районам Гуандун и Фуцзянь. Первый граничит с Гонконгом, а второй - с Тайванем.

Индустриальные секторы Китая

Основной поток валютных поступлений пришелся на расположенные на побережье конгломераты. Вернуть Шанхаю статус экономического форварда страны удалось после того, как на реке Хуанпу был запущен инновационный производственный комплекс. Он обеспечил новые рабочие места и принял участие в перераспределении денежных вложений.

Наиболее развитые сферы промышленности Китая:

  • угольный промысел;
  • добыча руды;
  • деревообработка;
  • сталелитейное производство;
  • выпуск электроники и бытовой техники;
  • автомобильная индустрия;
  • химическая отрасль.

Республика является признанным лидером по экспорту сельскохозяйственной, хлопчатобумажной и швейной продукции. Она поставляет чугун, сталь, кокс, сурьму, вольфрам. Львиная доля мобильных телефонов, компьютеров, расходных материалов, часов и фотоаппаратов изготавливается в КНР.

Ежегодный финансовый оборот автомобильной промышленности Китая превышает 20 миллионов долларов. Страна богата залежами природных ископаемых, нефти, редкоземельных металлов и газа. В конце двухтысячных каждый десятый товар в мире имел китайское происхождение. Благодаря позитивному инвестиционному климату государство получило статус привлекательной базы для строительства фабрик и заводов международных компаний.

Сфера влияния

На бюджетный сектор сегодня приходится примерно тридцать процентов ВВП. Тенденция показывает положительную динамику. Правительство КНР уделяет большое внимание менеджменту в этом сегменте.

Приоритет достался производству автомобилей и машин, а также металлургии. Их вклад в экономику республики составляет порядка 25 % общего объема производства. Однако преобладание экстенсивных методов управления над интенсивными привело к планомерному снижению конечного качества товаров.

В национальной собственности до сих пор значатся компании, чья деятельность сопряжена с тяжелой промышленностью Китая и выпуском продукции стратегического значения. Динамичное становление химической отрасли обозначило увеличение экспорта минеральных удобрений, пластмасс, полимеров, синтетики. Химзаводы сосредоточены на всей территории Китая.

Большое значение в жизни страны имеет выпуск текстильных изделий. Он занимает важное место в экономике. Швейные фабрики находятся в Шанхае, Харбине, Гуанчжоу, а также в провинции.

Внутренняя индустриальная карта

Географы выделяют следующие регионы Китая:

  • Манчжурия.
  • Северные провинции.
  • Восточное побережье.
  • Центр.
  • Южные территории.

Манчжурия простирается на северо-восточных землях республики. Специализация промышленности Китая в этой части - топливно-энергетические, лесоперерабатывающие и металлургические предприятия. Не менее развит и аграрный сектор. Крестьяне выращивают злаковые культуры, сою и гаолян. Крупными экономическими центрами региона признаны города Фушунь, Далянь, Шеньян, Харбин, Аньшань.

Визитная карточка КНР

Северные провинции - важный финансовый центр КНР. Его основу составляют наукоемкие производства. К ним относятся электронная промышленность Китая, заводы, собирающие бытовую технику, фабрики, выпускающие синтетические волокна, электромашиностроение. На этой территории находятся столичные дистрикты Пекина, а также Тяньцзинь. Но монгольские степи все еще остаются свободными.

Восточные районы - сельскохозяйственная житница республики. На эту часть государства выпала треть всей выращиваемой на полях Китая аграрной продукции. На достойном уровне развития находятся судостроительная, аппаратная, металлургическая, химическая отрасли промышленности Китая. Регион служит главным поставщиком риса, овощей, мяса, чая, сои и хлопка. На востоке расположены мегаполисы Шанхай, Фучжоу, Нанкин, Циндао, Ханчжоу.

Животноводство и аграрный бизнес

Центр и южные земли КНР традиционно считаются сельскохозяйственными. Современное производство в этих краях сосредоточено в Гуанчжоу. Тут же функционирует несколько экономических зон, учрежденных для привлечения иностранных инвестиций в промышленность Китая. Сянган, который находится в самом сердце страны, является индустриальным узлом восточной Азии.

О северо-западе и юго-западе говорят реже. Их ландшафт отличает гористая местность. Близость к Тибету объясняет суровые климатические условия. Здешнее население преимущественно занято в фермерском хозяйстве Сичуанской равнины, либо трудится на предприятиях в Ченду и Чунцине. Религиозный центр Лхаса с каждым годом привлекает все большее количество локальных и зарубежных туристов.

Автопроизводство

Вопреки ожиданиям, мировой экономический кризис принес укрепление позиций концернов, занятых в сборке транспортных средств и спецтехники. Воспользовавшись подходящим моментом, автомобилестроение Китая упрочило свои позиции.

Планируется, что в ближайшем будущем с конвейерных линий сойдет около 10 000 000 машин, а в 2020 году - 15 миллионов! Если США не увеличит объемы, то рано или поздно Китай получит титул лидера.

Китайское машиностроение и местный рынок оказывают значительное влияние на облик тяжелой промышленности во всем мире. Активное развитие Китая предлагает ряд возможностей, в том числе, для иностранных производителей оборудования и продукции машиностроения в качестве экспертов и инвесторов.

На северо-востоке Пекина за четвертым транспортным кольцом когда-то располагался центр китайской тяжелой промышленности — производственный комплекс Дашаньцзы. Он был открыт в 1957 году при непосредственном участии советских инженеров и с использованием оборудования из Восточной Германии. В первые годы своего образования Китайская Народная Республика оказалась в полной зависимости от иностранных технологий. Ее собственные возможности производить современное промышленное оборудование сильно отставали от потребностей экономики в те дни.

Многое за последние пятьдесят лет изменилось. В цехах Дашаньцзы не осталось больше ни станков, ни рабочих — их место заняли китайские художники. А печные трубы и аскетичные фасады бывшего фабричного комплекса стали декорациями для студий и галерей современных китайских творцов. Сейчас этот бывший центр тяжелой промышленности более известен как Арт-район 798. А китайское машиностроение сделало значительный шаг вперед и перебралось в цеха, оборудованные более современными производственными линиями. Технологии же уже не существующего Советского Союза и Восточной Германии служат лишь вдохновением для художников. Китай сам стал одним из крупнейших в мире производителей машинного оборудования.

По данным Всекитайской федерации машиностроения, объемы производства отрасли в 2009 году достигли 1,6 триллионов долларов, что в четыре раза больше, чем десять лет назад. В настоящее время Китай является крупнейшим производителем промышленного оборудования в мире. Причем четверть произведенного в Китае оборудования предназначается для экспорта, таким образом, машиностроение занимает второе место после электроники по темпам прироста экспортных поставок.

До 2003 года машиностроительная продукция в Китай больше импортировалась, чем экспортировалась из него. Однако уже в 2007 году КНР обошел Германию и стал крупнейшим в мире экспортером. А в 2009 году 16% промышленного оборудования в мире производилось в Китае. Сочетание дешевой рабочей силы, государственной поддержки и иностранных технологий стало основой столь удивительного роста китайского машиностроения.

Дешевле некуда

Производителям промышленного оборудования практически бессмысленно конкурировать с китайскими компаниями в вопросах цены. Например, в 2009 году Китай стал крупнейшим экспортером лесопильного оборудования, средняя цена FOB которого составляла всего 92 доллара, когда даже мексиканский аналог обойдется в 247 долларов, а итальянский — в 585 долларов. Таким же образом, Китай является крупнейшим и одним из самых дешевых производителей холодильных компрессоров. Средняя стоимость китайских установок составляет 48 долларов, когда японский компрессор обойдется в 113 долларов, американский — в 204, и даже таиландский — в 62.

Основным конкурентным преимуществом, конечно, является недорогая рабочая сила. Китай имеет не только самое большое население в мире, но и крупнейшее число трудовых ресурсов. В настоящее время в китайском машиностроении работает около 20 миллионов человек, которые получают зарплату намного скромнее своих коллег в других странах. И хотя уровень оплаты труда в Китае растет, в 2008 году он составлял в среднем 40 центов в час, когда в США, Японии и Германии за час рабочий получал минимум 20 долларов.

Но не только миллионы китайских рабочих обеспечивают рост машиностроения в стране. Благодаря реформе образования, в Китае возросло и число специалистов. Так, в 2000 году институты по всей стране выпустили почти 200 000 молодых инженеров, а в 2010 году — уже более 700 000. Это также в значительной степени стимулирует развитие китайского машиностроения не только количественно, но и качественно.

Роль правительства

Китайское правительство активно поддерживает развитие машиностроения, в том числе, выделяя субсидии, повышая возвраты НДС при экспорте, снижая проценты на займы. Рассмотрим, например, историю производителя нефтеперерабатывающего оборудования из провинции Шаньдун, Shandong Molong Petroleum Machinery Co. В 2009 году компания получила правительственные субсидии на сумму 5,5 миллионов долларов, включая 4,4 млн из местной казны города Шоугуана. Дополнительно 1,2 млн долл. производитель получил в форме возврата НДС, когда в среднем, в Китае при экспорте возвращается не более 15-17%. Более того, компания, попав в число высокотехнологичных предприятий в провинции Шаньдун, вместо 25% подоходного налога, выплатила в казну всего 15%. Но этим дело не ограничилось. В 2009 году из налогового счета компании было вычтено 147 000 долларов в качестве компенсации расходов на исследования и разработку, также она получила 40-процентный налоговый кредит на сумму 4,4 млн долл. за расходы на модернизацию оборудования завода. То есть, в целом, Shandong Molong получил от правительства субсидий на сумму 16,3 млн долл.

Подобная налоговая практика дает местным производителям оборудования неоспоримое преимущество в конкуренции с иностранными поставщиками. И хотя после вхождения в ВТО таможенные пошлины на ввоз оборудования в Китае значительно сократились, с 14,4% до 6,5%, они по-прежнему значительно выше, чем в большинстве развивающихся стран.

Роль иностранных инвестиций

Поддержка, демонстрируемая китайским правительством по отношению к местным производителям, не смогла отпугнуть иностранных инвесторов от рынка машиностроения — силу, оказавшую огромное влияние на формирование современной отрасли. Благодаря иностранным инвестициям, производственные мощности в Китае практически в одно мгновение достигли мировых стандартов. Иностранные покупатели, придя на китайский рынок со своими строгими международными требованиями, способствовали улучшению качества продукции. Более высокие стандарты качества стремительно распространились среди производителей КНР, создав дополнительный стимул для дальнейших инвестиций в Китай иностранным компаниям, стремящимся полностью реализовать главное преимущество местного рынка — низкие цены.

С 1990 года Китай был первым по объему получаемых иностранных инвестиций среди всех развивающихся стран. А в 2009 году он занял второе место в мире по ПИИ, уступив лишь США. И около половины этих инвестиций прямо поступало в производственный сектор китайской экономики. В 2010 году на компании с иностранными инвестициями приходилось до 55% китайского экспорта. Иностранные технологии нередко в нарушение прав интеллектуальной собственности, а чаще вследствие мобильности человеческих ресурсов, стали попадать в руки местных компаний. Таким образом, именно иностранные инвестиции и стали основой нынешнего успеха китайских производителей оборудования.

К пуску готово!

Прогресс китайского машиностроения заставляет задуматься иностранные компании над стратегией своего развития. И многие находят возможным успешное сотрудничество с китайскими производителями. Ведь, несмотря на то, что Китай является крупнейшим экспортером промышленного оборудования, он по-прежнему сам нуждается в определенной продукции машиностроения, особенно, инновационной. Да и среди многих производителей наличие иноземного оборудования — это часто повод для гордости и гарантия качества изготавливаемой продукции. Репутация иностранных компаний часто перевешивает китайские бренды: Caterpillar по-прежнему более известен, чем Henan Hongxing. Кроме того, зарубежные компании предоставляют услугу по обслуживанию и ремонту оборудования после его покупки, когда редкий китайский производитель имеет такой козырь.

Среди иностранных компаний, достигших успеха в Китае на рынке высокотехнологичной продукции машиностроения, стоит отметить Rolls-Royce . В ноябре 2010 года компания заключила контракт на 1,2 млрд долл. на поставку и обслуживание двигателей для авиалайнеров China Eastern Airlines. Помимо поставок более 300 двигателей, Rolls-Royce вполне преуспел и в сфере инвестиций в Китай. На настоящий момент британская компания имеет совместное предприятие в КНР по производству комплектующих для двигателей. Также в Тяньцзине британцы организовали центр подготовки техников и инженеров для Всекитайского управления гражданской авиации.

General Electric также вполне успешно вышел на китайский рынок машиностроения. Американская компания создала 36 предприятий на территории Китая, где сейчас трудится более 14 000 человек. В 2010 году компания заявила о дальнейшем шаге по развитию китайского рынка, инвестировав два миллиарда долларов в совместное предприятие по производству энергетического оборудования.

Прямые инвестиции — это часто лучшее решение для иностранных производителей, желающих воспользоваться преимуществами китайского рынка. Кроме того, существует и ряд административных стимулов для иностранных компаний: от условий для выхода на рынок до налоговых льгот. Помимо новейших технологий, иностранные компании в Китае имеют и ряд других преимуществ перед местными игроками. Производительность труда на иностранных заводах в Китае часто выше, чем у частных китайских производителей, у которых она выше, чем на государственных предприятиях. Также иностранные компании имеют выход на международный рынок: большая часть произведенного в Китае оборудования экспортируется в страну инвестора.

Рост китайских производителей

Пока иностранные компании пытаются успешно работать в Китае, местные производители стремятся выйти на международный рынок. Успех китайских компаний в экспорте своей продукции дает им возможности для активного освоение других рынков и развития собственного имени. Этот процесс начался еще в 2004 году, сразу после того, как экспорт оборудования из Китая сравнялся с импортом.

В 2004 году Shanghai Electric Corp. приобрела 75% акций японского производителя токарных и фрезерных станков Ikegai за 4,5 миллиона долларов. В 2005 году Harbin Measuring Tool and Cutting Tool Group приобрела за 12 млн долл. немецкую компанию Kelch GmbH. А в 2006 году Zhejiang Hongsheng Group приобрела всего за пять миллионов долларов немецкого производителя ткацкого оборудования Grosse Webereimaschinen.

2006 год также стал знаменательным для двух китайских производителей строительного оборудования — Sany и Zoomlion. Sany сделала огромный шаг по развитию мирового рынка, открыв за 60 млн долл. производство в Индии. В 2007 году китайский производитель открыл офис в США, а также инвестировал 130 млн долл. в строительство завода и исследовательского центра в Германии. В 2010 году компания инвестировала 200 млн долл. в производственную базу в Бразилии, а также открыла еще один завод в Индии. В ближайшие годы Sany планирует расширить свое присутствие на рынках Индонезии, России и ЮАР.

Zoomlion также пошел путем приобретения иностранных предприятий. В 2008 году китайский производитель приобрел итальянскую компанию CIFA за 422 млн долл. Таким образом, он вдвое увеличил свои иностранные инвестиции, главным образом, направленные на развитие рынков США, Индии и Бразилии.

Пока же имена китайских производителей не могут тягаться с именитыми Caterpillar, Liebherr или Komatsu. Однако Китай продолжает снижать свою зависимость от иностранных технологий и развивает конкурентные преимущества для борьбы на мировом рынке, прежде всего за покупателей в развивающихся странах.

В связи с динамичным развитием промышленного производства сталь, уголь, нефть, цемент и другие сырьевые материалы, которые одно время были в дефиците, стали поставляться с избытком. Это привело к наращиванию экономического потенциала Китая, обеспечило и стимулирует поступательный и стремительный рост народного хозяйства. Одновременно с этим рынок Китая как никогда изобилует одеждой, бытовой электротехникой, пищевыми продуктами и другими товарами легкой промышленности.

Ганьсу – цветная металлургия, электроэнергетическая, нефтехимическая промышленность, производство строительных материалов.

Гуандун - бытовая техника, производство пластмассовых изделий, продуктов, одежды, текстиля, электроники, электроэнергетика и металлургия.

Тяньцзинь - автомобилестроение и оборудование для механической промышленности, микроэлектроника и оборудование для связи, химическая промышленность на базе ресурсов морского дна и нефтехимическая промышленность, качественные стальные трубы и качественный стальной прокат.

Аньхой – металлургия, сельскохозяйственное машиностроение, угледобывающая промышленность, мукомольная, рисоочистительная, маслобойная, табачная, чаеобрабатывающая, хлопчатобумажная, бумажная промышленность.

Гуйчжоу – металлургическая, химическая промышленность, промышленность по добыче золота, электроэнергетика, пищевая индустрия, лесная промышленность, гидроэнергетика.

Ляонин – машиностроение, нефтехимическая и горнодобывающая промышленность, металлургия.

Сычуань – электроника, металлургия, химическая промышленность, фармацевтика, пищевая промышленность.

Фуцзянь – электроника, нефтехимия и машиностроение, легкая промышленность.

Хайнань – машиностроение, туризм, добыча полезных ископаемых, сахарная промышленность, стройматериалы и пищевая промышленность.

Хубэй – автомобилестроение, электромеханика, металлургия, химическая промышленность, легкая промышленность, строительная индустрия.

Хунань – пищевая и текстильная промышленность, производство электроники, стройматериалов, фармацевтика и металлургия.

Хэбэй – химическая (фармацевтическая), металлургическая, машиностроительная, пищевая промышленность, производство строительных материалов.

Хэйлунцзян – нефтяная промышленность, база производства зерновых, угледобывающая, лесная, химическая промышленность и база производства крупного оборудования для электростанций.

Хэнань – угольная, нефтяная, химическая, пищевая, текстильная промышленность, стройматериалы, машиностроение, энергетика, фармацевтика.

Цзилинь – автомобилестроение, нефтехимия, пищевая, фармацевтическая, электронная промышленность.

Цзянси – автомобилестроение, машиностроение, электроника, химическая промышленность, производство стройматериалов, фармацевтика, текстильная и пищевая промышленность.

Цзянсу – текстильная промышленность и индустрия продуктов питания, добыча и обработка каменной соли, серы, фосфатови мрамора, химическая промышленность, производство строительных материалов, нефтяная промышленность.

Цинхай – машиностроение, текстильная, химическая промышленность, производство строительных материалов, металлургия, легкая и пищевая промышленность.

Чжэцзян – фармацевтика, электроника и химическая промышленность.

Шаньдун – энергоресурсы, химическая промышленность, металлургия, строительные материалы, машиностроение, электроника, текстильная, пищевая промышленность.

Шаньси – угольная промышленность, металлургия, механическая промышленность, электроэнергетика, химическая, легкая и текстильная промышленность.

Шэньси – электроника, механическая промышленность, фармацевтика, химическая промышленность, энергетика, пищевая промышленность, туризм.

Юньнань – цветная металлургия, машиностроение, производство электроэнергии, текстильная, кожевенная, пищевая, химическая промышленность, стройматериалы, полиграфическая промышленность, приборостроение.

Тайвань – текстильная, химическая промышленность, машиностроение, электронная промышленность.

Шанхай – автомобилестроение, оборудование электроники и связи, металлургия, нефтехимическая промышленность, комплектное оборудование для электростанций, хлопчатобумажная промышленность, судостроение.

Тибетский автономный район – энергетика, горная промышленность, легкая и текстильная промышленность, традиционные ремесла.

АР Внутренняя Монголия – переработка продукции сельского хозяйства и животноводства, энергетика, металлургия, химическая промышленность.

Гуанси-Чжуанский автономный район – металлургия, машиностроение, производство сахара, пищевая промышленность.

Синьцзян-Уйгурский автономный район – черная металлургия, нефтяная, угольная промышленность, электроэнергетика, цветная металлургия, машиностроение, химическая промышленность, производство кожи и текстиля, сахарная промышленность.

Нинся-Хуэйский автономный район – угледобывающая промышленность, электроэнергетика, нефтепереработка, добыча известняка, слюды и асбеста.

Пекин – сталелитейная промышленность, машиностроительная и текстильная промышленность, автомобилестроение и нефтехимия, торговля.

Чунцин – машиностроение, металлургия, легкая, пищевая, химическая промышленность, электроника, электротехника, производство стройматериалов, оборудования для охраны окружающей среды.

Гонконг – текстильное и швейное производство, электротехническая и электронная промышленность, часовое производство, изготовление изделий из пластмассы и игрушек, полиграфическая промышленность. Макао– швейная и текстильная промышленность, радиоэлектроника, оптика, пищевая промышленность, традиционные ремесла.

Сегодня отраслевая структура промышленности страны представлена более чем 360 отраслями. Помимо традиционных созданы новые современные такие как: электроника, нефтехимия, авиастроение, металлургия редких и рассеянных металлов.

Однако оборудование предприятий в основной массе своей устарело и изношено.

Основные индустриальные центры расположены в восточных приморских провинциях и районах Цзянсу, Шанхае, Ляонине, Шаньдуне, Гуандуне, Чжецзиме.

В крупных городах с населением выше 500 тыс. человек сосредоточено более половины основных фондов государственной промышленности (13.1 % - всех промышленных предприятий, 9.6 % - пищевая промышленность и машиностроение, 4.7 % - текстильная промышленность, 2,4 % - углеродо-добывающая промышленность).

Топливно-энергетические отрасли промышленности относятся к числу слабых звеньев индустриального комплекса Китая. Несмотря на наличие богатых природных ресурсов, развитие добывающих отраслей в целом отстает от обрабатывающих.

За последние годы в Китае во многом возросли мощности угледобывающей промышленности, а объем добычи предприятий превысил 920 млн. тонн уже в 1989 году. Потенциальные же запасы угля составили 3200 млрд. тонн, а разведанные лишь 850 млрд. тонн. Запасы размещены не равномерно, около 80 % приходиться на Северный и Северно-Западный Китай, а самое крупное месторождение в стране находиться вблизи города Датун (пров. Шанси). В целом же в стране более 100 крупных центров добычи угля.

На нефтедобывающую промышленность приходиться 21 % производства топливно-энергетических ресурсов. Нефть обеспечивает около 16 % валютных поступлений от экспорта. В целом в стране более 32 предприятий по добыче нефти, а в районах Китая, общие запасы нефти составляют 64 млрд. тонн. Наиболее крупные предприятия по добыче и переработки нефти расположены в провинциях Хэйлуньцзян, Шаньдун, Даган, Юймэнь, Цайдам, а также в слаборазвитых районах нередко вдали от центров нефтепотребления. Большая же часть из 580 нефтеперерабатывающих заводов сосредоточена в Северо-восточном Китае.

Южный Китай и особенно его Восточная зона богаты запасами природного газа, которые оцениваются в 4 тыс. млрд. тонн: к настоящему моменту разведано лишь 3,5 %. Крупнейшим центром добычи и переработки газа является провинция Сеньхуа.

Тем не менее, в Китае до сих пор ведущими остаются такие отрасли легкой промышленности, как текстильная и пищевая, на которые приходиться более 21 % всей производимой промышленной продукции. Предприятия этих отраслей расположены преимущественно в Восточном, Северном, Центрально-Южном районах. На Северо-востоке страны сосредоточены главным образом предприятия бумажной, сахарной и масломолочной промышленности, на Северо-западе - предприятия по переработке хлопка и продукции животноводства, на Юго-западе наиболее развита пищевая промышленность. В целом пищевая промышленность имеет более 65,5 тысяч предприятий, кроме того, в стране более 23,3 тысяч предприятий текстильной промышленности, а производство и переработка сырья на них четко ориентирована: на Севере - шерсть, конопля, на Юге - шелк, джут, кенаф.

Легкая промышленность в Китае имеет древние традиции и занимала ведущее место в экономике еще до революции. Вместе с тем в Китае, начиная с 1949 года, постепенно начинает развиваться машиностроение. До 1949 года объем производств этих отраслей был в 250 раз ниже чем в США, практически не производилась комплектная энергетическая, горнорудная, машиностроительная промышленности, тракторы, самолеты. К настоящему моменту количество видов продукции машиностроения превышает 53 тыс. изделий, что полностью обеспечивает внутренние потребности страны. Крупнейшими центрами машиностроения являются Шанхай, Шэньян, Тяньцзинь, Харбин, Пекин, Далянь.

Кроме того, располагая значительными запасами сырья, Китай имеет прочную базу для развития металлургической промышленности. А в результате проведения широких геологических работ в последние годы уточнены границы старых и обнаружены новые месторождения железных и магниевых руд, угля, нефти и других видов сырья. По запасам железной руды Китай занимает третье место (после России и Бельгии), а по разведанным запаса магниевых руд - второе место в мире.

В целом предприятия черной металлургии превышают 1,5 тыс. и расположены практически во всех провинциях и автономных районах. Вместе с тем общий технический уровень металлургических производств остается невысоким, а оснащение ведущих предприятий современными видами оборудования проходит частично и за счет импорта. Более 70 % предприятий отрасли вообще не имеют очистных сооружений. В Китае выплавляют более 1 тысячи сортов стали, включая жаропрочные сплавы для авиационной промышленности, высоколегированные стали для ускорителей ядерных частиц и сплавы с заранее заданными свойствами. Кроме того, в стране производятся сурьма, олово, вольфрам, ртуть и молибденовые концентраты, пользующиеся повышенным спросом на внешних рынках, хотя в то же время потребности страны в алюминии, свинце и цинке полностью не удовлетворяются и Китай импортирует эти металлы.

Переход Китая во второй половине 70-х годов к модернизации хозяйства и крупным экономическим преобразованиям совпал по времени с развертыванием в мире второй НТР. Ее базовыми направлениями были микроэлектроника, информатика, биотехнология.

Приобщения к новшествам НТР для Китая оказалось непростым делом. Ограниченные финансовые возможности, сравнительно низкий научный потенциал (особенно ослабленный в ходе культурной революции), относительно низкий образовательный и культурный уровень населения - все это препятствовало развертыванию широкомасштабной научно-технической революции.

Тем не менее в конце 70-х годов к Китаю был разработан и принят восьмилетний план развития науки на 1978-1985 г.г., который предусматривал проведение большого объема исследований и разработок в области микроэлектроники, новых поколений ЭВМ, информатики, генной инженерии, а так же крупные технические преобразования в сельском хозяйстве. Вскоре выяснилось, что план этот слишком обширен и по ряду позиций не выполним в данных условиях.

Китайская промышленность развивается с крайне слабой начальной базы. В 1949 г. основные фонды страны составляли лишь 12,4 млрд. юаней, производство промышленной продукции было крайне низким, например, пряжи - 327 тыс. тонн в год, угля - 32 млн. тонн. Подавляющая часть промышленной продукции импортировалась из-за рубежа.

После образования Нового Китая в 1949 г. китайское правительство начало плановое крупномасштабное экономическое строительство, окрепла промышленная основа страны, уровень производства быстро повысился. С ноля были созданы такие отрасли индустрии, как производство современного металлургического, горнодобывающего, электроэнергетического

оборудования, самолето- и автомобилестроение, приборостроение, авиакосмическая промышленность и другие новые отрасли, которые по сей день неуклонно развиваются и укрепляются. С 1978 г. реформы и открытость заставили отечественную промышленность начать масштабные преобразования и новый виток в развитии, в результате среднегодовой прирост ее продукции за 1978 -1997 гг. составил 12 процентов, сводная промышленная мощь страны заметно окрепла, все это приковало внимание мировой общественности. В 1998 г. добавленная стоимость промышленности составила 3,354 трлн. юаней, увеличившись в 9,37 раза по сравнению с 1978 г.

Реформа в промышленности, в первую очередь, выразилась в предоставлении прав получать и управлять прибылью, в расширении других прав предприятий на самостоятельное хозяйствование, в осуществлении системы подрядной ответственности госпредприятий, что в полной мере мобилизовало активность и творческую инициативу предприятий, рабочих и служащих, создало благоприятные условия для хозяйственной самостоятельности предприятий и дальнейшего совершенствования механизма хозяйствования. В этих условиях последующая практика привлечения зарубежных инвестиций и осуществление политики доступа к внешнему миру, создание совместных предприятий и предприятий, основанных целиком на иностранном капитале, принесли не только средства, но и передовое оборудование и современные методы управления, повысили технический и управленческий уровень предприятий. Благодаря 20-летним реформам отечественная индустрия покончила с отсталостью с однобоким ассортиментом продукции, низким техническим уровнем, достигла значительного роста в производстве промышленной продукции. В 1998 г. выплавка стали достигла 116 добыча угля - 1,25 млрд. тонн, выработка

электроэнергии - 1,167 трлн. к Вт. ч., производство цемента-536 млн. тонн, что соответственно увеличилось в 3,6, 2, 4,5 и 8,2 раз по сравнению с 1978 г. Рост производства химического во.; химических удобрений, полиэтилена, пластмассовых изделий, листового стекла и другой продукции средств производства составил два и более раза. Страна впервые стала производить предметы потребления, тесно связанные с бытом - цветные телевизоры, холодильники, стиральные машины, кондиционеры, фотоаппараты, видеомагнитофоны, плейеры, УСБ и музыкальные центры, рост выпуска некоторых видов этой продукции составил сто и более раз. В геометрической прогрессии растет производство продукции высоких и новейших технологий - коммутаторов с программным управлением сверхкрупных интегральных схем и микро-ЭВМ. Значительно возрос выпуск семейных автомобилей, спрос на них становится все заметнее по мере повышения жизненного уровня населения.

Реформа госпредприятий, особенно крупных и средних, неизменно составляет центральное звено реформы экономической структуры Китая. Исходя из требований современной системы предприятий - четкое определение имущественного статуса, уточнение прав и обязанностей, разделение административных и производственных функций, внедрение методов научного управления, осуществляется стратегическая реорганизация крупных и средних госпредприятий с созданием на их базе холдингов, промышленных групп и компаний. В последние годы в Китае в ходе структурной реорганизации предприятий путем их слияния создана плеяда крупных корпораций - Китайская нефтехимическая корпорация, Шанхайская металлургическая группа "Баошань", группы "Хайэр", "Чанхун", "Конка", "Кэлун" и ТСЬ, электронные группы "Легенд" и "Фандер", которые сегодня достойно конкурируют на внутреннем и международном рынках.

, Цзянси , Чжэцзяне , Фуцзяне, Аньхое, Цзянси и др., а также в Шанхае , Тяньцзине , Чунцине и Гонконге . Для Китая характерна кластерная организация промышленного производства. Так, большая часть производителей печатной и канцелярской продукции сконцентрированы в двух уездах провинции Чжэцзян к югу от Шанхая: Цаннань города Вэньчжоу и в Нинхай города Нинбо . В том же Вэньчжоу располагаются многие производители замков (район Оухай), а в уезде Пиньян производят упаковочные пластиковые пакеты. В уездах в окрестностях Вэньчжоу действует крупнейший в мире обувной кластер. Уезд Гучжэн города Чжуншань провинции Гуандун недалеко от Гонконга известен производством светильников. В районе Хуаду на севере Гуанчжоу образовался автомобильный кластер, а в уезде Шилин - мировой центр производства сумок.

Китай постоянно делает шаги по привлечению иностранных инвестиций . Они включают в себя: налоговые каникулы, льготные импортные тарифы, облегчения правил приема и увольнении иностранного персонала.

История

В 1984 г. было открыто 14 прибрежных городов и портов . Западные инвесторы получили возможность выхода на крупные внутренние рынки Китая. В 1985 г. в Китае было открыто еще 18 городов, которые имели избыток дешевой рабочей силы и где располагалось производство первичных и перерабатывающих отраслей экономики. Это повлекло перемещение целых заводов и современных производственных комплексов ТНК в данные регионы, модернизацию местных предприятий. В 1986 г. китайское правительство выпустило список из 22 положений, направленных на улучшение инвестиционного климата. Были открыты специальные обменные пункты для инвесторов, которые имели возможность купить здесь твердую валюту и импортное сырье. В 1985-1986 гг. на эти города приходилось 23 % промышленного производства и 40 % экспорта Китая.

С 1992 г. в Китае проводятся мероприятия, направленные на либерализацию сферы услуг и предпосылок для вступление в ВТО . Вследствие чего были открыты ранее закрытые сектора экономики: недвижимость, транспорт, телекоммуникации, розничная торговля и т. д. В 1995 г. принят закон, позволяющий иностранным компаниям создавать холдинги .

Лёгкая промышленность

Добывающая промышленность

Китай лидирует в мире по добыче угля, железных, марганцевых, свинцово-цинковых, сурьмяных и вольфрамовых руд, а также древесины. На территории КНР ведётся в значительных масштабах добыча также нефти, газа, урана . В Китае находится 37 % мировых запасов редкоземельных металлов (молибден , ванадий , сурьма). В результате значительных инвестиций в 80-х годах прошлого века в добычу этих ископаемых сегодня Китаю принадлежат 95 % их мировой добычи .

Нефтедобыча

Китай - 2-й в мире (после США) потребитель сырой нефти (349,8 млн т в 2006; 223,6 млн т в 2000), а также её нетто-импортёр (с 1993). Чистый импорт (импорт минус экспорт) нефти 159,3 млн т (2007), или ок. 46 % всего объёма потребления; по прогнозам, к 2020 степень зависимости от внешних поставок возрастёт до 60 %. Основные поставщики нефти - Иран , Саудовская Аравия , Ангола , Россия , Оман .

Добыча газа

Добыча природного горючего газа (в том числе попутно из нефтяных месторождений) 117,1 млрд кубометров (2007; 27,2 млрд кубометров в 2000). Предпринимаются значит. усилия для ускоренного роста объёмов добычи с целью повышения доли природного газа в структуре энергопотребления страны (до 5,3 % в 2010; 10 % в 2020).

Основные районы добычи:

  • Провинция Сычуань (40 %),
  • Синьцзян-Уйгурский автономный район (28 % общего объёма в 2006; Таримский нефтегазоносный бассейн и др.),
  • Шэньси (14 %) и др.;

Природный газ добывают также на шельфе Южно-Китайского моря. Главная проблема отрасли - территориальный разрыв между основными районами добычи горючих газов (на западе страны) и потребления (главным образом в восточных районах Китая). Для решения проблемы дефицита горючих газов (возник в 2008) началось создание припортовых комплексов приёмки и регазификации импортного сжиженного природного газа. По использованию горючих газов угольных шахт (метана и др.) Китай уступает лишь США.

Добыча угля

Металлургия

В 2016 году КНР - крупнейший в мире производитель стали.

металлургический завод в КНР

Машиностроение

Быстрыми темпами развивается машиностроение : общее , тяжёлое , энергетическое, станкостроение , производство промышленного оборудования, транспортное, сельскохозяйственное, судостроение, автомобильная, электронная, авиационно-космическая промышленность. Крупнейшими центрами машиностроения являются Шанхай, Харбин, Пекин, Шэньян, Тяньцзинь, Далянь, Чунцин, Нанкин, Гуаньчжоу, Циндао, Чжэнчжоу, Сиань, Чэнду и др.

Усиление позиций Китая в качестве ведущей машиностроительной державы выразилось и в резком повышении его удельного веса в мировой торговле продукцией данной отрасли. Этот показатель всего за 12 лет вырос с 3 % (2000) до 13 % (2012) (доля США в мировой торговле за тот же период снизилась с 25 до 17 %, а Японии - с 21 до 16 %, лишь позиции Европейского союза остались достаточно прочными: на него в конце 2000-х годов приходилось 37 % глобальной торговли машиностроительной продукцией, что на три процентных пункта выше уровня 2000 года).

Судостроение

К 2018 г. Китай освоил производство (получив технологии от России) турбинных лопаток, важнейший и высокотехнологичный компонент газовых турбин , которые теперь могут быть использованы в самых современнх кораблях.

Автомобилестроение

Автомобильная промышленность Китая имеет немногим более чем полувековую историю. С начала 1990-х годов она развивается очень высокими темпами. С 2009 года КНР является крупнейшим авторынком в мире и крупнейшим автопроизводителем в мире, ежегодно выпускающем в последние годы автомобилей больше, чем следующие два автопроизводителя (США и Япония) вместе взятые, или больше, чем все страны Евросоюза вместе взятые .

Китай в настоящее время способен производить полную линейку автомобильной продукции. Потребности внутреннего рынка Китая в автомобилях в настоящее время почти целиком обеспечиваются собственным производством, импорт составляет 9-10 % от объема продаж, хотя еще в начале 90-х рынок был поделен поровну между импортом и внутренним производством.

Аэрокосмическая промышленность

Авиапром см. Список самолётов и вертолётов Китайской Народной Республики Космическая промышленность

С 2003 года Китай стал третьей в мире космической сверхдержавой , самостоятельно проводящей пилотируемые полёты . С 2010 года, уступая только России, Китай ежегодно производит больше космических запусков, чем США. Китай стал третьей страной, пославшей на Луну луноход (2013), также - вернувшей на Землю с Луны КК (2014).

Высокие технологии

Расходы на информационные и коммуникационные технологии в 2005 году в процентах к основному потребителю - США

В районе Хайдянь , севернее Пекина , создана китайская «Силиконовая долина », а в ряде крупных городов - также современные национальные индустриально-технологические парки . с 2005 года Китай уверенно лидирует в мире в целом по объёмам

Новое на сайте

>

Самое популярное