Домой ОТП банк Встречная налоговая проверка. Встречные проверки, взаимоотношения с налоговыми органами

Встречная налоговая проверка. Встречные проверки, взаимоотношения с налоговыми органами

В данной статье мы рассмотрим основные нюансы, которые возникают при проведении встречной налоговой проверки, а именно, узнаем, каким образом она осуществляется, в течение какого периода необходимо представить запрашиваемые для проверки документы, и какие именно документы чаще всего проверяют.

Любое физическое или юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность, в соответствии с законодательством обязано своевременно платить налоги. За правильностью ведения таковой деятельности предприятий контроль осуществляют органы налоговой инспекции.

Если у налоговой инспекции возникают какие-либо вопросы, связанные с деятельностью организации, то они вправе назначить дополнительную проверку. Это встречная проверка.

Что необходимо знать о встречных проверках?

При проведении камеральной проверки у проводящих ее налоговых инспекторов могут возникнуть вопросы, которые связаны с деятельностью организации в отношении других лиц.

В этом случае налоговая инспекция может запросить дополнительные документы, которые помогут разъяснить ситуацию. Но эта встречная проверка может проводиться налоговыми службами только в ходе проведения выездной или камеральной проверки.

Основанием для проведения встречной проверки выступает наличие определенного документа - требования в письменном виде (так называемого сопроводительного письма). Письменное требование составляется органами налоговой службы.

В каких случаях назначаются встречные проверки?

Проверка может быть назначена в следующих ситуациях:

  • У налоговой возникло подозрение, что организация ведет двойную документацию.
  • Налоговая обнаружила фиктивные документы, либо была выявлена недостоверность актов.
  • Обнаружено несовпадение квартала в отчетности.
  • У налоговой возникло подозрение, что предприятием скрываются некоторые доходы. Они не отображаются в отчетности полностью и, соответственно, не в полной мере производится оплата налогов.
  • Налоговая обнаружила, что отсутствует договор с контрагентом или партнером, либо выявлено, что данный договор ведется неправильно.

Но каким же образом проводится встречная проверка? Это, своего рода, внеплановая проверка. Сотрудник, который проверяет организацию и сама организация, как налоговый агент, могут состоять на учете в различных службах. То есть НК РФ не регламентирует тот факт, что встречную проверку должна осуществлять какая-то конкретная налоговая служба.

Налоговый агент должен учитывать следующие важные нюансы:

  • Встречная проверка осуществляется таким методом, что позволяет узнать информацию от одного налогоплательщика о другом.
  • Встречная проверка не может осуществляться в отдельности от проверки камеральной.
  • Предметом проверки является информация, а также документация, которая отражает финансовые и хозяйственные отношения нескольких различных лиц.
  • Налоговые службы не имеют права запрашивать документы на проверку в отсутствие предварительного письменного запроса.

Основные понятия

  1. Налоговая проверка - действие, которое носит процессуальный характер. Данная проверка должна осуществляться налоговой инспекцией. Основной целью проверки является выявление возможных правонарушений. В ходе проведения данной проверки производится сверка данных налогового контроля и данных, которые отражаются отчетными декларациями.
  2. Декларация - Правовой акт, формулирующий основные принципы, а также цели двух сторон.
  3. Встречная проверка - это проверка, проводимая органами ФНС. Целью выступает изучение финансово-хозяйственной деятельности контрагентов организации.
  4. Документ - разного рода носитель информации, который имеет реквизиты. Документ фиксирует всю основную информацию, которая отражает деятельность.
  5. Контрагент - сторона, с которой был заключен договор. Контрагентом может выступать как физическое, так и юридическое лицо, на которое возлагается выполнение разного рода обязательств.

Цель, которую преследует встречная проверка


Если сравнивать встречную проверку с камеральной, то первая, в отличие от второй, не имеет налогового характера. Встречная проверка - это, по сути, предоставление организациями информации друг о друге.

Выделяют следующие основные цели проведения такой проверки:

  1. Удостоверить фактическое существование определенного контрагента, а также подтвердить, что налогоплательщик осуществляет операции, вмененные ему законом.
  2. Произвести сверку информации о показателях финансовой и хозяйственной деятельности, которая осуществляется налогоплательщиком и его контрагентами.
  3. Произвести проверку документов.
  4. Удостоверить факт законности ведения и использования разных типов документации.

Таким образом, основная цель проведения встречной проверки - выявить подробности совершенной финансовой или хозяйственной операции, а также получить необходимую информацию о выручке после совершения данной операции.

Такого рода проверка может быть проведена инспектором Федеральной налоговой службы в том случае, если он считает, что налоговый агент использует субъекты сделки неправомерно, а также скрывает реальный доход от совершения данной сделки.

Нормативная база


В процессе осуществления деятельности налоговыми службами по части организации контроля за налоговыми агентами первые должны руководствоваться рядом документов, составляющих нормативную базу для проведения проверок. В первую очередь, это Конституция РФ, а также НК РФ и различные акты нормативного характера.

К примеру, право налогового органа на назначение встречной внеплановой проверки регламентируется статьей №87 НК РФ.

Как мы уже отметили ранее, встречная проверка не может быть назначена вне проведения камеральной проверки. То есть она не носит самостоятельный характер. Причем непосредственно НК РФ и Конституция не устанавливают такую проверку, а значит, она является проверкой независимого типа. И это, скорее, право налогового органа, нежели его обязанность. Из данного правила есть исключения:

  • В соответствии с приказом ФНС №БГ-3-03/461, встречная проверка не может быть назначена налоговой службой по истечении 10 дней.
  • Право на требование документов от налогового агента устанавливается в соответствии со статьей №93.1.
  • В соответствии со статьей №129.1, за непредоставление документов по встречной проверке на налогового агента может быть наложен штраф, сумма которого составляет около 200 рублей за каждый непредставленный документ. С учетом того, что пакет документов, которые запрашиваются, довольно обширен, то штраф может составить сумму до 100 тысяч рублей и более.

Каким образом проводится встречная проверка налоговыми органами?


По сути, встречная проверка представляет собой дополнительный налоговый контроль. Как правило, такая проверка может быть начата сразу же после проведения проверки камеральной. Что интересно, налоговый агент может быть даже не в курсе, что в отношении него начата подобная проверка.

Документы, которые могут быть запрошены при проведении встречной проверки

Не существует строго регламентированного перечня документов, которые налоговая служба может запросить. Но, как правило, это пакет документов, который характеризует хозяйственную деятельность организации с ее контрагентами. К таким документам можно отнести разного рода акты, договоры, а так же накладные, отвечающие требованиям по встречной проверке.

Налоговый агент по запросу от НС должен представить необходимые документы не позднее, чем в течение 5 дней с момента запроса. Причем к предъявлению не обязательны оригиналы документов, можно обойтись и копиями. К пакету документов нужно добавить сопроводительное письмо той налоговой инспекции, которой проводило проверку.

В том случае если налоговый агент не может представить запрошенные документы в течение установленного срока, то он имеет право подать ходатайство с просьбой увеличить данный срок. В ходатайстве необходимо указать дату, к которой весь пакет документов будет предоставлен.

Встречная проверка контрагента не проверяется, для нее требуются только документы. Но для начала органы НС обязаны направить в адрес налогового агента сопроводительное письмо, причем только в письменном виде. Данное письмо должно быть направлено в налоговую инспекцию, на учете в которой состоит организация или физическое лицо. Обязательной к указанию в письме является причина данной проверки.

После получения письма, в течение 5 дней, ИНС направляет в адрес контрагента требование о предъявлении нужных документов. Документы могут запрашиваться самые разнообразные, как правило, это - счета, отражающие информацию об уплате налогов, документы на транспортировку товаров, договора с транспортной компанией. Ответ на запрос необходимо предоставить в срок 5 дней.

В том случае если налоговый агент не отвечает на запрос, на него может быть наложен штраф. Для того чтобы соблюсти законность и правомерность при запросе документов, нужно следовать таким требованиям, как:

  1. Запрос необходимо вручить представителю организации, причем лично.
  2. В том случае если запрос был выслан посредством почты, то контрагент должен быть уведомлен о его получении.
  3. Запрос может быть сделан только тем органом налоговой инспекции, на учете у которого находится данная организация.
  4. Уведомление должно содержать в себе причину проведения встречной проверки, а также полный перечень документов, необходимых к представлению.
  5. Абсолютно все требования и данные должны быть сформулированы предельно четко.

Перед тем как отправить документы на проверку, налоговый агент должен убедиться в том, что требования НС законны и правомерны. Необходимо обратить внимание на такие нюансы:

  • НС может запросить документы только в том случае, если имеется справка о проведении встречной проверки.
  • Обязательно должна быть указана причина запроса документов.
  • Требование должно содержать в себе полную информацию о реквизитах документов, которые запрашиваются.
  • Декларации предприятия органами НС запрошены быть не могут.

Как правило, документы о встречной проверке могут быть запрошены в двух основных случаях: производится заключение сделки на особо крупную сумму, НС имеет основания полагать, что договор с контрагентом фиктивен.

В течение каких сроков проводится встречная проверка?

Встречная проверка может затянуться на срок до месяца, но не более. Если инспектор считает нужным продлить проверку, то это должно быть закреплено соответствующим приказом. Причем на время проверки налогоплательщик имеет полное право не прекращать свою деятельность, а налоговые органы не имеют права требовать этого.

Составление пояснительной записки для представления в налоговую

Зачастую налогоплательщик должен приложить пояснительную записку для органов НС. Рассмотрим, как правильно ее составить.

В первую очередь, такая записка должна содержать все данные о представляемых и подлежащих проверке документах, и содержание ее зависит непосредственно от того типа документа, к которому она прикладывается.

Пояснительная записка должна быть составлена на листе формата А4, в том случае, если в ней несколько страниц, то они должны быть переплетены и оформлены в прозрачную обложку. Страницы пояснительной записки нумеруются, начиная с титульной страницы. Записка должна быть составлена с использованием официально-делового стиля написания.

К обязательным сведениям, которые должны содержаться в записке, относятся:

  • Наименование подразделения инспекции НС, в которое адресована записка.
  • Код идентификации юридического лица.
  • Реквизиты требования, которое является причиной составления данной записки.
  • Реквизиты того документа, к которому составляется записка.
  • Данные обо всех расходах и доходах предприятия.
  • Суммы всех понесенных затрат или убытков.
  • Данные об имеющихся расхождениях между бухгалтерским и налоговым учетами. Если таковые имеют место.

Завершающий этап проведения встречной проверки

По окончании проведения встречной налоговой проверки уполномоченное лицо должно составить акт, который содержит в себе все подробности проведенной проверки, а так же ее результаты. Данный акт будет являться прямым доказательством в случае, если в ходе проверки будут обнаружены правонарушения. Причем отражена должна быть информация по каждому выявленному правонарушению.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что встречная проверка не является обязательной, и основание для проведения такого рода проверки - обнаружение разного рода неточностей, которые возникают в ходе осуществления хозяйственной деятельности предприятия. Налогового агента могут и не предупредить о начале встречной проверки, но в том случае, если будут выявлены какие-либо нарушения, то ответственность за них возлагается именно на него.

Наверное, каждый бухгалтер хотя бы раз получал от налоговиков в рамках встречной проверки (Статья 93.1 НК РФ). Безусловно, подготовка документов отвлекает от текущей работы, поэтому есть соблазн на него не отвечать. А бывает, что запрашиваемые документы содержат информацию, которую вам не хотелось бы раскрывать инспекторам. Давать или не давать документы? Если вы не боитесь штрафа за непредставление документов (информации) (Статья 129.1 НК РФ) и готовы отстаивать свою позицию при необходимости даже в суде, наша статья для вас. Мы расскажем о том, на что стоит обратить внимание в полученном требовании, чтобы либо отсрочить момент представления документов, либо вообще их не представлять.

Внимание! Если налоговики решат, что вы необоснованно не представили документы (информацию) по требованию, вас оштрафуют на 5000 руб. (Пункт 1 ст. 129.1 НК РФ). Если же вы в течение года еще раз откажетесь исполнять требование, то штраф увеличится до 20 000 руб. (Пункт 2 ст. 129.1 НК РФ).

Вспомним главное

Требование выставляет ваша ИФНС на основании поручения инспекции контрагента (Пункт 3 ст. 93.1 НК РФ). При этом к требованию инспекторы должны приложить копию поручения (Пункт 4 ст. 93.1 НК РФ). Правда, иногда налоговики забывают это делать. И в подобной ситуации один из судов посчитал, что такое нарушение процедуры истребования документов не ущемляет прав организации (Решение АС Свердловской области от 26.03.2008 по делу N А60-1140/2008-С10), а соответственно, нет оснований для непредставления документов.

В рамках встречной проверки у вас могут попросить представить как документы, так и информацию (Пункты 1, 2 ст. 93.1 НК РФ).
При этом, если ранее вы представляли какие-либо документы, повторно представлять их не нужно (Пункт 5 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ). И хотя в НК РФ речь идет о документах, представленных ранее в ходе ваших выездных или камеральных проверок, налоговики стараются не запрашивать у вас даже то, что вы представляли уже в рамках . Ведь согласно их внутренним регламентам представленные вами документы сканируются и заносятся в единую базу (по всем ИФНС). И когда у инспекторов возникает необходимость в этих документах, они просто запрашивают в системе хранения их скан-образы.

Обсуждаем с руководителем
Непредставление документов (информации) налоговикам при "встречке" может испортить взаимоотношения с контрагентом. Ведь отказ представлять документы, как правило, влечет негативные для него последствия: ему откажут в вычетах НДС и снимут "прибыльные" расходы.

Если налоговики не проводят камеральную или выездную проверку вашего контрагента, но им нужны данные о ваших взаимоотношениях (обычно это связано с предпроверочной работой в отношении этого контрагента), то инспекторы могут истребовать информацию по интересующей их сделке (Пункт 2 ст. 93.1 НК РФ). И, так как в НК РФ нет разъяснений, что же подразумевается под информацией, вы имеете право сами решить, в каком виде вам ее удобнее представить, например:
(или ) написать письмо, описав условия сделки;
(или ) просто представить документы по этой сделке.
Кстати, получив требование о представлении информации, можете "обрадовать" контрагента: скорее всего, его ждет выездная проверка.

Когда есть повод не представлять документы (информацию)

Ситуация 1. Требование о представлении документов направлено в обход вашей инспекции
В последнее время это редко, но случается. Налоговики, проводящие проверку или иные мероприятия в отношении вашего контрагента, пытаются ускорить процесс получения необходимой им информации. Поэтому направляют требование сразу вам. Вы можете не исполнять его. И оштрафовать вас за это налоговики не смогут. Ведь вы не обязаны представлять документы "чужим" инспекторам (Пункты 3, 4 ст. 93.1 НК РФ). Отказ можно оформить так.

ООО "Космос"
г. Уфа, пер. Российский, д. 66б
ИНН 0276603129/КПП 027601001

Инспекции ФНС России
по г. Электросталь
144000, г. Электросталь,
Больничный проезд, д. 3

В ответ на ваше требование от 22.05.2012 N 15/1058 в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО "Круг" (ИНН 5053513901/КПП 505301001) сообщаем о невозможности исполнить его, так как был нарушен порядок истребования документов, установленный п. п. 3 и 4 ст. 93.1 НК РФ.

Ситуация 2. В качестве основания, по которому у вас требуют документы, указано проведение ВНП в отношении вашего контрагента
Не пожалейте времени и уточните у контрагента, действительно ли у него проходит проверка. Если он не подтвердит эту информацию, можете отказать налоговикам. А если вас оштрафуют за непредставление документов, обращайтесь в суд. Так, например, один из судов признал штраф неправомерным (Постановление ФАС ПО от 06.09.2011 по делу N А72-8582/2010), в частности, потому, что налоговики запросили документы в связи с ВНП, хотя сама проверка началась только через 7 месяцев.
Но мы советуем быть особо осторожными. Ведь на момент поступления к вам требования контрагент может еще не знать, что у него назначена проверка. А может и целенаправленно ввести вас в заблуждение, например если в своем учете он отразил ваши с ним взаимоотношения не совсем достоверно. Если же вы стопроцентно уверены, что ВНП у контрагента не проводится, ваш отказ налоговикам может выглядеть так.

В ответ на ваше требование о представлении документов от 07.06.2012 N 09/9431 в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО "Круг" (ИНН 5053513901/КПП 505301001) сообщаем о невозможности исполнить его, так как в ходе телефонного разговора с генеральным директором ООО "Круг" Песковым Ю.А. выяснилось, что решение о проведении выездной проверки должностным лицам данной организации не вручалось и ВНП в отношении ООО "Круг" в настоящее время не проводится, а следовательно, вышеуказанное требование не соответствует положениям п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

Ситуация 3. Вас просят представить информацию по сделке, которую нельзя идентифицировать на основании требования
Запрашивая у вас информацию о взаимоотношениях с контрагентом без назначения у него проверки, налоговики должны указать, какая конкретно сделка их интересует (Пункты 2, 3 ст. 93.1 НК РФ). Но на практике часто бывает, что они это не отражают, а просто указывают период, за который хотят получить информацию. Тогда можете написать налоговикам подобное письмо.

В ответ на ваше требование о представлении информации от 07.06.2012 N 09/9431 в связи с проведением мероприятий налогового контроля в отношении ООО "Круг" (ИНН 5053513901/КПП 505301001) сообщаем о невозможности исполнить его, так как запрашивается информация по взаимоотношениям за период с 2009 г. по 2011 г. и определить, по какой конкретно сделке необходимо представить сведения, невозможно.

А если налоговики вас за это оштрафуют, суды будут на вашей стороне (Постановления ФАС МО от 30.04.2009 N КА-А40/3266-09; ФАС ЗСО от 29.12.2010 по делу N А27-4698/2010).
Ситуация 4. Проводится камеральная проверка деклараций вашего контрагента, а у вас запросили документы за период, превышающий налоговый (отчетный) период по декларации
Например, налоговики проверяют в рамках камеральной проверки декларацию по НДС вашего контрагента за I квартал 2012 г. Однако в ходе встречной проверки просят вас представить счета-фактуры, выставленные в период с 2010 г. по I квартал 2012 г., ведь, по мнению Минфина, в законодательстве отсутствует ограничение по периоду, за который могут быть запрошены документы (Письмо Минфина России от 23.11.2009 N 03-02-07/1-519). Если ваши операции с проверяемым контрагентом "чистые", отдайте налоговикам документы за тот период, за который они просят. Если же все документы представлять не хочется, уточните у вашего контрагента, какие из выставленных ему счетов-фактур относятся к периоду, проверяемому камерально, и представьте именно их (Постановление ФАС ЦО от 09.08.2010 по делу N А68-13557/09). Представляя документы частично, вы можете дополнить свое сопроводительное письмо следующей записью.

Запрашиваемые в связи с проведением камеральной проверки декларации по НДС за I квартал 2012 г. ООО "Круг" (ИНН 5053513901/КПП 505301001) счета-фактуры N 105 от 09.04.2010, N 229 от 30.08.2010 не могут быть представлены, так как по информации, полученной от главного бухгалтера ООО "Круг" Сосновой З.А., данные документы не относятся к проверяемому периоду.

Ситуация 5. Перечень документов в требовании не совпадает с перечнем в поручении
Потратив время на сверку перечней в требовании и в поручении, вы обезопасите себя от представления лишних документов. Ведь встречная проверка проводится по инициативе инспекции вашего контрагента (Пункт 1 ст. 93.1 НК РФ), а значит, инспекторы именно той ИФНС и решают, какие документы им нужны. Однако вы можете обнаружить, что ваши инспекторы "подправили" перечень истребуемых документов:
(или ) в поручении документов указано больше, чем в требовании . Представляйте документы, указанные только в требовании. Ведь вы обязаны исполнить именно его (Пункт 5 ст. 93.1 НК РФ). Если инспекторы из вашей ИФНС что-то забыли включить в требование, ничего страшного - они выставят новое, на основании которого вы и представите не запрошенные первоначально документы;
(или ) в требовании указано больше документов, чем в поручении . Например, вашим налоговикам очень нужен какой-нибудь договор, но у них нет законных оснований затребовать его у вас. Поэтому они попытаются добыть этот документ не совсем законным способом. Несмотря на то что вы обязаны исполнить требование, представлять документы, которых нет в поручении, не надо. И налоговики не вправе штрафовать за это (Постановление ФАС УО от 27.01.2012 N Ф09-8983/11). Отказываясь представлять документы, отсутствующие в поручении, в письме напишите следующее.

Запрашиваемый в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО "Круг" (ИНН 5053513901/КПП 505301001) договор купли-продажи N 17-к от 27.11.2009 не может быть представлен, так как в поручении ИФНС России по г. Электростали от 01.06.2012 N 12-11/5022, на основании которого выставлено требование о представлении документов от 07.06.2012 N 09/9431, данный договор не указан.

Когда бухгалтеры ошибочно полагают, что требование можно не исполнять

Иногда бухгалтеры считают, что имеют полное право не представлять документы по требованию. Но на самом деле они заблуждаются.
Ситуация 1. Запрашиваемый документ датируется периодом, превышающим 3 года, предшествующие проверке
Например, при проведении в 2012 г. ВНП вашего контрагента за 2010 - 2011 гг. налоговики просят вас представить конкретный договор, заключенный с ним в 2008 г. В этой ситуации вам придется дать налоговикам то, что они хотят, но только при условии, что данный договор действовал в течение проверяемого периода (то есть в 2010 - 2011 гг.) (Подпункт 1 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Но это касается только тех случаев, когда указаны реквизиты необходимых налоговикам документов. Если же в требовании указан просто период (например, 2008 - 2011 гг.), вы можете не представлять документы за 2008 г., так как этот период выходит за рамки 3 лет, подлежащих проверке. Однако так поступать мы советуем только в тех случаях, когда контрагент подтвердит вам, что он не представлял уточненку за 2008 г. (Пункт 4 ст. 89 НК РФ).
Ситуация 2. Вы получили требование по "встречке" в тот момент, когда приостановлена ваша ВНП
Документы по встречной проверке в этом случае вам придется представить. Ведь в период приостановления налоговикам запрещается истребовать у вас документы исключительно в рамках вашей ВНП (Пункт 9 ст. 89 НК РФ). А здесь получается, что инспекторы просят документы не для себя, а для своих коллег, проверяющих вашего контрагента. То есть в рамках этого требования проверяют не вас, а его. А соответственно, ограничение по истребованию документов на эту ситуацию не распространяется.

Способы отказать налоговикам в представлении документов есть, но их применение не всегда проходит безболезненно. Поэтому решите для себя, что вам удобнее: дать то, что просят инспекторы, или попробовать отстоять свою позицию. И напоследок хотим вам посоветовать: если требование составлено с нарушением, не игнорируйте его полностью, лучше письменно объясните налоговикам (со ссылкой на НК) причину своего отказа.

Самого понятия «встречная проверка» в российском законодательстве не существует. С 1 января 2007 года это понятие было исключено из Налогового кодекса РФ. Однако предусматривает процедуру истребования документов налоговыми органами у контрагентов о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте.

Часто ее по-прежнему называют встречной проверкой. В случае несоблюдения процедуры о предоставлении информации контрагент признается налоговым правонарушителем и будет нести уголовную ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Налогового кодекса.

Прохождение встречной проверки документов не такое проблематичное, как выездной, однако, имеет ряд важных пунктов, знание которых поможет преодолеть этот процесс быстро и без существенных потерь.

Предмет и цели

Встречная проверка является частью камеральной, выездной или повторной проверки и не является самостоятельным видом. Ее суть заключается в сверке полученных документов с данными о деятельности проверяемого налогоплательщика с его личными данными.

Основаниями для проведения встречной налоговой проверки являются следующие моменты :

  1. Подозрение сделок организации на фиктивность и на применении мошеннических схем ухода от уплаты налогов и неправомерной налоговой оптимизации.
  2. Необходимость проверки подлинности документов и сведений, которые отражены в учете конкретных операций, а также подтверждение существования самих контрагентов.
  3. При сомнении правильности присланной информации в случае совершения нестандартных операций ( , бартер, уступка или переуступка требований, возмещение и учет , оказание безвозмездных услуг).

Документы

Налоговая инспекция имеет право сделать запрос по абсолютно любым документам , которые причастны к проверяемой организации. Такими документами могут стать акты и договоры поставки или услуг, товарные накладные и счета-фактуры.

Требуемые копии документов заверяются предприятия, сделать это может руководитель или другое уполномоченное лицо.

Потребовать нотариальное заверение копий налоговый орган не может, однако, он вправе запросить оригиналы выбранных документов для ознакомления. Предоставление деклараций и прочих отчетов, которые не имеют отношения к проверяемому лицу, также не могут быть потребованы.

В случае большого объема требуемой информации компания должна направить ходатайство об увеличении срока подготовки документов и назначить конечную дату сбора всех сведений.

При запросе пакета документов налоговой инспекцией, организация, помимо безотлагательного предоставления сведений, должна проверить запрос на его правомерность.

В этом случае следует убедиться, что:

  1. Запрашиваемые документы требуются на основе письменного оповещения. В случае проверки из другой налоговой должна предоставляться копия поручения об истребовании документов.
  2. Данные в копии поручения совпадают с данными требования.
  3. Причина истребования документов четко сформулирована и изложена.
  4. Помимо всех необходимых документов, указаны их реквизиты или сделка, согласно которой должна быть предоставлена информация.
  5. Налоговая требует не запрещенные данные, которые относятся к возможностям ее проверки.

Чье требование выполнять

Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено обращение чужой инспекции к организации с истребованием документов о другой организации.

Затребовать документы на проверку имеет право та налоговая инспекция, у которой состоит на учете выбранное предприятие. Сделать это можно исключительно по поручению налогового органа, который осуществляет проверку или другие мероприятия налогового контроля. Это обосновано в п.3 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Проверяемый период

Проверяемый период встречной проверки должен совпадать с периодом, в рамках которого проводится камеральная . Истребование документов, которые не совпадают с периодом проверки считается неправомерным, несмотря на то, что в Кодексе Российской Федерации нет границ времени истребования.

Налогоплательщик не обязан предоставлять информацию о его деятельности, которая не совпадает с периодом выездной проверки. В этом случае организация не будет привлекаться к ответственности и на нее не будут накладывать штрафы.

Сроки и формы

Налогоплательщик обязан предоставить необходимые документы в течение пяти календарных дней после получения требований . Конечное время сдачи сведений и количество проводимой встречной проверки не определяется какими-либо датами в отличие от выездной проверки.

В случае несоблюдения требований инспекции предоставить документы (их отсутствие или опоздание) компанию могут оштрафовать от 5 до 20 тыс. руб . Сумма штрафа зависит от количества предоставленной информации и от повторного подобного нарушения.

Именно поэтому очень важно учитывать срок, который предоставляется на сбор документов и заблаговременно исполнять требования налоговой инспекции.

Встречная налоговая проверка представляет собой большой объем внеплановой работы. В случае с проверкой торговых компаний, руководство сталкивается с заверением большого количества товарных накладных, что представляет собой дополнительную работу для бухгалтерии.

На первый взгляд покажется, что выполнение всех требований налоговой является единственным верным решением, которое не повлечет за собой последствия. Однако этого не стоит делать, так как чрезмерное повиновение всем запросов инспекторов только вызовет у них подозрение и спровоцирует проверку всей компании.

Основные правила для соблюдения безопасности проверки:

  1. Отправлять документы только с описью.
  2. Если запрашивается аналитика, которая не ведется в компании, об этом нужно заранее сообщить.
  3. В случае запросов с предоставлением дополнительной информации компании, нужно конкретизировать у инспекторов, о чем именно идет речь.

Причины для отказа

Список документов данной проверки не регламентирован, поэтому очень часто возникают разногласия с налоговой службой. Иногда налоговики запрашивают документы, которые не содержат хозяйственных операций с контрагентом, например, штатное расписание. Основная причина такого запроса заключается в проверке наличия взаимосвязи лиц.

Оформление результатов

Результаты встречной проверки оформляются промежуточным актом. В нем фиксируются выявленные расхождения, неофициальные записи бухгалтерского учета и аргументы лиц, которые вели эти записи.

Далее, акты направляются в органы внутренних дел и проводится дальнейшее расследование. Плательщик привлекается к ответственности и появляются правомерные основания для начисления налогов и пошлин. Если правонарушения не обнаружены, проверка заканчивается, и налоговики фиксируют ее успешное прохождение.

Ошибки инспекторов

Если на предприятии началась встречная проверка, прежде чем предоставить все запрашиваемые инспекторами документы, вначале стоит проверить их запрос на допущенные ошибки.

Наиболее распространенными ошибками налоговиков считаются:

  1. Документы для проверки запрашиваются без письменного требования.
  2. Перечень документов в поручении не совпадает с требованиями.
  3. Документы для проверки требуются безосновательно.
  4. Повторно запрашиваются документы, которые уже были представлены на рассмотрение.
  5. Документы или сделка должны быть идентифицированы.

Последствия встречной проверки

В случае успешного прохождения встречной проверки инспекторы не вручают никаких документов или сертификатов о прохождении, однако, в случае непредоставления сведений или их опоздания, компания привлекается к ответственности. В этом случаи не только портятся отношения с контрагентом, но и появляются такие негативные последствия, как отказ в вычетах НДС и снятие прибыльных расходов.

Если предписания встречной проверки не были предоставлены, налоговики вправе начать полноценную серию выездных проверок. В этом случае весь беспорядок в документообороте компании станет явным.

Практикум по выездной налоговой проверке представлен ниже.

Одним из популярных среди инспекторов и, что уж говорить, нелюбимых среди представителей бизнеса, методов налогового контроля является налоговая проверка. Статья 87 Налогового кодекса выделяет камеральные и выездные проверки . Первые проводятся по факту подачи фактически любого отчета – контролеры просто изучают содержащиеся в нем данные, и иногда могут запросить дополнительные документы, подтверждающие те или иные цифры. Второй вид проверки проводится непосредственно в самой компании, где изучаются все бухгалтерские документы, относящиеся к проверяемой ситуации. Несколько лет назад в этой же статье кодекса выделялся еще один вид ревизий – встречная налоговая проверка. Это термин, который на данный момент из главного налогового документа страны исключен, однако сами мероприятия подобного типа вполне проводятся, как в рамках выездной, так и при камеральной проверке.

Использование метода встречной проверки

Встречная налоговая проверка – это процедура, в рамках которой камеральной или выездной проверке подвергается не сам налогоплательщик, а его контрагент.

Вопросы у контролеров может вызвать конкретная сделка или же группа сделок проверяемого налогоплательщика. Бывает и так, что в учете в целях занижения налоговой базы показываются несуществующие сделки или же сделки с вообще несуществующими контрагентами. Так или иначе в подобных ситуациях инспекторы могут запросить у связанных в рамках этих сделок лиц их копии документов, которые были отражены в учете проверяемого плательщика налогов и сборов. Сам факт существования таких контрагентов, а также соответствие документов по сделкам у одной и другой стороны будет говорить о правильности отражения данных в бухгалтерском и налоговом учете проверяемого лица.

Порядок поведения встречной проверки, какие документы предоставляют в рамках этого мероприятия, прочие особенности проведения процедуры расписаны в статье 93.1. Официально в ней речь идет о порядке истребования документов у налогоплательщика, плательщика сборов, плательщика страховых взносов и налогового агента или информации о конкретных сделках. То есть сам термин «встречная проверка» - это определение, которое в данной статье не используется, однако суть его вполне раскрывается.

Встречная проверка документов

Это возможность проведения так называемой встречной проверки, и она основывается на закрепленном в статье 93.1 праве налогового инспектора, проводящего проверку, затребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами или информацией, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы или информацию. Затребовать необходимые документы контролеры могут в любой момент при проведении камеральной или выездной проверок, а также по факту их окончания, например, на стадии вынесения решения по факту рассмотрения результатов проверки руководителем инспекции.

При этом инспекция, которая проводит выездную или камеральную проверку конкретного налогоплательщика, по которому возникли сомнения в правильности отражения данных, должна направить поручение в ИФНС по месту регистрации его контрагентов, у которых планируется запросить встречные документы. В этом поручении указывают, в связи с чем возникла необходимость в предоставлении документов. Если контролерам нужна информация по конкретной сделке, то в этом запросе указывают данные, позволяющие ее идентифицировать. Таким образом на этой стадии процедуры происходит лишь взаимодействие двух налоговых инспекций.

Далее в течение 5 дней с момента получения такого поручения ИФНС по месту регистрации фирмы или ИП, которые должен предоставить те или иные документы, направляет своему территориально подведомственному налогоплательщику требование о предоставлении этих бумаг. К требованию прилагается выше упомянутое поручение инспекции, от которой изначально исходила инициатива о проведении встречной проверки.

Срок предоставления документов по встречной проверке налогоплательщиком, получившим такой запрос, составляет также 5 дней. В этот срок инспекции необходимо сообщить об отсутствии необходимой информации, в случае, если требуемыми документами данный налогоплательщик не располагает.

Что же делать при встречной проверке налоговой, если документы по интересующей контролеров сделке у компании или предпринимателя все же имеются? В подобной ситуации их необходимо предоставить в инспекцию по своему адресу регистрации лично, направить по почте заказным письмом, передать по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - при наличии соответствующей электронной подписи.

Ответ на требование налоговиков традиционно оформляется пояснительной запиской. Не исключение в данном случае и истребование документов в рамках встречной проверки. Образец пояснительной записки в данном случае должен быть оформлен в свободной форме. В документе можно представить в текстовом виде сведения по запросу контролеров, привести опись передаваемых документов, представить другую важную информацию в рамках полученного требования.

Сроки запроса документов по встречной проверке

Поскольку запрос документов в рамках проведения проверки у контрагента фактически не является налоговой проверкой лица, у которого запрашивают встречные документы, то в данном вопросе существует некая законодательная коллизия. Ограничение срока трех предшествующих проверке календарных лет на данные ситуации не распространяется, а отдельных сроков для запроса информации для данных случаев не предусмотрено. Так что запросить могут и более ранние документы в рамках общих сроков хранения таких бумаг.

Напомним, для первичных документов, а также счетов-фактур, которые, как правило, инспекторы требуют в рамках проведения встречных проверок в целях подтверждения сделок, установлен четырехлетний срок хранения по окончании налогового периода, в котором данных документ был отражен в учете. Таким образом, если вы получили запрос на документ, который уже был уничтожен в виду истечения срока хранения, то об этом следует сообщить инспекторам в ответном письме. К нему целесообразно будет приложить подтверждение, в частности акт об уничтожении документов.

Ответственность лица, участвующего во встречной проверке

Интересно, что отказ от сотрудничества в подобной ситуации и непредставление истребуемых документов либо же нарушение 5-дневного срока признается налоговым правонарушением, несмотря на тот факт, что налогоплательщик в данном случае сам проверке не подвергается. Размеры штрафов, предусмотренных в подобном случае, составляют 10 000 рублей при непредставлении документов в положенный срок (п. 6 ст 93.1, п. 2 ст. 126 НК РФ), 5000 рублей – при представлении документов, содержащих недостоверные сведения (п. 6 ст 93.1, п. 1 ст. 129.1 НК РФ), и 20 000 рублей – при повторном в течение календарного года несообщении требуемых сведений (п. 6 ст 93.1, п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Новое на сайте

>

Самое популярное