Домой ОТП банк Причины возникновения и принципы функционирования теневой экономики. Теневая экономика: понятие, сущность, структура

Причины возникновения и принципы функционирования теневой экономики. Теневая экономика: понятие, сущность, структура

КУРСОВАЯ РАБОТА

Теневая экономика: причины возникновения, масштабы и опыт государственного противодействия в России и других странах


Введение


Теневая экономика - одна из самых интересных и загадочных сфер экономики, но в тоже время, тормозящих развитие общества и государства в целом, поэтому я решила выбрать эту тему для своей курсовой работы, чтобы найти хотя бы часть ответов на интересующие меня вопросы. Тема данной курсовой работы «Теневая экономика: причины возникновения, масштабы и опыт государственного противодействия в России и других странах» является важной и актуальной для современного общества, поскольку любая экономическая система в любой стране представляет собой совокупность легальной и нелегальной экономической деятельности. Теневая экономика функционирует наряду с легальной и в ряде стран (Российская Федерация, Украина, страны Восточной Европы) по своему размаху практически ей не уступает.

Масштабы теневой экономики могут различаться, однако ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Ее размеры можно лишь уменьшить, но полностью ликвидировать практически невозможно. Теневая экономика имеет много названий - незаконная, нелегальная, скрытая, ненаблюдаемая - но суть этого явления не меняется. К теневой экономике относят сокрытие доходов, неуплату налогов, контрабанду, наркобизнес, фиктивные финансовые операции и др. Теневая экономика, проникшая во все сферы экономического организма, усиленно разлагает и подрывает его. От этого экономика становится небезопасной, а при слабой экономической безопасности ослабевает и национальная безопасность.

Именно поэтому возникает необходимость углубленно разобраться в том, что собой представляет сегодня так называемая теневая экономика, каково ее происхождение, насколько она сильна, что ей противостоит, а что ее, напротив, стимулирует, возможно ли ее вытеснение или хотя бы ослабление и сужение сфер ее распространения, каковы пути, формы и средства этого процесса. Ведь не просто же так почти 25% от ВВП России уходит в неизвестные направления, вкладывается в сомнительное производство, или, что страшнее, в оружие и наркотики.

Теневая экономика - одна из самых сложных проблем в России и во всем мире, в том или ином виде она присутствует во всех странах, сопутствует человечеству по мере развития экономических отношений. Различия между странами касаются лишь масштабов ее распространения и степени влияния на власть, общество, политическую систему и государство.

Таким образом, целью данной курсовой работы является рассмотрение теневой экономики как явления, ее масштабов, причин возникновения и пути государственного противодействия в России и других странах.

Объектом исследования является теневая экономика как проявление нелегальной деятельности в стране.

Актуальность данной темы заключается в том, что на данный момент в России очень велик процент теневых доходов - более 25% ВВП, а эти деньги могли бы пойти на становление и развитие малого бизнеса, снижение социальной напряженности, повышение эффективности государственных финансов за счет увеличения реальной базы налогообложения предпринимательского сектора.


1. Теневая экономика: структура, институционализация и причины возникновения


.1 Структура теневой экономики

теневой экономика российский институализация

Современные экономические словари трактуют теневую экономику как «производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег, услуг, которые не контролируются обществом и скрываются от органов государственного управления.

При первоначальной попытке экономически определить такой термин, предпринятой немецкими исследователями, к теневой экономике были отнесены лишь финансовые тайные сделки различного рода. Ряд авторов считают, что теневая экономика охватывает, прежде всего, криминальную деятельность; другие определяют ее как сектор, в котором участвуют все уклоняющиеся от выплаты налогов субъекты, третьи включают сюда не только финансовые операции, но и экономическую деятельность, результаты которой, по их мнению, должны учитываться в валовом национальном продукте.

Таким образом, сформировалось несколько определений, которыми можно охарактеризовать понятие теневая экономика.

Теневая экономика - это процессы, которые скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей.

Также «Теневая» экономика означает совокупность разнотипных экономических отношений и неучтенных, нерегламентированных и противоправных видов экономической деятельности. Но, прежде всего, «теневая» экономика - это неконтролируемые обществом и скрываемые от него производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег и услуг. Такое экономическое явление в той или иной степени присуще социальным системам любого типа.

Все знают о теневой экономике, видят, многие пользуются ее товарами и услугами, но официально такая экономика как бы «не существует». В статистических данных ее нет, налоги с нее не платятся, ее работники не охвачены социальным страхованием и пенсионным обеспечением.

Из раскрытой выше сущности «теневой экономики» следует, что это явление имеет весьма многогранный и разнородный характер. В связи с этим возможны различные критерии разграничения её элементов.

По степени легальности хозяйственных операций различают:

Формальная экономика («белый рынок») базируется на основе учтенных операций в бюджетно-налоговой системе, отражаемых официальной статистической отчетностью, балансами предприятий, налоговыми декларациями и т.п. Это легальный рынок, участники которого действуют с соблюдениями всех законов и правил и полностью прозрачны. Последнее обстоятельство особенно важно при вхождении России в мировой рынок и является наиважнейшим фактором привлечения в белый рынок предпринимателей из теневой сферы.

Неформальная экономика («серый рынок») - в принципе законные экономические операции, масштаб которых скрывается или занижается хозяйствующими субъектами, как, например, трудовой наем без оформления, нерегистрируемые ремонтно-строительные работы, репетиторство, сдача в аренду недвижимости и другие способы уклонения от налогов.

Этот рынок функционирует на основе деятельности ряда полутеневых предприятий, организаций и оказывающих им содействие представителей федеральных и региональных органов власти.

Криминальная экономика («черный рынок») - экономическая деятельность, запрещенная законом в любой экономической системе и в подавляющем большинстве стран: наркобизнес, контрабанда, проституция, рэкет и др.

Хозяйствующий субъект черного рынка - организованная преступность, которая четко структурирована, отлажена и разветвлена. По существу она органично встроена в народное хозяйство. По данным МВД РФ, в России действуют около 20 тыс. преступных группировок, куда входит около 90 тыс. активных участников. С учетом пособников и членов семей эта сфера охватывает порядка 400 тыс. чел. Причем идет активный процесс консолидации - вхождение мелких групп в крупные сообщества, как в рамках отдельных территорий, так и на межрегиональном и международном уровнях путем налаживания связей между крупными криминальными формированиями. На сегодня 150 российских криминальных сообществ фактически поделили страну и активно вклиниваются не только в экономическую, но и в политическую сферу.

По характеру и степени регистрации хозяйственных операций различают:

Скрытую экономическую деятельность - деятельность по производству и обращению товаров и услуг, разрешенная законом, но преднамеренно скрываемая (полностью или частично) с целью утаивания доходов и невыплаты (или уменьшения выплаты) налогов и других обязательных платежей.

Незаконную экономическую деятельность - деятельность по производству, обращению и использованию запрещенных законодательством товаров и услуг.

Неформальную экономическую деятельность осуществляется, в основном, на законном основании организациями, принадлежащими отдельным лицам, домашним хозяйствам, которые часто не оформляются в установленном порядке, основаны на неформальных отношениях между участниками производства и могут (полностью или частично) производить товары или оказывать услуги для собственного конечного потребления.

Эти виды экономической деятельности в свою очередь являются частями ненаблюдаемой экономики. Т.е. такой экономики, которая охватывает экономическую деятельность по производству товаров и услуг, не учитываемую государственным статистическим наблюдением, которая подлежит включению в расчеты ВВП.


.2 Институционализация теневой экономики


Теневая экономика превращается в устойчивый элемент экономической системы, причем так или иначе и сама теневая экономика начинает разветвляться на секторы, которые уже приобрели довольно конкретные определения.

Институционализация теневой экономики - это закрепление теневого экономического поведения (например, «обналичивание» денег, теневой вывоз капитала) в те или иные организационно устойчивые формы, признаваемые всеми участниками данной деятельности и транслируемые следующими поколениями занятых ею субъектов то есть правовое и организационное закрепление тех или иных общественных отношений. Из данного определения ясно, что пройдя стадию институционализации, теневая экономика претерпевает качественные изменения: из хаотических и случайных, никак не оформленных взаимодействий экономических субъектов, поведение которых не ограничено какими-либо жесткими правилами, она превращается в структурированную и самовоспроизводящуюся социальную систему, которая не только скрыта от прямого государственного контроля и наблюдения, но и имеет внутреннюю организацию.

О таком превращении, свидетельствует появление в среде неформальных взаимодействий следующих характеристик.

Во-первых - тех или иных экономических ролей, привычных для субъектов и носящих теневой характер (например, «рэкетир»).

Во-вторых - сложившихся норм «теневого поведения» (например, такой нормы, как «обналичивание» денег под фиктивные контракты).

В-третьих - устойчивых видов теневых экономических взаимоотношений между определенными субъектами («прикрытие бизнеса» определенных предпринимателей сотрудниками силовых ведомств).

И, в-четвертых - новых типов организаций, внутри и с помощью которых осуществляется теневое поведение субъектов специальные фонды, опосредующие отношения бизнесменов и сотрудников силовых ведомств; фирмы, специализирующиеся на «обналичивание» и т.п. Взаимосвязи между этими четырьмя элементами образуют особый мир теневой экономики, которая за период перехода России к рынку превратилась в новый институт в системе экономических институтов России.

Произошедшая институционализация теневой экономики сделала ее неотъемлемым элементом российской модели капитализма. Теневая экономика стала привычным для большинства населения явлением - люди каждый день сталкиваются с теневой деятельностью, и она не вызывает практически никакого осуждения общества. Это породило парадокс - теневая экономика в какой-то мере перестала быть «теневой», т.е. скрытой от общества и неизвестной ему.


.3 Причины развития «теневой» экономики


Поскольку объективно причины развития теневой экономике схожи, то рассмотрим их на примере нашей с вами страны.

Становление «теневой» экономики в России можно отнести на конец 60-х - начало 70-х годов. Именно в это время существенный рост потребностей населения вызвал и рост спекуляции как первоначальной формы нелегального бизнеса. Главные причины ее развития - опережающий рост доходов против относительно низких темпов товарного наполнения потребительского рынка.

Становление «теневой» экономики происходило на фоне борьбы факторов как сдерживающих, так и стимулирующих развитие этих процессов. К сдерживающим факторам можно отнести следующие;

отсутствие крупных денежных сбережений у большинства населения;

жесткое законодательство и практика работы правоохранительных органов;

массовое сознание, негативно воспринимающее обход закона в корыстных целях;

ограниченность запросов населения из-за отсутствия информации.

К стимулирующим факторам относятся:

рост потребностей вместе с ростом доходов у всех слоев населения;

опережающая динамика доходов в сравнении с ростом производительности труда, относительно низкие темпы роста производства потребительских товаров и услуг;

прогрессирующий рост надежных накоплений у населения;

возрастающее желание «овеществить» денежные средства, как способ спасения их от инфляции;

сдерживание экономической инициативы, уход активных предпринимателей в «теневой» бизнес;

накопление относительно больших средств в руках дельцов «теневой» экономики и сращивание ее с уголовной преступностью;

естественное стремление населения максимально поднять свои доходы, используя в этих целях любые способы, что в условиях ограничения легальных возможностей толкает людей в сферу нелегального бизнеса;

монополизм в экономике, диктат производителя, полная бесправность конечного потребителя - населения.

К 80-м годам «теневая» экономика быстро прогрессировала. Возросла коррумпированность государственных чиновников. Появились организованные преступные группы.

Чрезвычайно высокими темпами росли обороты «черного» рынка. Часть отраслей, ориентированных на оказание услуг населению, практически полностью ушла в «тень» - ремонт автомобилей, продажа строительных материалов, мебели, строительство домов, ремонт жилищ.

Одним из главных стимулов резкого рывка в развитии «теневой» экономики на фоне общей экономической стагнации явился известный указ 1985 года о борьбе с пьянством и алкоголизмом. Благодаря этому решению из потребительского рынка был почти изъят один из самых массовых товаров народного потребления, приносивший фантастические доходы государству. В государственном бюджете образовалась дыра, которую заполнить было нечем. Из-за снижения общего предложения товаров и услуг при одновременном росте личных доходов резко возросло давление на потребительский рынок. Повсеместно расцвела спекуляция винно-водочными изделиями. Население активно и во все расширяющихся масштабах стало заниматься самостоятельным производством и продажей алкоголя.

Одно из самых негативных последствий указа состоит в том, что благодаря ему «теневики» аккумулировали в своих руках огромные средства. Их влияние на экономику резко возросло, власть государства заметно снизилась.

Принятые несколько ранее законодательные акты о развитии кооперации и индивидуальной трудовой деятельности тоже стимулировали рост этого вида деятельности.

В конце 80-х годов начавшиеся межнациональные конфликты резко подняли спрос на оружие и боеприпасы - увеличились хищения их с военных объектов, предприятий-производителей. Прогрессирующими темпами стало расти незаконное производство и торговля оружия.

В ряде стран прошли конференции, посвященных скрытой и неформальной экономике, например в 1991 году в Женеве. По ее материалам было опубликовано специальное руководство по статистике теневой экономики в странах с рыночной системой хозяйствования.

В мае 1996 г. на совместном заседании Европейского экономического комитета ООН Организацией экономического сотрудничества и развития по национальным счетам среди других вопросов была рассмотрена проблема оценки масштабов теневой экономики. В Евростате была создана специальная рабочая группа по вопросам скрытой экономики.

Неудачи реформы цен в апреле 1991 года привели к полному развалу потребительского рынка, повсеместному дефициту, неконтролируемости денежной эмиссии. «Черный» - рынок укрепил свое влияние в торговле традиционными для этого сектора экономики товарами (алкоголь, табак, мебель, видеотехника, авто-мототехника, импортная одежда и обувь, косметика), оказании услуг (ремонт автомобилей, строительство домов и построек). А к середине 1992 года начался захват позиций по всему спектру товаров и услуг, в том числе и на продовольственном рынке.

Ослабление на протяжении последних 5-7 лет правоприменительной практики, особенно по экономическим преступлениям, также сказалось на росте «теневой» экономики. В эти годы, преступность стала иметь более корыстную направленность, чем раньше, и эти процессы продолжают нарастать.

Даже жесткое налоговое законодательство при отсутствии системы контроля за его исполнением, опять-таки объективно работает на развитие теневых форм экономической деятельности, сокрытие доходов, подкуп государственных чиновников. Усилившаяся социальная дифференциация, разделение на бедных и богатых, поляризация экономических интересов разных социальных групп, резкий рост потребностей определенной части общества при крайне скромных возможностях других - все это стимулирует рост «теневой» экономики. Вступление стран СНГ в мировое сообщество, учитывая общую социальную нестабильность и слабость государственных структур в республиках бывшего СССР, также способствует тому, что «теневая» экономика будет поддерживаться из-за рубежа. Процессы разгосударствления и приватизации, бесспорно, усугубят криминогенную обстановку в экономической сфере и будут стимулировать подкуп должностных лиц, сокрытие доходов.

При прочих равных условиях, чем выше налоговое бремя, тем больше теневой сектор экономики, так как находящиеся в нём предприятия из-за неуплаты налогов получают конкурентное преимущество над другими фирмами и вытесняют их с рынка. Чем сложнее бюрократические процедуры в развивающихся странах, тем больше данный сектор экономики.

«Основной причиной ухода в тень были и остаются высокие налоговые ставки. Важнейшим «неналоговым фактором» считается коррумпированность государственного аппарата: «неформальные выплаты» при получении лицензий, сертификатов, разрешений требуют получения неучтенной наличности. Следующая по степени важности причина - работа партнеров в теневом секторе (необходимость покупки сырья без оформления документов, выплаты процентов по займам, привлеченным на «личной» основе, и т.д.)»

Таким образом, основными причинамисуществования и развития теневой экономики являются:

·возникновение структурного и экономического кризиса, осложняющего ситуацию на рынке труда, которая, и свою очередь, порождает всплески малого предпринимательства и самостоятельной занятости и становится питательной средой для буйного роста теневых отношений;

·массовая иммиграция из стран «третьего мира», дополняемая внутренней миграцией из сел в крупные города и вынужденной внутренней миграцией из депрессивных регионов и «горячих точек». Именно поселения мигрантов часто становятся анклавами теневой экономики;

·характер государственного вмешательства в экономику. Предполагается, что сравнительная доля неофициальной экономики находится в прямой зависимости от трех параметров: степени регулятивного вмешательства, уровня налогообложения и масштабов коррупции;

·открытие внешних рынков и обострение конкурентной борьбы, прежде всего с производителями стран «третьего мира», побуждающее снижать издержки всеми легальными и нелегальными способами.

Все перечисленные причины, хотя и в разной степени, пригодны для объяснения российской ситуации последнего десятилетия. Так, наблюдаемая в течение 90-х годов длительная экономическая депрессия с периодическими обострениями в виде кризисов, безусловно, повлияла на усиление теневой составляющей российской экономики.


2. Особенности теневой экономики в России и других странах


.1 Функции теневой экономики


Все, наверное, единодушны в том, что теневая экономика в целом - это негативное явление и чем ее доля в экономике (в ВВП, в доходах населения или в занятости) выше, тем хуже для экономики в целом и для общества. В то же время столь однозначная оценка неформального сектора вряд ли будет справедлива. Неформальный сектор имеет свои плюсы и минусы. Они выражаются в виде двух основных функций: стабилизирующей (положительной) и дестабилизирующей (отрицательной). Рассмотрим их поподробнее.

Стабилизирующая

Неофициальная («серая») экономика позволяет повысить конкурентоспособность товаров и услуг, поскольку экономит на налоговых изъятиях. Доходы от теневой деятельности, не облагаемые налогами, позволяют повысить жизненный уровень вовлеченных в нее слоев населения. Например, в переходной экономике России 90-х гг. теневые некриминальные доходы, включая не учитываемую официально заработную плату «в конверте», были, по меньшей мере, сопоставимы по величине с легальной заработной платой. Создавая новые рабочие места и источники доходов, неофициальная экономика выполняет, особенно в условиях экономического кризиса, функцию социального стабилизатора, сглаживает чрезмерное неравенство доходов, уменьшает социальное напряжение в обществе.

В условиях глубокой или затяжной рецессии в странах, в которых государство не способно обеспечить эффективную защиту от безработицы, именно этот сектор предоставляет определенную социальную поддержку потенциальным безработным. В частности, он позволяет потерявшим работу иметь заработок и избежать скатывания в беспросветную нищету, а государству, испытывающему сильное давление на бюджет, экономить на пособиях по безработице. В конце концов, доходы субъектов неформального сектора составляют элемент совокупного спроса в экономике и расходуются в основном в рамках формального. Неформальный сектор служит также своего рода инкубатором предпринимательства, обеспечивая вход в него и первичное обучение. В условиях, когда вход в малый бизнес обставлен массой административных и прочих барьеров, именно неформальный сектор позволяет их обойти или минимизировать издержки.

Дестабилизирующая

Доходы от деятельности здесь не облагаются налогами, поэтому бюджеты и социальные фонды лишаются значительных средств. В качестве примера можно привести массовое уклонение от уплаты налогов порождает хронический бюджетный кризис, что и произошло в России во второй половине 90-х гг. и явилось одной из главных причин финансового кризиса 1998 г. Поскольку этот сектор малопроизводителен (в силу низкой капиталоемкости и преобладания примитивных технологий), его развитие может сдерживать экономический рост в целом, представляя собой нерациональное отвлечение ресурсов. Развитие неформальной занятости, как правило, усиливает и без того чрезмерное неравенство доходов. Трудовые права работающих в этом секторе граждан никак не защищены законом. Занятые здесь оказываются в очень уязвимом и незащищенном положении, лишенные многих трудовых прав и всех социальных льгот. Как и любые теневые доходы, наличные средства, обращающиеся в этом секторе, могут питать коррупцию и преступность. Не имея возможности создавать свои лоббистские организации или отстаивать свои политико-экономические интересы, работники неформального сектора оказываются выключенными из политического процесса. Чем значительнее масштабы этого сектора, тем сильнее могут проявляться его негативные последствия.


2.2 Масштабы теневой экономики в России и других странах


Если бы экономика не уходила в тень, ВВП каждого государства существенно бы «подросло». Правда, вероятность такого сценария маловероятна. Согласно общемировым объёмам выручки, теневая экономика вполне способна конкурировать с официальной.

Всего в мире в теневом секторе создается как минимум 8 трлн. долларов добавленной стоимости ежегодно, не попадая в бухгалтерские отчеты предприятий и в официальную статистику как отдельных государств, так и международных организаций. Таким образом, по своим размерам глобальная теневая экономика сопоставима с экономикой США - страны, имеющей самый крупный ВВП в мире.

Для начала, хотелось бы сказать, что в среднем в 1999-2007 годах доля теневой экономики в ВВП 162 стран мира составила 34,5%. За эти годы она выросла с 32,9% до 35,5%. На одном полюсе оказались страны с «тенью» в размере 9-10% ВВП (Швейцария, США, Австрия, Люксембург). На другом - Грузия, Боливия, Азербайджан, Перу (60-70% ВВП). Не очень далеко ушли от него Украина, Беларусь и Россия (с «тенью» в размере 50-55% ВВП).

В середине 1990-х фиксировалась большая доля ненаблюдаемой экономики примерно как треть ВВП, потом эта оценка сократилась до одной четверти. Сейчас склоняются к одной пятой.

По оценкам специалистов на 2011 год, объем мировой теневой экономики исчисляется триллионами долларов и варьирует в диапазоне от 9-10% ВВП в Великобритании, США и Швейцарии до более 40% ВВП во многих странах с развивающимся рынком. И по мере замедления развития глобальной экономики все больше предприятий выталкивается в «тень».

Чтобы принимать полноценные инвестиционные решения, необходимо иметь хорошее представление об теневой составляющей и ее воздействии на экономику страны, как отрицательном, так и положительном.

Для начала рассмотрим теневую экономику в России:

Изначально объективной причиной стремительного роста теневой экономики в России является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. При этом теневая экономика должна базироваться и развиваться из конкретных источников.

Первый из них - это вывоз за рубеж капитала , сырьевых и энергетических ресурсов (по оценкам авторитетных экспертов это около $30 млрд. в год), при этом основная часть сделок не является в прямом смысле теневой, т.е. осуществляется на законных основаниях: сырье и энергоресурсы часто реализуются за рубеж по заниженным ценам через посреднические компании, а соответствующий процент от прибыли последних оседает за рубежом.

Вторым, и основным источником теневой экономики является нерегистрируемая государственными органами хозяйственная деятельность , которая имеет место во всех сферах экономики.

По данной таблице можно проследить, в каких сферах преобладает теневая экономика


Что касается объемов теневой экономики в 2011 году, то в России она составляет 16% от ВВП, и занято в ней около 13 млн. человек, доход от незадекларированной деятельности почти ровняется с доходами федерального бюджета и составляет 7 трлн. рублей. Эта доля теневой экономики показывает неплохой показатель по сравнению с развитыми странами мира. Средний объем теневых экономик на основе анализа данных из 37 развитых стран мира в 2011 году составил 20% ВВП. Если считать оценки Росстата реалистичными, то Россия по объему теневой экономики выглядит лучше Италии (22% ВВП), Греции (25% ВВП), и значительно лучше прибалтийских стран, таких как Эстония (40% ВВП) и Латвия (42% ВВП).

По сравнению с 2010 годом объем теневой экономики в России изменялся в пределах 20-25%, то есть каждый пятый экономически активный россиян трудился на производствах, которые называются «территорией нуля». Мы до сих пор больше чем наполовину обеспечиваем себя нелегальными продуктами, очень велики объемы так называемой неформальной торговли, которая является частью незаконного производства.

Теневая экономика других стран мира.

По данным ученых, объем теневой экономики в Европе превышает 2 трлн. евро. Размах теневого рынка различен в разных странах - от 7-8% ВВП в Австрии и Швейцарии до внушительных 30% и более в ряде стран Центральной и Восточной Европы. Правительства всех без исключения стран прилагают усилия для сокращения объема «неофициального» рынка, но по целому ряду причин, эта задача оказывается исключительно сложной для выполнения. Мы живем в эпоху, когда «теневая» экономика, эта невидимая для официальных институтов государства зона, как вполне легальной, так и не совсем, производственной и коммерческой деятельности, стала частью повседневной жизни практически всех государств мира.

Экономика теневая переплетена с вполне официальной деятельностью людей и компаний и сходу понять с какой стороной экономики мы имеем дело часто просто невозможно. Может вот это сооружение построено за полцены, с тем, чтобы избежать налогов, а вот тот бокал вина не войдет в отчетность ресторана. В ряде стран Европы уход в тень стимулирован не только нежеланием платить налоги в казну, но и попыткой избежать соблюдения многочисленных требований и норм предписанных государством для официальной деятельности - необходимости платить минимальную зарплату работникам или тратиться на дорогие средства обеспечения безопасности труда. Уход «в тень» для многих в Европе является вынужденным шагом, вызванным стремлением сохранить свой бизнес и капитал в условиях кризиса. Поэтому, как ни странно это может звучать, эксперты и аналитики различают как негативные, так и позитивные последствия наличия в той или иной стране сектора теневой экономики. В разных странах в пределах Европейского континента история и традиции возникновения и развития неофициальной экономики различаются весьма значительно. Так в крупнейших экономиках ЕС - в Германии и Франции - на теневой сектор приходится около 1/8 официального ВВП страны. В менее экономически развитых странах, таких как Болгария, Эстония или Литва, в тени может пребывать до трети всей экономической активности. Наибольший размах, из всех стран еврозоны, теневая экономика имеет в Эстонии. В 2011 году теневой сектор этой страны составит около 28,6% от годового ВВП. Это немного ниже, чем в прошлом году, когда в тени производилось и продавалось товаров и услуг общим объемом в 29,3% ВВП. На втором и третьем местах страны с противоположной стороны континента. Кипр чуть-чуть опередил Мальту с результатом 26% ВВП в 2011 году и стал вторым. На Мальте объем теневого сектора составил 25,8% ВВП - это третий показатель в еврозоне. Сразу за лидерами идет многострадальная Греция. Несмотря на то, что эта страна успела прославиться своими широкими возможностями ухода от официального налогообложения, жестокий кризис, поразивший экономику Греции, не пощадил и «теневиков». Этот сектор потерял за год больше 1% объема - с 25,4% ВВП в 2010 году, до 24,3% в 2011. Сразу за Грецией идет еще одна страна, состояние экономики которой в последнее время вызывает в Европе растущую тревогу - Италия. С показателем в 21,2% ВВП ее теневая экономика стала пятой крупнейшей «тенью» в еврозоне. Гораздо более комфортно себя чувствуют страны с высоким уровнем экономического развития. Однако, и они не лишены весьма заметной по размерам теневой составляющей экономической активности. Так, Германия имеет весьма стабильный по размерам теневой сектор, объемы которого составляют 13,7% ВВП в 2011 году. Это несколько ниже, чем в прошлом, когда было - 13,9%. Учитывая значительный объем ВВП Германии в абсолютном измерении, нетрудно представить себе, что эти почти 14% составляют весьма внушительную сумму. Вслед за Германией идет Ирландия. В отличие от своих собратьев по несчастью - Греции и Португалии - также получивших значительную экономическую помощь от ЕС, теневая экономика Ирландии заметно скромнее по масштабу - в 2011 году она составит не более 12,8% ВВП. Несколько вырастет в 2011 году теневой сектор экономики Великобритании. По расчетам, он увеличится с 10,7% - в прошлом году, до 11% - в этом. Так выглядит ситуация с теневой экономикой в Европе. Чтобы лучше представлять себе ситуацию с неофициальной экономической деятельностью в ЕС и в еврозоне, в частности, есть смысл сравнить европейские цифры с показателями наиболее развитых экономик мира, в которых также существует надежная система подсчетов всего, что производится и продается в тени. И здесь мы видим, что, например, в Японии и США, теневой сектор имеет заметно меньшие масштабы. В Японии в 2011 году он составляет лишь 9% ВВП. В США теневая экономика еще меньше - в 2011 году она сократилась до 7%. Прошлогодний показатель был 7,2%.


.3 Пути снижения объемов «теневой» экономики


Сокрытие нормальной экономической деятельности деформирует систему разделения труда, увеличивает издержки производства и осуществления рыночных сделок, отрицательно отражается на качестве товаров и услуг. В нелегальном секторе опасность разоблачения играет решающую роль. В большинстве случаев, работающие нелегально выбирают работать по одному, несмотря на то, что могли бы получить больше выгоды при организации совместного труда. Опасность разоблачения также мешает росту организаций и использованию преимуществ современной технологии и крупного производства. Нелегальный сектор не может пользоваться легальными каналами маркетинга и рекламой в газетах.

Крупные нелегальные суммы, проникая в мировую экономику, деформируют структуру платежного баланса государств, дестабилизируют финансово-кредитную систему, деформируют цены и отрицательно влияют на доходы частных фирм.

Важной тенденцией в деформации структуры потребления является возрастание объема товаров и услуг, направленных на удовлетворение и эксплуатацию деструктивных потребностей и влечений. К таковым относятся: наркорынок, эксплуатация проституции, нелегальный игорный бизнес и другие.

Практически все считают необходимость борьбы с развитием теневой экономики, однако есть разногласия в определении целей и инструментов этой борьбы. Прежде всего, обыденное представление о желательности достижения цели полной ликвидации теневой экономики является ошибочным. Так как, последствия теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. Что касается методов борьбы с теневой экономикой, то по этому поводу мнения специалистов расходятся в зависимости от того, какие именно причины развития теневой экономики считать более важными. К сожалению, теневая экономика «развивается» на почве государственного контроля, бюрократической системы, сложности налогового и связанного с ним законодательства. Увеличение её объемов нельзя связывать с неэффективностью деятельности правоохранительных органов. Источник явления следует искать в причинах и условиях его возникновения, а именно в политике государства. Только рациональная и адекватная политика способна противостоять теневой экономике, а именно её возникновению и дальнейшему росту. К мероприятиям, которые помогут минимизировать уровень теневой экономики, относятся:

·Формирование основных макроэкономических параметров национальной экономики на основе добросовестной конкуренции;

·Эффективное антимонопольное регулирование;

·Фиксация предельно допустимых масштабов теневой экономики.

·Установление приемлемого уровня налогов и таможенных пошлин;

·Прозрачность финансовой деятельности хозяйствующих субъектов;

·Ответственность банков перед вкладчиками;

·Формирование социального государства, что повысит жизненного уровня граждан и поддержку малоимущих слоев, что позволяет сузить питательную среду для теневой экономики;

·Установление достойного прожиточного минимума;

·Недопущение глубокой социальной дифференциации общества;

·Минимизация теневых операций в системе трудовых отношений;

·Устранение проблем занятости молодежи.

·Ужесточение карательных мер в отношении коррумпированной части чиновников, теневых операций олигархических структур и т.д.

В настоящее время общепризнано, что победить теневую экономику в отдельной стране почти невозможно, так как сопротивление бюрократии оказывается слишком сильным. Интернациональные организации, такие как Организация Объединенных наций, Всемирный банк и др., активно стимулируют борьбу с теневой экономикой. Например, Конвенция ООН «Против Коррупции», Конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных веществ» и т.д.

Даже самая лучшая система централизованного управления может уменьшить масштабы теневой экономики, но никак не ликвидировать ее.


Заключение


Теневая экономика - проблема, с которой сталкиваются все страны мира на протяжении многих лет. В настоящий момент борьба с ней стала еще более актуальной, поскольку наблюдается рост теневой экономики даже в тех странах, в которых уже довольно долгий срок отмечалась стабильная тенденция к ее снижению. Причиной этому стал мировой финансово-экономический кризис последних лет.

Масштабы теневой экономики во всем мире отличаются, но, ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Теневая экономика - это явление, до сих пор не имеющее чёткого научного определения, давно являющееся предметом интереса исследователей. На мой взгляд, предпочтительным представляется термин «теневая экономика», которым логично обозначать экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей.

Доходы от таких видов деятельности как сокрытие доходов, неуплата налогов, отмывание денег, контрабанда, фиктивные финансовые операции, поистине огромны. Они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу. Вот почему данные процессы, происходящие в каждом государстве, необходимо тщательно изучать, и лишь затем принимать хорошо проработанные меры по их устранению.

К сожалению, полностью уничтожить теневой бизнес невозможно. Если есть открытая экономика, будет и скрытая. Другое дело, что снизить ее объемы можно. Но для этого нашей стране необходима постоянная, долгосрочная, целенаправленная работа. В отношении теневой экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней бороться, а это функция налоговых и правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. С другой - привести теневую деятельность к стандартным масштабам посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу белорусской экономике. Чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования малого бизнеса и всего предпринимательства в целом.

Рассчитывать на позитивные сдвиги можно лишь при условии устранения причин, порождающих теневую активность, принятия взаимосвязанного комплекса мер в области совершенствования налогообложения и корпоративного управления, оздоровления структуры расчетов и других косвенных мер наряду с ужесточением санкций за занятие теневым бизнесом.

На мой взгляд, необходимо менять свое отношение к хозяйственной деятельности и рассматривать ее как честную «игру по правилам», воспитывать в себе культурные деловые традиции. Со стороны государства должны быть предприняты меры по либерализации хозяйственной деятельности (снижение налогов, сокращение числа регулирующих законов и проверяющих инстанций). Необходимо пропагандировать честное предпринимательство, публично осуждать нарушающих закон бизнесменов, проявлять общую заботу о моральном климате общества.


Список используемой литературы


1.Галаева Е.В. Корсакова А.А. Марыганова Е.А. Назарова Е.В. Юрьева Т.В. // Макроэкономика. Учебное пособие. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, -2003

2.Градов А.П. // Национальная экономика, - Учебное пособие 2005, - гл. 8

Даль В.И. // Толковый словарь живого великорусского языка

Ковалев С.Н., Латов Ю.В. // Теневая экономика, 2006

Ореховский П. // Статистические показатели и теневая экономика. // Российский экономический журнал - 1996. №4

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. // Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М

Государство и экономика. Зарубежный опыт. // Экономист, - №12

Институциональные основы организации реального сектора экономики // Вопросы экономики. - 2012. - №11

Экономика России - XXI век, - №21

Фролов Д. Анализ теневой экономики // Экономист. 2008. - №9


Обычно выделяют три группы факторов, которые способствуют развитию теневой экономики.

1. Экономические факторы:

· высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.);

· переструктуризация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, услуг, торговли);

· кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом;

· несовершенство процесса приватизации;

· деятельность незарегистрированных экономических структур.

2. Социальные факторы:

· низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности;

· высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом;

· неравномерное распределение валового внутреннего продукта.

3. Правовые факторы:

· несовершенство законодательства;

· недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности;

· несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью .

Высокий уровень налогообложения

Этот фактор признается одним из самых значимых, стимулирующих рост и активизацию теневой экономики. Он оказывает свое воздействие в странах с любым типом рыночной экономики. Вместе с тем его действие в каждой стране имеет свои особенности. Например, в США особое влияние на развитие теневого сектора оказывают высокие ставки подоходного налога. В России распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость. В Европе налоговая нагрузка сейчас постоянно растет: отчисления из заработной платы, составлявшие в начале 70-х годов 27 %, сегодня преодолели в Европе отметку в 42 %. В Греции, Италии, Бельгии и Швеции самые высокие налоги в Европе (72-78 %). В этих же странах наиболее развитый теневой сектор. В то же время развитые страны с наименьшим уровнем налогового бремени - США и Швейцария (41,4 % и 39,7 % соответственно) - имеют относительно небольшой теневой сектор.

Как известно, налоговое изъятие свыше 50 % прибыли лишает предприятие стимула для дальнейшей активной деятельности. По оценке западных экспертов, из-за прямых и косвенных налогов 55 % всех предприятий переходят в теневой сектор .

Экономическая нестабильность, кризисное состояние экономики

Уход экономики в "тень" является следствием общего состояния экономики. При плачевном состоянии официальной экономики работа в ее теневом секторе может иметь множество преимуществ. С другой стороны, кризисное состояние экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной из них и является теневой сектор .

Незащищенность прав собственности

Незащищенность прав собственности порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное поведение исходит из того, что если права собственности могут быть рано или поздно нарушены и существующее законодательство и правоприменительная практика отнюдь не гарантируют их надежную защиту, надо использовать имеющиеся возможности по максимуму. Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это надо делать (см. приложение 3).

Неблагоприятный социальный фон

Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и т. д. являются прекрасной «питательной средой» для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения и т. д. Для работодателей такие отношения более чем выгодны: работники оказываются весьма заинтересованными в том, чтобы теневой бизнес «хозяина» оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда платить не надо и т. д.

Политическая нестабильность

Этот фактор так же, как и «незащищенность прав собственности», стимулирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала. Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает. Причем ее объем уменьшается не только за счет «затенения», но и по причине элементарного свертывания деятельности «до лучших времен». В зависимости от развития рыночных отношений, состояния экономики в целом причин существования теневой экономики будет больше или меньше, степень влияния разных из них будет варьироваться. Также на развитие теневой экономики влияют экономическая свобода, граничащая со вседозволенностью деформация морально-этических требований .

Завышенная регламентация экономики

Этот фактор проявляется, в основном, в следующих действиях государства: запрет на обращение каких-либо товаров или услуг; административное вмешательство в процесс ценообразования; чрезмерная власть бюрократии, слабая контролируемость бюрократических решений. Результатом этого является рост теневой экономики. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные ограничения. В частности, изыскиваются возможности игнорировать или, по крайней мере, обходить трудовое законодательство, которое устанавливает минимальные ставки заработной платы, предельную продолжительность сверхурочных работ, условия использования труда подростков, пенсионеров, женщин, иностранных рабочих.

Значительные масштабы госсектора в экономике

Значительные масштабы государственного сектора в экономике порождают отношения, связанные с распределением бюджетных ресурсов в форме и прямых и косвенных дотаций, субсидий, льготных кредитов среди государственных предприятий. Это является питательной основой для формирования сектора неформальных, и часто криминальных отношений, связанных с распределением ресурсов. На основе безвозмездного или льготного распределения бюджетных ресурсов формируются контролируемые предпринимательские структуры, создаваемые с целью незаконного присвоения этих ресурсов, прокручивания их (присвоения инфляционного дохода), легализации, инвестирования, перевода за рубеж. Таким образом, эффективность деятельности государства является важнейшим фактором, определяющим масштабы теневой экономики.

Экономическая небезопасность

Фактор, на наш взгляд, наиболее существенный. Теневая экономика, проникшая во все поры экономического организма, усиленно разлагает и подрывает его. От этого экономика становится рыхлой и небезопасной. Из этого вытекает следующий фактор.

Национальная небезопасность

При слабой экономической безопасности не может быть сильной национальной безопасности.

Объективной причиной стремительного роста теневой экономики является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. При этом теневая экономика должна базироваться и развиваться из конкретных источников.

Первый из них - это вывоз за рубеж капитала, сырьевых и энергетических ресурсов, при этом основная часть сделок не является в прямом смысле теневой, т.е. осуществляется на законных основаниях: сырье и энергоресурсы часто реализуются за рубеж по заниженным ценам через посреднические компании, а соответствующий процент от прибыли последних оседает за рубежом. Согласно ориентировочным оценкам специалистов американской ассоциации экономических прогнозов «Уортон эконометрик форкстинг ассошиейшн» в промышленно развитых странах общая сумма прямого и косвенного ущерба от экономических преступлений достигает 3-10% валового национального продукта (ВНП), а в развивающихся государствах 15% и более.

Вторым, и основным источником теневой экономики является нерегистрируемая государственными органами хозяйственная деятельность, которая имеет место во всех сферах экономики. Например, каким образом могут на протяжении 5-6 лет реформ выживать многочисленные слои населения, доходы которых оказались (по официальным статистическим данным) значительно ниже прожиточного минимума?

В общемировом масштабе удельный вес теневой экономики оценивается в 5-10% от валового внутреннего продукта. Так, в африканских странах этот показатель достигает 30%, в Чехии - 18%, в России - 40%;а удельный вес теневой экономики в хозяйственном обороте Украины равен 50%.

Показатель 40-50% является критическим. На этом рубеже влияние теневых факторов на хозяйственную жизнь становится настолько ощутимым, что противоречие между легальным и теневым укладами наблюдается практически во всех сферах жизнедеятельности общества.

Ключевым признаком теневой деятельности можно считать уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение их содержания при регистрации. При этом основным средством платежа становятся наличные деньги и особенно иностранная валюта. В решении же деловых вопросов преобладают так называемые «разборки» .

В понятие «теневая экономика» как многогранное, сложное и емкое явление включены:

Основные капиталы (движимость и недвижимость, ресурсы и средства

производства);

Финансовые средства и ценные бумаги (акции, векселя, электронные карты, приватизационные сертификаты, компенсации и др.);

Личные капиталы структур теневой экономики (дома, земля, автомашины, яхты, дачи, самолеты и др.);

Демографические ресурсы (лица, которые задействованы в теневой экономической деятельности).

Причины возникновения теневой экономики различны для всех регионов мира, однако, комплекс причин существования теневого бизнеса при рынке будет более разнообразным, в особенности, если иметь в виду не самые устоявшиеся отрасли рыночной экономики.

Основными причинами ухода малых предприятий в "теневую экономику" являются:

  • 1. Жесткий налоговый прессинг;
  • 2. Возможность альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.);
  • 3. Административный характер арендных отношений (неразвитость рынка недвижимости);
  • 4. Административно-бюрократические барьеры при регистрации, получении лицензий и так далее.

По некоторым оценкам теневая экономика охватывает в малом бизнесе от 30 до 40 % объема продукции, услуг (оборота). В нашей стране большая часть населения относится к категории "бедных", велика доля безработных и фиктивно занятых, наличие "социального дна" из числа вышедших из тюрем людей, нищих, бомжей, беспризорных детей и подростков, возросло число беженцев из "горячих точек" бывшего СССР, увеличивается доля неустроенных профессионалов, демобилизованных из армии и всех силовых структур. Из-за невыплат заработной платы и пенсий сложился гигантский слой "новых бедных".

Еще некоторые причины возникновения теневой экономики: возникновение деловых сговоров чиновников и предпринимателей: деловой человек нанимает в частном порядке сотрудников государственной службы и правоохранительных органов, действуя так, как будто государства не существует. Уплата же налогов рассматривается как двойное налогообложение, поскольку все покупают государственные услуги в частном порядке и в конкретном объеме, который требуется тому или иному предпринимателю либо другому частному лицу. В обществе сформирована социально-психологическая атмосфера, когда уклонение от уплаты налогов - это норма, следование которой не осуждается.

Еще один источник теневых отношений - это лицензирование разных видов хозяйственной деятельности, что дает органам власти и отдельным чиновникам большие возможности извлечения теневых доходов.

Многие западные специалисты считают основной, а то и единственной причиной развития "теневой" экономики налоговый прессинг. Фактор не единственный, но весьма существенный. Отсюда можно сформулировать вывод: распространенность "теневой" деятельности в решающей степени зависит от общего состояния экономики, уровня жизни населения и исходящих от государства ограничений.

Чтобы понять причины возникновения теневой экономики, нужно проанализировать экономические выгоды, которые получит фирма или предприниматель, принявший решение покинуть тень и легально вести дела, и наоборот. Некоторые экономисты считают, что высокие налоги - это не основная причина ухода в тень.

В различных подходах к изучению проблемы возникновения теневой экономики исследователи называют многообразные факторы, способствующие этому. Но традиционно к основным факторам развития теневой экономики ученые относят следующие:

Высокий уровень налогообложения. Данный фактор признается одним из самых значимых, стимулирующих рост и активизацию теневой экономики. Он оказывает свое воздействие в странах с любым типом рыночной экономики. Вместе с тем его действие в каждой стране имеет свои особенности. Например, в США особое влияние на развитие теневого сектора оказывают высокие ставки подоходного налога. В России распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость.

Официально доля всех налоговых поступлений в России была в пореформенное время на уровне 33 % ВВП. Это было почти столько же, сколько и в США, но гораздо меньше по сравнению, к примеру, со скандинавскими странами (в Швеции на тот момент - 61 %). В Европе налоговая нагрузка сейчас постоянно растет: отчисления из заработной платы, составлявшие в начале 70-х годов 27 %, сегодня преодолели в Европе отметку в 42 %. В Греции, Италии, Бельгии и Швеции самые высокие налоги в Европе (72-78 %). В этих же странах наиболее развитый теневой сектор. В то же время развитые страны с наименьшим уровнем налогового бремени - США и Швейцария (41,4 % и 39,7 % соответственно) - имеют относительно небольшой теневой сектор.

Как известно, налоговое изъятие свыше 50 % прибыли лишает предприятие стимула для дальнейшей активной деятельности. По оценке западных экспертов, из-за прямых и косвенных налогов 55 % всех предприятий переходят в теневой сектор.

Завышенная регламентация экономики. Этот фактор проявляется, в основном, в следующих действиях государства: запрет на обращение каких-либо товаров или услуг; административное вмешательство в процесс ценообразования; чрезмерная власть бюрократии, слабая контролируемость бюрократических решений. Результатом этого является рост теневой экономики. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные ограничения. В частности, изыскиваются возможности игнорировать или, по крайней мере, обходить трудовое законодательство, которое устанавливает минимальные ставки заработной платы, предельную продолжительность сверхурочных работ, условия использования труда подростков, пенсионеров, женщин, иностранных рабочих.

Значительные масштабы госсектора в экономике. Значительные масштабы государственного сектора в экономике порождают отношения, связанные с распределением бюджетных ресурсов в форме и прямых и косвенных дотаций, субсидий, льготных кредитов среди государственных предприятий. Эффективность деятельности государства является важнейшим фактором, определяющим масштабы теневой экономики.

Экономическая нестабильность, кризисное состояние экономики. Уход экономики в "тень" является следствием общего состояния экономики. При плачевном состоянии официальной экономики работа в ее теневом секторе может иметь множество преимуществ. С другой стороны, кризисное состояние экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной из них и является теневой сектор.

Незащищенность прав собственности порождает у предпринимателей так называемую "психологию временщика". Соответствующее хозяйственное поведение исходит из того, что если права собственности могут быть рано или поздно нарушены и существующее законодательство и правоприменительная практика не гарантируют надежную защиту, надо использовать имеющиеся возможности по максимуму. Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это надо делать.

Неблагоприятный социальный фон. Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и тому подобное являются прекрасной "питательной средой" для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодателем иногда основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения и так далее. Для работодателей такие отношения более чем выгодны: работники оказываются весьма заинтересованными в том, чтобы теневой бизнес "хозяина" оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда платить не надо.

Политическая нестабильность. Этот фактор также, как и "незащищенность прав собственности", стимулирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала. Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает.

Экономическая безопасность. Данный фактор является наиболее существенным. Теневая экономика, проникшая во все аспекты экономического аппарата, усиленно подрывает его. От этого экономика становится небезопасной. И как следствие, из данного фактора вытекает следующий.

Национальная безопасность. При слабой экономической безопасности не может быть сильной национальной безопасности. Объективной причиной стремительного роста теневой экономики является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной.

В общемировом масштабе удельный вес теневой экономики оценивается в 5-10% от валового внутреннего продукта. Так, в африканских странах этот показатель достигает 30%, в Чехии - 18%, а на Украине - 50%; удельный вес теневой экономики в хозяйственном обороте России равен 40%.

Показатель 40-50% является критическим. На этом рубеже влияние теневых факторов на хозяйственную жизнь становится настолько ощутимым, что противоречие между легальным и теневым укладами наблюдается практически во всех сферах жизнедеятельности общества.

Ключевым признаком теневой деятельности можно считать уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение их содержания при регистрации. При этом основным средством платежа становятся наличные деньги и особенно иностранная валюта.

В понятие "теневая экономика" как многогранное, сложное и емкое явление включены:

основные капиталы (движимость и недвижимость, ресурсы и средства

производства);

финансовые средства и ценные бумаги (акции, векселя, электронные карты, приватизационные сертификаты, компенсации и др.);

личные капиталы структур теневой экономики (дома, земля, автомашины, яхты, дачи, самолеты и др.);

демографические ресурсы (лица, которые задействованы в теневой экономической деятельности).

Теневой сектор использует в своей деятельности следующие механизмы:

  • 1. Сокрытие части выручки оборотов финансово-хозяйственной деятельности. Цель - снижение налогооблагаемой базы, что приводит к уменьшению налоговых платежей. Механизмом сокрытия служит двойная бухгалтерия (официальная и неофициальная) и фирмы - однодневки.
  • 2. Создание теневого запаса оборотных средств. Руководители и работники крупных производственных предприятий производят его за счет "экономии" с целью получения дополнительного личного денежного дохода. Включает в себя несколько этапов:

Создается теневой запас за счет повышения нормы расходов на изготовление какого-либо продукта или списания деталей и оборудования, пригодных для дальнейшей эксплуатации;

Находится фирма, которая по фиктивным документам отписывает поставку "экономии", но уже в материальном выражении;

Происходит оплата поставки и "оприходование" сырья или продукции, уже находящейся на предприятии;

Фирма - поставщик обналичивает оплату и делится с партнерами - работниками предприятия (производит "откат").

3. Теневое обналичивание денежных средств. Для проведения теневых платежей предприятию необходимы неофициальные денежные средства. Сложившийся сектор теневой экономики по превращению официальных денежных средств в неофициальные - "обналичка" - делает это следующим образом:

Предприятие производит предоплату за продукцию или услуги;

Фирма по "обналичке" выдает наличные деньги и фиктивные документы на товар или услуги, за которые была получена предоплата (товар не отгружается);

Предприятие приходует "полученный" товар и списывает продукцию на производственно-хозяйственную деятельность.

Предприятие может выйти напрямую на фирму, занимающуюся обналичиванием, и тогда за услугу платят до 2% (в 2007 году наметилась тенденция увеличения). При данной схеме повышается риск обнаружения теневых операций, так как предприятие контактирует с фирмой-однодневкой и ее работниками. Так же предприятие может найти фирму-посредника, которая берет на себя прямой контакт с фирмой по "обналичке" при работе с документами и теневыми наличными деньгами. В этом случае процент за услугу составляет до 10%.

4. Теневая деятельность при проведении тендеров и конкурсов, внедренных в финансово-хозяйственную деятельность государственных учреждений или крупных акционерных обществ с целью борьбы с коррупцией. При участии в закупках нескольких фирм гарантируется честный и объективный выбор предложений по ставкам. На практике же данный механизм не всегда работает: чиновники и владельцы предприятий и здесь нашли лазейки, которые позволяют учесть их материальный интерес:

Государственная организация (акционерное общество) выдает задание (заказ) на тендер с условиями, которые может выполнить только одна фирма, или в тендере учувствуют по заранее согласованным условиям фирмы-фавориты;

Фирма-фаворит "выигрывает" тендер, и происходит выплата "отката" чиновникам.

Итак, предприятия, желающие обойти законные способы получения прибыли, и вместо того, чтобы заплатить налоги и жить честно, находят множество лазеек и способов. Такие фирмы используют ряд механизмов теневого сектора, чтобы избежать наказания.

Теневая экономика характеризуется своими негативными последствиями для экономики страны и всего общества. Большая часть исследователей считают теневую экономику в основном негативным феноменом. И при этом считается, что нелегальная деятельность может дать некоторые преимущества: практикующим ее предприятиям – увеличение прибыли; работникам – получение возможности трудиться; потребителям – возможность получить товары и услуги по более низким ценам.
Теневая экономика приводит к снижению уровня собираемости налогов, занижению экономических показателей и т. д. Теневые экономические отношения негативно влияют на развитие предпринимательства. Так, отток рабочей силы из официального сектора экономики в теневой отрицательно сказывается на создании эффективно работающих предприятий, поскольку необходимо выделять определенные ресурсы на то, чтобы вас не обнаружили. Часто это ведет к ограничению размера предприятия, сдерживает его рост, препятствует приему людей на работу и осуществлению технологической модернизации. Нередко такая ситуация на руку фирмам, которые лучше приспособились к полулегальным условиям, например тем фирмам, которые вкладывают больше средств в поддержание хороших отношений с чиновниками. Эти фирмы не обязательно выжили бы в условиях чистой конкуренции. В итоге потенциально более эффективным "чистым" фирмам оказывается сложно конкурировать. Иными словами, деформируется конкуренция, один из основных факторов экономического роста. Как уже было отмечено, теневая экономика не обеспечивает роста налоговых поступлений в бюджет, пользуясь при этом многими ресурсами, созданными за счет последних, например дорогами и прочими видами инфраструктуры, поэтому она увеличивает затраты официального сектора экономики. Система неформальных отношений, установленных в теневом секторе, стала главным камнем преткновения на пути реализации правительственных реформ, направленных на улучшение предпринимательского климата в стране. Интересы привилегированных групп и коррумпированные государственные служащие стали сильными препятствиями на пути реформ».
Проведенные исследования позволяют выделить основные негативные последствия, которые теневая экономика оказывает на общество:
– Отрицательное воздействие на состояние государственных финансов, прежде всего на формирование доходов бюджетов всех уровней.
– Ограничение финансирования расходов, связанных с осуществлением функций государства, таких как управление, оборона, развитие фундаментальной науки.
– Отрицательное воздействие на кредитно-денежную систему, что связано с обращением в сфере теневой экономики значительных денежных ресурсов, которые не поддаются официальному учету также значительная часть этих средств используется в наличных расчетах.
– Официально неучтенные денежные потоки затрудняют государственный контроль за их структурой, а также планирование денежной эмиссии.
– Влияние на эффективность осуществления макроэкономической политики, что объясняется тем, что теневая экономическая деятельность сокрыта от официальной статистики, данные которой являются основой для принятия экономических решений на макроуровне.
–Деформации развития отдельных секторов легальной экономики. Неполные статистические данные не позволяют своевременно принять обоснованные решения по стимулированию развития той или иной отрасли экономики.
– Негативное влияние на экономический рост и развитие отраслей легальной экономики, связанное с тем, что часть покупателей находят необходимые им товары и услуги в теневой сфере, тем самым снижается потребность в товарах и услугах, производимых в легальной экономике, а, следовательно, замедляется ее экономический рост, тормозится развитие.
– Отрицательное влияние на инвестиционные процессы в легальной экономике. Поскольку средств для инвестиций в легальную экономику оказывается недостаточно, так как под влиянием теневой экономики, доходы легальной экономики снижаются.
– Негативное влияние на развитие конкуренции - одного из важнейших условий рыночной экономики. Предприятия официального сектора экономики находятся в заведомо невыгодном, с экономической точки зрения, положении по сравнению с предприятиями, относящимися к теневой экономике, что связано с высокой налоговой нагрузкой.
– Препятствие повышению эффективности деятельности предприятий, которая во многом определяется производительностью труда, достигаемая, прежде всего, за счет внедрения передовых технологий, прогрессивных материалов, нового оборудования. При осуществлении деятельности: в теневом секторе – владельцам бизнеса невыгодны капитальные вложения т.к. их бизнес сразу становится заметным; в официальном секторе – отсутствие необходимых денежных средств, которые можно направить на финансирование капитальных вложений.
– Отрицательное воздействие на условия для воспроизводства рабочей силы в легальной экономике. Как известно, теневая экономическая деятельность предполагает неуплату установленных государством налогов. Это дает возможность предприятиям, работающим в теневой экономике направлять больше средств на выплату официально неучтенной заработной платы, и таким образом создавать лучшие финансовые возможности для привлечения квалифицированной рабочей силы, не заботясь о ее воспроизводстве.
– Серьезная угроза для экологии. Поскольку эта деятельность официально не учитывается, то не учитываются и вредные последствия для окружающей среды. Таким образом, никаких мер по защите экологии, включая платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды, предприятия, работающие в теневой экономике, не предпринимают, хотя вред окружающей среде они наносят.
– Развитие теневой экономики в значительных масштабах отрицательно влияет на международные экономические отношения, что обусловлено нежеланием иностранных инвесторов, работать в неадекватных экономических и правовых условиях и с их опасениями криминальных структур, имеющих значительное влияние в теневой экономике.
– Деформация структуры потребления. Это объясняется тем, что деньги в теневой экономике направляются прежде всего в те сферы, где можно за счет бесконтрольности со стороны государства, пробелов в законодательстве, за короткий срок при минимальных затратах получать высокие доходы.
– Способствование росту криминальной экономики, преступности, в том числе организованной, и коррупции в обществе. Таким образом, теневая экономическая деятельность является одним из источников финансирования преступности, включая такое опасное ее проявление, как терроризм.
Существует и другая точка зрения, заключающая в том, что последствия теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. Многие виды теневой экономики (особенно скрытая и неформальная) объективно помогают развитию официальной экономики, чем препятствуют ему.
И здесь мы готовы согласиться с мнением швейцарского экономиста Дитера Кассела, который выделяет три позитивные функции теневой экономики в рыночном хозяйстве:
– «экономическая смазка» – сглаживание перепадов в экономической конъюнктуре при помощи перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой (когда легальная экономика переживает кризис, производственные ресурсы не пропадают, а перераспределяются в сектор теневой экономики, возвращаясь в легальную после завершения кризиса);
– «социальный амортизатор» – смягчение нежелательных социальных противоречий (в частности, неформальная занятость облегчает материальное положение малоимущих);
– «встроенный стабилизатор» – теневая экономика подпитывает своими ресурсами легальную (неофициальные доходы используются для закупки товаров и услуг в легальном секторе, «отмытые» преступные капиталы облагаются налогом и т.д.).
Проблема теневой экономики двоякая. Нельзя категорически заявлять, что теневой бизнес это плохо. Теневая экономика – это сокращение безработицы, возможность для субъектов предпринимательства улучшить материально-техническую базу, рост реального сектора экономики. Но нелегальная деятельность не вносит усовершенствований в систему регулирования экономики, а лишь приводит к усилению борьбы за раздел существующих рынков в т.ч. в конкуренции с официальном сектором экономики. Исследования доказывают, что соотношение позитивных и негативных эффектов теневой экономики зависит и от ее масштабов, на это обращает внимание в своих исследованиях Ю. В. Латов. Позитивный эффект теневой экономики возрастает по параболе, т.е. темп его роста замедляется с увеличением относительной величины теневой экономики. Зато негативный эффект имеет ярко выраженную тенденцию к ускоренному росту по мере увеличения масштабов теневой экономики, что объясняется увеличением дестабиллирующей функции.
Конечно, в целом влияние теневой экономики на общество является негативным. Наибольший вред нелегальной теневой экономики заключается в следующем: происходит антисоциальное перераспределение доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных групп (бюрократов, теневых предпринимателей, частично преступного мира), уменьшающее благосостояние общества в целом; резко снижается эффективность системы управления экономикой. Развитие нелегального сектора наносит ущерб государственному бюджету и косвенно – другим экономическим агентам, действующим в рамках закона. При этом теневая экономика всегда имеет стремление к формам криминальной экономической деятельности, из которых наибольшую опасность представляют деятельность организованной преступности. Последствия ее деятельности не ограничиваются социально-экономической сферой, а затрагивают практически все стороны общественной жизни. Необходимо отметить негативное последствие действия теневой экономики: препятствие становлению и развитию цивилизованного предпринимательства.
Теневая деятельность физических лиц в неформальном секторе экономики имеет свои специфические моменты.
Стремление субъектов этого сектора к получению дополнительного дохода, направляемого на поддержание текущей жизнедеятельности и повышения уровня жизни, весьма неоднородно и его можно разделить на четыре уровня:
– первый уровень связан с элементарным физиологическим выживанием человека;
– второй уровень – это физиологическое и духовное выживание; – третий уровень связан со стремлением человека развиваться, совершенствоваться;
– четвертый уровень – это стремление человека заложить материальный фундамент развития для будущего.
Поэтому и количественная потребность (величина дополнительного дохода), к которой стремится человек, различается между собой значительно.
Факт широко распространенных неформальных отношений в любых сегментах экономики, как и малая результативность запретительных мер по отношению к ним говорят о функциональности данного феномена и его положительном восприятии населением. В сфере неформальных трудовых отношений – ситуация, как кажется, тоже всех устраивает: работодатели избегают излишних затрат, связанных с налогами и социальным обеспечением работников, а неформально занятые получают более высокие «черные» зарплаты и «моральное оправдание» работать не в полную силу, не задумываясь о соблюдении трудовой дисциплины.
Теневая деятельность делится на две составляющие:
– Недетерминированная (случайная, стохастическая), связанная в основном с незаконной предпринимательской деятельностью физических лиц в неформальном секторе экономики, имеющих небольшие, нерегулярные и случайные заработки при производстве и оказании различных услуг (торговля на рынке продукцией огородов, старыми вещами, сдачей в аренду комнат и квартир и т.д.). Получаемые денежные доходы от такой деятельности идут на поддержку текущих потребностей и не создают дополнительного капитала. В основном к этой деятельности относятся субъекты предпринимательской деятельности неформального сектора теневой экономики.
– Детерминированная (организованная) деятельность физических лиц, предпринимателей, предприятий и организаций направленная на получение денежных доходов с целью увеличения капитализации собственности и по различным причинам не попадающая в официальную отчетность. К этой деятельности относятся субъекты предпринимательства, осуществляющие свою деятельность в нелегальном секторе и секторе скрытой и фиктивной теневой экономики.

Теневая экономика как совокупность неучтенных и противоправных видов хозяйственной деятельности включает такие сегменты, как неформальная, криминальная и фиктивная экономика.

Размеры и динамика теневою сектора экономики зависят от государственного вмешательства в хозяйственные процессы (уровень налогообложения, эффективность налогового администрирования), от способности государства предоставлять общественные блага (охрана правопорядка, защита собственности, гарантия выполнения контрактов), а также от состояния экономики и общества в целом (теневая экономика разрастается в периоды кризисов и особенно резкого изменения общественных отношений).

Для оценки масштабов теневой экономики используются следующие основные подходы: монетаристский, «палермо», анализ занятости и метод технологических коэффициентов.

Понятие теневой экономики

— это вся хозяйственная деятельность, не зарегистрированная официально уполномоченными органами.

Определяющими признаками теневой экономики являются уклонение от официальной регистрации сделок и предприятий или умышленное искажение условий их выполнения (функционирования).

В состав теневой экономики входят следующие сегменты.

Неформальная экономика («серый рынок») — в принципе законные экономические операции, масштаб которых скрывается или занижается хозяйствующими субъектами, как, например, трудовой наем без оформления, нерегистрируемые ремонтно-строительные работы, репетиторство, сдача в аренду недвижимости и другие способы уклонения от налогов.

Криминальная экономика («черный рынок») — экономическая деятельность, запрещенная законом в любой экономической системе и в подавляющем большинстве стран: наркобизнес, контрабанда, проституция, рэкет и др.

Фиктивная экономика - предоставление взяток, индивидуальных льгот и субсидий на основе организованных коррупционных связей.

На рубеже веков теневая экономика была эквивалентна в развитых странах в среднем 12% ВВП, в странах с переходной экономикой — 23, в развивающихся — 39, а по отношению к мировому валовому продукту ее доля составляла около 20%. В отдельных развитых странах масштабы неформального сегмента теневой экономики составляли (% ВВП): в Италии — 27,4, Испании — 23,4. Германии — 15, Японии — И, США — 9.

Удельный вес теневого сектора в СССР в 1973 г., по оценке, составлял 3-4% ВВП, что в принципе характерно для стран с тоталитарными режимами. Однако по мере углубления кризиса этого режима его доля выросла к 1990 г. до 12% ВВП. Переход к рыночной экономике в России, как и в других странах ЦВЕ и СНГ, сопровождался ростом теневого сектора, удельный вес которого, по официальным данным российской статистики, которая исчисляет его только но неформальной экономике, возросло 25% ВВП в 1997 г., но затем наметилась тенденция к его снижению — до 19% в 2001 г. Тем не менее в российской экономике не всегда

можно провести ясную разграничительную линию между бизнесом легальным и нелегальным, так как даже многие крупнейшие компании стоят одной ногой в официальной экономике, другой — в неофициальной.

Причины существования теневой экономики

Основными причинами существования и роста теневой экономики являются:

Государственное вмешательство в экономику . Считается, что удельный вес теневого сектора прямо зависит от степени государственною регулирования, тяжести налогового бремени и эффективности налогового администрирования, а также от масштабов коррупции и организованной преступности. Уход в «тень» нередко вызывается громоздким бюрократическим механизмом регистрации бизнеса (так, в конце 90-х гг. для регистрации фирмы в России было необходимо получить согласие 54 инстанций, а в Финляндии — 5). Другой причиной является нежелание или невозможность уплаты чрезмерно высоких, по мнению экономических агентов. налогов. Так, в России во второй половине 90-х гг. фирмы при соблюдении законов должны были уплачивать в виде налогов свыше половины вновь созданной стоимости, что для начинающих предпринимателей было особенно нетерпимо в условиях «первоначального накопления капитала». Уклонению от налогов способствовала и слабость налогового администрирования. Фирмы могли получить индивидуальные налоговые льготы или погашать свои обязательства перед государством «по договоренности», т.е. платили столько, сколько считали нужным. Характеризуя причины существования теневой экономики, следует учитывать национальную специфику, например уходящую в далекое прошлое традицию недоверия государству в Италии.

Кризисное или депрессивное состояние национальной экономики, которое влечет за собой рост безработицы и снижение жизненного уровня широких слоев населения. Часть пострадавшего от кризиса населения пытается заняться малым предпринимательством, но при наличии высоких административных барьеров (установленных властями правил, соблюдение которых выступает обязательным условием ведения хозяйственной деятельности, например получения лицензии на занятие данным видом бизнеса) и других трансак- ционных издержек при входе на рынок эти предприниматели вынуждены вступать в теневые отношения, например вести свое дело без официальной регистрации.

Ломка общественных отношений, особенно переход от одной экономической системы к другой, ведет к тому, что экономический кризис переплетается с кризисом социальным и моральным, что ведет к разрастанию криминального сегмента теневой экономики, что и происходило в России в 90-е гг. Как показывает опыт ряда стран с переходной экономикой, по мере кристаллизации рыночных отношений и преодоления системного кризиса криминальная составляющая теневой экономики ослабевает.

Функции теневой экономики

Теневая некриминальная экономика выполняет в рыночной и особенно переходной экономике следующие функции.

Стабилизирующая

Неофициальная («серая») экономика позволяет повысить конкурентоспособность товаров и услуг, поскольку экономит на налоговых изъятиях. Доходы от теневой деятельности, не облагаемые налогами, позволяют повысить жизненный уровень вовлеченных в нее слоев населения. В переходной Экономикс России 90-х гг. теневые некриминальные доходы, включая не учитываемую официально заработную плату «в конверте», были, по меньшей мере, сопоставимы по величине с легальной заработной платой. Создавая новые рабочие места и источники доходов, неофициальная экономика выполняет, особенно в условиях экономического кризиса, функцию социального стабилизатора, сглаживает чрезмерное неравенство доходов, уменьшает социальное напряжение в обществе.

Дестабилизирующая

Криминализация хозяйственной деятельности создает серьезную угрозу стабильности общества. Массовое уклонение от уплаты налогов порождает хронический бюджетный кризис, что и произошло в России во второй половине 90-х гг. и явилось одной из главных причин финансового кризиса 1998 г. Теневой сектор в своей некриминальной части нередко характеризуется низким техническим уровнем, что ведет к деквалификации занятой в нем рабочей силы (например, когда на ремонтно-строитель- ных работах были заняты высококвалифицированные инженеры и рабочие, чьи специальности не были востребованы в новых условиях).

Оценка масштабов теневой экономики

Для определения масштабов теневой экономики используются четыре основных подхода:

монетаристский: исходит из допущения, что в теневой экономике расчеты ведутся исключительно наличными, главным образом крупными купюрами. Поэтому в соответствии с этим подходом показателями роста теневой экономики считается повышение удельного веса наличных денег в денежном агрегате М2 и доли банкноте высоким номиналом в общем объеме денежного обращения. На основе этого подхода власти СССР провели в январе 1991 г. денежную реформу, включавшую обмен крупных по номиналу банкнот в трехдневный срок в целях изъятия таким путем нелегальных капиталов;

«палермо» (итальянский метод) основан на сравнении величины заявленного дохода с объемом покупок товаров и получения платных услуг в масштабах страны или региона, а также отдельных лиц. Отсюда стремление властей, в том числе и в России в конце 90-х гг., установить контроль над крупными покупками (например, недвижимости, драгоценностей, акций и др.);

анализ занятости позволяет предположить, что сохраняющийся длительное время высокий уровень незарегистрированной безработицы свидетельствует о наличии широких возможностей для занятости в теневом секторе;

метод технологических коэффициентов заключается в сопоставлении данных о динамике потребления электроэнергии и представленных в официальные органы сведений о производстве товаров и оказании услуг. В России в 90-х гг. декларируемое производство товаров и услуг снизилось более чем на 40%, а потребление электроэнергии — всего лишь на 25%, что косвенно указывало на рост теневого сектора.

Поскольку масштабы и структура теневого сектора во многом зависят от экономической политики государства, а разрастание этого сектора, несмотря на краткосрочные выгоды, наносит существенный ущерб обществу, органы власти должны стремиться свести его до безопасных размеров. Важную роль в этом играет вывод из «тени» неформального сегмента теневой экономики. Для этого уплата налогов участниками этого сегмента должна восприниматься ими как получение от государства социально значимых услуг (обеспечение через суд выполнения контрактов, безопасность личности и имущества, развитие социальной инфраструктуры и т.д.). С этой целью задачей государства является создание благоприятного климата для легальной предпринимательской деятельности: снижение административных барьеров, установление приемлемого уровня налогообложения. обеспечение соблюдения экономическими агентами контрактных обязательств, гарантирование частной собственности и др. В России в начале 2000-х гг. был проведен ряд реформ в этом направлении: упрошена процедура регистрации новых фирм, снижена ставка налога на прибыль предприятий (с 35 до 24%), введен ряд льгот для малого бизнеса.

Новое на сайте

>

Самое популярное