Домой ОТП банк Сведения о блокировке счетов. Как проверить приостановления по счетам? Если нет уплаты налога

Сведения о блокировке счетов. Как проверить приостановления по счетам? Если нет уплаты налога

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

Об использовании интернет-сервиса "Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков"


ФНС России сообщает, что в целях обеспечения требований пункта 12 статьи 76 Налогового кодекса в промышленную эксплуатацию с 03.02.2014 внедрен интернет-сервис: "Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков", который позволяет банкам получать актуальную информацию о наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) и переводов его электронных денежных средств в банке.

Интернет-сервис является открытым, общедоступным и предназначен для использования в банках. Доступ к сервису осуществляется через интернет программой Internet Explorer. Интернет-сервис размещен на сайте ФНС России в разделе "О ФНС России/Взаимодействие с другими государственными учреждениями РФ/Взаимодействие с Банком России /Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов ("БАНКИНФОРМ")" (https://service.nalog.ru/bi.do).

Учитывая, что на федеральный уровень передаются только решения о приостановлении операций по счетам, направленные в электронном виде, возможно расхождение данных в базах местного и федерального уровней. В случае обращения налогоплательщика в инспекцию в связи с отказом банка в открытии счета по причине наличия у него не отмененных решений о приостановлении операций по счетам, налоговая инспекция обязана сверить имеющиеся у нее данные с данными из картотеки федерального уровня и, при необходимости, внести изменения в картотеку в соответствии с прилагаемым Руководством пользователя.

Администраторам удаленного доступа для предоставления возможности редактирования картотеки решений назначить допущенным пользователям роль "bnkobmen_edit_bi".

Сведения о наличии интернет-сервиса направлены в Банк России письмом ФНС России от 13.02.2014 N НД-4-8/2283* .
________________
* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
А.С.Петрушин

Приложение. Руководство пользователя

Приложение

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ГЛАВНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
(АИС "НАЛОГ")

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДСИСТЕМА ЦЕНТРОВ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
КОМПЛЕКС ПОДСИСТЕМ ОБРАБОТКИ НАЛОГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
(АИС "НАЛОГ-ЦОД")

Передача в банки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представление банками информации в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи
("Банк-Обмен")

Работа с картотекой решений о приостановлении и отмене приостановления операций по счетам

РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

2014 год


Назначение и основные функции

Раздел "Картотека решений о приостановлении и отмене приостановления операций по счетам" (далее - Картотека решений) функционирует в составе задачи - "Передача в банки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представление банками информации в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" ("Банк-Обмен") и предназначен для ведения данных о фактах наличия решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в соответствии с .

Основные формы системы

Порядок запуска системы

1. Запустите Internet Explorer, в поле Адрес введите адрес системы в формате:

http://<имя_сервера>:<номер_порта>/ais

где <имя_сервера> - имя интернет-сервера в сети, на котором развернуто приложение;

<номер_порта> - номер порта, на который настроен интернет-сервер.

Появится диалог ввода пароля.

2.Укажите Имя пользователя (логин) и пароль для входа в систему, нажмите кнопку OK.

В Internet Explorer отобразится форма со списком систем, доступных пользователю.

ПРИМЕЧАНИЕ. Обратитесь к администратору системы для получения имени пользователя и пароля.

Главное окно системы является отправной точкой взаимодействия пользователя с системой. Выполнение всех функций системы начинается из Главного окна .

Порядок и основные приемы работы с интерфейсом пользователя системы подробно изложены в документе "Руководство по интерфейсу пользователя Web".

Порядок выхода из системы

1. Закройте окно Internet Explorer с Главным окном системы.

После закрытия Главного окна выход из системы считается завершенным.

Картотека решений

Общие сведения

Формирование Картотеки решений о приостановлении и отмене приостановления операций по счетам осуществляется на основе решений, направленных в электронном виде , из ИФНС. Картотека решений используется при выполнении запросов от банков о фактах наличия решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в соответствии с пунктом 12 статьи 76 Налогового кодекса РФ .

В связи с тем, что решения о приостановлении и отмене приостановления операций по счетам направляются не только в электронном виде, картотека может содержать недостоверные сведения. Для исправления состояния записей предусмотрена возможность их корректировки.

В разделе Картотека решений представлены две формы Картотека решений и Сведения о счетах из решений . Форма-список Картотека решений содержит сведения о приостановлении и отмене приостановления операций по счетам, сведение о состоянии решения (операции приостановлены, приостановление отменено, ошибочная запись). Форма-список Сведения о счетах из решений содержит сведения о счетах, которые представлены в решениях, сведение о состоянии счета (операции приостановлены, счет действующий, ошибочная запись). Для каждой записи формы-списка Картотека решений доступен переход по связи на сведения о счетах данного решения. Для каждой записи формы-списка Сведения о счетах из решений доступен переход по связи на сведение о решении.

Раздел Картотека решений для просмотра доступен для всех уровней ФНС (ИФНС, УФНС, ФЦОД). Для редактирования пользователю должна быть назначена роль bnkobmen_edit_bi.

Картотека заполняется на основании решений о приостановлении операций по счетам и решениям об отмене приостановления операций по счетам. Идентификация решения осуществляется по следующим реквизитам: ИНН НП, Дата решения, Номер решения. Счета в решении идентифицируются по номеру счета. При поступлении решения об отмене приостановления операций по счетам выполняется поиск соответствующего решения о приостановлении. Если найдены одна или несколько записей, то в них заносятся данные из решения об отмене. Если запись не найдена, то создается новая запись об отмене, в которую заносятся данные из решения.

Каждый счет, указанный в решении об отмене, переводится в состояние "1 - счет действующий". Если все счета переведены в состояние "1", то запись по данному решению о приостановлении переводится в состояние "1 - приостановление отменено". Иначе она остается в прежнем состоянии "0 - операции приостановлены" до тех пор, пока не поступит еще одно решение об отмене с указанием недостающих счетов. При поступлении очередного решения об отмене в запись вносятся его данные.

Внесение изменений осуществляется в форме-списке Картотека решений (вносится изменение статуса решения, которое так же изменяет статус счета) и форме-списке Сведения о счетах из решений (вносится изменение статуса счета, которое может повлиять на изменение статуса решения). Если в поле "Состояние решения" заносится значение "1 - приостановление отменено", то всем счетам данного решения присваивается состояние "1 - счет действующий". Если в поле "Состояние решения" заносится значение "9 - ошибочная запись", то всем счетам данного решения присваивается также состояние "9 - ошибочная запись". Если в поле "Состояние решения" заносится значение "0 - операции приостановлены", то всем счетам данного решения присваивается также состояние "0". Если хотя бы один счет отмененного решения переводится в состояние "0 - операции приостановлены", то запись о решении переводится в состояние "0". Если все счета переведены в состояние "1" или "9", то запись о решении переводится в состояние "1".

Порядок редактирования решения

В форме-списке Картотека решений при наличии у пользователя роли на редактирование записей для решений, по которым статус решения "0 - операции приостановлены" или ранее по решению или счету из решения выполнялось редактирование, доступна операция Изменить состояние решения

Для поиска требуемого решения нажать на пиктограмме Фильтр

В результате по критериям фильтра будет выполнен поиск соответствующего решения.

При вызове операции Изменить состояние решения откроется окно Изменение состояния решения .

В верхней части окна отображаются сведения из решения и о его статусе. Далее располагается панель, в которой требуется выбрать новое состояние решения (доступные значения: операции приостановлены, приостановление отменено, ошибочная запись) и ввести пояснение. В нижней части отображается история изменений, если редактирование записи выполняется неоднократно (например, выполнено некорректное редактирование).

Порядок редактирования состояния счетов в решении

В форме-списке Сведения о счетах из решений при наличии у пользователя роли на редактирование записей для счетов, по которым статус счета равен "0 - операции приостановлены" или ранее по решению или счету из решения выполнялось редактирование, доступна операция Изменить состояние счета (пиктограмма ). Редактирование требуется в случае, если решение было некорректным или решение об отмене было направлено в бумажном виде или не было отправлено в ФЦОД.

Просмотр счетов решения осуществляется следующими способами:

1. Переходом по связи Сведения о счетах из решений (пиктограмма ) из формы-списка Картотеки решений

2. Выбрать форму-список Сведения о счетах из решений . В диалоговом окне Для поиска требуемых счетов решения нажать на пиктограмме Фильтр (). Откроется диалоговое окно, в котором требуется задать условия поиска.

В результате по критериям фильтра будет выполнен поиск соответствующих счетов.

При вызове операции Изменить состояние счета откроется окно Изменение состояния счета .

В верхней части окна отображаются сведения о счете и его статусе. Далее располагается панель, в которой требуется выбрать новое состояние счета (доступные значения: операции приостановлены, счет действующий, ошибочная запись) и ввести пояснение. В нижней части отображается история изменений, если редактирование записи выполняется неоднократно (например, выполнено некорректное редактирование). Ввод пояснения является обязательным.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Налоговики могут заблокировать расчетный счет организации, парализовав ее деятельность. Казалось бы, законопослушной компании нечего опасаться. Однако, как показывает практика, «денежный кислород» могут перекрыть в любую минуту и оснований для этого предостаточно. А в последние годы их стало еще больше. Подробности в статье.

Правила, установленные ст. 76 НК РФ, касаются не только налогоплательщиков-организаций, а распространяются еще и на:

  • налогового агента — организации и плательщика сбора — организации;
  • индивидуальных предпринимателей — налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;
  • организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), которые при этом обязаны представлять налоговые декларации в соответствии с частью второй НК РФ;
  • нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, — налогоплательщиков, налоговых агентов.

Обратите внимание, когда компания, чьи банковские счета заблокировали налоговики, прекратила свое существование в связи с реорганизацией, блокировочное решение переходит на счета ее правопреемника (Письмо ФНС от 02.09.2016 № ЕД-4-8/16327) .

Какие операции компания вправе проводить по заблокированному счету?

Приостановление операций по счету вовсе не означает, что компания не сможет использовать средства на нем. Ограничение не распространяется на платежи, очередность которых предшествует исполнению обязательств по уплате налогов (п. 1 ст. 76 НК РФ).

Очередность исполнения обязательств следующая (п. 2 ст. 855 ГК РФ, Письмо Минфина РФ от 01.08.2014 № 03-02-07/1/38070):

  1. Исполнительные документы о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и о взыскании алиментов.
  2. Исполнительные документы о выплате выходных пособий, зарплаты по трудовым договорам, вознаграждений авторам за результаты интеллектуальной деятельности
  3. Перечисление зарплаты работникам по трудовым договорам, налогов и взносов в бюджет по поручениям налоговых органов, ПФР или ФСС.
  4. Исполнительные документы на удовлетворение других денежных требований.
  5. Перечисления по иным платежным документам в порядке календарной очередности.

Выплата зарплаты с заблокированного счета

Так как выплата зарплаты и уплата налогов и взносов относятся к третьей очереди, банк выполнит то поручение, которое поступит к нему раньше (Письма Минфина России от 15.12.2014 № 03-02-08/64580 , от 01.08.2014 № 03-02-07/1/38070). Правда, некоторые суды считают, что очередность списания денег со счета не учитывается при наличии решения инспекторов о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке (например, Постановление ФАС Центрального округа от 21.09.2009 № Ф10-3848/09). Ранее Минфин был против выплаты зарплаты с заблокированного счета (Письмо Минфина России от 07.07.2011 № 03-02-07/1-229).

В ряде случаев проблем с перечислением заработной платы с заблокированного счета не возникнет вовсе. Перечислим их:

  • зарплата выплачивается из незаблокированного остатка на счете;
  • операция совершается по исполнительному документу (долги по зарплате взысканы по суду);
  • расчеты с работниками при ликвидации организации (Письмо Минфина России от 08.04.2011 № 03-02-07/1-112).

Еще одна категория платежей, которые в сознании неразрывно связаны с заработной платой — суммы социальных пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком). Несмотря на то, что социальные пособия выплачивают из средств ФСС РФ, эти суммы никаким приоритетом в случае приостановления операций не пользуются. Таким образом, выплата пособий при блокировке также может быть приостановлена до ее отмены (Письмо Минфина России от 11.09.2012 № 03-02-07/1-221).

Другие платежи

Обратите внимание, что приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке, не распространяется на ряд платежей. Проще говоря, даже если счет заблокирован с него можно списать:

  • денежные средства в счет уплаты страховых взносов. Это прямо предусмотрено нормой п. 1 ст. 76 НК РФ и подтверждено позицией Минфина России, выраженной в Письме от 20.02.2012 03-02-07/1-41 .
  • налоги по исполнительным документам судебных приставов-исполнителей (письмо Минфина РФ от 01.08.2011 № 03-02-07/1-270);
  • платежи по текущим требованиям кредиторов, имеющим приоритет в очередности удовлетворения по отношению к требованиям об уплате налогов.

В последнем случае речь идет в частности о платежах первой, второй и третьей очереди, указанных в абз. 2 — 4 п. 2 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности банкротстве». К ним относятся:

  • требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по коммунальным и эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника и др.

Можно ли открыть новый счет

Другой счет в банке, куда поступило решение о приостановлении, налогоплательщику не откроют. Кредитная организация просто не имеет на это право. Более того, за такие действия компания может быть оштрафована (п. 1 ст. 132 НК РФ, п. 2 ст. 15.7 КоАП РФ).

Открыть же счет в другом банке без ведома налогового органа также нельзя. Банкам под угрозой штрафа запрещено открытие новых счетов тем лицам, в отношении которых принято решение о приостановлении операций (пункт 12 статьи 76, пункт 1 статьи 132 НК РФ). Напрмиер, за открытие счета при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам с банка взыскивается штраф в размере 20 тыс. руб. (пункт 1 статьи 132 НК РФ).

Сейчас, чтобы проверить не числятся ли за клиентом замороженные счета, сотрудники банка должны вручную отправить соответствующий запрос через специальный сервис . С июля 2017 года банки будут получать эту информацию автоматически из электронного досье клиента.

Приостановление операций по счетам. Ситуации из практики

Налоговая заблокировала счет ошибочно, ошибку подтвердили, но в течение 4-х дней счет оставался заблокированным. Как можно наказать ИФНС за такие действия?

При незаконной приостановке операций по счету налоговая инспекция обязана выплачивать проценты налогоплательщику за каждый календарный день ареста счета со дня получения банком решения о блокировке до дня поступления в банк решения о ее отмене (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Для того, чтобы их взыскать, необходимо направить в ИФНС соответствующее заявление, к которому рекомендуется приложить расчет процентов.

Имеет ли право налоговая инспекция блокировать транзитный счет?

Транзитный валютный счет не является счетом в понимании ст. 11 НК РФ. Данный счет имеет целевое назначение, так как открывается для ведения операций с иностранной валютой одновременно с текущим валютным счетом (п. 2.1 Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации», Постановление Президиума ВАС РФ от 04.07.2002 № 10335/01).
Таким образом, НК РФ не предусмотрено приостановление операций по счетам налогоплательщиков в банках, которые не определены п. 2 ст. 11 НК РФ, в том числе по транзитным валютным счетам (Письмо Минфина России от 16.04.2013 № 03-02-07/1/12722).

Что предпринять, чтобы «освободить» счета

Порядок действий организации для разблокировки счета зависит от того, по какой причине проверяющие решили заморозить операции компании.

Компания не представила декларацию

В этом случае компании нужно:

  • - если декларация не была представлена — представить ее в ИФНС;
  • - если декларация была представлена — представить в ИФНС документы, подтверждающие ее представление (например, опись вложения в ценное письмо, если декларация отправлена по почте).

Решение об отмене приостановления операций по счетам ИФНС должна принять не позднее, чем на следующий день после того, как вы это сделаете (пп. 1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).

Компания не исполнила требование об уплате налогов, пеней, штрафов

Нужно внести оплату и представить в инспекцию исполненное поручение на оплату (выписку банка) (п. 2 ст. 76 НК РФ). Счет разблокируют не позднее чем на следующий рабочий день после получения выписки (п. 8 ст. 76 НК РФ).

Если заблокировано несколько счетов и общий остаток на них больше суммы, указанной в решении о блокировке, тогда можно разблокировать некоторые из этих счетов, представив в ИФНС:

  1. заявление об отмене приостановления операций по счетам в банке. В нем надо указать счета, которые вы просите разблокировать, и счета, на которых достаточно денег для исполнения требования;
  2. выписки банков, подтверждающие остаток на счетах.

Решение об отмене блокировки примут не позднее чем на второй рабочий день со дня получения этих документов (п. 9 ст. 76 НК РФ).

Компания не отправила квитанцию о получении документов от налоговиков в установленный срок

Чтобы счет разблокировали, необходимо отправить в налоговую инспекцию указанную квитанцию. Тогда не позднее, чем на следующий рабочий день после того, как вы это сделаете, ИФНС должна принять решение об отмене приостановления операций по счетам (пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ). Либо исполнить требование, которое поступило от инспекции, — представить документы, пояснения, явиться в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ, Письмо Минфина от 21.04.2015 N 03-02-08/22548). На следующий рабочий день после осуществления этих действий контролеры примут решение об отмене приостановления операций по счетам (пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).

Операции по счетам приостановлены в рамках обеспечения исполнения решения по итогам проверки

В этом случае нужно оплатить недоимку (пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ). Счет разблокируют не позднее чем на следующий рабочий день после получения выписки (п. 8 ст. 76 НК РФ). Либо нужно представить заявление в инспекцию с просьбой заменить эту меру обеспечения на банковскую гарантию или поручительство (п. 11 ст. 101 НК РФ).

Тогда счет разблокируют одновременно с принятием решения о замене обеспечительных мер (п. 9.1 ст. 76 НК РФ). Если заморожены несколько счетов компании, то она может поступить так, как было описано выше в подобной ситуации. Другим способом прекращения действия блокировки счета является отмена в установленном порядке собственно решения по проверке.

Незаконная блокировка счета

Если же счет заблокирован без вины организации (а такое тоже бывает), нужно представить доказательства ее отсутствия. В таком качестве могут выступить, в частности:

  • платежные поручения, выписки со счета, подтверждающие факт уплаты налога;
  • декларации с отметкой о принятии налоговым органом либо квитанции и описи вложения с указанием даты отправки и штампом почтового отделения или с приложением квитанции, подтверждающей сдачу декларации по электронным каналам связи;
  • акт сверки с налоговым органом, подтверждающий факт отсутствия у налогоплательщика задолженности перед бюджетом.

Не более чем через день после того, как налогоплательщик представит все необходимые документы, инспекция обязана принять решение об отмене блокировки его счетов (п. 8 ст. 76 НК РФ).

По просьбе налогоплательщика обеспечительные меры исполнения решения в виде блокировки счета могут быть заменены на:

  • банковскую гарантию (подп. 1 п. 11 ст. 101 НК РФ);
  • залог ценных бумаг (подп. 2 п. 11 ст. 101 НК РФ);
  • поручительство третьего лица (подп. 3 п. 11 ст. 101 НК РФ).

В случаях, когда разногласия с проверяющими не удается урегулировать полюбовно, налогоплательщик вправе обратиться в вышестоящий налоговый орган (в течение трех месяцев со дня получения решения инспекции) или в суд. При благополучном для компании исходе дела решение арбитров исполняется немедленно (п. 7 ст. 201 АПК РФ). При обращении в суд можно подать одновременно с заявлением о признании решения недействительным ходатайство о приостановлении действия такого решения.

В ч. 1 ст. 90 АПК РФ указано, что по заявлению лица, участвующего в деле, суд может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Согласно ч. 3 ст. 199 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов арбитражного суда. На основании определения об обеспечении иска арбитражным судом, который вынес указанное определение, выдается исполнительный лист (ч. 1 ст. 96 АПК РФ). Этот исполнительный лист налогоплательщик передает в банк, который обязан возобновить расходные операции по счету. Действие обеспечительной меры длится обычно до принятия решения по делу.

Это позволит компании распоряжаться счетом в обычном порядке, с тем, чтобы не допустить приостановление предпринимательской деятельности организации, убытков либо штрафных санкций за неисполнение своих обязательств перед контрагентами.

Процедура отмены приостановления

Решение об отмене приостановления направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем его принятия. Копия такого решения направляют налогоплательщику в порядке аналогичном порядку направления решения о блокировке (то есть под роспись или иным способом, свидетельствующим о дате получения).

В целях оперативности налоговые органы иногда направляют в банки не решения об отмене приостановления, а письма с таким указанием. Следует иметь ввиду, что отмена блокировки с помощью письма не предусмотрена НК РФ. И налоговая служба вместе с Минфином России дала указание территориальным органам исключить подобные случаи (письма от 03.08.2012 № 03-02-07/1-196, от 31.07.2012 № АС-4-2/12725@). Ведь этот вопрос напрямую связан с начислением процентов.

В Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Блокировка счета - проверить на сайте ИФНС ее наличие или отсутствие у налогоплательщика несложно. Рассмотрим, как это сделать и какие последствия имеет свободный доступ к этой информации.

Заблокированной на счете может оказаться либо какая-то определенная сумма, либо весь имеющийся на счете остаток вне зависимости от его величины и от ее изменения в периоде блокировки. То есть в первом случае пользование счетом возможно, но на нем постоянно должна присутствовать сумма, равная заблокированной или превышающая ее. Воспользоваться средствами, образующими заблокированную сумму, допустимо только для погашения налоговых платежей или тех, очередность перечисления которых окажется более высокой, чем у налогов (п. 1 ст. 76 НК РФ).

Ограничение на определенную сумму принимается налоговым органом с целью взыскания неуплаченных налоговых платежей (налогов, взносов, пеней, штрафов), конкретный размер которых определить несложно. В этой ситуации решению о блокировке должно предшествовать решение о взыскании соответствующего платежа (платежей). Фигурировать в нем будет рублевая сумма, на величину которой при замораживании валютного счета или счета в драгметаллах будет пересчитываться, соответственно, блокируемая сумма валюты (по ее курсу) или драгметаллов (по учетной цене). И курс валюты, и учетная цена драгметаллов определяются по их величине, отвечающей дню начала действия запрета на использование средств (п. 2 ст. 76 НК РФ).

Блокировка счетов инвестиционного товарищества при недостаточности средств на общем счете может привести к ограничению возможности использования счета у управляющего товарища, а если и этого окажется недостаточно, то ответственность будет пропорционально налагаться на обычных товарищей (п. 2.1 ст. 76 НК РФ). В консолидированной группе налогоплательщиков аналогичные меры применяются сначала к ответственному участнику, а затем и к иным (п. 13 ст. 76, п. 11 ст. 46 НК РФ), причем последовательность этого привлечения определяет налоговый орган.

Когда же блокировка осуществляется из-за нарушений, оцениваемых не в денежном выражении (несдача отчетности, необеспечение электронной связи с ИФНС или нарушение процедуры подтверждения факта получения информации от налогового органа), счет нельзя будет использовать ни для каких расходных операций. Для консолидированной группы налогоплательщиков, не сдавшей декларацию по прибыли, ответственность в виде блокировки счета может возникнуть одновременно для всех участников (п. 13 ст. 76 НК РФ).

О том, в каких ситуациях замораживание счета окажется незаконным, читайте .

Как сведения о замораживании счета доводят до налогоплательщика

НК РФ (п. 4 ст. 76) предписывает налоговому органу информировать налогоплательщика о замораживании счета не позднее первого рабочего дня, наступающего за днем принятия такого решения. Делается это путем направления ему копии документа, отражающего принятие решения о блокировке, способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения.

При этом сроки направления решения о приостановлении операций по счету в банк в НК РФ не указаны. Регламентированы только (ст. 76):

  • способ отправки этого документа — электронный (п. 4);
  • момент осуществления самой блокировки — он совпадает с моментом получения банком решения налогового органа (п. 7).

Очевидно, что налоговый орган не заинтересован в задержке отправки решения о блокировке на исполнение, и оно направляется в банк сразу после принятия. В то же время на уведомление о применении этой процедуры налогоплательщика отводится дополнительный день. Поэтому чаще всего о замораживании счета он узнает от банка, получившего информацию раньше.

Вместе с тем существует способ, дающий возможность самостоятельно проверить наличие блокировки счета налоговой инспекцией и узнать о ней как минимум одновременно с банком.

Чем еще чревата блокировка, и как узнать о ней онлайн

Что же это за способ? Дело в том, что проверить блокировку счета можно на сайте налоговой службы, создавшей специальный сервис для оперативного отслеживания состояния документооборота между налоговыми органами и кредитными учреждениями.

Этот сервис позволяет видеть на сайте налоговой не только сведения о блокировке счета. Также здесь отражается информация об иных документах, направляемых в банк и из банка. Поэтому опция проверки блокировки счета на сайте ИФНС является одной из нескольких. Однако играет она важнейшую роль, позволяя кредитному учреждению в режиме онлайн проверять наличие блокировки расчетного счета налоговой инспекцией у своего потенциального клиента в других банках. И именно с целью предоставления этой информации, необходимой для выполнения требования НК РФ (п. 12 ст. 76), запрещающего открытие нового счета клиенту, имеющему заблокированные счета, была создана опция, дающая возможность быстро и бесплатно получить данные о наличии (отсутствии) решения о блокировке из первоисточника.

Сведения о приостановлении операций по счету попадают на сайт сразу после принятия ИФНС решения о блокировке. Доступ к ним свободный. Поэтому проверить сведения о блокировке счета на сайте налоговой службы может любое лицо: как сам налогоплательщик, знающий о своих проступках и ожидающий соответствующих санкций, так и его контрагент, намеревающийся осуществить перевод средств на указанный в договоре счет.

Данные этого сервиса могут быть также интересны потенциальным клиентам, рассматривающим проект предлагаемого к заключению договора, поскольку наличие блокировки счета у будущего контрагента чаще всего свидетельствует об имеющихся у него проблемах с денежными средствами.

Процедура проверки блокировки счетов на сайте ИФНС

Что представляет собой процедура проверки блокировки счета на сайте налоговой службы? Она крайне проста и укладывается всего в несколько шагов:

  1. Из предлагаемых типов запросов нужно отметить запрос по решениям о приостановлении.
  2. Указать в предназначенном для этого поле ИНН лица, по которому нужны сведения.
  3. В поле, отведенное для отражения БИК, ввести БИК какого-либо банка.
  4. Ввести в еще одно поле цифровой шифр, служащий защитой от спама.

После непродолжительной обработки сервис выдаст ответ на запрос, в котором будет либо указано на отсутствие действующих решений о приостановлении операций по счетам, либо появится таблица, содержащая данные о номерах и датах вынесенных решений о блокировке, коде налогового органа, принявшего решение, БИК банка, в который оно направлено, и информацию о дате и времени размещения сведений о блокировке на сервисе. Сформированные данные можно распечатать.

Итоги

Блокировка расчетного счета представляет собой одну из мер воздействия на плательщиков налогов, допускающих нарушения требований НК РФ. Основным поводом для ее применения служат неплатежи по налогам. Однако есть и иные причины, в силу которых счет может оказаться замороженным. Из-за неплатежей по налогам счета блокируют на сумму имеющегося долга. При этом возможность пользования счетом сохраняется, но имеет условием наличие неснижаемого остатка на нем. В иных ситуациях счет замораживается полностью.

Наличие блокировки хотя бы по одному из имеющихся у налогоплательщика счетов влечет за собой запрет на открытие новых. С целью оперативного предоставления банкам такой информации ФНС создан специальный сервис, позволяющий узнать о блокировке счета на сайте налоговой службы. Доступ к сервису свободный и бесплатный, что позволяет воспользоваться им любому заинтересованному лицу. Сама процедура проверки счета на блокировку в налоговой предполагает знание ИНН проверяемого лица и технической сложности не представляет.

С.В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

Приостановление операций по счетам является одной из наиболее действенных мер воздействия на налогоплательщика. В 2016 году оснований для использования такой меры, обеспечивающей исполнение организацией и индивидуальным предпринимателем своих обязанностей, стало больше. Решениям о приостановлении операций по счетам посвящено интервью с экспертом.

В чем заключается режим приостановления операций по счетам?

Приостановление операций по счету - это особый порядок совершения расходных операций по счету. Все расходные операции запрещаются, кроме прямо разрешенных статьей 76 НК РФ. Зачисление средств на счет происходит в обычном порядке.

Может ли организация открыть счет в другом банке, если ее счет в обслуживающем банке заблокирован?

Банкам под угрозой штрафа запрещено открытие новых счетов тем лицам, в отношении которых принято решение о приостановлении операций (пункт 12 статьи 76, пункт 1 статьи 132 НК РФ).

Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам (переводов электронных денежных средств) установлен приказом ФНС России от 20.03.2015 № ММВ-7-8/117. Согласно приказу информирование осуществляется путем обращения банка к интернет-сервису «Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов».

В интернет-сервисе содержится информация из решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке, в частности, номер и дата принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке с указанием даты и времени его размещения (по московскому времени) в интернет-сервисе.

За открытие счета при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам взыскивается штраф в размере 20 тыс. руб. (пункт 1 статьи 132 НК РФ). В данном случае для привлечения банка к ответственности достаточно только самого факта существования решения о приостановлении, наличие которого банк должен был проверить, обратившись к интернет-сервису ФНС.

Согласно статье 11 НК РФ счетом признается расчетный (текущий) и иной счет в банках, открытый на основании договора банковского счета.

Ответственность банка за открытие вклада, депозита организации, операции по счетам которой приостановлены, Налоговым кодексом не установлена.

При каких условиях налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам?

Операции приостанавливаются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по нескольким основаниям, которые, в свою очередь, возможно объединить в три группы.

К первой могут быть отнесены решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей взыскание налоговой задолженности. Ко второй группе - решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей представление отдельных документов. К третьей группе - решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей электронный документооборот с налоговым органом.

Что относится к первой группе решений о приостановлении?

К первой группе относится решение о приостановлении операций, принимаемое в целях обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Следует отметить, что помимо решения о взыскании налоговым органом также должно быть направлено налогоплательщику требование об уплате налога. Поручение налогового органа на списание денежных средств в уплату налога и решение о приостановлении операций может направляться к разным счетам налогоплательщика.

В данную группу оснований также входит решение, принимаемое для обеспечения исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 10 статьи 101 НК РФ).

Последующая отмена решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) сама по себе не означает, что решение о приостановлении операций было принято незаконно. Незаконным оно становится в случае его несвоевременной отмены.

Налогоплательщик может добиться отмены решения о приостановлении операций по счетам, заявив в арбитражном суде по спору с налоговым органом ходатайство о принятии обеспечительных мер.

После принятия судом обеспечительных мер инспекция должна отменить решение о приостановлении операций по счету применительно к положениям статьи 76 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.12.2012 № 10765/12).

Но каждое из оснований для приостановления операций по счетам является самостоятельным и может применяться независимо друг от друга. Это означает, что если операции по счетам налогоплательщика в банке были приостановлены по двум основаниям, одно из которых прекратило свое действие, то это не влечет отмены или неисполнения обеспечительных мер инспекции, принятых по другому основанию.

Факт принятия судом обеспечительных мер, запрещающих налоговому органу совершать действия по принудительному взысканию налоговой задолженности, при наличии неотмененного налоговым органом решения, принятого в порядке пункта 10 статьи 101 НК РФ, не служит основанием возобновления расходных операций по счетам налогоплательщика.

Какие основания приостановления операций условно можно отнести ко второй группе?

Прежде всего, это непредставление налоговой декларации.

Срок принятия решения о приостановлении операций по счетам за непредставление декларации с 2015 года составляет 3 года и 10 рабочих дней со дня установленного Налоговым кодексом срока представления декларации. Данное ограничение по сроку принятия решения распространяется и на декларации, не представленные в налоговый орган до 2015 года.

Могут ли приостанавливаться операции за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль по итогам отчетного периода?

Приостановление операций за непредставление декларации должно применяться при условии, что определенный документ является налоговой декларацией по содержанию, а не по названию.

За непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по итогам отчетного периода приостановление операций применяться не должно, так как указанный документ не отвечает понятию «налоговая декларация», установленному статьей 80 НК РФ.

Правомерно ли приостановление операций по счетам налогового агента при непредставлении им отчетности?

Статья 80 НК РФ разграничивает отчетность налогоплательщика и налогового агента. При этом в главах части второй НК РФ форма отчетности налогового агента может именоваться по-разному: расчет, декларация, сведения и т.д.

Пунктом 11 статьи 76 НК РФ предусмотрено, что правила приостановления операций по счетам в банках применяются также в отношении налоговых агентов.

Действует тот же принцип: если налоговый агент не представил в налоговый орган документ, не являющийся налоговой декларацией, то приостановление операций по его счетам в качестве обеспечительной меры применено быть не может (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Приостановление операций по счетам по такому основанию как непредставление декларации помимо налогоплательщиков возможно в отношении тех лиц, которые, не являясь налогоплательщиками, должны в соответствии с Налоговым кодексом представлять налоговые декларации. Например, глава 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ в установленных случаях обязывает представлять налоговые декларации налоговых агентов, не являющихся налогоплательщиками или являющихся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога.

Непредставление каких еще документов повлечет приостановление операций?

С 2016 года введен новый вид отчетности налоговых агентов - расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (пункт 1 статьи 80 НК РФ). Указанный расчет налоговый агент представляет за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом. За год (налоговый период) - не позднее 1 апреля следующего года (пункт 2 статьи 230 НК РФ).

Если налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока не получит от налогового агента расчет по форме 6-НДФЛ, то есть основания для принятия решения о приостановлении операций по счетам налогового агента (пункт 3.2 статьи 76 НК РФ).

Приостановление операций по счетам не применяется, если расчет сумм НДФЛ представлен на бумажном носителе, а не в электронной форме, но в установленный срок (независимо от численности физических лиц, получивших доходы от налогового агента).

В Налоговом кодексе нет пресекательного срока для принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам за непредставление формы 6-НДФЛ.

До введения в Налоговый кодекс пресекательных сроков для принятия решения о приостановлении операций за непредставление декларации, в судебной практике встречались примеры признания недействительным решения налогового органа, принятого спустя более чем 3 года после возникновения оснований для его принятия. Суд исходил из того, что превышение разумного срока принятия решения может означать его недействительность (Постановление ФАС Московского округа от 03.08.2007, 08.08.2007 № КА-А40/7460-07).

Налоговому агенту можно рекомендовать использовать данный аргумент в том случае, когда налоговым органом было принято решение о приостановлении операций по счетам не сразу (по истечении 10 дней со дня установленного срока для представления расчета), а спустя какое-то время.

Есть еще третья группа причин для приостановления операций по счетам?

С 1 января 2015 года основанием для блокировки счета является неисполнение обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Решение о приостановлении операций принимается в отношении лиц, обязанных представлять налоговые декларации в электронной форме, которые в нарушение пункта 5.1 статьи 23 НК РФ не передали квитанцию о приеме следующих документов:

  • требования о представлении документов;
  • требования о представлении пояснений;
  • уведомления о вызове в налоговый орган.

Квитанция подлежит направлению не позднее 6 дней со дня отправки документов налоговым органом. Решение о приостановлении операций по счетам может быть принято в течение 10 дней после истечения установленного для отправки квитанции срока.

Следовательно, решение о приостановлении операций по данному основанию должно приниматься не ранее седьмого дня и не позднее шестнадцатого дня после отправки документов налоговым органом. Указанные сроки исчисляются в рабочих днях.

Операции не могут быть приостановлены, если налогоплательщиком исполнено полученное требование (уведомление) по существу: представлены документы, пояснения, осуществлена явка вызванного лица в налоговый орган.

Кроме того, налоговый орган не вправе принять решение о приостановлении операций по счетам при неполучении от налогоплательщика квитанции о приеме иных направленных в электронной форме документов, не являющихся требованием о представлении документов, требованием о представлении пояснений или уведомлением о вызове в налоговый орган.

Что изменилось в этой группе оснований приостановления операций по счетам в 2016 году?

Для налогоплательщиков, обязанных представлять декларации в электронной форме, введена обязанность обеспечить получение документов от налогового органа по месту учета в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.

Новая обязанность введена с 1 июля 2016 года пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Отсутствие подключения к электронному документообороту повлечет приостановление операций по счетам (подпункт 1.1 пункта 3 статьи 76 НК РФ). Решение об этом может быть принято в течение 10 дней со дня установления налоговым органом факта неисполнения такой обязанности.

Данная обязанность считается исполненной, если организация заключит договор с оператором электронного документооборота «на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота с налоговым органом по месту учета этого лица» и получит квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи.
Такие действия должны быть совершены:

  • налогоплательщиком, применяющим общий режим налогообложения - в течение 10 дней со дня госрегистрации;
  • крупнейшим налогоплательщиком - в течение 10 дней со дня получения уведомления о постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика;
  • налогоплательщиком, перешедшим на общий режим налогообложения - в течение 10 дней со дня такого перехода;
  • налогоплательщиком ЕСХН, среднесписочная численность работников которого превысила 100 человек по итогам календарного года - в течение 10 дней со дня истечения такого года;
  • вновь созданной организацией, перешедшей со дня госрегистрации на ЕСХН, с численностью работников превышающей 100 человек - в течение 10 дней со дня госрегистрации.

Функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей осуществляют удостоверяющие центры (Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»).

Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи может быть получен уполномоченным представителем организации, которому предоставлены полномочия на получение документов от налогового органа. В этом случае для того, чтобы обязанность обеспечить получение документов от налогового органа по месту учета в электронной форме считалась исполненной, требуется, чтобы в данном налоговом органе имелась доверенность, подтверждающая полномочия представителя (лица - владельца указанного квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи).

А если уполномоченным представителем является юридическое лицо - необходимо наличие в указанном налоговом органе документов, подтверждающих полномочия физического лица - владельца сертификата ключа, если физическое лицо, в свою очередь, является уполномоченным представителем такого юридического лица.

Доверенности должны быть переданы в налоговый орган не позднее 3 рабочих дней со дня наделения представителя соответствующими полномочиями (со дня выдачи доверенности).

Нужно ли в целях исполнения обязанности, установленной пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ, направлять в налоговые органы доверенности, на работников, которые уполномочены представлять интересы организации в налоговых органах, и на которых оформлены квалифицированные сертификаты ключа проверки электронной подписи?

Направлять в налоговый орган доверенности на лиц, уполномоченных, например, на подписание налоговой отчетности, в рамках пункта 5.1 статьи 23 НК РФ не требуется.

Нужно ли при исполнении обязанности, предусмотренной пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ, направлять доверенность на получение от налогового органа документов, если квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи еще не получен (ключ электронной подписи не изготовлен)?

Можно предположить, что по смыслу пункта 5.1 статьи 23 НК РФ имеется в виду совокупность обстоятельств: наличие доверенности на лиц, уполномоченных на получение документов от налогового органа, и оформленных на этих лиц квалифицированных сертификатов ключа проверки электронной подписи. Иначе функция получения документов не будет обеспечена.

Вместе с тем, непредставление (несвоевременное представление) документов об уполномоченных представителях - владельцах квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи может повлечь ответственность по статье 126 НК РФ (штраф 200 руб. за документ).

Во избежание рисков привлечения к ответственности, а также приостановления операций по счетам, целесообразно направлять соответствующую доверенность в течение 3 дней со дня ее выдачи, даже если к указанной дате ключ электронной подписи на уполномоченного представителя еще не изготовлен (сертификат не получен).

Каким образом организация узнает о принятых в отношении нее решениях, связанных с блокировкой счета?

От налогового органа. Копии всех принятых налоговым органом решений направляются организации не позднее дня, следующего за днем их принятия. О поступившем решении организацию-клиента также известит банк.

Что делать, если налоговый орган принял решение о приостановлении операций в отношении всех счетов налогоплательщика?

Действия налогоплательщика зависят от основания, в соответствии с которым принято решение о приостановлении операций.

За непредставление декларации Налоговый кодекс допускает принятие решения о приостановлении операций на всех счетах налогоплательщика и на всю сумму средств на этих счетах.

С 2015 года в таком же объеме могут быть приостановлены операции за непередачу налогоплательщиком квитанции о приеме направленных налоговым органом в электронной форме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган, а с 2016 года - за непредставление налоговым агентом формы 6-НДФЛ, за необеспечение обязанности по получению документов от налогового органа по месту учета в электронной форме.

Приостановление операций в случае взыскания задолженности ограничено суммой взыскиваемых средств.

Налогоплательщик вправе обжаловать решение о приостановлении операций по счетам, если налоговым органом нарушена процедура взыскания. Например, не было вынесено решение о взыскании налога или был пропущен срок его вынесения (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013 № 09АП-31156/2013).

Если решение арбитражного суда о признании незаконным решения инспекции о привлечении к налоговой ответственности вступило в законную силу, налоговый орган обязан отменить решение о взыскании налогов, а также решение о приостановлении операций по счетам.

Налогоплательщику следует обжаловать незаконное бездействие налогового органа, которое выражается в непринятии решения об отмене приостановления операций по счетам (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.12.2014 № Ф05-14131/2014).

Если операции приостановлены для обеспечения исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, то заблокированная сумма определяется как разница между задолженностью и стоимостью имущества налогоплательщика, на которое уже наложен запрет на отчуждение (передачу в залог). Превышение суммы на счетах, операции по которым приостановлены, над взыскиваемой суммой, может быть по обращению налогоплательщика устранено отменой налоговым органом действия решения о приостановлении в соответствующей части.

Налогоплательщик вправе оспаривать расчет суммы, в отношении которой принято решение об ограничении расходных операций.

Налоговый орган должен отменить решение о приостановлении операций не позднее дня, следующего за днем устранения причин, вызвавших его принятие (погашение недоимки, представление декларации и т.п.). Не позднее следующего дня решение об отмене должно быть направлено в банк.

А если принятое налоговым органом решение о приостановлении операций было принято неправомерно или соответствующее решение было отменено с опозданием?

В этом случае на всю сумму денежных средств, в отношении которых действовало решение, за каждый календарный день действия решения начисляются проценты по ключевой ставке Центрального банка.

Налогоплательщик вправе заявить требования об уплате процентов:

  • при принятии налоговым органом решения о приостановлении операций после установленного срока на его принятие;
  • при несвоевременном принятии налоговым органом решения об отмене решения о приостановлении операций, в том числе при поступлении заявления налогоплательщика о превышении общей суммы заблокированных средств над суммой задолженности;
  • при несвоевременном направлении в банк решения об отмене решения о приостановлении.

Проценты рассчитываются исходя из периода, который начинается со дня поступления в банк решения о приостановлении и заканчивается днем поступления в банк решения о его отмене или наступления иных обстоятельств, предусмотренных федеральными законами (в таких ситуациях принятие налоговым органом специального решения об отмене приостановления операций по счетам не требуется).

Налоговым кодексом предусмотрено начисление процентов на сумму, в отношении которой действовало фактическое приостановление, а не на сумму, указанную в решении о приостановлении (Определение ВАС РФ от 15.05.2013 № ВАС-5501/13). Поэтому при фактическом отсутствии денежных средств на счетах в течение всего периода действия приостановления операций по счетам оснований для начисления процентов не имеется.

Приостановление операций по счетам в банке — весьма серьезное событие для любого хозяйствующего субъекта, поскольку может парализовать почти всю его деятельность. Каковы основания приостановления и как решить эту проблему, рассмотрим в нашей статье.

Положения законодательства об ограничении распоряжения счетом

  • арест счета;
  • приостановление операций по нему, в том числе замораживание денежных средств.

Эти меры предполагают временное прекращение списания денег со счета и применяются для обеспечения соблюдения требований законодательных актов и судебных решений.

Арест налагается на определенную сумму в рамках процессуального законодательства:

  • судом для обеспечения исполнения судебного решения (ст. 142 ГПК РФ, ст. 96 АПК РФ);
  • органами предварительного расследования для обеспечения исполнения приговора суда в части гражданского иска (ст. 115 УПК РФ);
  • судебным приставом-исполнителем для обеспечения исполнения требований исполнительного документа (закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ, далее — закон № 229).

Приостановление операций по счетам в банке осуществляется:

  1. На основании решения фискального органа.
  2. Банками (финансовыми организациями):
    • в случаях, предусмотренных законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов...» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее — закон № 115-ФЗ);
    • при наличии каких-либо сомнений в отношении исполнительного документа, полученного от взыскателя (п. 6 ст. 70 закона № 229).

Может ли налоговая заблокировать счет юридического лица в банке, причины блокирования

Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) предоставил фискальным органам право принимать решения о приостановлении операций по счетам в банке (блокировании) участника хозяйственной деятельности и гражданского оборота. Блокирование счетов имеет целью воздействие на организацию для обеспечения выполнения норм налогового законодательства.

Причины блокирования счета перечислены в НК РФ. Условно их можно разделить на группы по степени ограничения возможности владельца счета распоряжаться своими средствами. Блокирование может быть полным или частичным.

Частичное приостановление операций по счету в банке состоит в запрете на списание со счета определенной суммы и применяется, если:

  • не уплачены обязательные платежи и (или) штрафные санкции за их неуплату;
  • по результатам камеральной или выездной проверки фискальным органом взыскивается задолженность (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Полное блокирование счета вводится, если:

  • в определенный законом срок не сдана декларация о налогах (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • фискальному органу не обеспечена возможность работы с документами по каналу телекоммуникационной связи (подп. 1.1 п. 3 ст. 76, подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • организацией, являющейся налоговым агентом, не представлены документы, касающиеся расчета и перечисления НДФЛ (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).

ВАЖНО! Блокирование не затрагивает те перечисления, которые в силу п. 2 ст. 855 ГК РФ осуществляются до уплаты налогов и сборов (п. 1 ст. 76 НК РФ).

Порядок блокирования счета

Так как для организации приостановление операций по счету в банке является достаточно серьезной проблемой, принять такое решение вправе исключительно руководитель (заместитель) фискального органа. Решение о блокировании направляется в финансовую организацию посредством электронной связи не позднее следующего дня после его принятия. Налогоплательщику в эти же сроки отправляется копия документа.

Финансовая организация, получив решение, обязана исполнить его установленным законом способом. В НК РФ четко определяются действия, связанные с блокированием счетов организации. Руководствуясь ст. 76 НК РФ, финансовая организация:

  • прекращает списание денег со счетов, подвергнутых блокированию (абз. 2 п. 1);
  • сообщает в фискальный орган в течение 3 дней информацию о суммах, находящихся на заблокированных счетах (п. 5);
  • если налогоплательщик после вынесения решения о блокировании счета изменил свое наименование и/или реквизиты счета, прекращает списание денег с измененного счета (абз. 3 п. 7);
  • освобождается от обязанности открывать новые счета по обращению налогоплательщика.

ВАЖНО! В этом случае налогоплательщик не сможет открыть счета и в другой финансовой структуре (п. 12 ст. 76 НК РФ).

Зачисление поступающих на счет организации средств осуществляется в обычном режиме.

Частичное блокирование счета налоговыми органами

Частичное приостановление операций по счету в банке применяется фискальными органами, если:

  1. Организация не исполнила или ненадлежащим образом исполнила обязанность по уплате налогов, сборов и штрафов. В этом случае фискальный орган принимает решение о принудительном взыскании данных платежей (подп. 1 п. 2 ст. 46 НК РФ).

    Решение выносится в течение 2 месяцев после окончания срока, определенного для добровольной уплаты долга (п. 3 ст. 46 НК РФ). Для обеспечения выполнения данного решения фискальный орган ограничивает операции по счету. При этом если денег на счете больше, чем размер долга, то суммой, превышающей размер долга, организация может распоряжаться без каких-либо ограничений (подп. 1 п. 2 ст. 76 НК РФ).

  2. В результате камеральной (выездной) проверки выявлено налоговое правонарушение. В этом случае фискальный орган привлекает организацию к ответственности и/или принимает решение о взыскании недоимки, пеней и штрафа. Чтобы обеспечить исполнение решения, применяют следующие меры:
    • запрет на отчуждение (передачу в залог) определенного имущества без согласия фискальных органов;
    • запрет на списание денег со счета на сумму, указанную в решении фискального органа и не покрытую стоимостью имущества организации (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Полное блокирование счета налоговыми органами

Полностью списание денег со счета в банке прекращается в следующих случаях:

  1. При несвоевременном представлении или непредставлении декларации о налогах.
    Заблокировать счет по этой причине фискальный орган может в любой момент на протяжении 3 лет после окончания определенного законом срока (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).
  2. Несоблюдении правил электронного документооборота.

    Как следует из п. 5.1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщик обязан заключить договор с оператором электронного документооборота для обеспечения обмена документами с фискальным органом.

    Организациям, сдающим отчетность в электронном виде, следует:

    • обеспечить поступление документов от ИФНС (уведомлений о вызове в инспекцию, требований о представлении документов);
    • подтвердить прием документов путем направления в ИФНС электронной квитанции в течение 6 рабочих дней (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
  3. Отсутствии расчета по НДФЛ.

    С 01.01.2016 организация, являющаяся налоговым агентом, должна представлять в фискальный орган документы, касающиеся расчета и удержания сумм НДФЛ.

Во всех вышеназванных случаях законодателем установлен дополнительный срок в 10 рабочих дней для принятия решения о блокировании счета. Указанный срок исчисляется в соответствии с правилами исчисления сроков — на следующий рабочий день после даты ненадлежащего исполнения обязанности налогоплательщика или установления факта ее неисполнения.

ВАЖНО! Приведенный перечень исчерпывающий. Иные основания блокирования счета (несвоевременная сдача финансовой отчетности или устаревшая форма налоговой декларации) являются незаконными (постановление 11-го ААС от 24.02.2011 № А65-22703/2010).

Как разблокировать заблокированный налоговой счет в банке

Банк заблокировал счет юридического лица - что делать в этом случае? Действия, которые необходимо предпринять, чтобы разблокировать счет организации в банке, зависят в первую очередь от причин блокирования. Как правило, достаточно выполнить требования фискального органа:

  • заплатить указанные в требовании фискального органа платежи;
  • представить декларацию;
  • представить договор, заключенный с оператором электронного документооборота;
  • предъявить квитанции о приеме требований фискального органа;
  • подать запрошенные документы;
  • обеспечить явку представителя;
  • представить данные по НДФЛ.

Во всех этих случаях фискальный орган обязан отменить приостановление операций по счету в банке не позднее 1 дня, следующего за днем выполнения организацией своих обязанностей.

Если блокированию подверглись несколько счетов и общая сумма средств на них больше суммы долга, можно обратиться в фискальный орган с заявлением. Оно должно содержать информацию о счете, на котором достаточно средств для погашения долга (подтверждается выпиской из банка), а также о тех счетах, с которых следует снять ограничение. Решение о снятии блокирования должно быть принято в течение 2 дней после получения такого обращения (п. 9 ст. 76 НК РФ).

Кроме того, решение фискального органа о блокировании счета можно обжаловать, если оно вынесено с нарушением закона.

Так, перспективным для налогоплательщика стоит признать обжалование в ситуации, когда:

  • решение о блокировании счета принято в отсутствие ограничения в распоряжении имуществом (постановление 1-го ААС от 30.04.2015 по делу № А11-11149/2014);
  • инспекция нарушила сроки и/или не уведомила налогоплательщика о блокировке (постановление ФАС МО от 04.07.2013 по делу № А40-82853/12-20-447);
  • у инспекции отсутствовали правовые основания для блокировки, т. е. ею были допущены материально-правовые нарушения (определение ВС РФ от 27.03.2017 № 305-КГ16-16245).

Счета, которые могут быть подвергнуты блокированию

Как следует из п. 2 ст. 11 НК РФ, понятие счета, используемое в рамках налоговых правоотношений, распространяется на расчетные (текущие) и иные счета в финансовых структурах, открытые по договору банковского счета. Таким образом, все счета, договор на ведение которых заключен в соответствии с правилами ст. 845 ГК РФ, могут рассматриваться фискальными органами как счета, в отношении которых применима блокировка.

То есть в первую очередь блокирован будет расчетный счет организации. Также возможно блокирование:

  • Текущих валютных счетов (ст. 46, 76 НК РФ).
  • Корпоративного счета организации, который используется ее сотрудниками для расчетов за счет средств этой организации в ее интересах с использованием банковских карт, выпущенных для указанных целей. Такой счет, по мнению президиума ВАС РФ, обладает всеми признаками банковского счета (постановление от 21.09.2010 № 2942/10).

Счета, которые не могут быть подвергнуты блокированию

Фискальные органы не вправе ограничивать операции по следующим счетам:

  • Транзитным, ссудным как не имеющим признаков счета, указанных в п. 2 ст. 11 НК РФ (инструкция ЦБ РФ от 30.03.2004 № 111-И, письмо Минфина России от 16.04.2013 № 03-02-07/1/12722).
  • Номинальным и счетам эскроу (ст. 860.5, 860.8 ГК РФ). О последнем виде счетов можно прочитать в статье Что такое эскроу счет - порядок открытия и изменения .
  • Депозитным, поскольку данные счета открываются на основании договора банковского вклада (п. 1 ст. 834 ГК РФ).

ВАЖНО! По истечении срока действия депозитного договора средства с данного счета могут быть по требованию фискального органа переведены на расчетный счет организации и, соответственно, списаны для погашения задолженности по налогам (п. 5 ст. 46 НК РФ).

  • Использующимся для осуществления деятельности простого товарищества (совместной деятельности). Средства на таком счете являются собственностью участников совместной деятельности, а не налогоплательщика (постановление ФАС ЦО от 28.08.2009 № А68-9966/2008-5/18).
  • Открытым на основании ст. 1018 ГК РФ для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением.

Ответственность налоговых органов за неправомерное блокирование счета или несвоевременное снятие блокирования

Так как приостановление операций по счету в банке создает для любого хозяйствующего субъекта серьезные проблемы, законодателем предусмотрена ответственность фискальных органов за неправомерные действия (бездействие), касающиеся такого решения, а также за несоблюдение сроков, связанных с отменой этой меры.

Фискальный орган обязан отменить блокировку счета строго в сроки, установленные в ст. 76 НК РФ, и не позднее следующего дня проинформировать об этом финансовую организацию посредством электронной связи (п. 4 ст. 76 НК РФ).

Если эти сроки нарушены, а также в случае неправомерного блокирования счета фискальный орган обязан уплатить проценты за каждый день нарушения срока или неправомерного блокирования счета. Методика начисления процентов определена в п. 9.2 ст. 76 НК РФ.

В случае несогласия с действием фискального органа, в том числе в отношении блокирования счета, его следует сначала обжаловать в порядке подчиненности в вышестоящую организацию и только потом в суд (ст. 137, п. 2 ст. 138 НК РФ).

Фискальные органы также несут ответственность за убытки, причиненные действиями (бездействием) их сотрудников (ст. 16 ГК РФ, п. 1 ст. 35 НК РФ). Под убытками понимают реальный ущерб, а также неполученные доходы (упущенную выгоду). При этом истцу необходимо будет доказать, что убытки связаны с действиями (бездействием) фискального органа, а также обосновать размер убытка, особенно в отношении упущенной выгоды.

Как узнать (проверить), не заблокирован ли счет в банке

Проверить, не произошло ли блокировки счета юридического лица в банке налоговой, можно, воспользовавшись созданным ФНС России веб-сервисом «Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков». Данный ресурс является общедоступным и позволяет любому заинтересованному лицу оперативно получать данные о блокировках. Веб-сервис размещен на сайте ФНС России, в разделе «О ФНС России / Взаимодействие с другими государственными учреждениями РФ / Взаимодействие с Банком России...» (https://service.nalog.ru/bi.do). Для получения сведений необходимо знать ИНН плательщика и БИК обслуживающего банка.

ВАЖНО! На федеральный уровень поступают только решения о блокировании счетов, направленные в электронном виде, поэтому базы федерального и местного уровней могут не совпадать. В этом случае изменения в картотеку вносятся в том числе и по заявлению организации (письмо ФНС России от 20.02.2014 № ПА-4-6/3003).

Арест счета судебным приставом-исполнителем

Арест денежных средств на счете — одна из мер принудительного исполнения, применяемая службой судебных приставов для выполнения требований исполнительного документа. Эта мера подразумевает прекращение списания денег со счета должника в размере, установленном в постановлении судебного пристава-исполнителя.

Арест денежных средств на счете применяется:

  • Для исполнения определения суда о применении мер по обеспечению иска. Исполнительный лист, выданный на основании такого определения, может быть предъявлен заинтересованной стороной в ССП для исполнения.
    ВАЖНО! Арест, наложенный судебным приставом во исполнение определения суда об аресте денежных средств должника, может быть снят только судом.
  • Как обеспечительная мера в рамках исполнительного производства. Решение о применении ареста принимается или приставом самостоятельно, или по заявлению взыскателя (п. 2 ст. 30 закона № 229). Мера направлена на понуждение должника к исполнению исполнительного документа (п. 1 ст. 64 закона № 229).
  • Как мера принудительного исполнения. Если долг не погашен добровольно, судебный пристав направляет в финансовую организацию постановление о перечислении денег со счета должника на депозитный счет подразделения. Когда средств на счете должника недостаточно, финансовая организация обязана исполнять постановление судебного пристава по мере поступления денег на этот счет (п. 9 ст. 70 закона № 229).

Как разблокировать счет в банке, заблокированный приставами

Самым действенным способом снятия со счета ареста, наложенного судебным приставом, является погашение долга, ставшего причиной ограничения расходных операций по счету.

Если долг погашен в добровольном порядке, для снятия ограничения необходимо:

  • представить судебному приставу документы, подтверждающие оплату долга в полном размере;
  • подать ходатайство об окончании исполнительного производства и заявление о снятии блокировки со счета.

После удовлетворения ходатайства пристав выносит постановление о прекращении исполнительного производства, в котором отменяет блокировку счета. Копия постановления направляется в финансовую организацию, которая снимает ограничительные меры. Арест должен быть снят после получения финансовой структурой отменяющего постановления, которое подлежит исполнению в указанный в нем срок (п. 4 ст. 14 закона № 229).

Также следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 37 закона № 229 должник имеет возможность обратиться с обоснованным заявлением в орган, выдавший исполнительный документ, о предоставлении ему отсрочки (рассрочки) для исполнения данного документа. На основании решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) можно будет отменить арест по счету.

Незаконные действия судебного пристава по аресту денежных средств на счетах могут быть обжалованы в течение 10 дней в порядке подчиненности или в суд. Порядок обжалования установлен в гл. 18 закона № 229.

Блокировка расчетного счета банком на основании положений закона № 115-ФЗ

Закон № 115-ФЗ предоставляет финансовым организациям возможность приостанавливать операции по счетам. Условно эти основания подразделяются на 2 группы:

  • блокировка операции банком самостоятельно (п. 10 ст. 7 закона № 115-ФЗ);
  • блокировка по счету на основании постановления уполномоченного органа или судебного акта.

Основания для самостоятельной блокировки дают финансовой структуре право приостановить расходные операции по счету в размере суммы, указанной в платежном поручении, если хотя бы одна из сторон:

  • входит в список лиц, в отношении которых уполномоченным органом применены меры по замораживанию активов;
  • действует по указанию и от имени лиц, активы которых заморожены.

Срок такой блокировки не должен превышать 5 дней. Если в течение этого срока финансовая организация не получает постановления уполномоченного органа о приостановлении списания, то заблокированное перечисление подлежит исполнению.

ВАЖНО! В данном случае приостанавливается только та операция, которая соответствует вышеназванным признакам. В остальной части перечисление денег в пользу других получателей допустимо.

В случае блокировки счета на основании постановления уполномоченного органа РФ все списания приостанавливаются на срок до 30 суток, а в случае блокировки на основании судебного решения — до отмены такого решения.

Расходные операции по счету возобновляются в течение 1 рабочего дня после окончания срока, указанного в постановлении уполномоченного органа, или получения судебного решения об отмене замораживания активов.

Таким образом, любое ограничение прав организации по распоряжению денежными средствами возможно только в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством. Организация же, в свою очередь, для исключения проблем, связанных с блокировкой счетов в банке, должна вести свою хозяйственную деятельность в соответствии с требованиями законодательства.

Новое на сайте

>

Самое популярное