Домой ОТП банк Спецсчет на что можно тратить денежные средства. Порядок расходования средств со спецсчета на капитальный ремонт

Спецсчет на что можно тратить денежные средства. Порядок расходования средств со спецсчета на капитальный ремонт

Это нововведение пришло с изменениями, которые вступили в силу 01.07.2018. Это обычный расчетный счет, на котором банк блокирует или снимает деньги по обращению любой из восьми ЭТП для торгов по 44-ФЗ. Его используют участники госзакупок со стороны поставщика. А придумали его, чтобы упростить процесс обеспечения заявок во время конкурентных торгов, в электронных конкурсах и аукционах.

О том, как открыть спец счета для учета госзаказов, что это и как с ним работать, рассказали в видео.

  • как работать со специальным счетом по 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2020 году ;
  • как открыть специальный счет .

Видеоинструкция: «Как открыть спецсчет»

Обязательно ли открывать

В ст. 44-ФЗ указано, что спецсчет для участия в торгах - это инструмент, который помогает обеспечить заявку. Поэтому если участвуете исключительно в тендерах без обеспечения, можете не открывать его. Напомним, с 01.07.2018 заказчик вправе, но не обязан требовать обеспечить заявку, если НМЦК не превышает 1 млн руб.

Если участвуете в конкурсах и предоставляете банковскую гарантию в качестве обеспечения заявки, то с 01.07.2019 это снова стало возможно.

Если участвуете в госзакупках со стартовой ценой до миллиона и собираетесь перечислять плату за победу на банковские реквизиты площадки, то обойдетесь без спецсчета.

Когда начали открывать

Новая система уже работает.

Официально открывают спецсчет для обеспечения госконтрактов с 31.08.2018. И мейте в виду, что не все банки оказались к этому готовы. 31 августа мы попытались открыть специальные счета в двух крупнейших банках. Сбербанк предложил открыть обычный расчетный, а впоследствии подписать дополнительное соглашение, которое позволит использовать его для участия в торгах. А вот ВТБ открывает полноценный специальный счет. В конце статьи с качайте необходимые документы. Мы прилагаем их в качестве примера того, как документально организована процедура.

По данным Минфина, по состоянию на 25.10.2019 их открыто 307 947.

В какой банк обращаться

Распоряжением правительства № 1451-р от 13.07.2018 утвердили закрытый перечень банков, в которых разрешили открыть спецсчет:

  1. Сбербанк.
  2. Газпромбанк.
  3. Российский Сельскохозяйственный банк.
  4. Альфа-Банк.
  5. Московский Кредитный банк.
  6. Открытие.
  7. Райффайзенбанк.
  8. Росбанк.
  9. Всероссийский банк развития регионов.
  10. Промсвязьбанк.
  11. Россия.
  12. Санкт-Петербург.
  13. Совкомбанк.
  14. Российский национальный коммерческий банк.
  15. ЮниКредит.
  16. Возрождение.
  17. Тинькофф.
  18. АК БАРС.
  19. Северный морской путь.
  20. Новикомбанк.
  21. Хоум Кредит энд Финанс.
  22. Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства.
  23. ДОМ.РФ.

Если банка нет в перечне из распоряжения правительства № 1451-р от 13.07.2018, специальный счет в нем не откроют!

У меня уже есть счет в одном из банков перечня. Открывать отдельный?

В этом случае открывать отдельный не нужно. Используйте имеющийся расчетный. Для этого подпишите допсоглашение с банком (постановление правительства № 626 от 30.05.2018).

Сколько открывать

Достаточно одного спецсчета для участия в госзакупках. Электронные площадки подписали соглашения о взаимодействии с каждым из банков из распоряжения 1451-р. В этом один из плюсов нововведения: теперь не держат деньги на нескольких электронных площадках. Один счет используют для всех торгов.

Не запрещено иметь их в нескольких банках. Это подтверждает позиция Минфина.

Когда заблокируют деньги?

В ч. 20 ст. 44 44-ФЗ указано, когда блокируются деньги на спецсчете 44 ФЗ, - это произойдет в течение часа после окончания приема заявок. Точное время устанавливает заказчик.

Из этого вытекает важный нюанс работы - не обязательно иметь всю сумму обеспечения заявки в момент ее подачи. Следите, чтобы ко времени окончания приема заявок денег было достаточно. Иначе заявку автоматически отклонят, и переподать ее не получится.

Используете для торгов отдельный специальный счет и пополняете его по мере необходимости с расчетного? Помните, что на фактическое поступление денег уходит до 3 рабочих дней! Учитывайте это, планируя операции.

Когда разблокируют деньги?

В течение одного рабочего дня после того, как:

  • заявку отклонили;
  • участник не подал ни одного предложения в ходе торгов;
  • участник не прошел предквалификационный отбор;
  • участника отстранили от участия;
  • был подписан контракт, за вычетом платы за победу.

Инструкция, как вывести деньги со спецсчета обратно на расчетный счет, в разных банках отличается. Вот, например, инструкция банка Тинькофф, как вернуть деньги со спецсчета на расчетный:

  1. Зайдите в личный кабинет.
  2. Убедитесь, что деньги разблокированы.
  3. Выберите операцию «Перевод между счетами».
  4. Укажите номер своего расчетного.
  5. Переведите деньги со специального на расчетный.

Банки начисляют процент?

Есть банки, которые начисляют процент на сумму, которая находится на специальном счете для обеспечения заявок в электронных процедурах. Сумма процентов зависит от банка, она прописывается в договоре или допсоглашении.

С отдельного счета списывают плату за победу?

Работа со спецсчетами по госзаказам заключается еще в оплате победы. Если у победителя есть специальный счет, то деньги за победу снимут с него. Если нет, электронная площадка потребует перечислить нужную сумму на банковский.

В соответствии с пп. 6 п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 8 Закон № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

Учитывая вышеизложенные нормы Закона № 275-ФЗ Организация-субподрядчик, которая включена в кооперацию головного исполнителя по выполнению гособорнзаказа обязана заключить договор о банковском сопровождении и открытии спецсчета в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем. Поэтому она, не вправе открыть спецсчет в ином банке, кроме того, который указан в контракте с исполнителем и его уведомлении.

Правомочен ли банк отказать организации в открытии счета?

Организацией (Исполнитель) столкнулась с ситуацией когда Уполномоченный банк отказал ей в открытии специального счета на том основании, что что по мнению банка Общество проводило подозрительные и сомнительные операции, направленные на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем. Разберемся, прав ли банк?

Согласно ст. 11 НК РФ счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. При этом Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, который обратился с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами (п. 2 ст. 846 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ Исполнитель заключает с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договор о банковском сопровождении (пп. 2 п. 2 ст. 8 Закона № 275). Кроме того, Исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп. 3 п. 2 ст.8 Закона № 275-ФЗ).

В свою очередь уполномоченный банк обязан заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета (пп. 1 п. 2 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ). При этом отдельный счет - это счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу (п. 10 ст. 3 ФЗ Закона № 275-ФЗ). Поэтому на Организацию- исполнителя возложена обязанность по открытию специального счета в уполномоченном банке Законом № 275-ФЗ.

Cогласно абз. 2 п. 2 ст. 846 ГК РФ Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом.

Однако при этом следует учитывать, что кредитная организация (банк) вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия у нее подозрений о том, что целью заключения такого договора, во исполнение которого открывается счет, является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» далее Закон № 115-ФЗ).

Согласно п. 6.2 гл. 6 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П), (далее- Положение № 375-П), факторами по отдельности или по совокупности, влияющими на принятие кредитной организацией такого решения могут являться следующие обстоятельства:

Юридическое лицо имеет размер уставного капитала равный или незначительно превышающий минимальный размер уставного капитала, установленный законом ((пп. «а» п. 6.2 Положения № 375-П.

С даты регистрации юридического лица прошло менее шести месяцев (пп. «б», п. 6.2 Положения № 375-П);

Согласно данных налоговой службы в качестве юридического адреса юридического указан адрес массовой регистрации (пп. «в», п. 6.2 Положения № 375-П).

Отсутствие по адресу юридического лица, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, органа или представителя юридического лица («г» п. 6.2 Положения № 375-П);

Одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица, его руководителем и) осуществляет ведение бухгалтерского учета (пп. «д», п. 6.2 Положения № 375-П);

Имеется информация Банка России о том, что в отношении Организации выявлено наличие задолженности нерезидентов по контрактам, по которым Организацией были закрыты паспорта сделок в связи с их переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк (пп. «е»," п. 6.2 Положения № 375-П);

В отношении юридического лица имеется решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества (пп. «и» п. 6.2 Положения № 375-П);

Иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией (пп. «к» п. 6.2 Положения № 375-П.

Учитывая вышеизложенное, несмотря на то, что открытие специального счета Исполнителем в рамках исполнения им гособоронзаказа, предусмотрено законодательно, кредитная организация вправе отказаться от заключения договора банковского счета в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации, при наличии оснований полагать, что Организация совершает операции, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Однако при получении отказа Организация-Исполнитель вправе обратиться в суд, и не исключено, что судебные органы, в случае недоказанности наличия оснований для открытия банковского счета, предусмотренных в п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, встанут на сторону Организации и признают действия банка неправомерными (Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2016, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.04.2017 № Ф01-878/2017 по делу № А43-15183/2016).

Так Верховный Суд РФ, рассматривая аналогичную ситуацию в своем Определении от 25.08.2017 № 301-ЭС17-10939 по делу № А43-15183/2016 отметил, что несмотря на то, что для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем, при рассмотрении в суде дела об оспаривании отказа в открытии счета, банк должен подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета. Кроме того, суд обратил внимание на то, что денежные средства из федерального бюджета, направленные на исполнение государственного оборонного заказа, не могут по своей правовой природе являться доходом, полученным преступным путем.

Таким образом учитывая вышеизложенное для отказа в открытии счета банку достаточно лишь подозрений о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем. Однако, если Организация обратиться в суд, то банк должен будет подтвердить и доказать, что такие подозрения являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета.

Вправе ли Организация-исполнитель перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет?

В данной ситуации Организация-исполнитель, включенная в кооперацию головного исполнителя в рамках исполнения государственного оборонного заказа, заключила обычный договор поставки на приобретение материалов, которые в дальнейшем будут использованы ею для исполния гособоронзаказа. Сумма договора составляет 400 000 руб. а поставщик не имеет специального счета, открытого в уполномоченном банке. Как быть?

В соответствии с пп.6 п.1 и пп.6 п.2 ст.8 Закон № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

В соответствии с пп. «з» п. 2 ч.1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях в частности оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц.

Поскольку с отдельного счета исполнителя возможно списание денежных средств на иные банковские счета в целях оплаты иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц, а в рассматриваемом вопросе речь идет о сумме в 400 000 руб., Организация-исполнитель, осуществляющая деятельность в рамках ГОЗ, вправе перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет.

Перечисляем аванс сотрудникам со спецсчета

Режим использования отдельного счета подразумевает обязанность предоставления Организацией в уполномоченный банк документов, являющихся основанием для составления распоряжений на перечисление сумм ЗП на счета сотрудников, а также распоряжения на уплату соответствующих налогов, в частности НДФЛ в качестве налогового агента. Обязана ли Организация выполнять данные требования при перечислении аванса сотрудникам (ЗП за первую часть месяца)?

В соответствии с пп. «ж» п. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает совершение разрешенных операций в соответствии с п. 2, 3, 9 и 10 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ.

При этом согласно пп. «а» п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ по отдельному счету не допускается, в частности, совершение операций в виде перечисления (выдачи) денежных средств физическим лицам, за исключением оплаты труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ уполномоченный банк в частности вправе: запрашивать у головного исполнителя, исполнителя документы и сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом (пп.1 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ); осуществлять контроль распоряжений в порядке, установленном ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ (пп.4 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ).

При принятии распоряжения к исполнению уполномоченный банк контролирует: в частности, соответствие назначения платежа, указанного в распоряжении, содержанию документов, представленных владельцем отдельного счета и являющихся основанием для составления распоряжения (пп. 3 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ), а также соблюдение режима использования отдельного счета, установленного Законом № 275-ФЗ (пп. 4 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ).

При этом, при перечислении ЗП, в том числе и за первую половину месяца (аванса) Организация-Исполнитель должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств (Письмо Банка России от 02.12.2015 N 12-1-5/2822, от 14.12.2016 № 12-1-5/2793).

При этом следует добавить, что п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ регулирует порядок перечисления (выдачи) денежных средств с отдельного счета физическим лицам и не может регулировать порядок перечисления, в частности, налога на доходы физических лиц (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).

Российские организации, от которых налогоплательщик получил доходы, обозначенные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ). При этом датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход (п. 3 ст.226 НК РФ).

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, в данном случае относительно выплаты ЗП- на последний день месяца (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, п. 3 ст. 226 НК РФ).

Поэтому, учитывая вышеизложенное, налоговый агент в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, производит исчисление НДФЛ и не как не может этого сделать ранее.

В этой связи до истечения месяца невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет, при выплате заработной платы за первую половину месяца (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).

Таким образом, Организация Исполнитель при выплате ЗП за первую половину месяца должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств.

Однако, при этом одновременно с распоряжением на аванс Организация не должна предоставлять распоряжения на уплату НДФЛ в качестве налогового агента, поскольку до истечения месяца, невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет.

В нашей стране построено громадное количество многоквартирных домов, которыми необходимо разумно управлять и постоянно поддерживать в надлежащем состоянии, чтобы предотвратить раннее обветшание и преждевременный износ. Для таких целей собственникам многоэтажек нужно собрать деньги, и открыть спецсчет капитального ремонта. Как и кому это следует делать, пойдет речь ниже.

Выбор способа сбора средств на капремонт

В соответствии с действующим законодательством фонд капремонта многоэтажек может формироваться двумя способами:

  1. Спецсчет дома.
  2. Счета регионального оператора.

Перед тем как открыть спецсчет многоквартирной постройки, необходимо собрать владельцев недвижимости или ТСЖ и большинством проголосовать за это действие. Также следует определиться с суммой платежей и финансово-кредитной компанией, где будут храниться деньги.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Или звоните нам по телефону (круглосуточно).

Это быстро и бесплатно!

Обладатели жилых помещений сами решают, как им собирать средства на капремонт дома, при этом Минстрой РФ советует открывать счет именно на свой дом. Таким образом, вы будете сами решать – как собрать и израсходовать деньги. В случае, когда ТСЖ не избрано, то инициатива правления передается на государственные органы – деньги копит региональный оператор, он же и распределяет их, контролируя сбор средств.

Когда собственники недвижимости в многоэтажных домах решают открывать счет в банке самостоятельно, то они одновременно могут не только выбирать банк для управления денежными средствами, но и сократить время ожидания наступления капитального ремонта. Для этого понадобится преодолеть несколько этапов, чтобы самостоятельно управлять взносами от жителей многоэтажек.

Преимущества открытия счета

Самое главное преимущество организации спецсчета – это способность в любой момент проверить его сохранность и пополнение собственниками многоэтажек. В случае с ТСЖ, нужно избрать представителя, который будет этим заниматься и отчитываться каждый месяц перед жильцами. При создании счета на имя регионального оператора никаких подробных отчетов вы не дождетесь.

Предпочтенная кредитно-финансовая организация ежемесячно начисляет проценты на вложенные деньги, поэтому, выбирая банк, где можно оформить спецсчет на капремонт, рекомендуется внимательно изучить условия хранения средств. Проверить проценты и сумму можно в любое удобное время, снять деньги вы также сможете, когда хотите. Для этого понадобится соответствующее решение собрания ТСЖ.

Создание лицевого счета в банке имеет и свои минусы, главным из которых является необходимость оплаты за открытие и обслуживание. К тому же, счет на базе регионального оператора очень редко включается в государственные или региональные дотационные и субсидированные программы. Из этого следует, что рассчитывать нужно будет только на себя, а банк из-за инфляции может потерпеть убытки и объявить о банкротстве. Все эти сведения необходимо иметь в виду при оформлении спецсчета на капитальный ремонт многоквартирного дома.

Открытие спецсчета

Открытие спецсчета происходит после собрания жильцов, которые решили таким способом копить деньги на капремонт. Когда счет оформляется на ТСЖ, то выбранный представитель обращается в банковские структуры с соответствующим решением. Если для этих целей выбрали регионального оператора, то все бумаги адресуют ему. Созданный на таких основаниях счет, должен использоваться только по прямому назначению, то есть быть целевым. Существуют некоторые тонкости управления подобным счетом:

  • при создании указывается многоквартирное здание, для которого предназначен сбор средств;
  • деньги, переводимые на этот счет, направляют только на капремонт;
  • любой собственник может, когда захочет требовать сведения о поступлении средств и проведенных операциях, для чего нужно написать запрос в банковское учреждение;
  • никто не имеет права арестовывать спецсчет.

Извещение о создании счета и переводе на него зачисленных ранее платежей адресуют региональному оператору Фонда.

Перевод денег от регионального оператора на спецсчет

Когда владельцы недвижимости принимают решение о создании специального счета, то это не значит, что деньги от регионального оператора переведут туда незамедлительно. Существуют определенные тонкости подобной операции:

  • принятое владельцами недвижимости постановление о том, что они расторгли договор с региональным оператором, будет иметь силу не раньше, чем через год после получения документов;
  • при наличии долгов за сборы на капитальный ремонт постановление о переводе денег будет действительно только после их полной оплаты;
  • когда решение вступит в силу, региональный оператор переведет деньги не позже пяти дней.

С этого времени зачисляющиеся средства будут собираться на персональном счёте определенного многоэтажного дома.

Основные нюансы

Открываемый спецсчет нужно размещать в финансово-кредитном учреждении, которое удовлетворяет требованиям, изложенным в действующих законах и постановлениях. Например, открывать счет можно только в организациях, которые имеют генеральную лицензию от Центробанка на проведение финансовых операций, и их уставной капитал составляет не меньше чем 20 миллиардов рублей.

В процессе формирования счета расходовать деньги на иные нужды нельзя, а средства возможно снимать только после предъявления соглашения с подрядчиками и акта на произведенные работы. В соответствии с законодательством возможно перечислять авансовые платежи на основании подписанного договора, но в таком случае сумма не должна быть более 30 процентов от общей сметы.

Подрядчиков выбирают владельцы недвижимости в лице ТСЖ. Если срок выполнения капитального ремонта (отраженный в региональном перечне) истекает, а денег собрано мало, то собственники самостоятельно ищут способ собрать дополнительные деньги на проведение работ. Они могут постановить увеличить ежемесячные взносы или взять кредит в банке на эти цели.

ВНИМАНИЕ! При срыве указанных сроков организации капитального ремонта, деньги со счета многоэтажки переведут региональному оператору по решению местных органов власти. Об этом проинформируют жильцов дома.

Также собственники недвижимости в многоэтажках обязаны контролировать своевременное перечисление средств на счет капремонта, для чего в постановлении общего собрания определяют методы борьбы с неплательщиками и отвечающих за это людей. Действия по отправке жителям МКД платежек, сбор взносов и их контроль поручают ТСЖ или другому органу управления.

Формирование размера платежа

Согласно 171 статье Жилищного кодекса, когда средства сконцентрированы на спецсчете, то лицо, ответственное за его создание, обязано предоставить собранию собственников жилья платежную документацию на уплату взносов на капитальный ремонт. Определенных условий в Жилищном кодексе нет, что означает возможность самостоятельного регулирования платежей в соответствии с возможностями и желаниями жильцов.

Размер взносов рассчитывают исходя из нужд многоэтажки, числа зарегистрированных граждан и площади жилых помещений в постройке. Хороший вариант – переадресовать обязанности по определению размера платежей управляющей организации, которая точно имеет определенный опыт в таких вопросах.

При создании спецсчета нужно будет также платить за его открытие и обслуживание банковской организацией. Персонально за это ответственность не возлагается ни на одного жильца. Как правило, в контракте с банковскими структурами регламентируется вероятность взятия денег со спецсчета на определенных процентных ставках.

Способы оплаты региональному оператору и на спецсчет

И тот и другой способ подразумевают оплату взносов по квитанциям, которые высылают каждый месяц владельцам недвижимости. После внесения денег банки переводят их либо региональному оператору, либо на спецсчет многоэтажки. На собранные деньги и будет в установленное время капитально отремонтирован многоквартирный дом. Собирают средства только в рублях.

Владельцы спецсчета

Собственниками специального счета могут быть регоператоры, ТСЖ, кооператив, управляющая компания, которые обслуживают многоэтажку по заключенному соглашению с собственниками. Никакое физлицо не может быть хозяином спецсчета.

Если собственники решили изменить способ формирования фонда капремонта, то им нужно провести собрание и проголосовать за открытие собственного счета и перевода денег от регионального оператора. Для утверждения решения необходима половина жильцов дома плюс один голос.

При необходимости поменять владельца предыдущему и предполагающемуся держателю нужно посетить банковское учреждение с постановлением собрания собственников многоэтажки и организовать передачу счета другим людям, составив письменные заявления. Руководство финансово-кредитного учреждения разберет подобную просьбу за несколько рабочих дней и проинформирует о вынесенном решении представителей ТСЖ.

Кто несет ответственность за счет

Распоряжаются деньгами в такой ситуации владельцы недвижимости. ТСЖ при этом только номинальный обладатель. За целевые траты несет ответственность кредитно-финансовая компания.

ВАЖНО! Распоряжаться деньгами могут собственники, принимая нужные решения на собрании, это касается только использования средств конкретно на капремонт.

Банки со своей стороны также контролируют расходование денег только на капитальный ремонт.

В жилищном законодательстве регламентируется обязанность по собиранию денег на капремонт многоэтажек. Капремонт обходится в огромные суммы, которые внести единовременно очень проблематично. Только для замены кровельного покрытия хрущевки понадобится не менее 1,5 миллиона рублей. Поменять лифтовое оборудование и кабину в многоэтажке – 2 миллиона. Из этого следует, что единственный способ собрать деньги – копить их на спецсчете необходимое время.

Контроль за собранными деньгами

Банковские структуры контролируют расходы на целевых счетах при помощи документов, которые должны собрать и оформить представители ТСЖ или управляющих компаний. Это значит, что только после выполнения работ и подписания соответствующих бумаг, денежные средства перечислят подрядным организациям. Как уже говорилось выше, любой собственник может затребовать выписку по движению средств на счете.

Все региональные операторы учитывают деньги, которые перечисляют владельцы квартир, и публикуют отчеты на своих страницах в интернете в соответствии с указом Минстроя. Все, кто захочет, могут просмотреть сведения о доме, узнать сумму накопленных средств, операции со счетом и т. д.

Выбор регионального оператора

Фонд капитального ремонта на спецсчете регоператора может собираться после соответствующего выбора владельцев квартир. Также регоператор собирает средства, когда собственники жилых помещений не приняли никакого решения по этому вопросу.

Сведения о региональном операторе в определенной местности вы можете выяснить в органах самоуправления, которые действуют в вашем городе или поселке. Обычно такая информация публикуется на сайтах и в СМИ.

Льготы на капремонт

Существуют льготы на платежи за капремонт. Не выплачивать взносы имеют право следующие группы лиц:

  • герои Советского Союза, кавалеры ордена Славы;
  • герои соцтруда;
  • ветераны труда и войны;
  • инвалиды;
  • узники концлагерей;
  • дети-сироты.

Субсидии могут предоставляться только лицам, которые не имеют долгов по оплате услуг ЖКХ и найму. Также не должно быть недоимок по взносам на капремонт. Помимо этого, многие региональные власти предоставляют компенсационные льготы по платежам за капремонт людям пенсионного возраста:

  • в размере 50 процентов – для 70-летних граждан;
  • 100 процентов – для 80-летних людей.

Такой список не является фиксированным, его могут дополнить региональные власти или муниципалитеты. Например, 72 региона утвердили законодательные акты о компенсационных выплатах, а в 13 регионах такие постановления все еще разрабатываются.

Заключение

Открывать спецсчет на капремонт нужно после постановления собрания владельцев недвижимости. Делать это следует как можно быстрее, иначе после месяца местная администрация или муниципалитет вправе передать здание региональному оператору.

Энциклопедия МИП » Жилищное право » Капитальный ремонт » Совершение операций по специальному счету

Специальные банковские счета открываются и используются для проведения финансовых операций, связанных с работой фондов капитального ремонта имущества многоквартирного дома.

Специальные банковские счета открываются и используются для проведения финансовых операций, связанных с работой фондов капитального ремонта имущества многоквартирного дома (МКД). Средства, вносимые на спецсчет - целевые, порядок их списания предусмотрен ст.174 ЖК.

Виды операций по спецсчету

Согласно ч. 1 статьи, деньги со спецсчета списываются на следующие нужды:

  • для расчетов за работы и услуги, предусмотренные ст. 166 ЖК, проводимые в процессе капитального ремонта имущества коллективного пользования МКД;
  • для создания и оформления проектных документов (если это предусмотрено законом);
  • для расчета за услуги стройконтроля;
  • для погашения кредитных или заемных обязательств, для оплаты процентов за пользование заемными средствами, для возмещения гарантийных расходов.

Частью 2 статьи 174 ЖК предусмотрено совершение операций по специальному счету, связанных с оплатой расходов фонда капитального ремонта (с согласия владельцев квартир) по реконструкции или сносу здания, если оно признано аварийным или нуждающимся в реконструкции.

Если происходит изъятие земучастка, на котором расположен МКД, и, следовательно, оформление изъятия жилпомещений у владельцев, средства, находящиеся на спецсчете фонда капитального ремонта, подлежат распределению среди собственников согласно размеру уплаченного взноса каждым.
Статьей 177 ЖК предусмотрены виды операций по специальным счетам:

  • списание на цели, указанные в ст.174 ЖК;
  • поступление взносов на капремонт, процентов за ненадлежаще исполненные обязательства по оплате взносов;
  • поступление процентов в случае пользования средств, перечисление банковской комиссии, предусмотренной договором на обслуживание спецсчета;
  • при смене спецсчета и зачислении денег, находящихся на предыдущем счете;
  • при изменении способа формирования фонда;
  • другие перечисления или поступления, которые связаны с капремонтом.

Документы, необходимые для списания средств со спецсчета

Для оформления списания денег со спецсчета банку недостаточно указание владельца счета. Расходная операция может проводиться банком при предъявлении следующих документов:

  • протокола, где содержится соответствующее решение общего собрания о выполнении ремонтных работ;
  • соглашения с подрядчиком;
  • акта выполнения работ или приема-передачи услуг, согласно условиям соглашения (за исключением случаев авансирования, которое не должно превышать 30% от стоимости договора).

При списании процентов по кредиту или займу, банк потребует копию кредитного соглашения и протокол собрания, в котором содержится решение о кредитовании. Банком будет отказано в списании средств, если владельцем спецсчета не будет предоставлено документальное основание.

Банки, в которых открыты спецсчета и владельцы таких счетов предоставляют на требование собственника информацию по приходным операциям, об остаточных средствах, а также информацию об операциях, проводимых по спецсчетам.

Обязанности владельца спецсчета

Обязательства банков и владельцев спецсчетов прописаны в соглашениях. Так, владельцы спецсчета, согласно типовому договору, обязаны:

  • направить в банк соответствующий протокол собрания владельцев помещений МКД об определении способа накопления средств в фонде капитального ремонта;
  • направить в установленный срок в органы жилгоснадзора уведомление, копию протокола о формировании фонда капитального ремонта, справку банка об открытии спецсчета;
  • вести реестр владельцев жилья и помещений коммерческого использования, где определен обязательный ежемесячный взнос каждого из них соответственно размера оплаты за один кв.м;
  • сформировать и направить владельцам помещений платежные документы с банковскими реквизитами;
  • вести, на основании ст. 155 ЖК, претензионно-исковую работу с целью взыскания пени за несвоевременность или неполноту оплаты взносов на капремонт;
  • осуществлять оформление бухгалтерской и иной отчетности;
  • вести и своевременно предоставлять установленную статотчетность;
  • обследовать многоквартирный дом, составлять соответствующие акты, документальные ведомости и сметы на каждый вид работ;
  • при необходимости организовывать и подготавливать проектно-сметную документацию и экспертизы таких документов на капремонт дома;
  • инициировать сбор владельцев для утверждения реестра работ или услуг, сметной документации, согласования срока выполнения работы, определения финансирования капитального ремонта;
  • выбирать субподрядную организацию и заключить соответствующее соглашение на проведение работ или оказание услуг по капремонту здания;
  • осуществлять контроль за организацией и проведением работ по капремонту дома;
  • принимать работы и услуги по капремонту;
  • вести притензионно-исковую работу с подрядчиками за нарушение условий договора;
  • документально вести учет операций на специальных счетах, предоставлять владельцам помещений отчет о расходовании средств.

Обязанности банка, связанные с обслуживанием спецсчета

Банковские обязательства при обслуживании спецсчетов стандартны. Банк, на обслуживании которого находится спецсчет, обязан:

  • осуществлять оформление операций по спецсчету в рамках заключенного соглашения с владельцем счета;
  • принимать на исполнение платежную документацию;
  • списывать средства по предоставленным платежным документам;
  • осуществлять розыск сумм, которые не поступили по распоряжению владельца;
  • предоставлять копии выписок, платежных документов в установленные соглашением сроки;
  • предоставлять документальную информацию, содержащую банковскую тайну в порядке, установленном законодательством;
  • по требованию владельца помещения многоквартирного дома и в сроки, установленные соглашением, предоставлять данные по суммам поступивших средств, по их остатку, информацию по операциям, проводимым в процессе использования спецсчета.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по специальному счету Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Срочный вопрос

Порядок проведения капремонта МКД за счет средств, накапливаемых на спецсчете.

Пошаговая инструкция

1 – й шаг- Проведение работ по капремонту общего имущества МКД осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в доме, накапливающих средства на специальном счете.

Образец данного протокола Вы можете посмотреть ЗДЕСЬ

2 – й шаг - В решении общего собрания собственники помещений МКД могут указать, что функции технического Заказчика, который будет заключать договор с подрядчиком, они передают представителю собственников (старшему, председателю Совета дома или иному, уполномоченному собственниками лицу), управляющей организации, либо региональному оператору.

3 – й шаг - Уполномоченное собственниками лицо – Заказчик, заключает договор с Подрядчиком на выполнение работ и услуг, утвержденных решением общего собрания собственников МКД. В данном договоре может быть предусмотрена выплата аванса в размере до 30%.

4 – й шаг - Подрядчик направляет проектно – сметную документацию на проверку в государственное учреждение Тульской области - региональный хозрасчетный центр по ценообразованию в строительстве (г. Тула, ул. Ф. Энгельса, д. 40, т. 30 – 47 - 63)

5 – й шаг - Денежные средства, накопленные собственниками МКД на специальном счете на капремонт общего имущества дома могут быть перечислены банком по указанию владельца специального счета в адрес лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по капитальному ремонту общего имущества, при предоставлении следующих документов:

Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение такого собрания об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества;

Договор об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества;

Акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по договору.

Акт не предоставляется в случае направления документов на перечисление аванса.

6 – й шаг - Данный пакет документов направляется владельцу специального счета – (региональному оператору, УК, ТСЖ) для проверки и направления их в банк.

Что такое спецсчет по гособоронзаказу? Можно ли использовать обычный счет в банке? Какие требования к спецсчетам? Как можно расходовать средства на этом счету? Читайте далее.

Вокруг 275-ФЗ много нюансов, которые должны соблюдать все участники ГОЗ. В этом есть свои плюсы и минусы. Так как этот закон создан для осуществления закупок для нужд армии России, и требования предъявляют к участникам более жесткие: от требований в документации о закупке, лицензиях до приемки товара и его оплаты. Чтобы стать участником гособоронзаказа, нужно пройти сложную процедуру получения различных разрешающих документов, аккредитации на специализированной площадке, открытия спецсчетов. Но в результате такой участник получит огромную выгоду для себя и профессиональный авторитет.

Сделав выводы из всего сказанного, поставщику для участия в тендерах по гособоронзаказу нужно открыть спецсчет . Как это сделать, разберемся ниже.

Что такое спецсчет по гособоронзаказа

Это специальный расчетный счет в банке, который участник закупки по ГОЗ открывает для участия в тендерах и заключения контрактов с Минобороны РФ, а также МЧС, ФСБ, МВД и ФСИН.

Не каждый банк может открыть такой спецсчет. Перечень уполномоченных банков, имеющих лицензии на такие счета, размещен на сайте Центробанка РФ, который можно изучить и просмотреть. Информацию о банках обновляют ежемесячно.

Важно : Изучите перечень банков, открывающих спецсчета , оцените условия каждого из уполномоченных банков и только потом выбирайте подходящий для себя.

Как открыть спецсчет по гособоронзаказу

У каждого уполномоченного банка свои условия и требования открытия спецсчетов по гособоронзаказу. Но такие условия регламентированы инструкцией Центробанка РФ (Инструкция от 30.05.2014 № 153-И).

Как воспользоваться деньгами на спецсчете по гособоронзаказу Главный вопрос всех участников тендеров по ГОЗ – как пользоваться деньгами на спецсчету? И на какие нужды их можно тратить? У поставщика не так много возможностей потратить деньги со спецсчета. Денежные средства можно израсходовать на нужды конкретного гособоронзаказа.

Разберем несколько ситуаций, когда можно тратить деньги со спецсчета, а когда нельзя.

Когда можно потратить деньги гособоронзаказа

Можно потратить деньги на оплату налогов по конкретному контракту гособоронзаказа. Также можно оплачивать авансирование субподрядчикам по контракту. Выплатить зарплату своему персоналу за работу по контракту, на рекламу и приобретение железнодорожных билетов (приказ от 11.12.2018 № 259 н).

Важно
Все средства на спецсчету можно тратить только на разрешенные операции по конкретному гособоронзаказу, и во всех операциях со спецсчетом нужно детализировано прописывать назначение платежей. А также нужно указывать номер идентификатора контракта во всех платежных документах.

Когда нельзя потратить деньги гособоронзаказа

Нельзя тратить деньги на:

  • выдачу кредитов другим организациям;
  • погашение кредитов, если только это не кредиты по конкретному гособоронзаказу;
  • перечисление средств физлицам без обоснования;
  • вклад в капитал других юрлиц;
  • пожертвования и благотворительные взносы;
  • иностранную валюту и различные ценные бумаги, драгоценности и монеты;
  • договоры об уступке (переуступке) права требования;
  • обеспечение исполнения контракта.

Если деньги со спецсчета по гособоронзаказу будут использованы в таких или иных целях, то операции на счету могут приостановить.

В итоге его открывают только для того, чтобы производить взаиморасчеты между заказчиком и поставщиком в рамках конкретного оборонзаказа.

Когда закроют спецсчет по гособоронзаказу

Спецсчет закрывает уполномоченный банк, как только получит уведомление от заказчика, что контракт исполнен и закрыт. Бывают случаи, когда контракт исполнен, а уполномоченный банк уведомление от заказчика не получил. Но на спецсчету еще остались не использованные деньги, как в этой ситуации быть поставщикам? В таком случае эти деньги можно расходовать на разрешенные операции по спецсчету (например, на оплату труда работникам поставщика).

Участие в тендерах по гособоронзаказу со стороны выглядит сложно. Но реально, все процедуры схожи с обычными государственными закупками по 44-ФЗ. Отличием будет только, высокий контроль и порядок получения и использования денежных средств по гособоронзаказу.

Практически каждая управляющая организация сталкивается со службой судебных приставов и обращением взыскания на счета организации. В силу специфики деятельности, управляющие организации, кроме обычных расчетных счетов, открывают так же специальные счета для расчетов с ресурсоснабжающими организациями и накопления средств на капитальный ремонт МКД. Расчеты по указанным спецсчетам подлежат особому правовому регулированию, в связи с чем, банки зачастую ошибочно списывают средства с указанных счетов.

Правоотношения по банковскому счету регулируются нормами главы 45 ГК РФ. Нормативная база для списания денежных средств изложена в статье 854 Гражданского кодекса.

Принудительное списание может осуществляться по решению суда, в случаях, предусмотренных законом, а также вытекать из условий договора между банком и клиентом. Согласно пункту 1 статьи 845 ГК РФ, банковский счет - это счет, открываемый банком своим клиентам для участия последних в безналичном денежном обороте и аккумулировании на счете денежных средств для целевого использования. По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (часть 18 статьи 4 Закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Обращение взыскания на денежные средства регулируется Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон «Об исполнительном производстве»), из части 2 статьи 70 которого следует, что перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов. Не исполнить исполнительный документ или постановление судебного пристава-исполнителя полностью банк или иная кредитная организация может в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами, либо в иных случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 8 статья 70 Закона «Об исполнительном производстве»).

Системный анализ главы 8 Закона «Об исполнительном производстве», в которой также содержится норма части 5 статьи 70, предписывающая кредитным организациям списывать денежные средства со счетов должника, которая именуется «Обращение взыскания на имущество должника», позволяет сделать вывод о том, что Закон предписывает кредитным организациям списывать денежные средства принадлежащие должнику.

При этом, в силу положений пунктов 16 - 17, 19 - 20 статьи 4 Закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции: зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.

Как следует из Определения № ВАС-6687/13 от 24.07.2013 по делу № А33-9496/2012 «Обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на расчетном счете должника – управляющей компании, возможно только в случае принадлежности всех находящихся на расчетном счете денежных средств должнику. Обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на специальном банковском счете должника, в интересах одной ресурсоснабжающей организации затрагивает интересы населения как потребителя и может иметь социально значимые негативные последствия».

ВС РФ в Определении от 13 октября 2016 г. № 303-КГ16-10101, указал следующее: удовлетворяя заявленное требование, суды нижестоящих инстанций руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 845, 854 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Закона об исполнительном производстве, Закона № 103-ФЗ, условиями договора от 31.10.2011 № 2011/12, и исходили из того, что денежные средства, поступающие на специальный счет общества (поставщика в смысле Закона N 103-ФЗ), до их распределения по расчетным счетам общества и ресурсоснабжающих организаций, включают в себя платежи граждан за коммунальные услуги, оказанные ресурсоснабжающими организациями и имеют специальное назначение, следовательно, данные денежные средства не могут быть признаны денежными средствами общества.

Следует отметить, что постановление судебного пристава-исполнителя об аресте или об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на специальных банковских счетах платежного агента (субагента) и поставщика денежных средств, а также исполнительные листы, предъявленные взыскателем непосредственно в банк, подлежат исполнению в общеустановленном Законом об исполнительном производстве порядке. Вместе с тем, правомерными являются действия в части ареста, а также взыскания денежных средств со специального банковского счета только в части средств, принадлежащих платежному агенту или поставщику денежных средств.

Данная позиция также подтверждается многочисленной арбитражной практикой Решением Арбитражного суда смоленской области от 5 сентября 2017 г. по делу № А62-3390/2017; Постановлением первого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017 по делу № А 43-8669/2017 и т.д.

Как отмечают суды при наличии сведений о поступлении на счет должника денежных средств, на которые в соответствии со статьей 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» не может быть обращено взыскание, банку следует сообщить судебному приставу-исполнителю о невозможности исполнить постановление в части обращения взыскания на такие денежные средства.

Таким образом, списание банком средств со спецсчетов является незаконным.

Новое на сайте

>

Самое популярное