Домой ОТП банк Соблюдать дистанцию в общении. Что такое проксемика

Соблюдать дистанцию в общении. Что такое проксемика

Понятия о фиксированном, полуфиксированном и неформальном пространствах. Восприятие и использование социального и личного пространства в коммуникации. Понятие о видах дистанции. Организация пространства общения.

Межкультурные особенности в формировании пространства коммуникации.

Восприятие и использование социального и личного пространства в коммуникации. Понятие о видах дистанции. Организация пространства общения.

Проксемика (от англ – близость) исследует расположение людей в пространстве при общении (нач. 60-е, Эдвард Холл). К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.

По данным Д.Левиса, при беседе предпочитают близкое расстояние - японцы, греки, датчане, испанцы и др., так как они привыкли к перенаселенности. Среднее расстояние между собеседниками занимают англичане, немцы, шведы, австрийцы, жители Швейцарии и др. Предпочитают широкие открытые пространства, любят сохранять дистанцию американцы, австралийцы, новозеландцы.

Психический и этический комфорт в процессе общения во многом определяется дистанцией между собеседниками. Знание расстояния – нормы приближения человека к человеку, называемых дистанциями, позволяет прогнозировать реакцию людей в процессе общения.

Размеры личной пространственной территории человека среднеобеспеченного социального уровня в принципе одинаковы. 4 пространственные зоны:

- интимная (от 0 до 45 см), включая сверхинтимную зону (0 – 15 см) – общение с близкими людьми;

- личная или персональная (46 – 120 см) - общение со знакомыми людьми;

- социальная (120 – 400 см) - общение с незнакомыми и малознакомыми людьми;

- публичная (свыше 400 см) - общение лектора со слушателями и др.

У разных народов эти пространственные зоны различны. Так, у североамериканцев интимная зона больше, чем у латиноамериканцев или японцев. Плохо переносят близкую дистанцию интроверты.

Существует ряд неписаных правил поведения для европейцев в условиях скученности людей, например, в автобусе или лифте:

Ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми;

Лицо должно быть совершенно беспристрастным, никакого проявления эмоций не разрешается;

Чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть движения людей;

В лифте следует смотреть только на указатель этажей.

Личное пространство - это невидимое поле, которое человек создает между собой и окружающими его людьми. Такие невидимые барьеры становятся очевидными сразу же, как только кто-то наталкивается на их границы или же пытается проникнуть внутрь этого "пространства". Каким образом человек определяет для себя свое персональное поле, как он будет приспосабливать окружающую его обстановку для того, чтобы использовать свои возможности передачи и получения информации? Насколько близко он приближается к тому, кто с ним разговаривает? Какое место он занимает в большой комнате? Куда зрительно помешает себя, чтобы проявить уважение к окружающим на собраниях? Ответ на каждый из этих вопросов влияет на общий эффект и меру желания общаться с человеком, а степень товарищества и легкости в общении прямо пропорциональна объему и качеству получаемой информации. Существуют три основных принципа использования пространства , которые обобщают в себе манеры и формы поведения человека в обществе или организации. Чем выше его служебное положение (статус), тем:

а) большее и лучшее пространство он для себя выбирает,

б) его пространство будет лучше защищено от нежелательного присутствия;

в) ему легче будет проникать на "личную территорию" нижестоящего сотрудника Отношение к использованию личного пространства в процессе общения напрямую зависит от окружающей среды, в которой человек определил для себя это место.

Дистанция – это пространство общения, ярко выраженный знак отношения к партнеру, к ситуации, к своему месту и роли, это величина расстояния между людьми, влияющая на их поведение и отношения, и зависящая от них. Существуют оптимальные «зоны» для различных видов общения, меняющиеся от одной культуры к другой. В частности, выделяются интимная, личная, социальная и публичная дистанции.

    Интимная дистанция - расстояние тел от соприкосновения до полуметра – это свидетельство близких отношений и абсолютного доверия. Мы добровольно пускаем человека в свою интимную зону только, если доверяем ему. Интимную зону можно разделить на: ближнюю и дальнюю. Ближняя – до 15 см. Дальняя – до 0,5 м – общение с близкими друзьями, хорошо знакомыми людьми.

В деловом общении сохранение максимальной интимной зоны или сокращение ее свидетельствует либо о конфиденциальности общения, либо о субординации партнеров. Чем выше статус, тем на большую интимную зону претендует человек.

Довольно легко установить, какого уровня общения желает придерживаться ваш потенциальный партнер. Достаточно, намеренно сократить личную дистанцию, и другой человек неосознанно сделает движение, чтобы установить то расстояние, которое в данный момент находит приемлемым. Например, если вы придвигаетесь (наклоняетесь) к собеседнику или собеседнице, сокращая дистанцию до уровня интимного общения, а он или она не торопится отстраниться, то это, по всей вероятности, свидетельствует о готовности к более близкому контакту. Однако необходимо помнить, что злоупотребление этим диагностическим приемом чревато тем, что ваше приближение может быть воспринято как агрессия или панибратство, а может - как беззастенчивое заигрывание.

По мнению немецкого психолога Хорога Рюкле, при нарушении границ территории, в особенности интимного пространства того или иного человека, следует иметь в виду следующие реакции: беспокойное ерзанье, сигнализирующее о желании удалиться; закидывание ноги на ногу, прочь от захватчика - поворот в сторону и подготовка к бегству; постукивание пальцами (сигнал внутренней тревоги); опора на руки с намерением подняться, что сигнализирует о желании встать и удалиться; зажмуривание глаз: «Я не хочу видеть, что вы подошли ко мне так близко»; опускание подбородка на грудь: «Я подчиняюсь, да, мне страшно, и я защищаю свою шею, оставь меня в покое»; приподнимание плеч для прикрытия шеи: «Твое вторжение я расцениваю как нападение и защищаю свою шею»; хватание предметов, особенно карандашей, которые затем в большинстве случаев заточенным концом поворачиваются в сторону «оккупанта»: «Я держу себя в руках или вооружаюсь, чтобы защититься от тебя». Вставание: «Я не позволяю так с собой обращаться, я делаю свои выводы и ухожу». При вторжении женщины в интимную зону мужчины возмущение будет не настолько сильным, как при вторжении мужчины в интимную зону женщины.

2. Личная дистанция. В своей личной зоне мы добровольно оставляем тех, с кем близки. Сохранение дистанции в пределах личной зоны зависит от статуса, отношений, и психологического состояния партнеров в данный момент. Близкий интервал: 45-75 см, далекий: 75-120 см.

В этом пространстве должны реализовываться нормальные коммуникационные процессы, происходящие между людьми. Однако люди, концентрирующиеся на внутренних переживаниях, стремятся к сохранению большего расстояния, чем экстраверты. Если человек не замечает личной зоны и слишком быстро приближается к интимной или даже вторгается в ее пределы, то он тем самым демонстрирует отсутствие у себя необходимого такта и верной оценки личности другого человека. Он в буквальном смысле слова предстает навязчивым и производит угнетающее впечатление. По сути дела, охрана личных зон является одним из главных принципов бессловесного общения.

Но личная дистанция не одинакова и для людей, воспитанных в сходных условиях. Так, поближе к партнеру стремятся находиться дети и старики; подростки и люди среднего возраста предпочитают отдаленное расстояние . Кроме того, мы обычно стараемся быть на большем расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на близкой дистанции.

Немаловажную роль при регуляции личной дистанции играют пол и рост собеседников. Чем выше мужчина, тем более он стремится приблизиться к собеседнику, и, наоборот, чем меньше его рост, тем на большем расстоянии он предпочитает держаться. У женщин же наблюдается противоположная зависимость. Объяснением этому служит то, что в обществе сложилась обыкновенная «культурная норма» - мужчина должен быть крупным, а женщина, напротив, миниатюрной. И мы неосознанно стремимся подогнать жизнь под эту условную норму.

Американский психолог Филипп Зимбардо обратил внимание, что люди, опасающиеся личностных контактов с окружающими, стремятся в буквальном смысле оградить себя. Усаживаясь в столовой на свободные места, они подальше отодвигают соседние стулья либо стремятся загромоздить их какими-то личными вещами, чтобы не допустить приближения возможного собеседника. Такая стратегия встречается довольно часто, и любой из нас может наблюдать ее в подобной ситуации. Таким образом, стремление сохранить почтительную дистанцию - верный признак недостаточной уверенности в себе, повышенной тревожности. И наоборот - спокойный, уверенный в себе человек меньше озабочен неприкосновенностью «своих границ». Человек напористый, агрессивный склонен к физическому расширению своих границ в буквальном смысле: об этом свидетельствуют, например, вытянутые или широко расставленные локти, ноги, размашистые жесты, касающиеся окружающих предметов и людей.

3. Социальная дистанция – зона для поверхностных контактов. Близкий интервал: 120-210 см . Люди, работающие вместе, стремятся использовать близкую социальную дистанцию. Далекий интервал - от 210 до 350 см . Эта дистанция, на которую становятся люди, когда кто-либо говорит им: «Станьте, чтобы я мог посмотреть на вас».

С социальной дистанцией мы имеем дело главным образом в сфере деловых отношений. Непроизвольно размеры этой дистанции устанавливаются тогда, когда между собеседниками стоит обеденный или письменный стол. На таком расстоянии друг от друга происходят все беседы, во время которых не стремятся установить близкие отношения, и речь идет больше о том или ином деле, чем о человеке. На таком же расстоянии происходят и разговоры о проблемах, непосредственно не волнующих и рассматриваемых абстрактно, «со стороны».

4. Публичная дистанция. Близкий интервал: 350-750 см. Далекий интервал: более 750 см . Это как раз то расстояние, на котором обычно находятся докладчики от своих слушателей. Пределы общественной или общей зоны позволяют без всякого смущения наблюдать за людьми, в особенности за теми из них, кто выставляет себя напоказ. Это возможно еще и потому, что тот, за кем наблюдают с подобного расстояния, может быть уверен в том, что такое наблюдение не перерастает в нападение. Нападающий должен был бы сначала преодолеть довольно большое расстояние. Кроме того, различные подробности и мелочи, которые хотят скрыть от других, разглядеть на таком расстоянии невозможно. Находящийся на большом расстоянии взгляд наблюдателя не провоцирует появления каких-либо защитных механизмов или оборонительного языка телодвижений.

5. Открытая зона – зона принципиально возможного контакта. В современных условиях каналы коммуникации постоянно изменяются, поэтому можно сказать о существовании потенциальных партнеров, например с помощью компьютерных сетей или невидимых партнеров, например у диктора телевидения. И в этих случаях мы посылаем вербальные и невербальные сообщения с надеждой и страхом по поводу их интерпретации и дальнейшего использования.

Следует иметь в виду, что у разных народов дистанции заметно различаются. Американский исследователь Э. Холл провел интересный эксперимент. Он «сталкивал» в деловом разговоре незнакомых коренных граждан своей страны и типичных представителей стран Латинской Америки. По итогам разговора выяснялось представление собеседников друг о друге. Холл установил, что в ходе беседы латиноамериканцы непроизвольно стремились приблизиться к партнеру, а граждане США все время отодвигались . Впоследствии, разбираясь в своем первом впечатлении о новом знакомом, североамериканец думал о латиноамериканце: какой он навязчивый, бесцеремонный, претендует на установление близких отношений. А представитель латиноамериканской страны также искренне полагал, что янки спесив, равнодушен, слишком официален. На самом деле сказывались различия в традиционных зональных нормах. Принятая в США дистанция делового общения кажется латиноамериканцам непомерно большой, так как они с детства усвоили принятую в их странах норму подходить к собеседнику почти вплотную.

Для дистанции общения не менее значимы и такие факторы, как социальный престиж или социальное положение собеседника, интравертность - экстравертность, общий объем беседы и, что особенно важно, - ее содержание. Существенно, что дистанция меняется и от внешних ситуативных факторов, например, от величины помещения.

Все это демонстрирует значение и силу дистанции и доказывает, что, как и в отношении других аспектов языка тела, всем нам полезно научиться более тонко чувствовать все нюансы положения, занимаемого нами по отношению к собеседнику

В каждой культуре, например, существует тип «идеальной сферы» вокруг отдельного человека. Эта сфера является как бы «территорией» или областью вокруг индивида, которая не может быть нарушена, если другой участник коммуникационного процесса не находится с индивидом в отношениях интимного характера. Примерами такого нарушения «территории» могут быть близкое стояние во время разговора или разговор в углу, прикосновение к индивиду и т. п. Так, замечено, что у европейцев эта «дистанция» больше, чем у людей, выросших в азиатской культуре.

Фиксированные дистанции: есть внутренний психологический эталон этих дистанций.

1. 0 –50 см интимная: в эту зону человек впускает тех, кому он доверяет; на этой дистанции обсуждается ограниченный ряд тем.

2. 50 см – 1,5 м личная: зона общения хороших знакомых; на этой дистанции общаются равные.

3. 1,5 – 3,5 м социальная: зона делового общения, общения людей, занимающих разное социальное положение.

4. 3,5 м и более общественная: дистанция общения с аудиторией.

Американский исследователь Эдвард Холл в очерке "Наш безмолвный язык", опираясь на свои наблюдения особенностей общения у разных народов, анализирует важный фактор, мимо которого часто проходят психологи, но который в процессе общения проявляется и может влиять на восприятие собеседниками друг друга, на возникающие при этом эмоциональные переживания и представления о качествах личности собеседника. Речь идет об обычаях устанавливать и поддерживать контакты (деловые, дружеские и иные), принятых у данного народа и усваиваемых каждым новым поколением. В статье, в частности, говорится о том, что у каждого народа существует свое представление о дистанции, которая должна разделять собеседников. По утверждению автора, типичная дистанция для янки, разговаривающего с другим взрослым мужчиной на деловую тему и в деловой обстановке, равняется приблизительно двум футам. Для взрослых жителей латиноамериканских стран это расстояние кажется непомерно большим, так как они усвоили принятую в их странах привычку во время разговора подходить к собеседнику почти вплотную. Холл "сталкивал" в деловом разговоре до этого незнакомых коренных граждан своей стра­ны и типичных представителей стран Латинской Америки, и разница в привычных дистанциях немедленно сказывалась: один во время беседы, иногда не осознавая этого, стремился приблизиться к собеседнику, а второй все время отодвигался от него. И во многих случаях, разбираясь в своем первом впечат­лении о новом знакомом, североамериканец думал о латиноамериканце: какой он назойливый... претендует на установле­ние близких отношений, а представитель латиноамериканских стран также искренне полагал, что янки высокомерен, холоден, слишком официален. А все дело было в несхожести привычных расстояний для ведения разговора.

Прикосновение у представителей разных культур имеет разное значение. Оно является неотъемлемым элементом коммуникации в Африке, на Среднем Востоке и в большинстве стран с латинской культурой. Один наблюдатель подсчитал, что пара, сидящая за столиком ресторана в Париже, за один час соверша­ет в среднем 110 взаимных прикосновений, в Лондоне - ни одно­го, а в Джексонвилле /США/ - около восьми. Похоже, что в США прикосновение имеет особое значение: одна женщина, выпрашивавшая у прохожих монетки в 25 центов, набрала их гораздо больше, когда дотрагивалась при этом до их руки, нежели в том случае, когда выражала свою просьбу только словами.

Относительно позы как способа невербального сигнала известно, что при входе руководителя в контору подчиненные стараются немедленно принять более «рабочую» осанку. Важны также позы, которые используют участники заседания. Они могут свидетельствовать о внимании или безразличии к обсуждаемому вопросу.

Лачинов: выразительные движения изредка складываются из жестов, часто из мимики, всегда из поз.

1) все отрицательные эмоции съеживают фигуру человека, положительные – разворачивают.

2) любые изменения позы всегда изменяют и внутреннее состояние.

Изменение позы – сигнал того, что внутреннее состояние изменилось.

На формирующееся у нас впечатление о человеке может повлиять принятая человеком поза . Так, в одном эксперименте людей, выступающих в роли объектов формирования первого впечатления, просили в одних случаях во время разговора с теми, чье впечатление оценивалось, наклонять свой корпус впе­ред, а в других случаях отклонять его, наоборот, назад. Оказалось, что в первом случае люди и мужчины, и женщины - нравились больше воспринимавшим их лицам, чем во втором. Кроме того, женщины нравились им сильнее, если они сидели в спокойной позе и с не перекрещенными руками и ногами.

Другие исследования еще в большей степени подтвердили значение характерной позы человека для формирования впечатления о нем. Вместе с тем они дополнительно раскрыли роль позы по сравнению с ролью лица в передаче истинного состояния, переживаемого человеком. Воспитывающиеся в условиях современного общества люди, как показали исследования, приучаются обычно лучше владеть своим лицом при выражении чувств и хуже - телом. Поэтому очень часто не лицо, а именно поза выдает настоящие переживания людей, их действительное отношение к нам.

Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу, так как свидетельствуют о действитель­ных эмоциях участника коммуникационного процесса и являются надежным индикатором проявляемых чувств. Она во многом определяет то, как слова будут интерпретированы. Невербальной информацией трудно манипулировать и трудно скрывать в любой межличностной коммуникации. Предположим, что руководителем проводится оценочное интервьюирование хорошего работника, но к которому первый испытывает личную неприязнь, и другой случай, когда аналогичное интервьюирование проводится по отношению к плохому работнику, но являющемуся личным другом руководителя. В этих случаях умение контролировать невербальную часть коммуникации будет способствовать приданию посланию более объективного значения с точки зрения оценки уровня работы подчиненного.

Особенности оформления внешности человека в первое время оказывают заметное воздействие на складывающееся у нас, об этом человеке впечатление. Проведенные эксперименты показали, что когда человек появлялся перед каждой новой группой испытуемых в другом костюме - или в обычном штатском, или в тренировочном, или в рабочем комбинезоне, или в духовном одеянии, или в военной форме, - то испытуемые помимо черт, отмеченных у этого человека всеми группами, называли у него также те качества, указывать на которые их явно заставлял костюм, в который был одет оцениваемый ими человек. Например, когда человек был в военной форме, ему устойчиво приписывались такие качества, как дисциплиниро­ванность, аккуратность, настойчивость; когда в обычном штатском - внутренняя раскованность, открытость по отношению к другим людям, свобода в проявлении чувств.

В этой связи полезно проанализировать особенности своего собственного образа. Не исключено, что какие-то межличностные проблемы порождены мелкими деталями внешности, которые легко изменить.

Казалось бы, нет ничего проще, чем определить рост человека . Однако австралийский психолог Пауль Р. Уилсон доказал, что рост человека в глазах посторонних не всегда равен фактическому. Уилсон представил пяти различным группам студентов Мельбурнского университета одного и того же человека, каждый раз присваивая ему новые звания и титулы, а затем попросил студентов на глаз определить его рост. Результаты оказались поразительными. Когда человек был представлен как студент, рост незнакомца достигал в среднем 171 сантиметра, но стоило назвать его ассистентом кафедры психологии, как рост его поднялся до 178 сантиметров. При звании "старший лектор" рост перевалил за 180 сантиметров. Наконец, рост "профессора" равнялся 184 сантиметрам.


Тема 11: Принятие и реализация управленческого решения.

Понятие управленческого решения. Типы решений. Целевая ориентация управленческих решений. Процесс принятия управленческих решений. Анализ альтернатив действий. Факторы, влияющие на принятие решений. Модели принятия решения. Методы принятия решения. Методы организации выполнения решения.

Процесс управления и управленческие решения. Одно из определений управления формулируется как сбор информации, разработка решений и организация выполнения , что подчеркивает высокую значимость решений в управл. деятельности. Деятельность любого руководителя связана с выполнением управл. функций, в том числе по планированию, организации, мотивации, координации и контролю процессов в Q. УР выступают связующим процессом, обеспечивая выполнение управл. функций. Реализация каждой из управл. функций являет собой цепь решений, связанных друг с другом и призванных раскрыть механизм действия каждой функции.

УР рассматривают как результат деятельности руководителя (менеджера). Встречаются два определения принятия реше­ний: расширенное и узкое. В расширенном определении принятие решение отож­дествляется со всем процессом управления. В узком определении принятие решений понимается как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов.

Место и значение управленческих решений в процессе управления. Разумеется, каждый человек так или иначе занят принятием каких-то решений: поступить или нет на работу в данную организацию, выполнить тем или иным способом трудовую операцию и пр. Это индивидуальные решения, касающиеся лишь одного человека и им же принимаемые. Другой пример. Технолог, экономист по характеру своей работы решают различные производственные вопросы, касающиеся содержания труда нескольких или многих людей на предприятии. При этом сами они часто не имеют ни одного административно подчиненногоим лица. Это тип инженерных решений, сущность которых состоит в «решении задачи». А управленческое решение представляет собой формально зафиксированный проект какого-либо изменения в организации, в осуществлении которого, помимо субъекта решения, участвуют и другие члены организации. Такое решение есть элемент отношений руководства-подчинения, т. е. принимаемый «за других» и выступающий как фактор власти в организации . Принятие такого решения означает определение необходимости и цели предполагаемого изменения, а также включение его в систему организационных отношений; осуществление управленческого решения подразумевает наличие в нем плана, а затем и самой деятельности по достижению цели.

УР характеризуется обязательным наличием субъекта и объекта управления. Для РУР и субъект и объект –люди, только субъект - это руководитель или лицо принимающее УР, а объект -работники организации, сотрудники …

Области решения в Q. УР-результат коллективного творческого труда. Оно всегда носит соц. характер. Даже если руководитель 1 разрабатывает УР, коллектив неявно влияет на него. Области решений: УР может приниматься в 3-х основных системах: 1. технич. - станки (где есть инструкция по использованию)- набор альтернатив ограничен, УР носит формализованный характер, выполняется в опред. порядке; 2. биологическая система – человек, Q,-набор альтернатив ограничен. Последствия УР часто носят непредсказуемый характер, как правило, невозможно ответить на вопрос «что будет, если…». 3. социальная система-множество вариантов УР, самый высокий уровень неопределенности, зависимость содержания решения от ситуативных проблем.

Смирнов: УР- это решение, принятое в социальной системе и направленное на:

1. стратегическое планирование,

2. управление управленческой деятельностью,

3. управление ЧРесурсами,

4. управление производственной и обслуживающей деятельностью,

5. формирование системы управления компании (методология, структура, процесс, механизм),

6. управленческое консультирование,

7. коммуникация с внешней средой.

Сущность УР. Каждое УР затрагивает экономические, Q-ные, социальные, правовые и технологические интересы компании.

Экон. сущность УР - на РУР и его реализацию требуются фин., материал. и другие затраты. Поэтому каждое УР имеет реальную стоимость. Q-ная сущность УР – к РУР привлекается персонал компании. Нужно сформировать хороший коллектив. Соц. сущность УР заложена в механизме управления персоналом, рычаги воздействия на человека. Цели УР должны быть ориентированы в первую очередь на создание комфортных условий для сотрудников. Правовая сущность УР –точное соблюдение законодательства РФ, правовых актов, международных обязательств компании и т.д. Технологическая сущность УР – возможность обеспечения персонала необходимой технич., информационными ресурсами для РУР.

Понятие «альтернативы». Виды альтернатив. Формирование оценочной системы.

Структура оценочной системы включает в себя: 1. перечень критериев, характеризующих объект принятия решения, 2- шкалы для оценок по критериям. Критерий - это показатель привлекательности / непривлекательности альтернатив для субъекта решения. Альтернатива - это вариант деятельности, он должен обязательно присутствовать в процессе принятия УР. Альтернатива может быть независимой (действия с которой не влияют на качество других альтернатив) или зависимой (оценки которой могут оказать влияние на качество других). Альтернатива также может быть доминируемой (по которой оценка лучше по одному критерию) или несравнимой (не уступающей другим по каким-либо критериям).

Задачи принятия решений существенно различаются также в зависимости от наличия альтернатив на момент выработки политики и принятия решений . Встречаются задачи, когда все альтернативы уже заданы, уже определены, и необходимо лишь выбрать лучшие из этого множества. Например, мы можем искать наиболее эффективную фирму из уже имеющихся, определять лучший университет, лучшую из построенных яхт и т.д. Особенностью этих задач является замкнутое множество альтернатив . Но существует множество задач другого типа, где все альтернативы или их значительная часть появляются после принятия основных решений. Например, необходимо разработать правило открытия кредитов в банке для организаций или частных лиц. Здесь альтернативы (конкретные организации или лица) принципиально появляются лишь после выработки и оглашения правил - расширяющееся множество альтернатив.

Когда альтернатив много, внимание ЛПР не может сосредоточиться на каждой из них. В таких ситуациях возрастает необходимость в четких правилах выбора, в процедурах использования экспертов, в разработке совокупности правил, позволяющих проводить в жизнь непротиворечивую и последовательную политику => разработка оценочной системы

Критерии м.б. зависимыми и независимыми . Зависимые - те критерии, при которых оценка альтернатив по одному критерию определяет оценку по другому критерию. Зависимость му критериями позволяет укрупнить альтернативы и создавать целостный взгляд на проблему. Требования к формированию перечня критерия:

1-полнота совокупности критерия (совокупность считается полной, если всесторонне характеризует цель УР),

2-удобство для практического использования,

3- измеримость критерия.

Шкала оценок по критериям - это специально созданная классификация, последовательность чисел для количественной или объемной оценки критериев альтернатив при выработке управленческого решения. Одной из самых популярных является шкала порядка - оценки упорядочены по возрастанию или убыванию качества альтернативы. Примером может служить шкала экологической чистоты района около места жительства: очень чистый район; вполне удовлетворительный по чистоте; экологическое загрязнение велико.

Участники процесса РУР.

1.- ЛПР –руководитель или менеджер,

2. Владелец проблемы : несет ответственность за ПУР.

3. Руководитель или участник активной группы , имеющий общие проблемы и стремящийся оказать влияние на результат (учет мыслей группы, чтобы не столкнуться с противодействиями).

Активная группа - источник новых вариантов решения проблемы.

4. Член группы, принимающей УР . Группа, принимающая УР – малая группа, все члены которой имеют равные права. Главная трудность здесь - общее, единое мнение.

5. Эксперты - (вносят новое в содержание) или консультант (разумная Q процедуры выбора).

6. окружение ЛПР – сотрудники Q, от имени которой принимается УР.

В процессе принятия решений люди могут играть разные роли. Будем называть человека, фактически осуществляющего выбор наилучшего варианта действий, лицом, принимающим решения (ЛПР).

Наряду с ЛПР следует выделить как отдельную личность владельца проблемы - человека, который, по мнению окружающих, должен ее решать и несет ответственность за принятые решения. Но это далеко не всегда означает, что владелец проблемы является также и ЛПР. Конечно, он может быть таковым, и история дает нам многочисленные примеры совмещения этих двух ролей. Но бывают ситуации, когда владелец проблемы является лишь одним из нескольких человек, принимающих участие в ее решении. Он может быть председателем коллективного органа, принимающего решения, вынужденным идти на компромиссы, чтобы достичь согласия.

Иногда личности ЛПР и владельца проблемы не совпадают. Когда некоторые руководители стремятся переложить на других принятие решений: глава фирмы полагается на своего заместителя, а президенты подписывают подготовленные другими распоряжения. Таким образом, владелец проблемы и ЛПР могут быть как одной, так и разными личностями.

Третьей ролью, которую может играть человек в процессе принятия решений, является роль руководителя или участника активной группы - группы людей, имеющих общие интересы и старающихся оказать влияние на процесс выбора и его результат. Так, пытаясь повлиять на экономическую политику страны, одни активные группы организуют забастовки, другие - шумную кампанию поддержки правительства в печати, третьи выделяют средства для поддержки правительства - дают займы.

Если решения принимаются малой группой, члены которой формально имеют равные права (жюри, комиссия), то человек является членом группы, принимающей решения . Главное в деятельности такой группы - достижение согласия при выработке совместных решений.

В процессе принятия решений человек может выступать в качестве эксперта, т. е. профессионала в той или иной области, к которому обращаются за оценками и рекомендациями люди, включенные в этот процесс. Так, при перестройке организации ЛПР обращается за советом к опытному администратору. Эксперты могут помочь бизнесмену в оценке экономической эффективности выпуска новой продукции и т.д.

При принятии сложных (обычно стратегических) решений в их подготовке иногда принимает участие консультант по принятию решений . Его роль сводится к разумной организации процесса принятия решений: помощи ЛПР и владельцу проблемы в правильной постановке задачи, выявлении позиций активных групп, организации работы с экспертами. Консультант (или аналитик) обычно не вносит свои предпочтения, оценки в принятие решений, он только помогает другим взвесить все «за» и «против» и выработать разумный компромисс.

Кроме того, в принятии решений неявно участвует окружение ЛПР, сотрудники той организации, от имени которой ЛПР принимает решения. Обычно эта группа людей имеет общие взгляды, общие ценностные установки. В связи с этим, хотя ЛПР принимает индивидуальные решения, он учитывает политику и предпочтения данной группы лиц. Также на ПРУР влияют и неформальные ценности - групповые нормы поведения сотрудников в организации, индивидуальные ценности руководителя.

Сочетание формального и неформального аспектов в разработке решений. В процессе подготовки и выбора решения необходимо учитывать две стороны: формализованную и поведенческую. Первая – нормативная, обусловлена математизацией процесса выполнения решения, вторая – особенностями поведения лиц, принимающих УР в конкр. обстановке. Это обстоятельство объясняется тем, что последнее слово в выборе окончательного решения принадлежит не «математике», и не «машине», а человеку, зависит от его индивидуальных особенностей: профессионализма, склонности к риску и пр.

В связи с этим в общей теории принятия решений выделяются нормативные модели принятия УР, ориентированные на расчет альтернатив и выбор оптимального варианты в условиях установленных критериев и ограничений. В этом случае абстрагируются от личностных особенностей ЛПР, нормативные модели предписывают как ЛПР должно принимать решение.

В дескриптивных моделях принятия УР поведенческий аспект руководителя является определяющим, в них раскрываются процессы и силы, объясняющие стратегию и тактику, применяемую ЛПР при разработке УР. В дескриптивных моделях учитываются как логическая схема процесса РУР, используемая ЛПР, так и психологические аспекты (ценностные ориентации ЛПР, темперамент, способности, эмоцион. и волевой уровень, характер мышления и пр.)

Требования к УР и условия их достижения: Успешное УР во многом зависит от организации его разработки, соблюдения ряда основополагающих принципов: 1. решение проблемы должно быть сориентировано на положительные конечные результаты; 2. РУР не должен ограничиваться одним вариантом; 3. технология РУР должна включать использование количественных и качественных методов; 4. учет вероятного характера наступления социально-экономических событий и риска, 5-применение современной компьютерной техники, 6- рациональное сочетание труда ЛПР и других сотрудников, 7- формулировка проблемы, РУР и реализация должны концентрироваться на том уровне иерархии, где для этого есть необходимая информация. 8- использование целевого, комплексного, системного подходов для РУР, 9- гибкое использование наиболее рациональных Q-ных форм РУР - индивидуальных, групповых, коллективных и т.д.

Требования к УР : 1. соответствие содержания УР действующему законодательству и установленных в организации правил, 2- наличие у руководителя соответствующих полномочий, 3. наличие в тексте УР четкой цели, 4. недопустимость в тексте УР противоречий, 5. возможность технической, Q-ной, социальной выполняемости УР. 6- параметры для контроля, 7- учет возможных отрицательных последствий.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Вводное занятие. Предмет и задачи курса теория управления. Управление как целенаправленный процесс

Тема управление как целенаправленный процесс.. деятельность человека потребность в управлении общее понятие об управлении..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

На самом деле очень даже причем. Не замечали, как порой собеседник, да просто любой рядом стоящий человек начинает вызывать раздражение, даже если и не спорит с вами, даже если в вашу сторону не глядит? Вдруг рождается вроде бы беспричинная злость, граничащая с расхожим выражением «хочется убить», или хотя бы оттолкнуть. А причина-то есть - он подошел слишком близко, вторгся на «личную территорию», нарушил границы «зоны общения». Близкий друг или родственник такого раздражения не вызывает - ему позволено находиться рядом.

Первопричина существования у людей зон общения - звериная. Звучит грубовато, вызывает неприятие у развитой мыслительной способности «человека разумного», но по сути очень верно. Распределение зон общения досталось нам из нашего древнего далека вместе с другими животными атавизмами. Но в отличие от копчика, своего значения не утратило. Более того - это правило приобрело очень важное значение для психического здоровья человека.

Посмотрите, на какое расстояние подпускают к себе звери. Если они соперники - по территории или в борьбе за самку - дистанцию держат огромного размера. Метят ее и зорко охраняют границы. Любой преступивший черту феромонного запаха - потенциальный враг, которого нужно прогнать, а если легкомысленный нахал - то и убить.

Звери партнеры - волки, собаки динго охотятся в стае и вынуждены терпеть близкое соседство друг друга. Но и в этом случае соблюдают допустимую границу. Задел соседа хвостом - получи предостерегающий оскал, даже если охота за добычей в самом разгаре.

А бывает, что и крокодил пускает в свою пасть птичку. Это другая зона общения - меркантильная. Ты - мне (зубы почистишь), я - тебе (позволю съесть остатки и не съем тебя). Налицо общая выгода, заинтересованность друг в друге, потому крокодил и не захлопывает пасть. Ну а интимные отношения, понятное дело, строятся на самой короткой дистанции.

Как и в дикой природе, нам обязательно нужно обособиться. Что поделать - инстинкт самосохранения, заложенный в нас природой, не утратил своего значения. Это мы, люди, стали его игнорировать. И сами себя этим наказали. Мы и раздражаемся, и злимся, и кулаки сжимаем, и ссоры ерундовые затеваем, получая десятки стрессов ежедневно. И не понимаем, что причина в большинстве случаев - несоблюдение границ зоны общения. Инстинкт-то никуда не делся. Адреналин-то выбрасывается в кровь, хотим мы этого или нет. И надо что-то делать. Драться или убивать - это уж слишком, от этого нас Уголовный кодекс отучил, зато поорать друг на друга всласть - это мы запросто. И мы орем, ой как орем! На улице, в транспорте, в магазине, на работе…

Есть нации, которые природный инстинкт очень уважают. Англичане, например. Конечно же, звериному инстинкту они присвоили вполне человеческое понятие - правила хорошего тона. Названия, разумеется, большой роли не играют, главное - они эти правила соблюдают! И посмотрите - не орут на улице, доводя себя до сердечного приступа или гипертонического криза, как это у нас бывает…

Да потому что подойти к человеку слишком близко, дотронуться до него даже мимоходом, а не дай Бог и толкнуть случайно - это страшное преступление против личности. Есть ли что страшнее для англичанина? Есть! Прослыть невеждой.

В 50-е годы прошлого века американский антрополог Эдвард Холл выделил четыре пространственные зоны общения: интимная, личная, социальная и публичная. Современные ученые их немного подредактировали, но смысл остался тот же: каждый индивидуум должен знать и соблюдать границы дозволенного - если не для самосохранения, как у животных, то хотя бы для сбережения своего здоровья! И окружающих, конечно же.

На каком расстоянии друг от друга нам следует общаться? Ученые этот вопрос исследовали и расстояние буквально линейкой измерили. И получились у них вот такие цифры.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗОНА. Ее расстояние специалисты определили в 3,6 метра. Ее еще можно назвать публичной. На таком расстоянии нужно держать незнакомцев, выступать перед публикой.

ЛИЧНАЯ ЗОНА. 1-1,5 метра. На мой взгляд, самая главная зона, внутри которой и формируются все человеческие конфликты. Это та зона, на которую мы претендуем в обществе лично для себя. Никого постороннего в этой зоне мы не потерпим. Любой человек, нарушающий эту зону, приближающийся к нам ближе, чем на один-полтора метра, вызывает раздражение, беспокойство и самое главное - ответную реакцию.

Если подойдете к боссу с какой-нибудь просьбой, нарушив его личную зону, - получите отказ. Этот отказ вас очень удивит: вроде бы не должен был отказать, особенно если и сам был в этом заинтересован. «С чего бы это, какая муха его укусила?» - напряженно раздумываете вы. А объясняется все просто - это ответная реакция на ваше вторжение в его личную зону. В этот момент вы воспринимаетесь как враг, которому в ответ нужно сделать что-то ПРОТИВное. Он и делает - принимает решение ПРОТИВ вас. Причем совершенно БЕССОЗНАТЕЛЬНО.

Ну а если вы переступите черту личной зоны какого-нибудь «неандертальца»-хулигана, можно и в глаз кулаком получить. Это будет его ответная реакция в присущей ему примитивно-животной манере. Кстати, обращали внимание, как при очень эмоционально-агрессивных разборках стоящий разборщик вытягивает руки навстречу приближающемуся оппоненту, отталкивает его. Это своеобразное предупреждение (разумеется, неосознанное!), за которым может последовать удар, если оппонент не остановится и не отойдет назад, покинув личную зону.

ЗОНА БЛИЗОСТИ. 25 сантиметров. Эта зона не для всех, но кое-кого мы в нее все-таки впускаем. Так близко без ущерба для психики мы можем подпустить к себе только старого проверенного друга. А еще любимых родственников и приравненных к ним лиц. Ведь это расстояние «вытянутой руки» требует абсолютной уверенности в безопасности.

ИНТИМНАЯ ЗОНА. От 0 до 25 сантиметров. В эту зону укладываются только сексуальные партнеры. Эта же зона предназначена для матери и дитя. И все.

Это средние показатели. Они могут меняться, в зависимости от некоторых причин. Главные среди них - две.

КЛИМАТ . Более эмоциональные и беззаботные южане могут подпустить вас к себе ближе. А северяне, в тяжелой борьбе за существование выковавшие более суровый характер, наоборот, постараются держать вас как можно дальше от себя.

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ . Национальные черты имеют очень важное значение в общении. Например, эмоциональные испанцы с открытым типом характера запросто подпустят вас ближе, чем принято личной зоной. А вьетнамцы вообще могут повиснуть на вас, как игрушки на новогодней елке, выражая так свою любовь, признательность и другие положительные эмоции.

Это нужно учитывать при общении с ними, относиться с пониманием и оттого снисходительно. В общем, таких людей нужно потерпеть.

С финнами или шведами нужно держаться на расстоянии. Эти северные национальности очень сдержанны в общении, поэтому их личные зоны длиннее общепринятых стандартов. А к англичанам вообще лучше не приближайтесь, иначе вас обольют презрением и запишут в людей низшего сорта. Англия, как мировая законодательница культуры поведения, строго блюдет ею же созданные правила.

Зная расстояние всех типов зон общения, национальные и климатические особенности проживания ваших собеседников, нетрудно будет сформировать правильное поведение. Для обоюдной же пользы. Не хочешь получить отказ или кулак в лицо - не преступай личную зону! Соблюдай право человека на территорию!

Однако бывают моменты вынужденного нарушения зоны общения. Например, в переполненном транспорте. Стоит только кому-то дотронуться, толкнуть, наступить на ногу близстоящего, как некоторые граждане нервического состояния души и тела начинают закатывать истерики и скандалы. Как же хочется (даже если это и наивно звучит), чтобы эти граждане понимали, что в некоторых случаях нарушение их личного пространства - это вынужденная ситуация, не следует воспринимать ее как посягательство, нужно просто немного потерпеть.

С другой стороны, если пространство вокруг вас более-менее свободно - не приближайтесь к людям, не нарушайте их личную зону. Даже если вы не дотронетесь до них своим рюкзаком, его близость будет вызывать опасения и тем самым раздражать…

Тема занятия: Невербальные средства коммуникации

Цель занятия : сформировать представление об невербальных средствах коммуникации.

Учебно-целевые вопросы занятия:

  1. Параметры невербального поведения. расстояние между собеседниками, взаимное расположение собеседников, жесты, позы, мимика, сигналы глаз и т.д.
  1. Невербальные вокальные феномены.

Параметры невербального поведения

Невербальное поведение человека условно можно разделить на две группы.

К первой группе невербальных сигналов относят собственно невербальное поведение : расстояние между собеседниками, взаимное расположение собеседников, жесты, позы, мимика, сигналы глаз и т.д.

Ко второй группе относят, так называемые, невербальные вокальные феномены (т.е. паралингвистические компоненты (громкость, тембр, ритм, высота звука т.п.) и экстралингвистические (речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель и пр.)).

Расстояние между собеседниками

В ситуации межличностного общения существует некоторая граница между собеседниками, которую трудно переступить. Каждый человек неосознанно регулирует свое персональное пространство – дистанцию между собой и другими участниками общения, свое положение относительно них и свою ориентацию в пространстве. Расстояние между собеседниками зависит от ряда факторов.

Во-первых, оно зависит от степени эмоциональной близости между партнерами по общению. Чем более холодные, формальные отношения между людьми, тем больше расстояние между ними в ситуации общения. Чем отношения ближе, тем меньше дистанция.

Во-вторых, расстояние между собеседниками увеличивается с повышением социального статуса одного из них. Как правило, человек держится подальше от тех, кого уважает, почтительно обходит высоких начальников.

И, наконец, расстояние между людьми зависит от психического состояния собеседников . Персональное пространство у каждого имеет свои размеры в зависимости от самочувствия, настроения, состояния. Уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе. Беспокойные, нервные люди стараются держаться подальше, особенно от лиц противоположного пола. Люди более конфликтные, подозрительные и нелюдимые окружают себя более широкой зоной персонального пространства, чем люди общительные и уживчивые. У интравертов персональная дистанция больше, чем у экстравертов.

Э.Холл и Дж.Трейджер выделяют четыре межличностных расстояния:

Интимное расстояние от 15 до 45 см. Это расстояние общения близких, хорошо знакомых людей, находящихся в тесном эмоциональном контакте, это дети, родители, супруги, близкие друзья и родственники. В этой зоне имеется еще подзона (от 0 до 15 см.), в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Это сверх- интимная зона.


Личная дистанция (от 46 до 120 см.) это расстояние, на котором происходит общение хорошо знакомых людей, большая часть разговоров происходит именно на этой дистанции, еще она называется дистанцией эмоционального общения.

Социальная дистанция (от 1,2 до 3,6 метров), это расстояние, которое разделяет посторонних людей, улаживаются безличные дела, происходят формальные встречи в общественных местах. Такая дистанция позволяет каждому заниматься своим делом.

Публичная дистанция (более 3,6 метра). Общение формальное, обычно с несколькими людьми одновременно, например, преподаватель и студенты. На таком расстоянии детали лица, мелкие движения не улавливаются. Голос становится громче, слова тщательнее подбираются и старательно выговариваются.

Важный момент в обустройстве, выстраивании ситуации - это приемлемая для собеседника и соответствующая вашим задачам дистанции в общении. Сорок сантиметров между вами или метр сорок - иногда именно это оказывается критическим обстоятельством, определяющим успех или неуспех разговора.

Если чисто пространственно вы находитесь слишком далеко от собеседника, он ощущает отсутствие контакта, а вы представляетесь ему человеком холодным или недружественно к нему настроенным. Напротив того, слишком короткая дистанция создает ему ощущение, что на него давят, а вы - человек бесцеремонный и навязчивый.

Как же определить, это «слишком далеко» или «слишком близко»?

В первую очередь дистанцию в общении определяет тема (жанр) беседы. Дистанция официальных переговоров - от 3,6 м. Дистанция делового разговора: 1,2 м - 3,6 м. Дистанция личной беседы: 45 см - 1,2 м.

В российской культуре, где деловые отношения всегда перемешиваются с личными, дистанция делового общения обычно короче, нередко ничем не отличается от дистанции личной беседы.

Если вы протянули друг другу руки, поздоровались, беседуете и переходите на разговор совсем личного свойства, то учтите, что дистанция интимного сообщения: 15 - 45 см: от «на ушко» до длины доверительного локтя.

А как вы ответите на вопрос: где будет между собеседниками большее расстояние — в маленькой комнатке или в большом помещении? В углу помещения или в центре помещения? Правильный ответ здесь1…

То, как на дистанцию в общении влияет симпатия, вы знаете: мы готовы оказаться на меньшей дистанции с теми, кто нам нравится и кого мы воспринимаем как имеющего сходные интересы и ценности.

Отсюда следует важный практический вывод: если вы хотите продемонстрировать расположенность к человеку, старайтесь уменьшить дистанцию между вами, но если после вашего очередного микро-шага (или наклона) в его сторону он делает такой же микро-шаг назад или синхронно отклоняется от вас, значит, вы на границе приемлемой для него дистанции.

Приемлемой пока. Возможно, через несколько минут его ощущение допустимой между вами дистанции изменится, особенно, если вы практикуете подстройки.

При этом, если вы в какой-то ситуации почувствуете сопротивление делового партнера вашему стремлению дистанцию сократить, не делайте преждевременных выводов: не очевидно, что он мало расположен именно к вам, это может быть его общее отношение к людям.

Дистанция в общении связана и со статусом: чем человек чувствует себя важнее и значительнее, тем более он настаивает на значительной дистанции.

В кабинете самого высокого руководства подчеркивать величественность его Хозяина будет самых солидных размеров стол, который непременно окажется между вами.

На дистанцию в общении в определенной степени влияет жизненный опыт, личные и национальные особенности. Известно, что южане естественным для себя образом общаются на более короткой дистанции, нежели, например, «горячие финские парни» и прочие скандинавы. Что касается возраста, то дети-дошкольники обнаруживают предпочтения и вариации в дистанции личного пространства уже в 2-летнем возрасте. У детей школьного возраста межличностная дистанция увеличивается примерно до 12 лет, когда она достигает дистанции взрослых людей.

А самый главное, чем более развит человек, тем в меньше степени ему важна эта самая дистанция в общении, и одновременно с этим он все в большей степени внимателен к тому, какая дистанция подходит его собеседника и просто нужна для дела.

Не человек служит дистанции, а дистанция — человеку!

Новое на сайте

>

Самое популярное