Домой ОТП банк Валютные операции между резидентами нерезидентами осуществляются. Валютные операции между нерезидентами

Валютные операции между резидентами нерезидентами осуществляются. Валютные операции между нерезидентами

На сегодняшний день валютные сделки стали достаточно распространены в Российской Федерации. Однако данная тема содержит в себе достаточно нюансов и подводных камней, которые могу не только сорвать важную сделку, но и повлечь предусмотренную законом ответственность.

Кто такие валютные резиденты?

Валютными резидентами можно назвать круг лиц, которые на протяжении года хотя бы один раз посещали территорию РФ после длительного пребывания за границей. К последним можно отнести:

  • подданных РФ;
  • лиц, имеющих ВНЖ в России, а также граждане другой страны или лица, не имеющие подданства;
  • организованные согласно законам РФ юридические лица;
  • обособленные подразделения вышеуказанных юридических лиц, которые находятся в других странах;
  • посольство, консульства, а также иные представительские органы Российской Федерации, находящиеся в иностранных государствах.

Особенности и права валютных резидентов

Валютные резиденты, имеют право совершать вклады в иностранной валюте на свои банковские счета. В случае, если резидент имеет отношение к рынку ценных бумаг и является его участником, то последний может открыть специальный счет – брокерский.

Физическое лицо-резидент имеет право производить перевод денежных средств во время проведения сделок, связанных с иностранной валютой, путем безналичного расчета через российские банковские учреждения. Исключением являются следующие случаи:

  • дарение ценностей в валюте иностранных государств близким родственникам;
  • получение наследства в виде иностранной валюты или путем передачи их через завещание;
  • получение и перевод через российские банковские учреждения ограниченной законом денежной суммы;
  • обмен иностранной валюты через российские банки;
  • внесение платы за покупку товаров, необлагаемых пошлиной, а также перевозок международного характера;
  • перевод и получение через нерезидента ограниченного количества денежных средств в валютном эквиваленте на российскую территорию.

Отдельно стоит выделить права юридических лиц-резидентов, которым разрешено:

  • получение и перевод иностранной валюты со своих банковских вкладов в установленном законодательством порядке;
  • те же действия, связанные с переводом валюты из банков, расположенных на территории другой страны;
  • проведение взаиморасчетов с физическими лицами-нерезидентами РФ в наличной форме за оказание услуг, связанных с транспортировкой на территории РФ, а также вследствие сделок, предполагающих розничную торговлю.

Кто такие валютные нерезиденты

Законодательство РФ характеризует валютного нерезидента следующими признаками:

  • российские подданные, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации более года, в том числе на основании выданного зарубежными странами ВНЖ;
  • подданные РФ, которые находятся на территории другой страны более 365 дней и имеющие рабочую или учебную визу, срок которых составляет минимум 1 год;
  • учреждения, не являющиеся юридичекими лицами и организованные согласно законам других стран;
  • международные организации, включая их филиалы в РФ;
  • другие лица, которых российское законодательство не относит к резидентам.

Важно! Контролирующими органами принято считать валютными нерезидентами лиц, которые более года находились в другой стране, а потом, посетив Россию, автоматически статовятся резидентами.

Особенности и права валютных нерезидентов

Валютным нерезидентом считается лицо, которое не находилось на территории РФ на протяжении 365 дней подряд. Данные лица имеют следующие права:

  • открывать счета в российских банках, как в валюте других стран, так и в национальной валюте России;
  • производить перечисления в банковские учреждения РФ со своих иностранных счетов, как в инвалюте, так и в российских рублях;
  • совершать перечисления средств с зарубежных банковских счетов в банки Российской Федерации.

Что такое валютный контроль?

В связи с тем, что операции с валютой несут в себе достаточно емкий свод инструкций и правил, он подлежит тщательному контролю со стороны соответствующих органов.

Полномочиями осуществления контроля за правомерностью проведения валютных операций наделены следующие органы Российской Федерации:

  • Центральный банк РФ;
  • Федеральные органы исполнительной власти РФ, уполномоченные осуществлять указанный контроль;
  • Агенты валютного контроля. В свою очередь последние могут выступать, как специально уполномоченные на проведения контролирующей деятельности банки РФ, так и профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • Корпорация государственного значения «Банк развития и внешнеэкономической деятельности».

Указанные органы осуществляют следующую деятельность, направленную на соблюдение норм действующего валютного законодательства РФ:

  • осуществление правовой оценки деятельности кредитных и некредитных организаций;
  • осуществления надзора за правомерностью деятельности резидентов и нерезидентов в рамках проведения последними валютных операций;
  • координационная деятельность и обеспечения взаимодействия между собой подведомственных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за исполнением валютного законодательства;
  • мониторинг, анализ и передача необходимой информации вышестоящим федеральным органам.

В рамках законодательства указанные выше органы имеют право проводить следующие действия:

  • проводить проверки законности действий резидентов и нерезидентов в части соблюдения валютного законодательства, а также полноты предоставленных последними учетных данных;
  • истребовать документы, связанные с осуществлением валютных операций, а также ведомостей относительно открытия и ведения банковских вкладов;
  • выносить предписания, в которых отражается суть выявленных нарушений и требования по их устранению;
  • применять меры, в частности привлечения к предусмотренной законом ответственности лиц, совершивших выявленные в ходе проверки нарушений.

Операции между резидентами

Российским законодательством предусмотрены ряд операций, которые могут проводить между собой валютные резиденты. А именно операции:

  • проводимые с торговыми точками беспошлинной торговли, а также связанные с торговой деятельностью с пассажирами транспортных средств в процессе следования последними международными рейсами;
  • связанные с заключением и исполнением договоров, заключённых с нерезидентами, о передаче товаров и информации, в том числе на правах интеллектуальной собственности, выполнении работ между комиссионерами и комитентами;
  • относительно заключения и исполнения договоров транспортной экспедиции , перевозки и фрахтовочных услуг, связанных с ввозом и вывозом из России груза;
  • связанные с внешними ценными бумагами (на данные документы должны иметься права в депозитариях);
  • к которым относится оплата командировочных выплат, а также возмещение аванса, который не был израсходован в ходе командировки за пределы Российской Федерации;
  • связанных с исполнением бюджетов РФ, в части переводов и расчетов валюты других стран;
  • относительно обоюдных переводов физических лиц-резидентов денежных средств в валюте иностранного государства из РФ, при условии, если сумма указанной операции не превышает пяти тысяч долларов США за один операционный день через один банк;
  • связанные с обоюдным переводом физических лиц-резидентов зарубежной валюты на территорию России через иностранные банки;
  • связанные с оплатой расходов во время поездок за пределы России лицам, работа которых связана с разъездами или реализуется во время прохождения определенного маршрута;
  • которые имеют отношение к денежным расчетам между компаниями, занимающимися транспортными перевозками и их клиентами – физическими лицами, находящимися за пределами РФ;
  • связанные с денежными переводами иностранной валюты между физическими лицами-резидентами, которые находятся между собой в родственных связях;
  • предполагающие расчеты и другие действия с валютой иностранного государства, связанные с оплатой труда сотрудников дипломатических и консульских учреждений РФ, международных компаний и ее филиалов, а также других представительств, исполнительных органов РФ, находящиеся в других странах;
  • имеющие отношение к клиринговым расчетам;
  • предполагающие оплату труда физическим лицам-резидентам, осуществляющим свою трудовую деятельность на основании трудового договора с предприятием, располагающимся на территории иностранного государства.

Операции между резидентами и нерезидентами

Российские законы довольно лояльно относятся к валютным операциям, проводимым между резидентами и нерезидентами, и практически их не ограничивают. Единственным исключением являются операции, проведение которых может повлечь за собой уменьшение валютного запаса РФ.

До 2007 года ограничений по указанному вопросу существовало значительно больше, однако на сегодняшний день все запреты сводятся лишь к ст. 11 Закона.

Статьей предусмотрено, что покупка или продажа валюты иностранного государства, а также чеков, может производиться только через специально уполномоченные банковские учреждения РФ.

Кроме того, ЦБ РФ установлено достаточно большое количество требований к кредитным организациям, при проведении операций, связанных с куплей или продажей валюты иностранных государств и чеков.

Важно! Не допускается идентификация личности физических лиц при покупке или продаже последними валюты другой страны или чеки с иностранным номиналом. Данная процедура возможна только по личному желанию указанного физического лица.

Операции между нерезидентами

Действующее законодательство разрешает нерезидентам осуществлять между собой следующие операции:

  • переводы денежных средств в иностранной и российской валюте из российских банков в банковских учреждений, находящихся на территории других государств;
  • денежные валютные переводы, проходящие через иностранные банки в банки, находящиеся в России. По такому же принципу проводятся операции связанные с российской валютой;
  • переводы валюты других стран и РФ на территории России, при этом, не открывая счета в банке. Данные денежные переводы нерезиденты могут, как отправлять, так и получать;
  • связанные с реализацией ценных бумаг в России, только в случае соответствия сделки нормам российского антимонопольного законодательства.

Что такое репатриация и ее особенности?

В широком смысле репатриацию можно понимать, как комплекс мер государственного регулирования, направленных на минимизирование оттока финансовых средств из страны и предусматривает два варианта:

  • Резиденты, являющиеся участниками сделок международного характера, осуществляя экспортную деятельность, должны обеспечить и проконтролировать получение на свои счета денежных средств, уплаченных зарубежными партнерами по указанным сделкам. Прибыль от международных контрактов может быть, как в российской валюте, так и в иностранной.
  • Резиденты, которые являются участниками контрактов международного уровня, осуществляя импортную деятельность, должны проконтролировать соответствие внесенных средств за полученный товар его стоимости. Если оплата за товар будет превышать фактическую стоимость продукции – лишнюю часть суммы необходимо будет вернуть в бюджет России.

В каких случаях запрещены валютные операции между резидентами?

Действующее российское законодательство в целом запрещает резидентам проводить операции с иностранной валютой. Данная позиция регламентируется 9 статьей Закона. Единственной возможностью совершать какие-либо действия, связанные с иностранной валютой, является свод исключений, установленных этой же статьей закона.

Есть ли ограничения в операциях между резидентами и банками?

Нормами действующего законодательства РФ не предусмотрены ограничения, которые касаются взаимодействия банковских учреждений и валютных резидентов за исключением некоторых случаев, таких как:

  • отношения, связанные с банковскими кредитами;
  • операции, связанные с внесением или снятием денег в банковских учреждениях;
  • приобретение у банка векселей, а также получение выплат по ним;
  • покупка или продажа валюты других государств и чеков с иностранным номиналом;
  • оплата банковской комиссии;
  • получение гарантий от банковского учреждения.

Резиденты не ограничиваются видом валюты, которой они рассчитываются, при помощи счетов, ранее открытых в банковских учреждениях. Также законом предусмотрена возможность конверсионных операций согласно курсу, ранее оговоренному с банком.

Возможен ли валютный заем между резидентами?

При заключении сделки валютного займа одна сторона обязуется предоставить другой стороне оговоренное количество денежных средств в валюте другого государства при условии возврата указанной суммы в фиксированный срок. Данные займы могут предоставляться, как «под проценты», так и безвозмездно.

Законом запрещено предоставление валютных займов резидентам РФ. Но все же есть и исключения. Например, валютный резидент может получить указанный заем только в том случае, если он будет выдан соответствующим финансовым учреждением в виде кредита путем заключения необходимого соглашения. Таким образом, заем взятый у банковского учреждения, не будет противоречить законодательству.

Заключение

Российское законодательство достаточно скрупулёзно подошло к вопросу регулирования взаимоотношений, связанных с валютными операциями. Но вместе с этим, при должном соблюдении всех указанных норм и правил, резиденты и нерезиденты могут не опасаться за безопасность и правомерность проводимых ими действий с иностранной валютой.

Из этого видео вы узнаете, как нерезиденту стать налоговым резидентом РФ:

Внимание!

В связи с изменениями в законодательстве РФ, информация в статье могла устареть! Наш юрист готов бесплатно Вас проконсультовать - напишите вопрос в форме ниже:

Согласно ст. 6 Закона о валютном регулировании валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением предусмотренных ст. 7, 8 и 11 настоящего Закона валютных операций, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Содержащиеся в ст. 6 Закона о валютном регулировании условия введения валютных ограничений на операции между резидентами и нерезидентами фактически устанавливают презумпцию нецелесообразности государственного (административного) регулирования валютных операций. Это означает, что любое административное вмешательство государства, в частности установление рассматриваемых ограничений, в отношении граждан и юридических лиц при владении, пользовании и распоряжении ими валютными ценностями должно быть оправданным, обоснованным и на момент вмешательства уже использованы все имеющиеся экономические меры для регулирования тех или иных общественных отношений в данной области. Более того, как только будут устранены обстоятельства, послужившие причиной введения валютных ограничений, последние должны быть незамедлительно отменены. В этом аспекте положения российского валютного законодательства корреспондируются с разд. 3 (b) ст. VII Устава Международного валютного фонда, который устанавливает, что каждое государство – член МВФ имеет "полномочие... после консультаций с МВФ временно вводить ограничения свободы обменных операций в дефицитных валютах... Государство будет обладать полной юрисдикцией в определении характера таких ограничений, но они не должны быть более ограниченными, чем это необходимо... и будут ослаблены или отменены, как только станет возможно".

В настоящее время при применении ст. 6 Закона о валютном регулировании следует учитывать, что ст. 7 данного Закона утратила силу с 1 июля 2006 г., ст. 8 – с 1 января 2007 г., ч. 3–6 ст. 11, в которых устанавливались валютные ограничения, – с 1 июля 2006 г.

Напомним, что до 1 января 2007 г. валютным законодательством РФ предусматривалось два вида ограничений по валютным операциям между резидентами и нерезидентами:

  • 1) требование об использовании специального счета;
  • 2) требование о резервировании.

Несмотря на установленное в ст. 6 Закона о валютном регулировании общее правило, валютное законодательство содержит отдельные ограничения, налагаемые на валютные операции между резидентами и нерезидентами. В частности:

  • – частью 2 ст. 14 наложен запрет на осуществление юридическими лицами – резидентами валютных операций минуя счета в уполномоченных банках, за исключением ограниченного перечня операций, указанных в ч. 2 ст. 14;
  • – частью 3 ст. 14 наложен запрет на осуществление физическими лицами – резидентами валютных операций минуя счета в уполномоченных банках, за исключением ограниченного перечня операций, указанных в ч. 3 и 4 ст. 14;
  • – частями 5 и 6 ст. 12 наложены ограничения на осуществление резидентами валютных операций через счета, открытые в банках за пределами территории РФ;
  • – статьей 19 установлено требование о репатриации иностранной валюты и валюты РФ на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Расчеты при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами в связи с разным правовым регулированием порядка их осуществления подразделяются на три группы:

  • 1) расчеты через банковские счета;
  • 2) расчеты без открытия счета;
  • 3) расчеты наличными денежными средствами.

В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции). Данные конституционные предписания не препятствуют законодателю устанавливать (с учетом публично-правового характера валютного регулирования в целях обеспечения реализации единой государственной валютной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка РФ) специальные правила для участников внешнеэкономической деятельности, направленные на своевременное поступление на территорию РФ иностранной валюты по внешнеторговым договорам, предусматривая за их неисполнение соответствующую ответственность.

Одним из таких правил является требование о репатриации части валютной выручки, установленное специальной главой "Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки" Закона о валютном регулировании.

Следует обратить внимание на понятие выручки, на которую распространяется обязанность по репатриации. Такой выручкой являются поступления в пользу резидентов по внешнеторговым договорам за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (п. 3 ст. 21 Закона о валютном регулировании). Таким образом, обязанность по репатриации не распространяется на те поступления в пользу резидента из-за рубежа, основой получения которых не является внешнеторговый контракт. Примером таких поступлений могут служить дивиденды, причитающиеся резиденту от участия в иностранных компаниях, поскольку юридическим фактом, из которого возникает право резидента на получение дивидендов, является не внешнеторговый договор, а участие резидента в уставном капитале иностранного юридического лица.

Толкование термина "репатриация" в рассматриваемом Законе отсутствует, но смысл его определяется содержанием статей названной главы: речь идет об обязанности резидентов при осуществлении внешнеэкономической деятельности зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту и валюту РФ, причитающуюся им по договорам с нерезидентами, а также обеспечивать возврат в Российскую Федерацию денежных средств, переведенных нерезидентам, в случае неисполнения ими своих обязательств по договору.

Таким образом, данный термин обозначает юридическую обязанность резидентов, содержанием которой является направленность на возврат валютных средств в Россию, а именно:

  • – обязанность резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или российской валюты, причитающейся им в соответствии с условиями договоров;
  • – обязанность резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить возврат в Россию денежных средств, уплаченных резидентами нерезидентам в случае неисполнения нерезидентами условий договора (непоставка товаров, невыполнение работ и т.п.).

Содержание обязанности резидента по репатриации сводится именно к обеспечению получения валюты по внешнеторговому контракту. Это требование касается только валюты и не направлено на обеспечение возврата товара, не оплаченного нерезидентом. Иными словами, в соответствии с валютным законодательством резидент должен либо получить оплату по внешнеторговому контракту за переданный товар, результат интеллектуальной деятельности, информацию, выполненную работу или оказанную услугу в пользу нерезидента (получить платеж по экспортному контракту), либо получить от нерезидента валюту в случае неисполнения последним его обязательств по внешнеторговому контракту (вернуть предоплату по импортному контракту). Причем речь идет о любой валюте, т.е. как об иностранной валюте, так и о валюте РФ.

Механизм резервирования заключается в следующем: субъект резервирования вносит на счет в уполномоченном банке сумму, которая затем в аналогичном порядке перерезервиру- ется в Банк России. Данное условие предусмотрено законодателем в целях минимизации рисков участников внешнеэкономических отношений в случае отзыва лицензии, ликвидации кредитной организации.

В целом схема резервирования скопирована с порядка формирования и депонирования Фонда обязательных резервов кредитных организаций, установленного Банком России.

Положения валютного законодательства о репатриации части валютной выручки были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который признал их соответствующими Конституции (см. определения Конституционного Суда РФ от 02.04.2009 № 486-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества “Орлэкс” на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” и частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"; от 19.05.2009 № 572-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества “Контактор” на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” и частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Требование о репатриации должно создавать эффективный механизм притока иностранной валюты в страну, но не ограничение на использование иностранной валюты резидентами за рубежом. Требование о репатриации с точки зрения концепции реализации государством валютного (денежного) суверенитета, а точнее, обязанности по обеспечению стабильного функционирования созданного им законного платежного средства (национальной валюты) призвано обеспечить национальную экономику международной ликвидностью, прежде всего денежными средствами иностранных государств (иностранной валютой), с которыми имеются наиболее активные внешнеэкономические связи.

Говоря о резервировании, необходимо отметить, что ряд государств, в частности Чили, имеют опыт применения этой меры валютного регулирования как средства укрепления своей денежно-кредитной политики. Однако, как показывает мировая практика, оно действенно только в тех случаях, когда установлены жесткие банковское регулирование и надзор за возможными рисками. Необходимость сохранения в валютном законодательстве РФ требования о репатриации валютной выручки обоснована тем, что оно является главным инструментом перераспределения валютных средств на внутреннем валютном рынке и гарантированным источником их приобретения для всех участников внешнеэкономической деятельности. В условиях недостаточной устойчивости и надежности российской банковской системы резиденты, получив право не репатриировать валютную выручку, будут стремиться размещать получаемую иностранную валюту на счетах в иностранных банках, что приведет к уменьшению международных активов российской банковской системы и негативным образом скажется на ее ликвидности. Освобождение резидентов от обязанности репатриировать валютную выручку может устанавливаться только законом.

Таким образом, Банк России определяет конечную цель резервирования как понижение ликвидности рынка, средство борьбы с инфляцией и предотвращения оттока капитала из страны.

Закон о валютном регулировании содержит закрытый перечень случаев, когда резиденты имеют право не зачислять иностранную валюту и валюту РФ на счета в уполномоченных банках: 1) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц – резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории РФ – в целях исполнения обязательств юридических лиц – резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

  • 2) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, – на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
  • 3) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории РФ, для покрытия расходов по их проведению – на период проведения этих мероприятий;
  • 4) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами территории РФ резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории РФ услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями – резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории РФ услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями – резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации-резиденты. Например, для применения данного правила о зачете встречных требований надо, чтобы резидент и нерезидент являлись транспортными организациями или чтобы и тот и другой осуществляли рыбный промысел за пределами таможенной территории РФ. Зачет должен осуществляться с соблюдением условий ст. 410–412 ГК. В частности, требования должны быть однородными, причем не только по предмету требований, но и по основаниям возникновения. Например, требование об уплате авансового платежа не может быть зачтено против требования об оплате уже оказанных услуг (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.12.2001 № 65 "Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований");
  • 5) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами;
  • 6) при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций – резидентов в банках за пределами территории РФ – в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории РФ расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории РФ воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории РФ филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.

Иностранная валюта, зачисленная в соответствии с п. 1 и 3 ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании на счета резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории РФ, должна быть использована в целях исполнения резидентами своих обязательств, предусмотренных соответственно п. 1 и 3 ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании, либо переведена на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках.

На основе анализа валютного законодательства можно выделить следующие основные принципы резервирования: во-первых, резервирование всегда осуществляется в рублях; во-вторых, оно всегда беспроцентное; в-третьих, любое резервирование требует немедленного перерезервирования в Банке России (таким образом, происходит полное изъятие ликвидности из уполномоченных банков); в-четвертых, оно всегда конечно по сроку (по окончании срока сумма резервирования возвращается независимо от того, были ли исполнены обязательства контрагентом).

Резервирование – это беспроцентное денежное требование, т.е. резиденты и нерезиденты должны внести определенную сумму резервирования на беспроцентный депозит в уполномоченный банк. Валюта РФ (на основании п. 1 ст. 140 ГК вносится только законное средство платежа на территории РФ – рубль), внесенная в качестве резервирования, подлежит безусловному возврату в случае надлежащего исполнения контрагентом контрактных обязательств либо при истечении срока резервирования. Кроме этого, сумма резервирования не может быть изъята уполномоченным банком даже в качестве меры взыскания, применяемой к клиенту.

Тем самым, юридический смысл репатриации заключается в том, что, если российская организация перечисляет валюту иностранной фирме, она должна получить от нее товары, работы или услуги на перечисленную сумму либо вернуть деньги. Если же отечественная фирма экспортирует товары, работы или услуги, то она обязана обеспечить их полную оплату.

Контроль за соблюдением российскими резидентами названных правил осуществляют агенты валютного контроля – уполномоченные банки и таможенные органы.

Обязанность резидентов РФ по зачислению выручки на счета в уполномоченных банках установлена в отношении договоров, связанных с их внешнеторговой деятельностью. Определение понятия внешнеторговой деятельности содержится в Законе об основах регулирования ВТД (ч. 4, 7, 28 ст. 2). Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о валютном регулировании институты, понятия и термины различных отраслей российского законодательства применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным Законом.

В Законе об основах регулирования ВТД установлено, что внешнеторговая деятельность – это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами (импорт и экспорт товаров), услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

К внешней торговле относятся импорт и экспорт товаров, передача исключительных и неисключительных прав на объекты интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу и наоборот.

Отметим, что в Законе об основах регулирования ВТД под российским лицом подразумевается:

  • – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ;
  • – физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ. Российское физическое лицо должно являться гражданином РФ или иметь право постоянного проживания в ней либо быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя согласно российскому законодательству.

Все остальные лица считаются иностранными.

Внешняя торговля услугами – это оказание услуг (выполнение работ), включающее производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое способами, указанными в ст. 33 Закона об основах регулирования ВТД. К таким способам, в частности, относится оказание услуг (выполнение работ) на территории РФ иностранному заказчику или на территории иностранного государства российскому заказчику услуг.

Из анализа ст. 2, 33 названного Закона следует, что к внешнеторговым договорам не относится договор поставки товаров, заключенный между резидентом РФ и нерезидентом, если не происходит импорта или экспорта товаров. В то же время договор оказания услуг (выполнения работ), заключенный между российским и иностранным лицом, считается внешнеторговым даже в том случае, если услуги оказываются на территории РФ.

Таким образом, для квалификации сделки в качестве внешнеторговой определяющим является факт пересечения продаваемыми (поставляемыми) товарами таможенной границы РФ, т.е. экспорт и (или) импорт товаров. В случае если пересечение таможенной границы контрактом не предусмотрено и товары "потребляются" нерезидентом на территории РФ, требование о репатриации резидентом выручки по такому договору или возврата аванса за непоставленные товары, согласно ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании, неприменимо.

Внешнеторговыми являются также договоры, общая сумма которых превышает в эквиваленте 5 тыс. долл. США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения, на выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности (в том числе исключительных прав на них). Резидент Российской Федерации при заключении договора на оказание услуг (выполнение работ), передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности с имеющим аккредитацию и находящимся на территории РФ обособленным подразделением иностранного юридического лица, даже при осуществлении расчетов по договору в рублях, становится участником правоотношений, подпадающих под валютное регулирование и контроль.

Как показывает анализ практики арбитражных судов, заключение контракта на сумму менее 5 тыс. долл. США и неоформление паспорта сделки не влияют на то, что валютные операции должны осуществляться только с использованием банковских счетов (см. постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.12.2007 по делу № А65-16713/2007; постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.01.2007 по делу № А74-2860/06).

Согласно ст. 39 Закона об основах регулирования ВТД внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может ограничиваться мерами валютного регулирования или валютного контроля в соответствии со Статьями Соглашения Международного валютного фонда и с законодательством РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании при осуществлении внешнеэкономической деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеэкономическими договорами, обеспечить поступление на свои счета в уполномоченных банках выручки по указанным договорам.

В платежных условиях экспортных контрактов в зависимости от коммерческих интересов участвующих сторон может быть предусмотрено использование различных форм международных расчетов: банковский перевод (авансовый платеж или оплата после поставки товара), документарное инкассо или документарный аккредитив.

Таким образом, обязанность по репатриации выручки установлена для резидентов РФ по договорам на экспорт товаров, в которых предусмотрено условие о вывозе товаров с таможенной территории РФ на территорию иностранного государства.

Законодателем предусмотрена ситуация, когда в период резервирования происходит ликвидация или реорганизация банка, на счет в котором была внесена сумма резервирования, а также отзыв у него лицензии на осуществление банковских операций. В этом случае Банк России в целях обеспечения возврата суммы резервирования осуществляет до истечения срока резервирования операции с размещенной суммой резервирования, необходимые для перевода со счета указанного уполномоченного банка на счет другого уполномоченного банка, указываемого лицом, внесшим сумму резервирования.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона о валютном регулировании при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами необходимо оформлять паспорт сделки. Порядок оформления паспорта сделки определен в разд. II инструкции № 138-И.

Паспорт сделки оформляется резидентами Российской Федерации (юридическими лицами или физическими лицами – индивидуальными предпринимателями), в случае если общая сумма договора превышает в эквиваленте 5 тыс. долл. Если общая сумма контракта не превышает суммы, эквивалентной 5 тыс. долл. США с учетом вносимых в контракт изменений и дополнений, паспорт сделки не составляется. Данная сумма пересчитывается в рубли по курсу, установленному Банком России на дату заключения контракта.

Резидент обязан оформить паспорт сделки не позднее осуществления первой валютной операции по контракту либо иного исполнения обязательств по нему. Например, работы по внешнеэкономическому контракту выполнены раньше, чем произведена оплата. В подобной ситуации последним сроком оформления паспорта сделки считается день подписания акта выполненных работ. В том случае, когда условиями экспортного договора предусмотрены расчеты в форме аккредитива, уполномоченные банки во избежание подобных случаев рекомендуют резидентам-экспортерам оформлять паспорт сделки до даты авизования аккредитива иностранным банком – эмитентом в пользу бенефициара (экспортера) через российский уполномоченный банк.

По каждому экспортному договору оформляется один паспорт сделки в одном уполномоченном банке, в котором находится на банковском обслуживании резидент Российской Федерации – экспортер. Если резидент Российской Федерации осуществляет зачисление валютной выручки за экспорт товаров по договору на свой счет, открытый в иностранном банке в разрешенных законодательством случаях (например, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании), паспорт сделки оформляется в территориальном учреждении Банка России по месту государственной регистрации резидента. При этом территориальное учреждение Банка России выполняет функции банка паспорта сделки. При частичном зачислении валютной выручки на счет в уполномоченном банке, частичном – на счет в иностранном банке банком паспорта сделки выступает уполномоченный банк, в который частично зачисляется выручка за экспорт товаров.

Резидент обязан представлять лист 2 паспорта сделки, оформленный по договорам, в соответствии с которыми осуществляется вывоз товаров с таможенной территории РФ (экспорт) или ввоз товаров на таможенную территорию РФ (импорт). Раздел 6 листа 2 паспорта сделки заполняется резидентом путем включения в него информации о сроках и порядке расчетов, предусмотренных в договоре. По экспортному договору указывается срок от даты выпуска товаров таможенными органами на экспорт до даты зачисления средств от нерезидента на банковский счет экспортера (оплата по факту экспорта товара, в том числе отсрочка платежа) или фиксируется случай предоставления нерезидентом коммерческого кредита резиденту в виде предварительной оплаты товаров (оплата до даты фактического экспорта товара, т.е. авансовый платеж). Сроки поступления выручки могут фиксироваться в календарных днях, если такой расчет возможен согласно условиям договора, и рассчитываются резидентом самостоятельно исходя из условий договора. Лист 2 представляется резидентом только по паспорту сделки, оформленному на основе договоров, связанных с экспортом-импортом товаров, и подписывается резидентом по аналогии с листом 1 паспорта сделки (подписью уполномоченного лица резидента), а также заверяется печатью резидента (при ее наличии). Лист 2 паспорта сделки не подписывается уполномоченным банком. Вместе с тем, учитывая, что названный документ является неотъемлемой частью паспорта сделки, банк вправе отказать резиденту в подписании паспорта сделки в случае несоответствия данных, содержащихся в контракте, данным, указанным в листе 2 паспорта сделки.

Если внешнеторговый контракт содержит условия, предусматривающие как вывоз товаров с таможенной территории РФ, так и ввоз товаров на таможенную территорию РФ, резидент должен оформить один паспорт сделки в одном уполномоченном банке. При этом он самостоятельно определяет свой статус стороны по договору (экспортер или импортер), исходя из чего проставляет код вида договора.

Учет валютных операций по паспорту сделки по экспорту товаров осуществляется банком в ведомости банковского контроля по паспортам сделок на основании информации, указываемой резидентом в справке о валютных операциях.

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций установлен Положением № 258-П. В частности, документы (в виде копий, заверенных резидентом в порядке, согласованном с банком), подтверждающие вывоз товаров с таможенной территории РФ, представляются резидентом при справке о подтверждающих документах. В соответствии с п. 2.4 данного Положения резидент представляет в банк документы, подтверждающие вывоз товаров с таможенной территории РФ, со справкой о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории РФ.

В качестве документов, подтверждающих вывоз товаров с таможенной территории РФ, могут использоваться документы, содержащие необходимые сведения о вывозе товаров с таможенной территории РФ, например грузовая таможенная декларация с отметкой таможни о дате фактического вывоза товара или грузовая таможенная декларация с датой, указанной в штампе "Выпуск разрешен". При наличии в грузовой таможенной декларации отметки пограничной таможни о дате фактического вывоза товаров резидент вправе поставить в справке о подтверждающих документах дату фактического вывоза товаров на основании указанного выше подтверждения пограничной таможни. При отсутствии в грузовой таможенной декларации указанной отметки о дате фактического вывоза товаров в качестве даты вывоза товаров может быть указана дата, проставленная в штампе "Выпуск разрешен".

В случае проведения валютных операций по экспортному договору в валюте РФ резидент наряду с подтверждающими документами представляет в банк справку о поступлении валюты РФ в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту.

При проведении отдельных валютных операций в рамках экспортного договора через свои счета за рубежом резидент представляет в уполномоченный банк справку о расчетах через счета за рубежом в срок, не превышающий 45 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены операции резидента через счета за рубежом.

При заполнении паспорта сделки резидент обязан проставить дату исполнения всех обязательств по экспортному контракту (при отсутствии такого положения в контракте резидент самостоятельно рассчитывает эту дату исходя из условий контракта). Также в паспорт сделки резидент вносит информацию о сроках и порядке расчетов за экспорт товаров, предусмотренных в контракте (в случае отсутствия указанных условий в контракте информация не заносится).

В случае проведения валютных операций по экспортному договору в валюте РФ резидент наряду с подтверждающими документами представляет в уполномоченный банк справку о поступлении валюты РФ в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту.

При проведении отдельных валютных операций в рамках экспортного договора через свои счета за рубежом резидент представляет в банк справку о расчетах через счета за рубежом в срок, не превышающий 45 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены операции резидента через счета за рубежом.

При заполнении паспорта сделки резидент обязан проставить дату исполнения всех обязательств по экспортному контракту (при отсутствии такого положения в контракте резидент самостоятельно рассчитывает эту дату исходя из условий контракта). Кроме названных данных резидент вносит информацию о сроках и порядке расчетов, предусмотренных в контракте (в случае отсутствия указанных условий в контракте информация не заносится).

В случае непредставления документов в банк в определенные законодательством сроки поступившая валюта останется на транзитном счете и резидент не сможет ею воспользоваться, пока не оформит необходимые документы. Кроме того, об этом нарушении уполномоченный банк обязан сообщить в Банк России (ч. 9 ст. 23 Закона о валютном регулировании).

Ответственность резидента за невыполнение в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов услуги, работы, информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, предусмотрена ч. 4 ст. 15.25 КоАП.

В случае невозможности по каким-либо причинам получить в контрактные сроки выручку, причитающуюся по условиям договора за поставленный товар, резидент должен оформить с нерезидентом дополнение к договору о продлении срока поступления причитающейся выручки. Конечно, это не означает, что контрагент может совсем не исполнять свои контрактные обязательства, ведь у любого контракта существует срок начала и окончания действия контракта, и при отсутствии иного соглашения сторон срок окончания действия контракта будет считаться и сроком репатриации. Дополнение должно быть подписано в дату, предшествующую сроку получения выручки, установленному в основном договоре. После подписания дополнения экспортеру необходимо переоформить паспорт сделки в связи с изменением срока выполнения обязательств по договору и срока получения выручки. Необходимо учитывать, что КоАП содержит ответственность резидента за неполучение выручки в контрактный срок. Таким образом, даже при ее фактическом зачислении в пользу экспортера с нарушением контрактного срока ответственность экспортера формально возникает.

При наличии во внешнеторговом договоре условия об отнесении банковских расходов и комиссий на счет резидента-экспортера зачисление в его пользу выручки в меньшей сумме за минусом таких комиссий и расходов не будет являться нарушением валютного законодательства РФ.

По каждой операции, связанной с исполнением внешнеторгового договора, резидент должен отчитываться перед тем банком, в котором был оформлен паспорт сделки.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 7, 8 и 11 федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Валютные операции между резидентами

1. Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:
  • операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
  • операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
  • операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов;
  • операций с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации;
  • операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет, осуществляются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации. 3. Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с:
  • получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;
  • внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок);
  • , а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
  • приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам в порядке, установленном федеральным законом № 48-ФЗ от 11 марта 1997 г. «О переводном и простом векселе»;
  • куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
  • уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
  • иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Валютные операции между нерезидентами

1. Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках.

2. Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении указанных валютных операций.

3. Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 13 федерального закона.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций

1 . Резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено настоящим федеральным законом.

2 . Если иное не предусмотрено настоящим федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами — резидентами через счета, открытые в соответствии со ст. 12 федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим федеральным законом.

3 . Расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением следующих валютных операций, осуществляемых в соответствии с настоящим федеральным законом:

  • передачи физическим лицом — резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
  • дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;
  • завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;
  • приобретения и отчуждения физическим лицом — рези-дентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
  • перевода физическим лицом — резидентом из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковских счетов, осуществляемого в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;
  • покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом — резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты.

4 . Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться физическими лицами — резидентами через счета, открытые в соответствии со ст. 12 федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим федеральным законом.

5 . Списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет резидента осуществляются в порядке, который может предусматривать, если это установлено Центральным банком Российской Федерации, только:

  • установление требования о резервировании резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы денежных средств и (или) стоимости ценных бумаг, списываемых со специального счета резидента, на срок не более 60 календарных дней до дня осуществления валютной операции;
  • установление требования о резервировании резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы денежных средств и (или) стоимости ценных бумаг, зачисляемых на специальный счет резидента, на срок не более года.

6 . Российской Федерации не может устанавливать одновременно применительно к одному виду валютных операций требования, предусмотренные п. 1 и 2 ч. 5 ст. 14 федерального закона.

7 . Резиденты могут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.

8 . Профессиональные участники рынка ценных бумаг открывают в уполномоченных банках специальные брокерские счета для учета денежных средств нерезидентов.

Уполномоченные банки, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, самостоятельно открывают и ведут специальные брокерские счета для учета денежных средств своих клиентов-нерезидентов.

Порядок открытия и ведения специальных брокерских счетов для учета денежных средств нерезидентов устанавливается Центральным банком Российской Федерации и может предусматривать установление требования об обязательном полном или частичном поддержании уполномоченными банками, в которых открыты указанные счета, остатка денежных средств на корреспондентском счете в Центральном банке Российской Федерации, равного совокупному остатку денежных средств на специальных брокерских счетах.

Национальной денежной единицей России является рубль, однако это не мешает россиянам все рассчитываться с помощью иностранных валют, самыми популярными из которых являются евро и доллар США. Сразу же оговорим, что государство запрещает проводить на территории РФ валютные операции между резидентами (ФЗ № 177), но есть перечень исключений из этого запрета, так как не во всех случаях можно обеспечить расчеты в рублях.

Понятие о валютном контроле

Валютные операции между нерезидентами и резидентами, а также расчеты этих категорий между собой подпадают под обязательный валютный контроль, который осуществляет государство с помощью Центробанка. Главной целью этих мер является защита экономических интересов РФ и ее жителей. Принципы валютного контроля заключаются:

  • в приоритетности экономических интересов государства при проведении валютного регулирования;
  • в недопущении неправомерного и неоправданного вмешательства государства с помощью государственных органов в сделки с иностранными деньгами;
  • в ведении единой системы валютного регулирования;
  • в обеспечении защиты государственными органами всех участников валютного рынка.

Разрешенные регулятором денежные операции связаны с разными аспектами экономических отношений между странами. Но вначале определимся с основными понятиями:

  • резидент – это человек, которые проживает в стране более чем 6 месяцев в течение года. Большинство россиян как раз подпадают под эту категорию.
  • нерезиденты в большинстве случаев иностранцы, так как этот статус получают те, кто прожил в России менее 183 дней за последний календарный год. Но в эту категорию также могут попасть и россияне, которые по разным причинам больше полугода провели вне РФ (работа или учеба за границей, лечение, длительный отдых).

Соответственно, типы валютных расчетов – это сделки между:


Между резидентами

Расчеты между резидентами в иностранной валюте могут проводиться только с учетом требований ст. 9 ФЗ №173, согласно которым не запрещено:

  • переводить деньги со своего счета за границей на счет в России или в другом государстве;
  • получение зарплаты в иностранной валюте сотрудниками иностранных представительств российских компаний, консульств, дипломатических представительств;
  • все операции, которые связаны с внешними ценными бумагами;
  • сделки, связанные с перевозками грузов;
  • перечисление налогов в бюджеты РФ разных уровней;
  • возмещение расходов, которые понесли физические лица, находясь в заграничной командировке;
  • перечисление денег со своего счета на счет резидента за границу, но не более 5 тысяч долларов США в день;
  • переводы со своих счетов в уполномоченных банках на счета близких родственников;
  • операции, связанных с клиринговым бизнесом.

Полный перечень в законе состоит из 24 пунктов.

В теме расчетов между резидентами стоит отдельное внимание уделить так называемым уполномоченным банкам. Это финансовые учреждения, которые наделены регулятором правами и полномочиями проводить определенные операции. Сделками, на которые не распространяются ограничения, являются:

  • валютный заем между резидентами, а также все сопутствующие ему расходы;
  • пополнение депозитов или счетов до востребования;
  • операции по предоставлению обеспечений (поручительство, залог);
  • операции с векселями;
  • купля-продажа валюты и чеков по операциям инкассо в банки, которые находятся за пределами РФ;
  • выплаты уполномоченному банку комиссионного вознаграждения.

Также без каких-либо ограничений резиденты могут проводить расчеты в долларах и евро по договорам факторинга.

Резиденты и нерезиденты в валютных правоотношениях должны руководствоваться ст. 6 ФЗ-177. Здесь практически нет ограничений, однако будут заблокированы все действия, которые регулятор сочтет ведущими:


Между нерезидентами

За операции между нерезидентами отвечает ст. 10 ФЗ № 177. В ней сказано, что иностранцы могут без ограничений проводить сделки с российским рублем, а также валютами разных стран в банках, которые находятся за пределами РФ.

На территории РФ жители других стран могут осуществлять переводы между собой даже без открытия текущего счета. Им также не запрещено заключать сделки, объектом которых являются внутренние ценные бумаги.

Однако все счета, с которых нерезиденты планируют проводить свои операции, им можно открывать только в уполномоченных банках.

Понятие репатриации

Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ осуществляется с целью обеспечения защиты интересов государства, обеспечения стабильности курса национальной денежной единицы и поддержания устойчивого валютного баланса страны. Это понятие больше относится к юридическим лицам, так как регулирует внешнеэкономическую сферу деятельности.

Особенностью репатриации является то, что:

  1. Все компании, которые задействованы во внешних расчетах, должны обязательно обеспечить по всем своим контрактам, заключенным с иностранными контрагентами, поступление средств на счета и, наоборот, обеспечить возвращение денег от иностранных контрагентов за не поставленную в Россию продукцию или невыполненные услуги.
  2. Организации, которые осуществляют экспортно-импортные операции, обязаны своим уполномоченным банкам предоставлять всю информацию по действующим контрактам: сумма сделки, объект договора, сроки его действия. Проще говоря, они предоставляют контракты в валютный отдел банка, который (отдел) их сопровождает.
  3. Вся иностранная валюта, которая поступила на счет резидентов за границей, должна быть использована только на выполнение ими своих обязательств или быть перечислена на счет в уполномоченном банке.

Новые правила обмена валюты: видео

Подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала . Текущие валютные операции осуществляются без каких либо ограничений. Операции по движении капитала осуществляются в порядке, определяемом Правительством РФ и ЦБ РФ.

Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением: операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли , при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования при международных перевозках; операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуально деятельности, в том числе исключительных прав на них; операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимо го из РФ или ввозимого в РФ груза, транзитной пере возкой груза по территории РФ, а также по договорам страхования указанных грузов; операций с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени РФ, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг РФ, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях; операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством РФ, и осуществления расчетов в валюте РФ; операций, связанных с осуществлением обязательных платежей в федеральный бюджет , бюджет субъекта РФ, местный бюджет в иностранной валюте.

Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками , связанные: с получением и возвратом кредитов и займов , уплатой сумм процентов и санкций по соответствующим договорам; внесением денежных средств резидентов на банковские счета (вклады) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (вкладов); приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей , выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, взысканием по ним санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам; с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков , номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту РФ и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранных государств , приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории РФ наличной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности.

Нерезиденты вправе:

  1. без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов в банках за пределами территории РФ на банковские счета в уполномоченных банках или банковских счетов в уполномоченных банках на счета в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках;
  2. осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований антимонопольного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг в порядке, установленном ЦБ РФ, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении таких операций.

Новое на сайте

>

Самое популярное