Домой ОТП банк Внебюджетные фонды: Пенсионный Фонд РФ, Фонд Социального Страхования, Фонд Обязательного Медицинского Страхования. Смотреть страницы где упоминается термин внебюджетные доходы

Внебюджетные фонды: Пенсионный Фонд РФ, Фонд Социального Страхования, Фонд Обязательного Медицинского Страхования. Смотреть страницы где упоминается термин внебюджетные доходы

В настоящее время условия хозяйствования как коммерческих, так и бюджетных учреждений претерпевают существенные изменения. Бюджетные организации, в сравнении с коммерческими предприятиями имеют более сложную структуру учета денежных средств. В отличие от коммерческих организаций, бюджетные организации получают субсидии из бюджета. Кроме того, они могут вести предпринимательскую деятельность и получать внебюджетные доходы от внебюджетной деятельности.

В данной статье мы более подробно рассмотрим именно внебюджетные средства от деятельности, приносящей доход казенным, автономным и государственным бюджетным учреждениям образования, здравоохранения, культуры, разберем как они учитываются, какие внебюджетные источники финансирования бюджетных учреждений и что необходимо знать при оказании платных услуг в бюджетном учреждении.

В первую очередь обратимся к понятию «бюджетное учреждение».

Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов. Бюджетные учреждения - учреждения непроизводственной сферы (социально-культурные, органы государственной власти и государственного управления, обороны, суды, прокуратура), получающие денежные средства на осуществление своей деятельности из государственного бюджета.

Бюджетные средства и средства, полученные за счет внебюджетных источников

Бюджетные средства и средства, полученные за счет внебюджетных источников, учитываются образовательными учреждениями на счетах органа Федерального казначейства или, при не казначейском обслуживании – на счетах кредитных организаций, а также в кассе и прочих денежных документах.

Все денежные средства, полученные учреждениями, учитываются раздельно, по следующим группам:

  • по целевому назначению (субсидии на выполнение государственного муниципального задания, средства, полученные от предпринимательской деятельности, а также целевые субсидии);
  • по источникам финансирования (денежные средства, полученные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и из местных бюджетов);
  • по месту учета (денежные средства могут храниться на казначейских счетах, в банке и в кассе);
  • по способу вложения (безналичные средства, наличные, чековые книжки, денежные документы и т.д).

Средства в иностранной валюте и средства в пути учитываются в отдельном порядке. Учет всех денежных средств учреждения регламентируется Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".

Внебюджетные доходы и внебюджетные источники финансирования бюджетных учреждений

Обратим внимание более подробно на первую группу и поговорим о денежных средствах, полученных от предпринимательской деятельности. При ведении учреждением приносящей доход деятельности важно понимать, как правильно распоряжаться полученными средствами. В первую очередь разберем понятие внебюджетных средств бюджетного учреждения.

Внебюджетные средства бюджетных учреждений – это доходы, получаемые бюджетными учреждениями помимо ассигнований, выделяемых из бюджета. Выделяют три вида внебюджетных средств:

  • специальные (денежные средства, полученные от выполнения организаций работ или услуг),
  • депозитные (суммы для временного хранения),
  • суммы по поручениям (суммы, для выплат по целевому назначению юридическим лицам или гражданам).

Как и любая другая некоммерческая организация, бюджетное учреждение может распоряжаться полученными от предпринимательской деятельности средствами в рамках определенных норм, регулируемых нормативно-правовыми актами, в частности таковыми являются:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Бюджетный кодекс РФ;
  • Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению";
  • Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (для образовательного учреждения);
  • Устав бюджетного учреждения.

Внебюджетные доходы бюджетных учреждений могут формироваться с помощью различных видов деятельности: с помощью использования рыночных принципов функционирования, посредством привлечения средств юридических и физических лиц, осуществляющих благотворительную деятельность. Также внебюджетными источниками финансирования бюджетных учреждений могут являться: средства, полученные от сдачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду.

В основном, доходы от предпринимательской деятельности формируются за счет оказания платных услуг сверх объема, установленного государственным муниципальным заданием.

Особенности функционирования бюджетных организаций, получающих внебюджетные доходы

Бюджетные учреждения имеют право оказывать платные услуги или вести иную предпринимательскую деятельность, приносящую доход. Учреждения здравоохранения и образования относятся к организациям, кому законодательно разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность. Для осуществления некоторых видов деятельности учреждение должно в обязательном порядке получить соответствующую лицензию.

Однако важно отметить, что такая деятельность имеет место быть, только если она способствует достижению целей, ради которых учреждение создано (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Например, детский сад не имеет право оказывать услуги по ремонту зданий или заниматься продажей продуктов. В тоже время детские сады берут плату за содержание ребенка, а школы могут организовывать платные кружки и секции, т.к. это помогает им вести основную деятельность – воспитание или образование. Порядок введения платных услуг установлен в статье 65 Закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которая определяет условия установления платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Бюджетное учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность, только если это отражено в специальных учредительных документах. Следовательно, бюджетное учреждение должно получить разрешение у вышестоящей организации (учредителя, собственника его имущества), после чего данное разрешение закрепляется в учредительных документах и в уставе учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ; п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ).

При наделении законодательством права на ведение предпринимательской деятельности, учреждение обязано открыть лицевой счет. Вместе с возможностью осуществлять предпринимательскую деятельность, законодательство в некоторых случаях может вести прямой запрет на неё. Если предпринимательская деятельность несет вред уставной образовательной деятельности учреждения, то учредитель имеет право запретить оказание платных услуг.

Бюджетное учреждение может распоряжаться доходами от предпринимательской деятельности, только согласно плану финансово-хозяйственной деятельности, где четко прописаны статьи расходов бюджетной организации. Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения является налогооблагаемой деятельностью. Порядок налогообложения бюджетных организаций определен Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.06.2014)).

Расходы по приносящей доход деятельности формируют стоимость оказания платных услуг на основе первичных документов. Вся информация о начисленных расходах должна раскрываться в бухгалтерской отчетности, в зависимости от того, признаются данные расходы финансовым результатом или нет.

Финансовый результат по предпринимательской деятельности – это разница между доходами и расходами, признающимися финансовым результатом. Положительный финансовый результат отражается в бухгалтерской отчетности и подлежит к уплате налога на прибыль. Чаще всего, в бюджетных образовательных учреждениях финансовый результат равен нулю, поэтому налог на прибыль не платиться.

На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность бюджетных учреждений крайне отличается от коммерческих организаций. Основное отличие заключается в целях создания платных услуг, которые в бюджетном учреждении должны соответствовать общему назначению учреждения (образование, здравоохранение и т.д.). Кроме того, и доходы от предпринимательской деятельности, и расходы бюджетного учреждения должны быть согласованы с вышестоящей организацией.

Статья актуальна на март 2015 года.

Елена Шагалова
Специалист отдела по аутсорсингу образовательных учреждений
Интеркомп ЦБУ

Лекция 5.

Внебюджетное финансирование



Бюджет учредителя;

Спонсорские средства;

1. Основная деятельность:

2. Прочая деятельность:

Основные факторы, определяющие эффективность внебюджетной деятельности

1. Научный потенциал

2. Внутренняя нормативная база

3. Общая политика по отношению к внебюджетной деятельности

4. Наличие лицензии и её параметры, аккредитации, сертификаты и т.д.

5. Регион расположения

6. Оборудование

7. Производственные мощности

8. Информационные ресурсы

9. Библиотечный фонд

10. Помещения

11. Кадры

12. Земля

13. Методическая база

14. Имидж и сотрудничество с выпускниками учебного заведения

Наиболее широкие возможности предоставляет осуществление образовательным учреждением различных видов деятельности, в рамках которой можно получать доходы от:

Предоставления платных образовательных услуг;

Предоставления платных дополнительных образовательных услуг, не предусмотренных соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами;

Реализации услуг и продукции, изготовленной учащимися и студентами в период практики, реализации услуг и иной продукции структурных подразделений и территориально обособленных подразделений, наделенных в соответствии с положениями об этих подразделениях правом ведения бухгалтерского учета и собственной сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам;

Торговли покупными товарами, оборудованием;

Оказания посреднических услуг;

Приобретенных ранее акций, облигаций и иных ценных бумаг (дивиденды, проценты);

Медицинской, санаторно-курортной деятельности;

Спортивной, физкультурно-оздоровительной деятельности;

Экскурсионной, туристской деятельности;

Консультационных (консалтинговых) услуг;

Услуг по маркетингу;

Аудиторской деятельности;

Экспертной деятельности;

Деятельности библиотек, архивов;

Юридических услуг;

Транспортных услуг, в том числе перевозок населения и грузов собственным транспортом;

Услуг связи, включая услуг в областях информационно-телекоммуникационных систем, телематических служб, услуг передачи данных, услуг местной телефонной связи;

Производства и реализации продукции (услуг) общественного питания;

Деятельности в области метрологии, стандартизации, сертификации, экологической паспортизации;

Проведения испытаний, обслуживания и ремонта приборов,

оборудования и иной техники;

Организации ярмарок, аукционов, выставок, культурно-массовых и других мероприятий и т.д.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, поскольку конкретные образовательные учреждения могут осуществлять какие-то свои специфические виды внебюджетной деятельности.

Внебюджетное финансирование образовательного учреждения

Доходы от внебюджетной деятельности находятся в самостоятельном распоряжении

образовательного учреждения. Расходовать их, следовательно, образовательное учреждение может самостоятельно. Считается, что эти средства могут использоваться чуть ли не ”как угодно“ и в первую очередь на возмещение недостатка бюджетного финансирования. Особенно много на эту тему было сказано и написано в период бюджетного дефицита. Сейчас острота проблемы бюджетного финансирования существенно снижена, но проблема использования внебюджетных средств осталась.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (РЕД. ОТ 07.05.2013 С ИЗМЕНЕНИЯМИ, ВСТУПИВШИМИ В СИЛУ С 19.05.2013) «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Глава 13. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 103. Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности

  1. Образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами). При этом уведомления о создании хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств должны быть направлены указанными в настоящей части образовательными организациями высшего образования в течение семи дней со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества или хозяйственного партнерства.
  2. Указанные в части 1 настоящей статьи образовательные организации высшего образования в качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ и складочные капиталы таких хозяйственных партнерств вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами). Денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или складочный капитал хозяйственного партнерства по лицензионному договору, утверждается решением единственного учредителя (общего собрания учредителей) хозяйственного общества или участников хозяйственного партнерства, принимаемым всеми учредителями хозяйственного общества или участниками хозяйственного партнерства единогласно. Если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли либо акций участника хозяйственного общества в уставном капитале хозяйственного общества или доли либо акций, оплачиваемых вкладом в складочный капитал хозяйственного партнерства, составляет более чем пятьсот тысяч рублей, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.
  3. Денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении указанных в части 1 настоящей статьи образовательных организаций высшего образования, могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ и складочные капиталы хозяйственных партнерств в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
  4. Указанные в части 1 настоящей статьи образовательные организации высшего образования вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества или участников хозяйственного партнерства.
  5. Образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными учреждениями, вправе распоряжаться долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств, владельцами которых они являются, только с предварительного согласия соответствующих собственников. Такие образовательные организации высшего образования осуществляют управление долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств в качестве участников в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Права участников хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств от имени указанных образовательных организаций высшего образования осуществляют их руководители.
  6. Доходы от распоряжения долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств, учредителями (участниками) которых являются указанные в части 1 настоящей статьи образовательные организации высшего образования, поступают в их самостоятельное распоряжение.

Лекция 5.

Внебюджетное финансирование

Классификация внебюджетных доходов

1. Понятие внебюджетного финансирования.

2. Источники внебюджетных средств, порядок внебюджетного финансирования.

3. Совершенствование внебюджетной деятельности в образовании.

Понятие ”внебюджетная деятельность“ применительно к сфере образования сложилось достаточно давно. Его содержание определялось исходя из того обстоятельства, что, наряду с деятельностью, финансируемой из бюджета, образовательное учреждение имеет возможность осуществлять ”дополнительную“ деятельность, что называется ”в свободное от основной работы время“ и с использованием своего кадрового и материального потенциала.

Финансовое обеспечение этой деятельности осуществлялось, как правило, не из бюджета, поэтому и деятельность называлась и часто называется ”внебюджетной“. Средства, поступающие от осуществления такой деятельности, принято называть внебюджетным финансированием, внебюджетными поступлениями, доходами от самостоятельной деятельности образовательного учреждения. Термины эти также сложились давно, используются, в основном, как синонимы, хотя и отражают разные отношения.

Если это будет безвозмездное обеспечение средствами из коммерческой организации-учредителя (из прибыли после уплаты налогов), то это также может считаться бюджетным финансированием.

Можно ли в таком случае сказать, что внебюджетное (или небюджетное) финансирование - это все прочие поступления средств в учебное заведение? Обычно так и говорят. Все средства, поступающие в образовательное учреждение не из бюджета, разумеется, являются внебюджетными. В данном случае применяется так называемое ”негативное определение“, в качестве отличительного признака выбирается их ”непринадлежность“ к определенному источнику поступления - к бюджету, причем неважно, к какому именно бюджету. Может быть, это и не самая удачная классификация, но она прочно вошла в обиход, а термин имеет общепринятый характер.

Таким образом, поступающие в учебное заведение средства делятся на бюджетные и внебюджетные. Было бы логично называть все поступающие в учебное заведение средства доходами, но применительно к бюджетным средствам этот термин обычно не используется, а применяется пока только к внебюджетным поступлениям.

Как было показано раньше, бюджетные средства, поступающие в учебное заведение в режиме финансирования, характеризуются двумя основными признаками:

Направлены на совершенно определенные расходы (в соответствии со сметой);

Поступают безвозмездно, т. е. взамен этих средств собственник не получает от учебного заведения эквивалента в виде товаров и (или) услуг.

Таким образом, финансирование может осуществляться из следующих источников:

Бюджет учредителя;

Спонсорские средства;

Собственные средства, находящиеся в самостоятельном распоряжении учреждения (организации).

Классификация внебюджетных доходов является основой для определения:

● направлений внебюджетной активности учебных заведений.

Базовыми элементами классификации могут быть избраны две основные группы, определяющие характер деятельности, финансовой результат и возможные налоговые последствия. К этим группам относятся:

1. Основная деятельность:

● реализация одной или нескольких образовательных программ;

● проведение научно-исследовательских работ;

● деятельность по обеспечению и обслуживанию образовательного и научно-исследовательского процесса.

2. Прочая деятельность:

Работы (услуги) выполняемые (оказываемые) с использованием ресурсов образовательного учреждения (территории, помещения, оборудования и др.):

Решение задач, связанных с социальным управлением — важнейшая функция государства. В российской модели значимую роль играют специализированные фонды, создаваемые властями с целью оптимизации соответствующего направления государственной политики. Какова специфика их работы?

Специфика деятельности фондов

Государственные внебюджетные фонды — это обособленные от иных структур национальной системы управления финансами организации, которые призваны выполнять специальные задачи в области социального и экономического развития. В российской модели роль подобных структур связана в значительной степени с пенсионным обеспечением, социальным и медицинским страхованием.

Чем отличаются государственные бюджетные и внебюджетные фонды? Основной критерий — автономность управления денежными средствами. Хотя он, как отмечают некоторые эксперты, в достаточной мере условен. В бюджетных фондах предполагается строгая отчетность соответствующих структур перед органами власти. В фондах внебюджетного типа, в свою очередь, возможно более свободное распоряжение денежными средствами, выражаемое, в частности, в аспекте их инвестирования.

Основные фонды РФ

В России есть три основных, функционирующих на федеральном уровне, внебюджетных структуры соответствующего типа. Во-первых, это Пенсионный фонд РФ. Его деятельность связана с важнейшей с точки зрения социально-экономического развития страны задачей — начислением и распределением государственных пенсий. Во-вторых, это Фонд социального страхования. Он, в свою очередь, решает задачи, связанные с начислением и выплатой различного рода пособий. В-третьих, это Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования. Он обеспечивает функционирование государственной системы бесплатного медобслуживания.

ПФР, ФСС и ФОМС — это государственные социальные внебюджетные фонды. Но есть и другая категория структур соответствующего типа. А именно экономические внебюджетные фонды. Их задачи, в свою очередь, связаны с хозяйственным развитием государства. Одна из крупнейших организаций такого типа — Российский фонд технологического развития. Также существуют различные отраслевые структуры, призванные решать экономические задачи.

Статус фондов

Какой правовой статус имеют государственные внебюджетные фонды, ведущие деятельность в РФ? Каждая из отмеченных структур — самостоятельное юридическое лицо. В правовом аспекте, а также в некоторых областях экономического развития, данные субъекты независимы от бюджета России. То есть доходы государственных внебюджетных фондов и их расходы не включаются в соответствующие категории, характерные для финансовых систем на федеральном, региональном или муниципальном уровне.

Вместе с тем собственник фондов, о которых идет речь — государство. Соответственно, в компетенции федеральных органов власти — правовая регламентация функций ПФР, ФСС и ФОМС, а также руководство их деятельностью. В этом смысле государственные внебюджетные фонды зависимы от властей. Так, в частности, компетентные органы госуправления определяют ключевые задачи для ПФР, ФСС и ФОМС, источники доходов, а также направления эффективного использования денежных средств.

Однако фонды наделены также полномочиями, отражающими широкий круг возможностей для самостоятельной деятельности. Так, в частности, ПФР, ФСС и ФОМС могут в достаточной мере независимом порядке решать вопросы, связанные с оперативным руководством, а также управлением финансовыми ресурсами. Фонды утверждают внутренние бюджеты, сметы различных расходов, нанимают в штат компетентных специалистов. При этом в некоторых случаях в структурах управления фондами могут присутствовать представители органов государственной власти.

Источники финансирования фондов

Рассмотрим то, каким образом государственные внебюджетные фонды получают финансирование. Основные источники доходов соответствующих структур представлены в следующем спектре.

Во-первых, это некоторые виды налогов и сборов, которые установлены федеральными, региональными и муниципальными законами. Например, для ПФР, ФСС и ФОМС — это страховые взносы во внебюджетные фонды соответствующих наименований. Во-вторых, это бюджетные ассигнования. В-третьих, это может быть прибыль от коммерческих активностей, которые фонды, как самостоятельные юридические лица, могут осуществлять.

Также в некоторых случаях перечисление в фонды денежных средств осуществляют граждане и другие организации на правах добровольного спонсорства. Возможны варианты с кредитованием деятельности соответствующих структур со стороны ЦБ РФ и коммерческих банков.

Классификация фондов

Система государственных внебюджетных фондов предполагает классификацию структур рассматриваемого типа в рамках широкого спектра критериев. Так, например, есть соответствующего типа организации, статус которых зависит от уровня политического управления. Есть, таким образом, фонды федеральные и региональные.

Другой критерий классификации организаций — специфика задач. Есть государственные социальные внебюджетные фонды, а есть те, которые решают преимущественно экономические задачи. Организации могут различаться также и по правовому статусу. Так, есть полностью или частично самостоятельные фонды и структуры, которые посредством того или иного механизма интегрированы в бюджет.

Целевые бюджетные фонды

Государством могут создаваться также и целевые внебюджетные фонды, создаваемые, как правило, с целью формирования наиболее эффективных механизмов управления деятельностью каких-либо отраслей экономики или сфер политического управления. Вместе с тем, некоторые эксперты относят к категории целевых, собственно, ПФР, ФСС и ФОМС, так как их деятельность предполагает решение специализированных задач.

Вместе с тем в российской практике есть примеры существования также и целевых бюджетных фондов. Так, например, в 90-х годах такие организации были представлены в политической системе РФ в самом широком спектре.

Фонды, относимые к целевым бюджетным, решали задачи в сфере дорожного строительства, экологии, обеспечения правопорядка, развития атомной энергетики и иных направлений социального и экономического развития. Структуры со схожим правовым статусом были сформированы также и в регионах РФ.

Рассмотрим специфику деятельности трех основных российских внебюджетных фондов - ПФР, ФСС и ФОМС - подробнее.

Пенсионный фонд

Пенсионный фонд РФ — это ключевая государственная структура, которая обеспечивает начисление и распределение пенсий граждан РФ. Это один из важнейших социальных институтов. Пенсионный фонд — вертикально интегрированная организация. То есть вышестоящие структуры его управления функционируют на федеральном уровне, и им подчиняются региональные отделения ПФР. Каковы основные функции ПФР?

Во-первых, данная организация собирает страховые взносы, предназначенные для обеспечения функционирования пенсионной системы государства. Во-вторых, ПФР ведет персонифицированный учет граждан на предмет корректного начисления пенсий. В-третьих, Пенсионный фонд занимается капитализацией и инвестированием денежных средств в рамках механизмов, предусмотренных законодательством.

Доходы ПФР

За счет каких финансовых источников функционирует ПФР? С законодательной точки зрения механизмы получения Пенсионным фондом доходов определены в Налоговом кодексе и иных релевантных правовых актах.

Основные источники выручки ПФР, согласно установленным в законах РФ нормам:

Страховые взносы во внебюджетные фонды, перечисляемые работодателями и индивидуальными предпринимателями;

Ассигнования из государственного бюджета, направленные на выплату пенсий, а также с целью их индексации;

Добровольные взносы граждан и организаций.

Рассмотрим теперь структуру расходов ПФР.

Расходы Пенсионного фонда

Специфика распределения расходов ПФР определяется положениями ФЗ «О трудовых пенсиях» и релевантных ему федеральных правовых актов, а также Указами Президента. В числе ключевых направлений финансирования Пенсионного Фонда:

Выплата пенсий, в том числе россиянам, живущим за рубежом;

Выплата декретных пособий по уходу за детьми в возрасте старше полутора лет;

- материальная помощь престарелым, а также нетрудоспособным гражданам;

Решение вопросов, связанных с финансовым обеспечением деятельности внутренних структур организации.

Законом могут быть предусмотрены также и иные направления расходов, осуществляемых ПФР.

Деятельность ФСС

Государственные внебюджетные фонды РФ представлены также такой структурой, как ФСС. Данная организация решает задачи, связанные с предоставлением гражданам социальной помощи. Фонд аккумулирует и распределяет денежные средства, направляемые гражданам и организациям с целью решения соответствующих задач.

Так же, как и в случае с деятельностью ПФР, формирование финансового ресурса ФСС осуществляется на страховой основе, однако распределение средств — по территориальному или отраслевому критерию. В российской модели, таким образом, управление государственными внебюджетными фондами не всегда осуществляется соотносительно структуре политических институтов.

Так, исполнительные структуры ФСС представлены региональными отделениями, а также отраслевыми структурами, заведующими распределением денежных средств, соответственно, на уровне субъектов РФ и в различных сферах экономики. Также есть филиалы отделений обоих типов структур.

Каковы ключевые задачи ФСС? К таковым эксперты относят, прежде всего, выплату больничных, декретных и иных пособий, связанных с материнством. Также Фонд Социального Страхования отвечает за разработку и практическую реализацию программ по охране здоровья трудящихся граждан и за совершенствование системы распределения финансовых ресурсов, используемых при решении задач в своей компетенции.

Доходы и расходы ФСС

Каковы основные источники финансирования деятельности ФСС? Так же, как и в случае с ПФР, денежные средства в Фонд Социального Страхования поступают за счет страховых взносов, ассигнований из бюджета, а также в виде дохода от инвестирования и добровольного спонсорства граждан и организаций. Расходы ФСС отражают специфику задач, решаемых организацией. Таким образом, это выплата больничных, декретных и оказание иных мер социальной поддержки различным категориям граждан РФ.

Работа ФОМС

Другая важнейшая структура в российской системе государственных внебюджетных фондов — ФОМС. Ключевые задачи данной структуры связаны с обеспечением оптимальных условий деятельности, в свою очередь, территориальных организаций, функции которых предполагают решение вопросов в области обязательного медицинского страхования. То есть, так же как и в случае с ФСС, прямая вертикальная субординация в данной области социального управления не настолько сильно выражена, как в ПФР.

ФОМС и регионы

В каждом регионе РФ, таким образом, есть территориальные фонды обязательного медицинского страхования, создаваемые, собственно, органами власти субъектов РФ в соответствии с российским законодательством. Данные структуры аккумулируют посредством закрепленных в различных правовых актов механизмов денежные средства и направляют их с целью эффективного решения задач, связанных с обеспечением бесплатного медобслуживания.

Основные источники финансирования ФОМС и соответствующих территориальных структур — особого рода страховые взносы, ассигнования из бюджета, а также добровольная помощь граждан и организаций. Расходы соотносятся с ключевыми задачами организации.

Роль государства в работе фондов

Таким образом, формирование государственных внебюджетных фондов и поддержание их деятельности — одна из ключевых задач российских властей в аспекте эффективного социального управления, от которого во многом зависит устойчивость всей политической системы. На уровне деятельности каждой из отмеченных структур, таким образом, возникает необходимость в постоянном совершенствовании моделей аккумулирования и распределения денежных средств и разработке эффективных механизмов коммуникации с гражданами по актуальным вопросам пенсионного и социального обеспечения.

Государство предоставляет автономию ПФР, ФСС и ФОМС, но в то же время поддерживает в финансовом плане эти фонды. Денежных средств, которыми они располагают, может быть недостаточно, и в этом случае возникает необходимость в дополнительном финансировании за счет ассигнований из бюджета.

Первоначально набор источников формирования специальных средств носил достаточно ограниченный характер. Как уже упо­миналось выше, Закон „Об образовании" существенно расширил права образовательных учреждений в части осуществления само­стоятельной приносящей доходы деятельности, предоставив право образовательным учреждениям осуществлять практически все ви­ды предпринимательской деятельности и оказывать платные об­разовательные услуги, в том числе осуществлять платное обучение. Тем самым были созданы условия для формирования и быстрого развития дополнительных источников финансовых по­ступлений в сферу образования, вследствие чего объем внебюджет­ных поступлений в систему образования постоянно увеличивался. Внебюджетные средства зачислялись на расчетные счета образова­тельных учреждений и расходовались ими по своему усмотрению на уставные цели.

Принятие Бюджетного кодекса и отнесение внебюджетных средств к неналоговым доходам бюджета потребовало изменений в организации их движения, т. е. во внебюджетном финансирова­нии. Одним из главных требований была передача учета внебюд­жетных средств на лицевые счета в систему казначейства, вклю­чая закрытие расчетных счетов бюджетных учреждений в банках. Открытие лицевых счетов потребовало оформления для главных распорядителей бюджетных средств генеральных разрешений на открытие таких счетов. На основании генерального разрешения главные распорядители бюджетных средств выдают соответству­ющие разрешения бюджетополучателям - образовательным учре­ждениям. Разрешение предусматривает:

Перечисление всех источников формирования внебюджетных
средств, причем в виде исчерпывающего конкретного перечня
таких источников;

Каждый источник получения средств должен иметь обосно­
вание в виде ссылки на нормативный правовой акт, которым
разрешено осуществление вида деятельности, служащего ис­
точником получения средств;


Для всех внебюджетных средств должны указываться на­
правления расходования получаемых средств, классифициро
ванные по кодам раздела и подраздела бюджетной классифи­
кации;

При получении дохода из источника, не указанного в гене­
ральном разрешении, полученные средства зачисляются на
счет учреждения, но не могут использоваться без внесения
соответствующего пункта как в генеральное разрешение, вы­
даваемое главному распорядителю бюджетных средств, так
и в разрешение, выдаваемое бюджетополучателю.

По существу, требование об оформлении разрешения на откры­тие лицевых счетов по учету внебюджетных средств поставило точ­ку на обсуждавшейся в течение нескольких лет проблеме видов внебюджетной деятельности, которые может осуществлять обра­зовательное учреждение |15, 25,44,166,168,169, и др.], поскольку заставило разработать и постоянно пополнять перечень всех до­ступных источников получения доходов и, соответственно, видов деятельности, которые позволяют их привлечь.

Определение конкретного перечня направлений получения и расходования, по сути, практически полностью повторяет требо­вания к организации внебюджетного финансирования 1930-х гг. за исключением (пока что) необходимости утверждения сметы вне­бюджетных доходов и расходов в вышестоящем органе управления. Такой порядок порождает ряд проблем в организации внебюджет­ного финансирования, к числу которых можно отнести следующие:

Регламентирование набора видов самостоятельной, принося­
щей доходы деятельности, которые могут осуществлять обра­
зовательные учреждения, в некотором смысле противоречит
законодательству об образовании, которое таких ограничений
не содержит;

Получение дохода обусловлено необходимостью соблюде­
ния формальной тождественности названия источника дохо­
да формулировке, указанной в разрешении на открытие ли­
цевого счета по учету внебюджетных средств, а отнюдь не
соответствием содержания этого вида деятельности основной
цели образовательного учреждения;


Появление каждого нового источника внебюджетных доходов, даже соответствующего основным направлениям деятельно­сти, установленным законодательством, требует внесения со­ответствующих дополнений не только в разрешение, выдан­ное бюджетополучателю, но и в генеральное разрешение, выданное главному распорядителю бюджетных средств. Если же говорить, что называется, в целом, то особой необ­ходимости вводить такую организацию внебюджетного финанси­рования как-то не видится. С одной стороны, ограничение набо­ра источников внебюджетных доходов, возможно, направлено на решение проблемы соответствия осуществляемых видов деятель­ности тем целям, для достижения которых создано образователь­ное учреждение. И это правильно. Чем больше видов деятельно­сти, кроме образовательной, осуществляется, тем больше ресурсов образовательного учреждения отвлекается от основной деятельно­сти. С другой стороны, введение в разрешение „нового 1 " вида при­носящей доходы деятельности является, в общем, формальной про­цедурой и не сопровождается какой-либо оценкой содержания этой деятельности на предмет соответствия основной цели, стоящей пе­ред образовательным учреждением. Во всяком случае, достаточно широкий набор „разрешенных" видов внебюджетной деятельности говорит, с моей точки зрения, именно об этом.

Одновременно с этим были определены все направления рас­ходования доходов, получаемых образовательными учреждениями из внебюджетных источников, с привязкой их к конкретным ис­точникам. Для примера можно сослаться на Генеральное разре­шение на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, в органах Федерального казначейства, выданное Минфином России Минобразованию России в 2001 г. и предусматривавшее получение доходов из двух основных источников:

Доходы, получаемые находящимися в ведении Минобразова­ния России учреждениями, от платной образовательной де­ятельности, оказания платных образовательных услуг, пред­принимательской деятельности и других видов разрешенной деятельности (всего 7 основных видов деятельности);

Лекция 7. Внебюджетное финансирование образования


7.3. Организация внебюджетного фин.ш< пронация

Добровольные отчисления учреждений и организаций на фор мирование отраслевого фонда финансирования научных ис­следований и экспериментальных разработок Минобразова ния России (централизация внутриотраслевых средств). Практика дальнейшей работы показала необходимость его су щественного расширения, что и было последовательно реализова но. Генеральное разрешение, выданное Федеральному агентству п< > образованию в 2005 г., содержало уже 10 основных источников до­хода, имеющих внутреннюю детализацию. В частности, источника ми дохода подведомственных Рособразованию учебных заведений и их обособленных структурных подразделений были указаны 39 ви дов образовательной и иной деятельности. И если полученные от этих видов деятельности доходы могут быть израсходованы прак­тически по всем направлениям, то доходы, например, получаемые в виде арендной платы, могут расходоваться только на возмещение затрат на эксплуатационные, коммунальные и административно-хозяйственные услуги.

Аналогичные разрешения оформляются и для других отраслей, имеющих в ведении образовательные и иные бюджетные учрежде­ния. Например, в соответствии с выданным Федеральному агент­ству лесного хозяйства Генеральным разрешением № 053043 на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от пред­принимательской и иной приносящей доход деятельности, в тер­риториальных органах Федерального казначейства главному рас­порядителю средств федерального бюджета и подведомственным ему учреждениям 1 указаны 12 источников формирования внебюд­жетных доходов со ссылкой на законодательный или нормативный акт, разрешающий осуществлять соответствующий вид деятельно­сти, и направления использования полученных средств отдельно по каждому источнику их получения (табл. 7.4 -извлечения).

Рассматривая действующий разрешительный порядок учета и расходования внебюджетных средств, нетрудно провести опре­деленные аналогии с описанным выше порядком, действующим в сфере образования в 30-40-е гг. XX в.

ФГУП „Рослесинфорг". Документы общего пользования. - http://www.roslesinforg.ru/tomcat/Vers_01/info_03_01_02_03.jsp


Таблица 7.4. Источники формирования использования внебюджетг

Источники формирования

I. Доходы лесхозов, опытных лесхозов, лесхозов-техникумов, находящихся в ве­дении Рослесхоза, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (с указанием 35 конкретных видов деятельности, от которой может быть получен доход)

2. Доходы, получаемые лесхозами, опытными лесхозами, лесхозами-техникумами, нахо­дящимися в ведении Рослесхоза, за предостав­ление информации о лесном фонде Российской Федерации, предоставляемой за плату

3. Доходы, получаемые государственными образовательными учреждениями сред­него профессионального образования, на­ходящимися в ведении Рослесхоза (6 видов де­ятельности)

Как и в те времена, перечень направлений получения доходов образовательными учреждениями носит закрытый характер (хо­тя и существенно расширен), направления использования средств регламентированы (хотя и не так строго). Разница, с моей точки фения, состоит только в том, что сметы расходов внебюджетных средств в настоящее время утверждаются и изменяются образова­тельными учреждениями самостоятельно.

Изменения в условиях привлечения образовательными учре­ждениями внебюджетных средств показывают общую направлен­ность на усиление централизованного государственного управле­ния этим процессом и постепенное и последовательное преобра­зование внебюджетных средств в бюджетные. Логическим завер­шением этого процесса может стать учет доходов от разрешенной самостоятельной деятельности образовательных учреждений в со­ставе доходов бюджета и, соответственно, проведение этих средств через бюджетную систему. Можно ожидать также, что зачислен­ные в бюджет средства будут перераспределены и направлены не

Лекция 7. Внебюджетное финансирование образования


7.3. Организация внебюджетного финансирования

Только в образовательные учреждения, которые эти средства зара ботали, но и в другие, а также в иные отрасли хозяйства, финан сируемые из бюджета. В результате можно ожидать следующих изменений в системе образования:

Сокращения степени заинтересованности образовательных
учреждений в развитии приносящей доходы деятельности;

Сокращения внебюджетной деятельности в учебных заведе­
ниях и (или) увода доходов „в тень";

Снижения активности в сфере образования в части осуществ­
ления приносящей доходы деятельности.

Приведенные выше изменения представляют собой лишь пред-пол ожения, основанные на логике развития государственного управ ления внебюджетной деятельностью в сфере образования.

Набор осуществляемых в настоящее время образовательными учреждениями видов приносящей доходы деятельности довольно широк 2 и может быть представлен через следующие источники по­ступления внебюджетных средств:

1) самостоятельная (в т.ч. предпринимательская) деятельность
образовательных учреждений, их структурных подразделе­
ний и территориально обособленных подразделений: филиа­
лов, мастерских, учебно-опытных участков, агростанций, хо­
зяйств, типографий, издательств, музеев, магазинов, подраз­
делений общественного питания, санаториев и профилакто­
риев, баз отдыха, библиотек и др.;

2) предоставление услуг по проживанию, пользованию комму­
нальными и хозяйственными услугами в общежитиях, в том
числе жилых домах и жилых помещениях;

3) предоставление услуг по содержанию детей и учащихся в
структурных подразделениях образовательных учреждений,
школах-интернатах, в спортивно-оздоровительных учрежде­
ниях;

По материалам Генерального разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства главно­му распорядителю средств федерального бюджета и подведомственным ему учреждениям, выданное Рособразованию.


4) централизация части доходов структурных и территориально
обособленных подразделений от их предпринимательской и
иной приносящей доход деятельности;

5) децентрализация доходов- отчисление образовательными
учреждениями части полученных от их предприниматель­
ской и иной деятельности доходов структурным подразделе­
ниям;

6) получение добровольных пожертвований, целевых взносов из
различных источников;

7) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструк­
торских работ сверх тематического плана научно-техничес­
кой деятельности, реализуемого за счет средств федерально­
го бюджета; гранты на проведение научно-исследовательских
работ (за исключением грантов Президента Российской Фе­
дерации и Правительства Российской Федерации);

8) организация и проведение музеями экскурсий, лекций, выста­
вок-продаж, ярмарок, театральной и концертной деятельно­
сти, производства изобразительной, печатной, сувенирной и
другой тиражируемой продукции и товаров народного по­
требления с использованием изображений музейных предме­
тов и музейных коллекций, здания музея, объектов, располо­
женных на территории музея;

9) предоставление имущества в аренду;

10) получение от страховых организаций средств на возмещение вреда по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Наиболее широкие возможности предоставляет осуществление образовательным учреждением различных видов деятельности, в рамках которой можно получать доходы от:

Предоставления платных образовательных услуг;

Предоставления платных дополнительных образовательных
услуг, не предусмотренных соответствующими образователь­
ными программами и государственными образовательными
стандартами;

Реализации услуг и продукции, изготовленной учащимися и
студентами в период практики, реализации услуг и собствен-

Лекция 7. Внебюджетное финансирование образования


7.4. Внебюджетное финансирование образовании.тнунрсждсния

Ной продукции структурных подразделений и территориаль но обособленных подразделений, наделенных в соответствии с положениями об этих подразделениях правом ведения бух галтерского учета и собственной сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам;

Торговли покупными товарами, оборудованием;

Оказания посреднических услуг;

Приобретенных ранее акций, облигаций и иных ценных бумаг
(дивиденды, проценты) 3 ;

Медицинской, санаторно-курортной деятельности;

Спортивной, физкультурно-оздоровительной деятельности;

Экскурсионной, туристской деятельности;

Консультационных (консалтинговых) услуг;

Услуг по маркетингу;

Аудиторской деятельности;

Экспертной деятельности;

Деятельности библиотек, архивов;

Юридических услуг;

Транспортных услуг, в том числе перевозок населения и гру­
зов собственным транспортом;

Услуг связи, включая услуг в областях информационно-теле­
коммуникационных систем, телематических служб, услуг пе­
редачи данных, услуг местной телефонной связи;

Производства и реализации продукции (услуг) общественного
питания;

Деятельности в области метрологии, стандартизации, серти­
фикации, экологической паспортизации;

Проведения испытаний, обслуживания и ремонта приборов,
оборудования и иной техники;

Организации ярмарок, аукционов, выставок, культурно-мас­
совых и других мероприятий и т. д.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, посколь­ку конкретные образовательные учреждения могут осуществлять какие-то свои специфические виды внебюджетной деятельности.

3 В настоящее время приобретение ценных бумаг на доходы от самостоя­тельной деятельности не разрешается.


Конечно, на практике отдельное образовательное учреждение не сможет осуществлять все виды деятельности для получения доходов. Тем более, если речь идет об общеобразовательной шко­ле или детском дошкольном учреждении. Однако для обеспече­ния бесперебойного функционирования учебного заведения в части внебюджетной деятельности в разрешении на открытие лицевого счета все необходимые или даже потенциально необходимые виды деятельности должны быть предусмотрены.

7.4. Внебюджетное финансирование образовательного учреждения

Доходы от внебюджетной деятельности находятся в самосто­ятельном распоряжении образовательного учреждения. Расходо­вать их, следовательно, образовательное учреждение может само­стоятельно. Считается, что эти средства могут использоваться чуть ли не „как угодно" и в первую очередь на возмещение недостатка бюджетного финансирования. Особенно много на эту тему было сказано и написано в период бюджетного дефицита (см., напри­мер, ). Сейчас острота проблемы бюджетного финансирования существенно снижена, но проблема использования внебюджетных средств осталась.

Необходимо сразу же уяснить некоторые важные, даже прин­ципиально важные характеристики внебюджетных доходов.

1. Внебюджетные доходы в подавляющем большинстве случаев
являются платой за оказанные образовательным учреждени­
ем услуги, реализованные товары и (или) выполненные рабо­
ты (за исключение пожертвований).

2. Внебюджетные средства являются неналоговыми доходами
бюджета и могут расходоваться только в порядке, предусмот­
ренном для бюджетных средств, т. е. по смете, в которой не
предусматривается получение прибыли.

3. Полученные доходы должны в первую очередь возмещать
понесенные образовательным учреждением затраты на осу­
ществление деятельности, в результате которой эти доходы
были получены. Невозмещенные затраты означают убыток.

Лекция 7. Внебюджетное финансирование образования

4. Выручка от реализации образовательным учреждением то
варов, работ или услуг является объектом обложения нало­
гом на добавленную стоимость (наличие льгот не исключает
уплаты налога).

5. Прибыль, полученная образовательными учреждениями
по итогам осуществления внебюджетной деятельности, может
использоваться ими самостоятельно только после уплаты
налога.

Следовательно, получение и расходование доходов от внебюд­жетной деятельности может осуществляться только в определен­ном порядке, который можно предствить в виде схемы на рис. 7.2.

Рис. 7.2. Получение и распределение доходов от внебюджетной деятельности

Производство и реализация услуг, товаров и работ со всей оче­видностью требует определенных затрат. Полученный доход, сле­довательно, должен быть распределен на три основных составляю­щих: уплата налога на добавленную стоимость, возмещение издер-


7.4. Внебюджетное финансирование образователыии.умрсждгния

Жек и прибыль. Прибыль в свою очередь распределяется па сум­му налога на прибыль и прибыль, остающуюся в самостоятельном распоряжении образовательного учреждения. В общем виде схе­ма повторяет распределение дохода в коммерческой организации, что, в общем, и должно быть. Специфика отрасли образования со­стоит однако в том, что в рамках образовательного учреждения осуществляются одновременно и во взаимодействии некоммерче­ская (финансируемая из бюджета) и коммерческая деятельности при наличии ограничений общего характера:

Отсутствие цели извлечения прибыли и, соответственно, от­
сутствие ее отражения в финансовых планах;

Невозможность использования бюджетных средств для ком­
пенсации затрат по внебюджетной деятельности;

Необходимость совместного согласованного „участия" бюд­
жетных и внебюджетных средств в возмещении затрат обра­
зовательного учреждения, понесенных в процессе осуществ­
ления им своей деятельности.

Первые два ограничения вопросов обычно не вызывают: одно следует из законодательства, а второе - тоже и к тому же отраже­но в подзаконных актах. Насчет третьего ограничения следует дать некоторые пояснения. Дело в том, что образовательное учреждение является единым комплексом, осуществляющим различные виды деятельности. Для обеспечения их осуществления оно несет неко­торый объем расходов, часть из которых обусловлены содержанием этих видов деятельности и пропорциональны их объемным пока­зателям (условно переменные расходы), а часть - не зависят (или зависят не прямо) от объемов работ, а определяются физическими характеристиками учреждения как объекта (условно постоянные расходы). И те и другие расходы должны покрываться за счет до­ходов, причем как бюджетных, так и внебюджетных. Первые рас­ходы можно посчитать прямо, отдельно по каждому виду деятель­ности, а вот вторые следует считать в целом по учреждению и распределять по видам деятельности, „накладывая", добавляя их в качестве „довеска" к прямым расходам. Отсюда и их название - накладные расходы. Варианты такого распределения могут быть разными, но, как правило, распределение осуществляется пропор-

7.4. Внебюджетное финансирование образоватспыниунрсждсния

Лекция 7. Внебюджетное финансирование образования

Ционально объему работ в стоимостном выражении. Поэтому и ис пользуется выражение „накладные расходы - столько-то процен тов" (от расчетной стоимости работы).

Теперь рассмотрим процесс осуществления внебюджетной дея­тельности, получения и распределения образовательным учрежде нием дохода для определения необходимых для этого условий или требований к его организации (рис. 7.3).

Ресурсы, необходимые

для осуществления внебюджетной деятельности

Рис. 7.3. Процесс осуществления образовательным учреждением внебюджетной деятельности

Общая схема предельно проста. Внебюджетные средства посту­пают в некий механизм осуществления внебюджетной деятельно­сти и превращаются там в финансовый результат, в котором об­разовательное учреждение заинтересовано. Для того, чтобы пра­вильно понимать содержание этого процесса, необходимо выявить его этапы, отражающие последовательное преобразование внебюд­жетных средств в финансовый результат, и определить необходи­мые организационные условия их осуществления. Для этого об­щая схема процесса декомпозируется, т. е. разделяется на элементы (рис. 7.4). Следует отметить, что каких-либо специальных подхо­дов или методов этот процесс не требует, да они и не разработа­ны. Декомпозиция осуществляется на основе в первую очередь зна­ния содержания исследуемого процесса. В нашем случае - с учетом всех указанных выше условий и ограничений при осуществлении образовательным учреждением внебюджетной деятельности.


Пенсии по старости назначаются мужчинам по достижению 60 лет и общем трудовом стаже 25 лет, женщинам соответственно – 55 лет и 20 лет. Существуют льготные сроки назначения пенсии в связи с особыми условиями труда (подземные работы, горячие цеха, химическое производство, работа на Севере).

Пенсии устанавливаются в размере 55 % заработка и сверх того 1% за каждый полный год сверх установленного трудового стажа, но не может быть > 75% заработка.

Минимальный размер пенсии устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда. Максимальный размер – на уровне 3-х минимальных пенсий, а для льготного списка – 3,5 и также +1% за каждый год сверх нормы, но не больше, чем на 20%.

Пенсия по инвалидности – вследствие трудового увечья и профессионального заболевания. I–II группа инвалидности – 75% заработка. Минимальная пенсия – в размере минимального размера пенсии по старости. III группа – 30% и минимальная на уровне 2/3 минимальной пенсии по старости.

Добавляется 1% за каждый год сверх установленного, но не более чем на 20%.

Максимальный размер:

I–II группы – равен максимальной по старости;

III группы – равен минимальной по инвалидности. Во всех случаях +1% за каждый год сверх нормы стажа.

Пенсии по случаю потери кормильца начисляются нетрудоспособным членам семьи умершего, состоявшим на его иждивении. К ним относятся:

· дети, братья, сестры, внуки, не достигшие 18 лет или старше до окончания очных высших учебных заведений;

· отец, мать, супруг, если они пенсионеры;

· один из родителей или супруг, если он не работает и занят уходом за детьми.

Пенсия установлена в размере 30% заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи, а на каждого ребенка, потерявшего обоих родителей, в размере 1,5 минимальных пенсий по старости.

Максимальный размер установлен на уровне минимального размера пенсии по старости.

Пенсия за выслугу лет (морякам, учителям, врачам, артистам, летчикам гражданской авиации). Пенсия устанавливается в размере от 55% до 75% заработка и повышается по 1% за каждый год сверх требуемого стажа работы.

Социальная пенсия – начисляется лицам, не имеющим права на пенсию по труду.

Устанавливается:

· инвалидам I и II групп, в т.ч. с детства;

· детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей;

· гражданам в возрасте 60 и 55 лет, соответственно мужчинам и женщинам.

· минимальная пенсия по старости;

· инвалидам II группы (кроме детей), детям, потерявшим 1 родителя – 2/3 пенсии по старости;

· инвалидам III группы – половина минимальной пенсии.

Руководство пенсионным фондом осуществляет правление и его постоянно действующий орган – Исполнительная дирекция . Ей подчиняются отделения в республиках в составе РФ, в национально-государствен ­ных и территориальных образованиях и на местах (городах и регионах).

Кромепенсионного фонда вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ, Министерство связи, сбербанк и.

Бюджет пенсионного фонда утверждается законодательным органом. В законе о бюджете утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам и общая сумма расходов, в том числе по направлениям. Кроме государственных ПФ существуют и негосударственные ПФ. Они действуют на основании Закона “О негосударственных пенсионных фондах”.

Новое на сайте

>

Самое популярное