Домой ОТП банк Отражение вдгб 1с поступлений на капитальный ремонт. Бухучет взносов на капитальный ремонт

Отражение вдгб 1с поступлений на капитальный ремонт. Бухучет взносов на капитальный ремонт

Капитальный ремонт основных средств является одним из способов восстановления объекта наряду с модернизацией и реконструкцией. B статье отметим особенности капремонта, обратим внимание на бухпроводки, коснемся документооборота.

Капитальный и текущий ремонт ОС, отличие от иных способов восстановления

B производственной деятельности организаций при эксплуатации ОС естественным образом происходит износ эксплуатируемых объектов, случаются поломки. Своевременное их восстановление позволяет увеличить срок службы, избежать расходов на приобретение нового оборудования. Восстановление возможно путем модернизации, реконструкции и ремонта. Модернизацией и реконструкцией признаются работы, улучшающие либо создающие новые технические, экономические характеристики объекта. Тогда как ремонт включает в себя комплекс мероприятий, направленных на замену отдельных конструкций, деталей, поддержание его рабочего состояния.

Ремонт подразделяется на текущий и капитальный. Текущий ремонт направлен на профилактику, поддержание объекта в рабочем состоянии и устранение незначительных неисправностей. Капитальный — гарантирует восстановление технических параметров объекта, его рабочего состояния.

Капремонт может быть комплексный, охватывающий полностью объект, или выборочный, включающий в себя починку отдельных частей объектов.

Обоснованность ремонта ОС устанавливают технические службы организаций путем определения порядка планово-предупредительных ремонтов, при этом назначая вид ремонта.

Особенностью учета капремонта по сравнению с иными видами восстановления является то, что расходы на ремонт относятся на текущие затраты, тогда как траты на модернизацию и реконструкцию — на капитальные.

Капремонт ОС в бухучете — проводки

После того как решение о необходимости капитального ремонта основных средств будет принято, восстановить объект можно силами организации либо привлечь технику и работников сторонней компании на подрядных основаниях. Если пойти по пути капремонта службами организации, то нужно учитывать, что траты будут включать в себя стоимость запасных частей и материалов, зарплату, страховые взносы.

Учетные записи при проведении капремонта различными способами будут следующими:

  • при наличии структурного подразделения (ремонтной службы):

Дт 23 Кт 10 (16, 69, 70) — собраны затраты на ремонт;

Дт 20 (25, 26, 29, 44) Кт 23 — расходы списаны в зависимости от использования ОС (дебетуется счет, на котором фиксируется амортизация);

  • если отсутствует ремонтная служба, счет 23 не используется, а расходы списываются непосредственно на счет затрат:

Дт 20 (25, 26, 29, 44) Кт 10 (16, 69, 70);

  • если ремонт проводится подрядчиком, проводка по расходам будет:

Дт 20 (25, 26, 29, 44) Кт 60.

Обоснование и подтверждение затрат на капремонт

При проведении капитального ремонта основных средств особое внимание следует уделить порядку оформления процесса. B ходе проверок налоговики предъявляют высокие требования к документальному подтверждению состоявшегося ремонта.

Прежде всего, следует обосновать саму необходимость проведения капремонта. Для этого составляется акт, где фиксируются выявленные неисправности, либо дефектная ведомость.

Передача объекта в ремонт оформляется накладной на внутреннее перемещение — в случае проведения ремонта собственной специализированной службой или актом приема-передачи, если объект передается подрядной организации.

После окончания ремонтных работ составляется акт сдачи-приемки, которым объект принимается обратно. Он подписывается членами приемной комиссии, лицами, ответственными за сохранность и ремонт ОС, представителями подрядчика и может быть составлен по форме ОС-3 либо произвольной.

Документами, подтверждающими собственно затраты на капремонт, могут служить: сметная и техническая документация, подтверждающая объемы ремонта и затрат на него, акты выполненных работ от ремонтной организации или внутренняя первичка на использованные для ремонта МПЗ, труд и т. п.

Итоги

Капремонт ОС — поэтапный производственный процесс, каждый этап которого требует надлежащего документального оформления. При проведении ремонтных мероприятий важно обосновать необходимость ремонта, надлежащим образом сдать и принять из ремонта объект и своевременно отразить операции в бухгалтерском учете.

Илья ФЕЛЬДМАН

Собственники помещений в многоквартирных домах, управляемых ТСЖ и ЖСК, для формирования фонда капитального ремонта могут использовать один из двух способов:

Перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет. При этом владельцами специального счета, как правило, становятся сами ТСЖ и ЖСК;

Перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.

В домах, управляемых управляющими организациями, используется только второй способ.

В табл. 1 приведены бухгалтерские операции, которые могут совершаться при использовании специального счета.

В табл. 2 приведены бухгалтерские операции при использовании счета регионального оператора.

Таблица 1.

Использование специального счета

Хозяйственная операция

Дебет

Кредит

Норма ЖК РФ

76-1

86-1

ст. 169, ч. 1

2. Начислены собственникам проценты (пени) в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате взносов

76-1

86-1

ст. 170, ч. 1

ст. 177, ч. 1, п. 5

3. Часть долга собственников покрыта за счет нераспределенной прибыли

76-1

ст. 169, ч. 4

4. На специальный счет перечислена часть прибыли в соответствии с п. 3

ст. 169, ч. 4

5. Взносы собственников поступили на специальный счет

76-1

6. На специальный счет поступили проценты (пени), начисленные в п. 2

76-1

7. В фонд капитального ремонта поступили проценты банка за пользование средствами специального счета

86-1

ст. 170, ч. 1

ст. 177, ч. 1, п. 6

8. Поступили средства из бюджета в качестве меры государственной поддержки капитального ремонта

86-2

ст. 191

9. Получен кредит (заем) в связи с недостатком средств в фонде капитального ремонта

66, 67

ст. 174, ч. 1

ст. 177, ч. 1, п. 2

10. За счет будущих взносов собственников увеличен фонд капитального ремонта для покрытия кредита (займа)

76-2

86-3

ст. 177, ч. 1, п. 2

11. Образован резерв для финансирования капитального ремонта в соответствии со сметой на ремонт

86-1,

86-2,

86-3

12. Начислено подрядной организации за исполнение капитального ремонта

ст. 177, ч. 1, п. 1

13. Перечислено подрядной организации за исполнение капитального ремонта

ст. 177, ч. 1, п. 1

14. На специальный счет поступили взносы собственников, достаточные для покрытия долга по п. 9

76-2

15. Со специального счета уплачен долг по кредиту (займу)

66, 67

ст. 174, ч. 1

ст. 177, ч. 1, п. 2

16. Перечислены денежные средства на счет регионального оператора при изменении способа формирования фонда капитального ремонта

86-1

ст. 177, ч. 1, п. 4

17. Зачислены на специальный счет денежные средства, поступившие от регионального оператора, при изменении способа формирования фонда капитального ремонта

86-1

ст. 177, ч. 1, п. 4

18. Списано комиссионное вознаграждение в соответствии с условиями договора специального счета

86-1

ст. 177, ч. 1, п. 6

19. Со специального счета перечислены денежные средства в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 174 ЖК РФ

86-1

ст. 177, ч. 1, п. 7

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ средства, поступающие товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу на формирование резерва на проведение капитального ремонта общего имущества, представляют собой целевые поступления. Поэтому в табл. 1 указанные средства отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» по видам поступлений.

Движение денежных средств на специальном счете отражается с использованием счета 55 «Специальные счета в банках».

Счет 76-2 (операция 10) используется для увеличения фонда капитального ремонта, отражаемого по кредиту счета 86-3, за счет дебиторской задолженности - будущих взносов собственников в случае получения кредита (займа), необходимого для производства капитального ремонта.

Сумма средств, предназначенных для финансирования конкретного капитального ремонта согласно смете по договору подряда, аккумулируется по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» путем дебетования каждого из субсчетов счета 86 «Целевое финансирование» пропорционально остаткам на указанных субсчетах.

В соответствии с нормой ч. 2 ст. 177 поступления, отраженные в п.п. 6 и 7 табл. 1, не образуют объекта налогообложения.

Если ТСЖ создано в нескольких многоквартирных домах, то, согласно ч. 4 ст. 175 ЖК РФ, для каждого дома в банке надо открыть отдельный специальный счет, а в бухгалтерском учете к счету 55 «Специальные счета в банках» - отдельный субсчет.

Таблица 2.

Операции в бухгалтерском учете ТСЖ (ЖСК) и управляющей организации при использовании счета регионального оператора

Хозяйственная операция

Дебет

Кредит

Норма ЖК РФ

1. Начислены собственникам ежемесячные взносы в фонд капитального ремонта

76-1

76-2

ст. 169, ч. 1

2. Часть долга собственников покрыта за счет нераспределенной прибыли ТСЖ (ЖСК)

76-1

ст. 169, ч. 4

3. Отражено перечисление собственниками взносов региональному оператору

76-2

76-1

4. Региональному оператору перечислена часть прибыли для случая п. 2

76-2

При использовании счета регионального оператора ежемесячные взносы на капитальный ремонт поступают от собственников помещений в многоквартирном доме непосредственно на счет регионального оператора (минуя счета ТСЖ, ЖСК, управляющей организации). По этой причине в табл. 2 отсутствуют операции, аналогичные операции 5 в табл. 1. Но ТСЖ, ЖСК, управляющие организации должны контролировать процессы начисления и уплаты взносов собственниками помещений домов, находящихся в их управлении. Для этой цели в бухгалтерии ТСЖ, ЖСК и управляющих организаций должны поступать сведения о начислении и фактической уплате взносов (операции 1 и 3 табл. 2). Кредитовое сальдо по счету 76-2 отражает задолженность собственников по уплате взносов. Операции 2 и 4 появляются при наличии у ТСЖ, ЖСК или управляющей организации возможности покрыть часть долга собственников за счет имеющихся доходов от сдачи в аренду общего имущества в многоквартирном доме или иных доходов.

Номера субсчетов в таблицах являются условными. Бухгалтер вправе устанавливать номера субсчетов согласно рабочему плану счетов, принятому в учетной политике организации.

Материалы

В опубликованной 24.12.2015 на сайте Минфина Информации № ПЗ-1/2015 «Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций» содержатся несколько положений о порядке учета средств фонда капитального ремонта общего имущества в МКД. Спешим ознакомить вас с ними.

Напомним, что ранее на страницах журнала уже были рассмотрены принципы учета капитального ремонта у управляющих МКД, если фонд формируется на специальном счете . Эксперт обосновала точку зрения, согласно которой денежные средства, находящиеся на специальном счете, следует рассматривать как актив владельца данного счета, управляющего МКД (ТСЖ, УК), несмотря на то что права на такие денежные средства принадлежат собственникам

помещений в МКД в силу ч. 1 ст. 35.1 ЖК РФ. Безусловно, данный вывод – результат профессионального суждения, поэтому он может быть оспорен. На основе тех же норм законодательных актов другие специалисты делают противоположные выводы (см. таблицу на стр.).

Минфин не проводит такой детальный анализ, а между делом по ходу рассмотрения общих вопросов формирования тех или иных показателей отчетности некоммерческих организаций (НКО) дает определенные рекомендации.

Признак актива

Позиция «Денежные средства на спецсчете – актив его владельца»

Позиция «Денежные средства на спецсчете – не актив его владельца»

Денежные средства на специальном счете принесут организации экономические выгоды в будущем

Денежные средства на спецсчете будут направлены на погашение обязательства управляющего МКД (владельца спецсчета) по договорам на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества, договорам кредита или займа на капитальный ремонт, заключенным на основании решений общих собраний собственников (погашение обязательства организации – один из вариантов получения экономических выгод)

Собственники помещений могут выбрать любого подрядчика, который получит денежные средства со спецсчета и прибыль от выполненного капитального ремонта (это необязательно будет управляющий МКД, он же владелец спецсчета). К моменту проведения ремонта собственники могут изменить как владельца спецсчета, так и способ формирования фонда капитального ремонта. Таким образом, нет уверенности в получении прибыли (экономической выгоды) владельцем специального счета

Организация имеет контроль над денежными средствами на специальном счете

Владелец спецсчета имеет возможность ограничивать доступ иных лиц к экономическим выгодам, поскольку капитальный ремонт будет проводиться только с участием управляющего МКД (как минимум в роли организатора). Кроме того, именно владелец спецсчета составляет платежные поручения на перечисление денежных средств со специального счета (пусть и при соблюдении определенных условий)

Владельцу спецсчета отводится лишь техническая функция по составлению платежных поручений, тогда как решение о перечислении денежных средств со спецсчета принимает общее собрание собственников помещений

Обратим внимание на важный момент. Отдельные положения Информации № ПЗ-1/2015 адресованы:

  • некоммерческой организации, формирующей в соответствии с ЖК РФ фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (п. 9, 22);
  • некоммерческой организации, аккумулирующей денежные средства на специальном счете, предназначенном для сбора и перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с ЖК РФ (п. 11);
  • некоммерческой организации, обязанной в целях контроля за формированием фонда капитального ремонта представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, установленные ЖК РФ, сведения… (п. 39).

Среди НКО, которые могут подходить под указанные требования, есть как региональный оператор (НКО, создаваемая субъектом РФ в организационно-правовой форме фонда для выполнения функций, указанных в ст. 180 ЖК РФ, в том числе для выполнения функций владельца спецсчета), так и управляющие МКД, ТСЖ, ЖК, выступающие в качестве владельца спецсчета (п. 1, 2 ч. 2 ст. 175 ЖК РФ). Строго говоря, в Жилищном кодексе указано, что фонд капитального ремонта формируют собственники помещений в МКД (см., например, ч. 2 ст. 172 ЖК РФ), а не какие‑либо некоммерческие организации. Формулировка, избранная в п. 9, 22 Информации № ПЗ-1/2015, носит обывательский характер, но ее, пожалуй, невозможно толковать двояко: здесь имеется в виду организация, на счете или специальном счете которой формируется фонд капитального ремонта. Аккумулировать денежные средства на специальном счете могут также региональный оператор и ТСЖ (ЖК).

Те же самые лица обязаны представлять в органы ГЖН сведения в целях контроля за формированием фонда (ч. 2, 3 ст. 172 ЖК РФ).

Начисление платежей собственников в фонд (счет 76).

Согласно п. 9 Информации № ПЗ-1/2015, посвященному показателю, отражаемому по группе статей «Дебиторская задолженность» бухгалтерского баланса, исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни, по этой группе статей некоммерческой организацией, формирующей в соответствии с ЖК РФ фонд капитального ремонта общего имущества в МКД, отражается также задолженность по уплате собственниками помещений в МКД взносов на капитальный ремонт общего имущества и пени в связи с ненадлежащим исполнением собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. Сказанное справедливо и для регионального оператора, который формирует фонд ремонта в «котле», и для владельца специального счета (регионального оператора, ТСЖ, ЖК).

Обратим внимание на то, что Минфин рекомендует начислять дебиторскую задолженность на суммы не только взносов на капитальный ремонт, но и пеней. Вместе с тем сделать это можно только после возникновения уверенности в получении экономических выгод, в частности, когда должник признал задолженность либо вступило в силу решение суда о взыскании пеней с должника (либо пени внесены на специальный счет). Признавать пени на конец каждого месяца одновременно с начислением очередного взноса на капитальный ремонт преждевременно .

Денежные средства на специальном счете (счет 55).

В пункте 11 Информации № ПЗ-1/2015 даны рекомендации по поводу отражения показателей по группе статей «Денежные средства и денежные эквиваленты» бухгалтерского баланса. В частности, некоммерческая организация, аккумулирующая денежные средства на специальном счете (счет 55), предназначенном для сбора и перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в МКД в соответствии с ЖК РФ, остаток указанных денежных средств отражает по отдельной статье группы статей «Денежные средства и денежные эквиваленты». Представляется, что данная рекомендация полностью распространяется на всех владельцев специальных счетов, которыми могут быть региональный оператор, ТСЖ, ЖК. В силу того, что информационные материалы адресованы именно НКО, УК здесь не названы, однако по правовому статусу в данном случае они ничем не отличаются от ТСЖ и регионального оператора.

Обратим внимание, что Информация № ПЗ-1/2015 не содержит никаких рекомендаций по учету денежных средств, поступающих на счет регионального оператора (когда фонд капитального ремонта формируется «котловым» методом). Это вполне справедливо, поскольку платежи собственников помещений в данной ситуации являются имуществом регионального оператора (п. 2 ч. 1 ст. 179 ЖК РФ), поэтому нет никаких сомнений в необходимости учета денежных средств на балансе регионального оператора.

А вот в отношении денежных средств на специальном счете, права на которые принадлежат собственникам помещений в МКД, рекомендации Минфина однозначны: они должны учитываться на балансе организации – владельца спецсчета, причем в отчетности их отражают обособленно от других денежных средств.

Средства целевого финансирования (счет 86).


Обсуждая особенности формирования бухгалтерского баланса НКО, нельзя обойти вниманием группу статей «Целевые средства» (в разд. III баланса, который НКО именуют «Целевое финансирование»). Общая рекомендация такова: по данной группе статей отражаются не использованные на отчетную дату целевые средства, предназначенные для обеспечения НКО целей, ради которых она создана, отраженные в отчете о целевом использовании средств, включая чистую прибыль (убыток) от приносящей доход деятельности НКО, сформированную по итогам ее деятельности за отчетный год. Специально для субъектов отрасли ЖКХ дана такая рекомендация.

В этой группе статей отражаются не использованные на отчетную дату целевые средства, образующие в соответствии с ЖК РФ фонд капитального ремонта общего имущества в МКД (начисленные (уплаченные) взносы на капитальный ремонт в МКД, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете в кредитной организации). Указанная информация раскрывается обособленно по статье, именуемой, например, «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме».

Действительно, в силу ч. 1 ст. 170 ЖК РФ фонд капитального ремонта образуют:

  • взносы на капремонт, уплаченные собственниками помещений в МКД (поскольку Минфин выше рекомендовал отражать в составе дебиторской задолженности начисленные взносы на капитальный ремонт, в качестве целевых средств также показывают начисленные, а не только фактически поступившие суммы);
  • пени, уплаченные собственниками помещений в МКД в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт;
  • проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.

Специально для владельцев специальных счетов Минфин выпустил несколько разъяснений о том, что все перечисленные суммы не подлежат обложению налогом на прибыль (письма от 02.09.2015 № 03‑03‑05/50618, от 15.07.2015 № 03‑03‑РЗ/40671) .

Обратим особое внимание, что при заполнении отчета о целевом использовании средств в графе «Поступило средств» НКО должна отразить среди прочего:

  • взносы собственников помещений на капитальный ремонт общего имущества в МКД;
  • пени, уплаченные собственниками помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт (п. 28 Информации № ПЗ-1/2015).

При этом средства, формирующие в соответствии с ЖК РФ фонд капитального ремонта общего имущества в МКД, прямо названы иными поступлениями, предназначенными для обеспечения уставной деятельности НКО, и должны отражаться в отчете о целевом использовании средств в виде отдельной статьи отчета по причине существенности (п. 32 Информации № ПЗ-1/2015).

Тогда как проценты за использование банком денежных средств, находящихся на специальном счете организации, Минфин назвал доходами НКО, формирующей в соответствии с ЖК РФ фонд капитального ремонта общего имущества в МКД, которые раскрываются обособленно в составе информации о доходах и расходах (в качестве приложения к бухгалтерскому балансу или в виде отчета о финансовых результатах) (п. 22 Информации № ПЗ-1/2015). Выходит, что проценты, начисленные банком, должны быть отражены в учете НКО в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 «Доходы организации» (с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы»). По окончании года составляется заключительная проводка Дебет 99 Кредит 86 на сумму чистой прибыли отчетного года (п. 24 Информации № ПЗ-1/2015). Эта сумма отражается в отчете о целевом использовании средств по статье «Прибыль от приносящей доход деятельности», а в бухгалтерском балансе – в разд. III «Целевое финансирование» по группе статей «Целевые средства». Согласно рекомендациям из п. 15 Информации № ПЗ-1/2015 сумму, соответствующую процентам, начисленным банком на остаток на спецсчете, следует включить в обособленную статью «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме».

Расходы на капитальный ремонт.

Повторим, что финансисты называют взносы собственников помещений в МКД на капитальный ремонт, а также уплаченные ими пени поступлениями на обеспечение уставной деятельности НКО (в целях составления отчета о целевом использовании средств) и целевыми средствами (в целях составления бухгалтерского баланса). В свою очередь, данные о целевом использовании средств, полученных НКО для обеспечения ее уставной деятельности, в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой доходов и расходов (бюджетом, финансовым планом) этой организации раскрываются в отчете о целевом использовании средств (п. 26 Информации № ПЗ-1/2015). Отсюда казался бы очевидным вывод, что расходы на капитальный ремонт за счет средств фонда следует рассматривать как использование целевых средств и показывать в соответствующем отчете.

Поэтому неожиданными выглядят рекомендации из п. 22 Информации № ПЗ-1/2015. Они сводятся к тому, что в сведениях о доходах и расходах, раскрываемых в составе приложений к бухгалтерскому балансу, обособленно раскрываются расходы по оплате услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также связанные с уплатой процентов за пользование кредитами, займами, оплатой расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам со специального счета организации, формирующей в соответствии с ЖК РФ фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. То есть взносы на капитальный ремонт, а также пени должников и проценты банка не учитываются в составе доходов от приносящей доход деятельности, а расходы за счет этих средств признаются именно расходами. Представляется, что в таких выводах нарушена логика.

Вспомним: необходимость раскрытия информации о доходах и расходах возникает, только если НКО получала доход от приносящей доход деятельности (п. 2.1 Информации № ПЗ-1/2015). Кроме того, в соответствии с п. 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации» в отчете о финансовых результатах расходы признаются исходя из принципа соответствия доходов и расходов. Поскольку дохода от приносящей доход деятельности, обусловливающего возникновение спорных расходов, НКО не формирует, такие расходы нелогично показывать именно как расходы.

Особые пояснения к бухгалтерской отчетности.

Общее правило гласит, что организация включает в отчетность дополнительные показатели и пояснения, если при ее составлении выявлена недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Интересующим нас НКО Минфин рекомендует (см. п. 39 Информации № ПЗ-1/2015) раскрывать в отдельном отчете о формировании и использовании фонда капитального ремонта сведения о поступлении взносов на капремонт, размере остатка средств на спецсчете, которые организация обязана подавать в орган госжилнадзора. Представляется вполне допустимым прилагать к бухгалтерской отчетности такой отчет именно в той форме, по какой НКО отчитывается перед жилищной инспекцией.

* * *

Из информационных материалов Минфина ТСЖ (ЖК), выступающие в роли владельцев специальных счетов, на которых формируются фонды капитального ремонта общего имущества в МКД, могут сделать такие выводы:

  • денежные средства на специальном счете отражаются на балансе ТСЖ (ЖК), хотя права на них принадлежат собственникам помещений в МКД (это заключение полностью применимо и к УК, выбранной в качестве владельца спецсчета);
  • в бухгалтерском учете следует начислять дебиторскую задолженность по взносам на капитальный ремонт;
  • взносы на капитальный ремонт, а также пени принимаются к учету в составе средств целевого финансирования, а проценты, начисленные банком на остаток денежных средств, формируют доходы, хотя в балансе присоединяются к целевым средствам (фонд капитального ремонта показывают обособленно);
  • Минфин рекомендует отражать расходы на капитальный ремонт как расходы, связанные с приносящей доход деятельностью. Оценить эту рекомендацию и решить, следовать ли ей, нужно, опираясь на собственное профессиональное суждение.


См. статью Н. Н. Максимовой «Деньги на спецсчете – актив управляющего домом» (№ 4, 2015).

Подробнее см. статью Е. В. Емельяновой «Фонд капитального ремонта на спецсчете: пени от должников» (№ 3, 2015).

Подробнее см. статью Е. В. Емельяновой «Фонд капремонта на спецсчете: начисление процентов на остаток денежных средств» (№ 7, 2015).

Е. В. Емельянова ,
редактор журнала
«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», №1, январь, 2016 г.

Для совместного управления общим имуществом многоквартирного дома собственники помещений могут объединяться в товарищества собственников жилья - ТСЖ (ст. 135 ЖК РФ). Как вести бухучет и платить налоги ТСЖ при УСН, расскажем в нашей статье.

Бухучет в ТСЖ на упрощенке в 2019 году: проводки

ТСЖ является некоммерческой организацией (пп. 4 п. 3 ст. 50 ГК РФ). Средства ТСЖ состоят из следующих (п. 2 ст. 151 ЖК РФ):

  • обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов ТСЖ;
  • платежи от собственников жилья, которые не являются участниками ТСЖ;
  • доходы от предпринимательской деятельности ТСЖ, направленной на выполнение целей, задач и обязанностей ТСЖ (ст. 152 ЖК РФ);
  • субсидии на эксплуатацию общего имущества, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иные субсидии;
  • прочие поступления.

Учет целевых средств ТСЖ ведет на счете 86 «Целевое финансирование». К счету 86 необходимо открыть субсчета в разрезе источников поступления средств. Рассмотрим бухгалтерский учет взносов ТСЖ, кроме платежей за жилищно-коммунальные услуги, учет которых будет рассмотрен ниже.

Операция Дебет счета Кредит счета
Начисление причитающихся к получению с членов ТСЖ взносов, включая взносы на капительный ремонт 86 «Целевое финансирование»
Поступление взносов (кроме взносов на капремонт, которые аккумулируются на специальном счете) 50 «Касса»,
51 «Расчетные счета»
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Поступление взносов на капитальный ремонт 55 «Специальные счета в банках» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Отражение текущих расходов по управлению общим имуществом 20 «Основное производство»,
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Списание затрат по управлению общим имуществом за счет средств целевого финансирования 86 «Целевое финансирование» 20 «Основное производство»,
26 «Общехозяйственные расходы» и др.

Учет предпринимательской деятельности ТСЖ ведется в обычном порядке с использованием счета 90 «Продажи».

Налогообложение ТСЖ при УСН в 2019 году

При определении доходов при УСН не учитываются, в частности, доходы, полученные в рамках целевого финансирования (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 , пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) и целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ). К ним ТСЖ может, в частности, отнести:

  • вступительные и членские взносы участников ТСЖ;
  • пожертвования;
  • бюджетные средства на финансирование капремонта в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ и ЖК РФ;
  • средства собственников жилья, поступающие в ТСЖ на проведение ремонта.

Доходы эти не учитываются только в том случае, если ТСЖ ведет раздельный учет доходов и расходов по целевым средствам. Если раздельный учет отсутствует, то целевые поступления учитываются в доходах упрощенца на общих условиях.

Порядок ведения раздельного учета ТСЖ разрабатывает самостоятельно и закрепляет его в своей . В качестве примеров для разработки регистров учета поступления и использования целевых средств можно использовать образцы регистров, приведенные в Рекомендациях МНС РФ .

При этом в КУДиР ТСЖ на упрощенке не отражает доходы и расходы, которые не учитываются при расчете налога при УСН.

Коммунальные платежи ТСЖ: учет и налогообложение

А каков порядок учета сумм, поступивших товариществу в качестве оплаты жилищно-коммунальных услуг? Суммы, полученные от собственников (пользователей) жилья в счет оплаты коммунальных услуг, которые оказаны сторонними организациями, не включаются в доходы при УСН (пп.4 п.1.1 ст.346.15 НК РФ , Определение ВС от 11.05.2018 № 305-КГ17-22109 по делу № А41-86032/2016). Это при условии, что полученная за коммунальные услуги плата перечисляется в дальнейшем (Письмо Минфина от 14.06.2018 № 03-11-06/2/40525):

Ресурсоснабжающей организации - за поставку ресурсов;
- региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами - за оказанные услуги.

Если между ТСЖ и собственником жилых помещений заключен посреднический договор, то доходом ТСЖ будет только соответствующее вознаграждение (Письма Минфина от 18.08.2017 № 03-11-11/53260 , от 27.01.2017 № 03-11-11/4260).

Таки образом, если ТСЖ выступает лишь в качестве посредника между собственниками жилья и ресурсоснабжающей организацией (оператором), то бухучет будет такой:

Если же ТСЖ самостоятельно оказывает услуги собственникам (пользователям) жилья, то плата за эти услуги включается в доходы ТСЖ. И бухучет коммунальных платежей будет выглядеть следующим образом:

Аналитический учет плательщиков коммунальных платежей на счетах 62,76 организуется в разрезе собственников жилья, чтобы получать информацию о состоянии расчетов с каждым собственником на отчетную дату.

Бухучет в управляющей компании на УСН

Управление многоквартирным домом может также осуществляться специализированной организацией на основании лицензии - управляющей компанией (п. 1.3 , пп. 3 п. 2 ст. 161 ЖК РФ). Бухгалтерский учет управляющей компании и ее налогообложение на УСН будут аналогичны рассмотренному выше порядку учета и налогообложения ТСЖ.

Фонд капитального ремонта создается за счет взносов собственников недвижимого имущества. Его предназначение – резервирование средств на дорогостоящие ремонтные мероприятия в будущем. Взносы перечисляются собственниками помещений, расположенных в многоквартирных домах, ежемесячно (ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ).

Взносы в фонд капитального ремонта в учете собственников

Юридические лица и индивидуальные предприниматели становятся плательщиками взносов на капремонт, если они владеют на праве собственности помещением в МКД (многоквартирном доме). Предназначение этой недвижимости может быть любым – офис, торговая площадь, склад . Не подлежат обложению взносами формы недвижимости, которые признаны аварийными. Исключением является и ситуация, когда все квартиры в домовладении принадлежат одному собственнику.

Размер взноса на капремонт устанавливается региональными властями в соответствующих нормативных актах. При просрочке очередного платежа на сумму долга начинает начисляться пеня. Ее величина равна 1/300 от размера ключевой ставки ЦБ , пеня рассчитывается за каждый день задержки оплаты. Сроки перечисления взносов совпадают с предельными датами погашения счетов по коммунальным услугам. Взносы могут перечисляться на специально созданный счет, либо на счет регионального оператора, организующего проведение капремонтов.

Бухучет взносов на капитальный ремонт производится на основании полученных платежных документов (счета-квитанции). Эта позиция подтверждается письмом Минфина от 16.02.2015 г. № 03-03-06/4/6840. Такие затраты являются экономически обоснованными и имеют документальное подтверждение, за их счет можно уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль . При общей системе налогообложения взносы могут быть учтены как:

  • прочие производственные;

Последний вариант подходит для случаев, когда компания владеет квартирой и предоставляет ее сотрудникам для временного проживания.

Взносы отражаются через дебет счетов , , и кредит счета 76 :

  • Д20, 26, 44 – К76 – начислен ежемесячный взнос на капремонт согласно счета-квитанции;
  • Д76 – К51 – взнос на капремонт перечислен.

Если земля, находящаяся под домом, за помещение в котором платились взносы на ремонт, изъята для госнужд, то все перечисленные в фонд капремонта средства возвращаются собственникам. Такие суммы должны быть отражены в учете в качестве внереализационных доходов:

  • Д51 – К76 – возврат ранее перечисленных взносов собственнику;
  • Д76 – К91.1 – сумма возвращенных взносов учтена собственником в составе внереализационных доходов.

Взносы на капитальный ремонт: проводки, бухучет в управляющей компании

В учете компании, принимающей средства в качестве взносов на ремонт, поступление денег отражается в зависимости от источника финансирования. Если одним из источников денежных вливаний является бюджет, то корреспонденции будут следующими:

  • Д86 – К96 – показана величина начисленной задолженности за бюджетом (сумма начислений должна совпадать с выделяемым объемом ресурсов);
  • Д55 – К86 – получение денег на ремонтные мероприятия из бюджета.

Финансирование в виде взносов собственников должно быть отображено проводками:

Д76 – К96 – начисление взносов в фонд капремонта,

Д51(55) – К76 – поступление взносов от собственников.

Способ осуществления капремонта влияет на порядок отражения расходных операций в учете.

Например, в Вологодской области от собственников квартир ежемесячно управляющая компания получала минимальный размер взноса на капитальный ремонт 6,60 руб./кв. м (постановление Правительства Вологодской области от 31.10.2013 № 1119). Величина сформированного фонда на дату начала ремонта составила 555,6 млн руб. Ремонт был осуществлен подрядной организацией, счет выставлен на сумму 55 млн руб. Бухгалтер составляет записи:

  • Д76 – К96 – ежемесячное начисление собственникам сумм взносов в фонд капремонта;
  • Д55 – К76 – ежемесячные поступления взносов на капремонт от собственников;
  • Д96 – К60 – 55 млн руб., стоимость расходов на ремонт, который будет выполняться силами подрядной структуры;
  • Д60 – К51 (55) – произведена оплата услуг подрядчика (55 млн. руб.);
  • остаток средств в фонде (сч. 96) составил 500,6 млн. руб. (555,6 – 55).

Если руководство управляющей компании осуществляет весь спектр работ самостоятельно за счет бюджета, то в учете будет составлены другие корреспонденции:

  • Д86 – К96 – создание резерва за счет бюджетных средств;
  • Д55 – К86 – целевое поступление денег на ремонтные мероприятия из бюджета.
  • Д60 – К55 – закупка материалов для капремонта;
  • Д10 – К60 – оприходование материалов необходимых для ремонта;
  • Д19 – К60 – выделен НДС;
  • Д68/НДС – К19 – НДС принят к вычету;
  • Д96 – К10, 70 и т.д. – объем фактических расходов на ремонт за счет резерва.

Новое на сайте

>

Самое популярное